- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 16-31

Торжественный приём в пионеры в Колковском Доме Культуры Халтуринского района. 22 апреля 1988 года. Фото Л.Сорокожердьева

Открытие избы – музея Степана Халтурина в деревне Журавли Халтуринского района, год 1988. На первом снимке: у микрофона первый секретарь райкома КПСС Никулин Леонид Геннадьевич, слева от него секретарь Кировского обкома КПСС Карачаров Юрий Григорьевич. Фото Л.Сорокожердьева

 

Общество трезвости в Сарапуле (продолжение)



6 декабря в стенах Сарапульского общества трезвости состоялось третье историческое чтение с туманными картинами. Была почтена и уже во второй раз история царствования Алексея Михайловича и к тексту чтений показано 18 туманных весьма недурных картин. Читал член Чернышев, но перед началом чтения любителями пения исполнен был гимн «Боже царя храни» и в это время на экране показан портрет императора Г.Императора и Г. Императрицы. Чтение продолжалось сравнительно недолго, началось в 8 часов вечера, и доставило присутствовавшей в значительном числе публике громадное удовольствие. На этот раз чтение было исключительно народным, и из местной городской интеллигенции почти никого не было, что объясняется тем обстоятельством, что в Николин день, по случаю именинников, большинство горожан проводят время в среде своих знакомых. По окончании чтений хор любителей пения и музыкантов исполнил несколько пьес, из которых музыкальное отделение благодаря участию скрипача-виртуоза г.Халдина, было особенно приятно публике, бисеровавшей каждый нумер. Вечер был закончен танцами под игру квартета, состоявшего из скрипки, гармонифлюта и рояля. Вход на чтение бы бесплатным. Волшебный фонарь и экран для туманных картин были временно взяты у совета Вознесенского Сарапульского братства; картины же брались в местной земской управе, которую, в свою очередь, снабдило ими губернское земство. Продолжение и впредь народных чтений с туманными картинами весьма желательно и сознавая это, сарапульское общество трезвости озабочено сейчас изысканием средств на покупку своего собственного хорошего волшебного фонаря с принадлежностями, и нет сомнений, что это намерение осуществится в скорости, ввиду того сочувствия, с каким встретили народные чтения как члены общества, так и все вообще сарапульцы.

Вятский край - 1896 г. № 5

 


1918 год. Тракторный дивизион на Вятке



В архиве ЦГАКО есть очень интересный документ за 1918 год - "Книга приказов по Красной Армии" Вятской губернии. Материалов там столько, что с лихвой может хватить на хорошую научную работу. Здесь приведены названия и поименные списки воинских частей (например, вятского отряда ЧОН), документы на довольствие (можно узнать, чем питались первые красноармейцы), различные приказы на перемещение войск, сведения об вооружении, военном транспорте и многое-многое другое.
Среди прочих документов здесь можно встретить упоминание и о вятском тракторном артиллерийском дивизионе! 1918 год! Учитывая состояние наших дорог, в этом впрочем нет ничего удивительного...

15 июля 1918 г.

По отделу снабжения

Солдат артиллеристов в числе 24 человек, поименованного ниже сего 2 отделения тяжелого тракторного артиллерийского дивизиона батареи «Е», прибывшего из г.Котельнича в г.Вятку для формирования легкой батареи, зачислить на провиантское приварочное довольствие с 13 июля, на чайное с 21 июля, на мыльное с 1 июля сего года временно при Комиссариате.

ЦГАКО ф.Р-1585 оп.1 д.2а л.106 об.

На фото: артиллерийские тракторы 1914-1918 гг.

 


Смутная осень 1917 года. Когда громили продовольственные управы...



Донесение начальника милиции 3 участка Уржумского уезда начальнику уездной милиции о разгроме Конганурской волостной продовольственной управы

26 ноября 1917 года

На 25 сего ноября в Конганурской волостной земской .управе было назначено заседание волостного Совета крестьянских депутатов и глав волостного земства.
Собравшаяся на это заседание толпа человек в 400, состоявшая в большинстве из солдат, разбила волостную продовольственную управу, разогнала состоявших в распоряжении управы солдат, учинила самосуд над членами ее, волостной милиции и учительским персоналом. Часть избитых членов управы толпа арестовала и по настоящее время содержит в арестантской при волостной управе под усиленной охраной из солдат. На завтрашнее число, т.е. 27 ноября, толпа предполагает снова собраться в волостную управу. Для задержания виновников происшествия и для отражения могущего быть при этом столкновения, состоящих в моем распоряжении 5 солдат и 2 милиционеров я нахожу недостаточным, почему убедительно прошу немедленно по получении сего командировать в мое распоряжение в село Сернур 15 вооруженных солдат во главе с офицером или надежным старшим. Желательно, чтобы солдаты прибыли в с.Сернур 27 ноября к утру, так как тогда с ними можно будет к обеду поспеть в Конганур. О происшествии одновременно с сим донесено товарищу прокурору и судебному следователю 3го участка.

Начальник милиции 3го участка А.Саламатов

ЦГАКО ф.1361 оп. 1 д. 9 л.5

На фото: Сернур в годы Гражданской войны. Фото из фонда музея п.Сенур

 


Сельскохозяйственный музей. Особая сельскохозяйственная комиссия, состоящая при Елабужской земской управе, признает безусловно полезным и даже необходимым открытие в городе Елабуге сельскохозяйственного музея, но при непременном условии соединения его с сельскохозяйственным складом земледельческих орудий и отделением кустарного музея. В предстоящую осеннюю сессию очередного уездного земского собрания внесен будет по этому вопросу особый доклад.

Вятский край - 1895 г. № 61

 

О жителях Омутнинского прихода в 1882 году



…Большая часть жителей прихода работает при отковке и катке железа в фабриках завода, именно: фабричных рабочих до 250 человек, кузнецов до 56 человек, столяров 2, плотников 35 человек, каменщиков 8, слесарей 27, токарей 14, маляров 3 человека. Выработанное железо сплавляется на Нижегородскую ярмарку от 75 до 120 тысяч пудов. Заработок от 12 руб. до 25 руб. серебром.
Часть жителей ходят на заработки в железоделательные заводы в Пермскую губернию и на сплав железа, первые – на неопределенный срок, а последние от 1 до 2 месяцев. Заработки последних от 12 до 18 руб. На отхожие работы отходят не более 30 человек…

Из сведений об Омутнинском приходе (не ранее 18 октября 1882 г.). ЦГАКО ф.574 оп.1 д.950 л.188. Подлинник.

Фото в Омутнинске сделаны нами два года назад.

 

Село Лопьял



Село Лопьял стоит в полях России.
Они в него со всех сторон глядят.
А люди славят годы трудовые,
Селу сегодня – 250.
Оно росло, и крепло, и мужало,
И люди в нем хорошие росли.
Сам Васнецов был родом из Лопьяла –
Мы с ним известность ныне обрели.
Но было все: и спады, и подъемы.
На перепутье было забытье:
Сквернили церковь,
Жгли в домах иконы
И забывали отчество свое!
Мы сохраним обычаи и песни,
И дружбу всех живущих здесь
Людей.
И в радости, и в горе – будем вместе.
Нам жить и петь на родине своей.

А.Ширяев

Фото отца Андрея Лебедева

 

Вятские слова и выражения: что значит сапать?



Сапать, несов. 1. Чесать, царапать что-либо. Сапай попушше спину; болё крысаётся. 2. Рубить что-либо. Сапай по середине топором. Вот ошшо две дровины прибыло.

Сапаться, несов. 1. Иметь повадку кусаться, царапаться (о животном). Поберегися, у них собака сапаётся. 2. Драться. Соберутся парни на вечёрку и давай сапаться.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.211

 

Азы генеалогии. Когда появились фамилии у купечества?



Купечество - (именитое) имело фамилии еще в 16 веке. Поздние «купеческие» фамилии характеризуются, как правило, двумя особенностями: во-первых, они связаны с профессией (вспомним лермонтовского купца Калашникова), во-вторых, происходят от неожиданных, часто неблагополучных выражений (Гнилорыбов, Синебрюхов, Прибытков). Хотя они и курьезны, но и реалистичны.
Купечество как сословие формировалось постепенно, поэтому если ваш род происходит из купечества, а в 18 веке у рода нет еще фамилии, то свои корни следует искать либо среди ремесленников, либо среди крестьян.

Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.21

Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. Картина интересна тем, что здесь художник запечатлел купеческое семейство. Интересно и то, как они смотрят на новую гувернантку...

 


Из старой прессы. Туманные картины и духовенство



Народные чтения с туманными картинами. Недавно обратился с просьбой к губернскому земству о высылке волшебного фонаря и картин земский начальник 9 участка Сарапульского участка г.Семенов, предполагающий вести народные чтения в волостях: Больше-Пургинской, Сосновской, Чутырской и Якшур-Бодьинской. В городах велись было поочередно народные чтения от епархиального ведомства и от земства, под наблюдением одного и того же лица -священника о.Александра Кострова, но последствии воспрещено им наблюдать за чтениями от земства и таковые в настоящее время прекращены.

Вятский край - 1896 г. № 9

На фото: неизвестный священник Вятской епархии.

 

Вятские крестьяне Калягины

Как известно, актер Александр Александрович Калягин родился в городе Малмыже 25 мая 1942 года, но его родители не были уроженцами Вятского края. Родители актера педагоги Александр Георгиевич Калягин (1895—1942) и Юлия Мироновна Зайдеман (1901—1973) были эвакуированы в Малмыж вместе с Московским областным педагогическим институтом имени Н. К. Крупской, где отец был деканом исторического факультета, а мать заведовала кафедрой французского языка на филологическом факультете. После эвакуации института отец был назначен его директором, но скоропостижно умер в июне 1942 года от инсульта — через месяц после рождения сына, которого мать воспитывала одна (данные "Википедии")...
А крестьяне Калягины на Вятке все же были. Так что может предки А.А.Калягина были все же с Вятки - кто знает... Крестьяне Калягины жили в приходе села Можга Елабужского уезда, как это видно на приложенном скане из метрической книги 1867 г.

Источник: ЦГА УР ф.235 оп.1 д.13

 

Великие вятчане. Музыка П.И.Чайковского в мульфильмах



Композитор Петр Ильич Чайковский - великий уроженец Вятского края. Родился он в Воткинском заводе в семье чиновника. В Воткинске действует дом-музей великого композитора. К сожалению, на самой Вятке память о нем пока утрачена. Памятник Ф.И.Шаляпину стоит в Кирове у драмтеатра, а увековечить память другого не менее великого земляка как-то забыли. А может на Вятке и не знают, что он родился, собственно говоря, в Вятской губернии....
Музыка Петра Ильича Чайковского известна по всему миру. Его произведения наполнены удивительной красотой и мелодичностью. Свою мировую известность он приобрел благодаря легендарным операм и балетам. Ее можно услышать и во многих фильмах, а также в мультфильмах, как отечественных, так и зарубежных. Из них наиболее известный, разумеется, "Щелкунчик", но есть и другие, не менее примечательные мультфильмы.
Первой попыткой создать мультфильм на основе музыки Чайковского стал "Зимняя сказка", созданный в 1945 году в СССР. Новогодняя музыкальная сказка, созданная Иваном Ивановым-Вано в 1945 году рисует картину одного из самых любимых праздников детей и взрослых. Лесные обитатели собрались вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, чтобы встретить Новый год. В этом мультфильме нет диалогов – он «разговаривает» со зрителями языком музыки – с помощью прекрасных произведений П. И. Чайковского. Здесь и пьесы из «Детского альбома» и отрывки из балета «Щелкунчик».
В 1946 году в СССР создали еще один мультфильм на основе музыки П.И.Чайковского - "Весенние мелодии". Советский анимационный мультфильм 1946 года «Весенние мелодии» - это удивительно добрая сказка, показывающая пробуждение природы после зимы. Суетливый снеговик, тающий под теплыми лучами солнца, стая перелетных птиц, веселая возня маленьких цыплят, распускающиеся весенние цветы – все это показано под великолепную музыку Чайковского.
В 1969 году вышел мультфильм "Времена года", в основе которого снова была чарующая музыка нашего великого уроженца. Советский мультфильм «Времена года» - это работа режиссеров Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна. В нем прекрасно переплетаются аппликация и музыкальное искусство. В самом мультфильме, на фоне сменяющих друг друга времен года, разворачивается настоящая история любви двух героев, которых ждет знакомство, неожиданная разлука и долгожданная встреча. Все действие происходит на фоне двух осенних пьес из альбома «Времена года» - Октябрь «Осенняя песнь» и Ноябрь «На тройке». Они исполнены в сопровождении оркестра, что придает музыке особую красоту и силу звучания. «Времена года» - это необычайно популярный сборник, где собрано 12 различных пьес. Каждая из них – это отдельная картинка, рассказ, который красочно рисует с помощью музыки определенный месяц. В пьесе «Сентябрь» кажется, что слышны трубы охотников, а «Ноябрь» завораживает звучанием колокольчиков.
В 1973 году вышел самый известный мультфильм на основе музыки Чайковского - "Щелкунчик", один из лучших мультфильмов в истории советской анимации. Этот советский мультфильм создан Борисом Степанцевым в 1973 году по мотивам сказки Гофмана и одноименного балета Петра Ильича Чайковского. Трудно представить себе более популярное и любимое многими ценителями искусства произведение композитора. Кстати, в нем вы можете услышать также отрывки и из других балетов композитора: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
В 1976 году на советские экраны вышел еще один мультфильм с музыкой П.И.Чайковского - "Детский альбом". «Детский альбом» - это мультфильм 1976 года режиссера Инессы Ковалевской. Маленькая девочка музицирует на фортепиано, а благодарными слушателями выступают ее игрушки. Внезапно, благодаря силе музыки оживают сказочные персонажи, и перед зрителями разворачивается такая знакомая история прекрасной Золушки. Во время всего мультфильма звучат пьесы из Детского альбома Петра Ильича Чайковского. Кроме того, создатели этого шедевра позаботились о своих маленьких зрителях, которые без труда смогут узнать название исполняемой пьесы благодаря подсказкам. А вы знаете, что этот альбом был посвящен племяннику композитора? Композитор необычайно любил детей и поэтому часто проводил время со своими племянниками, во время визита в Каменку. Володя Давыдов, сын его горячо любимой сестры, был необычной музыкальным ребенком и именно ему посвятил свой сборник композитор.
Из зарубежных мультфильмов на основе музыки П.И.Чайковского можно вспомнить диснеевскую "Спящую красавицу" 1950 года и и японский мультфильм "Лебединое озеро" 1981 года. Лучше эти мультфильмы или хуже советских - решать конечно зрителю. Печально, что с 1976 года мультфильмов на основе музыки П.И.Чайковского в СССР и России больше не выходило...

Использована информация с сайта https://soundtimes.ru/muzyka-iz-multfilmov/multfilmy-..

 

Обычаи татар. Отношение к женщине и браки

Недавно прошедший сериал "Зулейха открывает глаза" вызвал массу критики, не только с точки зрения коммунистов, но и самих татар. Татарская семья в фильме показана, действительно, довольно в негативном свете: бесправная забитая татарская женщина, которую избивает муж, унижает свекровь. Похоже, из-за такого отношения она и потеряла четырех детей, которые рождались мертвыми. Притом молодая женщина и полностью не грамотна (хотя обучение девочек у татар было поставлено лучше, чем у русских). А как было на самом деле? Обратимся к вятским историкам...

Татарская женщина жила до последнего времени в тереме. Дети, наряды и частая еда были единственным развлечением для нее. И теперь нередко приходится видеть ревниво закрытых от постороннего взгляда вуалью или шалью татарок. Однако жизнь берет свое. Татарская женщина понемногу эмансипируется. В городах нередко можно встретить татарок в театре, на гуляньях и даже на балах.
Браки у татар заключаются очень рано, иногда с 12 лет. Жених часто совсем не знает своей невесты. Калым – денежное вознаграждение со стороны жениха родителям невесты – обязателен; он идет и на приданое и составляет обеспечение для жены на случай развода. После разъезда свадебных гостей, молодых запирают в комнату на 4 дня, причем к ним имеет право входить только одна сваха. Молодая остается после свадьбы в доме своих родителей нередко несколько лет, иногда уже окруженная своими детьми. Муж навещает ее, когда только свободен.
Нам приходилось много раз слышать от самих татар, что по нескольку жен у них имеют только богатые; бедному кормить нечем. По Риттиху, наоборот, «бедные, при первой возможности, заводятся несколькими женами, рассчитывая их на работу, которая, в сущности, очень плоха» (едва ли тут недоразумение). – И по чувашской поговорке: «богатеет татарин – берет себе жену (богатеет русский, покупает себе лошадь; богатеет чувашин – платит беду»).
Развод у татар обычное явление. Совершается он через муллу, без всякого затруднения и по желанию одной стороны. Иногда после такого развода супруги женятся вновь. На другой день после брака, если невеста окажется нецеломудреною, жених берет разводное письмо от муллы (в противном случае он подносит своей молодой жене лучший подарок. – В 1900 году в Уржумском уезде разбиралось одно судебное дело, вскрывшее существование у местных татар оригинального карания женщин, преступивших порог нравственности. Таких женщин водят, в сопровождении всего общества по улицам селения, с колокольчиком, в который она сама обязана звонить, чтобы привлекать внимание других. Делается это, по словам татар, в пример и страх другим. Обычай этот применяется нередко к согрешившим вдовам и девицам, но потерпевшие обычно не обращаются к судебной власти, боясь мщения односельчан» («Прилож. К В.Г.Вед. 1900, № 155).

Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С 7 ил / Сост. Д. Зеленин. — Юрьев: тип. Эд. Бергмана, 1904.


 

Из истории вятских деревень. Деревня Приверх



На противоположном берегу Вятки, против с.Атары, были расположены деревни Плешины, Машины. В них проживало немало многодетных семей. В д.Плешины у Будилова Артемия было 4 дочери и 4 сына. Дети получили трудовую закалку в семье, многому научились. Александр любил мастерить, он уехал в Нижний Новгород и работал со дня основания, сначала мастером и дошел до главного инженера, Горьковского автомобильного завода и занесен в книгу памяти этого гиганта. Григорий и Анна долгие годы трудились в кооперации Нолинского района. Сын Григория, участника Великой Отечественной войны, Виктор Григорьевич работал следователем, затем начальником милиции в пос.Лебяжье. А его дочь Нина Викторовна сейчас главный бухгалтер РУО.
Другие дети Артемия в поисках работы уехали на Урал. Старшая дочь Артемия, Марья, аккуратная, работящая, толковая девушка. Ее выдали замуж в д.Приверх.
Мария Артемьевна (это моя свекровь) рано овдовела, воспитывала 4 детей. Она славилась по всей округе: выращивала полутораметровый лен, была участницей ВДНХ и удостоена дипломов и наград. Из этого льна приверхские мастерицы и сама Мария Артемьевна ткали белоснежные полотенца, узорчатые скатерти. Полотно для сарафанов по прочности превосходило фабричное. Огромный труд вкладывали женщины не только в Приверхе, но и во всех деревнях, чтобы получить льяную пряжу. Лен растилали на лугах, снимали, сушили, пропускали горстями через льномялку, трепали, чесали и, наконец, пряли.
В Приверхе всегда умезажиточнойли обращаться с землей и получали высокие урожаи, даже в годы Великой Отечественной войны.
Чтобы угодить свекру и свекрови, Мария Артемьевна в летний период спала на полу у самовара, на кухне, подложив под голову оболочку, чтобы встать раньше всех в доме. А когда родила первого сына, почувствовала, поняла безразличие к ней мужа, хотела все оставить и уйти в родительский дом. А отец и мать твердо ей сказали: «Да что ты, Марья, уйдешь, другим девкам (сестрам) дорогу запрешь...» Так и жила ради детей, воспитывала четверых.
А деревня слыла зажиточной. Может быть потому, что круглый год мужчины, заядлые рыбаки, снабжали рыбой семьи, да еще и на продажу оставалось. В 60-е годы летом, когда я покупала в Приверхе рыбу, видела у рыбаков огромных лещей и крупных сомов. Чего только не делали в этой деревне. Дед, отец и дядя моего мужа Василия Андреевича с Вятки привозили железо, и в своей кузнице изготавливали ведра, чайники, тазики и многие другие необходимые в быту вещи. Эти изделия украшали узорами, растительным орнаментом. Загляденье! Свои добротные, красивые вещи по доступным ценам продавали в окрестных селах и городах.
Приверхские кирпич и черепица из особого сорта глины, славились не только в нашем районе, но и в других. А какие катали валенки! Замечательный мастер А.А.Бахматов (он сейчас живет у дочери в д.Лотовщине) изготовлял не валенки, а игрушки. И я носила мягкие, теплые, тоненькие валеночки, скатанные руками мастера. Ф.Е.Третьяков был известным пчеловодом. Исключительно трудолюбивый человек и детей вырастил под стать себе.
Жил в Приверхе талантливый художник Н.О.Локосов. Он принимал участие в оформлении церквей в Вятке и в других городах. Его картины по ценности равнялись васнецовским. Но, как это часто случается, художник ушел из жизни непризнанным, неоцененным. А его родственник Н.О.Локосов – известный толковый пчеловод.
А вот еще небольшой штрих из прошлого. Брат отца моего мужа Н.Д.Третьяков прослужил 10 лет в царской армии, участвовал в русско-японской войне. За участие в боях за Порт-Артур был удостоен наград. Сейчас еще хранится как реликвия его головной убор.
В годы Великой Отечественной войны из д.Приверх погибло более 20 человек, здоровых, цветущих мужчин.

М.Третьякова. В Приверхе жили мастера // Знамя октября (Лебяжье) – 2000 г. № 44

К тексту можно прибавить, что сама деревня расположена в очень живописном месте, на высоком угоре, с которого открывается прекрасный вид на реку Вятку и все местные окрестности. Если бы не предприятие "Карьер Приверх", это было бы прекрасное место для санатория или туристической базы. Может когда-нибудь они тут появятся...

На фото: жители деревни. С гармонью Сухих Николай Федотович. Фото из группы "Село Красное".

 

Воспоминания о сельском учителе



… В 1889 году родился второй сын Василий. В то время жизнь в России быстро менялась в отношении к учению. Стал понимать и прадед, в отношении второго сына одним домашним обучением не обойтись. Когда Василию исполнилось 8 лет, отвезли его в деревню Сердеж (рядом с Глазыриным), в ней он закончил четыре класса, затем в Сернуре открылось двухклассное высшее начальное училище, дядя Вася поступил в него и окончил, сдал экзамен на звание учителя.
Закончив училище, вернулся домой и решил открыть школу в деревне Лаптево. Он купил избу у вдовой крестьянки, переделал комнаты на классы и стал учителем в этой школе. Он приобрел немудреное оборудование для начальной школы, ручки, карандаши, тетради, учебники, книги для внеклассного чтения. Школа начала работать в 1910 году. Но школа просуществовала не долго: в 1913 г. церковно-приходские школы были закрыты по всей России, в том числе и в Лаптево. Дядя Вася перешел работать в Токтамышскую школу. Так началась династия учителей.
К Василию Владимировичу часто приезжали друзья, представители интеллигенции. Все они были верующие, соблюдали посты, регулярно посещали церковь, где старостой был прадед Владимир Акимович. По большим праздникам в гости с семьей приезжал отец Кузьма. Частенько в дом заведовались монахини из разных ближних и дальних монастырей. Некоторые из них жили у прадеда неделями. Все эти общения и знакомства откладывали известный отпечаток на жизнь семьи.
Василий Владимирович умел говорить пространно, красиво, веско и убедительно….

Из рукописи Смолиной Надежды Ивановны о жизни своих предков в деревне Лаптево нынешнего Сернурского района (бывший Уржумский уезд, ныне республика Марий Эл)

На фото: реконструкция школьного класса в дореволюционной школе в музее поселка Сернур

 


По страницам архивных документов. О кустарных мастерских Уржумского уезда, 1911 год



Кружевные мастерские

Кружевная мастерская в д.Коряковцах Новоторьяльской волости открылась с 1 октября 1909 г., заведует ею мастерица А.Я.Домрачева.
С 1 августа 1910 по 1 августа 1911 г. в мастерской обучалась 21 ученица.
Принадлежности и материалы для вязания кружев приобретались учениками на свои средства, а потому и доход по мастерской не поступает в пользу земства.
В течение отчетного времени ученицами переработано материала на 6 рублей и выработано изделий на 60 рублей.

ГА РМЭ ф.306 оп.1 д. 177 лл.46-47

 

Есть на Вятке село Русский Турек…



Русский Турек, с., центр Русско-Турекского сельского округа. Расстояние до центра района (г.Уржум) 18 км., дата основания – 1459 г., прежние названия: Русская Кизерь, Верхняя, Средняя, Нижняя Кизерь, Малый Турек, расположено на правом невысоком берегу р.Вятка, по левому берегу против села в 5 км. тянется лес. Число жителей села 1897 чел.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Русско-Турекского сельсовета, число жителей 535 чел. (127 хозяйств), рядом учтено село с таким же названием, число жителей 1101 чел. (294 хозяйства), всего в сельсовете было 13 населенных пунктов, население 3595 чел. (876 хозяйств).
Нынче в составе округа 3 селения: с.Русский Турек, д.Дергачи, д.Кизерь. На территории округа СХПК (колхоз) «Ударник», хлебоприемный пункт, детский санаторий, дом-интернат для престарелых, средняя школа, Дом культуры, библиотека, медпункт. На начало 2001 г. население округа 2438 чел.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.532-333

 

Исчезнувшие села Вятского края: Богородские Поляны



По указу св.Синода от 20 ноября 1896 г. за № 6008 был открыт приход в с.Богордские Поляны. Он выделился из Липовского и Ильинского приходов.
Здание деревянной церкви было перевезено из села Кучки Яранского уезда, восстановлено в 1900 г. Троицкая церковь освящена 26 января 1901 г. (престол был один – во имя святой Троицы).
В 1905 г. священником был Михаил Зорин. Прихожан было 1803 чел.: мужчин – 872, женщин – 931.
В конце 60-х гг. 20 века церковь была разобрана и перевезена в д.Лесниково для строительства школьного интерната. Ныне на месте села (и церкви) – распаханное поле.

А.С.Репин. Кукарка-Советск: церкви края – Советск 2009 г., с.61

Фото С.А.Лобовикова. Мальчики, перелезающие через изгородь. 1910-е годы

 

Вятские деревни: Кокуй



В 1885 году деревня входила В Гребёнское сельское общество Сунской волости Нолинского уезда. Здесь жили 168 жителей в 20 домах. Так как деревня расположена на Казанском тракте, жители держали много лошадей для того, чтобы заниматься извозом.
В 1926 году в деревне жили уже 337 человек в 69 хозяйствах. Местным промыслом было портняжничество. Четверо из деревни работали поденщиками, а 14 уходили в Глазов сапожничать.
В мае 1930 года на Нолинском ипподроме проводились межрайонные конные соревнования, на которые приглашались лучшие рысаки из 10 районов южной половины области. первое место занял коневод И.Е.Норсеев из д.Кокуй. Колхозная лошадь Серебряная положила начало целой династии рысаков-рекордсменов. Вскоре ее купил Вятский госплемзавод.
В настоящее время д.Кокуй является административным центром Кокуйского сельского поселения. Здесь есть Дом культуры, библиотека, детский сад, ФАП.

Л.И.Зворыгин. Земля Сунская – Киров 2011 г., с.36-37

Фото из книги: на улице деревни

 

Котельнич – город над Вяткой



Для кого-то, может, неприметен
Наш Котельнич древне-молодой.
А для нас, как дом отцовский светел,
Связаны мы с ним одной судьбой.

Лишь вроде песчинка на планете,
А для нас же вовсе не таков:
Заявил он о себе на свете
С давних исторических веков.

Заступал и недругам дорогу,
Возрождался, хоть не раз горел
И спешил другим он на подмогу.
Стоек был в десятках ратных дел.

В ту войну он жил под мирным небом.
А каких ей отдал сыновей!
Был бойцом, хотя на фронте не был.
Развернул здесь сеть госпиталей.

И пускай не значится героем,
Обошел его сражений пыл,
Со страной шагал единым строем,
У страны был самый верный тыл.

Минули все беды и невзгоды,
Он давно в кипенье мирных дел.
Появились новые заводы.
А лицом-то как помолодел!

А.Куракин

 

 

Богатеет русский - строит церковь (татарская поговорка)



Церковь в селе Тортым Глазовского уезда. Фотофонд ЦГАКО

 

Свечинский район в последний советский год


Свечинский район расположен в западной части Кировской области, в 1990 году он занимал территорию, равную 1800 квадратных километров. На севере он граничит с Даровским районом, на западе – с Шабалинским, востоке – с Котельничским и на юге – с Горьковской областью. Число жителей составляло 12,2 тыс. человек, в том числе 6,5 тыс. на селе. В районе имелось 12 сельских Советов, один поселковый, 11 колхозов и 3 совхоза. Всего сельхозугодий 76,8 тыс. гектаров, в том числе 48,5 тыс. гектаров пашни. Свое имя район получил от речки Свеча, протекающей по его территории, и железнодорожной станции одноименного названия.
Рельеф района представляет собой волнистую равнину, которая имеет хорошо выраженный уклон к югу, более чем на 40% покрыта лесами.
Климат умеренно-континентальный. Среднегодовое количество осадков 660 мм. Средняя максимальная высота снежного покрова – 60 см. Почва на полях промерзает на глубину около 60 см., а в более суровые зимы – свыше 1 м. Число дней в году с устойчивым снежным покровом – 162.
Почвенный покров очень разнообразный. На разных по механическому составу породах формируются глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные почвы. В южной половине района преобладающими почвами являются подзолистые песчаные в сочетании с полуболотными и торфяно-болотными.
Район располагает богатыми природными ресурсами. По его территории протекает 21 река, имеется одно озеро, 8 болот и 35 болот. Ветлужский заповедник, озеро Кротовское, насаждения сибирских кедров у деревни Глинной Ивановского сельсовета являются охраняемыми. На территории Юмского лесничества есть селекционный заповедник сосны площадью в 222 гектара. В районе 170 тысяч гектаров охотничьих угодий, в том числе лесных – 90 тысяч.

П.Стародумов. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.7

 

Из дореволюционной печати. Насекомые-вредители



Появление вредных насекомых. На полях Малмыжского и Елабужского уезда появилась так называемая блоха, поедающая молодые всходы гороха и чечевицы.

Вредные насекомые. На горохе и овсе в двух волостях Сарапульского уезда, Арзамасской и Каракулинской, появились какие-то мошки, поедающие хлеба.

Вятский край - 1895 г. №№ 52 и 54

 

Вятский край сто лет назад: наказание за дезертирство рублем
 


Постановлением Орловской уездной комиссии по борьбе с дезертирством на граждан, укрывающих дезертиров, наложены следующие взыскания:
Д.Шижуков гражданин Филиппов на 5 тысяч рублей
Казаковской волости, д.Бересневы гражданин Береснев за укрывательство брата-дезертира – на 10.000 рублей.
У гражданина Комаровских, Чудиновкой волости, д.Кумачи за укрывательство сына -дезертира конфисковано имущество: 1 корова, 1 теленок, 1 сани, 1 самовар, 6 штук телочных опойков.
У гражданина Агалакова, Верховской волости, д.Подгоряны за укрывательство брата-дезертира конфисковано имущество: 2 коровы, 1 телка, 9 овчинных опойков, 2 кожи, 1 туша свиная, 10 пудов ржи, 11 пудов овса, 4 пуда муки ржаной, 1 мешок льяного семени.

Деревенский коммунист – 1920 № 121

Плакат 1920 года

 

Первые библиотеки Вятской губернии. Из старой печати



Народная библиотека-читальня и чайная. По инициативе земского начальника г.Пояркова несколько месяцев тому назад открылась в селе Можгинском Елабужского уезда и функционирует уже народная чайная, а в минувшем мае месяце получено разрешение, по ходатайству того же земского начальника, на открытие в этом селе и сельской библиотеки-читальни. В ближайшем будущем имеется ввиду соединить оба эти учреждения, в настоящее же время можгинское сельское общество озабочено постройкой для библиотеки и чайной какого-либо несгораемого помещения, каменного или глинобитного, но затрудняется в денежных для этого средствах. Мы знаем, что село Можгинское находится кругом в казенном лесу и потому думаем, не мешало бы можгинцам обратиться с ходатайством куда следует о бесплатном им отпуске леса на такие несомненно полезные учреждения и постройке деревянного здания со всеми удобствами – простором и светом. На успех подобного ходатайства можно кажется надеяться, так как на постройку школьного здания по положению о начальных народных училищах казна отпустила же сельским обществам лес бесплатно.

Вятский край - 1895 г. № 62

Новые сельские библиотеки. В Сарапульском уезде ныне открыто 6 сельских библиотек, из них 3 в селах Каракулино и Чеганде и в Ижевском заводе – на средства волостных сходов, а в селах: Мостовинском, Дебессах и Сосновском - на средства уездного земства.

Вятский край - 1895 г. № 86

Больничные библиотечки стоимостью по 5 рублей каждая открылись в шести пунктах Сарапульского уезда.

Вятский край - 1896 г. № 6

На фото: Вятка. В читальном зале епархиальной библиотеки
1900 –1915 гг. Библиотека помещалась в здании духовной консистории. Фото с сайта https://pastvu.com/p/558993

 


"Дайте мне 50 красноармейцев, и я возьму Москву...": воспоминания вятчан, участников войны с Колчаком



… В Гражданскую войну мне пришлось участвовать в борьбе с колчаковщиной. Помню, как сейчас, те трудные времена, когда армия Колчака – ставленники англо-американских империалистов – нанесла нам тяжелый удар под городом Уфой. Разбив нашу 5 армию, белогвардейцы стали быстро продвигаться к берегам Волги. Нашему командованию пришлось мобилизовать все силы, чтобы хоть на время, пока не получим подкрепление, задержать наступление Колчака. В это самое время я оказался на Восточном фронте в 5й армии, 27 дивизии, в 243 Петроградском полку. В то время Восточным фронтом командовал М.В.Фрунзе. В мае 1919 г. наш полк перешел в наступление, имея задачу овладеть городом Бугульма. Перед наступлением всем красноармейцам был зачитан приказ М.В. Фрунзе. Он гласил о том, что враг трудового народа Колчак наступает на Волгу. Обработав его успешно, помещики, капиталисты, царские генералы и жандармы готовили новую битву.
С первых же дней наступления наш полк опрокинул колчаковскую свору. Красноармейцы проявляли невиданный героизм. Уже в первой половине июня мы вышли к берегам реки Уфы, а в начале июля развернули бои на подступах к г.Златоусту. В жарких схватках на горных тропинках, ведущих к городу, тяжело пришлось всей дивизии и особенно нашему 243 полку. Белогвардейский генерал Волков, командующий конным корпусом под Златоустом, тогда заявил: «Дайте мне 50 красноармейцев и я возьму Москву».
Победа под Златоустом окрылила и подняла дух красноармейцев. Уральский хребет остался позади, впереди лежала Западная Сибирь, где были огромные запасы хлеба, в котором так нуждалась советская республика. На пути в Сибирь находился большой город Челябинск. В конце июля 1919 г. наш полк вплотную подошел к Челябинску и при помощи рабочих почти с ходу овладел городом. Но белогвардейские генералы Войцеховский и Каппель, пользуясь численным превосходством своих войск, железным кольцом окружили город. Тогда то и пришло самое жестокое, незабываемое для меня на всю жизнь, сражение. Больше 4 суток днем и ночью беспрерывно шел ожесточенный бой. Колчаковцы бросили все силы, чтобы захватить город. Были такие случаи, когда у красноармейцев не оставалось ни одного патрона и мы дрались штыками. Много погибло в этих боях моих друзей и земляков, но победа осталась за нами. Лучшие силы Колчака были разбиты. Началось победоносное шествие Красной армии по Западной Сибири к городу Омску.

И.Шамов, член КПСС с 1920 г. Под знаменем октября // Призыв (Сернур, Марийская АССР) - 1968 г. № 135

 

"Красный террор" в воспоминаниях вятчан и в документах архивов



… Деревня Муки-Какси тогда была Малмыжского уезда, Вихаревской волости. Фронт проходил по реке Вале. В Муки-Каксях был небольшой отряд белых; двадцать винтовок на три патрона. Он, конечно, был разбит, и деревню занял карательный отряд Кропачева и Вичужанина.
Сразу объявили: будет собрание, прийти в поповский дом. Дом этот двухэтажный, был рядом с дорогой. Он как бы собой перегораживал божий храм, и ему первому досталось, кому-то помешал – подожгли. На его месте сейчас правление колхоза имени 20 партсъезда. Фундамент - тот же.
Так вот, объявили собрание, но обманули: всех мужиков арестовали и давай пороть в две плети, потом увели в Вожектем. Там у них был штаб, закрыли в кутузку.
На следующий день по какому-то списку отобрали несколько человек, во главе с попом и расстреляли на Вожектемском поле – то ли 12, то ли 18 человек…Поп перед смертью сказал:
- Ну ладно, я не угодил новой власти, а этих-то, молодых, за что?
Так он спас от расстрела Матвея Мухачева и Михаила Шабалина.
Поп тот был удмурт. Жена его русская – учительница. Были дети: Герка, Вася, Тася. Потом они уехали.
Новая власть, что новая метла, - метет по-новому. В Старой Балме подвесили за ноги в колодец одного удмурта и все требовали:
- Отдай золото, вотская морда!
Иуды были во все времена: кто-то наболтал напраслину. После этого тот удмурт так и остался бестолковым на всю жизнь. . звали, кажется, Тимофеем. Когда я был лесником, он у меня работал, вешки рубил.
Карательный отряд, похозяйничав и забрав остальных арестованных, отправился назад. Было шесть или семь подвод. На каждой ямщик, часовой и два арестованных. Значит, человек пятнадцать. Когда от Вожектема под гору спускались, один из арестованных удрал. Постреляли, постреляли, но напрасно. Так и спасся.
Увезли тогда и моего отца. Он только полгода как с Германской пришел. Из огня да в полымя. Нас, малышни, было пятеро.
В д.Ключи у них была ночевка. И тут несколько человек каксинских отпустили по домам: Брызгалова Васю, Пекина Васю, Мухачева Матвея, которого не расстреляли тогда, и моего отца.
Сам удивляюсь. Я так думаю: в Кильмези-то телеграф был. Народ стал роптать, дошло, видно, до Ленина. Дали на дорогу по 20 рублей керенских, по листку бумаги, по коробку спичек и по осьмушке табаку. Остальных увезли в Уржум. Много, говорят, там поубивали. Потом шла молва, что этих начальников, Кропачева и Вичужанина, свои же расстреляли, за «перегиб». А вообще-то кто его знает…

Воспоминания Николая Константиновича Сбоева, последнего звонаря церкви села Муки-Какси Малмыжского уезда, публиковались в 1979 году в Сюмсинской районной газете (Удмуртия).

Воспоминания эти совпадают с расстрельным списком 11 жителей деревни Балма, которая упоминается в воспоминаниях:

Постановление, составленное на д. Балма Муки-Каксинской волости Малмыжского уезда от 23 октября 1918 г.

Когда Муки-Каксинская волость была занята белогвардейцами, то жители д. Балма встали все с оружием в руках на сторону белогвардейцев как избавителей от советской власти. При поголовном обыске обнаружены варки «кумышки». Ввиду контрреволюционности д. Балма они были обезоружены. А за участие в рядах белогвардейцев и за выступление с оружием в руках против советской власти
Никифор Добрылеев, белогвардеец
Александр Воронов
Алексей Лодочников
Михаил Кузнецов
Семен Ермаков кулак
Иван Добрычев
Семен Лодочников
Василий Медведев
Александр Волков
Селиверст Кузнецов
Николай Зяблицев
Были расстреляны.
А на общество за их контрреволюционность против советской власти и за варку кумышки из хлеба была наложена контрибуция в размере 25 т. р., которая получена комиссаром Чрезвычкомиссии при совнаркоме по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте.

ЦГА КО Ф. Р-6799. Оп. 5. Д. СУ-6537. Л.3–3 об.

 

Вятская губерния в годы Первой Мировой: военнопленные венгры



В городской лесной даче работают по заготовке дров военнопленные. Один из них, мадьяр Юзеф Сабо, на днях возил дрова и в последний раз наложил неполный воз, а остальные поленья разбросал. Лесник Шелопаев за небрежность сделал ему замечание и поднял на воз разбросанные дрова. Мадьяр Сабо рассердился и принялся по-русски бранить Шелопаева. Дрова опять разбросал и даже замахнулся поленом на лесника. Об этом возмутительном случае было доложено городской Управе.

Прикамская жизнь – 1916 г. 28 июля

На фото: группа австро-венгерских военнопленных у Калашниковской пристани. Петроград. Российская империя. 1МВ. 22 мая 1916 г.

 

Письма Первой Мировой: весточки из госпиталей



Сегодня получила Ваше письмо, но вперед говорю Вам, что мною было Вам послано два письма от меня, одно с известием о его ранении, где все было подробно описано о его ране, а второе о его смерти. Очень удивляюсь тому, что Вы их не получили. Письма к нему и повестка о деньгах пришли в наш госпиталь тогда, когда он был уже похоронен и немедленно как письма, так и повестка были обратно отосланы. Сообщаю Вам еще раз о его болезни. Он был ранен в нескольких местах в голову, кроме того, в обе руки и обе ноги и спину по несколько ран, вынули из его ран 12 осколков шрапнели. О письмах из дому: он мало надеялся получить их, хотя спрашивал о них каждый день, говоря, что письма пропадают. Ему я предлагала вторично написать домой, но он сказал – напишет лишь тогда, когда получит ответ. Все время был в полном сознании, но последний день все жаловался, что тяжело дышать и болят раны. Все время шутил и говорил: «Придется тебе, Васенька, сегодня помирать». Когда ему вынимали осколки шрапнели, то под наркозом он видел страшный сон, говоря, что был на том свете, где видел, как людей морозили, и куда-то не хватило волос, которые выдергивали из его головы.

Александра Алексеевна Кириллова, 21 октября

Адрес: г.Вятка, Епархиальная свечная лавка. ЕВБ Михаилу Ивановичу Палкину

Первая Мировая война и Вятка (сборник научных трудов и документов) – Киров 2016 г., с.151

На фото: врачи, сестры милосердия и раненые в операционной Евгенинского госпиталя № 1. Львов.

 

Письма с фронтов Первой Мировой



Мы стоим в Брест-Литовске, наших раненых везут очень много, но, главное, хлеба дают мало, а наши идут хорошо. Вот еще новость с войны: в Варшаве, как известно, есть сильная кругом крепость и вот комендант крепости, видно немец, приказал вывести пехоту из стен крепости и ее вывели, но артиллерия осталась в крепости. Затем он, т.е. комендант, выкинул флаг над своим домом в знак того, чтобы германцы открыли по нашей пехоте артиллерийский огонь и признак его дом, что когда пехоту выбьют, то германцы, чтобы взяли Варшаву, и его дом и его самого оставили в живых. Но на счастье и, видно Богу не угодно было, на эту пору приехал наш Главнокомандующий Николай Николаевич и вмиг приказал пехоте броситься в штыки и отбил германцев, а затем потребовал коменданта и моментально снес ему голову. Вот какая измена у начальства. Тогда, если удалось, то бы много бы душ погибло и город бы забрали.

Из письма в г.Сарапул на имя Ксении Павловны Букиной ефрейтора 10-й роты 47-го Сибирского стрелкового полка (1914 г.).

ЦГА УР ф.255 оп.1 д.1 лл.65-66

 


«Мятущийся капитан»: Степанов. Кто он?

Унтер-офицер, тебя призывает страна!
Советская власть создает армию, которая должна охранить свободу и независимость трудящихся классов России от покушения внешних и внутренних насильников .
Для рабочей и крестьянской армии нужен серьезный , крепкий, личный состав …

ЦГАКО ф.Р-1679 оп. 1 д. 1 л .2 (из приказа 1918 года)

Личность организатора Степановского мятежа на юге Вятской губернии в августе 1918 года до сих пор темна и туманна. Не известно даже его точное имя и отчество. В архивах Кирова, увы, никаких данных пока найти не удалось. Анкету Дрелевского удалось найти, а вот анкеты Степанова - нет. Один исследователь, правда, нашел ее в РГВИА, но делиться ею не захотел. Одно известно точно - Степанов был бывшим царским офицером, который, как и многие подобные ему, перешел на сторону большевиков. Правда и впоследствии многие из них продолжали "метаться" между старым и новым и заканчивали свою жизнь печально. Впрочем, и многие оставшиеся верными большевикам, не пережили 1937 год. Вот как интересно писал писатель Виктор Чудиновских о Степанове, в свою очередь процитировав классика - книгу А.А.Филева "Живое-живым".

Как получилось, что командир продполка Степанов пошел против Советов? А что еще можно было ожидать от бывшего офицера царской армии (хотя многие его сослуживцы перешли на сторону большевиков)… В конце концов мятущийся капитан (полковник) оказался там, где должен быть… Разве это не является одним из мотивов его поступка… За ним пошел и его полк, в котором к началу восстания были не только продотрядовцы, но и местное население. Так кто он?
«…Степанов, наследник дворянской семьи, приехал сюда (в Вятскую губернию) заготовлять хлеб для спасения революции, а на Тамбовщине эта революция предает разорению самое дорогое его сердцу – родительское гнездо, которое свивалось поколениями…
Хотя Степанов частенько и говорил, что своими руками делал революцию, но он и сам знал, что у него все было значительно проще. Поддавшись общей революционной волне, он, офицер старой армии, как и многие, был недоволен поражением России в войне и отречение царя от престола принял как лучший исход для спасения Родины. Приход Керенского к власти молчаливо одобрил… Вспыхнул корниловский мятеж. Среди моряков, брошенных на подавление мятежа, оказался и Степанов. Под Нарвой его ранило в ногу, и он попал в лазарет. Здесь и встретил революцию , встретил ее настороженно, ни во что не веря и ни на что не надеясь. Однако новая власть крепла, с каждым днем становясь все прочнее.
Степанов вдруг понял, что бушующий поток революции вынес его в открытое море – от старого мира он оторвался, а к новому еще не пристал. Надо плыть, и он поплыл…Но новый берег пугал его неизвестностью. Степанов чувствовал, что все то, что дорого и мило было его душе, он терял и терял безвозвратно. Не ошибся ли? А может, совсем и не туда надо было плыть? А куда?
Перед отъездом из Москвы с продовольственным отрядом он встретил своего давнего сослуживца. Тот одобрил его поездку, однако сказал, что время суровое и надо играть… И надо помнить, что хлеб нужен не только коммунистам… Сослуживец сообщил, что он едет в Самару: «Там собираются сторонники Учредительного собрания. Назревают большие события. Жди наших вестей» (А.Филев. Живое – живым).

В.Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина - 2016 г., с.285-286
мятежа.

Не так давно вышел замечательный киносериал "Крылья империи". Его главный герой в исполнении Милоша Биковича также прошел путь от царского юнкера до красного комиссара (праобраз маршал Михаил Тухачевский). Позднее кажется застрелился? Другой герой фильма - рабочий-эсер из Вологодской губернии Матвей Осипов (праобраз - террорист Борис Савинков) типичная мятущаяся фигура того времени - он был и у эсеров, и у белых, и красных. И таких было немало...

 

Из приказов по Красной армии Вятской губернии за 1918 год



Из приказа № 23 от 1 июля 1918 года

Замечается, что красноармейцы идут в караул совершенно не осмотренные и часто кроме винтовок имеют шашки и револьверы, а сами – в самой разнообразной форме. Вменяется в обязанность ротным командирам и дежурным по караулам осматривать людей и соблюдать установленную форму. Каждый красноармеец иметь в карауле должен иметь винтовку со штыком (штык на винтовке, а не на поясе), подсумка с патронами, скатку шинель через плечо и мешочек с провиантом. Кроме указанного навешивать на себя ничего не допускается. Ибо остальное все лишнее и только будет мешать в момент действия оружием.

ЦГАКО ф.Р-876 оп.2 д.11 л.56

 

Из приказов по Красной армии Вятской губернии за 1918 год


Из приказа № 23 от 1 июля 1918 года

Замечается, что красноармейцы идут в караул совершенно не осмотренные и часто кроме винтовок имеют шашки и револьверы, а сами – в самой разнообразной форме. Вменяется в обязанность ротным командирам и дежурным по караулам осматривать людей и соблюдать установленную форму. Каждый красноармеец иметь в карауле должен иметь винтовку со штыком (штык на винтовке, а не на поясе), подсумка с патронами, скатку шинель через плечо и мешочек с провиантом. Кроме указанного навешивать на себя ничего не допускается. Ибо остальное все лишнее и только будет мешать в момент действия оружием.

ЦГАКО ф.Р-876 оп.2 д.11 л.56

 


К столетию советско-польской войны. Приключения красноармейца Алексея Бельтюгова



В бывшем Кировском областном партийном архиве (теперь ЦГАКО) среди множества судебно-следственных дел ленинско-сталинского периода как-то встретилось дело бывшего царского офицера Алексея Макаровича Бельтюгова, происходившего из крестьянин Нолинского уезда. Как и многие подобные ему, после революции Бельтюгов перешел служить к большевикам и воевал в рядах Красной армии вплоть до войны с Польшей. Впоследствии был репрессирован за службу в Белой армии в ходе советско-польской войны. О своей службе в старой армии он рассказывал: «…Служил три с половиной года и был назначен командиром роты, от чего он якобы отказывался, указывая на свою малограмотность». В 1918 году Бельтюгов был мобилизован в Красную армию, но, в 1920 г., попав в плен армии белого генерала Балаховича, добровольно перешел к нему – «9 ноября попал в плен к балаховцам в деревне Романовки, якобы, был окружен Балаховской кавалерией (волчьей сотней) и был отправлен в Мозырь, где добровольно вступил в армию Балаховича». В следственном деле его есть и такие сведения: «Находясь в армии Балаховича по показаниям вместе служивших с ним красноармейцев, что он агитировал против советской власти, угрожал служившим красноармейцам в армии Балаховича за поступление в Красную армию – расстрелом и все время находился в среде офицерства и комполка. Все эти показания уличающие его в преступности он отрицал». В рядах балаховцев Бельтюгов также был недолго, затем снова попал в плен и вновь попал в Красную Армию: «В рядах армии он якобы пробыл 8 дней, а затем был взят в плен 9 ноября, где якобы остался от наступавших балаховцев в плен, где он был взят 85 полком 10 дивизии, а 84 полк, где он, якобы служил, шел позади 84 полка и командиром полка он был взят на прежнее место службы старшим повозочным Команды связи, где и находился до 3 января с.г., а 3 был арестован комиссаром полка». В 1921 году карательные законы у большевиков смягчились, и Бельтюгов получил только год лагерного заключения.

Источник: ЦГАКО ф.П-6799 оп. оп 3 д су-4393 (судебно-следственное дело Бельтюгова Алексея Макаровича)

 

Из истории церкви села Муки-Какси Малмыжского уезда (воспоминания)



… Церковь продержалась до 1928 года. Службу нес отец Иван. Дьяконом был Мальвин. Почему-то фамилию только запомнил.
На пасху больше прихожан ходило. Неделю в колокола звонили. Вася слепой потом их налаживал. Он был и звонарь, и сторож. Там при церкви и жил, в палатке. Да не в такой, как ты думаешь. Был пристрой рядом, тоже из кирпича, железная печка стояла там. Жил он на подаяния. Он и научил меня звонить в колокола. Да я и сам приглядывался. Неделю звонят так, как не научиться.
От каждого колокола веревка, как ты называешь. Все они на одной колодке, и надо знать, какую натянуть, какую ослабить, чтобы не просто так, а мелодия получалась. В начале удивлялись: такой малец, а уже звонить умеет. Потом перестали удивляться.
В поповском же доме в это время комсомольцы веселятся, на гармони наяривают матерные частушки. Далеко слыхать. К себе сватали. Вася, друг мой, записался к ним, хотя красные же расстреляли отца в Уржуме. Я не пошел.
Организовали было артель по пошиву обуви. Дали им кожи, дратвы… Но недолго продержались – все развалилось. Иванков, Степана Калиныча сын, больно ярый был комсомолец – запился.
Весной 1928 года началось: Митька Кучергин за 25 р. скинул луковицу с крестом. И его судьба догнала - в Отечественную убили.
Сбросить легко. Там цепь висела. По ней залезали в купол, окошечко было. А из купола просто: оставалось чуть расшатать и вытолкнуть крест.
Два раза сбрасывали, два раза старики поднимали.
Я тогда уже в Вавоже работал. Тут жить невозможно стало: с весны до осени работал за 20 кг овсянки немолотой.
Иду с Вавожа и что-то не по себе. Так и есть. Подхожу к Каксям и слышу: колокола плачут. Это их снимали и сбрасывали вниз. Они, разлетаясь на куски, издавали последний предсмертный крик. Что-то пилили, что-то скрипело. Сердце захлопнуло. Я не подошел – остановилось бы.
Потом эту кучу обломков отправили в Ижевск на переплавку. Саму церковь пытались сохранить. Председатель колхоза Филимонов за 11 тысяч выкупил ее под склад. Но картошка сгнила. Власти наседали. И церковь потихоньку стали разбирать. Кирпичи легкие, пилить можно, но некоторые были до 12 фунтов. Когда стали возникать МТС, кирпич отправили в Сюмси. Сейчас стоит это здание, под склад вроде сделали.
А было ведь два прихода, два отдельных храма. Один, как открывался в пасху, так и был открыт до холодов. Он был нарядный, праздничный. В нем было светло, просторно, двери были стеклянные, а потолок высоко, на нем ангелы с апостолами.
Второй открывался только зимой. Потолок тут был низко, так как вверху были две колокольни. На самой верхней, внутри в два ряда висели девять или десять маленьких колоколов, в окнах – три стопудовых колокола.
В нижней колокольне посредине висел один большой колокол – 200 пудов. Еще колокол такого же строя был только в Казани. Язык только в человеческий рост весил девять пудов.
И куполов было, естественно, два. Два больших. Они были голубые и парили в небе, растворяясь в нем…

Воспоминания Николая Константиновича Сбоева, последнего звонаря церкви села Муки-Какси Малмыжского уезда, публиковались в 1979 году в Сюмсинской районной газете (Удмуртия).

Фото из сообщества "УДМУРТИЯ. АБРИС | Блог Аллы Долгановой".

 

Вятские города в описаниях дореволюционных путешественников: Елабуга


 

Елабужцы гущемеры: аршином гущу меряли

Народное присловье.

Город расположен не у самого берега Камы, а в некотором отдалении (1 ½ версты). В этом его неудобство и, можно сказать, несчастье: в этом отношении он должен уступить своему сопернику – Сарапулу, с которым давно конкурирует.
Елабуга (по местному: Алабуга; болгарское или татарское имя - один из самых благоустроенных городов Вятской губернии. В самое последнее время он обзавелся даже электрическим освещением (раньше своего губернского города). Водопровод, три средних учебных заведения (реальное училище, женская гимназия и женское епархиальное училище), прекрасно устроенная богадельна, богатейшие церкви – все это не так-то обычно в наших уездных городах. Но что особенно замечательно, так это то, что Елабуга всем этим и всецело обязана частной инициативе и частным средствам. Электрическое освещение, водопровод, реальное и епархиальные училища, богаделна – все это устроено на средства местного коммерсанта Стахеева и его наследников (водопровод стоил 70 тысяч, епархиальное и реальное училища 200 тысяч); городское училище устроено на средства другого местного купца. Богатые церкви - в одной из них царские врата все вылиты из серебра – и монастырь обязаны своим благоустройством тем же щедрым – поистине «отцам» города. А сколько сельских храмов в Елабужском и соседних уездах построено на средства тех же Стахеевых!
Чего не коснулась рука благодетелей, там дело поставлено не блестяще. Улицы не мощены и на них пыль чередуется с грязью. Дамба к пристани построена земством. Между тем честолюбивый город всеми силами оспаривает пальму первенства у соседнего Сарапула и старается перетянуть к себе Окружной Суд и архиерейскую (викарную) кафедру.
Торговля города очень значительна. Главный предмет – хлеб.
Некогда на месте Елабуги стояло село Трехсвятское. По преданию, Иоанн Грозный прислал в заложенную по его воле Покровскую церковь икону Трех Святителей, отчего будто бы и село назвалось Трехсвятским. Предание это противоречит истории, но в Покровской церкви г.Елабуги, действительно, есть старинная икона Трех Святителей, греческого письма, с тонкой серебряной ризой. В 1791 г. Елабуга сделана уездным городом.

Кама и Вятка [Текст] : Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Зеленин Д. - Юрьев : Тип. Эд. Бергмана, 1904. - 180 с.

 

Из архивных документов. О закрытии Воскресенской церкви города Уржума



Выписка из постановления президиума Уржумского горсовета от 30 марта 1936 года

Слушали: о закрытии Воскресенской церкви, находящейся в ведении группы верующих «тихоновцев» (Михалев).
Воскресенская церковь является двухэтажным зданием, причем верхний этаж используется группой верующих только в летний период, а остальное время года пустует…

Постановили: в соответствии с изложенными мотивами и принимая во внимание, что посещаемость Воскресенской церкви верующими очень незначительное ( от 5 до 10 человек в день), а также учитывая, что помимо указанной церкви в городе имеется еще две церкви – Казанская и Митрофаньевская с группами верующих того же тихоновского направления, посещаемость которых верующими также не превышает 2-3 человек в день, следовательно, группа верующих Воскресенской церкви может быть вполне обеспечена в смысле совершения религиозных обрядов в еще двух указанных выше оставшихся 2 церквях путем соединения с указанными группами верующих (одного и того же направления – тихоновского), что подтвердили верующие сами на бывшем их общем собрании 15 марта сего года с представителями горсовета, т.е. группа верующих вполне признала, что занимать Воскресенскую церковь в дальнейшем за малочисленностью посещаемости не целесообразно и что они не возражают против перехода в Казанскую церковь с условием передачи им всего инвентаря культа, находящегося в Воскресенской церкви, а почему Воскресенскую церковь, как не используемую верующими, полностью закрыть и из ведения группы верующих изъять.

Уржумский архив ф.10 оп.1 д.154 лл.1-1 об.

Примечание. Суд


Из старой вятской печати. Эпидемии



Эпидемия. В деревне Мерзини Арборской волости Малмыжского уезда появилась дизентери́я , которой заболело 32 человека, в том числе 9 человек взрослых и 23 детей. Население Арборской волости, как сообщалось уже нами, сильно пострадало ныне еще и от свирепствовавшего там нынешней весной тифа: заметим также, кстати, что эта волость за последние годы переносит сильные неурожаи хлеба, и следовательно население ея несколько лет уже не пользуется достаточным питанием. Интересно было бы знать, какая помощь в данном случае является наиболее существенной: медицинская или продовольственная?

Вятский край - 1895 г. № 59

 

Из истории вятской деревни. Мужики были почтенные, а бабы степенные…



Каждому из нас памятен и дорог тот уголок, где родился и вырос, где прошло детство. Не вся сегодняшняя молодежь знает историю своей малой родины.
Теряются, уходят сведения со старожилами, умирают удивительные истории, легенды о наших деревнях и селах. Пока еще не поздно, мы должны вслушаться в голоса былого, записать рассказы готовых поделиться воспоминаниями людей. Я благодарна судьбе, которая свела меня с замечательной женщиной – Валентиной Павловной Дудоровой. С ее слов я записала интересный рассказ о деревне с необычным названием – Жорново.
Деревня Жорново Елизаровского сельсовета в свое время насчитывала 43 дома. Своей церкви не было, потому новорожденных крестили, а умерших отпевали в храме с.Байса, что находилось в 10 километрах. Хоронили же на лебяжском кладбище.
Жорновцы были людьми работящими и очень дружными. В соседних деревнях о них отзывались так: «В Жорнове живут мужики почтенные, а бабы степенные». Женщину, родившую 3-4 детей, величали по отчеству.
У деревни протекала речка Рынка с истоком у ключей под д.Бронники. Ее питали маленькие речки Кунерка и Маленка и много ключей. Рынка впадает в Лебедку. В то время у деревни на Рынке было два пруда: в одном купались люди, а в другом купали коней.
Леса, окружавшие деревню с трех сторон, назывались Сабацкая дача.
К добротной колхозной конюшне пристроили скотный двор, соединив их крытым переходом. Это было очень удобно. С левой стороны находился телятник, с правой – большой молотильный ток. В одной его половине стояла конная молотилка с приводом, две веялки; в другой летом хранился колхозный инвентарь; сани-розвальни, сани черные, возки – красивые и легкие коробейки, плетеные из лозы. Зимой – телеги-тарантасы, плуги, бороны…
В кузнице за деревней работал Григорий Урванцев – «отличной, доморощенной мастер, в старое время у него была своя кузня, из глины сделанная, - рассказывает Валентина Павловна. – У кузни ему поставили новую печь, где колхоз изготовлял смолу, деготь и уголь для кузницы».
Ухоженные поля давали хороший урожай, стеной стояла рожь и пшеница, рос хороший ячмень, крупными метелками – овес. Сеяли конопель на веревки, потому что без них в колхозном хозяйстве не проживешь. На местном маленьком заводике веревки вил Максим Степанович, учил этому и подростков.
На жорновских полях сеяли и лен, рос он по пояс, куделя была из него – не наглядишься. Лучший сдавали государству, а что похуже выдавали на трудодни, из него же ткали мешки для нужд колхоза.
В царские годы в Жорнове была школа – 4 класса. В нее ходили дети окрестных деревень: Росляки, Бронники, Путинцы, Коновалово, Высокое Поле. Позже в школу собирали, как в клуб, на собрания, вечера. В школе имелся большой зал для показа кинофильмов. К школьным вечерам ученики готовили пьесы, сценки, учили стихи и песни. В ближних деревнях вывешивались афиши.
После выступления сцену убирали и объявлялись танцы. Гармонисты были свои. С войны на протезах вернулся Иван Лаврентьевич. Он никогда не отказывался прийти на школьный вечер. И его младший брат Николай хорошо играл и пел прекрасно. За это его в деревне прозвали «заливное морюшко». Танцевали фокстрот, вальсы «Дунайские волны», «Амурские волны», «Случайный вальс», полечку, коробочку, краковяк, семеновну, сибирьянку, чижика – пар шесть-восемь, метелицу. А как плясали парни, начнут дроби выколачивать, залюбуешься! И все эти веселые вечера организовывали молодые учительницы Таисия Тимофеевна и Галина Семеновна (д.Елизарово).

Мужики были почтенные, а бабы степенные… // Знамя октября (Лебяжье) – 2004 г. № 81

Фото С.Лобовикова. Деревенская пара у колодца. Около 1900 года

 


Самое большое переселение на Вятку и «женский вопрос»



Валерий Федяев в своей книге «Заселение и освоение русскими земли Вятской» пишет: «Самое большое переселение Вятку было около 1324 года, во время правления Московского князя Георгия Даниловича, который силой принудил устюжских князей платить дань. Это переселение послужило основанием трех новых городов: Шестакова, Орлова и Слободского. Основную массу этой волны переселенцев составили выходцы из Новгорода. Они шли через Устюг, где к ним присоединилось много двинян. При Устюге они разделились на две партии, одна из которых продвигались на Вятку через реку Молому и, поднявшись от устья чуть выше по Вятке, построила селение Орлов.
Другая партия, держась восточнее, вышла на реку Летку и, спустившись до устья на плотах, построила городок между устьем Летки Вяткой. Но так как это место по весне заливалось водой, его пришлось оставить, уйти вверх по Вятке и там поселиться. Некоторые же из них спустились ниже устья Летки и построили городок Шестаков. Из этого селения часть людей позднее отделилась и на 25 верст ниже по Вятке завела новое селение, названное Слободою, а по увеличению людей с Устюга ставшее городом Слободским».
И таких переселений на Вятку было несколько. Понятное дело, что подобные рейды за много сотен верст из обжитых славянских земель были не развлекательной прогулкой. Переселенцы продвигались и останавливались на ночлег по незнакомым местам, населенных дикими зверями и воинственными народами, плыли по бурным рекам, нередко перетаскивая через «волока» свои суда на своих плечах (во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком»); отсюда и произошло слово «волочить». Разумеется, участвовали в этих походах исключительно сильные, выносливые мужчины. Тогда возникает закономерный вопрос – когда основывались поселения, откуда брали женщин для создания семьи? Ведь подобные путешествия явно не годились для женского пола (правда, ближайший к Хлынову русский город Устюг находился от него в расстоянии примерно в 600 верст, возможно, жен могли «доставлять" и оттуда, хотя 600 верст это тоже приличный путь по тем временам). Ответ возникает также вполне закономерно: из местных племен. Чтобы основывать поселения и создавать семьи, первопоселенцам приходилось, очевидно, брать жен из числа марийцев, удмуртов и коми. Выбор у наших предков был не богатый - либо доставлять невест из Устюга и других "ближайших" русских городов минимум за 600 верст, либо брать из местных.
Таким образом, могло возникнуть кровосмешение, и первые вятчане, потомки первопоселенцев уже могли не являться чистыми славянами по своему происхождению, рожденные в браках славян с девицами из местных народов. Точный ответ на этот вопрос должны дать летописи…

 

С архивной полки. Вятские гармоники



По развитию гармонного промысла Вятка уступает место только Туле, в которой это производство развито сильно. Территориально гармонное производство сосредоточено преимущественно в Вятском районе: по данным кустарной переписи 1929-1930 гг., числилось гармонщиков в районе 2313 из 2909 чел., занятых этим промыслом в крае. Следовательно, около 80 % их падает на Вятский район.
В остальных районах изготовлением гармоний занимаются преимущественно для удовлетворения потребностей местных рынков, тогда как главная масса гармоний, вырабатываемых в Вятском районе, идет на вывоз…
За период с 1889 по 1909 гг. число гармонщиков сильно возросло, дав увеличение с лишком в пять раз. Годы империалистической и гражданской войн оказали не только задерживающее влияние на промысел, но и весьма резко снизили количество занятых в нем лиц.
К концу восстановительного периода (к 1925-1926 гг.) гармонное производство было еще далеко от довоенного уровня, причем одним из обстоятельств, препятствовавших восстановительному процессу гармонного производства, являлась дороговизна и плохое качество гармонных приборов и отсутствие емких рынков для сбыта. Но уже в следующие годы замечается весьма значительное оживление промысла. «Гармошка» была признана культурным музыкальным инструментом и нашла место в клубе, на эстраде, в оркестре, в казарме и в культурном обиходе трудящихся.
Это положение, а также повышение материального и культурного уровня трудящихся, способствовали бурному росту гармонного промысла в реконструктивный период…

Экономист промгруппы Вятского горсовета Г.П.Чемоданов

ЦГАКО ф. Р-897 оп.1 д.974 л.42

На фото: экспонат Даровского краеведческого музея

 

Вятская губерния на страницах царской печати



ВЯТКА, 30, V. В судебной палате разбиралось дело воткинской группы социал-демократической рабочей партии. Обвиняемых семь человек в возрасте от 16 до 19 лет. Палата приговорила Гурьева в каторжные работы на 4 года, Светлакова и Рагозина к ссылке на поселение. Остальные оправданы.

Русское слово, 31 мая 1911 года.


Назад к списку