- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 8-15

 

 

Почему Церковь осуждает святочные гадания

Православная Церковь осуждает святочные гадания, наравне с колдовством и игрой в карты. По ее учению, гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Еще 61 правило VI Вселенского собора ( 680 год) строго гласило: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным,.. согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергать и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов». 
Правило это соблюдалось и в Вятской епархии, плюс к запрету добавили славянские игрища и плясания с песнями. Список с указа Казанской духовной Консистории от 3 марта 1751 г., присланный игумену Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря Дорофею, запрещал «чинить богопротивные игрища и бесовские плясания с воспоминанием в песнях древних идольских имен». Поводом к этому указу был случай, имевший место в Казани 2 января (или генваря, как говорили тогда) 1751 г.: 
«… В Казани в некий обывательский дом мужеска и женска полу люди собираются, игрищи производя бесовские, плясания с соблазнительными действами и воспоминанием в песнях древних идольских имен, отчего ничто иное происходит, как точно соблазн и умножение беззаконий и худых действ, в самом деле немаловажных, то есть грех. Сверх того причиняются при том и убийственного случая тяжкого побойства, как то 1 генваря числа и действием оказалось». Далее вятским священнослужителям предписывалось: «… Обоего полу жителем вышеписанные богопротивные игрища чинить воспретить, и для того им, приходским священникам, каждому в приходе своем, нарохианом объявить, дабы таких игрищ, яко весьма богопротивных, отнюдь не производили и блазнящихся в том отвращали…»

 

Неграмотность в архивных документах

Многие из тех, кто работает с архивными документами, сталкивался с неграмотным их написанием, особенно это касается первых лет советской власти, когда в органы власти и учреждения набрали служащих, что называется, "из народа". У многих из них образование составляло несколько классов церковной или земской школы и правописание заставляло желать лучшего. 
Вот, например, приговор из судебно-следственного дела почтового работника А.И.Лобанова (1918 год). Оцените грамотность. Почему-то Казань следователь писал как Казан...

1918 г. ноября 11 дня, я следователь Чрезвычайной Комиссии по контрреволюции, саботажу и преступлениям по должности на Уральском фронте, производил следствие по делу гражданина Лобанова Андрея Ивановича по обвинению его в белогвардейском движении, при чем оказалось что гр. Лобанов действительно примкнул к белогвардейцам, при появлении таковых. Казан он уехал вместе с ними и поступил там на службу, после занятия Казан советскими войсками гр. Лобанов уехал из Казани и приехал обратно село Лаж с целью скрыться от наказания. Обществом он не был послан Казан эта ложь что и подтверждает местные крестьяне окрестных деревень. Кроме этого занимался эксплуатацией. Содержал две мельницы и около 200 десятин земли. Так что это является ложь, что он бедность. Заключаю, что он является вредным для советской власти и окружным путем идет против советов. 
А потому постановил Лобанова Андрея Иванова расстрелять (ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 9. Д. СУ-11654. Л. 13). 
Из протокола допроса судьи Н.Н.Баженова, расстрелянного в то же время, вообще сложно понять, о чем идет речь: "...На комитет смотрю как на нужное при создавшемся моменте, когда идет классовая борьба и некультурности народа. Агитация может дать нужный результат, когда идет изолирование все вредный элемент рабочего класса" (ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 9. Д. СУ-11653. Л. 1–3).

При публикации таких документов книгах, наверное, нужно оставлять авторский текст как есть, так сказать, сохраняя авторскую орфографию.

 

На "лапотную" тему 



Снимок сделан в 2000 году в деревне Казань-Омга Вятскополянского района. На нём мой двоюродный дядя Зайцев Николай Васильевич, колхозный пастух. В лаптях. На фоне дома, построенного колхозом для молодой семьи его дочери. У нас в деревне все пастухи всё лето обычно ходили в лаптях, они ими снабжали всех желающих. Утром уйдут со стадом на пастьбу, а вечером возвращаются с изделиями нехитрого традиционного ремесла: кто с новенькой парой лаптей, кто с новенькой корзиной или лукошком. Которые были нарасхват. И ни у кого при этом не возникало комплекса неполноценности, даже мысли не возникало, что это, оказывается, атрибуты нищенского бытия при советском режиме. 

 

Загадки родословных. Эпидемии



Часто при составлении родословных, в метрических книгах мы находим названия незнакомых нам болезней - чахотка, инфлуэнца, испанская болезнь. Нередко эпидемии этих заболеваний уносили десятки и сотни жизней в год. К ним можно прибавить также холеру и оспу; последняя косила в основном младенцев.
Самое понятное это с чахоткой. Так называли раньше туберкулез. А что такое инфлуенца? Оказывается... это обыкновенный грипп, точнее говоря 200 его разновидностей. Грипп до сих является одним из самых распространенных и опасных заболеваний, приводя ежегодно к 290−650 тысячам смертей. Что уж говорить о наших предках, которые могли противопоставить опасной болезни разве только травяные отвары? Не случайно, инфлуенца-грипп самый частый гость на страницах метрических книг. Название болезни "инфлуенца" пришло из Европы, где появилось еще в Эпоху Возрождения (итал. influenza — «воздействие»). Слово "грипп" тоже европейского происхождения, пришло к нам из французского и немецкого языков; есть также мнение, что оно произошло от русского «хрип». Но в России это слово, видимо, распространилось уже в советское время, т.к. в дореволюционных документах мы не найдем слово "грипп"...
В годы Первой Мировой войны в Россию пришла еще одна опасная эпидемия - испанская лихорадка или просто "испанка", особенно ставшая бичом населения в 1917-1918 годах, унося десятки и сотни жизней в год. Принесли ее с фронта солдаты (на 1917-1918 гг. приходится пик их возвращения на Родину). Зачастую заражение происходило по той причине, что здоровые при прощании с умершими больными целовали их, подхватывая опасный вирус....
Если разобраться, "испанка" это тоже грипп, точнее говоря, одна из самых опасных и распространенных его форм за всю историю человечества. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире испанкой было заражено около 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты Умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3 % населения Земли, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества ("википендия"). Всего от «испанки» погибло 41 835 697 человек, что составляет 2,8 % населения планеты (итоговая цифра неточная, так как не включает в себя некоторые страны). Не случайно в Вятской губернии от нее вымирали целые деревни...

 

Реквизиторы

29/16 марта 1918 г. в 6 часов вечера, кучер общества «Волга» волжского пароходства Валентин Таухар со склада общества на Нижней дамбе поехал на лошади, принадлежащей обществу «Волга» в город Казань. Лишь только поравнялся с полотном железной дороги, проходящей со стороны города Казани на г.Екатеринбург, на него напали несколько человек, одетых в солдатскую форму и форму флотских матросов и вооруженные винтовками. Означенные лица приказали кучеру остановить сани и идти домой, сами же сели в сани и уехали в сторону Казани… (из заявлений 1918 года).

НАРТ ф.П-3048 оп.1 д.2 л.18 

Как известно, большевики, захватив верховную власть в стране, организовали самый массовый грабеж за всю ее историю - если у крупных собственников были отобраны все их предприятия, недвижимость, пароходы и прочее, у всего остального населения было реквизирована в пользу новых правителей вся их банковская наличность. Все, что было в банках, исчезло в момент, и самые богатые в одночасье превратились в самых нищих. 
Не останавливаясь на этом, большевисткая власть пошла еще дальше - наложив свою длань и на все личное имущество гражданина. Например, если гражданин собирался переезжать в другой город, он должен был просить разрешения у новой власти на перевоз своего же имущества, тщательно его перечисляя. В противном случае его могли просто отобрать, что тогда не было редкостью. Заявления подобного рода сохранились в архивах. Вот два из них.

Контрольная реквизиционная комиссия Казанского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 

2 мая 1918 г. № 983 

Отдел городского хозяйства просит Исполнительный Комитет не отказать в выдаче предъявителю сего сарапульскому городскому санитарному врачу Аркадию Вениаминовичу Косицкому разрешения на вывоз из города Казани в город Сарапул принадлежащих ему: квартирной обстановки, домашних вещей и зубоврачебного кабинета, т.к. это имущество г.Косицкому здесь крайне необходимо. 

Пропуск 

26/19 апреля 1918 г. 

Дано сие от контрольно-реквизиционной комиссии Казанского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов гражданину Василию Федоровичу Моросину на право вывоза из города Казани до пристани Чебоксары, по случаю переезда на жительство в г.Чебоксары, следующих вещей: 4 сундука, 2 кровати, 2 комода, постельные принадлежности, 4 стульев, картин и прочей домашней утвари, всего около 17 мест, что подписью и приложением печати удостоверяется. 

НАРТ ф.П-98 оп. 1 д. 22 лл.400, 403

 

Воткинский завод после Ижевско-Воткинского восстания

В Воткинске из 7500 рабочих осталось 3500 человек. Все квалифицированные рабочие и технические силы ушли с белыми. 
Настроение среди рабочих после ухода белых весьма революционное. Ведется очень энергичная работа по организации производства. В конце ноября завод пущен в ход. Работают почти все цеха, несмотря на то обстоятельство, что белые увезли с собой целые части машин, телефоны, смазочные средства. Работа на заводе идет чрезвычайно интенсивно. Военные заказы вырабатываются 24 часа в сутки. 
Партийная работа также ведется очень энергично; приступлено к организации партийных ячеек по всему уезду. Готовятся к открытию инструкторские школы. 
На Воткинском и Ижевском заводе митинги устраиваются каждый день. Выступают одни только большевики. 
Сильная до недавнего времени организация максималистов в настоящее время прекратила свое существование. Председатель организации максималистов перешел в организацию большевиков. 

Луч коммунизма (Елабуга) - 1918 г. № 41 от 28 декабря

 

Из истории поселка Параньга: история и предания 



На северо-востоке республики Марий Эл, недалеко от границы с Татарстаном, находится поселок Параньга – районный центр татарского Параньгинского района. Первоначальное образование поселения относится приблизительно к 16 веку, после захвата русским царем Иваном Грозным Казанского ханства. Точной даты образования поселения нет. Как мы знаем, почти все села России имеют приблизительные даты на основании летописи, а уж наш-то глухой «медвежий угол»!.. О какой точной дате можно говорить?! Наш край после падения Казани относился к Казанской губернии, затем к Уфимской, Нижегородской, и к 1732 году стал относиться к Уржумскому уезду Вятской губернии. 
С древних времен в народе ходило предание. После падения Казанского ханства, в глухом лесу, а территория нашего района был лесной массив, появились несколько мужчин, с плотницким инструментом, начали они рубить лес и строить избы, готовить пашни. Это были первые поселенцы. Назвали они свое поселение Бэрэнгуйэ – Изге аул (деревня святых). Это предание передавалось из поколение в поколение и до сих пор живет в народе. 
И еще одно предание живет в народе. Царь Иван Грозный шел на Казань со своим войском и попы крестили татар-мусульман. Шли они на Казань через Арск, а Арск, как мы знаем – это ворота на Казань. Потому-то мусульмане бежали в леса. 
Первое упоминание о деревне Параньга содержится в архивных документах «Экономические примечания за 1696 год»: 
Деревня Параньга 339 жителей. 
Вспомним положение наших предков, разгул христиан, загоняющих в реку, в прорубь мусульман, мари и другие народы, даже после указа царя Федора Алексеевича 1681 года, о запрещении насильного крещения иноверцев, разгул этот продолжался, так что не сразу же поверили и открылись мусульмане царскому приказу, поэтому Бэрэнгуйэ исключительно скрытое, лесное древнее мусульманское поселение. 

Самигуллина А.М. История Параньгинского района – Йошкар-Ола, 2004 г. 

На фото: мечеть в современной Параньге. Фото с сайта photogoroda.com

 

Из истории села Пектубаево 



Христорождественская церковь в центре старинного села Пектубаево, словно дышит историей. Время оставило свои отметины на здании, в котором сейчас Дом культуры и библиотека. И люди приходят сюда уже не на молитву, а на чтобы провести свободное время. Только недавно здесь прошел смотр коллективов художественной самодеятельности, посвященный 55-летию Победы. Такие мероприятия обычно собирают немало зрителей. Каждый сельчанин спешит посмотреть на своих знакомых, да и просто пообщаться. 
… Когда закладывали храм в 1811 году, собирали копейки со всей округи. Храм получился величественный. Только большой колокол весил 377 пудов и везли его сюда на 12 лошадях. Пектубаево стояло на бойком месте. На ямской станции содержалось до десятка лошадей. По тракту в направлении Царевококшайска, Уржума и Яранска спешили купцы и крестьяне со своим товаром. На селе и в ближайших населенных пунктах люди занимались разведением скота, земледелием, заготавливали корма с пойменных лугов. А сколько сил ушло на то, чтобы освоить под пашню лесные массивы! 

Е.Макаров. Деревня твоя, моя, наша // Марийская правда – 2000 г. 30 мая

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. На Вятке. г. Халтурин (Орлов) Начало 80-х годов.

 

Вятское духовенство в 1810 году 

Вчитываясь в полустертые от времени «клировые ведомости» далекого начала 19 века, точнее говоря, в «послужные списки» вятского духовенства, можно немало узнать о его жизни в то далекое время. Начать хотя бы с того, что духовное звание тогда передавалось по наследству – от отца к сыну, и потому часто поколения священников жили всегда на одном и том же месте. Зачастую в одном селе жило несколько семейств одной фамилии. Только с середины 19 века войдет в практику назначение духовенства в другие приходы епархии. А до этого архиерей нередко назначал вновь испеченного священника в его же родное село.
В «послужных списках» начала 19 века нередко можно встретить запись – «из необучавшихся в семинарии», но таких было уже немного. Так указали в 1810 году про священника села Бобино Вятского уезда Димитрия Лесникова – «произведен в 1793 году преосвященным Лаврентием из необучавшихся в семинарии». 
Это, конечно, не означает, что священник, диакон или дьячок был вовсе неграмотный. Главное внимание уделялось тому, что священноцерковнослужитель элементарно мог знать церковную службу (а если послужить в алтаре год – несложно ее выучить наизусть даже без окончания семинарии), знал бы Священное писание и Катехизис (чтобы хотя бы знал, о чем говорить на проповеди), ну и совсем хорошо было бы, если бы умел хорошо петь, поскольку все церковное богослужение основано на пении. В 1810 году про пономаря Ульяна Петровича Лютина из села Воскресенского Орловского уезда отметили «в должности прилежен, знанию причетнического искусства обучается» 
В «послужных списках» можно почитать, как учили они грамоте своих детей. В «послужном списке» пономаря Самсона Карповича Лютина из села Воскресенского Орловского уезда в 1810 году отметили, что сын его Степан 7 лет «учит часослов». В «послужном списке» священника с.Подчуршино Слободского уезда Авраамия Константиновича Лесникова тогда же про его сына Поликарпа 9 лет записали, что он «знает часослов и псалтырь, ныне учит 3 глас нотного октоиха». Про 17-летнего Феофилакта Юферева, сына священника из села Курино Котельничского уезда, в 1752 году написали так: «Обучается чтению, пению в твердом, дан билет до приискания церковного праздного места». Из последних слов можно понять, что будущий служитель алтаря должен был сам искать себе место службы… 
Церковное начальство строго следило за поведением и нравственным обликом своих пастырей, ежегодно отмечая его в «послужном списке». Обычно писали стандартную фразу: «Поведения хорошего, в должности исправен» или «Качеств и поведения хороших, в должности исправен». Конечно, далеко не все священноцерковнослужители были кроткими как ангелы, часто случались и пьянки, и драки, и хамство (в фонде Вятской Духовной Консистории сотни таких дел). Виновных отправляли для исправления в Архиерейский Дом или дальний монастырь. Про упомянутого пономаря Самсона Карповича Лютина в 1810 году написали так: «Поведения нехудого, в должности исправляется». Это значит, что ранее он набедокурил, а теперь встал на путь исправления. 
Также в «послужных списках» отмечалось жилье, где живет священник. Зачастую это был свой собственный дом, оставшийся от отца и деда, живших в том же селе. Это позднее духовенство будут переводить, куда начальству вздумается, и оно будет жить только в квартире, данной от прихода. Конечно, нет смысла строить свой дом, если завтра тебя могут отправить куда-нибудь, а потом и еще куда-нибудь…

 

Как начинался Яранск.…  Яранские модницы. Хлеб из глины

Яранск начинался с крепости, выстроенной на исходе 16 века, по взятии Казани. Между двойными дубовыми стенами насыпали земельки. Острые зубья стволов пугали татар и черемисов. По углам стояли сторожевые башни с бойницами. На западной стороне, у реки, поселились в слободе две с половиной сотни стрельцов. На южной возник посад, где жили ремесленники. 
Поодаль от южных врат, за оврагом вырос Вознесенский монастырь. От него сохранилась Благовещенская церковь, наверное, одно из самых старых, допетровских времен, каменных строений на Вятской земле. В этом храме есть одна замечательная подробность. Все окна в нем разной величины - делались, как Бог на душу положит. Не от небрежности, нет. Умели жить, любили. После Петра у нас этого стало меньше. А окна что?! Верно ли их делать одинаковыми, или брать в расчет, откуда света побольше, откуда дуют холодные ветры? Дули, надо сказать, известно откуда – с Железных гор, то есть с Урала. 
Уже к началу Смутного времени русские обосновались в этих местах весьма основательно, энергично заселяя окрестные территории. Яранск вступал в спор с Вяткой, и к началу 20 века он, по крайней мере, в одном его выиграл. Здешние модницы скорее откликались на столичные и европейские смены вех. Даже в 27-м году тщательно изучали журналы, сообщавшие: «В этом году носят много казакинов. Прямые без рукавов они надеваются на легкие платья. Жоржет… Шляпы – «последний крик моды» - плотно скрывают голову и скрывают все волосы». 
Для яранских красавиц скрывать головы, впрочем, стало уже не так актуально, как лет за пять до этого, когда в уезде бушевал тиф. Он начался вслед за голодом, который в здешних краях был характерен одной подробностью. Тысячи яранцев бросились к месторождению белой жирной глины. Ее смешивали с овсяной соломой, и получали «хлеб», после которого уже не хотелось ни есть, ни жить. Сколько умерло тогда, Бог весть… 

Вера (Сыктывкар) – 2004 г. № 458 л.11

Фото из календаря "ЯРАНСКУ 425 ЛЕТ".

 

Как бандиты попадали в «Герои революции» 



Еще февралисты, придя к власти, объявили всеобщую амнистию (благодаря чему вскоре Россия захлебнется в криминале) и особо стали чествовать всех тех, кто пострадал при царском режиме. Позднее большевики, продолжили эту традицию.Они создали что-то вроде своего пантеона святых и «новомученников». Причем, зачастую не слишком разбирались с биографиями новых святых. Поэтому зачастую бывало так что в одну партию с бывшими политическими каторжанами попадали и совершенно случайные люди, в том числе и просто уголовники. Особенно это бывало в тех местах, где с «героями революции» было сложновато. Так получилось, что в городе Уржуме в это число попали два бандита – Телепнев и Вахрушев, повешенные за грабеж при Столыпине. При Столыпине таких вешали тысячами, благодаря чему Россия смогла немного разгрузиться от криминального мира, но в биографии Тимофея Телепнева оказался один эпизод, который помог ему попасть в одну братскую могилу с 10 комиссарами, сложившими свою голову за советскую власть в Уржумском уезде (Дрелевский, Карелов, Груздовский и другие). Незадолго до своего знаменитого грабежа видели, что Телепнев распевал «Марсельезу» на мосту через речку Уржумку. Он же был революционер! – решили поздние реабилитаторы жертв царского режима. 
На самом деле Телепнев был такой же революционер, как из генерала балерина. Вот что о нем рассказывали уржумские старожилы: 
«…Этот Тимка в любой момент мог совершить все, вплоть до убийства, за 10 минут до этого и не зная, что он подобное сделает… Так и случилось на ярмарке возле одной из пивнушек, где гулял с друзьями уржумский маляр Мусатов, по пьяному делу большой любитель подраться. Был он лет сорока, высок ростом и худощав. 
Он-то и завязал ссору с одним из своих собутыльников, которого не дали в обиду мужики за другими столами. Не видевший и не слышавший самой ссоры Тимка узрел только концовку стычки, когда из пивнушки как ошпаренный выскочил мужчина. То был потерпевший от Мусатова. «Стой! – повелительно остановил его Телепнев. – В чем дело?» 
Через несколько минут состоялась скорая расправа над маляром: Тимка ударил его ножом в живот. Позднее он на базарной площади Уржума убил еще одного человека. Но арестовали Т.Телепнева только после ограбления им «казенки» (винной лавки). Был суд, вынесший решение: смертная казнь через повешение. Тимку с подельником Вахрушевым повесили в 1907 году у Дубовой горы, где проходил Вятский (Кировский) тракт. 
Вот как давно это было. Посудачил народ, повздыхал, поахал над тимкиной судьбой, да и забыл вскоре ярмарочного «убивца»… (А.Минин. Белорецкая ярмарка // Знамя октября (Лебяжье) – 2001 г. № 66). 
Кто бы мог подумать, что через 11 лет двух бандюганов, повешенных за грабежи и убийства вспомнят! Впрочем, чему было удивляться, если власть на тот момент была сама нелегальная и полубандитская. И похоронили двух уголовников в братской могиле в центре Уржума вместе с 10 борцами, действительно погибших «за светлое будущее», как они считали. Это было такое недоразумение, которое так и не было исправлено. Возможно потому, что советская власть создала миф, что законодательство злодея Столыпина казнило только "хороших людей". Таких хороших, как Тимофей Телепнев...


Назад к списку