- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июль: 1-15.

Криминальные хроники 1918 года (на примере Нолинского уезда)



31 января 1918 г. в пути был остановлен ехавший на своей лошади с возом посыпки гражданин Луксунской волости деревни Зубари Василий Павлович Перминов, избит и отняты были силою лошадь и воз проезжавшим же Иваном Григорьевичем Шипициным.

Вечером 19 февраля с.г. в деревне Журавли Чертищевской волости произведено убийство дву человек Ефима и Григория Петровичей Владимировых двумя жителями деревень Бабинцы и Журавли.

3 марта застрелился из своего револьвера крестьянин села Васильевского Василий Васильевич Масальцов, оставивший записку, чтобы в его смерти никого не винили. 

Донесение Дворищенской волостной земельной управы от 20 марта с.г. о убийстве револьвером гражданина деревни Медведковской Василия Федоровича Олина братом Михаилом Федоровичем Олиным во время ссоры. 

В ночь на 25/12 марта через взлом замка у амбара Чураковского земского имения неизвестным украдено овса, ячменя, пшеницы до 100 пудов на сумму около 2 т.рублей. Несмотря на все принятые меры к розыску похитителей и похищенного таковых не розыскано. 

Гражданка деревни Письмал Немской волости Татьяна Петровна Шихова забеременела от постороннего мужчины в то время, как муж находился на военной службе, родила ребенка женского пола 31 марта и скрыла его у себя во хлеве. Обвиняемая находится в месте приписки. 

15 марта вечером гражданин села Немы Василий Григорьевич Лучинников зашел во двор соседа Матвея Авксентьевича Чувакина, там была, приготовляя корм скоту сноха Матвея - Евфросиния Васильевна, узнав от которой, что дома никого нет кроме ея Евфросинии – Василий Лучинников покушался изнасиловать Евфросинию Чувакину, но ввиду того, что в этот момент возвращался домой из гостей от соседа свекор Евфросинии – Матвей, преступление не удалось, увидев которого Лучинников убежал. Обвиняемый находится дома. 

ЦГАКО ф.Р-1323 оп.1 д.8 лл. 41-42 

Еще один интересный документ за июль 1918 года - "Список на оружие, составленный на Нолинскую милицию". Любопытно, какое количество оружия приходилось на 18 сотрудников милиции:
"Итого винтовок 9, патронов к ним 100, револьверов наган 1, патронов к нему нет, револьверов смит вильсон 5, без патронов, кобур к ним 6, шашок 14".

ЦГАКО ф.Р1323 оп.2 д.1 л. 133 

На фото: первые милиционеры

 

Репрессии царского времени



О репрессиях советского времени известно всем и о них часто пишут, хотя историческая правда не всем по душе... Между тем репрессии против инакомыслящих были во все времена - и при Иване Грозном, и в 18 столетии, и в 19м. Самые известные "диссиденты" были старообрядцы и революционеры всех мастей. В Вятском крае отбывали ссылку многие известные личности - Салтыков-Щедрин, Дзержинский, Короленко. 
Тема политических репрессий царского времени широко исследовалась в советское время, сейчас немного подзабылась, но архивные документы сохранились. Например, в "ревизской сказке" по Яранскому уезду за 1834 год упоминается целый ряд лиц, жителей деревни Солянка, сосланных в Сибирь. Трудно сказать, они были сосланы за уголовное преступление или за "инакомыслие". В Сибирь чаще всего ссылали за политические деяния, уголовных - на Сахалин. Перечислим этих людей:

Исака Ларионова Торопова сын Яким, сослан в 1829 г. в Сибирь 
Ивана Митрофанова Торопова брат Трофим, сослан в Сибирь в 1829 г.
Степана Ларионова Торопова сын первый Прохор, сослан в Сибирь на поселение в 1834 г.
Евтей Прокопьев Торопов, сослан в Сибирь в 1834 г.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.1 д.937 лл. 436-442

 

Отряды ЧОН в Вятской губернии



Приказ Вятского военного комиссариата от 7 августа 1918 года № 51 

Отряд особого назначения при Вятском Совдепе переходит с 3 сего августа в ведомство губернского комиссариата, согласно решения Чрезвычайного штаба, с каков числа и удовлетворять его как жалованием, так и другими видами довольствия Губернским военным комиссариатом. 
Справка: сношение резолюции Вятского Совета рабочих и красноармейских депутатов от 3 августа за № 3423. 

Список членов отряда особого назначения при Вятском Совете рабочих и советских депутатов, состоящих на 3 августа 1918 г. 

1. Кириллов Иван 
2. Кузнецов Тимофей 
3. Осокин Петр 
4. Мельяченко Николай 
5. Кузнецов Михаил 
6. Дуберштейн Арон 
7. Агеев Аверкий 
8. Тышкевич Илья 
9. Кочкин Игнатий 
10. Тарчук Дмитрий 
11. Пестов Александров 
12. Сухоруков Иван 
13. Левин Федор 
14. Денисов Максим 
15. Щинов Прохор 
16. Семенков Поликарп 
17. Греков Иван 
18. Пестерников Николай 
19. Подобуев Григорий 
20. Братухин Николай 
21. Стемпневский Николай 
22. Гейсель Василий 
23. Ренбаум Ян 
24. Барташевич Антон 
25. Золотов Ананий 
26. Дермезов Павел 
27. Бужняк Антон 
28. Тупицын Федор 
29. Узембло Зигмунд 
30. Максимов Егор 
31. Карташев Ива 
32. Половников Степан 
33. Окулов Иван 
34. Дубровский Егор 
35. Чупраков Ардалион 
36. Карпов Иван 
37. Неприенко Яков 
38. Цветков Василий 
39. Илларионов Иван 
40. Коковихин Василий 
41. Плесцов Иван 
42. Козлов Василий 
43. Старков Иван 
44. Чебатков Георгий 
45. Какаулин Зот 
46. Корякин Василий 
47. Фаддеев Александр 
48. Кочнев Михаил 
49. Стуков Антон 
50. Барышников Петр 
51. Самочкин ник 
52. Москалев Тимофей 
53. Чивиль Викентий 
54. Новосадов Николай 
55. Фадеев Владимир 
56. Цветков Алексей 
57. Лаптев Дмитрий 
58. Кузнецов Михаил 
59. Панкин Владимир 
60. Попов Василий 
61. Збиковский Игнатий 
62. Кравчаковский Иосиф 
63. Бернат Карл 
64. Бычковский Иосиф 
65. Романенков Абрам 
66. Кузеванов Григорий 
67. Бедрочь Иван 
68. Даниленко Филипп 
69. Александр Владимиров 
70. Кривохатко Нечипор 
71. Куцевол Василий 
72. Зубарев Андрей 
73. Симонов Иван 
74. Наймушин Григорий 

ЦГАКО ф.Р-1585 оп.1 д.2а л. 170 об. 

Примечание. Можно сказать, впервые найден архивный документ о наличии отрядов особого назначения на Вятской земле. Возможно, впоследствии будут найдены и другие архивные документы. Интересно, что кроме этого отряда в 1918 году в Вятской губернии действовали латышский карательный отряд и разные "летучие отряды". Вот такая была "народная" власть, укреплять которую приходилось ЧК, ЧОН, "летучими отрядами" и отрядами из латышей, венгров и китайцев ...

 

Военнопленные Первой Мировой в Вятской губернии



Как известно, в конце 1918 года бывшие военнопленные, находившиеся в России и, в частности, в Вятской губернии, получили, наконец, право на выезд из России. Этому послужили и два важных фактора - что Первая Мировая закончилась и они не попадали обратно в окопы, и большевики, создав сильную Красную армию, больше не нуждались в дорогостоящей армии наемников. 
Уехали не все. В архиве ЦГАКО сохранилось дело с анкетами и фотографиями бывших военнопленных, проживавших в Вятской губернии в 1921 году. Примечательно, что упоминались и женщины.
Сохранились анкеты следующих лиц:

Гуль Ян Янович 
Кацевич Гизелла Максимилиановна 
Гуль Станислав Павлович 
Лоренц Эмиль Карлович 
Качинский Михаил Иванович 
Гансман Герман Германович 
Шварц Иосиф Идой 
Фассольд Вильгельм 
Фасольд Габриелла 
Фасольд Вильгельм 
Гиммельман Александр 
Гифнер Вильгельм 
Репман Фридрих 
Вальтер Густав Михайлович 
Кирхнер Павел Адольфович 
Шмидт Густав Эдуардович 
Миллер Александр Вильгельмович 
Миллер Рудолф Вильгельмович 

ЦГАКО ф.Р-876 оп.2 д.11

 

Как советская власть с дармоедами боролась

Из приговоров эпохи "красного террора" (1918 г.): "... Произвел следствие по делу гражданина Михаила Яковлевича Лазарева по обвинению его в контрреволюционности. 
При чем оказалось, что гражданин Лазарев в настоящее время содержит постоялый двор – является эксплуататором. До войны 5 лет торговал и тем же накопил такую сумму, что сумел купить дом и еще имеет в банке 2 тысячи рублей, что и по мирному времени составляет состояние. Все данные говорят, что гражданин Михаил Яковлевич Лазарев эксплуататор и дармоед и потому по своему социальному положению является врагом советской власти, что же опровергает. Следовательно врет. 
А потому постановил: гражданина Михаила Яковлевича Лазарева заключить в концентрационный лагерь". 

Источник: ЦГАКО ф.Р-6799 оп.5 д.СУ-6534 л.15.

 

Вятские прозорливцы



"И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь." 
(Мф. 10: 1)

Всем нам известны феномен бабы Ванги, Вольфа Месиинга и других известных ясновидцев, обладавших удивительным даром читать мысли, видеть сквозь пространство и время. Баба Ванга помимо всего прочего имела дар общения с душами мертвых людей. Если мы обратимся к "Житиям святых", то найдем в них сотни человек, которые обладали таким же даром. За примером далеко ходить не нужно - преподобный Матфей Яранский также обладал даром прозорливости. Правда, канонизированы эти люди были за благочестивую жизнь, а не за свои удивительные способности. В то же время Церковь старалась использовать удивительные способности этих людей в своих миссионерских целях. 
Если разобраться, дар ясновидения это вовсе не "дар Божий", который дается за особую благочестивую жизнь. Ведь им обладали и обладают люди, далекие от веры (например, тот же Вольф Мессинг). А если мы обратимся к записям фольклористов и старым газетным публикациям, убедимся, что в старину такие способности не были редкостью. Мы можем найти целую пачку свидетельств о различных ясновидцах, которые жили в Кировской области еще в первой половине 20 века. Правда, большинство из них были благочестивыми христианами, которые верили, что получили свои способности от Бога. По одному Уржумскому району удалось найти свидетельства примерно о десятке таких людей. А сколько их было по области....
"В современной шабалинской стороне жил блаженный Игнатьюшка. В его волосах и бороде было столько насекомых, что от их количества они шевелились. Но в руки тем, кто пытался его отмыть, не давался: «Это дар Божий». 
Не раз говорил: «Вот умрет Игнатьюшка, его кожей поторгуют, но все равно в коже останется, и похоронят его по-христиански». Никто ничего понять не мог. Но вот блаженный заболел, его увезли в больницу. Спустя некоторое время два его почитателя решили навестить больного. Но когда пришли, оказалось, что Игнатьюшка уже умер, а его тело родные продали на опыты. Доброхоты сбросились деньгами и выкупили тело Игнатьюшки, привезли домой, отпели и похоронили. Тогда и поняли, о чем говорил блаженный" (С.Гомаюнов, А.Маркелов. Живые иконы – Киров 1999 г.). 
В деревне Марамзино Уржумского уезда проживал прозорливый Егорушка Марамзинский. О нем рассказывали в народе такую историю:
«К Егору пришла женщина из бывшей деревни Анфилово с просьбой рассказать о судьбе своего мужа. Сперва хозяин, не слезая с печки, поинтересовался «гостинцем» гостьи, которая принесла куриные яички. 
Вдруг Егор велел бежать женщине обратно в Анфилово. Бежать не мешкая, а иначе у нее дом сгорит. Сказав притом, чтобы после этого пришла для разговоров. 
Удивилась колхозница, но послушалась, уж слишком авторитетным было слово «святого», бегом преодолела Марамзинское поле и вбежала в свою избу, где ребята уже разложили костер пред печкой. Потушила она огонь, позвала соседку посмотреть за детьми, а сама, дай Бог ходу, снова отправилась в Марамзино. 
- Спасибо, Егор, - говорит. – Спас ты мой дом и ребятишек. А теперь скажи, жив ли мой мужик. Успокоил ясновидящий женщину, сказав, что завтра или послезавтра придет письмо с хорошей вестью, что жив-здоров солдат. Так оно и случилось». 
А женщина, лично знавшая прозорливого Егорушку, рассказывала: "«Мы с Егором большие приятели были, с войны дружили сильно. Все время он ходил ко мне в гости с Василисой, а я к нему. И все, что он говорил – все правда, все сбывалось. Вот у нас, в Чупраках, была мельница. Он как-то пришел, ночью вышел и говорит: 
«Ой, мельница горит! Народу сколь сбежалось и никто не подходит. 
И вправду, мы как раз жали, когда мельница загорелась. Народу было, что на базаре и ни один не подошел. 
У него все слова были правильные. Я ему как-то в войну милостинку подавала, а он сказал: 
- Аннушка, все твои милостинки до мужа дойдут. 
- Как дойдут? Он в Кисловодске, в больнице, а я в Чупраках. 
- На картях выиграет… 
Я удивилась: он сроду в карты-то не играл, и не умел. И ведь все правду сказал! Муж приехал, рассказывает, все правда, в больнице на картях денег выиграл, масла, всего везу, хотя сроду не играл. 
Предсказал он и войну. Говорил: 
- Будет война. До тех пор люди будут биться, пока на той стороне не останется один человек, и на другой… После войны жизнь будет хорошая, а народу не будет. В войну убьют многих». 
В деревне Курени того же уезда жила прозорливая Настенька. Дар прозорливости пришел к ней неожиданно, во время нервного потрясения. Сохранились воспоминания ее дочери, которая рассказывала, как это случилось:
"....Мама сильно про себя переживала и надломилась ее душа. Однажды мама ушла с одной тетей пораньше в поле жать рожь, а я с другой попозднее пошла, понесли им завтрак. Приходим на полоску и видим, мама смеется и смеется. Тетя заплакала, что с ней случилось. Затем мама махнула серпом к лесу и сказала: «Отойди от меня сатана в огонь вечный!» Сама пошла быстренько домой, пришла, вытащила ведро воды из колодца, оканула сама себя, пошла ко своей матери Харитинье Меркудиновне в хату, поклонилась ей в ноги, прося прощения, и начала все говорить что будет вперед кому. Всю ночь мы не спали. На другой день повезли ее сюда в Лебяжье в церковь ко священнику исповедовать и причастить. А когда все сделали, поехали за направлением в психобольницу. На третий день ее отвезли в Ашланскую психобольницу. Там мама лежала целый год, но от больницы ничего не прибыло.
Привезли маму домой, она все же кое-что помогала по хозяйству. Дедушка с тестем от нас отделились, и мы остались со своей мамой одни. Она также все говорила всем. Стал ходить к нам народ, кому что нужно спросить, узнать. И она им все рассказывала. Нас стали все корить, что мама ворожейка, стали над нами смеяться. И мы ее стали ругать, чтоб народ не пускала, но народ ничем не могли остановить. Приходят, поздороваются, сядут на лавку и говорят: «Вот, Васильевна, пришли к тебе посоветоваться». Она же всем говорила. Девчата ходили, спрашивали, можно или нет вот за этого парня замуж идти. Кому скажет, можно, а кому нет, а она не послушает и выйдет за него, а потом идет, жалуется, что ведь правда не пожилось, уже разошлись".
В советское время с такими предсказателями "боролись". Как правило, к ним ходили толпы народа узнать о своем будущем, а особенно это участилось в годы войны. А там, где много людей и всякие предсказания, оттуда и до антисоветской агитации недалеко. Как правило, прорицатели недолго задерживались на свободе после 1937 года. В 1944 году умер в лагере от "дистрофии" Егор Марамзинский, исчезла в далекой ссылке прозорливая Настя. О конце ее жизни могут снова поведать воспоминания ее дочери: 
"На маму тоже были доказы, что ходит к ней народ. Мама последнее время все молилась, то поет, то ревет, нам никакого спокоя не было. Мы даже из клети от нее ушли на сарайку спать. Мне было тогда уже 18 лет. Мама заставила меня сшить подушечку под колени. Я ей, помню, сшила. Мы хотя и когда ей что грубили, а она вроде никакого внимания не обращала. 
В 1937 году где-то с весны приезжает к нам милиция и делает обыск. Ничего не нашли, взяли только две книги Евангелии. А эти книги я приносила читать себе от тетей. Маму вывели, посадили в тарантас и увезли в милицию, а через 2 недели отправили в Уржум. Я брала пропуск во своей милиции и ходила к маме в Уржум на свидание. Посидели, поговорили, все добром. Дежурный сказал, что кончается время свидания и погнал маму в камеру. Я пошла к воротам и спросила ее, мама, наверное, тебе скучно сидеть. Она сказала, нет, нас 5 женщин сидит. Я пошла в Ашланскую психобольницу за справкой, что зачем ее взяла милиция, ведь она больная. Но врач мне сказал, когда милиция затребует, тогда и дадим. Так и пришла ни с чем. 
Через некоторое время снова ходила в Уржум, носила ей теплую одежду, но ее уже не застала, выслали дальше. Через некоторое время пришло от мамы письмо. Пишет она, что пригнали нас в темный лес, в бараки, одна просветлина на небо. И еще вроде было второе письмо вскоре. Пишет мне, Катя, пошли мне посылочку. Мы здесь голодуем. Я посылочку послала, но ответу больше не было. Вот этим все и кончилось. Адрес ее полный не помню, а только помню: Новосибирский край, Тигулдецкий район». 
К этому можно добавить, что в бывшем партийном архиве Кировской области сохранилось судебно-следственное дело прозорливой Насти, в котором указывается, что она ходила по различным деревням с критикой колхозного стоя и антисоветской агитацией. 
Из всего этого можно сделать вывод, что дар ясновидения это не какие-то особенные чудодейственные способности, которые дарует Бог своим угодникам, а, скорее всего, некие скрытые способности человека, пробудиться которые могут в каждом. По-современному говоря - экстрасенсорика....

 

Блаженный Власушка из Слободского



В Слободском очень почитали блаженного Власушку. Удивительный подвижник. Судя по всему, в иночестве его звали Анания. Его скромную могилку до сих пор посещают верующие как самого Слободского, так и других мест. Ходил он всегда с батожком, низко опустив голову, волосы закрывали глаза. Монахиня Евдокия рассказывала, что девочкой она вместе с мамой жила в г.Орлове в церковной палатке. Однажды она лежала на полатях, а Власушка ел за столом. Неожиданно девочка уронила куклу и начала кричать: «Власушко, подними!». Он молча поднял и кинул ей игрушку, а девчушка не поймала. Тогда он второй раз бросил ей куклу, и тут девочка увидела его глаза: лучащиеся светом, голубые-голубые… 
Жил он милостыней, но брал не у всех, порой говоря: «Самим пригодится». Однажды ему подали хлебушка, он посмотрел его на свет и говорит: «Скоро и кусочка не найдете». Через неделю началась война. 
Как-то Власушка пришел в Никольскую церковь и ну давай кувыркаться от двери до солеи и обратно. На него, конечно, зашумели, шуганули. Лишь спустя годы, когда в школе открыли спортшколу, уразумели люди смысл власушкиных «шалостей». 
Однажды на рынке какой-то инвалид начал бить Власушку костылем: война идет, а ты, дармоед, в тылу отсиживаешься! А тот закрывается руками от ударов и отвечает: мне нельзя на войну, меня здесь камнем убьют. 
Говорят, его, действительно, поздно ночью на улице ударили камнем в висок. Он в тот день радостный был, всем говорил: у меня сегодня двойной праздник. Вот с утра причастился… 
А на следующий день его нашли мертвым.

С.Гомаюнов, А.Маркелов. Живые иконы – Киров 1999 г.

На фото: Слободской в 1920-е годы. На заднем плане Никольская церковь, в которой "кувыркался" прозорливый Власушка.
Фото с сайта sobory.ru

 

Почему большевики победили в Гражданской войне. Ответ вытекает из одного-единственного приказа....



Из приказа Вятского военного комиссариата от 21 августа 1918 г. № 6 

Тяжелые удары обрушиваются со всех сторон на советскую республику. Опасность грозит всем завоеваниям, сделанным революцией. 
Долг каждого честного гражданина забыть все свои личные интересы и все свои силы отдать на защиту советской республики и революции. 
Призываю все войска командуемого мною района к исполнению долга гражданина и взятых на себя обязательств и предупреждаю, что по данной мне власти я не допущу нарушения этих обязательств. 
Всех виновных в неисполнении боевых приказов 
в оставлении рядов Красной армии 
в дезертирстве 
в бегстве с поля сражения 
в мародерстве 
ожидает смерть. 
Успех революции для всего рабочего и крестьянского класса, для всего трудового народа - есть вопрос жизни и смерти, перед чем жизнь и смерть отдельных личностей и есть ничтожная, незаметная величина. 
Подлинный подписали: командир Вятского района А.Медведев 
Начальник штаба Гейзелер 

ЦГАКО ф.Р-1585 оп.1 д.2а л. 238 об.

 

Из истории почты на селе

Недавно в руки попал интересный архивный документ со сведениями об почтовом отделении деревни Елькино Уржумского уезда за 1916 год, открытом в этом году. Из этих данных можно узнать кое-что интересное об этом почтовом отделении. 

Подчиняется уржумской почтово-телеграфной конторе.
Один почтовый ящик при отделении. Выемка производится 2 раза в неделю.
Обмен почт производится в Лебяжском почтово-телеграфном отделении 2 раза в неделю на паре лошадей в сопровождении почтальона Елькинского почтового отделения до Лебяжья и обратно 30 верст. 
Почтальон в пути с остановками находится 10 часов 30 минут. 
Открыта государственная сберегательная касса с 1 апреля 1916 г. Размер выдачи выданной по одной книжке 300 рублей.
Штат: начальник, почтальон и сторож.
Учреждение помещается в доме крестьянина Дмитрия Дмитриевича Чемоданова с 1 августа 1916 г. сроком на 5 лет по 300 рублей в год с отоплением и освещением служебного помещения. Квартирою пользуются начальник, почтальон и сторож (в штатной ведомости сторож не упоминается, т.е. его не было).
Кладовой не имеется. Хранение почтовых отправлений производится в сундуке деревянном. Запирается внутренним и наружным замками.
Персонал: 
И.д. начальника Дмитрий Степанович Белоусов 
Почтальон Федот Васильев Казаков.
За год получено:
Писем закрытых платных 32031 
Бесплатных 3584 
Открытых платных 4160 
Международных получено 1582 
Посылок 12 общей ценностью 366 р. 
Переводов 801.

ЦГАКО ф.Р-999 оп.1 д.2-3

На фото: современное почтовое отделение в деревне.

Примечание. Деревня Елькино была самой большой в Рождественской волости. Накануне революции здесь планировалось построить свою церковь, открыть больницу, но красная смута отменила эти планы...

 

Село в 1970-е годы



…Только в 1970-1975 гг. дошли наконец руки у правительства до многострадального Нечерноземья, до дорогих нам деревень и сел. Было принято много умных решений по повышению плодородия полей, мелиорации, строительству животноводческих помещений и объектов соцкультбыта. За этот период удалось приостановить переселение из деревни в город. Но тут опять новые напасти. По всему Нечерноземью прокатился приказ: мелкие неперспективные деревни постановили сселить. Так, на 1 января 1970 года в нашей области было 11250 сел и деревень с населением 786,6 тысяч человек. К началу 1975 г. осталось 10241 селение; число жителей уменьшилось на 146, 4 тысячи. 
Ушедшие и уходящие в небытие русские деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Причин исчезновения деревень очень много. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все-таки боль потери сильна. С каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины. А ведь деревни строились и стояли века. Их защищали, за них дрались, в них жили, любили и рожали детей. А исчезают они при полном молчании. Но есть еще такие деревеньки, в которых жизнь чуть теплится, в которых проживают в 1-2 домах старики и старушки. С уходом их жизнь и в этой деревеньке оборвется, исчезнет. 

Анна Мошкина. Своя судьба, своя история есть у каждой российской деревни, каждого села // Знамя октября - 2004 г. № 100

 

Из девичьих дневников столетней давности



Люсе! 

Она как статуя стояла, 
В наряде пышном под венцом 
На крест Спасителя взирала 
Своим измученным лицом. 
И не любимый с нею рядом 
От нетерпения горя 
Свою невесту хищным взглядом 
Он в восхищенье пожирал 
Он властелин, она рабыня, 
Она дитя, а он сатир 
О, как поругана святыня, 
О, как ничтожен этот мир. 
И вот священник тихо, внятно 
Спросил: «Не клялась ли кому?» 
Она как мрамор побледнела 
И прошептала: «Да люблю». 
Ответ деньгами был подкуплен… 
Ее уж не спросили вновь, 
Обряд священный продолжался 
Здесь гибло счастье и любовь. 
И вот «Исайя» пропели, 
Вокруг налоя обвели. 
Толпа нарядных поспешила 
Ей поздравленье принести. 
Вчера накрыт стол для обеда, 
Сегодня белый гроб стоит, 
Вчера ей пели многи лета, 
Сегодня плачут все навзрыд. 

Стихотворение В.Шамовой из дневника жительницы села Уни Ольги Азарьевны Ушаковой.

 

Последний священник села Большая Пиштанка

Сергиевский храм в селе Большая Пиштанка был построен в 1909 году на средства прихожан. Храм был деревянным, однопрестольным, пятиглавым. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. Приход имел церковно-приходскую школу в починке Зяблицовском, священники преподавали Закон Божий в земском начальном училище в селе Большая Пиштанка. 
В советское время приход Сергиевской церкви получил регистрацию 25 марта 1925 года, а 19 апреля 1926 года заключил договор с властями о пользовании зданием храма. В том же году духовенство и верующие церкви села Большая Пиштанка вошли в состав Краснококшайского церковного управления староцерковников. Большая заслуга в этом принадлежала протоиерею Владимиру Шутихину, служившему в церкви преподобного Сергия в 1924-1936 годах и не оставившему паству после временного закрытия храма 23 сентября 1936 года, когда распоряжением властей в здание церкви на временное хранение было засыпано зерно. В этих условиях отец Владимир совершал богослужения на дому, пользовался среди односельчан большим авторитетом. 1 октября 1937 года протоиерей Владимир Шутихин был арестован по ложному обвинению в агитации против колхозного строительства и государственного займа, искажении смысла новой конституции и распространении слухов о скорой гибели советской власти. 
На двух допросах, состоявшихся 1 октября 1937 года, своей вины батюшка не признал. На заседании тройки НКВД по МАССР 8 октября 1937 года он был приговорен к 8 годам заключения, отбывал наказание в Локчимлаге Коми АССР, где и скончался 19 июля 1940 года. 
В том же 1940 году церковь в селе Большая Пиштанка была закрыта, а здание передано под школу. До нашего времени здание храма не сохранилось, село Большая Пиштанка также прекратило свое существование. 

По материалам Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл.

Примечание. До 1920-х годов село относилось к Уржумскому уезду Вятской губернии, позднее вошло в состав новой Марийской республики

 

Цареубийцы на Вятской земле



Жестокий век, жестокие сердца... Джавид Касимов

Приближается очередная скорбная годовщина убийства последней царской семьи. История его и проезд семьи Романовых через Вятку на свою "голгофу", казалось бы уже более чем подробно изучены.
Думается, не менее интересны могут быть и биографии участников этого убийства и их связи с Вяткой. Найдены по меньшей мере две персоналии, имевшие отношение к убийству и бывавшие на Вятке.
Спустя месяц после убийства царской семьи, в Вятку прибыл комиссар снабжения Уральского совета Петр Лазаревич Войков. Согласно воспоминаниям дипломата-перебежчика Беседовского, Войков и его соучастники протыкали штыками раненых юных девушек, дочерей Николая Романова. После расстрела семьи Петр Войков якобы снял с одного трупа перстень с большим рубином, которым впоследствии любил хвастаться. В документах судебного следствия, проводившегося следователем по особо важным делам при Омском окружном суде Н. А. Соколовым, содержатся два письменных требования Войкова выдать 11 пудов серной кислоты, которая была приобретена в екатеринбургском аптекарском магазине «Русское общество» и в дальнейшем использована для обезображивания и уничтожения трупов. Согласно Мельгунову, П. Л. Войков будто бы заявлял в дамском обществе в Екатеринбурге, «что мир никогда не узнает, что они сделали с царской семьёй ("Википедия"). 
В Вятку Войков прибыл, исполняя свои прямые обязанности комиссара снабжения (вятский хлеб шел не только в Петроград и Москву, но и на Урал), участвовал в заседании Вятского губернского продовольственного комитета 13 августа 1918 года, созванного в связи со Степановским мятежом, вспыхнувшим на юге губернии. В своем докладе Войков, в частности, сказал: "Делается усилие к вывозу хлеба из южных уездов; хлеб придется эвакуировать в Пермь, т. к. река Вятка занята взбунтовавшимися дружинами"(ЦГАКО ф. Р-737. оп. 1. д. 310. л. 103). Вскоре после этого Войков уехал обратно на Урал (возможно, из его уст вятские большевики могли первыми на Вятке узнать об обстоятельствах убийства царской семьи). Примечательно, что до этого в заседаниях Вятского губернского продовольственного комитета участвовал священник Успенский. После отъезда строгого уральского комиссара, он более не упоминается.
В более поздние годы в Вятке работал бывший начальник Екатеринбугской милиции Александр Николаевич Петров (1886-1962). Со слов родственников, он сам рассказывал об убийстве семьи Николая 2. Видимо, тоже лично принимал участие. Отметился Петров и в Вятке. Историк Артем Маркелов писал о нем: "Вообще «жестокий был. В Вятке попов в проруби топил ночью». Одна фраза – а в ней весь человек!" (А.Маркелов. Топил попов в Вятке // Вятский епархиальный вестник - 1994 г. № 7).

 

Жизнь крестьян Советского района до революции (воспоминания) 



«Леса. На десятки, сотни километров - леса. В сосновом бору, в березовых рощах, по берегам прохладных рек разбросаны деревни, села. Лежат они вдали от больших путей. От моего родного села Ильинское до ближайшей железнодорожной станции Котельнич на сивке-бурке добираться добрых 2 суток. 
В ту далекую пору в Ильинском насчитывалось 104 двора. Газеты выписывались лишь в 2 хозяйствах. Не было ни библиотеки, ни клуба, ни читальни. Зато в центре села высилась церковь. На фоне позолоченных крестов, белокаменных пристроек, церковного благолепия особенно бросалось в глаза убожество крестьянских изб, бедность их обитателей… 
С раннего возраста трудились мы в хозяйстве своих родителей или батрачили у кулаков. 7-8-летних ребят заставляли боронить вспаханное поле, жать серпом рожь, овес, ячмень. 13-14-летний мальчонка пахал землю сохой: тяжелый труд для взрослого, а что уж тут говорить о подростке! Навалишься на соху всей грудью, жмешь изо всей силы, чтобы поглубже вогнуть лемех в землю. Но сил хватает лишь на несколько минут. Обессиленный, остановишь лошадь. Передохнешь маленько – снова за соху. Намаешься за день так, что пошатывает как пьяного. Слезами и потом была полита земля, на которой произрастал хлеб…» 
Так писал Михаил Васильевич Домрачев, бывший секретарь уездного комитета комсомола, старый коммунист, газетчик-правдист… 

Кировская правда – 1967 год № 7

 

"Спит монастырь, дремлет село, мошки бьются о стекло..." Филейский монастырь в воспоминаниях художника Александра Фищева



В 1892 г. в монастырь поступил послушником будущий художник Александр Фищев. Позднее он оставит не очень лестные воспоминания об этой обители: 
"...Мышкин привел меня к настоятелю монастыря. После нескольких вопросов: кто, откуда, грамотный ли и что умею делать, ответы на которые его удовлетворили, я был принят в монастырь и направлен на кухню в распоряжение повара. Случилось это в 1892 году. 
Настоятель, мужчина под сорок, недавно приехал с Афона, где прожил долгое время. Он привез оттуда афонский устав и обычаи: церковная служба выполнялась полностью, без сокращений, по уставу. Однако эти правила не касались самого настоятеля. Я узнал, что настоятель пьет и «принимает девиц». Этот слух полз «по секрету» между братией. Не уступали настоятелю и монахи: вкушали вино елей и, «ревнуя о Господе, спасения душ ради», принимали в келиях особенно молодых «грешниц» и других жен для «назидания» и «спасения их душ».
Не лучше были и многие гости монастыря: 
" ...Здесь каждый мог получить удовлетворение: ханжа-богомолец проливал слезы на молитве и каялся в грехах, потому что служба тут была «умилительная» и почти круглые сутки; кутила неплохо проводил время в своей компании в номерах гостиницы; находили приют влюбленные парочки и просто отдыхающая публика. Удивительное местоположение, заискивающая предупредительность монахов, колокольный звон, запахи ладана, регеля и милиса и многое другое притягивали сюда точно магнитом со всех сторон старых и молодых…» 
Если мы ознакомимся с сохранившимися в архиве ЦГАКО делами монастыря, убедимся, что Фищев не особо лукавил в воспоминаниях. Действительно, Филейский монастырь служил местом ссылки сюда всевозможного духовенства за различные провинности, чаще всего пьянство. Также в "послужных списках" можно найти целый ряд других всевозможных проступков духовенства, которое ссылалось сюда на различные срокии. Поскольку монастырь находился не особо далеко от города Вятки, ничто не мешало осужденным пьянствовать и здесь, вовлекая в попойки, видимо, и монахов. Нередким в монастыре было и воровство (чаще всего паломниками) и другие неприятные вещи. Все это прекрасно видел молодой послушник.
Прожив в монастыре немного, Фищев уверился, что большинство монахов - "пьяницы и развратники", в 1894 году без сожаления покинул его, хотя собирался остаться здесь на всю жизнь. Настоятель неохотно отпустил послушника (Фищев занимался росписью монастыря), обещая всевозможные льготы и блага, но художник был непреклонен. Так Россия потеряла монаха, но приобрела талантливого художника Александра Владимировича Фищева.

Источник: 
А.Фищев. Гармония земли и неба – Вятские Поляны, 2007 г.

 

Послевоенная жизнь в воспоминаниях 


Валентина Андреевна Загуляева девчонкой малолетней в послевоенные годы ходила к бабушке Ефросинье и деду Ивану Феддоровичу в д.Ильинцы за молоком и хлебом. Своей коровы у них не было, жили совсем плохо. И у деда с бабкой с продуктами было небогато, буренке на зиму сена не хватало, и чтоб коровушка с голода не упала, привязывали ее веревками. Не у всех исхудавшие коровы доживали до весны. Даст, что сможет, бабушка, покормит и проводит внучку, постоит на пригорке, рукой помашет, а той и вроде бежать через поле не с пустыми руками веселее и не так страшно. 
А еще, чтоб копеечку заработать, ходила Валя в МТС. Наберет спелой черемухи и несет продавать деревенским девушкам, работающим трактористками. Продаст побольше – на буханку хлеба хватало. 
В начале 60-х мать стала получать пенсию – 12 рублей 50 копеек. Отцу, как инвалиду войны, стали платить 35 рублей. В те времена это были неплохие деньги. Семья потихоньку начала выбираться из нищеты, дети подрастали. 

Пока жива память… // Знамя октября – 2011 г. № 85

На фото: Киров в 1950-е годы
Фото с сайта tornado-84.livejournal.com

 

Экстремист 



9 декабря 1909 года при отправке последней партии рекрутов в городе Сарапуле произошел инцидент, о котором сообщалось в местной газете «Прикамская жизнь»: 
« Когда все двинулись от казарм по Сарапульской, одного новобранца подняли на плечо товарищи. Он, по деревенскому обычаю, развернул несколько связанных разноцветных платков - подарки деревенских красавиц. Один платок был красный. Новобранца полиция хотела арестовать, но потом разобралась, в чем дело.

 

Память



Памятные захоронения в поселке Куженер республики Марий Эл, связанные с Вяткой: яранского купца Федора Яковлевича Рощина, спонсировавшего основание Куженерского женского монастыря, и игумении этой обители Людмилы (Холманской). 
Игумения Людмила прибыла сюда в 1897 году из Вятского Преображенского монастыря и осталась здесь навсегда. Почти 20 лет она была первой и единственной настоятельницей монастыря. Ф.Я.Рощин много средств и сил вложил в развитие монастыря. Например, при его содействии здесь был построен красивейший храм (по проекту архитектора И.А.Чарушина) и школа для девочек. В 1916 году купец почил в бозе и был торжественно погребен у построенного им храма. Не прошло и двух лет после его смерти, как монастырь, с любовью взращенный им, прекратил свое существование. После закрытия церкви в Куженере, останки купца-благотворителя были перенесены прихожанами на сельское кладбище.
Если подумать, если бы не эти два человека, не было бы на карте России поселка с названием Куженер, который как поселение возник возле женского монастыря...

Фото предоставил Тоштер Куженерский

 

Первое фильмы о Вятке 



1 февраля 1912 года сарапульская «Прикамская жизнь» сообщала: «Приехал и приближается к городу фотограф-оператор всемирно известной фабрики кинематографических лент бр.Пате». 
Московское отделение фирмы «Братья Пате» было российским филиалом французской компании Pathé. Отснятый в 1912 году в городе Сарапуле (тогда еще Вятской губернии) фильм сохранился и находится в фондах Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Можно сказать, это был первый фильм о Вятском крае. Второй был снят в 1924 году в городе Вятке при открытии памятника Степану Халтурину. Возможно, были и другие дореволюционные фильмы, о которых мы еще не знаем...

Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г. 

На рисунке: журнал, издавававшийся фирмой Pathé.

 

Развлечения жителей Глазова в 1897 году 



1897 год, Глазов. Почти весь июнь у нас было изобилие развлечений, ожививших глазовскую публику. Начать можно со сбора ратников (до тысячи человек), закончившегося 17 числа. Песни, с которыми их водили каждый день по улицам на ученье и с ученья, сравнительно с дикими воплями, которые несутся в Глазове каждый праздник от многочисленных наших кабаков, песни ратников были настоящим пением. 15 июня ратникам делал смотр бригадный генерал из Казани Лукин… 
Другим развлечением был у глазовцев небольшой цирк, давший здесь несколько представлений. Первое из них было в день открытия народной городской читальни и привлекло публики – увы! Несравненно больше, чем открытие читальни. Последние представления собирали зрителей не столько в силу интереса самих представлений, вполне заурядных, сколько потому, что сопровождались лотереей под видом «подарка» публике коровенки, самовара, будильника. 
Вслед за цирком приехала небольшая группа под управлением г.Горбунова, дающая при участии местных любителей спектакли в зале клуба… 

Вятский край. 1897 год, 8 июля. 

На фото: Глазов, базар на Соборной площади. Фото с сайта https://nailizakon.com/fotogalereya/city04_g/glazov/g..

 

Из книги Иоганна Фридриха Эрдмана «Путешествие по Вятской губернии лето 1816 года» 



… 23 июля весьма рано прибыли в уездный город Глазов на реке Чепце. Это настоящий городок, столь же маленький, как иная деревушка; в нем ни одного каменного дома и только одна низенькая кирпичная церковь. Здесь познакомились мы с главными официальными лицами, которых не так много, сделали некоторые приготовления к открытию уездного училища и в полночь отправились далее… 

Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892 г., с.372

 


Назад к списку