- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Февраль: 8-15

1892 год. О числе старообрядцев в Вятской губернии

В 1892 г. считается в губернии коренных раскольников 65456 человек обоего пола, из них поповцев 25591 человек и беспоповцев 39865 человек, и уклонившихся в разное время в раскол 13438 человек обоего пола, из них – поповцев 6579 человек и беспоповцев 6859 человек. 
Раскольники рассеяны главным образом в уездах: Глазовском, юго-восточной части Нолинского, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском и отчасти Орловском, Яранском и Вятском. 

Приложение ко всеподданнейшему отчету Вятского губернатора за 1892 год - Вятка 1893 г., с.67.

 

Вятские слова и выражения. Что такое "медянка"?



Недавно мы публиковали отрывок статьи из яранской газеты 1920 года: "В одной из деревень Оршанской волости местные крестьяне 25 мая ввиду засухи решили «поднять иконы». Молебны отслужили во всех полях и стали ждать дождя. В ночь на 25 мая выпала… МЕДЯНКА, установился холод и все поля побелели. Крестьяне – накануне голода..."
Здесь очень интересно загадочное слово "медянка". Что же это такое? В "Материалах для объяснительного областного словаря Вятского говора" Н.М. Васнецова, как раз записавшего слова и выражения южной части Вятской губернии, встречается слово "медвянка". Васнецов трактует его так: "Медвянка: медвяная роса, т.е. медовая роса, признанная особенной болезнью растений. Медвянка бывает на пихте в изобилии и, менее, на некоторых из лиственных деревьев. Простое объяснение: с неба падает медовая роса".
Итак, если увязать событие 1920 года и "медянку" ("медвянку"), получается, что 25 мая 1920 года в Оршанской волости выпала роса, после чего "установился холод и все поля побелели". Хотя возможно, речь может идти о чем-то другом.
Может кто-то слышал другое значение этого слова - "медянка"?



Наделок: приданое невесты. Убог то невест наделок был больно.

Областной словарь Вятского говора. Выпуск 6. Киров, 2011 г., с.143

Картина В.Пукирева. Прием приданого по росписи

 

Домохозяева деревни Пислеговской Унинской волости по данным Всероссийской переписи 1897 года



Абреев Иван Титович 
Ашихмин Сергей Петрович 
Булдаков Василий Моисеевич 
Булдаков Виктор Моисеевич 
Булдаков Егор Дементьевич 
Булдаков Иван Ерофеевич 
Булдаков Иван Степанович 
Булдаков Иван Трофимович 
Булдаков Николай Михайлович 
Булдаков Сергей Ерофеевич 
Булдаков Сидор Моисеевич 
Голубев Андрей Филимонович 
Ефремов Михаил Силович 
Ефремов Николай Климентович 
Зыкин Алексей Сидорович 
Конышев Василий Кириллович 
Конышев Дмитрий Кириллович 
Конышев Николай Кириллович 
Конышев Прокопий Кириллович 
Конышев Семен Кириллович 
Конышев Филат Кириллович 
Конышев Андрей Яковлевич 
Кропачев Яков Сергеевич 
Лущиков Евстафий Захарович 
Лущиков Прокопий Иванович 
Мамаев Андрей Николаевич 
Мамаев Василий Арефьевич 
Мамаев Ефим Ермилович 
Мамаев Николай Ермилович 
Мамаев Осип Устинович 
Мамаев Петр Ермилович 
Мамаев Семен Романович 
Мамаев Устин Антонович 
Пищеев Логин Антонович 
Стяжкин Петр Иванович 

ЦГА УР ф.р оп.1 д.2120

 

Первое электричество в Уржуме



Как известно, в начале 20 века электричество появляется не только в губернской Вятке (к 1917 году здесь это уже обыденная вещь), но и в уездах. Пришло оно и в далекий Уржум. Здесь первая электроэнергия появляется в кинотеатре Гордеева. В 1912 г. в городе открылся первый, частный, кинотеатр, построенный промышленным человеком Я.Т. Гордеевым, владельцем уржумской мельницы и лесопильного завода. Кинотеатр работал за счет электричества, подававшегося от динамо-машины, жизнь которой, в свою очередь, давал водяной насос. Кинотеатр стал для маленького сонного городка чем-то новым, необычным, интересным, и неслучайно Гордеев назвал свое детище «Фурор». 
На 1914 г. планировалось устройство электростанции в хирургическом корпусе уржумской больницы, но война спутала эти планы. Больница могла бы стать вторым учреждением в городе с электричеством. Население же города жило с "керосинками" и лучинами. Массово электричество придет в Уржум только в советское время.

 

Мешочники. "Черный рынок" 1918 года



В Уржумском уезде закупочные комиссии смогли заготовить всего 33 тысячи пудов хлеба, в то время как излишки его определялись в 5 млн. пудов. Зато мешочники-спекулянты вывозили хлеб из уезда через пристани Турек, Цепочкино и Лебяжье, через железнодорожную станцию Вятские Поляны и гужевым путем.Только через Вятские Поляны ежедневно утекало до 7 тысяч пудов. Крупным пунктом спекуляции хлебом являлась деревня Параньга. В базарные дни здесь сбывалось до 3 тысяч пудов хлеба, причем кулаки ломили по 80-100 рублей за пуд. 

Звериное лицо кулачества особенно ярко проявилось в селе Еласы Козьмодемьянского уезда. 14 мая в селе Еласы на баз прибыл продотрядовец Иосиф Макаров, уроженец д.Сиухино этого же уезда. В октябрьские дни 1917 года он как матрос крейсера «Диана» участвовал в штурме Зимнего Дворца, а теперь принял участие в заготовке хлеба для голодающих. 
На Еласовском базаре кулаки втридорога продавали хлеб спекулянтам и тем, кто имел деньги. Иосиф Макаров, прибыв на базар в военной форме и с винтовкой, стал предлагать торговцам, чтобы они продавали хлеб по твердой цене, установленной советской властью, но те решительно отказались выполнить требование. Тогда Иосиф Макаров встал на пустую бочку и обратился к народу с призывом защищать завоевания революции, победить внутренних и внешних врагов, дать государству хлеб. 
Кто-то из толпы крикнул: 
- Бей его, он погубит нас. 
Сзади на Иосифа Макарова набросились кулаки, обезоружили его, повалили на землю и стали зверски избивать гирями, палками, камнями. Изувеченного, потерявшего сознание И.Макарова убили, уволокли к мельничной плотине и сбросили в реку. 

Как-то бедняки Косолаповской волости Уржумского уезда донесли члену волисполкома К.С.Григорьеву, что на рассвете будет проходить около Косолапово 20 подвод с мукой, направляющихся в Казань на черный рынок. Заградительного отряда вблизи не было. Тогда Григорьевзапряг рысака в санки и погнал его на перерез обозу. 
- Не балуй, начальник! – закричали подводчики, когда Григорьев властной рукой взял под уздцы переднюю лошадь. – Мы хлеб в армию везем, и у нас справки есть. 
- Вот и проверим их в Косолапове. Заворачивай! 
- Дай дорогу! Не смей нашим хлебом распоряжаться! Смотри, берегись! 
- Дорогу не дам, а хлебом распоряжусь по совести! – отчеканил Григорьев. 
С криками, руганью заворачивали спекулянты лошадей к складам. Так и пришлось им продать муку по государственной цене. 

В.Ф.Пашуков. Марийский край в годы Гражданской войны –Йошкар-Ола 1965 г., с.14,15, 55

 

Хроники раскулачивания



Протокол 8 расширенного заседания пленума Хлебниковского сельского совета от 3 апреля 1930 г. в составе проверяющей тройки 3 человек Григорьева, Зверева и Игумнова и членов сельских советов от 11 деревень и представителей из актива бедноты по 3 человека - 33 человек.

25. Слушали Морозов Афанасий Матвеевич 
Лишен избирательного права с 1926 г. как купец-торговец, имевший при Хлебниково специальный магазин для торговли, имевший маслобойный завод. Сын служил в Степановской банде, а потом у Колчака. Имели торговлю мануфактурой в Сибири, а также лошадями. Акт произведенного раздела имущества с сыном Павлом Афанасьевичем считать недействительным, т.к. последний раздел с целью для того чтобы унизить свое хозяйство, при советской власти тоже торговал бакалейными товарами, вел систематическую эксплуатацию бедняцкого населения через свои сельскохозяйственные машины, дачу хлеба под % и держал в батраках ½ года. Имеет 3 дома, 2 лошади и 2 коровы и мелкий скот, пасеку, молотилку. Оценка имущества – 30 т.р. Семейство все вместе – 14 человек. 
Постановили: хозяйство считать одним целым. Ликвидацию последнего утвердить, имущество передать в пользу колхоза, а самих выслать из пределов волости. 

ЦГА РМЭ ф.Р-318 оп. 2 д. 117 лл.7 об.-8

Дело, из которого приведен этот документ, само по себе уникально. В нем не только акты раскулачивания, но и жалобы "раскулачиваемых". Из последних можно понять, как на самом деле шел процесс раскулачивания.

 

"Глаза серые, вид угрожающий..." Из "розыскных листков" 1918 года

Розовый листок Уржумской уездной милиции

29 сентября 1918 г. Уржумская уездная советская милиция 

Из города Царевосанчурска бежал турецкий подданный Мамед Лик Оглы. 
В случае розыска задержать и препроводить в управление Уржумской уездной советской милиции. 

Скрылся с казенными деньгами военный моряк Тимофей Суворов. 
Приметы: среднего роста, одет в вольный костюм, цвет лица смуглый, 35 лет, усы средние, шатен. 

16 августа у гражданина Моисея Иссакова Ретнефь из номеров в городе Нолинске похищено следующее имущество: серая суконная поддевка на меху из хребтовой сибирской белки с серым каракулевым воротником, стоящая 200 рублей, френч темно-коричневого цвета суконный – 200 рублей, черные суконные брюки – 180 рублей, зеленые касторовые – 200 рублей, коричневые суконные – 180 рублей, серая тужурка - 180 рублей, ботинки шавровые - 120 рублей, галоши - 60 рублей и японская желтая фуражка из оленьей шерсти. 

От 6 октября 1918 года

Розыскиваются: 

В ночь с 25 на 26 августа скрылся военный комиссар Григорий Александров Морозов. Приметы бежавшего: среднего роста, шатен, 23 лет, без усов, глаза серые, вид угрожающий. 

ЦГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.16 лл.164, 171

 

Вятский край в "смутное время"



В 1608 г. восстание марийцев, вспыхнувшее в 1606 году в г. Котельниче, захватило Яранский и Санчурский уезды. Интересно, что оно приняло политический оттенок, связанным с обстановкой в стране. Известно, что в 1608 г. после поражения в войне с поляками царь Василий Шуйский был осажден ими в Москве, а многие области страны оказались под властью нового правителя – Лжедмитрия II. Под стенами Москвы возникла новая столица – Тушинский лагерь. Чтобы захватить Москву, у Лжедмитрия и его приспешников-поляков сил не хватало, вот и пришлось новому, самозваному правителю основать свою столицу прямо под стенами белокаменной. В стране наступило «смутное время» со всеми его последствиями - анархией (кто настоящий царь – Бог его знает!), голодом, крестьянскими волнениями. 
К восставшим вятским марийцам примкнули не только русские крестьяне, но и стрельцы, имевшие свои причины для недовольства. Стрельцы, как известно, всегда были полтически подкованы. Так, восстание в Котельниче возглавил уржумский стрелец Максим Сальцов, оказавшийся там случайно. 27 января 1609 года в Котельнич прибыли два ярыжных из Кукарки, которые сообщили, что «с Уржума де две недели по се число, как пришли в Котельнич, а на Кукарке жили дни с четыре. А Уржум де и Малмыж, и Лаишево, и Арской и все пригороды около Казани и слободы, и около тех городов татаровя, и чуваша, и черемиса и по Казанской дороге, и до Кукарки служат и прямят государю царю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси». Также прибывший в Котельнич в конце того же января из Жерновогорского Предтеченского монастыря чернец сообщал, что в их монастыре богомолье совершается по-старому, за Шуйского, а слобода перешла на сторону восставших, но пока занимала выжидательную позицию. 
Вскоре после этого вспыхнуло восстание в Кукарке, которая полностью перешла в руки мятежников. Восставшие русские и марийские крестьяне напали на Жерновогорский монастырь, которому они лично принадлежали, разграбили и сожгли его, в первую очередь уничтожив все грамоты на владение дарованными монастырю крепостными и землями. В стороне от восстания находился Уржум, градоначальники которого, тем не менее, были обеспокоены размахом народной стихии. Городского гарнизона было явно недостаточно для того, чтобы выслать его против мятежников, да и город оставить без военных сил было нельзя. Поэтому уржумский воевода Василий Вельяминов обратился за помощью, что интересно, не к царю и не в Вятку, а в Пермь. Обращаться в Москву в условиях войны с польскими интервентами было просто незачем, да и сама первопрестольная находилась в осаде… 
В 1610 г. в «отписке» пермского воеводы Чемоданова сообщалось о сборе местных военных сил, которых следовало направить на Вятку для борьбы с «воровской черемисой». Воевода писал: «…Писали к вам с Уржума Василий Вельяминов (воевода) да Юрий Змеев (приказной), что собралось-де в Санчурском уезде воров санчурской черемисы тысячи с две, а в Царегородском-де уезде с тысячу человек… и по тем вестям, воровским людям чаяти приходу на Вятскую землю вскоре, и мы тое вашу отписку во всем мире чли и ратных людей в Перьми Великой собираем, а собрав на Вятку к вам тотчас пошлем». 
Восстание было подавлено в том же году, но не силами из Перми. Очевидно, Чемоданов побоялся сам остаться без военной поддержки, и помощи Вятке не оказал. Против восставших были посланы войска из Казани под руководством воеводы Истомы Хвостова, которые разбив мятежников, ворвались в Кукарку и сожгли ее, а «многих живых поймали». После этого восстание откатилось к Котельничу и Яранску, где под обоими городами восставшие были разбиты правительственными войсками.

 

К столетию войны Колчака. Лже-Троцкий

....Весной к Вятке вплотную придвинулся фронт ; к Вятке приближался Колчак со своим белогвардейским воинством. В связи с этим политическое настроение масс в губернии, в частности в южных уездах, было нестабильным, преобладала антисоветская агитация. Например, в Нолинском уезде в мае 1919 г. ходили слухи о захвате Вятки и Уржума белыми. Появился даже самозванец – лже-Троцкий, призывавший население бить коммунистов. Многие крестьяне в Уржумском уезде, недовольные политикой советской власти, с надеждой ждали прихода белых, которые, по их словам, несли им «мир и спокойствие». При этом не все крестьяне толком знали, а кто этот Колчак. Например, один из жителей Вятского уезда на вопрос о нем, сказал «А черт его знает». 

По источнику: Д.Козак "Православная жизнь Уржумского уезда в 1918-1929 гг."

 

Загадки священнических родословных



Кто составлял родословные по линии духовенства, наверное сталкивался с тем, что сведения о бракосочетаниях духовных лиц и рождениях их детей в метрических книгах иногда отсутствуют, в отличие от записей о крестьянах, которые стабильно посещали один приход. Почему так? Видимо, таинства венчания и крещения для будущего священника (готовящегося к браку) и уже состоявшегося отца своих детей имели особый, сакральный смысл. И в этом плане место венчания и крещения могло выбираться тщательно - например, городской собор или более красивый храм, чем своя деревянная приходская церквушка. Поэтому в этом плане надежнее как источник использовать "клировые ведомости" с "послужными списками" духовенства, где указывались точные даты рождений всех домочадцев.
Если крещения священнических детей в метрических книгах, еще можно как-то найти (хотя бы некоторых), то факт бракосочетания будущего духовного отца сложно угадать по месту совершения таинства венчания. Например, он мог венчаться на приходе родителей, на родине невесты, по месту службы учителем, в селе, где жил брат невесты или еще где-нибудь...

На фото: запись о венчании в Бемышском заводе Елабужского уезда, 1904 


Назад к списку