Октябрь: 1-15
Народы Вятской губернии: бессермяне
Бессермянская деревня очень походит на вотскую. Те же высокие жилые избы с маленьким количеством окон; у избы красное крыльцо с боковым выходом; на дворе двухэтажный амбар с галерей, а в главном дворе «чум» - холодная деревянная постройка с очагом первобытного устройства. Летом жизнь бессермянской семьи проходит в этом чуме и в этом амбаре; в избу они переселяются только на зиму. Избы большей частью «курныя», т.е. без дымовой трубы. Внутреннее убранство избы в общем не отличается от убранства русской избы местного крестьянина: полати, лавки, божница в перед углу, стол перед нею. Печь ставится вдоль левой стены, отверстием к окну; чело не по средине шестка, а немного правее; в левой половине шесток, в нише, первобытный очаг.
По наружности бессермяне довольно резко отличаются от своих соседей – татар и вотяков. Среднего роста; чаще брюнеты и темнорусые, чем белые, с карыми глазами, овал лица продолговатее, чем у вотяков; скулы развиты довольно сильно; глаза узки, но без признаков монгольского косоглазия. Встречаются горбоносые профили, но чаще нос широк и несколько приплюснут. Растительность на лице не богата. На голове волосы мужчин большей частью острижены коротко, иногда под гребенку. Стан довольно стройный; походка быстрая и уверенная. Женщины, особенно же молодые девушки, держатся статно, имеют красивую стройную фигуру с сильно развитыми формами и наклонностью к полноте, которой, впрочем, не дает впоследствии развиться постоянная тяжелая мускульная работа крестьянки.
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г., с.117
На фото: бесермяне.1900–1905. Неизвестный автор. Фото с сайта m.russiainphoto.ru
Великорецкий крестный ход в 19 веке
Интересно сравнить расписание Великорецкого крестного хода, скажем 1887 года, с современным...
Расписание, когда имеют быть проводы святых икон из Вятского кафедрального собора
Месяц май: 21 го проводы святых икон, Великорецкий крестный ход и краткое молебствие в церкви села Макарьевского. Празднества в селах: 22 Бобино и Загарье, 23 Орловского уезда Монастырское и Горохово, 24 и 25 Великорецкое, 26 Вятского уезда Медяны и встреча святых икон при Филейской часовне. 27го в Филейском и встреча святых икон на Богословском кладбище города Вятки. 28 встреча святых икон в Кафедральном соборе.
Вятские губернские ведомости - 1887 г. № 37
На фото: современный крестный ход. Современные паломники в основной своей массе приезжают на авто и автобусах, живут в палатках, пользуются смартфонами, да и большая часть былого церковного праздника превратилась просто в торжище...
Из хроник средневековой Руси: "...А которые великому князю грубили, тех всех поимал"
В лето 6980 (1472) иуня прииде весть великого князя из Перми, что воевода его князь Федор Пестрой землю Пермскую взял, а которые великому князю грубили, тех всех поимал, к великому князю прислал, а землю всю за него привел.
Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии, выпуск 1й,с.21 - Вятка 1905 г.
Примечание. В данном отрывке идет речь как раз о важном историческом моменте, когда Пермь Великая вошла в состав Московского государства (кстати до этого она была в союзе с вятчанами), когда воевода Федор Пестрый, посланный Иваном III, отправился отвоевывать территорию у новгородцев.
В данном документе интересно и старинное слово "поимал". Здесь оно обозначено не в современном значении "поймать", а в значении "брать с собой, уводить",т.е. пермские "грубияны" были уведены в Москву и представлены под очи великого князя Московского...
Из старой вятской печати. Монахини-труженицы
Слобода Кукарка. Женский труд наших монахинь нашел новое применение: ныне иконостас в Успенской церкви золотили монахини Арбажской обители. Работу выполнил хор и получил атестат.
Вятская речь - 1913 г. № 4
На фото: купола Успенской церкви слободы Кукарки
Из старой вятской печати. К дню учителя
Редькинская волость Слободского уезда. В нашей волости ликвидация неграмотности происходит успешно. Всего в волости имеется три ликвидационных пункта. На двух из них посещаемость - 30-40 человек ежедневно, на 3м - несколько менее. На всех 3 пунктах сделаны досрочные выпуски обученных грамоте.
Местная ячейка союза Всемедикосантруд самостоятельно обучила грамоте 4 человек.
Обучили досрочно // Вятская правда - 1925 г. № 18
В мастерской. Мастер резной учебной мастерской губернского земствава Пестов, придя 15 января в мастерскую, начал смеяться над одним учеником Желонкиным, что он черемисин и вотяк, а потому глупый человек. Это издевательство мастера над учеником на всех произвело тяжелое впечатление.
Вятская речь - 1913 год № 15
Интересные названия. Деревня Федор
В приходе села Копки Малмыжского уезда была деревня Федор. Если учесть, что основное население здесь было удмуртское, и деревень с русскими названиями здесь хватило бы сосчитать пальцев на руке. Названия с именами людей крайне редки. Интересно, Вам встречались такие названия?
Из истории города Вятки. Загородный сад
1895 год. Народное гуляние. На 23 сего июля с 6 часов вечера, в Загородном саду назначено большое народное гулянье в пользу Вятского окружного правления императорского Российского общества спасения на водах. Местными любителями пиротехнического искусства сожжен будет во время гуляния большой бриллиантовый фейерверк; кроме того устроены будут бочки с сюрпризами, палатки с продажей чая, фруктов и прочим, детский кукольный театр, бег на приз и прочее. В заключение предполагается поставить вензель покровительницы общества. Сад будет роскошно убран флагами, цветными стаканчиками и фонарями. Цена за вход назначена по 20 копеек. Учащие и дети платят по 12 копеек ввиду благотворительной цели, с которой устроено это народное гуляние. Надо полагать, что скучающая вятская публика не откажется подкрепить материальные средства местного общества спасения на водах.
Вятский край - 1895 г. № 60
1914 год. На ремонт загородного сада, пришедшего в полный упадок, городской управой было ассигновано 300 рублей. Бюджет же комиссия вместо 300 рублей утвердила только 100 рублей. Таким образом, сад комиссией поставлен в безвыходное положение: сад настолько запущен и разрушен, что на отпущенные деньги положительно ничего нельзя сделать. По слухам железнодорожный клуб хочет снять у города сад на предстоящее лето. Если слухи осуществятся, то вопрос о ремонте будет внесен в заседание думы 12 мая.
Северное слово - 1914 г. № 96 от 6 мая
Примечание. Может наши знатоки подскажут, где мог быть этот парк? Речь идет конечно не об Александровском саду, который был в центре города, и не о Заречном парке, который до 1937 года назывался Заречный лес...
Из старой печати. Нарушители тишины и хулиганы
Крестьянин Орловского уезда Шараповской волости, деревни Слободка Иван Козьмин Зонов и крестьянин Вятского уезда Щербинивской волости, деревни Большой Горы Александр Михайлович Скопин полицией привлекаются к ответственности – первый за нарушение общественной тишины (пел песни в городе на улице под звуки гармоники), а второй – за неосторожную езду по городу.
Хулиганство. В воскресенье 1 марта, около 5 часов утра в угловую комнату квартиры А.А. Желвакова, проживающего на углу Владимирской и Преображенских улиц в доме Швецова, в окно была брошена около аршина длинная железная палка, обшитая холстом. В комнате находился квартирантка-гимназистка. Палка, пробив 2 б стекла, упала в комнату, не задев гимназистки. А.А.Желваков сейчас же выбежал на улицу, но около его квартиры никого уже не было. Нечто подобное же случалось недели две тому назад: точно также неизвестно кем был брошен в комнату камень. Выходки эти со стороны неизвестного хулигана совершенно непонятны, т.к. А.А.Желваков - человек кроткий, миролюбивый и у него по своей службе и частной жизни врагов никогда еще не было. Есть предположение, что это месть хозяину дома. Об этих случаях Желваковым заявлено сыскной полиции.
Северное слово - 1915 год №№ 30 и 47
Все новое - хорошо забытое старое. Налог на покойников...
Вятка. 15 апреля. За последние два года у нас в городе установлен налог на покойников. Прежде обыватель мог хоть умереть без налогов и боязни, что место в новом мире, куда он переселится, оценивается на те же жалкие рубли и копейки, которые не давали ему покоя во всю его земную жизнь. Прежде он давал добровольную мзду лишь священнику и церкви на доброе напутствие и помин своей души, теперь пред переселением в беспечный мир он должен купить себе место и нечто в роде чина - вблизи церкви за 10 рублей, подальше - за 3 рубля, и на окраине кладбища - за 50 копеек. Заметим прежде всего, что кладбищенские цены на землю непомерно высокие: в самом городе и недалеко от центров можно купить усадебную землю по 3-10 рублей за квадратную сажень, а на окраинах и того дешевле, взимаемая же на кладбище плата за землю обходится в 20 – 6 и 1 р. за квадратную сажень (под могилу отводится половина квадратной сажени).
Вятский край - 1895 г. № 1
В Вятской губернии была своя грязелечебница
Мы привыкли к тому, что грязевые и серные лечебницы находятся где-нибудь далеко на юге страны. Однако лет сто с небольшим назад собственная лечебница с грязевыми и серными ваннами, неплохо оборудованная для того времени. Поэтому вятчане не нуждались для этого в обременительных поездках в Крым или на Кавказ.
Вот что об этой лечебнице писала газета "Вятский край" в 1895 году:
Лечебный сезон на серных земских водах в селе Варзи-Ятчинском Елабужского уезда откроется в нынешнем году с 20 мая и продолжится до 1 сентября. Лечение будет производится серными водами и грязями, а также морской солью под наблюдением земского врача К.Л.Зейдель, заведующего этой лечебницей. Воды и грязи помогают при ревматизме, золотухе, ревматических параличах, костоеде, опухолях и неподвижности суставов, сифилисе, меркулиализме, при хронических сыпях, женских болезнях, при завалах внутренностей, при ожирении, геморрое и других болезнях. При лечебнице имеется 6 больших с прислугой номеров для помещения приезжающих больных, которые, кроме того, могут устроиться на время лечебного сезона и в самом селе Варзи-Ятчинском, отстоящем от лечебницы всего лишь в 1 версте. Серные воды находятся в 69 верстах от города Елабуги и в 38 верстах от камской пристани Пьяный Бор. Цены на ванны объявлены такие: общая ванна из серной воды - 40 копеек, из грязи – 50 копеек, полуванна – 30 копеек, и из морской соли – 65 копеек. Больные, живущие при лечебнице, могут пользоваться, при желании, и столом за умеренную сравнительно плату. Почта ходит два раза в неделю, телеграф имеется в 30 верстах (в сельце Мордве).
Варзи-Ятчинскую грязевую лечебницу (в Елабужском уезде), находящуюся в настоящее время в ведении местного уездного земства, предполагается передать вятскому губернскому земству, от которого на днях и командируются туда, в с.Варзи-Ятчи, член губернской управы Салтыков, ординатор губернской больницы А.М. Праздников и техник г.Горностаев для выяснения на месте вопроса о том: есть ли для губернского земства какой-либо резон принимать в свое ведение означенное лечебное заведение, обставленное уже, правда, всеми необходимыми приспособлениями. Надо думать, что командированные от губернского земства лица поинтересуются хранящимся в архиве уездной управы особым делом о целебном свойстве варзиятчинских вод и отнесутся с полной серьезностью к возложенному на них поручению, чтоб сделать затем предстоящему земскому собранию достаточно обоснованный доклад по настоящей их командировке.
Источник: Вятский край - 1895 г. №№ 21 и 40
На фото: такие грязевые ванны были на курорте Саки. На других старинных фото можно увидеть и собственно ванные...
Вятская советская юстиция. Начало
В сохранившихся документах архива ЦГАКО можно найти сведения, как в первый советский год на Вятке зарождалась новая, советская юстиция, и кто стоял у ее начала. Например, в протоколе совещания комиссара юстиции за 14 мая 1918 года упоминаются следующие лица:
"Присутствовали: вятский губернский народный комиссар юстиции тов.Дрелевский, вятский губернский народный комиссар юстиции тов. Фофанов, вятский уездный народный комиссар юстиции тов.Лодыгин, председатель революционного трибунала при Вятском Совете рабочих и солдатских депутатов тов. М.М.Попов, председатель чрезвычайной следственной комиссии общегубернского съезда советов тов.Докшин, председатель следственной комиссии по общеуголовным делам при губернском комиссариате юстиции тов.Братников и председатель следственной комиссии при революционном трибунале тов.Хренов" (ЦГАКО ф.Р382 оп.2 д.9 л.18).
Судя по именам этих начальников, вятскую юстицию 1918 года можно было разделить на следующие организации:
Вятский комиссариат юстиции
Революционный трибунал
Чрезвычайная следственная комиссия
Следственная комиссия при трибунале и по уголовным делам
Милиция.
Несмотря на грозность этих названий, до осени 1918 года сотрудники юстиции работали в рамках закона и занимались в основном уголовными, а не политическими делами. В архиве ЦГАКО до осени 1918 года сохранилось лишь несколько дел по политическим делам, да и такой меры "социальной защиты" как расстрел еще не было. И только 5 сентября 1918 года - день начала "красного террора" - закон в стране Советов станет фикцией.
На фото: первый вятский комиссар юстиции Ю.А.Дрелевский
Вятские монархисты до 1917 года
Судя по публикациям губернской дореволюционной прессы, в начале 20 века в Вятке была своя монархическая партия - Вятская Народно-монархическая партия. Судя по всему, широкой поддержкой в народе она не пользовалась и была малочисленной. Возглавлял монархический кружок первый священник Вятской Свято-Серафимовской церкви отец Терентий Широких; он же был председателем всех собраний.
Вот что писала об этой партии в 1913 году газета "Вятская речь", в номере 12:
"Собрание монархистов. 12 января, в квартире инспектора гимназии Суханова, состоялось немногочисленное собрание членов Вятской Народно-монархическй партии. Председательствовал священник отец Терентий Широких. Собрание постановило: послать депутацию на юбилейные торжества по случаю трехсотлетия Дома Романовых. В депутацию избраны: А.Л.Синцов, миссионер Николаев и инспектор Суханов".
На этом же собрании было принято решение и делегировать кандидатов на предстоящие выборы в Государственную Думу. Нужно заметить, отец Терентий был неординарной фигурой среди духовенства Вятки и был широко известен в городе. В 1908-1913 годы о. Терентий заведует Вятской патриотической церковно-приходской школой вместе с преподаванием Закона Божьего. Будучи членом Вятского Миссионерского общества и общества святителя и чудотворца Николая, о. Широких участвует в миссионерских съездах, проводившихся в Нижнем Новгороде. В 1916-1917 гг., согласно решению Совета Вятского епархиального братства, о. Терентий назначается окружным миссионером, на этот раз Вятского, Орловского, Слободского и Котельничского уездов. Таким образом, батюшка кроме председательства в монархическом обществе, имел и много других обязанностей.
Не забывал отец Терентий и свои прямые обязанности, как настоятель единоверческого храма. Сохранился рапорт благочинного единоверческих церквей Вятского округа от 23 февраля 1912 года, который дает представление о широкой миссионерской деятельности Серафимовской церкви в те годы. Благочинный сообщал, что взаимоотношения между единоверцами и православным священником складывались вполне доверительные, уважительные; к священнику относились как к духовному отцу и наставнику. Священник проводил беседы со своими прихожанами, пытаясь присоединить их к православной вере, заботился об их просвещении. По воскресным и праздничным дням, во время проповеди, богослужения читались поучения современных проповедников, жития святых и поучения из разных старопечатных книг. Беседы с раскольниками велись публично, но иногда и в частных домах старообрядцев, раздавалась литература. В результате такой миссионерской работы, только за 1911 года из раскола было «возвращено» 53 человека. Беседы со старообрядцами записывались в особые книги, которые позднее были переданы в Вятскую духовную Консисторию.
В роковом для нашего Отечества 1918 году жизнь батюшки трагически оборвалась. Была ли это случайность (умереть в 1918 году своей смертью было странно) или нет, неизвестно. В 1990 году близ места его погребения по инициативе родственников была открыта памятная доска с краткими сведениями о жизни батюшки. Памятная доска висит на здании храма, который окормлял батюшка.
После революции 1917 года вятская монархическая партия, скорее всего, распустилась, ввиду непопулярности последнего императора. В списке вятских партий 1917 года монархстов мы не найдем.
Небольшое общество монархистов есть на Вятке и сейчас. Символично, что памятник царской семье был поставлен именно в черте Свято-Серафимовского собора, первым настоятелем которого был отец Терентий Широких.
Из "докладных" 1937го...
В Вишкилях: комсомольцы ведут культурно-массовую работу, но антирелигиозную работу совершенно не упоминают, что и служит фактом: «служитель культа» Петропавловский всемерно обрабатывает молодежь села, он подпаивает молодежь вином, привлекает ее к себе и даже не стесняясь прогуливался с ней по селу с песнями под гармонь.
В Кильмезском районе поп просится на антирелигиозную работу при каких угодно условиях, только на антирелигиозную, т.к. этот участок слаб в работе
В Оричевском районе Пустошинского сельсовета колхозница залезла на каланчу церкви, собирая помет для удобрения огорода. Поп ее поймал и говорит, брось помет, все равно нынче засуха будет и ничего нынче в колхозах не родится, молиться надо. Колхозница конечно не пошла на его удочку…
В Просницком районе поп устроил возле церкви детскую площадку ребятам, заманивал их гостинцами и агитировал, чтобы родители не ходили на работу, и в религиозные праздники ходили в церкви.
В Омутнинском районе тоже попы влияют на родителей, в том чтобы каждый ребенок или взрослый сын или дочь ходили постится, иначе родители их стращают тем, что выгоним из дома и не будем кормить, если не сходят в церковь.
Кленовицкий сельский совет. У 1 колхозника на квартире живет поп с попадьей, и перед переписью попадья нелегально созвала собрание колхозниц и провела проповедь, якобы идет антихрист – живем последние дни, кто запишется – неверующим – тому страшный суд будет и такая проповедь ведется, «что не сейте много, все равно будет засуха и все сгорит». Также правление назначает колхозное собрание и на это собрание никто не идет, а попадья говорит – я вот смогу созвать - и все явятся.
Учительница Крестовской начальной школы вела религиозную работу среди учеников и имела связь с попом. Занимала у него денег, устроила совместно с ним вечеринку с выпивкой. После ухода из ее квартиры попа ей сделалось дурно от выпитого вина и она послала ни за фельдшером, а за попом, который оказал ей «медпомощь». Этот факт был обсужден на профсоюзе. Она исключена из членов профсоюза и снята с школьной работы.
ЦГАКО ф.П-1290 оп. 1 д.203
Подглядывающие
Рекомендуется:
… Народной учительнице Рогожкиной О.Н. Сердежской волости Уржумского уезда бросить поцелуи со своим милым во время проведения бесед в избе-читальне. Подглядевший.
Красный пахарь - 1924 г. № 43
Герои забытой войны, павшие за Отечество
Село Юледур Уржумского уезда. Рядовой Афанасий Таныгин погиб в наступившей войне, геройской смертью. Его самоотверженная деятельность на поле брани отличена монаршьей милостью - наградной георгиевской медалью. За смертью героя медаль поручили вручить родителю его, прихожанину церкви с.Юледур, крестьянину д.Ики-Солы Василию Григорьевичу Таныгину. 15 ноября после литургии в приходском храме, пи весьма большом стечении молящихся, настоятель церкви о.Виктор пред панихидой в своем слове сказал: «Погиб Афанасий славной смертью героя за Веру, Царя и Отечество и кончина его угодна Богу т.к. он, защищая отечество, проявил высшую степень храброй любви, которая заставила его забыть о своем земном благополучии. За Веру, Царя и Отечество он отдал самое дорогое – свою жизнь. Слава церкви за то, что она вдохнула в него такую сильную самоотверженную любовь к своему отечеству и царю-батюшке! Слава родителям его, что они сумели воспитать сына героя, удостоившегося царского отличия! Слава прихожанам, среди которых он жил, воспитывая и развивая в себе дух героя, защитника отечества. Здесь на земле среди нас память о нем сохранится вечно. Геройский поступок его послужит примером воинской доблести для других. Бессмертной душе его нужна молитва. Церковь свои молитвы о его душе будет возносить всегда. Помолимся теперь все об упокоении воина Афанасия.
Панихиду отслужили соборне и, по окончании ея земский начальник 4 участка Гавриил Харитонович Щекин вручил родителям погибшего на войне высочайше пожалованную медаль и в своей речи сказал: «Это вещественный знак монаршей милости будет дорогим тебе, достойный отец храброго сына!». Таныгин «со слезами на глазах принял медаль, благодарил царя за сына и сказал, что он счастлив за участь своего сына.
Вятские епархиальные ведомости – 1915 г. №№ 48-49, с.1443-1444
На фото: все, что осталось от храма в селе Юледур, в котором в 1915 году торжественно прощались с погибшим героем
Эхо сталинских репрессий. Безвинно убиенные...
Духовность и духовенство – слова одного корня. Духовность народа – это нравственные устои общества, его генофонд. Духовенство – носители и лица, поддерживающие духовное начало, морально-нравственные устои человечества. На Руси под духовенством подразумевали служителей Русской Православной Церкви.
Гонения на служителей церкви в нашей стране начались сразу же после октябрьской революции.
С 1918 по 1953 гг. в области репрессиям подверглось 8 епископов и архиепископов, 5 протоиереев (старших священников), 422 священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просвирниц, 23 председателя церковных советов, 82 других к причастных к церкви лиц.
150 человек были расстреляны за свои религиозные убеждения, 336 человек отправлены в места лишения свободы, 158 человек подверглись высылке из пределов Кировской области или ссылке в определенные места страны, в основном в Северный край, на Соловки, в Сибирь, в Среднюю Азию.
В это же время шло усиленное разрушение храмов. К 1917 г. (в ее тогдашних границах) функционировало 1126 церквей. Перед Великой Отечественной войной осталось действующих лишь 16 церквей и только в сельской местности. В г.Кирове из 39 действующих церквей к концу 30-х годов все были закрыты.
П.Т.Ожегин, почетный работник прокуратуры, старший советник юстиции.
Пишет вам пожилая женщина Нина Гавриловна Изиланова из Малмыжского района. Я ищу детей моего брата Дмитрия Семеновича Макматова, который был репрессирован в 1937 году. Я до сих пор о своем брате ничего не знала и только недавно мне пришлось узнать вот это.
Дмитрий Семенович Макматов работал священником в с.Б.Шурма Уржумского района. Семья была из 6 человек: жена Матрена Даниловна, дочери Лида, Нина, Миля и сын Коля. Этой семье пришлось перенести много горя. 25 мая 1937 года Дмитрия Семеновича арестовали сотрудники НКВД, и он как в воду канул. До сих пор я о нем ничего не знала, а его дети, наверное, тоже ничего не знают. Его обвинили в том, что он якобы являлся руководителем контрреволюционной церковно-монархической группы, проводил у себя на квартире активную антисоветскую агитацию, проводил нелегальные собрания, размышлял провокационные измышления о свержении советской власти. Всю эту явную ложь, под страшными пытками, видимо, он был вынужден признать.
За эту жуткую ложь Д.С.Макматов особой тройкой УНКВД Кировской области от 29 сентября 1937 года был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 14 октября 1937 года в г.Кирове. Ему было 37 лет. Похоронен вместе с другими жертвами репрессий на Петелинском кладбище г.Кирова.
На основании статьи из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. Д.С.Макматов в настоящее время посмертно реабилитирован. Выдвинутые против него обвинения оказались ложью, ничем таким он совершенно не занимался. Это обвинение было выдумано кем-то, видимо, чей-то был донос. Но почему? Кто его сочинил, сейчас не установить. Вот так при кровавом сталинском режиме у нас в стране невинно погибло несколько десятков миллионов честных, добросовестных, самых лучших людей.
Сейчас мне хочется найти кого-нибудь из живых из семьи брата. Лида была учительницей, вышла замуж в Шурминском районе. Прожив сколько-то лет на Дальнем Востоке, вернулась на родину. Нина тоже вышла замуж, но куда, не знаю. Работала на стекольном заводе. Миля с мужем должны жить в Уржумском районе. Судьбу Коли не знаю, с войны он вернулся или нет. Фамилии дочерей брата по мужу мне не известны. Вот поэтому и решила обратиться к вам. Может, прочитав в газете, кто-тот откликнется. Я очень надеюсь на вашу помощь.
Мой адрес: 612946, Малмыжский район, п/о Порез, д.Пушкинерь.
Н.Изиланова. Реабилитирован посмертно // Кировская искра – 1990 г. № 149
Публикация об истории жизни братьев-священников Макматовых http://www.kazan-gub.ru/publ/9-1-0-382
На фото: отец Дмитрий с матушкой Матреной Даниловной
Торговая жизнь Глазовского уезда. Село Уни
В 18 веке Глазов становится центром крестьянской уездной торговли продуктами сельского хозяйства. С преобразованием Глазова в 1780 году в городской центр темпы темпы экономического развития несколько ускорились, появилось местное купечество и мещанство.
Уни были вторым по величине торговым селом в Глазовском уезде, известным еще в 17 веке. В то время, удаленное от торговых и почтовых дорог, село считалось глушью и чуть ли не починком. С открытием в 1836-1837 годах еженедельных воскресных базаров Уни постепенно стали приходить в известность. Год от года развивалась здесь торговля. Уже с 1850-1860 годов базары стали многолюднее, увеличился привоз и сбыт товаров. Село стало привлекать купцов и торговцев из соседних уездов. Многие оставались в Унях на постоянное жительство. Трое из них вели торговлю чаем, сахаром и другими товарами, ежегодно сбывая их на сумму 15-18 тысяч рублей. Один из купцов торговал «красным товаром» (сукно, материи и прочее). Его оборот составлял 15 тысяч серебром в год.
Товары эти местные торговцы привозили из Казани, Вятки, Нолинска, Глазова, Слободского, Кукарки (г.Советск), Елабуги, часть с Нижегородской, Котельничской и Мензелинской ярмарок.
Товары эти местные торговцы привозили из Казани, Вятки, Нолинска, Глазова, Слободского, Кукарки (г.Советск), Елабуги, часть с Нижегородской, Котельничской и Мензелинской ярмарок.
К началу 20 века в Унях было 56 торговых предприятий с оборотом в 662 тысячи рублей в год. Для примера, в Богорородском – 192 тысячи рублей. На еженедельных воскресных базарах шла оживленная торговля хлебом, изделиями местных мастеров – кустарей, лыком, мочалом, скотом. Мочала заготовлялись и продавались до 60 тысяч пудов по цене от 60 копеек до 1 рубля за пуд. Сначала лыко и мочало привозилось в Уни из Малмыжского уезда, но вскоре стали продавать местный товар, за которым приезжали покупатели за сто и более верст из Нолинского, Вятского, Слободского, Орловского и Котельничского уездов.
В.Васильевых. Очерки истории Унинского района - Нолинск 2007 г., с.64-65
На фото: село Уни в базарный день. Фото из фонда унинского музея
Вятские грозы
Средним числом бывает до 11 гроз в году, но бывают лета, когда количество их повышается до 27 (например, в 1868 г.) и с другой стороны – понижается до 3 (например, в 1875 г.). Самое большое количество гроз падает на июль, самое наименьшее на – апрель. Насколько иногда бывают сильны и разрушительны грозы в Вятке, можно видеть из многих, сохранившихся в летописях случаев таких гроз. Приводим здесь некоторые из них: 1. 12 июля 1667 г. «был страшен гром и молния и от молнии сгорел двор монастырский». 2. 16 июля 1671 г. от молнии сгорел весь Успенский монастырь. 3. В 1698 г. 31 июля сильной грозой совершенно разрушена церковь Вознесения. Последний год, по летописи, был довольно выдающимся в метеорологическом отношении и в различных атмосферных явлениях; так, в летописи говорится: «января 28 дня была дуга на облацех и на севере о три полосы». Уборка хлебов на этот год началась необычайно рано; «того году зачали хлеб жать июля с 8 везде», а «овес склали в гумно на Преображеньев день» (Материалы по статистике Вятской губернии, т.4 (Вятский уезд), с.21 - Вятка 1888 г., с.21).
В деревне Зоновсой Филипповской волости Вятского уезда, во время грозы 3 июля, молнией убита лошадь одного крестьянина, а ехавший на лошади малолетний сын его был сброшен с лошади без особого последствия (Вятский край - 1895 г. № 60).
Ученик 8 класса Леонид Лаптев живет в д.Советские Яранского района. Мать у него работает свинаркой, и мальчик после занятий в школе часто помогает ей ухаживать за животными. Так было и в тот день, когда разразилась гроза. Удар молнии разбил рубильник, вспыхнули провода, загорелась стена свинарника. Леонид не растерялся. Он схватил мешок и стал сбивать им пламя. Загорание было ликвидировано.
Дирекция совхоза «Первомайский» за самоотверженные действия наградила школьника транзисторным приемником (Л.Дрягин. В грозу // Кировская правда - 1975 г. № 140).
Легенды о разбойниках и их сокровищах
В лесной даче Навалихинской волости, в 10 верстах от деревни Акиличей, что при речке Ромовице, находится так называемое Атаманское веретье. Это просто небольшой, совершенно голый холмик, на нем растет только олений мох. На площади его заметны 8 углублений с дощатым срубом; возле веретья – калужина, русло высохшего пруда или озера. На Атамановом веретье прежде жили разбойники, и было у них для жилья 9 землянок. Атамана своего очень любили и катали его на тележке вокруг озера по березовой аллее. Вокруг калужины действительно существует березовая аллея, ее можно видеть и в настоящее время. Когда атаман помер, то его тут же на веретье и похоронили.
Без церковного пения, без ладана,
Без всего, чем могила крепка…
Вместе с ним в одну могилу положили полюбовницу атаманову, попову дочку, писаную красавицу, которую разбойники силком увели из родительского дома в свои дикие, зеленые дебри. По смерти атамана шайке жить стало плохо. Пошла нескладица внутри, неудачи при набегах. Сговорились удалые и разошлись в разные стороны; а добро свое частью поделили, частью зарыли в землянке, где жил допреж того атаман, сравняв ее с землею; да еще, кроме того, лодку серебра утопили в озере. Крестьяне деревни Трифоновской пошли было отыскивать клад на Атаманавой веретье. Благословясь, с крестом да с молитвою, начали было они уже рыть; вдруг откуда ни возьмись, «целый полк» солдат вышел из лесу с ружьями, пиками, и прямо на них… Крестьяне побросали свои заступы и лопаты и давай Бог ноги.
Источник: Вятские губернские ведомости - 1882 г. № 62
Как " злодей Пугачев" собирался на Хлынов идти
20 июня было под Осою немалое сражение, а 21-го майор Скрипицын и с командою взят в плен, 22 числа рождественские крестьяне обще с экономическими приготовили переправу злодеям, и сам злодей Пугачев тут, толпа состоит не менее в 8 тысячах, в том числе яицких казаков человек 200 или более…
В рассуждении каковой опасности и что… злодей Пугачев начал переходить Каму реку, то естли он устремится на Хлынов или на Казань… бросится через Хлынов на Козьмодемьянск, то через возмущение жителей и с Москвою коммуникацию отхватит. А когда пойдет Камою и сухим путем возмутить может заводских мужиков и вотяков…
А между тем как злодей Пугачев в толпе своей распустил эхи, что он пойдет на Хлынов … то по тем эхам и в Вятской провинции учреждение сделал, также хлыновскому воеводе предписал, взяв с собою из Слободского воеводского товарища и из штатных команд, сколько можно, набрать солдат и ехать на границу своей провинции к стороне Сарапула и Осы. И там, вооружа жителей, стараться елико можно удержать их от волнования и набегающие малые партии всемерно отражать и тем если не устремится туда злодей, доставил бы он в том краю спокойствие.
Из подробного рапорта казанского губернатора Я.фон Бранта Военной Коллегии о событиях в губернии в июне 1774 г. // Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии – Ижевск, 1974 г., с.208-209
На иллюстрации: диорама художника Евгения Данилевского «Взятие Пугачевым крепости Оса», музей города Оса.
Нравы села Бельского
Село Бельское, или Белая, в Глазовском уезде, в 70 верстах от Глазова, в 150 от Вятки. Сюда батюшка переселился в 1833 году и священствовал до конца своей жизни.
… Большое село было трехштатное, т.е. с тремя священниками, двумя дьяконами и шестью причетниками. Время переезда батюшки было, можно сказать, переходным временем от старых обычаев поповства к новым. Налицо еще были два старых заштатных священника и два новых, которые их заменяли.
Старые священники о.Гавриил и о.Даниил в своих понятиях и в поведении мало чем отличались от своих прихожан и были заражены сами суевериями, которые они должны были сами истреблять в народе. О.Гавриил, на место которого поступил батюшка, желая пристроить свою внучку, подал преосвященному прошение, в котором указал на то, что он по стрости и болезненности уже не может исполнять все обязанности священника, просил зачислить его место за его внучкой5. Владыка за неспособностью уволил его в заштат, а внучке место не дал. Это страшно озлобило о. Гавриила, и он положил мстить за это тому, кто займет его место. Зная поверье, что непременно постигнет несчастие того, кому при выходе или при въезде прежде всего попадется поп, он вышел навстречу батюшке, когда тот в первый раз въезжал в Бельское село.
О.Даниил принадлежал к тому разряду духовных лиц, которые только поились и кормились от прихожан и забирали у них все, что попадалось на завистливые глаза. Прихожане рассказывали, что когда о. Даниил ездил на приход, то нужно было убирать и спрятывать все, что лежало плохо: вилы, грабли, лубки, мочало. Потому что он, увидав, все забирал к себе в сани или телегу. Во время хождения с крестом по приходу слишком много пировали. Когда батюшка в первый раз по приезде в село ходил по приходу с крестом, то он вместо воды для освящения почти в каждом доме встречал на столе штоф или полштофа водки, и когда он делал за это выговор, то ему отвечали, что так было заведено прежними попами. Новые попы были люди трезвые и успевали обходить с крестом все приходы в три-четыре дня, когда прежде недоставало на это хождение и недели целой. Когда попы не пили, то перестал пить скоро и весь причт, и село Бельское сделалось вскоре образцово трезвым.
Воспоминания И.Я.Порфирьева, профессора русской словесности Казанской Духовной Академии
На фото: церковь села (из фотофонда ЦГАКО)
Как в 1889 году с марийцев недоимки собирали
В 1889 году в южных уездах Вятской губернии, на почве увеличения размеров сборов и усиленного выколачивания недоимок, среди крестьянского населения возникли волнения. В 4 волостях Уржумского уезда – Конганурской, Кужнурской, Корак-Солинской и Кичминской, населенных преимущественно марийцами, волнения приняли настолько острый характер, что «для водворения порядка» вятским губернатором Анисьиным была вытребована из Казани военная сила - 86-й резервный пехотный батальон. Во главе отряда был поставлен вятский вице-губернатор Ратьков-Рожнов, который со свитою исправников, становых и урядников в течение девяти дней «успокоил» волновавшееся население и собрал сто тысяч рублей недоимок и окладных сборов.
Этим событиям была посвящена подробная брошюра «Волнения уржумских марийцев в 1889 году», вышедшая в Йошкар-Оле в 2017 году.
https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/109046
Зарождение марийской секты «Кугу сорта»
Принято считать, что расколам наиболее всего подвержены крупные религии, основанные на вере в единого бога. Так, христианство уже в первые столетия своего христианства начало раскалываться на различные течения. К настоящему времени оно имеет три традиционных течения, которые в свою очередь разбиты на множество направлений и сект.
Однако религии и малых народов бывают подвержены расколам. Так, во второй половине 19 века в единой марийской религии возник раскол, когда появилась секта «Кугу сорта», вовлекшая в себя множество сторонников. Как она зарождалась, описал в 2012 г. в своей брошюре «Марийская религиозная секта «Кугу сорта» исследователь В.М.Васильев:
В 1877 году в д.Б.Рутке, Юкшумской волости, Яранского уезда было организовано грандиозное моление марийцев указанной деревни Никитой и Герасимом. Молящихся было до 700 человек. Бывший на означенном молении кр. д. Мал.Рутки Григорий Гаврилов, сложив из дров клетку (кара-цура), поднялся на нее и произнес агитационную речь о смене кровавых жертв на моление со свечами. В момент произнесения речи произошло солнечное затмение и пока оно продолжалось, слушатели испытывали страшное смятение, одни колебались принять учение, другие готовы были объяснять даже самое затмение речью проповедника. Но вот затмение прошло, солнце вновь просияло, слушатели вздохнули облегченно, и и большинство молящейся массы приняло новое учение. Тогда же было устроено торжественное моление со свечами, причем оно было названо всемарийским и так как свечей для всего народа приготовить не было возможности, то взяли несколько ржаных снопов, сделали из них восковую оболочку и поставили в виде большой свечи. С этого времени и началось моление исключительно со свечами и приношениями из хлебных злаков, и притом в одежде отменно белой в сравнении с той, какая употреблялась для обычного ношения.
На фото: экспозиция марийского республиканского музея им. Евсеева.
ЭТО БЫЛО ДАВНО. Письмоносец (так тогда называли почтальонов в деревне) подходит к деревне Росляки.(Халтуринского района) Справа видна кузня. Собаки и в то время весьма недоверчиво встречали почтальонов..Мальчика не помню Год 1972..
Л.Сорокожердьев
Первые красноармейцы и их "подвиги". Подборка документов из Государственного архива республики Марий Эл
Краснококшайский уездный комиссариат
Заведующему Уржумской уездной советской милиции
До сведения моего дошло, что Красноармеец караульной роты Софронов Павел будучи в отпуске 9 сего июня в д.Черкасове Петриковской волости под видом члена комитета партии коммунистов, гражданам означенного общества немало было нанес публичное оскорбление словами и даже действиями, вплоть до нанесения ударов револьверов гражданину д.Черкасово Виктору Ивановичу Фомичеву.
Сообщая о сем предписываю вам с получением сего немедленно сделать расположение о расследовании дела на месте с представлением в комиссариат всех материалов по существу этого дела.
И.д. уржумского военного комиссариата
И.д. начальника канцелярии
ГА РМЭ ф.Р-291 оп. 1 д.7 лл.185 об.-186
Взводного командира 1го взвода караульной роты Павла Захарова заявление
С 10 по 12 августа был отпущен в отпуске на родину товарищем ротным командиром за сухарями и за бельем в деревню Шеклянур Арбатской волости. Во время нахождения дома я у соседа своего Александра Матвеева купил 40 штук яиц и по пути зашел к другому соседу Петру Плотникову, где сидел красноармеец вверенного мне взвода товарищ Толстов. Я тогда товарища Толстова спросил, что когда вас отправят на командирские курсы в город Казань. Тогда он мне сказал мне, что только вы е… здесь в городе Краснококшайске. Тогда я ему снова сказал, почему мы е…, он мне на эти слова сказал мне кому эти яйца и куда, так что я признал эти слова, что будто бы я кому-нибудь даю взятку. Ввиду этого я хлестнул товарища Толстова кузовом, в котором были 40 штук яиц… Кроме того добавлю, что до этого он несколько раз укорял во взводе, что я будто бы беру от своих товарищей какую-то взятку, которые могут подтвердить все.
12 августа 1919 г.
ГА РМЭ ф.Р-291 оп. 1 д.7 лл.143 об.-144
В Уржумскую уездную агитационно-организационную коллегию информационный отдел
За время с 15 по 19 ноября произошли нижеследующие обстоятельства:
В ночь с 16 на 17 ноября неизвестные 8 человек, вооруженные винтовками, револьверами и шашками явились гражданину д.Кученер Томьюмучашской волости Мирону Павловичу Сазанову, последний находился на своей ветряной мельнице. Привели его в дом и стали производить обыск. Сломали шкатулку, нашли у него денег общества потребителей… рублей и своих всего 5 тысяч рублей; кроме денег у Сазанова забрали 3 шубы, бобровый кафтан, пиджак, 2 кожаные сапоги, 2 валеные сапоги, 1 сыромятную кожу, 1 возовую небольшую, ¼ доски чаю, фунтов 8 скоромного масла, 5 ½ аршин материи, новый хомут, все вещи увезли с собой, а на взятые 5 тысяч рублей выдали квитанцию, которая при сем и прилагается.
ГА РМЭ ф.П-368 оп.1 д.19 лл.33об-34 об
Дознание, составленное со слов гражданина д.Борисят Конганурской волости 26 октября 1918 года председателем селенного комитета Сергеем Федоровичем Ешмекововым.
23 октября 1918 года явились в деревню Борисята двое вооруженных солдат, заехали к нашему председателю селенного Комитета Якову Никандровичу Корчемкину, предъявили свои мандаты, вызвали гражданина Петра Ефремовича Ешмекова и потребовали с него 15 т.р., но у него Ешмекова не оказалось, он уплатил 3 т.р., остальные приказали уплатить в среду 30 октября. Вызвали Александра Феоктистова и наложили на него 10 т.р., но он отказался платить их, так как хозяйство передано зятю своему Бахтину Алексею Сергеевичу, который и уплатил 500 р.
Приходил к Петру Прохоровичу Ешмекову солдат, именующий себя комиссаром комиссаров (приехавшим из Москвы), требовал с него 5 т.р., но он Ешмеков был нездоров, денег же у него не оказалось уплатить им. Вечером того же дня они уехали в Новый Торьял.
За время с 4 по 8 октября случилось нижеследующее обстоятельство.
…Октября по просьбе члена Уржумского агитационно-организационного отдела тов.Степанова вызван нами гражданин деревни Колянура Исидор Петрович Яровиков, как политический работник для организации информационно-организационного отдела. Военком Конганурской волости вызвал Яровикова. Явился со своим соседом Исидор Петрович Яровиков в пьяном виде и привез с собой бутыль кумышки (самогона)и позвал себе в квартиру членов исполкома и военкома раскубрить бутылку и налить полную чашку последнего. На вопрос товарища Степанова что это у вас такое? Он ответил, это товарищи вас не касается. Но выпить ему не удалось. Когда стал Исидор Яровиков наполнять чашку, военный комиссар выхватил чашку и уничтожил посредством разбития бутылку. Вышеозначенный Яровиков арестован до выяснения, после чего комиссар Нехорошков и тов.Степанов сделали обыск квартиры Яровикова. И оказалось, кумышка была Яровиковым куплена в деревне Удельных Яранского района, но у соседа его нашли две кадки, которые тоже уничтожили.
ГА РМЭ ф.Р-368 оп.1 д.35 лл.15-15 об., 28-28 об.
Кикнур или Лебяжье?! Интересно мнение читателей из тех мест
Александр Неганов прислал в комментарии очень интересное фото. Интересно оно тем, что улица один в один напоминает ... Советскую улицу в Лебяжье. Кстати, дома изображенные на фото, стоят до сих пор (второй дом - районный военкомат, в те 1980-е годы с таким же заборчиком).
Интересно было бы мнение подписчиков - что за село на фото?
Средневековые хроники. Вятчане-шестники
В лето 6979 (1471) князь великий Иван Васильевич посла рать свою за Волок; и князь Василий Васильевич (Шуйский) и воевода Заволоцкий Василий Микифорович изыдоша противу с своею ратью, и с Заволочаны и с Печеряны. И ступившимся им на ратный бой, и паде многое множество с обе половин, а Двиняне не тягнуша но князи по Васильи Васильевич и по воеводе по Васильи по Микифоровичи, и ШЕСТНИКИ изнемогоша, и Заволочан посекоша и Двинян изсекоша; а князя Василия Васильевича и воеводу Заволоцкого Василия Микифоровича Бог ублюде, и приехаша в Новгород в мале дружине.
Здесь вятчане указаны только под словом "шестники", а в «Академическом списке» они указаны более конкретно в описании того же события: В лето 6979 (1471) Вятчане Сарай взяли. Того же лета великого князя воеводы Василий Федорович Образец да Борис Слепец, а с ними Устюжане и Вятчане, ходиша на Двину. И прииде на них князь Василий Васильевич Суздальский со многою силою Двинскою, и бысть им бой велик, и победиши князя Василия Двинянина.
От издателей ТВУАК. Шестники не раз встречаются в летописях. И равносильно, кажется, выражениям: «пришлец», «шатун», «хлын» и т.п. Упоминающиеся здесь шестники были Вятчане и Устюжане.
Источник: Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии - 1905 г., выпуск 1, с.20
.
Из старой печати. На страже закона
Конно-полицейским урядником 24 участка Орловского уезда, Вершининым, составлен акт о производимой в питейном заведении крестьянина Ш. женою рядового Ж. распродажи вина в долг.
Конно-полицейский урядник 11 участка того же уезда, Россохин, составил акт о найденном им, при обыске у крестьянина Голомидовской волости Ц., предназначенного им в продажу недоброкачественного сорта чая, под названием «иван-чай».
Вятские губернские ведомости - 1879 г. № 38
По распоряжению г.губернатора при Вятском исправительном арестном отделении устраивается катафалк на средства отделения, который в скором времени будет готов и предоставлен в пользование жителей города за плату в пользу отделения.
Вятский край - 1895 г. № 19
Обыск. В ночь с 10 на 11 января жандармской полицией в Сарапуле, как сообщает «Кама», был произведен обыск у В.И.Страховой, дочери местного лесного торговца И.П.Страхова.
Вятская Речь - 1913 год № 15
Легенды. Заколдованный клад и Ванька Каин
Два клада близ села Верховина: в одном месте – бочка, в другом – сундук. На первом часто видят по ночам солдата верхом на бочке, на другом – свечку горящую. В ночь на Иванов день эти клады, как и все другие, выходят «наружу» - прямо руками бери. Копали несколько раз, да не знает никто, на какой «зарок» положены клады; поэтому они и не даются, в землю уходят.
Верховинские крестьяне утверждают, что клады эти зарыты разбойниками. По здешней стороне в то время они гуляли, будто бы Ванька Каин да Стенька Разин. У них в каждой шайке было по 12 человек, да атаман 13-й. они разъезжали по здешним рекам на своих косных лодках и грабили не только суда, но и городам и селам большим доставалось; не трогали только деревень да починков малых, потому что там голытьба жила. Когда награбленного имущества накоплялось в шайке очень много, то разбойники бросали промеж себя жребий: кому выпадал черный, тому сейчас голову рубили и голову ту на серебро клали и зарок над ним читали. А потом атаман ходил вокруг ямы и «колдовал». По окончании этого все разбойники говорили: «Аминь!», зарывали клад и уходили в другое место.
Предание говорит, что Стенька Разин и Ванька Каин долго здесь жили и в страхе держали весь край. Но как только прослышали, что царь Казань брать хочет, сейчас туда отправились. Ванька-Каин помог царю Казань взять, а Стенька помогать не захотел, обиделся на царя за что-то и на Волгу ушел. Зато теперь в «чистую неделю» (первую неделю Великого Поста) во всех церквах Ваньке Каину вечную память поют, Стеньку проклинают.
Вятские губернские ведомости – 1882 г. № 62
Примечание. В некоторых публикациях доводилось читать предположение, что Ванька Косой мог быть не кем другим как знаменитым сподвижником Ермака – Иваном Кольцо и иметь вятское происхождение (биография которого очень туманна). Логично предположить, что если это так, следующей службой Ваньки Косого на благо России и царя-батюшки могло быть его участие в походе в Сибирь. Но был ли это один человек или все же два разных разбойника, пока неизвестно…
Самогонщики. Начало....
Торговля брагой. Околоточный надзиратель при 2й полицейской части Окулов, осведомившись, что проживающая в городе Вятке на Кукарской улице в доме Назаровой, крестьянка Орловского уезда Александра Терентьева Шихова, варит хмельную брагу и продает ее, прибыл 19 сего января в квартиру Шиховой для проверки этих слухов и нашел следующее. В спальне Шиховой находилось двое мужчин, из которых один лежал на кровати, а другой стоял на коленях на полу у этой же кровати, навалившись на первого головой, и оба были в состоянии полного опьянения. В таком же состоянии оказалась и сама Шихова, лежавшая на печи. Тут же в спальне, на полу в углу, найден боченок в три ведра с остатками браги, явно содержавшей значительную хмельность. Рядом с бочонком находилась корзина пивных бутылок, также с остатками браги.
По вытрезвлении гости объяснили, что они - Филипп Егорович Кононов и Тимкин купили у хозяйки ¼ ведра хмельной браги за 70 копеек, которую тут же в квартире Шиховой и выпили. А Шихова же объяснила, что брагу варит она исключительно для себя и для угощения своих знакомых и в данном случае отпустила ее одному из гостей, ея знакомому, бесплатно, ввиду угощения.
Северное слово - 1915 г. №19
Назад к списку