Июль: 16-31
С архивной полки. Цареубийцы ничего и не отрицали...
Как известно, это сделали большевики, по прямому указанию Совнаркома. К сожалению, в наше время появились "исследования", доказывающие, что это сделали либо не большевики, либо и вовсе никакого убийства не было. Или, что большевики упорно отнекивались от этого и пытались скрыть это дело от народной огласки. В действительности все было как раз наоборот!
В фондах Государственного архива республики Марий Эл был сохранился уникальный документ, где большевики черным по белому утверждают, что убийство царской семьи - целиком их дело. Более того, тех, кто посмеют сомневаться в этом, утаить это от народа, ждет суровая карая революционного закона. В документе есть и еще одна интересная деталь - сообщается, что расстрелян только бывший царь, а семья, якобы, жива и перевезена в безопасное место...
Вятский губернский военный комиссариат Уральского военного округа
Отдел агитации
23 июля 1918 г. № 6843
Г.Вятка
В агитационный отдел Уржумского уездного военкома
15 июля 1918 года в Екатеринбурге расстрелян коронованный палач Николай Романов, семья перевезена в более безопасное место, сделано это потому, что за последнее враги трудового народа, враги революции и свободы - контрреволюционеры, пытались освободить Романова, для того чтобы восстановить монархию, со всеми ужасами и пытками для трудового народа, но замысел их был открыт, вся банда старо-режимников арестована и понесла революционную кару. Пусть знают все приспешники старого режима, что с ними будет поступлено без пощады, пусть знают все кулаки, что за попытку угнетать бедноту, подстрекать идти против Советов – такие будут расстреливаться на месте.
Распространяйте это сообщение как можно больше среди управляющих волостей, за искажение смысла такового, а также за сокрытие в почте, как это делается в иных волостях, привлекать к строгой ответственности революционного суда. Заведующий агитационным отделом тов.Краснов, делопроизводитель Максимов.
ГА РМЭ ф.Р-368 оп. 1 д.29 лл.11-11 об.
Цареубийцы. Вятский след
На сегодняшний день можно сказать, установлено несколько имен цареубийц, судьбы которых пересеклись с Вяткой. Как правило, все это были жестокие люди, на совести которых была не только царская семья, но и много других жизней.
Первым из них можно назвать советского политического деятеля Петра Лазаревича Войкова (имя которого носит одна из станций Московского метрополитена). Как сообщает «Википедия», «В январе — декабре 1918 года — комиссар снабжения Уральского совета, на этом посту руководил реквизициями продовольствия у крестьян, был причастен к репрессиям против предпринимателей Урала. Войков установил такие цены на продукты питания и топливо, что частная торговля на Урале стала невозможной. Деятельность Войкова привела к товарному дефициту и значительному понижению уровня жизни местного населения». Согласно воспоминаниям дипломата-перебежчика Беседовского, Войков и его соучастники протыкали штыками раненых юных девушек, дочерей Николая, а также снял с одного трупа перстень с большим рубином, которым впоследствии любил хвастаться. Поскольку Войков являлся уральским комиссаром снабжения, не удивительно, что он посещал и Вятку, т.к. вятский хлеб направлялся в том числе на Урал. Так, 13 августа 1918 г. П.Л.Войков участвовал в заседании Вятского губернского продовольственного комитета, на котором сделал свой доклад (ЦГАКО ф. Р-737 оп.1 д. 310 л. 103). Примечательно, что до этого в заседаниях комитета участвовал даже священник – Успенский. Был он и на заседании с участием Войкова. После отъезда Войкова «поп» перестал упоминаться в протоколах губпродкома….
В сентябре 1918 года на Вятку приехал еще один участник убийства царской семьи – чекист Сунегин, который «каленым железом» выжег всякую контрреволюцию в Яранском уезде. В 1926 году на «вечере воспоминаний» в Яранске Сунегин кратко обмолвился о своем прошлом: «Я приехал сюда с Урала, где работал в областной Чрезвычайной комиссии и покончил там с семьей Романовых…» (ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.100 лл.175-176).
Интересно, что другой чекист Г. И. Сухоруков, один из участников уничтожения трупов царской семьи, спустя два года вспоминал как это было, упоминая и Сунегина: «Приехали утром к шахтам, где были трупы, около шахты пепел, ни костра, братва начала рыться, догадавшись, что здесь сжигали царскую одежду, кое-кому попало изрядно, например, Поспелов нашел 2 крупных бриллианта, оправленных платиной, Сунегин нашел бриллиантовое кольцо и т. д. (http://armycarus.do.am/forum/7-161-2)». Возможно, роль Сунегина свелась только к уничтожению трупов?
Наконец, еще один участник убийства царской семьи работал в г.Вятке в начале 1930-х годов – бывший начальник Екатеринбугской милиции Александр Николаевич Петров. Вятский историк Артем Маркелов в 1994 году в своей газетной публикации в 1994 году писал о нем: «Начальник Екатеринбугской милиции Александр Николаевич Петров (1886-1962)… В книге О.Платонова приводятся слова его же родственников, что он сам рассказывал об убийстве семьи Николая 2. Вообще «жестокий был. В Вятке попов в проруби топил ночью». Одна фраза – а в ней весь человек! "(А.Маркелов. Топил попов в Вятке // Вятский епархиальный вестник - № 7 1994 г.). Интересно, что чекист Сухоруков тоже вспоминает о Петрове, как одном из тех, кто уничтожал трупы царской семьи: «Верхне-Туринские рабочие: Петров, Рябков Алек., брат Рябковой, работающей в данное время, кажется, в ОблРКИ (по мужу, вероятно, у нее фамилия другая). Яша, фамилию забыл…»
Из старой печати. Вятско-Полянская волость
С 1 января 1896 г. Усадская волость Малмыжского уезда по постановлению губернского присутствия переименовывается в Вятско-Полянскую.
Вятский край -1895 г. № 54
На фото: колокольня старинного Никольского храма высоко вздымается над городом...
Из истории деревни Солонухино Тужинского района
История деревни Солонухино изучена и записана краеведами П.А.Ахтуловым и Н.И.Толстоуховым. Я не берусь оспаривать их версию происхождения названия деревни по названию речки Солонушки, где, якобы, была солоноватая вода, и о связи названия деревни Солонухина с греческим Солоном. Однако в ревизской сказке 1834 года есть данные о Тимофее Ивановиче Солонухине из одноименного починка. По предыдущей ревизии 1816 года ему было 57 лет. С ним проживали сыновья Кирилл, 15 лет, и Евдоким, 2 лет. Других лиц мужского пола не было. По ревизии 1834 года записано: Тимофей Иванович Солонухин умер в 1824 году. Кирилл умер в 1822 году. У Евдокима в период между переписями родился сын Игнатей. Ему три года. «Итого мужеска полу налицо – 2 души». Это была сказка о казенных крестьянах, а Толстоуховы, жители починка Солонухина, относились к удельным крестьянам. Я не вникал подробно в историю деревни Солонухино, но сам факт существования в починке фамилии, одноименной с названием починка, говорит, скорее всего, о первопоселенце Солонухине. Видимо, один из Толстоуховых, живший в этом починке, переселившись за речку Солонушку, образовал свой починок Толстоухова. Эти починки в метрических книгах по-прежнему назывались Солонухиным. Название сохранилось и тогда, когда большинство жителей объединенной деревни были Толстоуховы. В исповедной росписи 1788 года в починке Солянур (видимо, было и такое название Солонухина) живет семья Степана Кондратова, 59 лет, в которой сыновья Степана – Иван, Петр и Григорий, и некто Афанасий Лукин, 38 лет…
Е. Вершинин. Повесть о земле Тужинской – Киров 2006 г., с.37
На фото: экспозиция крестьянского быта в Тужинском краеведческом музее
Заветный паспорт и «беглые» колхозники: хрущевское время в истории вятской деревни
Обещание Н.С.Хрущева к 1980 году построить коммунизм оставалось в силе. В связи с этим предполагалось, что личное хозяйство в деревне будет утрачивать свое значение. В стране сохранялась продовольственная проблема из-за низкой урожайности зерновых культур, из-за недостатка посевных площадей, которые часто отдавали под строительство производственных или иных предприятий.
Тогда решили выкорчевывать леса, осушать болотистые земли. Но и это не добавило посевных площадей, так как выкорчеванный лес с его бывшей территории вывозить было нечем. В колхозе не было техники такой мощи. Сдвинутые в огромные свалки изуродованные стволы деревьев оставались догнивать на прежнем месте. Разобрать эти гигантские нагроможденья было никому не под силу. Такая бульдозером закрученная огромная гора земли, корней, стволов и веток в конце 1950-х годов «украшала» западную сторону Хохряковского поля перед селом Рябиново. А освобожденная от леса земля, взбугренная и развороченная, часто была не пригодна к пахоте. В результате этим был нанесен дополнительный урон сельскому хозяйству и устоявшемуся экологическому состоянию природы.
В колхозах для увеличения плодородных земель было решено убавить приусадебные участки колхозников. Их урезали с 50 соток до 30 или 25. На этих обрезках все равно ничего не сеяли и не сажали, но теперь колхознику здесь даже траву выкосить было нельзя – государственное. Так что, эти обрезки никакого результата в обеспечении продовольствием не дали. Наоборот, теперь жители деревни, веками живущие и работающие на своей земле, сами голодали. Вскоре ограничили и количество скота в личном хозяйстве. И за каждую голову домашних животных надо было платить налог. А еще их кормить чем-то надо было.
Более всего жители деревень стремились перебраться в Киров. У них не было ни паспорта, ни денег, но в городе среди большого количества населения им было легче затеряться и тайно, без официального оформления, найти хоть какую-нибудь работу. Явно жить и работать без паспорта было практически невозможно. В милицию доносили соседи, привыкшие это делать еще в сталинские времена, тогда «стукачество» было обязанностью каждого жителя страны. Не сообщившего о нарушении паспортного режима или какого-либо другого закона самого могли отдать под суд.
Кроме паспорта для устройства на работу требовалась прописка (по-нынешнему – регистрация) в чью-либо квартиру, например, родственников. Но с пропиской было столько же сложностей, сколько и с паспортом. Прописка в поселки и областной центр была запрещена. Только сам Бог ведает, какими изысками и путями, по какому великому блату люди получали разрешение на кратковременную прописку к кому-либо из знакомых или в общежитие, соглашаясь на самую черную, каторжную и неблагодарную низкооплачиваемую работу сроком на месяц или два.
Бывало, что беглые жили тайком в дровяниках и на чердаках у знакомых и родственников, а также прятались в бараках или в общежитиях. Девочек-подростков из деревни отправляли в город в няньки к состоятельным людям, которые могли прописать их к себе в квартиру, чтобы потом по прописке в возрасте 16 лет девочки могли получить паспорт. Едва-ли деревенским девочкам-прислугам жилось легко. К городской жизни они были не готовы, и никто не знает, сколько слез пролила какая-нибудь юная нянька, стараясь угодить требовательным хозяевам. Защитить девочек было некому. Плакали, в письмах жаловались своим родителям, но те ничем помочь не могли. Оставалось только ждать. Цель оправдывала средства. Из-за прописки и надежды на получение паспорта такие девочки многое перетерпели.
Сбежавших из деревни и не прописанных в городе людей находили, составляли протоколы о бродяжничестве, штрафовали и выпроваживали на старое место жительства в деревню.
Несмотря на запреты и ограничения, постепенно все трудоспособные деревенские жители свои родные места оставили. Неуправляемое выдавливание населения, по сути, уничтожение нашей малой родины в 1950-х и 1960-х годах воспринимается нами теперь, как долговременная жизненная катастрофа. В Кировской области в те годы одновременно исчезали не одна тысяча деревень, в том числе и наши верхошижемские деревни…
Н.Д.Сметанина. Деревенские воспоминания – Киров 2018 г., с.13-15
Достопримечательности Кировской области: Буржатский утес
Подобно былинной скале возвышается над Немдой известняковый бастион Буржатского утеса (высотой 30 м., образовался более 240 млн. лет назад в казанском море пермского периода палеозойской эры). Расположено вблизи д.Фокино, на каменном утесе, образуемом крутым скальным правым берегом реки Немды и оврагом, впадающим в долину реки Немды. Утес – окраинная часть древнего рифового массива. В его образовании главная роль принадлежит илистым отложениям, которые накапливались у подножия морских коралловых рифов. С равнинной стороны полукругом образована земляная вперемешку с камнем насыпь, высотой в 3 сажени, и рвом, откуда вынута эта земля. С южной стороны конец этой насыпи подходит к огромным каменным ступеням. На одной ступени лежит камень правильной прямоугольной формы размером более 2 метров в длину и 1,5 м. в ширину. Местные жители говорят, что под камнем лежит клад или им закрыт подземный ход. А огромные каменные ступени называют богатырскими. Со стороны оврага был вход в пещеру, ныне засыпанный осыпью камней.
На вершине Буржатского утеса находилось Нижневодское городище, относящееся к ананьинской культуре. Малоизучено.
Легенда гласит, что в этом городище, или, как его называют местные жители, «кругане» (от слова «круг», т.е. насыпь идет кругом, дугой), жили богатыри, древнейшие обитатели края. Существует множество рассказов о лежащих в этом утесе кладах, что они нередко показываются людям в различных образах, преимущественно в виде старика.
Рассказывают, что иногда на утесе слышатся какие-то вопли, что мимо по пролегающей вниз дороге, ночью нельзя проехать без невольного ужаса, от которого шапка сама падает с головы; о русалках, водящихся в Немде, протекающей подножия утеса; о том, что зимой в большие морозы из продушин в каменном берегу под утесом выходит дым или пар от дыхания живущего в этих расщелинах или пещере змее, иногда оттуда вылетающего с огненным хвостом.
Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.12-13
Реки Вятского края: Иж
Самая большая река на территории Сретенского сельского Совета – Иж, правый приток р.Пижмы. Ее протяженность – 80 км. (ЭЗВ. Т.7.Природа), общая площадь бассейна – 1150 кв. км. Протекает она по почти безлесной равнине в пределах области.
«Иж» - в переводе с удмуртского языка означает «камень». Почему речку так назвали? По руслу камни, может быть и встречаются, но их очень мало. Зато у Ижа, особенно в верховьях русла, очень много притоков – маленьких речушек и ручейков, которые и питают реку круглый год. Маленькие речки собирают снеговые, дождевые, грунтовые и подземные воды и охотно дарят свое богатство реке Иж. В настоящее время притоки реки мелеют, превращаются в ручьи, а некоторые пересыхают.
Река Иж берет начало в 1,5 км. к юго-западу от д.Белоусово Яранского района в лесу, который издавна называют Цыганским, т.к. раньше здесь всегда останавливался цыганский табор. Местные жители считают истоком реки Иж ключ в Цыганском лесу, выходящий из-под правого берега оврага, высота которого 6-7 метров. Струя воды, сильная, шумная, образует постоянное, достаточно широкое русло – 0,5-1 метр. Через 8-10 метров этот водный поток сливается с медленно текущим ручьем, который берет начало в двух соединяющихся балках. Водотоки балок питаются атмосферными посадками и подземными водами. Можно предположить, что в засушливые год ы они пересыхают.
По нашей территории проходит среднее течение реки Иж. Ширина реки от 2-3 м. до 15 метров. Правый берег имеет высоту до 10 метров, левый берег низменный. Русло очень извилистое, имеются перекаты и плесы. Глубина местами доходит до 3 метров, мели - до 20 см. По берегам реки много оврагов. На водной глади множество желтых кувшинок. В реке водится рыба: щука, окунь, ёрш, пескарь, плотва, налим, голавль и др. Заядлые рыболовы любят посидеть на берегу с удочками, но есть здесь и браконьеры, которые рады вычерпать всю рыбу сетями. По берегам Ижа селятся пушные зверьки: ондатры, выдры, хорьки, норки, бобры.
Около деревни Кугунур в Иж впадает река Налнырь.
По берегам р.Иж на территории нашего сельского округа расположено несколько деревень: Кугунур (ныне пустующая), с.Сретенское, Чурино, Шеболово, Шудино (ныне пустующая).
В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный. Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.20-21
Примечание: река протекает по территории Пижанского района
Села Яранского уезда: Шулка
Село Шулка начиналось с починка Паклинского на высоком берегу речки Шулки. Место оказалось бойкое, селение разрасталось. Стало местом ярмарок, на которые съезжались мелкие и крупные торговцы и производители. Самые значительные ярмарки и гулянья (по воспоминаниям И.В.Орехова, деревня Чирки) были на Казанскую, Знаменскую, в Рождество и Вознесенье.
В 1871 году возвысилась над округой каменная Вознесенская церковь (до этого была деревянная церковь 1848 года постройки), в которой и ныне проводятся службы. Для священнослужителей были построены дома, которые и ныне не порушены…
Яранский уезд. Эхо старины (историко-географический очерк) – Йошкар-Ола 2016 г., с.182
Примечание. В наше время село находится на территории республики Марий Эл
Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/770115605015716123/
Легенды Кильмезского района: гора Ямашкурык
С добровольным проводником Ларисой Владимировной Ивановой мы поехали в молельную рощу юмото и находящуюся рядом гору Ямашкурык. Сперва по полевой дороге петляли, затем прямо на поле свернули. Но не рожью засеянное, а а луговой земляникой усыпанное так, что глаза разбегаются. Остановились, не по этому же изобилью (пусть и пропадающему зря) колесить, давя спелую ягоду. Лариса Владимировна осталась на земляничном пастбище, а я по затяжному склону стал подниматься к легендарным объектам, не забывая останавливаться и нагибаться, чтоб схватить ягодок спелых-перезрелых…
Это место в Малой Кильмези знают все. Бабушки и дедушки современных школьников, будучи детьми, любили кататься здесь на лыжах. Много лет назад приходили сюда женщины со своими внуками отметить День земли, который бывает после Троицы. Под крутым бугром творили молитву, устраивали трапезу, «ручейками» ходили. Ох, и весело бывало. В деревню возвращались, распевая марийские песни. А еще в тот день выбирали ряженых жениха и невесту. Откуда идет этот обычай, уж и не помнит никто.
В том месте, говорят, может появиться деревянная лодка, доверху наполненная золотом.
Откроются эти сокровища только незамужней девушке, если пойдет она туда в полночь Иванова дня – в деревне его Купанча называют. А чтобы лодка из-под земли появилась, нужно спеть сто песен. Если при этом грезиться что-то будет или разные звери станут появляться - терпеть и продолжать петь.
Старожилы припоминают такой случай, когда девушка в том месте косила поздним вечером: ближе к ночи и не жарко, и трава росная. Работая, она распевала песни, а про тайну Ямашкурыка не знала. Не заметила, как за полночь перевалило. Вдруг видит: заблестело, засверкало все кругом. Испугалась девушка и убежала.
Многие, говорят, там пели и деньги находили, только лодка так никому и не показалась. В Малой Кильмези показывают еще несколько мест, где могут быть сокровища спрятаны. Одно из них Чельник. В ночь на Ивана Купалу (Купанча) на том месте горит белый огонь. Значит, серебро под землей скрывается.
Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.16-18
На фото: Кильмезский район просто изобилует "горами"...
Яранск – любовь моя и боль
Яранск – любовь моя и боль
И эта боль не ищет мщенья.
Сюда я жажду возвращенья,
В места, где ждет меня юдоль.
Мне этот город всех милей.
Я здесь рожден, я здесь трудился,
В Успенском храме здесь крестился.
В красивейшей из всех церквей.
Яранск – любовь моя и грусть,
Мне грустно, что на город отчий,
Смотрю, когда я озабочен,
Когда с чужой страны вернусь.
Яранск – любовь моя святая,
Я это чувство берегу
В тот миг щемящий на бегу,
В котором жизнь как будто тает…
Александр Голубев
По просьбе читателя группы: как указывались государственные крестьяне в вятских метриках
В основном указывались как "государственные крестьяне", а со второй половины 19 века и вовсе все стали писаться как "крестьяне", с 1917 года - "граждане"
Первые зерносушилки Вятской губернии
Зерносушилки среди населения Вятской губернии начинают понемногу вводиться. Недавно от двух башкир и одного тептеря из Сарапульского уезда опять поступило в губернскую управу ходатайство о выдаче денежных ссуд для устройству зерносушилок по типу земского техника г.Лобанова – с некоторыми, впрочем, изменениями.
Вятский край – 1895 г. № 106
На фото: не пора ли жать... Фото С.А.Лобовикова
Из старой печати. Первые метеорологические станции Вятской губернии
Сеть метеорологических станций в Вятской губернии проэктирует к устройству метеорологическая обсерватория Казанского университета, которая обратилась недавно с ходатайством к нашему губернскому земству об оказании ей для этого денежного пособия в сумме одной тысячи рублей. На средства эти Казанская обсерватория обещает устроить в пределах Вятской губернии, в разных ея пунктах, до 60 метеорологических станций, стоимостью каждая в 15 рублей; обрабатывать собранные материалы и издавать их. Наблюдателями должны быть добровольцы из сельских учительниц и учителей, священников, врачей, фельдшеров, волостных писарей и других лиц сельской интеллигенции.
Вятский край - 1895 г. № 114
На фото: так выглядели первые метеорологические станции
Со страниц старой печати. Лечение от бешенства в старину
30 июня в Кокманском заводе укушен бешеной собакой 12-летний мальчик Кирисов, 7 сего июля отправлен для излечения на средства губернского средства в Москву, на бактериологическую станцию Пастера при Александровской больнице.
Вятский край - 1895 г. № 54
Священнослужители Уржумской округи в XVIII веке
В 1771 г. императрицей Екатериной был издан указ о предоставлении ей сведений обо всех священнослужителях страны. Благодаря этому документу сегодня мы можем знать поименно священников, служивших в ту пору на Уржумской земле, а также штат каждой церкви.
Уржумская двухприходная соборная церковь: 1 протопоп, 2 попа, 2 диакона, 2 дьячка, 2 пономаря, 2 сторожа;
Воскресенская церковь: поп 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1;
Казанская церковь: попа 2, диакон 1, дьячка 2, пономаря 2;
В селе Буйско-Архангельском попы Алексий Иванов
Порфирий Алексеев, у него дети Михаил 6 лет, Петр 4 (обучаются словесному), Андрей и Василий полгода
Диакон 1 Леонтий Алексеев
Дьячка 2 Иван Михайлов
Пономаря 2 Яков Михайлов (вторых не было);
В селе Космодамианском: поп 1 Михаил Д…(неразборчиво), у него дети Илья 5 лет, Андрей 3, Роман 1, Иван
Диакон Федор Петров
Дьячок Архип Иванов
Пономарь Илья Иванов;
В с Лопьял попы 2 Никита Антонов, Иван Епифанов
Диакон 1 Григорий Михайлов, у него сын Михайло 4 лет, часослову обучается
Дьячка 2
Пономаря 2;
Завод Шурма: попы 2 Ессон Дмитриев, у него сын Василий полгода
Иван Федоров, у него сын Иван 1 года
Диакон 1 Тимофей Иванов, у него сын Петр
Дьячка 2, пономаря 2.
Всего на тот год в г. Уржуме было: 1 протопоп, 5 попов, 4 диакона, 5 дьячков, 5 пономарей, 2 сторожа; всего 22.
На селе: 41 поп, 24 диакона, 41 дьячок, 41 пономарь; всего 147.
В 1781 году Государыней императрицей был издан новый манифест «О состоянии священно-церковнослужителей и их жен и детей обоего пола от самых малолетних и до престарелых по самой истине без всякой утайки и буде иметь впредь в обличении явилися или по свидетельству найдется, что кого-либо утаили, то повинного положенному по указам штрафу без всякого милосердия». Благодаря ему теперь известно, что в с. Космодамианском служили следующие лица:
Поп Михаил Иванов 50 лет. У него жена Анна Никифорова и сын Иван 15 лет, учится в Казанской семинарии
поп Симион Михайлов 26 лет. У него жена Сения Иванова и дети Демьян, Николай, Иван, Авдотья и Татьяна от 6 до полугода лет
диакон Илья Михайлов 24 лет. У него жена Татьяна Ивановна и дочери Катерина, Елена, Анна, Устинья от 8 до 1 года
дьякон Роман Михайлов 16 лет.
В 1798 году Уржумскому духовному правлению подчинялось 25 церквей, в которых служило: 1 «протопоп», 43 «попа», 35 диаконов, 44 дьячка и 43 пономаря. На уржумских приходах в это время служили такие священники, как Павел Исидоров (с. Космодамианское), Петр Андреев (с. Лопьял), Андриан Нехорошавский (с. Цепочкино), Иоанн Тимофеев (с. Петровское), Петр Федоров, Андрей Фролов, Тимофей Иванов (все в с. Рождественском), Варфоломей Ватлов и Петр Буевский (с. Шурма) .
Читая эти имена, можно заметить, что фамилии все довольно простые – Иванов, Петров, Антонов. И, скорее всего, это не фамилии, а отчества, оскольку фамилии в то время среди крестьян (а большинство вятских священников происходило из крестьян) еще только начали распространяться. Однако если обратиться к «клировым ведомостям» лебяжских церквей тех лет, можно найти такие инициалы священников как Гавриил Кондратов сын Домрачев, Ермолай Степанов сын Ситников и т.п..
Читая «послужные списки» (еще довольно скупые, в отличие от «послужных списков» позднего времени), можно немного узнать о жизни священников второй половины XVIII века. К примеру, в 1775 г. в Лебяжье читаем, что «бывший священник Степан Иродионов сын Ситников 62 лет, который отставлен за трясение рук, находится на пропитании у сына своего вышеозначенного священника Ермолая Степанова». У священника с. Красной Изголови Федота Осипова в том году внук был взят военную службу34. Указывались характеристики священнослужителей: «в должности прилежен, скромен и расторопен», «трезв, кроток и порядочен», «добропорядочен и благонравен». В «послужных списках» многих служителей церкви указывалось, что дети их обучались домашней грамоте и жили «в праздности» (т.е. дома у родителей), но, к сожалению, не указывалось, где они учились в дальнейшем.
Источники:
ЦГАКО ф 244 д 34, 54, 56;
ЦГАКО ф 244 оп 7 д 8 лл 1-8;
ЦГАКО ф 176 оп 2 д 5 л 13;
ЦГАКО ф 237 оп 70 д 11 лл 254-254об
ЦГАКО ф 237 оп 70 д 11 лл 254-254об.
ЦГАКО ф 237 оп 70 д 11 л 255 об.
На фото: одна из самых старинных церквей Уржумского района - в селе Буйско-Архангельском. Фото сделано еще до реставрации, предложено отцом Андреем Лебедевым
Со страниц старой печати. Пожары
Сильный пожар. 25 июня сгорела вся деревня Русская Орья в Кукнурской волости, Уржумского уезда, при чем у крестьян Иван Федоровича Золотарева и Екатерины Еремеевой Золотаревой сгорели лошади и положительно все имущество. Пострадавшим необходимо поступление помощи.
Вятский край - 1895 г. № 56
Первая Мировая в солдатских письмах
Наш полк находился на австрийской границе и шел по следам австрийцев, начиная от самого города И.
Однажды вечером нашу роту послали в ближайшую деревню версты на три. Когда стало темно, мы двинулись, а ночь такая, что прямо хоть глаза выткни ничего не видать. Приходим к деревне, остановились, послали 3 человек на разведку. Смотрим, идут обратно, можно, значит идти. Зашли – польская деревня. Видно, что поляки спешно собираются и уходят из деревни.
За деревней, в версте от неприятельских землянок, мы стали рыть окопы. Заметил нас неприятель, пальнул раз пять и замолчал. Стало уже совсем светло. Проголодались мы и вздумали сварить картошки. Сидим у огонька: греемся. Варим свой незатейливый завтрак. Подходит подпрапорщик М. и спрашивает, обращаясь к нам:
- Коротков, ты видел девочек без ног?
- Каких девочек? – спрашиваю.
Да вот, когда мы сидели в окопах, австрийцы стреляли, ну и давай жарить по халупам. У одной снаряд попал в простенок. А у простенка сидели две девочки 12 и 9 лет.
Старшей оторвало обе ноги, а у младшей – одну.
Я бросил свою картошку и побежал посмотреть, что случилось и чем-нибудь помочь. Пришел в разбитую снарядом халупу. Смотрю – одна девочка уже мертвая, а другой и совсем нет. Мать пришла к мертвой и горько плачет. На мой вопрос, где другая, мать промолчала и только показала оторванную детскую ножку.
Моя помощь оказалась лишней, и я со слезами на глазах вышел из халупы, и так голодный побежал в окопы. После такого чужого горя и есть уже больше не хотелось.
Около 10 часов утра, когда лесок, где сидел неприятель, был виден как на ладони, оттуда вышел какой-то человек, который оказался унтер-офицером С-аго полка.
- Ты как попал туда? Где неприятель? – обступили мы пришедшего.
- Да он, - говорит, - давно убежал.
- Как так? Ведь он сейчас тут был, - удивились мы.
- Да так, взял да и убежал, как он и всегда делает.
И посыпались вслед австрийцам наши проклятия и угрозы:
- Трусы боятся встретиться с русскими орлами! – кричали обозленные наши солдаты. – Только умеют с бабами воевать да расстреливать!
Через час мы снялись и двинулись по следам скрывшегося неприятеля.
….18 декабря, вечером, Н-скому полку было приказано атаковать австрийцев, укрепившихся на одной из соток. 5-я рота этого полка рассыпалась в цепь и пошла на неприятеля. Ефрейтор роты, наш сарапулец, из с.Пермякова около Каракулино, Артемий Хоймов и взводный Пивоваров, первые наткнулись на австрийский секретный караул из двух человек. Один австриец выстрелил, но не попал и скоро упал мертвый от штыка Хойтова, та же участь постигла и другого. Рота с криком «Ура!» бросилась на верхушку горы, где были проволочные заграждения. Хоймов австрийским тесаком разрубил заграждения и первым добрался до австрийских окопов. После жестокой схватки рота завладела окопами и забрала в плен 370 человек. А сколько переколола, самому Богу известно.
Пока рота справлялась с австрийцами, Хоймов и его товарищ заметили с правой стороны 2 пулемета, которые обстреливали нападавших наших героев. Солдаты ползком добрались до пулеметов и с криком «Ура!» бросились на пулеметчиков; троих закололи, а четвертый успел выстрелом ранить Хоймова в щеку.
Несмотря на рану и боль, Хоймов с товарищем утащил пулеметы к своей цели.
Здесь ротный командир приказал раненому Хоймову отправиться а перевязочный пункт.
На пути к пункту Хоймов неожиданно, по словам взводного Пивоварова, который пишет нам это письмо, наткнулся на избу, откуда слышался разговор. С криком «Ура!» Хоймов ворвался в избу, как раз на помощь подоспел татарин-солдат из его роты. Перепуганные австрийцы побросали оружие и сдались. Подоспевшая рота из запертой «халупы» пленила 18 австрийцев. За такой подвиг ротный командир расцеловал героев, но в это время Хоймов потерял сознание и был отправлен в лазарет.
Источники:
Рассказ добровольца-сарапульца // Прикамская жизнь – 1915 г. № 59
Герой-сарапулец // Прикамская жизнь – 1915 г. № 13
На фото: Росляков Филипп Николаевич, боец автобронедивизиона. 1916 год (слева крайний). Уроженец дер.Росляки Орловского уезда. Фото предоставлено потомками
Из старой печати царских времен. Брюшной тиф
Брюшной тиф. В деревне Пудемской Люмской волости Глазовского уезда обнаружено массовая заболеваемость брюшным тифом. Открыт временный приемный покой и приглашен особый фельдшер.
Вятский край - 1895 г. № 75
Из старой печати. Первый водопровод
Сельский водопровод. 16 минувшего июня в с.Пьяный Бор Елабужского уезда окончен работой задуманный сельчанами водопровод, который тогда же и пущен в действие. Пьяноборцы –теперь с хорошей, чистой, здоровой и в достаточном количестве водой, а наши уездные города вкупе с губернским (к стыду их) и до сих пор, кажется, далеки еще от осуществления такой прекрасной вещи! Нам положительно известно, что крестьяне села Можгинского того же Елабужского уезда, чтобы обеспечить себя здоровой и чистой водой, намерены в ближайшем же будущем устроить особый бассейн из ключевой воды, в каком смысле и постановили уже приговор, а местный земский начальник г.Поярков обратился к губернскому земству с просьбой ныне же командировать в Можгу кого-либо из техников.
Вятский край - 1895 г. № 80
На фото: один из старых снимков села. Теперь находится на территории Татарстана. Фото с сайта "Родная Вятка"
Из старой прессы. Первый телеграф
При Гольянском почтовом отделении Вятской губернии Сарапульского уезда с 10 числа сего сентября открыто телеграфное действие с приемом телеграмм внутренней корреспонденции.
Вятский край - 1895 г. № 86
Из старой печати. Затруднительное положение
Елабужская уездная управа поставлена своим агрономом г.Иванаевым в большое затруднение. Дело в том, что уехавший в отпуск еще в августе, городской агроном не только не явился к минувшему очередному собранию, но даже не представил отчета о своей деятельности. Благодаря его отсутствию, собрание осталось в неизвестности о ходе агрономических мероприятий в уезде; очень жаль, что собрание благодаря тому же, исключило из сметы ассигновку на приобретение сельскохозяйственных орудий и машин. Немало испытывают неудобств и просители - крестьяне, так как ходатайства специально сельскохозяйственного характера управа не решает удовлетворительно без агронома.
Вятский край - 1895 г. № 95
Из старой печати. Уже в 1895 году уржумцы решали вопрос о проведении железной дороги через свой прекрасный город
На Уржумском уездном земском собрании 23 минувшего сентября заслушана была обстоятельная записка представителя уездной управы В.А.Садовень о необходимости соединения города Вятки с существующей железнодорожной сетью чрез город Казань. Собрание приняло эту записку и постановило представить ее в Санкт-Петербург, в особую правительственную комиссию, образованную под председательством директора железнодорожных дел, Д.С.Максимова. Составитель записки г.Садовень избран собранием представителем от земства в означенную комиссию с назначением на поездку 500 рублей.
Вятский край - 1895 г. № 93
Из старой печати. Пожары в старину
Пожар. 20 октября в деревне Старых Ятчах Елабужского уезда был значительный пожар. Из 106 домохозяев, имеющих постройки, пострадало от пожара 26; всех жилых и надворных строений сгорело и поломано до 204. Величина убытков от сгоревших строений простирается до 5922 р. Страховая премия за сгоревшие строения причитается к выдаче 3974 р. Со стороны погорельцев заявлено подозрение в умышленном поджоге на крестьянку той же деревни Татьяну Павлову.
Вятский край – 1895 г. № 105
Со страниц старых газет. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги
Глазов. 19 октября Глазовское земское собрание в заседании 30 сентября постановило: присоединиться к ходатайству городского общества о проведении Пермь-Котласской железной дороги на Глазов ввиду того, что дорога пройдет по центральной части уезда, захватив более населенную местность и сократив в длине против проектируемого теперь на Уни-Святогоры на 100 верст, а при проведении чрез Глазов на 50 верст.
Вятский край – 1895 г. № 104
На фото: старинные водонапорные станции можно увидеть на многих старых станциях. Например, эта башня стоит на станции Шабалино
Со страниц старых газет. Дела о населенных пунктах
Высочайшее повеление: о перечислении д.Малая Сюга и выселка Соловьев из Елабужского в Малмыжский уезд Вятской губернии. Комитет министров, рассмотрев представление министра внутренних дел о перечислении д.Малая Сюга и выселка Соловьев из Елабужского в Малмыжский уезд Вятской губернии, положил: представление министра внутренних дел утвердить.
Государь Император 2 июня 1895 г. на положение комитета высочайше соизволил.
Вятский край – 1895 г. № 104
Фото Сергея Лобовикова
Эпидемии в старину (по сообщениям губернской печати)
Эпидемия. В деревне Коршуновской Люкской волости Глазовского уезда обнаружена участковым врачем Нелюбиным массовая заболеваемость брюшным тифом. Открывается временный приемный покой.
Требуется помощь. В селении Лысовском Якшур-Бодьинской волости Сарапульского уезда существует в настоящее время брюшной тиф. Больных (преимущественно женщины) 58 человек и среди них страшная бедность – бедность и беспомощность. Ввиду чего земский начальник г.Семенов обратился к губернскому земству с ходатайством о присылке ему какой-либо суммы для передачи ея в распоряжение врача на покупку хлеба и другие расходы.
Эпидемии. В Сарапульском уезде, по дошедшим до нас сведениям, увеличивается заболеваемость заразными болезнями, вызывающее со стороны губернской и земской управ настоятельную необходимость принять энергичные меры к прекращению эпидемии.
Вятский край - 1895 г. № 89 и 105
ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА.
Деревенская молодёжь. В переднем ряду моя тётя Галя, на коленях которой двулетний дядя Коля. д. Росляки Халтуринского (Орловского) района, год 1942.
Ирина Криницына: «Вот поколение: женщины, подростки, дети войны...... Труженики.... Босиком, в лаптях......Кто- то уже и вдовы...., а кто- то успел стать сиротой.... Слов нет....Несмотря на это добрые, светлые лица.....живут, работают для победы.... Очень хорошая фотография.... Моя бабушка в это время жила в д. Головешкино ( недалеко от Соловецкого) тоже Халтуринского района .Ей было в это время 22 года. Дочке 2 годика. Муж был на фронте. Она тоже трудилась в колхозе!»
Успехи нашего района (по страница советских газет)
Из имеющихся 13 церквей население закрыло 12 и передало их под школы и клубы …
Д.Ванеев. Успехи нашего района // Вперед – 1939 г. 7 ноября
На фото 1980-х годов церковь в селе Красном Лебяжского района. Закрыта в 1939м...
Назад к списку