- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Апрель: 1-14

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. На Вятке. Паром приближается. 80-е годы. Халтурин (Орлов). Фото Л.Сорокожердьева

 

Вятка стала моим домом. К 78-й годовщине депортации прибалтийских народов



Я приехал в Россию мальчиком, в 1941 году. Суровое, голодное военное время. Мужчинам повестка за повесткой на фронт. Утром родственники запрягают лошадь в тарантас. Призывник проедет с товарищами по деревне раза два, прощаясь, запоет под гамошку… Некоторые частушки запомнились. 
Брат, забреют, брат, забреют 
Наши головы с тобой. 
Нас никто не пожалеет, 
Кроме матери родной. 
Я уеду, я уеду 
На проклятую войну. 
Как я брошу, с кем оставлю 
Ягодиночку свою? 
Хотя я родом не здешний, но с детства полюбил Вятский край, живу в Лебяжском районе 58 лет. Поначалу поселились мы в деревне Быково. В Елькинском сельсовете в то время было много деревень. И каждая деревня - колхоз. А в каждом доме – корова (ферм тогда не было, только конюшни), овцы. Машин не было, работали кони да люди. 
… Весной и в начале лета по всей деревне стоял запах перезревшего навоза, перемешанный с запахом тележной мази. Мы, мальчишки лет 12-15, с нетерпением ждали эти дни, когда сами могли включиться в общее дело. Едешь по длинному коридору конюшни, а мужики и бабы сразу несколькими вилами берут большие пласты навоза и с криками: «Раз-два взяли!» бросают в передок телеги. Едешь осторожно, что бы не рассыпать. А на поле уже ожидают, указывают, куда подъехать. 
Когда заканчивали чистить конюшню, начинали вывозить навоз из подворий колхозников. Во дворах возжи брали мужики: надо было уметь подъехать, занести телегу, спятить лошадь – подросткам это было не под силу. Дворы и ограды очищали под лопатку, переезжая из одного в другой. 
А потом приходил сенокос. Работали до самого вечера, пока солнце не закатывалось. Самое было веселое время. Женщины нарядные. Туда и обратно с песнями. 
Когда началась война, деревенские мальчишки, уже многое умевшие, заменили в работе ушедших на фронт мужчин. По сей день вспоминаю своего работящего коня. В то жаркое лето пахал я поле под пар. Приходил домой уже затемно. Развязывал лапотные веревки и тут же засыпал. А рано утром мать жалеючи будила меня.молча хлебал дрожащей от вчерашней усталости рукой пустые ячневые щи, заедая их горьким от лебеды хлебом. Муки в хлеб клали самую малость. В основном всю рожь, пшеницу, ячмень отправляли в «Заготзерно». Туда и обратно 30 километров. Грязные от пота, очумевшие от непосильной нагрузки, погоняли мы лошадей. Домой возвращались опять же поздно вечером. И голод напоминал о себе с новой силой… И теперь мне очень больно видеть зерно на дороге. Дело, наверное, в том, что знаем: хлеб у нас на столе будет в любом случае. 
Сравнивая день вчерашний и день сегодняшний, думаю, что раньше работали намного лучше (и после войны тоже), народ был дружнее. В праздники собирались все вместе, веселились, плясали, хотя время было очень трудное. А какие частушки пели. Женщины, девушки готовы были без устали петь и плясать. Заливается звонкий голос, а в ответ другой, да с подковыркой. А гармонисты – один другого лучше. И все трезвые. Не так мы стали жить. 

Э.Кууск. Лебяжье стало моим домом // Знамя октября - 1999 г. № 42

На фото: депортированные эстонцы в ссылке.

Примечание. Э.Л.Кууск был сыном депортированного эстонского военного. Всю жизнь прожил на Вятской земле, в Лебяжском районе, почти до 90 лет. На Родину уже не вернулся...

 

Зуевка



Город расположен по левобережную сторону реки Чепцы – одного из крупных притоков Вятки, в 105 километрах от областного центра. Расстояние от реки до города около 6-8 км. С востока, юга и запада Зуевка окружена возвышенностями, в сторону севера, к реке – плавный уклон, который в основном состоит из большого болотного массива. В пределах города и в окрестностях порода главным образом представляет красновато-бурую пластичную глину и суглинки с редкими включениями гравия, супесей и песков. К северу от города залегает торф толщиной слоя от нескольких сантиметров до 6, 5 метра. 
Промышленные предприятия в основном расположены в западной части города, что неблагоприятно для основного жилого массива, т.к. преобладающие ветра – северо-западный, западный и юго-западный. Главными природными богатствами окрестностей можно считать лес, торф, стройматериалы – глину, песок, гравий. 
Через город проходит железнодорожная магистраль Москва-Свердловск-Владивосток, которая разделяет его на две части: северную и южную. Площадь города составляет 1456 гектаров, население на 1 января 1997 г. – 15,1 тыс. человек. 

Огарков А. Путь длиною в сто лет – Киров 1998 г. 

Фото с сайта http://jetworks.ru/zuevka/city/

 


Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её. Историк Н.И. Костомаров



"Страна Вятская" словосочетание из старинных летописей. По-видимому так именовалась Вятская вечевая республика. Интересно разделить ее историю ДО присоединения к Москве и после. И тогда получится, что наши основные исторические познания по истории Вятского края - после присоединения к Москве. Это вполне понятно - край вошел в состав Московского государства, лучше стала вестись документация, началось новое его развитие и города Вятки/Хлынова, ставшего центром огромной провинции.
А то, что мы знаем до 1489 года - очень немного. В основном это обрывочные летописи и легенды. Поэтому этот период вятской истории до сих пор вызывает много споров. Например, точное основание областного центра (еще советские историки докопались, что он может быть старше Москвы) и какое название было первым - Вятка или Хлынов? Кто из русских были первопоселенцами Вятского края - новгородцы или беглецы из разоренной ордынцами Руси? Поэтому каждая строчка из старинных летописей может быть историческим фактом. Например, факт того, что "Страна Вятская" подвергалась набегам не только соседних князей и Казанского ханства, но и далекого Ногайского ханства. Об этом мы писали недавно.
В дальнейшем мы продолжим публикации старинных летописей, повествующих о далеком прошлом Вятского края. Ведь самое интересное это, о чем известно совсем немного или совсем ничего...

Фото с сайта: https://www.pinterest.ru/pin/447123069235271752/?amp_..{{default.session}}

 

Время, когда цены только снижали...



Еще одним ярким свидетельством проявления заботы партии и правительства о советском человеке является снижение розничных цен на некоторые виды медикаментов. 
С 1 января этого года Лузская аптека начала продажу по сниженным ценам гормональных препаратов, витаминов, противосудорожных средств и некоторых других медикаментов. Цены на них снижены на 20-25 процентов. 
Население Лузского района на основании этого за год сможет сэкономить до 12 тысяч рублей личного бюджета. 
Значительно возросло также бесплатное обеспечение больных некоторыми видами медикаментов. 

К.Широков, управляющий аптекой № 80 

Северная правда (Луза) - 1965 г. № 6

 

Как уклонялись от налогов в советское время



В Яшкинском сельском совете выполнение финплана из декады в декаду срывается. Одним из саботажников является Кузьма Егорович Ожегин, который в 4 квартале за причитающиеся с него финплатежи не уплатил ни копейки. 
Когда же к нему пришли взыскивать финплатежи, то Кузьма натравил на члена сельского совета свою жену, которая обзывала всячески члена сельского совета и выкрикивала угрозы по его адресу. 
Сельскому совету надо привлекать кулацких агентов к сельскому общественному суду! 

Зюздинский колхозник (Афанасьево) - 1935 год № 5

 

Время титанов. Когда строились города, осушались болота, расцветали пустыни...

Письмо И.А.Шаверина, в котором он поднял вопрос об осушении «Черного озера» и Алифина болота, с интересом встречено членами правления колхоза. 
Наше хозяйство уже в прошлом году приступило к осушению сильно заболоченных сенокосных угодий и озер. К сожалению, колхоз не имеет собственных машин для мелиоративных работ. Их проводит на территории сельского хозяйства объединение «Сельскохозяйственная техника». 
В 1964 г. были осушены Соколовщинское озеро и пожень «Бачавды» общей площадью 50 гектар. Планируемые на тот же год осушение «Черного озера» и Алифина болота, объединение «Сельскохозяйственная техника» не смогло осуществить. 
Мы считаем , что И.А.Шаверин в своем письме поднял нужный, экономически важный вопрос. Поэтому бригадиру Ляпковской комплексной бригады В.Е.Суханову дано указание предусмотреть в плане работ на 1965 г. осушение до начала сенокоса «Черного озера» и Алифина болота. 
Правление колхоза «Заря» обратилось к управлению объединения «Сельскохозяйственная техника» П.Н. Коротаеву с просьбой о выделении в мае экспедиции для проведения мелиоративных работ. 

М.Бестужев.«Черное озеро» будет осушено // Северная правда (Луза) - 1965 г. № 14

 

1912 год. Предчувствие перемен уже буквально витало в воздухе...

Поломская волость Глазовского уезда. Часто приходится слышать от крестьян, что в 1912 году будут большие перемены. Одни говорили, что будет прирезка земли, другие – будет война, третьи ждут забастовок как в 1906 году. Эти слухи проникли и в нашу вотскую сторону. Но здесь, среди вотяков, слухи изменились и превратились в какой-то суеверный вздор. С осени 1911 г. пошла молва среди вотяков, что после нового года наступит солнечное затмение, которое продолжится 40 дней; в это время не будет гореть огонь, а потому надо заранее заготовить хлеб на 40 дней. Но вот прошел январь, а затмения нет. Теперь уж поговаривают, что оно уже будет великим постом, а некоторые говорят – на Пасхе. Темен еще народ, а особенно наши вотяки.

Вятская речь - 1912 год № № 35 от 15 февраля

 

Люди и судьбы



1913 год. Духовенство села Байса Уржумского уезда 
Сидят: священники Николай Сырнев, Михаил Редников, Василий Домрачев. Слева стоит диакон Николай Курочкин. Впоследствии отец Николай Сырнев уйдет из жизни в 1920-е годы, тогда же будет репрессирован отец Редников, а отец Василий Домрачев уедет в далекий Омск (его сын Александр Домрачев станет героем Советского Союза, но из всех биографий вычеркнет свое социальное происхождение). Только отец Николай Курочкин проживет дольше всех, на родной Вятской земле, уйдя из жизни в 1963 году в возрасте 85 лет. За восстановление колхозной пасеки получил правительственную награду — медаль «За доблестный труд».

 

О марийском языке

Помянутые три народа в языках между собой много разнятся. Черемисский язык имеет некоторое сходство с финским, а по жительству их близ Татар и Русских, есть в нем много татарских и небольшое число русских слов. Чувствуется большое сходство с татарским языком, а Вотяцкого много с черемисским, а по большей части с пермским. Каждый язык разделяется еще на два особливые диалекта или наречия. Черемисы, которые живут по правую сторону Волги и Кузмодемьянска, говорят иным наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по левую сторону, так что одни других в речах и разуметь не могут. Можно было бы думать, что в черемисском языке разность произошла может быть по близости от чувашского и мордовского языков; токмо то неправда, ибо оный язык особливое наречие…

Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.). - 1896.

 

Население Елабужского уезда на 1891 год



Население Елабужского уезда. Жителей в Елабужском уезде считается около 212 тысяч (в 1888 г. – 211.877), но так как уезд небольшой, то население довольно густое; на одну квадратную версту приходится 29 человек. Племенной состав населения весьма разнообразный: русские составляют немногим более половины всего населения (114 тысяч) и живут повсеместно, но главным образом в южной части уезда, около берега реки Камы; вотяки ¼ часть (51 тысяча) и они живут преимущественно в северной части уезда; остальную четвертую часть составляют татары (28 тысяч), башкиры (6 тысяч), черемисы (6 тысяч), тептяри (6 тысяч); все они живут в разных местах меж русского населения. Из всего этого населения – русские и вотяки исповедуют православную веру, татары и башкиры – магометанскую, тептяри и черемисы отчасти православие, отчасти язычество.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

На фото: тептяри.

 

1916 год. Ограбление земского почтаря 

Почтарь земской управы Д.Д.Ильин, сопровождавший земскую почту по уезду, 29 февраля в 9 часов вечера приехал в с.Сосновку на земскую станцию, содержимую М.Т. Широбоковым. Широбоков, встретив почту, пригласил Ильина к себе в дом на чашку чая. Узнав, что денег у Ильина имеется 1488 р. 37 к., Широбоков стал подпаивать его кумышкой, после чего предложил сходить с ним в село, обещая купить еще кумышки. Почтарь согласился. Лишь только они вышли за ворота, Широбоков, по словам потерпевшего, схватил рычаг и стал наносить Ильину удары, от которых тот лишился чувств. Придя в себя, Ильин с ужасом увидел, что он находится где-то в конюшне, и тут же обнаружил исчезновение всех бывших при нем денег. При аресте у Широбокова оказалось 925 р. 78 к. Дело передано судебному следователю. 

Кама (Сарапул)- 1916 год № 51

 

Записи из старых метрических книг. Сосланная жена



В церковной метрической книге села Лопьял Уржумского уезда за 1885 год можно встретить такую запись о браке: жених "новокрещеный из черемис Филипп Михеев вдовый после первого брака и за ссылкою второй жены в Сибирь".
По всей видимости, первая жена Филиппа Михеева умерла, а вторая была была сослана за какую-то провинность в Сибирь, и там умерла. Третьей его женой тоже стала вдова - "деревни Нусы умершего черемиса Семена Наумова жена вдова Евфимия Анисимова вторым браком, 30 лет".

Источник: ЦГАКО ф.237 оп.226 д.101 лл.130 об.-131

На фото: ссылка на каторгу в Сибирь

 

Легенда о "Золотой бабе"



Одна из нераскрытых тайн (пусть она не мирового значения) – это загадка Золотой бабы, древнего идола. Легенда гласит: около тысячи лет назад в лесах Приуралья в верховьях Камы между Вяткой и Пермью стоял идол – Золотая баба, - божество, которому поклонялись далекие предки племени чудь. 
Кого только не волновала эта занимательная легенда! О ней написано немало книг и ученых статей. В наш край вести о Золотой бабе первыми принесли новгородцы-ушкуйники. Они на своих ладьях (ушкуях) по голубой паутине рек добрались до Камы и Вятки. В одной из новгородских летописей (софийской) за 1398 г. записали как о чем-то общеизвестном, что: «Инородцы – чудь Вятской и Великопермской земли поклоняются огню и воде, и камню, и Золотой бабе». 
Слухи и рассказы о таинственном идоле дошли и до иностранцев: ректор Краковского университета Матвей Мехов в своей книге «Сочинение о двух сарматиях», изданной в 1517 г., поведал миру, что в Московии, за областью, называемой Вяткою по дороге в Скифию стоит большой идол – Золотая старуха, которую племена чудь весьма чтут и поклоняются ей. Никто, проходя поближе, даже охотники, преследуя зверя, не минуют идола с пустыми руками, без приношения. 
Австрийский барон Сигизмунд Герберштейн был известным для своего времени дипломат. Два раза он ездил в Московию в качестве посла. Любознательность заставила его заняться собиранием сведений о стране, почти неизвестной миру. В своих «Записках о Московии», вышедших в 1459 г., он тоже писал о Золотой бабе и указал, что таковая находится не на Вятке и Каме, а в низовьях Оби, в Обдории (современный Салехард), куда перенесли ее бежавшие от обращения в христианство зыряне , угры и вогулы, и что идолу этому поклоняются не только обдорцы, но и многие другие. 
Легенда о Золотой бабе очень не давала покоя и дружинникам Ермака во время его знаменитого похода за Каменный пояс (Урал). По поводу этого похода И.П.Магидович в своих очерках по истории географических открытий пишет: «Казаки из отряда Богдана Брязги, находящиеся в низовьях Иртыша, вероятно впервые услышали здесь рассказы от остяков о золотом идоле. Они в марте 1583 года произвели энергичные поиски, однако золотого идола не нашли». 
Как видим, сведений о Золотой бабе много. Возникает вопрос: откуда же появилось это золотое божество, будоражащее головы людей на протяжении многих столетий! 
Современные ученые поясняют: в 410 г. нашей эры угры вместе с готами участвовали в разгроме Рима. Один из энтузиастов исследования Лев Теплов предполагает, что это была золотая античная статуя, которую унесли угры в 410 году из горящего, разграбленного Рима. На обратном пути часть угров осела в современной Венгрии и образовала там могучее государство, а другая вернулась на родину к реке Оке. Принесенную из Рима золотую статую обнаженной женщины наподобие известных скульптур Венеры и Афродиты, угры назвали золотой бабой, которая и явилась объектом поклонения обитателей севера. 

С.Абрамов. Из глубин легенды // Опаринская искра № 31, 1970 г.

 

Легенды о Елабужском Чертовом Городище



Мы начинаем публикацию различных легенд и преданий, связанных с различными курганами и городищами Вятского края, которые в 1873 году вятские статисты записали в различных уездах губернии. В Елабуге ими была записана такая интересная легенда. Кстати, она может объяснить, откуда взялись предметы из древней Персии в наших краях...

На городище и около него расположен был большой болгарский город, который основал Искандер Зуль-Конейн и разрушен потом татарским ханом Аксак-Тимуром, по другим же известиям здесь город назывался Бряхимовым, который в 1164 г. разорен великим князем Андреем Боголюбским и в честь этой победы, по случаю чудес от иконы Божией Матери, бывшей в походе с великим князем и явления на небе знамения креста, учрежден праздник 1 августа и называемый прохождение древ животворящего креста Господня. В более отдаленные времена Бряхимов назывался Гелоном, до которого за 512 лет до Рождества Христова доходил персидский царь Дарий, гнавшись за скифами и выжег его. Впоследствии город выстроил болгарский князь Абрахим и назвал Бряхимовым. Во время Царства Казанского на городище был языческий храм славный по своему прорицалищу; сюда царица Казанская Сююнена посылала спросить прорицалище или оракула, сможет ли она воевать с русским царем, и оракул отвечал, что он сам должен бежать от здешних мест, прогнанный силою Христианскою и скоро воцарится христианство, и затем он в виде огненного змея вылетел из капища. Таковое предание и сейчас рассматривается в Елабуге.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.455 лл.12-12 об.

Фото с сайта: rsf-vostok.ru

 

Великая Булгария. Набеги

В раннем средневековье булгары - воинственное тюркское племя, обитавшее в Причерноморье. Есть предположения, что булгары входили в огромный союз племен, называвшийся гуннами (гунны внесли большой "вклад" в разрушение Римской империи, вот откуда античные сокровища могли попасть на наш русский север). В 7 веке булгарское государство было разделено между несколькими ханами и уничтожено новыми кочевниками - хазарами. Булгары разделились. Часть ушла на Балканы, часть на Дон, часть в Паннонию. Великое переселение булгар показано в замечательном болгарском фильме "Хан Аспарух". В 8 веке часть булгар переселяется в регион Среднего Поволжья и Прикамья, основав здесь новое государство - Волжская (или Великая) Булгария. В фильме "Хан Аспарух" кратко сообщается, что прибывшие на Волгу булгары нашли себе здесь новый дом и "построили большие города". Впрочем, соседним народам это доставило мало радости, т.к. воинственный народ булгар умел хорошо только одно - воевать. Возможно, именно боевой опыт булгар позднее используют пришедшие с востока ордынцы...

История повествует, что в 8-10 веках на средней Волге и Нижней Каме сложилось многоплеменное феодальное государство, называвшееся Волжско-Камской Булгарией с центром управления в городе Булгар, построенном на Волге. Родиной тех булгар был современный Ирак, а ничуть не Болгария. Управление государством осуществляли ханы, которые весьма враждебно относились к соседям. 
Племена чудь лесостепной полосы по рекам Каме, Вятке и их притокам подвергались нападениям и грабежам со стороны булгар 
Так, например, в 1088 г. булгары разорили город Муром. В 1183 г. снова напали и разграбили Муром, Рязань, Городец, а в 1218 г. овладели Устюгом Великим. Заметим, что в то время Устюг, расположенный на основной проезжей дороге из Москвы в Сибирь, был таможенным городом. 
Набеги и действия булгар пагубно отражались на судьбах черемис, зырян и вотяков. Начался распад первобытно-общинного строя, возникла необходимость борьбы за свою независимость и территориальную целостность, т.к. булгары подобно многим кочевым народам, налетали на оседлых жителей, грабили их и, как вихрь, исчезали. Влияние булгар сказалось и на быте и в руководстве. Возникли советы старейшин - «кенеш», - в которых принимали участие только лишь мужчины-воины, кенеш избирал должностное лицо – военачальника, кот по существу и возглавлял руководство. Он решал вопросы войны и мира. В его функции входили установление общеплеменных праздников и назначение жрецов для их проведения. Этот выборный человек давал указания членам кенеша в любых бытовых вопросах, причем за соблюдением таких неписанных законов следил и нарушители как правило наказывались… 

С.Абрамов. Вятская старина // Опаринская искра № 35 1969 г.

 

Вятский край сто лет назад. Белые в Песковском заводе



Акт 10 апреля 1919 г. 

Правление Песковского общества Потребителей «Троицкий союз» в составе Председателя правления Исупова П.В. и Членов Правления Фофанова А.А., Коллегова А.К., ревизионной комиссии Дряхлова Евфимия Павловича и Катаргина А.М. в присутствии ответственного приказчика лавки Гордеева Д.И. составили настоящий акт в нижеследующем: 
в ночь на 5 апреля с.г. в момент наступления белогвардейских банд с Зюздинского края произошедшим при вступлении в завод боем продолжавшимся между красными войсками и бандами колчаковцев в течение 6 часов, к утру 5 апреля красные вследствие малочисленности своей вынуждены были отступить. Белогвардейцы заняв Песковский завод, в первую очередь при вступлении бросились громить учреждения и предприятия. Не спаслось от нападения и грабежа и потребобщество. 
Сломав затворы, сбив замки у заднего входа в магазин со двора, шайки белых ворвались в магазин, предав ограблению таковой. Правление Е.П.О. , находившееся в своих квартирах вдали от лавки предотвратить грабеж было бессильно, никаких мер к розыску бандитами взятого товара, их начальство не приняло, несмотря на просьбу правления помочь в розыске и возвратить взятые товары. Опечатав временно лавку Правление и ревизионная комиссия в вышепоименованном составе приступила 7 апреля к фактическому выявлению разграбленного товара. Поверка продолжалась с 7 по 10 апреля включительно. При чем согласно приходо-расходно товарным документам по оставшимся ценностям в лавке на 5 апреля при сличении фактического остатка товара после разгрома лавки выразился недостаток в сумме 31 тысяча 417 рублей 5 копеек, каковую сумму Правление и ревизионная комиссия списала со счета ответственного приказчика Гордеева по товарной ведомости. 
В числе разграбленного товара в большинстве случаев была взята мануфактура и обувные товары, также махорка курительная, которой в то время было весьма немного, товары были предназначены для распределения среди рабочих населения завода Песковского. 

ЦГАКО ф.Р-1330 оп.1 д.8 л.174

На фото: колчаковцы на отдыхе, 1919 год.

 

Сохраненные имена. Монахини Яранского Знаменского монастыря



Как известно, найти имена монахинь и послушниц в архивных документах большая редкость, даже за царское время, не говоря уж о советском. Если по монастырям города Вятки сохранились более-менее подробные документы со списками насельников, то по монастырям, которые были в уездах, практически ничего не сохранилось. Частично что-то можно найти в "клировых ведомостях" и метрических книгах. Например, по Яранскому мужскому Пророчицкому монастырю сохранились "клировые ведомости" со списками монахов (в том числе там значится прп. Матфей Яранский), а по Яранскому женскому Знаменскому монастырю - метрические книги, правда далеко не за все годы. Из этих метрических книг, например, можно узнать о почивших монахинях и других достойных людях, погребенных в ограде монастыря. За 1904 год в метрической книге значатся следующие насельницы монастыря, отошедшие ко Господу в сем году:

29 марта монахиня Анфия, а в миру Татьяна Иванова, умершего яранского купца Алексея Жукова жена, 79 лет 

9 апреля послушница монастыря, дочь крестьянина Яанского уезда, Пачинской волости, д.Кугланура Климента Никифорова Попова дочь девица Анна 35 лет от чахотки 

25 июля монахиня Мариамна, в миру Мария Симеонова Корепина, крестьянская девица Яранского уезда Водоозерской волости д.Борков, 78 лет 

11 декабря казначея монахиня монастыря Ангелина, в миру Агния петрова Краева дочь девица чиновника, 46 лет от острого воспаления желудка.

Источник: ГАКО ф.237 оп.226 д.1259 лл. 588 об.-591 

На фото: такой храм когда-то украшал Знаменский монастырь. Разрушен в 1950 году.

 

Вспомогательные источники по вятской генеалогии. Списки землевладельцев



Как известно, кроме главных источников по генеалогии - метрических книг, ревизских сказок и клировых ведомостей (последние по духовенству), в архиве можно найти также и другие, вспомогательные документы - например, переписи 1891, 1897, 1917 годов (переписи 1891 и 1917 гг. есть в архиве ГАКО), а также списки землевладельцев. Например, по Уржумскому уезду есть списки землевладельцев за 1856 и 1887 годы. Что интересно, первый документ есть в Государственном архиве республики Марий Эл. Разумеется, здесь указаны не все владельцы земли подряд, а только наиболее крупные...

О количестве земель в Уржумском уезде, принадлежащим в собственность частным лицам 1856 г. 

Земли поселенные 

Коллежский советник Николай Депрейс с детьми 

Помещица титулярная советница Екатерина Лазарева и сын ея коллежский советник Николай Емельянов 

Действительный статский советник Донауров 

Камергер двора его императорского величества Андрей Донауров 

Наследники Жадовского 

Почетный гражданин из дворян Марья Матвеева 

Гвардии штабс-капитан Мосолов при заводах Буйских, Шурма Никольский и Шурминский 

Провинциального секретаря Екатерины Казнимирской с детьми 

Надворная советница Екатерина Семкова 

Поручик фон дер Бригену 

Священник Уржумского Троицкого собора Короваев 

Гвардии штабс -капитан Мосолов 

Наследники почетного гражданина Матвеева в Пилинской волости 

Отставной губернский секретарь Юдников 

Уржумский п.Матвеев 

Проживающая в г.Уржуме жена медика п.Георгиевская 

Уржумский к.п. Попову 

Уржумский к.як.Корчемкин 

Шурминского завода заштатный священник Ложкин 

Крестьянин Кизнерской волости Козьма Никулин 

Крестьянин Кизнерской волости Козьма Урванцев 

Крестьянин с.Козьмодемьянского Солоницын 

Крестьянинд. Федькиной Платон Бушуев с жителями 



Крестьяне Кизнерской волости 

Д.Турека Матвей Зубарев 

Д.Турека Гордей Бушков 

Починка Фимкина Иван Соболев с товарищами 

Д.Турека Гордей и Демид Бушковы 

- Осип Зайцев 

Крестьянская дочь Бушкова 

Д.Федькиной Семен Стяжкин 

Поч.Фимкино Россохин 

Д.Поташево Иван Ершов 

Фекла Бушкова и Анна Максимовых 

Дамиан Бушков 

Д.Максинери Крупины 



Пилинской волости 

Поч.Старобыкина Иван Старобыкин 

Починка Савинковского Чернышов и Басалаев 

Гвардии штабс капитан Мосолов и крестьян Кизнерской волости д.Турека Никита Бушков 

Д.Гониной Попов 

Д.Турека Никифор Бушков 

Д.ГонинойПоповы 

- Савва Попов 



Крестьяне Сернурской волости 

Поч.Ключа Кипуна Николай Смоленцев 

Поч.Губина Губин и Милютин 

Крестьянка Анна Москвина 

Максим Москвин и п.Софронов 

Черемис д.Торешкибар Орослан Онтонов с другими 

Той же деревни Эркипекулов 

Д.Ольмы Федор Осипов 

Д.Ляждура Яндыген Пекулин 

Кр. Бадьины 



Конганурская волость 

Поч.Басалаева Лоскутов и Изыбаев 

Наследники кр.Степана Борисова Басова 

Кр.Изинерской волости Глазырины 

Петр Софронов 

Поч.Басалаева Лоскутовы, Семеновы и Пирогов 

Хрисанф Окулов 

ГА РМЭ ф.306 оп.1 д.198

Список землевладельцев на 1887 г.

Уржумский уезд 

Адамова: казанская купеческая жена, проживающаяв деревне Ур, 2го стана Казанского уезда; при д.Шоре Хлебниковской волости. 
Абдрашитов Багаутдин: крестьянин Казанской губернии и уезда, Мамсинской волости, деревня по речке Мамсе, близ п. Русские Шоры Хлебниковской волости. 

Крестьяне Шурминской волости 

Антышев Михаил Леонтьевич: д.Монкинери; по правую сторону реки Вятки, близ села Большой Рой. 
Арефьев Апполон Григорьевич: в даче Ивана Донаурова 
Арефьев Константин Апполонович: в дачах Андрея и Ивана Донауровых 
Ананьин Иван Иванович: в дачах: Андрея и Ивана Донауровых 
Ананьин Илья Назарович: в даче Ивана Донаурова 
Ананьин Илья Кузьмич: в даче Ивана Донаурова 

ГАКО ф.574 оп.1 д.211 831 об.-833

В последнем документе можно найти сведения о всех землевладельцах губернии, включая по Елабужскому и Сарапульскому уездам

 

Малоизвестные источники по генеалогии. Две переписи 1891 года



Всем, обращающимся в архив ЦГАКО по родословным вопросам, известна сельскохозяйственная перепись 1917 года. Перепись уникальна не только тем, что там указаны все домохозяева, но и все данные об их хозяйствах - от наличия сельскохозяйственных машин до числа плодовых деревьев. Перепись есть не только по территории будущей Кировской области, но и по отпавшим от нее уездам, например, Елабужскому уезду. По Елабужскому уезду сохранилось более 400 дел переписи, примечательно, что почти все они небольшие - до десяти страниц.
Мало кто знает, что в архиве есть еще как минимум две похожие переписи - за 1891 год, хранящиеся в фонде Вятского статистического комитета. Одна перепись посвящена землевладельцам и домохозяевам, другая - владельцам лошадей. Переписи также сохранились по всей губернии, и не только по сельским обществам (например, есть перепись г.Елабуги). Они также немного схожи с переписью 1917 года - в первой обозначены домохозяева за каждый год (и только это), а во второй обозначены также все домохозяева, как "лошадные", так и безлошадные; цифрами обозначено наличие лошадей. Если мы обратимся к последней переписи, то увидим такую безрадостную картину, что у большинства крестьян лошадей не было, ставился крестик. Большинство селений сплошь с такими крестиками. Например, на все село Лебяжье была... одна лошадь.
Еще где-то встречалась перепись из того же фонда, где обозначены не только домохозяева, но и все домочадцы. Например, такая перепись есть по селу Лебяжью. О ней мы расскажем позднее.
Эти переписи 1890-х годов могут стать хорошим дополнением к метрическим книгам, ревизским сказкам и переписи 1917 года.

 

Венчания... на кладбище



Как известно, кладбищенский храм, служит в основном для одной цели - для погребальных обрядов. Но кладбищенская церковь города Яранска служила и для проведения.... венчаний. Записи о венчаниях сохранились в метрических книгах этой церкви. Их был немного за год (не больше пяти), в основном здесь венчались приезжие. Но все равно возникает вопрос, что заставляло венчаться в таком мрачном месте, среди могил? Такие же функции для приезжих часто выполняли и тюремные храмы (например, в Уржуме большинство приезжих исправляло требы в местной тюремной церкви), а брак, заключенный в стенах тюрьмы, - тоже воспоминание не из приятных...
В метрической книге Яранской кладбищенской церкви за 1885 год сохранились записи о венчании следующих лиц:

Государственный крестьянин Рязанской губернии д.Нудовиши Яков Ильин Лесин 
Отставной рядовой 56 запасного пехотного батальона Емельян Ииусов Севрюгин 
Крестьянин Яранского уезда починка Доброго Константин Алексеев Спиглазов 
Крестьянин Яранского уезда починка Орнура Иван Александров Мертвищев 
Учитель Яранского трехклассного училища коллежский секретарь Николай Иванов Червяков 

ЦГАКО ф.237 оп.226 д.89

 

Легенды о втором Чертовом Городище



Чертово городище. Так называется местность в Сарапульском уезде в 2 ½ верст от села Мостовинского или Малый Бор, на берегу реки Камы, при впадении в нее речки Крекиас…. По преданию жителей села Мостовинского Чертово городище оттого так прозвано, что там когда-то было очень давно жил какой-то неизвестный, неверный, идолопоклоннический народ, который за свое неверие и волшебство был изгнан Богом с лица земли, это городище считается местом нечистой силы, наполненной всякою чертовщиною, ночью бывать опасно, объявляются там всякие бесовские страшилища, и если может быть там зарыты клады, то заклятые окаянною чудью и охраняемые чрез это нечистой силой никому не даются и потому искать клады на Чертовом городище никто не решается…. Местные жители говорят, что на городище не только не слыхали о раскопках, но и о каких древностях никогда не слышали…. Несомненно, что городище это служило укреплением берегов Камы, как и Елабуги, и прочие городища по Каме, принадлежащие Болгарам.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.455 15-16 об.

 

Генеалогия в партийных документах



Бесценные сведения по истории нашего края можно найти в документах бывшего кировского парт-архива, ставшего потом ГАСПИ КО и совсем недавно - частью единого архива ЦГАКО. Документы, хранящиеся в нем, можно разделить по категориям:
губернский исполком (позднее областной комитет партии)
уездные исполкомы (позднее районные)
волостные ячейки партии (позднее сельских советов)
комсомольские организации
партийные организации учреждений. 
Во всех этих фондах можно найти сведения о своих предках, если они были членами партии. Работу в этом могут облегчить именные каталоги членов партии. За 1920 и 1926 гг. - пока в бумажном виде, включая перепись членов партии 1926 года, о которой мы писали недавно, за поздние годы - в электронном виде, в том числе выложенные на сайте архива. За именами стоят личные карточки и личные дела, в том числе номенклатурных работников. Если кому-то повезет, можно найти и подробное досье на своего предка, с фото.
Если хочется узнать о работе своего предка более подробно, можно посмотреть и другие партийные документы - например, протоколы партийных заседаний исполкомов и организаций, где, как правило, фиксировалась речь докладчика. Исключение из партии, разбор каких-нибудь провинностей тоже можно там найти, а также списки членов волостных ячеек. Правда, чтобы просмотреть все дела хотя бы одного комитета, придется "попотеть". Например, в первой описи Слободского уездного комитета более сорока дела. Зато здесь можно найти сведения о работе следующих волостных комитетов партии:
Георгиевский 
Косинский 
Островновский 
Низевский 
Редькинский 
Сезеневский 
Слободской 
Сочневский 
Фаленский 
Федосеевский 
Ярославский 
В делах этих можно найти и немало интересного по истории как Вятского края, так и уездов, сел, деревень. Вот, некоторые заголовки дел из фонда Редькинской волости Слободского уезда:
Указания об партийной и агитационной работе 
Выписки из протоколов собраний РЛКСМ и конференций 
Заявления и жалобы трудящихся 
Ведомости уплаты партвзносов 
Указания о работе в деревне 
Указания о борьбе с оппозиционными течениями в ВКП (б) 
Личные листки коммунистов 
Сведения и списки делегаток 
Списки слушателей кружков и школ политграмоты 
Сведения о ходе лесозаготовок, работы промышленных артелей и т.д....

 

Вятские легенды. О народе "чудь"



Ильинское волостное правление Елабужского уезда .

В Сергинской волости близ д. Бобьи Учи и Новой Жикьи …есть городище…. В народе есть предание, что в древние времена, еще до поселения в здешней местности вотяков место городища сооружено обитавшим будто бы здесь ранее народным племенем, называемом чутью, время переселения которого никто не запомнил и никаких преданий в народе нет; в древние времена находили будто бы близ городища медные от ремней пряжки, натопорники и другие мелкие древние вещи; находки эти не уцелели и ни у кого нет… 

Легенда записана в 1873 году вятскими статистами. 

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.455 л.56 об.

 

Мистические истории. Огненный змей к Матвеихе



Все, что произошло в том далеком-далеком прошлом, я помню до мельчайших деталей. Отец наш умер в 1932 году, в мае. Брат мой учился в пятом, я – в первом классе. Мать овдовела, когда ей было лет 40. Очень сильно тосковала по отцу. И вот как-то само собой она стала ощущать его присутствие. Будто приходил он к ней по ночам. Первое время таилась она от нас. А потом скрывать стало невозможно. Каждую ночь, часов в 11, мы с братом стали слышать какой то треск. Где-то вблизи избы. Мы забирались между полатями и печкой и слушали. В 12 часов ночи раздавался грохот, словно кто-то колотился в избу, так продолжалось месяца три. 
По деревне пошла молва, будто видели люди, что в трубу над нашей избой залетает что-то огненное, продолговатое, напоминающее обмолоток. От этого по соломенной крыше искры разлетались. Мы стали бояться и пожара, и вообще чего-то непонятного. Все словно напряглись, жили в ожидании чего-то. В избе стояла коптилка. Так вот каждый раз после грохота фитилек начинал угасать, а ровно в 12 ночи затухать совсем. Поселилась как-то у нас на квартире женщина – не выдержала, съехала. Деревня наша была в километре от Ардашей, а там – «Заготзерно». Мужики приезжали с вечера и оставались в нашей деревне на постой. Нашу избу все обходили стороной. Так с этой бедой мы и оставались одни. 
По ночам слышали, что мать с кем-то разговаривала. Стали крепко-накрепко двери и окна запирать. Ломиться стал кто-то по ночам. И вот наступила та самая ночь. Как обычно заперлись мы. Начался треск. За дверь дернул кто-то, но не сорвал – брат запор крепкий соорудил. Начался свист, он как бы передвигался от двери по всей стене, в передний угол, где иконы стояли. Между прочим, у соседей в это время корова не мычала даже, а ревела. - К Матвеихе (матери нашей, стало быть) огненный змей прилетал, - говорили в деревне. 

К.Шестакова, г.Киров. Веришь-не-веришь (Киров) - 1992 г. № 18

 

Судьба мужицкая 



Мой прадед, Иван Андреевич Катков, ушел из жизни в начале тридцатых годов прошлого столетия, когда меня еще на свете не было. Однако о нем много рассказывали мои родители и другие наши родственники. 
Он родился и умер в деревне Филатовцы, что была неподалеку от села Боровкова, повидал на своем веку многое, даже был приговорен к каторжным работам, хотя никакого преступления не совершал. 
В восьмидесятых годах 19 века он был призван в царскую армию. Тогда служили солдатами подолгу, как бы теперь сказали, профессионально. Иван Андреевич был крепкого телосложения, физически сильным. Случилось ему быть дежурным по казарме. Ночью он услышал шум, возню в комнате фельдфебеля. Заподозрив неладное, побежал туда и увидел в полумраке открытое окно и что хозяина комнаты душат двое. Солдат пустил в ход свои здоровые кулаки. Душители быстро оценили их вес и силу, удрали через окно, не успев довершить свое черное дело. А потерпевший, придя в себя, подумал, что на его жизнь покушался мой прадед. Следствие, как иногда бывает, не было проведено должным образом. И загремел Иван Андреевич на каторгу. Повели его вместе с другими этапом, т.е. пешком, под конвоем через всю Сибирь. Днем шли, а вечером их устраивали на ночлег под охраной. Так что убежать редко кому удавалось. Да и сбежавшие частенько погибали. Вдоль сибирского тракта и поныне выпахивают на полях нераскрытые кандалы. Такое, к примеру, случилось в хозяйстве «Падунское» Тюменской области, где проживает мой брат. 
Доставили прадеда, а вернее он сам пришел на Сахалин. Там четыре года таскал на ногах кандалы и еще тринадцать лет отбывал наказание без них. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Иван Андреевич записался в добровольцы и принимал участие в жестоких боях. К сожалению, неизвестны подробности сражений, в которых он воевал. Но то, что бывшему солдату разрешили взять с собой домой боевой браунинг, косвенно свидетельствует о храбрости солдата. 
Возвратившись в родную деревню, прадед занимался хлебопашеством, кормил скот, помогал в семейной кузнице своему сыну Александру оковывать тарантасы и кошовки, ставить подковы лошадям, выполнять другие работы по железу. А когда сыну пришла пора служить в действующей российской армии, кузнечил самостоятельно. 
…Тревожные годы на Сахалине не прошли бесследно и наложили отпечаток на прадедов характер и его поведение. Перед тем, как лечь спать, он клал под подушку браунинг и большой мясницкий нож. Жена побаивалась спросить, зачем он это делает. А на подобный ответ своего брата прадед ответил: 
- А вдруг какое нападение! Надо, братец мой, держать ухо востро. 
Однажды темной ночью разбудил прадеда подозрительный шорох у ворот. Выглянув в окно, он увидел большой шевелящийся силуэт около столба, к которому привязывали лошадей. Иван Андреевич спросонок принял силуэт за коня грабителей и, не раздумывая, дважды выстрелил из браунинга. Утром выяснилось, что прадед завалил своими меткими выстрелами в темноте бродячего быка, который чесался у коновязного столба. 

Е.Новгородцев. Каторжник // Знамя октября (Лебяжье) – 2007 г. № 40 

Фото С.Лобовикова

 

Колыбельные наших прабабушек 



В старину чаще всего «водились» с ребенком, нянчили его бабушки. А родители в это время работали. Бабушка, покачивая люльку (зыбку) ногой, напевала малышу колыбельную песню – «байку» и успевала одновременно прясть. Слушая ласковый родной голос, ребенок засыпал. 
Баю-баюшки-баю, 
Жил солдатик на краю, 
Он не беден, не богат, 
У него много ребят, 
Все по лавочкам сидят, 
Кашку масляну едят. 
Кашка масляна, 
Ложка крашена. 
Колыбельная песня не только усыпляла, но еще и воспитывала младенца. Она рассказывала ребенку о мире, о зверюшках и птицах, которых так любят маленькие дети. Птицы и звери, даже страшный волк, называются в песнях ласково: гуленьки, галоньки, серенький волчок. Они похожи на людей и живут как люди. Гули варят ребенку кашу, котик качает люльку. 
Котик, серенький коток, 
Приходи к нам на часок! 
Котик ниточки мотай, 
Мой сыночек засыпай. 
А еще в песнях рассказывается о самых близких ребенку людях. Примечательна колыбельная с запевом: 
Зыбаю, позыбаю, 
Отец ушел за рыбою, 
Мать ушла пеленки мыть, 
Дедушка дрова рубить, 
Бабушка уху варить. 
Все члены семьи перечисляются в ней, и каждый показан в труде. Будущее ребенка тоже представляется в труде. 
Когда будешь ты большой, 
Будешь рыбу удить, 
Да тетерку ловить, 
Будешь лес рубить- 
Мамку с тятькой кормить. 
Колыбельные песни проникнуты любовью к ребенку, в нем выражается работа о нем; высказываются добрые пожелания, предостережения. 
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Тебя схватит за бочок, 
Унесет в темный лесок, 
Под ракитовый кусток. 
Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. 
А во всем этом ребенок очень нуждается. 
Баю-баю-баиньки, 
В огороде заиньки. 
Зайки травоньку едят, 
Ване спать велят. 

Знамя октября (Лебяжье) – 2005 г. № 35 

Фото С.Лобовикова

 

Из истории деревень. Была деревня Санниково… 



Деревня Санниково была небольшая, но красивая. Ее окружали заросли душистой черемухи, рощицы белоствольных берез, многочисленная зелень кустов. Точных сведений, когда появилась деревня, не удалось найти. В списке населенных мест за 1873 год д.Санниково еще не значилась. 
Можно предположить, что первые жители приехали из соседней деревни Лупанерь. Поставили дома, постройки, основали деревню. До войны деревня так и называлась – Санниково-Лупанерь и насчитывала 24 двора. Семьи были большие. Кто жил позажиточнее, имел и постройки получше. У некоторых и амбары были кирпичные. Правда, таких в деревне было немного. В основном жили люди со средним достатком и бедняки. Имели по одной лошади, корове, а то и вовсе были безлошадными. Про таких говорили: «Есть и медная посуда – крест да пуговица, есть и овощ в огороде – хрен да луковица». 
В деревне проживали мастера: делали кадки, самопрялки, столы, табуретки, корыта, другую домашнюю утварь. 
Во время коллективизации население деревни Санниково вошло в тот же колхоз, что и деревня Лупанерь. Работали сообща. Ни школы, ни других учреждений в Санниково не было. И начальная школа находилась тоже в деревне Лупанерь. 
Вечерами молодежь собиралась на посиделки, заводила игры, пела под гармонь. Любимые игры: «Советушки» и «Фантики». Тут же старики плели лапти, корзины, заводили старые песни. 
В войну приходилось нелегко. На полях работали женщины и подростки. Они ходили за плугом, бороной, сеяли. 
С войны не вернулись многие, много осталось солдатских вдов. В последние годы в деревне оставалось 11 дворов с населением 42 человека. Жили дружно, в гости друг к другу ходили, приезжали из соседних деревень. Вместе справляли праздники, пели песни, танцевали. Особенно чтили Октябрьскую (День Великого Октября). Обязательным блюдом на столе были гречневая каша и холодец. 
Работали тоже с песнями. По выходным молодежь собиралась на вечорки. Зимой вязали носки и варежки, вышивали. А летом ходили на угорье в Лупанерь играть. 
В 1978 году ввиду малочисленности населения деревня Санниково была намечена к сселению в село Кузнецово. И жители разъехались кто куда… 

В Санниково любили гречку и холодец // Знамя октября (Лебяжье) – 2004 г. № 106

 

Улыбнитесь


Назад к списку