ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1-15 мая

ТАК БЫЛО. В советское время в селе Колково Халтуринского (Орловского) района был построен лучший в области сельский детский сад. Потрясения перестройки и лихих девяностых годов не обошли его стороной – сегодня он разрушен. На снимке Н. Шилова: директор откормсовхоза «Колковский» Василий Игнатьевич Комаровских пришёл в гости к детишкам в детсад. Год 1986.

 

ПЕРВОМАЙ – ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ В г. ХАЛТУРИНЕ (ОРЛОВЕ) В РАЗНЫЕ ГОДЫ. Уважаемые пользователи выложил несколько фото за период с 1 мая 1970 года по 1 мая 1990 год. (При наличии их имеется не мало) После того, как в стране совершился государственный переворот, данный праздник не отменили, а его просто напросто переименовали. В советское время Первомай отмечался отмечался широко и красиво. Часто с духовыми оркестрами. Рисовали плакаты, делали огромные гвоздики из гофрированной бумаги, с удовольствием принимали участие в праздновании и дети. Ветер колыхал знамёна и разноцветные воздушные шарики, кто-то приходил с гармошкой, люди с удовольствием общались. Мы помним самые запомнившиеся моменты, по которым по-человечески скучаем.

 

ВЕСНА НА ВЯТКЕ" ГОД 1973. г.Халтурин

 

ДЕЛА КОЛХОЗНЫЕ. СЛАВНОЕ БЫЛО ВРЕМЯ, ХОТЯ И НЕ ПРОСТОЕ. Шадричи Халтуринского (Орловского) района. 1) Агитбригада «Колосок» напутствует механизаторов на успешное проведение весеннего сева.1980 г. 2) Пионеры приехали на поле, чтобы поздравить хлеборобов с трудовым успехом. 1984 г.3) Праздник труда на берегу реки Вочки. 1983 г. 4) Девушки – выпускницы Шадричёвской школы откликнулись на призыв: поработать в животноводстве. 1980 г.

 

Вятская речь. Что такое рундук?



Рундук, м. Пристройка для входа в дом в виде площадки с лестницей или ступенями, крыльцо. – Где-кося мои сапоги? - Где поставил, дыг тамока и ишши. – Да навроде на печкю ложил. – На рундуке они квасятся со вчерашного дни.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.250

 

Из истории города Сарапула. Наводнение 1914 года



Берегитесь, сапожники. Величавой Каме стало тесно в своих берегах, и она потянулась к простору зеленеющих лугов и на низины к убогим избушкам. И пошла… За каменной пристанью вода подошла к дому Пересторонина и толкнулась в амбары. На дворе суматоха. Спешно выносят из сусеков мешки с мукой. Кама и Сарапулка расшалились не на шутку, и на Вятской улице совсем затопило чеботарные избушки.

Гугай. Перед штурмом // Прикамская жизнь – 1914 г. 4 мая

Примечание. Вятская – это четвертая параллельная Каме улица (выше от нее было еще шесть улиц). Выходит, затоплению подверглось не менее четверти города…

 

Первые поселения Вятского края: Пижемское городище

В 5 км. от г.Советска, в устье реки Пижмы, расположено Пижемское городище – одно из первых городищ на территории района. Там люди жили в 7 веке до н.э.
Историк-краевед П.В.Алабин рассказывает:
- На площади городища между валом и обрывом берега открыт мною полуразваленный колодец, при разборке его обнаружены тщательно выложенные стены из огромных, правильной формы, каменных глыб, впрочем, без известковой или цементной связки. Предание говорит, что древние жители этого городища имели отсюда подземный ход в слободу Кукарку, где также жили их одноплеменники. Этот ход из городища был открыт при перестройке Покровской церкви в сл.Кукарке, но почему-то тотчас зарыт.
Сознаемся, что мы не верили этой легенде и, раскапывая колодец, вовсе не думали подземным путем дойти до слободы Кукарки, но все-таки мы надеялись при дальнейшей раскопке в нем найти какие-либо предметы, заслуживающие внимания.
К сожалению, после двухнедельной работы, а может, и более, наткнулись рабочие на глубине 3 сажень на большой камень, составляющий как бы дно колодца, и никакими усилиями не могли вынуть оного камня, так что должны были прекратить работу.
По сведениям краеведа Д.С.Герасимова, на Пижемском городище колодец «служил местом языческих жертвоприношений…»

Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.13-14

 

Из истории города Кирова. В 1970 году был открыт памятник В.И.Ленину на Театральной площади

Этот день войдет в историю города Кирова, как вошли в нее дни пуска новых заводов, открытия нового института, вручения области самой высокой награды Родины – ордена Ленина. Итак, 4 сентября 1970 года на Театральной площади около Дома Советов открыт памятник создателю нашей партии и первого в мире социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину.
…Праздничные колонны рабочих, инженерно-технических работников, студентов, пионеров, пришедших на это торжество. Машиностроители, железнодорожники, шинники, строители, деревообработчики…На груди многих из них ордена и медали. Эти люди самоотверженно трудятся на благо Родины. Об их трудовых успехах свидетельствуют юбилейные Красные знамена, которые несут знаменосцы во главе районных колонн, пришедших на площадь. Прибыли на торжество передовики сельского хозяйства, партийные и советские работники районов.
С ленинскими юбилейными медалями на груди пришли на открытие памятника В.И.Ленина ветераны партии и комсомола. В колонне убеленных сединой борцов за Советскую власть есть люди, которые видели и слушали Владимира Ильича. Понятно их особое отношение в эти минуты.
В числе гостей, занявших места на трибуне, почетный гражданин города Кирова летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.Н.Волков.
Над праздничной многолюдной площадью звучат фанфары. Кавалеры ордена Ленина вносят знамена области…
Под аплодисменты участников митинга с памятника спадает покрывало. На мраморном постаменте - Ильич, смотрящий далеко вперед.
Звучит Гимн Советского Союза. У памятника замирает почетный караул, школьники кладут к постаменту алые гвоздики и гладиолусы…
Цветы, цветы, цветы… Их несут к памятнику рабочие и колхозники, пионеры и студенты, партийные работники и учителя. Все подножие памятника усыпано ими. Они – выражение пламенной любви к великому Ленину.

В.Ситников. Открытие памятника В.И.Ленину // Кировская правда – 1970 г. 5 сентября

 

Из истории Белой Холуницы: военнопленные Первой Мировой

… Для проверки порядка содержания военнопленных в уездах мною командируется правитель канцелярии. Им уже произведены в ноябре месяце две внезапные ревизии, одна с 13 по 17 ноября в Котельничском уезде, другая с 19 по 22 ноября в Слободском уезде… Что касается Слободского уезда, то в 3 стане его, в Белохолуницком заводе было обнаружено, что два брата из военнопленных, по профессии музыканты, наняли для игры на пианино и скрипке отдельную комнату, где устраивали два раза в неделю музыкальные вечера, посещавшиеся другими военнопленными в числе от 10 до 15 человек. В этих вечерах принимала участие в качестве исполнительницы учительница местного земского училища. Пристав, допустивший это, смещен мною в худший участок, учительница отстранена от должности на все время положения о чрезвычайной охране, а участники вечеров военнопленные раскассированы по другим селениям. Исправнику же дано соответствующее предостережение…

Из записки губернатора А.Г.Чернявского генералу Дашкову о немецких военнопленных в Вятской губернии - положение пленных в Белохолуницком заводе. Не ранее 22 ноября 1914 г.

ЦГАКО ф.582 оп.191 д.155 л.10

 

1917 год в Вятской губернии: демонстрация с хоругвями (воспоминания большевика)



...Не обошлось и без казусов. Во время подготовки к демонстрации священник Мухачев настаивал провести не демонстрацию, а крестный поход с молебном. Было принято компромиссное решение: нельзя отвергнуть представителя от церкви, которую и Временное Правительство поддерживало; молебен служить в церковной ограде, после чего с хоругвями пройти до волостной управы, где сделать первое сообщение перед народом, о результатах проведенной работы волостного старшины, потом объединить демонстрацию и крестный ход и двинуться от волостной управы к больнице, по пути следования, против второклассной школы, сообщить о текущих событиях и закончить демонстрацию у больницы.
И не ошиблись: демонстрация прошла мирно, хорошо. Демонстранты с флагами собрались у волостного правления, но крестный ход не состоялся, так как хоругви нести было некому.

П.И.Бирюков. Как были организованы Советы в Торьяле // Сельская новь - 1967 г. № 11 (Новый Торьял, республика Марий Эл)

В номере 122 за тот же год газета рассказала о самом Павле Ионовиче Бирюкове и его жизни

 

Удмуртский традиционный тип ткацкого станка. Художник М.Г. Гарипов

 

Вятские села и веси. Воспоминания о прошлом



Кукнур – красивое колхозное село. Расположенное на трех холмах, окаймленное с запада блестящей ленты Немды, оно было прежде глухим, заброшенным селом.
Как то вечером сельская молодежь попросила 60-летнего депутата сельского совета Михаила Григорьевича Коноплева рассказать о прошлом Кукнура. Тот сначала отказывался, а потом сказал:
- Захолустье, недаром в наши места в вятскую ссылку людей гоняли. Десятка три крестьянских домов стояло, церковь, два пивных, казенка – вот и все. Что же касается жителей, то порядочными считались те, кто побогаче – волостной староста Чемеков, лавочники Мячев и Пушкарев, еще кое-кто…
В праздники, бывало, подвыпивший Мячев куражился перед односельчанами: «Я в рубашке родился…» А мы-то знали, как Мячев богатство свое наживал.
Худо на селе было ночами, лампы керосиновые не у всех были, лучину жгли. Сидит на лавке старуха и крутит веретено, а сама за огнем следит, сгорит лучина – другую в светец вставит.

К.Ефимов. Обновленное село // Марийская правда – 1953 г. № 221

На фото: старинный домик около церкви в Кукнуре. В старину там была, возможно усыпальница или просфирня. Сейчас село находится на территории республики Марий Эл

 

Первые молотилки у вятских крестьян (из письма в газету)



Ныне мне нужно было купить молотильную машину. В Вятской газете весною было напечатано, что губернской управой выписано 50 молотилок Ланца заграничной работы. Я просил Глазовскую управу выписать мне из склада губернского земства заграничную молотилку Ланца. Губернская управа тотчас же сообщила уездной управе, что молотилок Ланца заграничной работы в складе губернского земства не имеется. Мне пришлось покупать молотилку работы мастерской губернского земства в Вятке.
Прежде я работал 2 года молотилкой Рама из Казани. Молотилка Рама отличная: работает чисто, легко и прочно. Но теперь эта молотилка имеет большой недостаток в цене, она дорога – 120 рублей. Между тем заграничная молотилка Ланца по достоинству своему уже превосходит молотилку Рама и много дешевле – 73 рубля. Потому у меня не могло быть желания покупать молотилку Рама.
После молотилки Рама, с пропуском несколько лет, я 7 лет работала на молотилке работы кустарей Воткинского завода. Эта машина у меня удалась также очень хорошо: работает чисто, легко, хотя несколько похуже машины Рама, и оказалась прочною. Эту машину в прошлом году я продал одному из крестьян. Крестьянин остался также доволен этой машиной. Между прочим этот крестьян первый купил молотильную машину.
Про молотилку работы кустарей Воткинского завода я выразился, что она у меня «удалась» хорошо. Молотильные машины работы кустарей Вятского земства, как и машины других мастеров, работающих от руки, а не фабричные рабочие машины, далеко не все одинакового достоинства: одна машина удастся отличной, другая выйдет совсем плоха. У плужных машин встречается недостаток: работает тяжело, бьет палец о палец, непроизводительна, неприятна и т.п.

Священник Степан Крекнин. Ручная молотилка по Ланцу работы мастерской Вятского губернского земства // Вятская газета - 1895 г. № 23

 

Народное образование и сельское хозяйство в царские времена



Низшая сельскохозяйственная станция с опытным полем. Учитель Дубровского сельского училища (Сарапульский уезд) г.Братчиков ходатайствует пред губернским земством об учреждении при его школе низшей сельскохозяйственной станции и опытного поля. Местный уездный агроном, от которого затребовано было заключение по настоящему ходатайству, находит, что такая сельскохозяйственная станция с полем принесет делу, по его мнению, значительно больше пользы, чем все имеющиеся теперь в Сарапульском уезде 4 школьных хозяйства, на которые тратится масса (?!) денег и которые поставлены крайне ненормально, не служат образцом крестьянскому населению и только отнимают у него, агронома, непроизводительно время, которым он лучше мог бы распоряжаться без школьных хозяйств. Расходы на сельскохозяйственную станцию с опытным полем исчисляются в 392 рубля 34 копеек. Выходит, что не успели еще школьные хозяйства и организоваться по желанию самих же агрономов в нашей губернии, как некоторые из тех же агрономов начинают уже в этом собственном своем же творении разочаровываться… А будет ли какой-нибудь толк и из сельскохозяйственной станции при Дубровском училище, за которую высказывается теперь г.Налетов?! Выходит также, что надобно почаще примеривать, да пореже – отрезывать, трата-то денег и будет производительнее.

Вятский край - 1895 г. № 53

Примечание. Сельскохозяйственные участки при школах - не редкость для того времени, они часто упоминаются в архивных документах. Поэтому, можно сказать, уроки труда в школе придумали опять же не коммунисты...

На фото: Архангельская земская школа Нолинского уезда Вятской губернии, фото до 1900 г. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Земская_школа_Вя..

 

Из первой советской печати. Похороны красногвардейца



Похороны красногвардейца. В воскресенье 21 апреля происходили торжественные похороны скоропостижно скончавшегося красногвардейца, члена ревизионной комиссии при Революционном штабе, П.П.Кудрина. В похоронной процессии принял участие оркестр музыкантов, Красная гвардия в полном составе, первая и вторая сотня Красной армии и масса публики. Церковный обряд совсем не совершался. Перед опусканием тела в могилу т.Бондаренко сказал краткое прощальное слово, после чего по данному сигналу был сделан салют из бомбометов. По словам товарищей покойный П.П.Кудрин был идейным и энергичным работником и состоял членом союза социалистов революционеров максималистов.

Народная воля (Елабуга) // 1918 г. № 112 от 23 апреля

Примечание. Незадолго до этого из Елабуги ушел карательный отряд, расстрелявший около 500 граждан за участие в антисоветском восстании. Не известно, принимал ли в этом деятельное участие "энергичный работник"...

Фото из собрания историка В.А.Ветлужских того же времени

 

СЕЛЬСКИЕ ДАЛИ. Вид на село Русаново и деревню Малые Кузнецовы Халтуринского района с Чернядьевской горы, год 1990.

 

Страницы истории Вятлага


13 июля, воскресенье (1941 г.). В 18 часов 45 минут эшелон остановился в седьмом лагерном пункте Вятлага. От Кирова 500 км. Нас высаживают. Неделя поездки нас измучила, все бледные, измученные. Марк Гайлитис, выходя из вагона, сломал ногу. Заболел запором министр Булумберг. Его никак не лечат. Поместили в стационар, и он там умер. Первый латыш умирает в этой лесной местности.
Запуская в лагерь, всех обыскивают. Отбирают ценные вещи, ножи и бумагу. С пальцев снимают обручальные кольца. Все же сумел спрятать свое обручальное кольцо и Мирдзины наручные часики. Ножичек я отдал Казаку (командиру батальона екабпилского полка айзсаргов). Он его прячет в голенище сапога и проносит в лагерь. Держимся вместе с нотариусом соседней Биржинской волости Грином.
После недельной поездки смогли, наконец-то, справить естественную нужду. В поезде это было затруднительно. Нас разместили в бараке. Устали страшно, а спать невозможно из-за огромного количества клопов. На улице кусают комары. Поэтому нам не пришлось поспать, всю ночь ходили. На работу пока не гонят. Еда совсем скудная, но пока держится в костях старая сила, можем еще все это вынести.

Артур Страдиньш. Лагерный дневник (Вятлаг – 1941-1943) – Киров 2004 г., с.15

 

Судьбы раскулаченных… (воспоминания)



1932 год – страшный период в жизни нашей страны и нашего народа. Всех, кого нынче называют предпринимателями, тогда причисляли к кулакам и врагам народа.
Наша семья жила в г.Советске Кировской области (ранее Кукарка). В семье, главой которой был мой дед Василий Петрович Шевнин (1905 г.р.) росло 8 детей. Мой отец был старшим сыном, поэтому ему довелось испытать все трудности и лишения, как говорят, на собственной «шкуре»: тюрьмы, страдания, ссылки. Чтобы кормить такую большую семью, дед изготовлял метлы, шил конскую сбрую и свои изделия продавал. Но наступил 1932 год – год раскулачивания, деда назвали «врагом народа» и «кулаком» за добывание средств к существованию семьи. Его отправили в тюрьму… Сердце Василия Петровича не выдержало позора и, едва ступив на порог тюремного здания, он потерял сознание, а вскоре умер от разрыва сердца…
Моего отца, Василия Васильевича Шевнина, как старшего ребенка в семье, тоже назвали «врагом народа», «кулаком», ведь он помогал своему отцу зарабатывать средства на жизнь семьи. В 1932 году отца отправили в ссылку за то, что он сын «торговца и врага народа». Мне тогда исполнилось всего 2,5 года, оставить меня было не с кем (мама была больной женщиной), и отец таскал меня с с собой по тюрьмам вплоть до 1936 года.
Мама моя, Валентина Михайловна (1901 г.р.), была лишена права на труд. Так продолжалось почти 30 лет, а в 1961 отца признали невиновным. В этом году ему выдали документы, подтверждающие его невиновность, и реабилитировали. Кстати, мама признавала только один праздник – День Сталинской Конституции, давшую ей возможность работать и кормить меня и сестру (1938 г.р.). А ведь это страшное время надо было пережить!

Воспоминания Старостиной (Шевниной) Нины Васильевны

С.Ф.Манылова, Н.Р.Пенкина. Их памяти нельзя не поклониться… (сборник воспоминаний вятчан о сталинских репрессиях) – Киров 2014 г., с.36

 

Судьба кулацкая (воспоминания)


- Мои родители поженились в 1926 году. Отец по тем временам был человеком образованным (он окончил 3 класса), смекалистым. Говоря современным языком, была у него предпринимательская жилка. Мы держали овец, коров, кур, а отец ездил по близлежащим поселкам и городам, продавал шерсть, мясо, молоко. Вино не пил, а денежки копил. Постепенно приобрел трех этажей. Позднее купил железную молотилку и стал ездить по деревням молотить зерно. Расчет за работу брал по-разному: с того, кто побогаче – зерном, а беднякам молотил бесплатно.

За три года хозяйство окрепло и выглядело по сравнению с остальными побогаче. Срубили новый дом, двухэтажные амбары были полны зерна, прибавилось скота и птицы. Но тут началось раскулачивание, и из 50 хозяйств в деревне три, в том числе и наше, отнесли к кулацким. Дом забрали под контору колхоза, увели скот, «приватизировали» молотилку. И еще дали задание: за 24 часа вывезти в Ленинское 120 пудов зерна. Меняя лошадей, отец возил весь день и ночь, но успел. Когда решался вопрос о выселении нашей семьи, то из близлежащих деревень собралось много простого люда, чтобы защитить отца от выселения, и нашу семью не тронули.
После раскулачивания хуже жить мы не стали. Мать работала в колхозе бригадиром, отец – учетчиком и подрабатывал продавцом в магазине на разъезде Черпаки. Постепенно восстановили хозпостройки, купили скот. В общем, кто умел и любил трудиться, не пропал и при советской власти.
После реабилитации, когда государство признало раскулачивание ошибкой, нам выплатили компенсацию за изъятое имущество.

Воспоминания Левашевой (Юферевой) Капитолины Николаевны. Газета «Свеча» № 129 от 27.10.2005 г.



Кто такой "кулак"?



Для выявления кулацкого хозяйства были перечислены его признаки (Постановление СНК СССР 1929 года). Среди них были следующие:

Применение наемного труда в сельскохозяйственных работах, других промыслах.

Наличие в собственности крестьянина мельницы, маслобойни, просушки для овощей и фруктов, любого другого механического оборудования с двигателем.

Сдача внаем всех вышеперечисленных механизмов. Сдача внаем помещения под жилье.

Занятие торговой деятельностью, посредничеством, поступление нетрудовых доходов.

Эти признаки "кулака" на местах не всегда точно определялись. Не редко раскулачиванию подвергались и середняки, и даже ... бедняки. Кого записывать в "кулаки" ретивые исполнители и сами не знали, особенно если "кулаков" как таковых и вовсе не было в конкретной деревне. Вот как это описывается в "Энциклопедии земли Вятской":
"Коллективизация подрывала устои всей прежней крестьянской жизни. Развернулось антиколхозное движение. Со своей стороны партийные ячейки и органы ОГПУ в районах сплошной коллективизации мобилизовали бедняцко-середняцкий актив за ликвидацию кулачества как класса. Свинцовский сельсовет Макарьевского района Котельничского округа первым закончил коллективизацию, начал конфискацию кулацкого имущества. В Вятском округе ликвидировали 2096 так называемых кулацких хозяйств, их собственность передали колхозам. Вятский отдел ОГПУ докладывал Нижегородскому крайотделу, что к 9 марта 1930 г. в пяти районах закончена ликвидация кулачества первой категории (открытых врагов советской власти), начались аресты второй категории – богатых, но лояльных к советской власти кулаков.
… Раскулачиванию подвергались как кулаки, так и середняки. В Зюздинском (беднейшем) районе из 7 тыс. хозяйств к раскулачиванию наметили вначале 949, затем уменьшили до 387. В этом числе более половины составляли середняцкие дворы. Изымалось и у них все, вплоть до старых сандалий, банных котлов, даже собранные в утильсырье тряпки. В число раскулаченных попали и бедняки, имевшие недоимки. На местах не могли отличить кулака от середняка. Середняки составляли более 50% раскулаченных в Омутнинском и других районах. Повсюду закрывались рынки, базары, церкви. Только в Зюздинском районе было закрыто 9 церквей".

Энциклопедия земли Вятской. Том 4: история – Киров 1995 г., с.376-377

На фото: самый большой дом в деревне Рублево Уржумского района. Принадлежал зажиточному крестьянину. По данным сайта "Родная Вятка" дом построил Овечкин Маркел в 1887 году.

 

Было это, было… Поселки раскулаченных в Кировской области

 



В 1932-1934 гг. в Кайском районе появляются поселки № 7 – Ожмегово и № 8 – Скачок. В постановлении «О правовом положении спецпоселенцев» говорится, что все трудоспособные поселенцы обязаны заниматься общественно полезным трудом. Они не имели права без разрешения коменданта отлучаться за пределы поселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой ответственность в уголовном порядке. За нарушение режима и общественного порядка в местах поселения спецпоселенцы подвергались административному взысканию в виде штрафа до 100 рублей и ареста до 5 суток. Для борьбы с побегами был создан специальный оперативно-розыскной отряд штатной численностью 160 человек. Каждый взрослый спецпоселенец давал расписку об уголовной ответственности за побег, которая подшивалась в его личное дело. Для гласного надзора назначались старшие бараков, дворов и общежитий. Руководители работ, бригадиры и мастера о случаях невыхода на работу немедленно докладывали коменданту. У каждого спецпоселенца отбирался паспорт, и выдавалась «справка спецпоселенца». В.Бердинских в книге «Спецпоселенцы» пишет: «Клеймо «врага» обязывало население и территориальные власти, руководителей хозяйственных организаций относиться к поселенцам-чужакам жестоко и беспощадно. Этих людей посылали «к черту на рога» не жить и работать, а страдать и умирать – об этом откровенно говорили местные чиновники, встречая все новые и новые спецпоселенческие этапы. Дискриминация в оплате труда, ужасные жилищно-бытовые и социальные условия, постоянные перемещения с одного пристанища на другое – все это также удручающе сказывалось на работе поселенцев. Для них создавались критические, невыносимые условия существования».

С.Ф.Манылова, Н.Р.Пенкина. Их памяти нельзя не поклониться… (сборник воспоминаний вятчан о сталинских репрессиях) – Киров 2014 г., с.52

На фото: поселок Гниловка (спецпоселок №5) Омутнинского района Кировской области. Фото с сайта http://900igr.net/kartinka/istorija/moja-rodoslovnaja..

 

"Кулачество" в годы Гражданской войны



Как известно, в годы Гражданской войны в Вятской губернии зажиточное крестьянство было основным вдохновителем антисоветских восстаний. Богатым крестьянам было что терять, и политика "военного коммунизма" их явно не устраивала. За один 1918 год в губернии было убито во время крестьянских восстаний три комиссара и двое во время Степановского мятежа. Множество других "отделалось" жестокими избиениями.
Аналогичная ситуация была и в соседней Казанской губернии, на территории современной республики Марий Эл. Здесь расправа с красным агитатором произошла в деревне Еласы. Коммунистка Е.И.Шереметьева так о ней вспоминала: "Однажды в день религиозного праздника в село Еласы явился на базар наш знакомый моряк Макаров. Он был вооружен. Увидев, что на рынке много хлеба и других продуктов, стал убеждать кулаков сдать по твердым ценам хлеб государству, стыдил спекулянтов и торговцев. Но ничего не помогало. Кулаки по прежнему отказывались дать хлеб фронту. Более того, они решили расправиться с моряком. Подговорив несколько подкулачников и напоив их водкой, они организовали избиение Макарова. Первым начал бить моряка пьяный «Хедюк Егор» (фамилию не знаю), а потом и другие. Зверски избив красногвардейца, кулаки привязали его к конскому хвосту и с гиканьем поволокли к мельничному пруду, а там сбросили в воду. Макаров очнулся, выплыл и стал кричать: «Всех не перебьете, нас много, и дело, за которое я погиб, восторжествует!» Кулаки же взревели: «Прикончить этого антихриста, а то еще вырастет из одной головы другая!» и «Хедюк Егор» ударил моряка по голове острием багра. Макаров утонул ..." (За власть Советов - Йошкар-Ола 1978 г., с.111-112.
Похожая расправа произошла в Быковской волости Глазовского уезда. Здесь был жестоко избит крестьянами председатель отдела снабжения бедноты Кобликов, после чего его бросили в реку, но, в отличие от Макарова, он смог выплыть и спастись...

 

Раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза...": раскулачивание в документах архива (на примере Марийской АССР)



Разбирали: Покровский Василий Александрович, служитель культа, диакон, семьи 9 человек. Лишен избирательного права как диакон в 1927 г. Эксплуатация при своем хозяйстве была, держал прислугу на грязных работах. Обложен подоходным налогом.
Имеет корову 29 года, свой дом 4х угольный. Оценку имеет 2 т.р.
Постановили: раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза, а самого со всем семейством выслать из пределов кантона.

Разбирали: Кадочников Андрей Прокопьевич, лишенец с 1922 г. До революции и после вел систематическую торговлю бакалеей в широком размере, а также скупкой яиц и хлеба. В 1917 году платил контрибуцию.
После революции получил землю, на последней земле нанимал сезонный труд.
До революции была красильня, где был постоянный наемный труд, где хищнически эксплуатировался особенно женский труд.
Во время торговли брал за продаваемый товар двойную цену, имеет дом, постройки, лошадь, коров две. Оценка имущества 3 т.р.
Постановили: раскулачивание утвердить, имущество передать в пользу колхоза, а само семейство из числа 10 выслать 9, одного оставить как агронома, а семейство выслать на кулацкий починок.

Эти сухие протоколы нам, наверное, мало что скажут интересного. Гораздо интереснее читать заявления самих раскулаченных, обращавшихся с просьбой восстановить их в правах и вернуть имущество как пострадавших безвинно. Чаще всего они оставались без ответа, но именно из них можно узнать, как происходило "раскулачивание" на местах...

В президиум Хлебниковского сельского совета от гражданина деревни Большое Опарино Кувалдина Ивана Васильевича

Заявление

Настоящим прошу президиум сельского совета рассмотреть мое заявление в следующем: протоколом постановления группы бедноты от 10 марта с.г. и под угрозой зажима критики, утвержденного общим собранием граждан деревни Большое Опарино мое хозяйство признано кулацким и подлежит ликвидации как кулацкое. Но что в действительности ничего общего с кулаком нет. В настоящее время имею лошадь 1, корову 1, овец 6 штук, 1 свинью, сельских машин имею всего одну молотилку 1/6 часть и подсобным промыслом смолного завода 1/6 часть. До настоящего времени имел состояние бедняцкое: группа бедноты мотивируя в своих протоколах ничем необоснованных фактах 1) было указано, что я давал взаймы деньги и брал проценты. Да действительно давал по 10 и 20 рублей, если когда имел. Но процентов ни в коем случае ни с кого не брал и даже мнения такого не было.
2) Было указано, что я занимался варкой самогона и продажей последнего. В действительности же продажи последнего не было, а что касается варки то да только для собственного употребления. Поскольку: спиртных напитков не было и варка самогона принимала массовый характер по всему союзу. 3) В отношении построек, которые по их отношению я выстроил за кусок хлеба, но это не чем необоснованный факт и по существу весь этот факт ложь. Постройки, которые пришлось возводить с 1921 г. до 24 года. Я производимую работу оплачивал полностью, ни чуть не эксплуатировал чужим трудом 4) Смоляной завод обрабатывал своим личным трудом. Группа бедноты в своих постановлениях лишает правом голоса, что и вопреки всем законам о лишениях прав. Конституции что лишением и восстановлением права голоса ведает избирком или особая комиссия. А посему считаю явной незакконностью и юридической необоснованостью ликвидировать мое хозяйство, а все факты сведены на личных счетах, что и политически неверно, имеет разрыв с средняком, что и ведет к политике размычки рабочего класса с основной массой из крестьян с средняком и бедняком. А потому прошу президиум сельского совета рассмотреть мое заявление и оставить мое хозяйство от ликвидации как средняка.
К сему за неграмотного сын Михаил Иванович.
Подтверждение моей правильности мог подтвердить граждане нашего селения. Последующих подписи ниже всего

Заявление в комиссию по ликвидации хозяйства гражданина д.Лома Хлебниковского района МАО Николая Дмитриевича Швецова

В феврале сего года меня лишили голоса, ликвидировали хозяйство все мое имущество и вывели из своего дома. Удивляясь не только я, но и все соседи. Раньше никогда не торговал и в настоящее время торговлю никогда не производил и не эксплуатировал чужого труда, а только трудился на поле земледелием. Принимая во внимание религиозные отношения за службу церковного старосты и за пропитание двух сестер монашек и только за это, то я считаю это несправедливым на основании слов товарища Сталина, что средняк раскулачиванию не подл, сельскохозяйственного налогу уплатил 43 рублей и индивидуально не был обложен.
А потому прошу комиссию рассмотреть мое заявление, опросить группу бедноты и удостоверились в моей справедливости и восстановили меня в правах голоса, предписав нашим местным органам возвратить мне имущество неправильно отобранное.
О результатах сего прошу меня уведомить.
Марта 17 дня 1930 г.

К сему подписался за неграмотного Степан Кокорин

ГА РМЭ ф.Р-318 оп.2 д.117 лл.2-3, 33 об., 38

На фото: кадр из фильма "Перед рассветом" (1989 г.)

 

Из судебно-следственных дел бывших "кулаков"



Как известно, многие из бывших "кулаков" впоследствии вернулись в родные места, и многие впоследствии были осуждены повторно, уже по статье 58 п.10. Их судебно-следственные дела периода "большого террора" дают нам представление узнать о жизни этих крестьян до 1929 года, т.к. по большинству раскулаченных дел не сохранилось или даже не заводилось...
Таковым был крестьянин деревни Бровцино Уржумского райлна Иван Васильевич Заболотский. Высланный в 1932 году, через два года он вернулся в родные места. В 1937 году был осужден снова.
Из справки 1937 года: "Дана Петровским с/с Уржумского района Кировской области на гр. д.Бровцино. Заболотского Ивана Васильевича в том, что последний по социальному положению из кулаков, бывший лишенец за эксплуатацию чужого труда пристройки лодок завозки и паромов. Раскулачен в 1932 г. за неуплату индивидуального налога. Был сослан НКВД со всем семейством в 1932 г. В данный момент находится в д.Бровцино. Отношения к работе на производстве в момент с 1934 г. сведений нет".
Согласно данным жителя деревни Щ., можно узнать немного о жизни семьи Заболотских до раскулачивания и чем зарабатывал на жизнь хозяин семейства: "Раньше брал подряды на постройку мелких судов, имел сельскохозяйственные машины и эксплуатировал наемную рабочую силу..."
Поводом ко второму аресту Заболотского послужили неосторожно высказанные им слова по адресу власти среди рабочих Аркульского затона. Например, он говорил:
«При царе Николае жить было лучше, а сейчас при советской власти работаешь только за кусок хлеба. Отдыха нет. Большевики церкви закрыли, колокола сняли и помолиться негде. Не знаешь, какой день и какой идет праздник. Мне эта жизнь не нравится. Я раньше жил хорошо, а теперь, что за жизнь все отобрали трудом нажитое...
...Меня раскулачивали несколько раз, но я живу опять не хуже всех. Жалко, что голод был один год, нужно было его сделать года два, тогда бы узнали, что такое советская власть...
... У кого есть возможность товарищи закупайте продукты, а то скоро сеять нечего будет. Вот меня советская власть раскулачила, а я опять живу лучше всех, закупаю мешками сахар и муку, а вы рабочие опять будете сидеть голодом, вот и советская власть...
...Дожили при советской власти, молебен на поле не стали служить –безбожники, а потому не уродилось на полях».
В 1937 г. И.В.Заболотский был осужден Уржумским РО НКВД за то, "что систематически вел антисоветскую агитацию, клеветал на ВКП (б), советскую власть и колхозы" на 10 лет исправительных трудовых лагерей...

Фото из судебно-следственного дела. Такие фотокарточки раскулаченных, увы, большая редкость.

Источник: ЦГАКО ф.П-6799 оп. 3 д. СУ-3350

 

Судьба кулацкая



Жил в стародавние времена, а именно лет сто с небольшим назад, в селе Сырьяны Слободского уезда трудолюбивый крестьянин Василий Иванович Кузнецов. Как и большинство трудолюбивых мужиков того времени, он смог выбиться в люди благодаря своему уму и труду. Еще до 1914 года Василий Иванович открыл в селе свою хлебную лавку, в которой продавался свежайший белый хлеб, который выпекался в его пекарне. Не удовольствуясь этим, Василий Иванович стал ездить по ближайшим базарам и ярмаркам продавать свой хлеб. Поскольку белый пшеничный хлеб был дороже ржаного, Кузнецов быстро разбогател, купил земли, на которой, очевидно, и выращивал пшеницу, нанимал для работы батраков, давая им работу и жалование.
Грянула война. Белый хлеб стал не в почете из-за кризиса военного времени. Василий Иванович получил должность лесного объездчика, занимался лесозаготовками. Для помощи ему власти прислали отряд военнопленных. После революции, Кузнецов в 1918 году приобрел за свой счет лесные делянки, на которых с помощью работников-бедняков вырабатывал древесину и сплавлял ее транзитом. Правда, непонятно, куда мог идти этот лес, ведь в окрестностях Вятской губернии шла гражданская война...
После того, как в 1921 году лес ушел окончательно к государству, Василий Иванович возвращается к старой работе или, говоря по-современному, бизнесу. Даже накануне коллективизации на его полях работало 10-20 человек.
Все благосостояние закончилось в конце 1920-х годов. Сначала Кузнецов был обложен "индивидуальным налогом" как кулак и должен был сократить своих работников до двух человек. Своего отношения к власти он не скрывал и говорил: «Из за вас активистов крестьянину трудовому становится жить тяжелее. Вы подводите под разорение трудовое население... Советская власть начала разорять с самого начала. В 1918 г. комбед с меня взял 100 пудов и 100 штук мешковой тары. За эти дела я с вами расправлюсь».
В время проведения лесозаготовок в 1930 г. он не принял "твердого задания" и в целях избежания работ на лесозаготовках скрылся с места своего жительства. Долго бегать не пришлось, пришлось пройти суд и тюрьму...
В 1932 году Василий Иванович вернулся на родину. От его хозяйства и предприятия к тому времени уже ничего не осталось. Все, что было, включая дом со всем имуществом, прибрал к себе молодой колхоз "Новая деревня". Василий Иванович пытался вернуть свое имущество, в чем ему было отказано. К колхозникам и представителям власти он не мог скрывать клокотавшей в нем ненависти, называя их "жуликами, ворами и сволочами", угрожая личной расправой. Ведь из-за них он потерял все... В частности свидетели приводили такие слова Кузнецова:
- За ликвидацию кулачества вы скоро расплатитесь, я Вас всех перестреляю. Недолго вам осталось жить. Ваш колхоз скоро развалится и вы все пойдете сбирать. Как председатель сельского совета, так и председатель колхоза за их политику пострадаете.
- Все коммунисты жулики и воры. Теперь довольно поиздевались, скоро настанет конец. Колхоза вам не построить, все равно он развалится.
- Все равно вас воров и жуликов из колхоза, недолго вам осталось существовать. Теперь я вышел на дорогу и вновь засудить вам не удастся, с вами я сумею справиться.
Свидетель О. впоследствии засвидетельствовал такой эпизод встречи с Кузнецовым:
"26 сентября 1932 года он устроил целую серию угроз по отношению местных коммунистов и общественных работников. Заходил в контору правление сельхозартели «Новая деревня», где всячески ругал председателя сельского совета и председателя колхоза говорил, что советская власть разорит крестьян. Называл коммунистов тварями, сволочами и жуликами. Затем был в складе местного потребобщества, где также самым оскорбительным образом ругал коммунистов и комсомольцев. Затем в моем присутствии, в присутствии председателя сельского совета Шутова М.М. и других работников кричал и угрожал: «Советской власти ничего не сделать с нашим братом. Вы мне все равно ничего не сделаете». Потом Кузнецов обратился непосредственно ко мне: «А это О. коммунист сопляк, которого я не признаю. Что мне ваша партия е... я ее. Мне ничего не страшно, ничего мне ваша партия не сделает. Я прошел немало тюрем и умирать мне не страшно». Кузнецов замахивался на меня кулаком, но удара не нанес. Затем на улице в селе Сырьяны около пожарного сарая Кузнецов также ругал по адресу советской власти: «Советская власть ничего для меня не значит. Никакого сельского совета я не признаю. Все равно вы скоро вылетите». Потом опять Кузнецов обратился ко мне и поднося кулак к моему лицу говорил: «Тебе что надо. Тебя все тут … закормили и ты тявкаешь как собака».
В следствие такой агитации и угроз колхозники начали выходить из колхоза, и органы вынуждены были вновь применить меры к Кузнецову. В 1933 году особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края он вновь был осужден на 5 лет лишения свободы.

При ознакомлении с материалами судебно-следственного дела Василия Ивановича Кузнецова, можно узнать и некоторые другие подробности истории его жизни и его семьи.
Кузнецов Василий Иванович был участником Первой Мировой войны. Он был ефрейтором в Вологодском полку (призвали в 1914), был комиссован по контузии в начале 1915 года.
Предприимчивым человеком, судя по всему, был и его отец - Кузнецов Иван Яковлевич. Он числится домохозяином двух домов в сельскохозяйственной переписи 1917 г. Отец же начал торговлю хлебом ещё до революции. Тогда же семья активно использовала наемный труд, хотя надо отметить, что по той же переписи именно у Ивана Яковлевича Кузнецова больше всего в селе усовершенствованного сельскохозяйственного инвентаря. Лидером по использованию наемного труда был Макар Емельянович Порошин - родной брат жены. А вот усовершенствованный инвентарь он почти не использовал. Эти два домохозяина сеяли больше всего в селе хлеба в 1917 году. Этот же И.Я Кузнецов был помощником церковного старосты в 20-е гг. Примечательно, что ни в одном документе (ни о его сыне, ни о его внуке), о Кузнецове Иване Яковлевиче ни слова.Видимо, односельчане выгораживали старика. Ну а его сына уже выгородить было невозможно - он был активен, резок и прямолинеен.
Кузнецов Василий Иванович умер в Белой Холунице весной 1944 года от плеврита и дыхательной недостаточности. Заявитель о смерти - какая-то неизвестная мне женщина, похоже он у неё снимал угол. Работал в Климковском лесхозе. С женой он развелся ещё в 1930 г. Сыновья успели уехать ещё до коллективизации.

Женщина, подавшая заявление о смерти В.И.Кузнецова - Надеева Тамара Ануфриевна, Белая Холуница,ул.Коммунаров д. 62. Дома этого уже нет, но может быть родственники её отзовутся?

Фото из судебно-следственного дела (ЦГАКО ф. П-6799 оп. 6 д. су-8203). Использованы материалы Внучки В.И.Кузнецова Екатерины Чирковой.

Материал публиковался в прошлом году, повторяем для новых читателей группы.

 

По материалам судебно-следственных дел: кулацкие антисоветские организации 1930-х годов...



В 1932 году в Арбажском районе чекистами была «разоблачена» целая антисоветская организация, ставившая своей целью свержение советской власти (видимо, в глуши Арбажского района). Состояли в ней местные крестьяне: Фокин Аким Константинович, Акулинкин А.С., Машкин С.П., Ворожцов Е.П. и Акулинкин Л.С. Одним из участников был бывший штабс-капитан Аким Фокин. У него позади была очень интересная биография. Интересно, что в трех местах документа его родная деревня Репаки Верхопижемского сельсовета указана по разному - Ренаки, Репаки, Рыбаки (видимо, записывали со слов). Если вкратце говорить о его жизни, он окончил еще до войны 1914 г. школу подпрапорщиков, затем служил в армии, получил чин штабс-капитана и георгиевские кресты всех 4 степеней. Служил в 97м Лифляндском полку. В 1918 г. поступил добровольцем в Красную армию военруком и комиссаром в 1919 г. Воевал против колчаковцев в стрелковой бригаде. В 1921 г отправился на фронт с добровольным отрядом красной гвардии, После демобилизации занимался торговлей, работал лесообьездчиком и приемщиком хлеба, держал большое справное хозяйство. Был раскулачен, принят в колхоз.
Работая в первом колхозе, однодеревенцы видели трудную жизнь крестьян, которых туда загоняли и, видимо, откровенно выражались об этом. В судебно-следственном деле сообщалось:
"Группа ставила своей задачей создание контрреволюционной организации в целях свержения советской власти...Участники контрреволюционной группы – Фокин А.К., Акулинкин А.С., Машкин С.П., Ворожцов Е.П. и Акулинкин Л.С. среди крестьян распространяли контрреволюционные провокационные слухи о срыве пятилетки, наличии вооруженных банд в Арбажском районе".
Из анкеты Фокина: "Фокин А.К. 53 лет, из крестьян д.Рыбаки Верхопижемского сельского совета. Хозяйство кулацкое – раскулачен, бывший торговец бакалеей и мясом, отправляя в г.Казань с 1921 по 1926 гг. Служил в царской армии в чине офицера (поручика), сверхсрочно, беспартийный, женат, 4 человек живет дома. Сейчас состоит в колхозе Рыбацкой артели, имеет заслуженные георгиевские кресты 4 степеней – 4 штуки от царской армии. Судился за продажу леса, когда служил в 1921-22 гг. лесобъездчиком. Сейчас служит в Караванном заготпункте от Сельпо, в качестве приемщика хлеба, в данное время находится в с.Соболях, принимает хлеб. Каждый день по ночам ездит из Соболей в с.Караванное, состоит по слухам в банде…"
Как возникла «группа», в следственном деле сообщалось: «Произведенным следствием установлено, что примерно с января февраля месяца 1931 г. медфельдшера с.Караванное - Ворожцова Егора Игнатьевича стал посещать гражданин д.Акулинкин – Акулинкин Артемий Семенович. Вначале его посещения ограничивались тем, что он брал у Ворожцова газеты для прочтения и вел беседы по поводу прочитанного. В это же время к Ворожцову заходил служащий агитпункта с.Караванное – Машкин Семен Павлович. Примерно в апреле месяце Акулинкин А.С. от общих разговоров перешел к разговорам на политические темы.
… В мае месяце 1931 г. Акулинкин Артемий Семенович, встретившись с бывшим штабс-капитаном старой армии – Фокиным Акимом Константиновичем, рассказал о своих намерениях в части создания контрреволюционной группы и предложил Фокину присоединиться к этой группе. Одновременно с этим Акулинкин вел работу по вербовку в группу крестьян….»
Из показаний арестованных:
«… Обвиняемый Ворожцов Е.И. показал, что Фокин, выслушав Акулинкина А.С. о его работе по вербовке и намерениях – заявил:
«Действия Акулинкина в том, что сейчас нужно разваливать колхозы, коммуны и сопротивляться проведению кампании на селе – не верны. Это делать нельзя, наоборот нужно укреплять, способствовать этому, добиваясь обеспечения всех кампаний на селе не в 100 %, а в 150 и более. Это будет в нашу пользу, чем скорее народ сольется в колхозы, коммуны, перессорится, тем лучше нам, на этой почве будет общее недовольство, отсюда и восстание, вот тогда будет «варфоломеевская ночь», середняцкое восстание против бедноты, против коммун – будет поголовная резня».
Фокин: «Первым на собрании начал говорить Акулинкин А.С., он сказал, что нам нужно что-то предпринять против власти. На это я ему сказал, что мы бессильны бороться с советской властью, т.к. у нас нет оружия и связей. После этого Акулинкин говорил: всячески стараться тормозить колхозное движение, развивать колхозы и срывать все проводимые властью хозполиткомании. С этим я не соглашался, а говорил, что нужно проводить кампании на 100 и более процентов. Акулинкин на этом собрании также говорил, что нам нужно заняться вербовкой новых членов в партию».
Что здесь правда, а что нет, теперь уже сложно понять, но в деле сообщалось, что никаких вещественных доказательств не было найдено и из всех арестованных только А.С.Акулинкин получил 6 месяцев лишения свободы. Остальные были освобождены. Таких «групп» из бывших офицеров 1930е годы находилось ретивыми сотрудниками НКВД немало и не все отделывались так дешево, как Аким Фокин, но это уже несколько другое время и другая тема.

Источник: ЦГАКО ф.П-6799 оп. 7 су-9001 т.1 (судебно-следственное дело Фокина Акима Константиновича).

 

Война в воспоминаниях: Ленинградские ценности



В годы Великой Отечественной войны в город Советск были эвакуированы дети из Ленинграда, которые были размещены и в нашем доме. Из Ленинграда привозили и драгоценности. Однажды из Ленинграда приехала машина, груженная большими деревянными смоленными бочками (дело было зимой, машина, которая привезла эти бочки, провалилась вместе с четырьмя солдатами под лед на реке Вятке. Все утонули).
Детям сказали, что привезли селедку. Всем хотелось есть. Мальчишки, что побойчее, проковыряли в одной бочке дырку и вытащили оттуда несколько золотых камушков. Оказалось, что в бочках были драгоценности. Этих ребятишек в дальнейшем перевели в другой детский дом. А бочки были спущены в колодец подземного хода (под кухню детского дома), вход был завален камнями, а выше арки входа положили огромный жернов.
Мой дядя Добрынин Василий Георгиевич в то время работал секретарем райкома партии. Возможно, он узнал что-то об этом грузе. Мне запомнилось, как в 1946 году к нашему дому подъехала черная машина-фургон из нее вышли двое мужчин и направились в нашу сторону. Дядя жил во второй половине нашего дома. Собака Джек залаяла. Раздался выстрел – собака замолчала. Через некоторое время мимо наших окон провели дядю, он был в одной рубашке в наручниках. Они забросили в фургон убитую собаку, туда же втолкнули и дядю. С этого времени нам, детям, было запрещено произносить его имя. Его жена с дочкой были вынуждены уехать. Когда заносили вещи, к нам в чулан затащили большой дубовый кованый сундук под двумя замками, сказав, что это приданое родственницы, которая была дочкой местного богатого купца, якобы содержимое сундука – ее приданое. Сундук простоял до 1954 года. За ним приехал 17-летний юноша, мой двоюродный брат. Сундук открывали три дня, так как ключи были утеряны. Когда его открыли – все были поражены, там находилась позолоченная посуда и люстры из зеленого хрусталя. Он их увез, но по преданию до дома не доехал, его арестовали.
Я думаю, что содержимое сундука было частью ленинградских сокровищ.

Воспоминания М.И.Мокрушиной и М.А.Добрыниной.

Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.31-32

 

Вятка, 1918-1919 год. Из архива И.И.Халтурина

 

Три памятника на тему "Солдат с девочкой" в одном районе...



Любопытно, что все три памятника со сходной художественной композицией находятся в одном районе - Лебяжском: в п.Лебяжье, в д.Елизарово и в селе Красном. Интересно, это случайность или... Возможно, такое количество памятников с одинаковой композицией встречается и в других районах области.

Фото Натальи Митяниной и Валентины Мальцевой

 

Как боролись с пьянством в старину. Может взять пример у наших предков?



Известно, что все меры борьбы с пьянством в России в последние сто лет не имели успеха. Не помогли ни "сухие законы" (начиная с 1914 года), ни меры по ограничению продажи алкоголя и переносе "алкоточек" подальше от общественных учреждений. Между тем, еще наши мудрые предки догадались не просто отобрать у пьющего мужика бутылку из рук (потому что взамен ее он найдет другую), а заменить ее чем-то полезным. Так в 19 веке в России появились "Общества трезвости" с их чайными, читальнями, бильярдными, театральными постановками, разными интересными занятиями. И пресса того времени подмечала, что там, где появлялись "Общества трезвости", уровень пьянства действительно снижался! Возможно, и большевистская "культурная революция" имела своей целью не только всеобщее повышение культуры населения... К сожалению, позднее этот бесценный опыт был безвозвратно утрачен. Но вернуться к нему никогда не поздно и в наши дни, а вдруг получится?! Как это случилось в Сарапуле в далекие 1890е годы...

Из отчета Сарапульского общества трезвости:

Сарапульское общество трезвости открыто 16 июля 1893 г. Начало этому хорошему делу положили несколько ремесленников-чеботарей г.Сарапула. Эти благоразумные люди заметили, что пьянство губительно действует на слабых и в особенности на молодых их товарищей, так как ведет к безнравственности и разврату, порождает болезни, приводит к нищете и другим бедам. Происходит это оттуда, что единственным местом свиданий и развлечений для них служат кабаки. Чтобы помочь делу, искоренить пьянство и беспутную жизнь, они порешили, по примеру других, открыть общества трезвости и сообща найти средство для борьбы с существующим злом. В начале таких радетелей общественного блага нашлось 31 человек, из них 26 чеботарей и их жен и 5 чиновников. Впоследствии число членов общества значительно увеличилось, и к 30 октября 1894 г. значилось 457 человек – 400 мужчин и 57 женщин. Большинство членов (208) состоит в браке, большинство (340) грамотные, 167 человек в возрасте от 20 до 30 лет, и 113 - от 30 до 40 лет. Открывая общество, собрание членов общества постановило: 1. Устроить чайную, где члены общества могли бы собираться для общения друг с другом, чтения газет. 2. Ходатайствовать об открытии при обществе читальни. 3. Устроить при обществе школу кройки и шитья для бесплатного обучения членов – женщин и жен и дочерей членов лучшим приемам кройки и шитья.
4. Образовать из членов общества оркестр и хор
5. Устроить кружок любителей для постановки в помещении общества театральных представлений.
1. Чайная открыта 25 февраля 1894 г. Чайной управляет несколько женщин – членов поочередно, причем одне из них разливают и отпускают чай, другие получают деньги, третьи след за порядком, чтобы каждый посетитель получал заказанное полностью. Плата в чайной установлена невысокая: порция чай, на одного человека, в половину золотника и 2 куска сахара – 3 копейки, такая же порция лучшего чая с 4 кусками сахара – 6 копеек, хлеб и булки по базарной цене. Всего по 24 октября, т.е. за 8 месяцев, чайная отпустила до 1200 порций и выручила 581 рублей 77 копеек, и, за расходами, получила чистого дохода 215 рублей 88 копеек. В чайной имеются следующие газеты, присылаемые членам общества бесплатно: «Свет», «Волжский вестник», «Русские ведомости», «Нива» и высылаются тоже бесплатно «Санкт-Петербургские биржевые ведомости» с приложениями, «Вятская газета» и выписывается на средства общества «Вестник Трезвости». В чайной имеются шахматы, шашки, как любимая игра ремесленников.
2. Читальня открыта 18 сентября 1894 г. Читальня имеет 246 названий книг в 347 томах, большие стенные географические карты, географический атлас и глобус. Читальня открыта каждый день по вечерам с 7 до 11 часов, по воскресным же и праздничным дням от 12 до 3 часов. Всех посещавших по 26 октября было 371, причем выдано 133 книги, 174 газеты и 81 журнал, всего 388 выдач.
3. Уроки кройки начались с 16 марта 1894 г. Всех уроков было 14, от часу до 2 раз в неделю. Летом, по желанию учащихся, был сделан перерыв. Учениц было 11 человек в возрасте от 18 до 30 лет, - все из членов общества или дети их.
4. Уроки пения начались 6 марта 1894 г. В хоре обучается 25 членов общества – мещан. Кроме священника из церковного попечительства, члены общества поют хором обедню, участвуют в молебнах, панихидах. В оркестре участвовали 13 человек.
5. В помещении общества состоялось 6 театральных представлений и одно чтение с пением, 2 спектакля (представления) были бесплатными для членов общества, за остальные выручено с постоянных посетителей 455 рублей 85 копеек.
Таким образом, общество доставило членам его как разумные развлечения, так и духовную пищу, каждый член общества мог найти себе то или другое полезное развлечение или разумное занятие. Поведение членов общества в его помещении за все время было вполне безукоризненным: ни разу не было нарушено тишины и порядка. Некоторые из членов – пившие – бросили пить, несколько членов бросили беспутную жизнь и сделались постоянными посетителями чайного общества.

Вятская газета - 1895 г. № 8

 

Первые сельскохозяйственные машины у вятских крестьян


Ввиду больших требований, губернская управа сделала заказ заводу Ланца на 50 ручных молотилок, которые распространяются следующим образом: на Нолинский и Орловский уезды по 8 молотилок, на Котельничский – 7, на Уржумский, Малмыжский, Сарапульский, Елабужский и Слободской – по 5 молотилок.

Вятская газета - 1895 г. № 23

 

«Добыть бы лошадку-то...»: к вопросу о безлошадности вятских крестьян в 1890-х годах (что отразилось в переписи 1891 года)



Пригнанные в Сарапул 164 лошади из числа закупленных губернским земством в Акмолинской области проданы все с торгов нас у в течение 16,17 и 18 августа. На наличные деньги продано только 9 лошадей на сумму 461 р. 95 к., из них три лошади крестьянам, три мещанам и три – чиновникам. Заметим, ввиду весьма большого спроса на лошадей со стороны крестьян, и по преимуществу безлошадных, лошади были проданы только последним. Насколько у нас велика нужда в лошадях, можно судить по тому уже, что на 164 лошадей было предъявлено заявлений до 500, и далее, в значительном числе случаев крестьяне приобретали одну лошадь на два хозяйства (на два двора), нередко при этом сильно «набивая» цену при торгах на приобретенную лошадь - «добыть бы лошадку-то»… говорили они. В таком случае их сдерживали, останавливали, на что следовал ответ: «Намаялись мы без лошадей-то за 3-4 года, ну, вот и бьемся..» Таким образом, все остальные 155 лошадей достались в руки безлошадных крестьян, всего на суму 6401 р. 25 к., причем деньгами получено только 357 р.60 к., остальные же 6043 р. 65 р. выданы в ссуду, уплата которой разсрочена на 2-3 года. Известно, что эти 164 лошади обошлись губернскому земству в 5576 р., при средней оценке в 34 рубля каждой, со всеми расходами; распроданы же оне за 6863 р. 20 к.; излишек – более 1200 рублей. Остается добавить еще, что при прогоне лошадей из Елабуги одна в дороге заболела, и ее пришлось оставить в деревне Кизякове, Асановской волости, Елабужского уезда, у крестьянина Игнатия Васильева (сотский); остальные же по приходу в Сарапул были поставлены на хороший корм, благодаря чему оне довольно быстро поправились, за исключением двух – одна по болезни, другая вследствие переутомления. Лошади были в общем недурны, более ровные и только 5 штук помельче и молодые по 4 году. Крестьяне их одобряли вполне и покупали, что называется, на расхват.

Могилевский. О продаже лошадей в Сарапульском уезде // Вятская газета - 1895 г. № 23

Фото Сергея Лобовикова, 1900 год

 


Из истории села Крымская Слудка. И на Вятке был свой "Крым"...



Село Крымская Слудка Елабужского уезда. Наше село расположено на левом берегу реки Вятки. Вот уже полвека река Вятка ведет себя около нашего села весьма неприлично. Скажите, пожалуйста, как не пожаловаться на нее, когда за последние 40-50 лет , действуя наступательно на слудский берег, она заставила убрать с него около 150 дворов, а отступать, как видно, не думает, а напротив, после бывшего на некоторые года перемирия, нападения свои усиливает и очень готовится к штурму, и грозит свалить в свои воды не простые дома, а церковь. Все уверены, что Вятка сделает это, если только не явится к нам сторонняя помощь и не противопоставит водяной силе золотой щит. В противном случае положение церкви гибельное, так как приход довольно беден, чтобы своими средствами защитить церковь от опасности. Питали в этом отношении некоторые надежды на проживавшего в приходе землевладельцам А.А.Лебедева, думая, что поможет и советом и средствами, ввиду этого избрали его в церковные старосты. Но, увы, вот уже второе трехлетие дослуживает А.А.Лебедев церковным старостой, а до сих пор от него ни совета, ни … ни-ни!
Ввиду крайней дешевизны на сельскохозяйственные продукты, здесь многие крестьяне сокращают свои запашки или же вовсе отказываются от душевого надела земли.

Вятский край - 1896 г. № 7

 

Как стать настоящим удмуртом? (Из дореволюционной печати)



Село Нылга Сарапульского уезда. Многое должны перенести и испытать дети, прежде нежели они дойдут до мысли оскорбить своего родителя. Не этим ли следует объяснить тот факт, имевший место при селе Килуде, где нашего отца волости побила и зело крепко одна вотячка. Этим поступком строптивая дщерь подорвала родительский авторитет волостного отца, но стремясь к дружбе, он, в силу одному ему известных причин простил эту дочь, приписывая ей поступок почему-то племенной розни между вотяками и русскими. К поднятию же среди вотяков своего престижа, наш отец придумал оригинальное средство – это натурализоваться коренным вотяком. Сделаться вотяком очень просто: для этого надо исключить из обихода ненавистную фамилию, заменив таковую отчеством, и дело в шляпе… Он так и сделал; и на первых порах он под своей новой кличкой выписал на свое имя какую-то новую газету, в печати бандероли которой теперь значится уже теперь «Матфей Лазарев», без фамилии.

Вятский край - 1896 г. № 7

 

Как земский начальник со свиньями боролся



С.Игра Глазовского уезда. .... Требования земского начальника простираются иногда далее установленного законом предела. Так наш земский начальник Несмелов с первых же годов по вступлении в должность открыл поход против крестьянских свиней, надоевших ему будто бы тем, что из-за них возникало у него много судебных дел по искам за порчу огородов. Сначала он выдумал для них какие-то кольца, которые крестьяне должны были надевать в ноздри свиньям, чтобы препятствовать им рыть землю, а потом он издал уже приказ воспрещающий выпускать на улицу свиней, а так как по летам держать свиней на дворах не приходится и кормить их нечем, то крестьянам его участка пришлось волей-неволей перерезать своих свиней и теперь в той части уезда не видно свиней.

Вятский край - 1895 г. № 31

 

Из вятской печати царского времени. В 1909 году Воткинский завод был на грани закрытия...

К судьбам Воткинского завода. 26 октября под председательством г.товарища министра торговли и промышленности А.П.Коновалова начинает свои занятия межведомственная комиссия по рассмотрению вопроса о дальнейшем направлении деятельности Воткинского завода и следовательно будет решаться дальнейшая судьба завода.
По слухам, в комиссию приглашены кроме представителей ведомства представители торгово-промышленной группы в лице Авдакова и других, также профессора Митинский и Озеров.
Членом Городской Думы М.П. Бакиным получено известие, что 23 октября из Воткинска выехала в Петербург депутация, чтобы ходатайствовать пред правительством о благоприятном разрешении вопроса о дальнейшем существовании и деятельности завода.

Вятская речь - 1909 г. № 226

 

 

Холодный май 1895го. Из истории вятской погоды


Едва вероятное известие. Елабужская земская управа сообщает, что 16 минувшего мая сего года по 16 волостям в уезде (из которых имеются сведения) масса домашнего скота, крупного и мелкого, погибла от холода, а именно: коров 52 головы, телят 11, овец 1250, ягнят 6407, коз 48, козлят 120, свиней 7, поросят 15 и много птицы. Несомненно, что подобный же неслыханный результат майских холодов должен быть получиться и в других уездах, но к сожалению, мы сведений никаких более не имеем да и приведенное выше сообщаем только потому, что лично видели их в официальных документах.

Вятский край - 1895 г. № 56

 

Из старой печати. Мудрое постановление



Сарапул. В числе обязательных постановлений местного городского управления существует такое, коим городские легковые извозчики, обязываются на пожар являться с бочками, прекращая, при звуке набатного колокола, биржевую езду. Благодаря только такому постановлению наш город вот уже по 3 год не знает больших пожаров. В 6 часов вечера 5 декабря набат дал знать, что на Старцевой горе что-то горит, причем набатный звон был непродолжительным и для городских извозчиков понятным: - помощь, значит, требуется небольшая и тем не менее к месту пожара прибыло до 25 бочек с водой от извозчиков, чего было достаточно, чтобы тотчас же потушить пожар. Горела в это время кузница. Как известно, обязательные постановления не всегда исполняются, так как в большинстве случаев, они несут материальный ущерб частным лицам; сарапульские же извозчики ущерба не несут, так как с каждой лошади, явившейся на пожар, получено из городской управы по одному рублю. При небольшом, как настоящем, пожаре для управы это пожалуй и не выгодно, но зато она уверена, что никогда не может остаться без воды в этих случаях, как не должна держать и излишек пожарного обоза.

Вятский край - 1895 г. № 122

 

Вятские хроники. По страницам газет 1895-го года...



6 августа близ селения Галево, на берегу реки Камы, происходило торжество закладки здания будущей станции предполагаемой Камско-Воткинской железной дороги, с проведением которой Воткинский казенный железо-делательный завод будет соединен с рекой Камой железным путем на протяжении 19 верст. Закладка происходила в присутствии г.министра земледелия и государственных имуществ, который собственноручно заложил первый камень фундамента будущей станции.

В селе Сюрсовай Сарапульского уезда сельское общество постановило выстроить на свой счет новое помещение для земской школы со всеми нужными приспособлениями. В настоящее время работы уже начаты.

При Гольянском почтовом отделении с 10 сентября открыто телеграфное действие с приемом телеграмм внутренней корреспонденции. Кроме того, за последнее время открыта продажа знаков почтовой оплаты, прием и выдача простых писем в следующих волостных правлениях: Качкинском – Елабужского уезда; Трушниковском и Кайгородском - Слободского уезда; Волипельгском и Старотрыкском - Малмыжского уеда; Поломском, Ключевском и Кестымском - Глазовского уезда.

В Сарапульском уезде в настоящее время открыты сельские библиотеки, из них три, находящиеся в селах Каракулинском и Чеганде и в Ижевком заводе открыты по постановлению и на средства волостных сходов; другие три находятся в селах: Мостовинском, Дебессах и Сосновке и открыты на средства уездного отделения.

Из Омутнинского завода Глазовского уезда сообщают, что там на днях происходило освящение вновь выстроенного на средства общества школьного помещения. Помещение состоит из трех очень больших комнат и квартиры для учительниц (три комнаты и кухня). Лес и все необходимые материалы для постройки пожертвованы владельцем завода. Постройка школы начата по мысли бывшего старшины Н.В.Керова.

Вятская газета - 1895 г. №№ 24-27

 

 

Когда 80 % крестьян уезда - зажиточные...


15 августа 1918 г. работник Уржумского уисполкома писал: «Комитетов бедноты в уезде почти нет, и это вполне понятно: если 80 % жителей мелких кулаков, то какие тут мог быть комитеты бедняков; да если бы и были эти комитеты, то что они могут сделать с кулаками-хлебниками, - этих меньшинство, а тех большинство».
Председатель Яранского уисполкома на совещании в губисполкоме 4-5 сентября 1918 года «объяснял» отсутствие комитетов бедноты в уезде тем, что в деревнях уезда якобы все зажиточные».
На 3м съезде Советов Уржумского уезда (конец июня 1918 г.) левые эсеры выступили открыто против комитетов бедноты. Они демагогически заявляли, что в комитеты бедноты организуются «лодыри» для того, чтобы потом комитетами заменить Советы.

Установление советской власти на местах в 1917-1918 гг. - госполитиздат 1953 г., с.391

Примечание. Цифра о 80 % зажиточных крестьян в Уржумском уезде встречается и в других источниках, отчетах уржумских большевиков. Это может говорить о благосостоянии крестьян уезда до 1917 года...

 

 

Бесермяне и их обычаи



По религии все бесермяне числятся православными, но среди них сказываются отголоски прежней, мусульманской веры. К покойнику приглашают татарского муллу (тайно). На свежей могиле едят хлеб и поминают умерших родственников. Едят конину, а свинину считают поганою. Осенью совершают общественное моление киримету. Весною, перед началом полевых работ справляют праздник «окаяшку», позаимствованный от татар. Каждый хозяин выезжает в поле с сохой, проводит здесь три борозды и сеет несколько горстей овса. Потом все семьи угощаются тут же в поле; устраиваются игры, пляска, бег взапуски; в деревне гуляют и кутят три или четыре дня. Праздник этот является как бы заговеньем, заканчивающим долгий зимний роздых и начинающим трудовое летнее время: здесь пробуются силы и разминаются залежавшиеся за зиму мускулы. Во время болезни приносят иногда киримету своеобразную жертву куэскон. Берется обрубок дерева, раскалывается вдоль на 4 части и части эти разбрасываются в разные стороны; или в обрубок втыкаются перья, цветные лоскутки и в таким виде он ставится против ворот на дороге.
Нравы бесермян отличаются патриархальною чистотой. Семейная организация держится под главенством родоначальника весьма прочно. Отношения полов хотя довольно свободные, но без тени того разгула и разврата, который присущ фабричным центрам. Невесту и жениха выбирают родители, не справляясь с симпатиями своих детей. За невесту платится калым, обыкновенно до 30 рублей.
Собственные бесермянские песни состоят большею частию из одного коротенького куплета, повторяющегося бесчисленное число раз. Чаще они поют русские песни, перелагая их на свои мотивы. О языке бесермянском трудно сказать что н. определенное. В нем масса русских слов, вотских и татарских. Н.Штейнфельд, статьею которого здесь мы воспользовались, находит также несколько чувашских слов, и склонен роднить этот народ с камскими болгарами. На Вятку бесермяне могли придти с каринскими татарами: они были некогда в Слободском уезде, но теперь исчезли.

Зеленин Д.К. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. – Юрьев, 1904.

 

Спорынья, как одна из причин, почему в старину часто видели чертей и ангелов...

Одной из причин этого могла быть спорынья - род грибов семейства спорыньёвых (Clavicipitaceae), паразитирующий на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице. В спорынье содержится много алкалоидов, один из которых–лизергиновая кислота, из которой получается ЛСД. В старинупорынья нередко попадала в печеный хлеб, особенно при плохом просеве. В легком отравлении спорынья вызывает галлюцинации. Возможно, это может объяснять то, почему в старину часто люди "наблюдали" бесов и ангелов. "Жития святых" просто пестрят рассказами об этих видениях. К сожалению, в больших дозах спорынья приводила (приводит) к безумию и смерти. Съеденный хлеб, зараженный спорыньей, повергал здоровых людей во внезапную, ужасную и мучительную брюшную боль. Кожа, казалось, сгорала в огне, и болезнь назвали «святым огнем».
Свидетельство о спорынье и отравлениях от нее можно встретить в вятской печати и "новейшего" времени - конца 19-начала 20 вв. С этим уже старались бороться. В 1895 году газета "Вятский край", в номере 16 писала:
"Заболевания рафанией. В селениях Пышах и Тальяне, Сюмсинской волости, Малмыжского уезда, константированы среди населения случаи заболевания «злой корчей», порождаемой значительным содержанием спорыньи в употребляемом в пищу ржаном хлебе. Земством приняты меры к скорейшему изъятию из употребления такого хлеба … Нам и в городе Вятке известны случаи более или менее легкого, правда, отравления от черного хлеба, покупаемого в мелких лавках".


Назад к списку