ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

16-20 января

Из старой печати. Раут-ужин у исправника



Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...

Нолинский исправник г.Тараевич 24 января впервые устраивал в клубе раут- ужин, для чего накануне ходил по домам специально его посланный с подписным листом: внесший рубль не только сам мог посетить журфикс, но и прихватить с собой даму. Некоторые члены клуба, не желая участвовать в этом ужине, сели 24 января в бесте общества трезвости. Провинция начинает копировать столицы.

Вятская речь - 1910 г. № 24

 

Население города Вятки накануне Первой Мировой войны



Население города Вятки к 1 ноября 1913 г. по сведениям статистического комитета выражалось в цифре 48.630 человек, в том числе: русских 46.113, немцев – 159, поляков 60, магометан - 688, евреев – 620, иностранцев 45.

Северное слово - 1914 г. № 8

 

Дореволюционная бытность. Книги и коммерция



Дешево и сердито. Сарапульское уездное земство открыло книжные склады, в Ижевском и Воткинском заводах и в городе Сарапуле. Книги будут приобретаться в кредит от книжного склада губернского земства в Вятке, так как уездное земство, открывая склады, не отпустило в распоряжение управы абсолютно никаких средств на это доброе дело. Удивительна, право, склонность у сельских земцев, норовящих за чужие средства оставить по себе добрую память в грядущем потомстве! Да вы, господа, не теряя ни одной копейки, хоть бы на обороты дали своей управе немножко деньжонок, а то ведь согласитесь: устраивая целых 3 книжных склада в самых населенных пунктах уезда, решились на одно из существенно важных коммерческих дел - народно-просветительское дело и не дали на это ни единого гроша! Коммерция без денег - нечто странное, признаться, и непонятное!

Вятский край - 1895 г. № 55

 

Население города Хлынова в 17 веке



Город Хлынов над рекою Вяткою. В меншем городе церковь соборная, деревянная, во имя Пресвятые Богородицы Одигитрия и великого чудотворца Николая; церковь соборная вновь строится каменная во имя Живоначальной Троицы; церковь соборная Богоявления Господня; церковь приходская Воскресенская; двор преосвященного Ионы епископа Вятского и Великопермского; приказная изба, где сидят воеводы, другая изба приказная для сыскных дел; в том же городе дворы прикащика, пристава, попа, трапезника и других, всего 7 дворов.
В болшом городе на посаде: дворы епскоплих приказных и домовых его людей, попов, протодиакона, дьяконов, 27 дворов; певчих, служебников епископлих и поповых 80 дворов; двор с приписью подъячего Стефана да суконной сотни брата его Петра Рязанццовых, да прочих подъяческих дворов 19; суконной и гостинной сотни 9 дворов; посадских тяглых дворов: в Московской улице 33 двора, в Морозовской 25, в Ильинской 50, в Воскресенской 61, Никитской за кружечным двором 91, Успенской 270, в Вознесенском переулке 41 двор. Двор воеводы, два двора для приезжих всяких чинов, солдатских дворов 19. В слободке 33 двора, за Вяткою рекою 15 дворов, дворишков да избенок 22.
За городом, за Успенскими вороты, за речкою Засорою, монастырь Успенской, а в монастыре церковь Успения Пресвятые Богородицы, да церковь над вороты монастырскими; в монастыре инков архимандрит Иоил с братьею, два двора, да в монастырских слободках 57 дворов да 5 избенок, людей во всех 227 человек.
Всего в Хлынове на посаде, опричь церковных, причетнических и воеводского, 714 дворов, а людей в них 2028 человек.
Вотчины епископли, владеет Иона епископ Вятский и Великопермский… Всего в епископлих вотчинах: 1 монастырь, 4 погоста, причетников 18 дворов, 2 двора епископлих, починков и займищ 238, дворов 751, с 3468 человеками.
Вотчины Хлыновского Успенского монастыря… А всего в монастырских вотчинах 4065 человек мужеска полу.

Выписка из вятских писцовых книг Михаила Воейкова и подъячего Федора Прокофьева (1678 г.) // Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881, с.205-206.

 

Загадочный "бест"....



Нолинский исправник г.Тараевич 24 января впервые устраивал в клубе раут- ужин, для чего накануне ходил по домам специально его посланный с подписным листом: внесший рубль не только сам мог посетить журфикс, но и прихватить с собой даму. Некоторые члены клуба, не желая участвовать в этом ужине, сели 24 января в бесте общества трезвости. Провинция начинает копировать столицы.

Вятская речь - 1910 г. № 24

 

Исторические параллели



Такое интересное историческое сравнение было опубликовано в "Вятском крае" в 1991 году (весна 1991 г.).

 

Из старой печати. Благоустройство города -забота его жителей



К переписке о благоустройстве города. Пристав Якимов обращает внимание городской управы на множество ухабов по Набережной (против Трифонова монастыря) в части городской полосы и просит выравнять дорогу. О том же сделано напоминание и Трифонову монастырю.
Предложение полиции о приведении дорог в удовлетворительный для проезда вид по площади к присутственным местам и (от угла Спасской и Гласисной улиц) к техническому училищу – выполнен распоряжением городской управы, хотя проезд к техническому училищу не вполне приведен в исполнение.

Голос Вятки - 1911 г. № 18

В последующих номерах можно найти и другие упоминания о ретивом приставе Якимове, заботившемся о благоустройстве родного города Вятки

Фото с сайта finish12.livejournal.com

 

В старой Вятке не было Герценки. Была Николаевская публичная библиотека...



В публичной библиотеке имени императора Николая Первого. Мы уже сообщали о маленьком непорядке в читальне публичной библиотеки. В настоящее время две местные газеты «Голос Вятки» и «Вятская Речь» уже стали появляться на столе читальни с самого ея открытия, но к удивлению публики, зато газета «Вятские Губернские Ведомости», выписываемые библиотекой, в настоящее время совершенно не обслуживает публику. В старое время «Вятские Губернские Ведомости», хотя и на другой день по выходе, в означенной читальне появлялись. Быть может, г-жа библиотекарь или ея помощница «Вятские Губернские Ведомости», относят не к местным газетам? Объяснить это явление очень трудно. Невнимательность это к вверенному делу или забывчивость заведующих библиотеки – трудно сказать.

Голос Вятки - 1911 г. № 22

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Все новое - хорошо забытое старое...



Налог на собак. Городская управа предлагает ввести в действие правила о регистрации собак, а также налог с них. Как известно, регистрация собак была временно прекращена ввиду того, что налог на собак был введен путем обязательного постановления, а не на основе существующих на этот предмет правил.

Голос Вятки - 1911 г. № 16

 

О крестьянах южной Вятки в 1858 году



Крестьяне южной части Вятской губернии весьма достаточны, особенно в деревнях, называемых починки; у них отличная почва среди вековых лесов, превосходные распаханные земли и злачные пастбища, от чего преобладает скотоводство. Кроме этого, имеют прекрасные дома и вообще живут в довольстве...

Штукенберг И.Ф. Описание Вятской губернии – Санкт-Петербург, 1858 г.

Примечание. Возможно, не случайно лидер уржумских большевиков Н.Елькин на губернской парт-конференции в 1918 году привел цифру, что в Уржумском уезде около 80 % зажиточных крестьян...

На фото: семья лебяжского крестьянина Михаила Каткова в начале 20 века

 

Тяжелая жизнь ссыльных революционеров в царской России



Село Мухино Слободского уезда. Из жизни ссыльных. Тяжелую картину представляет жизнь ссыльных с.Мухино, благодаря тому, что кормовые деньги приставом 4 стана Слободского уезда выдаются неаккуратно: прошло уже более половины февраля месяца, а ссыльные не получали таковых еще за январь месяц, тогда как ссыльные села Косы, где находится квартира пристава, получили за январь месяц 4 февраля. Между прочим мухинские ссыльные 27 декабря получили только за декабрь.
Такая неаккуратная выдача сильно отражается на жизни ссыльных, так как приходится поневоле залезать в долги, а при несвоевременной оплате таковых, даже совсем лишаться кредита в лавках. И живи как знаешь!
Нужно при этом заметить, что иногда и эта маленькая сумма 7 рублей 70 коппек выдается частями. Кормовые же в других станах этого уезда выдаются до первого числа.

Вятская речь - 1910 г. № 47

 

Происшествия старой Вятки



Покушение на самоубийство. 2 января на Казанской улице, около чайной Урванцева лежал на дороге и громко стонал мужчина. На вопрос подошедшего городового неизвестный ответил, что отравился уксусной эссенцией, всунул ему в руку записку и сказал: «Читай». В записке было сказано, что он решил отравиться, так как хозяин подозревает его в краже сапог, а он невиновен и не мог перенести позора. Неизвестный оказался потомственным почетным гражданином К.Иконниковым, по профессии сапожник. Для оказания медицинской помощи его отправили в городскую больницу.

Северное слово - 1914 г. № 4

Графика Александра Демышева

 

На заре кинематографа...



В с.Шалегово Орловского уезда в декабре в первый раз были устроены народные чтения с туманными картинами; несмотря на вьюгу и вечернее время, народу из окрестных деревень собралось очень много.

В селе Сернуре Уржумского уезда 6 декабря открылось общество трезвости; открытию общества способствовали земский начальник и бывший врач. В настоящее время число членов вновь открытого общества достигает 42, из которых около половины крестьяне. После молебствия происходили выборы членов совета. Затем общество постановило устраивать чайные на ярмарках и базарах, а также и народные чтения с туманными картинами, для чего решило приобрести волшебный фонарь.

Вятская газета - 1896 г. №№ 38, 41

 

Картинки 1917 года. Анархия...

Беспорядки в Слободском. 17 ноября с Демьянского завода толпе удалось похитить несколько сот бочек пива. Ночью добровольная дружина с чинами милиции предотвратила дальнейшее расхищение и и разбазаривание бочки с пивом. Утром 18 числа толпа снова собралась около склада, угрожая разбить склад спирта, но принятыми своевременными мерами склад удалось отстоять. Жертв нет.

Расхищение общественного хлеба. Куменский начальник милиции донес в Вятку, что крестьяне Нагорской волости, деревень Бобыли и Дряхлово (Вятский уезд) самовольно отперли Быковский хлебозапасный магазин, разорили весь находящийся в нем хлеб и и развезли по домам и что другими обществами намеревается сделать тоже самое.

Беспорядки. В Сардыкской волости Глазовского уезда собрался волостной сход, который потребовал восстановить волостное правление и избрал волостного старшину и заседателя. Население не платит подати, не дает хлеба для армии и населения. Процветает кумышковарение, пьянство.

Крестьянская газета - 1917 г. №№ 90-91 (декабрь)

На фото: церковь в слободе Демьянка (Слободской)

 

Из описания Вятской губернии: "Сухопутные дороги вообще дурны..."



Вятская губерния наделена таким счастливым географическим положением, что вывоз произведений ко всем 4 пограничным морям России одинаково благоприятен. Однако сухопутные дороги вообще дурны, не исключая и тех, которые идут до главных складочных мест хлебной торговли, т.е. Вятки, Орлова и Слободска. Дорога, по которой идет подвоз к складочному месту – Ношульску, в бассейне Двины, очень неудобна, однакоже есть возможность проехать по ней. – Дорога, ведущая к месту погрузки – Быкову (при Лузе, ниже Ношульска), может скорее назваться тропой, хотя уже и приняты меры к устройству удобной для проезда дороги.
В бассейне Верхней Вятки крестьяне не употребляют телег; даже летом они возят тяжести по луговым и болотистым местам на полозьях…

Штукенберг И.Ф. Описание Вятской губернии – Санкт-Петербург, 1858 г., с.48

На фото: в наши дни в Слободском районе...

 

Имена из метрических книг

Известно, что многие привычные нам имена в дореволюционных метрических книгах указывались не так, как мы привыкли, а так, как они звучали по церковно-славянски. Причина этого была и в том, что имена давались по святцам - поминовению святых в церковном календаре, которые там указаны на церковно-славянском. "Новичка" же, впервые открывшего метрическую книгу, эти имена вводят иногда в заблуждение. Самые распространенные имена, встречающиеся в "метриках" и написанные на церковно-славянском...

Агафия – Агафья
Андриан - Адриан
Акилина - Акулина
Апполинария – Поля, Полина
Василисса - Василиса
Гавриил – Гаврила
Георгий – Егор
Даниил – Данила
Димитрий – Дмитрий
Диомид - Демид
Дионисий - Денис
Евдокия – Авдотья, Дуся
Евфим, Евфимия – Ефим, Ефимья
Иаков - Яков
Иоакинф - Акинф
Иоанн – Иван
Иосиф – Осип
Илларион – Ларион
Ираида - Раиса
Исидор – Сидор
Козьма – Кузьма
Марья – Мария, Маша (иногда путают с именем Мавра)
Неонилла - Ненила
Силантий – Сила
Синклитиния (Сингликерия, Синклитикия) – Синкля, Клитя
Стефан, Стефанида – Степан, Степанида
Фелицата - Фиса
Феодор - Федор
Хиония – Фиона
Хрисанф - Крысан
Христина - Кристина

Иногда встречаются и исключения. Например, Аксинья часто указывалась как привычная нам Ксения. Иногда можно встретить "Яков" вместо "Иаков". А до середины 18 века многие мужские имена и вовсе писались в среднем роде - Михайло, Петро, Гаврило...

 

Несколько историй из вятской студенческой жизни

На Верхосунской земской ферме ныне окончил полный курс учения один крестьянский юноша Елабужского уезда, Можгинской волости, Семен Слотин, который, согласно положению о ферме получил от земства 90 рублей жалования за 3 года, проведенном в хозяйстве фермы (за вычетом расхода на одежду и обучение), и набору кузнечных инструментов, как изучающий это ремесло. Ныне выпуск учеников на Верхосунской земской ферме по счету второй.

Вятский край - 1895 г. № 53

В духовной семинарии. 17 марта семинаристкое начальство и воспитанники были взволновано известием, что воспитанник 3 класса Лебедев, с целью лишить себя жизни, принял ½ стакана нашатырного спирта. Отравившийся был отправлен сначала в семинаристкую больницу, в потом в губернскую.
Причины, побудившие его на самоубийство, пока не выяснены, но по слухам находятся в связи с семинаристким режимом. В последнее время Лебедеву было запрещено ходить в город и выведено 3 в поведении в наказание за посещение театра без позволения.

Вятская речь - 1910 г. № 61

Коммунисты слушатели Ново-Торьяльского коммунистического университета в числе 30 товарищей (19 мужчин и 11 женщин) постановили единогласно об отправке их на фронт. Укомпартия, рассмотрев этот вопрос в своем заседании от 24 мая постановила: приветствуя революционный порыв ново-торьяльских товарищей, но считаясь с интересами университета, отправить пока 50 %

Красный пахарь – 1920 г. № 1

 

Яранское монашество на страницах антирелигиозной печати



Умеют обделывать попишки свои греховные делишки.
Поп Фокин наполнил все село Падерино любезными его сердцу монашками.
Штук 12 их вокруг церкви вертится. Не жнут, не сеют, а поборами с мужиков живут.
Макарьевский поп тоже не будет плох. Он сумел так объехать православных прихожан, что те ходатайствуют, чтобы разрешили им за попа все налоги уплатить.
Эти только еще платить собираются, а вот прихожане церкви с.Петровского в своем усердии их перещеголяли. Они давным давно за своего попа все налоги платят.

Белка

Крестьянин-коммунист (Яранск) - 1919 г. № 4

Село Знаменское – культурный очаг района

Местечко Знаменка (бывший женский монастырь), где прежде тихо текла жизнь монашек, сейчас представляет из себя кипучий улей молодежи, будущих агрономов-льноводов.
Благодаря двухгодичному существованию техникума население забыло о всяческих монашеских бреднях. Все окрестные деревни переходят на многополье. Или же проводят опыты, как например, посев льна и овса с минеральными удобрениями в д.Кляпино, опыт с ранним паром в д.Щеглы, опыт с коренным улучшением луга в д.Вещево, опыты посева сортированным и не отсортированным зерном в нескольких окрестных деревнях. Были произведены опыты по выработке льна на глазах крестьян.
Организовано 6 сельскохозяйственных кружков, куда каждое воскресенье для проведения работы ходят учащиеся старших групп.
Окрестные крестьяне часто приходят в Знаменку, не за какой-нибудь гнилушкой или песочком с гроба господня, как было прежде, а идут за советом к спецу-агроному, как лучше и дешевле провести то или иное мероприятие в своем хозяйстве.
И не один крестьянин не ушел неудовлетворенным- – ему толково разъяснял агроном все интересующие его вопросы .

Яранская газета - 1928 г. № 22

Черное гнездо (Яранская волость)

Всем известна работа по одурачиванию масс бывшего мужского монастыря.
После революции, на земле бывшего монастыря организовалось сначало советское хозяйство, а позднее – опытное поле. Черное гнездо было разогнано, но корни его остались. И даже росли до последней поры : по прежнему красовалась церковь, где сохранялось до 10 штатных и более того нештатных монахов, которые продолжали темное дело.
Недавно церковь закрыли.
Давно бы пора!

М.Наумов

Святой колхоз

(Санчурская волость)
В 1926-1927 году Люинский район землеустраивался. Казалось бы, что от монастырских земель не должно было остаться и следов, т.к. крестьяне нуждались в земле и заявляли об этом. Но не тут то было. Чимижский женский монастырь, прикрывшись вывеской «трудовая сельскохозяйственная община», по воле уземскомиссии (дело № 44) получил полный надел и на нем ожил, зашевелился, пуская кори религиозного дурмана в гущу окружающего населения.
Нужно сейчас же исправить ошибку уземкомиссии.

Е.П.А.

Яранская газета - 1929 г. № 19


На фото: монахиня Домна, основавшая в 1920-е годы в Яранском уезде небольшую обитель, после закрытия женского Знаменского монастыря

 

Здравоохранение в Вятской глубинке до 1917 года и после (советская публикация)



Сопоставляя нынешнее здравоохранение с прежним, невольно поражаешься громадной разнице. Раньше на территории {Немского} района было только три фельдшерских пункта – в Колобове, Маркове и Неме, с общим штатом в 7 человек. Помещались пункты в частных малоприспособленных помещениях.
В Неме только в 1906 г. появляется первый медработник – акушерка (Гущина Е.И). Акушерке не было даже комнаты, где бы можно было осмотреть беременную. Приходилось принимать роды в бане или в случайных квартирах. Родовспоможение носило разъездную форму. Лишь в 1914 году впервые открылся фельдшерский пункт. Стационара не было.
Вполне понятно, что такая лечебная сеть далеко не полностью могла обслуживать население. Здесь был широкий простор для знахрок, бабок, для заразных и других болезней, которые несли смерть и инвалидность.
Прошел Октябрь. Движутся во все поры культура, знания, санпросвет и профилактика. Ширится медицинская сеть, увеличивается число медработников. Отпуск средств на здравоохранение с каждым разом растет. В 1929 г. было отпущено 6.600 р., 1930 г. – 12.600 р., 1932 г. 67.500 р., 1935 г. – 114.200 р., и в 1937 г. – 175300 р.
В итоге к 20-летию октябрьской революции наш район имеет: больница на 35 коек и типовая аптека в Неме; два роддома при Колобовском и Больше-Светопольском медицинских пунктах. Открыты вновь фельдшерские пункты в селе Чистое Поле и Арское. В районе постоянно работают два оспопрививателя, дезинфектор, помсанврача, сестра ОММ. Развивается сеть детьяслей. Сотни граждан окончили кружки первой помощи и ГСО. Проведены тысячи санлекций. У населения появились санитарные знания и запросы на здоровую жизнь. Вспомним, как трудно было работать в прежнее время. Провести лекцию в деревне стоило больших трудов. На собраниях бывали начетчики и старались подрывать авторитет медработника. Оспенные прививки считались за «печать антихриста». Их избегали. А сейчас население само требует лекций, требует произведения предохранительных прививок и т.д.
Так сильно изменилась жизнь, так сильно изменились люди.

К.Маракулин. Здравоохранение раньше и теперь // Ленинский Путь (Нема) – 1937 № 142

На фото: земская больница в Ижевском заводе

 

"Вятская губерния ... принадлежит к числу гористых стран Европейской России..." (из описаний Вятской губернии)



«Вятская губерния, особенно северная и западная части, говорит Зябловский, принадлежит к числу гористых стран Европейской России. – Прибрежные земли рек Чепцы, Верхней Вятки и Камы гористы; возвышенности и долины их покрыты лесом. На севере и северо-западе много болот, частию недоступных. Юг и юго-запад ровны и сухи. Большая часть пространства имеет почву глинистую и суглинистую; песок показывается только местами. Лучший грунт находится по бер Чепцы, Нижней Камы и Вятки». Это описание местностей Вятской губернии несколько противоречит сведениям, сообщенные «ВГВ», говоря, что юг и юго-запад губернии гористы, а основные части почвы глина и песок. Действительно, около Камы тянутся западные отрасли Уральского хребта.
В юго-западной части губернии много плодородной земли, но земледелец возделывает только небольшую часть ея, которая с избытком вознаграждает труды его обильных жатв. В северной же части губерния сырая, холодная почва дает жалкий урожай.

Штукенберг И.Ф. Описание Вятской губернии – Санкт-Петербург, 1858 г.

Фото Сергея Лобовикова, сделанное в окрестностях села Филейка

 

Вятский край сто лет назад. Пожертвования



В марте месяце сего года на общем собрании городской организации Р.К.П., а также и на заседании уездного комитета было постановлено провести сбор пожертвований в пользу швейных работниц.
Благодаря успешно проведенной агитации, в течении времени с 16 марта по 14 апреля поступило пожертвований на сумму 63.142 рубля 80 копеек, из коих отправлено Исполнительному комитету 3го Коммунистического интернационала -61.903 рубля и продолжается поступление пожертвований, о котором будет своевременно сообщаться.

Красный пахарь (Уржум) – 1920 г. № 1

Плакат того времени

 

Из дореволюционной печати. Столыпинская аграрная реформа в действии



Выделение из общины. С введением указа от 9 ноября 1906 г. по 1 февраля съездом по 9 приговорам и 3 постановлениям значительно укреплены в собственность наделы 73 домохозяев площадью 651 десятин 1320 сажень, в т.ч. 5 домохозяевам выделено 55 десятин к одним местам.

Вятский вестник - 1908 г. № 39

 


Из старой печати. Выставка пива, меда и вина...

Выставка пива, меда и виноградных вин. В Уржуме предполагается во время Белорецкой ярмарки с 1 по 9 июня открытие временной выставки пива, меда и русских виноградных вин. Устроителем выставки называют отставного боцмана Г.В. Заболоцкого.

Вятский вестник - 1908 г. № 59

 

География Котельничского уезда

Поверхность уезда в общем возвышенная, значительно приподнята над уровнем воды на всем протяжении главных рек - Вятки и Моломы, берега которых в пределах уезда высоки, круты и нередко обрывисты; она состоит из плоскостей, холмов и увалов. Почти по всему уезду непрерывною полосою проходит плоская водораздельная возвышенность. С севера уезда она идет снова на юго-запад, затем в пределах Даровской волости поворачивает на юг-восток через волости: Тороповскую, Киселевскую и Вагинскую. Далее эта возвышенность распадается на две ветви: одна идет на юго-восток (через Смертинскую и Морозовскую волости), другая – на юго-запад, через Медведевскую волость, и оканчивается в Ключевской и Батаевской волостях обширными плоскостями. Описанная главная водораздельная возвышенность кое-где дает и побочные ветви; местами она узка, местами широка и покрыта обширными болотами. Наиболее значительные болота встречаются в волостях: Тороповской, Синцевской, Ключевской и Батаевской, более мелкие - в Шубенской, Даровской, Кругловской, Морозовской и Молосниковской.

Материалы по статистике Вятской губернии, т. 10. Котельничский уезд – Вятка 1894 г., с.2


 

Вятская епархия на 1916 год

 


Благочиний 58

Приходов:
православных 692
Единоверческих 16

Храмов:
городских 43
Монастырских 24
Сельских приходских 825
Единоверческих 14

Духовенство:
Протоиереев и священников 1311
Диаконов 641
Псаломщиков 890
Единоверческих:
Священников 18
Диаконов 3
Псаломщиков 14
Прочего черного духовенства:
Архимандритов 2
Иеромонахов 32
Иеродиаконов 11
Монашествующих 231
Послушников 128
Послушниц 1506

Монастырей 6 мужских и 7 женских
Монахов 408 мужчин и 2518 женщин

Памятная книжка Вятской губернии на 1916 г. - Вятка 1916 г., с.85

На фото: неизвестный храм из собрания С.Иванова

 

О вятском климате, земледелии и промыслах (из описания Вятской губернии)



Из распределения населения по сословиям видно, что крестьян в губернии живет 2800 000 человек. Как почти и по всей Русской земле, главное занятие крестьян, дающее им важнейшее средство к жизни – земледелие. Но несмотря на это, земледелие почти везде находится в состоянии довольно незавидном. Причины к тому: суровый климат и малоплодородная тощая почва. Климат, как известно в Вятской губернии холодный, сырой и довольно переменчивый: зимы бывают долгие, а лета короткия; весна начинается поздно, а осень рано. Почва почти во всей губернии песчаная или глинистая, тощая, требует непременно удобрений. Поэтому в Вятской губернии могут расти далеко не все хлебные и полевые растения, которые возделываются с успехом в губерниях с более теплым климатом и плодородной почвой; да и те, которые растут, родятся плохо. Таким образом, можно сказать, что почти во всей губернии земля плохо вознаграждает труд земледельца и только обилие других разнообразных промыслов, служит хорошим подспорьем в хозяйстве крестьян, дает возможность жить и кормиться. В тех же местностях губернии, где нет никаких других промыслов, кроме земледелия, крестьяне живут чрезвычайно бедно и в последнее время начинают даже выселяться в другие места и в другие губернии.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

 

Вятская речь. Кто такой околыш



О человеке низкого роста. Иван-от, околыш какой был недоростком, как обсечок коротёхонькёй, а после армии пришёл воноко какой долгушшой.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.56

 

Вятские села. Кленовица



Кленовица, с., входит в Кленовицкий сельский округ. Расстояние до центра округа 3 км., центр сельскохозяйственного кооператива «Кленовицкий».
Расположено на горе, в лесистой местности, около небольшой речки.
Основано в 1777 г. (сохранилась грамота, хранится в церкви). Крестовоздвиженская церковь, каменная, построена в 1833 г., приход состоял из 62 селений.
В 1839 г. открыто училище, где учились 45 мальчиков и 23 девочки, в 1843 г. – второе мужское училище. Школа церковно-приходская открыта в 1894 г. Кленовицкая библиотека основана в декабре 1892 г. Медицинско-фельдшерский пункт был в 5 км. в д.Коврижки. По инициативе земства в 1913 г. была создана гармонная мастерская.
По переписи 1926 г., числилось 20 хозяйств, 38 жителей. В 1980-х гг. в селе находился центр совхоза «Кленовицкий».

Энциклопедия земли Вятской. Том 1й, книга 2я – Киров 2002 г., с.360

На фото: Церковь Воздвижения креста Господня в с. Кленовица Орловского района. Фото с сайта foto-planeta.com

 

Как железная дорога до Нолинска не дошла



В 1914-1915 гг. земской управой рассматривался план строительства железной дороги, проходящей по югу Уржумского, Яранского и Нолинского уездов.
Первогильдейское промышленное купечество Нолинска – Небогатиковы, Парамоновы, Половниковы, Злобины, Маландины - давали немалые деньги для большого и выгодного дела, которое облегчало бы им ведение торговли, заменило лошадиные обозы.
Представители нолинского земства были включены в состав комиссии, ездившей по данному вопросу в Петербург, где было получено согласие на строительство железнодорожной ветки, идущей от Казани через Нолинск на Вятку. Были внесены деньги для составления сметного расходования.
Но этим планам не суждено было сбыться. Началась революция.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска - М.2008 г., с.128


Назад к списку