ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Апрель: 15-30

" У нас в Вятке у многих разрушенных храмов таких спонсоров нет.." 



Это слова нашего бывшего читателя из группы Герценки (но история Вятского края не всем интересна, и мы не обижаемся), которая в своей группе разместила реквизиты для помощи восстановления знаменитого собора Парижской Богоматери. Это заставляет задуматься - а зачем?! Собор в Париже восстановят и без нашей помощи, а вот на восстановление исторических вятских храмов в Ошети, Нолинске, Медянах и Макарье парижане вряд ли скинутся.
Так может сначала восстановить свои храмы, а потом другим помогать?! 

На фото: знаменитый храм в селе Ошеть, родине всемирно известных художников Васнецовых. Собора Нотр-Дам "помладше" лет на триста... Фото с сайта yandex.ua

 

В 1916 году началось строительство железной дороги Сарапул-Вятка



О железной дороге. Глазовская городская Дума постановила: присоединиться к ходатайству Сарапульской городской Думы о проведении дороги Сарапул-Вятка.

Подъездной путь к вокзалу. Городское управление просит г.Вятского губернатора исходатайствовать пред главным штабом разрешения на отпуск 200 военнопленных для возобновления начатых весной 1915 г. работ по сооружению земляной дамбы для подъездной пути к строящемуся железнодорожному мосту.

Кама (Сарапул) - 1916 г. №№ 52 и 55

И.Кобзев в своей замечательной книге "Ижевские картинки" (2000 год) описывал историю строительства железной дороги так: 
"Долго спорили, через какие пункты проложить железнодорожную магистраль из Москвы во Владивосток. Через уездную «столицу» Сарапул или села Ижевск и Воткинск Сарапульского уезда. 
Под воздействием сарапульских купцов решили провести дорогу через Сарапул с тупиковой веткой на Ижевск и Воткинск, последняя прокладывалась в тяжелых условиях Германской войны. 
В честь открытия Вятско-Сарапульской дороги, имевшей стратегическое значение вследствие нехватки оружия на фронте, вятский губернатор, находившийся в Сарапуле, получил из Царского села следующую телеграмму: «Сердечно благодарю рабочих и всех собравшихся на открытии линии Ижевск-Воткинск за выраженные Мне чувства. Передаю мою благодарность строителям и рабочим за положенные ими труды. НИКОЛАЙ. 9 МАЯ 1915 г." 

В 1919 году во избежания загрязнения города паровозной копотью, была построена железнодорожная станция «Сарапул» в восьми километрах от центра города, а узловая станция в селе Агрыз. А с 1920 года через Сарапул началось регулярное железнодорожное сообщение между Екатеринбургом и Москвой, после строительства моста через Каму ("Википедия"). На Вятку железная дорога не была проложена. Впоследствии она была проложена через Ижевск...

 

"Читает не худо..." Обучение духовных отпрысков грамоте в 18 веке



Как известно, в те далекие времена самым образованным, или по крайней мере, грамотным слоем населения было духовенство. Правда, далеко не все служители Церкви учились в семинарии, но читать и писать умели обязательно. Если мы обратимся к "послужным спискам" духовенства, можем узнать, что читать учили уже с 6 лет. "Учебные" книги конечно были церковные и на церковно-славянском языке. Сначала учили читать по "Часослову", потом по "Псалтыри" и далее переходили к более сложным книгам. Таким образом, отрок учился не только читать, но и постигал церковнославянское чтение - азы своей будущей профессии. Например, по селу Кикгабаево за 1775 год сообщалось в "клировой ведомости": ""Умершего пономаря Гавриила Григорьева Красноперова сын Игнатий 6 лет, обучается грамоте". В селе Мостовом того же уезда у священника Иосифа Афанасьевича Красноперова сообщалось: "Сын Яков 6 лет, обучается часослову".
К 17 годам духовный отпрыск умел уже сносно читать, петь, писать и отчасти знал "Катехизис". Судя по церковным росписям, учили читать, писать и петь лет 10; "Катехизис" к 17 годам знали не все. В 1798 году сообщалось, что сын дьячка г.Сарапула Ивана Осиповича Красноперова "Федор 10 лет, псалтырь обучил, учится петь и писать"
Такого долгого обучения было достаточно, чтобы стать хорошим дьячком (псаломщиком), ведь псаломщик - часть церковного клира, должен был читать и петь достойно, чтобы прихожане не ушли в другой приход. Это можно сравнить с выпуском актеров на сцену театра; будет плохое представление - все уйдут из такого театра. В 1786 году про способности сына сарапульского дьячка Даниила Алексеевича Красноперова сообщалось очень подробно: "Иван 17 лет, по книгам читает посредственно. Поет не худо. Устав церковный разумеет мало, катехизис обучает устно читать, обучает часослов".
Обучали чтению и девиц. Письму их, очевидно, не учили. Читать бы умела и то хорошо. В 1829 году про дочь Евпраксию 14 лет священника Федора Ивановича Красноперова из села Пермяково Сарапульского уезда сообщали: "Евпраксия, 14 лет, читать умеет".

Источники: 

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.11,18, 19, 49

 

Как учили в дореволюционной школе



Как происходило обучение в подобных школах в начале ХХ века, нам могут поведать воспоминания А.Н.Петухова, окончившего в свое время Елеевскую школу Уржумского уезда: 
«Первое сентября 1908 года остался самым счастливым днем моего детства – стал ходить в школу. Старик-учитель погладил меня по голове, что-то спросил. Посадил за парту, я ни слова по-русски не знал, а учитель не знал марийского языка. Школа считалась марийской, т.к. она находилась в селе Елееве, где население марийское, а учителя были русские, не знающие марийского языка… 
Довольно трудно было учиться, не понимая разговорную речь друг друга. Но все же учились. Учились потому, что у нас было большое желание учиться. Учебниками и письменными принадлежностями училище нас снабжало. В первый класс было принято всего 14 человек – все мальчики, девочек не было. Это дети из 3 населенных пунктов: Елеева, Вочармы и Оби-Памаша. Первый учебный год окончили, и 13 человек перевели во второй класс. Когда я был во втором классе, с нами стал заниматься новый учитель Андрей Никитич Ураков. Мы учились уже в 4 классе, когда в Елеевское училище приехали учителя Качмашев Николай Ксенофонтович и его жена Серафима Леонтьевна. Они стали вести уроки на марийском языке. Этого и ждали ребята. Теперь мы стали отвечать на родном языке. Нового учителя ребята полюбили. Детей старших классов он водил на экскурсии в лес, на реку, на поля. Хорошо помню, как на двух лошадях выпускников четвертого класса в количестве 12 человек летом возили на экскурсию в Нартасский сельскохозяйственный техникум. Нам показали фруктовый сад, огород, где поспевали овощи, мастерские по обработке металла, дерева. 
Вся постановка учебной работы в дореволюционной школе была подчинена и направлена религиозному воспитанию детей. В неделю раза два приходил на занятия поп и читал «Закон Божий». В 3 и 4 классах изучали славянский язык. Все учебники и учебно-наглядные пособия с первого класса были на русском языке. После четырехлетнего обучения на выпускной экзамен приехал из Уржума инспектор Белов. Целая комиссия заседала на экзамене. Присутствовали и попы. Я окончил училище с похвальной грамотой и получил подарок книгу Евангелие в русском переводе». 

Бушков Р.А. Турекская сторона – Йошкар-Ола, 2000 г.

 

Ленин и Вятский край



Кулаки – самые зверские, самые грубые самые дикие эксплуататоры, т. е. восстанавливавшие в истории других стран власть помещиков, царей, попов, капиталистов...

...Необходим военный поход против деревенской буржуазии, удерживающей излишки хлеба и срывающей монополию… 

В.И.Ленин

Из Москвы телеграмма 
Вятский Губпродком из Москвы № 2953/Р 92\ 169 125 9 19 10 
Петроград небывало катастрофическом положении точка Хлеба не выдаются населению остатки картофельной муки сухарей точка Красная столица на краю гибели от голода точка Контрреволюция поднимает голову направляя недовольство голодных масс против советской власти точка Наши классовые враги империалисты всех стран стремятся сдавить кольцом голодной смерти социалистическую республику точка Только напряжение всех сил советских организаций запятая только принятие всех мер по немедленной погрузке по экстренному продвижений продовольственных грузов можно спасти облегчить положение точка Именем советской социалистической республики требую немедленной помощи Петрограда Точка всех принятых мерах телеграфируйте компрод точка Непринятие мер преступление против советской социалистической республики против мировой социалистической революции 97/0 
председатель Совнаркома Ленин 
наркомпрод Цурюпа секретариат 9/5. 

ЦГАКО. Ф. Р-737. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.

Решение Уржумского уисполкома отправить хлеб Петрограду 
6 июня 1918 г. 

Заслушав телеграмму тов. Ленина о голоде в Петрограде, после горячих прений уездный Совдеп единогласно постановил: ввиду опасности, угрожающей Петрограду, предложить уездному продовольственному отделу вне очереди немедленно отправить в Петроград 5 000 пудов хлеба с пристани Русский Турек для голодающего населения Петрограда. Ввиду того, что этот хлеб закуплен московскими рабочими1, озаботиться о том, чтобы последние не остались без хлеба, а для этого продовольственный отдел должен все усилия приложить к тому, чтобы немедленно двинуть из уезда на пристань Русский Турек хлеб, взамен отправляемого в Петроград. Решено было сообщить в Вятку и Петроград о принятой мере, предложив Совету Народных Комиссаров оказать содействие к беспрепятственному пропуску направленного груза. 

Известия Вятского губисполкома. 1918. № 46. 6 июня.

 

В 1923 году Вятскую губернию посетила Надежда Константиновна Крупская



"…На третий день нашего пребывания в Воткинске учительницы и ученицы приехали на “Красную звезду” вместе с учениками… было около 30 человек. Я сделала подробный доклад о трудовой школе и организации учительства… Учителя заявили, что им теперь понятно, что такое трудовая школа. Учительница спросила: из вашего доклада вытекает, что школа должна быть связана с населением и местной трудовой жизнью. Тогда должна быть в каждой местности своя программа. А между тем из центра прислана программа маловыполнимая, но требуется строгое выполнение её в жизнь. Как быть. Можно ли её приспособить к местным условиям? Я сказала, что можно».

На фото: Н. К. Крупская с учениками школы её имени в Вятской губернии. Снимок П. М. Мершина.

Подробно о ее приезде на нашу землю можно почитать здесь: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=..

 

Легенды. Болванов городок - Никулицыно



Вятский уезд. Пластининской волости, в селе Никулицком, сохранились два древних вала, находящиеся в 45 саженях от реки Вятки и 12 верстах от губернского города, именуемые Болванов городок. На валах этих по прежнему обычаю ставили болванов или человеческой формы статуи, в которых делавшие набеги или нападавшие стреляли в неприятеля; валы устроены как можно полагать для предохранительных мер к обороне или спасения от нападавших врагов. Позади валов в 4 саженях между ими выстроена приходская Никулицкая церковь, на площади которой и теперь остаются заросшие травой могилы. Форма их ясно доказывает, что тут было в древние годы кладбище (1873 год).

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.455 л.107

На фото: Каменная Покрово-Богородицкая церковь села Никульчино. Не сохранилась. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

" Как имеющее зажиточное крестьянское хозяйство, из членов ВКП (б) исключить..."



Заседание бюро Слободского уездного комитета ВКП (б) от 7 марта 1928 г. 
Слушали: заявление кандидата Пермякова Семена Петровича, поданное им в Иванцовскую ячейку о переводе в члены. Социальное положение – крестьянин, года рождения 1901, семья – 6 человек, имущественное положение: лошади 2, коровы 3, земли пахотной 6,46, сенокосной 4,55 
Постановили: 
Пермякова Семена Петровича, как имеющее зажиточное крестьянское хозяйство, из членов ВКП (б) исключить. 

ЦГАКО ф.П-324 оп.1 д.351 л.63

 

Из советского прошлого



На заготовке сочного корма в колхозе «Россия» отличилось звено, руководит которым Валентина Николаевна Власихина. 
В сенокосную пору здесь работают почти все колхозники: молодые и пожилые, школьники и пенсионеры. Так, на косовице трав вручную стараются трактористки Екатерина Васильевна Зимирева и Антонина Васильевна Кокина. Не уступает молодым и старейшина колхоза Александра Федоровна Шемякина. 
Помогают взрослым и школьники. На подвозке травы к силосному сооружению заняли лошадей. Ими управляют Владимир и Николай Чушовы, Володя Носков и другие. 

Школьники помогают взрослым // Северная правда (Луза) - 1965 г. № 81

 

Благодарность через газету



Мне хочется от всей души поблагодарить медсестру районной больницы Людмилу Комкину. В южной части поселка живет немало пенсионеров. Многие из них обращаются к Людмиле за помощью, и она не отказывает. Приходит к нам, старикам, то банки поставит, то укол сделает. Руки у нее чуткие, ласковые, умелые, какие и должны быть у сестры милосердия. Недавно она ходила в наш дом на протяжении месяца: лечила мне ногу, делала перевязки, и теперь я хожу, здорова. 

А.Вахрушева. Поблагодари, газета // Сельский маяк – 1981 г. № 34

 

Вятка сто лет назад. Колчаковцы



Правление Гидаевского общества потребителей Слободского уезда Вятской губернии 

27 октября 1924 г. 

В Омутнинскую контору губпотребсоюза 

В следствие вашего письма от 10.10 сего года за № 151 Правление Гидаевского ЕПО при сем препровождает документы № 12-14, согласно коих Гидаевское общество потребителей в бытность белых в Кайском крае в 1919 г. понесло убытков в сумме 27.452 рублей 30 копеек в знаках того времени, определить каковой в золотых рублях Правление затрудняется. 
Подробности обстоятельства, при коих были понесены убытки, следующие: 
1. По занятии нашей местности белыми представитель Кайгородской Управы, прибыв в Гидаевский район на общее собрание граждан объявил, а Правлению в отдельности, что дензнаки (керенки), имевшие в то время хождение, не действительны, а потому прекращают хождение, кои потребовал сдать в Управу для обмена на кредитки белых. После чего офицер отряда, стоявшего в Гидаево, сопроводил с вооруженным солдатом председателя правления М.И.Смолина с керенками в управление, где таковые и были сданы под квитанцией № 70. В обмен кредитных белых получены не были при сдаче керенок, а Управа обещала выдать таковые после получения от своего начальства. 
2. В ночь на 23 мая 1919 г. белыми был конфискован весь товар без представителей правления в присутствии офицера и приказчика, которого привели в лавку под конвоем. Описи взятого товара составлено не было. Утром 23 мая отряд отступил по направлению в Кай, увезя с собой и товары, коих забрали только на 20 рублей. Однако в Кай пройти отряд не мог, будучи отрезанным Красной армией, а отступил лесными дорогами по направлению вниз по Каме. Видимо, отступление было настолько поспешным, что бежать с товарами оказалось неудобным при очень плохих дорогах, а почему вынуждены были вернуть возчиков с товаром в Гидаево, наказав сдать таковые в лавку. Причем взяли только табаку, папирос, бумагу курительную и часть спичек, а остальной получен в целости. 

ЦГАКО ф.Р-1330 оп. 1 д. 8 лл.11-11 об. 

На фото: колчаковцы на отдыхе

 

Дорого яичко к Христову дню



В старину пасхальные яйца не только красили и ели. Отношение к пасхальному яичку было особенным. Начать хотя бы с того, что оно освящалось непременно в церкви, без этого оно было просто "крашенным яйцом". Не случайно одно яичко хранилось круглый год в "красном углу" рядом с иконами, как освященное в храме. В старину перед началом праздничной трапезы вся семья сначала "разговлялась" одним яйцом, а потом принимались за остальные. Блюдо с яйцами стояло на столе всю пасхальную неделю. Их регулярно подкрашивали и добавляли к тем, что были съедены. Ими угощались все приходившие в гости. Доходило и мистики. Например, в некоторых местах Вятской губернии перед началом праздничной трапезы пасхальное яйцо разрезали на две половинки и обводили им вокруг головы каждого домочадца, чтобы здоровья прибавлялось. 
А детвора использовала пасхальные яйца по своему усмотрению...

 

Подарок на Пасху



В старину Пасха была, можно сказать, главнейшим русским праздником (ведь дней 7 ноября и космонавтики еще не было). Как вообще отмечалась Пасха в старину? Это сейчас Пасха просто день, когда можно поесть "крашенные яйца". А тогда вся семья шла сначала в храм Божий, на торжественную службу. После возвращения из храма семья садилась за праздничный стол. Весь день проходил в поздравлениях всех друзей и знакомых "Христос воскресе!" Самая главная идея праздника - понять, постичь его смысл, что Христос воскрес, принять ее как свою, поделиться ею, а не просто поесть яиц, куличей и напиться как в наше время...
Разумеется, на этот праздник была традиция дарить подарки, как и на Рождество. Разумеется, на это праздник была традиция дарить подарки, как и на Рождество. Такой подарок от яранского купца Рощина получил мастер П. за свою работу в Куженерском монастыре Уржумского уезда на Рождество и на Пасху:
«Бедный мастер П., семейный человек, исполнял малярную работу в Куженерском монастыре и получил сполна всю плату. Работа была исполнена не только хорошо, но и с большой экономией на материалах. Прошло после сего шесть месяцев, наступает праздник Рождества Христова. Рощин, вспомнив усердного и добросовестного мастера, призвал его к себе и дал ему 50 рублей. Мастер крайне был обрадован щедростью Рощина и провёл со своей семьёй праздник в довольстве. Получил этот мастер подарок и к празднику Святой Пасхи! » (Вятские епархиальные ведомости – Вятка 1916 г. № 26-27 с 638-644).

 

На Пасху 1911 года в Вятскую губернию прибыл чудотворный образ из Казани



В апреле 1911 года , за неделю до святой Пасхи, в с. Байсу Уржумского уезда был принесен чудотворный образ Смоленской Божией Матери из города Казани. Вот как описывал это событие современник: 
«… И вот в Великий четверг был торжественно встречен образ Царицы Небесной и поставлен посреди храма и тогда же было отслужено торжественное всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери ; в великую пятницу между часами и вечерней образ Чудотворной Смоленской Божией Матери носили по духовенству, а после и по селу. И так образ находился в нашем храме великую субботу, святую Пасху, и уже на второй день святой Пасхи после божественной литургии, торжественно его проводили в приход с. Байсы. Образ Смоленской Божией Матери был обнесен по всем деревням прихода и побывал в каждом доме за исключением некоторых. Скажу еще, какая торжественная и трогательная служба была в день святой Пасхи: служили 3 местных священника, 2 иеромонаха, 1 местный диакон и 2 иеродиакона и пели 2 хора – Байсинский и монастырский – к богослужению в день святой Пасхи собрались в храме не только свои прихожане, но и прихожане соседних 3 приходов из ближайших к Байсе деревень». 

Пребывание чудотворного образа Смоленской Божией Матери в с.Байса Уржумского уезда // Вятские епархиальные ведомости – Вятка 1911 г. с 416

На фото: церковь в селе Байса и ее старинные росписи

 

Пасха в первые советские годы: от подарков к притеснениям...



Секретарь Больше-Вершинятского сельского совета тов.Колосов выписываемые газеты не передает другим гражданам, а делает из них футляры для пасхальных яичек и подвешивает их под иконами, которые висят в здании сельского совета.

Деревенские картинки // Красный пахарь – Уржум 1924 г. № 55

8 апреля 1919 г. Уржумским городским продовольственным комитетом «в виду приближения Пасхи» было решено учащихся распустить на две недели, а горожанам в честь праздника «отпустить» 200 пудов мяса (документ Уржумского архива). И, что самое интересное, ведь мясо выдали! Выдали, по всей видимости, бесплатно, в полном соответствии с заветами нового общества...
Впоследствии все, конечно, резко изменится. В годы притеснений на религию, даже на пасхальный крестный ход будет требоваться особое разрешение. Иначе он будет рассматриваться, по современному говоря, как "экстремизм". Так, 14 апреля 1925 г. председатель церковного совета села Окунево Лебяжского района священник Ермин сообщал в Лебяжский ВИК: «Окуневский приходской совет Тихвинско-Богородицкой церкви от имени прихода просит дать разрешения на пасхальный ход по приходу по старому обычаю, как было раньше» (ЦГАКО ф. Р-2477 оп. 1 д. 184 л 40).
Придумали большевики и свою Пасху - советскую. В 1923 году «комсомольская пасха» впервые прошла в ряде мест Уржумского уезда, причем в день Православной Пасхи. В Уржуме, куда деревенская молодежь валом валилась ко всенощной, комсомол заманивал ее в городской театр, где его силами было поставлено две пьесы «Три Иисуса» и «Торговый дом», закончившиеся ко всенощной. На следующий день спектакль был повторен. В с.Петровском было прочитано три лекции о науке и религии, жизни и учении Христа и церковном расколе, после чего была показана кинокартина «Бог и современный человек». В с.Кукнуре накануне Пасхи также силами комсомола был поставлен спектакль, сделаны доклады, после чего устроены танцы (так как собралась в основном одна молодежь), закончившиеся далеко за полночь. Расходившаяся по селу молодежь, повесила на ворота некоторых домов вывески : «попов с крестом и иконами не принимаю». Такое же мероприятие с докладами и танцами прошло здесь и накануне Пасхи. Везде отмечалось прессой, что народу было много, но в основном из одной молодежи, оставшейся довольной этими мероприятиями. Иначе и быть не могло – в рутине деревенской жизни это было впервые для нее что-то новое и интересное. 
В с.Шевнино перед Пасхой коммунисты обошлись только одним собранием партийной и комсомольской ячеек, на которое были приглашены и «беспартийные». Был сделан доклад о происхождении Пасхи и «роли христианства в жизни человека как тормоза по пути развития науки». И совсем ничего не было устроено например в с.Аркуль, где молодежи пришлось развлекать себя только гармонью и песнями собственного исполнения. 
В 1924 году в Уржумском районе снова прошла "комсомольская Пасха". В с.Байсе молодежь так рьяно брала билеты на пьесу «Торговый дом», что их даже не хватило; несмотря на это, после спектакля часть молодежи ушла в церковь. Видно спектакль получился не особенно интересный. В Кукнуре и ближайших деревнях тоже были поставлены антирелигиозные спектакли и сделаны доклады о происхождении Пасхи и о сельском хозяйстве. В Кукнуре собралось до 500 человек молодежи. Правда в городе подобные пьесы скоро даже молодежи приелись. 13 апреля 1924 г. в городском театре состоялась пьеса «Ряса» в исполнении уржумской труппы, но публики по сообщению газеты было мало. В 1927 г. члены Уржумской организации союза РАБИС сами сказали, что они настоящего театра «и в глаза не видели…»
В 1923 г. рабочие Андреевского завода под влиянием советской агитации постановили работать в день Пасхи и все заработанные деньги пожертвовать на организацию детских яслей, а также съездить в ближайшее село с антирелигиозной постановкой.
На Пасху советская молодежь "веселилась" и по другому, например, хулиганили. Сводка ОГПУ по Уржумскому уезду за 23 апреля-10 мая 1927 года сообщала: «В ночь на 24 апреля в Лажской церкви Кокшинской волости Уржумского уезда среди граждан, пришедших молиться по случаю праздника Пасхи, было на 80 процентов крестьянской молодёжи, которая проводила время в бесцельном хождении по Церкви, в сидении и частных разговорах. Церковный староста и попечители кричали на молодёжь: «Чего вы, мол, там галдите, не ходить по церкви и заниматься разговорами пришли, а молиться, так и молитесь, слышите: идёт богослужение». А молодёжь им из разных углов отвечала: «Если хотите молиться, так и молитесь». Во время заутрени поп обратился к присутствующим с возгласом: «Христос воскресе!» В ответ ему было несколько старческих голосов: «Воистину воскресе!» А со стороны молодёжи было слышно: «Под суд Христа, если он в провесе!»(ГАСПИ КО ф. 12 оп. 9 д. 68).

 

Загадки генеалогии. Смена фамилии



Интересно, кто изучает свои родословные, встречался ли с таким интересным фактом? При изучении удмуртской фамилии Кулаковы из деревни Кычинская Уканского прихода (Глазовский приход) обнаружилось, что ранее 1899 года отдельная семья носила фамилию ... Дементьевы. Если быть точным, речь идет о семье крестьянина Василия Маркеловича Кулакова и его братьев. В метрических книгах 1880-1890-х годов братья упоминаются под фамилией Дементьевы. Дементьевых было очень много в деревне, был даже псаломщик Петр Дементьев. Но с 1899 года Василий Маркелович значится уже как Кулаков, а его брат упоминается под старой фамилией, но с 1900 года и он стал Кулаковым.
Как вы думаете, какие могли быть предпосылки для смены фамилии?

На фото: запись о бракосочетании Василия Маркеловича Дементьева/Кулакова в метрической книге села Укан за 1887 год (архив ЦГА УР).

 

Загадки генеалогии. Приходская принадлежность


У православных прихожан дореволюционной России была одна интересная особенность - в основном они посещали один храм. У каждой семьи или даже целой фамилии был свой, "излюбленный" храм. Даже в городе Вятке с ее множеством церквей каждая семья посещала только одну церковь, где исправляла все требы. Такая же тенденция была и в других вятских городах - Уржуме, Орлове, Яранске, Слободском. С современной точки зрения это может показаться странным - храмов много, где хочешь, там и молись, крести детей, выбор богатый. Но наши предки считали иначе. Например, в г.Вятке купечество в основном посещало Донскую церковь, в городе Слободском мещане Зоновы ходили только в Преображенский собор, в Орлове все мещане Казариновы - только в Рождественско-Богородицкую церковь, в Яранске купцы ходили только Успенский собор. Для нас теперь это вызывает удобство - ведь не нужно просматривать в метрических книгах все приходы города, если знаешь, в какую церковь ходили твои предки. Возможно, причина крылась в давнем церковном правиле, чтобы прихожане ходили только в свой приход, ведь церковь теряла свой доход. В 18 веке за ослушание грозил церковный суд. Со временем строгое правило забылось, но люди продолжали ему следовать...
Была и еще одна особенность того времени, может непонятная нам. Все приезжие, а также арестанты, жители богаделен, приютов, военнопленные не исправляли свои требы в обычных храмах. Для этого им отводилась городская тюремная (как в Уржуме) или кладбищенская (в Яранске) церковь. Поэтому все записи о рождениях детей, венчаниях и смерти подобных категории граждан почти всегда находятся в метрических книгах подобных церквей. Не случайно, записи о смертности всех военнопленных по Уржуму находятся в метрических книгах только тюремной церкви, по Яранску - кладбищенской. Почему подобные лица не допускались совершать требы в обычные храмы - вопрос интересный...
Правда, часто в городе не было тюремной или кладбищенской церкви. В этом случае подобным лицам приходилось "отводить" все же обычную приходскую церковь. Например, в Орлове все военнопленные и приезжие посещали Рождественско-Богородицкую церковь, в Елабуге - Николаевскую. По приходу последней мы найдем сведения о всех умерших в городской богадельне.
В приходской принадлежности были, конечно, и исключении. Например, в сельской местности, если деревня находилась на границе двух приходов, жители ходили в обе церкви, а часто и в ту, что поближе. Например, в Кузнецовской волости Уржумского уезда был выбор ходить в церковь села Кузнецово или села Сернур. Многие прихожане ходили в обе церкви. Для нас теперь это отследить проблемно, т.к. в советское время одна часть волости отошла к Кировской волости, а другая - к Марийской республике; соответственно метрические книги приходов сел Кузнецово и Сернур находятся частично в архивах ЦГАКО и ГА РМЭ...
Еще одним исключением была категория людей, которым приходилось часто ездить. Например, купечество или люди, которые меняли место жительства. Если ребенок рождался в другом приходе, его там крестили и там записывали. Соответственно, в "родном" приходе записи о его рождении вы не найдете. В этом кроется причина "пробелов" в наших родословных. 
Одним из таких примеров является семья котельничского мещанина Ивана Степановича Альгина. Семья жила, очевидно, в Котельниче, но в начале 20 века перебирается в Орлов. Причина была проста - супруга была дочерью орловского мещанина. Здесь у Ивана Степановича и его жены Елизаветы Ивановны с 1904 по 1910 гг. рождаются дети Виктор, Иван, Владимир, Вениамин, близнецы Михаил и Августа. Все они были окрещены и записаны в приходе Рождественско-Богородицкой церкви, где их отца назвали "мещанином города Котельнича". Примечательно, что в 1913 и 1916 гг. у Альгиных родились еще две дочери Ольга и София ... в городе Уржуме. Поскольку Альгины были приезжими, в Уржуме девочки были окрещены только в церкви городской тюрьмы. В 1916 году И.С.Альгин назван уже мещанином Орлова. Соответственно, в метрических книгах города Котельнича записей о рождении этих детей мы не найдем, поскольку они были крещены в Орлове и Уржуме.

На фото: Рождественско-Богородицкая церковь в Орлове, которую посещали мещане Казариновы и Альгины. Фото с сайта https://ru.wikivoyage.org/wiki/Файл:Рождественско-Бог..

 

Яранский меценат. Федор Яковлевич Рощин



Фамилия эта сто лет назад была хорошо известна не только в Яранске, но и за его пределами. Именитый яранский купец 2й гильдии Фёдор Яковлевич Рощин из всех яранских купцов был первым и по состоянию и по великодушию своему. Родившийся в крестьянской семье и испытавший крайнюю бедность в детстве ("бизнес" свой он начинал с уличной торговли), выйдя в люди, Рощин всю свою жизнь помогал беднякам – то даст денег на покупку коровы, то избу поможет купить. Особенно он жалел погорельцев. А мелкие векселя бедняков он и вовсе уничтожал, а не переписывал, как это делали другие богатеи. Как в народе говорится: при сытости помни голод, при богатстве – убожество. 
Помогал Рощин не только крестьянам, но и духовенству, оплачивал нужды города. Так, в 1911 г. он и сыновья купца Александра Калинина пожертвовали Яранску по 10 тысяч рублей на строительство водопровода. Тысячу рублей положил Федор Яковлевич на содержание Благовещенской церкви г. Яранска и тем содействовал сохранению её как памятника архитектуры XVII века. 
Но самым главным благодеянием Ф.Я.Рощина стал Куженерский женский монастырь Уржумского уезда, который появился благодаря ему. Монастырь не надолго и переживет своего создателя и благодетеля - лишь на полтора года...
Когда Фёдор Яковлевич впервые приехал в Куженер летом 1900 г., местность эта ему очень понравилась. Здесь он окончательно утвердился в решении основать монастырь в Куженере, вложить в его обустройство свои средства, возвести красивый храм. 
Чтобы решить вопрос с казённой землей, на которой создавался монастырь, Фёдор Рощин не поленился съездить в Петербург к знаменитому обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву, несмотря на то, что был уже пожилым и болезненным человеком. Вот как описывал этот визит в своих воспоминаниях И. Д. Сытин, сопровождавший купца в этой поездке: 
«Рощин, в своём чёрном сюртуке, с золотой медалью на шее, плотный, коренастый, подошёл вперевалку к столу обер-прокурора и встряхнул своими длинными крестьянскими волосами с пробором посередине: 
– Прошу, Ваше Превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь... – и, вынув из кармана географическую карту, он положил её на стол и ткнул пальцем: – Вот здеся... Тысяча десятин пусторожней земли, государственного имущества... Ходатайствуйте, чтобы мне её пожертвовали для монастыря, а если даром не дадут, купить желаю. 
– Ну что ж... Дело доброе... Подайте прошение, а там рассмотрят и разрешат. 
– Да мне ждать некогда... Мне поскорее надо. Я неграмотный, никого тут не знаю, вас прошу покорнейше, вы разрешите! – Рощин в пояс поклонился. 
– Ну, а бумаги у вас, по крайней мере, есть? 
– Ничего нету. Здеся надо написать и бумаги, какие надо. 
Победоносцев позвонил, и на его звонок вошёл правитель дел Синода – ласковый, вкрадчивый, элегантный человек. 
– Вот, Владимир Петрович, просят разрешения на постройку монастыря, с тем, чтобы землю им даром дали. И всё сейчас, сегодня, сию минуту. Вы уж, пожалуйста, примите их, выслушайте подробности и сделайте что можно...». 
За несколько лет на средства Федора Яковлевича были выстроены в Куженере трёхпрестольный храм, каменная трапезная и несколько деревянных корпусов. Кроме того, значительные средства были пожертвованы им на содержание самого монастыря, его священника, на устройство и содержание странноприимного дома при монастыре. Кроме помощи своими средствами, купец часто беседовал с крестьянами на предмет пожертвований их для монастыря, улаживал конфликты и трения между насельницами и рабочими, подрядчиками. Именно он вызвал из Вятки известного архитектора Чарушина, составившего проект величественного пятиглавого храма для обители. Фёдор Яковлевич говорил: «Удивительное дело! Я много денег трачу на Куженер, а у меня капиталы не убавляются, а ещё и прибавляются!»
11 января 1916 года в возрасте 75 лет благотворитель обители Фёдор Яковлевич Рощин скончался и, как сообщал церковный некролог, он был удостоен великой почести: его погребли в Куженерском монастыре у стены главного храма. «Не достоин я, чтобы меня погребали в храме», – говорил он, когда ему предлагали быть схороненным в устроенной им церкви. 13 января его отпевали при громадном стечении народа. Службу совершал епископ Новгород-Северский Пахомий в сослужении 14 священников и 5 диаконов. 
В Куженере бережно сохранялась могила Ф.Я.Рощина, а в советское время его останки от разрушенного храма перенесли на приходское кладбище. Впрочем, это место бывшего захоронения в Куженере вам могут показать и сейчас.
Согласно церковного источника Ф.Я.Рощин был похоронен в Куженере, далеко от своего родного Яранска. Интересно, что в метрической книге Успенского собора за 1916 года значится запись... об отпетии купца Ф.Я.Рощина. И это вызывает закономерный вопрос - где же он все же был погребен - в Яранске или Куженере?! Церковное правило, конечно не разрешает отпевать два раза...

 

Рекруты и "инвалиды"



Как известно, рекруты служили в армии долго - до 25-лет с 1793 года, с 1834 года - до 20 лет, а до 1793 года рекрутчина и вовсе была пожизненной и распространялась на все слои населения, кроме дворянства. Лишь позднее от рекрутчины будут освобождены купечество, служители церкви и почетные граждане. Для крепостных, правда, была льгота в виде освобождения от крепостной зависимости. Представьте, что такое означало пойти в рекруты для молодого парня. В армии пройдет вся его молодость. Вместо красавицы-жены и детишек - окрики офицеров и шпицрутены. Если вернешься живым домой к 45-50 годам, то уже, скорее всего, инвалидом. Не случайно, отсюда и пошло слово "инвалид" - старый, увечный солдат, по современному говоря - ветеран. Царское правительство не бросало свои граждан на произвол судьбы. Они получали в награду за долгую службу землю и пенсию. В 1724 году женатым инвалидам было дозволено селиться в городах и пожизненно получать жалование по гарнизонному окладу. Так, в вятских городах появились "инвалидные слободки".
В таких документах, как ревизские сказки, можно находить сведения о рекрутах и высчитывать срок их службы. Например, в ревизии по деревне Гогарской Слободского уезда за 1850 год упоминается рекрут Кирило Евтономов Князев - служил с 1838 года. Примечательно, что в ревизии 1858 года он уже не упоминается. 
По деревне Быковской Уржумского уезда упоминаются два рекрута по фамилии Полушин - "Ивана Николаева внук Егор Моисеев, в рекрутах с 1836 г." и "Степана сын Данило, рекрут с 1835 г." В ревизии 1858 года они уже сведений тоже нет.
Также не случайно, что у многих крестьян в ревизиях упоминаются только внуки, отцы которых, видимо, сложили свои головы "за веру, царя и отечество". С другой стороны, рекруты, получив льготы от государства, могли жить уже не на Родине. Как правило, рекруты, вернувшиеся после службы в армии, в ревизиях не упоминаются. А может кто-то находил такие данные?

 

Яранский купец Василий Кукушкин



В ходе исторических изысканий в метрических книгах удалось найти некоторые сведения о яранском купце Василии Ивановиче Кукушкине. Собственно говоря, сведения небогатые - рождения детей с 1888 по 1899 годы. Ни записи бракосочетания, ни кончины купца найти не удалось. А хотелось бы узнать побольше об этом человеке. Возможно, он был приезжим со стороны и также затем уехал в "неведомую даль."
Из записей метрических книг можно узнать, что В.И.Кукушкин был прихожанином Успенского собора г.Яранска, в котором и крестил своих детей. С 1888 по 1899 гг. у Василия Ивановича и его жены Антонины Николаевны родились дети: Александра, Василий, Евлампий, Николай, Антонина. Крестными их в основном становились крестьяне (это говорит о том, что купец был по происхождению из того же социального круга) и лишь крестным Евлампия стал "города Яранска личный почетный гражданин Григорий Андреев Вадиковский".
Старшая дочь Александра впоследствии вышла замуж за фельдшера Ивана Васильевича Тейковцева, который, по свидетельству родственников, участвовал в Первой Мировой войне и жил в Яранске, но в дореволюционных источниках о нем не удалось найти сведений. Может быть, яранские краеведы встречали сведения об этих людях? 

На фото: старинные дома Яранска хранят в себе память о тех, кто их когда-то построил...

 

Мальковы из слободы Кукарка



Мальков Павел Дмитриевич - один из известных уроженцев слободы Кукарки/Советска. "Википедия" кратко сообщает о нем: "Павел Дмитриевич Мальков (17 ноября 1887, слобода Кукарка, ныне город Советск Кировской области — 22 ноября 1965, Москва) — советский военный деятель, занимавший в годы Октябрьской революции и Гражданской войны должности коменданта Смольного и коменданта Кремля".
К этому можно добавить, что именно Мальков участвовал в расстреле Фанни Каплан. Позднее сталинское правительство отблагодарит Малькова за все заслуги в виде 8 лет ИТЛ. 
Но нам, наверное, не менее интересно будет обратиться к корням великого деятеля, вернуться в далекие 1880-е годы в дореволюционную Кукарку. Если мы обратимся к метрическим книгам слободы, то узнаем, что за 30 лет до 1917 года здесь жили несколько семейств Мальковых - Василия Александровича, Андрея Матвеевича, Дмитрия Афанасьевича и Михаила Афанасьевича Мальковых. Последние были родными братьями и, возможно, и Андрей Матвеевич приходился им дальним родственником. Все они были благочестивыми прихожанами Успенской церкви, в которую, наверное, бегал мальчиком и будущий комендант Кремля. Отец Павла - Дмитрий Афанасьев обозначался в книгах как "уволенный в запас армии рядовой солдат", т.е. он тоже успел послужить в армии, так же как и Андрей Матвеевич. В 1891 году Д.А.Мальков стал поручителем на свадьбе у Андрея Матвеевича. В семье его и супруги Елизаветы Ефимовны было еще несколько детей. Например, в 1894 г. родился сын Михаил.

На фото: запись из метрической книги Успенской церкви слободы Кукарки Андрея Матвеевича Малькова

 

Вятские китайцы-большевики



Не так давно мы писали о Всесоюзной переписи 1922 года по Вятской губернии. Среди множества фамилий там встретился и один китаец. Звали его Ин-Зун-Чин. Судя по представленной анкете, он трудился в Вятских железнодорожных мастерских

Источник: ЦГАКО ф.П-4 оп.1 д.150 л.261

 

1935 год. Перед грозой...

Официально считается, что "большой террор" начнется через два года, но призывы к нему уже летят с полос даже районных газет. Впрочем, поедут на Колыму как раз те, кто его приветствовал два года назад ...

 

"Злой кировчанин" в духе 1935 года



Если мы обратимся к газетам 1930-х годов (особенно к районным), то увидим много схожего с известной кировской группой. Суть у прессы того времени и современного паблика одинаковая - добиться через средство массовой информации справедливости или пожаловаться на то, что волнует, разумеется анонимно. И разумеется, на многие "сообщения" также реагировали органы госбезопасности, поскольку многие граждане просили "принять меры". Если мы возьмем в руки любую районную газету того времени, увидим в каждом номере смесь анонимок, доносов и агитации, и сквозь эту мутную пелену кое-где промелькивают и редкие положительные новости, например, вести с сева, об открытии школы, клуба и т.д. Возьмем для примера газету "Зюздинский колхозник" 1935 года, о чем писала газета...

В Князинском сельском совете селении Трубитанское Порубов Федор Кузьмич агитирует против колхозов, против лесозаготовок. Агитирует он не только словами, но и своими кулакками. 
Жену он частенько бьет за то, что она вступила в колхоз. 

Некрасов Александр Никифорович проживающий в Волоковском сельском совете посреди деревни является опасным в том отношении, что занимается кражей и избивает активистов. 
Некрасов в колхозе похитил снопы, и когда сторож задержал его, тогда он отнял у сторожа ружье и избил его до потери сознания. 
Некрасов отличился не только как хулиган, но и злобный неплательщик всех платежей и заготовок, по финансовому плану имеет 104 рубля и других. 
Для Некрасова никаких законов не существует, захотел он смолоть рожь, мелет не платя гарнца, рассказав «изобью, а смелю». И в самом деле мельника избил. 

Сторож Керкашельского колхоза К.П.Марков к охране относится спустя рукава, зачастую Марков вместо себя посылает 12-летнего мальчика. Правление колхоза об этом знает, но почему то никаких мер не принимает.

Работавшая на лесозаговке Бисеровского колхоза Демина А.М. в силу недобросовестного отношения к лошади последняя не могла работать около 12 дней. А Демин В.В. во время поездки в Глазов у лошади ушиб ногу, сейчас лошадь для работы негодна. 
Правление колхоза об этих фактах знает, почему никаких мер не принимает. 

В Яшкинском сельском совете выполнение финплана из декады в декаду срывается. Одним из саботажников является Кузьма Егорович Ожегин, который в 4 квартале за причитающиеся с него финплатежи не уплатил ни копейки. 
Когда же к нему пришли взыскивать финплатежи, то Кузьма натравил на члена сельского совета свою жену, которая обзывала всячески члена сельского совета и выкрикивала угрозы по его адресу. 
Сельскому совету надо привлекать кулацких агентов к сельскому общественному суду! 

Рабочком Вятско-Камского лесоучастка работу пустил по волнам самотека. Председатель рабочкома Кладов Ф.Н. (коммунист) никакой массово-разъяснительной работой среди рабочих не ведет. 
На пристанях: Никулятской и Вятско-Журновской красные уголки не работают. Соцсоревнований среди бигад не развернуто. Лозунгов и плакатов в бараках, столовых и красных уголках нет. Показатели работ не вывешиваются. 
Самокритика на участке не развита. Вместо поднятия самокритики на должную высоту Ф.Н.Кладов на собрании заявил: «О всех недостатках на участке, можете писать только мне докладными записками, а я разберусь». 
Так ли должен Кладов (как коммунист) относиться к порученной ему работе? 

Зюздинский колхозник (Афанасьево) - 1935 г. №№ 2,5,6,8,9,11.

 

Советский общепит в Вятке. Первые годы



«Официанты поневоле» (Кожрайон имени Ленина) 

Входим в рабочую столовую. Теснота – протолкнуться негде! 
- Это что у тебя, официант сзади стоит? – спрашиваю у одного рабочего. 
- Поневоле станешь официантом, если табуреток не хватает. Вот стою в очереди и жду, когда он кончит обедать – отвечает «официант» поневоле. 
На другом конце стола происходит оживленная борьба за обладание тарелками и ложками. Не хватает приборов. 

Г.Васильев // Вятская правда - 1927 г. № 264 

Рабочая столовая железнодорожников. 

В левом углу двора железнодорожных мастерских выросло новое здание. Оно выглядит по праздничному. Ярко освещено, украшено лозунгами. 
Это – столовая. 
Просторный зал переполнен. Он на время превращен в зрительный. 4 ряда столов. За ними – рабочие. 
Напротив длинных столов, в квадратной выемке стен - красный уголок и библиотека. Тут же – приз, выданный мастерским за первенство в соревнованиях. 
Таков вид столовой. Предусмотрены все удобства. Светлая кухня, одна комната отведена под умывальник с 15 умывальниками. К этому– несколько громкоговорителей. 
… Последняя часть торжества – угощение под музыку духового оркестра. Шумно и весело проходит обед. В первый день столовая выполнила около 700 обедов. 
По окончании торжества – концерт и выступление физкультурников. 

Вятская правда - 1929 г. № 256

На фото советская столовая конечно уже гораздо позднего времени.

 

О состоянии народного образования в Яранском районе в 1960-е годы



Из протокола бюро Кировского обкома КПСС от 22 ноября 1961 г. 

7. О выполнении закона о всеобуче в Яранском районе 

Бюро обкома КПСС отмечает, что закон об обязательном обучении детей 7-16 лет в Яранском районе не выполняется. По состоянию на 20 октября в районе не обучается 86 человек, из них без уважительных причин 38 детей. 
В течение сентября месяца 15 детей школьного возраста пасли скот, из них семь человек продолжали пасти скот до 20 октября. Трое подростков школьного возраста находятся по заготовке кормов за пределами области. 
Райком партии (секретарь тов.Тюльканов) и райисполком не приняли мер к возвращению этих детей в школу. 
В районе неудовлетворительно организовано индивидуальное и заочное обучение подростков за начальную и семилетнюю школу. 
К началу учебного года не было создано необходимых условий, обеспечивающих обучение всех детей школьного возраста. 
При десяти семилетних и восьмилетних школах интернаты по состоянию на 20 октября не начали своей работы. В трех школах– в Верхне-Услинской, Ныровской, Мало-Шалайской интернаты не организованы. 
В отдельных интернатах допускается скученность детей. В Ломовской школе в интернате проживает 38 человек, вместо 16 по норме, в Савичской школе спят в одной комнате мальчики и девочки, в Пиштанской семилетней школе 23 ученика живут в частных домах, спят по два человека на кровати, на полатях. 
Оборудование многих школ интернатов старое, нет стульев, тумбочек, шкафов для хранения продуктов. Крайне недостаточно постельного белья, полотенец. Во многих интернатах питание организовано плохо. Буфеты в большинстве школ не работают… 

ЦГАКО ф. П-1290 оп.41 д.34 л.67

 

Советское наследие в названиях газет



Названия вятских районных газет советского времени говорят сами за себя. Почти все они были учреждены в 1930-е годы и получили "красочные" революционные названия. В чем-то это было схоже с названиями колхозов того времени, правда, они позднее поменяли названия на более скромные, а названия газет так и остались памятью о сталинском времени. Можно заметить, что чаще всего в названиях звучит имя Ленин - Путь Ленина, Заветы Ильича, Путь Ильича, Знамя Ильича, Ленинский Призыв, Ленинское знамя, Ленинский Путь. Целая коллекция! Отдельные издания получили названия в честь отечественной выдающейся личности - Кировская правда, Кировская искра, Кировец. Степану Халтурину "повезло" меньше - в честь него название получила только "Халтуринская правда". Не менее модным словом было "коммунизм". В Яранске уже первая советская газета называлась "Крестьянин-коммунист", позднее ее предшественницу окрестят "Знамя коммунизма". Также это слово возьмут для своих изданий Котельнич и Юрья. 
В целом названия районных изданий Кировской области были такими:

Арбаж : Путь Ленина 
Белая Холуница: Красное знамя 
Богородское: Заря 
Верхнекамский район: Прикамская новь 
Верхошижемье: Сельский рабочий 
Вятские Поляны: Вятско-Полянская правда 
Даровской: Слава труду 
Зуевка: Заветы Ильича 
Кикнур: Сельские огни 
Кильмезь: Сельская трибуна 
Кирово-Чепецк: Кировец 
Котельнич: За коммунизм 
Кумены: Путь Ильича 
Лебяжье: Знамя октября 
Луза: Северная правда 
Малмыж: Сельская правда 
Мураши: Знамя труда 
Нолинск: Сельская новь 
Нема: Вестник труда 
Омутнинск: Голос рабочего 
Опарино: Опаринская искра 
Оричи: Искра 
Пижанка: Знамя Ильича 
Подосиновец: Знамя 
Санчурск: Красная заря 
Свеча: Ленинский призыв 
Слободской: Ленинский путь 
Советск: Ленинское знамя 
Суна: Родной край 
Уни: Сельский труженик 
Уржум: Кировская искра 
Фаленки: Сельский маяк 
Халтурин: Халтуринская правда 
Шабалино: Ленинский путь 
Юрья: Заря коммунизма 
Яранск: Знамя коммунизма 

В 1991 году пришло другое время. Многие издания, как например, в Советске и Котельниче быстро сменили названия. Имя Ленина, сразу ставшее "немодным", исчезло почти повсеместно. Правда, ряд изданий так и остался со старыми названиями, которые, возможно, у современных людей могут вызвать недоумение - о чем оно? Например, "Знамя октября". Почему, именно октября, а например, не сентября или февраля? Может название "Знамя сентября" звучало бы красивее...

 

Село Афанасьево стало неузнаваемым (публикация 1936 года)



Только 19 лет прошло со дня великой октябрьской революции. Вроде немного, но какие громадные изменения произошли в селе Афанасьево в этот короткий срок. Оглянемся назад и посмотрим, чем оно было в прошедшие годы? 
Десятка полтора невзрачных домиков располагалось на берегу реку Камы, в центре которых стояла церковь, поповские дома и 2-3 дома торговцев. В домах и на улицах царила грязь. Весной и осенью лошади вязли в грязи и их приходилось вытаскивать, а о тротуарах и помину не было. Зданий, занятых учреждениями, было немного: волостное правление, школа, больница и они были небольшими. «Почетными» людьми в селе были попы да урядник. 
Смотришь и не веришь себе, как теперь преобразилось наше село. Ночью приветливо сверкают огоньки электрических лампочек. Целый поселок новых домов вырос на месте бывшего кладбища (дома леспромхоза, здание районной колхозной школы). И в селе и за селом везде видны новые постройки: одни выстроены, другие отстроены, третьи начинают строить. 
За эти годы выстроены здания под больницу, школу, РИК, выстраивается паровая мельница, дома РО НКВД. Только в одном нынешнем году возведено сколько новых построек. Дом Советов, барак для заразных больных и новое, двухэтажное красивое школьное здание получили учащиеся. Разве раньше мечтали жители село Афанасьево о своей районной газете, своей типографии, радио, телефоне и телеграфе, а теперь это не сон, не мечта, а действительность. 

Е.Г.Даркова. Село Афанасьево стало неузнаваемым // Зюздинский колхозник – 1936 год № 161

На фото: уникальный дореволюционный снимок села Зюздино-Афанасьевское. Вдали виднеется красивейший храм, который позднее будет разрушен.
Источник: pastvu.com

 

Откуда пошло слово "божий одуванчик"?

Старушка, завернутая в тяжелое пальто, с трудом поднялась по ступенькам церкви и истово замотала рукой, шепча бесцветными губами и недовольно поглядывая на молодежь. Культурные отрядники заглянули в церковь. Там большинство стариков и старушек - таких, которых ребята иронично называют «божьими одуванчиками». Почему? Ветром дунет, она и закачается. Молящихся мало. Безбожной стала молодежь. Да и старичков не так уж много ходит. Парочку церквей можно закрыть: на ладан дышут, богомольцев мало. 

Алексей // Вятская правда - 1928 год № 206

 

Вятка сто лет назад. Какие басни распространяли о Колчаке



Кто такой Колчак? 
Самого сильного, самого жестокого и опасного врага рабочих и крестьян зовут Александр Васильевич Колчак. 
Он происходит из бессарабских помещиков, из тех самых мест, откуда вышли известные и самые поганые черносотенцы Пуришкевич, Крашеван и прочие. 
Ему 44 года. На морскую службу он поступил в 1891 г. и к 1916 г. был уже контр-адмирал, начальник Минной дивизии Балтийскогофлота, и позднее был назначен командиром Черноморского флота. 
Здесь во время революции матросы хотели утопить в море своего зверя-командира и выбросить его за борт, но потом сжалились и позволили ему выплыть. 
Великодушные революционеры сделали и здесь ту же ошибку, что и с генералом Красновым : отпустили на свободу своего злейшего врага. 
Утонул только колчаковский кортик, а сам Колчак бежал в Америку. Оттуда он переправился в Сибирь и сделался там вождем беглых помещиков, купцов и фабрикантов. 
Во главе с ними Колчак переарестовал эсеров и меньшевиков. Сверг сибирскую Учредилку и объявил себя верховным Правителем. 
Колчаку не достает только царской короны. И он ее, конечно, получит, если только рабочие и крестьяне не снимут ему голову. 
Колчак награжден царским правительством за усердие 14 орденами и 2 орденами от английских и французских буржуев. А, кроме того, царь от себя преподнес ему подарок 9 мая 1915 г. 
Колчак был верным царским псом. Теперь он самый верный и свирепый помещичий пес. 
Колчак зверски истребляет рабочих и крестьян. Он отбирает у них земли и фабрики и возвращает их помещикам и капиталистам. 
Крестьяне, рабочие, красноармейцы! Помните : самого жестокого и опасного врага вашего зовут адмирал Колчак. 

Крестьянин-коммунист (Яранск) - 1919 г. № 57

 


Назад к списку