- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Август: 15-31

Парт-актив Слободского района. Год неизвестен



Фото предоставлено Чермных Алексеем Александровичем

 

Села Вятской губернии. Бемыж



С.Бемыш (Бемышевский завод , Осокин завод, Квака-завод) отстоит от уездного города в 55 верстах. Оно расположено при речке Бемыш и составляет административный, религиозный и образовательный центр для всей Бемышевской волости, т.к. в нем находятся: волостное правление, церковь и школа. Основано село более ста лет тому назад переселенцами из разных местностей; до них это место не было заселено, а лишь неподалеку, по рассказам крестьян, жили татары. Население составляют русские (горно-заводские крестьяне). Ревизских душ в настоящее время в селе числится 513, но при ведении уставной грамоты их насчитывалось до 666 душ. Земля на души не делится, а крестьянам позволено пользоваться тем количеством ея, которое они расчистили, без платежа податей, за одни земские и мирские сборы. Скот пасется без пастухов на своих полях и выгоне.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т.6 ч.2 Елабужский уезд – 1890 г., с.26

Фото с сайта sobory.ru

 

Елабуга: история и легенды



Город Елабуга расположен на правой стороне реки Тоймы, впадающей в реку Каму. От Камы город находится верстах в 2 1,2; весной, в половодье, река Кама подходит к самому городу. 
История. Город Елабуга основан во второй половине 16 столетия. Царь Иоанн Грозный при взятии в 1552 г. Казани, стал заводить по берегам рек Камы и Волги русские поселения, чтобы лучше укрепить завоевание Казанского ханства за Р. С этой целью он отправился в 1552 г. вверх по Каме, на пути тяжко заболел и должен был высадиться на берегу, недалеко от развалин древнего болгарского города Бряхимова, известного под названием «Чортова Городища». Здесь царем была заложена первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами Пророка Ильи и Трех Святителей и основан мужской монастырь на горе, где находилось «Чертово городище»; при основании церкви царь дал ей в дар образ Трех Святителей; поэтому образу и село, образовавшееся вокруг Покровской церкви, стало называться Трехсвятским. Монахи построенного монастыря были первыми проповедниками христианства между жившими кругом язычниками. К монастырю было приписано село Танайка, находящееся в 8 верстах. Монастырь затем этот был упразднен и из двух находившихся в нем церквей одна перенесена в с.Танайку, а другая на Елабужское кладбище. Для защиты от набегов башкир и других инородцев, село Танайка было укреплено земляным валом с деревянными башнями. Село стало называться дворцовым, а в начале 18 столетия на месте села образовался г.Елабуга, который в 1708 г. приписан к Казанской губернии, а в 1780 г сделан уездным городом Вятской губернии. 

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с., с.132

Фото с сайта https://www.tourprom.ru/country/russia/yelabuga/attra..

 

Природа Вятского края. "Замечательные болотистые пространства..."



Болота находятся повсеместно. Замечательные болотистые пространства находятся в уездах: Котельничском, Орловском, Слободском и Глазовском. На севере они образуют Кайские болота и в Глазовском Порубовские и Петуховские, из которых берут начало река Кама и Вятка. Некоторые из болот служат источниками болезней. Уездные земства заняты теперь мыслию обратить болотистые места в луговые пространства.

Статистическое описание Вятской губернии – Вятка 1875 г., с.7

 

Российское образование как наследие царского времени



В учебных заведениях города Вятки получено на днях распоряжение попечительства Казанского учебного округа об окончании учебных занятий в текущем году не позднее 15 мая. Экзамены будут в одних выпускных только классах, а в остальных классах перевод учеников в следующие классы будет сделан на основании годичных отметок.

Вятский край - 1896 г. № 9

Если мы обратимся к истории народного образования в России, то сделаем такой интересный вывод. Большая часть того, что есть сейчас в школах и вузах, возникло задолго до 1917 года - начиная от классов и парт до каникул и экзаменов. Пришедшие к власти большевики в деле народного образования не стали "изобретать велосипед" и в основном унаследовали уже существовавшую систему, введя лишь незначительные изменения. Например, было отменено прежнее деление народных школ на земские, церковно-приходские, министерские и прочие, отменены раздельные классы для девочек и мальчиков, отменены некоторые дисциплины (Закон Божий), создана одиннадцатиклассная система обязательного начального образования (последнее было предложено еще царским правительством в 1912 году). Поэтому ту систему образования, которую мы сейчас имеем, правильнее было бы назвать не советской, а дореволюционной...

На фото: класс дореволюционной гимназии

 

Вятская речь. Кто такой чухоня?

Чуха. 1. Кругляжка, употребляемая для игры «в чухи» (городки) 2. Иногда как бранное слово 

Чухать. Чувствовать; распознавать вкусом, обонянием 

Чухоня. 1. Разборчивый, чванливый, чистюля. «Эта чухоня-то! То не хочу, другое не сладко». 2 ) Род рыбы небольшой. 

Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357.

Примечание. На юге Вятской губернии последнее слово, видимо, преобразовалось немного в другое, с упором на букву "е"" - чехуеня, чехуенька, чехуенистый. А рыба называется чехонь.

 

Память о Гражданской войне 



16 июля убит на своем посту лоцман парохода «Вятка» Михаил Петрович Гвоздев, уроженец Орловского уезда Подрельской волости, дер. Овчинники. Как видно из акта командир парохода, Гвоздев убит при исполнении служебных обязанностей во время обстрела парохода продовольственной дружиной. По просьбе жены погибшего Губпродком вошел с особым представлением в Отдел призрения о назначении семье Гвоздева единовременного или периодического пособия. Позволительно надеяться, что Отдел призрения, приняв во внимание все обстоятельства настоящего дела, разрешит в положительном смысле ходатайство семьи Гвоздева. 

Известия Вятского губисполкома – 1918 г. № 109 от 22 августа 

Случайно на кладбище села Русский Турек Уржумского района нами было найдено надгробие легендарного мичмана Гвоздева - того самого, который погиб в перестрелке с продполком Степанова еще до Степановского мятежа, в июле 1918 года. Здесь же, в селе находился и штаб продполка. 
Вкратце история боя была такова. Незадолго до этого продотряд комиссара Алейникова был разбит крестьянами у села Токтайбеляк (которых вооружил до зубов уржумский военный комиссар для защиты от грабителей). Крестьяне же повернули оружие против "народной власти", которая их регулярно грабила и избивала в лице Московского продотряда. Продотряд был разбит, комиссар попал в плен и умер после жестоких истязаний (так довели местных людей). Обозленный командир продполка Степанов отдал приказ задерживать и проверять все проходящие по Вятке пароходы (причина приказа не совсем понятна). А в это время по Вятке шли на всех парах пароходы "Таратин" и "Вятка". На "Вятке" плыл латышский карательный отряд вместе со своим командиром Жидялисом. По одной версии, отряд направлялся как раз "разобраться" с бесчинствами продполка. Кстати, незадолго до этого латыши заезжали в село Лебяжье, где ограбили местных жителей, силой отобрав там продукты питания и деньги из кассы волостного правления (архивный акт жалобы жителей сохранился). Собственного говоря, одни грабители напоролись на других...
Разумеется, на приказ остановиться латыши не отреагировали. Завязалась отчаянная перестрелка, в ходе которой погиб мичман парохода "Вятка" Гвоздев. Лишь спустя час разобрались что к чему. Пулеметчиком продполка был 18-летний боец Павел Романов, который позднее не принял участия в степановской смуте (как и многие другие продорядники), но месяц спустя был опознан Жидялисом и после недолгого следствия расстрелян. Благодаря его следственному делу мы теперь можем знать, что произошло в те июльские дни на Вятке. Здесь же упоминается, что незадолго до этого продполк, отличившись грабежами, отправлялся на переформирование в Москву, но не помогло... 
В разных источниках по разному упоминается место боя между продполком и латышами - то село Космодемьянское, то Лебяжье. Теперь же с полной уверенностью можно сказать, что бой происходил у села Русский Турек, где и похоронили погибшего мичмана. Нигде не удалось пока найти объяснение причины, из-за которой началась перестрелка (официально считается, латыши не ответили на приказ остановить пароход). Теперь зная место боя, можно предположить, что степановцы знали, что латыши едут их арестовывать и встретили незваных гостей с оружием в руках. Так или иначе, ареста полка не произошло. Было арестовано только несколько продармейцев, убивших уржумского полка Сундырева. Полк Степанова продолжал пьянствовать, грабить и обижать местное население, а 9 августа поднял мятеж против советской власти...
Об этих событиях напоминает только забытое надгробие на кладбище села Русский Турек, но знают ли сами жители, какая легендарная личность покоится под этой плитой - интересный вопрос...

р.с. С советских времен принято степановцев называть бандитами и головорезами, превратившись в них из "белых и пушистых" сборщиков хлеба, но, по сути дела, таковыми солдаты продполка, набранные из разного сброда, стали, сразу ступив со стапелей парохода на Вятскую землю. Уже через несколько дней после прибытия продполка на юг губернии, малмыжская газета написала об их грабежах. Поэтому с началом Степановского мятежа продполк не стал бандитским формированием как таковым, он им уже был по сути почти два месяца. Более того, судя по отрывочным данным, после мятежа Степанов (видимо, единственный здравомыслящий человек на 500 человек продполка) делает отчаянную попытку ввести жесткую дисциплину в своем разномастном воинстве, учредив даже КОБ (Комитет общественной безопасности), что не помогло, т.к. в одиночку уследить за всем он просто не мог, и подчиненные Степанова продолжали также пьянствовать, как и прежде, что и предрешило их скорый разгром...

 

Храмы Вятской губернии. Алнаши



Приход с.Алнаши открыт по определению Св. Синода от 31 июня 1751 г. и образован из селений Можгинского прихода. В состав вновь образованного прихода с.Алнаши вошли с.Алнаши, дд.Средняя Шудзя, Ср.Бомга, Верх Варзи-Омга, Ср.Шудзя, Уча-Пельга, Цакма-Шудзи, Мал.Сота, Вишур-Шудзя, Тумбаш, Казаково, Ст.Дзюмья. В 1761 г. Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским дана благословенная грамота на строительство деревянной церкви, которая построена и освящена 20 мая 1763 года во имя Святой Троицы. Село до 1791 года было в ведении Казанской епархии, а с 1791 г. – перечислено в Вятскую епархию. Указом от 14 мая 1815 г. за № 1486 Вятская духовная консистория предписала начать строительство каменного храма во имя св.Троицы с двумя приделами: в честь св. Апостолов Петра и Павла и в честь трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первый престол каменного храма, Петропавловский, освящен 1 октября 1822 г. Главный престол в холодной церкви – Троицкий – освящен 29 июня 1836 г., третий престол не был построен. В 1888 г. с разрешения Епархиального начальства теплый и холодный храм соединены вместе. 
В 1903 году началось расширение церкви. Петропавловский престол уничтожен, и вместо одного престола устроены два: правый в честь Евфимия Нового, освящен 21 августа 1905 г., а левый в честь Св. Мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен 22 августа 1905 г. Главный престол остался прежний - во имя Св.Троицы. Церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 5 сентября 1940 г. Других сведений об истории церкви не обнаружено. 
Здание расположено в центре села на открытом месте. Почти кубический объем основного четверика завершен восьмериковым световым барабаном под граненым куполом. Пониженный удлиненный алтарь с тремя скруглениями апсид обозначает внутреннюю трехнефную структуру церкви. Более поздние боковые приделы сгладили декоративные отличия частей здания. Южный и северный фасады оформлены одинаковым ритмом арочных окон, заключенных в наличники с рельефными архивольтами. Оси по горизонтали соединены подоконной полочкой и карнизом на уровне пят перемычек. Стены венчает ленточный фриз. Места примыкания приделов отмечены на западном фасаде швом и разницей высот. 

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников - Ижевск 2011 г. 

Фото с сайта sobory.ru

 

Спасская церковь слободы Кукарки 



Спасская церковь – пятиглавый храм. Построена в 1862-1869 гг. под руководством Вятского архитектора Г.Мартынова. 
Церковь заложена 1 июня 1862 г. Преосвященным Агафангелом Епископом Вятским и Слободским. Строилась на средства прихожан и посторонних благотворителей. Каменная ограда с железной решеткой построена в 1872 г. на средства приходского попечительства. 
В церкви было три престола, освященные 9 декабря 1869 г., 10 июня 1870 г., 28 февраля 1871 г. На этой же площади построена в 1903 г. каменная часовня на средства кукарского сельского общества в память посещения сл.Кукарки 30 мая 1901 г. Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери из Семиозерной пустыни Казанской губернии. Приписана к Спасской церкви указом Вятской Духовной Консистории 30 января 1901 г. Священник Спасской церкви Николай Александрович Кедров в 1869 г. открыл в Кукарке библиотеку, которая пострадала от пожара в 1875 г. и вновь открылась в 1896 г. В 1888 г. церковь расширена. Церковным старостой был Сергей Васильевич Лебедев (отец Александра Сергеевича Лебедева, который в 1910 г. организовал музей). 
Церковный придел во имя иконы Спаса Нерукотворного образа – Обруса, назван по наименованию часовни, находящейся на этой площади (время постройки неизвестно). Возможно, она была кладбищенской, т.к. располагалась вблизи Кукарского кладбища, которое было закрыто около 1817 г. 
В 1935-1937 гг. церковь была взорвана и разорена. Кирпич использован на строительство кинотеатра в г.Советске (ныне магазин «Динамика»). Разобрали и часовню. Остался от церковных зданий только кирпичный склад (на стадионе). 
На месте церкви в 1971 г. построено кафе «Кукарка», а Спасскую площадь занимает рынок, стадион и школа искусств. 

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области – 2012 г. 

Фото с сайта pastvu.com

 

Может кому-то будет интересно. Карта ГУЛАГа: Коми АССР...



"О! Республика Коми, зловещий и страшный. 
О! Республика Коми — концлагерь..." (С. Довлатов) 

Почему Удивительный край коми-зырян превратили в место сплошной ссылки? Исчезновение народа на живой карте державы практически невосполнимо. 

Дмитрий Лихачёв

Южную часть республики "захватывал" и Вятлаг, но тут он не обозначен...

 

Первое взятие Казани русскими войсками в 1487 году



- Скажи им, чтoб назад не тoрoпились. Пусть на oбратнoм пути Казань вoзьмут. Ну, чтoб два раза не ездить. 
- Как же этo так, батюшка, ведь Казань-тo наша. Мы ее давным-давнo 
взяли.
- Да? Этo вы пoспешили. 
- Не вели казнить! 
- Ну, ладнo. Раз уж взяли, так и быть. Не oбратнo же им oтдавать.

Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 г.).

Еще со школьной скамьи мы знаем, что Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного и вошло в состав Московского государства в 1552 году. Но мало где упоминается, что еще за 60 лет до этого Казань была взята войсками деда Ивана Грозного - великого князя Московского Ивана Третьего. Правда, тогда Казанское ханство не было присоединено к Москве, а осталось на несколько десятилетий на правах вассала, обязавшись не воевать больше против русского государства.
Летопись Новгородская об этом событии свидетельствует так: "В лето 6995 (1487) князь великий Иван Васильевич всея Руси посла рать свою к Казани, князя Данила Дмитриевича Холмского, да князя Александра Васильевича Оболенского, да князя Семена Ивановича Ряполовского. Они же шедше город Казань взяли, июля, а царя Легама поимали и приведоша на Москву. Князь же великий посади из своей руки в Казанского царя Махмет Яминя, а коромолных князей, уланов Казанских, смертию казнил, а царя Алегама с царицею посла в заточение на Вологду (Летописи новгородские 1-4)".
Примечательно, что в этом походе участвовали в качестве союзников и вятчане, которые спустя два года лишились независимости своей республики.
А Казанское ханство со временем вновь окрепло и снова стало делать набеги на Русь. И молодому царю Ивану Васильевичу пришлось повторить дела своего славного деда...
Подробно об этом событии можно почитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русско-казанская_война_..

На иллюстрации: «И взяли город Казань июля в 9 день, и царя Казанского Алегама пленили с его матерью и царицей, с двумя братьями и сестрой, и с его князьями, и привели их в Москву».

 

Вятские бани Светоржецкого 



Свенторжецкие - фамилия была в Вятке когда-то известная. Поляк Ерминингельд Петрович Свенторжецкий попал в Вятку после участия в польском освободительном восстании начала 1860-х гг. Освоившись в незнакомом городе, Свенторжецкий понял, что жить неплохо можно и здесь и состоялся в Вятке как известный нотариус и страховой агент, а также домовладелец, скупивший большие земельные участки в центре города. Главный дом их усадьбы выходил фасадом на площадь у Владимирской церкви. Кроме того, Свенторжецкий построил в 1883 году общественные бани в городе (возможно, самые первые). Первоначально бани занимали помещения в большом трехэтажном доме, затем переехали в подвал, а в самом здании размещались самые различные учреждения. 
К 1913 году некогда популярные в городе бани находились в антисанитарном состоянии. Видимо, хозяин был уже стар (умер в 1914 году) и не следил за их состоянием. В 1913 году "Вятская речь" писала об этих банях так:
"В городе Вятке имеется одна торговая баня Свенторжецкого, в которой нет даже отдельных номеров для мытья; все находится в ремонте, который продолжается больше года. В общей же «за пятачек», на полу лужи помоев, за отсутствием правильного водостока. В раздевальной - слой холодной жидкой грязи. За неимением отдельных номеров приходиться пользоваться тем, что есть, рискуя каждую минуту заразиться какой-нибудь венерической болезнью. 
Санитарный надзор г.Вятки, видимо, никогда сюда не заглядывал". 
Годом позднее газета «Голос Вятки» сообщала, что «приехавший в Вятку на гастроли артист Дуров выступал на арене с черной свиньей и объяснял публично, что свинья грязная, потому что помылась в вятских банях». 
После смерти Свенторжецкого, в 1914 году наследники продали его недвижимость городу. Сохранились ли после этого бани - неизвестно.

Подробно о банях Свенторжецкого можно прочитать здесь: http://vyatkawalks.ru/wiki/bani-sventorzhetskikh/

На фото: дом Свенторжецких. 2015 г. Фото с данного ресурса

 

Суровые макарьевские мужики



Мы не раз уже отмечали буйный характер наших соседей дымковчан и макарьевцев. Вот еще один случай. На днях целая толпа макарьевских мужиков и даже баб жестоко избили зашедших в село двух парней из Дымкова.

Вятский край - 1897 год № 92

Примечание. Имеются ввиду села рядом с городом Вяткой - Дымково и Макарье. Интересно, стали их жители сейчас "посмирнее" 

 

Трифонов монастырь и его владения...



Известно, что Вятский Успенский монастырь в далекие до-петровские времена владел огромными земельными наделами и сотнями крепостных. Земельные владения доходили аж до будущего Уржумского уезда. Здесь растущие аппетиты вятских монахов столкнулись с другим крупным церковным феодалом - Спасо-Цепочкинским монастырем (село Цепочкино, ныне в Уржумском районе). Дело дошло до того, что в 1688 году два монастыря не смогли поделить одну полянку на границе будущих Нолинского и Уржумского уездов. Произошло это, когда Спасо-Преображенской обители по очередной грамоте были переданы земли между реками Буй и Чепочкой, пожалованные в свое время еще основателю Вятского монастыря преподобному Трифону. Видимо, в те времена вятские монахи не осмелились претендовать на земли, где русских еще не было. Теперь же другое дело – земля освоена и мало-мальски заселена русскими людьми, так подайте ее сюда! Цепочкинский монастырь не уступил ее, имея на это законную грамоту. Началась многолетняя тяжба, закончившаяся в пользу Вятского монастыря. Тяжба дошла даже до Боярской Думы, так не могли поделить злополучную полянку. Трифонов монастырь имел больший вес на Вятской земле…
Разумеется, земли передавались по жалованным грамотам монастырям не пустые, а уже с жившими на них крестьянами. Те, кто не успел сбежать от такой неожиданной царской милости, становились крепостными монастыря. Иногда крестьяне (в основном марийцы) пытались обжаловать свои законные земли, но дело это было бесполезное. В «Правой выписи Цепочкиному монастырю от 1649 года на владение Жеребцовым полем» крестьяне-марийцы высказывались, что если «…Жеребцово поле и сенные покосы станут отводить к тому монастырю, им-де черемисе биться о той земле до смерти, потому что-де та земля исстари их черемисская…». И они пытались вернуть себе землю, отнятую у них, но силы оказались не равны. Для этих целей и стояло стрелецкое войско в Уржуме. Да и сам монастырь, скорее всего, представлял из себя крепость, окруженный мощной деревянной оградой. Жалобщиков жестоко наказывали. Так, в назидание другим, марийцы, добивавшиеся возвращения себе Жеребцова поля, были публично биты палками.
Как происходило отобрание крестьянских земель, в 1669 г. сообщалось в «Ввозной грамоте Казанских воевод, данной игумену Спасского Цепочкинского монастыря Геласию с братиею на вотчинную их пашенную землю, на сенные покосы и на крестьян»: 
«…А в сыску 13 человек крестьян сказали: тех де деревень и починков крестьяня поселились на черном лесу и росчищали тот лес они, крестьяня, а прежде сего тот лес был черемиской, а старцы де почему в тот лес вступаютца, того они не ведают. Да 12 человек крестьян же сказали: тех де деревень и починков крестьяне поселились на черном лесу и тот лес росчищали, а ясачный ли тот лес или монастырский, того они не ведают. Да и с тех же людей 3 человека в речах своих прибавили: тот де лес вотчинной ясачной черемиской исстари, а не монастырский, а почему в тот лес старцы вступаютца, того они не ведают. В сыску же 33 человека черемисы сказали: тех де деревень и починков крестьяня поселились на черном лесу и тот лес росчищали, а тот де лес исстари их черемисский, а платили де они с того лесу меду по 17 басман с четью на год, а сенные де покосы и рыбные ловли были их же, черемисские. А в списке с грамоты блаженые памяти великого Государя Царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, какова прислана на Уржум к воеводе к Василью Горжбоку по челобитью Уржумского уезда Спасского Чепоцкина монастыря строителя старца Кирила з братьею написано: велено владеть монастырю землею по прежнему великого Государя указу и по грамоте, какова великого Государя грамота о том Чепочкин монастырь и о земле прислана на Уржум из Казани от боярина и воевод князя Бориса Михайловича Лыкова с товарищи и по отдельным книгам уржумца сына боярского Казарина Немцова с товарищи 132го году…». 
Простые крестьяне, работавшие на монахов (крепостные русские и марийцы), волком выли от невыносимого бремени. Нередко возникали волнения. В 17 веке самым известным волнением стал бунт Илюшки Рохина в Нолинском уезде. Увещевать мятежников приехал лично архимандрит Иоль, которого мятежники взяли в плен, собираясь "побить кольем". В конце-концов бунт подавили, мятежников избили батогами (кто не разбежался по нолинским лесам) и запрягли в новое крепостное ярмо. Еще лет на сто... 
Все закончилось с воцарением Екатерины Великой. Царица, несмотря на то, что приняла новую веру, не страдала фанатизмом к православию и старалась уравнять в правах все конфессии (кроме старообрядчества). Например, православное духовенство было урезано в правах, закрылись православные миссии, а мусульмане получили право свободно печатать "Коран" и строить молитвенные здания. Одним из моментов этой политики стала секуляризация церковных земель, в первую очередь монастырских. Монастыри потеряли свои огромные земельные приходы и сотни душ "подлых людей" (как называли крестьян при Великой). Словом, царица указала на главное предназначение монастырей - молиться. Потеряли свои владения и вятские монастыри, а Цепочкинский монастырь вскоре закрылся. Вместо него осталась большая каменная церковь, в которой до ее закрытия бережно сохранялись реликвии бывшей обители. После закрытия и разрушения церкви они, увы, бесследно пропали.
Интересно, что Вятский монастырь потерял свои земли, но сохранил свои предприятия, даже очень далеко от Вятки, например даже во второй половине 19 века ему принадлежала мукомольная мельница на речке Суна, около села Нестино. Мельница - не земля, ее не могли отобрать царские чиновники. Мельницу монастырь сдавал в аренду местным крестьянам. В 1885 году казначей монастыря игумен Максимилиан разместил в газете "Вятские губернские ведомости" объявление о поиске новых арендаторов мельницы:
"Контора Вятского мужского монастыря сим извещает, что 23 числа будущего мая месяца в 11 часов дня имеют быть в конторе торги на отдачу в арендное содержание на 12 лет монастырской мукомольной мельницы о 6 поставах, находящихся на реке Суне, при селе Нестинском Нолинского уезда. Желающие торговаться благоволят явиться в контору к означенному времени с надлежащими залогами" (ВГВ - 1885 г. № 37). Мельница, как и другие предприятия, принадлежали обители, очевидно до самого 1917 года, когда она потеряла после октябрьской революции и то, что имела...

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Посвящение учительнице. 1897 год

Вот она, бледная, красивая, светлая; 
Щеки ввалились, закрыты глаза; 
Бродит на губках улыбка приветная, 
А на ресницах слеза. 
Видно, измучили думы тяжелые: 
Ты задремала, головку склоня. 
Длинными кажутся дни невеселые 
Жизнь без страстей, без огня. 
Видно, душа неспокойная мечется, 
Рвется из впалой груди; 
Кашель измучил, итак безотрадно все… 
Мрачно, темно впереди. 
Трудно тебе, одинокая, бедная, 
Эти невзгоды нести, 
То-то такая худая ты, бледная… 
Жаль, уж теперь не спасенья! 
Как ни томишься, а жить то ведь хочется, 
Хочется счастье найти, - 
Нет не сломить тебе долю суровую 
Некому в помощь придти. 
Так невеселая молодость кончится 
Старость наступит… беда! – 
Если теперь беспросветно и холодно, 
Что же согреет тогда? 

Л. Свенторжецкий 

Вятский край - 1897 г. № 91

В оригинале стихотворение называлось "Сельская учительница. Фельетон". Правда, нам, сегодня живущим , наверное, будет трудно понять, что здесь фельетонного. У наших предков было другое мировоззрение. Скорее стихотворение грустное. Видимо, Л.Свенторжецкий посвятил его какой-то своей знакомой особе, молодой и одинокой учительнице...

 

Червивая напасть



Появление вредных насекомых. В некоторых волостях Елабужского и Уржумского уездов, вследствие дождливой погоды, на полях крестьян появился червь, потребляющий зерно, сложенное в кладях. В Уржумском уезде червь, истребляющий или повреждающий хлеб наполовину и более, появился в кладухах и амбарах. Количество истребленного червем хлеба и сумма убытков не приведено еще в известность.

Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 82

 

Вятская речь. Опоек



Часто бывает так, что одно и тоже слово в Кировской области в разных ее частях имеет разное значение. Зимой мы писали о таком слове - "Маська". Если на юге области так называют медведя, то севернее оно имеет совершенно другой смысл.
Вот еще одно интересное, возможно, многим знакомое слово: ОПОЕК. В старину в Яранском районе это слово обозначало бутылку или емкость со спиртным (не известно, есть ли сейчас там это слово), а вот если мы отъедем от Яранска верст на 100-115 на восток, то узнаем, что там под словом "опоек" называют пьяницу, выпившего человека. В Лебяжье и сейчас слово "опоек" у всех на устах. В некоторых источниках встречалось, что "опойком" называли также теленка. Возможно, от последнего значения синоним слова мог "прикрепиться" к выпивающему человеку.
Интересно было бы узнать Ваше мнение о значениях этого интересного слова.

Р.с. Позднее мы опубликуем публикации из яранских газет, где упоминается местное значение слова "опоек".

 

Пострадавшие за веру. Отец Павел Филимонов



С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идёт планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить

В.Шаламов. Ася

Филимонов Павел Иванович, протоиерей. Родился 19 августа 1868 г. в с. Порез Глазовского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. В 1886 г. окончил 1 класс Вятской Духовной семинарии, 25 октября 1888 г. назначен псаломщиком в церковь с. Лум Яранского уезда Вятской губернии. 15 ноября 1892 г. рукоположен во диакона к Троицкой церкви с. Люперсола, 6 сентября 1895 г. переведен в храм с. Орша Яранского уезда Вятской губернии, 31 августа 1908 г. рукоположен во священника. Служение в церкви сочетал с просветительской деятельностью: нес послушание учителя Лумской (1888-1889), Кельмаксолинской (1892-1895), Космодамианской (1895-1899, 1903-1912) церковно-приходских школ. Награжден набедренником (1913 г.), медалями в память царствования императора Александра III, в честь 25-летия церковных школ, крестом и медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков служил в Космодамианском храме с. Орша, в 1934 г. возведен в сан протоиерея. Показал себя исповедником Православной веры, препятствовал закрытию церкви, побуждал к тому же и прихожан. После закрытия храма в 1936 г. не оставил паству, совершая богослужения на дому, а крещения, отпевания и другие требы по домам верующих. Арестован 29 сентября 1937 г. по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, на двух допросах 7 октября 1937 г. своей вины не признал. 11 октября 1937 г. Тройкой НКВД по МАССР приговорен к 8 годам заключения. Отбывал наказание в Локчимлаге Коми АССР, где и скончался в д. Шудога 2 февраля 1938 г. 

По материалам Комиссии по канонизации святых Марийской епархии

 

Святитель Стефан Пермский в памяти русских летописей



В лето 6904 (1396) преставился Стефан епискуп Перьмскый, месяца апреля 26, в Препловенье праздник в среду. Си бо святый святитель, новыя апостол Пермьскыя земля, учитель и просветитель душам их, преложи им грамоту с Рускыа на Пермскую грамоту, и веру утверди, и грамоте их изучи. Се бо блаженный епископ Стефан, божий человек, живяше посреде неверных человек, ни Бога знающих, ни закона ведящих, молящиеся идолом, огню, и веде, и каменю, и золотой бабе, и кудесником, и велехвом, и древью. А се живущеим около Перьми имена местом и странам и землям иноязычным: Двиняне, Устюжане, Велыжане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Сирнане, Галичане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоеды, Пертасы, Пермь великая, Гамаль Чюсовая. Река же первая, именем Вымь, впаде в Вычегду; другая река Вычегда, объодяще всю землю Пермскую, потече к северней стране и паде в Двину, ниже Устюга 40 верст; река же третья Вятка потече с другую сторону Перми и вниде в Каму реку; сиа же река Кама обходяще всю землю Пермьскую, по се бо реце мнози языци сидят, и потече на уг в землю Татарскую и впаде в Волгу, ниже Казани 60 верст.

Софийская первая летопись 

Примечание. Помимо всего прочего здесь упоминаются все народы, живущие в окрестностях Вятской земли - Двиняне, Устюжане, Велыжане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Сирнане, Галичане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоеды, Пертасы. Также упоминается поклонение язычниками легендарной "Золотой бабе", о которой мы писали несколько месяцев назад...

 

Село Кай и его доктор



Село Кай Слободского уезда. Село Кай - глухой и отдаленный угол, кругом его леса. В этом селе есть больница, а при больнице – доктор Головенко, фельдшерица его жена да фельдшер Павлов. Для доктора делов тут очень много: в лесах есть птицы и ягоды, в реках рыба. Доктор Головенко все эти с усердием выполняет, но лишь больных лечить не успевает правда, больных лечить есть фельдшерица Головенко, которую иногда заменяют сторожа и сиделки. Но вот появилась эпидемия сыпного тифа и в больницу привезли двух женщин. Доктор положил их в больницу, но в тот же день, вечером, придя на обход, увидел, что положили тифозных. Тотчас же ночью доктор выпроводил этих двух женщин в барак, где до утра оставил их без прислуги. Обе женщины умерли. После этих злополучных женщин были привезены еще тифозные и более слабые, чем первые, но при энергичном уходе фельдшера Павлова смертных случаев пока не было. Тифозные больные лежали в бараке по 3 недели и видели доктора всего один раз. Зашел доктор в барак и, ни на кого не глядя, только спросил некоторых: ты чем болен? И ушел. 
Зато больных, которые хорошо платят, Головенко посещает охотно, хотя бы ему пришлось ехать не один десяток верст. 

Вятская речь - 1913 г. № 54

На рисунке: реконструкция старого Кай-города. Источник: https://verhnekamye.livejournal.com/4214.html (здесь можно почитать и другие интересные факты по истории Кая)

 

Женские общины Яранского уезда



1885 год. Новая женская община. Святейший Синод разрешил учреждение новой женской общины и при ней бесплатного женского училища в Яранском уезде Вятской губернии. Община эта имеет быть учреждена на земле, пожертвованной для этой цели купцом В.Бебениным, который кроме того пожертвовал еще 10 тысяч рублей на содержание общины и арендовал для нея смежную землю в количестве 81 десятины, обещая притом купить ее впоследствии для общины. Пожертвованная земля содержит в себе 149 десятину и находится при деревнях Силиной, Кукмаре и починке Гусеве. Находятся на ней два дома со службами и два корпуса ценой около 4 тысяч рублей; кроме того на предполагаемой постройке заготовлено леса на 1, 832 рубль. Для отправления богослужений при общине предположено построить церковь, для которой заготовлены все необходимые стройматериалы, а также церковная утварь, ризница и богослужебные книги; тем же купцом Бебениным пожертвованы колокола на 1, 105 р., а для обеспечения причта при церкви имеется вклад вдовы купца Жукова в 500 рублей. Бесплатная школа при общине будет устроена для крестьянских девочек, преимущественно дочерей инородцев-черемис (Вятские губернские ведомости - 1885 г.№ 12).

Речь здесь идет об основании женского Знаменского монастыря. Спустя 11 лет в Яранском уезде могла бы появиться еще одна женская община. В 1896 г. яранский протоиерей Александр Селивановский решил основать в одном из сёл Яранского уезда монастырь и мысль эту высказал именитому яранскому купцу 2й гильдии Фёдору Яковлевичу Рощину. Благочестивому купцу идея понравилась. Он обещал помочь и отправился на приём к Вятскому владыке Алексию. Архиерей внимательно выслушал купца, но, в свою очередь, дал совет построить монастырь не в Яранском уезде, а на юге Уржумского, где жило великое множество язычников-марийцев. Здесь такой монастырь мог бы иметь большее значение и стать духовным и культурным центром для марийцев, в большинстве своем прозябавших тогда ещё в язычестве. Рощин с этим согласился, чем обидел протоиерея Селивановского. Так появился Куженерский женский монастырь в Уржумском уезде...

Фото Вятского епархиального архива

 

Из истории вятского кино

1914 год. В кинематографе «Одеон». После недельного перерыва открылся кинематограф «Одеон». Помещение его подновлено, подкрашено и высматривается чистеньким. Для открытия была дана интересная драма из русской жизни в исполнении русских же артистов - «Немые свидетели». Дирекцией «Одеона» намечен к постановке ряд картин из серии русских классиков.

Северное слово - 1914 г. № 133

Примечание. «Немые свидетели» (1914) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра. Фильм вышел на экраны 29 апреля 1914 года. Киновед Ирина Гращенкова назвала фильм в числе лучших российских кинодрам 1910-х годов.

 

В 1925 году Вятку посетил агит-самолет



4 марта в Вятку прибыл из Котласа агитсамолет «Юнкерс», совершивший перелет по маршруту: Вологда-Котлас-Вятка-Пермь. 
Самолет из Котласа вылетел в 12 часов и, несмотря на неблагоприятную погоду, в 2 часа 10 минут дня был уже в Вятке. 
На борту самолета прибыл уполномоченный центрального совета ОДВФ тов.Ландин, летчик Копылов и механик Клычко. 
Ввиду неблагоприятной погоды, предполагаемый в 5 часов вечера на аэродроме митинг был отменен. 
Вчера самолет вылетел в 11 часов утра в Котельнич и Халтурин. 
Сегодня самолет вылетает в Омутнинск. 
Вечером, по возвращении самолета в Вятку, в клубе имени Демьяна Бедного в 7 часов вечера состоится торжественное заседание, на котором тов. Ландиным будет сделан доклад о воздушном флоте. 
… Показательные полеты и митинг в Вятке состоятся, в случае благоприятной погоды, в воскресенье. 

"Юнкерс" в Вятке - Вятская правда 1925 г. № 54 

На фото: "юнкерсы" тех лет. Фото 1923 года. В 1925 году подобный самолет посетил и Вятку

 

О набегах марийцев в 14-16 веках на русские поселения



Когда первые славянские поселенцы пришли на Вятскую землю, она не была пуста. Ее уже задолго до них населяли различные племена местных народов - марийцев, удмуртов, коми. Впоследствии они были оттеснены от центра Вятской земли, но память об этих народах осталась в названиях различных населенных мест, рек и озер.
Из всех местных племен, наверное, самыми воинственными были марийцы, как ни странно это сейчас покажется (сейчас марийцы самый миролюбивый и кроткий народ в России). Сохранилось много легенд о войнах между племенами марийцев и удмуртов, еще до прихода русских. В итоге удмурты были вынуждены уйти за Вятку, в сторону современной Удмуртии. Когда пришли первые славяне, "досталось" и им. Марийские племена делали набеги на русские поселения (возможно, не без указания из Орды). Не случайно, в первых летописных источниках марийцы назывались не иначе, как "злая черемиса". В "Летописце о стране Вятской" сохранились такие строки:
"Наипаче же с Пижмы реки что ныне в Яранском уезде Черемиса для разорения христиан часто набегающие в волости Котелнича города по реке же Кобре от древних повествуемо христиане селитву зачинающе имуще с собою святый образ святителя чудотворца Николая написан в чудесех и от нашествия Черемис тыя христиане бежаще с реки Кобры лесами дикими и незнаемыми местами".
Возможно, делали марийские отряды набеги и на Хлынов, невесть откуда появившийся на их земле (также, как делали набеги на него и другие местные племена и русские княжества). В том же "Летописце о стране Вятской" указывалась причина, по которой хлыновцы были вынуждены строить вокруг своего города стену со рвом:
"Наипаче же от Чуди Отяков и Черемис и от Агарянско города разных народов татар и бесермян и нагайцов снизу Волги реки и от Казанских татар и из Заказанских (поселевшиеся) тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение, воюеми многажды и никако же обладаеми бяху". 
Завоевав в 16 веке Казанское ханство (современные Марий Эл и Татарстан), царь Иван Грозный понимал, какие воинственные народы вошли в состав его государства. Священник-просветитель Федор Егоров в своих «Материалах по истории народа мари» писал по этому поводу: «Действительно, мари, особенно луговые, были известны Грозному, как наиболее подвижные и беспокойные элементы Казанского царства. Он понимал, что уничтожением их самоуправления, он наживет непримиримых врагов по отношению к своей власти и русской колонизации, а потому он ограничился лишь тем, что установил над ними строжайший надзор». 
Не брезговали в те времена марийские племена и просто разбоем, поэтому в 15-16 веках путешествовать по Вятской земле было небезопасно, и путники выбирали длинный окольный путь, дабы не быть ограбленными и убитыми в дороге. В своих знаменитых «Записках о Московии» Сигизмунд Гербенштейна в начале 16 века так писал об этом: 
"Область Вятка, за рекою Камою, лежит почти в 150 милях на восток от Москвы; кратчайшая дорога к ней идет через Кострому и Галич, но она трудна, ибо кроме болот и лесов, которые затрудняют путь, между Галичем и Вяткою, еще разбойничают бродящие там черемисы. Поэтому едут в Вятку через Вологду и Устюг, путем более долгим, но зато более легким и безопасным".
Возможно, не случайно русские поселенцы на юге Вятской губернии в 16-17 веках принимают жесткие правила в отношении местных марийцев. Чтобы обезопасить русских поселенцев от внешней угрозы, марийцам было запрещено жить в городах, въезжать туда без разрешения представителей власти, оставаться в них на ночь. Также при основании русских крепостей местные люди должны были освобождать территорию вокруг них в радиусе до 5 верст. Запрещено им было заниматься и кузнечным ремеслом, т.е. иметь возможность изготавливать оружие. Однако марийцы охотно принимались в народное ополчение. В 1636 г. марийцам повелевалось “…хаживать с трех дворов человек в Уржум”. В уездных городах имелись т.н. «анаматные дворы» для содержания заложников из коренного населения. Это объясняет то, что вокруг южных уездных городов Вятской губернии никогда не было марийских деревень. И действительно, вблизи, например, Уржума и близко нет никаких марийских поселений....

 

Как в 1913 году в Нолинске провожали "любимого" начальника



Прощание с Барышевым. В понедельник, 21 января, председатель управы г.Барышев оставил наконец Нолинскую управу и, обходя помещения отделов, прощался со служащими. Прощание носило чрезвычайно холодный характер - ни речей, ни сожалений не было высказано при этом, никто не произнес и пары теплых слов по адресу уходящего председателя, кроме разве немногих, особенно взысканных при нем милостями и вниманием.

Вятская речь - 1913 г. № 20

 

Несостоявшаяся Елабужская епархия...



Перефирийные уезды Вятской губернии, очевидно, всегда мечтали об отделении от далекого губернского центра, чтоб, наконец, зажить полнокровной, самостоятельной жизнью. Как-то мы писали о грандиозных планах Сарапульского земства об отделении от Вятки и создании самостоятельной губернии накануне войны 1914 года. С этой целью даже начали прокладывать железную дорогу к будущей "столице", но война сорвала эти планы.
Интересно, что за двадцать лет до этого такие же мысли носились в воздухе в другом отдаленном уезде губернии - Елабужском. Правда, здесь отделение носило церковный характер - с созданием собственной епархии со столицей в Елабуге. С этой целью в Елабуге даже начали сбор на строительство собственной семинарии, и это дело было нужное, т.к. местным студентам до Вятской семинарии приходилось ездить аж за 300 верст с гаком.
Вот какая заметка встретилась в газете "Вятский край" за 1897 год, в номере 127: "Елабужская купчиха Стахеева пожертвовала 200 тысяч рублей на постройку здания духовной семинарии в городе Елабуге, при выделении в самостоятельную епархию Елабужского, Сарапульского, Малмыжского и некоторых уездов, соседних Пермской, Уфимской и Казанской губернии".
Планы о создании собственной епархии тоже не претворились в жизнь. В лучшем случае в пределах одной губернии могло бы возникнуть викариатство, но уже существовало в Сарапуле с собственным епископом...
А духовное училище в Елабуге все же появилось, но другого рода - для девушек. "Елабужское Епархиальное женское училище вызвано к жизни беспримерно щедрым даром Потомственной Почетной Гражданки г. Елабуги Глафиры Федоровны Стахеевой, которая, желая увековечить молитвенное воспоминание о своем покойном муже Василии Григорьевиче, изъявила усердие возвести на свои собственные средства все необходимые строения для этого училища, с храмом во имя Священномученика Василия, память которого празднуется 22 марта" (с сайта "Православная Елабуга" https://elabugablago.ru/o-blagochinii/obrazovanie-hh-..). Открылось училище в 1898 году. А юношам из духовного звания все последующие 20 лет так и приходилось ездить на учебу в Вятку за 300 верст...

Фото Андрея Щетина

 

В 1914 году на Вятке искали... радиоактивные элементы



Французские ученые Пьер и Мария Кюри обнаружили, что отходы, остающиеся после выделения урана из урановой руды (урановая смолка, добывавшаяся в городе Иоахимсталь, Чехия), более радиоактивны, чем чистый уран. Из этих отходов супруги Кюри после нескольких лет интенсивной работы выделили два сильно радиоактивных элемента: полоний и радий. Первое сообщение об открытии радия (в виде смеси с барием) Кюри сделали 26 декабря 1898 года во Французской академии наук. В 1910 году Мария Кюри и Андре Дебьерн выделили чистый радий путём электролиза хлорида радия на ртутном катоде и последующей дистилляции в водороде. Выделенный элемент представлял собой, как сейчас известно, изотоп радий-226, продукт распада урана-238. За открытие радия и полония супруги Кюри получили Нобелевскую премию.
Уже очень скоро последнее открытие пришло и в Россию. Русские минералоги тоже начали поиски радия, который в природе очень редок. Получить чистый радий в начале XX века стоило огромного труда. Мария Кюри трудилась 12 лет, чтобы получить крупинку чистого радия. Чтобы получить всего 1 г чистого радия, нужно было несколько вагонов урановой руды, 100 вагонов угля, 100 цистерн воды и 5 вагонов разных химических веществ. Поэтому на начало XX века в мире не было более дорогого металла. За 1 г радия нужно было заплатить больше 200 кг золота.
В 1914 году одна из поисковых групп на писки радия была отправлена и в Вятскую губернию. Возглавлял ее известный ученый-минералог Владимир Ильич Крыжановский (1881—1947). Вятская газета "Северное слово" в № 95 кратко сообщала об этой экспедиции:
"Поиски радия. Академия наук командирует с 15 мая по 15 сентября в пределы Вятской губернии старшего ученого хранителя геологического и минералогического музея Академии В.И.Крыжановского для производства исследований месторождений радиоактивных минералов".
Как видим, поиски должны были продлиться до 15 сентября 1914 года, но уже 28 июля Россия вступила в войну с Германией и, очевидно, поиски были свернуты, как и многие другие прогрессивные проекты того времени. Правда, многие из них были впоследствии продолжены уже в советское время. Очень возможно, что радий искали в Кировской области и в советское время...

Использованы материалы "Википедии"

На фото: Владимир Ильич Крыжановский

 


Назад к списку