Февраль: 23-28
Вятские слова и выражения. Упрыгнуть
Упрыгнуть. Ускакать. «Заяц упрыгнул в чашшу».
Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. Н.М. Васнецов. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.
Рисунок из книги художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина, родившегося в г.Вятке
Лошадь против авто (на примере Ижевска)
В советское время лошади также не сдали свои позиции автомобилям и объединились с ними в автогужтрест. В 1935 году в автогужтресте Ижевска кроме 63 легких и 141 грузовых машин насчитывалось 138 лошадей. До 50- х годов на машиностроительных, металлургических заводах и в удмуртских министерствах имелись свои конюшни. Бывало некоторые министры кричали из окна Дома правительства своим конюхам, чтобы те запрягали кобылу.
Окончательно техника победила лошадь лишь в хрущевское время. В «войне» с лошадями ударную силу сыграли сравнительно дешевые, доступные многим и приспособленные для российского бездорожья мотоциклы. В начале 60-х городов ижевские улицы и загородные дороги напоминали мототреки.
И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевск 2000 г.
Великие актеры и судьбы. Галина Кравченко и Андрей Файт
Как известно, советская актера Галина Кравченко (1905-1996) была внучкой уржумского купца Алексея Бердинских, хотя родилась она уже в Казани. Об истории семьи Бердинских мы писали недавно.
Интересно и то, что первым мужем Галины Кравченко был яркий харизматичный актер немецкого происхождения Андрей Файт (1903-1976), знакомый нам с детства по кино-сказкам. Благодаря своей внешности ему обычно предлагали играть различных отрицательных персонажей (колдунов, немецких офицеров, жуликов), и он играл эти роли блестяще. К сожалению, брак Кравченко и Файта продолжался очень недолго. Поженившись в 1928м, в 1929м они уже разводятся. Но впереди у обоих актеров была большая, яркая актерская жизнь и множество замечательных фильмов.
Галина Кравченко непосредственно общалась и с Сергеем Мироновичем Кировом, и это, возможно, было не случайно. Ведь оба они имели вятские корни...
Вятские слова и выражения. Лепать
Лепать. 1. Говорить вздор «Лепай пуще, пустомеля!» 2. Плохое что-нибудь сделать, сработать. «Ну и лепаешь же ты! Посмотри, ни на что не гоже».
Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. Н.М. Васнецов. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.
1918 год. Перерождение партии эсеров
Руководящая группа уржумских «левых» эсеров решила перекраситься: в начале октября через уездную газету она объявила о роспуске своей организации и провозгласила себя инициативной группой по созданию «новой» организации - «партии революционных коммунистов». Так поступали левые эсеры во многих губерниях страны. Со временем «новая» партия прекратила свое существование.
В.Ф.Пашуков. Марийский край в годы Гражданской войны –Йошкар-Ола 1965 г., с.65
Рождение Красной Гвардии
Собственно говоря, и милиция, и Красная Гвардия, и дружины народной дружины, и Белая Гвардия - это все детища сложного 1917 года. Милиция возникла сразу после упразднения царской полиции, но оказалась не в силах справиться с разгулом преступности, особенно после объявленной амнистии. К середине 1917 года размах преступности достиг своего максимума, наверное, впервые после 1905-1906 годов. Поняв, что толку от милиции мало, граждане начали создавать собственные народные дружины народной охраны. Так, молодежь села Пустополья Уржумского уезда на сходе 11 июня решила образовать «дружину сельской безопасности» для охраны жилищ, имущества и садов. Члены дружины сделали себе значки с надписью «Тишина и спокойствие» и, обложив себя взносом, решили выписать газету и журналы. Было решено, что все нарушители порядка будут подвергаться товарищескому суду, функции которого тоже взяли на себя «дружинники». 6 сентября на заседании Уржумской уездного исполнительного комитета было решено разрешить создание отряда добровольной милиции в г. Уржуме по просьбам граждан.
В добавление к этому в больших городах возникает рабочая "Красная гвардия" с теми же функциями, но поскольку она состояла в основном из рабочих, скоро она оказалась пробольшевисткой организаций и вооруженной опорой большевиков.
В сентябре 1917 года положение становится особенно неспокойным. Красная гвардия начала открыто вооружаться; по некоторым данным, Керенский сам велел вооружить рабочих, что бы они могли выступить против наступавших войск Корнилова. Собственно говоря, своими руками он вооружил большевиков против Временного Правительства. На улицах столицы стали частым явлением марши неких людей, вооруженных до зубов, под красными флагами. Писала об этом и пресса. Еще 23 августа «Вятская мысль» перепечатывала сообщение центральных газет: «О восстании между 1 и 5 сентября. Ленинцы по слухам мобилизуют все свои силы и решили пойти ва-банк… По примеру петроградских рабочих и в Москве рабочие составили из своих товарищей вооруженное войско. По примеру петроградцев назвали это войско «красная гвардия». В Саратове рабочие тоже организовали «красную гвардию». Скоро, вероятно, услышим о появлении «красногвардейцев» и в других местах. Рабочий народ вооружается – винтовки, револьверы, пулеметы, разрывные бомбы – все это поспешно забирается из арсеналов, с заводов».
Что было потом известно. Красная гвардия помогла большевикам захватить власть. В конце 1917 года появляется Красная Гвардия и в губернской Вятке, помогая большевикам укреплять власть. В составе ее про-большевистки настроенные рабочие и интернационалисты. Последние были надежнее "идейных", т.к. работали только "за валюту".
В это же время на свет появляется "Белая Гвардия". Видимо, слово "гвардия" стало любимым словом 1917 года. Оно на устах и красных, и белых...
В 1918 году отряды Красной Гвардии появляются в уездах Вятской губернии, наряду с новым видом вооруженных формирований - летучими отрядами. Правда, в большинстве уездов смена власти прошла мирно, поэтому особой нужды срочно укреплять ее вооруженной силы не было. Например, в Уржуме советская власть установилась в январе, а Красная Гвардия здесь была создана только 25 февраля, заменив здесь добровольные дружины. Об этом свидетельствует архивный документ, найденный в Марийском архиве:
Комиссар отдела Уржумской уездной Красной гвардии 29/16 марта 1918 г. № 490
30 марта/2 апреля Конганурский волостной исполнительный комитет совета депутатов
Согласно постановления Исполнительного комитета Уржумского уездного совета крестьянских, солдатских и и рабочих депутатов за 25/ 12 сего марта дружина народной охраны в городе расформирована, а вестом нее создана Красная гвардия, которая несет те же обязанности, что и расформированная дружина народной охраны.
Управление народной охраны переименовано в Уржумский отдел Красной гвардии.
Сообщая об изложенном прошу все служебные бумаги, протоколы дознания и прочие дела, касающиеся бывшего управления народной охраны, адресовать комиссариату Уржумского отдела Красной гвардии
Комиссар Уржумского отдела Красной гвардии Богданов
ЦГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.16 л.11
Как показали последующие события, и Красная гвардия и летучие отряды могли годиться только для охранения порядка и подавления небольших вспышек недовольства. При столкновении с более сильным противником, они оказались бесполезны, как это показали события на юге губернии в августе 1918 года. Поэтому постепенно Красная Гвардия начинает заменяться регулярными частями Красной Армии. Летучие отряды были упразднены еще ранее, как превратившиеся в анархические, не подчиняющиеся никому полубандитские формирования...
Загадки вятской истории. Убийство комиссара Вихарева
Как известно, в августе 1918 года во время Степановского мятежа в Нолинске местные повстанцы из купцов и офицеров жестоко расправились с большевиками, оборонявшимися в здании бывшего духовного училища. Большинство из них было убито. Это еще раз говорит, что события в Нолинске носили местный характер, т.к. степановцы редко опускались до такой жестокости; например, в Уржуме попавшие в их руки большевики были просто заключены в тюрьму.
Из всех нолинских большевиков самой загадочной предстает судьба комиссара Андрея Вихарева. Даже версий, как он попал в руки осаждующих несколько. По одной версии, он сдался сам, не выдержав удушливого дыма горящего здания, по другой переоделся в женское платье и пытался бежать; есть и такое воспоминание, что комиссара вытащили из подвального окна, когда он пытался вдохнуть воздуха.
Сразу после подавления мятежа большевики сделали расследование произошедших событий. Из опроса свидетелей явствовало, как жестоко расправились с Вихаревым:
" Куда дели тов. Вихарев, ряд товарищей очевидцев подтверждают, как например тов. Полуэктов, который сейчас умер, но он стоял на каланче Успенской церкви и видел, как товарища Вихарева вели в синем платье, в лаптях, веревкой подпоясанный, вели его по главной на луга по тракту к деревне Перевозу. Вывели за город, свели с тракту на луга и расстреляли. Куда его труп дели, на это тов. Сведенцов в своем воспоминании указывает, что после расстрела тов. Вихарева ему пришлось встретиться с участником белогвардейской банды Николаем Лодигиным «Морало», который ему похвастался, что вот вчера носил сапоги Вихарева. Комиссар ваш военный, а сегодня я. Но Сведенцов задал вопрос, куда дели Вихарева. Лодигин ему ответил, что мы его расстреляли, привязали к шее камень, утопили в реке Вое на глубоком месте (ГАСПИ КО. Ф. П-45. Оп. 1. Д. 96. Л.211)"
Неизвестно, пытались ли искать тело Вихарева. В Нолинск из Вятки шли запросы, найдено ли тело. На это приходил ответ, что найти его не смогли. Между тем, тело должно было обязательно всплыть, а если не могло всплыть, его можно было бы найти с помощью багра, благо речка Воя не очень глубокая.
Сообщения о найденных утопленниках часто публиковались и в милицейских "розыскных листках". Например, описание утопленника, очень похожего на Вихарева, было опубликовано в таком листке за 15 октября 1918 года. За давностью времени это, конечно, был не он и на утопленнике были сапоги (с Вихарева сапоги сняли его убийцы):
"15 сентября сего года в заводи р.Вятки, близ с.Жерновогорского, обнаружен труп неизвестного мужчины. Приметы: лет 29-31, роста 2 аршин 5-6 вершков, на голове волосы темно-русые, длина вершка 2, усы небольшие, темно-русые, телосложения крепкого, одет в защитного цвета солдатскую рубашку и брюки, бязевое белье, новые кожаные сапоги и солдатский запасной патронный подсумок (ЦГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.16 л.185)".
Так тело комиссара не было найдено, и могилой ему стали воды речки Вои.
Генерал Викторин Михайлович Молчанов (к публикации "Белая" Елабуга)
Генерал Викторина Михайловича Молчанова (23 января (4 февраля) 1886, Чистополь, Казанской губернии — 10 января 1975, Сан-Франциско, США): участник Первой мировой и Гражданской войн, видный деятель Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке. Организатор народного сопротивления в Елабужском уезде, позднее воевал в армии Верховного Правителя России А.В.Колчака. Автор воспоминаний о своей жизни и событий Гражданской войны.
"Меня гражданская война выдвинула с поста начальника маленького отряда в одной из волостей Елабужского уезда Вятской губернии до командира 3-го отдельного стрелкового корпуса в Забайкалье, с чина капитана инженерных войск в 1917 до чина генерал-лейтенанта в 1920 году. Никаких талантов у меня не было, было лишь одно великое желание, горение бить большевиков и помочь моей родине избавиться от тяжелой болезни."
Генерал В. М. Молчанов
Ко дню рождения маршала Л.А. Говорова (22.02.1897-19.03.1955), уроженца села Бутырки Яранского уезда Вятской губернии
Будущий маршал начинал военную карьеру на фронте Первой Мировой и... в Белой Армии.
В сентябре 1918 года со входом в Елабугу частей войск Белой армии в чине прапорщика вступил добровольцем в её ряды и определён в батарею 8-й Камской стрелковой дивизии (2-й Уфимский армейский корпус; с марта 1919 года входил в состав Западной армии).
Принимал участие в Весеннем наступлении армий Восточного фронта адмирала А. В. Колчака, в боях под Уфой, Златоустом, Челябинском и на Тоболе. 13 июля 1919 года приказом Верховного главнокомандующего адмирала Колчака произведён в подпоручики. 27 июля приказ был опубликован в официальной газете колчаковского военного ведомства «Русская армия».
В декабре 1919 года Говоров вместе с несколькими солдатами из состава своей батареи дезертировал из части и направился в Томск, где в составе боевой дружины принимал участие в восстании против белых властей.
22 декабря 1919 года Томск перешёл под контроль РККА и в январе 1920 года Говоров вступил в качестве добровольца в 51-ю стрелковую дивизию под командованием В. К. Блюхера, где занял должность командира артиллерийского дивизиона.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Говоров,_Леонид_Алексан..
О народах Поволжья в 18 веке
Начинаем публикацию фрагментов книги историка 18 века Г.Ф.Миллера "Описание живущих в казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков" (1791 год), опуская различные оскорбительные моменты, на которые автор не скупился. Особенно ему почему-то не взлюбились удмурты... Несмотря на это, издание в целом очень интересно и ценно, повествуя о различных народах Поволжья, в том числе и Вятского края.
Черемисы, чуваши и вотяки по городам, или слободам, вместе с Русскими не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и чуваши живут без разбору, так что их по всем обстоятельствам почти за один народ почесть можно: одни вотяки <...> ни с как другим народом дружеского обхождения иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.
Черемисские деревни очень малы, и по большей части состоят из двух токмо или трех дворов, а весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна от другой неподалеку…. Вотякские деревни по большей части состоят из 20, 30 и из 40 дворов, смотря по тому, сколько между дикими лесами под известное число дворов места будет, и сколько пропитания для себя и для скота найдется. У черемисов и у вотяков есть такое проявление: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни и хоромное строение переносят на другое место; а иные дворы оставляют и на старых местах, и отдавая оное охотникам в наем.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. 1791 год
Кладбищенская Иоанно-Богословская церковь села Буйское Уржумского уезда, усыпальница местных заводчиков. Разрушена
15 апреля 1935 г. члены Буйского приходского совета сообщали в местный сельсовет в своем отказе от кладбищенской церкви следующие сведения: «Кладбищенской церковью и каменной часовнею на лугах приход Буйской церкви не пользуется уже около 10 лет. С 1931 года церковь на кладбище находится в фактическом владении местного сельсовета и использована была для ссыпки хлеба, с того же времени и ключ от церкви хранится в сельсовете. Здание храма постепенно стало приходить в упадок, в особенности после того, как разломан был пол и разрушен находящийся под ним склеп с прахом заводовладельца Мосолова. Стекла перебили, могильный мусор валялся в церкви в течение нескольких месяцев. Видя все это, приход Буйской церкви на общем собрании в 1932 году постановил навсегда отказаться от пользования церковью и часовней и сдать их в ведение Буйского сельсовета».
17 марта 1937 г. бюро Уржумского райкома ВКП(б) постановило передать это здание Буйской МТС для использования под строительный материал.
Имена малых народов
... У сих народов собственные имена суть следующие; например: у Черемисов мужские имена Аксюн, Кундутан, Тойдерек, Тилмемек, Игашках, Тоибашир, Токсовай и проч. Женские звания: Асилдик, Кюстелет, Ксилбиках и прочая; у Чуваш мужские имена: Чулпан, Рыгав, Тимменке, Черебашир, Илмеш, Мингур и прочая; у Вотяков мужские звания: Дузмеке, Ишкеика, Камаш, Аимуген, Эшмурза, Батыр, Катырка и прочая; женские имена Туйбике, Байбике, Нюлка и многие другие.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. 1791 год
На фото: марийская семья
Межедворник: гуляка, не любящий сидеть дома
Областной словарь вятского говора. Выпуск 6. Киров 2011 г., с. 37
Кино в деревне. Воспоминания
Воспоминания Ивана Михайловича Перминова, с.Вотское Лебяжского района:
Я бывал в бывшем "поповском" доме, когда уже сделан был клуб. Заходишь в двери отсюда, не с улицы, а с обратной стороны, одна большая комната, и больше не было. Здесь собирались зрители на скамейках. В одном конце была сделана сцена, площадка. Здание было большое по площади. Ставились спектакли перед праздниками. Молодежи много было. Девчонки кому 15, кому 16 лет, пели. Тут же была тумбочка, где выступали лекторы, но на моей памяти был только один хороший лектор. Кино было немое, а денег у народа не было. И киномеханик нанимал пацанов. И они крутили у него шарманку. Человек 8 набирал киномеханик. У кого деньги есть, брал копеек 8-10. А у кого денег не было, смотрели с улицы через окна. На этой стене, левой стороне, как заходишь, вешался экран, из брезента или коленкора (белый ситец). Было видно ясно и хорошо. Кто умел читать, успевал читать. А киномеханик смотрел и рассказывал. Была печь-голландка сделана для отопления. Две их было по моему. Сделаны они были компактно, стояли около стены, не мешались. Освещалось все керосиновой лампой.
Примечание: речь идет о конце тридцатых-сороковых годах.
Слова из старинных документов. Восприемник и поручитель
Начинаем новую рубрику. Многие из нас, читая старинные документы, встречают много непонятных слов, уже вышедших из употребления. К счастью, сейчас есть интернет,, и там можно найти их объяснение, но не всех... В церковных метрических книгах самые распространенные слова это "восприемник" и "поручители". Первым словом называли крестного, а вторыми, по-современному говоря, называли свидетелей. Впрочем часто вместо второго слова указывали "по жениху" и "по невесте". Первое слово идет от глагола "воспринимать", а второе - от глагола "поручать".
Картина П.Коровина "Крестины". Угадайте, кто из изображенных на ней будущий крестный? В крестные брали с 7 лет...
«На улицах человеческого движения не заметно…» Город Вятка сто лет назад
Станция Вятка, как и многие станции на пути, украшена хвойными гирляндами, посредине красуются лики Ленина и Троцкого, на дверях пестреют загадочные инициалы «У.Т.Ч.К.» (участковая транспортная чрезвычайная комиссия), имеются и «Агитпункт», и склад большевисткой пропагандной литературы.
Вятка переполнена людьми, бежавшими от голода и холода из Петрограда и Москвы. Здесь вы могли встретить столичных профессоров, адвокатов, учителей. В квартире, в которой жила моя семья, помещалось в пяти комнатах и чулане 18 человек. В других домах – та же картина. И тем не менее на улицах человеческого движения не заметно, прячутся ли люди в домах от вятских холодов или считают небезопасным привлекать на себя внимание начальства, лишний раз появляясь на улице.
… В Вятке жизнь, конечно, легче, чем в столицах. Есть дрова, правда, сырые, в домах горит электричество, продовольствие сравнительно дешево. Хлеб 40-50 руб. за фунт, масло – 400 руб., молоко – 30 руб., мясо – 75-80 руб. Но добыча этих продуктов весьма затруднительна. С утра вятская публика тянется на рынок – расстояния большие. На рынке несколько родов крестьянских розвальней, и возле них толпится громадное количество народа.
Найдя необходимый предмет, покупай, не зевай, ибо на каждый фунт мяса, масла или хлеба масса покупателей. Хорошо, если крестьянин продаст на деньги, а не на «менок». В последнем случае затруднения непреодолимые: крестьянин требует того, в чем нуждается и горожанин – керосина, соли, табака, тканей, сапог. Крестьяне неприветливы и очень односложны. Железный закон спроса и предложения явно не благоприятствует им. С крестьянами сговориться еще сложнее, они издают какие-то нечленораздельные звуки и крайне недоверчивы. Вятское наречие с непривычки трудно усваивается петроградским ухом. Представьте себе всю эту картину на фоне леденящего жилы холода и вы поймете, что положение создается не из приятных.
Воспоминания СВоронова. «Архив русской революции». Издание И.В.Гессена в 22 томах. Т.1.1921 г. с 241-256 – М. Терра. Политиздат. 1991-1993 гг.
Назад к списку