ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Сентябрь: 16-30

Колчаковцы на реке Вятке

 

Вятская реклама времен Первой Мировой. Газета "Северное слово" (1915 год)

 

О татарах Вятской губернии



С татарами вы будете встречаться во всем Прикамском крае: они живут не только в Казанской и Уфимской губерниях (последнюю Н.И.Ильминский называл «Магометанским царством»); их масса (свыше 136 тысяч ) и в Вятской губернии; еще более в Пермской. Целые деревни татар встречаются в Слободском уезде (здесь татар более 5 тысяч), т.е. севернее города Вятки. Это так называемые каринские татары, пришедшие на Вятку еще прежде покорения Казани.
Относительно наружности: татарина вы легко узнаете по большим ушам и выдающимся скулам; у женщин узкий разрез глаз и переваливающаяся с боку на бок походка. Пермские татары очень близки к казанским и, вероятно, произошли от этих последних. Они роста большей частью среднего и редко большого; голова продолговатая; глаза небольшие, узкие, большей частью черные; нос острый и худой; рот небольшой с тонкими губами. Волосы на бороде и усах редкие и небольшие, преимущественно русые. Сложение сухощавое. Выражение глаз более хитрое, нежели умное. Женщины в общих чертах схожи с мущинами и красотой не отличаются (в противоположность казанским татарочкам, вообще красавицам).

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г., с.24-25


На фото: Имам третьей мечети деревни Кистем Мухаммедхади Чачаков (слева первый) с семьей и родными. Глазовский уезд Вятской губернии, начало XX века Сообщество «Старинные татарские фотографии | Иске сүрәтләр» / «Вконтакте».

 

Вятская жизнь сто лет назад. Дезертиры



По рассказам крестьян деревни Сухоречья, Ахтайхи, Комаровки, Муся Пибаевской волости, через эти деревни часто проходят дезертиры с ружьями и без них, бежавшие из Нижнего Новгорода, а больше – из Казани. В этих деревнях дезертиры просят хлеба, табаку, молока, предварительно справившись через одетых в штатское - нет ли в деревне красноармейцев; здесь они распускают чудодейственные слухи, о действии которых на крестьян за полным отсутствием газет, книг – не трудно судить. Большинство из них – дезертиры же, взятые 1-2 месяца назад, большей частью костромские и вологодские.

Еще о дезертирах. Царевосанчурская жизнь // Крестьянин-коммунист - 1919 г. № 108 от 22 октября

 

Хроники русских усобиц "темных веков"



В лето 6925 (1417) с Вяткы, из князя великого отчины, княжич боярин Юрьев Глеб Семенович, с Новгородскими беглецы с Семеном Жадовскым и с Михаилом с Розсохиным, и с Устюжаны, и с Вятчаны, изеехаша в насадех, без вести, Заволоцскую землю, и повоеваша волость «Борок» Ивановых детей Васильевича, и Емцу, и Колмогоры взем и пожгли, и бояр новгородских изымаша Юрья Ивановича и брата его Самсона, Иван Федорович, брат его Феонас, Гаврила Кириллович, Исак Ондреевич, сугнав их под Моржом на острове, братию свою Самсона и Юрья отьяша и полон весь с животы, а их отпустиша. А Василий Юрьевич сын посаднич, Самсон Иванович, Гаврил Кириллович, брат его Григорей, с Заволочаны, идоша за разбойникы в погоню, и пограбиша Устюг.

Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии, выпуск 1 - Вятка 1905 г. , с.19

 

Времена, когда Карл Маркс еще был не в почете...

С.Чигирень Нолинского уезда. По теории Карла Маркса цена товара устанавливается главным образом в зависимости от спроса и предложения.
Как ни странно - а этот «Выдуманный крамольным» ученым закон как будто бы с полной силой действует и в нашем захудалом селышке.
Торговля товарами первой необходимости у нас сосредоточена в одних руках у г.Субботина. Конкурентов и нет. Ну, и как не использовать такое положение, - не торговать с «надбивочкой». И торгует. Да еще как?
Многим, например, по красной цене приходилось купить у Субботина гнилую рыбу - по 7 копеек за фунт, просо, кашу из которого можно готовить разве для гастрономов из четвероногих. Купленный из лавки товар так благоухал…

Вятская речь - 1913 г. № 3

Наверное автор статьи очень бы удивился, если бы ему тогда сказали, что всего через несколько лет имя "крамольного ученого" будут носить улицы многих сел и городов...

 

1895 год. Первые наркотики и первые наркозависимые ...



Лечение морфиноманов. Как известно, морфиномания составляет в настоящее время большое зло: масса людей - мужчины и женщины – пристрастившись к морфию, не в состоянии оставить эту губящую здоровье привычку. Не мудрено, что врачи (между которыми кстати сказать, всего больше морфиноманов) стараются придумать способ излечить больных от губительной страсти к морфию. Недавно доктор J.Zuys сделал доклад о способе лечения морфиноманов. Лечение состоит в следующем: от больного отнимают всякие сходные с морфием наркотические вещества, и сам врач делает впрыскивания, постепенно уменьшая дозы морфия и заменяя его раствором фосфорнокислого натрия с глицерином. J.Zuys утверждает, что при некотором терпении со стороны морфиноманов и некоторой настойчивости врача, этим способом легко удается избавить морфиномана от убийственной страсти к морфию.

Вятский край - 1895 год № 17

Картина Василия Васильевича Верещагина. «Опиумоеды».

 

Рождение и смерть у удмуртов



Обычаи вотяков. Появление на свет ребенка сопровождается поздравлениями, причем посетители приносят подарки. Затем начинается пирушка, носящая название «кабака; она продолжается день и ночь в продолжение 3-4 суток, при вся собственная кумышка потребляется и вино достают уже со стороны.
При кончине кого-либо приглашают соседей, потому что вотяки, особенно вотячки, боятся мертвых. Домашние оплакивают умершего, а соседи обмывают его, облекают в чистое белье и прочее. Проводы покойного считаются непременной обязанностью.

Вотяки // Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 45

 

Вятская жизнь сто лет назад: "В Верхошижемской волости, дело швах, дело темное!"



С.Верхошижемье. Когда заходишь в Исполком, то думаешь, куда это ты попал? Задумаешься, не во сне ли видел ты революцию? Что не проснулся ты только сейчас, перед тем как зайти сюда, в Исполком, где точная копия трактира. Бумаги разбросаны по столам, в углу сидит, видно переделался в советского служащего, диакон и с диаконским уменьем просит курить у зашедшего по делу мужичка. Членов нет, по гостям разъехались, председатель беспорядочно носится от стола к столу, как бывший половой и, ясно, никакой работы.
Дрова рубить волость не приступала, другие наряды не выполняет. В общем, в Верхошижемской волости, дело швах, дело темное!

Крестьянская правда (Орлов) - 1919 г. № 8

На фото: музей в поселке Верхошижемье

 

Детская площадка, электрический фонарь, буфет: планы по благоустройству Александровского сада накануне Первой Мировой...



Городская технико-строительная комиссия по вопросу о приведении в благоустроенный вид Александровского сада, между прочим, постановила: просить Вятское Общественное собрание открыть для общего пользования публики часть сада со стороны Пятницкой церкви. В этой части сада городом будет устроена площадка для детских игр и беседки, кроме того эта часть сада будет освещаться сильным электрическим фонарем; желательно также открыть в саду общедоступный чайный буфет, для чего собрание могло быть использовать находящиеся в саду ротонды; на открытие буфета потребуется только дозволительное свидетельство, стоящее 18 рублей в год, а если будут отпускаться и кушанья, то потребуется уплатить в пользу города еще 5 рублей трактирного сбора.

Северное слово - 1914 год № 96 от 6 мая

Скорее всего, из-за нагрянувшей скоро войны эти планы были отложены надолго. Новое возрождение знаменитого сада начнется уже в советское время....

 

В Сарапуле была улица Иерусалимская



Улица, названная по празднику Вхождение в Иерусалим, располагается с севера на юг от речки Юрманки до речки Сарапулки и далее. Среди усадеб этой улицы наиболее представительны дом врача Добронравова, дом ювелира Леденцова, дома подрядчика Маркова, дом и кожевенное производство купцов Барабанщиковых, богадельня Смагина. За рекой Сарапулкой располагались кузнечные мастерские, зерновые склады Курбатова и Шитова, а также пивоваренный завод Бодалева. Далее начинался Елабужский тракт.

Н.Л.Решетников. Топография старого Сарапула - Сарапул 2008 г., с.70

Примечание. Ныне это улица Азина

 

Вятская деревня в сталинские годы


Некоторая часть бедноты и середняков приветствовала репрессивные меры в отношении кулаков. Зависть и недружелюбие соседей по деревне была большим стимулом к раскулачиванию. Случалось, когда крестьяне требовали от органов Советской власти изгнать кулаков с территории своих сел и деревень. В подтверждении этому приведем докладную записку Нижегородскому крайисполкому ВКП (б) о хлебозаготовках по Нолинскому округу. Во время проведения окружного сада имело место массовое скопление зрителей из бедняцко-середняцкой части деревни. Во время заседания суда иногда раздавались выкрики: «Расстрелять его как вредного элемента!»
Кулаки чаще прибегали к более жестокому воздействию на односельчан. Так, в деревне Колоты Порезской волости (Немская сторона) богатый крестьянин А.Н.Харин владел молотилкой и льномялкой. С некоторых пор Харин стал заявлять соседям: «Если вы будете доказывать властям мои доходы, то молотить я вам не буду».
В годы коллективизации имел место и произвол со стороны зажиточных хозяев и их родственников по отношению к батракам. Так, в деревне Савиново Татауровской волости, в хозяйстве предпринимателя-пряничника Потапова, работала батрачка-няня, 16-летняя девочка. Однажды по дороге в потребительское общество сын богатого кулака Егор Потапов подстерег и изнасиловал ее.

Н.Романов. Власть и крестьянство – Нолинск 2018 г., с.125-126

 

Барыня. Из детства С.М.Кирова (воспоминания)



Жила в ту пору в Уржуме барыня – вдова Зубарева. Имела она свой дом и большой вишневый сад. Не помним, каким образом, но оказались мы в когтях у этой барыни.
Каждой весной, как только заканчивались занятия в гимназии, мы вдвоем шли к Зубарихе (так ее звали уржумцы) на «заработки». И работали у нее до осени, до начала занятий.
Что давала нам эта работа? Во-первых, мы кормились все летние месяцы на зубарихиной кухне, преимущественно остатками с ее стола. Во-вторых, барыня иной раз отдавала нам что-нибудь из своих обносков.
Мы выполняли обязанности дворника, горничной, кухарки, мальчика для мелких поручений и еще бог знает кого.
…Зубариха сидит в кресле, как хищная птица – рослая, тощая, горбоносая. Ее близорукие глазки почти не различимы за толстыми стеклами очков. Голос у барыни зычный и властный.
То она приказывает нам вымыть все полы в доме, потому что вдруг «во всех комнатах пылью ужасно запахло». То требует к утреннему чаю банку варенья из костяники. И варенье это совершенно необходимо именно сейчас, так как барыня хочет немедленно «вкусить лесного аромата». Или в жаркий день одна из нас то и дело носится в погреб за полстаканом квасу со льда, так как у барыни «от жары все горло пересохло»…
Местом пытки для нас становился зубарихин сад, когда в нем начинала поспевать вишня. А ягод там родилось великое множество.
Наша первая обязанность – по очереди ходить с утра до вечера в саду с трещеткой и трещать как можно чаще, чтобы воробьи вишню не поклевали.
Вторая обязанность - собирать зрелую ягоду. Вечером ту, что поспела за день, утром ту, что созрела ночью. Мы собираем вишню в корзины и несем в дом. Здесь ягоды лежат во всех комнатах на противнях, подносах, досках - лежат сутки, дозревают.
Третья обязанность. Берем по корзине вишни и идем в разные концы города. А в каждой корзине фунтов пятнадцать ягод. Мы заходим в дома, в квартиры, поднимаемся по лестницам, предлагая купить «превосходную вишню из сада госпожи Зубаревой».
Это был тяжелый и неблагодарный труд.
А вишня все зреет и зреет. Мы ее ненавидим, но трещим трещоткой, собираем и собираем, и все ходим и ходим с корзинами по городу, разнося ненавистную «превосходную владимирку из сада госпожи Зубаревой».
Вечером Зубариха отпускает нас домой и наказывает, чтобы завтра мы снова явились к ней и не мешкали, потому что «вишня валится наземь, как горох».
Мы ничего не говорим о своей ненависти к Зубарихе и ее вишне нашей бабушке, чтобы не расстраивать и не огорчать ее…

А.М.Кострикова, Е.М.Кострикова. Это было в Уржуме – Горький 1983 г.

Параллели. Сохранилось еще одно интересное воспоминание по городу Уржуму. После революции 1917 года местные большевики выбросили из окна дома старуху-барыню...

 

Гостеприимные башкиры


Башкиры - самый малочисленный народ на территории Вятской губернии. К.В.Лаврентьев в своей "Географии Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ" (1890 г.) упоминает, что башкиры жили в какой-то небольшой части Елабужского уезда, на самом краю губернии. А вот этнограф Д.К.Зеленин спустя 14 лет в своем знаменитом "Путеводителе" по Вятке и Каме ничего не пишет о вятских башкирах, тем не менее он интересно описал жизнь и обычаи этого народа, в массе своем проживающем в соседних Казанской и Уфимской губерниях. Ознакомимся с его описанием и мы...

Левый берег прорезывающий наши (?) Камы можно без преувеличения назвать башкирским. Башкиры во множестве живут в Уфимской губернии и южной части Пермской. Большинство ученых склоняются однозначно к тому мнению, что это финны, подвергнувшиеся потом сильному влиянию татар. Имя башкир также объясняют различно; вероятнее всего, оно означает «пчеловод», какими действиями издавна славились башкиры.
Башкиры во всем напоминают татар. Даже по наружности: те же большие уши, скуластость, маленькие глаза – серые или карие. Роста они небольшого. Одежда – татарская. Жилище башкира тоже ничем не отличается от татарского. У богатых две избы – турьяга, мужская, и катын ерга, женская; в обеих избах широкие нары, на них кошмы и подушки. Здесь ночью спят, а днем сидят, поджав под себя ноги. В углу широкая неуклюжая печь. На стенах полотенца, картины и неизменная чалма старика. Но большинство башкир живет очень бедно. Подобно татарам, башкиры платят калым за своих жен, часто очень разорительный.
… По характеру, башкиры очень ленивы. Иногда, впрочем, леность эта проявляется очень своеобразно; передают, например, что если засорится место, на котором живет башкир, то он скорее перенесет свою избу на другое место, чем решится вывезти со двора навоз. Своеобразный разгул, который вернее назвать обжорством, как нельзя лучше гармонирует с этой ленью. В работе они очень медлительны, но зато тщательны и аккуратны. Воровство сильно распространено. Самое радушное гостеприимство – характерная черта башкир. Случается, что бедный башкир голодает несколько дней, но если ему удастся украсть у соседа барана или корову, то он сейчас же задает пир; на пир приглашаются все гости, не исключая и того, у кого корову украли. Гости догадываются о причинах и происхождении пирушки, но из вежливости ничего не говорят, и попировав вволю, довольные расходятся по домам.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

На фото: башкиры на летовке

 

Из старой вятской печати. Грубый мастер

Грубое обращение. На ткацкую мастерскую недавно прибыл новый мастер Касаткин и стал чрезвычайно грубо обращаться с работниками, в особенности с женщинами.
Г.Касаткин не щадя женского слуха, ругает их самыми отборными ругательствами.
Даже мужчины-работники зажимают уши, когда Касаткин «разделывает» работниц.
Пробовали ткачи жаловаться управляющему фабрики г.Шильникову, но тот не поверил им, мы, дескать, не ругателника выписали.
Затем новый мастер очень неохотно идет на зов работников, когда у них встречаются какие-либо затруднения.

Вятская речь - 1913 год № 16

 

Зуевка. Начало истории



Из воспоминаний пенсионерки С.И.Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи - пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо». Бывало и так - просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон – березки хороши, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».
К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо на 7 мест для организации подъемочного и промывочного ремонта паровозов, водонапорная башня, 7 жилых домов. Строения располагались только с южной стороны железной дороги, с северной стоял лес.
В первые годы были построены три небольшие улицы, которые долго не имели имен, лишь после революции их назвали: 1-я Советская. 2-я Советская и Республики; баня, приемный покой, две частные лавки.
В 1909 году на станционных путях впервые появилось освещение, установили 4 керосиновых фонаря.

А.Огарков. Путь длиною в сто лет -Киров 1998 год, с.8-9

Уникальное фото - станция Зуевка в первые годы своего существования (основана в 1898 году)

 

Легенды Талицкой часовни

Приходу Казанско-Богородицкой церкви села Луговского в сентябре 1925 года Вознесенской церковью с.Ильинска была передана часовня, называвшаяся «Талицкая». Она находилась между деревнями Косогор и Долбилово, внизу на берегу, на ровной луговине при впадении ручья в р.Немду. Деревянная часовня была была размером 10Х8 аршин и в высоту 4,5 аршина. Каменное крыльцо было обшито тесом. Крыша над всей часовней – тесовая. Внутри ее иконостас с 9 иконами. Часовня имеет древнюю интересную историю.
В 1864 году П.В.Алабиным была записана легенда о возникновении этой часовни:
«Устюжские купцы, возвращаясь с товарищами из путешествия на Восток, остановились на этом месте лагерем. Окрестные жители, воспользовавшись их беспечностью, напали и перестреляли из луков с близлежащего крутого берега, а имущество разграбили. Устюжские родственники, отыскав тела погибших, похоронили их, на этом месте построили часовню. Впоследствии священники близлежащего села стали по приглашению устюжан служить в этой часовне панихиды по убитым. Со временем на панихиду стало стекаться множество народу. Кости убитых устюжан стали считаться чудотворным – ими терли больные части тела в чаянии исцеления. Родник был проведен под часовню, омывал кости погибших устюжан, а потому сама вода, вытекающая из-под часовни, также стала считаться целебной. Толпы богомольцев, теснясь в темном подвале часовни употребляли эту воду, как спасительное средство от внутренних болезней».
В 1937 году часовня «Талицкая» была продана Ильинскому сельпо и разобрана. Местные жители сообщили, что когда ломали часовню, серебряный крест с нее был тайно закопан в горе, из-под которой вытекает родник, и, омывая его, становится святым (в 1980-х гг. при лабораторном исследовании в воде обнаружено содержание ионов серебра).
И сегодня хорошо видно место нахождения часовни – это земляное возвышение прямоугольной формы со значительным углублением внутри. Из-под высокой горы со стороны деревни Косогор бьет мощный ключ, прозрачный, искрящийся на солнце, ранее бегущий по деревянным лоткам через подвал часовни, а ныне соединяется с ручьем. Текущим по оврагу.
Не забыто это место и поныне. На Седьмой неделе по Пасхе одиночные богомольцы и небольшие группы посещают святой ключ, совершая трапезу, поминают усопших.

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области. Сборник материалов 4й областной научно-практической конференции – Киров 2012 г., с.109-110

 

Нравы послевоенной деревни: драки (воспоминания)



Деревенские жители, в основном, жили мирно, хотя бывали и ссоры. В этом случае ругались между собой отчаянно, особенно женщины. Выяснение истины всегда было очень шумным. Обе стороны вспоминали друг другу все грехи от «пятого колена», и в конце концов было не понять, кто был неправ, кто сильнее оскорблен, кому сочувствовать. Слово «прости» говорили очень редко, только когда вина была очевидна и неоспорима. После ссоры мирились медленно, постепенно, по одному слову обмениваясь мнениями в каком-либо общем деле, пока не налаживались обычные ежедневные разговоры.
Бывали и мужские ссоры и драки. Представители сильного пола тоже могли иногда поссориться или подраться. Обычно драки случались после выпивки из-за каких-нибудь споров по работе или из-за деревенского житья-бытья. Драка из-за девушек считалась неприличной. Такие претензии старались улаживать путем переговоров, чтобы не посрамить девушку и не нарваться на упреки ее родителей. В этом случае парень терял почти все шансы на благосклонность девушки.
А если драка между парнями все-таки случалась, то была также, как и женская ссора, очень шумной и динамичной. В драку сразу вступали все парни. Они быстро бегали по деревне, выламывали колья из деревенской изгороди и гонялись все за всеми, угрожая «сломать колья о чью-нибудь голову». В конце-концов, ничья голова под кол не попадалась, все оставались живы и здоровы, а под строгими взглядами и окриками старшего поколения все утихомиривалось. Такая свобода для творчества драчунов существовала только летом, когда было, где побегать и себя показать. Драчунов и скандалистов не любили и осуждали. На второй день после драки их упрекали все, кому не лень, и даже дети дразнили и высмеивали….

Н.Д.Сметанинаю Деревенские воспоминания – Киров 2018 г., с.80-81

Примечание. В книге речь идет о деревенской жизни Верхошижемского района.

 

Отношение к женщине у удмуртов в старину


…«Целомудрие у них не есть добродетель, и родители охотно уступают своих дочерей для плотских удовольствий посторонним мужчинам, т.к беременная легче находит мужа: она уже может считаться плодовитою. Впрочем, у них допускается многоженство. – Муж редко бранит свою жену и еще реже бьет. Если что-нибудь подобное и случается, то это смотрят как на нечто предосудительное». Характерно, что беременные жены у вотяков освобождаются от всех тяжелых работ; этого гуманного обычая нет у русских крестьян. (записано у Иоганна Эрдмана от 1816 г.).

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

На иллюстрации: удмуртские женщины в праздничной одежде (ссылка на источник на иллюстрации).

 

Вятские хроники. В 1913 году запретили бильярд в пивных и хоровое пение в ресторанах Вятки ...


Благие начинания. По распоряжению администрации, всем ресторанам запрещено иметь не только женские, но и мужские хоры; допускаются только оркестры. Кроме того, из всех пивных убраны биллиарды, на которых нередко происходит азартная игра на деньги.

Вятская речь - 1913 год № 3

 

1879 год. Торги на устройство иконостасов в селе Гостево


Священноцерковнослужители и церковный староста. с.Гостевского Вознесенской церкви Котельничского уезда сим извещают о назначении 13 мая сего года торгов на устройство 2 иконостасов в теплом храме вновь устроенной каменной церкви; торги на устройство упомянутых иконостасов будут окончены, без петереторжки. Желающие взять работу благоволят пожаловать к назначенному дню торгов в село Гостевское с документами о знании мастерства; кроме того обязуются представить свои проэкты на устройство иконостасов и не менее 4 части подрядной суммы для залога или же представить благонадежных поручителей известных лиц.

Вятские губернские ведомости - 1879 г. № 34

 

Толкучий ряд и его нравы


Нравы нашей толкучки. Существует в Вятке Толкучий ряд, находящийся против гостиного двора и известный более в простонародье под названием «еврейского». Торговцы этого ряда - народ разного племени – тут есть и евреи, и евреи-перекрещенцы, и русские; в числе первых и последних есть немало и женщин. Торговцы эти, занимающиеся исключительно покупкой и продажей старого платья и обуви, поступают при своих операциях крайне бесцеремонно, в особенности во время покупок. Приходит, например, пьяный мужик продавать свой азям или сапоги с ног, чтобы достать денег для выпивки. Торговцы не дожидают, чтобы он сам кому-либо из них предложить купить, а встречают его всем кагалом у первой лавки и, пользуясь его пьяным состоянием, покупают за полцены и даже нередко третью часть. Проспавшись этот же мужик, на следующий день посылает свою жену к торговцу, купившему у него вещи, с просьбой возвратить ему обратно и предлагает за это большой процент, иногда 20 и более за сутки, но торговец никогда на это не соглашается, и дело нередко доходит до полиции. Случается, что из-за покупки старья у пьяных продавцов наши торгаши ссорятся и даже дерутся между собой; но в этом случаю драку разнимает всегда их собственный кагал, который никогда не доводит дела до полиции. Такой случай, привлекший массу публики, был например, 17 июля.

Вятский край - 1895 г. № 60

Толкучий рынок. Городская управа вручила торговцам Толкучего рынка (арендаторам лавок) требования денег за лавки за 6 месяцев. Арендаторы лавок не хотят платить следуюмых денег до тех пор, пока управа не уберет из средины Толкучего рынка лари, балаганы и вешалки, каковыми загроможден проезд, что грозит опасностью в пожарном отношении.... Арендаторы лавок неоднократно просили управу убрать из прохода лари и балаганы, но до сего времени никакого ответа не получили.

Северное слово - 1915 г. № 18

 

Вятская жизнь век назад. Народное отношение к событиям в стране через призму творчества


Мы бьем Деникина врага
И не спастись ему мерзавцу
От пролетарского суда.
Колчак Верховный Повелитель
Корону царскую надел,
Один, без в выборных народом
Россией править захотел.
Но опоздал немного, малость
Теперь не стары времена
Октябрь свободе научил,
Россия вольная страна.
И несших цепи рабства банды
Российский труженик разбил;
Адмирал их предводитель
За Томск без кораблей уплыл.
Разбив Верховного прохвоста
Другой, из равных ему пород,
Юденич- ставленник Антанты
Прет на измученный народ.
Мы хлебосольством всем известны
Гостей не впервые встречать,
Врагам набили в хвост и гриву
Просят мир уж заключить.
Знай деревня, знай народ
Мы бьем своих врагов
Победа наша, мы победили
Освободились от оков.

Крестьянин Градобоев

Крестьянская правда (Орлов) – 1919 г. № 4

 

1925 год. В Вятке создано общество друзей радио


В Вятке создано общество друзей радио. 8 февраля было первое заседание правления общества, выделен рабочий президиум из 3 человек. Правление установило членский взнос в 1 рубль с рассрочкой платежа на 4 срока и вступительный взнос в 50 копеек. Учащимся уплачивать взнос в половинном размере. Прием членских взносов производится товарищем Козловым на радиостанции.
Приняты меры к приобретению громкоговорителя. Из состава правления выделено техническое консультационное бюро по радио-любительству.
В ближайшее время будет прочитан ряд лекций о радио.

Козлов // Вятская правда - 1925 год № 35

 

Соседи. Марийцы и староверы (воспоминания)

В Нижней Байсе бок о бок с нашей соседствовала столетиями полуязыческая вера черемисов (марийцев). Они имели рядом с деревней два мольбища (кереметища), площадью каждое по 2-3 десятины строевого леса. Здесь совершали обряды богослужения, принося в жертву своим богам кого-нибудь из скота. Делалось это ночью, тайно. Мясо в кереметище потом сами поедали. Таким образом марийцы задабривали своих духов, добрым из которых был Юма, а злой – Кереметь.
У староверов хоть и было к иноверцам ироническое отношение, но на религиозной почве больших распрей не случалось. Скорее они происходили по хозяйственным, бытовым недоразумениям. Так однажды, например, получилось, когда наши порубили лес у марийцев в кереметище. Это было сделано в отместку, когда староверы посчитали, что марийцы заготавливали дрова в ихних угодиях.

А.Минин. Мы, Минины… - Тольятти 2007 год, с.14

Примечание. Описанные в книге события происходили в самом конце 19 века, но две священные рощи-кереметища у деревни Нижняя Байса (ныне Лебяжский район) сохранились и поныне. Их можно увидеть с трассы, проезжая из Уржума на Советск (не доезжая Лебяжья) ...

Вятчане и эпоха Куликовской битвы

На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские

Лев Гумилев

Решающая для всей Руси Куликовская битва произошла значительно далеко от Вятской земли, но в это время уже существовала Вятская вечевая республика. Следовательно, и вятчане могли принимать участие в этой битве (как принимали они участие во всех последующих войнах), но фактов этому пока не найдено.
Следует вспомнить, какие исторические события были в это время связаны с Вятской землей и поразмыслить, могли ли они отразиться на таком событии, как Куликовская битва.
1374 год. Ушкуйники разграбили Вятку и Сарай: "В лето 6882 идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкуев, и пограбиша Вятку и шедше взяша Болгары, хотеша и город зажещи, и даша им окупа 300 рублев; и оттуду разделишася на двое: 50 ушкуев поидоша на низ по Волзе к Сараю, а 40 ушкуев поидоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова, пограбиша вся Засурие и Марькваш и перешед за Волгу суды все изсекоша, а сами поидоша к Вятке на конех, и много сел по Вятлузе идуще пограбиша" (Воскресенская летопись. ПСРЛ (полное собрание русских летописей), т.7).
Возможно, в отместку за этот поход, в 1393 году татарский царевич Бектут сделал набег на Вятскую землю и разорил ее столицу: "В лето 6901 (1393) ходил в другой ряд князь Василей в орду к царю, и он ему дал Новгородское княжение Нижнего Новгорода, Муром, Мещеру, Торусу. А Бектут царевич взя ратию Вятку" (Летопись новгородская).
В промежутке между этими событиями произошло еще одно знаменательное событие - обретение образа святителя Николая на реке Вятке (Великорецкого) в 1383 году:
"Случилось одному деревенскому жителю идти лесом, и увидел он в чаще, у речки (позднее река Великая), свет, как от множества свечей. Подивившись этому явлению, но не поняв его значения, пошел дальше. Возвращаясь обратно этой же дорогой, на месте свечения увидел икону св.Николая и взял ее себе в дом, никому не рассказывая.
Тем временем крестьянину той же деревни, 20 лет лежащему в расслаблении (разбитому параличом), явился во сне св.Николай и велел идти в дом к соседу, у которого находился образ, и помлиться ему, пообещав от этого исцеление.
Больной сначала пренебрег этим явлением, но за ним последовало еще одно, тогда уже он не стал противиться, сказал об этом своим домашним и велел вести к себя соседу. В доме он помолился на образ, приложился к нему и выздоровел.
Происшествие облетело все ближние деревни, жители собирались посмотреть на больного и на икону, и в итоге решили поставить на этом месте часовню, а в ней поместить образ Чудотворца Николая.
Слава о чудных деяниях пошла по всей Вятской стране, и многие христиане съезжались сюда для поклонения и обещали воздвигнуть храм во имя Святителя Николая в этом селении" (В.Федяев. Заселение и освоение русскими земли Вятской – Вятка 2015 г.).

 

Вятская жизнь сто лет назад. Плохой председатель


Председатель Коршинского сельского совета Шалеговской волости И.Казаринов вместо того, чтоб показывать пример, как нужно выполнять распоряжения, показывает как не нужно делать. Дело в следующем. У И.Казаринова есть хорошая лошадь и он должен был дать ее для возки дров, но вместо этого он всю зиму ее держит дома и не дает ни в какие наряды. Граждане стали говорить ему, чтобы он куда-нибудь дал своей лошади для выполнения нарядов, он вместо исполнения своего долга посылает всех подальше и разговаривать не хочет. Шалеговскому исполкому необходимо Казаринова подтянуть, заставить выполнять долг гражданина.

Крестьянская Правда (Орлов) - 1919 г. № 14

 

Храмы Вятской губернии. Анзирка


Церковь Казанско-Богородицкая
Первая церковь была деревянная, построенная в 1700 г., однопрестольная в честь Казанской Божией Матери. В 1722 г. была Казанско-Богородицкая церковь, которая и существовала до построения каменной церкви. Село было ясашное и передано из Казанской в Вятскую епархию в 1791 г. В 1847-49 гг. вместо обветшалой деревянной Казанско-Богородицкой церкви построена каменная церковь с 3 престолами: холодная Казанско-Богородицкая церковь освящена в 1856 г., теплый правый в честь богоявления Господня освящен в 1848 г. и левый теплый Святителя Николая Чудотворца освящен в 1865 г.
Метрические книги с 1722 г.

Олег Виноградов. Церкви. Елабужского уезда // Краеведческий сектор библиотеки имени Герцена, фонд Д.1889 п.5



На фото: церковь в селе Анзирка бывшего Елабужского уезда

 

"Волшебный фонарь" в вятской глубинке

1895 год. С.Кулыги Малмыжского уезда. Народное чтение с туманными картинами. Злобу дня теперь у нас составляет только волшебный фонарь, присланный в наше земское училище местной земской управой сначала, т.к. показывались местным учителем школьникам, причем были прочитаны соответствующие рассказы из священной и русской истории. Затем чтение заинтересовало и взрослое население. 12 марта законоучитель училища о.Ф-й объявил прихожанам, что вечером будут читаться книги о последних днях земной жизни Иисуса Христа и при помощи волшебного фонаря будут показываться соответствующие чтению картины. Еще задолго до вечера около здания училища народу собралось столько, что доброй половине желающих послушать чтение и посмотреть картины пришлось отказать, т.к. классная комната более 200 человек поместить не может. Чтение продолжалось 2 часа, которые слушатели провели видимо с большим удовольствием и расходясь после чтения по домам, выражали, кто как мог, свою благодарность и и просили не отказывать в продолжении чтений и на будущее время. На следующий день чтение было повторено для другой группы слушателей, не нашедшей себе места в аудитории во время первого чтения, - и с таким же успехом.

Вятский край - 1895 г. №15

На иллюстрации: такой был принцип работы "волшебного фонаря" - аппарата для проекции изображений посредством линз и электрической лампы (или свечи). Хотя "фонарь" был изобретен еще в далеком 17 веке, в нашу вятскую глубинку он попал только во второй половине 19 века. Так, в 1865 году в городе Вятке неким Крассо было представлено публике «первое оптико-агиоскопическое представление, сопровождавшееся объяснениями по геологии, геогностике и астрологии».
Получив здесь массовое распространение, "волшебный фонарь" сразу стал действенным орудием православных миссионеров. Также "волшебный фонарь" использовался в школах и в клубах "общества трезвости", но мотивы "волшебных картин" в основном были того же религиозного содержания. Волшебный фонарь явился прототипом большинства современных проекционных оптических устройств — диапроектора, эпидиаскопа, фотоувеличителя, кинопроектора, впрочем до появления кино на Вятке оставалось уже совсем недолго.
В 1897 году в губернской Вятке впервые состоялся первый сеанс кинематографа. Как сообщали 14 мая 1897 года «Вятские губернские ведомости», первый кинематографический аппарат был установлен в большом павильоне детского сада. На первую демонстрацию пришло очень мало зрителей. Отчасти в этом сказалась дождливая погода, а отчасти и то, что вятчанам уже приелись "туманные картины" на религиозную тему и многие ожидали увидеть вновь что-то подобное. Поэтому первый сеанс прошел при малом числе зрителей, но следующий уже смог собрать значительное число зрителей.

 

 

Ломаный омутнинский грош



Омутнинский завод Глазовского уезда. Новая заводская экономия. В начале мая на волостном сходе было между прочим прочитано заявление Глазовской земской управы, которая рекомендовала жителям Омутнинского завода, не состоящим на работах и на службе у завода, обращаться за медицинской помощью в Залазнинский завод, к земскому врачу Штейнфельд. Это предложение управы было вызвано, разумеется, ничем иным как отказом омутнинского заводоуправления лечить поименованных выше лиц за свой счет и у своего врача. Если принять во внимание, что лиц, не имеющих никакого непосредственного соприкосновения с заводом здесь наберется не более 1-2 %, то такая скурпулезная расчетливость заводского управления, притом на предметы (лекарства), которые можно достать теперь лишь за 25 верст, и которые отпускаются ежегодно на лиц не-заводских не более чем на грош, да и то ломаный. Такая расчетливость для всех показалась просто смешной. Не думаем, что такой экономией занимались сами заводовладельцы, здесь очень «не по разуму усердствует» новое заводоуправление.

Вятский край - 1895 г. № 33

На фото: Омутнинский завод того времени

 

1919 год. Гражданская война в деревне

Противники советской власти, враги нового в своей ненависти к комсомольцам доходили до применения оружия. Один из таких случаев произошел в с.Черновском, когда возвращавшиеся с собрания Ф.Гридин и М.Мамонов, только что ставшие комсомольцами, были обстреляны из обрезов, но остались живы, отделавшись легкими ранениями.

Е.И.Козлов. Котельнич революционный – Котельнич 2007 год, с.153

На фото: винтовочный обрез - популярное оружие Гражданской войны. На фото обрез винтовки Мосина

 

1918 год. В Вятку прибыл пермский отряд коммунистов


Как известно, для подавления Степановского мятежа в августе 1918 года Вятский Военно-Революционный Штаб мобилизовал все имеющиеся у него силы. Спешно был создан второй батальон Уральского полка (первый во главе с Азиным был отправлен под Казань). В его состав вошли и латыши, и венгры, и моряки Дрелевского (те, что не отправились воевать на Северную Двину против наступающих с севера белых). Во главе батальона стали сами руководители ВРШ, лично отправившиеся с ним на юг губернии (например, И.В..Попов, имя которого носит одна из улиц Кирова).
В эти же дни в Вятку прибыл и пермский отряд коммунистов. Возможно, он прибыл с той же задачей помочь в подавлении мятежа на юга губернии против взбунтовавшегося продполка Степанова. Узнать об этом можно из приказа Красной армии № 61 от 18 августа 1918 года:
"Прибывший в г.Вятку пермский отряд коммунистов в числе 137 человек полагать в прикомандировании к комиссариату с зачислением на все виды довольствия при губернском военном комиссариате с 13 сего августа и как убывших в распоряжение областной Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией исключить из числа прикомандированных и со всех видов довольствия при комиссариате с 18 августа с.г." (ЦГАКО ф.Р-1585 оп.1 д.2а л.202").
Известно, что тогда же в Котельнич прибыл из Перми бронепоезд. Возможно, это было связано с прибытием пермского отряда...

 

Мы, вячки – робята хвачки: семеро одного не боимся, а один на один, так и котомочки отдадим


Народное присловье

 


Из старинных летописей. Житие князя Симеона Суздальского

В лето 6913 (1405) князь Василий Московский посла рать в Татарские места на взыскание князя Семена Суздальского, дабы его где обрести самого, или его княгиню, или детей его, или бояр, крыя в Татарских местех, а у княжих ратей воеводы бяху Иван Андреевич Уда да Федор Глебович. И идоша на мордву, и наехаша княгиню Семеонову Александру в Татарские земли, на месте нарицаем Чибирци и ту изиимаша ю у святого Николы, а ту церковь поставил некоторый бессерменин, именем Хазибаба; они же абие имше и ограбиша, приведоша на Москву и с детьми, и прибысть ту на дворе Белеутове, дондеже князь Симеон покорився и помирися, занеже тогда бе в ордынских местах. И слышав, что княгиня его поимана и с детьми и казна его взята, и слался с князем Василием, и вниде в покорение и в много умиление и смирение, и приеха из Орды на Москву, возмя мир с великим князем. И с Москвы с княгиней и с детьми своими приеха на Вятку, но болен сый, и на Вятке немного пребыв яко 5 месяц, и паки разболелся. И бысть той зиме, месяца декабря в 20 день преставися раб Божий князь Симеон Дмитриевич Суздальский, иже многии истомы претерпевый, в орде и на Руси тружавыйся, добиваяся своея отчины, 8 лет служивый по ряду в орде непочивая, четырем царем служив: первому Тахтамышю, другому Темираксаку, третьему Темиркутлую, четвертому Шадибеку; а все то подымая рать на Московского, како бы найти свое княжение и добитися своея отчины, и того деля много труда претерпе, и своего пристанища не зная, и не обретая покоя ногама своима; и не успе ничтоже и ползы не обрете никоея же, но и паки всуе тружався; суетно бо есть спасение человеческое, или не воспямяну Писания, глаголющего: его же хощет Бог, поставляет князя, и властелина, и земледержца.

Примечание от издателей. Есть деревня Чибирчи в Тетюшском уезде, на Казанско-Симбирском почтовом тракте, верстах в 70-80 от Казани.

Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии, выпуск 1й - Вятка 1905 год

Примечание. Если вчитаться в смысл этого текста становится понятно, что князь Симеон Дмитриевич был еще тот ренегат - всю жизнь воевал с московскими великими князьями, стремясь вернуть земли своего отца, по какой причине пошел в служение к ордынским ханам. В 1382 году он участвовал в походе хана Тохтамыша на Москву. Возможно, этот же князь участвовал и в походе хана Тохтамыша на Вятку. В 1399 году (по другим данным это был 1395) с татарскими отрядами князь захватил Нижний Новгород, после чего его войска разграбили город.
В 1401 году князь московский Василий I, осерчав на суздальского князя, отправил на Семёна Дмитриевича войско, которому удалось захватить семью князя. Узнав об этом, Семён стал искать мира и был отпущен великим князем в Вятку, где в том же году умер. Об этом и говорится в данном отрывке летописи...

 

 

Из старой вятской печати. Чахотка на Воткинском заводе



Воткинский завод. За последнее время в Воткинском заводе распространились легочные болезни. Однажды заведующий врач г.Макаров сказал: «Я удивлен от какой причины появилось множество чахотки в Воткинском заводе».
Удивляться этому, однако, не приходится.
В заводе имеется множество промышленных заведений, которые устраивают сток отработанных вод в реку".
По улицам нельзя пройти, чтобы не зажать нос от всяких вредных газов.
В заведениях, как например, мыловаренных, нет вентиляции, нет машин, посредством которых можно было бы мешать массу, а этим делом вручную занимаются работники, которым все время размешивая массы приходится вдыхать вредный неочищенный воздух и т.п.
Санитарной организации в заводе не существует. И безобразия творятся беспрепятственно.
Мудрено ли после этого, что число чахотки в заводе растет….

Вятская речь - 1913 г. № 4

На фото: Воткинский завод в начале прошлого века

 

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО – ЭТО БЫЛО ДАВНО. Год 1991. СПТУ. В настоящее время такого училища в Орлове не существует. В СПТУ готовили трактористов – машинистов широкого профиля со средним образованием и специалистов другого профиля. На трактористов – машинистов ежегодно принимали до 60 учащихся. Срок обучения 3 года. На снимках 1 и 2 будущие трактористы – машинисты, учащиеся 1-го курса из групп 37,38, на третьем снимке - группа будущих маляров - штукатуров с директором Л.И. Домниным и мастером А.Д.Тихоновой (1994 год), на четвёртом фото - группа преподавателей.

Леонид Сорокажердьев

 

Вятка помнила покушение 1891 года...



Как известно, в 1891 году во время визита цесаревича Николая в Японию, на него было совершено неудачное покушение. Покушение было предотвращено, но если бы оно достигло цели, возможно, наша дальнейшая история могла бы иметь другой путь развития...
Избавление царского величества от опасности всегда высоко чтилось в России, как проявление воли Божией, и не удивительно, что спустя 10 лет в губернской Вятке состоялись торжественные мероприятия, посвященные этому событию. Одно из сел губернии в честь этого было даже переименовано - в Царское. Вот что писали о них "Вятские епархиальные ведомости" в 1901 году.

12 марта, по совершении в Кафедральном соборе благодарственного господу Богу молебствия по случаю избавления от смертельной опасности его высокопреосвященства, г.обер-прокурора св. Синода К.П.Победоносцева, преосвященным Алексием Епископом Вятским, вместе с начальником губернии Н.М.Клингеберг, послана была К.П. Победносцеву приветственная телеграмма. В ответ на телеграмму г.обер-прокурора св. Синода прислал на имя преосвященного Алексия письмо, в котором между прочим написал: «Сердечно благодарю всех вспомнивших меня молитвою в день посещения Господня. Слава Богу! К.П.Победоносцев» (№7).

В удовлетворение ходатайства прихожан вновь открытого села при починке Городиловском, Глазовского уезда, постановлением епархиального начальства 17/18 сего апреля состоявшимся разрешено называть это село как открытое в память чудесного спасения Государя императора Николая Александровича от грозившей в г. Отсу ему опасности, «Царским», - каковым назвали и именовать его по всем церковным и гражданским документам (№9)

На фото: цесаревич Николай в Японии.

 

1903 год. Первое электричество в Вятке


6 декабря в городе Вятке было редкое торжество освящения городской электростанции и открытия ее действия. В обширном, красивом каменном здании электростанции, находящейся рядом с городской Управой, на углу Спасской и Владимирской улиц, к 4 часам вечера прибыли г. начальник губернии, гласные Городской Думы, члены губернского земского собрания, представители ведомств, начальники учебных заведений г.Вятки и много других почетных гостей. Ровно в 4 ч. в помещение станции прибыли Его Преосвященство, Преосвященный Никон и Преосвященный Варсонофий и тотчас же началось торжественное благодарственное Господу Богу молебствие. Пред началом молебствия Преосвященный Никон обратился к присутствующим с речью, в которой приглашал всех возблагодарить Бога за его благость к людям, явленной в даров им все новых и новых благ, к числу которых относится и электричество, эта дивная сила, источник света, тепла и движения, превосходящая по своему значению для жизни человека все доселе известные ему силы природы.
Когда совершен был чин освящения воды, Владыка сам обошел все помещения станции, окропляя самое помещение и все находящиеся в нем предметы святой водой. По окончании молебствия на углу здания станции, с наружной стороны, был зажжен великолепнейший вензель из разноцветных электрических лампочек,при чем оркестр духовой музыки, при громадном стечении народа, исполнил национальный гимн. Вслед за тем все присутствующие на молебствии перешли в помещение городской Управы, где им был предложен чай.
В настоящее время в Вятке освещено электричеством 6 главных улиц города: Спасская, Московская, Преображенская, Николаевская, Владимирская и Казанская, некоторые правительственные учреждения, многие магазины и частные дома. Из учреждений духовного ведомства электричеством освещены духовная Консистория, епархиальная библиотека-читальня (освещение устроил на свои средства член-казначей библиотеки В.М.Тихоницкий) и Епархиальное женское училище. Наблюдая в настоящее время электрическое освещение в Епархиальном училище, освещение, безопасное в пожарном отношении, весьма полезное в отношении гигиеническом, как не дающее ни малейшей копоти, ни нагревающее воздух и приятное для глаз, нельзя не высказать пожелания, чтобы такое же освещение было введено и в других 2 духовно-училищных заведениях города Вятки: духовной семинарии и духовном училище.

Вятские епархиальные ведомости - 1904 г. № 24

 

Пьянство среди рабочих в старину



Пьянство и драки молодежи казались старикам вполне законным явлением, — когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы. Жизнь всегда была такова, — она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы и вся была связана крепкими давними привычками думать и делать одно и то же, изо дня в день. И никто не имел желания попытаться изменить ее...

М.Горький. Мать

Рабочие поселки в 19-начале 20 века переживал одну из злостных бед того времени - пьянство, а вместе с ним - драки, убийства, блуд. Особенно страдали от этого рабочие слободки. Причину массового пьянства среди рабочих метко указал Максим Горький в своем романе "Мать":
"День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен...
... Возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, не щадя кулаков. Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди, из-за пустяков, бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порою они кончались тяжкими увечьями, изредка — убийством.
...Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал".
На некоторых предприятиях заводчики сами пользовались этим и спаивали рабочих. В прошлом году мы публиковали архивный документ, в котором рассказывалось о заводчике в Уржумском уезде, который специально спаивал своих рабочих.
Такой жизнью жили и многие рабочие поселки Вятской губернии, в которых кроме кабака, церкви и танцев под гармошку больше не было никаких развлечений. Остальное время занимал тяжелый изнуряющий труд. Как-то мы публиковали газетную публикацию о Черно-Холуницком заводе, в котором процветало повальное пьянство, и единственным светлым днем в его культурной предреволюционной жизни стало открытие библиотеки-читальни.
Такая же ситуация была и на Ижевском заводе. Ижевский завод по тем временам по размерам и числу населения равнялся губернской Вятке, но окромя кучи кабаков и церквей, в нем больше не было ничего более "культурного". Вследствие чего здесь процветало то же пьянство, драки, разврат и разного рода преступления. Обратимся к газетной публикации 1895 года:
"Ижевск. Наши меры против пьянства. Для нас, обывателей завода, кажется вполне естественным, что каждый праздник и каждая получка рабочими жалования (чрез 2 недели) непременно сопровождается пьянством с обычными драками и убийствами, и нам, пожалуй, показалось бы более странным, если бы мы в эти дни на улицах завода не замечали массы полуживых тел. Если же мы теперь останавливаемся на этом явлении, то лишь для того, чтобы взглянуть на те средства, какие у нас практикуются против пьянства. Скоро у нас ожидается устройство народной библиотеки с читальней, и нужно думать, что в читальне недостатка не будет, так как у наших мастеровых есть потребность в чтении, удовлетворяющихся теперь дешевенькими газетами с приложениями. Но сомнительно, что бы эта библиотека была в состоянии отвлечь рабочий люд от пьянства в дни большого разгула. Тут необходимо какое-нибудь более сильное и интересное развлечение, а у нас в инициаторах для подобного дела большой недостаток, так что приходится ждать постоянных толчков. Одним из таких толчков был минувшей зимой слух о соединении обеих волостей в руках одного земского начальника..."
Далее в статье автор (судя по всему, местный врач) рассказывал, что два земских начальника, в случае ожидаемого соединения двух волостей в одну, решили побороться за свое место, т.е. послужить народу: "Каждый земский начальник (их у нас двое) захотел тогда зарекомендовать себя заботливостью о народе, чтобы в случае соединения волостей остаться на заводе". И вот один земский начальник хлопочет об открытии в заводе культурного учреждения с картинами, а второй - об учреждении общества трезвости. Были собраны и деньги на оба учреждения, но... похоже, оба начальника затем охладели к своим затеям, так как все дело заглохло. Обратимся с снова к публикации:
"Но все это так и осталось pia desideria. По крайней мере, нам известно, что один земский начальник первоначально еще несколько интересовался начатым делом и даже вошел по этому поводу в сношения с местным духовенством, но потом… Проходит вот уже полгода, как есть и деньги, и помещение для чтений, и сочувствующие, а дело вперед не подвинулось. Подобные же невеселые думы пробуждает и общество трезвости. Как ни симпотично это учреждение, но оно едва-ли может быть у нас действительно полезным без широкой его постановки, обеспечив ему жизнь и интерес. Иначе начатое общество трезвости будет так же мертворожденным, как и подобное ему общество, основанное здесь в 1890 году".
И Ижевский завод продолжал жить старой жизнью и всеми ее прелестями ...

Источник: Вятский край - 1895 год № 34

 

Розги. О воспитании детей в зажиточных семьях



Розга ум бодрит и возбуждает память

«Азбука» 1679 года

Когда мне было лет 7-8, помню такую сцену. Я играл в детской, рассердился за что-то на кормилицу, сидящую у дети в столовую и кормящую грудью ребенка, брата, хлопнул ее ладонью по груди, та от неожиданности вскрикнула, мать подошла к двери и журит меня; в этот момент подвернулся отец. На его вопрос, что такое, матушка, ответила, что я ударил по груди кормилицу. Отец вскипел, закричал: «Выдрать, подать розги в гостиную». Я от страха – в рев. Он схватил меня за обе руки, я же уперся обеими ногами в пол и откинулся назад. Несмотря на оказанное сопротивление, он волоком протащил меня по всему коридору в диванную, где на полу на ковре уже лежали розги. Мой крик еще более усилился при виде столь неприятной перспективы. Отец схватил мою голову, засунул между ногами и взял в руки розгу, но рядом с ним стояла матушка. Она остановила его за руку со словами: «Александр Алексеевич, ты с ума сошел, ты забыл, что это наш ребенок. Попугал и достаточно, а бить я не позволю», - и с этими руками вырвала прут из его рук. Таким образом я был свободен от наказания. С тех пор уже ни разу ни с чьей стороны не было попыток к телесным наказаниям. Позднее отец мне говорил: «Хорошо, что мать заступилась за тебя, а то бы избил бы тебя жестоко». Вероятно, он вообразив во мне проявление тех наклонностей, которые тяготели в нем, и с каким трудом он справлялся сам, и хотел во мне искоренить их зародыш…

А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели (мемуары) – Киров 2010 г., с.21

Примечание. Ро́зга — орудие для осуществления телесного наказания — порки. Представляет собой тонкий и гибкий прут. Для порки может использоваться как один такой прут, так и несколько, связанных в пучок. Наказание розгами применялось до 1917 года как вид наказания и в начальных школах, а также «горох» и трепка «за уши». Советская власть запретила применение телесных наказаний в школе, хотя в первых советских газетах можно встретить еще упоминание об их применении.
Розгами пороли не только непослушных детей, но и более взрослых людей, например крестьян при крепостном праве ...

 

«Еле мотахом». О забытом наречии южной Вятки

Сватья Парамоновна однажды поправила меня, что, мол, я неправильно прибавляю частицу «то» к словам. «Как же? – спрашиваю, - Ведь все так вокруг меня говорят». «Так, да не эдак», - возразила мне Анна Парамоновна.
По мнению старушки, прибавляют к словам разное. Я стал следить за речью товарищей. И вскоре заметил, как Ванька сказал, что у него «штаны-ти узковаты». А Петька говорил, у его «пинжака-та рукава-та обремошились». И когда в очередной раз сватья укорила меня за неправильный выговор, я возразил, ссылаясь на Ванюшку. «Так, ведь, он говорит «та», а не «то». Вот обыкновенно сказывают: «Мужик-от» али «мужик-та». А ты: мужик-то»… Неправильно!» - разъяснила мне сватья.
Спорить я с Парамоновной не стал, оставшись при своем мнении. Про нее же подумал, что как учитель правильного произношения сватья никуда не годится. Она в своем разговоре прибавляла все, кроме знакомого мне «то». Помню такое. Базары были: в Уржуме – в субботу, в Лебяжье - в воскресенье, в Петровском – в понедельник. Комаровцы ездили в Петровское.
И вот по одно воскресенье сватья, обращаясь к мужу, громко говорит: « Завтра на базар-от поедешь, дак не забудь бутылку-ту из-под масла возьми. Купи масла-та!» В понедельник вечером наш учитель вернулся с базара, как говорили, «еле мотахом». Утром старуха «прошила» его «на все корочки».

А.Минин. Мы, Минины… - Тольятти 2007 год, с.14

 

Послевоенное детство (воспоминания)



В первый класс я пошла после войны. Школа-семилетка находилась в селе Чистое Поле в четырех километрах от нас. Здание деревянное, одноэтажное. В тот год в школу приехали три молоденькие учительницы. Запомнилось, что в лапоточках. Нас учила Анастасия Ивановна, раздала всем по тетрадке, сказала, что это для контрольных работ. А на чем писать каждый день? Из дома, говорит, несите. Хорошо, что нашлась амбарная книга. Пусть вся записанная, но между строчками есть место. Чернил и ручек тоже не было. Мама сажи в трубе наскребла, развела в пузырьке. Папа палочку выточил. Привязали к ней перо, которое дала учительница, суровой ниткой. Вот в эту сажу мачем и пишем.
Рядом со школой храм, тоже деревянный. Кресты уже стащили, помещение использовали как физкультурный зал. И бегали, и прыгали, и по канату лазили. Учитель Павел Николаевич умел играть на балалайке. Заставлял нас, деревенских, танцевать польку, краковяк и под-эспань. Не помню, как называлась эта церковь, я-то росла, она уже вся нарушенная стояла. В Неме церковь ломали в 1950-е годы, битым кирпичем дорогу устилали. Школьников использовали как возчиков на лошади.

Воспоминания Антонины Михайловны Куликовой. Р.Я.Лаптева. Вятка: семейный портрет – Киров, 2012 г., с.190-191

 

Из детства С.М.Кирова. «Средство связи»

… Зимой в квартире очень холодно. Все наши игры и развлечения переносились на широкую русскую печку. Никаких игрушек у нас, разумеется, не было, кроме тех, которые мы делали сами.
С днями нашего зимнего заточения и длительным пребыванием на печке связана одна забавная история, которая почему-то запомнилась нам особенно хорошо.
… На дворе лютует мороз. Все окна покрыты инеем, от этого в доме полумрак. Мы играем на печке. Мама где-то на работе, когда вернется – неизвестно. На двери квартиры снаружи висит замок.
Мы переиграли во все известные нам игры, рассказали все сказки, переговорили обо всем, о чем можно было поговорить.
Нам скучно. А за стенкой – наши приятели, дети Самарцевы. Они тоже скучают.
Сидя на печи, мы иногда стучим кулаками в стенку. Оттуда нам отвечают тем же. Если говорить у самой стены, то Самарцевы слышат нас, мы – их. Таким средством общения полььзуются иногда и наши матери, когда, устав за день, ложатся на печки посумерничать».
Желание общаться с соседями столь велико, что Саня и Ваня Самарцевы и наш Сережа решили усовершенствовать это средство связи. Они начинают долбить стену – ножами, большим гвоздем, чем придется.
В стене появилась дыра. Через нее можно не только разговаривать, но и просунуть руку, поздороваться с соседями. Сергей ликует по поводу этого окна к соседям больше, чем мы: там, за стенкой, его сверстник Саня Самарцев. В эту пору зарождается у них хорошая детская дружба.
Дыру мы замаскировали и пользовались ею, когда не было дома старших. Но существование ее было скоро обнаружено. При первых же разговорах через стенку матери заметили, что слышат друг друга лучше, чем обычно. Заметили они и заткнутую паклей дыру. Начались расспросы. Мальчики во всем признались. Каждая из соседок прибранила детей «для порядка», а потом они сами, разговаривая по вечерам, оценили это усовершенствование.

А.М. и Е.М.Костриковы. Это было в Уржуме - Горький 1983 год

Интересно, сохранилось ли в доме-музее С.М.Кирова это "средство связи" или это все же выдумка его сестер?

 

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО – ЭТО БЫЛО ДАВНО. (Орлов Кировской области. Последнее фото я называю: " Моя первая председательская весна. Насколько она была трудна!!! ) Судьба на многие годы свела меня с замечательным человеком Борисом Алексеевичем Кожевниковым. Почему-то при всех перемещениях, независимо один от другого, мы всегда оказывались на одной производственной площадке: Шадричи, Колково, СПТУ. Борис Алексеевич имел уникальные способности: ему был подвластен любой музыкальный инструмент. Он всегда был интересен молодёжи, какими-то струнами души он привлекал её к себе. Даже меня «затащил» на сцену с гармошкой, хотя я об этом никогда не помышлял. Он был великий организатор художественной самодеятельности! На снимках: 1)«Сын Дима вернулся! 1995 г.», 2) Агитбригада «Колосок» в к-зе «Путь к коммунизму» 1982 г. 3) Две фото «Ансамбли Бориса Алексеевича». Колково, 1989 г. Последнее фото: Борис Алексеевич «благославляет» молодого председателя и механизаторов на весенний сев!

Леонид Сорокажердьев

 

Церковь села Актыгашево Уржумского района


Как марийское поселение Актыгашево возникло еще в 1480 году (теперь это деревня в Савиновском сельском округе Уржумского района) и до создания собственного прихода входило в состав соседнего прихода села Лопьял, находящемся от него в 12 верстах. Настоящее название село получило от имени собственного: Актыгаш – один из марийских князей низшего ранга в легендах уржумских мари. До этого село называлось Апсезь – в честь реки, протекающей по нему. Основным населением села были марийцы.
Архивариус Вятской Духовной Консистории В.И.Шабалин в своем знаменитом описании приходов Вятской епархии так описывал приход села Актыгашево на 1908 год: «Село расположено на берегу речки Абсези; около села лес-роща жителей села, а в пяти верстах леса землевладельцев Бушковых, Матвеева, Мальгиновой и Депрейс… Занятие прихожан земледелие, но многие занимаются торговлей и ремеслами: портняжным, сапожным, выделкою кож и овчин, катанием валенок, есть столяры и кузнецы. В починке Деянове устроена паровая фабрика для выделки серпов». В починках Блиново и Никитино работали с 1890-х годов школы грамоты. К тому времени, в 8 селениях прихода проживало: православных русских 806 м.п., 915 ж.п.; крещеных марийцев 391 м.п.,444 ж.п. и старообрядцев 532 м.п. и 581 ж.п.
Такая большая численность населения в этой местности Уржумского уезда требовала на заре нового века создания здесь своей церкви и собственного прихода. И в 1901 году в Актыгашево был учрежден собственный приход по благословению Алексия, епископа Вятского и Слободского и по указу Вятской Духовной Консистории от 1 мая 1901 г. за № 6925, и в том же году состоялась торжественная закладка деревянного храма, который был построен через два года «на местные приходские средства». Новую церковь лично осмотрел главный губернский архитектор И.А.Чарушин. 3 ноября 1903 г. церковь в селе была освящена преосвященным Никодимом, епископом Вятским и Слободским в честь преп. Сергия Радонежского. С 1904 года в церкви стали вестись свои метрические книги и исповедные росписи, в которых фиксировались все данные о жителях прихода.
В «клировой ведомости» церкви за 1908 год сообщалось о ней: « …Выстроена мастером опытным. Вполне прочна и согласно плана, утвержденного строительным отделением Вятского Губернского правления по протоколу от 9 декабря 1900 года за № 832, освидетельствована архитектором г. Чарушиным. Полы в церкви опочные, иконостас старый, поновлен живописью и дополнен иконами и киотами». За 1915 год «клировая ведомость» дополняла: ««...Зданием деревянная на каменном фундаменте с таковой же в 1 связи колокольницею, крыта железом, внутри оштукатурена».
В 1924 году местные представители советской власти в «деле о передаче имущества…» сделали свое подробное описание храма: «Церковь деревянная одноэтажная с колокольницей длиной 12 саж. ½ ар., шириной 9 саж., однопрестольная и высотой в четверике 4 саж. 1 ар. и колокольня в высоту 2 ½ ар., крыта железом. Алтарь – длиной 2 ½ арш., шириной 4 саж. и высотой 2 саж. 1 арш. Иконостас высотой 3 саж. 2 арш. с 3 дверями и 29 иконами». Кроме того, в подробной описи церковного имущества ими перечислялось, что в церкви есть три аналоя, 18 медных посеребряных подсвечников, паникадило трехъярусное медное посеребряное, часы стенные с двухнедельным заводом, 16 колоколов (вес самого большого – 102 пуда). Из особых достопримечательностей отмечались: крест серебряный с накладным финифтяным распятием весом 1ф. 82 зол., приложение к св. чаше из серебра весом 4 ф. 43 зол., дароносица серебряная весом 58 зол.
За время существования нового прихода в царское время, в нем к имеющимся двум школам открылось еще две новые школы – и школа братства святителя Николая в починке Деяново в 1907 году и церковно-приходская школа в починке Ешпаево в 1913 году. Примечательно, что в самом селе школы не было. А вот библиотека церкви была небогата – к 1915 году в ней хранилось всего 10 книг для чтения различного содержания.
Несмотря на удаленность прихода села Актыгашево от центра епархии, епископ Вятский и Слободской за первые десять лет дважды посетил его – в 1903 и 1913 гг.
Хочется сказать несколько слов и о духовенстве церкви села Актыгашево. По причту при ней полагались только священник и псаломщик. За всю короткую историю церкви при ней сменилось только несколько священников. Первым священником был отец Василий Мальчиков, служивший здесь до 1915 года. На 1917 год при церкви упоминаются в архивных документах священник Неофит Анцыгин и псаломщик Сергий Помосов. Одним из последних священников церкви был отец Матфей Сатаев, расстрелянный в 1937 году. Примечательно, что в советское время приход Актыгашево придерживался патриаршей ориентации и не уклонился в обновленчество, как многие приходы бывшего Уржумского уезда.
В 1930-е годы церковь села Актыгашево разделила участь многих храмов Кировской области. Первой ласточкой этого стало запрещение колокольного звона Президиума Актыгашевского сельсовета от 6 февраля 1935 года. Крайисполком утвердил это постановление, мотивируя его тем, что «звон влияет на воспитание детей, мешает трудовой дисциплине в колхозе и выполнению хозполиткомпаний…»
Спустя несколько лет местные власти принялись за закрытие и самой церкви, как и многих других церквей Уржумского района: к 1940 году во всем районе осталось только две действующие церкви из тридцати. В 1939 году был произведен фиктивный осмотр церкви, в акте которого записали: « В потолке разломана штукатурка – грозит обвалу, водосточные трубы проржавели, требуют капитального ремонта, а также и печной трубы, имеющийся на колокольне зонт проржавел. Стены, потолок, пол и окна закоптели и покрылись слоем грязи и пыли, а также иконостас, хоругви и т.д. покрылись слоем пыли и грязи». В связи с этим на прихожан был наложен такой немыслимо тяжелый ремонт, что они вынуждены были отказаться от него, и церковный совет остался без средств для ремонта. Службы в храме прекратились. 31 июля 1939 г. президиум Шурминского Райисполкома постановил « молитвенное здание закрыть и передать введение Актыгашевского с/совета для использования для культурных мероприятий». 11 августа 1939 г. президиум Кировского областного исполнительного комитета постановил за № 1381 расторгнуть договор с Актыгашевской общиной верующих. 19 января 1940 г. исполнительный комитет Шурминского районного совета д.т. постановил закрыть церковь и использовать ее под неполную среднюю школу. Это решение утвердил Исполком облсовета д.т. за № 359 10 марта 1940 г.
Сохранилось в архивных документах описание бывшей церкви за 1948 год: «С 1940 года по решению Исполкома райсовета церковное здание передано под Актыгашевский с/совет, контору сельпо и сельский клуб. Церковь выстроена в 1904 году. Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, снаружи обшито тесом, внутри оштукатурено, крыто железом с пристроем колокольни. Колокольня и сторожка сохранены, крестов нет, иконостас и церковная ограда ликвидированы. Рамы оконные сохранены, но тепловые в большинстве без стекол. Внутри здание переоборудовано. Устроено два этажа, также произведен настил полов и потолка. Нижний этаж используется под избу- читальню и сельский клуб, где устроена сцена. Второй этаж занят с/советом и конторой сельпо. По техническому состоянию, здание к использованию пригодно. Отношение к зданию со стороны с/совета хорошее».
Здание бывшей церкви много лет стояло в селе, ведь оно было сделано на совесть, служа людям в качестве клуба. Ныне его уже нет.

На фото: такой была церковь в Актыгашево

 

 

Из старой вятской печати. Перевязали ногу паклей...

Недавно в лесопильном заводе № 2 в ночную смену рабочий зашиб ногу. Рабочие кинулись в аптечный ящики, открыли его, но… лекарств не оказалось. Пришлось перевязать ногу паклей.
А ведь заведующему этой аптечкой неоднократно говорилось: купи медикаменты…

Нет лекарств // Вятская правда - 1925 год № 35

Примечание. Судя без географического указания, здесь имеется ввиду лесопильный завод города Вятки

 

 

Легенды о разбойниках. Тайны Атамановских лугов



Из воспоминаний Геннадия Мухачева:
В пойме реки Вятки, между деревнями Полетаевщина и Устиново, на левом берегу расположены Атамановские луга с озерами.
Рассказывают, что в этих местах когда-то жила банда, которая появилась после подавления восстания Степана Разина.
Однажды девочка из близлежащей деревни пошла в лес за ягодами и случайно вышла на стоянку бандитов.
Бандиты хранили в тайне свое пребывание и всех посторонних убивали. Девочку пожалели и оставили у себя, приставив к ней охранника. Через некоторое время ей удалось сбежать. Охранник, увидев, что она исчезла, организовал погоню.
Девочка бежала так быстро, что, потеряв сапог, не стала его поднимать. Каждая минута стоила ей жизни. Но бандит все же ее поймал.
Жители девочку очень долго искали. Но нашли только сапог, принадлежавший ей, а в нем – драгоценности.
В настоящее время место стоянки бандитов известно. Где находились дом, баня и колодец – глубокие ямы. Имеются очертания от 28 грядок, довольно правильной формы, длиной по 14 метров, на которых сейчас растут сосны.
Это место до сих пор будоражит воображение кладоискателей, желающих разбогатеть за один день.

Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.26-27

 

Когда Глазов был селом…

Глазов, уездный город Вятской губернии, лежит на левом берегу р.Чепцы в 210 верстах от губернского города на юго-восток. От Москвы Глазов отстоит на 1223 версты, а от Санкт-Петербурга на 1921 версту. Высота его над уровнем моря не исследована.
Глазов до 1748 года был вотским селением, а с того времени переименован в село. В нем была одна деревянная церковь и 48 дворов. Жители состояли из новокрещеных вотяков. К этому селу были причислены от г.Слободского почти все вотяки, а также приписанные к казенным заводам ясашные крестьяне, жившие на вотских землях, всего 25000 душ приблизительно. В таком положении находилось это село до 1780 г., когда по высочайшему указу от 11 сентября открыто было Вятское наместничество…

Вятские губернские ведомости – 1858 г., 6 декабря

На фото: Глазов начала прошлого века. Источник: etoretro.ru

 

Упша – легенды и настоящее села



Основал селение мариец Тумет, который, спасаясь от холеры, облюбовал место для стрительства избы на берегу речки Упши.
О происхождении названия существует легенда: дескать, добывали дичь в этих местах два охотника, и однажды, чтобы утолить жажду, спустились они к реке. Один из жаждущих наклонился, чтоб набрать пригоршню воды, и тут с головы у него упала шапка. Верно, выглядело происходящее со стороны до того смешно, что так и прозвали речушку Упша (от марийского слова «упш» - шапка)…
Первая деревянная церковь в селении была построена по Указу от 1746 года и простояла без малого 80 лет, после чего была разобрана по причине ветхости стен и кровли.
Вместо деревянной в 1823 году была выстроена каменная Покровская церковь, которая действует и поныне.
Два раз в год – на Ильин день и на Афанасия - в Упше проходили ярмарки. Местом торговли была площадь перед храмом. По периметру площади находились лавки и магазины купцов.
В пойме речки Упши много родников. Два из них освящены. Один (Преподобного Сергия Радонежского) находится на окраине села Упша. Благодаря помощи предпринимателя С.В.Мамаева облагорожен и, можно сказать, представляет собой целый родниковый комплекс: с удобным подходом по деревянным мосткам, купелью, водозабором и ухоженной прилегающей территорией…

Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.171-172

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку