Март: 1-15
Коллектив райфинотдела на заготовке сена.1984 год. Фото Анны Бронниковой (Казаковой)
Источник фото: https://vk.com/mylittlehomeland
Съедобное название.
В приходе села Воя Яранского уезда был починок с интересным названием - Солянка. За 1880-е годы в архивных документах это починок, позднее уже значится как деревня. Основные жители - Тороповы. Возможно, это изначальное название деревни Шигичата. Конечно, название деревни могло произойти и не от названия кушанья, а от слова "соль"...
А какие "съедобные" названия знаете вы?
Церковь села Сретенского Нолинского района в 1950-е годы
Из справки об ознакомлении с деятельностью общин верующих РПЦ в Уржумском районе (1957 г.). Церковь с.Сретенского
… Священнику в месяц платят содержание в сумме 1000 рублей.
… Служба в церкви бывает по воскресеньям и праздникам. В прошлое воскресенье на молитве бывает 20-30 человек. Активная посещаемость церкви относится к старикам. Молодежь в церкви на молитве как правило не бывает, но детей крестить идет и молодежь.
… В этой церкви хранятся под небольшим балдахином мощи в ящике под стеклом размером 20 на 25 см. Священник пояснил, что в этом ящике хранятся мощи апостола Якова, исповедников Павла, Власа, Пантелеймона, холщовая перчатка Трифона. Откуда и когда эти мощи взяты, никто из церковников не знает – не помнят.
ГАКО ф.Р-2169 оп. 45 д.6 лл. 371-372
И смех и грех
Воспоминания, записанные в селе Вотском Лебяжского района
Щелчкова Тамара Николаевна рассказывала:
- Мне мама все время говорила : -"Пойдешь на исповедь, что священник будет спрашивать, отвечай, грешна, грешна".
А он меня спросил :
- Не воровала ли ты репу?
Я ответила :
- Грешна
Пришла домой, заревела и не стала больше туда ходить.
Сибирская Кукарка
Как сообщает "Википедия", "Кукарка — село в Седельниковском районе Омской области. Административный центр Кукарского сельского поселения. В 1928 г. состояла из 161 хозяйства, основное население — русские". Заселяться начала с 1893 года. Возможно, переселенцы происходили из вятской Кукарки. Этому подтверждение и то, что одна из фамилий здесь - Репины, которые и сейчас живут в бывшей Кукарке.
Сто лет назад историческая Кукарка разменяла свое неповторимое название на безликое "Советск". А сибирская Кукарка осталась...
Фото с сайта http://foto-planeta.com/photo/508738.html
Забытые слова и выражения. Приимок и влазень
Приимок (примак): принятый во двор зять. Так как в починках не было больших проблем с землей, они быстро разрастались из одного или нескольких дворов и опасения,что в раздел родовых земель вклинивания зятьев не было. Это относилось губерниям к востоку от замосковья, где было много пустых земель. В центральных губерниях земли не хватало и даже братья не могли найти себе отдельный участок. Жили в одном дворе не только двоюродные, но и троюродные иногда, а зятю место точно не дадут. Земля скорее уйдет племяннику по брату, нежели зятю по дочери (Иван Карцев).
Синоним слова "приимок" был "влазень". Оба слова встречаются в вятских исторических документах
Фамильные легенды. Торощины/Дорошины
В старину фамилия была распространена в приходе села Старый Торъял Уржумского уезда (ныне республика Марий Эл). Возможно, она есть там и сейчас.Один из представителей фамилии Никита Павлович Торощин в середине 19 века, согласно метрическим книгам архива ЦГА РМЭ, служил в Московской пожарной команде, потом вернулся на малую Родину, переехал в соседнее село Илеть, женился вторым браком. Сюда же перебрался его сын и тоже женился здесь...
Интересна легенда о происхождении фамилии. Согласно ей, общий предок Торощиных был француз, взятый в плен в войну 1812 года. А русским не владел, тогда он показал рукой и на вопрос, откуда ты сказал:" Той рощи" - вот так получилась фамилия Торощин. Интересно, что ДНК-анализ, проведенный потомками, совпал с жителем Ирландии, жившим 27800 лет назад...
Это легенда пока не подтвердилась документами. До 1850-х годов на территории будущей Марий Эл большинство русских крестьян значится бесфамильными. Это, впрочем, не потому, что у них не было фамилий, а по нерадивости писцов церковных переписей. Если где-то встречаются фамилии, в других случаях те же люди обозначены без фамилий. Доходило и до курьезов. Например, одного брата писали с фамилией, а другого без. И так было не только с крестьянами. За 1820-е годы все духовенство Елабужского уезда в "клировых ведомостях" писали без фамилий.
Поэтому до 1850-х годов фамилии Торощин мы не увидим в церковных метриках, как и большинства других. Интересно, что впервые она пишется как ... Дорошин. И уже затем позднее стали писать "Торощины".
Вятские слова и выражения. Постилуха и постила
Постилуха: полог, постилаемый на землю перед кладухою, чтоб, при подавании снопов с телеги на клеть, зерно и колос, которые осыпаются, не терялись. На постилухе сушат на солнце зерно.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.]. Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.
Примечание. На юге Кировской области "постилой" называют также одеяло, одеваемое на лошадь.
География малых народов Вятской и Казанской губерний
Черемисы, чуваши и вотяки, суть особые три языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами своими простираются до 200 верст выше и ниже города Казани, по обе стороны реки Волги так, что черемисы по большей части жительство свое имеют на левом берегу помянутой реки, и к востоку по разным местам до Кунгурского уезда, а чуваши наибольше по правому берегу реки Волги; вотяки же имеют жилища свои от Волги в сторону, а именно в половине северной части Казанской губернии, т.е. около реки Вятки.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. 1791 год
На иллюстрации: вотяки (удмурты) д. Верхняя Игра Вятской губернии. Карл Гун, 1862 г.
Описание храмов Кировской области на 1947 год
В архиве ГАКО есть уникальный документ - описание всех недействующих церквей Кировской области на 1947 год по районам. Здесь кратко указаны год постройки здания, время закрытия и на основании приказа какого органа власти, техническое здание церкви и под что она используется. Последние два пункта могут быть очень интересны исследователям, т.к. они дают нам представление о техническом состоянии храмов на тот период и как использовались.
Большинство церквей Кировской области было закрыто в период 1937-1939 гг. под предлогом передачи под школы и клубы. Но если мы обратимся к данному документу, почти не найдем там упоминаний о школах и домах культуры в здании церквей. В основном там размещались склады или стоянки техники. Некоторые церкви и вовсе пустовали. Массы верующих были просто обмануты. Цель закрытия церквей заключалась отнюдь не в благом передачи их под школы и очаги культуры, а в банальной борьбе с религией....
Большинство храмов до 1930-х годов простояли по сто и больше лет. Но понадобилось меньше десяти лет, чтобы они пришли в самое аварийное состояние. Уже через несколько лет после закрытия в церкви села Прокопье рухнул потолок. В двухэтажной церкви с.Лебяжья от перегруза зерном обрушился второй этаж. Немалую роль в "переоборудовании" церквей приложили и сами власти. С храмов снималась железная крыша, разбирался опочный пол, рушились внутренние стенки. Все это привело уже вскоре большинство храмов в аварийное состояние. Поэтому то состояние большинства церквей области, которую мы можем видеть сейчас, это не плод прошедших 70 лет бездействия, в это состояние они пришли в основном в первые 10 лет после закрытия.
Вот в каком состоянии находились храмы Белохолуницкого района на 1947 год.
Всесвятское: зданием каменная, построена в 1765 г., технически не исправная, железная крыша из негодности заменена тесовой, внутри здания произведено переоборудование под складское (выемка внутри каменной стенки), культового имущества нет.
Вагино: здание каменная, технически не исправная, подвергнуто переоборудованию под склад, плиточный пол был перебран и заменен тесовым, стены здания имеют большие трещины, крыша пришла в полную негодность, главный купол церкви разобран, культового имущества нет.
Прокопье: здание каменное, подвергнуто значительному переоборудованию, опочный пол заменен тесовым, здание ветхое, в помещении холодной церкви происходил обвал потолка, каменные своды заменены деревянным перекрытием, культового имущества нет.
Пантыл: здание построено в 1777 г. Каменное, внутреннего оборудования и культового имущества не имеется, здание дряхлое. Может быть использовано как складское помещение.
Источник: ГАКО ф.Р-2169 оп. 45 д.58
На фото: описание состояния храмов сел Семеновского и Раменского Шабалинского района
Базары в старину (на примере Ижевского завода)
Хорош базар - вятские зеленщики приехали (поговорка)
...На базаре русские торговцы с намазанными подсолнечным маслом волосами и с чувством приятности на лице орут как ужаленные:
- Семечки каленые!
- Воды на копейку досыта!
- Самосад с вишневым листом!
Их гомон на минуту прерывает истошный крик:
- Караул! Деньги вытащили!
Но случай с кражей напоминает лишь о том, что надо тщательно следить за собственным карманом.
По базаре, выкрикивая товар, ходят разносчики. Свой товар они носят в лотках, висящих на шее, или в кувшинах, плетеных корзинами. Через плечо у торговца перекинут кошель для денег.
Вот шествует один из таких разносчиков. Он охрип, исчерпав весь свой репертуар, но смотрит молодцом. Интересно, что там у него? На кудрявой голове в медном грузном баке, обвязанном ватным одеялом, булькает и шипит горячий сбитень. Из под одеяла выглядывает блестящий кран. В кожаном поясе есть гнезда со стаканами.
...-Ножи – ножницы! Ножи – ножницы! – раздается голос точильщика в клеенчатом фартуке. На станке с нож приводом точила, осыпающий землю снопами искр, точильщик точит ножи, правит бритвы «Индия», «Арканзас». А здесь «холодный» сапожник чинит «на ведьме», т.е. железной колодке , сапоги, снятые прямо с ноги. В сумке через плечо гремят инструменты, гвозди.
У торгового лабаза на Базарной улице с утра толпится в ожидании найма целая ватага с пилами, малярными кисточками, косами. Нужно отремонтировать забор, поставить новые ворота, срубить сарай, баню, колодец, погреб? За дело возьмется артель загорелых плотников. Требуется сложить русскую или голландскую печь? Печник в рукавицах или каменщик с «козой» для переноски кирпича придет вам на помощь. Крышу покрыть кровельным железом, сделать ажурный дымник или водосточную трубу, может только кровельщик. Трубачист, весь в саже, с черпаком для выгребания золы, веревкой с гирькой, ведром и лестницей прочистит дымоход вашего дома. Или наймите выносливых косцов-татар. Они работают честно, без водки, за харчи и чай….
На базар любят приезжать удмурты из окрестных сел и деревень. Их транспорт – повозка с мочальной упряжью собственного изготовления. Они сидят за торговыми рядами или на телегах в глубоком сосредоточенном молчании, непременно с трубкой в зубах.
И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевск 2001 г.
Фото с сайта https://auction.ru/offer/izhevsk_izhevskij_zavod_baza..
Как речка Лебятка стала Лебедкой
Как известно, многие названия населенных пунктов в старину имели несколько другие названия, немного отличающиеся от современных. В двадцатом веке многие прошли странную трансформацию. Например, деревня Штино Уржумского уезда стала Щино...
Со временем произошло историческое изменение названий не только населенных пунктов, но и природных объектов, например рек. На представленном скане из "ревизской сказки" 1811 года (архив ГАКО) мы можем заметить, что речка ЛЕБЕДКА, протекающая на юге области, тогда называлась ЛЕБЯТКА. Причем, это не описка писца. Так она обозначена и в других документах того времени. Местными краеведами до сих пор считалось, что название речки произошло от слова "лебеди" (якобы, речка впадала в некое Черное озеро на месте нынешнего русла Вятки, на котором любили плавать лебеди). Как видим, это утверждение несостоятельно. Речка Лебедка протекает возле бывшего села (теперь поселка) Лебяжье, где и впадает в Вятку. Видимо, от названия села и произошло название речки (возможно, могло быть и наоборот - от названия речки могло произойти название села). Со временем оно трансформировалось в Лебедку...
Михайло и Гаврило. Особенности русских имен 18-начала 19 веков
Если кто-то читал личные документы этого времени, наверное заметил, что некоторые мужские имена в это время писались (и, видимо, произносились) в среднем роде:
Гаврило
Михайло
Марко
Самойло
Ермило
Данило
В то же время ряд мужских имен писался с буквой "е" вместо "и" на последнем слоге:
Зиновей
Василей
Григорей
Игнатей
Дмитрей
Дементей
Лаврентей
Кондратей
Имена Аггей и Фаддей писались с одной буквой в имени - Агей и Фадей.
В 1980-е годы создатели известного исторического сериала о жизни Михаила Васильевича Ломоносова учли эти особенности северного говора и назвали свой знаменитый фильм "Михайло Ломоносов"
Церковно-приходская школа с.Афанасьево (Зюздино-Афанасьевского) Глазовского уезда. Фото обработано Владимиром Криницыным
Забытые имена. Калина и Анифат
Тут подъехал ведь собака Калин‑царь,
Он подъехал ведь под Киев‑град
Со своими со войсками со великима...
Былина "Илья Муромец и Калин-царь".
Калина имя знакомое нам по древнерусским былинам. Но, оказывается, оно было распространено и на Вятке. Например, встречается в ревизиях 18-начала 19 века. Соответственно, дети Калины имели отчество Калиновичи )) В позднее время почти уже не встречается.
Еще одним редким мужским именем было Анифат. Интересно, встречали ли Вы в старинных документах подобные редкие имена?
Путешествуя по Вятскому краю. Проблема туриста №2
Если первая проблема туриста, это, наверное ночлег, то ее можно легко решить с помощью гостиницы (если вас, конечно, не занесло куда-нибудь в Подосиновец) или палатки (но избави вас Бог ставить ее в таких местностях, как Пинюг или Опарино, где "лесные санитары" свободно гуляют даже по поселку), то вторая это туалет. Если в большом городе, со множеством заведений общепита, она легко решаема, то в сельской местности может стать серьезным затруднением. Например, опять же в Подосиновце нет ни столовой, ни кафе. На крайний случай можно зайти в библиотеку или местный музей, но не факт, что они есть или работают. В крайнем случае уйти "на природу"...
В большинстве райцентров есть туалеты возле автостанций, пусть даже закрытых (Советск, Лебяжье, Омутнинск), пусть и не самого комфортного вида. в Уржуме и Нолинске туалеты у автостанций самого ужасного вида, но хоть такие есть. В Суне сделали туалет в придорожной закусочной платным, получив здесь выгодный "бизнес", т.к. Суна стоит на федеральной трассе. Кое-где их нет и вовсе (Афанасьево, Кикнур, Тужа, Арбаж) и тут вам придется "проявить фантазию", чтобы спрятаться от посторонних глаз. Это хорошо, если лето, а если на дворе зима...
Завтра начинается Великий пост. Как в 1891 году один батюшка отчитал нерадивую прихожанку :
- Ведь вот уже вторая неделя поста идет, следовало бы к тебе подготовиться к исповеди, поговеть пред причастием, как делают многие благочестивые старушки, которые и по дважды в пост говеют, и тебе не худо бы так поступить, тем более, что ты и раньше только в случае болезни напутствовалась, как например в прошлом году даже в Архангельском селе. Давно я намерен был высказать об этом, но не имел случая: придешь к вам в селение, например, за сбором и ты, как небогато живущая, не только ничем не наделяешь и даже не считаешь нужным выдти ко мне не с извинением конечно, а получить благословение, хотя и видишь тебя в избе у окна.
ГАКО ф.237 оп.194 д.437 лл.5-6 об.
Великий пост в старину
В старину время после окончания масленицы и до начала Пасхи, называемое в Православной традиции Великим постом, было практически сакральным для православных, особенно среди крестьян. В эти сорок дней соблюдалось самое строгое ограничение в еде, прекращались всякие увеселения. Закрывались театры, увеселительные заведения, цирки, мясные лавки. Пост! Конечно, владельцы этих заведений несли убытки, но они были бы в любом случае. В то время ни один человек в здравом уме не пошел бы веселиться или в мясную лавку.
Не игрались в это время и свадьбы. Если мы просмотрим любую метрическую книгу, заметим обязательный пробел в весенние месяцы. Русские свадьбы редко игрались и летом, судя по этим документам. У марийцев и удмуртов свадьбы игрались во множестве в разные времена года, кроме постов. В пост ни один священник не совершит венчание...
Откуда пошло разделение на "луговых" и "горных" марийцев?
Олеарий и по нем все прочие землеописатели, положившие различие между Нагорными и Луговыми Черемисами, и всех имеющих жительство по правой стороне Волги назвали Нагорными, а живущих по левой стороне оной же реки Луговыми Черемисами. Из давних лет и в самой России такое же разделение по обыкновению было, которое утверждается на разных обстоятельствах берегов реки Волги; ибо правой или западный берег по большей части высок и горист, того ради и называется Нагорный берег; а левой по низким местам прозван Луговым или Лужным. Но по такому разделению Чуваши с Черемисами смешиваются, ибо и на правом берегу реки Волги так же живет некоторое число черемис, хотя и весма мало, и токмо в одном Козьмодемьянском дикстрикте, которое столь малое место с противолежащею стороною, где они живут великим многолюдством, сравнить никак не можно.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. 1791 год
Малмыжский уезд осенью 1918 года (по материалам Елабужской уездной газеты)
Малмыжский уезд очищен от белых, эпидемия утихает.
В Русско-Ватагской волости за умышленную порчу мостов и дорог, также за содействие белым на виновных наложена контрибуция в сумме 151 тысячи рублей и 45 человек расстреляно за сопротивление с оружием в руках (14 ноября № 22).
В Вятские Поляны отправлено 270 голов рогатого скота. По уезду организовано 189 комитетов бедноты (21 ноября).
.
Из уезда вывезено 13 тысяч пудов хлеба. В Сюменской волости арестовано 39 белогвардейцев (от 28 ноября № 28).
Источник: газета "Известия Елабужского революционного комитета", 1918 год.
На фото: продовольственный отряд Красной армии перед отправкой на хлебозаготовки.
Вопросы генеалогии. Стоит ли доверять архиву генеалогический запрос?
Имея личный печальный опыт сотрудничества в этом плане, не лишним было бы, наверное, написать об этом. Большинство гененеалогических запросов идет в архив как в государственное учреждение, которому как бы доверия больше. Но так как запросы исполняют конкретные люди, от добросовестности которых будет зависеть ответ на него, то есть здесь свои нюансы, о которых нужно рассказать.
Во-первых, в большинстве запросов вы, оплатив услугу, получите банальную отписку (ничего нет, нет документов и т.п.). Верить или нет им, ваше дело. Но часто перепроверка показывает обратное. Разумеется, архивисты работают за одну зарплату, и им нет интереса корпеть над запросом или родословной, от которой они ничего не получат. Проще сделать отписку. Возможно, так и делает большинство. Второго сотрудника перепроверять те же документы заставлять не будут. Разумеется, есть и добросовестные служащие, но работают они чисто по запросу по стандарту, при этом в генеалогическом поиске часто нужно "включить логику" и смотреть не только то, что указано в заявке; например, если деревня была под другим названием (чаще всего), по нему никто работать не будет, если оно изначально не указано в заявке. Да и зачем? Размер зарплаты не изменится.
После ряда подобных отписок и и их перепроверок с положительным результатом доверие к подобным запросам пропало.
Но если вы получили положительный ответ, - считайте вам повезло. Значит, над вашим запросом работал добросовестный человек.
Во-вторых, услуги архива в два-три раза выше предложенных, например, частными лицами. Чаще всего вы оплатите банальную отписку или просмотр за гораздо меньший период времени. Самое главное, что бы вы оплатили работу служащего; остальное не важно. И что он напишет в ответе на вашу заявку, тоже уже никому не важно.
Государственный служащий не заинтересован в своей работе и его зарплата от вашего запроса не изменится. Стоит ли их беспокоить лишней работой?
В любом случае, после получения "отписки" за круглую сумму, можете приступать ко второму варианту поисков - запросу к частному лицу, который будет заинтересован не только в добросовестном выполнении работы, но и в ее продолжении. Или ехать самим работать в архив...
Интересно ваше мнение. Было бы интересно, если бы вы поделились своим печальным опытом этого рода.
Церковь села Залазна на 1948 год
Залазна: здание каменное, крыши и колокольни не имеется, ограды, иконостаса и сторожки нет, пол в здании и внутренние двери выломаны, частично разобраны и внутренние капитальные перекрытия...
ГАКО ф.Р-2169 оп. 45 д.58
"Ижевские крокодилы"
…Был ли, не был ли в Карлутке крокодил, остается невыясненным. Но ижевцы, видевшие будто бы в речке африканского хищника, с тех пор назывались «ижевскими крокодилами». Прозвище это употреблял в своих дореволюционных работах известный петроградский профессор филологии Д.К.Зеленин. Оно особенно широко распространилось в Германскую войну, когда от наплыва эвакуированных за революционные беспорядки из Петрограда, Москвы и Прибалтики население крупного российского села выросло в три раза и составило в 1916 г. 150 тысяч человек. «Крайней разнузданностью и своеволием» отличались по агентурным сведениям 8 тысяч рабочих, прибывших с Путиловского и Обуховского заводов. За питерцами, разыскивавшими квартиру, бегали озорные мальчишки и кричали: «Голодранцы приехали! Давайте запустим в них камнями!» Найти беленькую бумажку, наклеенную на окно, что значило - «крокодилы» берут «наквасников» на квартиру, было труднее, чем даже в Питере: более половины жителей села составляли иногородние. Ижевцы превратили свои усадьбы с банями и продовольственными погребами в гостиницы и столовые. Газета «Вятская речь » в статье «Гнездо спекуляции» отмечала 9 ноября 1916 г., что ижевские «крокодилы» с момента объявления войны «раскрыли навстречу массе приезжих свои крокодильи пасти».
И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевск 2000 год
Примечание. Карлутка - речка, протекающая через Ижевск. По легенде там как-то видели настоящего крокодила. Правда это или нет - не известно, но ижевцев с тех пор стали называть "ижевскими крокодилами"
Вятская губерния осенью 1918 года (по материалам Елабужской уездной газеты)
Из Яранского уезда к 7 ноября добровольцами ушли в Красную армию 320 человек, среди них были десятки трудящихся марийских волостей. В Уржумский уезд с августа по ноябрь в военкомат явилось 490 добровольцев.
В.Ф.Пашуков. Марийский край в годы Гражданской войны –Йошкар-Ола 1965 г., с.45
Малмыжский уезд. В уездном съезде кооперативов находится запасов 2 тысячи пар валенок. Освобожденные от белогвардейцев формируют деревенские боевые дружины.
Уржумский уезд. 13-11 в деревне Шинтерки банда в несколько вооруженных лиц ворвалась на окраину селения, спешно захватив денежные средства и скрылась. Местными властями приняты меры к поиску таковой.
Яранский уезд. В Рождественской волости замечается укрывательство от хлебной повинности, за что деревенскими комитетами взыскивается налог конфискации и излишки хлеба … Ссыпано 40 тысяч пудов хлеба.
Нолинский уезд. 1.11 арестовано 15 кумышко-варенцев и 10 политических.
Елабужский уезд. 19.11 в городе и уезде спокойно.
В Козыльской волости завелась ячейка коммунистов.
Известия Елабужского революционного Комитета - 21 ноября 1918 г. (архив НАРТ).
На фото: карта Вятской губернии того времени (архив ГАКО). Закрашены места, где шла наибольшая продразверстка
Монастырские названия как память о крепостном праве
В далеком прошлом огромные территории Вятского края принадлежали монастырям вместе с жившими на них крестьянами. Эти крестьяне могли наслаждаться всеми прелестями "крепостного права", о чем можно узнать из древних грамот и актов. Самым большим землевладельцем был Трифонов монастырь, владения которого доходили аж до Нолинского уезда. Жестокая эксплуатация крестьян была такой беспощадной, что в 17 веке здесь вспыхнуло крестьянское восстание, впрочем, быстро подавленное. Не меньшими землевладельцами были и другие монастыри, которых по губернии насчитывалось около десятка. Например, Спасо-Цепочкинскому монастырю принадлежали на юге губернии принадлежали также огромные владения и десятки деревень. На границе Нолинского уезда столкнулись интересы двух церковных "феодалов" - Трифонова и Цепочкинского монастыря. Из-за небольшого куска земли вспыхнула многолетняя тяжба. Интересно, зачем монахам, которые должны были посвятить себя всецело Богу, нужны были огромные земельные территории и сотни крепостных? По сути сотни крепостные обслуживали несколько десятков монахов...
В 18 веке Екатерина Великая умерила монастырские аппетиты, отрезав у монахов земли в пользу государства. После этого большинство монастырей прекратило свое существование. По видимому, без огромных земельных наделов и сотен крепостных, отцы духовные не смогли жить. Монастыри исчезли, но память об их крепостничестве сохранилась в названиях десятков населенных пунктов, например:
село Монастырское, деревни Монастырь (в 4 районах), Монастырская (6 названий), Монастырский (три названия), Старомонастырская, Подмонастырская, Подмонастырка, Монашевская и других...
Неизвестные священники, служившие в Омутнинском районе. Фото предоставлено Евгением Усцовым
Назад к списку