- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 1-15

 

В Вятской губернии белочехи были в Елабуге. Нужен ли им там памятник?

Список красноармейцев, убитых белогвардейцами, Качкинской волости деревни Старого Ключа 

3 октября 1918 г. № 3 

1. Иван Осипов Аникин 26 лет, матрос. Служил в г.Ревель на судне «Изъяслав» 
2. Василий Федорович Юшков, служил в Елабуге красноармейцем, 18 лет 
3. Сергей Алексеевич Туголуков, служил в Елабуге красноармейцем, 28 лет 
4. Василий Козьмин Аникин, служил в Елабуге красноармейцем, 30 лет. 
5. Иван Федорович Аникин 
6. Григорий Федорович Аникин, 16 лет 
7. Евдоким Федорович Аникин, 24 лет 

Впредь до получения декрета Совета Народных Комиссаров о обеспечении семейств погибших красноармейцев выдавать из суммы комиссариата единовременное пособие по 200 рублей на каждую семью убитого. 

НАРТ ф. Р-1223 оп. 1 д. 1 л.4 



Сто лет назад - 16-го апреля 1919г. из г.Оса в Воткинск совершил перелет 3-й Сибирский авиаотряд в составе двух разведчиков - биплан "Сопвич", двух истребителей "Ньюпор-17" и "Ньюпор-23". 
Командир отряда штабс-капитан Фаддеев, поручик Габаев, прапорщик Муратов, Снегирев, подпоручик Римша, ст.унтер-офицер Затыкин и др.

 

Моя Родина 



Я сказать Вам сегодня хочу, 
Что такое на свете Россия. 
Ее родина – древняя Русь. 
Для меня Россия – святыня. 

Ты шагала из века в век, 
Порывалась сквозь голод и войны. 
И вот мы с тобой, человек, 
В двадцать первом уже сегодня. 

Также преданы будем тебе, 
Как во все времена былые. 
Будешь славиться ты везде, 
Сохраняя красоты земные. 

И для каждого в жизни из нас, 
Есть своя небольшая Россия. 
Где родился и где ты рос, 
Где места для тебя святые. 

Я буду тебя воспевать и хранить, 
Нет роднее Земли на свете. 
Да, как мать родную любить, 
Прекрасней России нет на планете! 

Сергей Куклин

 

"София" - первый фильм об Иване Третьем, Великом князе Московском, завоевателе вольной Вятской земли



Как известно, Вятка была присоединена к Московскому государству в правление энергичного Великого князя Московского князя Ивана Третьего, который начал собирать русские земли в единое целое, не считаясь с жертвами во имя этой благой цели. Он же избавил Русь от трехсолетнего ордынского ига, хотя набеги наследников Золотой Орды будут совершаться еще почти сто лет. Это та великая фигура русской истории, которую можно поставить в один ряд вместе с князем Владимиром, царями Иваном Грозным и Петром Великим. Ведь по сути именно Иван Третий основатель Российского (Московского) государства, но вот как-то роль "основателя" государства подзабыта в нашем Отечестве, без которого, история могла бы пойти по другому (в конце 15 -начале 16 вв. ослабленную и разрозненную Русь мог бы завоевать новый враг - Османская империя)...
И вот не так кинематографисты по своему "реабилитировали" историю жизни Ивана Третьего, правда, немного коряво - через историю жизни его жены, княгини Софии, хотя фильм именно о жизни Великого князя Московского был бы не менее интересен. Но, видимо, расчет был завернуть "мыльную оперу" в красивую историческую обертку. Речь идет о сериале "София", вышедшем в 2016 году. 
Как не забавно звучит, в центре фильма - фигура Великого князя Московского Ивана Третьего (деда Ивана Грозного), а его жена София показана где-то сбоку бледной тенью (как историческая личность она почти ничем не отличилась). Иван Третий показан именно таким правителем, который, возможно и был в действительности. Нам интересно посмотреть на фигуру правителя, навсегда покончившего с вятской вольницей, хотя в фильме об этом, к сожалению, ни слова.
Зато главная героиня фильма показана мутной дамочкой, с непонятной биографией. То ли она самозванка из Италии, то ли действительно наследница византийских императоров. Минус фильма, что ее византийское прошлое не показано, а это было бы хорошей связкой между Византией и Московией. 
Также это первый фильм, где мы можем увидеть такую трагическую фигуру русской истории, как княжич Иван Молодой, о котором даже в школе не рассказывают. По версии сценаристов его отравила жена-иностранка, даже без сожаления (омерзительную злыдню показали). Вообще прекрасно показано, как в духе средневековья историю престолонаследия решают яд и кинжал. Если мы обратимся к истории, то узнаем, что мало кто из персонажей драмы умрет своей смертью... Например, показан очень деятельным антогонистом московского князя ордынский хан Ахмат (ордынцы, как обычно, в современном кино - мужественные и красивые воины), жизнь которого закончится также трагически. В фильме показано достаточно подробно знаменитое "стояние на Угре". Есть версии, что именно взятие вятскими ушкуйниками столицы Золотой Орды внесло свою решающую роль в это историческое событие и в дальнейшем освобождении Руси от Ордынского ига...
Вообщем всем, кому интересен этот период русской и вятской истории, нужно посмотреть это замечательный фильм.

 

Вятская губерния - мужицкое царство

Когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков

поговорка


Вятская губерния в собственном смысле есть мужицкое царство. Она наполнена одними крестьянами. В ней всего 11 городов, и самый большой – Вятка, имеет только 10 тысяч жителей, прочие в половину менее и более. Господских крестьян (следовательно, и господ) вовсе нет: все экономические и удельные. От того они и богаты. 
Южный и восточный края заселены черемисами и вотяками. Из них, даже доселе, довольно язычников. Но они кротки и робки, и при крайней простоте жизни, при богатстве природы, зажиточны. Имеют очень основательные причины думать, что и вся Вятская губерния некогда состояла из сих двух племен… 
По древнему кочующему духу в Вятке крестьяне и доселе не любят жить большими селениями. Дом, два, три и не более пяти – вот и селения или, по их, починок, то есть почин или начало заселения. Кроме сего, по старому же обычаю, они доселе бродят. Поживет на одном месте год, два, пять; не понравится – бросит дом, находит другое место и, никого не спрося, заселяется. Не умет этого переселенчества пресечь даже доселе. 
Это-то их и делает ужасно нелюдимыми: препятствует развитию промышленностей и держит их в прежалком невежестве. 
Вятчане ужасно грубы, упрямы, своевольны. Им приказывать нельзя, надо умолять. 
По тому же невежеству они страшно мситиельны. Например, одна слепая попадья в марте (следовательно, в распутицу) прошла пешком в Вятку к архиерею, за 600 верст, пожаловаться на священника, который будто ее обижает. По исследовании, весьма добросовестном, оказалось, что священник сам от нее плачет, и готов жертвовать ей вдове, лишь бы его от нее освободить… 
По крайней простоте нравы вятчан, хотя и грубы, однако просты. У них много и добродетелей. К религии они вообще довольно теплы, хотя по невежеству тоже грубы… 

Из записок преосвященного Никодима Казанского, 1845 год. Труды Вятской ученой архивной комиссии, 1913 г. Вып.1-2. Отд. 3 с.75-98

 

Вятка… Сколько теплоты в этом удивительном слове. Словно пушистая шубка какая, согревающая в морозную ночь. Словно солнышко с неба – по-весеннему задорное, по-летнему неутомимое. Словно тихий голос матери, скромная мамина ласка и неприметная мамина печаль. 
Вятка. Вятская земля… Земля северная, земля родная… 
Так уж сложилось, что у каждой вятской территории издавна есть своя особинка, свой привлекательный козырь. Один район славен древними монастырями и храмами, другой заповедными лесами и природными заказниками, третий палеонтологическим музеем с разными там страшными ящерами и динозаврами. Одно село гордится солеными огурцами, справедливо отстаивая право называться «огуречной столицей России», другое проводит разудалой Праздник русского лаптя… 

В.Бакин. На Великую… - Вятка 2014 г. 

На фото: нагорские виды

 

Вятские музеи. Прекрасное место, где можно провести выходные



Неисчислимые знания о нашем прошлом хранятся в многочисленных музеях Кировской области. На фото некоторые экспозиции Кировского областного краеведческого музея. Также в Кирове еще есть более двух десятков тематических музеев - музей Хлынова, музей народного образования, музей шоколада, музей космонавтики, дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, Вятская Диорама и многие другие.
Прекрасная возможность все их посетить с семьею в праздничные дни!

 

Во сколько обошлась нашему народу Гражданская война? Цифры архивов...



Точное число погибших во время этой жестокой и кровопролитной войны до сих пор не подсчитано, и наверное не будет подсчитано никогда. Часто умерших во время похода хоронили где-нибудь под елкой... Но в архивах есть косвенные цифры, которые могут подсказать нам общее число погибших хотя бы по конкретной местности.
В архиве ЦГАКО есть уникальное дело, где приведена статистика погибших и раненых по каждому уезду и каждой волости Вятской губернии. Более того, там приложены и именные списки с краткими данными, разумеется, воевавших в Красной армии. Думается это дело может заинтересовать тех, чьи предки воевали в Гражданской войне. 
Если мы вглядимся в статистику, она покажет нам весь ужас этой войны - на сотни убитых приходилось несколько десятков раненых. То есть по существу, это была настоящая бойня, мясорубка, когда из нескольких сотен человек живыми возвращались единицы...
Вот статистика по Нолинскому уезду

Список лиц погибших и потерявших трудоспособность в Гражданскую войну по Нолинскому уезду 

Убитые раненые

Александровская 103 и 9 
Бельская 343 и 21 
Богородская 480 и 29 
Екатерининская 241 и 3 
Немская 219 и 12 
Нолинская 390 и 15 
Порезская 315 и 9 
Сунская 249 9 
Татауровская 245 и 11 
Унинская 539 и 13 
Ухтымская 268 и 10 
Итого 3392 убитых и 141 выживший = 3533 

В деле можно найти следующие биографические данные по солдатам Гражданской войны (красным). Вот, например, выжившие по Александровской волости Нолинского уезда:

Санников Михаил Иванович: 28 лет, 1918 г. помер на сборном пункте 
Буртов Андрей Егорович: 22 лет, 1919 г. на фронте 
Мальков Дмитрий Михайлович: 23 лет, 1919 г. на фронте 
Свечников Василий Дмитриевич: 30 лет, 1918 г. в трудармии 
Старостин Михаил Фадеевич: 35 лет, 1920 г. в резерве 
Редкозубов Роман Дмитриевич: 20 лет, 1920 г. домой пришел с фронта больной 
Носков Андрей Михайлович: на фронте.

Разумеется, это данные только по тем, кто воевал в Красной армии. Но ведь были и те, кто воевал на стороне противников большевиков, по которым данным нет, т.е. приведенные цифры более чем неполны... 

Источник: ЦГАКО ф.Р-1330 оп.1 д. 7 лл.2, 5 об.

 

Наказание за спешное чтение. Из родословной священников Овчинниковых



В старину за соблюдением церковного богослужения строго следили. Так следили, будто церковная служба это была оперетта или театральное представление. Каждый служитель церкви должен был хорошо читать, петь, знать хотя бы катехизис. Все для благолепия христиан-прихожан! Все это строго отмечалось в "послужных списках". А в случае нарушения строго наказывали, вплоть до ссылки в Архиерейский дом или монастырь, на хлеб и воду. Так, диакон села Суны Нолинского уезда Тимофей Овчинников (дед отца Михаила на фото) несколько раз наказывался за спешное и невнятное чтение, но, видимо, это не помогало - батюшка продолжал раздражать церковное начальство. В 1810 году в «послужном списке» про него сообщалось, что он окончил «российский класс Вятской семинарии», а также и нелицеприятные вещи: «…Посылаем в Архиерейский дом на один месяц за упрямство и спешное чтение и пение в 1810 г. Примечается в нем грубость и своенравие, а в должности прилежен». В 1820 году о диаконе Овчинникове сообщалось: «Качеств и поведения нехудых. Ектинии он излагает по причине перебития языка невнятно», но в 1835 году сообщалось, что читает диакон невнятно все же «большей частью от поспешного произношения», за что и наказывался в 1810 году. Скорее всего, "перебитие языка" было простой отговоркой. Возможно, по этой же причине он «в 1822 г. был посылаем в Вятский Кафедральный собор на усмотрение по неодобрительной рекомендации благочинного». В 1845 году отец Тимофей отошел ко Господу в селе Суне в возрасте 55 лет, оставив после себя шестеро детей...

Источник: ЦГАКО ф.237 оп.70 д.31,39, 567, 876.

На фото: семья священника с.Нечкино Михаила Овчинникова, внука о.Тимофея. В Нечкино батюшка прослужил почти 50 лет...
Фото предоставлено потомками.

 

Легенды. Рассказ Н.П.Рычкова о покорении Малмыжа 



По словам малмышских жителей и по крепостям, данным их предкам для владения тутошними землями, пригородок Малмыш до взятия Казанского был черемисский город, в котором жил князь Болтуш, владевший древними черемисами. Сей князь, хотя и видел все области великой Татарии, покоренные Российской державе, однако ж не хотел добровольно подвергнуть народы свои под власть победителей; а сие принудило царя Ивана Васильевича послать некоторую часть избранных своих людей, дабы наказать непокорного князя. По прибытии черемисских войск черемиса, отовсюду собравшись, дерзнули сопротивляться, но видя превосходную храбрость сражавшихся с ними людей, немедленно разбежались, оставя город во владение победителям и притом лишившись своего князя, пораженного пушечным ядром. Черемиса погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевою горою называется; и сим сохранена память имени сего владетеля. Видно, что княжеское жилище не имело никакого различия от простой черемисской легенды, ибо ни знаков бывшего укрепления, ниже остатков каких-либо развалин и внутрь, и вне пригородка не видно. Когда тишина установлена была во всех завоеванных областях, тогда Малмыш отдан был во владение заслуженным стрельцам, и нынешние жители сего местечка суть их потомки. 

М.Г.Худяков. История Камско-Вятского края - Ижевск 2008 г.

 

Ушкуйники, которых не было, или забытые советские исследования истории Вятского края...



Дело изучения истории древней Вятки, начатое Валерием Федяевым, будет продолжено многими историками и краеведами, в том числе и с нашей стороны. Мы продолжаем публикацию наиболее интересных и загадочных моментов начальной истории Вятского края...

В 1174 году многочисленная дружина ушкуйников отправилась из Новгорода Великого на судах вниз по Волге. Доплыв до Камы, они построили на ее берегу укрепленный городок. Часть ушкуйников поднялась по Каме, другая отправилась вверх по Вятке и покорила живших там чудь и вотяков. Довольно долго считали, что именно так было положено начало колонизации Вятского края. Но к концу 19 века выяснилось, что «Повесть о стране Вятской» или «Вятский летописец», согласно которому бытовало это мнение, тенденциозна и содержит неверные сведения. Даже самый термин «ушкуй» появляется лишь в 14 веке, а впервые встречается в летописи под 1320 годом. Тем не менее исторические связи удмуртов со славянским миром уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют и многочисленные славянские вещи в археологических памятниках Удмуртии. Первые русские поселенцы появились на Вятке во второй половине 13-начале 14 столетий. Спасаясь от татаро-монгольского ига, особенно после битвы на реке Пьяне (1377), когда царевич Аранша подверг страшному разгрому Нижегородско-Суздальскую землю, часть ее населения бежала на север и северо-восток, причем некоторые из нижегородцев и суздальцев нашли себе прибежище в глухих вятских лесах. Приходили сюда поселенцы и из других русских земель. К концу 14 века Вятская земля была уже вотчиной нижегородско-суздальских князей. 

В.Владыкин. Удмурты //Край родниковый – Москва 1984 г.

 

Вятская земля – «убежище беглых рабов и злодеев» 



В дальних лесах на «казанской украине» скрывалось немало лиц, находящихся в неладах с властью, где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. В летописце Солигаличского Воскресенского монастыря описана характерная встреча в 1335 году галичского князя во время его поездки по окраинам своего княжества с тверичанином Гаврилой Давидовичем. На вопрос о причине поселения в столь глухих местах Гаврила отвечал князю: «Хотел меня тверской князь убити и дом мой разграбил, аз же изъидох на сей лес дикой, и уже в нем живу 17 лет. Имею у себя восемь сынов и пять тщерей». Заинтересованный в заселении своих владений, галичский князь разрешил Гавриле и дальше проживать на том же месте. Герберштейн писал, что Вятская земля «служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев». В «Царственной книге» имеется сообщение о том, что в 1536 г. татары при нападении на Балахну и Нижний Новгород «беглых людей на Волзе многих посекли». В 1550 году вопрос об укрывающихся на татарских рубежах беглых даже выносился на обсуждение Земского собора. Полная опасностей жизнь русских жителей «казанской украины» - вятчан, унжан, устюжан, галичан и нижегородцев – определяла психологию и облик народа, закаляла характер, сплачивала их в борьбе за существование и расширение территории проживания и хозяйствования. На однообразных равнинных просторах, в сумрачных лесах, в условиях постоянной опасности нападений выковывался характер упорный, несгибаемый, суровый. Формировался не робкий по характеру контингент населения, сродни казачеству «крымской украины». 

А.Г.Бахтин. Марийский край в 13-16 веках – Йошкар-Ола 2012 г.

 

Мерянские предки волжских народов

В Ростове долгое время передавалось сказание, что меряне Ростовского княжества удалились в поволжские края при самом распространении там христианства: «Меря, убояся русского крещения, ушла на восток и поселися в болгарских жилищах». Вместе с исчезновением мери из ростовских пределов исчезают и черемисы по реке Оке, которые вслед за этим появляются в нынешнем Вятском крае и Великой Болгарии, несколько дальше остается на своих местах мурома. 

Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г. 

Фото Андрея Мерянина

 

Старообрядческая церковь в деревне Комарово Лебяжского района. Построена в 1908 году. Скорее всего, следующую зиму ее купола уже не переживут.
Фото предоставлено Иваном Максимовым

 

Бывшая начальная школа в деревне Салтыки Слободского района. 
Фото предоставлено Алексеем Чермных

 

Содержание советских служащих в 1918 году



Русско-Турекский военный комиссар за июль 1918 г. № 32 

Предписывается представить требовательную ведомость в экземплярах на содержание служащих комиссариата за июль месяц, рассчитав по следующим окладам: военный комиссар 350 р., военный руководитель 450 р., делопроизводитель 350 р., помощник делопроизводителя 250 р. и переписчик 200 р. 

Требовательная ведомость на содержание служащих волотстного комиссариата по военным делам Уржумского уезда за время с 19 июня по 1 июля 1918 г. 

Комиссар по военным делам Иван Савватеевич Солоницын за 11 дней службы июня месяца 350 р. / за 21 день 244 р. 

Комиссар по хозяйственным делам Илья Николаевич Морозов - 350 р. 

Волостной комиссар по военным делам Яков Иванович Чернов – 105 р. за 9 дней 

Делопроизводитель Михаил Алексеевич Филипповых 300/ 230 за 23 дня 

Переписчик Серафим Сергеевич Кожевникова 150/ 70 за 14 дней 

Сторож Анна Ивановна Соболева 50/ за 20 дней 33 р. 

Посыльный Родион Климентович Аверин 30 рублей. 

ЦГАКО ф.Р-3460 оп.1 д.3 лл.1-5

Примечание: через черточку размер полного оклада и то, что получено

 

Случайные жертвы Гражданской войны (в продолжение темы)

На днях мы публиковали пост с точными цифрами убитых и раненых красноармейцев по Вятской губернии. Разумеется, были погибшие и раненые и с другой стороны, которые, скорее всего нигде не учитывались. А были также жертвы со стороны гражданского населения. Если мы обратимся к церковным метрическим книгам за 1918 год, обязательно найдем сведения об убитых или погибших от огнестрельных, ножевых ранений. Правда, неизвестно, речь идет о бытовых убийствах или жертвах войны...
Прошлой осенью нами были просмотрены все сохранившиеся метрические книги по вятской части Марийской республики за 1918 год (Уржумский и Яранский уезды). Были найдены сведения о следующих лицах (через черточку дата смерти и дата погребения):

9/10 августа Новгородской губернии Черепановского уезда Богословской волости деревни Ванеева гражданин Анатолий Иоаннов Беликов 29 лет убит от неосторожного взрыва бомбы, по собственному неосторожному обращению с нею (приход села Илеть). 

17/20 августа Новоторьяльской волости д.Елембаево гражданин Иоанн Андреевич Бастраков 33 лет убит кинжалом (приход села Елембаево)

15 сентября/5 октября Большешурминской волости п.Козьмодамианского Иван Алексеев Балховских 25 убит (приход с.Манылово)

15 сентября/ 9 октября д.Черемисский Кугерьял крестьянин из черемис Никифор Филиппов Полянин 31 года от удара ножом (приход с.Старый Торьял)

1/4 октября починка Черезова Гавриил Алексеев Черезов 22 лет убит (приход с.Манылово)

8/19 ноября Казанской губернии Козьмодемьянского уезда Тойдаковской волости прихода с.Кумьи д.Кокшар крестьянина из черемис Петра Романова Глухова дочь Агафия 12 лет нечаянно застрелена (приход села Нежнур)

22 ноября/6 декабря д.Шагаранур Тимофей Федоров Фоминых 55 лет убит. Погребен на основании разрешения волостного исполкома (приход с.Салтакъял).

24 ноября/7 декабря с.Нежнура крестьянин из черемис Терентий Васильев Терехов 44 лет от сотрясения и кровоизлияния в мозг вследствие постороннего насилия.

ГА РМЭ ф.305 оп.1 дела 55, 142, 247, 294, 469.

Примечание. Речь может идти о людях, которые только отпевались по христианскому обряду и записывались в церковные книги. Огромное число жертв войны там просто не отмечалось (например, жертвы красного террора, которые расстреливались и захоронялись вдали от родных мест). Разумеется, не отпевались и идейные большевики-безбожники...

 

15 мая 1932 г. объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя бога должно быть забыто на территории страны». Позднее Хрущев увеличит срок - к 1980 году...



На фото: сбрасывание креста с церкви в г.Слободском

 

Степанов имел прозвище Кучум? 



... В то же лето 1918 г. в городе Уржуме поднял восстание против советов отряд продармейцев. Начальник продотряда бывший царский офицер по фамилии Кучум объявил себя диктатором, отдал приказ о мобилизации офицеров и унтер-офицеров. Население было оповещено о сформированном при диктаторе «Правительстве южной части Вятской губернии». В состав этого правительства был включен и наш односельчанин, бывший член Государственной Думы Александр Егорович Кропотов. Узнав о своем назначении на столь высокий пост, Александр Егорович «эмигрировал» за границы опереточного государства. Мужики спрятали своего депутата в глухой деревне соседней с нами Казанской губернии. А Уржум такой же игрушечный городок, как и Царевококшайск, недолго был столицей. Из Вятки прибыл губернский продкомиссар тов.Одинцов с отрядом латышских стрелков. Войска Кучума были разгромлены, а сам он сбежал. Его поймали мужики одной из деревень и расстреляли, предварительно подвесив вниз головой на дереве. Не совсем обычный способ казни был применен, возможно и потому, что его приняли за потомка «Кучума презренного царя Сибири» из песни о Ермаке. 
Позднее мне рассказали, что местные власти одно время придирались к А.Е.Кропотову за то, что он был членом Думы. В этом случае Александр Егорович давал прочитать статью В.И.Ленина о своей речи в Думе во время прений по аграрному вопросу и его оставили в покое. В данном случае статья В.И.Ленина была своего рода охранной грамотой. 

Воспоминания Куклина Александра Петровича 

Примечание. Еще одно интересное воспоминание о гибели Степанова/Кучума. "Вы спрашиваете, где и как погиб Степанов. Я в Параньге не был, а был мой друг-тов. Белоногов Саша, он был денщиком начальника штаба, а штаб их был кожаный чемодан и планшет. Вели они среди нас очень похабно; реквизировали, воровали, нахалились, насиловали. Вот в такой схватке погиб Степанов, у Белоногова Саши отобрали татары чемодан и он был у мертвого трупа Степанова. Так он мне рассказывал, но в настоящее время Белоногова нет в живых" (ЦГАКО ф.Р-116 оп.1 д.120).
Параньга не очень далеко расположена от села Токтайбеляк. Видимо, легендарный командир вятских повстанцев действительно погиб в этих местах...

На фото: Семья Кропотовых. В центре - Александр Егорович Кропотов, крестьянин Уржумского уезда, выбирался в 1911 году в Государственную Думу, в 1917 году в Учредительное собрание от Вятской губернии. В августе 1918 года вошел в степановское управление Южного округа. Возможно, на фото есть и его брат Илья, руководивший крестьянами-повстанцами против советской власти (расстрелян). 

ГА РМЭ ф. Р-954 оп.1 д.35 А лл.11-13 об.

 

Воспоминания о 1918 годе. Когда стиралась грань между повстанчеством и бандитизмом...


А в деревню возвращались солдаты. Они привезли с фронта не только винтовки, но и большевисткие лозунги и настроения. Человек с ружьем стал задавать тон в общественной жизни деревень. Были здесь и уродливые явления. Так фронтовики из деревни Починки организовали настоящую банду мародеров. В Куженерском монастыре экспроприировали в свою пользу запасы меда и церковного вина. Отбирали хлеб и скот у крестьян. Починковские бабы тоже разъезжали по окрестным деревням и забирали холст. Только в конце 1918 г. органам ГУБЧК удалось ликвидировать эту банду. 
Летом 1918 г. в селе Токтайбеляк собрался волостной сход. Доклад делал губернский продкомиссар из г.Вятки товарищ Одинцов, уроженец д.Туньи. Когда комиссар призвал сдавать хлеб, то из толпы раздались возгласы: «Нет у нас хлеба» «Как нет хлеба – ответил тов.Одинцов, кто-кто но я ваш земляк знаю, что у многих стоят на одворицах кладухи ржи, на которых растут березы с оглоблю». Кто-то из толпы замахнулся на оратора саблей. Тов.Одинцов предупредил удар сабли выстрелом из револьвера. Вслед за этим раздалась трескотня выстрелов из винтовок. Площадь моментально опустела. Около трибуны лежал убитый. Против дома диакона стояла цепочка людей с винтовками. Главарь починковской банды с револьвером в руках гнался за Николаем Полысаловым, секретарем волостного совета и выстрелил в него в упор. Тот упал, обливаясь кровью. От неминуемой казалось смерти Николая спасло то, что стрелявший был сильно пьян, а Николай в последний миг махнул головой и пуля ударила не в висок, а пробила щеки. Доктор Бодров быстро его вылечил. Починковский атаман и его телохранители прошлись по селу, искали двух офицеров, но не нашли их. Зашли и к нам во двор. Заставили отца запрячь лошадь и мой младший брат Николай отвез их до Большого Сабанура. Все обошлось сравнительно благополучно, ценою малой крови. Правда было много раненых в ноги. Как видно стреляли из положения «с колена» и целились по ногам. Сильно пострадало поповское поле, примыкавшее к площади. Разбегавшийся с собрания народ вытоптал большой участок ржи. 

Воспоминания Куклина Александра Петровича 

ГА РМЭ ф. Р-954 оп.1 д.35 А лл.11-13 об.

 

Территория Казанского ханства и все зависимые от него территории в конце 15-начале 16 веков. Как можно заметить, вся южная Вятка была под контролем могущественного ханства...



Источник: сборник "Марийская история в лицах (14-начало 20 вв.) - Йошкар-Ола 2012 г.

 

Солнце над «Ваткой» 



В 2013 году автором настоящей статьи было высказано предположение, что дорусское население Средней Вятки могло использовать Никулицкий мыс и располагающийся на нем Болванский городок для наблюдений за солнцем, которые помогали земледельцам согласовывать этапы сельскохозяйственных работ с важнейшими датами солярного цикла. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что покорение новгородцами средней Вятки началось с взятия Болванского городка. 
Уместно предположить, что за пределами Никулицкой округи существовали другие, подобные Болванскому городку, культовые центры, которые могли играть важную роль в системе хозяйствования местных племен. В 1959 году в результате археологических исследований на территории г.Кирова удалось установить местонахождение древнейшего дорусского поселка, который располагался на мысе, образованном берегом р.Вятки и Раздерихинским оврагом – в северной части Александровского сада. Анализ обнаруженных здесь находок показал, что городище возникло в 11 веке, первоначально было заселено финно-угорским, древнеудмуртским населением и, по мнению Л.П.Гуссаковского, руководившего этими исследованиями, может быть отождествлено с «Вяткой» из удмуртских легенд. На рубеже 12-13 вв. поселок был занят русскими, возможно, новгородцами, и, таким образом, разделил судьбу Болванского городка. 
Позже Л.Д.Макаров назвал это городище Вятским, заметив, что на языке местных племен русское название «Вятка» звучало как «Ватка». Именно так называли себя удмурты, проживавшие в среднем течении р.Вятки и впоследствии переселившиеся на р.Чепцу. Мы также будем придерживаться этого названия и считаем, что как и Болванский городок, городище Ватка также могло служить местным племенам для наблюдения за солнцем и согласования этапов земледельческих работ с главными датами солярного цикла. 
Уместно предположить, что площадка для этих наблюдений, а, возможно, и для совершения религиозных обрядов, связанных с поклонением солнцу, находилась в вершине мыса, который условно может быть назван Ватским. Сегодня на этом месте находится береговая беседка-ротонда, построенная по проекту вятского губернского архитектора А.Е.Тимофеева к моменту официального открытия сада в 1835 г. Известно, что при возведении в 1663-1666 гг. укреплений Хлыновского посада в городской стене именно на этом месте был устроен прямоугольный вывод для стрельбы из пищалей, который, как заметил А.Г.Тинский, получил «странное для элемента обороны название «Веселуха». Неподалеку от него, на краю оврага, находилась четырехстенная Сретенская башня, названная по ближайшей церкви в честь Сретения Господня. Согласно нашей гипотезе, эти «совпадения» не случайны и связаны с тем значением и ролью, которую Ватский мыс играл в жизни местных язычников. 

Пртотоиерей Александр Балыбердин. Солнце над Ваткой // Город на Вятке: история, культура, люди (Материалы Всероссийской научной конференции) – Киров 2014 г., с.9-10 

Примечание. Это только часть этой замечательной публикации. Полностью ее можно прочитать в данном сборнике. Далее автор объясняет, как языческий центр стал первым православным центром Вятского края - Никулицким городищем

 

Вятские историки о названии Вятки/Хлынова



…Первое упоминание в общерусских летописях о городе Вятке относится к 1374 году. Этот год и считается официальной датой основания нашего города. В 1457 году, в связи с возведением внушительных по тому времени деревянных стен, кремль, а затем и сам город стали именоваться «Хлынов». Но в обиходе название «Вятка» сохранилось, и в 1780 году Екатерина Вторая вернула городу его историческое имя. На волне советских переименований, с 1934 года наш город стал называться «Киров». 
Однако возвращение ему исторического имени – неизбежно. 

Виктор Бердинских. Прогулки по старой Вятке – Вятка, 2012 г., с.38 

Фото Сергея Лобовикова

 

Наш древний Котельнич

Во второй половине 12 века начинается активное проникновение славянского населения в Вятский край. Основная масса переселенцев двигалась на Вятку из Новгородской земли водным путем по рекам Северной Двине, Югу и Моломе, заселяя берега Вятки и ее притоков. 
Во второй половине 13-начале 14 веков поток переселенцев на Вятку резко усилился в связи с монголо-татарским нашествием. На средней Вятке, в частности, в районе г.Котельнича образовалась обширная область, населенная преимущественно русскими. 
Основным занятием русского населения было земледелие, сначала носившее подсечно-огневой характер. С увеличением свободных от леса земель осуществлялся переход к трехполью. Русское население нашего края выращивало рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, огородные культуры. Разводило лошадей, коров, коз, овец, свиней. Котельничские крестьяне сами производили необходимые орудия труда, посуду, одежду, обувь. В Котельниче имелись ремесленники, услугами которых пользовалось местное население. Важную роль играли подсобные промыслы: охота, рыболовство, бортничество, сбор грибов и ягод. Земля котельничская была богатой и обильной. 
В 13-14 веках русское население котельничской земли увеличивается. Не ошибемся, если предположим, что котельничане принимали самое активное участие во всех важных событиях. Как пограничный город Котельнич был сильной крепостью, а котельничане находились в постоянной боевой готовности, они первыми отражали набеги врагов, которые приходили на землю Вятскую. 
Долгое время Вятская земля оставалась независимой. Около 1378 года Котельнич вместе с Вятской землей формально стал вотчиной Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича. После его смерти началась феодальная усобица между его сыновьями Семеном и Василием и их дядей Борисом Константиновичем, который опирался на помощь хана Тохтамыша. Вятчане поддерживали Семена и Василия. Вот почему в 1391 году татарское войско во главе с царевичем Бектутом разорило Вятскую землю. Пострадал и Котельнич. Долг платежом красен. В 1392 году котельничане приняли активное участие в ответном походе, разгромили города Кошан (Казань) и Жукотин. Так наш край втягивался в орбиту общерусских политических событий, в борьбу с монголо-татарским игом. 
В конце 14 века на Вятскую землю начинает претендовать московский князь Василий Первый, поскольку Суздалько-Нижегородское княжество было присоединено к Москве. 
В это время на Вятке и в Котельниче в том числе усилилась борьба между противниками и сторонниками Москвы, которая дополнялась борьбой с татарами. В 1409 г. котельничане участвовали в походе вятчан на Волжскую Болгарию во главе с воеводой Анфалом Никитиным, выходцем из Великого Новгорода. Поход закончился неудачно. Никитин попал в плен, но скоро бежал и снова оказался на Вятке. 
В это время на Вятке появилась еще одна колоритная личность – Михаил Россохин, также выходец из Новгорода. А.Никитин и М.Россохин в силу враждебных отношений с Великим Новгородом в 1417 году во главе вятчан совершили набег на новгородские владения в Двинской земле, но были разбиты новгородцами. 
Их союз оказался непрочным. Вероятная причина противоречий – принадлежность к различным политическим группировкам. В 1421 году между ними и их сторонниками произошло сражение под Котельничем, известное под названием Казаринского побоища. Наряду с вятчанами в нем приняло участие изрядное число устюжан на стороне А.Никитина. Сражение закончилось гибелью Никитина. 
С объединительной политикой Москвы начинают упорную борьбу галицкие князья. Вятчане выступили на их стороне. В 1433 году котельничане в составе вятчан на стороне галицкого князя Юрия Дмитриевича участвовали в разгроме войск Василия Второго на реке Куси в Костромской земле, в 1434 г. – в Ростовской земле на р.Мозге. В этом же году котельничане приняли участие в набеге на Великий Устюг. Длительная междоусобная война (1432-1453) проходила с переменным успехом. Котельничане продолжали участвовать в набегах на московские владения. Но победу одержала Москва. Галицкое княжество было ликвидировано. В середине 15 века усиливается московское давление на Вятскую землю, где были сильными антимосковские настроения. 
В 1468 году Иван Третий предпринял поход на Казанское ханство со стороны Вятской земли. Московское войско сосредоточилось в Котельниче и вместе с вятчанами двинулось на татар. Поход был успешным. 
В 1478 году хан Ибрагим совершил новый набег на Вятку. Татары подвергли разорению Вятскую землю, осадили города Хлынов, Орлов и Котельнич. Котельничане и сельское население, укрывшиеся в городе, упорно сопротивлялись. Татары так и не смогли взять город. 

Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.9-12

 

Легенды о «чуди» и «чудских ямах» 


В Слудской волости, недалеко от Булачевского починка, по высокому нагорному берегу речки Летки, находится 8-10 так называемых «чудских ям». Предание говорит, что в здешних краях в давнишние времена жил народ –Чудя. Чудя язычниками были, пеньям Богу молились: жили как звери, в лесах в землянках.Только и пришел к ним Степа – Угодник, хотел их окрестить, к «закону» приспособить. А Чудя упрямствовать стала: не хотим-де креститься, веру свою в воде смывать. Стефан Угодник царю на них пожаловался. Царь послал против Чуди послугов целое войско. Чудя забоялась, в леса ушла. Послуги и там нашли ее и стали всячески теснить и насильственно в воду гнали. Тогда Чудя выкопала себе ямы, залезла в них, накрылась жердями и подрубила подставы кровельные. Крыша упала и всех задавила. Так и пропала Чудя вся, и богатство свое с собой взяла. «Чудских ям» очень много рассеяно по Вологодско-Вятскому полесью. При раскопках крестьянами найдено было в «Чудских ямах» много старинного оружия и разных вещей; некоторые из них принадлежали даже бронзовому периоду. «Чудские ямы» всегда расположены группами от 7 до 15 штук – другие «Чудские ямы» никто никогда не раскапывал. Многие верят, что тут большие клады лежат, но раскапывать их не раскапывают, потому что ямы эти внушают им какой-то суеверный ужас. 

Вятские губернские ведомости – 1883 г. № 12

 

Вятские легенды и предания. Марьин кокошник 



…Лихие и удалые новгородские дружины спустились по Волге до устья Камы и устроили было здесь свою оседлость, но проведав о близлежащих землях, богатых всяким добром, обитаемых народом не воинственным, полудиким, а в то же время опасаясь близкого соседства болгарского царства, пустились на поиски их вверх по Каме, с целью пробраться вглубь нашего края, по течению реки Вятки.По ошибке, миновав устье Вятки, и поднявшись вверх по Каме до «Чусовских мест» и, видя свою ошибку, новгородцы вышли на правый берег Камы, покинули свои суда и пошли сухим путем отыскивать реку Вятку. 
В своих поисках партия новгородцев вместо Вятки попала на ее приток – реку Чепцу, построила себе новые суда и отправилась вниз по этой реке, громя прибрежные чудские и вотяцкие селения. В одном из лучших таких поселений, неподалеку от впадения реки Чепцы в Вятку, новгородцы основали свою резиденцию, переименовав завоеванное ими поселение, так называемый Болванов городок, в село Никулицыно. Отсюда они начали делать набеги на другие туземные поселения, отыскивая место, где бы построить новый большой город… Аборигены: Чуди или Отяки – дети здешней природы, всегда вили свои гнезда на местах по возможности с нескольких сторон неприступных. Таким «гнездом» первобытных обитателей здешнего края был Марьин кокошник. Имя Марьина кокошника носит городище, лежащее вверх по течению реки Вятки, в левом весьма крутом ее берегу, в полутора верстах от города Вятки. Гребень этого городища виден с Казанского тракта, проходящего от него не более чем в ста саженях. 
Но впоследствии, когда новгородцы завоевали здешние края, достаточно упрочив в нем свое владычество, стали искать для своего нового поселения не одних военных, но и хозяйственных выгод. Таким образом, Марьин Кокошник по всем правилам может называться ядром Вятки, как местожительство древнейших обитателей этой страны, еще до массового пришествия новгородских колонистов и первой новгородской колонии близ реки Хлыновки. 

Петр Алабин. Вятские губернские ведомости – 1865 г. № 72

На фото: городище Марьин кокошник. В наши дни оно имеет еще одно название - Чижевское городище.
Фото с сайта okn43.ru

 

Как начиналось заселение Свечинского края 

Заселение русскими земли Свечинской проходило много позже, чем окрестностей Котельнича. Вплоть до 18 века территория района, как и всего Вятского края, в значительной степени была покрыта густыми лесами, а кое-где и девственными, целомудрия которых не успел еще нарушить человек. Первые поселения возникали по берегам рек Ветлуги, Свечи, Ацвеж, Юмы и других. Названия им давались по фамилиям пришельцев или по прозвищам. 
Первым русским поселением на территории Свечинского района было село Матюги (Круглыжи). Такое название селения упоминается в древних церковных актах. Те первые жители, дедичи и отичи, строили свои избы не улицей, как принято, а кругом, возле голубых озерков с зеркальной поверхностью. 
Основателями села, вероятно, были суздальцы, пришедшие в эти места по верхнему течению реки Ветлуги. Они выбрали для заселения очень удобное по расположению место - двуречье, при слиянии Ветлуги и Матюга. А реки в те давние времена были и летом, и зимой важным транспортным путем . Летом средством передвижения были лодки и струги, зимой – сани и лыжи. 
… Поселения Ачинское (так впервые называлось село Ацвеж) и Юма были основаны выходцами из-под Вятки и Котельнича, которые тоже приходили в эти места, опасаясь притеснений татар, после взятия и разрушения г.Вятки (тогдашнего Хлынова) татарским царевичем Бектутом в 1391 году. 
… Основным занятием русских поселян было земледелие, а также домашнее скотоводство, охота и рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), различные промыслы и ремесла. Главную массу населения составляли свободные крестьяне (смерды), часть из которых уже успела попасть за долги в экономическую зависимость к зажиточным земледельцам и торговым людям. 
Феодально-крепостнические отношения мало-помалу распространялись и на ветлужскую землю, но они были менее заметны в наших северных местах, обделенных теплом и плодородием, чем в южных с их богатыми черноземами. 

П.Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.9-11 

 

 

Тайны вятских названий. Кикиморская гора



Известный в Вятке краевед-топонимист Д.М.Захаров в одной из статей об истории вятских названий исходит из предположения, что в древности эта гора имела уже удмуртское название. В его основе лежало якобы слово «кыкыны» - кукушка и по-удмуртски звучало как «ки-кы-мара», в переводе на русский – «кукуй-перекукуй». Поскольку у русских существовало слово кокуй, означавшее «холм, гора», они, новгородцы, только по созвучию удмуртское «кикымара» восприняли как «кикимора» и отнесли его к горе, на которой решили устроить укрепленное поселение. 
Почему автор такого толкования убежден, что эта гора, каких на Вятке сотни, непременно имела собственное название еще до прихода русских, выделивших эту гору из сотен других? О нем не говорится ни в каких источниках. Непонятен и смысл «кукуй-перкукуй». Словом, происхождение русского названия горы от удмуртского «кикы-мара» представляется несколько вольным, оторванным от русской культуры. Напрашивается иное толкование. Прежде чем перейти к нему, надо рассказать об одном совсем незначительном эпизоде вятской истории – да, уже истории, хотя произошел он совсем недавно, в середине тридцатых годов. Расскажу так, как слышал от очевидцев. 
В одном из небольших домов, каких было тогда в Вятке великое множество, в конце улицы Степана Халтурина в определенное время дня сами собой открывались дверки буфета и начинала дребезжать и передвигаться посуда. Сейчас непременно сказали бы – барабашка, а корреспондент щегольнул бы заморским словом полтергейст, а тогда по городу пошел слух, что в городе начинает проказничать кикимора, и толпы возбужденных людей стали собираться в урочный час во дворе и на тротуарах, чтобы увидеть все своими глазами. Так продолжалось несколько дней; никто кикиморы не узрел и не мог рассказать, как она выглядит. Наиболее любознательные позже, говорят, дознались, что на машиностроительном заводе установили впервые тогда пневматический молот, и кикимора шалила как раз в часы его работы. Интерес к ней пропал. 
И все-таки что мы знаем о кикиморе? Обратимся к Толковому словарю В.И.Даля: «Киимора – род домового… он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам». «Словарь русских народных говоров» указывает, что в Вятке кикиморкой считают некое мифическое существо, а в Уржуме – вполне реального домоседа и нелюдима. А какое разнообразие качеств приписывают кикиморе! «Кикимора» - говорят о тихом и скромном человеке в Вологодской области и о злой женщине в Архангельске. Кикиморой называют беспокойного, сварливого и неуживчивого человека в Новгороде, Перми и на Урале.; непоседу – в Тобольске; хитреца с невзрачной наружностью – в Костроме. В Орле так говорят о всех худощавых, и только рязанцы видят в ней чучело и пугало. Однако кикимора не только домовой, домашний персонаж. Тот же В.Д.Даль уточняет: «В Сибири есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста», а дальше: «лопаста, лобаста (вятское, астраханское) - русалка, водяная шутиха, шутовка». Выходит, что если сегодня кировчане в известных случаях поминают лесного лешего, то раньше вятичи имело дело и с кикиморой, которая разыгрывала свои шутки на воде. 
Уточним, как по «Повести…» происходили события: «…Наутро восставше, обретоша некако Божиим промыслом все приготовление пренесено по Вятке реке ниже…» Божиим промыслом, волей, желанием, божественной силой объяснил перенос города на новое место автор. Бог указал новое место и тем исправил ошибку новопоселенцев. Эту мысль подкинул автор и их далеким потомкам. А что думали они сами? Надо полагать, что они думали не так, иначе зачем нужно было убеждать в «Божием промысле». Не слишком-то богобоязненные вятичи, не побоявшиеся даже угрозы затворить все церкви на Вятской земле и угрозы отлучения от церквей «в сей век и в будущий», хранившие еще обычаи и верования языческой старины, ответили бы примерно так: это подшутила над нами водяная шутиха. И не обижаемся на нее: сами шутку любим. 
Так и возникло название горы, где проказит кикимора. Кикиморская гора. Позже название это перешло и на Малую Монастырскую слободку, и на городскую улицу, проложенной по бывшей окраине слободки, связав период зарождения города на Вятке с веками его последующей истории. 
Кикиморская гора. Легендарное место зарождения города. Давно уже никто не называет ее так. И стоит на ней безымянная башня. В Москве – Щуховская, на Шабаловке. А как звучало бы – на горе Кикиморской? 

А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с.13-15 

Кикиморская гора на рисунке Александра Люстрицкого.

 

Памяти Валерия Федяева. Первые славяне в Вятской округе



По сохранившимся данным, первое тысячелетие нашей эры берега реки Вятки заселяли удмуртские, марийские племена и коми. Главным занятием населения было земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя. 
В конце 11 века бассейн реки Вятки стали заселять русские. Они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев, которые вполне дружелюбно их встречали и даже не препятствовали смешанным бракам. Во второй половине 13 века приток русских на Вятку усилился из-за монголо-татарского нашествия. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Согласно «Повести о стране Вятской», в 1174 году новгородцы захватили марийский городок Кокшаров и переименовали его в Котельнич, а «спустя некоторое время» основали собственный город Хлынов. 
Местные же предания и записи вятских книжников свидетельствуют о том, что русская колонизация Вятского края началась в 9-12 веках. Начало проникновения русских в Вятский край датируется 1181 годом. Летописи рассказывают о том, что в этом году отряд новгородцев овладел удмуртским городком Болваном, стоявшим на правом берегу Вятки, поселился в нем, назвав его городом Никулицыным, а другой отряд новгородцев захватил марийский городок Кокшаров, переименовав его в Котельнич. Потом оба отряда объединились и построили общий город Хлынов, названный по речке Хлыновице, впадающей в Вятку под этим городом. Поэтому в официальных вятских документах конца 18 века годом основания Хлынова (Вятки) считался 1199 год. 
Основную массу русских поселенцев составляли крестьяне. Они занимались земледелием, применяя подсечно-огневую и трехпольную системы. 
Часть ремесленников, особенно тех отраслей, которые требовали специальных знаний и умений: кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары, скорняки, шорники, оружейники и т.п., стали концентрироваться в наиболее крупных населенных пунктах, где находили надежный сбыт своих изделий. Хлыновчане устанавливали торговые связи с марийцами, удмуртами, коми-племенами, хантами, волжскими болгарами, а также с русскими землями и княжествами. 
В общерусских летописях Вятка впервые упоминается под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию. 

Путеводитель по городу Хлынову конца 17-начала 18 веков – Киров 2013 г.

 

Ранняя история Глазова. Городище Иднакар



«…Продолжая мое путешествие, 13 августа прибыл я в вотское село Глазово, стоящее на западном (левом) берегу реки Чепцы. От него расстоянием в 5 верстах на восточной (правой) стороне сея же реки на вершине превысокой горы находится старинное городище, укрепленное с западной стороны крутизною горы, с полудня преглубокою долиною, посреди которой течет река Пиза, соединяющаяся с источниками реки Чепцы, с востока крутыми валами, касающимися концами своими высоких берегов обеих вышеупомянутых рек», - читаем мы в «Дневных записках путешествия капитана Рычкова», побывавшего в Глазове в 1770 году. 
Несомненно, что в связи с «вотским селом Глазово» капитан Рычков описывает «старинное городище» Иднакар, название которого в тексте источника искажено – Илкатар. Иднакар – древнейшее поселение на территории, прилегающей к современному г.Глазову. Городище возвышается над долиной реки Чепцы у впадения в нее реки Пызеп (у Н.П.Рычкова – р.Пиза) и датируется 9-14 веками. Иднакар – самое крупное из городищ на Чепце, оно занимает около 20000 м. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что это поселение было важным этническим (племенным), военно-административным, торгово-ремесленным центром чепецких удмуртов. Иднакар представляет собой крупное укрепленное поселение предгородского характера. Но как и другие городища по Чепце, Иднакар был покинут своими жителями на рубеже 13-14 веков. Жизнь на чепецких землях на некоторое время замерла. Сведения об удмуртском населении в чепецком бассейне в русских письменных источниках становятся очень скудными. Вплоть до середины 14 века чепецкие удмурты, даже будучи в составе Русского государства, находились в даннических отношениях с каринскими (чепецко-татарскими) мурзами. 

Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов 2002 г., с.8-9 

На фото: Глазов. Часовня св. Александра Невского в 1910-1914 годы (Фотограф - П.Молчанов).

 

Ранняя история Нолинска



С шестого века территория вятского края была населена коми и удмуртами. В более поздние времена, с 10 века, долину населяли марийцы, основным населением которых были охота и рыболовство. Реке они дали название «Ойя», что означает «река, берущая начало на севере». Впоследствии «Ойя» стало звучать как «Воя». 
Одно из городищ древних поселенцев располагалось на левом берегу небольшой речки Нола (Ноля). В весеннее половодье она несла бурный поток воды к руслу Вои, а в летнее время пересыхала, оставляя небольшие озерца – «нолики», что впоследствии дало объяснение ее названию. 
По мнению многих историков, вятская земля осваивалась Новгородской республикой. В 11-14 веках по северным рекам бродили ватаги ушкуйников – так именовали вольный, как правило, новгородский люд, отправлявшийся в лодках (ушкуях) на освоение новых территорий, завоевания и разбой. Возможно, именно от них долина получила название «дикого поля», т.е. необитаемого и неизведанного пространства. Позднее «дикое поле» стало называться «долинской стороной», «диким раменьем». 
С присоединением земель «дикого раменья» к Московскому государству (1489 г.) сюда начали прибывать русские первопроходцы. На новых поселенцев неприязненно смотрели старожилы – марийцы и вотяки, делая частые набеги на русские села. Немалое беспокойство также приносило соседство казанских татар, которые совместно с черемисами и удмуртами также нападали на земли, лежащие вблизи Казанского ханства. 
Однако постепенно долина заселялась вольным беглым людом, обосновывались починки, деревни и села. Судя по всему, тогда же и образовалось селение Ноли, по названию близ протекающей речки Ноля. 

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – Москва 2008 г.

 

Ранняя история Кукарки/Советска



Город Советск расположен на юго-западе Кировской области, на берегах рек Пижмы и Вятки. До 1918 г. – слобода Кукарка (слобода – большое село с некрепостным населением). О том, что основана она, вероятно, марийцами, свидетельствует ее название. Кукарка по-марийски означает «большой ковш» (кугу – большой, корка – ковш). Такое название было дано, по-видимому, из-за обилия рек. 
Первое предположение объяснить образование слободы Кукарки как русского поселения выдвинуто Н.Золотницким в его книге «1 января 1866 года в Кукарке и краткий очерк слободы Кукарки». По мнению Золотницкого, Кукарку отняли у марийцев в конце 12 века русские поселенцы на вятской земле. Предположение сомнительно, ибо только через три с половиной столетия после 12 века территория, где расположена Кукарка, была включена в состав русского государства (в 1552 году, после падения Казани, луговые марийцы присоединились к России). А.В.Эммауский и Н.П.Калистратов основание Кукарки относят ко второй половине 16 века. 
Границы Казанского ханства на севере проходили по рекам Пижме и Вятке. Луговые марийцы принимали участие в набегах казанских татар на соседние вятские земли. Так, в 1542 году татарская рать совершила разбойный поход через вятские земли на Устюг, захватив многие русские города и волости. Татары были разбиты на Моломе объединенными силами вятских городов, «только ушла лесом черемиса луговая на Пижму реку». 

Слобода Кукарка – город Советск – 400 лет – Советск 1994 г., с.5

 

Арские князья на Вятской земле 



Известный историк Н.И.Костомаров вынужден был заметить: «…Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и Земли ее». Действительно, многие стороны вятской истории до сих пор остаются неясными и изобилуют загадками. Одной из них является происхождение арских князей. Известно, что этим именем назывались татарские владыки, повелевавшие южными удмуртами на правобережье Камы, где те составили особую податную область – Арскую даругу, центром которой был Арский городок (ныне город Арск). И вдруг эти арские владыки появляются на Вятской земле, причем тоже в качестве князей. Только теперь они владеют уже северными удмуртами, жившими на Вятке и Чепце. Как это произошло? 
Существуют две гипотезы: арские князья принимали участие в походе татарского царевича Бекбута на Вятскую землю в 1391 году и остались там на правах победителей; суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи, которые владели Вяткой, как своей вотчиной, в сепаратисткой борьбе с Москвой искали поддержку у татар и в 1399 году совместно с царевичем Ейтяком (Сентяком) взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород, а в оплату за этот поход или в целях собственной безопасности поселили татар в селе Карине (поэтому их называют каринскими), неподалеку от устья Чепцы, и передали им во владение удмуртов. Как бы то ни было, арские князья - это особая страница в удмуртской истории, которую еще предстоит прочитать. 

В.Владыкин. Удмурты //Край родниковый – Москва 1984 г.

 

Уржум был основан… булгарами? 

В 1993 году был опубликован Свод булгарских летописей "Джагфар тарихы». Сюда вошли и летописи «Гази-Барадж», в которых как раз и упоминается город Уржум. 
Сегодня критики Свода булгарских летописей считают, что в силу того, что не сохранился подлинник свода на булгарском языке, его русский перевод воспринимают как подделку. Однако другая часть исследователей-историков вполне доверительно относится к этому Своду… 
Приведем отрывок из летописи, где упоминается об основании Уржума: 
«А глава булгарских анчийцев мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем получил от кана почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров. 
Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукратсу. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су… 
А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев в 1111 году в возрасте 41 года…» 
В этом сообщении летописца Уржум упоминается как аул, поселение не имеющее статуса города (укрепленного поселения). Тем не менее первая датировка - основание населенного пункта – до 1111 года, уже факт, пусть летописный (легендарный), но все же из истории Уржума. 

В.А.Ветлужских. Уржуму более восьми веков? // Уржумская старина – 2017 г., 13 выпуск, с.28-29

 

Кильмезские легенды. Богатырский бугор 



В стороне от дороги в деревню Бураши находится бугор правильной круглой формы. Существуют разные предположения об его предположении: и геологическое - мол, результат движения ледника; и рукотворное – сигнальный холм древних народов, на котором разжигали костры, чтобы дымом от них предупреждать о приближающейся опасности. 
Давным-давно, до прихода бежавших в глухие леса и болота староверов, жили на Кильмезской земле марийцы. Они вели кочевой образ жизни, занимаясь земледелием на скудных нечерноземных почвах. Земли пашонок быстро истощались, и поэтому марийцы уходили от оскудевших полей в поисках лучших для землепашества мест. Были у марийцев и враги. С юга татарский хан поглядывал на богатый лесом и птицей-зверем край. Это же изобилие было притягательным и для русского царя. 
От такого соседства марийцы страдали, но соорудить сигнальные бугры разрозненные племена смогли бы? Такой вопрос поставлен в книге кильмезских краеведов, и ответ напрашивается отрицательный. 
Однако давайте учтем такой момент: история упомянутого противостояния длилась веками. И, возможно, сперва насыпались небольшие холмы, а наверху сооружались деревянные вышки с каменной «подушкой» для костра наверху. Деревянные опоры вышек быстро сгнивали и через несколько лет падали. Тогда снова подсыпали грунта и строили новую вышку. Можно допустить, что каждое племя отвечало за свой сигнальный пост. Кто-то к этой обязанности относился спустя рукава, кто-то усердствовал; одни племена были слабыми, другие мощными и многолюдными – опять же результат труда соответствующий. Марийцы живут на Кильмезской земле уже около двух тысячелетий и, кроме упомянутых царя и хана, у них, наверное, были и раньше враги. Поэтому можно предположить, что процесс насыпки бугров продолжался более тысячи лет, но в итоге одни соорудили «кочку», другие – «курган», подобный Богатырскому бугру… 

Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г.

На фото: знаменитый бугор рядом с поселком Кильмезь возможно того же рукотворного происхождения...

 

Вятские легенды об Иване Грозном 



С правой стороны в речку Иж впадает речушка Обода (ударение на последнем слове). Ее протяженность всего два километра, но с ней связана интересная легенда из полутысячелетней давности. 
Исток Ободы находится в овраге недалеко от кургана с названием Каравай времен Ивана Грозного. 
Из легенды об этом кургане известно, что раньше здесь было болото. Вода в нем была окрашена в красный цвет. А цвет такой от воинов Ивана Грозного, захороненных под курганом. Многие из них были ранены и умирали медленной смертью, а охраняла их от воронья и дикого зверья двух ростов ведьма, по-марийски Овда. Она стояла среди умирающего воинства и раскачивалась из стороны в сторону с распущенными волосами в белой одежде… 
В другом изложении легенда имеет такой вид. 
В 1552 году Иван Грозный возвращался после взятия Казани и недалеко от деревни Чесноки (ныне уже заброшенной) войско подошло к непроходимому болоту. Чтоб переправиться через него, воины построили гать. Когда по ней поехал обоз, то с него упали два бочонка с золотом. По другой же версии спрятали золото специально, чтоб через некоторое время вернуться и построить здесь город. На краю болота насыпали курган, землю для которого воины царя носили в своих шлемах. Что в нем зарыто, никто не знает. То ли золото, то ли умершие от болезней воины. 
Однако попытки раскопать курган предпринимались. Например, жителем ближней к кургану деревни Ромаши Бахтиным Андреем. Он хотел найти золото, но с кладоискателем случилось неладное: ему начали слышаться какие-то голоса, мерещиться по ночам какие-то люди, стучащие в окно. Люди же ближайшей округи считают, что если Каравай «отдаст» людям сокровища свои, то заживут они богато и счастливо. Ведь кругом места-то очень привлекательные: холмы, поросшие лесом, небольшие речки с чистой водой, заливные луга и поля, но народ в щеглятской округе живет скромно… 

Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г. 

Примечание. Местность эта находится в современном Пижанском районе. Согласно второй легенде, после взятия Казани войско Ивана Грозного сделало большой крюк, возвращаясь домой. Впрочем, если учесть, что шло также завоевание местных земель, она может иметь историческое обоснование...

 

Горький хлеб. Воспоминания о 1918 годе



В 1915 г. старшего брата берут в армию, а летом в 19 18 г. он прибыл в отпуск, моряк с линкора «Петропавловск», имея на руках мандат на право проведения работы Конганурском волисполкоме. Я хорошо помню и сейчас его слова «Надо проверить кто там сидит и чем дышит, часть будет все буржуа». А ты отец посильней напирай. Я видел кое-где еще стоят кладухи хлеба. Ты знаешь, какая обстановка в Петрограде? Рабочие и солдаты получают по полфунту хлеба, а иногда и меньше, а в отдельные дни даже овсом (полфунта это 200 грамм)". В это время в деревне работали комитеты бедноты, и отец был председателем комбеда… И действительно еще стояли скирды необмолоченного хлеба в деревне Энермучаш у местного кулака Таныгина А., а в деревне Лопсола у кулака Мохова С. и в нашей деревне одна копна у кулака Наумова А… И вот начался второй тур обмолота. Обмолотив последнюю скирду у кулака Наумова, мобилизовали две молотилки и переехали в деревню Энермучаш к кулаку Таныгину. Соседи его по деревне отказались молотить, тогда комитет бедноты мобилизовали несколько человек из других селений и обмолотили три скирды, одна из них заложена была в 1909 г. Вот как кулаки сдерживал хлеб. Зерно было передано в деревню Колокуда в общественный амбар. Я был участником обмолота хлеба - это первые мои шаги общественной работы. 

Воспоминания Пономарева Степана Арсентьевича 

ГА РМЭ ф.Р-954 оп.1д. 39 лл.14-15


Назад к списку