- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 16-31

Из священнического рода Юферевых

Юферевы – один из самых древних и распространенных духовных родов Вятского края, давший ему немало славных представителей. Уже в 18 веке на Вятской земле служило много духовенства с фамилией Юферевы. 
Одна из духовных линий этой фамилии началась, очевидно, в Елабужском уезде Вятской губернии. В 1786 году в церкви села Танаевского Елабужского уезда служили два брата – Исидор и Василий Никитичи Юферевы. Из этого можно сделать вывод, что их отец Никита Юферев тоже происходил из этого села, но, к сожалению, за отсутствием архивных документов узнать о его жизни не представляется возможным. Правда, немного узнать мы можем о его сыновьях. В «клировой ведомости» села Танаевского за 1786 г. указывались священник Исидор Никитич Юферев, 34 лет, и пономарь Василий Никитич Юферев, 28 лет. У Исидора Никитича указывались дети Иван, Мария и Анна от году до четырех лет, у Василия Никитича – дети Никита и Феодосия году и шести лет. 
В селе Горохово Вятского уезда служил священником еще один сын Никиты Юферева – Андрей Никитич, 28 лет, рукоположенный в сан священника два года тому назад. У него указывались дети Алексей и Параскева полгоду и трех лет. Алексей позднее, видимо, умер, т.к. более не упоминался. За 1798 год у батюшки Андрея и его матушки Марии Евстратовны упоминаются дети: Михаил, Степан, Параскева, Наталья. Отмечалось, что сын Михаил 9 лет «начинает прописи писать». В это время отец Андрей служил уже в селе Тороповском Котельничского уезда. Возможно, с прежнего места службы он уехал после провинности – в 1790 году был штрафован 90 рублями «за удержание причетнических доходов 1 рубля на богадельню». 
Возможно, поближе к брату решил перебраться и Исидор Никитич. В 1798 году он служил в селе Макарьевском того же уезда. Может быть, причина была в детях: старший сын Иван, 12 лет, учился в Вятской духовной семинарии, которая здесь была ближе, чем из Елабуги. Дома оставались две его сестры – Мария и Анна 12 и 16 лет. 
Прослеживая дальнейшую родословную Юферевых, оказалось, что род преследовал один порок - страсть к винопитию. Из-за этого дед, отец и сын Юферевы (потомки Андрея Никитича) наказывались церковным судом и умирали очень рано - до 55 лет...

По материалам архива ЦГАКО

 

Загадочный Дерендяев



Как известно, в областном центре есть улица Дерендяева. Но в честь кого названа улица, не каждый историк ответит. Выдвигаются различные версии о самом загадочном персонаже вятской истории 20 века, но единого мнения пока нет. Как-то все затерялось за прошедшие сто лет. Получается, целую улицу назвали в честь непонятного кого?!
Правда, с уверенностью можно сказать, загадочный Дерендяев был вятским уроженцем, так как это фамилия была (а может и есть) на Вятке. Например, Дерендяевы жили в Слободском.
За 1900 год в метрической книге Преображенского собора города Слободского можно найти запись за 3 марта о рождении дочери Елизаветы у "в городе живущего запасного солдата Трофима Севастианова Дерендяев и его законной жены Екатерины Васильевой". Крестной девочки стала " слободская мещанская девица Ольга Васильева Семакина".
Кто знает, может как раз идет речь о том Дерендяеве, в честь которого назвали улицу?

 

В 1886 году Холуницкий завод посетил Епископ Вятский и Слободской Макарий



3 сего июля в Холуницкий завод прибыл Преосвященнейший Макарий, епископ Вятский и Слободской. Жители завода, предуведомленные о прибытии Его Преосвященства местным благочинным отцом протоиереем Николаем Зоновым встретили его при въезде в завод с хлебом-солью, причем один из прихожан приветствовал его краткой речью, в которой высказался, что на долю жителей редко выпадает счастье видеть у себя своих архипастырей и слушать их священнослужение, а потому приезд его составляет для них радостное событие. Его преосвященство, приняв от жителей хлеб-соль, благодарил за усердие и высказал весьма лестную для них похвалу, что он об их усердии и хлебосольстве слышал уже ранее. После этого он отправился в Троицкую церковь, где приветствован был отцом протоиереем Зоновым. На другой день после выслужения литургии в Троицкой церкви, Преосвященный занят был ревизией церковных. книг местных церквей Холуницкого завода и церквей ближайших сел 3 благочинного округа, посетил двухклассное училище, где были собраны ученики и ученицы всех трех заводских училищ и принимал попечителей Троицкого и Всесвятского приходов; 5 числа совершал, при большом стечении народа, божественную литургию в Троицкой церкви, а 6 числа в Всесвятской; в обоих церквях сказал назидательные поучения и всем преподал архипастырское благословение, и 6 же числа после предложенного г. Управляющим завода завтрака, выехал в г.Слободской, напутствуемый искренними благожеланиями всего населения. 

Василий Ведерников. Из Холуницкого завода // Вятские епархиальные ведомости - 1886 № 15 отдел неофициальный, с.401-02

 

Была деревня Ухта...



Деревня с таким названием была в приходе села Русские Краи Яранского уезда (ныне Санчурский район), в 1880-е годы еще починок. Хотя в "Книге Вятских родов" В.А.Старостина упоминаются по деревне фамилии Смирновых, Коробейнниковых, Логиновых и других, при проверке по метрическим книгам, там эти фамилии не упоминаются, что у Старостина далеко не редкость... Ныне деревня не существует.
Интересно, что данная деревня появилась задолго до появления одноименного города, основанного в 1929 году на одноименной же реке. Любопытно, может ли быть между ними связь? Общее у них то, что название "Ухта" - слово народа коми, который в стародавние времена назывался "чудью" и населял территорию будущей Кировской области, пока не был оттеснен отсюда племенами марийцев и удмуртов. Офиц. форма Ухта могла возникнуть от формы Уква, которая позднее была «втянута» в ряд названий на -та, встречающихся в этом регионе. См. Воркута, Инта, Харута...
Такое вот наследие вятской "чуди"

 

Музейная мистика



Музеи это собрание всевозможных исторических вещей, возможно, сохраняющие в себе энергетику давно живших людей, и не случайно иногда музейных стенах происходят необъяснимые вещи. Например, в Унинском краеведческом музее вам могут такого рассказать, что по спине не самого робкого человека пробежит холодок...
Самым мистическим предметом были и есть старинные зеркала. Не случайно в старину зеркала были непременным предметом гаданий и некоторых магических ритуалов. Считается, зеркало это вход в некий другой мир, кроме того старинные стекла могут сохранять в себе как некая цифровая память то, что они видели давным-давно. 
Вот такая странная фигура запечатлелась в зеркале в Музее народного образования в Советске. Это уже заметили при обработке фото. Ощущение, что некая призрачная фигура со светящимся глазом стоит сзади фотографа и наблюдает за ним.
При большом увеличении она все же напоминает тряпку на стене. А как считаете Вы?

 

Взаимоотношения духовенства и власти в советское время



Богатый материал на эту тему можно найти в таком историческом источнике, как дела репрессированных. Здесь можно ознакомиться с протоколами допросов как самих осужденных, так и свидетелей (или проще говоря - доносчиков). Из этих материалов можно много узнать, как складывались взаимоотношения Церкви и советской власти в первые годы первой существования последней, а также немало других исторических подробностей.
На заре коллективизации в Бело-Холуницком районе был арестован и осужден священник села Сырьяны отец Вячеслав Маракулин. Обвинение было стандартным - антисоветская агитация и агитация против колхозов. Под влиянием этой агитации, как сообщал один свидетель, "результате в этой деревне никто не состоит в колхозе, несмотря на проведение работы со стороны партячейки и других общественных организаций".
Свидетели в своих протоколах дословно приводили слова священника Маракулина по адресу советской власти:
- Сейте или не сейте, советская власть вас все равно разденет.
- Теперь колхозам не для чего сеять хлеб. Советская власть накормит и оденет. Тем доведет она власть до своей гибели.
- Скоро советской власти не будет. Мы представляем большую силу, нас больше чем коммунистов. Верьте православные в Бога.
- Начинается война. Верующие, будьте крепки, скоро переживем все и будет по старому
- Советская власть у меня отобрала дом и имущество, но это не надолго. Будет время, когда мы перестанем волочиться по разным конторкам и подвалам. Наступает уже время, когда возвратят нам дома и другое наше имущество, насильно отобранное от нас. Раньше дети наши жили бы в хороших условиях, а теперь приходится им скитаться. Разве будут они поддерживать советскую власть? Да никогда!
Самое полное показание на священника Маракулина дал колхозник Д., из которого можно узнать много интересного:
"Служителя Сырьянского религиозного культа Маракулина Вячеслава Григорьевича знаю лет 20. Маракулин до революции был большим приверженцем к царской власти. В той обыденной жизни Маракулин имел большое количество земли, скот, дом и другое имущество. Землю сам не обрабатывал, а эксплуатировал окрестное население. До революции я был безбожником, за что меня хотели подвергнуть наказанию. В 1918 г в гостях в доме, куда я зашел, сидел поп Маракулин с другими гражданами. Когда я подошел и поздоровался по обыкновению со всеми за руку и тогда же подал руку Маракулину, последний гордо сказал: «Я только руку подаю министрам. Какой ты министр, даже в церковь не ходишь». В конце 1918 г. мною совместно с другими бедняками был организован комитет бедноты, где я состоял председателем. Во время проведения чрезвычайного налога и контрибуции с кулачества и других эксплуататоров мною была взята подписка с попа Маракулина о невыезде. Поп Маракулин по этому вопросу собрал церковное собрание, на котором поставил вопрос о том, что его принижает комбед. Этим заявлением поп Маракулин спровоцировал собрание для угрозы. Мне с этого собрания пришлось убежать. Во время собрания поп Маракулин амвона кричал по поводу комитета бедноты и советской власти: «Смотрите, православные, как издеваются над служителем религии. Дальше так служить нельзя». На собрании присутствовало около 500 человек большинство кулаки и зажиточные, которые кричал: «Убить надо комитетчиков». В феврале 1919 г. проходящим первым Вятским Экспедиционным батальоном в сельском совете им были взяты заложники торговец Ситников и поп Суворов, которых командование батальона расстреляло. Поп Маракулин вместе с другим кулачеством организовались, захватили нас и с конвоем отправили в Чрезвычайную Комиссию в г. Слободской, предварительно написав заявление, где мы обвинялись в убийстве попа и торговца. По доносу попа Маракулина комитет бедноты в числе 7 человек был арестован. В то время из этих же 7 человек состояла наша коммунистическая ячейка. Из Чрезвычайной Комиссии нас выпустили. Поп Маракулин после моего ареста дал лозунг разрушить наши хозяйства за то, что мы комбедом отбирали у кулаков и эксплуататоров нажитое имущество. После этих слухов поп Маракулин Вячеслав оказывал сопротивление советской власти и агитировал против ея распоряжений. В 1926 г. в сельском совете в доме Деньгина Филиппа Ивановича поп Маракулин среди крестьян говорил: «Советская власть все выше и выше будет поднимать технику и когда техника будет доведена до последней стадии, все светила небесные свалятся на землю, задавят ее и будет конец всему миру. Вот что будет с советской властью». В 1932 г. при встрече со мной поп Маракулин говорил: живется и теперь все хуже и хуже. Советская власть совсем задавила налогами. Но своего сана никогда не брошу, пусть что будет». 
Надо заметить, власть вынесла священнику Маракулину относительно мягкое наказание - в 1932 году он был осужден на три года лагерей.

Источник: ЦГАКО ф.Р-6799 оп.2 д.1724

 

Забавные названия. Бежбалда



Деревня с таким названием находилась на краю Уржумского уезда, в приходе церкви села Атары. В разных источниках название писалось как Бежбалда, так и Бежболда. По "книге Вятских родов" Василия Старостина в деревне на 1891 год проживало 10 семейств - в основном Стародубцевы, Черепановы и Щеклеины. Ныне деревня не существует.
Было бы интересно узнать, откуда взялось такое забавное название...

 

Сегодня день пионерии. Немного из истории детских объединений города Кирова...



Детская спортивная школа Кировского гороно занимается систематически подготовкой юных спортсменов. 
Сейчас в школе работают лыжный, хоккейный, конькобежный, гимнастический классы и класс бокса. Всего занимается спортом около 200 школьников. Лыжный класс ведет большую подготовку к кустовым всесоюзным соревнованиям. Для специальных тренировок выделены лучшие лыжники Рублев, Башмаков, Суворов, Курков, Одегов, Хлыбова, Шельникова, Тетюкова. 
Под руководством старшего тренера Коптяева занимаются 4 хоккейные команды. 
При спортивной школе организованы курсы по подготовке лыжных инструкторов-общественников. 

В детской спортивной школе // Кировская правда - 1945 г. № 23 4 февраля

 

Из "докладных" 1930-х 

В колхозе «Заря свободы» счетовод Астраханцев в канцелярии колхоза, который находится напротив Порезского сельсовета и партийной организации, читает колхозникам библию. Парторганизация и сельсовет это не замечают. 

ГАСПИ КО ф.1290 оп.1 д.125 л.56 

1937 год. В Черновском районе колхоз имени Воршилова комсомолец т.Жерехов крестил своего сына в церкви. 

В Унинском районе деревне Слудка комсомолец Логинов венчался в церкви. 

ГАСПИ КО ф.Р-1290 оп.2 д.166 лл. 116-117


Вятка мистическая. Встречи с лешим



Было это в деревне Касьяново. Отправился один парнишка с теткой своей в Мосолокский лес, за Вятку, малину брать. Вот собирают они ягоды, парнишка отбился от тетки, и явился ему старичок. 
- Пособи мне, - говорит, - айда за малиной вот туда, там больше! 
И увёл его. Всем парнишку накормил: медом, ягодами и оставил у себя в лесу. 
Тетка тревогу подняла, родные хватились парня. Искали, искали по лесу – нигде нет. Погоревали и ушли обратно в деревню. Стали в церкви по пропавшему молебны служить. Парень потом рассказывал, что когда молебны служили, деду это не нравилось, они сердился и плохо кормил его. А потом вывел к реке Вятке, взял его на закорки и перешагнул реку. 
Утром в Касьянове мать заходит в баню – услышала, что там плачет кто-то. Глядит: а полок досками заколочен. Разобрали доски и достали оттуда пропавшего парня. Лешак-то принес его в баню и заколотил в полок. 

И ещё одна история. В деревне Абабки играли на улице девочки лет шести. Солнце уже село, а они заигрались, домой идти им не хотелось. Тут пришёл отец одной из девочек и закричал на них матом. Одна девчушка испугалась и в лес убежала. 
Четыре дня её не было. Отец с матерью чуть с ума не сошли, вся деревня на поиски кинулась. А на четвертый день нашли её в Брюзгаловом лесу на краю ржаного поля. Она сидела на ржаном омолотке, а возле омолотка овечьих орешков было насыпано, и она эти орешки ела. Её спросили, что она ест, она сказала: 
- Пряники и орешки. 
И рассказала, что привел её сюда старичок с белой бородой и накормил орешками. 
Записано в Лебяжском районе в 2001 году 

Матрена Афанасьевна Трушникова (1908 г.р.) из деревни Шукино рассказывала: « Мы верили в различных духов, например, в лешего. Однажды с соседом Филиппом ходили в лес сдирать кору с ивы. И вдруг увидели человека небольшого роста в блестящей одежде, за плечами у него висел небольшой сундучок. И где этот дух проходил, то бушевал ветер, деревья сгибались. Мы очень испугались и заревели, и сразу же никого не стало, все исчезло". 
В.Бердинских. история Вятской деревни – Киров 2008 г.

 

"Зеленые" в Гражданской войне или вятский "батька Махно"



До сих пор мы писали в основном о двух противоборствующих сторонах в Гражданской войне - о "красных" и "белых". Были отдельные и повстанческие группировки, но они, как правило, предпочитали переходить под белые флаги (к белочехам или колчаковцам), пусть даже номинально. Например, Степанов, подняв свой знаменитый мятеж, сразу объявил свое воинство "передовым отрядом" КОМУЧевской народной армии , правда, помощь самих белочехов свелась к нулю. Не дождавшись их прихода, степановцы были разгромлены. В Малмыжском уезде в 1918 году повстанческое движение против большевиков было особенно массовым, здесь крестьян поддержали мятежные ижевцы, усиленно снабжали оружием. Сами малмыжцы именовали себя также сторонниками Ижевско-Воткинского восстания.
Были на Вятской земле и партизанские дружины, действовавшие под контролем большевиков. Например, осенью 1918 года в центре Уржумского уезда такие дружины были созданы почти в каждой деревне и существовали до начала 1919 года. Что примечательно, после этого каждый дружинник был проверен ВЧК, и некоторые неблагонадежные лица были арестованы. Причина такой бдительности, очевидно, проистекала из событий 1918 года, когда любая партизанская дружина могла стать и анархическим отрядом.
Еще одной силой в Гражданской войне были т.н. "зеленые", проще говоря, те, кто был против всех и сами по себе. Самыми известными "зелеными" в Гражданской войне были атаманы Григорьев, Махно, другие украинские батьки и тамбовцы. Им не надо было ни комиссаров, ни белых с их возвращением к старым порядкам.
Были "зеленые атаманы" и в Вятской истории, как правило, напрочь забытые историками, т.к. и сведений о них мало сохранилось. Пожалуй, первым из них можно назвать Федора Вершинина с его отрядом из Токтайбелякской волости Уржумского уезда. Даже если мы обратимся к тем скудным источникам, что у нас есть, увидим, какая эта была интересная личность и какая интересная история связана с этим человеком. 
Здесь можно привести уникальные воспоминания большевика Анчугина Александра Романовича, записанные в 1967 году, из которых можно узнать кое-что интересное о Вершинине: 
"…Вместе с уполномоченными в волостях появилась так называемая Уржумская Красная Армия. Отличалась военная форма этих отрядов тем, что у солдат на головном уборе шапке и фуражке на передней части проходила красная лента наискось сверху вниз налево. Отряды были вооружены винтовками и пулеметами. 
Конганурскую и Токтайбелякскую волости видимо обслуживал отряд под командованием Вершинина Федора Матвеевича – человека высокого роста, вполне уравновешенного и солидного на вид из бывших младших офицеров царской армии. 
Штаб отряда находился в деревне Эшканер (Куженерский район), по месту жительства самого командира и многих солдат. 
На первых порах отряд Вершинина помогал в волостях устанавливать порядок, вел борьбу со спекулянтами, частично экспоприировал торговцев, кулаков и прочих богатеев, выкачивал у населения хлеб. Были случаи, когда отрядники отбирая у кулаков лишних лошадей, лишних дойных коров и даже некоторые постройки – все это безвозмездно передавали бедноте. По крупным деревням и селам были расставлены посты в составе 3-4 человек. Ближайший пост от нашей деревни находился в 4 километрах, в деревне Старое село, - старший некто Черепанов Александр. 
Позднее, к концу 1918 г. отряд Вершина встал на путь бандитизма, начал обирать не только кулаков, но и честных середняков, а из того, что отбирали, многое присваивалось. 
Весной 1919 г. для восстановления народного хозяйства и для укрепления союза рабочих и крестьян по стране поехали тысячи рабочих отрядов во главе с коммунистами. Такой отряд прибыл к нам. Командиром был А.Скурьятов, его заместителем Иосиф Матуль. 
С появлением рабочих отрядов в селе, отряд Вершинина был расформирован, отдельные отрядники арестованы. Командир Вершинин вызывался в уездный совет, но вызов игнорировал и с отдельными сподвижниками подался в лес и стал скрываться. И только летом 1919 г. чекисты под руководством энергичного и смелого работника уездной ЧК Махнева – Вершинина удалось поймать и отдать под суд. За бандитизм Вершинина наказали" (ГА РМЭ ф.Р-954 оп 1 д.30 лл.28-29). 
Итак, вернувшись с фронта в 1918 года в чине младшего офицера, Вершинин первоначально приветствовал советскую власть и помогал ее укреплению, помогал в продразверстке, "отрясая" "кулаков". 
Возможно, как раз о вершининцах вспоминал марийский коммунист Куклин Александр Петрович:
"Летом 1918 г. в с.Токтайбеляк собрался волостной сход. Доклад делал губернский продкомиссар из г.Вятки товарищ Одинцов, уроженец д.Туньи. Когда комиссар призвал сдавать хлеб, то из толпы раздались возгласы: «Нет у нас хлеба» «Как нет хлеба – ответил тов.Одинцов, кто-кто но я ваш земляк знаю, что у многих стоят на одворицах кладухи ржи, на которых растут березы с оглоблю». Кто-то из толпы замахнулся на оратора саблей. Тов.Одинцов предупредил удар сабли выстрелом из револьвера. Вслед за этим раздалась трескотня выстрелов из винтовок. Площадь моментально опустела. Около трибуны лежал убитый. Против дома диакона стояла цепочка людей с винтовками. Главарь починковской банды с револьвером в руках гнался за Николаем Полысаловым, секретарем волостного совета и выстрелил в него в упор. Тот упал, обливаясь кровью. От неминуемой казалось смерти Николая спасло то, что стрелявший был сильно пьян, а Николай в последний миг махнул головой и пуля ударила не в висок, а пробила щеки. Доктор Бодров быстро его вылечил. Починковский атаман и его телохранители прошлись по селу, искали двух офицеров, но не нашли их. Зашли и к нам во двор. Заставили отца запрячь лошадь и мой младший брат Николай отвез их до Большого Сабанура. Все обошлось сравнительно благополучно, ценою малой крови. Правда было много раненых в ноги. Как видно стреляли из положения «с колена» и целились по ногам. Сильно пострадало поповское поле, примыкавшее к площади. Разбегавший с собрания народ вытоптал большой участок ржи"(ГА РМЭ ф. Р-954 оп.1 д.35 А лл.11-13 об).
Все меняется шатким летом 1918 года, когда в уезде появляется Московский продполк, который не только собирал хлеб, сколько просто грабил крестьян. Для защиты от грабителей, токтайбеляковцы от своего земляка комиссара Одинцова получают оружие. Вооруженный отряд, очевидно, того же Вершинина, вступил в бой с отрядом "москвичей" у села Турек, после того как те ограбили и избили местных жителей. Отряд был разбит, комиссар взят в плен и умер после жестоких пыток.
Во время Степановского мятежа вершининцы поддержали советскую власть и, видимо, не пустили их на территорию волости. Начальник Уржумской милиции Сормах позднее вспоминал, что именно Вершинин и Илья Кропотов (брат знаменитого депутата ГД) были поставлены оборонять южные рубежи уезда от степановцев: "По настоянию увоенкома центром юго-западной части наметили село Токтай-Беляк, центром юго-восточной – деревню Теребиловку. Начальником юго-западной части назначили Илью Кропотову, а помощником ему – Ф. Вершинина, начальником юго-восточной части назначили меня". 
Возможно, именно вершиницы и убили Степанова, причем очень жестоко. А.П.Куклин вспоминал, называя Степанова Кучумом: "Из Вятки прибыл губернский продкомиссар тов.Одинцов с отрядом латышских стрелков. Войска Кучума были разгромлены, а сам он сбежал. Его поймали мужики одной из деревень и расстреляли, предварительно подвесив вниз головой на дереве".
Скорее всего именно в это время мятежная волость отделяется от большевиков, а хорошо вооруженный отряд Вершинина превращается в "зеленую армию", которая впоследствии начала воевать и с "красными".
Кроме того, вершининцы и сами стали "нечисты на руку" - вольную армию надо было чем-то кормить. Начали трясти не только богатых, но и тех, кто победнее. 
После подавления Степановского мятежа вершининцы уже сами не друзья большевикам. С небольшим отрядом соратников Вершинин уходит в глухие марийские леса и начинает вооруженную борьбу с ними. Только в начале 1919 года вершининцы были ликвидированы отрядом латышских стрелков под командованием энергичного Сормаха. Последняя битва была жестокой. В схватке с Вершининым Сормах едва не был убит. Вот что он вспоминал: "Юго-западная группа (Токтайбелякская) вслед за ликвидацией мятежа превратилась в бандитскую организацию. Илью Кропотова расстреляли в Вятке, а шайку его помощника Вершинина человек в 200, укрывавшуюся в Илецком волоке и терроризировавшую население, живущее на границе Казанской губернии, поручено было уничтожить мне. При помощи латышской кавалерии шайка была разоружена и ликвидирована. Сам Вершинин был ранен и отправлен в Вятку, откуда ему удалось бежать, но при попытке организовать «зеленую» армию он был убит отрядом комдеза. 
...В феврале 1919 г. под моим личным руководством разбита зеленая банда Федьки Вершинина и последний взят мною в плен. В схватке с Вершининым я получил от него удар ломом по голове и травм был наст опасным, что я и окружающие думали, что он вызовет смерть, но все же через две недели я встал на ноги и снова вступил в командование" (ЦГАКО. Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 116. Л. 24–25).
Вот такая необычная личность и необычная судьба...

 

Как закрывали церковь в селе Семеновском Шабалинского района



ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.490 л.2

Р.с. Разумеется, никакого клуба там и близко не было...

 

Карточка из сельскохозяйственной переписи 1917 года. Починок Исаево Уржумского уезда.

Полные инициалы указывались только у домохозяина, члены семьи указывались без них, но их можно определить по возрасту. Уникальность подобных карточек в том, что указывалось все - вплоть до числа яблонь в саду и род занятий (например, отхожие промыслы). Позднее эту форму возьмут для создания подобных карточек по колхозам, с незначительными отличиями.
В архиве ЦГАКО сохранились подобные карточки по всем уездам бывшей губернии, в том числе Глазовскому, Сарапульскому и Елабужскому.

ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1425 л.8

 

Учительница Уржумской гимназии Ольга Федоровна Скородумова

 



Практически вся дореволюционная история Уржумской гимназии прошла на глазах ее преподавательницы истории и географии Ольги Федоровны Скородумовой. Родилась она в июне 1872 г. в крестьянской семье. В 1890 г. закончила Мариинскую женскую гимназию г. Вятки, с золотой медалью, и была направлена сначала в Нолинский уезд, а затем в Уржумскую прогимназию, в которой проработала до ее закрытия. Здесь она вскоре познакомилась со своим мужем, горным штейгером Константином Михайловичем Стародумовым, благодаря которому в Сернуре возникла каменотесная мастерская, а в Уржуме общество трезвости. Оба они посещали уржумскую «аудиторию», где Ольга Федоровна играла в спектаклях. Там, видимо, и познакомились. Как настоящий преподаватель своего предмета, Стародумова была действительным членом Российского географического общества и сама любила путешествовать. И где только она не была – на севере России, на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Сибири, в Москве, ездила на Украину и Польшу. А в 1911 г. скромная уржумская учительница посетила многие страны Европы, куда ездила на курсы для филологов и географов. Сама она писала об этом путешествии: «…Мы объехали пол-Европы: были в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Италии, объехали весь Балканский полуостров – все путешествие сопровождалось лекциями лучших московских и харьковских светил…». 
Поэтому этой учительнице было что рассказать на своих уроках. Ее любили ученики и ценили коллеги. В поздравлении в честь 25-летия преподавательской деятельности О.Ф.Стародумовой члены попечительского Совета (начальница Одякова, врачи Самборский, Львов и другие) писали: «Попечительский Совет Уржумской женской гимназии глубоко признателен Вам за долголетнюю и плодотворную работу на пользу этого учебного заведения вообще, и, в частности, за принятие Вами на себя 7 лет тому назад большого и ответственного труда по руководству внеклассным чтением учащихся. Приветствует Вас с исполняющимся сегодня 25-летием Вашей педагогической деятельности и от души желает сил и здоровья для служения любимому делу». После закрытия училища и революции Ольга Федоровна еще много лет работала в одной из школ города и ушла в мир иной в 1935 году. 

Использован источник: Лаврова А.И. Учительница О.Ф. Скородумова // Уржумская старина – Уржум, 1991 г. № 6 с. 31-33

В воспоминаниях О.Ф.Скородумовой есть непонятный момент: "«…Мы объехали пол-Европы: были в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Италии, объехали весь Балканский полуостров – все путешествие сопровождалось лекциями лучших московских и харьковских светил…». Не понятно, о каких "светилах" идет речь - либо они сопровождали учителей в путешествии, либо работали в лучших вузах Европы...

 

Имена из 17 века. Таинственный Москвитин



К концу XVII века в архивных документах по городу Уржуму упоминаются среди населения города, кроме посадских людей, два садовника, иконописец и иконник, торговый человек – Москвитин; упоминаются также три московских купца – именитый гость Шустов и два купца Гостиной сотни, невесть каким образом попавшие в эти края (источник: Ветлужских В.А. Очерки истории Уржумского района. 1998 г, рукописный сборник).
Таинственный Москвитин вызывает вопрос - это имя, фамилия, прозвище или просто слово, написанное с большой буквы? 

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Деревня Росляки Халтуринского (Орловского) района. Хмурый зимний день, хотя это было не характерно для того времени. Дни зимой были обычно солнечными, но очень морозными, а летом жаркие и с частыми грозами. (личные впечатления). Ныне же погода какая-то неопределённая. Год 1970. (Сегодня здесь лес)

Фото Леонида Сорокожердьева

 

Археологические находки в старину



В 1913 году жителем д.Блохичи И.М.Окуловым весной в берегу реки Кобры, подмытом водой, были обнаружены 12 «больших ножей». К сожалению никто тогда археологией здесь не интересовался, и поэтому ископаемая важная находка не исследована. Так и не установили, чьи это ножи или сабли: или древних народов, или новгородских ушкуйников, или татар, оставшихся от набега на устюжские земли, или воинствующих марийцев, которые поднялись по Ветлуге в бассейн Моломы. 

В. Смердов. История нашего края // Опаринская искра – 1966 г. № 7

На фото: старинные предметы в экспозиции краеведческого музея города Котельнича

 

Первые русские поселения на территории Советского района



Лет 400 тому назад на территории нашего района стояли непроходимые леса. Лишь кое-где по берегам рек ютились небольшие марийские деревни. 
До середины 16 века марийцы были в большой зависимости от Казанского ханства, платили татарам ханам дань (ясак), притеснялись ими. Поэтому при взятии Казани войсками Ивана Грозного (1552 г.) значительная часть марийского народа и его войска добровольно перешли на сторону русских. 
Однако некоторая часть марийцев враждебно относилась к русским, нападали на вооруженные отряды и на мирные поселения. Набеги продолжались и после присоединения казанских татар к русской земле. Поэтому в конце 16 века в целях закрепления за русским государством марийского края и безопасности русских поселений здесь были основаны города-крепости Царевококшайск (сейчас Йошкар-Ола), Царевосанчурск (Санчурск), Яранск, Уржум и другие. 
Находившийся на реке Вятке около устья реки Пижмы, небольшой марийский городок Кук-Карга (Большой Ковш) в это время был превращен в русскую крепость, а позднее в слободу Кукарку (которая с 1918 г. стала называться город Советск). 
Под защитой этих городов-крепостей русские стали увереннее селиться среди марийского народа, вступать с ними в хозяйственные и торговые связи, передавая им более развитую культуру). 

П.Головин. Первые русские поселения на территории нашего района // Ленинское знамя (Советск) 1964 г. - № 133

 

Как землю Вятскую открывали 



Согласно летописи Нижегородского удельного княжества (как описал летописец-монах) отряды ушкуйников-стрельцов на ладьях - по приказу князя около 1174 города спустились от Нижнего Новгорода по Волге до устья Камы, поднялись по ней до села Челны, но устья реки Вятки не нашли или просмотрели. Места им казались необитаемыми, поэтому решено было исследовать реку Каму до истока. Достигнув истоков реки Камы, нижегородцы обнаружили в ближайшем соседстве истоки другой реки - Чепцы, спустились вниз по течению до ее устья при впадении в реку Вятку. 
В 6 верстах от устья они основали свое поселение, назвав его Болвановкой. Местность оказалась богатой и привольной, но обнаружив южный племенной союз вотяков (удмуртов) русские покинули Болвановку. На правом берегу реки Вятки, против этого места, основали поселение укрепленного типа, дав ему название – Никулицын. Позднее этот городок стал опорным пунктом против вотяков и татар. 
Коми-пермяки, удмурты и башкиры, татары и черемисы (марийцы) препятствовали продвижению на восток и на юг от земли Вятской. Поэтому русская колонизация Вятской земли происходила с необычной стороны – с востока на запад. 
Вслед за Никулицыным русские, выйдя на реку Вятку у современного областного центра, основали город Хлынов, ставший затем городом Вяткой. 
Спустя некоторое время, двигаясь с запада на восток, русские основали такие укрепленные города, как Котельнич (1375), Орлов (1374), Слободской (1505), Лальск (1606). Котельничем был назван небольшой городок Кокшар, основанный черемисами (марийцами). Орлов в советское время был назван Халтурин. 
Так, к 15 веку Вятская земля была подготовлена к массовому переселению русских из срединных губерний – Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской и даже Рязанской. Не осталось в стороне и соседнее Нижегородское княжество. Княжич Кирдяпа (прозвище) владел поместными землями вокруг современного села Кстинино. Он и основал это село, окрестив в здешней церкви своего сына. Название в современном языке звучало бы более знакомо -Крестинино. Владея сотней крепостных крестьян, княжеский сын заселил ими свое поместье и две прилегающие деревни. Прозвищу княжича обязана названием деревня Кирдяпино. А в крови многих крестьян окрестных деревень течет кровь выходцев из Нижегородского княжества. 

В.Папырин - Сельская новь (Нолинск) 1991 г. № 122

 

Еще немного о нахождении исторических артефактов в старину

В 1873 году вятские статисты писали о находках, сделанных на Елабужском Чертовом городище, которые в то время, к сожалению не ценились - "все эти находки перелиты в подсвечники или колокольчики с дугами".

...На городище и близ его в полях находили большие и медные топоры и ножи, разные тоже медные вещи из домашнего быта с изображением барана и однажды найдено в земле медное блюдо с изображением барана с змеиной головой, и все эти находки перелиты в подсвечники или колокольчики с дугами. Недалеко от бывшего капища на городище найдено изображение тоже барана с змеиной головой величиной в 1 ½ вершка, сделанное из стали или чугуна; внизу вместо ног сделаны кольчики, которые при взятии в руки друг о друга бренчали. Только одна эта находка попала на настоящее назначение - в музей Казанского университета.

ЦГАКО Ф.574 оп.1 д.455 лл.12-12 об.

 

Первые русские на Чепецкой земле



Вопросом заселения русскими земель по средней и нижней Чепце с ее притоками занимались доктор исторических наук П.Н.Луппов, профессор истории Кировского пединститута А.В. Эммауский. Много сделала по этому вопросу Вятская ученая губернская комиссия, а также краеведы: Васильев, Спицын, Бехтерев. 
В 1374 г. основан город Хлынов, ныне Киров, 600-летие которого отмечалось широко. До 14 века территорию Кировской области занимали финно-угорские племена: марийцев, удмуртов, коми. Но заселенность ими территории нашей области была крайне редкая. Именно это обстоятельство давало возможность русским говорить, что большая часть вятских земель лежало «впусте». Основная масса удмуртского населения в 12 веке жила в междуречье Камы и Вятки, по верховьям реки Чепцы - в пределах бывшего Глазовского уезда и частично в Слободском уезде (кругловские удмурты, 14 деревень). С появлением русских на берегах средней Вятки началось постепенное вытеснение удмуртов на восток, в район верховьев реки Чепцы. Приток русского населения происходил из коренных русских земель: Новгородской, Владимирско-Суздальско, Нижегородской. На Вятской земле русские занимались подсечным земледелием, домашним скотоводством. Подспорьем в хозяйстве была охота, рыболовство, выделка кож и пушнины, выработка деревянных и глиняных изделий. В 14 веке Вятские земли подвластны Нижегородско-суздальским князьям; в первой половине 15 века - галицкому, а позже подчинялись Московскому княжеству. 
В 1391 г. татарский царевич Бектут совершил набег на Вятскую землю и с тех пор на протяжении почти 200 лет жителям Вятского края приходилось вести упорную борьбу с татарами, отбивая их набеги или совершать походы на самих татар, доходя до их столицы, города Сарая. В 1402 г. татары основали село Карино, чем положили начало каринским татарам, игравших в 15-16 веках значительную роль на причепецких землях. Только в 1480 г. свергнуто татарское иго. Тогда русское государство стало расширять свои владения на Север, в Приуралье и в Поволжье. В 16 веке Вятская земля стала форпостом продвижения русских на восток. Успехи в земледелии были настолько значительны, что вятичи снабжали хлебом завоеванные русские земли в Сибири. 

Н.Шулепов. Первые поселения // Сельский маяк (Фаленки) – 1981 г. № 31 

Фото с сайта http://www.вндс.рф/fotogalereya/r-cheptca

 

Забытые имена. Кока



Известно, что большинство исконных славянских имен после принятия христианства на Руси были заменены теми, что встречаются в святцах (по именам святых), до 17 века сохранились только некоторые из них. В вятских переписях 17 века мы еще можем найти упоминания о некоторых из них, а за позднее время они и вовсе практически исчезают. Была тут и еще одна причина - крещение с наречением имени давалось только с христианским именем, которое есть в святцах. 
В метрической книге села Лекарево Елабужского имени за 1902 год можно встретить в инициалах женщины необычное отчество - Кокина, т.е. отец ее носил имя Кока. Интересно, как он смог носить это имя, если в святцах такого имени нет?
Если мы обратимся к истории имени, то узнаем, что это имя и его разные формы было очень распространено у славян - Кока, Кокан, Кокин, Кокл, Кокля, Коковица, Коковка (Каковка), Коког, Кокоулин, Кокшар - от «кок» - «ярко-красный краситель, ткань этого цвета». Переносн. - «краснолицый». Это имя упоминается в XII в. (Кокан) в Богемии и Моравии. 1428, 1447, 1448 (Коког), чехи. 1495: (Коковица) крестьянин великопорожский, (Коковка) в Боркове, (Кокшар) еглинский житель. 1555 (Коковка) в Водской пятине. 1593 (Каковка) в Смоленске. 1626 (Коклырский Неклюд), московский боярин. 1641 (Кокин) в Киеве. 1649 (Кокоулин) в Якутске. 1661 (Кокля) в Тихвинском монастыре и др.

Источники: архив НАРТ ф.4 оп.157 д.115 лл.578 об.-579
http://kod-imeni.ru/slavyanskie_drevneslavyanskie_ime..

 

Мифы вятской истории. Время заселения славянами Вятского края



Если почитаем многие современные исследования по древней истории Вятки, то можем ознакомиться с выводом их авторов, что впервые славяне появляются на Вятской земле в 12 веке, а спустя два века они основали город Хлынов/Вятку. То есть первые колонисты жили себе преспокойно двести лет до основания будущей столицы Вятского края. Некоторые авторы пишут, что славяне появились на Вятке в 12 веке, а первые летописные сведения об основании Вятки/Хлынова относятся к 14 веку. На лицо смешение двух исторических периодов. 
Между тем если мы обратимся к трудам историков конца 19 века и советского времени, узнаем, что появление славян в 12 и 14 веках на берегах Вятки это ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ, т.е. они появились здесь либо в 12, либо в 14 веке, и, согласно второй версии, славяне не могли жить двести лет на Вятке до основания Хлынова/Вятки. Значит предки современных русских вятчан появились здесь либо в 12, либо в 14 веке...
Также разнятся и версии о происхождении первопоселенцев. Если первая группа их могла быть из Великого Новгорода, то вторая - из Суздальско-Новгородской земли. Это также смешивается в одну историческую "кашу". Потому что труды многих "старых" историков не в чести и большей частью забыты ...
Очень хорошо написал об этом в 1966 году даровской краевед В. Смердов:

В настоящее время Кировская область в основном заселена русскими (славянами), пришедшими сюда много веков назад. Но как в начале колонизации, так и теперь, со всех сторон она окружена нерусскими народами: на севере -коми, на северо-востоке- пермяки, на юго-востоке – удмурты, на юге – татары, на юго-западе - марийцы. Только на западе и северо-западе примыкают области, населенные русскими. 
О времени начала славянской колонизации Вятской земли есть два исторических варианта. Первый, пока являющийся официальным источником, отражен в Большой Советской Энциклопедии и других официальных изданиях, относит начало славянской колонизации к концу 12 века – 1174 году. 
Историки, придерживающиеся этого варианта, основываются на данных «Повести о земле Вятской», или «Вятской Летописи», впервые найденной и опубликованной Рычковым и первым историком земли Вятской А.Вештомовым, а за ним и видными историками конца 19 века Соловьевым, Костомаровым и другими. 
Вторая группа историков более позднего периода Верещагин, Спицын, Луппов, Эммауский считают, что нет основания верить «Вятской Летописи », т.к. она якобы составлена в первой половине 18 века, между 1725-1730 гг. Но если нет оснований ей верить, то нет и ее опровержений. Нельзя огульно считать «Повесть о земле Вятской» какой-то исторической подделкой и огульно без исторической проверки ее опровергать. Эта вторая группа историков считает начало колонизации с конца 14 века, а именно – с 1374 года. Если историки первой группы считают, что первые русские поселенцы пришли из Великого Новгорода, то вторые считают, что колонизация проходила из Суздальско-Новгородской земли. 
Вот этот отрезок времени до начала 15 века и считается «белым пятном» нашей истории. 

В.Смердов. Далекие наши предки // Слава труду (Даровской) – 1966 г. № 12

 

О "превышении" полицией полномочий в старину

В 1808 г. в Правительствующем Сенате было заслушано прошение коллежского секретаря города Уржума Павла Разумова. Тот жаловался на городничего Дреера, который ехал по городу с зажженным пучком лучины. Опасаясь, как бы в городе не случилось пожара из-за этого, Разумов пытался остановить его, в результате чего городничий «превысил свои полномочия».

Источник: Прозорова С. Из истории уржумской милиции // Кировская искра – Уржум 2005 г. № 124

К сожалению, в публикации не сообщалось, был ли наказан Дреер "за превышение" или нет.

 

Взятка... самогоном



В деревне Саватенки Лебяжской волости есть некто сельский исполнитель Новгородцев Михаил. Не так давно подавали заявления от маломощных хозяйств о скидке единого сельскохозяйственного налога. Некая гражданка Раиса Николаевна приходит к исполнителю селения с бумагой и просит написать ей удостоверение и заявление о скидке налога. «Видишь, мне некогда, я работаю – отвечает исполнитель, - если дашь бутылку самогона , тогда будет готово». 
Ввиду того, что на завтра надо было представить заявления, т.к. был последний срок и писать больше было некому, наша Раиса принесла бутылку самогона. Исполнитель принял и выпил. 

Вот так исполнитель // Красный пахарь – 1924 г. № 53

 

Исторические параллели. В двадцатом веке Россия была восстановлена дважды после тяжелейших потрясений



В последнее время стала популярной фраза, что благодаря сталинскому правительству Россия (тогда СССР) в сравнительно короткие сроки была восстановлена и уже вскоре смогла приступить к освоению космоса.Восстановлена страна была, конечно, в первую очередь, энтузиазму советского народа, восстановившего тысячи разрушенных сел и городов, промышленность и сельское хозяйство на бывшей оккупированной территории. Кто-то метко заметил, если бы тогда у руля было современное руководство страны, восстановление страны длилось бы... до сих пор. 
При этом не стоит забывать, что в двадцатом веке страна была восстановлена еще один раз и также в короткие сроки. К 1921 году после двух войн - Первой Мировой и Гражданской - страна лежала практически в развалинах. Если в первую войну страна потерпела экономический ущерб, то в Гражданскую - и материальный, особенно на тех территориях, где шла война, а она прошлась почти всей территории страны. К чести советского руководства, оно понимало значимость промышленности и железных дорог и старалось их восстанавливать сразу. В добавок ко всему добавились грабительская продразверстка и голод 1921 года. Несмотря на все это, страна была полностью восстановлена к 1929 году, и советское руководство начало масштабные программы по коллективизации и индустриализации страны.
Вятская губерния пострадала в период 1914-1921 гг. недолго. Масштабные боевые действия здесь были только на востоке губернии в 1919 году. В конце прошлого года мы публиковали заметку 1918 года, в которой рассказывалось, что после окончания Ижевско-Воткинского восстания Воткинский завод был восстановлен и начал выпускать продукцию. 
Таким образом, мы имеем не один, а целых два исторических примера, за какой период времени можно восстановить разрушенную экономику страны. Как бы мы не относились к большевикам, под их руководством страна была восстановлена дважды - в 1920-е и 1940-е годы...

На фото: Нолинское духовное училище, сожженное во время местной Гражданской войны в 1918 году. В 1930-е годы было восстановлено и стало педтехникумом.

 

Загадки генеалогии. Можно ли найти православных в единоверческом приходе?

Единоверческие приходы начали возникать в Вятской губернии, как известно с начала 19 века. Единоверие это был своего рода синтез православия и старообрядчества, но все же ближе к старообрядчеству. Единоверческие приходы возникли в разных местах губернии - в Омутнинском заводе, на юге Уржумского уезда (село Сосновогорское), в Сарапуле и других. Единоверческие приходы сразу стали центрами "православного старообрядчества". Если мы посмотрим любую метрическую книгу такого прихода, то увидим в ней записи и о жителях других православных приходов, даже очень отдаленных. Если единоверческая (а по сути староверческая) церковь была одна на весь уезд, то, разумеется, туда съезжались старообрядцы из самых разных, отдаленных мест.
В то же время единоверческим церквям были "нарезаны" приходы из соседних деревень, как это практиковалось с православными церквями, в том числе с православным населением. Но так получилось, что приходы были нарезаны, но ходить в староверческие храмы было мало желающих. Между православными и старообрядцами была все же некоторая отчужденность. Ходили в соседние православные храмы. Например, жители Сосновогорского прихода Уржумского уезда ездили на службы и требы и в соседние села Кузнецово и Марисолу. Жителей деревни Зелени Сарапульской единоверческой церкви мы тоже не найдем в ее книгах. Они, очевидно, посещали другие храмы Сарапула. Поэтому, наверное, искать своих православных предков в метриках единоверческих церквей - пустое занятие (своего рода печальный опыт) ...

 

Вятские краеведы о начальной истории Вятской земли



Согласно «Повести о земле Вятской», в 1174 г. ушла из Великого Новгорода большая группа новгородцев, недовольных решением правящей верхушки Великого Новгорода о соглашении с Ростово-Суздальским великим князем Андреем Боголюбским после длительной борьбы 
Недовольные с семьями ушли по реке Волге вниз, дойдя до Камы, поднялись до ее среднего течения, где основали городок-крепость. Узнав о привольных землях на реке Вятке, двинулись туда по реке Чепце, большому притоку Вятки. 
Скоро и остальные их товарищи на Каме пошли по Вятке. Дойдя до марийского городка Кокшарова, взяли его приступом и переименовали позднее в Котельнич. Это было в 1174 году. 
После этой победы завоеватели основали г. Хлынов, который и стал центром Вятской земли. Землю назвали Вятской по удмуртскому названию реки. 
Новгородские поселенцы считали Вятку своим поселением наподобие Двинского или Нагорской земли и требовали от нее подчинения. Но вятичи не хотели им подчиняться и создали свое управление. 
В 1391 году хан Орды Токтамыш послал на Вятку царевича Бектута. Бектут разбил вятское ополчение и землю подчинил татарам. Таким образом, Вятская земля под татарское иго попала на 150 лет позднее Московского государства. 
В 1474 г. вятчане под руководством Кости Юрьева напали на столицу Золотой Орды – Сарай. Пользуясь отсутствием хана, они разграбили ее и забрали в плен женщин Сарая, в том числе и одну из жен хана. 
По второй исторической версии славянская колонизация Вятской земли проходила с конца 14 века с Суздальско-Новг земли после ее разорения татарами. В 1377-78 гг. масса населения ушла в пределы Костромского, Галичского княжеств и в Вятской земли по реке Унже, потом по Ветлуге до ее верховьев, а затем по территории нынешнего Котельничского и Даровского районов на Молому и Вятку. 
После завоевания ханом Тохтамышем Вятской земли в 1391 г. она была передана Суздальско-Нижегородским князьям. Так пишут Луппов и Эммауский. 

В.Смердов. Далекие наши предки // Слава труду (Даровской) – 1966 г. № 12

 

Личности Вятской истории. Царевич Бектут



"Того же лета царь Тохтамыш послал царевича своего именем Бектута на Вятку ратью. Он же шел, Вятку взял, а люди посече, а иных в полон поведе, мужи и жены и дети".

Это, пожалуй, один из самых известных отрицательных персонажей Вятской земли. Полководец хана Тохтамыша, царевич Бектут в 1391 году взял город Вятку (будущий Хлынов, с 17 века). Правда, исследователь Tahir Tahsin пишет в своей публикации, что Бектут Вятку не взял: "Царевич Бектут опустошил всю Вятскую землю по р. Вятке. Но, дойдя до г. Хлынова не cмог захватить его. Природный барьер между р. Вяткой и отдаленным высоким берегом с расположенным на нём городом, лишил его возможности внезапного нападения. Постояв у г. Хлынова в осаде, царевич вернулся в Орду ни с чем" (https://pandia.ru/text/77/468/30102.php). Но данное утверждение сомнительно, ведь все летописи говорят, что царевич не только взял Вятку, но и увел из нее пленников (вот для чего мог быть осуществлен вятчанами поход на Сарай - для освобождения своих близких!). 
Что о царевиче Бектуте можно узнать? Увы немного. 
Бектут, как и многие из знати Золотой Орды, происходил из рода самого Чингисхана и его сыновей, но возвышение его произошло во время воцарения Тохтамыша, клан Бектута вошел в политическую элиту при дворе. Правда, кроме взятия Вятки, Бектут, похоже больше ничем не прославился и вскоре умер, так как больше он не известен по письменным источникам.
Больше известно о сыне и внуке Бектута - хане Бек-Суфи и его сыне Барат-Суфи, жизнь которых выпала на период острой борьбы за власть в распадающейся на части Орде. В 1419 году Бек-Суфи возводится в Крыму на престол после умершего местного хана Дервиш-хана. Есть предположения, что Бек-Суфи стал марионеточным крымским ханом золотордынского хана (одного из последних) Едигея и был им до смерти последнего, а позже в 1421-1422 годах он проиграл политическую борьбу другому претенденту на Крымское ханство - Девлет-Бери. После смерти Едигея, Бек-Суфи не смог победить Девлет-Бери и его родственники вынуждены были покинуть Крым. Барат-Суфи, сын Бек-суфи, вместе с семьей ушел в Восточный Дешти Кипчак из Крыма, где они и клан Дервиш-хана (который ушел с ними) потеряли власть. Восточный Дешти Кипчак - исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь от низовий Дуная до Иртыша.
Типичный конец многих властителей Ордынского царства. Известно, что ханы Мамай и Кучум тоже умерли где-то в скитаниях, скорее всего, убитые своими же приспешниками...

Подробно о роде Бектута можно прочитать здесь: https://www.proza.ru/2011/08/02/800

 

Воспоминания. Как у "кулаков" хлеб отбирали (1918 год)



… Самая острая нужда, которую испытывала в то время советская власть – был хлеб. В стране введена карточная система, рабочие городов и промышленных центров по карточкам получают мизерный паек… Государству нужен хлеб. Хлеб в стране был, но находился он в руках богатеев – кулаков, торговцев, спекулянтов, которые не хотели продавать его государству, саботировали. 
У одних хлеб на складах лежал, припрятанный, у других находился в скирдах, не молочен. Каменные амбары хлеботорговцев Таныгиных ломились от скупленного по дешевке зерна. Лопсолятские кулаки Силашка и Гаврюшка имели в запасе по десятку огромных ржаных скирд, но молотить не думали. В Энермучаше, в Куркумбале, в Тапшере кулаки имели большие запасы не молоченного хлеба в скирдах, но о нужде государства и не думали. 
Хлеб был в каждой деревне, и много его. 
Хранение хлеба в скирдах имело ряд преимуществ. Качество зерна сохранялось долгие годы, оно не портилось. На случай неурожая, частого недорода или градобития богатая семья с хлебным запасом раньше не оставалась голодной. Наоборот кулак на запасе хлеба в голодный год наживал большой капитал, продавая его по высоким ценам или выдавал в ссуду под высокий процент. 
В голодный год страдала беднота, которая вынуждена была пойти на поклон к кулаку, торговаться за хлеб по любой цене. Хлебные скирды ставились в разных местах в дали от домов, овинов и бань. В случае пожара деревня может сгореть, а хлеб в скирдах останется и хозяин снова заживет. 
Весной 1918 г. советскому государству потребовался хлеб. Вот тогда-то и заработали Комбеды под руководством рабочих отрядов, они организовали общественный обмолот кулацкого хлеба. Во всех соседних деревнях началась молотьба, отчетливо слышался визг молотильных машин из Лоп-Солы, Энермучаша и Куркумбала. Кулаки сопротивлялись, не давали хлеб, устраивали различные подвохи, увозили на время даже к родственникам. Но сопротивление было сломлено, и хлеб пошел для армии, промышленности и деревенских колоний. 
На долю нашей деревни досталась огромная сдвоенная ржаная скирда энермучашского кулака Алексишки Бирюкова. Скирда старая урожая 1909 г., сверху обросший мохом. В назначенный день молотьбы соседи по человеку с дома, да плюс подростки, а всего 40 человек забрали у Наумовых две ручные молотилки, 2-3 веялки, метлы-грабли-лопаты, полога, с полсотни мешкотары (по два мешка с дому), прочий инвентарь и всей этой группой с раннего утра отправились в деревню Энермучаш молотить старую скирду, которая стояла в конце усадьбы у поля. 
Расчистив землю вокруг скирды, обе молотилки поставили по ходу зерна в ряд. Дальше конвеером на разосланных пологах поставили две веялки в ряд и всюду расставили людей-работников. 
Скирду ломал сам хозяин – сын Иван Алексеевич, а помогал ему наш сосед Федор Ефтаныч, здоровый солдат как медведь. Нервничал Иван Алексеевич, ругался негрубо, жалел хлеб, но ничего поделать не мог. Больше он ругал отца Алексея Яковлевича за то, что тот напрасно «долго трясся», скапливал хлеб, и вот теперь накопил сам не рад. 
Четверо здоровых мужчин острыми топорами рубили пополам ржаные снопы на скирды, отделяли колос от полусгнившей гузовки. Мы подростки акт оттаскивали эти гузовки к месту, где двое рабочих складывали их в «новую скирду», а колос подтаскивали к машинам-молотилкам.. 
Крутились и визжали наши молотилки, очищалась солома и зерно, работали дружно веялки, заполнялась мешкотара и чистое зерно отвозилось на государственный склад в деревню Колокуду. Зерно добротное, даже вкусное, отлежавшееся за долгие годы в скирде. Подростки набирали это зерно в карманы и с удовольствием ели его вместо семечек. 
Воспоминания старого коммуниста Анчугина Александра Романовича (записаны в 1967 г.)

ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.30 лл.31-32

 

Воспоминания. Белорецкая «ярманка» в Уржуме 



…Шурик… Мой двоюродный брат, тезка. Ему столько же: в августе пойдет 56-й год со дня рождения. Толковый и работящий теперешний глава уржумского дома. Здесь вырос, закончил школу. И у него самые светлые воспоминания о Белорецкой ярмарке. 
Вот мы на заливных лугах речки Уржумки. Босоногие, как деревенская детвора. Яркое солнце на синем небе. Торговые ряды дощатых ларьков. Все в них есть, только готовь денежки. Мы, ребятишки, постоянно клянчим у подвыпивших отцов мелочи на какие-то сладости. А они, оживленные от выпитого, в отпуске все же, да еще - на ярманке. Именно так на местном диалекте звучит это слово. Шумное, задиристое, веселое. 
Как-то заспорили наши папаши: купить или нет дубовую бочку с пивом. Всерьез уже решили осуществить задуманное, да транспорта не нашлось, чтоб довести до дома намеченную покупку. 
Помнится мне и тряпочный Петрушка, крикливый, занозистый. Издревле обязательный персонаж всех народных гуляний и русских ярмарок. Я мальчишкой, думается, видел уже одного из последних Петрушек, исторических народных любимцев. 
Или другое: шаткая карусель. Кем и как приводимая в действие? – Вопрос мало тогда интересовавший нас, шумных мальчишек. Помнится, крутился и матерчатый шатер, в котором, видимо, ходило полдюжины здоровых мужиков, с ускорением вращая поперечины карусели. А визгу на ней было, веселья… 
«Белорецкая ярманка» - давняя достопримечательность города Уржума. Добрая слава шла о ней за пределами уездного (районного) центра. Большой удачей мои родители, тетушки и дяди считали подгадать свои отпуска к открытию очередной Белорецкой ярмарки. При тогдашней скудости на магазинных полках, ярмарка поражала изобилием разного товара. Только успевай открывать кошельки. 
С многочисленными покупками счастливые наши отпускники разъезжались по своим домам, разбросанным по городам и весям тогдашнего Советского Союза. А ярмарка оставалась в их сердцах и памяти, как другие достопримечательности Уржума: Митрофаниевская каланча, улица Советская со старинными особняками и величавый, ныне подновленный на ней - Троицкий собор. 

Александр Минин. Белорецкая ярмарка // Знамя октября -2001 г. № 66

Одна из старых сохранившихся фотографий знаменитой ярмарки.

 


Назад к списку