- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-8

Новый 2019 год вступил в свои права. И как в ушедшем году, в этом году в группе будет опубликовано много интересного из истории и культуры Вятского края. Например, хочется больше уделить внимания этнографии и истории населенных пунктов, а также больше публиковать воспоминаний. Если есть пожелания, какие-бы Вы хотели увидеть материалы, на какую тему, пишите...

 

Старые открытки

 

Новый год и Рождество в старых письмах: «Хорошо было! Да прошло…» 

Дорогие папа Дмитрий Ефимович и мама Александра Дорофеевна! Горячо, горячо поздравляю Вас с великим праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом. Да принесет этот год Вам здравие, счастье, благополучие и радость. Да соединит он всех нас в один круг за один стол на общую радость. С Новым годом! Ура, ура, ура!!! Целую всех. Павел. 1912 г. 23 декабря. Константинополь» (Р.Я.Лаптева. Вятка: семейный портрет - Киров 2012 г., с.178). 

…Как ты представляешь нашу Рождественскую ночь, таково как было. Былое: сани скрипят, колокольчик звонит и гости едут. Кто? С которой стороны? Из Вятки, Уржума или Нолинска. Вот все собрались радостно. Спешим старичку елку заказать. В детской у печки с няней Аней беседа идет. Хорошо было! Да прошло… (из письма матушки Ольги Ушаковой от 2 февраля 1922 г.)

 

О теме "Ищу тебя"

Раздел "Ищу тебя" за прошлый год пополнился множеством интересных сообщений. Они были перенесены на наш сайт, но там их уже также так много, что в дальнейшем будут систематизированы отдельно, например, по фамилиям. Особенно их украсят фотографии. Поэтому при желании к сообщениям неплохо прилагать фотографии своих предков и родственников. Возможно, это облегчит поиск.
Кстати, такая же тема есть и на сайте "Родная Вятка". Можно там также дублировать ваши сообщения https://rodnaya-vyatka.ru/forum/50

На фото: Свинин Василий Семёнович, 1880 года рождения, уроженец Уржумского уезда, Ирмучашской волости п Кульшей,прихода села Русские Шои. В начале 20 века после воинской службы он с семьёй -мать и ещё 2 брата уехали на Байкал. В Слюдянке в 1920 году его убили бандиты...


Фото предоставлено Ольгой Трайковской

 

Жизнь вдали от отчего дома

В сумбурном 20 веке жизнь многих вятчан поворачивалась так, что зачастую они оказывались вдали от родных мест, в которых родились и в которых жили поколения их предков. Причиной тому были многочисленные события в истории страны - от столыпинского переселения в Сибирь до комсомольских строек. Кто-то волею партии и судьбы осел хотя-бы в пределах родного Вятского края, кто-то в разных местах нашей огромной страны, а кто-то оказался и вовсе далеко - в Америке, Австралии, Китае, Средней Азии. Там теперь живут их потомки и оттуда летят их весточки на землю предков с пожеланиями узнать побольше об их жизни и докопаться до своих истоков, выяснить "откуда я родом".
Так сложилась и жизнь Москвина Константина Николаевича, который родился в 1907 году в деревне Лупанерь Уржумского уезда. Здесь была родовая деревня всех Москвиных, которая так и называлась - Москвино, позднее она получит другое название - Лупанерь. Кроме того, Москвины основали рядом еще одну деревню - починок - Лупанерь-Патрушево. По данным метрических книг, Москвиных здесь было очень много, около десятка семей, которые посещали храмы сел Кузнецово и Лаж. Один из Москвиных стал художником-самоучкой и расписывал новый каменный храм в с.Кузнецово, возведенный в 1902 году. 
Семья Константина Николаевича еще до революции 1917 года оказалась на Урале, где он в 1919 году окончил 4 класса школы в с. Белоярском будущей Свердловской области. Вся его дальнейшая жизнь прошла вдали от родной Вятской земли. Участвовал в Финской Войне, потом служил в 20-й горно-кавалерийской дивизии, затем переехал в Душанбе, где и закончил свою жизнь. Был женат два раза.



На фото: Москвин Константин Николаевич в в госпитале после ранения. Фото предоставлено потомками.

 

Пишем историю деревни. Источники



Часто обращаются с этим вопросом, но сделать это сложно, т.к. в отличие от села документальных данных по конкретной деревне заводилось немного. Например, если в селе были церковь, лавки, школа, иногда фельдшерский пункт, то в деревне были только крестьянские дома, иногда одна-две лавки. Поэтому в истории деревни, наверное, упор нужно делать на конкретных жителей - сколько жило, какие фамилии, род занятий, и возможные знаменитости. Если подумать, вот какие источники можно выделить для работы по истории деревни.

1. Документы Вятской статистики. Указывались промыслы в деревне, сколько человек жило, род занятий, размер посевов всех культур, средние данные по земледелию и животноводству. 

2. Численность дворов и населения с 1830 годов по 1915 год указывались ежегодно также в церковных "клировых ведомостях" (раздел о приходе). В последних "клировых" начали также отмечать сословия и религиозную принадлежность

3. Документы личного характера: метрические книги, ревизские сказки, исповедные росписи. Можно узнать, какие фамилии были в деревне и данные о конкретных жителях, роде их занятий, службе в армии.

4. Сельскохозяйственная перепись 1917 года. Здесь можно узнать о состоянии каждого хозяйства, которое было в деревне и обобщить эти данные - что и сколько засевалось, сколько в деревне было живности, какие были мельницы и сельскохозяйственные машины. Переписчики даже скурпулезно пересчитали число плодовых деревьев в каждом саду! 

5. За советское время бесценным источником являются колхозные похозяйственные книги. У этих книг есть некоторое сходство с переписью 1917 года, поэтому возникает мысль, что последняя могла стать образцом для похозяйственных книг. В похозяйственных книгах указывались аналогичные данные. Разница в том, что в переписи 1917 года указывались инициалы только домохозяина, а в похозяйственной книге - весь состав семьи.

6. Воспоминания. В основном их можно найти в газетных публикациях районных газет, но они писались далеко не по каждой деревне и в разные годы. Можно перерыть тонну газет с 1935 по 2000 годы и ничего не найти, но в некоторых библиотеках есть указатели краеведческих публикаций.

Было бы интересно, если бы наши знатоки поделились своим опытом в этой части краеведения и, быть может, дополнили этот список...

 

"Душой я с вами". Сегодня память святого Иоанна Кронштадского...

Как известно, святой Иоанн Кронштадский приезжал на Вятку два раза - в 1904 и 1907 годах. О втором его приезде по многочисленным источникам скурпулезно сопоставил хронику событий вятский историк Артем Маркелов. Вот как это было...

...На этот раз отец Иоанн приезжал в село Вознесенко-Вахрушевское (современное село Вахруши). Это село находится примерно в 25 километрах от Вятки. Надо отметить, что первые кожевенные заводы поставил здесь в 1854 году крестьянин Тимофей Вахрушев. К 1890 году был создан "Торговый дом. Илья Вахрушев с сыновьями".
В Вознесенско-Вахрушевское и пригласили Батюшку сыновья Ильи Тимофеевича Вахрушева, чтобы помолиться на могиле отца и попросить благословение на дальнейшее дело (также предполагалась поездка о.Иоанна в Слободской, но, видимо, она не осуществилась). 
1 июня (по старому стилю) в полпервого дня отца Иоанна встретили на вокзале г.Вятки. Каков же был подъем, когда о.Иоанн показался в дверях вагона! Пока он шел до кареты, ему несколько раз приходилось останавливаться, чтобы благословить окружающих. Со всех сторон ему подавали письма, поминальные записки, много пожертвований (деньги Батюшка тут же раздавал). По дороге в Вознесенское-Вахрушево о.Иоанну приходилось несколько раз останавливаться, чтобы благословить толпы крестьян, которые собрались с окрестных деревень. 
В самом Вахрушево собралось много людей - причем, не только из Слободского, но, например, из более дальнего Котельничского уезда. Один 10-летний мальчик, живший в Вятке, не смог пробиться через людскую массу и получить желаемое благословение. Но, видимо, так жаждало этого его сердечко, что он пристроился на дрогах одной из повозок и таким образом добрался до с.Вознесенско-Вахрушево. Измученного и голодного, его поместили в доме Вахрушевых, где мальчик наконец-то смог получить благословение почитаемого им праведника. 
В Вахрушах о.Иоанна встретил колокольный звон и длинные ряды почитателей по обеим сторонам улицы, а также духовенство во главе с благочинным г.Слободского прот.А.Замятиным. За трапезою о.Иоанн говорил о различных вопросах, в том числе о печальных событиях в духовных школах: "Тяжело видеть, как гибнет ныне учащаяся молодежь. Но ещё тяжелее видеть, что <...> в духовной школе царит теперь настроение, ничего общего не имеющее со служением Церкви Божией... прискорбно, что и ваша Вятская семинария тоже поддалась разлагающему влиянию гибельных, чуждых духу Христову учения, вожделений...".
Сохранились и другие бесценные свидетельства, которые звучали в вятском селе из уст о.Иоанна: "Прежние духовные журналы - "Христианское чтение", "Православное обозрение" и другие - давали богатую пищу для ума и сердца верующих христиан; ныне нет уже таких журналов; на смену им появились новые издания, преследующие чисто житейские цели. Появляются, правда, и ныне статьи дышащие искренним чувством св. веры, - но их мало, это лишь отдельные голоса нескольких лиц. 
Чтобы не оставаться без любимого мною чтения, - продолжал о.Иоанн, - я всегда имею при себе походную библиотечку, в которой собраны книги, отвечающие моему настроению; благодаря этому я всегда имею возможность почитать, что мне нравится и не тратить бесполезно времени на чтение такие газет и журналов, в которых пишут много лишнего, вредного для души".
Вечером 1 июня о.Иоанн совершил, на квартире где остановился, общую исповедь. 
2 июня о.Иоанн служил литургию в местном храме в сослужении священников (из Вахрушей, Слободского, Бобино, Совье и Вятки). После службы он объехал многие дома вахрушевцев, где совершал молебны. 
Также о.Иоанн принял в доме П.А.Вахрушева делегацию Вятской народной монархической партии. Батюшка встретил пришедших словами "Мир вам", пригласил к совместной молитве, а потом в беседе подбодрил вятчан: "Душой я с вами".
3 июня Батюшка отслужил ещё одну литургию. После неё о.Иоанн отправился в Вятку, откуда в 3 час. 17 мин. выехал на поезде в Котлас. На Петербургском вокзале станции "Вятка 1-я" проводить любимого пастыря собралась масса народа.
В память посещения кронштадтским пастырем села жители Вознесенско-Вахрушево единогласно постановили приобрести для храма образ св.Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна.

Артем Маркелов. К 100-летию второго приезда отца Иоанна Кронштадтского на Вятскую землю.

Если кто-то бывает в Петербурге, рядом есть город Кронштадт. Здесь есть дом-музей святого Иоанна Кронштадского. Его нетрудно найти, т.к. рядом с ним находится памятник "святому батюшке". Также можно посетить место, где когда-то стоял храм, в котором служил отец Иоанн...

Источники: http://ruskline.ru/analitika/2007/07/14/k_100-letiyu_..
https://ljubov-i-svet.livejournal.com/1240167.html

 

Покормите птиц зимой (почти рождественский рассказ) 



Однажды с балкона послышались какие-то шорохи. Я отодвинул занавеску и стал всматриваться. 
- Папа, кто там? – спросила дочка 
- К нам гостья пожаловала! 
В углу балкона, на сетке с продуктами, сидела птичка. Она пыталась добраться до съестного. 
- Зеленая Грудка! Это моя Зеленая Грудка! – воскликнула Светланка. 
… В прошлом декабре, возвращаясь с прогулки, мы с дочкой увидели на снегу неподвижную птичку. Светланка взяла ее в руки. Это была синица. Она лежала в маленькой ладошке с закрытыми глазами. Казалось, что спит. Я посмотрел на дочку. Понял – сейчас перед Светланкой стоит серьезный жизненный вопрос. Перед ней была не поломанная игрушка, а существо без признаков жизни. И чистое детское сердце не захотело с этим мириться. 
Мы принесли синичку домой. Положили в картонную коробку, куда подстелили кусочки материи и вату, и устроили коробку возле печки. В тепле синичка ожила. И хотя она все время сидела в одной и той же позе, нахохлившись, радости Светланки не было границ. А через несколько дней нас ждала настоящая награда. Зеленая Грудка, как назвала ее дочка, начала есть и летать по квартире. Сначала мы кормили ее размоченным в молоке хлебом, потом мелко порезанным салом. 
Но в один из дней Зеленая Грудка пропала. Мы обыскали и комнаты, и кухню, и коридор. Нет, и все тут. Дочка в слезы. Опечалились и мы с женой. Вдруг Светланка зовет нас и показывает на балкон: на подоконнике, прижавшись к стеклу, сидела Зеленая Грудка. 
- Она на улицу хочет! – вырвалось у Светы. Дочка растерянно посмотрела на нас, будто спрашивала: что же делать? – Отпустим, папа!.. 
Я отворил балконное окно, и в лицо пахнуло морозным воздухом… 
Конечно, сегодняшняя гостья – другая синичка. Снег шел почти сутки и тщательно укрыл землю. Вот голод и заставил птичку залететь к людям. Но я не смог нарушить волшебного представления девочки. Поэтому на вопрос Светланы: « Это же наша Зеленая Грудка?» ответил: «Она, наверное, соскучилась и вернулась!» И самому очень захотелось в это поверить. 

В.Черныш. Зеленая Грудка // Знамя октября (Лебяжье) – 2002 г. № 148

Фото Натальи Митяниной

 

В Казанскую, на базар (воспоминания) 


 

На фото: торговля лаптями в старой Вятке

- Помню, как подростками в Казанскую бегали на базар в Мелянду. Бежим босиком, торопимся, Ира, Наташа, Нинка и я, Санька. Впереди взрослые девки Дунька, Наташа и две Пелагейки, а мы следом, боимся отстать. В Мелянде занимаем очередь к колодцу, чтобы умыться, напиться и успеть на все поглазеть.А поглазеть было на что: взрослые у церкви огромные хороводы водили, пели и плясали. На базаре чего только не продавалось: малина и виктория стаканами, семечки подсолнечные. Деревни Софоны и Толчки огурцами торговали. Купить-то ничего не купим, а посмотреть интересно. 
- …Молодой озорной, веселой была. Помню, в Казанскую девки с парнями соберутся, песни поют, танцуют под гармонь. А частушками как начнут «перебрасываться»! Одни поют: 
Гуси к нам! Гуси к нам! 
Гусеночков не надо нам. 
Холостые парни к нам, 
Женатиков не надо нам! 
А в ответ: 
Ноченька темным-темна, 
Черемушка черным-черна. 
Листики зеленые… 
С миленком разлученные. 
А гармонистов сколько было и играли все мастерски, но с Василием Ивановичем Целищевым вряд ли кто сравниться мог. Когда в праздник около пожарной собирались жители десятка деревень (Вараши, Софоны, Жгули, Полом, Ильинцы, Акинята, Скороходы, Лавриново и других), то-то было шумно и весело! Вина не пили, редко кто приходил выпивши. Может быть, поэтому жили дружно и веселиться умели (Александра Степановна Патрушева, уроженка д.Акинята Лебяжского района). 

В Казанскую – на базар в Мелянду // Знамя октября (Лебяжье) – 2011 г. № 85

 

"Лаптёськи". Причуды купца Лаптева 



...Если припомнить самых озорных да затейливых из вятских толстосумов, то, наверное, пальма первенства будет отдана миллионщику Кузьме Лаптеву, который очень выгодно женился на дочери пермского купца Калмыкова и не знал, куда деньги девать. Он разъезжал по городу Вятке в экипаже, запряженном маленькими лошадками – пони, прежде других обзавелся автомобилем. В феврале 1906 года его мотор впервые промчался по улице Московской. Новинка была встречена весьма неодобрительно. Откликнувшийся на это событие местный газетчик обозвал автомобиль колымагой. « Оная « колымага» с хрипом, треском и стуком, выкидывая клубы дыма, катила по нашим улицам. Лошади шарахались в стороны, выкидывая из саней дам и господ. Что же это такое? Неужели и жителям самим нужно будет прибегать к самообороне: с батогами и бревнами выходить против любителей забавляться?» - возмущался журналист. Еще один пример: купец Тихон Лаптев также страдал неудовлетворенным тщеславием. Выйдя в половодье на высокий берег реки Вятки, по которой беспрерывной чередой проплывали плоты, он вопрошал трубным голосом: 
- Чьи плоты – те 
— Лаптёськи, - с готовностью откликались плотогоны. 
--Мое плоты – те, удовлетворенно произносил Лаптев. 

Источник: http://userdocs.ru/istoriya/31908/index.htmlП

 

Торговые люди Вятки. 1906 год

Есть в архиве ГАКО дело с довольно мудреным названием - "Дело с торговыми лицами на сдачу торговых помещений со списками лиц, облагающихся арендной платой за торговые помещения". Здесь указано много, если не все торговые люди города за начало 20 века. Дело, к сожалению, не такое подробное, как поверочные дела конца 19 века - указаны только места размещения лавок, имя владельца и сумма налога. Самыми распространенными торговыми заведениями тогда были "шкапики" - видимо, род небольших лавок, сколоченных на скорую руку. У Спасского собора этих "шкапиков" стояло в 6 рядов! 
Владельцами первого ряда были: 
Горловский Яков Осипов 
Клейнер З.А. 
Валенчук Августа Борисова 
Копысов Виктор Алексеев 
Свердлов Шмуль Перцович 
Кириллов Константин Георгиев 
Горностайский Мовша Шаевич 
Юдкевич Нахиль-Фейль Мовшевич 
Поскольку торговля в то время в основном разворачивалась у стен церквей, что было связано с притоком прихожан (кстати, нынешним торгашам на заметку!), стояли торговые ряды и у других храмов города, хотя лидировал конечно в этом плане Спасский собор (по всей видимости, торговые ряды здесь размещались на месте нынешнего стадиона - больше негде просто здесь было поставить такое количество лавок). 
У Покровской церкви на Московской улице тоже был торг. Здесь торговали: 
Рахматуллин Хазансан 
Мохов Константин Андреев 
Иглина Александра Иванова 
Мохов Константин Андреев 
Бикентиева Сорви Земаль 
Лопатин С. Е. 
Голосов Яков Херамасьевич 
Левина Наталья Иванова 
Разумеется, большая торговля шла и на специально отведенных для этого площадях. Вот например "Список арендаторов городских мест на верхней торговой площади в сенном ряду, которым посылаются извещения о немедленной уплате долга": 
Отрыганьева Александра Алексеева 
Фалалеев Никита Иванов 
Дымов Григорий Родионов 
Скопина Степанида Иванова 
Вьюгов Тимофей Евстафьев 
Кочуров Михаил Варфоломеев 
Были в Вятке и небольшие рынки. Был, например, так называемый Молочный рынок. Судя по названию, здесь торговали молоком и молочными продуктами, перекупавшимися, очевидно, у деревенских крестьян. Здесь тоже стояли шкапики. Главными торговцами здесь были: 
Коновалов Ефим Севастьянов 
Пупырев Иван Силантиев 
Мамаев Иван Карпов 
Голубев Иван Николаев 
Аюпов Хасан 
Кучинский Викентий Викентьев 
Галиев Мивтахт 
Демин И.Я. 
Норин Ф.Ф. 

Вот так по именам людей можно немного узнать об истории своего города. Ведь город это не только каменные кирпичи домов (о чем сейчас писать стало модно), в первую очередь это судьбы людей, когда-то живших в нем... 

По материалам дела: ГАКО ф.628 оп.5 д.154


 

 

Маленькое село Ухтым и его жители



Если мы обратимся ко Всероссийской переписи населения 1897 года, то обнаружим с удивлением, что село Ухтым - центр одноименной волости Глазовского уезда, украшенное красивейшим каменным храмом - было совсем небольшим, по сути деревушкой. По переписи в нем упоминается всего... 8 домохозяев, а именно: 

Калинин Никифор Корнилович 
Касимов Смагиль Габидуллин 
Пирков Александр незаконнорожденный 
Саутин Яков Аникеевич 
Шиляев Дмитрий Вуколович 
Широков Прокл Пантелеймонович 
Шубников Гавриил Венедиктович 
Шубников Иван Венедиктович

Разумеется, в селе жило не 8 и не 20 человек, а учитывая многочисленность семейств того времени, - примерно человек 70-100, но по сравнению с другими селами и деревнями, это было очень немного...

На фото: церковь села Ухтым. Фото с сайта bogorodskoe43.ru

 

Как Вятка с Европой торговала (воспоминания)

Вятская губерния с населением 3082615 человек, на пространстве в 134664 квадратных верст, найдет товары в Архангельск для отправки за границу. Губернию населяют государственные крестьяне, владельческих земель бывших помещиков немного. Нет сомнения, что все земледельческие продукты в Вятке дешевы, особенно ленные и факт на лицо. Нынешнюю зиму покупали по реке Вятке на пристани Науровской Уржумского уезда, 2 конторы, из Петербурга Брант и Клейн ленные и ссыпные товары. Евреи из Лейпцига третью зиму приезжают в Вятку покупать ленную кудель, которую отправляют до Казани на лошадях , а из Казани по железной дороге в Вязьму (Смоленская губерния). Все расходы при покупке, провозе на лошадях, по железной дороге оправдываются и кроме того, берут барыши. Некоторые полотняные фабриканты из Костромской губернии также покупают ленные товары в Вятской губернии. 
В продолжение десятка лет множество вятских купцов, по невозможности производить торг прежними путями в Архангельск, из Вятки уехали в столицы и другие города; также и из Архангельска заграничные конторы. Оставшиеся в Вятке купцы каждый год отправляют товар в Рыбинск и Петербург, и часть в Архангельск. В Рыбинске редко продают с барышами, более по своей цене, случалось брали большие убытки; купцы же с миллионными капиталами отправляли в Петербург, где выдерживали цену и брали барыши. 

Сборник статей вятского старожила К.И. Клепикова – выпуск 1 Вятка, 1889 г., с.5-6

 

Из истории города Вятки. Дом на Московской с крылечками 

30 июня 1883 г. Вятская городская дума разрешила купцу Алексею Анисимовичу Клабукову устройство 2 чугунных крылец у строящегося на Московской улице каменного двух-этажного дома с подвальным этажом и антресолями. 
Постройка дома была разрешена думой 5 февраля 1880 по плану и фасаду архитектора Шмакова. 
В 1883 г. Клабуков без проекта уже начал устраивать с восточной стороны крыльца: одно в 6 ступеней (цоколь ½ ар), другое в 4 ступени (цоколь 1 аршин) с чугунными столбами и зонтом под ними. 
При этом оказалось, что ступени крылец у многих домов выходят на тротуары (при домах Столбова, Рукавишникова, городского училища, а при квартире директора губернской гимназии на тротуаре устроен даже главный тамбур). 
Шмаков «просмотрел» ошибки в проекте (считал, что улица горизонтальная). 
Дума вынужденно разрешила устроить крыльца Клабуковым, но предложила пересмотреть положение «о порядке содержания в исправности улиц». Для входа в нижний этаж дома с Московской улицы предназначалось наружных 2 крыльца только в 2 ступени с боковыми стенками. 

Источник: ГАКО ф.Р-3922 оп. 1 д. д.903 л.4

 

Неестественные случаи смерти в 1835 году (на примере Уржумского уезда)

Приход с.Кукнур. 4 числа мая новокрещенка солдатка д. Кульши Домника Павлова Яндуевых 30 лет убита от громового удара. 

Приход с.Кичма. 5 апреля починка Орьи ясашного крестьянина Михаила Петрова Егошина сын Герасим 8 лет от покусания бешеной собакой.

Шурминский завод. 5 мая октября Цепочкинской волости д. Мысов Никифор Иудин Заболотских 48 лет от убиения.

ГАКО ф.237 оп.75 д.1935 лл.288, 834, 957

 

Архивные фонды. Фонд церкви села Юледур Уржумского уезда

ф.31 оп.1 дела:

3. Книга брачных обысков за 1873 г. 
5. Книга брачных обысков за 1882 г. 
6. Книга брачных обысков за 1898 г. 
7. Ведомость о бывших у исповеди 
8. Книга записи оглашенных о лицах желающих вступить в брак 
9. Книга брачных обысков за 1901 г. 
10. Книга брачных обысков за 1904 г. 
11. Книга брачных обысков за 1911 г. 
12 и 15. Церковная летопись за 1910 и 1914 гг. 
13. Ведомость о прихожанах, бывших на исповеди и причастии в 1911 г. 
14. Ведомость о прихожанах, бывших на исповеди и причастии в 1912 г. 
16. Ведомость о прихожанах, бывших на исповеди и причастии в 1915 г. 
17. Книга записи оглашенных о лицах желающих вступить в брак 1916-1922 
18. Ведомость о прихожанах, бывших на исповеди и причастии в 1917, 1919-1920 гг. 
19. Книга брачных обысков за 1918-1919 гг. Также за 1919 и 1922 гг. 

Центральный Государственный Архив республики Марий Эл

 

Красноармейцы-дезертиры



Телеграмма № 47 (1918 г.)
Омутнинск Малмыж Яранск Царевосанчурск Советск Сарапул Вятка Уездвоенкомам 
Примите самые срочные и решительные меры к задержанию матросов первого Московского Красноармейского полка разбежавшихся во время отправки на фронт Всех задержанных отправить в Пермь Штаб 3 армии Сделайте экстренное распоряжение чтобы волостные военкомы приняли самые энергичные и строжайшие меры на деле Всех не исполнивших этого распоряжения предать суду 38616 

Губвоенком Симонов 

НАРТ ф. Р-1223 оп. 1 д. 1 л.112

На иллюстрации: плакат времен советско-польской войны

 

Первые советские газеты на Вятке. Елабужская уездная газета

В 1918 году в Вятской губернии начало издаваться множество газет новой власти. Почти каждый уездный исполком стремился издавать свою газету, а также некоторые организации, но также под бдительным партийным оком. В то же время еще в конце 1917 года все остальные газеты, как оппозиционные, были закрыты. Последними в 1918 году еще выходили две газеты партии эсеров, пока не прикрыли и их. Большинство этих газет сохранилось в Областной научной библиотеке имени Герцена, но к сожалению, в основном - до середины 1918 года. Судя по ранним краеведческим публикациям и ссылкам в них, эти газеты когда-то были в наличии, но затем по каким-то причинам исчезли из обращения.... 
Отдельные фрагменты вятских газет удается находить в архивных делах (иногда, совершенно случайно) и даже в других архивах, за пределами Кировской области. Например, в Национальном Архиве республики Татарстан сохранились уникальные подшивки Елабужской уездной газеты за сентябрь-декабрь 1918 года, публикации из которых мы уже публиковали и еще будем публиковать. Из этой газеты можно узнать не только о жизни Елабужского уезда после освобождения его от белочехов, но и о ситуации на соседних фронтах и в других уездах Вятской губернии.
Но в данном случае мы обратимся к выходным данным газеты, из которых можно многое узнать об ее истории. Газета за 1918 год сменила два названия - "Известия Елабужского революционного комитета" и с ноября-месяца - "Луч коммунизма". Вверху над заголовком газеты известный лозунг: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Выходила газета три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам. Адрес ее находился: Елабуга, Казанская улица, дом Баутина, 2 этаж. Издателем газеты сначала был Елабужский революционный Комитет, а затем Исполком. С конца 1918 года упоминается фамилия и первого редактора - Борисов. 
Газета выходила как по подписке, так продавалась и в розницу. Подписка была: на 3 месяца 15 р., на 1 месяц 5 р. В розницу продажа 50 к. (ранее 12 и 4 рублей). Печатались в газете и объявления, занимавшие иногда много места, в том числе и от буржуазии (что поделать - деньги и пролетариям нужны) - впереди текста от всех советских учреждений и организаций за одну строку 75 копеек, частных лиц 1 рубль. Позади текста цена была ниже: 50 и 75 копеек. Прием в редакции осуществлялся от 12 до 3 часов дня.
Примечательно, что в газете указывались и требования к авторам публикаций: Рукописи, присылаемые в редакцию должны быть написаны четко и на одной стороне листа, с приложением полного адреса автора. Рукописи, не принятые к напечатанию, не возвращаются. Ни в какие переговоры по поводу них редакция не вступаются.
Издавалась газета в собственной типографии исполкома.

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Начало асфальтирования улиц в городе Халтурине (Орлове) За два года основные улицы были покрыты асфальтом. Никто с населения не собирал не рубля! Ныне 100 метров не можем отремонтировать. ПОЧЕМУ ТАК? Фото Л. Сорокожердьева, Август 1973 года.

 

Как встречали Рождество на Вятке (воспоминания)



Это воспоминания старожила г. Уржума Е. П. Пентиной о том, как отмечался светлый праздник Рождества Христова в начале 20 века в вятской семье среднего достатка. Ее отец работал приемщиком зерна у купца Ончукова из г. Слободского. 

… И вот наступает рождественский вечер елки. Приходят гости. После раздевания, взаимных поздравлений и приветствий все идут к елке. Малышей несут на руках или ведут за ручку. Все любуются лесной красавицей, стоящей посреди комнаты, рассматривают игрушки. На елке зажигаются свечи. У всех радостные лица. Мама и я приглашаем всех в круг. В хороводе вокруг елки поем любимые песни «В лесу родилась елочка», «Ах вы сени, мои сени» а также «Буря мглою небо кроет» и другие. Песни иногда прерываются декламацией стихотворений о зиме, елочке. Выступают со стихами или шутками дети обычно в костюмах. 
Затем елку с погашенными свечами отодвигают в угол и начинаются игры: «кошки-мышки», «каравай», «теремок» и другие. 
Но вдруг игры прерываются, с улицы приходят ряженые. Они под гармонь или балалайку весело пляшут и поют, поздравляя всех с Рождеством, шутят, вызывая смех у детей. Хозяева елки одаривают ряженых: одних – рюмкой вина (водка в те годы не была распространена, особенно на елке), других – конфетами, печеньем, орехами. С добрыми пожеланиями уличные гости уходят в следующие дома, где светятся в окнах огни и наряжена елка. 
А дети уже заметно утомились. Мама приглашает всех к праздничному столу. Аппетита ребятишкам не занимать, они давно уже ждут угощений. Тарелки и блюда с пирогами, разными лакомствами быстро освобождаются. Лица малышей измазаны сладким, старшие вытирают им ручонки и лица. С большим удовольствием пьется сладкий чай, сладкий кисель. Шелестят обертки от конфет, скорлупа от орехов. 
Вечер Рождественской елки заканчивается сборами, одеванием больших и маленьких гостей. Каждому из детей вручается кулек с гостинцами, малышам добавляется какая-нибудь игрушка с елки (зайчик, бабочка, грибок и т.п.), а участникам декламации или другого сольного выступления кроме кулька, еще маленькая плитка небогатого шоколада. 
Все прощаются, гости благодарят за вечер, приглашают на елку к ним в один из следующих рождественских вечеров и с добрыми пожеланиями уходят. 
Хозяева тоже одеваются и со старшими детьми провожают гостей. А на улице зимняя снежная красота под темным звездным небом. Под ногами скрипит снег. Так легко дышится! Светят окна в соседних домах нашей улицы... 

Пентина, Е. П. Рождественский праздник // Уржумская старина – Уржум, 1991. – № 6.

 

Марийские святки - васлигодо или шорыкйол?

Васлигодо – это марийские святки. Маскакува (ряженые) наряжаются большей частью в марийские одежды. Однако не исключены и, например, солдатская одежда или цыганские наряды. Также изготавливаются страшные маски из бересты и других материалов. Этот обычай в марийских деревнях сохранятся и ныне. 
Валигодо празднуют в течение недели. А начинается он в первую пятницу после Рождества. 
Из угощений пекли блины и лепили подкоголь (вареники с мясом). Чтобы наступивший год был урожайным на картофель, на столе обязательно присутствует печеная картошка. Наши предки считали, что надо задобрить угощением Васликува и Васликугуза (праздничных духов), чтобы после они в течение года помогали во всех делах. 
По домам ходили маскакува (ряженые). Гадали в этот праздник все от мала до велика. А еще проводили все возможные игры, как на улице, так и дома. Для проведения игр в помещении договаривались с хозяином какого-нибудь дома. В играх участвовали не только молодые, но и люди старшего возраста. «Копа кырен», «Шергеш тоен», «Лупш кырен», «Шинча кылден» - далеко не полный список игр. 
В первый день праздника, если кто-то приходил в гости, надо было завязать глаза платком (кому-то из хозяев) и постараться поймать гостя. Если поймаешь, то счастье будет у тебя в руках. Если нет, то и счастья не будет. 

Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.55-56 

Примечание. На первый взгляд, возникает вопрос, почему марийские святки автор называет "васлигодо", если в публикации ниже они имеют другое название? Оказывается, святки у марийцев имеют сразу два названия - шорыкйол и васлигодо...

 

Рождественские традиции старой Вятки 

- На Пасху и Рождество мы ходили славить к бабиньке и к Недошивину, и нас наделяли рублем. А к нам приходили бедные дети. Нравилось им давать по копеечке. Мама нас, конечно, учила молитвам, рассказывала о церковных праздниках, евангельские истории. Рождественские тропари до сих пор помню. В зале ставилась большая-большая елка, как на площади. Мама рано отправляла нас спать, украшала елочку сама. Игрушки присылала ее сестра из Петербурга. Очень красивые, необычные. Еще орехи золотили и сургучом приклеивали ниточку. Покупали вкусные пряники, конфеты. Насыплют в кулечек и повесят. А мы радуемся сладостям с елки. Ох какой праздничный стол был! .. Мы в нарядных платьицах из тюля на розовом чехле и с кружевами волансье. Почему-то нас всегда одевали одинаково. Дарили игрушки, книги. По вечерам папа работал, а мама читала вслух… (воспоминания Милицы Матвеевны Жилиной) 

- Наши родители все церковные праздники соблюдали, а Великие отмечали особо, посещение храма было обязательным для всех. Помнится Рождество. На Всенощную нас тогда еще не брали, взрослые ходили одни. Елку не покупали: кто-нибудь из старших парней сходит в лес и на санках привезет. Игрушки сами делали. Копили картинки от конфет, собирали яичную скорлупу, спичечные коробки. Цветные бумажки, бусинки, стружки, тряпочки - все годилось, все в дело шло. Кто чего выдумает, то и сделает. На рождественский стол подавали жареного гуся. Лучшие куски – бабушке, дедушке, поплоше - папе и маме, а нам, что останется (воспоминания Софьи Александровны Эмберг). 

Р.Я.Лаптева. Вятка – семейный портрет – Киров, 2012 г., с.117-118 
Р.Я.Лаптева. Вятка на ладони – Киров, 2013 г., с.29

 

После Рождества – и за свадебку 



Как известно, после окончания рождественского поста и Рождества начиналась пора свадеб. Во время поста православная традиция требовала воздерживаться от всяких увеселений. Начинался «большой мясоед» - время между Рождественским и Великим постами. В это время игралось самое большое число свадеб в году, как у крестьян, так и у знати; в этом можно убедиться, если просмотреть церковные метрические книги. Нередко, свадьбы начинались сразу после Рождества. Вот как вспоминал о свадьбе своей сестры известный общественный деятель дореволюционной Вятки Александр Александрович Прозоров; интересно, что зятем его стал будущий пароходовладелец Тихон Филиппович Булычев… 

Во время рождественских каникул состоялась свадьба моей сестры Екатерины с сыном орловского купца Тихоном Филипповичем Булычевым. Сестра моя среднего роста, брюнетка, живая, считалась современной красавицей. Да и он был недурен. Образование получил в немецкой школе в г.Архангельске, крайне выдержанный, корректный, вежливый, словом, завидный жених. Как происходила свадьба, как происходил в то время необходимый бал, совершенно не помню. Помню лишь, как провожали свадебный поезд в Орлов, куда поехали все поезжане и я как шафер. Помню, что внизу, в передней, в то время как надевали шубы, струнный оркестр все время играл персидский марш и мы, поезжане, выпив по последнему бокалу шампанского, сели в повозки. 
Ехал я с теткой и ее братом, очень тучным господином, как говорили, вечным шафером, Владимиром Владимировичем Герасимовым. Мы не ехали, а летели. К утру были в Орлове. Нам, поезжанам, было отведено особое помещение вне дома молодых. Вечером у молодых был бал. На этот бал было приглашено все орловское общество. К балу приехали мои родители. На балу выделялась местная дама, жена, кажется, лесничего. В честь ее мужское общество пило и всей компанией острило. 
На всех произвел впечатление брат молодого, Егор Филиппович, бывший студент, крайне симпатичный, но с подорванным здоровьем и скоро умерший. Кроме того, выдавался брат отца молодого, немой старик, ко всем пристававший, чтобы с ним говорили, подводил к столу и на нем писал жалобу на брата, обидевшего его по каким-то расчетам, свистел и жестикулировал. А брат его, хозяин дома, Филипп Тихонович, крайне крупный седой старик, в это время проходяЮ спрашивал: «Что, жалуется? Ну, пусть отводит душу, я ему не мешаю». 
На утро был обед, исключительно для родственников и поезжан. За столом было не менее 30 человек, в том числе и мои родители. Старик-хозяин сидел в начале стола один, около него сбоку – малолетняя внучка, а рядом с ней – ее мама, а его дочь, вдова. Старик во время обеда вдруг кладет свои обе громадные ступни себе на стол, не стесняясь присутствующими. Картина. Затем, обращаясь к внучке, говорит: «Катя, скажи: дедушка - пакость», та молчит, мать ее шепчет: «Катя, не смей говорить». Старик повторяет свое требование, мать волнуется. Наконец, после третьего раза внучка произносит: «Дедушка – пакость». Тогда он громогласно заявляет: "Слышите, добрые люди, чему мать-то научает свою дочь», чем доводит несчастную мать чуть ли не до слез. Все молчат, никто не возражает против столь дикого и непристойного заявления. По окончании обеда все разъехались по домам. 

А.А.Прозоров. Город Вятка и его обитатели (мемуары) – Киров 2010 г., с.31-32

Деревенская свадьба. Выкуп дороги. Художник И.М. Львов

 

От Светланы Вавилиной. Парфенов Матвей Матвеевич-директор гимназии, с семьей. Родной брат моего прадеда. К сожалению незнаю ничего об их дальнейшей судьбе.

 

Вятка мистическая. Чудеса преподобного Матфея 



Сохранилось интересное предание военных лет. Одна многодетная семья, глава которой находился на фронте, осталась без денег и пищи. Отчаявшаяся мать пришла на могилку старца и стала молиться, говоря сквозь слезы: «Отец Матфей, помоги! Умираем с голода, и я, и дети мои. Спаси от смерти, батюшка! Не дай пропасть, не дай умереть деткам малым! Спаси и помоги!» После напряженной молитвы она впала как бы в забытье и вдруг зрит, как между деревьями идет по кладбищу старец с большим мешком за плечами. Подошел к ней, подал свою поклажу и говорит: Питайся сама и деток накорми». От неожиданной радости она оцепенела, смотрит на него и слова молвить не может. Он ласково поглядел на нее и скрылся за деревьями. Когда женщина пришла в себя, то сколько ни искала старца, его и след простыл. После войны она случайно в одном доме увидела фотографию о.Матфея и признала в нем того старца, который спас ее и детей от неминуемой голодной смерти. 

В.Низов. Светильник веры // Выбор – 1993 г. № 46

 

«Духом была крепка…» 

Из книги протоиерея А.Сухих «Былых времен бесценные инскрипты» (Киров, 2005 г.): 
«Монахиня Серафима, насельница Свято-Вырицкого монастыря (в миру Евдокия Васильевна Гордеева) родилась 29 февраля 1918 г. в деревне Клубеньки ныне Даровского района Кировской области». 
Из рассказа монахини Серафимы, записанного в 1995 году: 
- Я была воспитана в вере. Отец у нас читал Евангелие. А я с ребеночками водилась у матери. Мать у меня была неродная. Родная умерла, когда мне было два года. Так я около дедушки и увивалась. Росла – ни матери, ни отца, потому что его на фронт взяли. Кто его знает – придет, не придет. Вот малограмотный деревенский старик меня и воспитывал. Он молодым-то ходил в монастыри. Как он умел молиться! И меня так учил: 
«Душечка, давай читай молитвы». – «Дедушка, дак я путаюсь». Вот он мне прочитает наизусть «Отче наш» раза два-три, скажет: «Теперь сама». Пока я правильно не скажу, он мне не даст уснуть. Другой раз лежим на печке, он произносит «Верую». «Ты понимаешь ли «Верую»? – «Что ты, дедушка, я ведь еще мала». – «Я знаю, что ты мала. Но ведь ты должна знать «Царю Небесный», «Святый Боже». Не все же я тебе читать должен, давай-ка сама». Заучиваю.Где неправильно скажу, он меня поправит, дедушко-то. У него крепкая вера была. 
Трудно жилось семье Гордеевых в 20-30-е годы практически без средств к существованию. Доучиться девочке в школе не довелось, пришлось нищенствовать. Но церковь любила, службы выстаивала, с певчими пела. В Отечественную войну трудилась на слободском заводе «Красный якорь». Что заработала? Справку об инвалидности 2-й группы. Да еще сыпным тифом переболела. Совсем телом ослабла. Но духом была сильна… 

Дальше был арест и сталинские лагеря. В дальнейшем к интересным воспоминаниям матушки Серафимы мы еще вернемся. 

Р.Лаптева. Крестный путь монахини Серафимы // Вера – 2012 г. № 666

 

Черные тени старой деревни

…Роман женился рано. Когда его, 20-летнего, призвали в солдаты, у него уже было двое детей: мальчик и девочка. За время его службы жена Ненилла умерла, якобы простудилась, оставив двоих сирот. Оставались они с моей бабушкой – Варварой Трофимовной. 
Роман через некоторое время пишет матери письмо: «Я женился. Жену зовут Нюрой, она полька…» Бабушка задает ему вопрос в письме: «Какой веры твоя жена?» Роман, не разобрав вопроса, отвечал: «Она Нюра, а не Вера…» Прислал фотографию в полный рост. Рядом с ним красивая женщина. Отслужился наш Романушко и приехал в Байсу с молодой красавицей женой… 
В первый же год их жизни в деревне умирают дети Романа, один от поноса, второй от воспаления легких. Детишек схоронили, а по деревне и округе пошел слух: полька ребятишек сгубила. Какая-то женщина видела, как Нюра зимой переехала речку Байсу, раздела дите, искупала его в проруби и опять одела его. Ребенок заболел воспалением легких и умер. 
Это дошло до властей, польку Нюру арестовали и отправили в г.Вятку. Там ей был и суд: дали всего год тюрьмы. На следствии она созналась, что первого ребенка отравила мухоморами… 

А.Минин. Мы, Минины… // Знамя октября (Лебяжье) – 2007 г. № 88

 

Продаст черемуху – хлебушка купит (воспоминания о послевоенной жизни) 

Валентина Андреевна Загуляева девчонкой малолетней в послевоенные годы ходила к бабушке Ефросинье и деду Ивану Федоровичу в д.Ильинцы за молоком и хлебом. Своей коровы у них не было, жили совсем плохо. И у деда с бабкой с продуктами было не богато, буренке на зиму сена не хватало, и чтоб коровушка с голоду не упала, привязывала ее веревками. Не у всех исхудавшие коровы доживали до зимы. Даст, что сможет, бабушка, покормит и проводит внучку, постоит на пригорке, рукой помашет, а той вроде и бежать через поле не с пустыми руками веселее и не так страшно. 
А еще, чтоб копеечку заработать, ходила Валя в Лебяжскую МТС. Наберет спелой черемухи и несет продавать деревенским девушкам, работающим трактористками. Продаст побольше – на буханку хлеба хватало. 
В начале 60-х мать стала получать пенсию – 12 рублей 50 копеек. Отцу, как инвалиду войны, стали платить 35 рублей. В те времена это были неплохие деньги. Семья потихоньку начала выбиваться из нищеты, дети подрастали. 

Знамя октября // 2011 г. № 85


Назад к списку