- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 16-31

Вот такое фото найдено на чердаке бабушкиного дома в Подосиновском районе. Красивое здание, но что в нём было не известно... Надпись на обороте фото выцвела...

Фото предоставлено Светланой Криницыной

 

Пленные поляки в Вятской губернии



В разные времена Вятская земля была местом пребывания военнопленных разных войн. В войну 1812 года у нас "гостили" французы. Особенно много было военнопленных Первой Мировой и Отечественной войн. Среди них кого только не было - немцы, австрийцы, итальянцы, румыны...
А вот о пленных поляках советско-польской войны известно немного. Между тем, в архиве ГАКО есть уникальный документ со списками польских военнопленных, находившихся в Вятской губернии. В одном списке более 200 фамилий. Вот список военнопленных, трудившихся на некой мельнице № 1.

Андреевский Владислав Янович 
Антщак Иосиф Мартынович 
Берна Дадам Якентевич 
Блащик Янвой Цехович 
Боровский Мариан Йозефович 
Вилинский Станислав Лаврентьевич 
Грендинский Игнаци Иосифович 
Грудинский Ян Янович 
Дзиковский Владислав Рохович 
Дудек Ян Винцентевич 
Дуткевич Станислав Иозефович 
Ехальке Ян Христианович 
Карцевский Франц Леонович 
Круль Михаил Янович 
Купинский Антонвой Цехович 
Лижевский Генрих Францевич 
Лис Иосиф Янович 
Мадай Иосив Иванович 
Маркевич Николай Михайлович 
Мартышко Павел Риминикович 
Мильчарек Станислав Валентович 
Окшимовский Бронислав Иосифович 
Пельшик Франц Алексеевич 
Перлвич Вениамин Леонович 
Пенда Иосиф Антонович 
Пушко Виктор Соливич 
Пшибышевский Люциан Людвикович 
Романовский Антон Франц 
Семиряк Франц Николаевич 
Сольский Петр Иванович 
Фигура Иван Антонович 
Яхура Ян Иванович 

ГАКО ф.Р-876 оп.2 д.57 лл.105-об

 

Всероссийская перепись членов коммунистической партии. Вятская губерния. 1922 год



Недавно мы публиковали приведенный скан упомянутой уникальной переписи. В архиве ЦГАКО (бывший ГАСПИ КО) есть отдельное дело с анкетами всех, кто попал в данную перепись. Всего около 150-200 анкет. Либо партийных на 1922 год было еще немного, либо попали в перепись не все. Примечательно, что большинство из них - жители рабочих поселков и районов города Вятки, рабочие предприятий. Крестьян почти нет...
Вот небольшой список тех, кто есть в данной переписи, может кто-то найдет там своих предков...

Алыпова Матрона Иванова, г.Вятка 
Арасланов Садыр Закиров, с.Вахруши 
Бояринцев Роман Маркелович, г.Вятка 
Бушмелева Елена Петрова, г.Вятка 
Гвоздев Лука Семенович, район Коминтерн 
Гентнер Алексей Павлович, г.Вятка 
Глотов Иван Афанасьевич, с.Аркуль 
Дерягин Федос Лукич, г.Слободской 
Елсуков Василий Иванович, г.Вятка 
Катаев Иван Николаевич, с.Шестаково 
Киляков Михаил Ильич, г.Слободской 
Коновалов Александр Сергеевич, г.Слободской 
Колескин Николай Михайлович, г.Уржум 
Копытова Августа Моисеева, с.Вахруши 
Корековцев Иван Яковлевич, г.Слободской 
Кочуров Николай Афанасьевич, г.Вятка 
Кузнецов Павел Георгиевич, г.Слободской 
Кузьминых Михаил Михайлович, с.Аркуль 
Лазарев Артемий Спиридонович, с.Аркуль 
Лихачев Михаил Якимович, г.Слободской 
Ляпунов Константин Иванович, г.Вятка 
Метелев Филарет Лаврентьевич, с.Аркуль 
Невский Федор Васильевич, г.Вятка 
Огарков Василий Михайлович, с.Спасское 
Пантелеев Иван Григорьевич, с.Вахруши 
Панфилов Александр Иванович, с.Аркуль 
Парфенов Михаил Иванович, г.Вятка 
Перевощиков Александр Михайлович, г.Слободской 
Питиримов Семен Федорович, г.Вятка 
Плетнева Юлия Николаева, г.Слободской 
Портант (Портанов) Алексей Александр, г.Вятка 
Пришейчик Петр Антонович, г.Слободской 
Прокошев Василий Андреевич, г.Слободской 
Рубцов Вас Петр, г.Вятка 
Самыгин Петр Дмитриевич, г.Вятка 
Семиглазов Георгий, с.Аркуль 
Ситников Василий Тимофеевич, г.Вятка 
Ситнико Илья Дмитриевич, с.Б. Николаево 
Смолин Сергей Васильевич, г.Слободской 
Соковнин Петр Васильевич, г.Вятка 
Стародумов Василий Алексеевич, с.Хорошее 
Татаринов Кузьма Яковлевич, с.Аркуль 
Тетерин Николай Петрович, с.Белая Холуница 
Шаромова Анна Ильинична, с.Вахруши 
Шишкин Григорий Захарович, район 3 Коминтерна 
Шумилов Петр Михайлович, г.Вятка 
Черепанов Вас Петров, с.Шестаково 
Шелков Алексей Николаевич, г.Слободской 
Якимова Анна Петрова, с.Вахруши 

На фото: одна из карточек переписи. Источник: ЦГАКО ф.1 оп.10 д.448

 

Военнопленные Первой Мировой, умершие в городе Уржуме в 1917 году



Приход Воскресенской церкви 

14 февраля/1 мая военнопленный поляк рядовой германской армии 11 пехотного полка Альфонс Граматовский из г.Берлина - фрюисрихсфельдерка 31 года, паралич головного мозга 

16\17 июля селения Сонкунт-Потокой Комитат Сольмари военнопленный 5 пехотного полка австрийской армии Георг Мерчи румын, православного вероисповедания, 42 лет, от чахотки 

Приход тюремной церкви 

28 февраля/3 марта германский подданный поселянин колонии Новый Борисовец Ровенского уезда Волынской губернии Карл Шпикерман лютеранского вероисповедания, 32 лет, от туберкулеза легких 

5/9 марта германский подданный поселянин Ровенского уезда Волынской губернии Густав Гюбнер лютеранского вероисповедания 20 лет, от туберкулеза легких 

28/31 августа военнопленный Эдуард Шрам лютеранского вероисповедания, 37 лет, от эптицемии 

Источник: ЦГАКО ф.237 оп.226 д.1887 

Примечание. Судя по метрическим книгам, пленные жили в Уржуме с 1915 по 1917 гг. За 1914 и 1918 гг. записей о них нет.

 

Вотяки



...Вотяки от самой природы флегматичны. Когда заговариваешь с вотяками, они отвечают медленно, но вдумчиво. На базаре часто на вопрос, сколько стоит их товар, они, почесывая голову, отвечают угрюмо: «Не знаю». Только На второй вопрос уже сообщают цену, но обыкновенно ни на грош не сбавляют… Обычно это приписывают их глуповатости. Русский крестьянин на вопрос отвечает быстро и определенно: за свой товар он назначает двойную цену и своей бойкостью производит впечатление толкового малого… При близком знакомстве с вотяками убеждаешься, что они смышленые и достаточно развиты. В поведении вотяка, сколько я наблюдал, чувствуется независимость, он не обнаруживает того раболепства, какое можно наблюдать среди русских крестьян западных губерний России… 

Макс Бух. Вотяки - Гельсингфорс, 1882.

 

Предвоенный Ижевск напоминал большую деревню



Приезжающие удивлялись необычному облику Ижевска предвоенных и военных лет. Говорили, что в нем нигде не видно города, что столица Удмуртии похожа на большую деревню. Только в центре этой деревни дымились закопченные трубы завода, а среди зарослей смородины и сирени, жующих коз и деревенских тротуаров ходили трамваи, да и то редко, к тому же по единственному маршруту (от вокзала до улицы Кирова) и по одной колее (разводные пути были только на остановках) приходилось долго ждать, когда встречные трамваи уступят друг другу путь. А какой-нибудь мальчишка, прильнувший ухом к рельсам, оповещал о приближении трамвая.

И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевск 2000 г.

Источник фото: nailizakon.com

 

Черная Холуница. Стал рабочим клубом бывший храм



Из описания церкви за 1948 год: Имеющиеся два церковных купола были убраны, также сняты и кресты, колокола, которые Омутнинским райфинотделом были реализованы как государственное имущество. Все существующие три иконостаса были убраны и переданы Чернохолуницкому металлозаводу для использования в производстве. Церковная сторожка и ограда (кирпичные) были убраны и переданы Чернохолуницкому металлозаводу. В настоящее время Черно-Холуницкая церковь используется под рабочий клуб металлургов с переоборудованием алтаря под сцену с общим залом и фойе, кладовой канцелярии и комнатой музыкальных инструментов.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп. 45 д.58 лл. 57-59 об.

На фото: такой величественный храм был в селе до "переоборудования".

 

В Елабуге был Дом призрения неимущих



Сведения об этом заведении встречаются на страницах метрических книг по городу Елабуге за начало 20 века. Говоря по другому, это была богадельня для бедняков, где они заканчивали свои дни. Возможно, такие "социальные приюты" были и в других городах губернии. Елабуга была купеческий город и, видимо, Дом призрения существовал на средства спонсоров. На страницах метрических книг много записей об умерших в этом заведении. В связи с этим появилась мысль составить список его жильцов хотя бы за предреволюционный период...

Скан из архива НАРТ

 


"На горе-то огород, под горой арбузики..." (частушки 1910 года)



Погулял бы я попуще – 
Сапоги не гнутся. 
Шаровары по колено – 
Девушки смеются 

Мой конь, вороной, 
С дороженьки сбился, - 
Я, мальчишка молодой, 
Допьяна напился 

На горе-то огород, 
Под горой арбузики, - 
Наши девки хороши – 
Новые картузики 

Купи, тятенька, карету 
Новой моды – без колес. 
Сватай, мамонька, невесту 
Новой моды – без волос 

Пьем мы водку 
Пьем мы ром, 
Где мы денежки берем? 
Ходит баба возле дом, 
Ловит рыбу решетом 

Частушки, собранные на местах Д.Д. Софроновым в 1910 г.

Вятская речь - 1912 г. № 109

 

Ревизии о служилых татарах



1795 год. Уржумской округи деревни Кугунура служилые татары 

Айсан Амнаев умер в 7810 году 
У него жена Кумы Мустакимова дочь, взятая из деревни Китни ясашной 
У них дети: 
Бекта 37 лет 
У него жена Салика Гайсанова дочь 45 лет взятая той же деревни служилого татарина 
У них дети, рожденные после ревизии: 
Халит 11 
Хамил 7 
Дочь Шаардану 5 лет 
У вышеописанного Бекты брат Бечантай 17 лет 
У него сестры Азизак 18 лет выдана в замужество Арской округи деревни Мендюш за служилого татарина 
Минай 14 лет 

ЦГАКО ф.176 оп.2 д.183 лл. 13-13об.

 

Почему большинство поселений было основано на возвышенностях?



Если мы обратим внимание на карту Кировской области, можно заметить такую интересную особенность, что большинство городов и сел стоит на возвышенностях. Наверное редко можно найти село, которое стоит в низине. Почему наши предки выбирали места под свои поселения "повыше"? Причем не только русские, а также марийцы и удмурты.
Наверное, в совсем старые времена, это делалось, чтобы можно было разглядеть лучше приближающегося врага, да и с горы обороняться проще. На некоторых "городищах" археологами были найдены следы крепостных сооружений. В поздние времена на возвышенных местах строились храмы, с тем расчетом, чтобы церковь могла быть видна издалека. Колокольный звон с возвышенности раздавался на много верст вокруг, а колокольня могла служить по-прежнему "дозорным постом". 
Село или город, стоящие на возвышенности, проще было увидеть и путнику еще издали, тем более если их украшала каланча церкви. 

На фото: село Суна одноименного района расположено в такой крутой холмистой местности, что части церкви тоже пришлось "взобраться" на гору...

 

Реки как главные дороги Вятской губернии


Развернутый ответ на комментарий "Вы живете в мире фильма Иван Васильевич меняет профессию - эх конница поскакала и берём Кремль. Вы реально по области поездите и пешком походите, можете летом. Дождь прошёл и все, дебри непроходимые..." Если мы посмотрим на карту даже современной Кировской области, увидим, что все главные города и села Вятского края стоят на водном пути - либо на реке Вятке, либо ее притоках (Уржум, Яранск, Санчурск). И это не случайно, т.к. в старину основной вид передвижения, особенно для большой массы людей (войско, торговый караван) был водный. С этим рассчетом и ставились города и села, поближе к воде. Вода это не только источник жизни, но и главная дорога. По ней всегда можно уйти от врагов (хотя они тоже могли придти по воде), по крайней мере, так было до изобретения винтовок и пулеметов )) Конечно, никто не будет посылать летом войско сухопутно, по лесам и болотам, если есть водный путь (хотя конь, в отличие от машины, везде пройдет, кроме топкого болота). Зато такая возможность представлялась зимой, когда снежный покров давал возможность передвигаться на большие расстояния. 
Другой интересный вопрос - каким средством передвижения пользовалось татарское войско, делавшее набеги на Вятскую землю и далее? Водным путем или своей знаменитой конницей? Ответ на этот вопрос могут дать летописи и археологи.
Например, в 1506 г. татары и марийцы нанесли большое поражение русскому войску. Русская летопись описывала это так: «И разгневася Господь против русских воин, отняв у них храбрость и мужества, и дал Бог поганому царю храбрость и мужества. В третий день пришествия силы русские к Казани, в 2 часа дни, отвори царь врата градные и выехав с 20000 конными, а с 30000 пешцов, черемисы злые и нападе на полки русские...(Егоров Ф. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола, 2012 г.)" 

 

"Пришли воеводы на Нуржум, от Казани десять днищ ходу..."

Возвращаясь к предыдущему посту и теме летописей, можно обратить внимание, что в плане передвижения там всегда упоминаются глаголы "идти", "шли", "идучи", хотя речь, безусловно идет о водном передвижении. Это потому что глаголы, обозначающие передвижение, тогда были небогатые в русском языке - "ходити" или "идти". Современного читателя это может ввести в заблуждение. Вот фрагменты из русских летописей, касающиеся основания города Уржума.
Никоновская летопись 1554 г., повествуя о походе воевод по указу царя Ивана Грозного на арских «изменников», повествует - русские отряды «к Шурме и Уржум идучи, воевали и жгли во всех местах», «пришли воеводы на Нуржум, от Казани десять днищ ходу». Подробно об этом походе летопись рассказывала так: 
«Того-же лета, февраля в чистой Понедельник приехал к царю-государю от воевод от князя Семена Ивановича Никулинского с товарищи Назарей Семенов сын Глебов и говорил от воевод, что послал их царь государь на свое дело на Арских людей, и пошли из Казани а с ним по государеву наказу пошли воеводы из Свиязского городу; в большом полку со князем Семеном воевода князь Юрий Иванович Кашин, в передовом полку Федор Иванович Умной-Клычев с теми людьми, которые годовали там. И они, призвали Бога в помощь, пошли из Казани Арьскою дорогою на высокую гору к засеке и направо побережных людей по Чувашской дороге и по Нагайской и по Каме и по Меше послали воевати головы, а налево и наперед по тому-же послали, и во многие места послали головы воевати и сами идучи на Арско и к Нурме и на Уржум идучи, въевали и жгли во всех местех. А пришли воеводы на Нуржум, от Казани десять днищ ходу...и дал Бог, многие места воевали. И город на Меше сожгли... А война их была от Казани и по Каму, а от Волги за Ошит и за Оржум и на Илит и под Вяцкие волости, от Казани вверх по Каме полтриста верст, а от Волги к Вятке поперег 200 верст, а ходили от Казани четыре недели». 
Третья редакция “Летописца начала царствования…”, которая вошла в Оболенский список Никоновской летописи, повествует о событиях июня 1556 г.: “…Ходил ис Казани боярин Петр же Васильевич Морозов, да с ним воевода Федор Игнатьевич Салтыков, да дети боярские ис Казани и ис Свияжского города обои, и переменные и старые и годовальщики, а татарове и новокрещены и казакы и стрельцы, за Арьское, за Ошит и за Уржум и к Вятке. И не доходили до Вятки за пятьдесят верст и воевали бесчисленно много и полон имали, женкы да робята, а мужиков всех побивали: и пришли в Казань, дал Бог, со всеми людми здорово…”

 

"Крест на колокольне замен звездой..." (Кирсинский собор в 1948 году)



Недавно мы публиковали фрагменты из уникального архивного дела с описанием состояния вятских храмов на 1948 год. Интересно, что переоборудование сельских храмов резко отличались от тех, которые попали в ведение заводов, поскольку последние переделывали под новые цели опытные инженеры и техники. Может поэтому церкви в сельской местности прослужили в новом качестве недолго....
Вот описание состояния собора поселка Кирс, который был передан заводу. Интересно и не только то, как он был переделан, но и то, сколько там постарались разместить учреждений!

Здание каменное (кирпичное), крыша железная, переоборудован в 1939 году под клуб завода № 269 МЭП и находится в исправном состоянии. 
1.Наружные изменения. 
Угловые купола и главный купол сняты, оставлены угловые кирпичные башни, покрытые четырехскатной тесовой кровлей. 
Крест на колокольне замен звездой 
Колоколов, крестов не имеется. 
Сделан досчатый тамбур у бокового входа в здание и пристрой к нему -уборные, предназначенные сметой к сносу в нынешнем году. 
2. Внутренние изменения. 
Главный притвор (придел) отделен от боковых притворов штукатурными перегородками. 
В главном притворе размещаются: сцена, зрительный зал на 400 мест, изолированная от зала кинобудка. Сделано междуэтажное перекрытие в месте нахождения купола и образована дополнительная площадь 10 на 10 м. под куполом, на которой располагается радиоузел 
Правый (боковой) притвор разделен отштукатуренными перегородками на 3 комнаты и занимаются: книгохранилищем, читальным залом и фойе зрительного зала. 
Левый (боковой) притвор разделен отштукатуренными перегородками на 3 помещения: канцелярию клуба, комнаты кружковых занятий и фойе с кассой театра. 
Внутренняя часть здания архитектурно оформлена карнизами и кругами из извести-алебастрового раствора. 
В зрительном зале сохранилась люстра (висячая). 
Подвальное помещение. Дополнительно выложено кирпичной кладкой – помещение разделено на две половины, и в одной расположено 2 комнаты, под Осовиахим и музейный кружок и в другой калориферное отопление клуба. 
Колокольня служит местом нахождения пожарного поста. 
Церковная сторожка и иконостас не сохранились. 
Ограды не имеется и в 1940 г. устроена заводом вновь. 
Здание находится в эксплуатации завода № 269 и ремонтируется ежегодно средствами завода. 

ЦГАКО ф.Р-2169 оп. 45 д.58 лл.57-59 об.

Фото с сайта http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?a..

 

"Гильда Йозефина Мадисова Гирт..." (эстонцы на Вятской земле)

Эстонцы впервые появились в наших краях, конечно, не в сталинских вагонах-теплушках в 1940-е годы и не в годы Гражданской войны в составе войск Красной гвардии. Упоминания о них можно найти еще в дореволюционных документах. Во время Первой Мировой войны Вятскую губернию наводнили беженцы из западных губерний империи. Были среди них и прибалты. Кое-кто остался у нас и навсегда...
Вот запись из метрической книги Казанской церкви города Уржума за 1917 год о рождении сына у эстляндского крестьянина:
Родился: 7 ноября Николай 
Родители: Эстляндской губернии ревельского уезда Падисской волости вдова умершего крестьянина Эвальда Гирт жена Гильда Йозефина Мадисова Гирт лютеранского вероисповедания 
Восприемники: Владимирской губернии Суздальского уезда села Мордыша крестьянка Евдокия Васильева Постнова.
Рядом еще приписано карандашом слово "кум". Кто здесь был кумом, мы никогда, конечно, не узнаем. 

Источник: ЦГАКО ф.237 оп.226 д.1887 лл.361 об.-362

 

"Люди изсекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгоша..." Хроники Казанского ханства



В лето 6985 прииде на Вятку царь Казанский без вести и много людей в полон взял и иных посече града же ни единого не взял и множество Татар под грады Вятчане побили и послал великий князь на весну силу свою на Казань воевати по Волге и множество их плениша а Вятчане и Устюжане плениша по Каме реке Татар. 

Летописец о стране Вятской. ТВУАК 1905 г. выпуск 3. 

В лето 6976 (1468) Татари Казанстии поидоша изгоном к Галичу и мало нечто полоном взяша. Тое же осени послал князь великий Иван черемисы воевать князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярскых, двор свой; и совокупившиеся вси поидоша из Галича декабря в 6, и поидоша лесы без пути, а зима была велми студена. Тое же зимы, генваря в 6, рать великого князя прииде в землю Черемисскую, и много зла учиниша земли той, люди изсекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгоша, а кони их и всякую животину, понелзе с собой имати, то все изсекоша, а что было живота их, то все взяша; и повоевавша всю землю ту, достоль пожгоша, а за один день до Казань не доходили, и возвратившиеся приидоша к великому князю вси поздорову. 

Летописи новгородские 1-4. Твуак 1905 г. выпуск 1-2 

Примечание. Тема русско-татарских войн очень интересна и еще ждет своего исследователя. Те, кто смотрел новый замечательный фильм "Тобол", наверное, поняли, почему ордынцы завоевали полмира. Возможно, это были лучшие воины (ордынцы и их потомки), которых видел этот мир...

 

До-славянская история Вятки



Прикамье и Вятка уже в 1 тысячелетии ново эры были одним из самых активных регионов Европы. Об этом в частности, свидетельствуют находки 4-5 веков рыцарских шлемов готов-гуннов, по конструкции очень близких к более поздним образцам предшественников викингов в Скандинавии. Самым северным местом захоронений этих воинов на Вятке является Первомайский могильник, возле г. Слободского. 
А в 1927 г. в Кировской области была найдена жемчужина эрмитажной коллекции - блюдо с изображением царя Шапура Второго на охоте (800 года рождения, 23 см). 
Возле деревни Турушево Омутнинской (Бисеровской) волости Вятской губернии летом 1929 г был найден клад, который включал 2 средневековых иранских (персидских) блюда с изображением иранских царей на охоте, 2 греческих блюда из Византии, 2 светильника и серебряные гривны. Все предметы были изготовлены из позолоченного серебра. 

С.Сычев. Летописи. Легенды. Сказания о Вятичах – Киров 2019 г., с.6-8

На фото: изображение персидского царя Шапура второго на одном из блюд. Жил в четвертом веке нашей эры, активно воевал с Римской империей и Арменией. Но, как видим, при нем активно развивалась и торговля, если персидские блюда найдены так далеко от Персии

 

Погребальные обряды марийцев и чувашей



Черемисы и чуваши погребают умерших в том платье, которое они носили, и кладут в могилу между двумя досками, а сверх оных накрывают еще доскою, и на последнюю могилу засыпают землею. Туда же кладут они всякий домашний скарб, именно котлы, ложки, ножи и прочая. На похоронах сродники плачут весьма жалостно и мертвого провожают до самого кладбища, которое пред каждой деревней на особливом месте в лесу обыкновенно бывает.

Миллер Г.Ф. Описание трех языческих народов в Казанской губернии, а имянно черемисов, чувашей и вотяков _СПБ 1791 г.

 

Связь времен. Вятские чекисты всегда почитали Ф.Э.Дзержинского



Собрание сотрудников Вятского сектора ОГПУ от 22-08 1933, посвященное 7 годовщине смерти товарища Дзержинского 

Присутствовали 54 человека 

Постановили: 
Траурное собрание оперативного состава работников Вятского сектора ОГПУ по городскому Краю заслушав доклад тов.Сиротина о жизни и революционной деятельности одного из лучших сподвижников Ленина, создавшего непоколебимый отряд передовых борцов с контрреволюцией ОГПУ Феликса Эдмундовича Дзержинского с глубокой печалью отмечает величайшую утрату, которую понесла ВКП (б), рабочий класс Советской страны и весь Революционный международный пролетариат со стороны тов.Дзержинского. Вся жизнь этого Великого Человека Революционная борьба за победу пролетариата в борьбе с самодержавием и с попытками на ВКП (б) и завоевания Октября со стороны классового врага отражая опасности, повисшие над СССР, колыбель международного пролетариата Всей революции. 
Умер товарищ Дзержинский, но живет его дело в сердцах им воспитанных борцов. Его память вызывает к новому наплыву энергии и готовности отражать все попытки классовых врагов, как внутри, так и вне СССР к реставрации капитализма. 
В основе всей своей деятельности на фронте борьбы с контрреволюцией мы обязуемся следовать примеру товарища Дзержинского, обещаемся не покладая рук работать за осуществление задач им поставленных, следуя Его начертанному им пути, обеспечить партии и рабочему классу полную победу социализма путем укрепления диктатуры пролетариата. Пусть вечно будет жива память о Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, как лучший пример борьбы за дело международного революционного пролетариата. 
Спи спокойно дорогой товарищ Дзержинский, твое дело в надежных руках твоих воспитанников чекистов, сумеющих с честью выполнить все задачи, возложенные на них партией, оправдать надежду рабочего класса. 

ЦГАКО ф. п-2942 оп. 1 д.5 лл.9-10

 

Почему классики не ошибаются...



Обыватели г. Уржума были взволнованы дерзким грабежом в доме мещанки Гороховой. Грабителем оказался проживавший в городе, лишенный прав состояния крестьянин Пшеничников, совершивший грабеж при участии своего 11-летнего сына Разумника. Сын, по совету отца, проник в дом к Гороховой через сортирную яму, отпер крыльцо, через которое отец его и вошел в квартиру. Разумник в это время со стеариновой свечкой освещал помещение.

Памятная книжка Вятской губернии - 1911 год

С.Верхолып Глазовского уезда. В ночь на 24 минувшего января в нашем селе была ограблена мануфактурная лавка П.И.Худякова; товара похищено тысячи на две. 
При выяснении обстоятельств кражи оказалось, что двое неизвестных мужчин, заехав в село покормить лошадей и пробыв до полуночи – выехали. 
Затем они воротились к лавке Х., сломали два висячих замка и провертев отверстие коловоротом под крючком (двери внутри были на крючке) похитили наиболее ценный товар. 
Была устроена погоня и воров удалось задержать верст в 30 от села. Часть товара и воровского орудия найдена при них. Личность громил не установлена. 

Вятская речь - 1912 год № 37

Из Вятских мастерских Пермской железной дороги уволен старший медник Рублев, прослуживший здесь 5 лет. Причина увольнения – недосмотр, вследствие чего произошла пропажа из мастерских медных подшипников.

Вятская речь - 1912 год № 101

Кража. В пятницу 3 марта у диакона Вознесенского собора Н. Н.Топольского неизвестно кем из незапертой кладовой похищено платье и несколько шелковых кофт, стоимостью в 65 рублей. 

Кама (Сарапул) - 1916 год № 52

 

Вятские суда. Струги



В лето 6979… Вятчане шедше Волгою в судех на низ и взяша Сарай и много товару взяша и поехали прочь и пришедши велику ветру и потопи все струги и люди ни един человек не вышел.

Летописец о стране Вятской. ТВУАК 1905 г. выпуск 3. 

Струг: это парусно-гребное плоскодонное деревянное судно с отвесными бортами и заостренными оконечностями длиной до 45 метров. Применялось в России для плавания по рекам в XI-XVIII веках. Использовался и вятчанами для походов по Вятке и Волге, но, как видим из приведенного свидетельства, при шторме струг мог потерпеть и крушение...

На фото: струг из фильма "Ермак". Источник: http://polar-odyssey.org/shipbuilding/shipbuilding-hi..

 

Еще советские историки установили, что первое название города Вятки/Хлынова - Вятка...



… Первоначально считалось на основании летописных данных, что город назывался Хлынов, исходя из того, что в летописных текстах не встречается сочетание «город Вятка». А под Вяткой понималась вся Вятская земля. Но в советские времена было установлено, что первоначальное название города – Вятка. Доказательством этому служит «Список всех русских городов дальних и ближних». В нем, среди Залеских лесов, после Нижнего Новгорода и Курмыша на Суре стоит Город Вятка. Данный документ по свидетельству академика М.Н.Тихомирова был составлен между 1387-1392 гг. Он является более ранним источником, чем «Повесть о стране Вятской». 

С.Сычев. Летописи. Легенды. Сказания о Вятичах – Киров 2019 г.

Примечание. После 1991 года этот документ, видимо, бы забыт историками и ошибочно до сих пор считается, что первое название города - Хлынов. На деле это, конечно, второе и временное название...

 

Загадки вятской истории. Мог ли быть поход вятчан на город Сарай?

Не так давно мы публиковали летописный фрагмент о знаменитом походе вятчан на столицу Золотой Орды Сарай, которые они его взяли и разграбили: "В лето 6979… Вятчане шедше Волгою в судех на низ и взяша Сарай и много товару взяша и поехали прочь..." Возможно, это был даже их не первый поход. Данное событие имело место быть в 1471 году. 
Но, если логически подумать, в истории этого события возникают некоторые важные вопросы. 
Вторая половина 15 века - расцвет Казанского ханства, которое по своим размерам превысило даже былую Волжскую Булгарию. Разумеется, ханство полностью контролировало всю территорию Волги, по крайней мере, в своих границах. Объехать столицу ханства вятские ушкуйники на своих стругах никак не могли. Разумеется, их бы неминуемо бы заметили и в случае столкновения неизвестно чья бы взяла. Однако вятские "джентльмены удачи" каким-то "чудесным образом" просочились через территорию могущественного ханства и беспрепятственно спустились до самого волжского низа, да и обратно старались пройти тем же путем. Не странно ли?!
Другой интересный вопрос, каким образом ватага мужиков могла захватить столицу Золотой Орды?! Сколько их могло быть? В лучшем случае человек сто-триста. Город Сарай, хотя и был еще в 1395 году разрушен Тимуром и находился в упадке, все же представлял собой мощную крепость с гарнизоном, взять которую вятские мужики как-то смогли. Кстати, описание города того времени есть в знаменитом "Хождении за три моря" Афанасия Никитина, из которого мы можем о нем получить представление. 
Вообщем вопросы интересные, которые заставляют усомниться, а не было ли, по современному говоря, знаменитое взятие Сарая вятчанами "фейком", т.е. просто выдумкой летописца...

 

"По существу они неплохие люди и совсем не злобные..." Славяне глазами византийцев



Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков, и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый... Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких, удобств, вечно они по­крыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда, даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе. 

Прокопий Кесарийский. О славянах и антах. Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.16.

 

О различии между марийцами, удмуртами и чувашами или о том, как историку Миллеру марийцы полюбились


Лицем Черемисы, Чуваши и Вотяки таковы, что их между прочими соседствующими народами весма легко распознать можно. Черемисы и Чуваши многие походят на Татар, а разнствуют токмо тем, что они суше… А вот по их внешнему виду можно сравнить с Чухонцами. У Чухонцев волосы на голове и бороды по большей части темноватые, а у Чуваш напротив того почти у всех желтые или рыжие. Они все ходят с бородами, и бороды у них не широки, но продолжаются клином. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко; и сие они делают не по обязательству своего закона, но токмо по обыкновению восточных народов. Черемисы и Чуваши росту среднего, а между вотяками больше мелких, нежели крупных. Вотячки почти все имеют малые и быстрые глаза, что их невоздержанностью от питья приписать можно. Черемисы ж красотой других превосходят, и от соседственных народов лучше татарок почитаются. В бытность мою в Казани, при множестве новонабранных рекрутов из сего языческого народа, случилось мне видеть нечто удивительное, что они гораздо полнее и лучше лицом и станом пред своими земляками были. По сему я заключил, что может быть из всех молодых людей сего народа в службу выбраны были самые лучшие, здоровые и способнейшие люди, а наипаче, когда я после того времени в черемисских и вотяцких деревнях ни одного не видал такого хорошего человека.

Миллер Г.Ф. Описание трех языческих народов в Казанской губернии, а имянно черемисов, чувашей и вотяков - Спб 1791 г.

 

Башкиры Вятской губернии



Башкиры живут главным образом в губерниях Уфимской, Оренбургской, Самарской и в Уральской областях; в Вятской губернии их живет очень немного, именно в уездах: Сарапульском и Елабужском. Прежде башкиры вели кочевой образ жизни, т.е. не имели постоянного жилища (сел, деревень, домов), а переходили с места на место вместе со своими семьями, кибитками и стадами овец.; занимались они скотоводством и имели по сотням и тысячам голов скота. Но тогда было много привольных стадных мест; когда же башкирский край стал заселяться русскими, башкиры стали мало-помалу переменять кочевой образ жизни на оседлый и заниматься земледелием. В настоящее время башкиры в Вятской губернии живут в деревнях, обрабатывают землю, хотя небрежно и плохо, и потому живут весьма бедно; старые кочевые привычки сохранили до сих пор; летом башкиры и теперь выезжают на кочевья, где проводят время праздно, попивая свой любимый напиток «кумыс», приготовленный из кобыльего молока. Башкиры отличаются гостеприимством и полной беззаботностью. Любимые кушанья башкир: бишбармак (5 пальцев), состоящий из мяса и лапши (салмы), кумыс и чай. Для гостя башкир ставит все, что у него есть: если есть баран, колет барана и варит непременно всего, потому что к нему придут непременно поесть и другие башкиры соседи; из барана варят густую салму и едят ее прямо пятью пальцами, причем во время еды хозяин часто своими руками кладет пищу в рот гостью, который вынимает ее изо рта, кладет себе на ладонь и потом уже ест с ладони. За невесту платится выкуп (калым); если жена не нравится мужу, то он дает ей развод и берет другую. Потому жены боятся мужей, как огня и служат просто рабами; на них возлагается ведение всего домашнего хозяйства.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

На фото: башкирская семья. Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/365143482279204068/

 

Население Яранского уезда в конце 19 века



Яранский уезд. Население. В Яранском уезде 354 тысячу жителей; на 1 квадратную версту приходится 31 человек. Особенно густо населена северная половина уезда; около рек Вятки, Пижмы и Немды. Южная лесная часть заселена вдвое или втрое слабее. Население состоит из русских и черемис. Русские в количестве более 300 тысяч занимают северную половину и живут повсеместно и в южной; черемисы в числе 52 тысяч живут главным образом в южной лесной части и попадаются изредка и дальше к северу до реки Пижмы. Все жители, как русские и черемисы, исправляют православную веру, но среди русских много раскольников (1 1 ½ тысячи), а в глухих лесах попадаются черемисы, придерживающиеся языческих обрядов.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.


На фото: в Тужинском краеведческом музее

 

Связь появления Великорецкого образа с набегами черемис



Наипаче же с Пижмы реки что ныне в Яранском уезде Черемиса для разорения христиан часто набегающие в волости Котелнича города по реке же Кобре от древних повествуемо христиане селитву зачинающе имуще с собою святый образ святителя чудотворца Николая написан в чудесех и от нашествия Черемис тыя христиане бежаще с реки Кобры лесами дикими и незнаемыми местами.

Летописец о стране Вятской. ТВУАК 1905 г. выпуск 3.

 

1912 год. Пароходные споры



Пароходство Малых, ввиду большого скопления переотправляемых товаров арендовало склады А.Я.Тырышкина и стало производить настилку подтоварника. Об этом узнал управляющий товарищества вятско-волжского пароходства г.Ермолин и г.Тырышкину пришлось расторгнуть условие с Малых, уплатив неустойку.

Вятская речь - 1912 г. № 101 от 8 мая

 

"Вятчане многое утеснение имуще и разорение..." Набеги 



Во времена же тыя Российстии князи имеющие отдельные грады прихождаху на Вятку с различными воинствы в великом собрании киждо хотяще страну Вятску взяти в поданьство себе и ничто же успевающе. Наипаче же от Чуди Отяков и Черемис и от Агарянско города разных народов татар и бесермян и нагайцов снизу Волги реки и от Казанских татар и из Заказанских (поселевшиеся) тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. – Во многа бо лета во граде Хлынове, где ныне Кремль город, построенный, жити жителей тех кругом града храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено от северной страны ископаным рвом, а от западу и полудни преглубоким рвом, а с востоку от реки Вятки высокая гора. Избраша бо житилие такое угодное место, дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению угодно.

Летописец о стране Вятской. ТВУАК 1905 г. выпуск 3. 

Примечание. Возможно, не каждый поймет о чем здесь идет речь. Вкратце говоря, жители "страны Вятской" ("Новгородцы Вятчане") подвергались многочисленным набегам и со стороны русских князей, уже имевших "отдельные грады", и от местных народов (практически всех), и со стороны Казанского ханства и вновь поселившихся на Вятке татар ("заказанских). И даже нагайские ханы ("нагайцы"), чьи владения располагались в низовьях Волги, преодолевали огромное расстояние для набегов на Вятскую республику. Всех привлекал этот лакомый кусочек русской земли. Не мешали в этом, как видим, ни дремучие леса, ни топкие болота... Со всеми вятчане вынуждены были сражаться и терпеть лишение от грабительских набегов, при этом сохраняя свою независимость ("многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху"). В этих условиях новгородцы/вятчане вынуждены были поставить крепостные стены вокруг своей столицы и окружить ее глубокими рвами, "дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению угодно".
Жизнь на Вятке в до-московские времена не была спокойной и безоблачной...

 

Вятские слова и выражения. Кто такой алшной?



Але – неужели 
Алшной – жадный 
А мне не штё – а мне все равно 

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

 

В 17 веке пустые деревни и заросшие поля тоже не были редкостью...

Пустошь, что был починок Мишкинской. Запустел после писцов тому 52 года назад. Пашни добрые земли лесом поросло три четверти с осминою в поле, а в дву потому ж; сена около пол 12 копен; лесу пашенного 6 десятин во всех 3 полях, а в ней впусте четверть и пол-пол-полтрет выти. 

Писцовая книга Хлыновского уезда письма и меры - 1629 г., с.125

Интересна загадочная фраза, что починок "запустел после писцов 52 года назад". Что здесь переписчик имел ввиду - что починок опустел после последней переписи или к этому приложили руку писцы...

 

Ивашко да Богдашко... Особенность мужских имен 17-18 веков



Починок Илейки Фуфарыцына. Во дворе: Пашка Малцов, да брат его Ермачко. Пашни паханые добрые земли три четверти в поле, а в дву потому ж; лесу пашенного 4 десятины во всех 3 полях, а в нем в живущем чет выти.

Писцовая книга Хлыновского уезда письма и меры - 1629 г., с.125

Потому что есть Алешка у тебя, 
Об Алешке ты вздыхаешь зря, 
Об Алешке все твои мечты...
В 17-18 веках слова известной песни могли бы быть отнесены не только к молодому человеку, но и к более зрелому человеку лет 40-60... В до-петровские времена мужские имена (по крайней мере, простолюдинов) в среднем роде и в сокращенном виде были обыденностью. Не было и отчеств. Те, кто изучал письменные источники этого времени, наверное, встречал целую россыпь таких имен, непривычно звучащих для нашего уха: 
Тимошка, Богдашко, Ивашко, Мосейко, Гришка, Серешка, Васка, Якушка, Семенка, Сидорка, Филипка, Родионко, Алешка и так далее.
Подобная практика писания имен и без отчеств в делопроизводстве была прекращена указом Петра Великого. Отныне простолюдины должны были писаться с указанием отчества и в привычном нам роде. Правда, отчества тоже писались не так как сейчас - без окончаний (Семенов, Михайлов, Петров). После указа Петра Великого ряд имен все равно еще долго писался в среднем роде - Михайло, Гаврило и другие (их мы можем увидеть, например, в ревизиях 19 века). Возможно, это потому что, в разговорной речи имена продолжали оставаться в среднем роде.

 

Церковь села Суна Слободского уезда в 1820 году



Церковь каменная троеприходная в проименование Воскресения Христова с двумя приделами: первый во имя святителя Василия Великого, 2й Артемия Веркольского чудотворца. Церковь начата строить 1774 г. марта 12 дня с дозволения преосвященного Варфоломея архиепископа Вятского и Великопермского. Настоящий храм освящен 1786 года сентября 27 дня.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.39 лл. 306 об.-307

Фото с сайта: https://azbyka.ru

 

Стихи о Лузе. Станция



Люблю смотреть, как убегают 
В густую темень поезда 
Как тучи по небу шныряют 
А в тучах прячется звезда, 
И пусть все это так знакомо! 
Но мне смотреть не надоест 
Движенье черных паровозов, 
Змеиный бег холодных рельс 

Леня Фоминых 

Северная правда (Луза) - 1965 г. № 21

 

Вятские пермяки

Пермяки в небольшом числе живут в Глазовском уезде по реке Каме и в Орловском по реке Летке. Они малорослы, худощавы, с небольшой головой, низким лбом, узкими, немного наискось лежащими глазами, с выражением вялым и безжизненным; волосы они стригут кругом. Пермяки простодушны и доверчивы, любят выпить и в пьяном виде бывают злы и надоедливы. Одежда сходна с вотяцкой, причем белый цвет считается любимым. Нравы довольно свободные. Постов пермяки не соблюдают, хотя и исповедуют православную веру. Занимаются земледелием, скотоводством и охотой и других промыслов не знают.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.


Назад к списку