- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 1-15

Татарская кухня. Эчпочмак



Эчпочмак ("треугольник" по-татарски): распространенный у тюркоязычных народов пирожок с говядиной и картофелем. Очень вкусная выпечка, благодаря особому рецепту теста. В последние годы эчпочмаки стали появляться и в тех местах, где нет тюркоязычных народов. Например, их можно купить в "Пекарнях" и "Хлебницах" Кирова, в Советске... И здесь интересно сравнить вятские эчпочмаки на вкус с теми, что делают в Марий Эл и Татарстане, поскольку они должны делаться из особого теста, а не просто слепить и назвать "эчпочмак". Но это уже вопрос к гурманам ))

 

Народное образование в конце 19 века в сообщениях прессы



В Малмыжском уезде новых начальных народных школ (одноклассных с тремя отделениями) минувшее очередное уездное земское собрание постановило открыть 20. Открыто же с начала года только 10, в которых уже и начались занятия. Число учеников во вновь открытых школах следующее: в селах: Рожках – 110, Тушке – 47, Красном Яре – 20, деревнях: Тойме – 31, Большом Китяке – 54, Асинери – 38, Чакане – 45, Мартелове – 20, Березеке – 36 и Старой Монье – 60 девочек. Ввиду ожидаемого увеличения числа учащихся в названных школах Малмыжская управа приняла меры к расширению и построению новых училищных помещений. Остальные 10 школ будут открыты с начала будущего года.

Вятская газета - 1896 г. № 1

 

103 года со дня отречения Государя....



Ижевский завод. Первая агентская телеграмма о событиях в Петрограде была получена 3 марта, но слухи о совершившемся перевороте дошли до нас гораздо ранее.
Немедленно по получении сведений о перевороте местные рабочие организовали выборы членов Совета рабочих депутатов Ижевского завода, каковой с 6 марта начал функционировать, как орган законодательного характера, выделив из своей среды особый исполнительный комитет для проведения в жизнь постановлений Совета.

Село Никулята. 12 марта сего года после литургии в местном храме и прочтения манифеста об отречении от престола, а также воззваний Временного Правительства и Яранского комитета безопасности, был отслужен молебен. Собрание постановило приветствовать Новое Правительство и поручить исполнение сего Яранскому уездному комитету. Затем собрание выразило желание, чтобы члены комитета заботились о доставке хлеба в армию в самом ближайшем времени, так как зимний путь продержится недолго. С следующего же дня потянулись воза собранного хлеба. Брали у всех кто сколько мог дать. В общем хлеб сейчас везут охотно и цена на рожь упала с 4 рублей до 1 рубля 50 копеек. Население к перевороту относится сочувственно, хотя многие не представляют ясно значения всех событий. Каждый печатный листок, появившийся в деревне, рвется с бою и часто какая-нибудь телеграмма об обстоятельствах переворота читается до тех пор, пока переходя из рук в руки не истреплется окончательно. Газеты получаются только вятские.

Крестьянская газета - 1917 г. № 2

 

Архивные фонды. Фонд Богоявленской церкви села Великополье Яранского уезда (архив ГА РМЭ)



Ф.19. Богоявленская церковь села Великополье Яранского уезда. 81 ед.хр., 1829-1920, оп.1
Богоявленская церковь была построена в 1793-1812 годах на средства прихожан.
В приход входили с.Великополье (Русский Ернур), с.Старое Богоявленское, деревни Мари-Ернур, Большая Лопсола, Кожласола, Малая Лопсола, Большой Пуял, Средний Пуял, Чирки, Ямайсола, Шуармучаш, Крестсола, Ошлангер, Керды, Малый Кугунур, Малая Каракша, Шуарсола, Люперсола, починки Праздничный, По речке Кокшаге, Кладбищенский, Шулкинский, Павловский, Паклинский, Солонерский, Немдыжский, Дубовский, Ахманур, Коптиловский, Малая Кучка, Комарово.
Клировые ведомости. Ведомости о родившихся, браком сочетавшихся, умерших, заштатных священнослужителях, сиротах духовного звания. Ведомости о свечной и прикладной суммах, пожертвованиях, кружечном сборе, нарезке церковной земли. Приходно-расходные ведомости. Статистические сведения о прихожанах и лицах духовного звания. Книги записей брачных обысков.

Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив республики Марий Эл» - Йошкар-Ола 2012 г., с. 87-88

 

Народы Вятской губернии. Бесермяне



По наружности бесермяне довольно резко отличаются от своих соседей – татар и вотяков. Среднего роста; чаще брюнеты и темнорусые, чем блондины, с карыми глазами. Овал лица продолговатее, чем у вотяков; скулы развиты довольно сильно; глаза узки, но без признаков монгольского косоглазия. Встречаются горбоносые профили, но чаще нос широк и несколько приплюснут. Растительность на лице не богата. На голове волосы мущины б.ч. остригают коротко, иногда под гребенку. Стан довольно стройный; походка быстрая и уверенная. Женщины, особенно же молодые девушки, держатся статно, имеют красивую стройную фигуру с сильно развитыми формами и наклонностью к полноте, которой, впрочем, не дает впоследствии развиться постоянная тяжелая мускульная работа крестьянки.
Мущины б.ч. носят русскую одежду: холщевая рубашка-косоворотка с поясом, такие же штаны, белые холщовые онучи, лапти с лыковыми веревочками, покупной картуз или шляпа из темного поярка. Некоторые носят татарскую войлочную шляпу, а также белую рубашку с вотской вышивкой.
Женский костюм оригинален. Он состоит из панталон, поверх которых надевается длинная белая рубашка, вышитая широкими, густыми узорами на груди, так что издали кажется, будто сверх рубашки надет пестрый нагрудник. Воротник, рукава и подол рубашки также обложены узким узором. Ворот завязывается тесемкой. На ногах сшитые из белого холста чулки, обшитые снаружи пестрой сарпинкой и перетянутые черным или пестрым шерстяным шнурком, прикрепленным к лаптю. Опоясывается рубашка поясом или фартуком. Сверху «чапан», род кафтана с узкими рукавами, несходящимися полами (почему носится в распашку) и едва отмеченной талией. Обычно чапан шьется из белого домашнего холста, но у богатых встречаются старинные чапаны из цветного атласа.
Костюм замужней женщины отличается от девичьего только головным убором. Маленькие девочки носят круглую шапочку вроде мужской татарской тюбетейки; спереди на нее нашивают мелкие серебряные монеты в два или три ряда, от одного уха до другого. С 14-15 лет девушки носят т.н. татью. Это высокий конический колпак, обшитый густо и обвешанный бисером, пуговицами, серебряными монетами, искусственными раковинами и пр. Из тех же блестящих побрякушек составлено длинное ожерелье, которое спереди свободно лежит на груди, а задними концами прикреплено за ушами, к головному убору.
У замужних головной убор кошпу гораздо проще: он гладко приложен к волосам и и закрывает только часть лба и передния пряди волос. По нижнему краю повязка обшита галуном и украшена монетами. Сверху к повязке прикрепляется цветной платок, который свободно падает на спину, закрывая все волосы.
По характеру бесермяне спокойны, кротки, доверчивы; во взаимных отношениях заметна сдержанность и мягкость; нет драк и крупных ссор; нет и большого пьянства. Муж очень редко бет свою жену. В школах учатся хорошо, но процент грамотных ничтожен, а женщины и совсем не обучаются в школах.

Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С 7 ил / Сост. Д. Зеленин. — Юрьев: тип. Эд. Бергмана, 1904.

 

«И привели Еранских людей ко кресту за вора неволею, из-за сабли…» (смутное время на Вятке)



Царю государю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии бьет челом… Еранского города… соборной церковный дьячек Павлик Мокеев. В нынешнем, государь, во 117 году генваря в 5 день … учинилася в Еранском городе смута… приходили к Еранскому городу Арзамасские мурзы Бибай да Теребердей Мустофины со многими воровскими людьми, с стрелцы и с казаки, и с Мордвою, и с Чувашею, и с Черемисою, и привели Еранских людей ко кресту за вора неволею, из-за сабли… И как, государь, те Арзамасские мурзы Еранских людей за вора ко кресту привели, и Еранских, государь, лучших людей всех пограбили, а иных посекли, а приказного человека Петра Глухова свезли из Еранского с собою в воровские полки, и после, государь, Петра Глухова выбрали миром Еранский город ведати Еранского сына боярского Асанчука Горихвостова, а в подьячего место к делу взяли от церкви силно меня…Павлика… и из полков, государь, прислали к нам в Еранский для того Курмышского сына боярского Ивана Дубенского, и тот Иван Дубенской приехал к нам в Еранской февраля в 27 день, и того Еранского сына боярского Осанчюку Горихвостова Иван Дубенский за то повестил, что он тебе государю прямил; а меня… тот же Иван Дубенской хотел обсечи руки и ноги за то, что я с Осанчюком тебе, праведному государю, прямил и отписку к Вятке писал; и меня… у того Ивана миром отняли… И Еранские, государь, люди… смутились и написали меж собой приговор и выборную запись, что послати на Вятку, в Вятские городы, приводити за вора ко кресту; и выбрав послали, государь, к Вятке неволею, силно, угрожаючи повешением… и я… поехал к Вятке… И как, государь, приехали на Вятку в Котелнич город, апреля в 8 день и… почал рассказывать в Котелниче сыну боярскому Захарью Панову и многим мирским людем, чтоб они не смутилися и в грех не впали, вору креста не целовали, а отвезли бы нас в Хлынов перед князя Михайла Ухтомского да перед Василья Иванова. И Захарей Панов всех нас семерых человек и с смутным списком отвез в Хлынов, и привез нас в Хлынов апреля в 9 день…

Челобитная государю соборного дьячка Павлика Мокеева о неучастии его в мятеже города Яранска (1609 г) // Древние акты, относящиеся к истории Вятского края – Вятка, 1881 г., с.75-77

Картина Павла Викторовича Рыженко "Смутное время"

 

Монеты Золотой Орды на территории Вятской губернии



Министерство Императорского двора

Императорская археологическая комиссия

4 октября 1890 г. № 1056

В Вятский Губернский статистический комитет
Императорская археологическая комиссия, препровождая при сем при особой описи для музея комитета 117 экземпляры золото-ордынских монет, найденных близ деревни Лопаревской, Вороновской волости Глазовского уезда, на берегу речки Реневской при распашке поля,
Имею честь покорнейше просить о получении монет не оставить Комиссию уведомлением.

Председатель комиссии, гофмейстер Двора Его величества


Список монетам, отправленных в музей Вятского губернского статистического комитета при отношении Императорской Археологической комиссии от 24 октября 1890 г. за № 1057

Серебряные золотоордынские монеты XIII и XIV веков по Рождеству Христову

Токтогу 3
Узбека 9
Дманибека 64
Бирдибека 14
Хызри 10
Мюрида 8
Квауруза 3
Кульна 5
Ордумелика 1

Итого 117

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1244 л.46

На фото: серебряные золото-ордынские монеты XIV века.

Примечание. Списком приведены, видимо, имена 9 золото-ордынских ханов, каждый из которых чеканил свою монету. Имена некоторых ханов написаны с ошибкой (Дманибек вместо Джанибек, Бирдибек вместо Бердибек, Хызри вместо Хизр-хан и т.д.).
Кто смог собрать такое богатство - загадка...

 

Загадочный А.Степанов...



Биография руководителя самого знаменитого антисоветского мятежа на территории Кировской области до сих пор покрыта густым мраком неизвестности. В объединенном архиве ЦГАКО (бывшие ГАКО и ГАСПИ КО) не удалось, к сожалению, найти о нем какие-нибудь биографические сведения в документах 1918 г. В отчетах Вятского Комитета снабжения А.Степанов упоминается гораздо позднее прибытия первого Московского продовольственного полка с политическим комиссаром Хомаком. Возможно, он прибыл гораздо позднее полка?
В фонде писателя А.Филева (архив ЦГАКО) сохранились интересные воспоминания, что первоначально Степанов жил в селе Цепочкино, в 12 верстах от Уржума (это вполне логично, т.к. там была пароходная пристань и первоначально мог находиться весь полк). Здесь же сохранились сведения о внешности Степанова: "...По приезду продотряда из Петрограда отряд расквартировался в с. Цепочкино. Степанов жил дома от нашего через два дома и с ним вместе жил помощник комиссара Филатов. Степанов был среднего роста, блондин, лицо было продолговатое, на лицо был красивый, годов 35, одежду носил военную, очень аккуратную, старую военную форму". Впрочем, как командир Степанов оказался никудышный, т.к. полк под его командованием полностью морально "разложился". Или это им попускалось намерено, чтобы повернуть крестьян против советской власти - неизвестно.
Удалось найти в архивах ЦГАКО и ГА РМЭ два свидетельства, как погиб Степанов, оба основанные на воспоминаниях, но оба сходящиеся на том, что это произошло на территории современной Марий Эл, при отступлении степановского полка в Казань. Из фонда А.Филева: "...Вы спрашиваете, где и как погиб Степанов. Я в Параньге не был, а был мой друг-тов. Белоногов Саша, он был денщиком начальника штаба, а штаб их был кожаный чемодан и планшет. Вели они среди нас очень похабно; реквизировали, воровали, нахалились, насиловали. Вот в такой схватке погиб Степанов, у Белоногова Саши отобрали татары чемодан и он был у мертвого трупа Степанова. Так он мне рассказывал, но в настоящее время Белоногова нет в живых". В другом воспоминании, найденном в фондах Государственного архива республики Марий Эл, рассказывается, что бойцы анархического отряда Федьки Вершинина привязали Степанова к дереву верх ногами и расстреляли. Здесь же приводится его народное прозвище - Кучум...
Возвращаясь к биографии А.Степанова, хочется привести выписку из документа, сделанную также в архиве ГА РМЭ. В метрической книге завода Шора за 1916 год упоминается рождение девочки Антонины. Родители ее: "Петроградской губернии Шлиссебургского уезда Рябовской волости села Ириновки взятый на войну крестьянин Александр Васильев Степанов и законная жена его Пелагея Никанорова". Крестной девочки также стала не местная жительница: "Финляндской Санкт-Михельской губернии селения Иоанас девица Мария Константинова Брунь" ( ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.366 лл.283 об.-284). Как знать, вдруг речь здесь шла как раз о том самом Степанове...

На фото: публикация из вятской газеты 1918 года

 


Крестьянские выступления против советской власти в "вятской части" республики Марий Эл (1918 год)



Тема крестьянских восстаний на территории края в период военного коммунизма остается одной из малоизученных и в то же время наиболее сфальсифицированной. Господство коммунистической идеологии наложило на эту тему глубокий отпечаток. В исторической краеведческой литературе описаны восстания в деревне Княжна Вараксинской волости Царевококшайского уезда. Об остальных восстаниях, имевших место на территории края, сведений практически нет. Кроме крупных восстаний, было немало волнений на продовольственной почве и в других волостях, о которых тоже нет сведений. Другая особенность - причинами этих выступлений вызвана борьба кулачества против советской власти и продовольственной политики партии. Трудящееся крестьянство, выступавшее в защиту своего хлеба и против репрессий большевиков, однозначно отнесено к кулачеству.
Основная масса документов по истории крестьянских выступлений находится в архивах городов Йошкар-Олы, Кирова, Чебоксар, Казани. Большой интерес представляют материалы партийных архивов, поскольку сведения о наиболее важных политических событиях поступали в партийные органы. Состав этих документов хороший, материала достаточно для чтения. Трудность в понимании прочитанного представляют документы, написанные вручную. Это материалы волостных советов.

Д.С.Сайсанов. Источники по истории крестьянских восстаний в Марийском крае в период военного коммунизма (1918-1921 гг.) // История и проблемы источниковедения истории Марий Эл (материалы докладов и сообщений республиканской научной конференции) – Йошкар-Ола 1997 г, с.64-67

Дополняя 23 года спустя эти строки замечательного марийского историка, можно указать, что в 1918 году на севере современной Марийской республики (тогда Вятская губерния) было несколько "очагов" сопротивления большевизму:

1. Токтайбелякская волость. Здесь в июле 1918 года произошло вооруженное столкновение продотряда с местными крестьянами. Крестьяне, вооруженные до этого уржумским военным комиссаром, разбили отряд и казнили комиссара Алейникова. "За последние дни в пределах Уржумского уезда произошли чрезвычайные события. Банды темных сил сорганизовались в громадную толпу и, вооружившись винтовками, револьверами и пулеметами, напали на отряд 1-го Московского военного продовольственного полка, добывающего хлеб для голодных граждан Российской республики, и зверски замучили комиссара отряда тов. Алейникова..." (из сообщения комиссара Московского продотряда Хомака).
2. Вершининцы. Отряд Федьки Вершинина (Токтайбелякская волость) сначала помогал устанавливать советскую власть и охотно помогал большевикам. Но после Степановского мятежа что-то пошло не так. Кстати, по некоторым воспоминаниям, вершининцы и казнили Степанова (кстати, схоже, с казнью Алейникова, которого тоже убили в мучениях). Теперь вершининцы захотели полной воли, от любой власти, и образовали свою крестьянскую республику в Токтайбелякской волости. Остаткам отряда пришлось укрываться в глухих марийских лесах. Разбиты были латышским отрядом под командованием Сормаха в начале 1919 г. По воспоминаниям Сормаха, в бою с Вершининым он получил тяжелую травму и едва не погиб. Вот как об этом вспоминал сам Сормах в своих воспоминаниях:
"Юго-западная группа (Токтайбелякская) вслед за ликвидацией мятежа превратилась в бандитскую организацию. Илью Кропотова расстреляли в Вятке, а шайку его помощника Вершинина человек в 200, укрывавшуюся в Илецком волоке и терроризировавшую население, живущее на границе Казанской губернии, поручено было уничтожить мне. При помощи латышской кавалерии шайка была разоружена и ликвидирована. Сам Вершинин был ранен и отправлен в Вятку, откуда ему удалось бежать, но при попытке организовать «зеленую» армию он был убит отрядом комдеза".
3. Село Параньга. Татарское село Параньга с 1917 года встречало незваных гостей с оружием в руках. В 1917 году здесь был убит местный житель при сборе продразверстки (Для ловли дезертиров и одновременно для учета хлеба сюда был послан отряд солдат. Из собравшейся мусульманской толпы в солдат последовало несколько револьверных выстрелов. При этом был убит почему-то местный житель, стоявший в стороне. Солдаты сделали несколько выстрелов вверх и разогнали толпу). В 1918 и 1919 гг. здесь были крестьянские выступления, по сведениям Д.С.Сайсанова. К сожалению, подробности их не известны. По некоторым данным, параньгинские татары и убили Степанова (воспоминания в посте ниже).
4. Степановский мятеж на территории Марий Эл. По всей видимости, агитаторы степановцев не пошли далеко на юг от Уржума, ограничившись самыми северными марийскими волостями. Например, они были в Сернурской и Торьяльской волостях, но, до Куженера, видимо не дошли. К сожалению, документы марийского государственного архива очень скупо освещают пребывание здесь степановцев. А судя по тем, что есть, власть была передана без сопротивления (например, в селе Торьяле все произошло мирно). В селе Хлебниково сами крестьяне решили передать власть в руки новой администрации в лице диакона Алексея Решетова и председателя Конышева. Председатель волостного совета Опарин быстро "сделал ноги", и вопросов в передаче власти мятежникам не возникло. Вот что рассказал об этом диакон Решетов в протоколе своего допроса:
"…Подозреваю, что меня арестовали за то, что во время белогвардейского восстания мне прислали распоряжение от Березинского о смене Советов, таковые упразднить, а вместо советов назначить, т. е. призвать к работе бывших членов волостной земской управы. Это распоряжение принес мне Опарин. С ним был член Хлебниковского исполкома. Прочитав эту бумагу, я не знал, что делать, заявив, что я руководить волостью не могу, хотя там и было написано о назначении меня начальником волости. В понедельник было собрание, и я выступил на собрании, прочитав приказ, и к тому же председатель волостного совдепа этим воспользовался, чтобы поскорее улизнуть из волости и заявление о своем уходе, фамилия его Опарин, и дело после заявления решилось сразу. Крестьяне ответили, нам все равно управа или Совет и решили Совет признать распущенным. А на службу вместо председателя был призван бывший председатель Конышев, который и занял место председателя. Я также просил его принять руководство волостью. Я знал, что приказ Березинского контрреволюционного характера. Читал я этот приказ, потому что народ уже знал об этом приказе и об этом назначении начальником волости, а также потому что ко мне обращался Опарин, чтобы я принял дело, но я сам не решился и вынес решение на общее собрание волости. О том что я, читая этот приказ, срываю советскую власть и помогаю буржуазии, я не подумал. В настоящее время я сознаю, что в то время являлся врагом советов, и к тому же в то время я не знал, что творится в Уржуме и в других местностях республики… Контрреволюционный приказ все равно прочитал. Мотивирую это тем, что наше положение зависело от крестьян и они заставили бы все равно прочитать, зная, что таковой у меня есть. Популярностью в своем округе я пользуюсь как председатель кредитного товарищества, таковое мною и было основано, желая помочь трудовому народу…" (ЦГАКО ф. Р-6799. оп. 9. д. СУ-11632). После восстановления советской власти Конышев и Решетов были расстреляны, как и некоторые лица в Сернурской и Торьяльской волостях. В Новом Торьяле от расправы ускользнул священник Михаил Сазонов, позднее ставший известным как марийский ученый Янтемир...
5. Оршанка. В июле 1918 года в селе Оршанка Яранского уезда крестьянами избиты члены продовольственного отдела. Из показаний Васенина Василия Павловича: «…Я пришел на собрание поздно, оно шло полным ходом, был сильный шум и возгласы, что надо переизбрать волостной исполнительный комитет и еще кричали о несправедливости продовольственного отдела о хлебе, а потом сказал, что нужно учет нужно сделать исполнительному комитету, как в это время кто-то сзади дал мне два толчка в шею в шею и сказал, что вот тебе учет, а вот и другой. Я тогда вышел на двор, постоял и вернулся обратно, шуму было меньше, т. к. мне сказали, что члены продовольственного отдела арестованы и нужно опечатать их канцелярию». На втором допросе Васенин признался, что сам организовал избивание продовольственников. 28 ноября 1918 г. расстрелян (ЦГАКО ф. Р-6799. оп. 9. д. СУ-10952). По сведениям Д.С.Сайсанова, в Оршанской волости были и более крупные выступления против советской власти.

 

Редкие имена: Македон. В "святцах" есть несколько святых с именем Македон. В день его памяти имя давалось и новообращенным...

Источник: метрическая книга села Новый Торьял Уржумского уезда. ГА РМЭ ф.305 оп.1 д. 211 л. 34-35

 

К посту ниже. Марийская фамилия Садовень...



Марийская фамилия Садовень упоминается в метрических книгах некоторых южных волостей Уржумского уезда (архив ГА РМЭ). Отсюда можно предположить, что уржумские дворяне Садовень были на самом деле марийцами по происхождению 

 

И дворяне женились на крестьянках...


Выйдя замуж, девица-крестьянка тоже вошла в дворянское сословие. Так сказать, "из грязи в князи" 

Метрическая книга прихода села Старый Торьял Уржумского уезда за 1904 г. (архив ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.289 л.342)

 

5 марта - день памяти И.В.Сталина. Сталин и его время



Выплавка чугуна выросла с 4216 тысяч тонн в 1913 году до 14,400 тысяч тонн в 1936 году, т.е. в 3,4 раза.
Выплавка стали с 4,231 тысяч тонн в 1913 году возросла до 16.400 тысяч тонн в 1936 году – увеличение в 3,9 раза.
Производство проката с 3,660 тысяч тонн в 1913 году поднялось до 12,454 тысяч тонн в 1936 году – увеличение в 3,4 раза.
В 1936 году один Магнитогорский завод выплавил чугуна в 2,5 раза больше, чем вся Польша, а Кузнецкий и Магнитогорский заводы вместе превысили на 30 процентов выплавку чугуна всей Японии.

Ленинский Путь (Нема) – 1937 № 142

В первый год пятилетки в строй действующих уже вступила третья мартеновская печь на Омутнинском металлургическом заводе. С пуском ее мощность этого старейшего предприятия отечественной металлургии увеличилась вдвое. Близ города Кирова построен и сдан в эксплуатацию Стрижевский завод силикатного кирпича производительностью 27 миллионов кирпичей в год. Заканчивается сооружение большого комбината по домостроению, ряда лесных предприятий…
За короткое время сдано в эксплуатацию 154 сельских электростанции и 86 электростанций строится вновь… В 1946 году посевная площадь посевных яровых культур увеличилась на 32,7 тысячи гектаров… В 1947 году посевная площадь снова расширена на 69 тысяч гектаров.

Первый год пятилетки // Кировская правда – 1947 г. 12 сентября

 

Слободской в годы Великой Отечественной войны

Работники исполкома горсовета, обсудив на производственном совещании вопросы об оказании помощи семьям военнослужащих, взяли на себя обязательство - внести в фонд помощи со своих индивидуальных огородов из урожая 1944 г. 400 килограммов картофеля и 100 килограммов других овощей. Они решили обратиться ко всем жителям города, предприятиям и учреждениям поддержать этот патриотический подъем

Крекнина, заместитель председателя горсовета

Окружим заботой семьи фронтовиков // Ленинский путь (Слободской) - 1944 г. № 28

 

Из поздравления Маршала Советского Союза И.С.Конева землякам-кировчанам



Мне бы хотелось моим землякам-кировчанам передать самый сердечный привет и поздравления с праздником Победы, величайшей победы нашего народа над гитлеровской Германией.
Поздравляя своих земляков с праздником Победы, я горжусь, что принадлежу к числу кировчан, которые во время Великой Отечественной войны показали себя храбрыми и мужественными солдатами… Мне приходилось встречаться со многими товарищами, и я был очень доволен, что мои земляки в выполнении боевых заданий нашей партии и правительства всегда были на высоте положения, были достойными, преданными патриотами…
Чтобы мне хотелось пожелать моим дорогим землякам?
В ратном деле они мастера. Мне бы хотелось, чтобы в деле строительства коммунизма наша Кировская область была такой же стойкой и мужественной в преодолении всех тех трудностей, которые, несомненно, имеются на этом новом пути – пути, который требует много усилий от нашего народа в подъеме сельского хозяйства, в решении ряда вопросов развития промышленности, а в целом, чтобы благо нашего народа было ощутимым…
Я слежу за достижениями своих земляков. Мне приятно, что они добросовестно и аккуратно выполняют государственные планы в области промышленного производства, в области сельского хозяйства, выполняют задания, которые связаны с заготовками зерна и других сельскохозяйственных продуктов. И всячески желаю, чтобы наша область была в числе передовых в Российской Федерации.

Кировская правда – 1967 г. 9 мая

 

Вятская губерния: бедняков - 66 %



...Что касается Вятской губернии, то она по сравнению в Уралом в целом отличалась очень высокой степенью социальной дифференциации деревни. Здесь насчитывалось: бедняков – 66 %, середняков – 26 и кулаков – 8 %, т.е. имелись весьма мощные социальные силы, способные до конца поддержать пролетариат в социалистической революции. Но среди удмуртского населения было значительно и влияние деревенской буржуазии. Причем оно держалось не столько на экономическом могуществе последней, сколько на патриархальных и националистических традициях удмуртского крестьянства.

Гражданская война и интервенция на Урале - Свердловск 1969 г., с. 64-65

Фото С.Лобовикова

 

Когда появилась "Скорая помощь" на Вятке?

"Скорая помощь" не изобретение советской власти, как, может быть, считают многие из нас. "В Российской империи первая станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильна, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Санкт-Петербурге и Москве" ("Википедия"). Кареты "Скорой помощи" появились в Москве в 1898 году. До этого пострадавших подбирали извозчики, пожарники, полицейские, и отвозили в отделение "Скорой помощи". В Перми "Скорая помощь" появилась еще позднее - в 1911 году, а в Вятке итого уже в советское время - в 1918 году!
Вот что об этом сообщала вятская печать: "«Скорая помощь». В Вятке сестрами милосердия, членами местного отдела союза сестер милосердия, организована скорая помощь для всех, пострадавших при несчастных случаях. «Скорая помощь» помещается в лазарете Красного Креста № 3 (Преображенская улица), где неустанно во все время дня и ночи дежурят сестры милосердия. Здесь также оказывают пострадавшим и хирургическую помощь. Район действий скорой помощи распространяется, кроме города Вятки, и на ближайшие станции по линии железной дороги" ("Наш край" - 1918 г. № 12 от 9 апреля).
Кстати, в 2011 году ВГТРК "Вятка" в своем материале ошибочно отметила, что станциям "Скорой помощи" в Кирове - 85 лет, т.е. они были созданы не ранее 1926 года: "85 лет скорой помощи. 85 лет назад, 26 февраля, впервые в Вятке начала работать скорая медицинская помощь. Ни в годы войны, ни в смутное время начала 90-х врачи "скорой" ни на одну минуту не прекращали работу" (http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/11512-85-let-skorojj-..). Как сейчас видим, это ошибка, и в 2018 году "Скорая помощь" Кировской области могла бы отметить свое столетие, если бы знали эту дату...

 

Как наказывали за воровство в старину


В марте месяце в деревне Боровлянах Сретенской волости общественным судили гражданина И.Е.Сунцова за то, что он вез из Вятки в Уржум сахарный песок, заехав ночевать домой, убавил песку из одного мешка, а вместо него положил кошель соли 1 п.6 ф., что и было обнаружено у него при свалке клади в Уржуме. Суд был скорый. Решили дать Сунцову флаг с надписью: «Вор украл сахарный песок», а кошель с сахарным песком повесить на него и провести по деревне с гармонией и бубнем и заставить его кричать: «Я вор, песок сахарный украл», что и было сделано. После этого общество потребовало с Сунцова 200 рублей «контрибуции» в пользу общества, якобы за нанесенный позор обществу. Деньги Сунцов обещал уплатить, внеся предварительно в задаток 70 рублей.

Нолинский край 1918 г. от 28 апреля

 

Времена озверения. Когда крестьяне убивали крестьян...



1917-1919 годы запомнились в истории России как время невиданной жестокости, когда после 4 лет войны люди буквально "озверели". Слова "сострадание" и "милосердие" стали не в чести. Зато в чести стал самосуд. Солдаты на фронте убивали офицеров, красногвардейцы грабили и убивали гражданских, крестьяне в ответ убивали не менее жестоко комиссаров и красногвардейцев (комиссару Алейникову в Уржумском уезде отрезали уши, нос, выкололи глаза). Грабители (часто в военной форме) грабили и убивали тех и других. Чаще всего убийства совершали люди в солдатской форме, прошедшие суровую школу войны, для которых убить человека уже было делом привычным. Всего этого полны с лихвой архивные документы и печать того времени. Но очень редко бывало и так, что крестьяне убивали крестьян. Вот одна страшная, но обыденная для того времени, история из 1918 года...

Граждане деревни Елькенура Пижанской волости Яранского уезда в количестве 11 человек, д.Локаши – 12 человек, д.Бутыркиной – 12 человек и д.Шуванура – 3 человек, а всего в числе 38 человек постановили 11 января сего года приговор следующего содержания:
«Общее собрание, заслушав доклад некоторых товарищей о том, что содержатель мельницы Агап Федорович Галкин до настоящего времени еще продолжает действовать так как при старом режиме, обирая мужиков и не подчиняясь постановлению нашей организации, и на воззвание организации отвечает угрозой, общее собрание постановило, чтобы владельца сей мельницы за такие поступки убить и чтобы мельница перешла в пользование общества, что и удостоверяется подписью этих людей организации».
Для приведения постановленного ими приговора в исполнение, толпа мужиков, среди которых было много солдат, около 9 часов вечера 11 января явилась к дому мельника, ввалилась в комнаты, где ими был разведен огонь и подняла с постели мельника Агапа Федоровича Галкина. В одном нижнем белье мельник был посажен за стол и на его вопрос, что им нужно, один из толпы прочитал Агапу Галкину вышеизложенный приговор. Агап Галкин умолял толпу не совершать над ним самосуда, отдавал им все свое имущество и просил оставить ему жизнь, но его слова и слова одного благоразумного мужика, что поступок их беззаконен, не могли подействовать на возбужденную толпу. Затем мельник Галкин был выведен на улицу под руки и в саженях 10 от мельницы был расстрелян. Роль палача на себя добровольно взял солдат из граждан деревни Шуванура Федот Филиппович Лаптев, а граждане деревни Алексеевской Гавриил Князев и Ефим Васильевич Смотрин держали мельника во время расстрела за руки. Выстрел произведен из солдатской винтовки почти в упор – шагов за 5 -6. Выстрелов было сделано 3, но на теле убитого найдено лишь 2 ранения: первый в грудь и второе в правое плечо. После первого выстрела Агап Федорович Галкин упал и последующие 2 пули были выпущены палачем уже по лежачему, а может быть и мертвому. Жена вырывалась к своему мужу, но ее из комнаты не выпускали и затем убитого унесли в хлебный амбар, куда жену также не допускали. 12 января, как только мне стало известно о происшествии, я несмотря на непринадлежность Пижанской волости к 5 участку, отправился на место и произведенным дознанием вполне выяснена виновность вышепоименных Федота Филипповича Лаптева и Павла Петровича Смотрина, которые мною задержаны и впредь до судебного решения, отправлены под стражу в Яранскую уездную тюрьму.

Комиссар Кукарской Красной гвардии 4 участка Яранского уезда Вятской губернии А.Шишкин. Зверское убийство // Вятская правда - 1918 г. № 27 от 24 февраля

 

Археологические находки в старину. Загадочные обручи

Малмыжского уездного исправника

Рапорт

Имею честь при сем представить Вашему Превосходительству на распоряжение найденный крестьянином Вихаревской волости и деревни Мамонтом Патрикеевым Лапшиным, при распашке им своей полосы в яровом поле (нови) 5 серебряных обручей, в виде поясов, и серебряную с ручкой чашку.

Уездный исправник

24 июня 1890 г.

Его Превосходительству глазовского уездного исправника

Рапорт

8 сего июня крестьянин Глазовского уезда, Лудошурской волости, деревни Большого Лудошура Кондратий Иванов Поздеев представил ко мне, найденные им 7 числа в своем поле, в версте от селения, во время пашни нового места под рожь 4 обруча, по видимому серебряные, весом 2 фунта и просит представить их по принадлежности, с выдачей ему на эти обручи вознаграждения, по стоимости их.
О чем имею честь донести Вашему Превосходительству, с представлением 4 сказанных обручей

Уездный исправник Зубарев

8 июня 1890 г.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1244 лл.19, 21

 

Доля вятских безземельных крестьян среди других губерний России



По данным сельскохозяйственной переписи 1917 года безземельных хозяйств насчитывалось в Вятской губернии -3,6 %, в Орловской – 5,2 %, в Саратовской – 11,4 %, в Костромской - 11,9 %, в Пермской – 15,6 %, в Уфимской – 14,7 %

Итоги Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по 52 губерниям и областям. Труды ЦСУ, т.5, выпуск 1. М. 1921, с.50-55

 

Культурная жизнь Вятской губернии в XVIII веке



1720 г. Приезд на Вятскую землю первого настоящего учителя Чиркова

1721 г. Открытие в г.Хлынове при архиерейском доме епархиальной школы

1734 г. Преобразование архиерейской школы в славяно-латинскую школу

1736 г., 23 сентября. Первое упоминание о нападении на учебное заведение: жители г.Хлынова напали на славяно-греко-латинскую школу и разгромили ее

1739 г. Поручик геодезии Клешнин сделал план г.Хлынова и нашел список «Повести о стране Вятской»

1744 г. Изготовление в Московской монетной конторе гербовой печати для г.Хлынова

1758 г. Открытие в г.Хлынове духовной семинарии

1764 г. Начало преподавания в славяно-греко-латинской школе г.Хлынова философии с богословием

1778 г. Выход в Санкт-Петербурге сборника «Сатирические, забавные и нравоучительные эпиграммы, сочиненные в г.Хлынове Вятской семинарии Антонием Поповым»

1780 г. Начало преподавания славяно-греко-латинской школе г.Хлынова греческого языка

1781 г. Введение в вятской семинарии преподавания всеобщей истории

1786 г. Начало преподавания в вятской семинарии рисования

1786 г., 22 сентября. Открытие в г.Вятке первого гражданского учебного заведения – Главного народного училища

1789 г. Начало преподавания в вятской семинарии алгебры и геометрии.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке – Киров 2017 г., с.53

На старинной гравюре: домашнее образование в XVIII веке

 

Лальск и его промыслы



Особых промыслов в Лальске не существует. Хотя некоторые из жителей и занимаются ремеслами, каковы: сапожное (главное), красильное, малярное, столярное, кузнечное, портняжное, печное и проч., но все эти промыслы так незначительны, что, производясь только по заказу с помощью одних членов семейства, служат лишь подспорьем содержанию семейства – не более. У большей же части мещан средство к существованию составляют крепостные пашенные и сенокосные земли в Устюгском уезде, где и проживает большая часть мещан, занимаясь хлебопашеством. Затем некоторые из мещан занимаются работами на писчебумажной фабрике Сумкина, находящейся в 3 ½ верстах от города, имея там и постоянное жительство. С открытием же в 1895 г. работ по линии Пермь-Котласской железной дороги некоторые из жителей города (слесари, столяры, печники, возчики) в отчетном году занимались работами на этой линии.

Из годового статистического отчета Лальской городской управы за 1896 г.

ЦГАКО ф.1364 оп.1 д.46 л.21 об.

На фото: таким был Лальск в старину. Фото с сайта admlalsk.ru

 

Храмы Вятской губернии. Верхораменье


Церковь Богоявления Господня. Приход открыт по указу Святейшего Синода от 28 февраля 1847 г. № 1270 и выделился из деревень Боровицкого и Белозерского приходов.
Первая деревянная церковь перевезена из села Боровицкого, отстроена в 1849 г., с двумя престолами; в холодном храме – во славу Богоявления Господня, освящен в 1854 г., в теплом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1849 г.
Деревянная церковь существовала до 1899 года.
В 1886 г. заложено основание каменного храма, который окончен строительством в 1899 г. и освящен 29 августа этого же года. Престол в церкви один – во имя Богоявления Господня.
В 1960-е годы на месте церкви выстроена школа и поставлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник, часть 1я – Киров 2012 г., с.71

 

Торговля в Глазовском уезде в дореволюционный период



В 1915 г. Глазовский уезд занимал второе место после Елабужского по количеству вывезенных продуктов – свыше 2 миллионов пудов. Значительно увеличилась скупка ржаной муки, мяса, холста, льна и кудели. Если в 1914 г. в уезде закуплено 35 тысяч пудов ржи, то уже в 1915 г. – 75 тысяч пудов. Льна и кудели в 1914 г. продано 175 тысяч пудов, а в 1915 г. – 230 тысяч пудов.
В 1917 г. в Унях было 27 купцов, 56 торговых заведений и 3-4 крупных ярмарки. Среди унинских купцов наиболее значимые были Мохов Иван Михайлович, торговавший вином, Ложкин Иван Александрович, Шихов Кузьма Николаевич, Исупов Иван Андрианович, торговавший бакалеей, Суворов Павел Александрович и Суворов Геннадий Александрович, Погудин Николай Алексеевич и Погудин Василий Алексеевич.
Во второй половине 19 века среди купцов разных национальностей Глазовского уезда татары занимали первое место по торговле скотом, лошадьми, красным товаром и так далее. Основными оптовыми поставщиками из Глазова были купцы Араслановы. По-видимому, в начале 70 годов 19 века в Глазове обосновался Арасланов (Арсланов) Мухаммет.
В селе Унях жили купцы Арасланов Демид, имевший во многих населенных пунктах лавки. Арасланов Федул Максимович имел магазин недалеко от церкви, торговал мануфактурой, обувью, галантереей. Арасланов Аухат Мухаммет имел магазин еще и в Ути, где торговал всем, от мануфактуры до колесной мази. Еще были Арасланов Аухат Закир и М.Н.Бекеев, который был доверенным лицом казанских купцов Александровых, жил в Унях и вел торговлю. В Унях содержал контору по закупке льнопродукции торговец из Екатеринбурга Макаров. Имел свою торговлю владелец Соколовского спиртзавода Александров, к тому же, он закупал много зерна для спиртзавода. Была в Унях и Петербургская контора по закупке льносемени. Медведевы, приехавшие в Уни из Орловского уезда, также занимались торговлей. Казанский мещанин Макарычев А.С. – известный в Унях булочник. В Порезе жил числившийся в начале крестьянином купец 2й гильдии Кропачев Николай Арефьевич…

Владимир Васильевых. Очерки истории Унинского района – Нолинск 2007 г., с.69-70

На фото: вид на село Уни. Фото из фондов Унинского музея

 

Котельнич в XV веке



Каким был Котельнич в XV веке? Город располагался на высоком мысе, вытянутом с востока на запад. Мыс, расположенный между р.Вяткой и р.Котлянкой, с севера, юга и востока заканчивался обрывами глубиной до 15 метров. В восточной части мыса располагались укрепления города – деревянные стены с башнями. С западной стороны поперек мыса был выкопан глубокий ров. В укрепленной части город располагались административные и церковные постройки, жилые дома местной знати. За пределами укреплений, в западной части, располагался посад с жилыми и хозяйственными постройками торгово-ремесленного населения.
В конце 16 века в Котельниче был всего 71 двор и около 430 жителей. По данным переписи 1654 года, в городе насчитывалось 157 дворов и около 940 жителей. Можно предположить, что Котельнич в бурное время 15 века играл более значительную роль, чем в 17 веке, когда город потерял свое значение.
В XV веке Котельнич являлся южным форпостом русских земель на Вятке, и вятская администрация заботилась об его укреплении. Об этом свидетельствует его усиленная оборона от татар в 1478 году и длительное топтание московских войск около города в 1489 году. Котельничане не только боролись против татар совместно с Москвой, но следуя в русле московской политики, они вынужденно включились в борьбу с Великим Новгородом. В июне 1489 г. 64-тысячное московское войско подошло к Котельничу. Несомненно, котельничане оказали сопротивление, поскольку только 2 августа московские войска двинулись дальше и овладели городом Орловом.

Котельнич: годы и люди – Котельнич 1993 г., с.12

На фото: старинная открытка с видом Котельнича

 

Вячеслав Молотов. Вехи жизни


Вячеслав с отличием окончил нолинское городское училище (1901), затем Казанское реальное училище (1909) и 1911 г. поступил на экономический факультет С.-Петербургского политехнического института. Это было элитное учебное заведение. Однако отучился он лишь два курса: учебе помешала политика, и с 1914 г. Скрябин стал Молотовым. Во время Февральской революции Вячеслав Молотов возглавлял русское бюро ЦК РСДРП (б), принимал участие в издании и редактировании газеты «Правда». В марте 1921 г. на 10 съезде РКП (б) В.М.Молотов избирается членом Центрального комитета, а состоявшийся после съезда пленум ЦК избирает его секретарем ЦК партии и кандидатом в члены Политбюро ЦК РКБ (б). В январе 1926 г. он был избран членом Политбюро ЦК ВКП (б). На протяжении 10 лет В.Молотов работает секретарем ЦК партии, публикует многочисленные статьи и брошюры по организационным вопросам партийного строительства и др.
В 1930-1941 гг. – В.М.Молотов председательствовал в совете народных комиссаров и одновременно руководил советской промышленностью, говоря современным языком - являлся премьер-министром. В предвоенные годы (1939-1941) он совмещал эту работу еще и с работой министра иностранных дел. В 1941-1949 гг. В.Молотов – министр иностранных дел.
Во время войны он неоднократно пересекал линию фронта для проведения переговоров с руководителями западных держав, во время которых, в частности, обсуждались вопросы открытия второго фронта. Для этого В.М.Молотов совершил легендарные беспосадочные перелеты через северный полюс в Америку и через всю территорию военных действий в Великобританию. Будучи членом Государственного комитета обороны, В.М.Молотов курировал развитие танковой промышленности СССР, и в 1943 г. за организацию работ по созданию и выпуску в серийное производство знаменитого танка Т-34 он получил звание Героя социалистического труда. В послевоенный период вместе с другими руководителями стран антигитлеровской коалиции он участвовал в создании Организации объединенных наций, а затем и представлял СССР на ассамблеях ООН.
В 1949-1953 гг. В.М.Молотов – заместитель председателя совета министров, а в 1953-1956 гг. он вновь исполняет обязанности министра иностранных дел, присутствуя, в частности, на Берлинской конференции с участием министров иностранных дел четырех держав: СССР, США, Франции и Великобритании. Он также возглавлял Женевское совещание в 1954 г.
Последние официальные назначения Молотова – посол в Монголии (1957-1960), затем в Австрии он возглавлял советское представительство в Международном агентстве по атомной энергии в дипломатическом ранге посла СССР (1960-1962), активно участвуя в его работе.
В середине ноября 1961 г. В.М.Молотов был лишен всех правительственных наград, снят со всех постов и исключен из партии, а в 1963 г., после долгого периода ожидания, официально отправлен на пенсию. Он был реабилитирован и восстановлен в партии в 1984 г. 8 ноября 1986 г. в возрасте 96 лет В.М.Молотов скончался.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – Москва 2008 г., с.167-169

 

Батюшка-прозорливец



С войной 1812 года связан еще один интереснейший эпизод. Обыкновенный священник, который имел восемь детишек, о.Емелиан Леонтьев, вошел в историю Вятки удивительным случаем.
Октябрь. Французы еще в Москве, и эта жуткая весть давит камнем сердце каждого русского человека. И вот 14 октября о.Емелиан после службы в кафедральном соборе произнес горячую проповедь, полную уверенности, что враг будет побежден и изгнан из пределов России. Никто из вятчан (в том числе и сам проповедник) еще не мог знать, что 12 октября наполеоновская армия покинула горящую столицу. И когда через несколько дней пришло это известие, горожане признали слова о.Емелиана провидческими. Об этом свидетельствует заметка на книге священника Гавриила Лопатина, которую он сделал под 20 октября: «Емельян Семенович напророчил! Слава Богу! Слава Богу!»

Священник Сергий Гомаюнов, Артемий Маркелов. Живые иконы – Киров 1999 г., с.150

 

К 130-летию рождения В.М.Молотова. Купеческое происхождение



Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин) – личность наиболее известная среди потомков Я.Е.Небогатикова. Его по праву можно назвать одним из выдающихся политических деятелей двадцатого столетия.
Его отец, Михаил Прохорович Скрябин, по рассказам, был типично русским человеком переменчивого характера, очень разным. Он был неплохо образован и весьма набожен, пел в церковном хоре, посвящал много времени делам церкви, однако любил и светскую жизнь, играл в карты в «Обществе трезвости», участвовал в любительских спектаклях.
В торговом доме Я.Е.Небогатикова он дослужился до должности старшего приказчика.
9 января 1880 г. Михаил Прохорович венчался с Анной Яковлевной, второй дочерью Якова Евсеевича, и был им направлен в новую лавку в слободе Кукарке. Там и родился 9 марта 1890 г. седьмой ребенок – Вячеслав. Как и все дети в семьях Небогатиковых и Скрябиных, он любил музыку, отдавая предпочтение Бетховену и Мусоргскому и недолюбливая Чайковского. В доме всегда звучала скрипка, мандолина, фортепьяно. Главной воспитательницей была, конечно, мать, она имела гимназическое образование, много читала, в том числе вслух детям, говорила по-французски, играла на рояле.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – Москва 2008 г., с.165-166

 

Воспоминания о прошлом



Годы юности моей были очень тяжелыми. Со дня рождения и до 1926 года, когда я стал работать уже учителем, я не едал чистого хлеба. Мать пекла хлеб из муки вместе с отрубями. Не знал и не едал мяса. Мать покупала только субпродукты (внутренности, ноги). Совершенно не знал, что такая колбаса, сливочное масло, кондитерские изделия. Сахар нам мать давала только по воскресеньям по одному маленькому кусочку к чаю. Хлеб невероятно ценили и берегли. Мельчайшие крошки съедали. Один знакомый нам крестьянин весной пришел к нам переночевать. Он отправлялся на молебствие на реку Великую. С собой в мешке он взял 4 каравая черного хлеба, горсть сушеной репы, 7 луковиц и 2 яйца, запеченные в хлеб, чтобы они не разбились, спичечный коробок соли. Через неделю на обратном пути он к нам опять явился переночевать. У него осталась горбушка черного хлеба и половина яйца. Яйца он ел так: отрезанный ломтик яйца клал на ломоть хлеба и передвигал, когда ел хлеб. Несъеденную часть яйца перекладывал на другой ломоть хлеба. Это было в 1913 году.

Воспоминания А.Я.Распопова, 1907 г.р. // В.Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г.

Фото С.Лобовикова

 

Из воспоминаний о детстве С.М.Кирова. Зимние игры



…Когда мы подросли, наши зимние игры были перенесены на улицу. Ни лыж с палками, ни коньков, ни санок нам, конечно, не покупали. Но зато весь снег был наш, каждая горка тоже наша. А чтобы скатиться с горы, не надо ни санок, ни лыж. Отлично можно съехать на доске, на пучке соломы, подобранном на дороге.
Непонятно почему, но полюбилась нам всем придуманная нами же зимняя забава – игра в «оспопрививательницу». Сергей тоже участвовал в ней, хотя и не в «главных ролях». «Оспопрививательница» садилась в чьи-нибудь санки. Эта роль обычно доставалась старшей из нас. Вместе с ней – кучер. Сергей и ребята-соседи впрягутся в санки и везут «оспопрививательницу», погоняемые кучером, по двору или по улице. У каждого угла, столба, поленницы дров – остановка. «Оспопрививательница», сидя в санях, берет горсть снега и бросает его, скажем, в столб. Если снег прильнул – значит, оспа привилась, и вся компания движется дальше.
И все же зима приносила нам больше неприятностей, чем радостей. Она страшна была для нас холодами.

А.М.Кострикова, Е.М.Кострикова. Это было в Уржуме – Горький 1983 г.

 


Происхождение финно-угров в трудах историков прошлых веков

 



За отсутствием прямых указаний о доисторических мари, приходится обратиться к источникам общим для всех финн. Кастрен, природный финн, {родиной финнов }, в том числе и мари, считает горную Азию, именно юго-западную часть Сибири, пространство между Алтайскими и Уральскими горами; но когда финны появились в Европе, Кастрен сказать затрудняется. Во всяком случае, время переселения их в Европу теряется в глубине отдаленнейших веков.
По свидетельству Тацита, римского историка 1 века нашей эры, короткоголовые финны появились в восточной Европе за 3 века до Рождества Христова. Тацит изобразил их быт следующими словами: «У финнов страшная дикость, гнусная бедность, нет ни оружия, ни лошадей; их пища – трава, одежда – кожа, ложе – земля, вся надежда на стрелы, которые за неимением железа они заостряют камнями». Но в действительности, появление их в Восточной Европе, без сомнения, относится еще к еще более раннему времени; оно произошло ранее эпохи Геродота, жившего за 400 лет до Р.Х.; позволительно так думать потому, что в эпоху финны были уже в Восточной Европе. По его свидетельству, Меланхлена «Черноплашная мещера» жила у р.Оки, будины – «Мордва» между рр.Волгой и Доном; удины (вотяки, пермякии зыряне) на 7-дневном расстоянии к северу от Будин.
По-видимому, финны шли из Азии группами или ярдами (племенами) В «разное время, одна за другой, и расселялись по рекам и озерам восточно-европейской равнины, частью подвинув на запад длинноголовое племя, первых насельников этих мест, и частью сливаясь с ними. В числе таких переселившихся были, вероятно, и мари или их предки.
…Финны обитали в Европе с очень давних времен и распространились они гораздо западнее, чем теперь (акад.Кеппен). Римские историки границей их обитания считали берега Вислы. Кастрен говорит, что следы их были найдены в Дании, Германии и Англии, они занимали даже большую часть Скандинавии, но доказательств такому смелому утверждению Кастрен не приводит. По Кеппен, когда-то все финны занимали среднюю Волгу, и затем отсюда отделились и разошлись в разные стороны.

Ф.Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.31-33

 

«Есть у меня цветочек, а у тебя садочек…»: сватовство у русских

Сватать ходили чаще всего женщины (сваха, тетка, сестра жениха, иногда сама мать), однако известны случаи, когда сватали отец или крестный жениха. От сватовства зависело очень многое, поэтому существовали всевозможные поверья: сваха шла в дом жениха обычно вечером, окольным путем, обязательно читала молитву или заговор, чтобы не было отказа. «В Котельничском уезде при свадьбах крестьянских, - пишет смотритель уездного училища Бажин в одной из самых ранних описаний свадьбы в «Вятских губернских ведомостях», - употребляются следующие обряды, - желающий жениться просит женщину высватать за него невесту, принявшая на себя эту обязанность называется свахой. Она перед тем, как сватать невесту, поворачивает три раза ступу, говоря: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». После сего пришедши к невесте в дом, идет прямо к печке и, грея у нее реки, шепчет тихо: «Как заслон у печки горяч, так бы горело у невесты по женихе сердце». Потом, обращаясь к отцу невесты, говорит: «Сват, я пришла к тебе за добрым делом!.. Есть у меня цветочек, а у тебя садочек, у меня жених, у тебя невеста. Вели нам посмотреть ее».
Когда-то такие или подобные формулы («у вас товар, у нас – купец», «у нас баран, у вас ярочка – вековая парочка» и др.) знала каждая сваха. Она их произносила после разговора о погоде, хозяйстве, о видах на урожай. Еще одной приметой сватовства было то, что сваха не переходила «матицу», или клала рукавицы на «голбец» у печки.
Обычно девушка во время сватовства находилась в другой комнате или в кути. Согласия ее во время сватовства не спрашивали.
В Слободском уезде зафиксирован такой ритуал сватовства: «Являются сваты (…), молятся Богу и раскланиваются на все стороны, замечая при этом, где находится примеченная девушка: если на печи, то значит дело будет, а если застают за столом, то на успех не надеются. Все время первых переговоров сватья должна быть на ногах, а не садиться, а то, дескать, невеста не поймается. Сватовство ведется с отцом и матерью, девушка сидит на середе, если сватья знакомая, и не принимает в разговоре никакого участия, а если сватья незнакомая, то с первой же фразы: «У нас есть купец, у вас товар, мы будем торговать, вы будете ли торговать?» - убирается в подполье, или на улицу и оттуда уже больше не показывается. Первая речь идет о том, кто жених, откуда он, какое у него хозяйство, много ли у него хлеба, скота и проч. Переговорив о всем этом и, если хозяева изъявляют согласие, назначает день смотрин, тогда уже приглашают сватью, садятся, угощают ее… Если же сватовство не подходящее, или родители по какой-либо причине не намерены отдать дочь, то мать старается незаметно обойти сватью кругом, чтобы не унесла счастье дочери».

Энциклопедия земли Вятской. Этнография, фольклор. Том 8й – Киров 1998 г., с.315-316

 

Марийская свадьба



Один из самых прекрасных и значимых марийских обрядов – свадьба. К ней готовятся заранее, месяца за два-три. К приглянувшейся девушке жених засылает сватов. Сватами могут быть как муж с женой, так и просто близкие и знакомые жениху люди. Родители жениха, собравшись со сватами, обговаривают условия сватовства. Как правило, это подарки, которые должны подарить невеста и ее родители родственникам жениха: отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям, сестрам, их женам, мужьям, племянникам и т.д. В подарок требуют марийские и русские платья, мужские рубашки, халаты, материал, платки, полотенца и т.д. Подарков может быть великое множество, в зависимости от родственников жениха. Поэтому марийская свадьба – дело для невесты и ее родителей накладное.
Затем сваты прибывают в дом невесты со своим угощением. Родители невесты также собирают угощение. Если невеста согласна выйти замуж за жениха, она должна выпить предложенное вино.
Сваты озвучивают родителям невесты заранее обговоренные условия. После торгов начинается веселье, на которое приглашаются родственники невесты, созываемые женихом и невестой. Веселье может продолжаться до утра. Обговаривается также то, сколько времени будет продолжаться свадьба. Свадьбы могут быть как дневные, так и ночные. Дневные – это когда веселье завершается одним днем: с утра до вечера в доме жениха и невесты. Ночные – это когда веселье затягивается более чем на сутки. Обговаривается также конкретный день свадьбы.
Родители невесты и она сама начинают закупать подарки (шалам) родственникам жениха. Родители жениха и он сам, как обычно, выбирают свадебное платье, фату, туфли, кольцо невесте.
Родственники невесты собираются в доме невесты, родственники жениха – в доме жениха. Непременное условие начала свадьбы – присутствие крестной матери и крестного отца в том и другом доме, которые должны явиться с подарками, именными иконами и свечами. Икону ставят в предыконник, вешают полотенце, зажигают свечу, дают напутствия и желают счастливой жизни. Свадьба начинается. Подарки жениху и невесте также дарят родственники отдельно.
Все поздравляют молодых и дают напутствия. В гости прибывают со своим угощением. Это торты или блины, как обыкновенные, так и марийские «трехэтажные».
Затем начинается угощение, песни и пляски. На свадьбе с обеих сторон выбирают из числа мужчин заводил-организаторов (дружек), которые обязаны следить за обилием столов, порядком на свадьбе и за тем, чтобы гости не скучали. Непременными атрибутами свадьбы являются гармошка и барабан (тумыр).
Иногда могут использовать и другие шумовые эффекты, например, ложки. Затем гости жениха прибывают в дом невесты. Ждать, когда их туда впустят, нужно довольно долго. Могут быть созданы и искусственные преграды, которые необходимо преодолеть. Первыми в дом невесты входят отец жениха, сам жених и сваты. Они заносят икону с полотенцем, которую ставят рядом с иконой, подаренной невесте, и зажигают свечу. Затем отдают родителям невесты выкуп. После этого в дом заходят остальные родственники жениха, которых усаживают за стол. В это время родственники невесты за столом отсутствуют. Угостившись, все начинают петь и плясать. В частушках обязательно звучат имена невесты и жениха. Последнее застолье - и все отправляются на регистрацию брака, которая проводится обычно в торжественной обстановке в Доме культуры.
После регистрации и множества поздравлений молодые направляются в дом жениха. Родственники невесты прибывают сначала в дом невесты и лишь после некоторого времени отправляются в дом жениха, где веселье продолжается.

Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.81-82

На фото: свадебная повозка. 1900-1915 гг. Неизвестный автор. Фото с сайта https://m.russiainphoto.ru/exhibitions/463/ (здесь можно посмотреть и другие фото)

 

Рождение матрешки



Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудреца Даруму. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… С.В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой - яблоки на переднике. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем, так звали девушку, которая жила у него дома и помогала ему по хозяйству. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. У нас ее делают в г.Нолинске на фабрике «Вятский сувенир».

Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.40-41

На фото: нолинские матрешки

 

Бал гимназисток



Будущий выпуск гимназисток 1911 г. вздумал устроить бал и удивить своим искусством Сарапульский свет. Труды не пропали даром! Бал удался на славу!
Вся почти Сарапульская знать и зеленая молодежь, собравшаяся в роскошном зале гимназии, шумно приветствуют интересный концерт гимназисток.
Чего, чего только не было на этом разнообразном концерте. Юные исполнительницы щегольнули чем могли!
Стройно исполнил хор учениц прелестную песенку из «Евгения Онегина».
Робкие пальчики маленькой девчурки немело бегали по клавишам рояля.
«Как хороши, как свежи были розы», - читала молоденькая девушка, сама похожая на розу.
Неуверенно, но мило пели в одиночку и дуэтом семиклассницы, восьмиклассницы, нервно сжимая в руках бедные ноты…
Приятно звучала скрипка. Стройная тоненькая девушка небольшим голосом, вложив в него живую душу, пропела печальные романсы. Успех был необычайный!
Кончился концерт. Замелькали белые фартучки. Сбиваясь с ног, выпуск угощал званых гостей чаем и сластями. За столом в коридоре с шумом хлопнули пробки фруктового квасу, и зеленая молодежь жадно припала к кружкам.
Грянул вальс! Оживленные смеющиеся пары замелькали, кружась по залу. Трах! Грянул выстрел бомбы, и разноцветный дождь конфетти усыпал танцующих. Взвился розовый серпантин и обвился на шейке хорошей блондинки. А в коридорах, как пчелы, гуляя взад и вперед, жужжали группы. Веселые и молодые взрывы смеха то и дело вырывались из общего гудения и звуков музыки. Какой-то шутник насмешил своих собеседниц.
Как цветы, пестрел ленточки на молоденьких головках девочек, и вместе с взрывами смеха, музыкой, топаньем сотни танцующих пар говорили о том, как весело говорить и танцевать в такие молодые годы.

Прикамская жизнь – 1911 г. от 4 февраля

 

Две исторические даты с разницей в год...

Через полгода поезд с арестованной царской семьей проследует через Вятку.
3 августа, около 1 часа ночи, через станцию Вятка 1-я, не останавливаясь на ней, и прошел специальный поезд, в составе 7-8 вагонов всех классов (курьерского состава). В поезде, как передают, ехал неизвестный железнодорожному начальству «важный преступник». Поезд прошел при усиленном конвое солдат (350 человек), охранявших площадки вагонов. Огней в окнах не было – освещены были лишь площадки вагонов. Есть предположение, что в настоящем поезде проехал бывший царь Николай. Затем вскоре после прохождения означенного поезда прибыл с охраной поезд северной железной дороги и тоже был отправлен далее станции Вятка- 1я по Пермской железной дороге вслед за ушедшим поездом».

«Вятская речь» - 1917 г. № 166.

 

Вятские села. Сретенское/ Ижмаринское

В далеком прошлом с.Сретенское называлось Ижмаринское, Кокмаринское, Бобыли. Оно основано в 1680 году. Долгое время здесь располагалось всего несколько домиков, в которых жило духовенство. Но при этом населенный пункт назывался селом, а не деревней, т.к. здесь стояла церковь. Даже в конце 19 века, в 1894 г., в Ижмаринском было всего 3-4 двора. В 1й четверти 20 века, осле установления советской власти, с.Ижмаринское было селом крестьянского типа и насчитывало 9 дворов с населением 47 человек. Строиться оно стало в основном в 80-е годы 20 века.
В конце 19 века село Сретенское относилось к Тожсолинской волости Яранского уезда.
«В селе была смешанная церковно-приходская школа. В приходе, при д.Кашнур, в 5 верстах от села – земское училище. Прихожане занимались хлебопашеством. Участковый медпункт – в с.Пижанка, в 12 верстах; волостное правление - в с.Вое, в 7 верстах; портовая пристань Кукарская – в 33 в., железнодорожная станция г.Котельнич – в 120 в., расстояние до г.Вятки – 180 верст; от уездного города Яранска – 45 в., от благоч. – 60 в. Село стоит на проселочной дороге».

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный. Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.28


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку