ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1-15 июля

Была церковь в селе Вершинята…



До 1903 года деревня Большие Вершинята Уржумского уезда входила в состав обширного прихода села Петровского, от которого отстояла в восьми верстах. В деревне стояла древняя часовня. В «клировых ведомостях» писали, что время ее постройки уже никто и не помнит. За 1870 год удалось найти такое описание Вершинятской часовни: «Часовня Петровского прихода в 7 верстах от села на большом Вятском тракту, длиной 6, шириной 5 аршин, с куполом на подобие деревянных церквей. Украшений в ней кроме нескольких ветхих икон никаких нет. Празднество бывает в день Успения Божией Матери».
Ходатайство Вятской духовной консистории об открытии прихода в деревне Большие Вершинята рассматривалось на заседании Уржумского земства еще в 1897 году, но из-за большого недорода хлеба в тот год оно было отклонено. И только в 1903 году в деревне была построена и освящена 22 сентября «тщанием прихожан» небольшая деревянная церковь с одним престолом в честь Успения Божией Матери. За 1915 год о храме сообщалось в «клировой ведомости»: «Зданием деревянная с таковой же в одной связи колокольнею, покрыта железом и обнесена вокруг деревянной решетчатой оградой, крепка. Утварью достаточна». Не сразу появилась и ограда вокруг церкви – за 1905 год она еще не упоминается в ведомостях церкви. За 1924 год в «Деле о передаче имущества…» уже советскими властями о церкви сообщалось: «церковь деревянная, пятиглавая, с деревянной колокольней. Построена в 1908 году. Кресты на церкви и колокольне железные, выкрашенные желтой краской. На церкви и колокольне крыша железная, ограда деревянная. 5 колоколов, самый большой – 40 п. 87 ф.».
При храме имелось и небольшое имущество. Еще в 1908 году сообщалось, что «утварью и ризницею храм не богат, но необходимое имеется». Опись церковного имущества появилась в 1903 году. Метрические книги и исповедные росписи стали вестись с 1904 года. Церковные книги имелись все, а вот библиотекой для чтения, как при многих храмах, церковь не успела обзавестись. В 1924 году советскими властями в описи перечислялись особые достопримечательности церкви: чаша, дискос, две тарелочки, звездица, два креста – все из серебра, Евангелие в серебряных корочках. Всё это было изъято в 1922 году якобы для «голодающих Поволжья». Интересно и то, что в опись не внесли икону святителя Архангела Михаила в золоченом киоте в сто дореволюционных рублей, которую в 1913 году пожертвовал в храм крестьянин Михаил Степанович Черезов. За это ему была объявлена Архипастырская благодарность с опубликованием в «Вятских епархиальных ведомостях»….
Причт церкви состоял из священника, псаломщика и просфирницы. В «клировых ведомостях» указывалось, что жалование священника составляло 300 рублей, а псаломщика 100. Первыми священниками церкви стали отец Вячеслав Новицкий (1903-1912) и отец Матфей Сатаев (1912-1917). Отец Вячеслав скончался в 1912 году и был похоронен, скорее всего, при церкви в селе. Отец Матфей Сатаев Впоследствии был репрессирован и расстрелян. Здесь же начинал своё служение отец Феодор Шишов – в советское время священник и благочинный церквей города Уржума, также расстрелянный в 1930 году. После него священником в Вершинятах был Климентий Абашев (1925-1930). Отец Климентий имел при своем доме хозяйство в виде лошади и коровы, о чем указывал в своих анкетах, а также указывал, что он занимается «землепашеством». Одним из последних священников церкви был отец Митрофан Караваев, сын протоиерея города Уржума Иоанна Караваева, до революции избиравшегося депутатом Государственной Думы и расстрелянного в 1937 году. Интересно, что будущий священник отец Митрофан служил в Вершинятской церкви псаломщиком в 1904-1909 гг. Отец Митрофан служил в церкви села Вершинята в 1920/1930-е годы и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. В своей анкете батюшка указывал, что имеет одну корову и занимается «землепашеством». Видимо, последним псаломщиком церкви стал Польен Митрофанович Сырнев, сын протоиерея церкви села Пустополье Уржумского района. В архиве ЦГАКО сохранилось ходатайство членов церковного совета о его назначении в Вершинята за 1925 год и его анкета, в которой псаломщик указывал, что из имущества он ничего не имеет и «занимался землепашеством до сего дня». Забавно, что в юности он сочувствовал революционерам и даже принимал участие в собраниях ссыльных в Пустополье, на которых обсуждались планы разбрасывания листовок и даже террористические акты против властей. Одну из прокламаций нашли уже в советское время в бровке печной трубы. О дальнейшей судьбе Польена Митрофановича, к сожалению, тоже ничего не известно.
В старосты и председатели попечительства церкви выбирали обычно состоятельных людей, добившихся благосостояния в жизни благодаря своему труду. Таким был и сельский крестьянин Назар Павлович Грудцын, бывший старостой Вершинятской церкви в 1920-е годы. В своей анкете он перечислил свое имущество - каменный дом с постройками, две лошади и две коровы. Председатель церковного совета (как стали после 1917 года называться церковные попечительства) Павел Афиногенович Вершинин в те же годы указывал, что имеет каменный дом с постройками, лошадь и корову. Член церковного совета тех же лет Иван Марамзин указывал в своей анкете имущественное положение как «бедное», но при этом он имел дом с постройками, лошадь и корову.
Приход церкви был небольшим – в 1912 году него входило шесть селений с общим населением до полутора тысяч человек. Основное населения прихода было русским православным. Крещеных марийцев насчитывалось на 1912 год 37 человек; еще 148 человек населения составляли старообрядцы. Из описания прихода за 1910 год в «Историко-географическом и статистическом описании Вятской губернии» Василия Шабалина: «Село расположено на возвышенном месте в 200с. От реки Буя; кругом леса, перелески, а в 10 вер. По реке Вятке лесные дачи. В самом селе разведен сад, в котором, кроме ягодных кустов и фруктовых лиственных деревьев, ½ десятины хвойного леса. В селе министерское училище, в приходе же школ нет… прихожане все земледельцы; некоторые крестьяне занимаются штукатурными, плотничным, малярным и столярным ремеслами. Село стоит на Казанском тракту». Видимо, из-за малочисленности населения в приходе не было церковных школ, как в других приходах. В 1914 году село посетил Вятский Владыка, первый и единственный раз всю историю прихода.
В 1930-е годы церковь в селе Вершинята была закрыта. Точной даты закрытия в архивных документах, к сожалению, найти не удалось. По крайней мере, церковь не упоминается в списках действующих церквей за 1937-1939 года, т.е. была закрыта еще до 1937 года. Были сняты кресты и колокола, разрушена колокольня. Само здание сохранилось, но измененное до неузнаваемости, приспособленное под сельский клуб. В 1991 году уржумская газета писала, что «помещение церкви изуродовано», в алтарной церкви пристроен туалет.
В 1990е-годы в Вершинятах была сделана попытка возродить храм, здание которого сохранилось к этому времени. В 1991 году состоялось освящение воскресной школы в селе в здании бывшего земского училища при содействии местного жителя Николая Леонидовича Сазонова и священника Уржумской Троицкой церкви отца Александра Зверева. Уржумская газета «Кировская искра» писала так об этом событии: «27 ноября состоялось освящение комнат воскресной детской школы народного творчества в Вершинятах, созданной по инициативе Н.Л.Сазонова в бывшем здании земского училища. Старожил села Анастасия Федоровна Черезова принесла икону из разрушенной церкви, подарил школе несколько книг отец Александр».
А в пасхальную седмицу 1992 года состоялось освящение старого храма. Много усилий к этому снова приложили Николай Леонидович Сазонов и отец Александр Зверев. В 1993 году об этом памятном событии для села писала газета «Вятский край»: «Год назад жители села Вершинята на своем собрании единогласно решили восстановить приход в Успенской церкви. Понимали, что будет трудно. Начали с того, что прибрали территорию церкви, приступили к сбору средств по оборудованию иконостаса. Денег собрали немного, но их хватило на приезд реставраторов. Помогли своим соседям верующие прихожане Троицкой церкви г.Уржума. Они собрали 4 тысячи рублей для реставрации иконы Божией Матери. Автором и исполнителем иконостаса стал уржумский художник Виталий Красников».
К сожалению, уже через несколько лет в Вершинятах все вновь пришло в запустение. Не стало Н.Л.Сазонова, был переведен в другое место отец Александр да и в стране наступили трудные времена. Нет храма в селе и по сей день…

На фото: старый храм в селе Вершинята

 

С архивной полки. Шурминский завод Уржумского завода в 1816 году (описание)



Мосоловской фамилии принадлежит в этой губернии 4 подобных завода, с двумя плавильными печами и 20 железными молотами; на заводах введены повсеместно цилиндрические раздувальные мехи. Эти заводы доставляют ежегодно 11000 пудов литого чугуна, который в виде руды обходится владельцу по 70-90 коп. за пуд, а обработанный – около 2 руб. за пуд, продается же за двойную цену. Для изготовления литых изделий ежегодно употребляется 20000 пудов чугуна. Большая же часть невыделанного чугуна идет на изготовление молотобойного полосового железа, которого вырабатывается ежегодно средним числом 50000 пудов, а каждый пуд стоит владельцу от 1 руб. 80 коп. до 2 руб. 12 пудов необработанного железа, после восьмичасового пребывания в печи и после такового же времени обработки молотами, дают от 9 до 10 пуд полосового железа. Работа производится 1300 собственных крепостных, а для рудокопания нанимаются еще 1000 свободных людей. У каждого молота стоят по три человека, могущие еженедельно выковать 80 пудов.

И.Ф.Эрдман. Собрание сведений о внутреннем строе России // Календарь Вятской губернии – Вятка 1892 г., с.360-361

На фото: село Шурма в старину

 

Вятская речь. «Баско» у деди выгостили



Отеч (муж) похвалелся:
- Дедя у меня в Кирове бохато живёт!
И как-то корова у нас засдыхала. Все, думаю, ханёт. Говорю:
- Отеч, неминуча в Киров надо ехать повыведывать, почем корову на мясо можно сбагрить, а то протенётся она, дак не себе не людям. Три кадцы огурцов есть да ишшо сколь-то кружков морожоного молока осталося, дак поторговать можно.
- Ну, дак буди подсобирывайся.
Приехали, походили по рынку, по цене за корову порядилися. Огурцы и кружки сбагрили. Домой было поздо ехать, а надо было где-то ночевать, и отеч говорит:
- К деде будём подаваться. Баско у деди выгостим.
Ну, пришли. Дедя сразу огорошил:
- Ужиной-то накормлю, а завтраком-то не буду.
Поставили на стол малёхоньюю миску какого-то варева, дак дочерин робёнок всю миску уташшил и один всю выбузгал. Попили мы пустого чея и с пустым брюхом легли спать. Больше отеч не хвастался, що бохато дедя живёт.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.10

Фото Сергея Лобовикова

 

Вятские села и деревни. Деревня Казённая и ее наследие



Деревня входила в Краснопольский сельский округ. В начале 20 века в ней жили 77 жителей в 15 дворах, из них 17 трудоспособных мужчин, 5 человек были грамотными, а к середине века – 109 жителей в 22 дворах.
В 1970 году деревню признали неперспективной по причине удаленности от дорог, электролиний, магазинов. Как и тысячи таких деревень, она была стерта с карты района, но в историю вошла особенным древнейшим вятским промыслом – изготовление чернолаковых глиняных игрушек.
Глину добывали на своих одворицах, из скородумовских ям. В д.Скородумы, которая находилась в 3 км. от Казенной, изготовляли гончарную посуду. Сначала в лесах добывали бело-сероватую глину, добавляли красную и белую. Готовые игрушки обжигали и покрывали варом-смолой, затем запекали в печи, образовывая слой черного блестящего лака.
По мнению знатока вятской игрушки художника А.И.Деньшина, такая техника изготовления игрушек в Вятском крае считается наиболее древней. К сожалению, это искусство не нашло своих последователей. Небольшая коллекция казенских игрушек хранится в Кировском областном краеведческом музее.
В рукописи А.И.Деньшина «Народные художественные ремесла Кировской области в прошлом и настоящем», хранящемся в библиотеке научно-исследовательского института художественной промышленности г.Москвы, названа старушка, производившая чернолаковые глиняные свистульки, - Н.С.Калинина.

Земля Сунская. Составитель Л.И.Зворыгин – Киров 2011 г., с.35-36

На фото: в Сунском районе

 

Путешествуем по Кировской области. Сколько можно проехать на велосипеде за день?



В продолжение сегодняшнего поста о смелом велопутешественнике, появился интересный вопрос - а сколько вообще можно проехать за день на велосипеде по области, тем более и машина есть не у каждого? Если взять в расчет 100 км. в день (200, как он, все же не каждый сможет), получится все же немало - за день можно проехать пол-области и даже переночевать в гостиницах по дороге.
Итак, если мы поедем на велосипеде из Кирова на юг по Советскому или по Уржумскому тракту, конец дня нас застанет как раз около больших населенных пунктов, где можно переночевать даже без палатки, - около Верхошижемья (до него 80 км.) и Суны (94 км.). Правда, в Суне гостиницы нет...
Если на велосипеде мы поедем на восток, то чуть-чуть не доедем до Зуевки, до нее 114 км. Значит, чтоб переночевать в комфортных условиях, нужно "крутить педали" на 14 км дольше. Если же ехать на запад, то там можно сделать остановку в конце дня в Котельниче - до него 84 км.
Если ехать на велосипеде на север, то через 111 км. можно достичь Мурашей.
Таким образом, в первый день путешествия можно даже не использовать палатку, кроме Кировского тракта, т.к. в Суне гостиницы нет. Также можно сделать и вывод, что, если вы никуда не торопитесь, то доехать до Котельнича, Верхошижемья, Зуевки, Суны и Мурашей можно всего за день и без лишних расходов...
Если в качестве транспортного средства взять не велосипед, а мотоцикл, то на на нем в течение дня можно легко достичь любого края области - до Вятских Полян расстояние 277 км, а до остальных "окраин" еще меньше. Между тем как бывалые байкеры могут за день проехать и 800 км., "пока зад не задубеет" как говорят они...

 

Лакомства военной поры: суп из крапивы и патока



Ой, сколь прожито в войну да перемаяно, не сосчитать. Зачтет ли Хосподь за грех? Как-то в Троицу утром мати пришла из Советска. Спрашивливаю: «Принесла ли сколь муки?» Отвечеёт: «Не принесла несколь. Маленькё жита выменела». Дак ошшо его надо высушить да на иваноськюю мельничу ташшить вон куды! Мати и говорит: «Пошёл, Нюрка, тереби крапиву». Натеребилая я крапивы, в чигун натолкала, травой замесила и в печь. Испеклась крапива, выташшили, изрубили сечкёй. Говорю: «А чего хлебать-то будём?» Мати: «А пошёл тереби ишшо крапиву». Натеребила, опеть в чигун, водой залили и варить поставили. Эту крапиву и ели. А лезёт ли сколь? Едим да давимся. Там трава и здесека трава. Посидели, наревелися досыта. Вот и Троича!

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.22

…Был еще один ларек военных лет. Это по улице Кооперативной, между пятистенным домом с наличниками и переулком (против построенного в конце 60-х годов двухэтажного каменного дома). И принадлежит он теперь частному лицу. Но нам, жившим в злополучные сороковые, многое напоминает. Он явился первым торговым объектом, не помню кем организованного, пищепрома. Первым продуктом в нем оказалась ягода. Да, наша вятская красноперая брусника. В годы войны ее за рекой Вяткой было видимо-невидимо. Сдавали для продажи ведрами, корзинами, коробками. Ну и покупали тоже ведрами, а не килограммами, благо цены были доступны.
А вот за ней появился в продаже непосредственный продукт выработки пищепрома – патока. Та самая патока, которая была в большом почете на Руси испокон веков. Патока с имбирем, патока с яблоками, патока в сбитне. Ну а у нас она шла с брусникой, с блинами, с картофельными сочнями. А являла-то она собой всего-навсего «картофельный мед». В чай патоку не клали, там быстро выявлялось ее происхождение - отдавал чай гнилой картошкой.

Л.Ф.Якимова. Теплые ветры Лебяжья – Киров 2003 г., с.53-54

 

Свадебное меню вятских старообрядцев



…Усаживали гостей за столом согласно степени родства. Посадить гостя ниже полагавшегося ему места считалось нанесением ему обиды, оскорбления.
Сперва пили чай… После обязательного вначале чая подавали обед: холодное (окрошку), лапшу, кашу, рыбу вареную и жареную. Из мяса – гусятину, свинину, студень. Была клюква с медом, сладкий пирог…

Александр Минин. Мы, Минины… - Тольятти 2007 г., с.23-24

На фото: свадьба Домны – дочери Ефима и Федосьи Басаргиных. п. Березовый, Хабаровский край. 1970-е (по нашему региону фото не нашлось). Источник: https://www.slovoart.ru/node/2034

 

Вятская окрошка и вятский квас - и будет "баско"...



Из воспоминаний А.А.Дудиной, 1921 г.р.: «Окрошка. Накрошат холодца, яиц, картошек, сметаны положат топленой деревенской. Квас варили в бочках. Он был черный, приятный, не то что в банках. Поесть бы сейчас такой окрошки. Квас раньше пьешь, так даже горло перехватывает, нацедишь в посудину – так пена, вот какой ядреный. Толокно с квасом делали. И носили на сенокос. Напьешься и есть не хочется. Толокно хорошее было. Квас носили в бураках. Бураки эти из бересты делали».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.88

Фото С.А.Лобовикова

 

Спиртные напитки вятчан: пиво, брага, кумышка, пура...



Из ржи изготавливали и пиво, воистину целебный, практически безалкогольный напиток Русского Севера. Его варили к праздникам. Недаром знатоки называют «форпосты Великого Новгорода - Великий Устюг, Лальск и Слободской своеобразными северными «бавариями», где с особой значительностью «жители деревни несут в одно место пол-куля ржи; кто-то командует этим – то есть зерно проращивают, делают солод, сусло, берут огромный (на 20 ведер) чан, кидают в него раскаленные камни, чтобы будущее пиво кипело, пузырилось… В чан всыпают мешок хмеля, затем кладут соломенные маты – для фильтрации пивной гущи… Процесс долгий и кропотливый, но руководят старики, но игра стоит свеч; пиво получается великолепное, градуса четыре крепостью, отдающее солодом, его подают на сельских праздниках, после первых, тостовых, рюмок вина».
Кроме пива, русские крестьяне на Вятке из хлебного сырья делали квас и брагу. Различия в этих напитках обнаруживались как в способе приготовления, так и в добавках.
У коми, мари и удмуртов, живущих в Вятском крае, также были распространены пивные напитки. Удмурты делали «кумышку» «из квашеного теста из муки пророщенной ржи». У марийцев квас («пура») готовился так: для ржаного солода проращивали зерна ржи, в чугуне ставили в печь для упревания, после рожь сушили и измельчали. Очищенную и нарезанную тонкими ломтиками свеклу заливали горячей водой, варили. В отвар добавляли солод, сухой хмель, дальше варили, процеживали, добавляли разведенные дрожжи и ставили для брожения. Пили с медом, сахаром»,

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.184-185

На иллюстрации: старинный перегонный аппарат удмуртов. Кстати, на южной Вятке самогон так и называют - "перегон"...

 

На моём снимке от 7 марта 1975 года изображён мощный автопарк Халтуринского районного объединения «Сельхозтехника» Но здесь не всё вооружение. Объединение выполняло огромную работу, как в селе, так и в городе. Оно перевозило тысячи тонн грузов . Гусеничные трактора основательно чистили улицы города, а не как ныне колёсники. Работали они ночью, а к утру всё было чисто. Но, разве, обо всём здесь расскажешь накоротко. Всё это кануло в вечность. Фото Л.Сорокожердьева 

 

Нехоженными туристическими маршрутами: Уржум



Есть в Кировской области места, куда еще не проложили дорогу туристические фирмы, видимо, из-за их отдаленности. Если в Кирове и Слободском группы с туристами, это уже привычная вещь, то в городах южной Вятки - Яранск, Советск, Уржум, Вятские Поляны - это пока еще редкое явление (худо-бедно пока "освоились" в Нолинске). А напрасно! Эти южные города сохранили в себе столько исторической застройки, что просто настоящая кладезь для турфирм.
Взять для примера Уржум. Пока им восхищаются только заезжие блогеры и путешественники. Город называют "музеем под открытым небом". Турфирмы о существовании такого сокровища пока не догадываются. Может, и к счастью для местных жителей и ревнителей старины. В Уржуме можно увидеть много интересного и интересного. Можно, сказать, здесь каждый старинный дом - памятник. Историческая застройка Уржума сохранилась даже лучше, чем в Орлове и Котельниче. А кроме старинных купеческих и мещанских домов, здесь сохранились здания некогда существовавших пяти храмов, земской больницы, реального училища и даже одного из первых в области "дома терпимости". Судя по двум единственным памятникам одного и того же человека в городе, у гостей его часто возникает мнение, что кроме него других выдающихся людей в Уржуме и не было. Но это не так. В Уржуме жило и работало много выдающихся лиц. Правда, дома, где они жили, пока не украшают мемориальные таблички и память о них покрыта забвением. Кроме того, в Уржуме есть два замечательных музея - краеведческий и дом-музей С.М.Кирова, в которых можно тоже увидеть много интересного.

 

Поселок Каринторф - музей под открытым небом



Поселок Каринторф - застывшая в нем память о середине прошлого века - совсем недавно вошел в туристический маршрут одной из вятских турфирм. Правда, сам тур-поход за 1500 рублей не велик: "Мы проедем по единственной в России полностью пассажирской узкоколейке, прокатимся на ручной дрезине, совершим пеший поход к дубово-липовой роще и устроим горячий обед на костре". Сомнительное удовольствие за такие деньги... Хотя в Каринторфе есть что посмотреть и показать, при желании можно "замутить" полноценную экскурсию. . Кроме старых построек 50-60-х годов (прекрасные декорации для исторического фильма!), здесь и прекрасная природа...

Фото предоставлены А.А.Чермных

 

Нехожеными туристическими маршрутами: вятские села



Читая описания маршрутов некоторых вятских турфирм, приходишь к мысли, что их руководство из всей огромной области нашло только три населенных пункта, подходящих для посещения - Нижне-Ивкино, Рябово и Великорецкое. Да и то по той причине, что в Рябово жили Васнецовы, а в Великорецкое заходит крестный ход. При этом по сути ничего исторического (за приличную оплату путевки) там и не увидим (не сохранилось): в Рябово - дом-музей Васнецовых, а в Великорецком - два храма. Доходит до смешного. Чтобы избежать разочарования и негодования туристов (которых везли 96 км., чтобы показать дом-музей или две церкви), в одном селе добавили в программу "театрализованную экскурсию по тропе сказок" и "мастер-класс по изготовлению «Васнецовского пряника» с чаепитием", а в другом дегустацию натуральных сыров и пешеходную прогулку по лесу...
Межу тем, на Вятской земле есть и более интересные места для посещения. Например, село Русский Турек Уржумского района (на фото) - музей под открытым небом! Целый ансамбль купеческих домов, которых можно интересно посмотреть (жаль, что пока только снаружи) и послушать интересную историю о каждом доме. Правда, село находится за Уржумом, но если увязать поездку с посещением Уржума и старинных уржумских сел, это стоило бы того... Да, это вам не дом-музей или две церкви смотреть ехать за сто километров, так сказать "за семь верст киселя хлебать" 

А какие интересные вятские села, знаете Вы, в которых есть что показать гостям нашего края? К сожалению, в большинстве из них ничего старинного уже и не сохранилось (ведь большинство построек раньше было деревянными), и такое село, как Русский Турек, можно по праву назвать "культурным наследием". Правда, пока никем еще не замеченным и не оцененным ...

 

Немного ностальгии


Город Советск. О недавнем бурном автобусном прошлом напоминает теперь только эти поблекшие аншлаги на закрытой автостанции, когда можно было просто попасть в любую точку области. Во многие райцентры ходило и не по одному рейсу в день (сейчас даже в соседнюю Пижанку без машины попасть сложно). А нонче без машины никак. В лучшем случае через бывший вокзал проходит несколько транзитных маршрутов и несколько автобусов до Кирова.
А когда-то здание автостанции в Советске было оживленным и шумным, там можно было переждать непогоду и сходить в буфет (кажется, их было даже два), купить свежих газет и журналов. Перед входом в здание бабули продавали семечки. На скамейках сидел народ в ожидании автобуса. Возможно, у многих это здание до сих пор вызывает много воспоминаний. Для многих из нас автостанции стали как вокзалы, откуда мы отправлялись в новую большую жизнь - на учебу или в армию. А теперь здесь только ветер и тишина...

 

Что носили вятские крестьяне в старину

 



Лето тогда было очень жаркое. У мужиков не было никаких пиджаков, все лето ходили в одних штанах да рубахе, босиком. Было очень жарко. Бабы всегда жали в одних рубахах. Ветров сильных летом не было. Спали все на улицах. Стелили прямо под окном, комары нас тогда и не видели: ложились поздно, а вставали чуть свет.
Зимы были морозны. Мужики едут в тулупах, а у лошадей свесились сосульки под губой. Вся зима была морозна, без скачков: мороз дак мороз, тепло дак тепло.

Воспоминания М.В.Пиковой, 1914 г.р. Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.96-97 Фото С.А.Лобовикова

 

Вятские загадки


В липовом корыте живая Маша шевелится (из фольклорного архива Л.В.Дьяконова). Что это?

Ответ можно увидеть на фото С.А.Лобовикова

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор - Киров 1998 г. Фото из тома "История".

 

С архивной полки. О крестьянском бунте в селе Кырчанах в 1675 году



В прошлом де во 183 году февраля в 28 день, они ж бунтовщики, Илюшка Рохин с сыном Федкою да Микифирко Первунин с сыном Игнашкою, и с товарыщи своими с невеликими людми и с заговорщики, из Казанского уезду из-за межи, из-за Вои реки, с беглыми солдаты и с Московскими стрелцы выборного Агеева полку Шепелева, с салдатом Ганкою Пислегиным и с сыном его Тимошкою и с Филкой Бабайловым с товарыщи, собрався скопом и заговором болшим, учинили бунт и мятеж великой… и в той де их манастыркой приказной келье они бунтовщики Ганкин сын Тимашка и Филка Бабайлов были судьею многое ж время, без нашего великого государя указу, своим самоволством, и всякие дела судили и росправу чинили как им годно… И они де воры в Кирчанском приселке воровским своим умыслом и заговором, по дорогам караулы поставили с ружьем и с лыжами, и, запася великие труды ослопья и колья, и в трапезу Михаила архангела таких же ослопья и колья запасли великие ж груды… И в прошлом де во 184 году октября в 29 день, по указу отца нашего государева, боярин наш и воевода князь Юрьи Иванович Ромодановской с товарыщи, по их манастырскую вотчину, в Кирчанскую волость, в Богоявленский приселок, что Михаила архангела, Казанца Григорья Соковнина да приказные полаты подъячего Максима Бочкова, и тое де их манастырскую вотчину, Кирчанскую волость, с деревнями и с починками и с займищами и со всеми крестьяны и с бобылями, во владение им отказали по прежнему в Вятцкой уезд… И после де отводу Казанца Григорья Соковнина и подьячего Максима Бочкова, они бунтовщики Илюшка и Федка Рохины с товарыщи из тоя их манастырской вотчины, из Кирчанской волости, бежали в Казанский уезд… и живут они ныне в бегах в Казанском уезде и по се число…
Да в нынешнем в 185 году сентября в 28 день били челом нам великому государю они ж архимарит Иоиль с братьею: в прошлом де во 184 году… они ж архимарит с братьею с невеликими людми приезжали в тое свою манастырскую вотчину… для манастырской своей всякой исправы и для уговору тех бунтовщиков… и только б де не Казанского уезду села Лебяжья приказной Михайло Скориков да подъячей Калина Кондратьев их архимарита с братьею от тех бунтовщиков не оборонили, и они де воры и бунтовщики, Илюшка и Федка Рохиныс товарыщи, хотели их побить кольем, а приказных де их поселских старца и слуг и служебников из того Кирчанского Богоявленского приселка выслали с безчестием, а иные де убегом ушли ночью, и у того де приказного старца и у слуг всякой завод пограбили без остатку…

Древние акты, относящиеся к истории Вятского края – Вятка 1881 г., с.192-201

 

Актуальные вопросы родословия: как отличить мошенника от честного исследователя

К сожалению, с 90-х годов мошенничество прочно вошло в нашу российскую жизнь и прочно внедрилось во всех сферах. Ведь «напарить» гораздо проще, чем что-то сделать. Не исключение и генеалогия. Поскольку услуги архивов, увы, не всем по карману, а самолично приехать в архив дорогое удовольствие, можно обращаться и к частным исследователям (правда, не в каждом регионе вы их и найдете). Но как можно отличить честного исследователя от жулика? Здесь можно посоветовать несколько рекомендаций. Во-первых, можно не выплачивать всю сумму вперед, а сделать рассчет с предоплатой, например, заплатить вперед только 500 рублей. Это будет гарантия, что вы согласны на работу и в свою очередь сами не «исчезнете» в процессе работы и человек сделает работу зря. Также можно начать работу только после того, как найдется искомая запись о рождении вашего предка и попросить ее скан бесплатно. Это вполне приемлимая мера. Разумеется, жулик этот скан предоставить не сможет.
Также нужно обратить внимание на человека, с которым вы решили работать. Если это какая-то страница В контакте с несколькими фото – конечно, лучше воздержаться от дальнейшего сотрудничества. Лучше всего сотрудничать уже с известными исследователями, которые уже имеют какие-то книги, публикации, сайты, существующие много лет, и более-менее известны и не «испарятся» неожиданно. Сканы паспорта, конечно, просить не нужно, но можно попросить или узнать номер телефона, симкарта которого привязана к определенному паспорту.
К сожалению, в наше время научились ловко подделывать и сайты, и страницы в соцсетях. Поэтому через соцсети лучше всего воздержаться от подобного сотрудничества, если, конечно, это не страница уже известного человека, которую, впрочем, тоже могут подделать. Лучше всего иметь дело с сайтами, которые существуют не «с прошлого года» и там указаны все данные о его правообладателе. Переходя на конкретный сайт или группу, следует обратить внимание на количество архивного материала со ссылками (конечно, их можно «надергать» с чужих сайтов, но полноценный сайт не заполнить да и жулики не будут долго работать, ведь они не любят работать). Если на сайте размещены архивные материалы, базы данных на их основе, сделанные в различные годы, это верный признак того, что его владелец работает непосредственно с архивным материалом. Правда, например, в нашей группе, его число тоже резко снизилось, т.к. архивы закрыты на карантин (но есть много материала в запасе, хотя наша группа и не позиционируется, как генеалогическая). Если на сайте/группе нет ничего архивного или материалы без ссылок, или просто набросаны фотографии, непонятно откуда взятые, – это тоже повод призадуматься.
Не стоит забывать, что жулики – в первую очередь лентяи. Они не будут создавать сайт или группу годами. Им нужна быстрая прибыль. Проще всего это сделать, «натырив» материала из чужих групп и сайтов. Сегодня нашли одну такую группу по Удмуртии, со своими же ворованными фото. Разумеется, админы были забанены, что, впрочем, не помешает им «красть» с фейковых страниц и наших двух сайтов, первому из которых («Вятка: наследие») в этом году исполняется 10 лет. Кстати, здесь тоже можно бороться с подобным «пиратством». Если вы в какой-то группе нашли фото свое или редкое фото, опубликованное в своем сообществе, там размещенное без ссылки или вашего ведома, можно попросить его удалить. Если админ начнет упираться – можно подать жалобу в администрацию сообщества. После нескольких жалоб ее могут и совсем ликвидировать.
Такие несколько рекомендаций, как не пострадать от жуликов «по родословным», основанные на многолетнем опыте в написании родословных. К сожалению, из-за них страдают и честные исследователи, ведь в целом доверие людей снижается. Возможно, здесь есть и преимущество «налога на самозанятых», который снизит количества мошенников в интернете. Если честный исследователь заплатит налог со своего дохода, жулики вряд ли это станут делать, а солидный штраф отобьет охоту наживаться на обмане...
Если у вас есть свои встречные предложения – пишите в комментариях. Просим прощения, если обидели нечаянно и честных, добросовестных родоведов.

 

Азы генеалогии. Фамилии духовенства



В 18 веке в огромном масштабе начата фабрикация фамилий, которые можно назвать искусственными. Исходя из того, что духовному пастырю негоже именоваться, к примеру, Собакин или Свиньин, тогда установили порядок: перед выпуском в духовную семинарию приезжал епархиальный архиерей и «раздавал» фамилии по своему усмотрению, чаще всего по названию церкви, в которой служил отец семинариста – Архангельский, Троицкий, Никольский, Вознесенский, Рождественский и т.д. Другие получали «украшающую» фамилию - по драгоценным камням – Серебренников, Алмазов, Аметистов, по цветам – Цветаев, Гиацинтов. Немалую группу составили фамилии духовных лиц, представляющие перевод русских фамилий на латинский или греческие языки:
Надеждин стал Сперанский (лат.);
Хлебников – Артоболевский (греч.);
Петухов – Алекторов (греч.) и др.
Иногда архиерей, имея классическое образование, черпал фамилии из древнегреческого или латинского языков, из античной мифологии: Беневоленские (русский вариант – Добровольские).
В семинариях фамилии давались и в качестве награды, и в наказание. Отец великого русского ученого-химика Д.И.Менделеева был сыном сельского священника Соколова. Будучи воспитанником духовной семинарии, Ваня Соколов выменял что-то у товарища. За это учитель прозвал его Менделеевым – по аналогии с именем человека, известного своими обменами. Это прозвище стало фамилией.
Могло произойти такое, что три брата, обучавшиеся в одной и той же семинарии, могли получить три разные фамилии.
Остроумные семинаристы сложили своеобразную формулу получения таких фамилий:
По церквям, по цветам,
По камням, по скотам,
И яко восхощет
Его преосвященство.
Из числа потомков таких семинаристов в России во второй половине 19 века вышло немало интеллигентов-разночинцев. Таким образом, этот тип фамилий стал очень распространен среди врачей, учителей, технической интеллигенции и нередко встречается сегодня, когда не каждый носитель фамилии даже знает, что его предки были семинаристами и священнослужителями.

Э.А.Калистратов. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.20-21

На фото: семья священнослужителей Люминарских. Фамилия "Люминарские" тоже искусственная, образована от латинского глагола люминарэ - освещать, нести свет. Фото предоставлено потомками.

 

История села - история страны: поселок Окунево



Поселок Окунево – центральная усадьба Окуневского сельского поселения – расположен в 15 километрах от Лебяжья. Название Окунево, по некоторым данным, появилось в 1814-1815 годы. Названо село по имени крестьянина Окунева, внесшего больше других пожертвований на строительство храма. А селом оно стало после того, как в 1886 году здесь была построена церковь, при которой открылась трехклассная церковно-приходская школа. Детей в ней учили батюшка и его сестра. В 1912 году в селе Окуневе была открыта земская школа имени Белинского. А статус поселка Окунево получило в июне 1988 г. Поселок расположен на ровной местности, на берегу речки Лебедки с двумя живописными прудами.
В настоящее время в поселение входят деревни Гари, Сазаново и поселок Окунево. Река делит поселок на две части. В центре его, на улице Советской, расположены школа, детский сад, почтовое отделение, магазин и бывшее здание администрации сельского округа. На левом берегу – центральная усадьба СПК – колхоза «Окуневский» и 5 улиц: Набережная, Молодежная, Труда, Новая, Юбилейная. Чуть выше – зеленая зона – сосняк, в котором с ранней весны и до поздней осени поют птицы. Здесь располагается фельдшерско-акушерский пункт, были начальная школа и детский сад.
Через лог от сосняка – бывшая деревня Заполена, теперь это улицы п.Окунево: Заречная, Комсомольская и Солнечная. Здесь функционируют администрация поселения, библиотека и дом культуры.
На территории Окуневского сельского поселения проживает 508 человек. Из них 6,5 проц. Носят фамилию Окуневы, 4,9 проц. – Путинцевы.
Согласно переписи населения 1926 г. в Окуневский сельсовет входило 26 деревень, в которых насчитывалось 337 хозяйств и проживало 1870 человек. Большинства деревень уже нет, остались только названия: Балыки-Санники, Дыряна, Ефимово-Липовцево, Кидаево, Кирпики, Кулеши и многие другие.
До революции 1917 года крупных землевладельцев в селе не было. Основная масса крестьян жила очень бедно. Основной обувкой были лапти. «Модной» обувью считались калоши, говорившие о достатке в семье. Случалось, что братья, чтобы произвести впечатление, обували одну пару калош одновременно. Въезжая в село, ногу в калоше выставляли из кошовки.
В 1892 году была образована Окуневская ферма. Поначалу окрестные мужики относились к ее созданию недоверчиво. Сомневались, что скот будет есть картофель, в то же время не знали, куда осенью девать его избыток. Чудным им казалось сеять люцерну и клевер – травы, которые сами растут в природе. Клеверное сено напоминало им гречишную солому, они дивились, когда их лошаденки тянулись к фермерскому сену. Но скоро мужики поняли, что сеянные травы – это хороший корм для скота.
На ферме уже в 1893 г. обучалось 6 крестьянских детей из трех волостей Уржумского уезда. В последующие годы число обучающихся возросло до 20, срок обучения длился три года. Принимались грамотные подростки 14-17 лет. Учиться приезжали из других уездов Вятской губернии. Основой обучения считалась практическая работа.
Ученики часто помогали крестьянам в установке машин, работали на опытных полях. Теоретические занятия по ботанике, зоологии, физике, химии, русскому языку, арифметике занимали два часа в день.
На опытном поле высаживалось до 40 сортов картофеля. Из медоносных трав высевались клевер, фацелия. Сеяли чечевицу, костер, кукурузу, вику, горох, гречиху, ячмень, овес, пшеницу, французскую люцерну. Сажали яблони, сливы, вишни, малину, крыжовник, смородину. Хмель рос двух сортов: баварский и богемский. Приобретали саженцы дуба, клена, вяза, кедра, ясеня, сосны, ели. В 1903 г. ферма имела 10 лошадей, 26 волов, 10 овец, 109 голов свиней, 24 улья пчел. Занимались разведением гусей, уток, кур, индюков. Приобретали коров холмогорской, яирославской и уржумской пород. Ферма помогала крестьянам в приобретении сельскохозяйственных орудий и машин.
В 1931 г. жители с.Окунево впервые увидели трактор. Он появился в начале на Окуневской ферме. В этот день даже в церкви во время обедни не было ни одного человека. Все собрались на поле, недалеко от д.Шорена, где работал трактор.
Хозяйство развивало полеводство, огородничество, садоводство, лесоводство, хмелеводство, пчеловодство, разводили породистых лошадей, кров, свиней, овец. В последующее время на базе этой опытной фермы был создан совхоз по выращиванию лекарственных трав: валерьяны, ромашки, пустырника, ревеня и разведению спорыньи. С 1974 г. стали выращивать календулу. В ноябре 1997 г. совхоз был реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «Окуневский», который в сентябре 2001 г. вошел в состав ОАО «РАО» «Лебяжское» в качестве структурного подразделения.

Елена Окунева. Уголок России – поселок Окунево // Знамя октября (Лебяжье) – 2007 г. № 143

Использованы фото из группы "Любимое Окунево" (Одноклассники): на первом фото Тихвинская церковь (сгорела в 1976 г.).


Из истории Нолинского духовного училища

Бывшее Нолинское духовное училище – без сомнение, самое монументальное и величественное здание города. Возведенному в 1830 году, его до сих пор не смогло превзойти ни одно из поздних сооружений города, только такой же величественный Никольский собор чуть-чуть уступает ему по размерам. В 1918 году здание было отобрано из ведения церкви и позднее передано управлению народного образования, в попечении которого находится до сих пор. К сожалению, на сегодняшний день здание практически пустует и разрушается. Управлению народного образования такое огромное и требующее больших затрат здание, по всей видимости, не особенно и нужно. Не заинтересована его в возвращении и законный владелец здания – Уржумская епархия, хотя в таком огромном здании мог бы с лихвой разместиться целый монастырь (чем строить его «с нуля», например, в селе Архангельском Уржумского района) или все епархиальное управление вкупе с воскресной школой, квартирой архиерея и кучей других служб… Здание может быть интересно и с туристической точки зрения, т.к. по его коридорам и классам туристов можно водить несколько часов, сопровождая экскурсию увлекательным рассказом об истории здания, но пока, к сожалению, здание закрыто для экскурсий.
Вот как интересно писала о дореволюционной истории училища нолинский краевед Роза Соловьева:
«Духовные училища были учреждены в России вскоре после введения христианства и служили примером для образования светских училищ, которые первоначально наполнялись учениками духовного ведомства.
В духовных училищах преподавались грамматика, математика, позднее – риторика, философия, богословие и иностранные языки, преимущественно латинский.
В начале 19 века в Нолинске открывается духовное училище на 150 мест. Слушателями являлись дети церковнослужителей уезда. Они получали среднее духовное образование, распределялись по приходам храмов, могли продолжить образование в духовной семинарии губернии. Духовная семинария давала право на преподавание в школах гуманитарных предметов.
Здание духовного училища, строившееся на средства кружечного побора, было монументальным трехэтажным зданием с обширным полуподвальным этажом, где размещалась трапезная училища и котельная. В задней половине помещения, в левой стороне стены находилась обитая железом дверь (в данное время замурована), ведущая в глубокое подземелье, выложенное кирпичом. Этот подземный ход соединял духовное училище и Никольский собор.
В строительстве духовного училища принимали участие самые богатые и состоятельные люди города – купечество и мещане. Кирпич красного цвета подвозился с кирпичных заводов купца 2-й гильдии Коробкова Ивана Ивановича и предпринимателя-крестьянина д.Чащино Небогатикова Семена.
Первый этаж училища служил общежитием для его слушателей и обслуги. Тут же рядом находился спортивный зал. Широкая ажурная лестница соединяла этажи здания. Второй этаж включал классные комнаты, просторные с высокими потолками, полукруглыми окнами, пропускающими много солнечного света. Классные комнаты выходили в широкий коридор, ведущий в вестибюль (малый зал) с дверями в кабинет смотрителя училища и комнату преподавателя (учительскую). Третий этаж был основным, в нем размещалась домовая церковь, в которой проводились богослужения. Здесь же находилась квартира помощника смотрителя училища.
Духовное училище имело запасной дополнительный выход со стороны двора, соединяющий деревянными лестницами все три этажа и подвальное помещение. На территории училища находился полукаменный дом – квартира смотрителя училища. Противопожарная стена отделяла училище от здания, в котором размещались баня, прачечная, бельевая и прочие подсобные помещения. Слушатели училища имели в своем ведомстве земельный участок в 0,5 га, на котором выращивали овощи. Здесь же была построена большая теплица, дошедшая до наших дней» (Роза Соловьева. Долинская сторона: страницы истории города Нолинска - М.2008 г.).

 

Кукар и Кукарская лука: о происхождении названия слободы Кукарка



Прежнее название города Советска – Кукарка – до сих пор является предметов споров (в том числе и в нашем сообществе), поскольку исследователи не могут прийти к единому мнению, от какого точно языка оно могло произойти и что, собственно говоря, означает. Традиционно считается, название – марийского происхождения, но краевед Д.Захаров считает название слободы могло быть древнечувашским, а то и вовсе булгарским. Итак, дадим ему слово:
«Город Советск – первоначально слобода Кукарка. Согласно легенде, первопоселенцами здесь были марийцы. Топоним якобы объясняется из марийского словосочетания «кугу корка» - «большой ковш», но это определенно позднее толкование, потому что исходной в толковании была форма «кукар», конечно «ка» возникла на почве русского языка в соответствии с женским родом слова СЛОБОДА. С наибольшей вероятностью «кукар» может быть объяснено из древнечувашского (булгарского?) – «кривизна», «излучина», «извилина», «лука». Река Вятка на участке от устья Пижмы до села Ишлыка делает изгиб, который носит название Кукарской луки. Здесь Вятка течет в узкой каньонообразной долине глубиной до 60 м., шириной от полутора до двух километров, тогда как обычная ширина долины Вятки более 20 км. Можно полагать, что первопоселение, носившее название Кукар, располагалось на устье реки Пижмы, у деревни Городище, на котором слой ананьинской археологической культуры 8-3 вв. до н.э. перекрыт средневековым слоем 9-11 вв. Он мог принадлежать народу, давшему название.
Есть несколько других вариантов прочтения «кукар»: «кук+ар» - «горные ары» (удмурты? иранцы?); «куу+кар» - «город лебединцев», т.е. тюрок-кикчаков, тем более, что рядом находится Лебяжье.
Наиболее вероятным все-таки остается первое толкование, оно поддерживается топонимами той же языковой принадлежности, то есть булгарской – Ишлык, Атары» (Слобода Кукарка-город Советск – 400 лет (краеведческий сборник) – Советск 1994 г., с.4).

На фото: река Немда около Зараменской пещеры. Фото Светланы Овсянниковой

 

Достопримечательности Кировской области: Спасская церковь села Ошеть

Старинная Спасская церковь в селе Ошеть Сунского района – одна из достопримечательностей Кировской области. Храм интересно посмотреть как снаружи, так и внутри. Можно сказать, и само село, связанное с историей рода Васнецовых, - само по себе достопримечательность. Здесь много интересных мест, где можно запечатлеться на память. Например, по проекту С.Шиловой и Л.В.Городиловой в 2013 году в Ошети были сделаны дорожки из плитки, ограда и скамья у липы, памятник роду Васнецовых и памятник протоиерею Тихоницкому. В село заезжают некоторые туристические маршруты, но большинством турфирм Ошеть, к сожалению, игнорируется, хотя отстоит недалеко от федеральной трассы Киров-Уржум. Кроме того, Сунский район славится своими грибными местами (рыжиками), поэтому заехать в село можно и не будучи туристом и путешественником. Несколько лет в Сунском районе проводились памятные мероприятия, связанные с историей рода Васнецовых (в районе 5 сел, связанных с этой фамилией), в этом году подобное мероприятие состоится 1 августа только в онлайн-формате.
О Спасской церкви села Ошеть кратко сообщается в краеведческом сборнике «Земля Сунская»:
«Этот памятник архитектуры 18 века расположен в с.Ошеть Сунского района. В 1692 году была построена деревянная церковь.
Каменная Спасская церковь строилась с 1742 по 1753 год, а с 1843 по 1847 год теплая церковь была перестроена и расширена представителями рода Васнецовых, которые прожили в селе более 200 лет и вложили в строительство храма много сил, знаний и личных средств.
Освящена церковь в честь Спаса Нерукотворного. Здесь служил Д.И.Васнецов – основатель вятского рода Васнецовых. В 1935 году церковь закрыли, превратили в склад и разрушили до основания.
В 2002 году силами ветеранской организации Ошетского сельского округа началось восстановление храма. За два года церковь очистили от мусора, восстановили алтарь, привели в порядок летний Спасский храм, обозначили могилы священников Васнецовых. Поставлен крест, установлена металлическая ограда. Все было освящено 3 декабря 2003 года. Процесс освящения снят и показан областным телеканалом.
Планируется включение села Ошеть в федеральную программу «Васнецовское кольцо», установление памятника, отлитого скульптором Н.А.Леденцовым, на могилах Васнецовых, перекрытие купола Спасской церкви листовой медью» (Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г.,с.74-75).
К сожалению, данные планы так и не были претворены в жизнь…

 

 


Назад к списку