ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Июль: 16-31

 

В 1918 году Вятка вошла в состав северо-восточного военного учатка советской России



Из приказа № 68 от 27 августа 1918 г. 

Приказ командующего северо-восточного участка Кедрова от 12 сего августа за № 3 

Телеграммой высшего (Совет) Военного Совета от 10 августа с.г. за № 4231 я назначен командующим северо-восточного участка. 
Границами северо-восточного участка служат: 
А. На западе: линия озера Нюхча, Водлозеро, Белозерск, река Шексна, г. Молога, все пункты включительно 
Б. На востоке: линия Гердынь, Глазов, Яр, Балакна, все пункты включительно. К западу от войск северо-восточного участка со штабом в Петрограде, к востоку войска восточного участка со штабом в Сарапуле. 
На ввереный мне участок возложена задача действенного противодействия неприятелю, наступающему с севера и решительно противодействовать ему в стремлении соединиться с неприятелем, действующим против восточного фронта, а также и удерживать важнейшие пункты участка Вятка-Котлас в связи с упорной обороной железнодорожной дороги Вологда, Вятка, Глазов и Вятка-Котлас. 
В. 3й район командир Медведев и часть войск его будет сообщены дополнительно. 
Границы участка: на западе Мезень, Сольвычегодск, Ветлуга исключительно, на востоке Чердынь, Глазов, Яр, Балакна включительно заданного района: оказывать действенное противодействие неприятелю, наступающему с севера или с востока в его стремлении соединиться с неприятелем, действующим против восточного фронта, упорно удерживать в своих руках железную дорогу Котлас, Глазов и участок дороги Вятка, Поназырево (на Вологду). 
Снабжение всех войск северо-восточного участка возлагается на Ярославский комиссариат о военных делах (Иваново-Вознесенск) через посредство начальника снабжения северо-восточного участка (т.Сидорова). 
Срочные донесения присылать в штаб участка (г.Вологда, поезд), в 8 и 21 час. 

Командующий северо-восточного участка Кедров 
Начальник штаба Самойло. 

ЦГАКО ф.Р-1585 оп. 1 д.2а л.2

 

О снабжении Красной армии в 1918 году



- Ячейка постановила партийным не претендовать.
- Это ж помереть можно. Партийные, они что, все такие, сознательные? 

Хф "Бумбараш", 1979 год

Приказ комиссариата по военным делам Нолинского уезда № 82 

1 ноября 1918 г. Нолинск 

Всем гражданам города Нолинска и его уезда приказываю к 10 ноября 1918 г. сдать все имеющиеся у них лыжи, самоедские рубахи, сапоги оленьего меха, такие же чулки, брюки, подбитые ватой теплые оленьи треухи, шерстяное белье, а также лыжные сани. 
Основание: телеграмма губвоенкома № 13518 
Всем советским учреждениям волостным военкомам предписывается строго следить за исполнение данного приказа. Не выполнение влечет за собой суровое наказание по всем строгостям законов военного времени. 
Все вышеупомянутые вещи подлежат сдаче в Нолинский военный комиссариат (бывший дом Суслопарова) 
За все сданные вещи будут уплачены деньги по ценам установленным выше. 

Военный комиссар Пейсель 

Военный руководитель Байбородов 

Секретарь Якимов 

ЦГАКО ф.Р-12323 оп.1 д.7 л.107

Примечание. Как видим, то, что показывали нам в советском кино, сильно отличалось от исторической действительности. "Сознательные" большевики не погнушались бы и последнюю рубаху у мужика отобрать, а за сопротивление расстрелять...

 

"Площадные слова"



Начальнику народной социалистической милиции 

Ведомость о происшествиях, бывших в 4 участке Нолинского уезда за первую половину июня 1918 г. 

Агитация против советской власти. 2 июня с.г. гражданин д. Вихарята Сунской волости Адриан Романович Вихарев открыто на деревенском собрании выступал против советской власти и поносил ее площадными словами.

ЦГАКО ф.Р-1323 оп.1 д.8 л.70

 

Дом-музей С.М.Кирова в Уржуме. Мифы...



По меркам того времени целый особняк, хотя по советским биографиям семья революционера была якобы бедная. Но если мы обратимся к его генеалогии, узнаем, что дед Сергея Мироновича, поставивший этот дом, был зажиточным мещанином, держал в городе постоялый двор. После его смерти гостиница была продана. Во второй части дома жила семья Самариных. Поэтому бедность семьи Костриковых, скорее всего, пролетарский миф, раздутый его советскими биографами.
Не был С.М.Киров и круглой сиротой. По книге Антонины Голубевой мать его умерла, а отец ушел на заработки и "пропал без вести". Однако в одной из метрических книг по городу Уржуму за 1915 год удалось найти запись о смерти в богадельне уржумского мещанина Мирона Кострикова. Сестры Костриковы в своей автобиографической книге вспоминали, что они встречались в уржумской тюрьме с бродягой, оказавшимся их отцом, но не смогли простить долгой отлучки, и он умер в полном одиночестве в богадельне для бедняков.
Жизнь С.М.Кирова, как и других партийных деятелей, в советское время обросла мифами (ведь каждое "житие" деятеля партии должно было быть безупречным), которые иногда случается разоблачать при помощи архивных документов.

 

Детство революционера 



Семья Костриковых была не слишком велика: отец, мать да трое ребят старшая Анюта, средний Сережа и младшая Лиза. Еще была у Сережи старая бабушка, Меланья Авдеевна, или, как ее все запросто звали, Маланья. Только жила она отдельно. Служила в няньках у чиновника Перевозчикова. 
Костриковы занимали меньшую половину дома, а большую половину сдавали в наем Самарцевым. Окон в доме было пять, и все они выходили на улицу: три окошка самарцевских, два - костриковских. 
Отец Сережи перебивался случайными грошовыми заработками. Пробовал он одно время и служить - устроился объездчиком в лесничестве. Но жалованья там платили так мало, что семья еле-еле сводила концы с концами. В доме было бедно и незатейливо. На кухне стоял дощатый кривобокий стол, накрытый старой клеенкой, да две скамейки по бокам. На стене висели часы со ржавым маятником. Часы эти всегда спешили. На каланче бывало еще только двенадцать пробьет, а у Костриковых - глядишь, уже половина второго. 
В углу на кухне примостилась деревянная скрипучая кровать. На ней спала мать Сережи. Ребята спали на полатях, по-деревенски. 
Кроме кухни, была еще одна комната. Называлась она важно "горницей", а всего богатства было в ней четыре крашеных старых стула, с которых давным-давно облезла краска, да стол с вязаной скатертью. 
Здесь же в углу стоял старый шкаф для чайной посуды. Верх у него был стеклянный, а низ деревянный, с тремя ящиками, - нижний ящик никогда не открывался. Посуда в шкафу всегда красовалась на одном и том же месте. Для постных щей, которые варили каждый день в доме, довольно было чугуна да глиняной миски, а для каши и картошки хватало горшка. Простая еда была у Костриковых. Дети иной раз еще козье молоко пили от своей козы Шимки да под пасху и рождество лакомились белыми баранками. 
Когда Сереже исполнилось шесть лет, приглянулась ему на базаре игрушка - деревянная лошадка, серая в черных яблоках, с хвостом из новой мочалы. Стоила эта радость всего-навсего шесть копеек. Только копеек лишних у матери не было, и лошадку Сергею не купили. В утешенье сшила ему мать из тряпок мячик, только я всего. Но Сережа со своим приятелем, Санькой Самарцевым, умели обходиться и без игрушек. Играли они в деревянные чурбачки, которые принес им однажды знакомый плотник, в лунки и в салки...

А.Голубева. Мальчик из Уржума - М.-Л.: Детиздат, 1936 г.

У этой книги есть и более детский вариант, написанный для более раннего детского возраста - "Рассказы о Сереже Кострикове". В ней автор тоже указывает о бедности Костриковых: "Жили Костриковы бедно. Отец постоянной работы не имел".

 

Первые вятские новомученики. Епископ Амвросий (Гудко) 



Епископ Амвросий (Гудко) Сарапульский, второй викарий Вятской епархии, отличаясь горячим характером и резкой бесстрашной прямотой, имел столкновения со светскими властями за обличение в церковной проповеди злоупотреблений губернской администрации, был уволен на покой в 1917 году и поселен в Свияжском монастыре Казанской епархии, где его и застала революция. В сильных проповедях у раки святителя Германа Владыка призывал свою паству не радоваться безбожию, молиться за заключенного императора и не верить революционной лжи. Косились на «дерзкого» архиерея комиссары Временного правительства, злились позже и первые большевисткие комиссары, но популярность этого простого, грубоватого архипастыря долго не позволяла поднять на него руку. 
Летом 1918 года Архипастырь был убит большевиками в самой жестокой форме. 
Об обстоятельствах зверского убийства Преосвященного Амвросия сохранились довольно противоречивые сведения, излагаемые в трех версиях. Точно лишь одно, что это страшное злодеяние свершилось 27 июля по ст. ст. 1918 года. Из рапорта, представленного благочинным 2 округа монастырей игуменом Феодосием Преосвященному Анатолию, епископу Чистопольскому, следует, что 26 июля ст. ст. 1918 г. в Свияжский Успенский монастырь прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Епископ Амвросий вышел к солдатам (видимо, протестуя против сего очередного насилия) и был (около 4 часов пополудни) арестован. «Владыку отвели к городскому собору, около которого подождав полчаса, повезли его на ст. Свияжск. Здесь, в вагоне, Преосвященный Амвросий и ночевал. 27-го в 7 часов утра Владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказам очевидцев, Преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Владыку стащили в яму и присыпали землей. О смерти Епископа Амвросия устно сообщила очевидица Александра Филиппова Ваняшина, жившая близ станции, на задах огорода которой и находится в поле могила Преосв. Амвросия». 
По другому свидетельству, предложенному в своей книге Михаилом Польским, когда из Свияжска ушел отряд белочехов под предводительством полковника Каппеля, то в город ворвались части Красной армии, возглавляемые Троцким. Владыку Амвросия, бесстрашного в своем исповедничестве (как и о.Константина Далматова), Троцкий приказал расстрелять. Владыку арестовали в родной обители и вывезли вместе с келейником Иовом на станцию Тюрлема Московско-Казанской жел. Дороги. Там, из штаба 5й армии, стоявшего в вагонах поезда Троцкого, Владыку вывели в поле, а келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым Епископом. Через несколько часов, келейник нашел в еще нескошенном поле тело Владыки Амвросия, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. 
Верный келейник похоронил Владыку на месте его мученической кончины и в продолжение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не трогал поле поблизости того места, где покоилось на небольшой глубине тело священномученика. Место погребения, во избежание неприятностей со стороны большевиков, было известно лишь очень немногим. 
В 1930 году земля отошла к колхозу. После, свидетелю этого рассказа, не удалось установить судьбу безвестной могилы, но среди разосланных по тюрьмам монашествующих Казанской епархии и местных крестьян сохранилась память о бесстрашном архипастыре и вера, что Господь прославит Своего священномученика. 
… По рассказу жителей острова Свияжска, Преосвященнейшего Амвросия перед смертью подвергли страшному истязанию: 51-летнего епископа привязали к хвосту лошади и пустили лошадь по острову, а после окровавленного, но еще живого Владыку пристрелили где-то за городом. 
Однако, как бы ни был убит епископ Амвросий, совершенно очевидно, что это была смерть священновомученника, претерпевшего за свое свидетельство правды Христовой и свои обличения воинствующего безбожия 

А.Журавский. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918й - М. 1996 г.

 

Люди и судьбы. Судьба монахини Елизаветы



Шишова Елизавета Якимова, монахиня. Родилась в 1890 г. в д.Русский Сарас Елабужского уезда. 
Окончила 2 класса сельской школы. 
1904 г. – насельница Бахаревского женского монастыря Пермской епархии. 
1920 г. – после закрытия монастыря стала работать в детском санатории, разместившемся на территории Бахаревской обители. 
1925 г. – разнорабочая в совхозе г.Перми, что на Липовой горе. 
1928 г. – домработница. 
1934-1935 (?) гг. – псаломщица г.Чердыни. 
1936 г. – уборщица в пермском трамвайном парке. 
5 августа 1939 г. арестована. 
1940 г. – 14 мая постановлением ОС НКВД СССР осуждена на три года исправительно-трудовых лагерей. 
12 июня этапирована в управление Карлага НКВД на ст.Карабас Омской железной дороги. 
23 января 1951 г. – последнее упоминание в материалах уголовного дела. 
Дальнейшая судьба неизвестна. 

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно, книга 4 – Киров 2005 г., с.100

 

Первые писатели Вятки: Надежда Дурова



А.С.Пушкин – Н.А.Дуровой. 1836 год, Петербург. 

Вот начало Ваших записок. Все экземпляры уже напечатаны и теперь переплетаются. Не знаю, возможно ли будет остановить издание. Мнение мое, искренное и бескорыстное, - оставить как есть. «Записки амазонки» как-то слишком изысканно, манерно, напоминает немецкие романы. «Записки Н.А.Дуровой» - просто, искренне и благородно. Будьте смелы - вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое Вас прославило. Полумеры никуда не годятся. 
Весь Ваш А.П. 

Дом мой к Вашим услугам. На Дворцовой набережной, дом Баташева у Прачечного мосту. 

Жизнь этой известной женщины, вошедшей в историю как "кавалерист-девица" 1812 года, можно условно разделить на две части - ратную и литературную. Если о ее военном периоде жизни известно более-менее достаточно, то о литературном знают не все. Забыты и ее литературные работы (вряд ли они есть даже в Герценке) Интересно, что посодействовал ее продвижению в литературу... Александр Сергеевич Пушкин, с которым Надежда Александровна была близко знакома и состояла с ним в длительной переписке. Пушкинские письма летели на Вятку, в город Елабугу, в котором жила Надежда Дурова.
В своем предисловии ко книге "Записки кавалерист-девицы" историк Александр Шепталин писал о литературном пути Надежды Дуровой так: "После смерти отца в 1826 г. брат Надежды Василий Андреевич стал городничим Сарапула, но из-за конфликта с настоятелем Вознесенского собора в 1829 г. был переведен в Елабугу. Вместе с семьей брата туда перебралась и Надежда. В 1839 г. Василий Андреевич переведен обратно в Сарапул и прослужил здесь в должности городничего до 1847 г., но Дурова обратно уже не вернулась. 
Благодаря знакомству своего брата с А.Пушкиным, в 1836 г. она отправилась в Петербург, чтобы издать «Записки кавалерист-девицы». Пушкин, принимавший самое активное участие в их издании, писал: «Сейчас прочел переписанные «Записки…»: прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен…» Прочитавший «Записки…» известный литературный критик В.Г.Белинский был убежден, что их автором являлся сам Пушкин: «Если это мистификация, то признаемся, очень мастерская… Если подлинные записки, то занимательные и увлекательные до невероятности». По словам «Пушкина, русские читатели «… с изумлением увидели, что женские пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». 
В последующие годы увидел свет роман «Гудишки», повести и рассказы, но именно «Записки…» сделали Дуровой имя славу одной из первых писательниц России. И первым, кто раскрыл русским людям литературные достоинства и тайну корнета Александрова, был Пушкин. Дурова отнеслась с чувством глубокого преклонения перед талантом поэта и редактора популярного в то время журнала «Современник». В 1840 г. вышло собрание ее сочинений в четырех томах. Прожив некоторое время в Петербурге, Дурова вернулась в Елабугу, где в полном одиночестве в мужском платье под именем Александрова прожила до 1866 года. 
В Сарапуле всегда помнят и глубоко чтят подвиг Надежды Дуровой. В центре города установлена и издалека видна памятная стела, посвященная легендарной женщине. Ее именем названа одна из сарапульских улиц. 
В 1901 году на ее могиле в Елабуге состоялось торжественное открытие памятной плиты с надписью: Надежда Андреевна Дурова - по повелению Императора Александра, корнет Александров, кавалер военного ордена. Движимая любовью к Родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в поручики и уволена в чине штабс-ротмистра. Родилась в 1783 г. Скончалась в 1866 г. Мир ее праху. Вечная память, в назидание потомству, ее доблестной душе». 

Источник: Н.Дурова. Записки кавалерист-девицы – Ижевск 2012 г.

На фото памятник Надежде Дуровой в городе Сарапуле

 

Красный террор. Начало



Большинство защитников советской власти утверждает, что якобы красный террор был начат в ответ на "белый", начатый даже не белыми, а эсерами, которые были союзниками большевиков до второй половины 1918 года. К этой первой "нестыковочке" можно добавить и то, что красный террор был начат сразу с прихода большевиков к власти, когда еще никаких "белых" и в помине не было. Здесь уместно вспомнить, как жестоко подавлялось восстание юнкеров в Петрограде еще в октябре 1917 года. Эти свидетельства прекрасно сохранились в вятских газетах того времени. 
Первые 20 человек юнкеров были расстреляны сразу у стен Петропавловской крепости. Над остальными начались бессудные расправы, свидетелями которых стали многие петроградцы. Кроме того, озверевшие большевики хватали всех, кто был в офицерской форме. Так, комиссар Адмиралтейского района, проходя у Поцелуева моста, стал свидетелем, как группа матросов избивала нескольких юнкеров и затем, несмотря на мольбы публики и особенно женщин, бросала их в реку Мойку. Позднее сами матросы признались, что убили таким образом 11 человек. При захвате телефонной станции «юнкеров сбрасывали с высокого этажа на мостовую, бросали живых и полумертвых в реку Мойку. 
Таким образом, тезис, что красный террор был начат в ответ на белый просто глуп...
На Вятской земле красный террор начался задолго до начала официальной Гражданской войны. Бессудные убийства установителями новой власти начались почти сразу после ее прихода сюда. Одним из самых жестоких проявлений этого стало убийство священника города Елабуги Павла Дернова и его сыновей весной 1918 года. Здесь в качестве первоисточника можно привести Отчет из «Церковных ведомостей» за 1918 год:
"В квартиру протоиерея г.Елабуги Павла Александровича Дернова ворвались ночью 15 человек красноармейцев и увели трех его сыновей. Через несколько минут увели и отца. В квартире произвели обыск, никого из оставшихся близких идти за арестованными не допустили. Обыск сопровождали издевательством и грабежом. 
На рассвете стало известно о судьбе трех юношей-сыновей, они сидели под арестом в Исполнительном комитете. А отца Павла не могли разыскать. Но вскоре родственникам сообщили, что за городом у мельницы лежит труп убитого священника. Матушка поехала туда, а навстречу ей уже везли на розвальнях убитого Павла. Его не отдали матушке, а повезли в морг. Немало хлопот было, чтоб получить труп. Оказалось, что о.Павел был расстрелян еще в 5 часов утра, труп хотели бросить в прорубь, но увидевшие это крестьяне не дали надругаться над телом священномученика. 
Лишь в 4 часа вечера привезли тело в квартиру почившего. Родные поехали в революционный штаб и умоляли отпустить арестованных детей к убитому отцу. Там распорядились: «Напишите заявление, чтобы следствие над арестованными произвели вне очереди». В 7 часов вечера обещали рассмотреть его. Но присутствовавший при этом матрос заявил: «Никаких привилегий, разбирать по очереди». 
Когда арестованные дети узнали, что их отец убит, то один из них не выдержал и назвал красноармейцев «душегубами». Этого было достаточно, чтобы всех их вывели за город, на пристань, и расстреляли. 
«Представьте себе, - пишет автор корреспонденции об этом, - яснее представьте себе эти живые картины нашей ужасной действительности, когда в доме достойного священнослужителя из доброй духовной семьи, известной во всем крае, лежат четыре трупа невинных жертв, лежат долго без гробов. Представьте эту, сначала оцепеневшую от горя и ужаса, не в силах пролить смягчающих душу слез, а потом огласившую стонами и рыданиями весь дом жену-мать. И поставьте перед собой вопрос: не вопиет ли эта кровь убиенных и эти рыдания оставшихся сирот к небу, и не звучат ли нам, еще живым, укором»? (Отчет из «Церковных ведомостей». 1918 г. № 15-16, с.503). 
Таким образом, к началу Гражданской войны в Поволжье, красный террор уже был достаточно распространенным, но не системным явлением, и только с сентября 1918 года он станет "карающим мечом революции"..

 

Дамы в поле на прогулке. Воткинск. 1915-1916 гг. Фотограф: В.А. Зевеке.

 

Бехтеревы из села Сарали


В январе 1857 году в селе Сарали Елабужского уезда родился выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Предки его служили в священном сане много поколений на приходах Вятской губернии. Отец академика впервые решил изменить делу служения своих предков и посвятил свою жизнь светской службе. История его семьи была хорошо описана священником Алексеем Комиссаровым в книге "Из рода богатырей". Приводим небольшой отрывок из этой книги с некоторыми сокращениями.

Владимир Михайлович Бехтерев родился в январе 1857 г. в небольшом селе Сарали, расположенном в самом южном, Елабужском уезде Вятской губернии. Проживание семьи Бехтеревых в этом селе было важным этапом в истории рода, своеобразным апофеозом, венцом которого стало рождение будущего великого ученого. В селе Сарали отмечены и другие знаменательные для всей семьи события, в том числе и печальные. 
История появления семьи Бехтеревых в селе Сарали началась с того, что отец ученого Михаил Павлович Бехтерев, как следует из его формулярного списка за 1866 год, по распоряжению губернатора в 1851 г. был «командирован к исправлению должности пристава 1 стана Елабужского уезда» и «утвержден в сей должности» в 1852 г. 
… Село Сарали было местом поселения станового пристава – оно являлось квартальным, т.е. центральным для нескольких волостей. Михаил Павлович прибыл в Сарали с женой Марией Михайловной, дочерью титулярного советника из города Нолинска Вятской губернии Михаила Тимофеевича Назарьева, и первенцем Николаем, который родился 23 сентября 1853 г., еще до переезда. 
Первое время Бехтеревы проживали в доме, принадлежащем крестьянину Панфилу Байгулову. В Сарали появились на свет братья Александр и Владимир. 
Как удалось выяснить в ходе архивного поиска, в семье станового пристава Бехтерева помимо троих сыновей была еще дочь Мария, родившаяся уже в Саралях и умершая в младенческом возрасте в 1853 году (причиной смерти был обозначен «родимец», под которым тогда понимался широкий спектр детских инфекционных болезней). Несмотря на то, что детская смертность в российской глубинке была делом обычным и, увы, привычным, свою маленькую дочурку Бехтеревы не забывали. 
В 1855 году появился на свет младенец Александр, который родился 16 марта и в тот же день, согласно записи метрической книги, был крещен. Восприемниками (крестными) Александра были: служащий в штате Вятского губернского правления писарь 2 разряда Иван Павлович Бехтерев (родной брат Михаила Павловича) и коллежская секретарша Александра Павловна Малыгина. Рождение и крещение детей Бехтеревых почти всегда сопровождалось приездом близких родственников. 
Метрические книги Петропавловской церкви села Сарали за 1857 год свидетельствуют, что в январе у Бехтеревых родился младший сын – Владимир, имя которого впоследствии стало известным далеко за пределами России. Согласно преданиям, вскоре после его рождения дом, в котором проживала семья, сгорел, и Бехтеревы были вынуждены перебраться в большое двухэтажное здание, принадлежавшее некогда заводопромышленнику С.Т.Красильникову. Бехтеревы занимали второй этаж, а на первом располагался полицейский участок. 
… В 1857 году Михаил Павлович в связи с ухудшающимся здоровьем (он болел неизлечимым тогда туберкулезом) вместе с семьей планировал перебраться на новое место службы. Согласно устному прошению на имя губернатора Михаил Павлович был переведен на вакансию пристава 1 стана Малмыжского уезда в 1857 году. Тогда же семья Бехтеревых переехала на жительство в вотяцкое (удмуртское) село Уни Малмыжского уезда. Но состояние здоровья главы семейства не позволило ему продолжить службу и, как следует из записей формулярного списка 22 августа 1858 года, постановлением № 98 он был отстранен от службы по болезни, а семья хлопотами Марии Михайловны Бехтеревой перебралась на постоянное место жительства в губернский город Вятку. Супруга Михаила Павловича не теряла надежды, что более опытные городские врачи смогут поправить здоровье еще такого молодого отца семейства. К нему применялись самые передовые тогда методы лечения, но – увы! – безрезультатно. 

В 1928 году, осле смерти В.М.Бехтерева, село Сарали посетила делегация членов Елабужского бюро краеведения, которым руководил Сергий Александрович Ефремов. Целью поездки экспедиции был сбор материалов и воспоминаний о Владимире Михайловиче Бехтереве и о годах, проведенных им в селе Сарали… Вот как авторы статьи описывают внешний вид села: 
«Среди безлесной котловины, изрезанной многочисленными оврагами, в беспорядке разбросано сел Сарали – родина академика Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927). 
Неприветливые ряды потемневших от времени изб и унылая пустота безлюдных деревенских улиц встретили нас при въезде в село. Изредка это однообразие нарушалось вычурными жилищами богатеев да желтыми пятнами вновь возведенных построек. Почерневшая от непогоды солома крыш, кучи навоза у ворот, занесенные сугробами огороды и обычная в дни ранней весны грязь улиц дополняли неприветливую картину запущенной русской деревни». 

А.Г.Комиссаров. Из рода богатырей – Казань 2013 г.

 

Храмы И.А.Чарушина в стиле модерн



....Обращался зодчий и к темам нового стиля – модерн, который распространялся на рубеже веков как в столичных, так и в провинциальных городах. Лучшей постройкой в группе деревянных культовых сооружений этого стиля является храм Вознесения Господня в с.Ключевка Алнашского района (1902 г.), возведенный по проекту архитектора И.А.Чарушина в соавторстве с М.В.Дружининым. Его композиция и расположение дают возможность увидеть здание с разных точек зрения, почувствовать цельность объема, ощутить пространство, в организации которого зданию принадлежала определяющая роль. Авторы использовали изящные стилизованные декоративные элементы, придававшие сооружению особую изысканность. Здание, несомненно, стало незаурядным явлением в творчестве вятских архитекторов на территории Удмуртии. Это единственное из сохранившихся деревянных храмовых зданий периода модерна в республике. 
Деревянная церковь с одним престолом построена в п.Ключевка в 1902 г. на средства прихожан. Освящена 9 марта 1903 г. во имя Вознесения Господня. До 1909 г. церковь была приписной к церкви с.Варзи-Ятчи. 
Приход с.Ключевка открыт по указу св.Синода от 31 августа 1909 г. № 11863. В его состав вошли 14 селений. Вознесенская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 декабря 1939 г. и передано под клуб. С 1990-х годов деревянную церковь было разрешено перенести в п.Лудорвай – этнографический музей-заповедник под открытым небом. Однако из-за ветхости церковь осталась на прежнем месте. 
Церковь крестообразная в плане, деревянная, на фундаменте из тесаных блоков песчаника, представляет довольно интересный образец провинциальной архитектуры. Зрительно здание разделено на три четко читающихся объема, где центром композиции является сам храм. 
Стены храма из мощных бревен-стоек, соединенных сверху балками-бревнами. Каркас заполнен по периметру вертикально установленными бревнами с зашивкой стен досками. Изнутри стены оштукатурены по дранке под окраску. Сводов нет, потолок подшит прямо, в центре помещен небольшой декоративный купол. На север и юг выходят двери и окна с коваными решетками. Внутри расположены декоративные столбы на кирпичной кладке. Кровля вальмовая металлическая. Над теплым храмом восьмерик с куполом из деревянного каркаса. С восточной части расположена пятигранная апсида на три окна. В настоящее время богослужения в церкви не проводятся и ее восстановление не планируется. 

М.В.Курочкин. Храмовое зодчество И.А.Чарушина на территории Удмуртии (конец 19- первая половина 20 вв.) // Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле – Ижевск 2015 г., с.185-187 

На фото: храм в селе Ключевка бывшего Елабужского уезда. Фото с сайта http://vgckluchevka.pravorg.ru/2016/11/06/fotoalbom/v..

Примечание. Данный храм был создан в соавторстве с замечательным вятским архитектором М.В.Дружининым. К сожалению, он не дожил до его создания, скончавшись в 1900 году. Спустя семь лет был построен еще один храм по его проекту - каменная церковь в селе Высокая Мелянда Уржумского уезда. Эти храмы - памятник замечательному вятскому зодчему

 

Села бывшей Вятской губернии. Алнаши



Начинаем публикацию сведений о селах, вышедших из состава Вятского края и оказавшихся на территории Удмуртии, Татарстана, Марий Эл... Начнем с села Алнаши (ныне в Удмуртии).

Село Алнаши (удм. Алнаш) – административный центр Алнашского района Удмуртии. Расположено на юге республики, у слияния рек Тойма и Алнашка. Через Алнаши проходит федеральная магистраль. В 12 километрах к югу от села находится одноименная железнодорожная станция Алнаши. 
По итогам десятой ревизии 1859 г. в 62 дворах казенного села Алнаши (Троицкое) проживало 187 жителей мужского пола и 238 женского, размещалась становая квартира, торжок и работали две мельницы. В 1867 г. в селе открыта земская школа. К 1897 г. в селе проживало 804 человека. 
В 1921 г. при разделе Елабужского уезда Алнашская волость передана в состав Можгинского уезда Вотской АО. В 1924 году при укрупнении административных единиц образованы укрупненные волость и сельсовет, в 1929 году был образован Алнашский район и село становится районным центром. Из достопримечательностей на территории с.Алнаши находятся Свято-Троицкая церковь, жилой дом Ашальчи Оки и земская школа. 

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников – Ижевск 2011 г., с.2

На фото: священник-просветитель Михаил Елабужский среди школьников. Село Алнаши, 1890 г. Именно духовенство несло первым в темную массу язычников свет просвещения, грамотности и культуры...
Фото с сайта http://www.iz-article.ru/aln_7.html?f=lastfm

 

К посту ниже. Отбор лошадей для Рабоче-крестьянской Красной Армии в Алнашской ветлечебнице. 1938г. Алнаши.
Фото с сайта http://www.iz-article.ru/aln_7.html?f=lastfm

 

О снабжении Красной армии в 1918 году: "Товарищи, тащи, тащи..."



Наверное, только в кино Красная армия первого года Гражданской войны выглядит одетой "с иголочки". На самом деле, снабжение ее был очень плохим, так как она только создавалась. В архивах можно найти множество документов с приказами о сдаче жителями теплой одежды, валенок и шапок для Красной армии, иногда даже за символические деньги. За отказ мог последовать расстрел. Разумеется, это были не приказы местечковых комиссаров, а приказы, следовавшие из большевисткого центра, за подписями Троцкого и прочих вождей. Если не полениться, эти приказы можно поискать даже в интернете, а также приказ "Прекратить содержание частей Красной Армии за счет крестьянского населения", запрещавший снабжать Красную армию подобным образом, правда, он вышел только в 1921 году...
Таким образом, ВЦИК дал карт-бланш на легализацию грабежа населения. Представители Красной армии имели право на местах изымать одежду, оружие, продукты питания, а в случае сопротивления - применить оружие по "законам военного времени". В прошлом году мы публиковали много подобных документов из архивов ЦГАКО И ГА РМЭ о грабежах красноармейцами местного населения. Правда, в этом случае слово "грабеж" (как именовали его ограбленные обыватели) можно заменить на термин "снабжение". То есть красноармейцы и прод-армейцы (будущие степановцы) не грабили местное население, а "самоснабжались", ссылаясь на приказы вышестоящих инстанций. Значит, и наказания за это не должно было быть (документов о том, как наказывали грабителей, и впрямь нет). Тогда получается, никаких грабежей красноармейцами, во множестве зафиксированных в документах, не было, а было просто "снабжение армии"? 
Помимо этого, летом 1918 года на Вятку пришел еще один приказ - о сдаче населением всех повозок, седел и упряжей для Красной армии:
"Приказ № 125 на основании телеграммы Вятского округа Уральского управления за № 2139 о сдаче всем жителям и учреждениям предметов обоза военного образца: парные повозки, двуколки, упряжи и седла не позднее 21 декабря с.г." (ЦГАКО ф.Р-12323 оп.1 д.7 л.118).
Возможно, красноармейцы в отдаленных губерниях летом 1918 года выглядели довольно пестро - кто во что одет. Так сказать, что отобрал, в то и оделся. Не случайно, в истории Степановского мятежа было два эпизода, когда красноармейцы открывали друг против друга, не разобравшись, свои или чужие (у степановцев единственным опознавательным знаком была ленточка на головном уборе). В результате погибло два человека...
Перед историками же стоит вопрос - как расценивать описанные в многочисленных документах грабежи красноармейцами, латышскими частями и продотрядами - собственно как грабежи или факты снабжения армии?

 

Высоко ли живем? 



Самой низкой высотной отметкой в нашей области надо считать усредненный летний уровень реки Вятки около города Вятские Поляны. Он составляет 54 метра по отношению к уровню Балтийского моря. Исток же Вятки, который находится в Удмуртии, чуть ниже горизонтали 240 метров. Отметка уровня этой реки – 212 метров – имеется на карте примерно в 10 километрах от ее истока… У Советска уровень реки – 77, у Котельнича – 90, а у Кирова – 100 метров. Самую высокую точку на карте нашей области мне удалось отыскать юго-западнее поселка Афанасьево по дороге на Лытку. Ее отметка составляет 318 метров. 
… Перед Великой Отечественной войной планировалось строительство гидроэлектростанци на реке Вятке около Атар. Так вот, если бы под Атарами была построена плотина высотой всего в 20 метров, то реку Лаж в ее устье уже подтопило бы водохранилище через реки Пижму и Немду. Одной из причин отказа от сооружения Атарской ГЭС было возможное подтопление сельхозугодий на огромных площадях. 

Евгений Новгородцев, краевед (Лебяжье). 

На фото: закат солнца с Лебяжского городища. Его высота от 120 до 130 метров...

 

Воспоминания о Филейском монастыре



Не так давно мы публиковали воспоминания вятского художника Александра Фищева о его жизни в Филейском монастыре. Будущий художник всерьез хотел себя посвятить монашеству, но поскольку на Филейку в те времена "ссылали" всех провинившееся в различных пороках духовенство, видимо, это оттолкнуло его от затеи стать монахом и, более того, возбудило в душе чувство глубокого отвращения к монашеству (по словам художника).
Сегодня публикуем еще некоторые воспоминания художника о его жизни в Филейском монастыре. Судя по ним, за короткое время он успел поработать в монастыре в самых разных местах - в поварской, на клиросе, в столярной мастерской. По-видимому, монастырское начальство не особо заморачивалось насчет способностей своих подопечных и переводило их с места на место. Но именно на Филейке Александр Фищев получил первые навыки художника, когда познакомился с вятским художником П.Д.Суворовым, посвятившем его в азы художественного искусства. Для Филейского монастыря Александр Фищев написал несколько икон, в том числе для иконостаса церкви, но недолго они послужили обители - уже в 1920-е годы Александро-Невский монастырь будет закрыт. По архивным документам удалось установить, что образа монастыря после его закрытия разойдутся по храмам Вятской губернии, даже очень отдаленным сельским церквям (вплоть до Уржумского района). Возможно, где-то они хранятся и сейчас...

....В поварской, или, вернее, в кухне, куда я был направлен, меня приняли радушно. Основной штат кухни: повар, его помощник, хлебопек и его помощник, трапезник, 2-3 человека, исполняющих всякую черновую работу, на которую еще привлекали богомольцев из женщин – всего человек девять, я был десятым. 
Обладая хорошим голосом и слухом я был допущен на клирос к пенью в хоре. Я любил пенье с детства, и оно доставляло мне огромное удовольствие. Кроме того, на клиросе легче выстаивать бесконечные службы, можно было сесть на скамью, скрытую от публики, ибо клирос отгораживала большая икона. 
Через два месяца меня перевели в столярную мастерскую, где, кроме меня, работало еще трое. Один из них был слепой, но великолепно делал из дерева прекрасные вещи, пилил, строгал, долбил, склеивал. Работа мне нравилась, я уже самостоятельно начал вязать рамы, табуретки и другие несложные вещи. 
В один из ярких солнечных весенних дней в мастерскую вошел молодой человек из города. Это был живописец Суворов, приглашенный в монастырь для выполнения живописных работ для новой церкви. Мастер, беседуя с ним, между прочим, рассказал про меня и о том, что я люблю рисовать. Я показал свои рисунки. 
Через несколько дней меня перевели к Суворову. Мастерская представляла собой обширную комнату, находящуюся в дальней гостинице для «простонародья», точнее в ночлежке, которая помещалась в нижнем этаже. Верхний этаж частично занимали монахи – администрация гостиницы, а две комнаты предоставили живописцу. 
Я поселился у него и бесконечно радовался, что буду наконец учиться тому, что любил и к чему стремился с раннего детства. Я не ошибся. Петр Дмитриевич, как звали живописца, оказался прекрасным человеком. С первых же дней он стал показывать мне, как рисовать с натуры. Сам он учился в Казани, в мастерской Семенова, где и мне впоследствии пришлось трудиться. 
Суворов оказался хорошим мастером и, пожалуй, учителем. Я скоро понял, чего не хватает в моих рисунках. С жаром принялся изучать все стадии живописных работ: приготовление шпаклевки, грунтовку, калькирование, рисование при помощи клеток, приготовление олифы, терку красок, рисование, копировку и прочее. 
В течение лета написали иконы в иконостас новой церкви. Всю подготовительную работу – подмалевку, всевозможную отделку, подписи – делал я. 
По окончании работы Петр Дмитриевич уехал в Вятку, где у него жила семья. Меня перевели в каменный братский корпус, в одну довольно просторную комнату, где жил отец Петр, монах лет 50. Искренне честный, он не был похож на остальных монахов. 
Мы полюбили друг друга. Несколько месяцев жили вместе. В это время я писал для церкви образа. 

Источник: А.Фищев. Гармония земли и неба – Вятские Поляны, 2007 г.

На фото: Филейский монастырь. Сто с небольшим лет здесь кипела жизнь. Сейчас же здесь запустение, а об обители напоминают только развалины одного из ее корпусов

 

Вятские моряки в октябрьской революции 1917 года



Наши земляки в этом выдающемся событии прошлого века сыграли немаловажную роль. Хотя бы потому, что в экипаже крейсера "Аврора", по какой-то причине, было очень много вятчан. Не случайно в газетных публикациях советского времени можно встретить биографические заметки под заголовком "Служил на "Авроре", "Участвовал в штурме Зимнего дворца". Впоследствии участники этого события жили во многих районах Кировской области; при сборе информации по Гражданской войне в Вятской губернии таких персон встретилось в публикациях немало. Один из моряков с "Авроры" стал первым начальником советской милиции в Нолинске. 
Еще одним судном, имевшим отношение к октябрьской революции, стал бронепалубный крейсер "Диана", точнее его экипаж. Возможно, это было не случайно, так как экипаж крейсера симпатизировал большевикам и печально отметился еще во время Февральской революции: 3 марта 1917 года на «Диане», как и на других кораблях, начались расправы над офицерами: матросы убили старшего офицера крейсера капитана 2-го ранга Б. Н. Рыбкина и тяжело ранили старшего штурмана лейтенанта П. П. Любимова. Несмотря на это, крейсер продолжил участие в Первой Мировой войне. Например, С 30 сентября по 6 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции. Уже в первый день большевистской революции "Диана" примкнула к большевикам, и ее экипаж участвовал в штурме Зимнего. 
Именно на "Диане" служило два выдающихся человека, имевших отношение к Вятскому краю. Это Павел Дмитриевич Мальков - уроженец Кукарки и будущий комендант Смольного, и Юрий Антонович Дрелевский - уроженец Курляндии, впоследствии первый комиссар юстиции в Вятке (расстрелян степановцами в августе 1918 года). П.Д.Мальков служил на "Диане" с 1911 года, старшим санитаром, был членом подпольной организации РСДРП. Как сообщается в его биографии, участвовал в штурме Зимнего. О службе Дрелевского на "Диане" удалось найти сведения из короткой автобиографии одного из его боевых товарищей. Уехав на Вятку, Дрелевский взял с собой немало сослуживцев с крейсера, создав из них т.н. "летучий отряд", укреплявший советскую власть в Вятке. Впоследствии матросы с "Дианы" участвовали в боях с белогвардейцами на Северной Двине. 
Матросы, как известно, отличались "сверхреволюционностью". Не случайно, они первыми поддержали большевиков, а затем помогали им укреплять новую власть, в том числе и Вятской губернии. Например, в Яранском уезде новую власть устанавливал отряд матроса Бородина. 

На фото: Павел Дмитриевич Мальков

 

Нравы Вятской тюрьмы



Обнаруживаются избиения арестованных в Вятской тюрьме – били за все и или всем. Помощник смотрителя тюрьмы Салтыков уволен; он рассчитывает сделать карьеру.

Вятская речь - 1910 г. № 1

Примечание. В 1918 году практически весь старый штат вятской тюрьмы будет расстрелян, включая священников. Обвинение было одно - участие в казни революционера А.М. Лбова, повешенного во дворе Вятской губернской тюрьмы в ночь на 2 (15) мая 1908 года.

На фото: тюремный замок города Вятки. Фото с сайта tornado-84.livejournal.com

 

Вятские самородки



Самоучка-крестьянин деревни Городищенской Федосеевской волости Слободского уезда Иван Афанасьевич Баданин, представивший недавно в земский кустарный музей деревянную швейную машину системы Гау своей работы, обнаружил, говорит, задатки недюжинного художественного таланта и в живописи. Образцы его работы находятся пока в губернской земской управе, которая принимает живое участие в дальнейшем усовершенствовании этого самоучки-крестьянина. Больше лет 10 тому он окончил курс в Вохминской сельской школе, пишет теперь к Нижегородской выставке портрет своего отца и через неделю ожидается в Вятку.

Вятский край - 1896 год № 9

Фото Сергея Лобовикова

 

Забытые слова и выражения. Что такое "пониток"?



24 декабря крестьянин деревни Н..й Сарапульского уезда Алексей В... уронил на пол горшок с «понитком» и, рассердившись на это, запустил горшок в свою жену Мавру Абрамову, но вместо жены попал в полугодовалую дочь свою Лукерью, которая, получив сильный удар в голову, около правого уха, жила после этого только сутки и померла.

Вятские губернские ведомости - 1875 год № 3

Интересно, что же такое пониток?! Любопытно, что горшок был сделан на совесть - даже не разбился при падении (был он, скорее всего, глиняный)...

 

Телефонное строительство в 1929 году



Построение телефонной линии Нижний Новгород-Вятка идет усиленным темпом. К трем работающим колоннам сейчас добавлены еще две новые. 
Материалами построение линии снабжается достаточно. В октябре месяце предполагается закончить все работы и соединить телефоном Вятку с краевым центром. 
Окружная контора связи предлагает подвесить еще два провода для местного сообщения между Котельничем, Пищальем, Истобенском, Оричами и Вяткой. 

Телефонная линия Нижний-Вятка // Вятская правда - 1929 год № 185

 

"А бароня-то воровка..."



Кража. 21 февраля около 12 часов дня потомственная дворянка С.Т.Осипова, проживающая на углу Острожной и Царевской улиц, в доме Осипова, войдя в кухню квартиры священника Вятского Воскресенского собора о.Н.А.Фаворкого, живущего по Казанской улице в доме означенного собора, попросила прислугу последнего П.Зорину доложить о.Николаю, что она, Осипова, просит его к себе на квартиру отпеть какого-то покойника и, когда прислуга ушла из кухни, в это время Осипова с шестка печи похитила утюг, стоимостью 1 рубль 50 копеек и спрятала у себя под шаль, но была замечена и задержана, находившейся в этой же кухне крестьянкой Е.Я.Лихачевой. Осипова в краже созналась и добавила, что у нея в квартире никакого покойника нет.

Вятская речь - 1910 г. № 45

Примечание. Не будем забывать, что утюги тогда были чугунные. На фото два утюга начала прошлого века. Скорее всего, Осипова "позаимствовала" второй утюг, который был
меньше и без углей...


Назад к списку