Январь: 21-31
Мадам Сталь в Мурашах. Из хроники 1919-го...
В Народном доме на станции Мураши (Пермская железная дорога) с докладом о первом всероссийском съезде работниц выступила приехавшая из Вятки г. Сталь. На митинге были работницы и крестьянки. После митинга обсуждался вопрос об организации бюро для агитации среди работниц. Это бюро уже организовано комитетом большевиков. В него вошли работницы и одна крестьянка, которой пришлось спасаться со своим мужем из своей деревни. Кулаки хотели ее убить за то, что она учила не верить попам. Делегатки от бюро приезжали в Вятку за книгами и теперь устроили кружки, на которых будут читать неграмотным товаркам. Коммунисты организовывают на станции Мураши ферму, чтобы раздавать детям молоко.
Коммунисты организуют работниц // Известия Вятского губернского Исполнительного Комитета 1919 г. № 5
Пробуждение...
Из газеты "Известия Вятского губернского Исполнительного Комитета" № 1 за 1919 год:
"Общее собрание крестьян деревни Мало-Киселевская Вятского уезда Селезеневской волости постановило ходатайствовать перед волостным отделом народного образования об открытии в деревне школы, чтобы дать просвещение детям и взрослым, которые до сих пор остаются неграмотными.
«Мы граждане советской республики, говорится в принятой крестьянами резолюции, нам необходимо всеобщее обучение. Мы сознаем это и напряжем все силы для того, чтобы выбраться из темноты к свету, пожертвуем кто чем может, чтобы помочь открыть школу".
Так и хочется сказать - проснулись! А до 1917 года, когда земская школа была в каждой второй деревне (бесплатная) крестьяне не проявляли такого желания к образованию. Скорее даже наоборот, считали это ненужным, и по этой причине девочек училось очень мало. А в 1919 году проснулись!
Вятские названия. Отрясовская гора
…Всякий раз мы приезжаем и покидаем Уржум мимо лугов, где шумела ярмарка, через Отрясовскую гору. Прозванную так в народе из-за того, что на ее склоне, крутом и затяжном, через который шел тракт, в былые времена «отрясали», стало быть грабили разбойники людей, особо торговых. Опасно одиночному купцу с той же ярмарки вертаться домой. Лихие люди с кистенями и дубинами могли поджидать его на Отрясовской горе. Этим злым промыслом в наше время никого не удивишь.
Александр Минин. Белорецкая ярмарка // Знамя октября (Лебяжье) – 2001 г. № 66
Вятский край сто лет назад. Советский уезд
… При поиске лошадей для обратного пути я побывал в местном Совете, где установлено 24-часовое дежурство. Изба украшена портретами нынешних властителей: прищурив калмыцкие глаза, председатель Совнаркома скептически смотрит на стоящего в почтительной позе крестьянина. Рядом с ним резко чернеет птичий профиль Троцкого. В красном углу висит большой портрет Карла Маркса. Я не удерживаюсь и спрашиваю дежурного члена, кого изображает портрет. «Это, - говорит он, - Карл Маркс». – «А кто же это такой?» - не унимаюсь я. Крестьянин недоверчиво смотрит на меня, боясь подвоха. «А Бог его знает, из каких он будет», - нехотя бурчит он наконец. «Так-с, - продолжаю я, - стало быть, он вместо образов повешен». Крестьянин чувствует иронию моего замечания, лицо его просветляется, и он шепотом начинает посвящать меня в ужасы современного режима и чинимые ныне карательными отрядами бесчинства.
По отзывам крестьян у меня сложилась картина, напоминающая набеги половцев и печенегов на Русь.
Воспоминания С.Воронова. «Архив русской революции». Издание И.В.Гессена в 22 томах. Т.1.1921 г. с 241-256 – М. Терра. Политиздат. 1991-1993 гг.
Плакат 1919 года. Отчетливо видно положение советской России на тот период. По ее границам можно определить и точное написание плаката. Начало или вторая половина 1919 года, поскольку Вятская губерния здесь далеко от границ с колчаковским государством...
Малмыжский уезд в 1918 году. Когда воспоминания подтверждают документы
Они были далеко видны и как будто парили в небе, растворялись в нем. Только кресты указывали, что они все таки-были…
Первый снаряд ударил в церковь. Нет, пока не в купола, а в крышу. Шла заутреня. Но звон колоколов радостный, одухотворенный, какой был обычно в то время, сейчас был грустным. Их голос так и рыдал, жалуясь небу, взывая о помощи. Крики, слезы, паника… Второй, рассыпая шрапнель ухнул в пятистенный дьяконский дом.
… Вдали от крупных центров, в глубинке Вятской губернии, в которую входила территория нынешней Удмуртии, все перемешалось: в одном селении красные, в другой – белые, а волость одна и та же.
Деревня Муки-Какси тогда была Малмыжского уезда, Вихаревской волости. Фронт проходил по речке Вале. В Муки-Каксях был небольшой отряд белых: двадцать винтовок, но три патрона. Он, конечно, был разбит, и деревню занял карательный отряд Кропочева и Вичужанина.
Сразу объявили: будет собрание, придти в поповский дом. Дом этот двухэтажный был рядом с дорогой. Он как бы собой перегораживал божий храм, и ему первому досталось. Кому-то помешал – подожгли. На его месте сейчас правление колхоза имени 20 партсъезда. Фундамент – тот же.
Так вот, объявили собрание, но обманули: всех мужиков арестовали и давай пороть в две плети, потом повели всех в Вожектем. Там у них был штаб, закрыли в кутузку.
На следующий день по какому-то списку отобрали несколько человек во главе с попом и расстреляли на Вожектемском поле – то ли 12, то 18 человек. Поп перед смертью сказал:
- Ну ладно, я новой власти не угодил, а этих-то молодых за что?
Так он спас от расстрела Матвея Мухачева и Михаила Шабалина.
Поп этот был удмурт. Жена его русская – учительница. Были дети: Герка, Вася, Тася. Потом они уехали.
Новая власть, что новая метла, - метет по-новому. В Старой Балме подвесили за ноги в колодец одного удмурта и все требовали:
- Отдай золото, вотская морда!
Иуды были во все времена: кто-то наболтал напраслину. После этого тот удмурт так и остался бестолковым на всю жизнь. Звали, кажется, Тимофеем. Когда я был лесником, он у меня работал, вешки рубил.
Карательный отряд, похозяйничав и забрав остальных арестованных, отправился назад. Было шесть или семь подвод. На каждой ямщик, часовой и два арестованных. Значит, человек 15. Когда от Вожектема под гору спускались, один из арестованных сбежал. Постреляли, постреляли, но напрасно. Так и спасся.
Увезли тогда и моего отца. Он только полгода как с Германской пришел. Из огня да в полымя. Нас, малышни, было пятеро.
В д.Ключи у них была ночевка. И тут несколько человек каксинских отпустили по домам: Брызгалова Васю, Пекина Васю, Мухачева Матвея, которого не расстреляли тогда, и моего отца.
Сам удивляюсь. Я так думаю: в Кильмези-то телеграф был. Народ стал роптать, дошло, видно, до Ленина. Дали на дорогу по 20 р. керенских, по листку бумагу, по коробку спичек и по осьмушке табаку. Остальных увезли в Уржум. Много, говорят, там поубивали. Потом шла молва, что этих начальников, Кропачева и Вичужанина, свои же расстреляли, «за перегиб». А вообще-то, кто его знает.
Мне шел тогда девятый год, но я многое хорошо помню. Идет война, а я собираю патроны, разбираю снаряды. Разобрал как-то гранату. Как не разорвалась? Не знаю.
…Еще был случай. Один из солдат про того попа, которого расстреляли в 1917 году, говорил:
- Я бы его день, два… неделю тыкал ножом, пока бы он не подох.
Идут они однажды по деревне. Этот солдат был начальником патруля, с ним еще трое. Он впереди, те сзади. В сенках двери толстые, косые – ходуном ходят. Не придержишь, обязательно стукнут по заднице. У того солдата в правом кармане брюк граната-лимонка. Когда его дверью стукнуло, он: «Ой!» и остановился. Ему бы быстро вытащить гранату и швырнуть во двор. Растерялся. Рвануло так, что кишки его перелетели в соседний двор, и забор-то был высокий. А мужское его достоинство повисло на шпигеле, где висел умывальник (были такие чугунные с двумя рожками). Похоронили его у церкви, которую он проклинал, а тех троих, раненых, отправили на повозке в Кильмезь.
Гранаты тогда были без кольца. На бабитовый выступ, как шапка, надевался капсюль. Она, видно, в кармане лежала плашмя и дверью стукнуло по капсюлю. Если бы вертикально – ничего бы не было. Я-то их хорошо изучил, много разобрал пацаном.
Воспоминания Николая Константиновича Сбоева о событиях в Муки-Каксинской волости Малмыжского уезда (публикация из Сюмсинской районной газеты за 1979 год).
Воспоминания эти о событиях в Муки-Каксинской волости подтверждаются и архивными документами, из чего напрашивается вывод, что все рассказанное Сбоевым - правда...
Постановление, составленное на д. Балма Муки-Каксинской волости Малмыжского уезда от 23 октября 1918 г.
Когда Муки-Каксинская волость была занята белогвардейцами, то жители д. Балма встали все с оружием в руках на сторону белогвардейцев как избавителей от советской власти. При поголовном обыске обнаружены варки «кумышки». Ввиду контрреволюционности д. Балма они были обезоружены. А за участие в рядах белогвардейцев и за выступление с оружием в руках против советской власти
Никифор Добрылеев, белогвардеец
Александр Воронов
Алексей Лодочников
Михаил Кузнецов
Семен Ермаков кулак
Иван Добрычев
Семен Лодочников
Василий Медведев
Александр Волков
Селиверст Кузнецов
Николай Зяблицев
Были расстреляны.
А на общество за их контрреволюционность против советской власти и за варку кумышки из хлеба была наложена контрибуция в размере 25 т. р., которая получена комиссаром Чрезвычкомиссии при совнаркоме по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте.
ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 5. Д. СУ-6537. Л.3–3 об.
Голод 1921 года в Яранском уезде. Воспоминания
Я знаю. Я видел. Они вот уже месяцев шесть и более питаются одной лебедой. Без примеси какой-либо муки. Их много. 260 тысяч человек едят лебеду. Они толкут ее в ступе каким-нибудь крупным тяжелым железом или просто штырем от телеги. Толкут серую, хрустящую, заваривают ее и пекут колобки, такие хрупкие «недотроги» - прикоснешься к ним, они и рассыпаются. С жадностью набрасываются люди на серые, безвкусные, не дающие силы крошки.
«Брюхо обмануто, и то ладно», - горько улыбается тощий землистый крестьянин, берясь за соху. Весенний ветерок ласкает пахаря, и он... пошатывается от этой ласки…
Я знаю. Я видел, как хлеб, выдаваемый из столовых, чистый хлеб, запах которого так больно сжимает желудок и заставляет дрожать руки, как этот хлеб родители весь отдают своим детям. «Мы больше вынесем, потерпим… Умрем? Не беда – пожили. А им надо здоровье: им жить еще много. Да и маленькие они, ревут ведь! Перемаемся, что уж! И за них спасибо», - говорит измученная голодом, бледная, со страшной улыбкой на лице «счастливая» мать, прислушиваясь к счастливому почавкиванию детей. Они едят маленькими кусочками, откусывают по крошечке, чтобы продлить наслаждение «настоящей едой». Глазенки их с жадностью перебегают от своего куска на кусок брата, сестры. Съели, вздохнули и нехотя лезут из-за стола. В упечи тихонько плачет мать, прикрывая тряпицей серые, хрупкие колобки. Отец, пошатываясь, налаживается в поле.
Эта заметка Семена Большакова, напечатанная в газете «Крестьянин-коммунист» весной 1922 года, рассказывает о голоде, который царил в то время в Яранском уезде.
Вятские слова и выражения. Упечь
В предыдущей публикации была такая фраза: "В упечи тихонько плачет мать..." Интересно, что такое упечь? Или, возможно, здесь опечатка - " У печи тихонько плачет мать..."
Как боролись с голодом в царское время
Газета «Вятская речь» весной 1911 г. сообщала о Черемисско-Турекской волости Уржумского уезда: «На продовольствие продано и продано решительно все, не осталось не только никакого скота – даже курицы. Позаложили в корню озимые. Сей-час идет яровой сев, но семян взять решительно негде». В некоторых местах, как в починке Большое Степаново Косолаповской волости, произошли стычки между бедняками-общинниками и выделенцами из общины.
Земская управа создала специальные комиссии на местах по оказании помощи голодающим. В них часто входили наиболее влиятельные на селе люди, пользовавшиеся уважением у крестьян. Так, в Турекской волости в комиссию вошли врач Нартасской больницы Л.Н. Соломина и разъездной агроном А. Заболоцкий, отец известного уржумского поэта. Комиссия обратилась за помощью даже к известному певцу Ф.И. Шаляпину, происходившему, как известно, из вятских крестьян. Певец с сочувствием откликнулся и пожертвовал 1000 рублей, на которые комиссией были куплены 900 пудов ржаной муки для голодающих крестьян.
К этому можно добавить, что еще в середине 19 века царским правительством были организованы "общественные запашки". Здесь следует пояснить, что под «общественными полями» (или «общественными запашками») имелись в виду особые поля, которые по новой реформе должны были обрабатываться всеми крестьянами общины сообща, а собранный совместными усилиями урожай сдавался и хранился в общественных складах на случай неурожая или
голода. Часть полей засевалась под картофель, которые огораживались кольями с волостной печатью. Циркуляр Министерства государственных имуществ повелевал «приступить к разведению картофеля во всех селениях, как на общественных запашках, так и при волостных правлениях, так чтобы на 1 душу выходило не более полчетверти». Не все крестьяне были рады таким «общественным запашкам», и прошли в ряде мест т. н. «картофельные бунты». В 1838 году по Уржумскому уезду сообщалось: «Картофеля по объявленному приказу на общественных полях посеяно было до 92 четвертей. Родилось 100 четвертей, а казенными крестьянами нисколько не высевается, кроме огородов и то в самом малом количестве (ГАКО ф. 574 оп. 1 д. 1)».
"Взятый на войну с Японией.."
В метрических книгах периода Русско-Японской войны можно встретить такие записи. Таким образом можно узнать, были ли ваши предки участниками этой войны.
Этот скан из метрической книги села Танайка Елабужского уезда (архив Н.А.Р.Т.).
Влюбился "смаху"
В столовке солонина каждый день. Угрожал, говорил, что красный командир.
Говорил, будешь жить со мной в роскошной квартире. Каждый день ананасы. Психика у меня, говорит, добрая. Я только котов ненавижу. Кольцо взял на память....
М.Булгаков. Собачье сердце
На днях в Пачинскую волость прибыл некто из Уземотдела для обследования заморозков и градобоя, Гофманцев или Вохминцев – право не помню. Сначала, как водится, посетовал на массу работы, на недостаток времени. Затем влюбился «смаху» в учительницу, пробегал за ней день, к вечеру пообещал застрелить ее и себя, а наутро, устроив пакость ее мужу, исчез из Пачей.
«Откуда ты, прелестное дитя?»
Н.Черненко. Кого к нам посылают? // Крестьянин-коммунист - 1920 год № 64
Примечание. Интересно местное выражение - влюбился «смаху». Кто-нибудь слышал нечто-подобное?
О вреде суеверий
1892 год. Крестьянин Елабужского уезда Большекибьинской волости д.Сарсак-Омги Матвей Нилов 8 августа в 11 часов ночи, на стук в окно, вышел на улицу и, увидев постучавшегося крестьянина Афанасия Шамитова, нанес ему острием топора ударь в грудь, отчего Шамитов упал мертвым. Нилов предполагал в Шамитове убить холеру и думал, что это не человек, а холера. При вскрытии трупа крестьянина Шамитова оказалось, что острием топора перерублена рукоятка грудной кости, 1-е и 2-е ребра с левой стороны, верх левого легкого и дуга начальственной артерии разрублена пополам. Удар был силен и смерть –почти моментальная. И.д. губернского врачебного инспектора Михайлов (Вятские губернские ведомости - 1892 г. № 70).
1910 год. Деревня Лихачи Стуловской волости Слободского уезда. Хотя
и говорят, что комету Галлея в Вятской губернии было нельзя наблюдать, однако эта комета была в нашей деревне и до смерти напугала всю семью крестьянина И.М.Лихачева.
Дело было так.
Наши крестьяне ждали ночью 6 мая комету, а вместе с нею и светопреставления… Боялись. Многие всю ночь теплили лампадки и не спали, ожидая с минуты на минуту своей гибели … У крестьянина Ивана Михайловича Лихачева тоже ждали комету, но однако ночью все заснули. И вот вдруг среди ночи раздался стук, крик и рев… Иван Михайлович вскочил с постели как сумасшедший и со сна, не разобрав в чем дело и думая, что это «нашла комета», кинулся бежать, но в двери стукнулся о косяк лбом и остановился. Две кошки, напуганные шумом и стуком, с ревом кинулись бежать – одна на печь, а другая пыталась сломать стекло и выскочить на улицу … Переполох поднялся невообразимый.
Но что же случилось?
На полатях у Ивана Михайловича спал работник, который ночью с полатей оборвался и упал на пол, на спящего под полатями квартиранта. И оба - работник и Григорий закричали с перепугу и криком своим напугали весь дом (Вятская речь - 1910 г. № 103).
1920 год. ...Мне вспоминается один недавний случай. В одной из деревень Оршанской волости местные крестьяне 25 мая ввиду засухи решили «поднять иконы». Молебны отслужили во всех полях и стали ждать дождя. В ночь на 25 мая выпала… медянка, установился холод и все поля побелели. Крестьяне – накануне голода. Но денежки попу уплатили; наделили и «петровским» (мукой, яйцами, маслом). За что? (Крестьянин-коммунист // Яранск - 1920 г. № 64).
Примечание. Многие из нас до сих пор верит в пустые суеверия и приметы (например, встретив черную кошку или бабу с пустыми ведрами). Тогда чем мы отличаемся от наших суеверных предков?
Вятская речь. Балентрясить
Все мы помним старую советскую кино-сказку "Василиса Прекрасная". Одной из ее героинь была дворянская дочь Беляндряса. В действительности такого имени нет в словаре русских имен, есть имя Беляна. Что любопытно, в вятской речи было слово "балентрясить", "побалентресить": поболтать, поговорить шуточно; весело побеседовать ("Объяснительный словарь Вятского говора" Н.М.Васнецова). Слово "белентрясы", "балянтрасы" встречалось и в других губерниях, что означало вздорное, пустое, ничтожное дело, слова или вещи; шутки, пустословие.
Видимо, от этого слова и произошло имя сказочной героини.
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Из серии "Как я был председателем" Комсомольско-молодёжный отряд для животноводства в полной готовности. Шадричи. Халтуринский (Орловский) район. Год 1980. Откровенный разговор. Уборочная страда. Год 1983, местечко Коврижки.
Фото Л.Сорокожердьев.
От Андрея Кудрявцева. Сегодня, когда отмечается 75-летие снятия блокады с Ленинграда, хочу вспомнить своего деда, Кудрявцева Михаила Федоровича, уроженца деревни Ивановка Санчурского района Кировской области, который воевал на Ленинградском фронте, внутри кольца блокады, в составе гаубичной батареи прошел всю войну - с 41 по 45 год. Публикую фотографию дедовой батареи. 260 Гаубичный артиллерийский полк Резерва Главного Командования, 2 батарея. 1942 год. Мой дед - в третьем ряду, над офицером в очках. Публикую также оборотную сторону фото, вдруг кто знакомую фамилию увидит. Вечная им память и наша признательность и благодарность.
Был посылаем в монастырь на 3 месяца за ложный донос..." (из "послужных списков" вятского духовенства)
Из "послужного списка" диакона Старого Торьяла Уржумского уезда Матвея Лесникова за 1860 год:
В 1844 г. по неодобрительной рекомендации благочинного был штрафован выговором в присутствии Духовного правления. В 1845 г. обязан подпиской в отношении миролюбия. В 1849 г. был посылаем в монастырь на 3 месяца за ложный донос на священника Протопопова о вложении якобы в потир ядовитого вещества. В 1859 г. за винопитие при церковной палатке делан выговор со взятием прогонных денег, а в том же 1859 за крик при разделе приношений в церковь и за шум с крестьянином Кокоулиным при венчании свадьбы находился 2 месяца в Архиерейском доме.
ГАКО ф.237 оп.70 д.1480 лл.414-417
Назад к списку