- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 16-30

 

Лесопромышленники Бушковы из Русского Турека

Когда-то имена этих людей были известны не только по всему Уржумскому уезду, их знали в Вятке, Казани, Саратове как богатых купцов, лесопромышленников, меценатов. А ныне памятью о них остаются только каменные особняки в селе Русский Турек Уржумского района и Бушковский лес.
На фото дети Минея Бушкова - Григорий Минеевич с супругой, Ипполит Минеевич и Евдокия Минеевна.



Фото предоставлено Александром Бушковым

 

Из истории здравоохранения в Уржумском уезде



Первая больница в уезде появилась изначально в городе Уржуме; известно, что в 1813 г. она уже работала. Многие годы эта больница, не соответствовавшая даже санитарным требованиям, была практически единственной на весь уезд, не считая заводских больниц на 10 кроватей в Шурминском и Буйском заводах, предназначавшихся только для рабочих. Даже на все Вятское удельное имение имелась только одна больница на 32 кровати в слободе Кукарке. В 1857 г. на всю губернию приходилось… 7 врачей, когда по новым штатам больниц, были учреждены должности губернского врача, три старших и три младших врача. И вот на этих трех старших врачей приходилось руководство врачебным делом всей губернии. Понятно, что по этой причине оно находилось в самом печальном положении. 
Больницы в сельской глубинке открылись много позднее. П.В. Алабин открыл два приемных покоя в Удельном имении. Один из них появился в с. Лебяжье в 1860 г., но после реформ был закрыт «ввиду стеснения денежных средств». Только в 1880-е гг. заботами земства открываются больницы в нескольких частях уезда, например в селах Лаж, Шурма (вместо бывшей заводской больницы) и Сернур. Горнозаводское ведомство предлагало земству взять под свою опеку и Буйскую заводскую больницу, но в 1875 г. оно отклонило это предложение опять же «из-за значительности затрат», а только открыло в Буйском в 1876 г. фельдшерский пункт. 
К 1899 г. уезд был поделен на 6 больничных участков с больницами в Уржуме, Шурме, Лажу, Сернуре, Нартасе и Новом Торьяле. После этого новые больницы в уезде уже не открывались. Только спустя больше десятка лет, в 1914 г., появится еще одна больница в с. Лебяжье на 10 мест. Две больницы в южной части уезда, в Нартасе и Торьяле, появились в последней четверти столетия. Получается, что до этого никакой медицинской помощи многотысячному марийскому населению практически не оказывалось – на весь север современной Марийской республики приходилась только одна больница в Сернуре. Не было здесь и аптек; ближайшие находились только в городах Уржум и Царево-Кокшайск. Это представляется, как если бы сегодня жителям Уржума пришлось бы ездить за лекарствами в Киров… 
В большинстве мест уезда действовали фельдшерские пункты, возможности которых были много скромнее, чем у больниц. В некоторых селах фельдшерские пункты имели и акушерские функции. Так, в с. Лебяжье такой пункт открылся в 1886 г., с 1898 г. ставший акушерским. Рассказывают, небольшое здание фельдшерского пункта стояло на краю оврага, разделявшего село и д. Желтенки. В нем размещалась маленькая аптека, приемный покой и жилая комната фельдшера. По воспоминаниям старожилов, это был человек необыкновенной душевной красоты, с добрым ласковым взглядом и тихим спокойными голосом. Он сам готовил порошки, микстуры, ставил банки и делал перевязки. Все его снадобья хранились в одном шкафу, некоторые в темных банках с черепом и костями на этикетке. Это немного пугало, но все же вселяло веру и уважение к такому непривычному понятию, как медицина. 
Несмотря на открытие больниц и фельдшерских пунктов, смертность от различных заболеваний и травм оставалась очень высокой - население буквально косили самые различные хвори, много умирало людей от травматизма, от незнания причин болезни. К примеру, в 1894 г. в Красноярском приходе из 111 человек «натурально», т.е. своей смертью, умерло лишь…15. Причиной этого была удаленность больниц. Кроме того, большинство крестьян предпочитало обращаться не к докторам, а к различным знахарям-шептунам, которых было много и в начале XX века. Исход этого понятен: больной чаще вместо излечения получал путевку в могилевскую губернию. Знахарство и шарлатанство со всеми их последствиями и в наши дни нередкое явление… 
В 1894 г. в Красноярском приходе по данным церковной метрической книги «натурально» умерло … 7 мужчин и 8 женщин. Причиной смертности остальных усопших являлось: 
М.П. Ж.П. 

от грыжи 1 - 
родимца 11 10 
чахотки - 3 
припадка сердца 1 - 
удушья 2 3 
самоудушения 
под влиянием /умственным 1 - 
коклюша 7 5 
слаборождения 9 7 
головной боли 1 1 
поноса 13 8 
после родов - 3 
катарра - 1 
воспаления мозга 1 - 
запора мочи - 1 
молочницы - 1 
скарлатины - 1 
золотухи - 1 

В том же году в приходе с. Байсы умерло 289 человек (150 м.п. и 139 ж.п.). 
Причины смертности были следующие: 

слаборождение 28 27 
старость 15 16 
чахотка 9 15 
водянка 2 9 
роды 7 
родимец 4 
головная боль 3 
каменная болезнь 2 
сухотка 1 1 
воспаление легких 1 1 
боль горла 1 
боль живота 1 
чесотка - 1 
запой 1 
болезнь груди - 1 

Неестественная смерть: 
излишнее употребление вина 2 
удушье при старости лет 1 
ушиб головы о твердый предмет - 1 
огненная рана 1 

Заразные болезни: 
оспа 1 
скарлатина 1 
корь 2 
коклюш - 11 
неопределенный тиф 2 1 
простой повальный детский понос 44 30 
кровавый понос 5 6 
горячка 1 2 
инфлуенца 2 

В записях смертей также встречаются такие слова, как рак, брюшной тиф, сахарное мочеизнурение, ожог при пожаре, рвота, гнойное повреждение, и т.д. Но как бы не назывались эти болезни, за каждым словом этой страшной статистики стоят страдания людей и безмерное горе от потерь близких. Некоторые переписчики метрических книг старались не писать длинные списки смертельных болезней, а отмечали только причины неестественной смерти, как-то – «излишнее употребление вина», «удушье при старости лет», «ушиб головы о твердый предмет», «огненная рана» и т.д. Чаще всего в этом перечне упоминается винное запойство. 
Женщины тех лет рожали в больницах тоже редко – либо прибегали к помощи повитух, либо делали это по-старинке «за печкой» или в бане. Не случайно, в церковной статистике часто упоминаются мертворожденные. В 1894 г. в Красноярском приходе было 8 «мертворождений». 10 февраля 1894 г. матушка священника с. Высокая Мелянда о. Виктора Лучинина Анфиса Ивановна родила мертвого ребенка, а спустя 3 дня скончалась сама «от воспаления живота», не успев даже причаститься св. таин. Поэтому неслучайно, что часто цифры рожденных в больнице и число окрещенных за один и тот же год удивительно разнятся. К примеру, в 1875 г. в Уржумской больнице было принято только 11 родов, в Шурминской 6. Даже в 1899 г., накануне просвещенного века, в больницах уезда было принято только 493 младенца из 15 тысяч родившихся в уезде. Нередки в церковной статистике двойни (рождались ежегодно в каждом приходе) и подкидыши. 

Д.Козак. Уржум - два берега жизни - Йошкар-Ола 2014 г.

Использованы документы архива ЦГАКО

На фото: здание земской больницы в Уржуме

 

Как оформлялась подписка на журналы в 1901 году

 

"Безвременно угасший..." Судьба врача начала двадцатого века (из некролога)



16 декабря минувшего года умер в селе Сернур Ужумского уезда земский врач Николай Сергеевич Арбузов. Покойный, едва достиг 25 лет от роду, уроженец города Вятки, сын известное в свое время в Вятке доктора, а впоследствии земского деятеля Сергея Андреевича Арбузова. 
По окончании курса медицинских наук в Императорском Московском университете осенью 1899 г. Николай Сергеевич тотчас поступил в Московскую Бахрушинскую больницу где и занимался в хирургическом отделении до своего перехода в Уржумское земство. 
По видимому судьба улыбалась покойному, т.к. он имел полную возможность остаться в Москве, отдавшись избранной им специальности и таким образом составив себе в будущем видное положение и карьеру. Но работа в столице не удовлетворяла запросов его души и, несмотря на советы родных и друзей - продолжал занятия в Москве, в конце апреля минувшего года перешел на службу в Уржумское земство, где и занял место врача Сернурской больницы.
Молодой, энергичный, чрезвычайно добрый и отзывчивый на всякое человеческое страдание, он бодро и с жаром принялся за тяжелую работу земского врача, полный самых лучших надежд и стремлений. В короткое время он легко приобрел себе доверие, любовь и уважение среди многочисленного населения участка. В ноябре месяце в его участке появился сыпной тиф. Объезжая пораженные тифом деревни и пользуя тифозных больных в больнице, в начале декабря он заболел сам. Несмотря на сильно повышенную температуру и общее недомогание, не обращая внимание на советы окружающих прекратить всякие занятия, первые 5 дней болезни он был на ногах и продолжал занятия в больнице. 
На 6 день он слег. Утомленный предшествующими экзаменами, усиленными занятиями в Бахрушинской больнице и еще более тяжелыми в Сернурской, молодой организм не выдержал, и на 14 день болезни Николай Сергеевич скончался в бессознательном состоянии. 20 декабря его похоронили с разрешения Епархиального епископа в церковной ограде в селе Сернур; на гроб были положены венки от Уржумского земства с надписью: «Безвременно угасшему врачу благодарное Уржумское земство» и от сослуживцев - «Юному другу народа от товарищей-врачей». 
За 5 месяцев до смерти покойный женился. Кроме вдовы, после него еще остались мать и взрослая сестра. 

Вятская газета - 1901 г. № 1-2

На фото: во дворе больницы села Сернур. Фото из фонда краеведческого музея поселка.

 

Почему мало открывали медицинские пункты в царское время. Не хватало врачей...



Из журнал Нолинского уездного земского собрания 50 очередной сессии от 12 октября 1916 года. 

Рассматривали ходатайство Соколовского кредитного товарищества об открытии в селе Соколове медицинского фельдшерского пункта. 

С.А.Вихарев: в настоящее время у нас многие участки пустуют за неимением фельдшеров, поэтому если мы и откроем медицинско-фельдшерский пункт в селе Соколове, то за неимением медицинского персонала не будет функционировать, почему я полагал бы об открытии в селе Соколове медицинского фельдшерского пункта воздержаться. 

Постановили: об открытии медицинского фельдшерского пункта в селе Соколове воздержаться.

 

О лечении бешенства в старину



Вечером с 6 на 7 января в селе Челнах Трехсвятской волости Елабужского уезда, искусаны волком крестьянин Александр Шишов и крестьянские дети Евдокия Тимина 9 лет, Сергей Младенцев 14 лет, Павел Колпаков 14 лет, деревни Трехсвятской крестьянин Степан Красильников и мещанин г.Елабуги Михаил Шипицын. Пойманный и убитый в селе Челнах волк оказался бешеным. Все 6 человек, искусанные волком, были отправлены на Пастеровскую бактериологическую станцию, для предохранительных прививок от водобоязни. 

Вятская газета - 1901 г. № 9

 

Первые ветеринарные клиники Вятской губернии



1901 год. 4 февраля в городе Глазове состоялось освящение и открытие первой в нашем уезде земской ветеринарной амбулятории (приемной). Амбулятория представляет из себя простое одноэтажное деревянное здание со всеми необходимыми удобствами по части приема больных животных. Особенно приятное впечатление на посторонних посетителей производит обилие в нем света и чистота, которую не так часто можно встретить даже в наших медицинских (человеческих) амбуляториях. Недостаток еще помещений, где можно было бы оставлять больных животных на излечение, а такие приемные покои имеют уже некоторые уездные земства Вятской губернии, например Уржумское. Мы ждем такой «скотной больницы» как «из печи пирога». 

Вятская газета - 1901 г.№ 10 от 9 марта

 

"Жизнь теперь ушла вперед..." Вятская почта на заре 20 века



Деревенская почта. Какова она у нас – всякий знает. В селениях, удаленных от городов и крупных сел, надо жителям деревни затратить много времени, и нередко денег, чтобы получить газету, письмо, деньги, посылку. И вот роль почтовых контор нередко исполняют лавочники, кабатчики, «верные человеки». А между тем теперь легко устраивать почтовые отделения. Правительство поможет; со стороны населения потребуется только содержать лошадей. 
Жизнь теперь ушла вперед. Деревня интересуется и газетными новостями. Многие выписывают газеты и журналы. Как же не устраивать сельскую почту? Сравним заграничную деревню с нашей. Там – как известно - в каждом более или менее значимом селении есть обязательно почтовое отделение. В Германии в 1894 г. одна почтовая контора приходилась на 1300 жителей, тогда как в России одна почтовая контора приходится – на 15 тысяч жителей. 
Ясно, что положение это должно быть изменено к лучшему, потому что подъем умственных, нравственных и материальных сил деревни сильно связан с почтой. 

Деревенская почта // Вятская газета - 1901 г. №1-2

 

"Сибиряк – мужик гораздо ленивее мужика российского..." Жители Сибири глазами вятчанина

В 1900 году некий житель Орловского уезда поехал по своим делам "в глубь Сибири". В следующем году обширное описание своего путешествия он оставит на страницах "Вятской газеты", из него наиболее интересным выглядит его взгляд на жителей Сибири. Читаешь, и такое ощущение, что здесь много "вятского". А может за последние сто лет мы просто усвоили сибирские привычки... 

 

 

Вятские ураганы



Страна Вятская славится своими ветрами, и мы, вятские, знаем это не понаслышке. Причем нередко ветер достигает ураганной силы, как зимой, так и летом. Описание одного из ураганов запечатлелось в "Вятских губернских ведомостях" за 1901 год:

29 января в Нолинском уезде пронесся настолько сильный ураган, что бушевавшим ветром сорвало крыши на здании Таранковского волостного правления, с амбаров священника села Ошлани Чистякова и крестьянина деревни Шаранковской С.Анисимова и деревни Чашковской З.Урванцева, причем бурей срывало и сбрасывало целые бревна и стропила крыш. Во время той же бури в ночь на 29 января крестьянин той же волости деревни Абросовской Г.Котомцев возвращался из села Колобова с возом лык, сбился с дороги и замерз в поле жителей деревни Балаксинской. 

Вятские губернские ведомости - 1901 г. № 15 от 21 февраля

На фото: последствия урагана в Белой Холунице в 2012 году

 

Вятские игры. Жюль



«Жюль» это дощечка, такой формы и величины (рисунок). Дети делятся на две партии, одни в поле, другие бьют. Жюль ставят в очередной круг. Один из мальчиков бьет палкой о край жюля, причем он отскакивает кверху; остальные ловят прямо в руку. Если кому-нибудь удастся поймать, то бьющего удаляют и из игры, а вместо его будет бить тот, кто, поймал. Если же никто не поймает, один с того места, т.е. где упал жюль, поднимает жюль и бросает в круг, где стоит бросающий с палкой, который сарается подшибить; если это ему удастся, то он будет снова бить, если же не удастся, то его уводят из игры, а другой бьет. Если бросающий подшибает брошенный в круг жюль, то меряют сколько раз палка уложится от круга до места падения, например 10 раз, а условие было на 15, значит на нем еще остается 5, когда условие исполнится то бросающему должны повести на спине это расстояние того, кто поймал рукой жюль.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1021 лл. 15 об.-16 об.

 

Мнимые нищие



В Ярковской волости: в селении Б-ъ нет ни одного грамотного кроме заведующего пятирублевой библиотекой. Замечателен этот починок: промысел и главный заработок у него – нищенство. Большинство сбирают и просят на погорелое место. Отцы отпускают мальчиков за сбором, а дома хлеба много – год за годом уходит не съедают. Жители этого починка по всей округе известны стали своей недобросовестностью; на них уже плохо надеются и редко нанимают на работы. Имеется у них в деревне пятирублевая библиотека; заведующий библиотекой солдат, образование получивший в ротной школе. Мальчиков в школу учиться отдают лениво; только те и отдают, что подобросовестнее; остальным нужны дети для сбора милостыни. Есть один домохозяин, который посылает своего мальчика за сбором, а у него дома хлеба для своего семейства года на 2 хватит старого, и деньги имеются; его можно считать по их селению зажиточным. Второй домохозяин посылает младшего сын за сбором; у него есть еще два сына: старшему 27 лет, второму 24, они ходят на заработки в Пермскую губернию на золотые прииски и там зарабатывают хорошо; да и сам отец еще в проворе, дома управляет сам. Третий коренной нищий этим только и занят. Он первым начал нищий промысел; а живет хорошо: держит 2 лошадей хороших, 2 или 3 коров, и пускает на зиму 2 подростков; дом новый хороший. Когда же отправляется сбирать, то прикидывается или погорельцем или уродливым, больным; иногда он лечит или ворожит. 

П.Богданов. Доходное нищенство // Вятская газета - 1901 год № 4

 

Как нолинчане хотели у себя железную дорогу провести



Известно, что проект планируемой в предреволюционное время железной дороги на юге Вятской губернии, который должен был связать Петроград и Красноуфимск, должен был пройти через города Яранск, Уржум и Малмыж. Однако эта мысль понравилась и богатым купцам Нолинска и Кукарки (хотя Кукарке с ее удобным положением зачем железная дорога?!) и решили они, как говорится, "перетянуть одеяло на себя".
Вопрос этот обсуждался на заседаниии Нолинского чрезвычайного зеемского собрания в 1915 году. Председатель Нолинского земского собрания М.В.Грачев и заступивший место председателя управы С.О. Вихарев доложили: 
"Постановлением соединенного заседания Нолинского земского собрания и городской думы 7 октября 1915 года мы были уполномочены на возбуждение пред министерством путей сообщения ходатайства о том, чтобы проект к постройке смежной с дорогой Петроград-Вятка-Пермь железнодорожной магистрали проходил по южному направлению, именно Петроград-Кострома-Нолинск-Красноуфимск. 
Представляющий важное для Нолинского уезда значение выбор железнодорожной линии уже разрешен в совете министров 1 декабря 1915 года (см. Правительственные вести 1915 г. № 279) в желаемом для Нолинского уезда смысле. Направление магистрали определено такое: Петроград-Рыбинск-Красноуфимск и на работы по сооружению распоряжением министерства означенной линии ассигновано правительством 16 млн. рублей. Таким образом наше ходатайство пред министерством путей сообщения сводилось к тому, чтобы дальнейшем от Рыбинска линия пролегала по Нолинскому уезду и в частности чрез город Нолинск. К этому ходатайству присоединилась и слобода Кукарка, избравшая из среды своей для поддержки ходатайства особых уполномоченных, которые к сожалению не могли явиться в Петроград одновременно с нами". 
Депутация из Вятки прибыла в Петроград, состоящая из купцов Т.М.Зонова и В.П. Стрижева и одного человека от кукарского общества. Но в Петроград явился только Зонов, а Стрижев ввиду болезни явиться не смог. Был ли с ним кукарянин, неизвестно. Господин министр путей сообщения принял как обычно - положил доклад под сукно, промямлив обычно - рассмотрим, подумаем, сообщим. В докладе земству это звучало так: 
"Его Высокопревосходительству угодно было по выслушании наших объяснений признать представленные нами данные им значительными и, приняв от нас докладную записку, выразить, что все это будет рассмотрено министерством и не останется без внимания при решении вопроса о направлении железнодорожной линии, но при этом заметил, что и других уездов Вятской губернии – Яранского и Уржумского – также ходатайства о дороге. 
По сведениям, исходящим от министерства путей сообщения, в ближайшем будущем предстоит по этому предмету совещание с приглашением представителей из тех местностей, которые заинтересованы в устройстве проектируемой дороги. 
Все же в дальнейшем маятник вопроса о прокладке железной дороги качнулся в сторону более южных уездов. Вопрос о прокладке железной дороги через Яранск-Уржум-Малмыж обсуждался и в 1917 году, и в 1918м, но, видимо, революция и Гражданская война отменили эти планы навсегда....

 

"Замечательная личность". О первых кладоискателях



- Да, были люди в наше время, 
Не то, что нынешнее племя...

М.Ю.Лермонтов

Криоборское городище имеет свою народную историю. По преданию народному здесь жили богатыри, от которых остались неисчислимые сокровища, вследствие чего оно во многих местах изрыто кладоискателями. По рассказам жителей деревни Кривоборской не так давно лет 20 назад прибыл сюда какой-то кладоискатель из Казанской губернии, который вместе с близживущими крестьянами старался около полугода над разрытием городища. Этот кладоискатель, по рассказам его сотрудников – жителей деревни Кривоборской довольно замечательная личность. Он будто бы имел какие-то данные относительно местности, в которой сокрыты сокровища. По свидетельству очевидцев при нем была какая-то очень объемистая книга, с которой он никогда не разлучался. Из этой книги он вынимал огромный свиток, на котором был снят план со всего городища с указанием мест, где что скрыто. Так или нет, но все таки этот кладоискатель, по рассказам его сотрудников, нарылся на следы подземного жилища. То место, которое было рыто по его распоряжению, сверху было покрыто толстым слоем песку, под песком нашли несколько слоев кирпича, далее – толченый уголь, потом обозженые бревна и, наконец, дорылись до отверстия, выделанного из глины, из которого шел всю пору дым. Эта дымовая труба по сказанию замечательного кладоискателя и была ключем к сокровищам. Несмотря на значительную глубину отверстия, смелый кладоискатель хотел опускаться через него вниз, но вмешательство правленских властей спутало все дело. По рассказам крестьян казанский кладоискатель хотел найти здесь три бочки драгоценных камней и много множества золота и серебра. – Слышал я что деды настоящего поколения в детстве своем видали в западном овраге огромные железные двери 

ЦГАКО ф.574 оп. 1 д.1022 лл. 16 об.-17 

Примечание: в первоисточнике Кривоборское городище названо как Криоборское

 

"Нас не накроют флагом военным, не прозвенит над нами салют, разве что в небе вечном, нетленном Ангелы Божьи нас отпоют...." 



Поклонный крест в память погибших героев-белогвардейцев у города Кирс, павших за его освобождение 
По идее такие же кресты должны стоять в Малмыжском, Уржумском и Омутнинском районах, где проходили бои Гражданской войны 

Фото Дениса Шабалина

 

Похоронные названия

Была в Вятской губернии и такая категория названий, связанных со смертью или погребением. Например, в Котельничском уезде была Смертинская волость. Название ее произошло от названия деревни Смертино. Соответственно жители деревни тоже носили фамилию Смертины. А всего Смертины дали начало еще примерно 11 деревням в этой части губернии, имевших второе название тоже Смертинская. Некоторые назывались в честь основателей - Аники Смертина, Фаддея Смертина, Мирона Смертина и других...
А в Яранском уезде были распространены деревни со словом "кладбище" в названии - Кладбище, Большое Кладбище, Малое Кладбище другие... А если мы поищем деревни со словом "погост", то найдем их около 15, в основном на севере бывшей Вятской губернии.
Вот такая постине у наших предков была "любовь к отеческим гробам"

 

О народном образовании в начале 20 века



Недавно в публикации за 1900 год была такая фраза: "В Ярковской волости в селении Б-ъ нет ни одного грамотного кроме заведующего пятирублевой библиотекой". Однако, так было далеко не везде. В том же году и в той же "Вятской газете" крестьянин Василий Русинов писал о деревне Русский Пиняз Сарапульского уезда, где неграмотных не было вообще:
"Народное образование в нашей деревне идет хорошо: в 80-х годы у нас существовала уже школа грамоты; в 90-х - церковно-приходская школа, а в настоящее время с 1897 года открылось земское училище. Так в настоящее время в нашей деревне нет ни одного дома, где бы не было грамотного человека, а напротив, по 2-3 и более. Судя по числу грамотных людей, можно судить и о преимуществе молодежи. В обществе, к сожалению, есть только незначительная сельская библиотека и получается 3-4 экземпляра «Вятской газеты» и 2-3 «Сельского Вестника». И эти последние прочитываются крестьянами с большим интересом". 

Вятская газета - 1901 год № 1-2

 

"Набухивать" или когда впервые появились анонимы

У нас на сходе прочли статью в № 43 «Вятской газеты». Некоторые выражали недовольство на то, что кто-то «свой же человек» писал из деревни в газету. «Вот, гляди, с нового года подати набухивают на нас, к чему было об нас писать?» Грустно было слушать такие речи. Можно ожидать, что люди, пишущие в газету, иногда получают неприятности от соседей.

Вятская газета - 1901 г. № 4

 

Еще раз к вопросу о нищенстве в начале двадцатого века



Вот какую интересную историю поведала "Вятская газета" в самом начале 1901 года, случившуюся в селе Соловецком Орловского уезда:
… Пять лет тому назад на церковной паперти стал появляться бедняк старик, не имевший ни семейства, ни крова. Старческие лета (70 лет) и болезнь не позволяли ему делать переход пятиверстный до места, где он проживал. По совершенной доброте людей он поселился в «караушке» церковного сторожа, а в воскресные и праздничные дни становился он на паперть для собирания милостыни. Когда по случаю болезни он не появлялся на паперти в воскресные или праздничные дни, прихожане сами приносили ему подаяние. По примеру его в караушку стали приходить подобные нищие старички, - то ночуют, то неделю проживут. Года через два караушка сделалась постоянным место-пребыванием нищих; из них 3-4 жили безвыходно. 

Вятская газета - 1901 г. № 7

Примечание. В целом публикация была посвящена тому, как "призревать" подобных нищих старичков, которых было уже слишком много...

 

Старинные детские игры. Круг

Делятся на две поручи, из которых одна должна прятать мяч. Мальчики этой партии кладут в подолы рубашек каких-нибудь опилок и т.д., а к одному вместе с щепками кладут шар. Они должны действовать с осторожностью, чтобы не видела другая партия. Потом делятся на 4 части, становятся друг против друга таким образом (рисунок). Выбирается один мальчик, который становится в круг, бросают в него щепками, стараясь попасть мячем. Мальчик бегает по кругу, спасаясь от мяча, если же угадает прямо в него, то его выводят из игры и ставят другого из второй партии, который, как говорят, находится в поле. Если же промахнутся, то мяч ловят стоящие в поле и бросают в этого мальчика, который все это время бегает. В кого попадают, то уводят из игры, которая опять продолжается в том же порядке.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1021 лл. 15 об.-16 об.

 

1903 год. Народные чтения о Святой земле в Кирсинском заводе и городе Нолинске от Императорского Палестинского общества



...В заводе Кирсе чтения производились в обширном помещении заводской конторы. Чтения начались с 6 часов и продолжались с небольшими перерывами для исполнения местным хором церковных песнопений до 8 или 9 часов вечера.Лекторами состояли: священник П.Лопатин, диакон Петр Мышкин, из служащих в конторе - А.Г.Филиппов, А.Т. Шильников, И.Ф. Крючков и П.И. Барышников. Чтения велись по изданиям общества, высланным отделом. С 1 октября было 24 чтения. К чтениям народонаселение завода относилось с большим интересом и вниманием, посещало их охотно, так что аудитория всегда была переполнена. 

...В городе Нолинске чтения устраивались в помещениях «Общества трезвости» и земского училища, под наблюдением отца благочинного градских церквей протоиерея Григория Рязанова и при участии помощника смотрителя духовного училища Михаила Подьякова, который, по поручению отца протоиерея Григория Рязанова, состоит распорядителем палестинских чтений со времени их открытия в городе Нолинске в 1897 году. В отчетном году чтений было 9. Чтения иллюстрировались туманными картинами и сопровождались пением духовных песнопений хора певчих под управлением училищного инспектора городского училища Н.Кореневского. Слушателей собиралось 100-150 человек; они относились к чтениям сочувственно и выслушивали их с напряженным вниманием. Лекторами были: помощник смотрителя духовного училища Михаил Подьяков, учитель духовного училища Иван Марков, учитель городского училища Петр Мансуров и священник Успенской церкви Алексий Иорданский 

Вятские епархиальные ведомости - 1903 № 9 с. 10-11 

На фото: такой храм был в Кирсинском заводе. 
Источник фото: http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?p..

 

ТАК ЭТО БЫЛО. Моя мать, Рослякова Александра Филипповна всю войну работала на тракторе. В то время много было девушек-трактористок. А, с началом войны, вообще, все мужчины ушли на фронт. 22 июня 1941 года бригада, в которой состояла моя мама, работала. При запуске трактора заводная рукоять провернулась в обратную сторону и мать получила открытый перелом руки. Прибежал бригадир: «Ох Александра, и у тебя кровь, сегодня крови и так много льётся в нашей стране. Война началась, фашисты напали!» Мать много мне рассказывала о работе в годы войны. Было неимоверно трудно, но всё пережили, всё вынесли и победили! На снимке Рослякова Александра Филипповна.

Леонид Сорокожердьев

 

Старинные вятские игры. Лунки



Лунки это вырытые рядом ямки, по числу играющих. Около каждой ямки сидит мальчик, а с боков друг против друга сидят два мальчика, из которых один катит мяч по лункам. Положим, А. катит мяч, но им не попадает ни в одну лунку, тогда В. катит ему обратно. Если мяч попадает в чью-либо лунку то тот, чья это лунка, бросает в остальных мальчиков, которые вскакивают и бегут. В кого попадет, на том считается «ямка». Потом игра снова начинается. Если в одного и того же мальчика попадут мячом хоть пять раз, смотря по условию, то лунку его закрывают и он не играет. Остальные играют снова, так как все кроме него остаются битыми по 5 раз. Тот же, кто остается не битым, разрывает лунки и в которую-нибудь кладет мяч, остальные стоят с закрытыми глазами. Каждый по очереди должен угадать, в чьей лунке мяч, конечно мяч постоянно перекладывают. Кто угадает, его оставляют, а кто не угадал того, тот кто прятал мяч, бьет по спине, приговаривая «ярка не ярка, баран не баран, тимин-трон, в чьей лунке?» Если и опять не угадает, то бьет снова. 

ЦГАКО ф.574 оп.1 д. 1021 лл. 15 об.-16 об. 

Фото Сергея Лобовикова

 

Как "пилили" деньги при царе

В "Вятской газете" за 1901 год встретилось интересное сообщение, как будто из дней сегодняшних. Как сейчас говорят, "распиливали" или "осваивали" деньги и при царе. Например, как лишилась денег отельно взятая деревня...

Неприятная потеря. Нам пишут из одной деревни об одной печальном обстоятельстве утраты общественных денег. На сходе зашел разговор о 200 рублях, полученных деревней по одному делу. А где же деньги, спросила молодежь? Наверное, в банке копится процент. «Оне бы и накопились – пишет наш корреспондент – да нет их: слабо жили, - проще скорее пропили».

Вятская газета - 1901 год № 6

 

Об открытии школ в начале двадцатого века



Интересная публикация о постройке земской школы при Окуневской сельскохозяйственной ферме Уржумского уезда за 1901 год. Школа служит своему назначению до сих пор. Незадолго до революции (а может и после) она получила имя Белинского

Недавно заложили мы первые камни нашей будущей школы. На торжество много приходило из окрестных деревень народа и детей. Было радостно смотреть на начало благого дела. На наше земское училище наш односельчанин инженер технолог Федор Григорьевич Багаев пожертвовал 900 рублей. Теперь стоит уже здание удобно устроенное. Мы для земского училища дали две усадьбы одворицы – в ширину 44 сажени, длиной 38 сажени; по времени не пожалеем устроить огород и сад, только бы земство дало хороший участок! По приговору общества земство отпустило нам бесплатно 150 тополей для обсадки наших прогалов в защиту от пожара. Этот материал мы получили на 15 домохозяев от заведующего Окуневской фермы. Посадку производил старший ученик фермы и нас учил посадке. Мы все с интересом работали под его руководством. 

Вятская газета – 1901 год № 6

Фото Ольги Храмцовой

 

Первые распоряжения советской власти в Вятской губернии. Дороги



18 марта 1918 года № 219 

Циркулярно 

Уездным советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Вятской губернии 

Начальник Пермского почтово-телеграфного округа сообщил, что по личному заявлению возчиков почт, а также из донесений заведующих почтово-телеграфных учреждений Вятской губернии усматривается, что дороги на всех трактах, по которым производится перевозка почт, пришли в совершенно негодное состояние и никем не поправляются. 
Следствием этого получилось то обстоятельство, что возчики отказываются от перевозки, а этот отказ влечет за собой уже прекращение почтовых сообщений. Ввиду изложенного отдел по управления губернией предлагает уездным советам немедленно же приступить к приведению дорог в исправное состояние. 

ЦГАКО ф.Р-1323 оп. 1 д. 3

Примечание. Все же положение с дорогами в 1918 году, похоже, оставляло желать лучшего, так как в этом же году в губернии была сформирована тракторная артиллерийская бригада. Тащить по вятскому бездорожью тяжелые пушки можно было только тракторами ))
В 1921 году в сводке по Уржумскому уезду сообщалось, что здесь "дороги и мосты не ремонтировались с 1917 года, угрожая калечением животных..."

На фото: окрестности города Вятки

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Праздничная демонстрация, посвящённая празднованию Великого Октября. Халтурин (Орлов), 7 ноября 1990 года. Фото Леонида Сорокожердьева

 

Конные ярмарки Вятской губернии



Конная ярмарка в селе Архангельском Нолинского уезда. Нолинский уезд богат ярмарками – вообще, а в частности конными. Одной из самых больших ярмарок считается Архангельская, на которой в настоящем году торгуют бойко. Торговля на площади начинается с 14 января – за 4 дня до ярмарки, - чего ранее не бывало. Спрос на лошадей большой – покупают много; поэтому цены на местную рабочую лошадь сильно поднялись: были - от 50 рублей до 90 рублей. Сибирских лошадей ныне совсем не было, и только из села Очера Пермской губернии были привезены 2 табуна в 37 голов. Всех лошадей на ярмарке было более 600, из них куплены и уведены: в Кукарку - 73, Кострому – 15, Малмыж (на барду) – 37, Казань – 50, Турек Уржумского уезда– 21, с.Урень Костромской губернии - 66, Котельнич – 38, город Орлов – 18, Яранск – 50, Ветлугу – 41 и в город Слободской – 19; всего – 428 лошадей.

Вятская газета - 1901 год № 6

На фото: базар на Сенной площади Ижевского завода, 1912 год

О работе первой милиции

Нолинский уездный комиссариат юстиции Вятской губернии 

4/27 марта 1918 г № 101 

22 ноября 1917 г. на Медведской пристани у военнообязанного Шрадер, гражданина Чиркова и его матери была совершена со взломом кража различного имущества на сумму более 1 т.р. 
Все дознание по этому делу выразилось в том, что старший милиционер Маландин совершил лишь протокол заявление Шрадера, в котором перечислил похищенное имущество, да допросил хозяина дома Павла Чиркова. Никакого розыска похищенного имущества, хотя бы в пределах Медведской пристани, произведено не было; сообщено ли о краже и о розыске похищенного по соседним волостям и главным образом в городе Нолинске – не известно; мать Чиркова, которой принадлежала часть имущества, не допрошена; дознание даже не установила имя и отчество ея; никто из лиц, проживающих в доме Чирковой, не допрошен...

ЦГАКО ф.Р-1323 оп. 1 д. 3 л.6

На фото: советская милиция в 1920 году

 

Непонятные выражения из старинных документов. Билетный солдат

Билетный солдат - иначе говоря, временно отпускной, не бессрочный солдат, который находился в отпуске.
Есть и другие объяснения этого выражения. Например, если жребий идти в солдаты выпадал зажиточному крестьянину, он мог нанять вместо себя другого человека, заплатив его семье некую сумму. В этом случае он получал билет, что долг выполнил и от жребия свободен. 
Еще обьяснение - после отмены рекрутчины уже набранных в рекруты содат стали отпускать раньше срока и выдавали им билет - свидетельство о законченной службе.
Но все же смысл выражения "билетный солдат" - срочник, который находился в отпуске.

 

Забытые имена. Стахей



Имя в дореволюционных метриках и других документах личного характера встречается чрезвычайно редко. Нам оно встретилось в отчестве крестьянки из починка Василия Котомчина Вятского уезда. Но, видимо, от этого имени произошла известная вятская купеческая фамилия Стахеевы. Может быть, родоначальником известной фамилии был некий Стахей?
Если мы обратимся к "святцам", то в греческом оригинале имя звучит как Стахий, а не Стахей. 
Стахи́й (иначе Стахий из Арьируполиса, греч. Στάχυς; † 54) — апостол от семидесяти, епископ Византийский. Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, с 38 по 54 годы, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников в христианство. 
Память святого Стахия в Православной церкви совершается 4 (17) января (соборная память апостолов от 70-и) и 31 октября (13 ноября). 

На фото: памятник елабужскому купцу и меценату Д. И. Стахееву перед зданием бывшего Елабужского женского епархиального училища

 

Строитель городского собора (воспоминания)


Почти все мы знаем фамилии вятских архитекторов, возводивших в свое время величественные храмы и другие общественные здания, которые до сих пор украшают города и веси бывшей губернии. Фамилии Рослякова, Чарушина, Дружинина знакомы почти всем, мало-мальски знающим историю малой родины. А много ли мы знаем о тех, кто непосредственно возводил под их руководством эти здания (ведь архитектор только делает план здания и руководит его строительством)? Увы, немного. Лет десять назад в руки попала бумажка с воспоминаниями и фото, рассказывающая немного о жизни уржумского зодчего Я.Д.Попова. Представляю ее вашему вниманию. 

Попов Яков Дементьевич (1854-1924 гг., уроженец села Мелянда). Учился строительному делу в г.Царицыне (ездил специально). Жил в Уржуме с 20 лет и до смерти, похоронен в Уржуме, построил много домов. 
В 1894 г. он взял подряд у «казны» на постройку Троицкого собора. Это строительство шло 6 лет по проекту вятского архитектора Дружинина. У Попова Я.Д. была своя бригада строителей (сам подобрал деловых, непьющих людей). Жили они на первом этаже в его доме. Обеды им готовила его жена Евдокия Афанасьевна, 1857 г.р. В семье было 12 детей. Семья была религиозная, работящая, уважаемая в Уржуме. Попов Я.Д. был членом земства. 

Выписка из родословной Поповых, написанной рукой его внучки Кушковой Тамары Николаевны (1924-2008 г.) со слов его дочери Поповой Александры Яковлевны (1903-1977 г.).

 

Вятские хроники. 1901 год: эра милосердия



Начинаем новую рубрику - "Вятские хроники", самые выдающиеся события в истории Вятского края, начиная с 1901 года. Читая старые публикации, на ум приходит фраза "Эра милосердия". Во многих публикациях сквозит тема помощи - бездомным, нищим, учащимся, больным, страждущим от алкоголизма.Учреждались особые комиссии и комитеты для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Даже вятские православные общества, показывавшие крестьянам "туманные картины" и продававшие брошюрки, имели этим благую цель - просвещение темной крестьянской массы. Особенный пик народного милосердия придется на времена социальных потрясений - годы Русско-Японской и Первой Мировой войн, когда российское общество сплотится в едином порыве, и бедные и богатые, и будет жертвовать средства и одежду на нужды армии и раненых солдат.
Итак, несколько выдающихся событий в истории Вятской губрниии за самое начало 20 века...

Выборы г.Зонова в члены губернской управы отменило губернское по земским и городским делам присутствие. 

Министерство народного просвещения подтвердило, что книги, указанные в каталогах книг для бесплатных народных читален могут быть допущены в библиотеки народных училищ.

Некоторые из наших лучших художников и иллюстраторов получили приглашение принять участие в иллюстрации предпринимаемым Вятским земством издании сочинений Н.В Гоголя в виде сборников и в виде отдельных брошюр. Желая удешевить стоим издания, Вятское земство обратилось к другим земствам, учреждениям и т.д. с предложением подписаться на издание. В настоящее время получено уже заказов на 13 тысяч экземпляров. 

При комиссии по вопросам об алкоголизме основана особая подкомиссия для рассмотрения вопроса об удешевлении чая и сахара ввиду ограничения значения их для борьбы с пьянством. 

Вятскому городскому попечительству о бедных разрешено Городской Думой принимать только на призрение малолетних. Учреждение же приюта для детей предполагается. 

Открыто в в городе Вятке Попечительство о народной трезвости. Избран организационный комитет под председательством вице-губернатора Н.Н. Новосельского для выработки общих руководящих положений деятельности уездных комитетов, а также избраны казначей и непременные члены комитета и ревизионной комиссии. 

Народное чтение по пчеловодству в с.Косолапово Уржумского Уезда, устроенное в помещениях волостного правления, Нартасской сельскохозяйственной школы вызвало большой интерес. Беседа шла «о переходе от вольного улья к рамочному». Слушателей было не особенно много, потому что правление поздно объявило крестьянам о дне чтения. Жаль – многие собрались бы послушать. 

В селе Большой Кильмези Малмыжского уезда учреждается общественное попечительство о доме призрения и труда, находящееся в ведении попечительства о домах призрения и и труда, находящегося в ведении попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Общество это имеет целью предоставлять приют «в доме призрения и труда» совершенно обедневшим, престарелым или неспособным к работе и не имеющих родственников крестьянам обоего пола и сиротам, принадлежащим к Кильмезской волости, а также оказывать по возможности недолгое время помощь обездоленным, выпущенным из больницы или освобожденным по отбытии наказания из мест заключения крестьянам, принадлежащим 10 земскому участку. Устав этого общества предоставляется на рассмотрение правительства. 

Земский ветеринарный врач в Ижевского завода В.А. Старков командирован губернской управой с научной целью преимущественно для изучения бактериологии в Казанский ветеринарный институт, сроком до 1 мая. 

Нолинская земская управа, согласно постановления минувшего Уездного земского собрания 27 сентября учредило общество вспомоществования нуждающимся учащимся начальных народных училищ. 

Источник: Вятская газета - 1901 год № 1-10

Фото Сергея Лобовикова

 

Вятские хроники. Цепные нравы 



В Сарапуле, несмотря на все признаки нарождающейся культурности, процветают еще дикие нравы дореформенной Руси. Многие домовладельцы завели у себя водопровод и даже освтили свои хоромы электричеством, но ворота у них на цепях с вечера. Приходится долго стучать, уныло прислушиваться к лязгу цепей, пока не отопрут, как ворота тюрьмы. 
«Зачем эти цепи?» - с ужасом спрашивает свежий человек, не знакомый с порядками богоспасаемого града Сарапула. «Помилуйте, - отстаивает свою цепную выдумку хозяин. – Калитку откроете, и можно пролезть, но зато вору не вывести со двора ни коровы, ни лошади, ни даже большого узла". Приезжий. 

Цепные нравы // Прикамская жизнь – 1909 г. от 30 января 

На фото: старинный дом в городе Сарапуле сразу привлек наше внимание, и захотелось его запечатлеть...

 

Невероятный случай. НЛО в дореволюционной хронике 

15 января, когда в «Марсе» шел уже второй сеанс картины «Емельян Пугачев», по зрительному залу с быстротой молнии распространился тревожный слух, конечно, взволновавший всех, что над Сарапулом пронеслись два германских цеппелина. Слух оказался не без основания, так как в тот вечер в полицию с разных концов города явилось несколько Сарапульских жителей, которые рассказали, что около восьми вечера над Сарапулом пролетели два цеппелина по направлению от Песчанки на Девятовскую мельницу, за Камой. Обыватели говорили нам, что сперва пролетел один цеппелин, потом, спустя некоторое время, второй. 
Воздушные корабли имели форму сигар. Позади них вились клубы дыма. От стенок цеппелинов как бы исходило сияние. Оба корабля, очевидно, летели на большой высоте, так как не было слышно никакого шума. 
Действительно ли это были воздушные неприятельские корабли и куда они направлялись, покажет близкое будущее. Но, во всяком случае, долг каждого из нас, будь то женщины, дети, старики, в городе, селе, починке, хуторе, - почаще теперь посматривать на небо и во все глаза смотреть, куда полетели «сигары» и где они сядут. 

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 год от 17 января

 

Когда фотография пришла в глубинку?



Фотография в губернскую Вятку пришла давно. Уже за 19 век по ней есть первые фотографии, тогда же здесь появились первые фото-салоны. Сюда же ездили "сниматься" для семейных фото-альбомов. А вот в глубинку губернии фотография пришла поздно, не раньше 1905 года. На это навела мысль, что до 1900 года город Уржум украшал старый до-дружининский собор, построенный в 1811 году и разрушенный во время построения нового. И, должно быть, внушительное было здание, но фотографии его до сих пор не найдено, хотя он был разрушен уже в век фотографии. По простой причине - не было тогда еще в Уржуме фотографов. Поэтому до 1905-1910 гг. мы не найдем видов вятских городов и сел, храмов, поскольку фотографии еще не было в глубинке. Есть только семейные фотографии, поскольку они делались в фото-салонах других городов. 
И лишь после 1905 года фотографическое дело проникает в Вятскую глубинку, появляются первые фотографии сел, городов, храмов, общественных зданий, появляются фото-салоны в уездных городах (Стрижев в Нолинске) и просто владельцы первых фотоаппаратов. Например, в селе Лаж Уржумского уезда первыми фотографами стали диакон Усольцев и торговец Горев (а может быть, у них и вовсе был один фотоаппарат на двоих). Очень интересно пишет уроженец с. Лаж М.Шамов о владельце первого фотоаппарата Гореве: 
«В Лажу в те времена фотографий не было, правда, у одного из торговцев по фамилии Горев был какой-то аппаратишко, но он фотографировал только по выбору, кого хотел. Помню, мы однажды пошли с Александром Копыловым к нему, но он нам сказал тогда: «Заниматься мне с вами некогда, да и вообще ребятишек я не фотографирую…» 

Фото: возможно, одно из первых фотографий, сделанных в глубинке - семья священника села Красноярского Уржумского уезда (1901 г.). Правда, фото могли сделать и в павильоне или где-нибудь в саду в городе Вятке, но прислуга на нем свидетельствует о том, что оно было сделано в родном селе...

 

Из биографии протоиерея Симеона Гарькавцева. Прошедший сталинские лагеря…

 

Это случилось в 1937 году. В НКВД вызвали двоих лучших церковных певцов Киева. Один из них, священник Симеон Гарькавцев, был одарен дивным, бархатным, как тогда говорили, баритоном, второй – протодиакон Максим Михайлов – обладал несравненным басом. Чекисты решили разыграть из себя ценителей искусства, предложили выбрать: тюрьма или театр. И здесь пути отцов разошлись. Старые москвичи и гости столицы до сих пор помнят солиста Большого театра Максима Дормидонтовича Михайлова. Слава его когда-то гремела. 
«Я не стану отрекаться от Бога», - ответил отец Симеон… 
… О лагерном периоде жизни отца Симеона известно немного. Говорил, что спасло его то, что сидел с политическими, а не с уголовниками. Строил железную дорогу на Воркуту, потом оказался под Печерой. «Десять лет тянул, пока мертвецом не стал», - передает слова батюшки его духовная дочь Августа Валентиновна Култышева. Лишь об одном эпизоде своего пребывания в узах отец Симеон вспоминал сравнительно часто. Это было в 1947-м, когда силы его окончательно ушли. Оставалось лежать в ожидании конца, но, глядя на умирающего зэка, начальство придумало нехитрое развлечение. Ему было предложено пройти десять шагов. Получится – ступай на все четыре стороны, то есть помирай на стороне. Упадешь – пристрелим. «Господи, если оставишь мне жить, все оставшиеся годы буду служить Тебе», - произнес про себя умирающий и, шатаясьЮ сделал первый шаг… 
Оказавшись на воле, он нашел в мусорной куче две женские туфли – белую и черную. В них и побрел через Коми. Чтобы как-то выжить и прокормиться, приходилось просить милостыню. Перебираясь из села в село, батюшка, по молитвам к Николаю Чудотворцу, дошел до Кирова. Слабость в ногах искупалась тем, что он уже почти ничего не весил. Вспоминал потом: «Смотрю: бабы на рынке, глядя на меня, плачут. Чего, - думаю, - ревут?» 
«Верую, ибо это нелепо», - сказал на заре христианства Тертуллиан, обращаясь к язычникам. Образ священника, бредущего в дамской обуви под небом своей великой родины, мешает мне с этим согласиться. Нелепо все остальное. 

В.Григорян. «Тяни до праздника..» // Вера-Эском – 2007 г. № 547 

Биографическая справка. Гарькавцев Симеон Григорьевич: митрофорный протоиерей, украинец. Род. 1 сент. 1902 г. в г. Екатеринославе в семье служащего, окончил духовную семинарию и академию. Духовный путь начал в 1920 г. псаломщиком в родном городе. С 1926 по 1947 гг. диакон и священник городов Днепропетровск (бывший Екатеринослав), Киев и Житомир. Рукоположен во диакона, а за тем во священника целибатом (не женатый). Рукоположен во пресвитера 23 ноября 1945 г. Антонием епископом Житомирским. В 1937 г. был осужден за религиозную агитацию и сослан на восемь лет в Севелдорлаг (Воркута и Печора), но досрочно освобожден в 1943 г. После срока, в 1947 г., нищенствуя, дошёл до Кировской обл., где был принят в священником в п. Юрья. В 1947-1949 гг. - священник с. Рождественского, с 1949 по 1950 гг. - с. Шурмы Уржумского района. С мая 1950 г. по 1978 г. – настоятель Свято-Троицкого храма в г. Уржуме, благочинный. Вёл большую переписку; много помогал словами утешения и наставления, материально; был ярким проповедником, известны случаи прозорливости и исцелений по его молитвам. В 1957 г. Уполномоченный по РПЦ по Кировской обл. в 1957 г. сообщал об о. Симеоне: «В беседе со священником Гарькавцевым выяснено, что он каждое воскресение и религиозные праздники читает проповедей. Как он сказал, берет кроме Евангелия проповеди, публикуемые в ЖМП, призывает к борьбе с пьянкой, к борьбе за мир». В 1963 г.: «Очень хитрый и осторожный. Фанатик. Среди верующих пользуется большим авторитетом». Установил по своей инициативе всему причту Троицкой церкви месячный оклад содержанием по 1500 р. Отошел ко Господу 20 дек. 1978 г., скончавшись в алтаре храма, и был погребён на старом Уржумском кладбище. Некролог в ЖМП № 12 за 1979 г. После смерти место погребения является часто посещаемым многими людьми, на него ежегодно заходит Свято-Тихоновский крестный ход со служением панихиды.

На фото: отец Симеон; 

 

Тайна рождения Павла Дмитриевича Малькова



В "Википедии" о знаменитом вятском уроженце Павле Дмитриевиче Малькове сообщается: "Павел Дмитриевич Мальков (17 ноября 1887, слобода Кукарка, ныне город Советск Кировской области — 22 ноября 1965, Москва) — советский военный деятель, занимавший в годы Октябрьской революции и Гражданской войны должности коменданта Смольного и коменданта Кремля".
По метрическим книгам кукарские Мальковы ходили в Успенский храм, который служит людям и поныне. Из них отцом нашего Малькова в 1880е годы мог быть только Дмитрий Матвеевич Мальков, так как других Дмитриев Мальковых не было. Интересно и то, что в октябре 1887 года у Дмитрия Матвеевича родилась только дочь Мария, о рождении сына Павла нет сведений, нет о нем данных и в поздних метриках. Видимо, он родился раньше, а ошибка с датой рождения получилась из-за того, что раньше дату рождения определяли по возрасту, и нередко настоящая дата рождения составляет погрешность в один-два года. Поэтому можно сказать с уверенностью, что П.Д.Мальков родился не в 1887 году.
Наконец, можно предположить и совсем фантастическую (но вполне вероятную) версию. Поскольку П.Д.Мальков был достаточно известной личностью, занимавшей ответственные посты, все его биографические данные могли изъять известные в СССР органы. Можно предположить, что он родился в начале 1887 года, но запись об этом не сохранилась (разница с сестрой Марией как раз могла составлять 9 месяцев, а рождения двоих детей на одном году в метрических книгах не редкость). Например, в архиве ГА РМЭ при изучении биографии известного генерала КГБ и разведчика, не удалось найти совсем никаких биографических сведений о нем, будто человека и не было. Видимо, записи о рождении таких лиц составляли такую большую государственную тайну, что их могли просто уничтожить. И это не случайно - ведь в таких записях упоминаются их родители и другие близкие люди, а также можно узнать возраст. Поэтому, если и ваш предок был особо засекреченным разведчиком или резидентом НКВД-КГБ, возможно, что записи о его рождении в метрических книгах вы просто не найдете... 

На фото: запись о рождении сестры П.Д.Малькова в метрической книге за 1887 год

 

111 лет назад в Сибирской тайге упал "Тунгусский метеорит"



Наиболее реалистичная версия: 30 июня 1908 года на Землю упало ядро кометы диаметром порядка 50 метров. А так как ядро кометы по большей части состоит изо льда — остатков падения не было найдено (все растаяло и смешалось с грунтом). Есть и более оригинальные версии - от взрыва "антиматерии" до крушения НЛО, и даже о первом испытании лазерного оружия в США.
Первая научная экспедиция попала на место падения только через 19 лет! Помешали революции, Первая Мировая и потом Гражданская война. 
Падение "Тунгусского метеорита" отразилось на природе Земли далеко от места падения. Например, над Санкт-Петербургом небо светилось несколько дней. А поскольку Вятка гораздо ближе к Сибири, чем Петербург, то здесь, вятские обыватели могли тоже что-то заметить, а газеты зафиксировать. Остается найти эти публикации....
Например, в журнале "Небесный летун" за 1908 год было зафиксировано следующее загадочное происшествие:
«В четверг, полудни, в имении вятского купца Выбегало Ф. И. показался странный воздушный летательный аппарат исполинских размеров. Подобно авиаплану, но без моторного стрекота, схожий с цирковым манежем, аппарат бесшумно вывалился из-за черты лесных угодий, постоял в воздухе, как бы раздумывая, а засим начал снижаться. Покуда купец и пятеро купцовых родственников бежали по лугу, дабы рассмотреть чудо поблизости, оно опустилось, легко ударилось несколько раз оземь, встало на ребро, прокатилось наподобие «чертова колеса», сызнова зависло и растаяло на глазах. Гостивший у купца Выбегайло Ф. И. барон Старкопф успел навести фотографический аппарат и запечатлеть диковинную картину».

 


Назад к списку