Январь: 16-21
Два мира села Сергино
В селе Сергино, что на самом севере Балезинского района, не забыли о своих корнях. Здесь в верховьях Камы на самой границе с Кировской областью до сих пор сохранились глухие лесные углы. Да и само Сергино находится аж в 80 километрах от районного центра Балезино.
Из поколения в поколение рассказывают сергинцы о том, что обитала когда-то в здешних краях чудь белоглазая. От них будто бы и остались ямы, так и называемые в народе Чудскими. Сама себя чудь и закопала в этих ямах, как только на верхней Каме христианским духом запахло.
Но и христиане на севере Удмуртии особые - первыми русскими поселенцами, появившимися здесь, стали спасающиеся от антихристов Петра Первого и патриарха Никона раскольники. Как могли, оберегали свою веру от никонианской ереси. Только Россия и цивилизация все равно догнали беглецов.
Сергино – село православное, и церковь в нем когда-то Крестовоздвиженская стояла. Старообрядцы же селились в окрестных деревнях Коровино, Афонино, Шарпе… До сих пор есть такие старушки, что ни сахара, ни конфет магазинных не едят. Молятся же по домам, каждый раз принимает верующих кто-нибудь из односельчан – за благо это почитается. Во время молений подкрепляются лишь томленкой, особой бражкой, приготовленной без сахара и дрожжей, - это и еда и питье. Томленкой непременно угощают и гостей.
В Сергино причудливо сочетаются два мира - церковного православия и старообрядчества. Раскольники, конечно же, изменились за последние десятилетия. В жизнь деревень Удмуртии прочно вошли электричество, радио и телевизор, книги и школы. Опять же до веры ли молодым кержакам, коль в телевизоре Киркоров изгаляется и девки голые пляшут. Кругом соблазн, потому некоторые набожные люди не токмо телевизор не приобретают, но и пенсию от государства не хотят получать – за грех почитают. И даже те, кто давно электричество признал, во время молений зажигают только свечи из чистого воска. Как говорится, пользуются лишь тем, что Бог послал, а не тем, что человек в силу своей дьявольской хитрости придумал.
А все боязно, ведь столько веков хранили свой уклад - и в одночасье вдруг потерять. Посему люди старой веры приоткрывают свой мир для участников различных фольклорных, диалектологических, этнографических экспедиций, музейных сотрудников. Первыми сергинским говором заинтересовались ученые Глазовского пединститута, бывали здесь и из Удмуртского государственного университета. Целыми автобусами, случалось раньше, увозили ткацкие станки, домашнюю утварь, другие вроде бы уже не нужные ныне предметы. Только как спел Высоцкий:
Мы все-таки мудреем год
от года –
Распятья нам теперь самим
нужны.
Они богатство нашего
народа,
Хотя и пережиток старины.
Сергей Жилин. Мудрая душа села Сергино // МК в Ижевске – 2003 г. 20-27 августа.
Фото с сайта wikimapia.org
"Прощайте, милая, бесценная мамаша, крепко, крепко обнимаю вас, целую руки ваши..." Из истории обращений
— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Из былины об Илье-Муромце
Давайте подумаем, как мы в наше время обращаемся к нашим родителям? Набор обращений, надо сказать, небогат - папа, мама, отец, мать, батя...
А сто с небольшим лет назад набор обращений к родителям был несравненно богаче. Каждый из нас встречал их в литературе, кто-то читал в старых письмах и дневниках.
Папочка, мамочка
Папаша, мамаша
Папинька, маминька
Папан, маман (в дворянских семьях, от французского: Ma cher maman et Papa)
Батюшка, матушка
Тятя или тятенька
Мамушка, маменька.
Также нередко к обращению прилагались прилагательные: Милостивый Государь Батюшка, Милостивая Государыня Матушка, Любезный Батюшка
Возможно, Вы еще сможете дополнить этот список...
Старый новый Яранск
Улицы чистые, дома старой постройки – строги, красивы. Стоят они вплотную. Вот дом с башенкой – здесь администрация, несколькими дверями далее - моя гостиница, в темноте можно перепутать и вместо нее попытаться войти к нотариусу или в магазин. Магазинов много, товары в них дешевы, скорее, по бедности этого края. Смесь столичности с сельским духом вызывает улыбку. Вот надпись «Интернет-клуб», тут же на столбе объявление: «Внимание! Будет проводиться продажа поросят. Возраст 1-1,5 месяца. Вес 5-11 кг. Привиты… Цена 100-120 рублей». С угла открывается громадное здание с колоннами. Обиталище какого-то купца, рынок, Дом Культуры - всех его назначений я не помню, здесь можно разместить и то, и другое, и третье, все равно место останется.
Наконец открывается Троицкий собор с золотым сверкающим крестом – это какая-то небольшая лавра по размерам, огражденная дощатым забором. Тут же древняя кирпичная колокольня без креста, недействующая – нарышкинское барокко, памятник архитектуры.
Отца диакона (он же староста храма) Евгения Евгеньевича Нагибина на месте нет, уехал по бесчисленным делам. Храм в нищем Яранске восстанавливается ударными темпами…
Вера (Сыктывкар) – 2004 г. № 458 с.11-12
Вятка сто лет назад. Воспоминания
… Ехать нужно было в Советский уезд (бывший Кукарский) и соседний с ним Нолинский. Оба эти уезда всегда считались богатыми, хлебородными, и в былое время оттуда даже экспортировался хлеб в соседнюю Архангельскую губернию, и по этим уездам Вятка считалась когда-то «хлебу матка».
Большинство крестьян обуты в лапти (это зимой), избы освещаются лучиной – бережливые крестьяне, как будто бы в предвидении тяжелого времени, сохранили штативы для лучин.
Есть приезжающему нечего, ни хлеба, ни молока достать нельзя. На другой день мы переезжаем в Советский уезд. Здесь царит необычная суматоха из-за того, что по уезду разъезжает карательный отряд по сбору не внесенных крестьянами с прошлой осени налогов натурой. Налоги эти касались только Советского и смежного с ним Нолинского уездов.
В ожидании карательного отряда крестьяне прятали остатки своих запасов и не скрывали своего озлобления против нынешнего правительства. Карательные отряды бесчинствовали и свирепствовали, забирали все, что попадалось под руку, и тем не менее не собрали и десятой доли того, что требовалось. Но для меня это служило небольшим утешением ибо и мне пришлось отправиться восвояси с пустыми руками. Крестьяне не соглашались продавать что-либо из запрятанного ими продовольствия из боязни попасться под тяжелую руку сборщиков налогов.
Воспоминания С.Воронова. «Архив русской революции». Издание И.В.Гессена в 22 томах. Т.1.1921 г. с 241-256 – М. Терра. Политиздат. 1991-1993 гг.
К столетию войны с Колчаком или Колчака с…?
…Потом пришли опять белые. Это были сибиряки, прямым ходом из Перьми. Они расстреляли Сбоева Спиридона. Увели в пожарку и прямо в лоб. Это бабы на него нажаловались. Если бы он не наврал на мужиков тех, быть может, и отпустили красные. Еще расстреляли Ушакова Антипа Ларионыча за то, что его сыновья Митя и Алексей убежали к красным. Хороший был мужик, работал объездчиком. Каково тогда было жить? Кому-то надо было строиться – лес украли, он даже протокол не завел.
К весне 1919 года белогвардейцев окончательно прогнали. В Муки-Каксивошел отряд красных с духовым оркестром. Церковь была закрыта. Два солдата залезли в нее и утащили ризу с кадилом. Один натянул ризу, другой машет кадилом и давай наяривать матерные частушки. День был солнечный, май месяц. Облачко-то было неказистое, маленькое совсем. И откуда что взялось? Вдруг как грянет гром. Те и присели. «Свят, свят, свят», - бегом отнесли все на место.
После духовой оркестр стал играть хорошую мызыку: вальсы, краковяк. Мы, мальцы, тут же крутились…
Воспоминания Николая Константиновича Сбоева о событиях в Муки-Каксинской волости Малмыжского уезда (публикация из Сюмсинской районной газеты за 1979 год).
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Так выглядел памятник В.И. Ленину в начале 60-х годов в г. Халтурине
Фото Л.Сорокожердьева
Вятские купцы. Кто круче?
На фото три богатейших купца Вятской губернии - Тихон Филиппович Булычев (г.Вятка), Илья Тимофеевич Вахрушев (г.Слободской) и Савва Дмитриевич Шамов). Возможно даже это были богатейшие люди всей губернии, по сравнению с которыми нынешние вятские богачи - нищие. Они владели целыми промышленными предприятиями и пароходствами, развивая своей энергией инфраструктуру и промышленность Вятского края. Шамовский лес, на заготовке и сплаве которого трудились сотни рабочих, шел по Волге в далекую Астрахань. Булычевские пароходы бороздили всю Волгу. Товары вятских предприятий шли за рубеж.
Интересно было бы произвести историческое сравнение по всему купечеству - кто был самый богатый? Крутой, говоря по-современному.
Примечательно, что после 1917 года новые власти губернии, "отобрав и поделив", плохо смогли распорядиться купеческим наследием. В лучшем случае пароходами и особняками. Большинство же предприятий без рачительного хозяина быстро обанкротилось, особенно в уездах. Например, согласно архивным делам заводы Вахрушева закрылись уже в 1921 году. Толку управлять ими не хватило. Ведь управлять огромным заводом это не наганом махать...
А нам остается только восхищаться этими замечательными людими и изучать их жизнь, возможно что-то перенимая из их жизненного опыта для себя. Ведь все эти богатейшие люди губернии были родом из простых вятских крестьян, и, видимо, потому именно в крестьянском уме и смекалке и крылся секрет их жизненного успеха...
Нолинск купеческий
Нолинск был одним из торговых центров Вятского края. Здесь можно назвать больше десятка именитых торговых фамилий, которые и сейчас на слуху в стенах музея. Из них первым можно назвать Небогатиковых, которые имели собственные пароходы. И все как один не приняли советскую власть, в августе 1918 года вместе с отрядом степановцев устроив "кровавую баню" местным большевикам. После разгрома нолинского восстания, практически все они скрылись, и их дальнейшая судьба мало известна. Правда, кто-то был и амнистирован. Например, трое наследников торговых династий были расстреляны только в 1941 году, а сын местного купца-старообрядца Сафаней Ершов умер своей смертью в 1960-е годы в Москве, хотя по некоторым данным он был самый активный участник нолинского восстания в 1918 году.
На фото: нолинское купечество оставило в наследие потомкам красивейший город в камне.
Белуга в рассоле и другие радости купеческой жизни...
В одном из школьных учебников по истории России XX века инте-
ресно написано об увлечениях купечества: «Купечество любило соби-
раться в своих клубах и устраивать застолья по различным поводам.
Купцы любили традиционно русские кушанья: стерляжью уху, осетрину, белугу в рассоле, телятину, расстегаи из налимьих печенок,
квас и т. д. Купеческие свадьбы отличались особой пышностью. Перед
праздниками меценаты и прочие благотворители из купцов наделяли
подопечных щедрыми дарами, при этом нередко экономя и скаредничая в мелочах». Все это прекрасно показано в фильмах «Жестокий
романс», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и др.
В роскошных домах лавочников и купцов появлялись вещи доселе
еще нигде невиданные в нашем крае – первые велосипеды, автомобили, фотоаппараты, «синематограф». Владельцем первого мотоцикла в Уржуме и уезде стал сын купца Стародубцева. Из воспоминаний уроженца с. Цепочкино И. Верещагина:
«… На втором этаже кирпичного дома Фадеичей на второй улице раз-
мещалась библиотека с большим читальным залом, в котором иногда
показывали так называемые «туманные картины».
Очень интересно пишет уроженец с. Лаж М. Шамов о владельце
первого фотоаппарата:
«В Лажу в те времена фотографий не было, правда, у одного из торговцев по фамилии Горев был какой-то аппаратишко, но он фотогра-фировал только по выбору, кого хотел. Помню, мы однажды пошли с Александром Копыловым к нему, но он нам сказал тогда: «Заниматься мне с вами некогда, да и вообще ребятишек я не фотографирую…»
У торговцев первыми эти технические диковинки перенимали
представители духовенства – оба сословия были в хорошей дружбе.
Так, «туманные картины» они сразу использовали для миссионерской
пропаганды Православия, а в с. Лаж, очевидно, вторым владельцем
фотоаппарата стал диакон Усольцев – 1911-м годом датируется одна
из его фотографий. Торговое сословие совместно с другими представителями интеллигенции становилось и носителем прогрессивных
культурных новинок того времени – первые чайные, первые частные
театры. На сцене подобного театра в Лебяжье играли дети и духовенства, и торговцев.
Купечество было достойнейшим классом вятского общества, которое двигало вперед промышленность, торговлю и технический прогресс. Жаль, что октябрь 1917 года положил этому конец...
Вятский край сто лет назад. "И пусть постигнет меня суровая кара революционного закона..."
По губернии.
Елабуга. В городе открылись общеобразовательные курсы для взрослых 3 групп. Курсы бесплатные.
Советск. Из Ильинской волости вывезено 19400 пудов хлеба, для населения волости проводится карточная система, по этому поводу некоторые селения высказывают ропот. По уезду объявлена мобилизация ветеринарных врачей.
Малмыж. В Старотрыкской волости арестован председатель комбеда Тюргин за подрыв авторитета советской власти. В Селтинской волости расстреляно 4 милиционера за взяточничество.
Военно-полевой трибунал
Военно-полевой трибунал Вятской Особой дивизии в г. Воткинск, рассмотрев дело о красноармейце Николае Захаровиче Иванове, приговорил его расстрелять за то, что он, находясь в обозе, отказался подвезти хлеб своим товарищам, сидевшим в окопах.
Этот же трибунал приговорил к расстрелу красноармейцев: Гелазутдин Замалутдинов за агитацию против наступления и Василия Короваева за мародерство.
Известия Вятского губернского Исполнительного Комитета 1919 г. №№ 8 и 11
На фото: командир 29-й стрелковой дивизии РККА В.Ф. Грушецкий (первый справа) с членами штаба этого соединения за обсуждением деталей боевой операции. Вятская губерния. 1919 г.
ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.1И. Д.5. Л.14
Источник: https://www.permgaspi.ru/deyatelnost/vystavki/krasnay..
Назад к списку