Сентябрь 2015 г.
Операция Яранской ЧК - внедрение в Пророчицкий монастырь
В феврале 1919 г. в ворота Пророчицкой обители постучался человек, попросивший крова, по документам оказавшийся офицером-белогвардейцем Петровым. Ему не было отказано. Что интересно, наивные монахи пустили в обитель офицера. даже без ведома настоятеля, что явствует из отчета этого чекиста. Настоятель монастыря узнал о госте намного позднее. Увы, то оказалось лишь хитрая провокация. На самом деле «белый офицер» оказался чекистом, который вскоре дал свои показания в деле игумена монастыря (сами монахи так никогда и не узнали, кто он был на самом деле). Такие провокации были излюбленными в Яранской «чрезвычайке». В том же году переодетый чекист был подослан в «банду», скрывавшуюся в глухих лесах уезда. На деле это, конечно, была не банда, а крестьяне, измученные поборами продотрядов. Что бы хоть как-то спастись от них, они ушли в леса, прихватив с собой оружие, принесенное с Германской войны. Благодаря хитрой спец-операции, «лесные братья» были обнаружены и ликвидированы
Истинной причиной такой «разведки» в монастырь было разузнать, скрываются ли в нем белогвардейцы, имеются ли в нем ценности и где они спрятаны. «Офицер» без особого труда вошел в доверие к насельникам и выведал все, что нужно. В своем отчете в ЧК после отбытия из монастыря, ее сотрудник добросовестно изложил следующее:
«Следователю Яранского чрезвычайкома Норкину было заявлено от сотрудника № 2, который был командирован в мужской монастырь Яранский с документами белогвардейского офицера Петрова. 3 февраля 1919 г. я прибыл в мужской Пророченский мужской монастырь, где я сперва познакомился с монахом Кириллем, который, познакомивший со мной и при разговоре со мной он мне сообщил, что им в настоящее время живется плохо, т.к. они получили приказ , что бы немедленно монастырь очистили к 7 февраля 1919 г. и я также сообщил, что если у вас что еще не вывезено из монастыря, то постарайтесь поскорее вывезти и на что он согласился и на мою лошадь положил тулуп и пинжак и книги. И также познакомился с послушником, как например Стефан и Александр, которых я попросил, чтобы они довели до сведения игумена, что в монастыре находится белогвардейский офицер и как только узнал архимандрит о моем пребывании в монастыре, то я был приглашен к нему и когда я вел беседу с игуменом, то он мне пояснил, что у них спрятаны некоторые драгоценности в монастыре, а часть из них увезены в деревни, и он также пояснил мне Петрову, что у него заготовлено хлеба нелегальным путем 200 пудов и также заготовлено крупчатки 27 мешков, но где именно не указал и он в течение моей беседы с ним все время спрашивал, где находятся белогвардейцы и скоро ли они придут сюда белогвардейцы и также пояснил, что он игумен скрывался в Котельничском лесу 4 месяца, но что его заставило скрываться, он так и не мог сказать, что его заставило скрываться для меня тайна».
Вскоре после ухода «офицера из обители, в нее нагрянули чекисты. Игумен монастыря отец Геннадий был арестован, обвинявшийся по нескольким пунктам, в том числе за укрывательство "белогвардейского офицера"... По этой же причине игумен монастыря вскоре был расстрелян...
28 октября 1919 г. следователь Вятской Чрезвычайной Комиссии вынес решающее заключение по делу архимандрита Геннадия, по прежнему основывавшееся на 2 обвинениях – в сокрытии хлеба и в укрывательстве белогвардейского офицера. Приговор: расстрелять. 10 ноября 1919 г. приговор был утвержден.
«Слушали: дело № 756 Архимандрита Геннадия Панфилова (заложника), обвиняемого в скрытии хлеба 235 пудов, крупчатки 3 пудов и в укрывательстве белогвардейского офицера в течении 6 месяцев.
Постановили: применить высшую меру наказания».
Здесь, как видим два подлога сразу – «белый офицер», которым был сотрудник ЧК (и там все эти знали)и его пребывание в монастыре 6 месяцев, хотя он сам писал в отчете, что в монастырь прибыл 3 февраля 1919 г…
Данных о казни игумена Геннадия не сохранилось.
В документе агент назван № 2, т.е. он был не один в своем роде...
Антисоветские мятежи на юге Вятского края. Год 1918й (немного из будущей книги)
Неизвестно и то, как отнеслись монахи Пророчицкого монастыря к т.н. «офицерскому мятежу» августа 1918 г. В то время по всему Поволжью вспыхивали антисоветские мятежи. Ободренные успехами Белого движения крестьяне и интеллигенция, измученные вконец владычеством советской власти, энергично брались за оружие и сбрасывали у себя ненавистное большевисткое иго, прикрывавшееся «властью рабочих и крестьян», но на деле беспощадно грабившее и избивавшее тех же рабочих и крестьян. Примером тому стал Ижевский завод Вятской губернии, где власти завода творили всевозможные бесчинства над рабочими и, наконец, отдали приказ о мобилизации на красный фронт. Рабочие отказались от этого и собрали митинг. Большевики пытались разогнать его, угрожая расстрелами. Это дало начало самому мощному восстанию того года не только в Вятской губернии, но и вообще в России. Параллельно с ним на юге губернии вспыхнул Степановский мятеж. Подняли его против «власти советов» бывшие продотрядовцы – московские рабочие, до этого исправно грабившие и избивавшие крестьян. Теперь же они изменили свою политику с точностью до наоборот и подняли штыки против той власти, которая их сюда прислала. К мятежникам примкнули бывшие офицеры, интеллигенция, часть крестьянства. С симпатией отнеслось к ним и духовенство. Мятеж быстро разгорелся, охватив собой Уржумский, Нолинский и Малмыжский уезды. Ожидалось прибытие отрядов мятежников и в Яранский уезд. В ожидании его там вспыхнули мощные офицерские и эсеровские мятежи в Яранске и Санчурске.
К сожалению, история Степановского мятежа оказалась очень короткой. Вятские большевики двинули на юг губернии мощные силы из верных им наемников – венгров и латышей; известно, что за деньги солдат служит всегда надежнее, чем за идею. Не оказало поддержки мятежникам и большинство крестьянского населения. Не было строгой дисциплины и среди самих мятежников, такой, которая была у большевиков. На местах царила анархия и пьянство. В результате уже после 2 боев шаткая власть мятежников развалилась как карточный домик. Те, кто остался в живых, ушли в «белую» Казань. Участь раненых и оставшихся, надеявшихся на милость новой власти, была печальной – наемники, служившие у большевиков, отличались особой жестокостью и в плен никого не брали… Яранские офицеры также не дождались поддержки, а сил у них было еще меньше, чем у степановцев. Мятежи были быстро подавлены. На места вернулись уездные ЧК, до этого своевременно эвакуировавшиеся, начавшие облавы и расстрелы. Особенно лютые расправы прошли на юге губернии осенью 1918 г. , во время «красного террора». Жертв было очень много, по большинству не сохранилось даже расстрельных дел. Есть косвенные свидетельства, что некоторые офицеры находили убежище в монастырях г.Яранска. Уже в советское время в Яранском Знаменском монастыре был найден револьвер и другие офицерские принадлежности....
На фото: латышский карательный полк в с.Русский Турек Уржумского уезда. 1918 г.
Батюшка-патриот (из советской печати)
Интересный случай был в с.Елькине. Объявил комсомол помощи флоту, а поп, узнав, организовал в церкви во время службы денежный сбор и даже проповедь на это сказал. Интересный народ эти попы – приспосабливаются к моменту. Но флот в поповских проповедях не нуждается
Приспособился// Вятская правда 23 февраля 1923 г.
На фото: священник Григорий Ушаков с семейством, о котором скорее всего идет речь в статье
Церковь в с.Русские Шои
Богоявленская церковь в селе Русские Шои была построена в 1865 году на средства прихожан.Как и многие сельские храмы юга Вятской губернии, она была деревянной, стояла каменном фундаменте, и имела один престол. Клир храма состоял из священника, диакона и псаломщика, к церкви была приписана часовня в деревне Шойдум. В Русских Шоях действовала миссионерская инородческая школа, кроме нее приходское духовенство преподавало Закон Божий в училищах Министерства просвещения, располагавшихся в селе Русские Шои, деревнях Визимбирь и Черный Ключ.
В начале 1920-х годов приход села Русские Шои примкнул к обновленчеству и оставался в нем до самого закрытия храма. 7 августа 1939 года церковь была закрыта, здание передали под «культурное учреждение», а в 1996 году оно сгорело. В настоящее время на месте храма стоит часовня, освященная в честь Богоявления Господня.
Блаженные в советской прессе
Иногда на страницах советской прессы, особенно первых лет советской власти, можно найти упоминания о блаженных, чудотворных иконах и других чудесных явлениях православной жизни, но, конечно, газетчики старались объяснить это по своему...
В с.Пустополье Пилинской волости (Уржумский уезд) есть некая просветленная Домнушка и явленная икона. «Если, рассказывает она, опустить край этой иконы в воду, то вода получает целебные свойства и излечивает от всех болезней». Народ потянулся вереницей.
Явленная // Вятская правда 1924 г. 21 июня
На фото: церковь в с.Пустополье. Снимок советского времени
И немного о погоде ))
На днях, пользуясь ведренными днями, крестьяне спешат закончить сенокос. Уборка трав, по случаю неблагоприятной ненастной погоды, нынче затянулась до Ильина дня. Сухого сена удалось сметать мало. Большая часть подкошенного сена, из-за ненастья, подмокла, потемнела.
Цены на свежее место значительно упали. Старое сено незадолго перед свежим продавать по 25-30 р. за пуд, свежее же сено продается ценами от 3 р.50 коп. за пуд и ниже.
Окончен сенокос // Известия Вятского губернского исполнительного комитета 1918 г. № 98
1922 год. Начало печатной травли вятского духовенства...
Церковные ценности голодающим. Что думает вятское духовенство.
Со всех концов Советской России поступают сообщения о сдаче церковных ценностей в помощь голодающим.
Некоторая часть духовенства сама пошла навстречу власти и голодающим, призывая верующих сдать все то, что необходимо при богослужениях. Молчит лишь вятское духовенство, до которого по видимому не дошли сообщения о ужасах голода.
Или быть может вятское духовенство думает, что все сообщения о сдаче церковных ценностей и ужасах голода – измышления досужих фантазеров сотрудников газеты «Вятская правда».
Мы думаем, что населению губернии, которое само голодает, как на то, так и на другое, небезинтересно было бы получить ответ, который не замедлит дать вятское духовенство, если не желает себя дискредитировать в глазах трудящихся.
Редактор
21 февраля 1922 г. Вятская правда
Открытое письмо вятскому духовенству
Вся Русь говорит про церковный раскол – Тихон бросил патриарший престол. Во главе церкви священство прогрессивное творит дело дивное: просветить хотят христианский взор, созывать Поместный церковный собор.
Только все эти живые порядки не находят отклика живого на Вятке. Кадит наше духовенство к небу, берет «лимоны» за требу. А о расколе ни гу-гу, притаились как мышь…
1 июня 1922 г. Вятская правда
Конец Куженерской обители
На заседании Уржумского уездного исполнительного комитета от 10 января 1919 г. постановлено: разрешить Отделу народного образования устроить в Куженерском монастыре 4ю школу 2й степени с предоставлением ему права оставить для школы имеющийся инвентарь, необходимый для школы. Все учителя 4й школы 2 ступени г.Уржума подлежат переводу вместе с означенной школой в Куженер, но не желающие переводиться по какой-либо причине могут перевестись в другое тождественное учебное заведение г.Уржума.
Местная жизнь // Уржумские известия 1919 г. № 9
Старое фото Куженера
1918 год. Легализация язычества в Вятской губернии
Уржумский уезд. На съезде черемисских священников и граждан, знающих свою национальную веру обсуждался вопрос: «Как быть теперь после издания закона (декрета) о свободе совести, тем мари (черемисам), которые будучи православными по принуждению выполняя обязательные требования старого закона, все обряды Православной Церкви, как-то: брака, крещения, отпевания и т.п., на самом деле ревностно исповедывали национальную веру мари; как быть им? По-прежнему ли оставаться в двуверии, или выйти из Православия и исповедывать национальную веру мари?»
После обмена мнениями, съезд вынес такое решение: «Признать целесообразным: всем православным мари, фактически исповедующим национальную веру, ходящим в мольбище (кюс-ото), выйти из Православия и держаться веры своих отцов. Веру мари назвали национальной верой (тюн мари вера), упразднив название «языческая» т.к. язычники кланяются идолам и прочим видимым предметам, как богам, а марийцы кланяются только невидимому создателю Вселенной, особо за каждое его творение и за каждое чудесное его дело. Православие народу мари, как показывает опыт многих веков, почему-то не по душе. С другой стороны, когда у мари будет только одна своя вера, они освобождаются от двойного расхода: содержание церкви и отправление моления по-своему, остается лишь одно – моление в мольбище».
Известия Вятского губернского исполнительного комитета 1918 г. № 16
Как уржумцы в 1923 году комету ждали
«Страсти Господни!!! От Сатурна оторвался осколок разиков этак не то в 12, не то в 16 больше Земли и прямо летит на нее! Встретившийся на пути этого осколка бравый Марс долго жить приказал!»
Вот о чем говорят сейчас обыватели всего Уржума и крестьяне окрестных деревень. Этот «осколок» взбудоражил почти все население Уржума. Говорят об осколке в своих домах, на улицах, в учреждениях. Говорят наша судьба должна решиться тогда-то и тогда-то.
Один из попов города был уверен, что осколок упадет в один какой-то день и в этот день он, против своего обыкновения, раньше на час службу начал.
В Светлицах говорят, что если осколок минует Землю, то немедленно покажется второе солнце и у нас будет юг.
Граждане, живущие в Шинерке, полагают, что осколок своим хвостом должен ткнуть в Тихий океан, вытеснить воду и образовать всемирный потоп. Старики д.Шурана Теребиловской волости, почесывая свои затылки, делают следующий вывод: так как ни они, ни их отцы и деды не знавали случая, что бы благовещенье было накануне Пасхи, то нынче быть светопреставленью.
Пущенная кем-то «утка» обнаружила то, что большая часть граждан г.Уржума питается слухами, вследствие чего делает слона из мухи. Между прочим, причиной всего этого, вероятно, служит следующее:
В газете «Вятская правда» № 67 читаем:
«Астрономы сообщают, что в текущем году нам предстоит удовольствие наблюдать одновременно на небе 3 кометы. Эти кометы названы в честь Шиллеруца, Бландзе и Петриова. Соответствующие телеграммы разосланы центральным астрономическим бюро в Копенгагене».
"Планида"// "Красный пахарь" - 1923 г. № 25
Первые детские сады Вятской губернии
Иногда в советских публикациях первых лет можно найти косвенные упоминания об учреждении каких-либо учреждений. В нолинской газете "Деревенский коммунист" за 1920 г. в статье "Не надо ворожей в школу" как-то удалось найти сведения о первых детских садах. Примечательно, что первый детсад здесь разместился в бывшем доме священника:
"Село Мелянда Сердежской волости Уржумского уезда. В нашем селе есть детский сад в поповском доме; прислугой в этом саду служит одна старушка с семейством в 5 человек, которые не находясь нигде на службе, кормятся с общей кухни. Не удовлетворяясь этим, прислуга, как большая ворожея, задумала продавать свое довольно прибыльное занятие и на новом месте.
И вот темный народ, по преимуществу жены красноармейцев, повалили к ней гурьбой поворожить: где находится муж, не убит ли он, почему не пишет писем и т.п. Ворожба обычно происходит тут же на глазах у детей, что развращающее действует на их детские умы и они нередко уже просят «бабушку» поворожить!"
Деревенский коммунист - 1920 г. № 36
На фото: К. А. Луппова и воспитанники первого детского сада города Вятки. .1911 г.
Волисполком "Добрый"
Село Лудяна Буйской волости Нолинского уезда. В нашей волости «духовные отцы» по старой привычке все еще продолжают ездить по деревням, собирая «ругу» - масло, яйца, муку, ржаное и яровое жито, несмотря на то, что местный волисполком в достаточном количестве удовлетворяет их всеми продуктами продовольствия из волостного продотдела. При таком двойном пайке попы живут себе припеваючи, а бедняк-крестьянин пухнет с голоду.
О поповской жадности// Деревенский коммунист - 1920 г. № 36
Удивительный факт: "местный волисполком в достаточном количестве удовлетворяет их всеми продуктами продовольствия из волостного продотдела". Что бы советский орган власти снабжал духовенство продуктами из волостного продотдела... Хотя в 1920 г. в Вятской глубинке еще все было возможно, т.е. построить социализм по-людски...
Вятские села на излете НЭПа
Из статьи о селе Кичма Яранского уезда:
Хорошее и плохое в селе. Село Кичма Яранского уезда – большое, торговое. 19 коммунальных зданий занято под советскими учреждениями. Последний год эти здания приобрели приличный вид. Построено одно новое. Нынче на эти средства от самообложения отремонтирован дом под медпункт, заканчивается постройка ветпункта. В некоторых помещениях произведены поправка полов, крыш, побелка стен и т.д. Через реку на конце села перекинут навесной мост.
Вот площадь. Футбол, баскетбол и крокет, гиганы, горки, за этим проводит праздники моложежь села. Кооперация торгует неплохо: имеет три лавки. Частник свернулся давно, лишь по воскресеньям на площади села открывается захудалая лавчонка с вывеской игольно-галантерейная торговля». Неплохо орудует и кредитное.
Это частица хорошего. Но есть и плохое, которое сразу бросается в глаза. Во многих учреждениях выбиты стекла, низ в доме кооперации холодный, жилые помещения пропадают без всякого надзора. Надворные постройки у домов разрушаются, крыша на складе кредитного прогнила, проваливается.
Выйдем за Кичму. Два хлебозапасных магазина расходуются: доски ободраны, уже подбираются под фундамент. Радио – прививающееся к культуре в деревне около года – молчит. Народный дом оживает изредка: когда подойдет компания или приедут артисты с Волги с халтурными постановками и системной культурной работы нет.
Алянский. Кичма // Вятская правда -1928 г. № 256
На фото: село в наши дни
Жилой дом на фундаменте бывшей часовни. Д.Редькино Лебяжского района
Из архивной справки: «часовня при д. Малое Редькино, зданием деревянном на каменном фундаменте, 1874 года постройки. Осьмигранная на 5 саженей во все стороны. Украшений, кроме нескольких икон, в часовне нет. Праздники – 10 октября в день Покрова, в пяток 9-й недели по святой Пасхе в честь Великомученицы Параскевы, 18 августа, в день святых мучеников Флора и Лавра».
По воспоминаниям старожилов часовня, находившаяся в приходе церкви с. Лебяжье, стояла на самом конце деревенской улицы. Это было большое рубленое по кругу здание с деревянным куполом, который венчал железный крест. Несколько небольших окон закрывались ставнями. В самом здании из убранства было лишь несколько икон и подсвечников. В часовне служили молебны в Троицу и перед выгоном скота, который освящали. Из Лебяжья приезжал священник, который по просьбам верующих проводил службы и на дому.
При советской власти в здании часовни был открыт маслозавод, затем в нем расположился склад, проводились вечерки. Позднее была разобрана на строительство крахмального завода. Ныне на ее фундаменте стоит жилой дом.
Филейская обитель. Настоятель Августин с насельниками у могилы преподобного Стефана Филейского. Могила еще не обустроена так, как выглядела позднее (с сенью и балдахином). Значит, это еще первые годы после смерти преподобного. Где-то среди насельников и будущий преподобный Матфей Яранский. Вопрос - который из изображенных на фото? Фото его в молодости пока не найдено.
Фото предоставлено о.Александром Балыбердиным.
с. Атары
Спасская церковь
(1687 – 1939)
Поселение возникло в 1710 г., приход открыт в 1687 г. с построением первой деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя по храмозданной грамоте данной Преосвященным Ионою. Основателем храма стал Кукарский Покровский монастырь. Все первые деревянные церкви с. Атар до начала XIX ст. строились на низменном берегу р. Вятки, а весь приход был на противоположном берегу.
В 1731 г. вследствие ветхости церкви по просьбе священников разрешено построить новую деревянную (но холодную), которую освятили в 1734 г. По просьбе прихожан Епископ Казанский, Преосвященный Лука, 28 марта 1740 г. дал благословение на постройку второй, отдельной, теплой церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы.
За 1775 г. в селе упоминается 2 деревянные церкви и 188 дворов в приходе. К 1793 г. Введенская церковь пришла в ветхость и прихожане просили Преосвященного Лаврентия разрешение на построение Введенского придела при Спасской церкви. 1 сентября 1793 г. было дано благословение на построение придела, который был освящен 27 сентября того же года.
7 марта 1800 г. была дана храмозданная грамота преосвященным Амвросием на построение в с. Атарах вместо деревянной Спасской церкви каменного храма, который был построен в 1809 г. на горе. Вместе с ним на гору «поднялось» и село по причине затопляемости берега. Иконостас в холодной церкви благоустроен намного позднее. Указом духовной консистории от 9 июня 1819 г. за № 2112 прежнюю деревянную церковь разрешено было разобрать, но еще в 1833 г. она стояла в развалинах, в ней играли дети.
Из описания церкви за 1919 год: «Церковь каменная, покрыта железом, разделена на тёплую и холодную, одноэтажная, трёхпрестольная, с колокольней в одной связи». При ней был подземный ход.Престолы: в честь Нерукотворного образа Спасителя (холодный придел, освящен в 1833 г.), в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (теплый правый придел, освящен в 1817 г.) и в честь святого князя Владимира (левый теплый придел, освящен в 1838 г.). Стенная живопись была выполнена лишь в 1894 и 1900 г.г. на звоннице имелось 8 медных колоколов, из них самый большой, воскресный, весил 32 пуда, 11 ф. Утвари было достаточно. Церковно-приходской школы не имелось, в д. Толстик часовня. Престольный праздник – Троица, отмечалась очень весело, с гармонью, частушками, танцами и … драками ( в 1947 году в массовой драке приняло участие аж три соседних района). В начале ХХ в. Епископ Вятский и Слободской посетил село только в 1904 г.
Особые достопримечательности: позолоченный животворящий крест столярной работы; серебряный вызолоченный крест с финифтяным распятием; серебряная позолоченная дарохранительница; 18 висячих медных посеребряных лампад на цепях; Евангелие напрестольное в листах, в серебряном окладе 84 пробы, позолоченное, с изображением на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов и с изображением Благовещения на нижней доске; Евангелие напрестольное в листах, верхняя доска и корешок в серебряном окладе 84 пробы, нижняя доска в бархате с 5 серебряными клеймами; вся богослужебная утварь из серебра вызолоченная.
В 1910 г. приход состоял из 39 селений с русским населением – 5176 человек. Приход был бедный и самый беспокойный: многие прихожане занимались разбоем. Из описания прихода за 1912 г.: «село расположено на правом берегу Вятки. В приходе 3 земских школ. Занятия прихожан – землепашество и отхожий промысел».
Причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В XVIII – XIX вв. служила династия священников Перфирьевых (Порфирьевых): о. Аника (1775 г.), о. Максим (строитель каменного храма, начало XIX в.) и о. Иаков (покинул село в 1833 г., отец И. А. Порфирьева – профессора русской словесности Казанской духовной академии). Одним из самых замечательных и выдающихся атарских священников был протоиерей о. Николай Люминарский (1833– 1911), который в 1908 г. в честь 50-летия служения в священном сане был награжден орденом св. Владимира 4 степени. Последние служители: священник о. Иоанн Семенов – с 1905 г., он же возглавлял молельный дом в д. Дворец, отошел ко Господу в 1947 г.; диакон Григорий Домрачев – отошел ко Господу в д. Толстик в 1959 г., его сын, Иван Григорьевич погиб в бою 7 декабря 1941 г.; псаломщик Пантелеимон Новицкий (с 1913 г.) был репрессирован и умер в Сибири. Последний звонарь Егор был слеп, атарские мужики собирались у него в сторожке и играли в карты.
Изьятие церковных ценностей произошло 9 марта 1922 г., в 1923 г. верующие Атарского прихода присоединились к обновленческому течению, но уже 8 марта 1925 г. на особом собрании решили выйти из него и уволили священника-обновленца Тронина.
14 марта 1930 г. начальник Лебяжского РАО Емшанов рассмотрел материал о закрытии храма в с. Атары на том основании, что «граждане состоящие в приходе группы верующих в Атарской общине изъявили желание группы общины распустить… церковь в с. Атары закрыть, о чем вынесли постановления общие собрания».
Закрыта церковь была обманом: собирали колхозников на собрания, составляли их списки, а потом прилагали эти списки к липовым договорам, в которых писали, что все колхозники единогласно отказались от церкви, хотя на собрании решались совсем другие вопросы. Такая схема была характерна для всего Лебяжского района, в котором коммунисты были менее наглее, чем, например, в соседнем Уржумском районе.
Например, в протоколе общего собрания избирателей д. Дворец писалось (17 апреля 1939 г.):
«…Выступления в прениях.
Криницын С.В. У нас в Лебяжском районе закрыты все церкви, осталась только одна, так и мы должны это помещение использовать в культурных и выгодных целях, как например для школы или для клуба.
Колпаков В.В. Нужно дать молодым культурное помещение и будет оно использовано в культурных целях. Нужно присоединиться к голосу остальных и закрыть церковь.
…Колпаков П.П. Я старичок 70 лет призываю всех остальных присоединиться к голосу и закрыть церковь.
Постановили по большинству голосов закрыть Атарскую церковь и передать под школу. Голосовали за закрытие 49 человек, против 5 человек». Безусловно, все это было сочинено коммунистами, и такие «сочинения» были присланы в Облисполком из всех деревень Атарского прихода.
23 июля 1939 г. председатель Атарского сельсовета Криницын направил следующее заявление председателю Кировского Облисполкома т. Иволгину: «Нами была проведена работа по закрытию Атарской церкви. Граждане Атарского сельсовета постановили закрыть Атарскую церковь. Президиум Лебяжского райисполкома утвердил протокола и послал на утверждение президиума Облисполкома в апреле месяце 1939 г. Мы до сих пор не получили никаких ответов. До сих пор нечего нам не сообщили, где пропадает это дело. Сейчас июль месяц, граждане ждут утверждения закрытия церкви. Прошу это дело разыскать и утвердить наши протокола и нам сообщить».
2 августа 1939 г. постановлением президиума Кировского Облисполкома № 1384 церковь в с. Атары была закрыта – «согласно ходатайства трудящихся передать райисполкому для использования под культурные мероприятия».
Как и в большинстве церквей, школа в Атарской церкви, под предлогом которой была она закрыта, пробыла недолго. Уже с 1940 г. в нее стал ссыпаться хлеб. Храм лишился своей ограды и крестов и к 1949 г. стал требовать капитального ремонта.
В 1940-е годы в д. Дворец бывшего прихода действовал молельный дом. Многие годы в селе жила дочь священника, заслуженная учительница Вера Николаевна Люминарская, тайно вела уроки Закона Божьего. В 1960 г. её хороняло всё село. В 1961 г. в с. Атары была закрыта школа и вскоре после этого село обезлюдело.
Ныне заброшенная Атарская церковь находится среди глухого леса в одном из самых труднодоступных мест Лебяжского района, которые входят в туристические маршруты Кировской области.
Яранский Пророчецкий монастырь: возрождение
После закрытия монастыря, его насельники, оставшиеся без крова, разошлись кто куда, в большинстве своем по домам. О большинстве из 70 монашествующих и послушников не сохранилось никаких сведений. Несколько послушников Пророчицкого монастыря вместе с казначеем иеромонахом Афанасием (Мухачевым) остались на территории упраздненной обители и устроились жить в церкви. Они стали заниматься сельским хозяйством, организовав товарищество. Вскоре к ним присоединилось еще несколько бывших монахов и мирян. Община составила около 10 человек. В 1925 г. для проживания монахами у «Опытного поля» был выкуплен низ бывшего монастырского дома, построенного незадолго до революции для приема высоких гостей, но не отделанного полностью; часть его стала отдаваться для ночлега богомольцам.
О том, где жили насельники, рассказывал в своих «Воспоминаниях инока» епископ Вениамин (Милов): «Жить мне пришлось сначала в монастырской гостинице, потом в сапожной, внутри ограды, и, наконец, в только что отделанном новом каменном доме, предназначавшемся, между прочим, для приемов именитых гостей, в том числе для размещения посещавшего обитель епархиального архиерея и его многочисленной свиты. Только лишь 1 этаж здания был обустроен».
Вот что рассказал о возрождении обители в 1929 г. на своем допросе в ОГПУ священник Матфей Деньгин: «Когда организовалась советская власть – был разгон монастыря. Все монахи уходили домой, остались только 4: игумен Афанасий, я, Сарапион, теперь умерший, послушник Забегаев Иван Павлович. Оставшиеся игумен Афанасий и Сарапион организовали из ближайших деревень группу верующих и монастырь был открыт снова. Часть монахов возвратилась, организовали монастырь. Какого-либо изменения в службе и порядках после организации группы верующих не было, все осталось по прежнему. Ранее богомольцев было много, а теперь в праздничные дни доходит до ста человек. Некоторые остаются переночевать… Женщин в монастыре проживают 3 человека, которые помогают по хозяйству…»
28 января 1929 г. монах Павел Панов так рассказывал о причинах своего пребывания жизни в монастыре: «В монастыре лишь потому, надо было честно обеспечить братьев , которых у нас 5 человек, земли у нас мало. Жил я знал только 1 церковь да книги церковного содержания…».
Большинство из насельников уже назад не вернулась. Не вернулся в обитель и прп.Матфей, который ушел жить на бывшую монастырскую пасеку. Возможно, он предвидел предстоящие вскоре годы церковных нестроений. Это не мешало ему общаться с братьями обители и Яранскими Владыками, о чем сохранились скупые свидетельства.
Первые годы отец Афанасий возглавлял общину на правах старшего монаха, поскольку утверждение его в должности настоятеля и посвящение в сан игумена произошли только в 1923 г. по ходатайству Яранского викарного совета от… обновленцев. Видимо, поначалу объединение монахов существовало как товарищество, а в 1923 г. образовалась община верующих. В обновлении тогда находилась подавляющая часть Вятской епархии, ушел в него и отец Афанасий с братией. Епископ Яранский Сергий 28 июля 1923 г. писал в Вятское епархиальное управление (разумеется, обновленческое): «Яранский викарный Совет просит В.Е.У. утвердить и.об. настоятеля Яранского Прочицкого монастыря иеромонаха Афанасия в занимаемой должности настоятеля. Иеромонах Афанасий является весьма уважаемым пастырем как среди братии монастыря, так и верующих, посещающих монастырь. В настоящее время, при проведении реформ церковной жизни его авторитетные разъяснения народу, их необходимость вносят заметное успокоение в религиозные, но часто темные массы народа. Ввиду сего утверждения Его в должности настоятеля с возведением в сан игумена является по мнению Викарного Совета вполне справедливым. В монастыре живет 23 года, иеромонах с 1909 г., имеет наперсный крест. 50 лет от роду». По всей видимости, вятские обновленцы утвердили это постановление; хотя в целом «живоцерковники» не признавали монашества, в Вятской епархии существовало несколько монастырей, поддерживавших обновленцев.
О жизни о.Афанасии – третьего игумена монастыря - до этого момента известно немного. Родился он – в миру Алексей Антонович Мухачев – в крестьянской семье Орловского уезда, в починке Мухачево. Учился в начальной школе, занимался крестьянством. 20 сентября 1900 г. в возрасте 42 лет поступил в Пророчицкий монастырь. 20 мая 1904 г. постригается в монашество с именем Афанасий. Благодаря свои незаурядным организаторским и другим способностям, он скоро был по достоинству оценен игумен монастыря и епархиальным начальство. Уже 29 мая 1904 г. он рукополагается в иеродиакона, 5 июня 1905 г. – в иеромонаха. По указу Вятской духовной консистории от 5 июля 1909 г. о.Афанасий назначается благочинным монастыря и духовником, 8 мая 1915 г. – письмоводителем. 27 февраля 1912 г. был награжден набедренником. Отец Афанасий остался самым верным монастырю, разделив единственным из монахов его судьбу до конца…
По словам отца Афанасия из протокола его допроса в 1928 г., все насельники монастыря были бывшими послушниками монастыря. Из них 4 было пострижено им в монашество, а остальные 8 оставались послушниками. По версии ОГПУ, перед закрытием монастыря в нем имелось: 10 монахов, 3 послушника, 2 ученика и 1 священник.
Известно, что в обители до ее последнего закрытия жили следующие насельники:
Игумен Афанасий (Мухачев)
Иеромонах Сарапион (Волков), умер в 1926 г.
Иеромонах Иосаф (Сычев), монастырский казначей
Монах Николай (Черных)
Иеродиакон Паисий (Панов), диакон
Послушники:
Вшивцев Сергей Федорович, регент монастырского хора
Послушник Забегаев Иван Павлович
Священник Зарницын Афанасий Васильевич.
Об остальных сведений не сохранилось. Об учениках-послушниках в 1928 г. в заключении по следственному делу монастыря сообщалось: «На протяжении своего нелегального существования, Афанасий содержал под видом послушников несовершеннолетних мальчиков до 5 человек, которых воспитывал в монастырском духе, приготовляя к пострижению в монашеский сан…» Рассказывают, юноша Иван Огородников пришел в монастырь с продотрядом и возгорелся желанием остаться здесь послушником. Ему разрешили. В 1928 г., перед закрытием обители, учениками были Федосимов и Клепцов.
О судьбе некоторых насельников немного известно. Нужно ли?
Так монастырь возвратился к своей жизни, но это уже была не та жизнь, как до 1917 г. Теперь весь монастырь умещался в одном храме и одном доме, в которых жило и молилось до 10 братьев. Существовала братия за счет богослужений, того, что они нанимались на различные работы или продавали продукты, жертвуемые прихожанами. Служба велась по-прежнему монастырская, по старому уставу. Впоследствии число братьев со священниками выросло до 13. В конце 1920-х годов в монастыре жило также 3 ученика и 2-3 женщины; последние помогали по хозяйству. Сократилось и число богомольцев, на что большое влияние оказали происходившие события в церковной жизни, уход монастырской братии в обновленчество и, наоборот, верность митрополиту Сергию (Страгородскому), но по-прежнему было немало приезжавших из дальних деревень, а также «разной бродячей публики».
В 1928 г. в протоколе своего допроса ночной сторож Огородников Иван Флегонтович, проходивший как свидетель по делу закрытия монастыря, говорил: «Монастырь является сборищем антисоветских элементов, например ежедневно, а собственно по праздникам приезжают разные темные личности. Из них я знаю 2: кудрявого попа Афанасия Зарницына и человека с коклюшкой, которые бывали в монастыре часто. Кроме того, в монастырь систематически приводятся юродивые, какие-то кликуши. Цель привода их внедрить населению наличие разного рода «божьих наказаний» и бесов….»
Настоятель обители сам нередко ездил по деревням, совершал там молебны и говорил наставительные проповеди, давал советы крестьянам. Некоторые из них были пророческого содержания, что наводит на мысль, что отец Афанасий часто общался с преподобным Матфеем, но поскольку он говорил часто иносказательно, игумен не всегда мог правильно понять смысл его слов и излагал их крестьянам по-своему. Например, в октябре 1928 г. был устроен молебен по случаю постройки дома у зажиточного крестьянина Василия Григорьевича Вешнякова. По окончании его отец Афанасий сказал: «Не надо посещать бесовских собраний и всевозможные кружки, дети ваши в школах теряют облик православных верующих, не носят крестов, в школы их отпускать не нужно, прожили мы век неучеными, но Богу угодны». Здесь же отец Афанасий предсказал: «Скоро будет война, всему существующему будет крах, тогда настанет лучшая жизнь, нужно смиренно потерпеть до тех пор…» Были ли эти слова навеяны преподобным Матфеем, трудно сказать…
Давал отец игумен крестьянам и такие советы, например, чаще приводить детей в церковь, а про школу говорил – «если дальше учиться, то дальше от бога». Не советовал он крестьянам делать самообложение – «собранные фонды у крестьян отберут». Крестьяне слушались и, кое-где самообложение, навязанное коммунистами, не прошло. Впоследствии эти слова игумена чекисты используют для его обвинения.
В 1922 г. местные коммунисты наконец смогли осуществить свое заветное желание – была ограблена ими в ходе изъятия церковных ценностей монастырская церковь. Правда, особо поживиться им здесь не пришлось. Церковь не ломилась от сокровищ, как им представлялось. Было изъято:
Потир, дискос, звездица, 2 тарелки, лжица 6 3ф. 67 з.
Крест напрестольный 2 2 ф.14 з.
Ковшиков 3 54 з.
Кадил 1 1 ф.08
оклад от евангелия 3.26
- 18 з.
- 86 з.
Ковчегов 1 1.43
Риз от разных икон 4 5 ф.81 з.
В церкви Знаменского монастыря опись изъятого была более внушительной. Были ограблены и другие храмы Яранского края, в т.ч. те, которые посещал преподобный. Некоторые храмы были так бедны, что изымать собственно было и нечего. Например, в церкви с.Большой Рудки радетелям о «голодающих Поволжья» пришлось довольствоваться 2 напрестольными крестами, складом и 4 подставками от Евангелия.
После этого храм бывшего монастыря долго не трогали. 7 марта 1926 г. граждане Яранской волости заключили новый договор о передаче им церкви с целым рядом унизительных условий. Начинался он так: «Мы нижеподписавшиеся граждане Яранского уезда и волости… имеющие в ней свое местожительство, заключили настоящий договор с яранским волостным исполкомом Советом рабочих и крестьянских депутатов в лице его уполномоченного Представителя т.Филиппова Михаила Филиппова в том что сего числа 7 марта 1926 г. приняли в бессрочное бесплатное пользование находящуюся в бывшем мужском Пророчицком монастыре церковь с богослужебными предметами по особой нами заверенной своими подписями описи на нижеследующих условиях…»
В договоре перечислялось и все имущество храма, описывалась сама церковь: «Церковь в византийском стиле, деревянная, 1этажная, 2престольная, с деревянной колокольней. Высотой 14 ½ саж. Церковь имеет 5 глав, церковь и колокольня обшиты тесом снаружи и выкрашены масляной краской. Крыты железом. Церковь имеет 4 двери: западную, северную, южную с фронтонами и двери в диаконнике без фронтона. В притворе на правой стороне имеется помещение для церковника, а в левом для ризницы». На колокольне имелось 8 колоколов разного веса. Акт с перечислением имущества был подписан игуменом монастыря Афанасием.
Оставшись только в стенах церкви и монастырской гостиницы, монахи с болью наблюдали, как разрушается некогда возводимая ими с любовью обитель. Из-за бесхозяйственности монастырские постройки приходили в негодность, разламывались, территория захламлялась. Пришли в запустение фруктово-ягодный сад и кедровая роща; последняя стала засыхать от вытаптывания. Деревянная монастырская стена была разобрана. Был растащен мирянами кирпич, ранее заготовленный для строительства нового храма. Был засыпан винный подвал монастыря, т.к. он стал осыпаться, что грузило обрушением всего здания. Только кузница продолжала работать по назначению.
На фото: возможно, в этом доме жили последние насельники обители. Здесь же останавливались приезжие богомольцы.
Преподобный Матфей Яранский в последние годы жизни
После закрытия монастыря преподобный Матфей с несколькими братьями удалился на бывшую монастырскую пасеку около с.Большая Рудка Шарангской волости Яранского уезда, расположенную в 25 верстах от монастыря. Места эти ранее принадлежали купцам Беляевым и были переданы монастырю вдовою. В благополучные годы монахи здесь держали пасеку. Незадолго до революции на бывшей Беляевской даче стал возводиться скит, но достроить его не успели. Жил преподобный в келье, отделенной от общего корпуса, в котором проживало несколько монахов, обслуживавших пасеку. Живя здесь, преподобный посещал каменную церковь в селе, построенную в 1910 г. В 1919 г. при «передаче имущества» верующим было составлено ее описание: «Церковь во имя св. Василия Великого, начата постройкой в 1902 г., окончена и освящена в 1910 г. 8 декабря, каменная с таковой же колокольнею, ея длина 21 с. 1 ар., ширина 11 с. 1 ар., высота 11 саж., покрыта железом; высота колокольни 14 саж. В церкви двои двустворонные двери железные и 1 такая же дверь одностворная; внутренних двухстворных дверей 6, одностворных 4; окон в ней 46. В церкви 3 алтаря и 3 иконостаса».
К дням сегодняшним от этой церкви ничего не осталось. Вскоре власти отобрали у монахов и эту землю, а дачу разграбили. Тогда братья последней игумении Знаменского монастыря матушки Апполинарии, жители соседней деревни Ершово, построили недалеко от нее для преподобного маленькую избушку, в которой он прожил все оставшиеся годы своей жизни. В этом видна и некая параллель с жизнью прп.Стефана Филейского, но с точностью до наоборот – до основания скита он жил в построенной им избушке…
В двух километрах от деревни стояла деревянная церковь в с.Беляево, куда о.Матфей ходил на службы. Церковь эта также была построена в 1893 г. тщанием почившей купеческой вдовы. «Зданием деревянная на каменном фундаменте с таковой же колокольнею. Крепка и покрыта железом» - сообщалось о ней в церковном документе за 1915 г. Как рассказывают, что быть незамеченным от людей, старец прятался в храме за печку и там стоял всю службу, молясь в уединении. Приходил он всегда первый, а уходил последний.
Часто преподобный ходил в храм пешком, но иногда местные крестьяне соглашались подвезти его. В январе 1923 г. отец Матфей решил поехать в Беляево ко всенощному бдению. Один крестьянин согласился увезти его до места, но в то время в лесу водилось много волков, и он на всякий случай положил под сено топор. Увидев это, отец Матфей сказал: «Надо надеяться на Бога, а не на топор». Поездка прошло благополучно.
Преподобный старался уйти от мира, но мир не забывал его. Страждущие шли к нему нескончаемым потоком со своими горестями и печалями, в огромном количестве стояли у избушки преподобного, а он продолжал всех принимать с отеческой любовью, утешая, ободряя, наставляя. В последние годы о.Матфей старался принять всех. Часто говорил притчами и иносказательно, будто совсем о других вещах. Сохранились свидетельства о его чудесах. Местная женщина рассказывала такую историю: «Одна женщина из Шахуньи, неверующая, смеялась над своей богомольной родственницей. А потом у нее пропал теленок: попал в запретную зону, ушел и не вернулся, и не до смеху стало. Ей сказали: помолись, у вас же старец есть. И она, до конца не веруя, стала мысленно просить о.Матфея. Вдруг теленок появился в чаще, где самое немыслимое место. Лишь издали показался, но не вышел. «Ну, батюшка Матфей, теперь уж помогай его загнать домой», - решительно сказала она. Теленок тут же послушно вышел из чащи и встал рядом. Так она поверила в силу его молитв».
За помощью к преподобному приходило немало больных и увечных. Всем он находил слова утешения, а некоторых и исцелял. Однажды к преподобному пришла женщина и спросила: «Как мне лучше помолиться, что бы моя дочь умерла. Она у меня калека, спереди и сзади – горб, похожа на лягушку. Помолись, батюшка, что бы Господь ее прибрал, ведь кроме нее у меня еще трое ребятишек». Как рассказывают, преподобный долго молчал и только потом изрек кратко: «Молодушка, девочку эту не избывай, это будет твой кормилец и поилец». И кто бы мог подумать, что это немыслимое пророчество сбудется. Вскоре девочка выздоровела, горбы ее исчезли, а когда повзрослела, взяла на себя заботу о состарившихся родителях до самой их кончины.
О-а из д.Марамзы вспоминала: «Однажды у меня заболело лицо. На нем появились коросты. Да такие глубокие, что в них начало гнить мясо. Я и пошла к батюшке. Он нас принял, напоил чаем. А затем подает флакончик со святой водой: «Мочи и все пройдет. Надо только верить». А я и до этого неоднократно умывалась святой водой, но бывало после этого еще хуже. Но ослушаться не посмела. И после трех раз умываний болезнь прекратилась».
Сохранились несколько свидетельств о жизни преподобного в эти годы. В 1973 г. на страницах кикнурской газеты «Сельские огни» секретарь районного общества «Знание» И.Уланов в своей статье о преподобном писал о нем, приводя рассказ А.И.Козлова: «Последний раз я встретил Матвея недалеко до его смерти летом 1925 г. Работал я тогда в Яранском лесхозе и при отводе лесосечного фонда переходил с лесниками в другой квартал через хутор Ершово, где была бывшая летняя дача Пророческого монастыря. Матвей сидел на бревнах и вел проповедь перед собравшимся народом, стараясь внушить людям недоверие к новому строю, который он сам глубоко ненавидел. Здесь же тайно от советской власти Матвей совершал церковные обряды. Живя в лесу на границе двух районов, за счет приношения мирян, он чувствовал себя свободно, ведя проповедническую деятельность».
Кроме храма в с.Беляево, преподобный пешком ходил также в церковь с.Соболево и монастырь. Каменный двухпрестольный храм в селе Соболево был выстроен совсем незадолго до революции, в 1909 г. Поблизости от него еще стояли деревянные церковные постройки – церковная школа, торговое помещение, хлебный амбар, 2 открытых деревянных ряда. Что интересно, на 1922 г. часть зданий еще принадлежала церкви и находились «в удовлетворительном состоянии». Проходя очень далекий путь до с.Соболево, о.Матфей всегда останавливался в д.Полубоярцево, в доме глубоко верующих людей- Христофора Николаевича и Прасковьи Федотовны. Хозяин дома был не только глубоко верующим человеком, соблюдавшем посты, но также никогда не пил и не курил, был очень честным человеком, часто говорил: «За правду Бог жизнь удлинит, за неправду укоротит». И Бог, действительно, дал ему очень длинный земной век – почти 100 лет. Хозяйка дома всегда старалась накормить долгожданного гостя, давала постель. В то время у родителей жила дочь Клавдия Христофоровна с дочкой Лизой. Ее муж Прокопий Васильевич служил в армии. У его родителей была большая семья и, чтобы не обременять родителей, Клавдия часто жила там. Как то во время очередного визита преподобный справился о ней: «А дочь ваша на работе?» Хозяйка рассказала, почему ее нет и добавила: «Зять должен бы придти домой, беспокоимся, не случилось ли с ним, что-нибудь плохое». Отец Матфей успокоил ее: «Не беспокойтесь, на днях он придет». Так и случилось.
Обновленческий раскол в Яранском уезде
В обновленчество ушло поначалу подавляющее большинство приходов Яранского уезда, запутанных советской пропагандой и клеветой на Патриарха, в которой он указывался как главный виновник всех бедствий, обрушившихся на Россию в последние годы, но уже вскоре многие из них начали выход из него, осознав свое заблуждение. Уже 24 сентября 1923 г. собрание пастырей и мирян 1 благочинного округа на приходском собрании вынесло постановление остаться верными Патриарху Тихону, не принимать постановления Поместного собора как неканонические и «поэтому оно обращается к святому Патриарху Тихону с просьбой принять под свое покровительство население по неведению уклонившемуся в число обновленцев».
После принятия такого постановления борьба с обновленчеством началась во всем округе. Возглавил ее деятельный священник с.Соболево Григорий Капустин, с которым, безусловно был знаком преподобный, посещавший этот храм. Судьба самого батюшки была довольно интересной. Родился он в слободе Кукарке Яранского уезда в семье зажиточного крестьянина, имевшего 3 дома, начинал свой жизненный путь чиновником в штате губернаторов Вятской и Могилевской губерний, был у них на хорошем счету, занимал немало почетных должностей. С 1908 по 1914 гг. Григорий Иванович – помощник исправника Горецкого уезда и в то же время староста одного из храмов. Служение в храме, по всей видимости, оказало большое влияние на него, такое, что в 1914 г. он в корне меняет свою жизнь – увольняется со службы «по домашним обстоятельствам» и рукополагается в сан священника, хотя впереди у него лежал путь блестящей карьеры, от чего он отказался, в чем видна некая параллель с жизнью отца Матфея. В 1916 г. о.Григорий возвращается в родной уезд, где в с.Знаменское организовал курсы-уроки для взрослых по обучению грамматики. 4 марта1921 г. по своему прошению он был перемещен в с.Соболево, где и служил все последующие годы, воспитывал со своей женой Александрой Прокопьевной, дочерью коллежского регистратора, 3 дочерей. За свою многополезную службу, мирскую и полезную, о.Григорий имел много наград и медалей – за участие в переписи 1897 г., в память столетия войны 1812 г., в память 300летия Дома Романовых и другие…
И вот такой энергичный человек возглавил борьбу с обновленческим расколом в своем округе. Вот что сообщал в своем отчете за 6 декабря 1925 г.благочинный священник-обновленец Рязанцев: «В настоящее время снова загорелась искра антиобновленческого движения. Священник с.Соболево Григорий Капустин ездил в г.Ветлугу к епископу Григорию «с покаянной» и затем в некоторых селах округа появилось от епископа Григория воззвание явно антиобновленческого характера с призывом признать главой церкви бывшего патриарха Тихона.
Объявляя всех священноцерковнослужителей еретиками, запрещая иметь с ними общение, епископ Григорий считает священника Григория Капустина настоящим православным священником в округе.
Священник Григорий Капустин вернувшись из Ветлуги, освятил храм в с.Соболево, сделал по приходу подписку к Тихону.
День ото дня усиливая свою агентурную деятельность среди крестьян-фанатиков священник Капустин создает оппозиционную обновленческую партию, которая может быть опасной, т.к. действия кучки людей, враждебно настроенных к обновленчеству, принимают террористический характер. В с.Кувшинском деятели Григория Капустина собирают сход, читаются воззвания Епископа Григория и запирают на замок храм. Через некоторое время на место выезжает о.Григорий Капустин, снова собирается сход, на котором председательствует священник Григорий Капустин, выполняется постановление: «отстранить причт с.Кувшинского от священнослужения, а вместо отстраненных принять в приход священника Григория Капустина и диакона с.Соболево Поршнева (зятя Капустина).
В результате храм заперт на 2 замка: 1 церковный, а другой собрания. В палатке храма служатся вечерни, обедницы и панихиды неким иеромонахом Арсением, назначенным к служению Григорием Капустиным. Личность иеромонаха Арсения благочиническому совету совершенно неизвестна. По сообщению настоятеля храма с.Кувшинского известно, что священник Григорий Капустин намерен вести систематическую борьбу с обновленцами путем объезда им округа, но благочинеческий совет уверен, что брожение вызванное о.Капустиным закончится в недалеком будущем, т.к. со стороны первого (благочинеческого совета ) принимаются должные меры, а также и Викарный совет не замедлит обратить на это дело свое внимание, т.к. последний о всем своевременно извещает». Ниже следовала приписка от уполномоченного Священного синода: «…Отношение мое от 28/09 с.г. за № 2190 отправлено мной из Яранска, в бытность мою там и носило оно характер призыва-воззвания к взбудораженному духовенству о немедленном их обращении в подчинении к Преосв. Сергию Яранскому, т.к. они всем округом вынесли постановление порвать связь с викарным Управлению и предложить епископу Сергию покаяться пред Тихоном, причем председательствовал на этом собрании сам о.Рязанцев как благочинный».
Как видим, и сам благочинный Рязанцев изменил свое отношение к «тихоновщине». О дальнейшей судьбе о.Григория к сожалению ничего не известно.
Как уже говорилось, в 1924 г. обновленчество уклонился и о.Афанасий с братьями, находясь «в общении» с обновленческим епископом Сергием (Корневым), но ненадолго. Спустя полгода, как указывал отец Афанасий в протоколе своего допроса в 1929 г., он ездил с покаянием к Патриарху Тихону, который принял покаяние, благословил его на управление монастырем и «в молитвенное общение к духовнику иеромонаху Матвею, жившему в келье». Выход обители из обновленчества вызвал резкий отток богомольцев, поддерживающих обновленческое течение.
Сводки ОГПУ по Яранскому уезду сообщали за 1925 г. 1-15 мая: «Со смертью Тихона активность и настроение реакционного духовенства пали (Яранский и Халтуринский уезд). Духовенство тихоновское напротив ожидает перемен, высказывает предположение о новом патриархе и называют митрополита Петра, которого Епископ Нектарий и другие попы называют взяточником».
1 августа-1 сентября: « В настоящее время в г.Яранске в расположении обновленцев находится 1 церковь Успенского собора. Руководителем обновленческого собора является священник Турутин, в помощь ему прибыл из Котельничского уезда священник Овчинников.
В июле месяц прибыл обновленческий епископ Сергий из г. Перми, посланный в Яранск на несколько дней, во время исполнения им службы в церкви много городской публики посещало службу».
К середине 1920-х годов обновленчество потерпело поражение на Вятской земле. По словам их самих, оно было предопределено огромной разъяснительной работой, которую активно вели среди верующих тихоновские священники и монахи, а особенно «многочисленный сонм иноков и инокинь монастырей вроде о.Арсения, о.Матфея, о.Афанасия, о.Геннадия, Дарьюшек, Марьюшек, Дуняшек», которые ходили по деревням с антиобновленческой пропагандой, чтобы «подействовать на обновленцев вразумлением их и освящением благодатного архипастыря».
На фото: первый яранский епископ Сергий (Корнеев) с мирянами и духовенством. Фото 1926 г.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Илья Алексеевич: священник.
Родился в семье священника 19 июля 1874 г. в семье священника в селе Пижемском Яранского уезда. Окончил 1 класс Вятской духовной семинарии 5 июня 1892 г. Духовный путь начинал учителем и псаломщиком. 19 янв. 1897 г. рукоположен в сан диакона. 30 марта 1908 г. перемещен в с.Сардык и рукоположен в сан священника. Упоминается по селу за 1915 г. В 1915 г. награжден набедренником. 5 дек. 1933 года особой тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края по ст.58 п. 10 УК РСФСР осужден условно к трем годам концлагерей. В 1937 году после закрытия церкви был сослан на жительство в д.Сухоты, где проживал в доме Деветьярова Данила. Осужден по ст. 169 УК РСФСР 16 мая 1929 года за пользование 10 кг. сахара по черной книжке к штрафу 250 рублей. 25 ноября 1929 года осужден по ст. 90 УК РСФСР за совершение крестного хода на речку к штрафу в триста рублей. В 1933 г. привлекался к уголовной ответственности по ст. 5810. Осужден был тройкой ОГПУ на 3 года условно. Под арестом находился 2 месяца3. 9 дек. 1937 года осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР особой тройкой при УК НКВД Кировской области, приговорен к высшей мере наказания. Главным пунктом обвинения был сбор подписей по приходу, организованный им совместно со священником Павлом Корепановым, за открытие церкви в с.Сардык, по версии чекистов – для развала колхозов. В обвинительном заключении сообщалось: «Священники Воскресенский Илья Алексеевич и Корепанов Павел Алексеевич систематически проводили антисоветскую контрреволюционную агитацию против коллективизации. За развал колхозов организовали нелегальный сбор подписей с населения – было собрано 1700 подписей. Записались верующими с целью срыва Всесоюзной переписи населения, дискредитации руководителей партии и правительства, распространяли церковные книги среди населения, а также проводили чтение их. Использовали продовольственные затруднения в контрреволюционных целях. Воскресенских виновным себя признал1». На допросе батюшка, в частности, говорил: «Вопрос: следствию известно, что вы проводили антисоветскую агитацию против
коллективизации. Вы это признаете? Ответ: да действительно колхознице Деветьяровой говорил, народ в колхозах питается плохо, едят суррогаты в хлебе, вот например у колхозника старосты церкви Свинина я видел у него хлеб очень черный и плохой суррогатами. Я с политикой партии и правительства не согласен, зачем советская власть вмешивается в религию и тормозят делу религии, ведь старики живы, они ищут этого. Я действительно среди верующих говорил: скоро наступит последнее время, надо молиться Богу, вот прикроют церкви, вы тогда не будете иметь возможность молиться Богу2…». 9 дек. 1937 г. решением Особой тройки приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 8 янв. 1937 года. Семья: жена Валентина Михайловна, 1877 г.р.; дети: Августа (1897 г.р.), Елена (1898 г.р.)., Александра (1900 г.р.), Николай (1902 г.р.), Анна (1905 г.р.), Константин (1908 г.р.).
Из книги "Духовенство Глазовского уезда Вятского уезда. XX век". Фото предоставлено Софией Матизен
Таинственный гость
В начале ноября к местному крестьянину Степану Васильевичу Шерстневу часов в 11 ночи кто-то постучал в окно. Шерстнев вышел и увидел у своих ворот лошадь и 2 человек – ямщика-крестьянина и какого-то субъекта в военной форме. Последний был вооружен кинжалом и еще каким-то холодным оружием.
- Давай лошадь, - обратился он к Шерстневу, – еду по срочному делу
- Какая же ночью лошадь, - возразил Шерстнев, – подождите до утра. Кто вас повезет ночью!
- Говорю, срочное дело! – рассердился военный. – Везите сейчас же до Боровлян.
Шерстнев снова отказался и военный, погорячившись, в конце концов, принужден был остаться в Буйском Перевозе ночевать.
На другое утро собрался сход, чтобы выбрать для военного подводу. Ехать никому не хотелось. Поднялся спор и 1 из мужиков, набравшись храбрости, обратился к военному:
- Ты што за человек, миляга? По какому делу едешь? Кажи документы.
- Верно – подхватили мужики, – кажи документы. Кто знает, што ты за человек и по какому делу едешь…
Военный начал вертеться, а потом попробовал было дать тягу, но его поймали и произвели обыск в его карманах и мешке. При обыске были найдены женский платок, несколько кинжалов, револьвер и много документов на разных лиц с печатями различных воинских частей и с подписями разных военных лиц и организаций. Предполагая, что задержанный является каким-нибудь авантюристом, мужики отправили его к Уржумскому военному начальнику. Кто был сей субъект – неизвестно.
По уезду // Известия Уржумского исполнительного комитета – Уржум 1917 г. № 279
Освящение церкви в с.Малый Сернур Уржумского уезда
Д.Малый Сернур Кузнецовской волости Уржумского уезда. С разрешения и благословения Преосвященного Никандра отец благочинный 3го округа при участии духовенства 18 сего февраля в д.Малый Сернур освятил вновь устроенный в честь преподобного отца Серафима деревянный храм.
Накануне совершено было всенощное бдение. В 5 ч. вечера раздался благовест при большом стечении народа. Торжественно началось богослужение. Стройно пел хор сестер женского Куженерского монастыря. На литию и величание выходил отец благочинный и 7 священников. По прошествии тропаря священник храма о.Кощеев сказал проповедь о необходимости условии нашего спасения – причастности к истинной Христовой Церкви, каковойобщества старообрядцев, беглопоповцы и поповцы не состоят. После 1 часа о.Огородниковым было сказано краткое слово о том, чтобы прихожане со всякой нуждой и скорбью спешили в этот имеющий завтра освятить храм , в котором невидимо будет обитать всегда их покровитель преподобный чудотворец Серафим.
По окончании всенощной в новом доме, предназначенного для священника, отец и братия обсудили общее для круга вопросы о созыве пастырского собрания и организацию в округе отделения епархиального братства и учреждении пропагандисткого, законоучительского и миссионерского кружков.
18 февраля в 8 часов утра благовест колокола призвал всех к освящению храма. Отцом И.Никитиным был совершен чин малого освящения воды. По освящении воды был освящен храм. Умилительное богослужение, внятное раздельное пение псаломщиков, отчетливое и выразительное чтение возгласов трогали сердца молящихся.
Во время литургии пели 2 хора – хор сестер на правом клиросе, а любителей на левом и были сказаны проповеди отцов миссионера, отца благочинного и отца настоятеля. Отец миссионер Кощеев говорил о значении храма в жизни христианина, заключив призывом помолиться о здравии создателей и благоукрасителей вновь освященного храма. Отец Михаил Огородников проповедовал о единении верующих в молитве и о представительстве преподобного Серафима за нас пред Богом. Отец благочинный пред совершением моления сказав, что вновь освященный храм есть для прихода дар благотворителей, из которых первое место принадлежит нашему церковному батюшке, призывал слушателей к молитве за Государя, венценосного Вождя Русской армии, о даровании Ему славной победы над врагом. По окончании моления, закончившегося многолетием, торжество продолжалось в здании земского училища, где была приготовлена скромная трапеза. Здесь был пропет хором сестер женского монастыря концерт «Обновляйся». Затем прочитан текст телеграммы с выражением верноподданнических чувств государю Императору. Чтение закончилось торжественным пением народного гимна и троекратным «Ура» в честь Государя, провозглашенным отцом благочинным и дружно подхваченным всеми присутствующими.
Вятские епархиальные ведомости 1916 г. № 11
Ныне нет уже и ни церкви и даже самого села. Не пережили они страшный XX век. Осталось только интересное описание памятного события столетней давности...
На фото храм, причт и прихожане села Большой Сернур. От храма увы впоследствви ничего не осталось, а на месте его и церковного кладбища разбит сквер с бюстом Ильича...
Чествование батюшки Сергия Акишева. 1917 год
3 февраля сего года духовенство 1 округа чествовало ушедшего со службы о. благочинного – священника завода Шурмы Сергия Акишева.
Чествование носило семейно-братский характер и происходило в скромной квартире о. Акишева. К началу утреннего богослужения явилось несколько священнослужителей, принявших участие в соборном служении литургии молебного пения. Храм был полон молящихся. Прекрасное хоровое пение и соборное служение целого сонма священнослужителей производили неизгладимое впечатление на души молящихся.
После молебного пения торжественно с крестным ходом в квартиру о. Акишева был перенесен, сооруженный духовенством 1 октября, художественный образ Спасителя, предназначенный о.Акишеву в дар и молитвенное памятование. Сам о. Сергий, вследствие тяжелого болезненного состояния, не мог быть в храме. Болезненный – он, со слезами умиления – с благоговением встретил у себя в квартире образ Спасителя, Божией Матери и Животворящего креста Господня.
Чествование началось молебным пением Спасителю и Преосвященному Сергию, с провозглашением многолетий Государю императору и всему Царственному дому, св. Синоду и любвеобильному Архипастырю – Преосвященному епископу Никандру со всею его богохранимою паствою и священнику С.А. Акишеву. Затем – 1 из священников – от лица духовенства округа был прочитан выраженный сердечно-теплыми словами, прощальный адрес. Были сказаны и еще 3 священниками задушевные краткие речи с характеристиками к жизни о. Сергия Акишева с выражением чувств благодарности и глубокого уважения за его братию – милостивые отношения к духовенству округа.
Со смирением выслушав все благодарственные приветствия от представителей округа, о. Сергий выразил чувства искренней благодарности в ответной речи. Со слезами умиления духовенство приняло сердечную ответную речь бывшего горячо-любимого руководителя вносившего везде успокоение и мир.
Дай Бог, чтобы этот мир и братство было связующим звеном и на будущие времена.
Вятские епархиальные ведомости 1917 г. № 7-8
На фото: интеллигенция Шурмы. В центре благочинный Сергий Акишев.
Вятчане в своем отношении к событиям Февраля
От граждан д.Шубиной (прихожан Воскресенской церкви г.Уржума) в редакцию поступил приговор следующего содержания (приводим смысл его дословно):
«1917 г. апреля 6 дня мы, нижеподписавшиеся граждане, быв сего числа в общем собрании, выслушали заявление односельца нашего И.П.Горбунова о том, что бы в в Воскресенском храме на последних неделях прошедшего Великого поста, он был свидетелем следующего случая: старичок готовился к исповеди и неожиданно упал и помер. Тогда из придела в храм вышел священник нашего прихода отец Павел Сушков и сказал: «Вот, если бы была полиция, то стражники убрали бы из храма умершего, но стражники уволены, кто же его будет убирать?»
Затем И.П.Горбунов заявил, что он был в первый день поста у ранней обедни в Воскресенском храме и видел, как после отхода литургии были вынесены на блюде просфоры и преподнесены смещенному исправнику Дьяконову и другому лицу, которого Горбунов не признал.
В виду государственного переворота в настоящее время и смещения всех старых правительств и их стражников мы находим выходку отца Павла несвоевременной, как в отношении желания оказать почесть старым смещенным властям путем поднесения им просфор. Поэтому постановили: перейти приходом к священнику нашей же церкви отцу Николаю (Попову) и просить его посетить наши дома в нынешнюю Пасху, назначив для этого более свободную для него жизнь; отцу же Павлу объявить, что со времени настоящег постановления мы желаем числиться в приходе отца Николая.
Уполномачиваем старосту нашего храма А.В.Степанова вышеизложенное постановление объявить священству, а затем передать редакции местной газеты для печати (подписи).
От редакции. Однородные постановления по отношению к отцу Павлу Сушкову нам доставлены и от крестьян-прихожан Вознесенского храма из деревень Петряевой и Шурана, представители которых также просили опубликовать их в «Известиях».
По уезду // Известия Уржумского исполнительного комитета - 1917 г. № 15
Назад к списку