Сентябрь: 1-15
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. Исторический снимок. На снимке мой дедушка Росляков Филипп Николаевич ( слева крайний) с однополчанами из автомобильного бронедивизиона (в то время самыми современными войсками). Обратите внимание на форму: их одевали в кожаное обмундирование. Г. Ораниенбаум, год 1916.
Леонид Сорокажердьев
"Вятчан всех к целованию приведоша..." Хроники Средних веков
В лето 6997 (1489) июня в 11 день послал князь великий рать свою на Вятку, за их неисправление, князя Даниила Васильевича Щеня, да Григория Васильевича Морозова и иных воевод с многою силою. Они же шедше городы Вятцкые поимали, а Вятчан всех к целованию приведоша, да и Арских князей тако везвратишася. И князь великий Вятчан земских людий в Боровце да в Кременце посади, и поместья им подава, а торговых людей Вятчан же иных в Дмитрове посади, а Арских князей пожаловав отпусти их в свою землю, а коромолников Вятцкых иных смертию казнил.
Дополнение к новгородской 4 летописи из Синодального Хронографа (№ 280) // Труды Вятской ученой архивной комиссии - Вятка 1905 г., ч.1, с.22-23
Железнодорожные хроники начала прошлого века
Между станциями северной железной дороги Ацвеж и Шарья в ночь на 17 января у воинского поезда, идущего из Вятки, лопнула у вагона ось. Крушения, к счастью не последовало. Движение пассажирских поездов задержалось на 6 часов.
Начальник первого отделения службы движений Пермской железной дороги Болотов, вопреки приказа начальника дороги, пользуется бесплатными услугами низших агентов, заставляя дежурных младших кондукторов в своей частной квартире колоть дрова, качать воду и прислуживать на кухне.
Вятская речь - 1913 г. № 16
На фото: вокзал станции Свеча, возведенный в начале 20 века
Истобяне
Село Истобенское Орловского уезда Вятской губернии. Истобенское село, находящееся на левом берегу реки Вятки, невдалеке от города Орлова, одно из самых больших сел не только в нашем уезде, села которого отличаются исключительной малолюдностью и бедностью, но и вообще по губернии. Как по числу жителей, так и по характеру построек, по образу жизни и по одежде населения, наше село напоминает собой более местечко и слободу с типом мещанского населения, чем обычное наше село с земледельческим населением, хотя и значатся до сих пор все жители этого села крестьянами. Число жителей в Истобенске, как иногда не без гордости называют истобяне свое село, насчитывают до 1400 душ обоего пола, но немногие только домохозяева живут исключительно земледелием – громадное же большинство мужского населения занимается отхожим промыслом – бурлачеством, доставляя по всему волжскому бассейну, а частию и в Сибирь, немало опытных лоцманов и даже капитанов, не говоря уж о значительном числе матросов, водоливов и т.п. водяном люде; немалое число истобян служит также в заводах и по пристаням, занимая более места прикащиков. В свою очередь все женское население села летом занято главным образом огородничеством, производя в большом количестве капусту, которой снабжает кроме своего уезда еще и соседний Котельничский уезд. Кроме того, имея порядочное количество покосов по реке Вятке, население содержит рогатый скот, кормя его даже на убой, а по зимам часть женского населения занимается разными женскими рукоделиями, из которых производство салфеток, наконечников для полотенец и прочего достигло высокого совершенства.
Вятские губернские ведомости - 1885 год № 40
На фото: старинные дома Истобенска
Вятская жизнь сто лет назад. Благоухающий Яранск
На улице Труда в квартале, где находится Ветеринарная лечебница, уже несколько дней продолжается поверка лошадей. Поверочная комиссия пристроилась в самой средине квартала под деревьями, вероятно, для того, чтобы укрыться от солнца. Лошади же, в ожидании очереди, становятся по всему кварталу. В настоящее время квартал превратился в скотный двор, т.к. всюду у заборов, у тротуаров и на тротуарах лежит конский навоз. Воздух по всему кварталу, зараженный запахом навоза, убирать который, по-видимому, никто не собирается…
Кто виноват... // Крестьянин-коммунист - 1919 г. № 69 от 6 июля
Первая перепись Яранского уезда
Первая перепись Яранского посада и уезда по переписной книге
Г.М. Юшкова 1646 г. (приводим дословно, опуская длинные перечисления и запутанные имена, сохранив главный смысл).
«Лета 7154 году, по государеву — царя и великого князя Алексея
Михайловича всея Руси указу, велено Григорию Михайловичу Юшкову
ехать в Яранск, и в станы и волости, в государевы дворцовые сёла и
деревни и починки, и патриарши и митрополичи и во владычни и в
монастырские вотчины, и т.д., а приехав в Еранск описать посад, и в
новых дворцовых волостях и в патриарших и в монастырских и боярских
поместьях и вотчинах и городе на посаде всяких ремесленных и торговых
людей…, и которые живут на церковных землях бобыли и бобылей и их
детей и братию и племянников, со отцы и их прозвищи, и того смотрити и
беречи накрепко, чтобы, твой переписи никто не воровал, крестьяне и
бобыли не таили, изо многих дворов в один двор не переходили».
И всего в Яранском уезде: на посад посадских и бобылских, и в
уезде в государеве селе и в оброчных деревнях и за помещики в
поместьях 175 дворов, а в них крестьян и бобылей и их детей и братьи и
племянники и внучат 656 ч.
Материал предоставлен Евгением Хухаревым
Забытые слова и выражения. Половничествующие крестьяне
Словосочетание это можно встретить, например, в метрических книгах соседней Вологодской губернии, небольшая часть которой в советское время перешла к Кировской области. Например, в метрической книге церкви села Учка Вологодской губернии за 1860 год упоминается в качестве крестного "деревни Прислона половничествующий крестьянин Алексей Иванов Лазарев". Интересно, что полное название деревни было довольно интересным - Клеточный Прислон...
Итак, кто же такие были половничествующие крестьяне или просто "половники"? Вкратце говоря, половники: "Одна из категорий зависимого населения в 14 -1 й половине 19 вв. Половниками становились гл. образом малоземельные крестьяне, отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Работали на землевладельца, отдавая ему обычно половину урожая" (Энциклопедия "Русская цивилизация").
Более развернуто о "половниках" сказано в "Энциклопедическом словаре" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона", где как раз говорится о Вологодской губернии:
"В Сев. России класс крестьян, всегда сохранявших право перехода. В пределах северной и частью средней полосы России половничество, как особый вид аренды пахотных земель и угодий, был в XIV—XVI вв. явлением весьма распространенным. В XV в. мы находим II. в нынешних губерниях Псковской, Тверской, Костромской, Архангельской (на устье Двины), Вологодской, Ярославской и Новгородской. С конца XVI ст. П. встречаются только в области поморских городов, т. е. в нынешних губерниях Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской и Пермской, в половине XVIII в. — лишь в провинциях Вятской и Велико-Устюжской да несколько человек на землях города Архангельска, а в первой половине XIX стол. — уже только в четырех уездах Вологодской губ. (Устюжском, Сольвычегодском, Никольском и Яренском)..." Далее можно прочитать здесь: "https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/81648
На фото: Крестьяне Никольского уезда Вологодской губернии на сенокосе. Впоследствии именно этот уезд отойдет к новой Кировской области
Вятский герб – старейший в России
Вопрос о происхождении вятского герба наиболее полно разработан г.Юрьевым в его статье «История герба Вятки». Г.Юрьев приводит указания на то, что герб этот существовал гораздо раньше официального утверждения, последовавшего в 1781 году. Так сохранилась печать 1710 года, изображавшая гербы сибирский, вятский и пермский, сходные с основными изображениями современных гербов этих областей.
В настоящее время явилась возможность проследить историю вятского герба еще далее вглубь веков. Именно в изданной в 1912 году богато иллюстрированной книге г.Нечволодова «Сказания о Русской земле» воспроизведено изображение большой государственной печати 1583 года. Эта печать приложена к двум договорам России со Швецией, заключенным в 1583 и 1584 годах, и подлинная хранится в Королевском архиве в Стокгольме. В центре печати находится двухглавй орел с московским гербом на груди; вокруг орла помещаются гербы казанский, псковский, тверской, пермский, болгарский, черниговский, нижегородский, вятский, югорский, смоленский, астраханский и новгородский. Вятский герб изображен в виде лука с натянутой тетивой и со стрелою; вокруг него надпись: «Печать вятская».
Таким образом, теперь можно установить, что вятский герб принадлежит к наиболее древним русским гербам, и появление его относится не ко времени Петра Великого, а по крайней мере к царствованию Иоанна Грозного, когда возникла русская геральдика.
В заключение нужно упомянуть о книге «Царский Титулярник» или «Большая Государственная Книга 1672 г.» или также «Корень Российских Государей», хранящейся в Московском архиве иностранных дел. В ней приведены изображения гербов русских областей 1672 года. Интересно было бы знать, какой вид имеет вятский герб в этой книге.
М.Г.Худяков. История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.50
"В одном из далеких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу...": М.Е. Салтыков-Щедрин о Вятке
В одном из далеких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу. Не то чтобы он отличался величественными зданиями; нет в нем садов семирамидных, ни одного даже трехэтажного дома не встретите вы в длинном ряде улиц, да и улицы-то все немощеные; но есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его…
Крутогорск расположен очень живописно, когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины. Темнеет. Огни зажигаются и в присутственных местах и в остроге, стоящих на обрыве, и в тех лачужках, которые лепятся тесно, внизу, подле самой воды; весь берег кажется усеянным огнями…
Но мрак все более и более завладевает горизонтом; высокие шпили церквей тонут в воздухе и кажутся какими-то фантастическими тенями; огни по берегу выступают ярче и ярче; голос ваш звонче и яснее раздается в воздухе. Перед вами река… Но ясна и спокойна ее поверхность, ровно ее чистое зеркало, отражающее в себе бледно-голубое небо с его миллионами звезд; тихо и мягко ласкает вас влажный воздух ночи, и ничто, никакой звук не возмущает как бы оцепеневшей окрестности. Паром словно не движется, и только нетерпеливый стук лошадиного копыта о помост да всплеск вынимаемого из воды шеста возвращают вас к сознанию чего-то действительного, не фантастического.
Но вот и берег. Начинается суматоха; вынимаются причалы; экипаж ваш слегка трогается; вы слышите глухое позвякиванье подвязанного колокольчика; пристегивают пристяжных; наконец все готово; в тарантасе вашем появляется шляпа и слышится: «Не будет ли, батюшка, вашей милости?» – «Трогай!» – раздается сзади, и вот вы бойко взбираетесь на крутую гору, по почтовой дороге, ведущей мимо общественного сада. А в городе между тем во всех окнах горят уж огни; по улицам еще бродят рассеянные группы гуляющих; вы чувствуете себя дома и, остановив ямщика, вылезаете из экипажа и сами идете бродить.
Но мне отрадно и весело шататься по городским улицам, особливо в базарный день, когда они кипят народом, когда все площади завалены разным хламом: сундуками, бураками, ведерками и проч. Мне мил этот общий говор толпы, он ласкает мой слух пуще лучшей итальянской арии, несмотря на то что в нем нередко звучат самые странные, самые фальшивые ноты. Взгляните на эти загорелые лица: они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким-то неподдельным простодушием, которое, к сожалению, исчезает все больше и больше. Столица этого простодушия – Крутогорск. Вы видите, вы чувствуете, что здесь человек доволен и счастлив, что он простодушен и открыт именно потому, что не для чего ему притворяться и лукавить. Он знает, что что бы ни выпало на его долю – горе ли, радость ли, – все это его, его собственное, и не ропщет…
М.Е. Салтыков. Губернские очерки. Избр. произведения. Т.1 М, 1950, с.1-2, 4
Примечание. Крутогорск - литературное название Вятки в произведениях писателя
На иллюстрации: А. Потехин "Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина"
Тайны Архиерейского сада
Вот что написала в 1974 году в своем письме в редакцию газеты «Кировская правда» А.М.Мормиль:
«В Доме пионеров я занималась в драмкружке, это было в 1924-1926 годах. За архиерейским домом был сад. Сад был окружен крепостной стеной, выходящей одной стороной к реке, а второй к Спасскому спуску, углу, на стыке этих двух стен, была сторожевая башня, на которую вела лесенка. Часть стены – ближе к площади – занимали мастерские, что там было раньше – не знаю. Третья сторона сада была как бы заграждена боковой частью Кафедрального собора, а четвертая - вот этим архиерейским домом, т.е.сад был закрыт со всех сторон.
Однажды вечером мы решили сходить на разведку подземного хода, о котором много говорилось в то время. Вход в него был сбоку Дома пионеров, как лаз. Мы с подругой полезли туда, с нами был еще кто-то из мальчиков, а двоих оставили снаружи, чтобы, если мы не вернемся, они сообщили взрослым.
В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где даже не наклоняя головы (нам было лет 10-12). Было темно, у кого-то были спички и керосиновый фонарь, на полу были обломки камней, может быть, кирпичей, и стены были тоже кирпичные, пол был неровный, сколько мы шли – не знаю, ведь часов у нас ни у кого тогда не было, по нашим предположениям, мы шли к Кафедральному собору примерно час. Но наши исследования так не были доведены до конца, мы дошли до завала, высотой примерно 60-70 сантиметров, думали его перелезть, но в это время услышали, что нас звали – кричали. Это были родители подруги, оповещенные нашими «сторожами». Ну, пришлось возвращаться и получать взбучку.
В то время говорили, что подземный ход от этой церкви шел к Кафедральному собору. Собор этот был большой, с длинным порталом. От Кафедрального собора подземный ход шел в две стороны – к женскому монастырю, а в другую сторону подземный ход шел вниз под Спасский спуск, к Трифонову монастырю. Об этом нам потом рассказали взрослые».
Письмо было опубликовано в книге В.Федяева «Подземные ходы Вятки. Миф или реальность?» - Вятка 2019 г., с.12-13
Примечание. В советское время Вятский Архиерейский дом был переделан в Дом пионеров, в котором в детстве и занималась автор письма. Здание сохранилось.
Природные условия города Кирова
Нас в Кирове проживает около 500 тысяч человек, но многие ли из нас знают географию родного города - названия его холмов, оврагов и речек? Наверное, большинство в лучшем случае вспомнит Кикиморскую гору, речку Хлыновку и Раздерихинский овраг. Для устранения "пробелов" в наших знаниях, предлагаем вашему вниманию отрывок из замечательной книги А.Н.Соловьева "Памятники природы города Кирова и его окрестностей" (Киров, 2017 г.)
Киров (Хлынов, Вятка) – один из старейших городов России, упоминается в летописях с 14 века. Это административный центр одноименной области (бывшей Вятской губернии), расположен в ее центральной части. Средний по площади (680, 6 км) и численности населения (около 500 тыс. человек) промышленный город. В агломерацию входят город-спутник Нововятск, рабочий поселок Лянгасово, а также сельхозугодья, подсобные хозяйства, сельские поселения, дендропарк, коллективные сады-огороды, лесные массивы, шестикилометровый отрезок русла Вятки с облесенным склоном высокого левого берега и пойменными угодьями правобережья. Протяженность между границами городской агломерации с севера на юг – 26 км, с запада на восток – 16 км.
Город расположен на востоке Русской (Восточно-Европейской) равнины, в подзоне южной тайги Нижнего Заволжья, на берегах реки Вятки в 665 км. от устья.
…Основная территория, включая старый город, зоны промышленных предприятий и новые микрорайоны, расположен на высоком левом коренном берегу в пределах центральной части Вятского Увала и района песчаной низины левобережья, где перепад высот составляет 70-80 м. Правобережная восточная часть города расположена в пойме, на первой и второй террасах.
Из оврагов возвышенного левобережья наиболее крупный - Засора, пересекающий центральную часть города. Второй по величине овраг – Слободской спуск длиной 800 м. с глубиной в устьевой части 25 м. при крутизне склонов 50-60 градусов почти полностью застроен, а его ответвления засыпаны грунтом. К бывшему речному порту и переправе через Вятку вела дорога по его дну. Исходное название «Вздерихинский враг», приведенное на плане города 1789 года (вздериха, от «вздираться» - взбираться, подниматься), безосновательно переиначено в «Раздерихинский». На северной окраине города крупный с пологими участками склонов Филейский овраг. Его верховье также засыпано грунтом и застроено.
Ширина русла Вятки у города в половодье достигает 400-450 м., в меженные периоды – 200-250 м. Максимальные глубины колеблются от 5 до 7 м. В пределах города протекают левобережные притоки – Хлыновка, Мостовица, Юрченка (от юра – «заболоченная земля, трясина, болото», «местность, богатая родниками». С заселением приезжими в 1960-1970-е годы прибрежных новостроек название переиначено в бессмысленное «Люльченка»); правобережные – Никульчинка, Плоская, Слотановка…
А.Н.Соловьев. Памятники природы города Кирова и его окрестностей – Киров 2017 г.
На фото: речка Мостовица в микрорайне Чистые Пруды. В таком состоянии река была в августе этого года...
Как Александр Первый вятское духовенство «пропесочивал» (во время визита в Вятку)
Интересны разговоры, невольно подслушанные очевидцем в толпе, и высказывания самого именитого путешественника.
Осматривая Кафедральный собор после визита в Трифонов монастырь (церкви и монастыри непременные объекты внимания), Александр Первый обратил внимание на деревянный обелиск в архиерейской ризнице. «Это что такое?» - спросил он. «Здесь выставляется народу верба на шестой неделе великого поста», - ответили ему. «Нигде не видал», - отреагировал царь. Зайдя в покои архиерея на приготовленную монашескую трапезу, царь сразу сел в кресло, извинительно сказав хозяину: «Я не могу долго стоять, у меня повреждена нога». В беседе после этого сделал замечание архиерею, что у него священники строят огромные деревянные дома, но очень неопрятные. В таком неопрятном доме с насекомыми сам он ночевал в селе Поломском. «Прикажите, чтобони строили дома небольшие – сажен 5 по улице, но чтоб внутри были чистенькие. Да запретите им носить жабо – это неприлично!» - выговорил он епископу.
В.Бердинских. История города Вятки – Киров 2008 г., с.222-223
Утраченное. Кафедральный собор города Вятки
Кафедральный собор был центральным сооружением Вятского кремля. Жители города приходили именно к нему как в «черные», так и в праздничные дни, не потому, что колокола его звонили громче, а он был выше и стройнее других соборов, а потому, что стоял он на святой земле, на которую первыми ступили наши предки.
«Высота главного соборного храма с крестами 25 сажень 2 аршина (высота 18-этажного дома). Храм снаружи пятиглавый, прекрасной архитектуры. На стенах его несколько священных изображений. Колокольня пятиэтажная, столь же красивой архитектуры, как и храм. Во втором этаже колокольни церковь во имя преподобного Семиона Столпника, в последнем, пятом, этаже устроены городские часы, которые показывают время со всех четырех сторон колокольни. Вятский Кафедральный собор поражал заезжих людей своим великолепием и изящностью. Храм был украшен богатыми иконостасами, в нишах были вставлены знамена вятского ополчения в турецкую, Крымскую войну, у южных дверей, ведущих из храма, устроено архиерейское место» (1).
Вот что писал некто П.К. в 1844 году об этом соборе: «Вступая в этот храм Бога живого, вы поражаетесь великолепием и изящностью. Мне случалось бывать в некоторых соборах других губернских городов и, выходя из храма, я невольно повторял: «Хорошо – а все не так, как в Вятке!»
1. Столетие Вятской губернии – 1880 г., с.183-184
А.Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.61-62
Примечание. Собор снесён в 1931 году.
Город Вятка в 1784 году
…Оной город по 58 градусом и 30 минут широты, долгота ж неизвестна.
… Окружается лесом и горами, но небольшими.
…Фигура ево представляется неравносторонним четвероуголником.
…Герб оного города: в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутой лук с стрелою, а над ней в верхней части щита крест красной….
…Сей город укрепления никакого не имеет, а уповательно, что при начале самом еще ево основания сделаны были в двух местах неболшие земляные два вала…
В городе ж сем имеется два монастыря…
…Домов партикулярных 822, в том числе каменных 6. Магазеинов и фабрик, кроме имеющихся при купецких домах салотопен, нет, лавок деревянных неболших с разными, а по болшой части мелочными товарами 135.
…Приходских церквей каменных 8… Да кроме оных церквей две кладбищенские деревянные, когда и кем оные построены справится неможно, ибо записки о том в бывшие в городе пожары погорели.
…Ярмонок в сем городе не бывает, а торги происходят каждую неделю в воскресные дни. А сверх того бывают съезды четвертой великого поста недели в субботу и 1 числа сентября и продолжаются толко по одному дню, на кои из ближайших мест привозят болшою частию съестные припасы, глинянную и деревянную посуду и прочие мелочные крестьянские продукты.
… Заводов и фабрик во оном городе не имеется.
Из плана географического, топографического и экономического описания Вятского наместничества – описание города Вятки. 1784 год. ЦГАКО ф.583 оп.600 д.28 ллл.213 об.-217 об.
Иллюстрация с сайта: https://drygoi-smolensk.ru/history/smolensk-i-drugie-..
Царевосанчурск - "город – куда хочешь"...
4 октября 1919 года. Город Царевосанчурск Вятской губернии. На карте его совсем нет, а город – куда хочешь: 4 собора, масса верующих; говорят, было три монопольки раньше и три школы - «пропорция!»
Почитай, скоро 2 года, как установились Советы, и 2 года я не встречал ни разу ни в Москве, ни в Питере, ни даже в Одессе ни одного царского («царствие ему небесное»), герба ни на фуражке, ни на стене какого-либо учреждения, а здесь – о Царь Небесный – целые три! Вот, понимаешь патриотов, - любят и чтят старину!
Должно быть, здесь и народ не таков, что в Москве – там насчет этого строго! Увидел это раз группу степенных граждан, стоящих на углу и смотрящих что-то наверху. Подошел и чуть не упал на колени: прямо совершенно открыто, над парадным крыльцом три внушительных вывески и на каждой – по настоящему царскому, двуглавому орлу-гербу! Спросил осторожно, оказывается: ходят сюда к крыльцу, в трудные минуты для подкрепления веры и надежды …
Читаю: «Государственная сберегательная касса», «Страхование жизни» и «ПТО». Зашел. Познакомился с начальником, то, бишь, заведующим - - Милый, очень симпатичный, хотя и молодой человек!
Поистине, «Аркадия» - не правда ли?
Счастливый уголок (из дневника буржуя) // Крестьянин-коммунист (Яранск) - 1919 г. № 108 от 22 октября
На фото: старинные здания Санчурска
Свечинский район на сломе двух эпох
Писатель – судья времени...
Варлам Шаламов
За годы перестройки были достигнуты некоторые успехи в развитии промышленного сектора района. Началась реконструкция Свечинского льнозавода, на которую было выделено 1 млн. рублей.
… В прошедшие годы усилилась социальная направленность экономики. Это можно проследить на примере одного из крупных и в то же время отстающих хозяйств района – совхоза «Ацвежский». В 1989 году совхоз был включен в областную «Программу-50», которая наметила меры подъема экономики ряда отстающих хозяйств области. По этой программе на укрепление хозяйства совхоза «Ацвежский» было выделено 5 млн. рублей. На эти средства построены Дом культуры, детский сад, 5 каменных и 7 брусковых одноквартирных домов, начато строительство 10 двухквартирных домов из бетонных панелей и других жилых помещений для работников совхоза.
Центральная усадьба совхоза за лето 1991 года соединена асфальтированной дорогой с областным трактом в районе Самченского переезда.
Перестройка поставила новые задачи в области народного образования.
К 1990 году в районе было 13 школ, в том числе 4 средних: Свечинская, Круглыжская, Юмская и Ацвежская, с общим количеством учащихся 1101 чел. Как правило, школы имели небольшой контингент учащихся. Самой малочисленной являлась Ацвежская, в которой в течение всей 12 пятилетки число учеников почти не превышало 30 человек.
В районе действовало 9 восьмилетних школ, в них на конец 12 пятилетки обучалось 317 учащихся. Самой многочисленной из школ являлась Шмелевская (более 60 учеников), самой малочисленной – Рыбаковская (22 ученика).
В целом в годы 12 пятилетки наблюдался некоторый рост количества учащихся. Если в 1986 году во всех школах района обучалось 1370 детей, то в 1990 году число их возросло до 1634. Это не меняло общей картины малочисленности обучающихся детей.
В школах района в 1990 году трудилось 157 учителей, на каждого приходилось более 10 учеников. Среди учителей немало подлинных энтузиастов, которые в трудных условиях перестройки делали все, чтобы дать детям прочные знания, воспитать их патриотами.
… В районном центре Свеча плодотворно действует СПТУ-37,в котором ежегодно обучаются 250 человек. Училище готовит специалистов сельского хозяйства, в первую очередь механизаторов широкого профиля.
В районе имеются дошкольные учреждения. Но в связи с сокращением рождаемости, выездом из района молодых семей происходит уменьшение количества детей дошкольного возраста. Если в 1986 году в 19 детских садах находилось 1010 детей, то в 1990 году их количество снизилось до 837 человек.
Материальная база школ, детских садов слаба. В ветхих зданиях размещены Рыбаковская, Успенская, Октябрьская, Ивановская, Рижская школы.
…Больше стало заботы о здоровье и отдыхе населения района. На его территории действует центральная больница в Свече на 125 коек и Круглыжская участковая на 15 коек. В селах и деревнях работают 14 фельдшерско-акушерских пунктов и 2 здравпункта в Свече.
За время 12 пятилетки построен медпункт в Шмелеве, начато строительство Дома ветеранов в колхозе «Красное знамя», планируется строительство детского и родильного отделений Свечинской районной больницы.
В районе увеличилось число медицинских работников. Если в начале 12 пятилетки был 21 врач, то в 1990 их число возросло до 26. Количество средних медицинских работников увеличилось со 114 до 121.
… В прошедшие годы перестройки уделялось внимание вопросам культурного развития района. Вступили в строй Дома культуры в Свече и Старице. В Шмелеве начато возведение пристроя к ретранслятору для установки передатчика второй телевизионной программы. В районе действовали 14 сельских домов культуры и 6 клубов.
Улучшилась материальная база культурных учреждений. Радуют глаз интерьеры зрительных залов, оснащенные красивой современной мебелью. Если в 1975 году во всех учреждениях культуры имелось всего 6 пианино, 3 телевизора, то к концу пятилетки насчитывалось 13 пианино, 16 телевизоров, 33 баяна, 25 радиоприемников, 41 магнитофон.
В домах культуры, клубах работают различные кружки, библиотеки. Они становятся центрами досуга и отдыха жителей поселка Свеча, сел и деревень района.
П.Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г.
В своей книге, вышедшей в 1992 году, свечинский краевед, отмечая положительные перемены, достигнутые в годы Перестройки, честно признавал и начало проблем в жизни деревни,которые в последующие 30 лет станут ее «бичом» - спад экономики, снижение рождаемости, сокращение учащихся, отъезд из села молодежи, ветшание зданий социально-бытовой и промышленной сферы. Все это начиналось уже тогда, и П.Стародубцев честно это отразил в своей книге. Поистине, как сказал, великий русский классик – «писатель – судья времени…»
Сретенское (Ижмаринское) – «село крестьянского типа»…
В далеком прошлом с.Сретенское называлось Ижмаринское, Кокмаринское, Бобыли. Оно основано в 1680 году. Долгое время здесь располагалось всего несколько домиков, в которых жило духовенство. Но при этом населенный пункт назывался селом, а не деревней, т.к. здесь стояла церковь. Даже в конце 19 века, в 1894 г. в Ижмаринском было всего 3-4 двора. В первой четверти 20 века, после установления советской власти, с.Ижмаринское было селом крестьянского типа и насчитывало 9 дворов с населением 47 человек. Строиться оно стало в основном в 80-е годы 20 века.
В конце 19 века село Ижмаринское относилось к Тожсолинской волости Яранского уезда.
«В селе была смешанная церковно-приходская школа. В приходе, при д.Кашнур, в 5 верстах от села – земское училище. Прихожане занимались хлебопашеством. Участковый медпункт – в с.Пижанка, в 12 верстах; волостное правление – в с.Вое, в 7 верстах; портовая пристань Кукарская – в 33 в., железнодорожная станция Котельнич - в 120 в., расстояние до г.Вятки – 180 верст; от уездного города Яранска - 45 в., от благочинного – 60 в. Село стоит на проселочной дороге».
В.Н.Царегородцева. Край мой заброшенный. Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г.,с.28
Примечание. Село находится в Пижанском районе
Источник фото: https://sobory.ru/photo/347357
Деревня Рублева во время Великой Отечественной войны. Воспоминания
… Во время войны в Рублеве было много эвакуированных: эстонцы, поляки, белорусы, евреи. Разместили их в клубе, в моленной. В основном это были офицерские жены, городские, интеллигентные. Деревенской работы они не знали, многому пришлось учить. Лапти надевать и в них ходить не умели, поэтому обрезали веревочки, посчитав их лишними, и шли на работу в лаптях, как в тапочках. Эвакуированные поляк Ян Францевич Хохлов (взял фамилию жены) и Юрий Морозов после войны остались жить в деревне.
В военное время было много нищих. Все жили плохо, и, чтобы нищие были не в тягость, в деревне установили дежурство. В обязанности дежурного входило накормить и разместить нищих на ночлег, чтобы они ночевали по очереди в каждом доме.
Были и такие, которые ждали немцев. Один из братьев Овечкиных говорил: «Вот возьмут немцы бакинскую нефть, а вас всех метелкой». Думал, что немцы придут, установят порядки, какие были до советской власти, дадут обратно отобранные большевиками земли.
Дезертиры тоже были. Сбежал с фронта житель соседней деревни Делянки. Он скрывался в лесу, в нашей деревне спал на сеновалах. Днем спал, а ночью промышлял: у кого капусту утащит, у кого овечку. Ходил по солдаткам, от него родилось двое детей. Однажды на дезертира донесли, искали его с милицией, но не нашли. Когда закончилась война, он вышел. Но его не посадили за дезертирство (так слышала), откупился медом, у отца была большая пасека. С тех пор за его сыновьями закрепилось прозвище «партизаны».
М.Д.Грудцына. Деревня Рублево // Уржумская старина (краеведческий альманах) – Киров 2012 г. №15, с.143
Примечание. Деревня находится в Уржумском районе
Реклама американской овсянки в вятских газетах времен Первой Мировой
Благодарность железнодорожного ведомства
По словам жены бандажника Вятских мастерских Пермской железной дороги при станции Вятка-2 Никифора Кривошеина, прослужившего в механическом цехе более 10 лет и умершего в железнодорожной больнице после непродолжительной болезни, ей было отказано сделать за счет дороги гроб. Покойника завезли в одеяло и из больницы увезли для погребения в село Загарье.
Вятская речь - 1913 г. № 20 от 24 января
Тайны Слободского земского почтамта
Из Слободского уезда нам жалуются на неисправность земской почты, задерживающей на продолжительное время выдачу адресатам денежных пакетов. Нам сообщают, например, следующий факт: бухгалтер Кирсинского завода г.Шиляев 2 прошедшего сентября послал в город Слободской (140 верст от Кирсинского завода) два денежных пакета своей дочери, обучающейся в прогимназии; один из этих пакетов был передан Шиляевой 6 сентября, а другой, под распоряжению начальницы гимназии, только 13 сентября. Почему 1 пакету на путешествие в 140 верст потребовалось 4 дня, а другому 11 - это остается тайной Слободского земского почтамта.
Вятский край - 1897 г. № 127
У истоков вятской музыки. Вятский музыкальный кружок
Из объявлений 1885 года. Вятский музыкальный кружок. Правление Вятского музыкального кружка имеет честь уведомить господ действительных членов и учредителей, что годовое общее собрание назначено на четверг 28 февраля, в помещении Вятского общественного собрания в 8 часов вечера. Председательница З.Ратькова-Рожнова.
Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 14
Снова об яранском слове "опоек"
При распределении чрезвычайного налога на некоего Николая Жирова – крестьянина деревни Комаренки Сердежской волости – был наложен налог в размере 500 рублей. Будучи бедняком и человеком смирным, означенный гражданин испугался, зная, что этот налог заплатить не в состоянии. На выручку пришел местный коммунист – член коммунистической ячейки Аким Самойлович Ануфриев, говоря, что он «застоит» за обложенного и в обиду не даст. За услугу пришлось дать коммунисту ОПОЕК. Как член волостного совета, Ануфриев налог сложил, а опоек поместил в тулуп.
Коммунист-взяточник // Крестьянин-коммунист - 1919 г. № 57
На фото: старинные бутылки. Тужинский краеведческий музей. Такие нелегко было запрятать в тулуп...
Жители Елабуги по переписной книге приказного Богдана Нехаева 1617 года
В Московском архиве Министерства юстиции, в переписной книге Казанского уезда под № 153, на листах 1065-74, мы нашли самую старую из сохранившихся доселе переписей Елабуги, помещаемую ниже. Это писаныя приказным Богданом Нехаевым:
« Книги государева дворцового села Тресвяцкого, что на Елабуге, дворовые 125 года.
«Лета 7125 (1617) года апреля в 3 день приехал в государево дворцовое Тресвяцкое село, что на Елабуге, приказной Богдан Нехаев. Велено ему по наказу в том селе переписати дворы крестьянские и бобылские и во дворах людей поимянно. В том государевом дворцовом селе Тресвяцком, что на Елабуге:
Дворы крестьянские:
Двор Данилка Мелково
Двор Завьялка Быкова
Онтипки Сыпачева
Павлика да Ефремка Тушнолобовых
Гришки Сусанина
Федосейка Лузянина
Ивашки Югрина
Вешнячк Гудудынсково
Ивашка Пикова
Федки Югрина
Васки Устюженина
Федки Чуваша
Власка Кузнеца
Константина Вычегженина
Тимошки да Демки Гагиных
Елизарка Верхокамца
Филки Салтана
Огнашки Цысолетина
Игнашки да Федки Киселевых
Янки Вятченина
Гришки Вычегженина
Вахрушки да Рычка Андреевых
Тимошки Бусыги
Тренки Проскудина
Гришки Проволокина
Семейки да Володи Вятчан
Янки Крутоноса
Оски Сыропята
Ивашка Горшешника
Петрушки Вятченина
Михалка Бурухина
Иванка Верхокамца
Степанка Бурункова
Иванка Черново
Вершинки Никифорова
Карпунки Немчина
Иванка Гагина
Сенки Гречухина
Богданка Санника
Лариона Мухи
Иванка Лодыги
Федотка Чешкова
Омоска Цысолетина
Дениска Цысолетина
Иванка Бочкаря
Онтипки Рогозины
Васки Орлова
Фадейка Верхокамца
Иванка Сохарева
Первушки Вятченина
Корпунки Малца
Демки Лаптя
Тренки Сапожника
Корнилки Овчинника
Левки Чешкова
Игнашки Бухваста
Никифорка Плотника
Микулки Верхокамца
Федки Верхокамца
Аверки Вятченина
Янки Чешкова
Сенки Епанешника
Митки Бурундука
Тимошки Кокорева
Захарка Грехнева
Захарка Верхокамца
Еремки Верхокамца
Пятунки Остафьева
Иванка Пономаря
Гришки Проскуряка
Ларионка Попова
Ортюшки Верхокамца
Андрюшки Димитриева
Панкратка Верхокамца
Михалка Сакулина
Всего дворов крестьянских 79
Также дворов бобыльских 49..."
Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии - 1905 г., выпуск 3,отдел 3, с. 89-92
Великое переселение удмуртов
В настоящее время большая часть вотяков населяет край, расположенный между реками Камой, Вяткой и Чепцой. Эта территория распределяется между тремя административными единицами – Вотской автономной областью, Вятской губернией и Татарской республикой. До революции все это пространство входило в состав Вятской губернии, в пределах которой вотяки занимали восточную часть – уезды Глазовский, Малмыжский, Сарапульский и Елабужский. Из народов, населявших эти уезды: русских, татар,черемис и вотяков, вотяки являлись по времени своего поселения древнейшими, но они не были аборигенами местного края.
По археологическим памятникам и историческим воспоминаниям, сохранившимся как у самих вотяков, так и у других народов, можно установить, что ранее вотяки обитали в местностях, расположенных к юго-западу от занимаемой ими теперь территории. В первые века по Р.Х. вотяки жили в среднем Поволжье и занимали оба берега Волги вокруг Камского устья. В Свияжском, Тетюшском, Спасском и Чистопольском уездах бывшей Казанской губернии сохранилось большое количество городищ, относящихся к первым столетиям нашей эры и перечисленных в книге проф.С.М.Шпилевского «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии» (Казань, 1877 г.). Значительную часть этих городищ, относимых покойным казанским археологом П.А.Пономаревым к позднефинской культуре железного века (в отличие от раннефинских костеносных городищ эпохи переходной от бронзы к железу), следует считать именно принадлежащими именно вотякам.
Помимо сходства археологических находок с этих городищ с древностями вотяков из Глазовского уезда, исследованными Н.Г.Первухиным в 1880- х годах, населенность Среднего Поволжья вотяками доказывается наличием вотских названий и урочищ по обоим берегам среднего течения Волги, а также живыми воспоминаниями вотяков о р.Волге, от которой они в настоящее время отодвинуты далеко к северо-востоку. Самое название «Волга» является вотским, тогда как на других языках приволжских народов название этой реки звучит по-иному: на марийском – Юл, на мордовском – Ра, на татарском – Идель и т.д. Среди мордвы Алатырского, Ардатовского и Буинского уездов сохранилось воспоминание, что в прежние времена мордва здесь граничила с соседним народом, в котором нельзя не признать вотяков, так как племенные названия этих соседей по мордовским воспоминаниям вполне совпадают с именами вотских племен: Калмез и Ватка.
С берегов Волги вотяки были вытеснены к северу, по всей вероятности, в эпоху великого переселения народов, когда в Поволжье вторглись с юга степные народы. Таковыми были прежде всего чуваши, появление которых на Волге следует относить к 4-5 векам по Р.Х. Чуваши заняли местность вокруг слияния Камы с Волгой, откуда были в свою очередь подвинуты к западу новой волной степняков, а именно – болгарами, прочно обосновавшимися вслед за этим в Волжско-Камском районе. Вотяки, отодвинутые на север, заняли среднее течение р.Вятки – местность, соответствующую современным Вятскому, Халтуринскому, Котельничскому,Яранскому и Уржумскому уездам Вятской губернии. Самыми южными поселениями вотяков оказались пункты, расположенные по верховьям р.Казанки и по р.Шошме, в северной части Арского и Мамадышского кантонов Татарской республики. Некоторые из этих вотских селений уцелели среди многочисленных народных переселений, заливавших данный край непрестанными колонизационными волнами до настоящего времени. Этот островок вотского населения, сохранившийся между рр.Вяткой и Волгой, можно назвать Арским краем; в настоящее время это так называемые «казанские» вотяки.
М.Г.Худяков.История вотского народа. // История Камско-Вятского края. Избранные труды – Ижевск 2008 г.
«Мужики бедные, избы худые…» (из записок А.Н.Радищева путешествия в Сибирь)
13 ноября 1790 года. Ехали лесом: сосняку мало, ель, дуб, береза, осина и пр. Здесь вышла дорога из Оренбурга; вятская отделилась от пермской. Татары ездят в Ирбит, Оренбург, Семипалатинскую и Устькаменогорскую крепость за лошадьми. От Юрука до реки Вятки 9 верст, до озера от Вятки 3 версты, где (купцы из Тобольска) потонули, в Янгуловой продавали одеяло двойное теплое из степных лисьих хвостов, 6 р. просили. Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам. Русские по горе.
У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья.
Они холод любят, тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц.
На перевозе (реки) Вятки стоит село русское г.Юшкова, мужики бедные, избы худые.
Река Вятка,лес по обе стороны, ельник по большей части и всякий черный лес…
А.Н.Радищев. Избранные сочинения. М-Л, 1949 г., с.705-707
«Похищение невесты» у татар. Фильм «Кавказская пленница…» мог быть снят и на юге Кировской области…
… К похищению невесты прибегали в том случае, когда у жениха не оставалось надежды склонить девушку и ее родителей на брак. Так как бесчестье девушки считалось величайшим позором для нее, то похищенная и ее родители поневоле соглашались на брак. Об этом в народе даже сложилась такая поговорка: «С кем почернела, с тем пусть обелится».
Похищали исключительно девушек, а вдову, как бы она ни была молода и красива, не воровали. Похитителями всегда были молодые парни, пожилые и вдовцы никогда не пользовались таким средством. Похищали, как правило, знакомую девушку, но не из своей родни. Совершенно незнакомую никогда не крали. Если похищение совершалось в самом селении, то непременно ночью и при содействии знакомой невесте женщины, которая под каким-либо предлогом выманивала девушку из родительского дома. Если похищение происходило вне селения, то похитители прежде всего спешили выпрячь лошадь, везущую девушку, в случае необходимости резали и сбрую, связывали проводника, если он оказывал сопротивление. В случае погони и полного отсутствия надежды на успех, девушку бросали на дороге.
За похищенную дочь родители требовали с жениха калым гораздо больше обыкновенного. Сама церемония брака в этом случае упрощалась и проходила, по выражению Г.Ахмерова, «довольно скучно».
«Похищение невесты» было довольно распространенным явлением у татар-мишарей, черемис, крещеных татар. Часто «похищение невесты» являлось лишь исценировкой, которая предпринималась во избежание свадебных расходов. Но иногда похищение совершалось против воли девушки, причем часто о предстоящем похищении часто не знали и родители жениха. Обычай похищения невесты отчасти сохранился и в 20 веке.
Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г.
Русские легенды. Легенда о Ветлуге
Сохранился в преданиях потомков миф о названии реки Ветлуга. Глава местной православной церкви, батюшка Петр, имел в семействе своем светлоокую дочь Лугу, которая часто ходила на реку любоваться ее красивым видом и просто помечтать в одиночестве. Река стала для юной девы ее отрадой, без свидания с которой она не могла жить. Здесь в девичьих мечтах грезился ей и жених, не менее красивый, чем она сама, а также добрый и храбрый муж, на которого можно было во всем положиться. Но однажды после сильного дождя, когда вода в реке поднялась, выйдя из берегов, Луга утонула. Тело ее с распущенными, как у русалки, волосами, которые струились в родниково-чистой и прозрачной воде, будто сама река взяла теперь на себя заботу расчесывать их, нашли среди ветл – буйно разросшихся крупных кустов плакучей ивы. Следуя этому преданию, и стали называть реку столь красиво – Ветлуга. Есть и другой миф, хотя и не такой поэтичный, но более правдоподобный, ибо им движет сама проза жизни. Место, где сливаются реки, образуя двуречье, занимают ветлы и пойменные луга.
П.Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.9
Фото с сайта http://turlist.com/vetluga
Марийские легенды. Родник Кипун
«Живи, родник, живи…» Именно это хочется пожелать многим родникам, ныне почти забытым, теряющимся в буреломах темных оврагов…
И в Кильмезском районе есть такой родник Кипун, находящийся между деревнями Малиновка и Свет-Знание. Легенда о роднике пока жива, благодаря труду краеведов, а к самому роднику даже местные жители не смогли указать точной дороги: мол, уж там все завалено лесом да заросло бурьяном выше головы. Впрочем, как и сама деревня – может, не исчезающая, но погрузившаяся в какую-то оторопь…
А легенда, пока еще живая, незатейлива, но поучительна и подчеркивает едва заметную особенность – былую приветливость источника…
Давным-давно рядом с тем местом, где сегодня бьет родник, была деревня, и жила в ней одна девушка. Вот пришло ей время влюбиться, и поглянулся ей парень высокий, статный да работящий. Все у них складывалось, но отец отправил сына в дальнюю дорогу. Не хотелось тому расставаться с любимой надолго, но против воли отца не пойдешь. Попрощалась девушка и стала его ждать. Вот уж вторая зима проходит, а молодца ее нет. Каждый день уходила девушка к заветному месту и проливала там горькие слезы. И вдруг пропала. Всей деревней искали ее несколько дней, а потом догадались пойти на заветное место девушки. И увидели на том месте, где рыдала девушка, родник. Поняли люди, что все свои силы потратила она на слезы и сама превратилась в чистый родник. А со временем заметили жители деревни некую странность источника: если кто-то подходит к нему, вода начинает бить из земли сильнее и бежать быстрее, а потом успокаивается. Будто радуется девушка приближающемуся человеку и надеется, что это ее любимый пришел. Не увидев его, успокаивается (из воспоминаний жителей деревни Свет-Знание).
Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.13-14
На окраине Казанского ханства...
В первой половине 15 века Золотая орда распалась. На обширной территории, с центром в городе Казани, образовалось самостоятельное феодальное государство – Казанское ханство, управлявшееся единолично ханом, при поддержке крупных феодалов и войска. Хан считался верховным собственником всей земли. Он раздавал приближенным право сбора ясака с определенной территории за заслуги в службе…
Наша территория располагалась на окраине Казанской дороги, входившей в состав его Арской дороги (Арская четверть). Так называлась одна из составных частей ханства. Ввиду отдаленности, люди из Казани наведывались сюда только изредка, за контролем сбора ясака, а также проездом, следуя в другую местность. Среди коренного населения сохранялось язычество. Ислам не имел распространения…
Большого интереса к освоению территории у татар не было. Да и зачем им?.. Городов нет. Население малочисленно. Прячутся в глубине лесов. То ли удмурты, то ли манси, то ли чудь загадочная – не поймешь. Да и речь у них непонятная, тарабарская. Попробуй их найди в лесной чаще! А пройдет год-два – и поселка уже нет, ушли еще дальше, попрятались, как сквозь землю провалились! Хороших дорог опять же нет. А в бескрайние пермские леса на лошади не заедешь, а и заедешь, так не выедешь… То ли дело ровная монгольская степь! А здесь большой дани не возьмешь. Рабов-ремесленников себе на пользу не поймаешь. Живут бедно. В основном, охотой и рыболовством. Денег не знают. Лошадей породистых не разводят. Драгоценных металлов и других природных богатств нет. «Ну их, пусть живут, как хотят!» - примерно так рассуждали завоеватели, ограничиваясь лишь краткосрочными набегами для разведки и сбора дани. Если удавалось ее вообще собрать…
От владычества казанских ханов не осталось и следа на Сосновской земле. Нет остатков крепостей и опорных пунктов. Не встречается упоминаний об археологических находках того времени. Почти не сохранилось названий тюркских. Захватчики не внесли какого-либо существенного вклада в освоение территории.
Г.Двойничникова. У границы Пермского края – 2019 г., с. 24
Примечание. Речь здесь идет о границе нынешних республики Удмуртия и Пермской области, а сто лет назад - границе Вятской и Пермской губерний
Вятские удмурты глазами А.Н.Радищева
…Вотские деревни… Народ боязливый и добрый… Народ простой. В Зятцах писарь ученый по-русски… В Дебесе похожина русских… Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных… Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали.
А.Н.Радищев. Записки путешествия в Сибирь
Под страхом смертной казни. Земельный вопрос в отношении марийцев в 17 веке
Преследуя свои собственные выгоды, правительство не допускало перехода марийских земель в чужие руки. В 1649 году оно предписало боярам, окольничьим, стряпчим, дворянам, детям боярским и всяких чинов русским людям у мари «всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею, и в наем на многие годы не имать. У нарушителей закона, кто бы они ни были, приобретенные земли велено брать «в государя» да им же за то от государя быть в опале». «А которые мари крестилися» «в христианскую веру, у тех новокрещеных поместных земель не отымать». Судя по указу правительства, оно смотрело на марийскую землю, как на особый доходный отдел государственного имущества и потому приказывало писать в писцовых книгах особо, не смешивать с землями и угодьями помещиков и вотчинников, при своем желании получить с мари доход, правительство не находило возможным отдавать марийских земель в оброк никому, кроме своих же мари, опасаясь, как бы, в противном случае, «мари не разбежались, а земли и угодья от того не запустели, потому повелено те земли, которые в большом количестве были захвачены русскими, отмеривать и отмеживать к ясачным людям, как было прежде, оставив за русскими только определенный надел. В самом конце 17 века правительство определило, чтобы никто, ни русские люди, ни мурзы, «ни татары и чуваши и черемисы» под страхом смертной казни, не смели брать «в заклад – ни в каких долгах и писать» в какие-то бы ни было крепости оброчные и ясачные земли у всяких людей чинов и также у мари».
Н.Никольский. История мари – Казань, 1920 г.
Не так давно было высказано мнение, что положение народа мари во времена русской "колонизации" было сравнимо с положением североамериканских индейцев, которых всяческими способами лишали земли и сгоняли в "резервации". Как видим, в случае с народами Поволжья (Прикамья) все было с точностью до-наоборот - правительству было невыгодно, чтобы они лишались своей земли, был запрещен любой отъем земли, даже за долги. Под страхом смертной казни!
Правда, было нередко и так, когда местное население лишалось своей земли с подачи государства - когда она по государевым грамотам передавалась крупным феодалам, например, монастырям, и, чтобы не попасть в крепостную кабалу, многие крестьяне уходили со своей земли. Но в данном случае земля не оставалась "впусте", так как она переходила в собственность нового хозяина - феодала...
Сведения о предках в дореволюционной прессе. Хроника несчастных случаев
Бывает так, что метрические книги в архиве недоступны. В этом случае, чтобы получить хоть какую-нибудь информацию, приходиться использовать альтернативные источники, например, печать того времени. Так, духовенство тщательно фиксировалось в различных "Епархиальных ведомостях", сведения о чиновниках можно найти в "Губернских ведомостях". Сложнее с простым людом. Но и здесь можно найти некую подсказку в "Вятских губернских ведомостях", где во второй половине 19 века печатались обширные списки погибших от несчастных случаев. Если вы знаете, что ваш предок погиб от несчастного случая, можно попытаться сведения о нем поискать в этом издании.
Например, в номере 13 за 1885 год можно найти сведения о следующих людях:
7 января Яранского уезда в починке Христолюбовском крестьянин Матвей Христолюбов раздавлен мельничным механизмом.
8 января Елабужского уезда в д.Янгурмо-Чабе крестьянин Кирьяк Федоров задавлен упавшим на него возом
10 января Малмыжском уезде в д.Богатыревском Бугре крестьянка Харитина Евдокимова умерла от обжогов керосином.
1 мая в царское время
День 1 мая на Вятке и в окрестностях на заводах прошел спокойно. Попыток к экцессам или вообще к каким-либо выходкам не наблюдалось. Все заводы работали полностью.
Вятская речь - 1914 г. № 93
Вятская жизнь сто лет назад. Прерванный праздник
6 сентября был я в починке Михайловском Пибаевской волости.
Был праздник святого Архангела Михаила. Самокурки было наварено в приходе видимо-невидимо.
В каждом доме этой деревни слышны крики, ругань, пьяные голоса и песни. Молодежь пьяная, взявшись под руки, ходила по улицам с дикими восклицаниями, руганью запечатлевая каждое слово и подпевая под свой нос песни.
В разгар пьянства и разгула в противоположном конце деревни показался тарантас, запряженный серой лошадью, на которой сидели два продармейца из отряда, временно находящегося при Пибаевской волости, и один еще посторонний субьект. Все в дризину пьяные во всю глотку орали песни.
Жители высовывали свои испуганные лица, смотрели вслед продармейцам и убегали прятать и сливать самокурку.
Продармейцы же не только не намерены были выливать это зелие, но сами рады пить ее сколько угодно. Они говорили: «Не бойтесь, товарищи! Мы ничего не сделаем вам и самокурку не выльем».
Напившись еще у одного гражданина, они уехали домой. – И это позволяют себе люди, стоящие на страже советской власти!
Вскружило голову // Крестьянин-коммунист (Яранск) - 1919 г. № 103 от 10 октября
17 век. Приезжал на Вятку "сыщик"...
Весьма любопытный отрывок из грамоты 1650 года (орфографию документа сохраняем: "… Бил нам челом с Вятки Успения Пречистые Богородицы Трифонова монастыря архимарит Иоаким с братьею, а сказал: в прошлом де 156 г., по нашему указу, приезжал на Вятку сыщик Федор Супонев и отписал у них подмонастырскую слободку в острог к посаду, с служаками и с крестьяны и з бобыли; да к манастырю же крестьяном к Баженку Стенину с братьею отписал и отмежевал, сверх их огородов, монастырские их огороды, что были построены к монастырю для капусты, и с колодезем, а те огороды строил и колодезь копал началник того монастыря архимарит Трифан для манастырского обиходу; не оставил он Федор к манастырю под капусту ни одной гряды; да сверх тех их огородов, отвел он Федор пахотной их вотчины полевой земли ему ж Баженку с братьею да Мартыну Рублеву с братьею ж, под огороды ж…"
По всей видимости, под словом "сыщик" имеется ввиду совсем не то, что мы обычно представляем. Сомнительно, чтобы сотрудник сыска стал бы заниматься межевыми спорами. Интересно, кого здесь имели ввиду под словом "сыщик"?
В этом же документе приводится "Имена портным мастером, которые живут на Вятке за Успенским монастырем":
Васка Ондреев сын Сумороков
Баженко Панкратов сын Гуселников
Левка Левонтьев сын Смычков
Офонка да Ивашка Ивановы дети Головина.
Гришка Артемьев сын Евдокимов
Петрушка Кузмин Глухово
Ермачко Григорьев сын Бердников
Гарасимко Моисеев сын Кашкин з детьми и з братьею
На дворе 1650 год, а город Хлынов именуется Вяткой. Без сомнения, под словами "на Вятке" имеется ввиду не река, а город. Возможно так было написано по-старинке. Это подтверждает версию, что до 17 века (или даже до 1650 года) город носил название ВЯТКА...
А БЫЛ ЛИ ... ХЛЫНОВ вообще?! Практически во всех летописных документах мы встречаем в основном название "Вятка"...
Источник: Из грамоты царя Алексея Михайловича воеводе И.Ф.Соковнину с повелением возвратить Успенскому монастырю земли неправильно отписанные к Хлыновскому посаду сыщиком Супоневым. 1650 г. октября 28 дня // ТВУАК 1906 г выпуск 1-6
Рисунок Татьяны Дедовой
Мнение о пермском происхождении населения юго-восточных уездов Вятской губернии
В 1905 г. в "Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии" была опубликована интересная заметка Д.К.Зеленина о том, что русское население Елабужского и Сарапульского уездов - потомки выходцев из Пермского края, а не с Вятки. Редактор "Трудов..." историк А.С.Верещагин написал свое опровержение на эту тему, обосновывая его тем, что первое русское население Елабуги - вятское по происхождению.
Д.К.Зеленин в предыдущей статье говорит, что она написана по поводу замечания издателя Елабужской 1617 г. Переписной книги, по которому «его (г.Зеленина) мнение о пермской, а не вятской колонизации Сарапульского и Елабужского уездов может быть принято только с известными ограничениями и оговорками».
Вот какое замечание было напечатано в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» (вып. III. 92) при издании Елабужской Переписной книги 1617 года:
«Составитель Путеводителя по Каме и Вятке Д.К.Зеленин говорит, что колонизация сюда (в Елабужский уезд) направлялась из Перми, а ничуть не с р.Вятки. Нам кажется, что такое утверждение может быть принято только в ограничениями и оговорками».
Почему сделано такое замечание при издании Елабужской Переписной книги 1617 года? – А вот почему.
В этой Переписной книге, составленной 40-50 лет спустя по основании дворцового села на Елабуге, в числе 128 дворов, показаны 42 двора с указанием местности. из которой пришли на Елабугу жильцы этих дворов, 17 дворов с указанием ремесла их жильцов (плотников, бочкарей, кадошников, судовиков, горшечников, сапожников, овчинников, кузнецов, епанешников и др.), 20 дворов с указанием прозвищь их жильцов (Муха, Лодыга, Бусыга, Лапоть, Сыропят, Шалаум, Кнут, Лакомка, Кочет, Бурундук и т.п.), а у остальных жильцов прописаны их фамилии (Быков, пиков, Сусанин, Гагин, Сакулин, Кокорев, Андреев, Дмитриев и т.д.).
В числе 42 дв., жильцы которых названы по местности, откуда пришли, показаны дворы: Немчина, Чуваша, Арзамасца, Белозерца, Устюжанина, 2 двора Югриных, 3 двора свияжениных, 3 Лузяниных, 3 Цысолетиных (с Сысолы), 4 Верхокамцев (Зюздинцев – Кайгородцев). Немало дворов из тех, где поименованы пришельцы в Елабугу из разных местностей, принадлежало, стало быть, Вятчанам! Но ведь и в прочих 86 дворах, жильцы которых не обозначены по местности их родины, могли быть плотники, кадошники и другие ремесленники тоже из Вятчан; из Вятчан же могли быть еще жильцы в Елабуге как между прописанными с разными прозвищами (до которых была весьма «охоча» древняя Вятка), так и между Андреевыми, Дмитриевыми, Сакулиными и другими жильцами с разными фамилиями. И таких жильцов из Вятчан надо полагать больше, чем из других местностей, принимая во внимание уже одно то, что большая часть дворов в Елабуге из числа 42, в которых поименованы жильцы по месту их родины, принадлежит Вятчанам.
Как же после этого допустить, без ограничения и оговорок, утверждение Д.К.Зеленина, что колонизация в Елабугу и ее уезд не шла ничуть с Вятки? Это категорическое ничуть, и вызвало самую короткую заметку в «Трудах Комиссии» издателя Переписной книги села Трехсвятского на Елабуге 1617 года. Не будь этого решительного, но скороспешного «ничуть» в Путеводителе г.Зеленина, не стоило бы издателю Переписной книги 1617 г. останавливать внимание читателей на мнении г.Зеленина о колонизации Елабуги и ее уезда.
Остальное в «Двух словах» г.Зеленина не имеет прямого отношения к заметке издателя Переписной книги 1617 г. О разности между населением северных уездов Вятской губернии и населением южных писано и издателем Переписной книги и другими задолго до г.Зеленина. Что касается указаний его на Люк, Тихие Горы, Чалны, то такие указания некоторых местностей не могут еще иметь решающего значения по вопросу колонизации среднего и низового При-Камья. Им могут быть противопоставлены указания другого рода, например на заселение Вятчанами Вятских Полян, всего в каких-нибудь 50 верстах от Елабуги, где уже в первой половине XVII века в отчине Трифонова монастыря, в селе Рождественском было более 90 дворов.
Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии, выпуск 1-2, с.53-55 - Вятка 1905 год
К этому можно прибавить и то, что в начале 17 века Пермский край был еще слабо заселен русскими, причина была и в том, что только незадолго до этого прекратились набеги Сибирского ханства (которое пало после русской экспансии в Сибирь), и жить здесь было небезопасно. Поэтому, скорее всего, основной поток колонизации этой части Вятской земли мог действительно происходить из более населенного ее центра...
«Любят угощать чаем и водкой…»: о прихожанах Троицкого собора города Уржума (1882 год)
… Прихожане, живущие в городе, довольно легкого характера, вежливы, но многие скуповаты, довольно религиозны, расположены к обучению детей, но ремесленников мало, а занимаются или торговлею или земледелием, а некоторые письмоводством…
Деревенские же прихожане более грубого характера, склонны к лести и лицемерию. Одеваются многие чистенько, строятся не обширно, но довольно аккуратно…
В домашнем быту живут просто и аккуратно, пищу едят самую простую. При свадьбах и праздничных пирушках даже бедные для гостей готовят приличный стол, любят угощать чаем и водкой. Большими семействами живут мало, лишь только помирают родители, все братья идут в раздел. К занятию ремеслами нет усердия, но более склонны к земледелию.
К церкви немногие усердны, молодые люди очень редко ходят к Богослужениям, а также на исповедь и ко Святому Причастию. Обучать детей грамоте многие желают, но в городское училище затрудняются отдавать, а более обучают дома у неопытных и малограмотных учителей.
К пьянству многие склонны, пьют не только на пирушках, но и в базарные дни редкие из мужчин уезжают из города не выпивши, впрочем особенно преступлений не заметно, кроме воровства и оно случается не часто. К бедным мало сострадательны, нищих в приходе немного, не более ста человек, все здоровые стараются пропитываться своими трудами.
Составлено настоятелем собора священником Павлом Свечниковым (архив ЦГАКО).
Вани-вятчане
Северная часть Вятской губернии является центром, ядром Вятского края, и жители ея - настоящие вятчане, от которых резко отличает себя население южных уездов той же губернии. – К этому же ядру нужно еще относить Нолинский уезд …
Здесь сохранилась древняя русская старина. Правда, она уже прячется от берегов Вятки в глубь страны, но встретиться и познакомиться с нею еще крайне легко. Интересен местный обычай общественных пиршеств, какими сопровождаются большие праздники (в частности, Николин день) и особенно крестные ходы…
Из местного костюма замечательны головные уборы замужних женщин, т.н. моршеньки и шашмуры. Это род упрощенного кокошника; вышиты золото или серебро. Шушун - сарафан из синего сукна домашнего изготовления.
Наконец, замечательно наречие вятчан - с сильным протяжением конечного слога, с смешением букв ц и ч (последнее преобладает) и с громадною массою местных провинциализмов. По поводу этих последних г.Никонов замечает, будто вятчане «выдумывают свои слова», что конечно, совершенно неверно. - По говору вы узнаете и интеллигента из вятчан; «ой да что это», «ох Господи Батюшко», «больно хорошо», «страсть до чего хорошо», - обычные выражени вячан. Изредка слышится и: ошшо (еще), пойдитё и т.п.
При всем при том вятчане очень смекалисты и умны, хотя на вид и простодушны. Сказанное нами выше о вятском кустарном промысле и о местном звероловстве избавляет нас от необходимости доказывать это.
С.155, 57
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
Из вятской печати прошлых времен. Рассчетливые перевозчики
Нам жалуются на странные порядки на Загарском перевозе; проезжающим приходиться ждать на берегу по часу и два перевозчиков, которые все выжидают, не подьедет ли еще кто-нибудь.
Вятский край - 1897 г. № 92
На фото: переправа через Вятку. Фото с сайта . pastvu.com
Праздник Преполовения в Вятке в 1914 году
Праздник Преполовения. Вчера по случаю праздника Преполовения в Кафедральном соборе была торжественно отслужена литургия, которую совершал преосвященный Никандр, а затем при его участии был совершен крестный ход на реку Вятку. В соборе и на реке было много богомольцев – преимущественно из простонародья.
Северное слово - 1914 г. № 42
1954 год. На целину!
Это было весной 1954 года. На перроне Оричевского вокзала - сотни людей. Комсомольцы-добровольцы уезжали на освоение целин казахстанских степей. Веселый говор толпы, звуки гармошки, задорные комсомольские песни. Стихийно возник митинг. А на устах и в сердце было одно: «даешь целину!»
И такие проводы проходили по всей Кировской области, по всей стране. Люди делом ответили на призыв партии, на решения февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС об увеличении производства зерна и освоении целинных и залежных земель. Сотни, тысячи юношей и девушек из Оричей, Котельнича, Зуевки, Фаленок, Мурашей, Омутнинска ехали по комсомольским путевкам поднимать целину.
Началась великая битва за хлеб. Это замечательный подвиг партии и народа нашего…
Г.Т.Фокин. Слово о вятском хлебе – Киров 1983 г., с.5
Народные присловья
«Вотяк всегда Ванька». – «Поп Ванька дома? – А кто там? – Я, Иван Иванович»
Народное присловье. Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
На фото: удмурты, историческое фото
Назад к списку