- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 15-31

 

 

Первая Мировая в воспоминаниях участников: "Настал для нас час голода..."

В 1914 г. началась Империалистическая война. Меня взяли в армию, и я два года сражался на австрийском фронте.
Нелегко было служить в старой армии. Нас не считали даже за собак. Кормили плохо, часто не бывало хлеба. Все время – похлебка из затхлой чечевицы. Полуголодных гнали в бой.

С.В. Речкин «Пионер йук» - 1935 г. № 4


Из солдатских писем 1917 года:

Нижнего чина неизвестной воинской части Егора Константинова Смертина на имя Константина Николаева Смертина в д. Тверы Котельничского уезда: "…Очень плохо теперь стали нас кормить, суп – как помои, хлеба дают мало. С этой пищи стало очень много больных…"

Нижнего чина неизвестной воинской части Николая Андреева Вохмянина на имя Григория Савельева Садырина в д. Прудье Архангельской волости Котельничского уезда:
"У нас говорят, что в Германии хлеба нет, это – неправда: в Германии кормят солдат лучше наших. Когда мы ходили в Германию, там спирта было сколько хочешь, все были пьяные…"

Нижний чин неизвестной воинской части Иван Дмитриев Лебедев на имя Дмитрия Алексеева Лебедева в г. Вятку:
"Нахожусь на позиции на Австрийском фронте в окопах, в черной горе. Погода стоит очень холодная, морозы и снега – сильные. Окопы у нас плохие. Народ весь надморозился, хотя и дали валенки, ноги смочишь и сушить негде; хуже сапог. Народ страдает от холода и голода. Хлеба дают очень мало, только на раз хватает, а сутки надо жить, вот и ждешь целые сутки".

Нижнего чина 3 Кавказского стрелкового полка пулеметной команды Грязева на имя Анастасии Николаевой Грязевой в с. Сорвижи Котельничского уезда Вятской губернии:
"…Настал для нас час голода: надоела мне эта солдатская чечевица и вонючая картошка. Сбывается писание святого Евангелия: настал уже голод и мор, осталось ожидание появления болезней. Среди всех наступило предательство за чин – отдают людей без счета. Еще вчера чины устроили ёлку и мы с пустыми желудками присутствовали на этой елке. Были подарки солдатам и табачные деньги, и солдаты еще поделились всем этим. Понятна для нас вся жизнь, кому что надо: России – победа, начальству чины, а нам – скорая смерть. Отказала нам жизнь от всего: лишила денег и лишила пищи. Прежде солдат мог купить на 75 копеек жалования хлеба по 5 копеек фунт 17 фунтов, а сейчас 17 фунтов стоят 3 р.50 к., а жалование прежнее 75 к. и все призывают людей к какому-то честному исполнению долга. Какое бесчестное требование!"

Источник: ЦГАКО ф.1276 оп.1 дела 1 и 8 (фонд Вятского военно-цензурного комитета)

 

Женщины революции (воспоминания)

 



В 1920 г. мне пришлось работать в Уржуме Вятской губернии. По поручению укома РКП (б) я выехала в Ново-Торьяльскую волость – после крестьянской конференции, на которой я была докладчиком по вопросу о продразверстке, мы хотели собрать крестьянок. Ко мне подошел бородатый крестьянин в дубленой шубе и спросил ехидно: «Против бога и против мужа, аль еще про что агитировать баб хочешь?»
Я была одета в гимнастерку, оставшуюся от военных времен, волосы мои были подстрижены. По видимому, от этого ему тоже было не по себе. Не подождав моего ответа, он, крепко сжав свой кулак, погрозил:
- Никаких собраний для баб, поезжай пока жива…
И ушел.
За этой сценой наблюдало несколько женщин. Одна из них подошла ко мне и сказала:
- Я солдатка, муж погиб в гражданской. Я не боюсь никого. Пойдем ко мне, соберем крестьянок у себя.
Фамилии ее не помню, а звали Феней. При свете керосиновой коптилки крестьянки внимательно и доверчиво слушали в моей передаче слова великого Ленина, призывавшие женщин к широкой деятельности по строительству новой светлой жизни.

Л.Е.Карасева. Женщины в революции. М.политиздат 1959 г. с.232

 

Из серии "неприличных" названий: деревня Шлюшкинская

 



Деревня с таким оригинальным названием находилась в Вятском уезде, в приходе села Березино. В деревне проживали крестьянские фамилии Фалевины и Вахрушевы. Было бы интересно узнать, от какого слова могло произойти название деревни - от того, которое сразу приходит на ум или от другого?
В приходе села Березино были деревни и с другими интересными названиями - Храмовская, Голодаевская, Караульская...

На фото: известный актер Ефим Шифрин у баннера с оригинальными вятскими названиями

 

О причинах старинного мытья в печи

Во многих сельских лесных местностях (например, в Вологодской губернии) в баню вовсе не ходят, предпочитая париться в печках, которые занимают целую 1/3 избы. Бани же здесь хотя и существуют, но благодаря хорошим урожаям льна, и по причине усиленных заграничных требований этого продукта, сбываемого через Архангельский порт, они превращены в маленькие фабрички-трепальни и чесальни.

Максимов Сергей Васильевич. Нечистая, неведомая и крестная сила – 1899 г.

 

1919 год. Интервенция и ария Колчака в цифрах советских историков

 



Весной 1919 г. объединенные силы интервенции и внутренней контрреволюции начали новое наступление против советской республики. В поход выступили белогвардейские армии Колчака, Юденича, Миллера, войска буржуазно-помещичьей Польши, Финляндии, буржуазных государств Прибалтики и, наконец, собственные войска Антанты. Главную ставку в борьбе против Советов Антанта делала на Колчака.
Американские империалисты, по далеко неполным данным, поставили Колчаку 600 тысяч винтовок, более тысячи пулеметов, несколько млн. патронов, большое количество пушек и самолетов, много продовольствия и обмундирования. США передали колчаковской армии военного имущества на сумму около 500 млн. долларов. По официальному сообщению начальника английской военной миссии генерала Нокса английское правительство за первые три месяца 1919 г. отправили для колчаковской армии 61,5 млн. патронов, 300 тысяч ручных гранат, 60 тысяч комплектов обмундирования.
Белогвардейские тылы охраняло 150 тысяч солдат войск Антанты. Для координации военных действий белогвардейских и иностранных войск был назначен главнокомандующий «союзными» войсками в Сибири и на запад от Байкала. Этот пост занял французский генерал Жанен, отъявленный враг революции. Ярому реакционеру, английскому бригадному генералу Альфреду Ноксу было поручено формирование и обучение воинских частей для армии Колчака. Он же ведал организацией вооружения и снабжения белогвардейцев.
К весне 1919 г. Колчак собрал 400 тысячную армию. В феврале на военном совете в Челябинске белогвардейцы выработали план нанесения главного удара в сторону Перми, Вятки и Вологды. Против советских войск военного фронта было сосредоточено 130 тысяч штыков сабель, 1300 пулеметов и 210 орудий.

И.С.Капцугович. Прикамье в огне Гражданской войны – Пермь 1969, с.74-75

И.С.Капцугович, в свою очередь, сослался на две ранние исторические работы:
Г.В.Кузьмин. Гражданская война и военная интервенция в СССР. М, 1958 г.
Борьба за советскую власть в Приморье. Владивосток 1955 г.

 

Что называли "самолетом" в 19 веке

 



Требование на станки самолеты. Самарское губернское земство просило по телеграфу о высылке из вятского кустарного музея двух станков-самолетов, изготовленных местными кустарями, со всеми принадлежностями к этим станкам.

Вятский край - 1895 год № 113

Самолетом в России называли также автоматический ткацкий станок, изобретенный в 1733 году в Англии Джоном Кеем. В этом станке специальный механизм поднимал попеременно нити основы, а челнок с уточной нитью «пролетал» сквозь образовавшийся «тоннель». Благодаря этому изобретению увеличилась производительность труда. Если раньше станком управляли два человека, первый из которых поднимал нити основы, а второй – протаскивал сквозь них челнок, то теперь с той же работой справлялся один человек. Второго можно было посадить работать за второй станок. Что и было сделано.
Слово "самолет" еще 200 лет назад имело и другое значение - так назывался легкий плуг-косуля. Для распашки тяжелых грунтов, суглинков, был придуман легкий железный плуг-косуля, отбрасывавший вспахиваемую землю в сторону. Тащить такой плужок лошади было легко, вот и летела косуля по борозде, как будто бы сама. Отсюда и ее название было «самолет».
И никто в те времена не мог знать, что в будущем слово "самолет" может стать синонимом летательного аппарата ☺

Источник: http://www.topauthor.ru/samoleti__eto_parom_i_tkatski..

 

Легенды и были "о злой черемисе"

 



Легенда.

Под Кукаркой русские застали черемис, не желавших уступать им земли без боя. Когда жители деревни Завертной (название дано, вероятно, потому что река Пижма делает в этом месте заворот) поселились на избранном месте, жившие по соседству черемисы однажды напали на них, и произошла битва. Успех остался за русскими, благодаря чуду. Именно, в разгар боя они заметили какого-то «седого старичка», который много ратовал за них, потом на месте боя они нашли икону. На месте находки существует часовня, а местная церковь построена во имя св.Николая. Преданиями о черемисах вообще полны эти ныне совершенно русские волости…

Из рукописи «Заселение русскими Яранского уезда» (ГАКО ф.170 оп.1 д.96).

А вот в русской летописи все излагалось немного иначе...

Наипаче же с Пижмы реки что ныне в Яранском уезде Черемиса для разорения христиан часто набегающие в волости Котелнича города по реке же Кобре от древних повествуемо христиане селитву зачинающе имуще с собою святый образ святителя чудотворца Николая написан в чудесех и от нашествия Черемис тыя христиане бежаще с реки Кобры лесами дикими и незнаемыми местами.

Летописец о стране Вятской // ТВУАК 1905 г. выпуск 3.

Как видим, предание иногда может дополнить летописное сказание. В данном случае можно сделать вывод, что набеги марийцев на русские селения начались не просто так, а после того, как их начали сгонять со своих земель, чему они сопротивлялись - "русские застали черемис, не желавших уступать им земли без боя". Это и привело к вооруженной конфронтации между двумя народами на начальном заселении русскими южной Вятки. Впрочем, это всего лишь легенды...

 

Строили на Вятке пароходы...

 



…В конце 1844 года главный начальник Уральских заводов В.А.Глинка сообщил [И.П.}Чайковскому о «высочайшем повелении», организовать производство собственных железных пароходов на российских заводах. В письме на его имя Глинка писал: «… А еще убедительно прошу Вас полковник обдумать ситуацию и изложить собственные соображения Ваши на предмет реализации повеления в условиях подведомственных Вам заводов, а именно Воткинском, ибо заводец этот железное листовое производство имеет и оснащен пуще прочих. Кроме этого путями водными выход имеет».
Аргументы Глинки заставили подумать И.П.Чайковского, и, найдя решение он высказался об этом на одном из совещаний. На что немедленно получил указание «сделать сообщение о возможности строить на Воткинском заводе железные пароходы». Его инициативы нашли поддержку и одобрение в правительстве и сенате. Узнал о нем и Великий князь, брат царствующей особы. Нашелся и первый заказчик.
21 апреля 1845 года Управление Воткинского завода получило предписание Горного начальника И.П.Чайковского о строительстве 80-сильного парохода из собственного железа под названием «Астрабад»

Г.К.Ясаков. Воткинские рассказы о Чайковских – 2006 г.

Так было положено начало пароходному производству в Вятской губернии, а точнее говоря, в Воткинском заводе. Производство существовало до 1917 года, а может и дольше. Например, о постройке сразу пяти пароходов в Воткинске свидетельствовала газетная заметка за 1910 год:

На Воткинском заводе. В настоящее время на Воткинском заводе заканчивается постройкой 5 новых железных грузовых судов с тепловыми двигателями, заказанных Г.В.Кожевниковым. Вместимость каждого теплохода 100 т.пуд, осадка порожнего 9 арш., с полным грузом около 12 четвертей. Хотя по условию должен быть с грузом 8 верст в час. Топлива – нефти –теплоход сжигает максимум 100 пудов в сутки. Суда эти трехэтажные, по типу американских пароходов, но только с 1 мачтой без трубы. Трюм и нижняя палуба отводятся для грузов, верхняя часть парохода для помещения команды теплохода. Теплоходы предназначаются исключительно для перевозки грузов и будут ходить с начала навигации 1910 года.

Голос Вятки - 1910 г. № 18

 


Пряла прялка ночью (вологодские сказания о кикиморе)

 



Твердо убежденные в существовании злых сил, обитательницы северных лесов (в роде вологжанок), уверяют, что видели кикимору живою и даже рассказывают на этот счет подробности:
Оделась она по-бабьему в сарафан, только на голове кики не было, а волосы были распущены. Вышла она из голбца, села на пороге подле двери и начала оглядываться. Как завидела, что все в избе полегли спать и храпят, она подошла к любимому месту - к воронцу ( широкой и толстой доске в виде полки, на которой лежат полати), сняла с него прялку и села на лавку прясть. И слышно, как свистит у нее в руках веретено на всю избу, и как крутятся нитки, и свертывается с прялки куделя. Сидит ли, прядет ли, она беспрестанно подпрыгивает на одном месте (такая уж у нее особая привычка). Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику. Перед бедой же у девиц-кружевниц (вологодских) она начинает перебирать и стучать коклюшками, подвешенными на кутузе-подушке. Кого не взлюбит - из той избы всех выгонит.
В тех же вологодских лесах (в Никольском уезде) в одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звенеть чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за нее бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная с кем связывается, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому что там совсем перестало "манить" (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и спрашивает у ребят:
— Ушла ли от вас кошка?
— Кошка жива да и котят принесла, — отвечали ребята.
Кикимора повернулась, пошла обратно, и сказала на ходу.
— Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступиться.

Максимов Сергей Васильевич. Нечистая, неведомая и крестная сила – 1899 г.

 

Вятская осень 1895 года

Погода. До 2 ноября погода стояла настолько холодная, что река Вятка против города встала уже и переправа на лодках и паромах была прекращена; выпал небольшой снег; сообщение с городом возможно было только пешее, лед крепнул и через несколько дней ожидалось сообщение уже конное, как с 3 ноября вдруг наступила оттепель с сильными, но теплыми ветрами, а в ночь на 5 и 6 ноября шли даже дожди, и на улицах города вновь появляется отвратительная грязь.

Вятский край - 1895 г. № 108

Примечание. Если мы переведем эти числа на современный стиль (минус 14 дней), то как раз получим наши теперешние числа...

Фото из группы "Говори Киров"

 

Когда на Вятке появились дноуглубительные машины?

Кажется, один из читателей сообщества уже ставил такой вопрос. И ему был ответ (в комментарии), что, мол, раньше советского времени такая техника не могла появиться на Вятке. Однако, если мы обратимся, к дореволюционной печати, то узнаем, что появилась подобная техника уже в царское время (как обычно, здесь большевики ничего нового не изобрели, приняв наследие старого).
В 1913 году газета "Вятская речь", в номере 3м, кратко сообщала: "На реке Вятке в навигацию 1913 года будут работать два дноуглубительных насоса".
Выходит, уже в царское время дно реки Вятки углублялось посредством специальных машин.

 

Судьбы брошенных детей Вятки



Подкинутие младенца. 15 апреля за дачей Дьяконова, в сорной куче крестьянином Алексеем Суровцевым найден живым младенец женского пола с завязанным ртом и запелененный в тряпку с клеймом В.З.Б. … бря 1871 г. (Вятская земская больница … бря 1871 г.); произведен розыск виновной в рождении и подкинутии найденной девочки, а произведенное дознание передано городскому судебному следователю.

Вятские губернские ведомости - 1879 г. № 38

В те времена эта девочка, если бы и не была удочерена, она бы все равно не осталась на улице, так как общество того времени создавало всевозможные приюты для нищих и обездоленных людей - Дома презрения для детей и богадельни для стариков (содержались они на частные средства). Приюты для детей, например, были в Уржуме и Слободском. А в Вятке существовал приют для нищих подростков. Накануне революции 1917 года его почетными попечителями были сам губернатор Чернявский с супругой. Вот что писала об этом приюте газета "Северное слово" в 1915 году (№ 17):
"Ввиду переполнения призреваемыми общежития для нищих подростков, председатель комитета епископ Исидор, вошел в комитет с представлением о необходимости вывода из общежития «Детского сада»
Предложение это в ближайшем времени будет рассмотрено комитетом под председательством почетного председателя А.Г. Чернявского и при участии почетной попечительницы Ольги Константиновны Чернявской.
Контингент призреваемых в общежитии, как уже известно нашим читателям, значительно увеличился, благодаря тому, что туда стали поступать дети из семейств запасных нижних чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации 1914 г. За этих детей Вятское Общество помощи семьям запасных уплачивает комитету призрения нищих подростков по 70 рублей в год за каждого.
Независимо от этого, по инициативе товарища председателя Общества помощи семьям запасных Ольги Константиновны Чернявской, комитет этого общества нашел возможным дать комитету призрения нищих подростков и единовременное пособие, до 2 тысяч рублей, благодаря которому в обществе для призреваемых устроены теплые гигиенические уборные, проведено электрическое освещение и водопровод, капитально отремонтированы печи, улучшена вентиляция, выбелены стены с окраской панели масляной краской, покрашены кровати, приобретены обувь для детей, белье, полезные игры и необходимые игрушки. Обращено внимание также на персонал. служащих".
Эстафету борьбы с беспризорностью подхватило и новое, советское общество. В 1925 году "Вятская правда" писала о том, как помогали беспризорным подросткам в Слободском:
"Борьба с беспризорностью. Вопрос о беспризорности ребят-подростков – больной вопрос.
Вот как борются с беспризорностью предприятия Слободского фабричного района.
За последнее время спичфабрика «Якорь» , спортфабрика и кожевенное предприятие имени Ленина разместили по своим цехам 29 беспризорных подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Ребята работают на производстве старательно".

 

Из старой печати. Укус волка

В конце марта в одном селении, расположенном на Московском тракте, недалеко от города Вятки, крестьянская женщина была укушена волком, (по видимому бешеным), забравшимся в сени этой крестьянки.

Вятский край - 1895 год № 17

Примечание. Крестьянке еще повезло, что ее только укусили, а не скушали как бабушку в известной сказке 

 

Омутнинск. Пьянство рабочих как порок минувшего прошлого

 


Едва ли не самое глухое место Вятской губернии – это наш захолустный Омутнинский завод. Жизнь на заводе скучная, однообразная и томительная. Правда, временами эта спячка нарушается какой либо пирушкой устраиваемой рабочими – крестьянами. Тогда шумит вся улица. Редко обходится такая пирушка, что бы никто ни пострадал, так как в драке пускаются в ход не только кулаки, но и ножи.

Вятская речь - 1911 год

Недавно пришлось зайти в доменно-литейный цех. В канцелярии цеха наталкиваюсь на человека сильно потрепанного в борьбе с самогоном-горынычем. Чуть держится на ногах. Своим несвязным разговором отнимает время у рабочих. Это Фофанов. Весь проквашен самогоном, даже рабочие его сторонятся. Заводоуправлению необходимо обратить внимание на таких элементов – разлагающих работу. завода.

Диктатура труда - 1923 г. № 21

Примечательно, что в 1923 году автор статьи пишет уже об одном пьяном рабочем, а не о многих, которого сторонились даже свои товарищи. Новая жизнь вошла в заводские ворота...

 

Из истории общепита старой Вятки. Где можно было пообедать за 10 копеек?

 



5 ноября открылась дешевая столовая благотворительного общества. Столовая помещается при доме трудолюбия и производит на посетителя приятное впечатление, как чистотой самого помещения, заново отделанного, так и небогатою, но приличною сервировкою столов. За 10 копеек посетитель получит сытный обед из 2 блюд: горячее мясное и кроме того, за отдельную, очень небольшую плату можно получать чай и пирожки. Со стороны лиц заведующих столовой, посетитель встречает самое любезное внимание. Обедающих пока не свыше 40 человек, причем главный элемент составляют слушательницы фельдшерских курсов (25 человек), но несомненно, что в скором времени число обедающих возрастет ввиду полного отсутствия в Вятке приличных дешевых столовых.

Вятский край - 1895 г. № 108

Открытие подобной столовой, наверное, могло стать настоящим подарком для неимущих жителей города, который в те времена был не избалован общепитом, в особенности дешевым, о чем автор заметки как раз замечает. Подмечает он и о приличности столовых того времени. В 1914 году в "Вятской речи" было оставлено очень нелестное описание столовых города, в которых и за 10 копеек не захотелось бы есть:
"….Здесь же в столовой обращение с посетителями грубое и нередко даже оскорбительно. Возьмем столовую «народного дома». Здесь просто обращаются: «Чего тебе! Куда ты!» И т.п.
Берут за порцию супу 6 копеек, но супу в кавычках, т.к. в принесенной миске болтается в мутной горячей жиже одна плохо очищенная картофелина и обрывок болони. Заявлять о претензии здесь не полагается: «Не хочешь – не ешь!»
В столовой, на Казанской улице, Урванцева еще хуже . Помещение – грязный подвал. Двери из поварской никогда не запираются, а между тем оттуда тянет дымом и зловонием. Грязные, никогда, по видимости, невымывающие столы, ничем не покрыты, и зачастую на них стоят лужи, т.к. разведенную на столах грязь вытирают только по требованию, да и то с оговоркой: «Чего тебе еще надо, вишь и так чисто!». Мальчики, обслуживающие столовые, грязны и, по примеру взрослых, отчаянные ругательники. Грубость их иногда доходит до полного нахальства. Посуда подается сплошь и рядом немытая, с настоявшимся на ней салом.
...По Казанской же улице, но дальше к Александровскому собору недавно открылась новая столовая. Чистота и порядки в ней те же самые, что и у Урванцева, с той лишь разницей, что здесь подается грязной и чайная посуда. Мне пришлось видеть, как крестьяне, сидевшие с женами, перемывали поданную чайную посуду. И не смотря на все эти неудобства и полную антигигиеничность – потребитель Вятки платит дороже чем в Петрограде".
Кроме дорогих столовых, старая Вятка была богата ресторанами и пивными. Понятно, что первые предназначались для состоятельной публики, а во вторых из меню, скорее всего, были только спиртные напитки. В 1914 году в Вятке было 8 ресторанов и 30 пивных. Примечательно, что все пивные появились в городе в основном после 1910 года. До этого любителям выпить приходилось довольствоваться трактирами, вроде трактира "Китай." Видимо, по причине отсутствия других винно-водочных заведений, в данном трактире собирались все "сливки общества", доставлявшие немало хлопот полиции. В 1905 году "Вятская жизнь" писала об этом заведении:
"Между рестораном «Жигули» и трактиром «Китай» почти каждую ночь слышатся загадочные выстрелы. Если это позволяет себе делать выходящая из питейных заведений публика, то является вопрос, как же к этому относится полиция, которая в погоне и розыске оружия, не останавливается пред обысками квартир даже в отсутствие их хозяев и готова ломать замки, чтобы попасть в запертые сундуки".
После введения "сухого закона" в 1914 году большинство пивных и ресторанов города было закрыто, о чем сообщала газета "Вятская речь".

 

Слова и выражения, употребляемые в Сарапульском уезде Вятской губернии

 



Будьте - приходите
Бутара - сани, обшитые рогожей
Бель - мышь
Болядка- перекладина
Ветляный- разговорчивый, ласковый
Витон- бич, кнут
Вятской - нездешний
Варово -скоро
Вись- известие
Голубница- место в доме между полом и потолком
Десяток - 10 горстей льну
Добрый - крепкий, хороший
Домовище- гроб
Дочка - свинья
Дубас- сарафан из толстого синего холста
Дружки - ведра воды
Зелька- молодой ягненок женского пола
Изнабазулился- исхитрился
Имя - им
Кетрадь- тетрадь
Кашик- ложка дырчатая
Как ино- как иначе
Казак - боров
Катанки - валеные сапоги

Календарь Вятской губернии - 1880 г.

 

Вожо: удмуртские ужастики

Двое молодых парня-вотяка на святках поспорили между собою о том, где опасно провести ночь: на кладбище ли или в нежилой покинутой избе ? И решили идти в то место, которое казалось каждому из них наиболее безопасным. Один пошел на кладбище, закутался там крепко в шубу и лег было спать, но перед полуночью услышал, как вокруг него стал кто-то ходить, ездить и плясать. Однако он никого не видал, а потому не особенно и испугался; но дождался на кладбище пения петуха, после которого все затихло и ничего не стало слышно. Тогда он встал и пошел к тому нежилому дому, куда ушел ночевать его товарищ. Подойдя к избе, он стал кликать того товарища по имени, прося, чтобы тот к нему вышел. Вдруг он услышал ответ чьих-то нескольких чужих, страшных голосов: «Погоди немножко! Мы еще не успели размотать кишки твоего товарища!» Услышав это, парень понял, что ему ответили «Вожо» и, едва, не потеряв сам сознание, опрометью кинулся от избы и бегом убежал домой, а другой парень так и погиб.

Легенда была записана в 1887 году в Люмской волости Сарапульского уезда

Кто же такие "вожо"? «Впустых, заброшенных за смертью хозяев, домах, живут Вожойос. Вожойос могут принимать различные виды; они являются перед идущими поздно ночью людьми, то углом избы, то столбом; когда нужно вожо, принимает на себя вид людей». По Г.Е. Верещагину, вожо - грозные духи, проявляющие свои действия лишь в течение двух периодов в году: летом во время цветения ржи (инвожо дыр) и зимой во время святок (вожо дыр). В период летнего инвожо дыр запрещались многие действия, например, стирка белья в полдень на реке, копка земли, контакты с чугунными изделиями, испачканными сажей и т.д., иначе может случиться град (http://udmurt-history.ru/duchovnaya-kultura/zlie-duch..)

 

Народ чуваши в описании Г.Ф.Миллера (1791 год)

 



Черемисы, чуваши и вотяки, суть особые три языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами своими простираются до 200 верст выше и ниже города Казани, по обе стороны реки Волги так, что черемисы по большей части жительство свое имеют на левом берегу помянутой реки, и к востоку по разным местам до Кунгурского уезда, а чуваши наибольше по правому берегу реки Волги; вотяки же имеют жилища свои от Волги в сторону, а именно в половине северной части Казанской губернии, т.е. около реки Вятки.

Черемисы, чуваши и вотяки по городам, или слободам, вместе с Русскими не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и чуваши живут без разбору, так что их по всем обстоятельствам почти за один народ почесть можно: одни вотяки так дики и грубы, что они ни с как другим народом дружеского обхождения иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.

Лицем Черемисы, Чуваши и Вотяки таковы, что их между прочими соседствующими народами весма легко распознать можно. Черемисы и Чуваши многие походят на Татар, а разнствуют токмо тем, что они суше… А вот по их внешнему виду можно сравнить с Чухонцами. У Чухонцев волосы на голове и бороды по большей части темноватые, а у Чуваш напротив того почти у всех желтые или рыжие. Они все ходят с бородами, и бороды у них не широки, но продолжаются клином. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко; и сие они делают не по обязательству своего закона, но токмо по обыкновению восточных народов. Черемисы и Чуваши росту среднего, а между вотяками больше мелких, нежели крупных.

Черемисы и чуваши погребают умерших в том платье, которое они носили, и кладут в могилу между двумя досками, а сверх оных накрывают еще доскою, и на последнюю могилу засыпают землею. Туда же кладут они всякий домашний скарб, именно котлы, ложки, ножи и прочая. На похоронах сродники плачут весьма жалостно и мертвого провожают до самого кладбища, которое пред каждой деревней на особливом месте в лесу обыкновенно бывает.

...У Чуваш мужские имена: Чулпан, Рыгав, Тимменке, Черебашир, Илмеш, Мингур и прочая; у Вотяков мужские звания: Дузмеке, Ишкеика, Камаш, Аимуген, Эшмурза, Батыр, Катырка и прочая; женские имена Туйбике, Байбике, Нюлка и многие другие.


Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.). - 1896.

 

Природная угроза. Молния ударяет в церковное здание

 



Как известно, церковные здания всегда притягивали к себе молниевые разряды. Причина в этом была не только в высоте зданий, но и в том, что церкви обычно строились на высоких местах и около водоема (вода притягивает молнию в первую очередь). Нередко деревянные церкви горели. Церкви в селе Лаж Уржумского уезда сгорали подряд четыре раза! Измучившись с тем, что церкви постоянно горели, прихожане построили в своем селе каменный храм, который стоит и поныне.
Нередко бывало и так, что шаровая молния залетала прямо в храм. Вот такой уникальный факт удалось найти в фондах архива ЦГАКО:
"В 1921 году 20 июня Красноярский храм подвергался страшной опасности. 20 июня воскресное утро было хмурое, тёплое, началась гроза. В начале утреннего богослужения во время каждения, когда настоятель возвращался со средины церкви в алтарь и в царских вратах обратился к левому полотну врат для целования иконы, на храм спустилась шаровая молния, ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу от стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко-огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом. От разорвавшейся шаровой молнии во все стороны по церкви устремились бесчисленные мелкие электрические искры, которые опалили иконостас и царские врата. Удар от разрыва молнии, по отзыву церковного сторожа, старого солдата, был сильнее выстрела из крепостного орудия.
Богомольцев в церкви было ещё мало, все устояли на своих местах, только на левом клиросе староста от удара упал на пол. Оправившись от испуга и удостоверившись, что все присутствующие в церкви по милости Божией остались невредимы, настоятель от лица всех возблагодарил Бога за спасение от напрасной смерти и продолжил богослужение, а после утрени совершено было ещё благодарственное Господу молебствие.
В 1926 году при ремонте церкви исправлены были повреждения от молнии» (ЦГАКО, ф. 274 оп. 1, д. 97).
К сожалению, иногда попадание молнии в церковное здание приводило к трагедии. В 1933 году в Йошкар-Оле разряд ударил в священника, державшего крест: "По рассказу старожила города Б.В.Бабушкина, в Вознесенской церкви г.Йошкар-Олы в 1933 году прекратились богослужения после трагического случая, когда во время службы молнией убило священника, державшего крест" (Из материалов шестой научно-богословской конференции «Христианское просвещение и русская культура».). Подобный случай послужил поводом для властей для закрытия церкви.

 

1908 год. Бомбисты

 



11 января 1908 г. В г.Сарапуле во время прогулки политических арестантов во дворе тюрьмы арестантом Лещевым брошена у ворот тюрьмы холодная бомба, которая разорвалась, не причинив никому вреда. Бомба брошена с той целью, чтобы, воспользовавшись испугом сопровождавших арестантов, конвойных, учинить массовый побег.

Памятная книжка Вятской губернии на 1909 г., л.190

Примечание. Возникает риторический вопрос - откуда бомба могла взяться у арестанта? Либо ее передали при передаче (например, в выпечке), либо она уже была изготовлена в самой тюрьме из подручных материалов...

 

История общепита. Дорогие советские столовые 20-х

 



…Другой причиной, препятствовавшей распространению общепита в городах, являлась дороговизна предлагаемых в столовых блюд. Средний обед стоил 40 коп. Такие же деньги уплачивал, посетитель, например, ресторана Ижевского промкомбината за обед из 2 блюд. Снижение цен приводило к убыточности. Так, на 1 января 1925 г. убыток столовой ЦРК составил 1500 рублей. Причина заключалась в существовавшем налоговом законодательстве, не предусматривавшем льгот для предприятий общественного питания. В результате за 3 месяца 1924 г. налоги столовой ЦРК составили сумму в 1100 руб., в 1924 г./1925 г. превысили 15 % всех ее расходов, что привело к удорожанию обеда в среднем на 12 коп. от его реальной стоимости. Сохранялась проблема низкой пропускной способности столовой: до 600 обедов в сутки при потребности свыше 1000; условия хранения продуктов не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, оставляли желать лучшего качество и ассортимент приготовленных блюд. Торговля пивом становилась «камне преткновения» городской общественности.

Л.Н.Бехтерева. Торговля и предпринимательство Удмуртии в период новой экономической политики – Ижевск 2008 г.

На фото: столовая завода АМО, 1925 год

 

Марийская легенда об основании Яранска

 



В древности марийский народ был на земле самым сильным и многочисленным. Но постепенно и другие народы стали увеличиваться. И вот марийцы начали отступать от Котельнича и нигде не могли остановиться. Остановились на месте г.Кукарки (г.Советск), построили там город. Но русский царь прогнал их оттуда. Одно марийское племя остановилось было на возвышенности Йолко. Там была огромная впадина, и поэтому двинулись дальше. На берегу 1 реки решили построить город. После Котельнича город нигде не мог укрепиться. Поэтому, чтобы построить город, укрепить его, нужно было пожертвовать человека под городом. Как раз в это время проходил мимо мариец из села Ярансола. Люди схватили его и скрутили. Выкопали огромный котлован под церковь, там начали возводить сруб, положили 1 ряд бревен и, спустили туда марийца по им Степан, там поставили. Привели из дома его мать. Мать начала молиться с блюдцем хлеба. Мариец Степан, играя на волынке, начал петь: «Город Яранск город жадный: берет он головою». Играя и исполняя песню, он сделал 3 круга вокруг того места, где стоял. Потом он заявил: «В 2000 г. что то должно произойти» В это время люди скатили на него бревно, которое смяло марийца Степана, и он погиб. Его мать так ревела с горя, что ее вынуждены были везти домой на лошади. Затем церковь начали возводить из камня. Очень уж высокая получилась церковь, и, говорят, она сейчас проваливается. Говорят, она кончится проваливаться через 35 лет. После этого город стали называть Яранск, в честь марийца из д.Ярансола

Яранск вчера, сегодня, завтра – Яранск 2009 г.

Фото с сайта yaransk.net

 

Древний Галич и татарские набеги

 



В лето 6976 (1468) Татари Казанстии поидоша изгоном к Галичу и мало нечто полоном взяша. Тое же осени послал князь великий Иван черемисы воевать князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярскых, двор свой; и совокупившиеся вси поидоша из Галича декабря в 6, и поидоша лесы без пути, а зима была велми студена. Тое же зимы, генваря в 6, рать великого князя прииде в землю Черемисскую, и много зла учиниша земли той, люди изсекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгоша, а кони их и всякую животину, понелзе с собой имати, то все изсекоша, а что было живота их, то все взяша; и повоевавша всю землю ту, достоль пожгоша, а за один день до Казань не доходили, и возвратившиеся приидошак великому князю вси поздорову.

Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии - 1905 г. выпуск 1-2

 

Поездка епископа Вятского и Слободского по южной части Уржумского уезда. 1901 г (отрывок)

 



…В земской школе с.Верхоушнур ученики очень хорошо пели по нотам. В храме с.Томьюмучаш Преосвященного встретил речью местный священник Александр Бехтерев. Речь сия прилагалась к отчету. Владыка ответствовал ему, выразив искреннюю радость при свидании с отделенными от него значительным расстоянием пасомыми и объяснил, что всегда пребывает в любви и в единении с ними в молитве к Единому Богу, поучал всех – чаще посещать храм Божий для славословия Господа ; рекомендовал изыскать средства на расширение тесного храма ; верою, а наипаче любовию привлекать в лоно святой церкви отпадших отнея чад-раскольников и вводить во двор овчий язычествующих черемис. После сего Преосвященнейший освятил новый, в храме этом, иконостас, посетил ЦПШ, местного священника, а с крестьянами при расставании беседовал об открытии в причте второго штата из священника и псаломщика, для которых рекомендовал устроить приличные помещения и из своих наделов уступить потребное количество одворичной, сенокосной и пахотной земли.
В д.Куженери, где предполагается открыть женскую общину, Преосвященный совершил при массе молящихся всенощное бдение и литургию 23 июня, осмотрел всю местность, которую предполагается передать в пользование сестер общины, крестьян просил об уступке для надобностей общиныучастка земли. Последние немедленно составили приговор, которым обязуются уступить 7 десятин земли, прилегающих к общине. Владыка благодарил их и благотворителя купца Рощина, изъявившего желание пожертвовать в пользу общины этой 30 тысяч рублей. Ученики местной церковной школы по испытании оказались недостаточно удовлетворительно знающими Закон Божий.
В с.Токтайбеляк Преосвященный рекомендовал прихожанам расширить теплый храм, советовал оставить языческие обычаи. Молодые черемисы отвечали, что охотно согласны сделать это, а старые были на стороне черемисина Павла Ефимовича Пастухова, который заявил, что ходить в лес и там «молить», приносить жертвы нужно. Черемис этот был в 1891 г. в г.Вятке, после увещевания, сделанным отцом помощником миссионера священником Николаем Тихвинским, исповедался, приобщился святых Христовых таин, обещал оставить служение идолам и обряды языческие, а возвратившись в места жительства лгал, что Архиерей дозволил ему и прочим черемисам ходить в лес для жертвоприношений.
В с.Юледур очень тесен каменный храм, в приходе немало черемис-язычников, по численности и разнообразию населения приход этого села примечателен. «Таких приходов – говорил Владыка – я не встречал при обозрении церквей Вятской епархии». По поводу блудных в приходе соитий Владыка выражал, что это позор для христиан, выразив сожаление, приказал священникам принять меры и непременно сочетать браком блудно сожительствующих. Прихожанам советовал изыскать средства на расширение тесного храма, а старшему священнику со старостой церковным явиться в г.Вятку с планом для указаний как возможно и должно расширить храм. Прихожане выражали желание открыть новый приход из сел, удаленных от села. В храме Преосвященный спрашивал по Закону Божьему учеников и тех, которые учились в школе раньше, даже пожилых. При этом Преосвященному были представлены 3 ученика Больше-Кокмалинской миссионерской школы, пребывающие в язычестве, отцы которых не дозволили им принять святое крещение. Владыка искренне пожалел их и советовал основательно изучить Закон Божий, чтобы впоследствии соделаться истинными чадами Бога.
В приходе есть 13 школ, разного именования, школьные помещения в селе тесны. На церковном погосте Преосвященный совершил литию по строителю храма, священнику А.А. Попове, убитом в 1831 г. татарами.

ЦГАКО ф. 237 оп. 76 д. 1154

На фото: вятский епископ Алексий, о котором идет речь в данном описании

 

1895 год. В Вятской публичной библиотеке кроме "престарелых" газет и журналов другой периодики нет...

 


Читальный зал при городской публичной библиотеке. За последнее время печать, земства и разные комитеты грамотности уделяют весьма много внимания сельским библиотекам и читальням. Этому явлению остается только радоваться, так как народ наш действительно нуждается в таких благодеятельных учреждениях. Желательно, чтобы и в здешнем городе возможно скорее была открыта читальня при Вятской городской публичной библиотеке и чтобы сообразно с этим, ея читальный зал несколько видоизменился. Дело в том, что теперь в возможности читателей в нем, кроме книг, только старые газеты, побывавшие у всех подписчиков 1 разряда (а их более 30) и попавших в читальный зал спустя дней 10-12 по получении их в Вятке, и престарелые журналы, которые и вовсе не попадают в этот зал на стол. Между тем, у большинства здешней интеллигенции есть, без сомнения, потребность почитать свежую газетку и новую журнальную книжку; многие из ея представителей желали бы неопустительно и без замедления читателей следить за текущей периодической литературой…

Вятский край - 1895 год № 106

Примечание. Возможно, по причине такого нерегулярного поступления местной периодики в будущую Герценку, до 1895 года она представлена только двумя изданиями - "Вятскими губернскими ведомостями" и "Вятскими епархиальными ведомостями". Возможно, кроме них в Вятке были еще какие-нибудь местные издания, которые не дошли до нас?

 

"Бабенка в шамшурке": вологодские легенды о кикиморе

 

Из местного костюма замечательны головные уборы замужних женщин, т.н. моршеньки и шашмуры. Это род упрощенного кокошника; вышитого золотом или серебром.


Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

… В тех же местах повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и, бывало, загоняет ее до того, что оставляет в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади:
- Сидит небольшая бабенка, в шамшуре (головном уборе – волоснике) и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, - соскочила и кричит во все горло:
- Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб.

Максимов Сергей Васильевич. Нечистая, неведомая и крестная сила – 1899 г.

Примечание. Эта и ранее публикуемые легенды о кикиморе были записаны этнографом в Никольском уезде Вологодской губернии, в советское время вошедшем в состав Кировской области

 

Как выписывали газеты во времена НЭПа

 



Омутнинская контора губсоюза разослала всем местным кооперативам распоряжение о приеме подписки на газеты «Вятская правда» и «Диктатура труда». Подписка принимается не только деньгами, но и продуктами и сырьем: тряпками, ивовым корьем и прочим. Всем членам потребительского общества предложено завербовать не менее 5 подписчиков на газету «Диктатура труда».

Диктатура труда (Омутнинск) - 1923 г. № 26

 

Стала Соборная Комсомольской. Старые названия улиц Омутнинска

 

В 1923 году вышло постановление президиума Омутнинского УИК о переименовании улиц. Строго предписывалось: "Укомхозу немедленно заготовить необходимое количество окрашенных дощечек с надписями улиц и разместить их. Исполнение не позднее 15.07 провести в жизнь".

Болотная / Спартака

Вятская / Коковихина

Соборная/ Комсомольская

Веселухинская / Карла Либкнехта

Чернохолуницкий проулок / Пипарса

Орловский проулок / Юных пионеров

Зауральская / Красноармейская

Петропавловская / Свободы

Патраковская / Воровского

Рябовская /Володарского

Малыгинская / Урицкого

Центральная / Ленина

Николаевская / Карла Маркса

Набережная/ Бухарина

Александровская / Тукмачева Н.И.

Кошурникова/ Степана Разина

Шохровская / Советская

Забоярская / Троцкого

Коневская / Зиновьева

Керовская / Пролетарская

Андроновская / Степана Халтурина

Киршатская / Кооперации

Куликовская / Бедноты

Базарная площадь / Площадь революции

Площадь у райкома металлистов / Площадь коммунаров

Источник: газета "Заря" (Омутнинск) - 1923 г. № 10

 

 

В 1909 году в Вятке отмечали двухсотлетие Полтавской битвы, в том числе и в мужской гимназии....

20 и 23 апреля {1909 г.} состоялось празднование 200-летия Полтавской победы. Утром отцом законоучителем гимназии, в присутствии всех учителей и учеников, была отслужена панихида в главном и новых корпусах по императору Петру Великому и о воинах, павших в полтавском бою. В этот же день, после всенощной, в зале собрались преподаватели и ученики младших классов, и преподаватель Н.С.Богородицкий прочитал составленный им очерк события, после чего ученики 3 класса Богородицкий и Коршунов и 4 класса Корсаковский прочитали стих Майкова «Кто он?», отрывок из «Полтавы» (описание боя) и «Стансы» Пушкина, а хор учеников исполнил песню «Было дело под Полтавой», «Пир Петра Великого» и Преображенский марш». Затем, с помощью волшебного фонаря, были показаны план битвы и портреты и картины, относящиеся к событию, объяснение к которым давал преподаватель истории М.Г.Васильев. Вечер закончился народным гимном и троекратным «ура». В 1 час дня 23 апреля подобное же чтение было устроено для учеников старших классов…

Памятная книжка Вятской губернии на 1912 г., с.288

 

Речные хроники

 



Товарищество Вятско-Волжского пароходства вот уже два месяца «томит» командира парохода «Сын» А.И.Ложкина, не заключая с ним контракта на будущую навигацию. Управляющий пароходством г.Ермолин ставит Ложкину упрек, что он замедлился в пути на полрейса во время мелководья.

Вятская речь - 1913 г. № 3

 

Из старой печати. Вятка весенняя

 



В настоящее время домовладельцы деятельно заняты очисткой улиц от ледяной коры. Наряду с этим следовало бы обратить внимание на упорядочение «переходов» через улицу. Такие «переходы», как например, у дома Матанцева на углу Орловской и Николаевской улиц, не соединяют, а разделяют тротуары, так как едва-ли не безопасно пройти по раскисшей улице, чем держать курс вдоль невидимого под слоем грязи «перехода», скользкого и щелистого.

16 апреля в 6 ½ часов вечера у города река Вятка тронулась; лед оторвало и унесло от городского берега на несколько сажень, но затем остановило затором. Переправа у города все же продолжалась еще и 17 апреля.

18 апреля река Вятка у города совсем освободилась от льда, так что вечером того же дня сделалось возможным сообщение с деревней Дымковой на лодках. Заторы льда стоят у города под мужским монастырем и у Симановского острова.

Вятский край - 1895 г. №№ 17, 19, 21

Навигационные вести. По сведениям Вятско-Волжского пароходства. Против города за вчера воды прибыло 1 ½ вер. На свае 146 8/4 вер. Высота воды в нынешнем году больше самой высокой за последние 15 лет почти на 15 вер. (14 8/4 вер).
Температура на воде в 7 часов утра на солнце +22, в тени 13. Ясно. Южный ветер.
Сегодня выходит из Вятки в Казань пароход «Гражданин», а в Слободской «Товарищ».

Северное слово - 1914 г. № 97

На фото: Вятка в разлив

 

"Сегодня выходит из Вятки в Казань пароход «Гражданин», а в Слободской «Товарищ»....

 



Северное слово - 1914 г. № 97

Иван Иванович Стахеев: купец, меценат, человечище

В ночь на 13 сентября скончался в г.Елабуге потомственный почетный гражданин Иван Иванович Стахеев. Покойный давно уже страдал тем страшным недугом, который свел его в могилу; перед смертью сделана была операция, но она не принесла больному ожидаемой пользы, и он скончался к искреннему горю всех его знавших. Главная черта характера покойного была благотворительность. Чтобы дать понятие о размерах последней, достаточно указать на то, что Иван Иванович, бывший некогда миллионер и главный воротило в торговых делах, умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения. Будучи сам глубоко религиозным человеком, он главное внимание свое обращал на устройство церквей. На его средства выстроен в Елабуге прекрасный женский монастырь; кроме того, он пожертвовал несколько домов под общественные учреждения. Откладывал также Иван Иванович и на нужды народного образования: Елабужское общество и в особенности наше подростковое поколение должно быть признательно Ивану Ивановичу за то пожертвование его, результатом которого было основание в Елабуге шестиклассного реального училище. Мы ограничились весьма кратким описанием его благотворительности, за невозможностью припомнить всех его пожертвований, число которых – громадно, но думаем, что и без этих строк память об Иване Ивановиче никогда не изгладится в сердцах елабужских граждан. Хорошо было бы почтить память покойного учреждением стипендии его имени в елабужском реальном училище. Мир праху твоему, добрый человек!

Иван Иванович Стахеев. Некролог // Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 80

 

 

Россия, год 1919й. Орловские крестьяне - раненым красноармейцам

 



Раненому красноармейцу. В Пинюжанской волости крестьяне отзывчиво отнеслись к раненым красноармейцам. В неделю, устроенную с 14-21 декабря, принесли пожертвования деньгами 1500 рублей. Холста 440 аршин, рукавиц 4 пары, носков 1 пара, белья 2 пары, полотенец 2 штуки, шерсти 4 фунта, которая перерабатывается на рукавицы, сухарей 3 фунта, овчин 7 штук, опойков 2 штуки, от постановки спирта 800 рублей. Пожертвования продолжают поступать. Все пожертвования будут отправлены непосредственно в Вятку.

Укомпартии

Крестьянская правда (Орлов) - 1919 г. № 3

 

Вятская епархия на 1916 год

 



923 церкви, каменных 622, деревянных 301.
Соборных 20, кафедральных 1, с приходами 19. При монастырях 27, в т.ч. при мужских 14, женских 13.
Приходских 704, в т.ч. кладбищенских 382, двухклиросных 240, трехклиросных 70, четырехклиросных 10, пятиклиросных 2. При казенных богоугодных заведениях 24, в т.ч. имеющих причты 16, не имеющие 8.
Единоверческих 18, в т.ч. самостоятельных 17, приписных часовен и молитвенных домов 772, из них каменных 85, деревянных 687.
Духовенства : протоиереев 61, священников 1287, диаконов 659, псаломщиков 921.
С полным богословским образованием : протоиереев 61, священников 428, диаконов 2, псаломщиков 56.
Не получивших полного богословского образования : священников 463, диаконов 657, псаломщиков 865.
Сверх того, уволено за штат по старости и болезни протоиереев 12, священников 26, диаконов 32, псаломщиков 62.
Монастырей 6, женских 7. Архимандритов 1, игуменов 5, иеромонахов 39, иеродиаконов 25, монахов 45, бельцов 151, игумений 7, монахинь 155, указных послушниц 746, временно проживающих 897. Кроме того, имеется 2 женские общины, в них монахинь 1, послушниц 67.

Вятские епархиальные ведомости № 24 за 1916 г.


 

ТАК БЫЛО. Моё детство прошло в дерене Росляки Халтуринского (Орловского) района. «Почему так называлась деревня – точно установить трудно. Но, бабушка мне рассказывала, что в далёкие времена здесь поселились очень рослые сильные люди, и за этой местностью закрепилось такое название. К Рослякам почти вплотную примыкала деревня Пленкина Гора, находившаяся на вершине холма с отметкой 194,9 метра над уровнем моря, а Росляки в ложбине. До пятнадцати лет меня воспитывали дедушка Филипп Николаевич и бабушка Мария Петровна Росляковы. Дедушка был исключительно сильный. Дома имелись две большие ребристые гири, и он свободно ими «жонглировал». Вечерами дома мы зажигали десятилинейную керосиновую лампу. Дедушка любил по вечерам читать книги на печке с курилкой. Я тоже рано пристрастился к чтению.

В деревне нас было двое пацанов, родившихся в послевоенное время: я и мой погодок, тоже Леонид, да девочек около десятка. Довоенного «производства» молодёжи было порядочно, но впоследствии постепенно эта молодёжь исчезла из нашего поля зрения: кто ушёл в армию и не вернулся, кто поступил учиться, а затем уехал по распределению в далёкие края (тогда многих направляли на Дальний восток), кто завербовался на стройки народного хозяйства. Какими интересами жили мы, сельские мальчишки? Конечно: лес, а в нём грибы и ягоды. Помню, брал четырёхлитровый бидон, набирушку (кружку небольшую) и с собакой Соболем уходил на весь день в лес. Никаких змей и клещей тогда и в помине не было, иногда отдохнёшь, поваляешься с собакой на мшистом ковре. Леса имели интересные, устоявшиеся названия: Передокошки, Бугры, Заблуха, Островок, Максимчево, Угол (росляковский и пленковский) и т.д.
Конечно, мы школьники рано начали трудиться на колхозных полях. Помню, во втором классе ходили убирать лён. Был холодный, дождливый, сентябрьский день. И до сегодняшнего дня физически ощущаю, как замёрзли у меня руки. В колхозе в то время широко отмечался праздник, называемый в народе «Октябрьская». Все сельскозяйственные работы к тому времени заканчивались. Взрослые выбирали самую большую избу, и собирались в ней праздновать. Каждый приходил со своей снедью, но подавалось и праздничное варево, приготовленное из колхозного бычка, забитого накануне. Пили брагу, сваренную загодя, водки не было. Мы, детишки забирались на широкую деревенскую печь и созерцали оттуда происходящее. Сначала за столом заводились шумные разговоры, затем появлялась гармошка, и начинались искромётные пляски. Для нас, мальцов, всё это было крайне интересно.
Больший след в памяти оставила сенокосная пора в колхозе. Это было прекрасное время. Рабочий день делился на три уповода. Первый уповод начинался в 5 часов утра, пока на траве лежала роса, - косьба. Не случайно сложилась поговорка: «коси коса, пока роса». Затем делался перерыв на завтрак, после которого ещё два трудовых уповода по заготовке сена с перерывом на обед. На луговую страду колхозники выходили дружно, целыми семьями, иногда с песнями. Одевались в чистые одежды, в глазах рябило от разноцветья женских платьев и косынок. В конце страды все сенокосные угодья дружно покрывались стогами. Были хозяйственные надежды на сытый год, с молоком и хлебом! Часть заготовленного сена распределялась между колхозниками для прокорма личного скота в зависимости от трудового вклада. Не помню, чтобы кто-то из колхозников покупал сено на стороне. Но, теперь это всё в прошлом. Те сотни гектаров лугов заброшены. Они заросли кустарником, шиповником, чертополохом и прочими непригодными сорняками.
На колхозном поле сеяли рожь. Когда подходило время, её скашивали лобогрейками в валки и связывали вручную в снопы. Из снопов складывали суслоны, в которых колосья просыхали. Посмотришь: всё поле от края до края усеяно суслонами, которые затем скирдовали и обмолачивали стационарным комбайном, приводимым в действие трактором. Позже появился самоходный комбайн С-4, и уборка зерновых значительно упростилась. На своём приусадебном участке (40 соток) колхозники растили картофель и ячмень. Из ячменной муки у бабушки получались вкуснейшие ярошники. Бывало, когда утром хозяйки пекли хлеб, дух его ощущался на значительном расстоянии от деревни. Но, вот, что вызывает у меня удивление по отношению к настоящему времени: не было в деревне никаких парников и теплиц. Тем не менее, у бабушки в огороде в открытом грунте прекрасно росли и огурцы и помидоры. Существовала даже колхозная огуречная плантация в поле.
Как я уже отмечал, в деревнях было мало молодёжи, родившейся после войны. Оставшихся мужчин можно было по пальцам пересчитать в двух деревнях. Задела война своим кровавым крылом и нашу семью.
На фронте погиб мой дядя Леонид, в 21 год, капитан, командир батальона. В честь дяди меня назвали Леонидом, и я достойно пронёс это имя через всю свою жизнь. Я часто интересовался судьбой моего дяди. Но любые разговоры с бабушкой на эту тему тяжело ранили её сердце, и на глазах у неё выступали горькие слёзы. Был у бабушки на полатях дорогой для неё сундучок, который я иногда тайком открывал. Там хранились документы дяди Лёни, его аттестат о среднем образовании и фронтовые письма. У меня сохранилось несколько дядиных писем-треугольничков. В одном из писем от 17 июля 1943 года он пишет своему отцу, который в то время работал председателем колхоза: «Вы, тятя, выращивайте хлеб в тылу, ну а я здесь, на фронте, буду уничтожать проклятых фрицев»
В детстве мне казалось, что жизнь бесконечна, и время текло очень медленно. Но, чем старше я становился, тем быстрее бежало время. Дни, месяцы и года почему-то становились короткими. Но, я всегда по-доброму вспоминаю своё детство и жизнь в деревеньках Росляки и Пленкина Гора. Сегодня их нет, к сожаленью. На их месте шумит лес…»

Леонид Сорокожердьев

 

Народный дом села Пермского

 



В селе Пермском на берегу реки Вятки стоит Народный дом. Из окон его открывается красивая картина окрестности, но сам Народный дом с его усадебным участком представляет заброшенный полуразваленный угол, без призора хозяйского глаза; вечно открытые ворота, наполовину свалившиеся, замыкают картину Народного дома.
Двор Народного дома, довольно обширно покрытый зеленью, мог бы быть прелестной площадкой для детских игр, но вместо этого там бродит беспризорный скот, забираясь в амбары и стойла. Стекла Народного дома в большинстве выбиты, кем и когда неизвестно, а бреши и дыры в окнах заткнуты чем попало - столами, табуретами и даже пришлось встретить урну. Решетка отделяющая публику от сцены, полусвалилась, видно, что хозяйский глаз отсутствует совершенно.

Заря (Омутнинск) - 1923 год № 14

 

"Зеленая армия маленьких подрастающих граждан": две похожие публикации из разных эпох...

 



В Сарапуле состоялся праздник древонасаждения. К 10 часам утра учащиеся всех мужских и женских учебных заведений с зелеными флажками и красными знаменами, с лопатами, с ведерками и лейками собрались в количестве нескольких тысяч человек в Пушкинский сад. Из сада эта зеленая армия маленьких подрастающих граждан свободной России, сопровождаемая военным оркестром, с пением революционных песен двинулась по Соборной, Вятской, Сарапульской и Троицкой улицам к отведенному и огороженному уже месту будущего огромного «Сада Свободы». К празднику присоединились много взрослого населения, солдаты. Этот праздник навсегда останется в памяти его маленьких участников.

Кама - 1917 г. от 27 апреля

В Шалеговской Едино-Трудовой школе 1 ступени учащиеся 5 класса по своей инициативе постановили: на время проведения месячника труда увеличить занятия на 2 часа и произвести расчистку двора от снега, мусора и нечистот. Кроме того, ведут подготовительную работу к весенней компании по засеву школьного огорода. С этой целью приступили к приобретению своим трудом лопат, граблей и метел.

Крестьянская правда (Орлов) - 1919 г. № 18

На фото: стенд в Орловском краеведческом музее

 


Равнодушный доктор



Не так давно публиковалась газетная дореволюционная заметка про не очень добросовестного врача из села Кай, по вине которого умерло несколько больных. К сожалению, такие врачи встречались и в первые советские годы. В 1925 году в "Вятской правде" была опубликована жалоба больных, лечившихся в Вятской губернской больнице, на такого же доктора
"30я палата губбольницы по своим условиям совсем не подходяща для лечения легочных больных. Помещение неудобное и сырое. Тем не менее в палате находятся легочные больные. Однако больные, находящиеся в этой палате, вздумали обратиться к посетившему губбольницу доктору Бороховичу с жалобами на неудобство помещения. В ответ на жалобу больные услышали:
- Вас сюда силой никто не тянул.
После такого «утешительного» ответа больные группами начали выписываться из больницы. Оставшиеся же на излечении чувствуют себя далеко невесело".

Утешительный ответ (из писем читателей) // Вятская правда - 1925 г. № 18

 

Подкидыш

 



На 18 февраля ночью на парадном крыльце дома Котельниковой на Соборной улице подкинут мальчик примерно одного месяца от роду. При нем записка: «Мальчик некрещеный. Прошу вас, барин, не оставьте такой невинной просьбе, вскормите моего мальчика».

Прикамская жизнь от 18-19 февраля 1910 года

Фото из экспозиции Лебяжского краеведческого музея

 

Подземные ходы Вятки в воспоминаниях старожилов

 

Вот что написала в своем письме в редакцию газеты «Кировская правда» в 1983 году Л.В.Плетнева: «Мое детство прошло в доме по лице Горбачева 4, то есть в мужском монастыре, сейчас мне 50 лет. В детстве в те времена мы слышали, что есть подземный ход из мужского монастыря в женский и нам хотелось его посетить. Однажды мальчишки, взяв лом, начали раскапывать у самой церкви, недалеко от ворот – и лом наш ушел под землю. Раскопать нам этот ход не удалось.
Позднее моя мама устроилась работать сторожем в архив, который размещался в этой церкви. В ней также работала и жила старенькая, маленькая ростом женщина. Эта старушка рассказала однажды моей маме о существовании подземного хода. И вот как-то ранним утром, когда весь город спал, они меня разбудили (моя мама в это время работала в церкви) и мы вошли в церковь – там никого не было, только одни голуби ворковали, была загробная тишина, лучи солнца освещали нарисованные иконы на стенах. Я увидела небольшой вход и лестницу, ведущую вниз. Проход был узкий и невысокий – в рост человека, а может, и ниже, он был выложен кирпичом. Мы спустились туда – ниже уровня земли, там была завалена мусором и заколочена железная дверь. Я часто думала об этом подземном ходе, может, там есть таинственные сокровища. Еще в детстве я слышала, как пытались раскопать гробницу Трифона в церкви, но люди были напуганы тем, что при вскрытии из нее выступал какой-то свет или пламя. Может, это сказки, а может, правда, ведь это было так давно.

Письмо было опубликовано в книге А.Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды». – Киров 2000 г., с.89-90

 

 

Поверья, приводившие к убийствам

К сожалению, поверья, приводившие к убийствам, были, не только у "инородцев", но и у русских крестьян. Например, ожившего покойника (например, человека заснувшего летаргическим сном) на юге Вятской губернии считалось обязательно убить. По поверью, это был уже не человек, а нечистая сила, притом вскоре должны умереть "три попа". В одном из сел Уржумского района рассказывали о церковном старосте, который убивал оживших железной палкой. Было бы интересно найти подобные свидетельства в прессе того времени и как к этому относилась полиция.
А в 1892 году крестьянин Елабужского уезда убил другого, посчитав, что перед ним не человек, а холера. Видимо, считалось, что холера тоже ходит в человеческом образе.

Крестьянин Елабужского уезда Большекибьинской волости д.Сарсак-Омги Матвей Нилов 8 августа в 11 часов ночи, на стук в окно, вышел на улицу и, увидев постучавшегося крестьянина Афанасия Шамитова, нанес ему острием топора ударь в грудь, отчего Шамитов упал мертвым. Нилов предполагал в Шамитове убить холеру и думал, что это не человек, а холера. При вскрытии трупа крестьянина Шамитова оказалось, что острием топора перерублена рукоятка грудной кости, 1-е и 2-е ребра с левой стороны, верх левого легкого и дуга начальственной артерии разрублена пополам. Удар был силен и смерть –почти моментальная. И.д. губернского врачебного инспектора Михайлов.

Вятские губернские ведомости - 1892 г. № 7.

 

Кто помнит? Забытые кировские издания



Трудно поверить, но в конце перестройки такие комиксы издавались в Кирове. Комиксы были чёрно-белые, но читатели, открывая их, уже не замечали этого. Например, сюжет данного комикса (кстати, довольно обьемистого) мастерски переплетал сюжеты героев романов Сабатини и фильма "Звездные войны". В итоге получилась очень интересная и увлекательная книжка для детей. Комиксы имели большой тираж и продавались в "Союзпечати" даже отдаленных районов области. Как говорят, экземпляры комиксов сохранились в Областной научной библиотеке имени Герцена

 

Злополучная Сарапульская тюрьма и ижевские бомбисты

 



Не так давно публиковали газетную заметку 1908 года о бомбе, брошенной в Сарапульской тюрьме. Любопытно, что почти за полгода до этого там же был обнаружен подкоп. В 1907 году "Прикамский край" в номере 35м писал об этом:
"Подкоп. 21 августа в Сарапульской тюрьме, по сообщению «В.В.» обнаружен подкоп, произведенный 4 подследственными арестантами на протяжении 27 ½ аршин и доведенный до половины двора. В прилегающих к тюрьме частных домах был произведен осмотр, не обнаруживший ничего подозрительного".
Вот такое интересное заведение было - арестанты то бомбы бросали, то подкопы рыли. Кстати, 27 аршин это примерно 19 метров по современным меркам, т.е. подкоп был прорыт уже приличный.
Интересно, что эта местность Вятской губернии была привычна и к бомбистам, особенно в Ижевском заводе (в чем, конечно, нет ничего удивительного, учитывая основное ремесло его жителей). В том же 1907 году "Прикамский край" сообщал, в номере 37-м:
"26 августа в Ижевском Заводе в час ночи в квартиру г-жи Степановой неизвестными брошена бомба. Взрывом повреждена квартирная обстановка. Пострадавших нет.
Г-жа Степанова местная весьма состоятельная обывательница. Она неоднократно получала письма от революционных организаций с требованием денег.
Это уже второй случай подброса бомбы в квартиру Степановой. В первый раз, как мы уже сообщали, брошенная бомба не взорвалась". Кстати, это было далеко не единственное сообщение о взрывах бомб в Ижевском заводе в печати того времени.

 

В.Г.Короленко в Вятских Полянах

 

Село Вятские Поляны Малмыжского уезда. 4 октября сюда прибыл известный русский писатель В.Г. Короленко, который тотчас же отправился отсюда в село Старый Мултан, где совершено было человеческое жертвоприношение вотяками. Осмотрев шалаш, где совершили убийство, и место, где найден труп убитого, В.Г. вернулся обратно в Поляны, а отсюда отправился на пароходе Булычева в Нижний Новгород. В.Г. Короленко присутствовал при разборе этого дела в городе Елабуге.

Вятский край - 1895 г. № 96

 

Из старой печати. Ошибка 1913 года, которую исправили большевики

 



О дороге Нижний-Кунгур. Общее собрание нижегородского биржевого общества избрало депутацию для представления ходатайства о направлении Сибирской магистрали от Нижнего на Кунгур или Екатеринбург. Общество находит, что направление магистрали Казань-Екатеринбург будет неисправимой экономической и исторической ошибкой в отношении всего Среднего Поволжья.

Вятская речь - 1913 год № 15

Примечание. В советское время Казань и Екатеринбург все же были соединены железной дорогой, которой мы пользуемся и сейчас...

 

Из старой печати. Забыли все, что учили...

 



В селе Вохме при открытии воскресно-повторительных классов обнаружилось, что из числа постоянных учеников было несколько таких, которые кончили курс начальной школы, но забыли все настолько, что с ними пришлось снова учить звуки.

Вятский край - 1895 г. № 118

 

 

Вятка чтила Александра Третьего

 



Сегодня, по случаю исполнения полугодия со дня кончины в бозе почившего Государя Александра 3го, в Кафедральном соборе отслужена заупокойная литургия и панихида в присутствии всех чинов и многочисленной публики города Вятки.

Вятский край - 1895 год № 59

 

Вятка криминальная

В ночь с 27 на 28 мая Котельничского уезда в починке Софроновском у крестьянина Якова Одегова из амбара украли, через отпор замка подобранным ключем, льняное семя на 5 рублей. Виновные не обнаружены, но на одно лицо имеется подозрение.

Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 54

 

 

120 плугов день: из истории БХЗ....

 



Белохолуницкий завод - идет по пути усовершенствования и поднятия производительности труда.
Поставлены два новых пресса, привезен фрезерный станок, ставят ножницы, которые будут работать электрическим током.
В настоящее время завод выполняет в среднем 120 плугов в день.

Вятская правда - 1925 г.№ 18

 

Вятка сто лет назад. Несознательный гражданин

 



В Левинской волости деревни Шоничи все граждане за исключением некоего Ильи Анцифирова выполнили полную разверстку причитающихся с них продуктов продовольствия. Только указанный гражданин явно отказался от сдачи причитающегося с его хозяйства хлеба, несмотря на то, что соседи даже менее имущие сдали наряд.
Чтобы в корне пресечь подобные явления Упродком предложил Левинскому волисполкому предложить Илье Анцифирову в течение 48 часов сдать причитающийся с него по разверстке хлеб.
В случае отказа все имеющиеся у него запасы будут подвергнуты конфискации.
Так поступает и будет поступать советская власть с каждым, кто не желает подчиняться постановлениям своих односельчан, не выполняет разверстку, этим идет в разрез с законом Рабоче Крестьянской Власти.

Упродком

Крестьянская правда (Орлов) - 1919 г. № 8

 

Новые кинотеатры Вятки

Новый кинематограф. Группой предпринимателей уже приступлено к постройке нового грандиозного здания для кинематографа на Спасской улице на месте, принадлежащем Н.В. Рязанцеву, между Владимирской и Никитской улицами (где Центральные номера). Зал рассчитан на 1500 человек. Все здание кинематографа по своим размерам будет самой большой из всех, разрешаемых по строительным правилам, деревянных построек. Кинематограф будет роскошно отделан, снабжен большим фойэ с фонтаном и т.д. Постройка и внутренняя отделка будет закончена к Пасхе, когда и состоится открытие нового кинематографа. Сад при доме также предполагается использовать и приспособить для общественных гуляний.

Северное слово - 1913 год № 44

 

В дореволюционной Вятке было общество охотников

 



Общество охотников. В Вятке существует общество ружейных охотников. Жизнь этого общества до сего времени проявлялась только осенью 4-5 общими охотами на зайцев, далее же это общество не шло. Ныне, с выбором в председатели правления общества г.Шнейдер, общество оживилось, а число членов его возросло.
В настоящее время, пока еще не настал сезон охоты, производится по воскресеньям практическая стрельба дробью и пулями в цель, участие в которой принимает и г. вице-губернатор Григорьев. В будущем предполагается призовая стрельба и общая охота на гусей.

Вятская речь - 1908 г. № 40

Данное фото уже публиковали. Сделано в Глазовском уезде Вятской губернии...

 

Вятка сто лет назад. Коммунист по названию

В селе Илгань председатель исполнительного комитета, коммунист А.Н. Решетников, конфисковал мебель у местных попов и псаломщика, как будто для общей пользы, а на самом деле он забрал ее себе.
Мне кажется, что мебель эта была бы более полезна в местном клубе, нежели у председателя в доме.

В.Махнев

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 44

Оригинал названия статьи сохранили в заголовке...


 

 

Мултанское дело: быль или мистификация?

 



Сарапул. Оригинальная присяга. На страницах Вятского края уже сообщалось о тех приемах, какие употреблял пристав Шмелев, производя дознание по делу человеческого жертвоприношения вотяками села Мултан Малмыжского уезда. Теперь мы считаем не лишним ознакомить читателя с оригинальной присягой, к которой приводил мултанских вотяков г.Шмелев. Эта присяга – специальное изобретение талантливого пристава. Вот как описали ее свидетели и обвиняемые. Привез Шмелев в с.Мултан чучело медведя, положил на чучело корку хлеба, а впереди чучела упряжную дугу, а на последней поставил горящую восковую свечу. Когда все это было устроено, то по приказу Шмелева, подводили допрашиваемого вотяка к чучелу, заставляли его целовать рыло последнего, далее приказывал откусить кусок хлеба от корки и затем уже протягивали вотяка под дугой. После всех этих мытарств допрашивал вотяка г.Шмелев. вот к каким способам прибегает малмыжская полиция, чтобы создать громкое дело об убийстве якобы с целью принесения в жертву вотяками языческим богам.

Вятский край - 1895 г. № 43

 

1911 год. Ижевские «экстремисты» (в тему истории политических репрессий в России)


1 октября «Прикамская жизнь» сообщила местную политическую новость. «29 сентября выездной сессией Казанской Судебной Палаты в Сарапуле слушалось дело Ижевской группы Прикамской организации социал-демократической рабочей партии».
Обвинялись В.А.Сухих, А.М.Березин, С.Ф.Французов, А.П.Федулов и В.И.Борисов. Всем пяти ставилось в вину создание в 1905 году Ижевской группы Прикамской организации социал-демократической рабочей партии, поставившей целью насильственное изменение существующего строя. Группа печатала прокламации, собирала митинги, собирала пожертвования в пользу партии. «Произведенными обысками у всех этих лиц найден был компрометирующий их материал. Приговором суда Сухих, Березин и Французов высланы на поселение. Федулов и Борисов оправданы».

Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.218

 

 

Первые «байкеры»

 

14 апреля с Солдатской площади по Вознесенской улице гнали два велосипедиста, а прохожие еле успевали отскакивать…


Прикамская жизнь 1910 год

Примечание. Дело было в городе Сарапуле

 


В.Г.Короленко о вятской ссылке

 



Если читатель бросит взгляд на подробную карту Вятской губернии, то он увидит, что Глазовский уезд представляет один из самых северных ее уездов. Линия, проведенная от Глазова на северо-восток, пересечет верховья двух рек — Вятки и Камы — в том месте, где они параллельно друг другу текут прямо на север. Кама тут составляет границу между Глазовским уездом Вятской и Чердынским Пермской губернии. Это как раз граница родины Пилы и Сысойки, а рядом расположена обширная Бисеровская волость, редко населенная, покрытая болотами и сплошными лесами. На крайнем ее северо-востоке находится местность, называемая Березовскими Починками. Ни один губернатор никогда не бывал в этой волости, ни один исправник не бывал в селе Афанасьевском, ближайшем от Березовских Починков, а в самых Починках с самого сотворения мира не бывал даже ни один становой. Никогда починковцы не видели начальства выше урядника. Когда через несколько месяцев я опять очутился в Вятке, то ко мне пришли в тюрьму два чиновника губернаторской канцелярии нарочно для того, чтобы взглянуть на человека, бывшего в Березовских Починках, и расспросить о них.

В.Г. Короленко. История моего современника

 

«…И в том де селе их крестьян били до полусмерти, и вязали и в железа ковали»: о расправе над крестьянами села Суны в 1665 году


Да в том же числе, маня в 12 день, писали к нам великому государю из Казани боярин наш и воеводы князь Григорий Семенович с товарыщи и прислали под отписками своими две заручные челобитные Казанского уезду новоприписных села Вознесенского крестьян старосты Ефтифейка Исупова с товарыщи, а в челобитной их написано: по нашему де великого государя указу переписал их и наложил на них ясаки Казанец Герасим Змеев и указано де к ним в то село послать из Казани приказного человека Казанца Ивана Бутлярова; а ныне де без них в тое село Вознесенское приезжал с Вятки Успенского манастыря архимарит Сергей с братьею, да с ними манастырских слуг и крестьян человек с 50 и болши, с ружьем, и в том де селе их крестьян били до полусмерти, и вязали и в железа ковали, и доправили на них денег 200 рублев 10 алтын, а у кого де денег не было, и у тех де брали кафтаны шубные и сермяжные и овчины, а с жен их сарафаны и кресты, и из ушей серги; и увезли де на Вятку 6 человек, и на Вятке де мучат их в цепях, и церковь де Божию пограбили, книги и казну взяли, и попа и церковных причетников увезли; и от того де их архимаричья разоренья с братьею они в конец погиблии до основания разорились.

Источник: Древние акты, относящиеся к истории Вятского края- Вятка 1881 г., с.161

 

Подземные ходы старой Вятки

 



Из воспоминаний А.С.Никулиной: «Это было в 1935 году, когда разбирали кирпич разрушенного Кафедрального собора. В подземку мы спустились в начале рабочего дня, а вышли из нее, когда работа уже заканчивалась. Свой путь освещали спичками, поэтому шли медленно, на ощупь. Заметили, что подземелье сложено из кирпича, потолок сводчатый. Двигаясь по ходу, встретили слева ответвления, а справа – нишу, раза в два-три превышающую человеческий рост. На поверхность мы вышли на крутом склоне берега реки Вятки".

Источник: Кировская правда – 16 декабря 1989 г.

 

Первое электричество в Кирсе

 



В Кирсинском заводе электрический свет освещает дома администрации завода да высоко квалифицированных рабочих, в том числе дом отца попа, где 2 электрические лампочки разливают свой яркий свет. Не потому ли это, что заводоуправление считает его тоже высококвалифицированным работником в своей отрасли?
И часто от рабочих слышишь недоуменные вопросы: почему это у попа электричество, а нам не разрешается проводить? Ведь поп никакой пользы заводу не приносит.
Скоро ли местные власти прислушаются к голосу рабочих и снимут электричество у попа и проведут его рабочим?

Крестьянин Игорь

Диктатура труда (Омутнинск) - 1923 г. № 14

На фото: храм в Кирсе, в котором служил "просвещенный" батюшка 


Назад к списку