Август: 16-31
Архивные фонды. Фонд коллекции метрических книг церквей Уржумского и Яранского уездов в архиве ГА РМЭ. 1722-1923 гг.
Фонд 305, оп.1, 1273 ед. хр.: коллекция сформирована в 1976 году из метрических книг, переданных в Центральный государственный архив Марийской АССР из Республиканского архива ЗАГС при Совете Министров Марийской АССР. Коллекция дополнялась в связи с дальнейшим поступлением метрических книг из Республиканского архива ЗАГС при Совете Министров Марийской АССР.
В фонде: метрические книги церквей Уржумского, Яранского и Елабужского уездов.
Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив республики Марий Эл» - Йошкар-Ола 2012 г.
На фото: церковь в селе Салобеляк бывшего Яранского уезда
Архивные фонды. Фонд церкви с.Большая Ерыкса Елабужского уезда в архиве ЦГА УР
По указу Сарапульского духовного правления от 24 апреля 1912 г. № 1052 разрешено открыть самостоятельный приход в составе селений: д.Большая Ерыкса, д.Верхние Выселки, д.Варали, поч.Новая Полянка, д.Тайшинер, д.Ильнет.
Деревянная церковь построена в 1913 г. в д.Большой Ерыксе и была приписной церкви с.Новогорское. Открытие самостоятельного прихода даже в 1917 г. задерживалось из-за отсутствия ответа из Св.Синода. Сведений об его открытии по документам ЦГА УР не обнаружено.
Николаевская церковь закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома УАО от 10 июня 1934 г. Здание использовано под культурное учреждение.
Состав документов:
Ф.351 – метрические книги;
Ф. 245 – документы об открытии самостоятельного прихода за 1911-1917 гг.;
Ф.Р-195 и Р-620 – документы о закрытии церкви за 1934 г.
Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель – Ижевск 2000 г.
Дети «врагов народа»: памяти раскулаченных (воспоминания)
«Дочь врага народа» - эти слова преследовали меня все детство. Я родилась 2 ноября 1937 г., а папу, Ивана Николаевича Бетехтина, 1888 г.р., 23 ноября 1937 г. особой тройкой при УНКВД Архангельской области по ст.58 п.10 УК РСФСР подвергли лишению свободы сроком на 10 лет! Отца я никогда не видела, но всегда на себе ощущала все унижения, которым мы, дети «врагов народа», подвергались. Во мне до сих пор живет страх, который, наверное, передался с молоком матери. На нас, детях, отыгрывались, как могли: нам было все нельзя. Мама молчала, боялась что-то рассказывать. В школе на мне стояло клеймо, и на братьях моих, и на сестре тоже. Старший брат так и не смог никуда поступить учиться с таким клеймом. Именно он вырастил нас, заменив отца. И.Н.Бетехтина реабилитировали 05.10.1989 г., восстановив в прежних правах. Но слишком поздно! До сих пор не понимаю, за что все это выпало нам…. (Воспоминания Голышевой (Бетехтиной) Валентины Ивановны).
С.Ф.Манылова, Н.Р.Пенкина. Их памяти нельзя не поклониться… - Киров 2014 г., с.95
Глазов в начале Первой Мировой войны
1 августа 1914 года Германия объявила войну России. 5 августа около казарм Глазовского гарнизона «при огромном стечении народа, отслужен напутственный молебен призванным из запаса, после которого состоялась патриотическая манифестация. С пением «Спаси, Господи» и «Боже, царя храни», портретом Государя и хоругвями многочисленная толпа открыла шествие по улицам города. Повсюду слышали крики «ура». На следующий день в городской думе было много речей, ораторы дружно выражали Государю-Императору верноподданические чувства с заявлением, что городское население, спокойно встретив дерзкий вызов врага, как один человек встанет на защиту Отечества. Так описывала «Вятская речь» события в Глазове в связи с началом войны.
Т.В.Сафонова, М.В.Ившина, Н.В.Лукина. История города Глазова: 1678-1917 – Глазов 2002 г., с.96
На фото: Глазов. Отправка добровольцев на фронт. Соборная площадь. 1914 год (фото предоставлено Глебом Кочиным).
Достопримечательности Кировской области: «поющие пески»
На правом берегу реки Вятки в районе Атарской излучины (у бывшего села Атары) на протяжении 3 километров расположен пляж с участком белого кварцевого песка, представляющего собой смесь мелкозернистых частиц горного хрусталя и молочного кварца. Этот песок обладает специфическим звуковым эффектом , из-за которого и получил название «поющий». В сухую погоду при ходьбе по нему раздается своеобразный, ни с чем не сравнимый шипяще-скрипящий звук: песок упруго и звонко вибрирует в такт шагам. Решением Кировского областного Совета народных депутатов от 29 октября 1990 года «Поющие пески» у бывшего села Атары отнесены к категории Государственных памятников природы. Охраняемая площадь памятника составляет 300 гектаров. На этой территории запрещена добыча песка и других полезных ископаемых в русловой и береговой части речной долины, прогон и выпас скота, засорение родников, возведение любого рода построек и сооружений.
Кроме «поющих песков», Атарская излучина славится живописными пейзажами, богатыми рыбными местами, изобилием грибов и ягод. Особый интерес у краеведов и туристов, приезжающих в эти места, вызывают берега реки Вятки – красноватые, почти отвесные стены высотой до 8-12 метров, разделенные многочисленными оврагами, над которыми возвышается крутой лесистый склон. Коренные берега поднимаются над водой на протяжении почти ста метров по течению. Это самое узкое место речной долины средней Вятки. Весной вода вымывает из берегов части скелетов древних животных, обитавших здесь в ледниковый период. Чаще всего это кости и зубы мамонтов.
Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.11-12
Фото Олега Клабукова
История церкви села Сырчаны Нолинского уезда
Деревянная церковь в селе была построена в 1854 году. В 1901 (1910) году вместо обветшавшей деревянной церкви, на средства прихожан построен новый кирпичный храм, освященный во имя Вознесения Господня.
В приход входило 12 селений расположенных на расстоянии от 1 до 12 верст. Русское православное население прихода составляло из 1126 человек и 1202 женщин. Кроме того, в приходе проживало 185 старообрядцев. Церковный причт состоял из священника, диакона, псаломщика.
В архитектурном плане центральная композиция основного храмового ядра дополняется с запада колокольней, соединенной с храмом крытым переходом. Крестообразный в плане храм имеет четыре мощных столпа. Над центром внутреннего креста возвышается восьмигранный барабан. Четыре столпа, которые воспринимают распор от барабана через систему сводов и подпружных арок.
18 ноября 1931 г. после длительного закрытия в селе зарегистрирована община верующих, а 22 марта 1932 года церковь передали верующим. В 1961 г. Вознесенская церковь в селе была вновь закрыта, а в 1965 г. оборудована под клуб и библиотеку.
Священник Владимир Васильевых. Нолинск православный – Нолинск 2007 г., с.26
Фото с сайта http://www.nolinsk.com/publ/iz_proshlogo/selo_syrchan..
Вятская топонимика: старые и новые названия улиц города Вятки
Луковицкая – Профсоюзная
Богословская – Советская
Морозовская – Розы Люксембург
Острожная – МОПРа
Раздерихинская – Труда
Пятницкая – Ст.Халтурина
Преображенская – Энгельса
Московская
Спасская – Дрелевского
Копанская – Герцена
Копанский переулок
Стефановская – Молодой Гвардии
Орловская
Семеновская – Воровского
Кукарская - Красноармейская
Никольская – Пролетарская
Ивановская – Милицейская
Малохлыновская – Азина
Большехлыновская – Блюхера
Кикиморская – Водопроводная
Чернышевская – Воскресенского
Казанская – Большевиков
Вознесенская – Ленина
Царевоконстантиновская (Царевская) – Свободы
Никитская – Володарского
Владимирская – Карла Маркса
Спенцынская – Карла Либкнехта
Всесвятская – Дерендяева
Гласисная – Октябрьский проспект
О нахождении кладов в старину
1761 год. Лальский купец Никифор Дмитриевич Захаров нашел клад, состоящий из старых серебряных копеек, и, получив за него из монетной конторы 617 рублей 55 копеек, купил на эти деньги колокол весом 62 пуда 5 фунтов к Лальской Спасской церкви.
Из жизни малого города – Лальск 2017 г., с.37
Примечание. В старинных документах нередко можно встретить примечание, что клады выкупались государством, причем за очень приличную сумму. Это было выгоднее, чем оставлять клад себе или продавать дешево частным коллекционерам. В свою очередь найденные старинные вещи расходились по музеям, образовательным и научным учреждениям.
Достопримечательности Вятки/Кирова: колокольня Спасского собора
Колокольня Спасского собора была построена в 1769 году. Высота ее до подкрестного шара составляла 53 метра. Венчал колокольню золоченый крест на высоком шпиле. На среднем ярусе колокольни находился большой колокол, отлитый в 1806 году в г.Слободском. Вес его составлял почти 6 тонн. Здание колокольни, выступающее на улицу Казанскую, было одной из городски доминант и просматривалось со многих точек. Трудно найти старый вид города Вятки, на котором не была бы видна красивая колокольня со шпилем.
В 1929 году было принято решение о перестройке Спасского собора под общежитие для студентов Пединститута и верхние ярусы колокольни разобрали. Крышу выровняли с основным зданием и стало незаметно, что на этом месте была одна из самых больших башен города. Не случайно до последнего времени многие считали, что это простое административное здание, а не храм. Таким собор простоял 75 лет.
Первого июня 2005 года был заложен первый камень возрождаемого здания колокольни Спасского собора. Этому событию предшествовала длительная работа по обследованию, проектированию и реконструкции архитектурных деталей, ведь старый проект не сохранился, не сохранились даже рисунки. Эскизный и рабочий проекты выполняются проектно-реставрационной фирмой «Анфилада Р» (ведущий архитектор Наталья Панькова). Все, что имелось в распоряжении архитекторов – это старинные фотографии. Именно по ним, учитывая современные строительные стандарты и новые материалы и был сделан проект. В соответствии с ним, основной материал взят традиционный – красный кирпич, известковый раствор также традиционен для храмовых построек.
Высота сохранившейся части здания составляет 17 метров от уровня земли, нетрудно подсчитать, сколько еще осталось построить. Общий объем кирпичной кладки, которую предстоит выполнить, составляет около 800 куб. метров, толщина стен около полутора метров. Восстановительные работы идут медленно, ведь они требуют особой тщательности и качества.
В 2005-2006 гг. «колокольня» выросла на 10 метров, было уложено более 150000 штук кирпича.
За 2007 год была проведена огромная работа: достроен верхний ярус колокольни, смонтированы балки под колокола, выполнены сложные архитектурные детали. Работы ведутся на большой высоте и связаны со многими трудностями.
В августе 2007 г. колокольня обрела свой голос, были подняты 7 колоколов, отлитых вятскими мастерами. Набор колоколов тщательно подобран по звуку.
Предстоит еще очень много работы, но ведь и в древности собор строился более 40 лет…
М.Н.Шелыгин. Вятский Спасский собор (брошюра)
Село Суводь и его храм
В 18 веке земли, где ныне село Суводь, входили в вотчину Кукарского Покровского монастыря. В ведомости об учете посевов в 1735 году запись: «В починке Сувоцком посеяно ржи на пяти десятинах».
В 1748 г. в архивах этого же монастыря в документе № 28 сообщается о том, что мирской сход крестьян Суводских починков принял решение о строительстве церкви Рождества Иоанна. 3 февраля 1749 г. Епископ Казанский Лука выдает разрешение на строительство в починке Суводском деревянной церкви во имя Рождества святого пророка и Предтечи Иоанна. Приход выделился из с.Ишлык Петропавловской церкви.
3 марта 1789 г. Преосвященным Епископом Вятским Лаврентием выдана храмозданная грамота на строительство новой деревянной церкви вместо обветшавшей.
К 1828 и вторая деревянная церковь обветшала. Прихожане решают строить каменную церковь о трех приделах: Предтечный, во имя св. Василия Великого и святых царей Константина и Елены. 30 мая 1828 г. Преосвященным Кириллом выдается храмозданная грамота.
При церкви имелась деревянная часовня кладбищенская Модестовская.
В 1910 г. приход состоял из 3089 человек.
27 ноября 1935 г. Постановлением № 1847 президиума Кировского краевого исполкома церковь была закрыта и передана сельскому совету на переоборудование под школу. Часовню в ноябре 1936 г. продали школе на сломку.
В 1980-х годах в церкви был механический ток. Ныне церковное здание никем не используется.
Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области - Советск 2012 г., с.93-94
Фото с сайта http://www.nv43.ru/news/2018-07-28-990 По
ссылке можно почитать интересную публикацию по истории села Суводь
Вятская топонимика: старые и новые названия улиц города Глазова
Пермская – Толстого
Бассейная – Орлова
Ляпуновская (Сибирская) – Сибирская
Вотятская (Преображенская) – Революции
Женская – не существует
Гумейная (Огуменная) – не существует
Никольская (Николаевская) – Молодой Гвардии
Платуновская – не существует
Вятская (Покровка) – Кирова
Кругловознесенская – Первомайская
Круглочепецкая – Карла Маркса
Первая Набережная – застроена
Вторая Набережная – Чепецкая и Первая Набережная
Александровская – Луначарского
Воскресенская – Энгельса
Оханская – Буденного
Загородная – Ленина
Васильевская – не существует
Георгиевская – не существует
Глазовская – Динамо
Котласская – Сулимова
Пятая – Барышникова
Земская – Интернациональная
Мясницкая – Короленко
Инвалидная – Тани Барамзиной
На фото: Глазов. Улица Преображенская (Вотятская), 1910-е годы. Фото из фонда музея г.Глазова
Архивные фонды. Фонд Казанско-Богородицкой церкви с.Салтакъял Уржумского уезда в архиве ГА РМЭ
Фонд 221, оп.1, 1 ед. хр.: Казанско-Богородицкая церковь была построена в 1852 году на средства прихожан при пособии бывшего священника отца Георгия Кибардина.
В приход церкви входили с.Салтакьял, деревни Визимка, Исаково, Лом, Мари-Йошкаренер (Красный Ключ), Машлач, Мурзина Дубрава, Русский Йошкаренер, Салтак, Шагаранур, Шурга, Ключ Илем, Медянка, Ергаранур.
В фонде: книги записи братских доходов.
Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив республики Марий Эл» - Йошкар-Ола 2012 г.
На фото: здание бывшей Казанско-Богородицкой церкви, в которой до сих пор размещается клуб. В это храме служил священномученик Анатолий Ивановский, расстрелянный в 1918 году.
Фото Эльвиры Монаховой
Эхо войны. Гражданской. Прошло уже более ста лет с тех пор, как закончилась война между Советской республикой и Российским государством (как называлось государственное образование под управлением Верховного Правителя А.В.Колчака), но следы этой войны видны до сих пор на территории Кировской области в виде окопов, блиндажей, гильз, осколков снарядов и прочего...
На фото: остатки окопов в Вятскополянском районе, где в 1919 году шли особенно упорные бои между Колчаковией и советским государством
Вятские деревни: деревня Бахтино Пижанского района
Деревня Бахтино расположилась в полукилометре от с.Сретенское к югу. В давние времена были у нее и другие названия: Бахтинская, Емакаиха. Летом деревня прячется за зарослями кустарника, так что ее и не разглядеть, а зимой тропинку к ней трудно отыскать даже местному жителю. Река Иж от деревни протекает далеко. Воду брали и сейчас берут из колодцев.
По данным архива, в 1899 году в деревне было 16 хозяйств с населением 145 человек, в 1926 г. – 38 дворов, а в 1956 году – 19 хозяйств.
В деревне в основном были распространены три фамилии: Бахтины, Вохминцевы, Ожигановы. Люди жили очень бедно. По религиозным праздникам просили милостыню на паперти у церкви. были и зажиточные крестьяне, например, Кузьма Иванович Бахтин, который до 1918 г. использовал наемный труд и в этом же году был расстрелян за якобы контрреволюционную пропаганду.
В 1929 году создали Бахтинское машинное товарищество, которое в 1932 году перешло на устав с/х артели «Бахтинская». В 1934 году ее присоединили к колхозу «Царегородцевский», а в 1947 г. снова отделили в состоятельную с/х артель «Победа», председателем которой стал Алексей Васильевич Бахтин. В колхозе были свои фермы, конный двор.
Умирать деревня стала после войны, с фронта вернулись немногие. Сыграло свою роль и укрупнение деревень, строительство больших животноводческих комплексов. Не стало в деревне фермы – не стало работы. Потянулся народ в места, где жизнь лучше. На 1 января 2012 г. здесь сохранилось 4 хозяйства, в двух из которых живут пенсионеры в 80-летнем возрасте. Это Виталина Григорьевна Бахтина и Михаил Филиппович Бахтин с женой Марией Ермиловной.
Престольным праздником в деревне считался Федоров день.
В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.219-220
На фото: картина из экспозиции краеведческого музея п.Арбаж
Вятские деревни: деревня Краснополье Сунского района
Согласно легенде, деревня существует около 300 лет. Когда-то давно в этой местности появился молодой человек с невестой, скрываясь от рекрутчины. Первым жильем молодой семьи была землянка на склоне плоского лога. Потом у них выросли два сына и построили дом из дерева на угоре, недалеко от тропинки, по которой и ныне ходят на ключ. От этих братьев пошла фамилия Суходоевых. В 1890 году в деревне было 25 домов, в 1926 году – 33 дома. Все дома стояли в один ряд, окнами на юг, а жители (175 человек) носили одну фамилию.
Название деревни связано с тем, что стоит она на красной глине. Располагалось Красноглинье на правом берегу реки Ванчаз и Красной. Еще в конце 19 века здесь было три поляны: Верхнее поле, Среднее поле и Нижнее поле, а кругом лес. Под угором бежала р.Красная, которая образовалась от слияния трех родников.
Основным занятием жителей было выращивание льна, ржи, овса и ячменя. К лесу относились очень бережно, печки топили хворостом, а деловой лес шел на строительство. Каждая семья имела ткацкий стан, а также почти все занимались изготовлением глиняных свистулек, экспонаты которых до сих пор хранятся в Кировском краеведческом музее.
В 1885 году деревня была центром общества Верхосунской волости, в которую входило 12 поселений. Здесь было немало мастеров гончарных изделий, которые уходили в г.Уржум торговать своими изделиями.
Краснопольская земля дала миру профессора В.С.Суходоева и награжденного пятью боевыми орденами И.А.Суходоева.
Созданный в 1931 году колхоз «Краснопольский» неоднократно переименовывался. А с 1970 г. стал центральной усадьбой, на которой появились машинный двор, мастерские, фермы, типовая средняя школа, Дом культуры, библиотека, медпункт, административное здание и красивый благоустроенный пруд.
Л.И.Зворыгин. Земля Сунская – Киров 2011 г., с.37-38
На фото: в Сунском районе...
Необычные старинные имена
АВЕНИР Михайлович Мышкин (1867) – псаломщик в г.Котельниче
АВКСЕНТИЙ Ильич Сергеев (1784) – диакон в селе Балезино Глазовского уезда
АГАФОР Филиппович Орловский (1823) служил в селе Сретенском Нолинского уезда
АГГЕЙ Герасимович Двинянинов (1754) – священник из села Нылгинского
АМФИЛОХ(ИЙ) – жена священника Иоанна Абрамова из села Кругловского Слободского уезда – Анна Амфилохиевна (1837).
АНЕМПОДИСТ Иосифович Никольский (1831) – пономарь в селе Куракино Уржумского уезда
АНФАЛ Васильевич Дьяков – псаломщик села Кугушергского в 1885 году
АРДАЛИОН Стефанович Овчинников (1877) – священник города Яранска
БОНИФАТИЙ Гурьевич Кибардин – сын дьячка села Лемского – родился в 1744 году
ГЕРВАСИЙ. Вера Гервасиевна Шкляева (1837) вышла замуж за священника Георгия Кибардина, который служил в 1860 г. в селе Сезеневском Слободского уезда
ДОРМИДОНТ Андреевич Овчинников (1897) - сын дьячка из Арбажа
ЕВСИГНИЙ Яннуариевич Мышкин (1793) – священник села Филипповского в 1845 г.
ЗОТИК (а не Зотий!) Нагорничный – протоиерей в городе Орлове
ИУДА Алексеевич Мусерский (1790) – пономарь села Мусерского. Странно, что сыновей называли так, так как это имя воспринимается правослаными как «предатель».
ИЛАРИЙ Стефанович Анисимов (1848) – священник.
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.198
Из старой печати. Облава на…
10 декабря 1912 г. сарапульская полиция «устроила облаву в различных пивных Сарапула и в чайных-столовых. Задержано около двух десятков тайных проституток, обитающих там и служащих рассадником страшных болезней. Они приведены гурьбой в канцелярию пристава и заперты в помещении для арестов».
По материалам газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул)
Владимир Мартинович Азин в воспоминаниях
Владимир Мартинович Азин - без сомнения один из самых выдающихся полководцев Гражданской войны, талантливый самоучка, который громил своих врагов, не имя военного образования (как впрочем и многие другие советские полководцы), правда, зачастую его действия отдавали анархизмом, т.к.Азин нередко действовал по своему усмотрению, без согласования с высшим командованием. Интересно, как бы сложилась жизнь этого человека дальше, если бы он не погиб в годы той же Гражданской войны. Имя полководца носят улицы в Кирове, Сарапуле и других городах бывшей Вятской губернии. Представляем Вашему вниманию несколько интересных воспоминаний тех, кто знал Азина лично...
Я хочу написать про своего комдива Азина Владимира Мартыновича, правда, его бойцы называли Василий Михайлович, потому точного имени отчества не знали, а сам начдив велел называть его просто товарищ Азин. Попадет в руки иногда какая-то книжонка об Азине, в которой много о боевой деятельности дивизии и ее командире написано неправильно, но, думаешь, имя, отчество-то наверно уж проверяли по документам. Вот и берешь оттуда…
Мне даже трудно сейчас описать, как я прибыл в 250 стрелковый полк со своим отрядом имени Чуркина. Тогда нас принял в полк командир полка Северхин А.И. и доложил комдиву Азину. После этого Азин вызвал меня, как командира отряда и долго беседовал. Расспросил все: кто, откуда, что делали, настроение отряда и т.д.
Мне тогда показалось, что Азин слишком серьезный и несколько ехидный человек, но позднее, когда узнал ближе, понял, что ошибся. Много хорошего мне рассказал об Азине его земляк Карл Дурманихин.
К бойцам Азин относился хорошо. Если начдив проходит мимо группы бойцов, то обязательно улыбнется и ответит на приветствия, а если зададут вопрос, ответит. Он всегда на ходу, всегда в деятельности…. Иногда задумываешься, а когда же начдив отдыхает?
Мы вместе с начдивом Азиным исходили весь Урал. И в каком он только уральском городе не был? Как только освободят от белогвардейцев город или деревню, то начдив Азин обязательно побывает там. На заводе с рабочими побеседует, поможет им, если необходимо. В деревне – побеседует с крестьянами, стоящими за советскую власть, и, тоже поможет наладить им новую советскую власть…
А сколько городов на Урале и на Волге он со своей прославленной дивизией в то время освободил и радовался вместе с бойцами, рабочими и крестьянами этим победам…
С Азиным мне пришлось служить на востоке и на юге, с августа 1918 г. до момента его гибели в феврале 1920 г.
Начдив Азин среднего роста, латыш, русоволосый, чернобровый, худощавый, но очень сильный, с громким голосом, но проникновенным. Внимательно всех выслушивал, с задумчивым видом. Он был лишен самолюбия. Заботился он больше не о себе, а о подчиненных бойцах и командирах. Его душа всегда витала в массах борцов за советскую республику, за дело рабочих и крестьян.
Азин ни 1 солдата зря не наказывал, он их любил, как Суворов.
Когда начинался бой, Азин не мог находиться в штабе, он находился на главном направлении, среди бойцов, впереди, бросался в атаку на белогвардейцев, поспевал из 1 полка в другой, и помогал, что бы успех 1 полка скорее подхватывался соседними полками и всей дивизией в целом. Связные за ним еле успевали, они то и дело развозили приказы по всему фронту дивизии.
Азин особенно беспокоился, чтобы где-нибудь не допустить прорыва противника по фронту дивизии. Поэтому проверял сам лично те участки фронта, в надежности которых не был до конца уверен.
А когда бой закончится, Азин обязательно побывает у бойцов дивизии и, через них узнает, не заметил ли кто из них, какие допущены промахи с нашей стороны и со стороны белогвардейцев. Воспоминания об Азине Ивана Михайловича Спирина, участника Гражданской войны.
В июне 1918 г. я поехал на рынок в г.Вятку, где накупил целый мешок печеного хлеба, и, собрался домой к матери. Но патрулирующие на рынке латышские стрелки хотели арестовать меня как спекулянта, и, отобрали у меня хлеб. Разыгрался скандал. На шум пришел командир латышского отряда Азин и стал выяснять в чем дело. Узнав, что я демобилизованный солдат, вернувшийся с фронта, приказал вернуть мне мешок с печеным хлебом. «-Это не спекулянт» - сказал он. И стал беседовать со мной. Азин предложил мне вступить в их отряд и вместе освобождать южные районы от контрреволюционеров, которые мешают советской власти закупать хлеб по твердым ценам, организуют кулацкие восстания, убивают советских работников… А хлеб в южных районах есть, надо освободить эти районы от контрреволюционеров и укрепить там советскую власть.
Азин узнал от меня, что у нас проживают переселенцы латыши, поручил мне вербовать добровольцев для коммунистического отряда и, выдал, мне пропуск для их проезда в Вятку.
Я завербовал и отправил 33 человек, из них 32 латыша и 1 эстонец. С этими добровольцами и я вступил в коммунистический отряд Азина и в члены коммунистической партии.
Из 33 добровольцев 27 – пали в боях с контрреволюционерами на вятской земле, в боях за освобождение Казани, Ижевска, Воткинска, Екатеринбурга.
В 1918 г. в Вятке собиралось много офицеров, прибывших с фронтов империалистической войны, многие из них помогали местным контрреволюционерам в подготовке восстаний против советской власти. Их нужно было ловить, разоружать и заставить подчиниться органам советской власти. Этим и занялся коммунистический отряд Азина в Вятке, совместно с местными отрядами красногвардейцев (облава на сборище офицеров в Александровском саду, разоружение собравшихся эсеров в школе)… Воспоминания участника Гражданской войны, бойца латышского отряда Августа Яновича Суя
Как происходила облава на офицеров Вятке подробно вспоминал другой боец азинской дивизии, Я.П.Бирзгал (впоследствии советский художник):
...Один из бойцов рассказал мне такой эпизод из деятельности Азина в Вятке.
Это было весной или летом 1918 г. Готовясь к широким операциям против советской власти, белогвардейские штабы замыслили устроить в Вятке контрреволюционный переворот, чтобы потом через Вятку и Котлас соединить силы интервентов Архангельска с белогвардейскими полчищами на Волге и так образом отделить Урал от центра советской Республики.
Для этой цели в Вятку тайно посылались белогвардейские боевые силы – переодетые офицеры и прочий контрреволюционный элемент. В кругах местной буржуазии о готовящемся восстании говорили вполне открыто.
Трудовое население возмущалось и требовало от местных властей принять меры, но те что-то медлили и не торопились. Также и губвоенкомат оставался пассивным к этому. Вятские белогвардейцы обнаглели и в один из воскресных дней решили под видом народного гулянья в местном городском саду устроить смотр своим силам.
Об этом через своих осведомителей (разведчиков) узнал Азин. Нужно было безотлагательно действовать, т.к. для согласования оперативного плана в соответствующие инстанции времени не было.
И вот Азин собирает свой отряд, пригласив на подмогу красногвардейцев еще из каких-то предприятий. И, по своей инициативе окружив городской сад, начал проверять документы и задерживать всех подозрительных лиц. Во время этой операции удалось задержать изрядное количество разного контрреволюционного элемента.
Но тут произошел любопытный случай. К Азину во время операции подходит импозантная, представительная дама и заявляет, что она жена товарища... (называет). Просит освободить одного из задержанных, заявляя, что он якобы член их семьи (жених дочери).
Азин почтительно поясняет даме, что сейчас об освобождении задержанных не может быть и речи, т.к. он является офицером, уклонившимся от регистрации.
Тогда дама начинает угрожать Азину и властно заявляет:
- Я как жена товарища (называет) приказываю освободить задержанного члена нашей семьи! - И начинает высказывать по отношению Азина и его бойцов всякие угрозы.
Азин тут вспылил.
Приговаривая, - «Так значит вы действ жена товарища (называет)? Очень, очень приятно познакомиться с вами, мадам!» - и хлестнул обнаглевшую даму нагайкой.
Та под общий смех бойцов и публики еле уносит ноги….
Азину грозила неприятность. Но когда дело дошло до руководящих кругов, там все же решили не давать официального хода делу, т.к. по существу Азин был прав, хотя и допустил грубое самоуправство. Азину было сделано строгое партийное внушение.
Так эту историю мне передал боец боевого азинского вятского отряда.
Краеведческий сектор областной научной библиотеки имени Герцена, Фонд Д.1275 (воспоминаний бойцов азинской дивизии).
… В начале августа 1918 г Первый батальон Уральского полка, сформированный в Вятке под командованием В.М.Азина, погрузился на пароход и плыл вниз по р Вятке. Батальон шел на борьбу с белочехами под Казанью. Сам же Азин в сопровождении губволкома Симонова ехал по Вятско-Казанскому тракту до пристани Медведок на лошади. В Нолинске он сделал остановку.
Узнав об этом, мы с А.Д.Вихаревым пошли в гостиницу к Азину. Владимир Мартинович сходу нас спросил :
- Каково положение в городе и уезде?
Мы доложили, что положение в городе и уезде крайне напряженное. Контрреволюция выступает.
Азин, немного задумавшись спросил :
- Еакая у вас реальная сила?
Мы ответили:
- Красноармейцы и интернационалисты, но силы мало.
В.М. затем спросил:
- Есть ли у вас на учете контрреволюционно настроенные элементы в городе?
Мы ответили, что есть.
Тогда товарищ Азин сказал:
- Обмундируйте и вооружите взвод интернационалистов, ночью проведите прочесывание города.
Взвод интернационалистов нами был обмундирован в форму и вооружен. Операцией руководил сам Владимир Мартинович, мы помогали. В ту ночь было взято более 20 заложников.
Рано утром А. уехал в Медведок для встречи со своим батальоном. Помню, В.М. был одет в кожаную тужурку, брюки полугалифе, туго подтянутые ремнем, на правом боку револьвер, на левом офицерский кортик. Боевая офицерская выправка.
… 9 августа 1918 г я был вызван в г Вятку и больше в Нолинск не возвращался.
Воспоминания А.М.Монахова_Мануилова, председател я Нолинского комитета партии в 1918 г.
Архивные фонды. Фонд Зосимо-Савватеевской церкви с.Красное Яранского уезда в архиве ГА РМЭ
Фонд 157, оп.1, 5 ед.хр.: Зосимо-Савватеевская церковь была построена в 1861 г. на средства прихожан.
В приход церкви входили с.Красное, деревни Чинданур, Лужбеляк, Немдеж, Новолож, Большой Кугланур, Малый Кугланур, починки Красная Горка, Козандаево, Кремлевский, Шишурский, Мушинский, Веровойск.
В фонде: клировые ведомости, метрические книги, приходо-расходные книги.
Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив республики Марий Эл» - Йошкар-Ола 2012 г.
Сказки Вятской губернии. Про ворона
Жили старух и старуха. У старика и старухи было три дочери. Старик говорит старшей дочери:
-Поди-ко за водой, старуха растворит блинов, я блинов захотел.
Дочь пришла к колодцу; прилетел ворон, схватил ее и утащил.
Потом послал старик вторую дочь; ее утащил месяц. Потом посылает третью дочь. Третью утащило солнышко. Старик ждал, ждал, а дочерей нет, пошел сам за водой. Подходит к колодцу – прилетел ворон и говорит:
- Ну, батюшко, пойдем ко мне в гости (значит, он замуж дочь-то утащил).
Привел старика к себе и говорит:
- Жена, топи баню.
Жена истопила баню, они пошли с вороном в баню. Ворон сбросил свои вороньи крылья и сделался человеком. Потом пришли домой, поужинали и стали ложиться спать. Ворон слетел на грядку, взял свою жену, одно крыло послал, а другим закрыл (только и всего – тут и постеля, и одеяло).
На другой день старик встает, вышел из избушки, а месяц стоит у ворот и зовет:
- Батюшко, пожалуйте ко мне в гости!
Пришли к месяцу. Жена месяца истопила баню, они со стариком пошли в баню. Когда пошли из бани домой, месяц забыл там свои штаны. Пришел домой и говорит жене:
-Сходи-ко в баню!
- Да ведь темно.
- Ну, я посвечу!
Выставил в окно кулак и спрашивает:
- Светло ли?
- Светло, светло!
Так старик ночевал у месяца.
На третий день пришел к солнцу. Солнце и говорит:
- Жена, испеки-ко блинов!
- Да дров нет, печь топить нечем.
- А я лягу возле квашонку, дак ты на меня наливай: оне пекчись-то станут.
Пообедали. Старик пришел домой и стал проделывать эту же самую историю: лег возле квашни, а старухе приказал наливать да сымать. Старуха лила, лила – ничего не печется. Опрокинула квашню и все шары старику залепила. Потом старик пошел в баню. Когда вышел, сел на грядку и зовет старуху спать. Старуха ему говорит:
- Да ведь упадем.
- Да ведь я видел: зять-то также спал, да не валился.
Старуха залезла на грядку, хотела ложиться, - да переметнулась вниз. Тут и убилась.
Записано Д.К.Зелениным от А.Верхорубова. Восемь сказок Вятской губернии – Петроград 1914 г.
Фото С.Лобовикова. Легко представить, что эти сказки рассказывались длинными зимними вечерами, под треск лучины и шуршание веретена...
Из солдатских писем Первой Мировой: «Лучше чем здесь и желать нечего…»
Добрый час, Андрюша!
… Вот я в действующей армии на Юго-Западном фронте в ставке командующего армиями Юго-Западного фронта генерала Брусилова. Андрюша, лучше, чем здесь и желать нечего. Вот я опишу, как провожу время. Встают в 7 час., а в 8 час. идут на занятия и до 9 час., а потом весь день до 9 часов вечера свободны. Местность здесь очаровательна, редко такую встретишь где-либо, но только везде порыты окопы и сделаны проволочные заграждения, так что этим несколько испорчена красота местности. К тому здесь дешевизна и слабость дисциплины, так что для солдата жизнь лучше не найти…
24 мая 1916 г. Солдата из г.Бердичева А.Б.Рожкову в Воткинский завод о положении солдат в действующей армии.
ЦГА УР ф.255 оп.1 д.6 л.21 об.
Как уничтожали Федоровскую церковь в городе Кирове (воспоминания)
Феодоровская церковь была открыта после Великой Отечественной войны. Народу в Серафимовскую церковь ходило очень много, не вмещались в храм, поэтому и открыли и второй храм в городе.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери стоял в конце улицы Розы Люксембург на высоком берегу реки Вятки.
Когда в 60-е годы снова закрывали храмы по области, боролись с верой, то уполномоченный по делам религии Логвинов сказал:
- Через год мы сотрем с лица земли все, что напоминает о религии, даже имя «Бог» выведем из лексикона русского языка.
- Еще как Бог Господь допустит, - ответил я ему.
- Нет, нет, у нас партией постановлено, так и будет.
Вот и решили сначала хоть одну Феодоровскую церковь закрыть. Но им в облисполкоме не разрешали, а они потом в Москву писали. И там не дали разрешения. Тогда они решили другим путем – объединить с Серафимовской церковью. Видимо, архиерей Поликарп и настоятель дали согласие на объединение. Утром пришел к нам их староста, его заставляют с угрозой, чтобы он подписал акт об объединении, а он отказывался, плакал, прямо рыдал. Я поуговаривал, что ничего ему не смогут сделать. Ушел немного успокоенный. Но вскоре объединили. Разрешили иконы, облачения, утварь алтарную перевезти. И с месяц настоятель Феодоровской церкви отец Николай Огородников для своих прихожан служил отдельно всенощные с четырех часов вечера и литургию в нижнем храме. А потом ничего не стали отдельно служить. Через год на престольный праздник Феодоровской иконы Божией Матери из их храма даже в храм {никто} не пришел.
Феодоровскую церковь огородили и никого к ней не допускали, хотели разобрать, но не могли отделить кирпич от кирпича, - так на извести они были крепко соединены. Решили взорвать и то не смогли, лишь верхушку разрушили. Тогда толкали, тросами зацепляли и разрывали и разрушали. На месте церкви хотели устроить сад увеселения, но никто не шел.
Вот так не стало красавицы церкви двухэтажной. Правда, нижний этаж был полуподвал с престолом в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Как свечушка стояла красавица церковь, и жаль, что нет ее. Это было осенью в октябре 1962 года. Сейчас на месте ее построен небольшой деревянный храм. Да будет милость Божия за наши грехи. Ему и слава во веки! Аминь.
Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.63-64
Примечание. Федоровская церковь была самой "молодой" в Вятке/Кирове. Это был самый последний храм, возведенный в городе в царское время. Освящение его произошло примерно в 1915/1916 гг. Поэтому в фонде "клировых ведомостей" (архив ЦГАКО) сведений об этом храме нет (последние из них заканчиваются 1915 годом).
Воспоминания старожилов Яранского района о водяных мельницах
В нашей округе все мельницы были почти водяные, потому что рядом протекала река Лум, которая раньше была очень полноводной. По весне все луга заливало водой. Мельницы стали исчезать где-то в 50-е-60-е годы, когда стали появляться элеваторы всякие, хлеб в пекарнях стали печь, а в колхозы стали завозить всякую новую технику, в том числе и зернодробилки для фуража. Это было легче, да и быстрее, старые мельницы стали рушиться, а ремонтировать было незачем. У нас на Высоково последний мельник был Черепанов Григорий Иванович. К нему приезжали молоть с Винокурова, Прахов, Токарей, Емаичей, Кучки, Фадичей и других деревень. Окромя нашей были мельницы еще в Лавричах, Пайголове, Малом Юхтунуре. Водяные мельницы по весне зачастую протаскивало, надо было землю носить, а иначе нельзя. Делали жёлоб, по которому вода текла к главному колесу. Оно под действием вертелось и начинало вертеть все детали. Зерно попадало между жерновами и перетиралось, так как верхний жернов крутился. На жерновах были зазубринки, чтобы зерно не проскакивало сразу. Сыплется зерно в ямку посередь колеса. В нижнем колесе тоже есть дыра, через которую проходит веретено, которое крутит верхнее колесо. В том месте, где через нижнее колесо проходит веретено, вставляют втулку. Мука высыпается через специальное отверстие, леток, а потом собирается в ларе, откуда ее выгребают совком. Спать тут некогда, надо поскорее муку выгребать, чтобы другому освободить, потому что всем молоть надо, все хлеба хотят.
Воспоминания Геннадия Михайловича, 1924 г.р. // Здравствуй, Яранск! (Историко-публицистический альманах) – 2012 г. № 1, с.57-58
Храмы Вятской епархии: Покровская церковь села Июльского
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1907 г., архитектор И.А.Чарушин). Церковь построена в центре села на возвышенном открытом месте – бывшей торговой площади. Хорошо читается в окружающем ландшафте. Здание построено из кирпича в лицевой кладке на каменном цоколе. Выразительный пример памятника провинциального культового зодчества с характерными чертами периода эклетики.
Основным композиционным ядром является центральный объем – четверик, над которым возвышается купольная ротонда с миниатюрной главкой. К четверику примыкают одинаковые по высоте объемы циркульной, чуть суженной апсиды, равные по ширине и длине – приделы и трапезная. Двухъярусная колокольня возвышается над средней частью широкого поперечно ориентированного притвора. С западной стороны к нему примыкает крыльцо – сень с арочными проемами. В центре трехчастых боковых фасадов – входные проемы, подчеркнутые щипцом с удачно закомпонованным киотом. Аналогично решены центральные оси боковых фасадов притвора. Углы объемов огибают широкие лопатки со ступенчатыми, перспективными ширинками. Арочные окна подчеркнуты фартуками и фризом, идущим на уровне пят широких, ступенчатых, килевидных архивольтов. Пластика светового барабана обогащена плоскими пилястрами и перспективными килевидными архивольтами. Все ярусы звонов квадратные со срезанными углами – образуют диагональные грани. Арочные пролеты опираются на филенчатые пилоны, в основании которых расположен полуярус, украшенный фризом с рядами зубчиков и перспективных ширинок. Разделяют ярусы ступенчатый карниз с зубчиками.
М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии, свод памятников – Ижевск 2011 г., с.72
Фото с сайта https://iz-article.ru/vot_s_iulskoe_7.php
Архивные фонды. Фонд Покровской церкви с.Упша Яранского уезда в архиве ГА РМЭ
Фонд 143, оп.1, 9 ед. хр.: Покровская церковь была построена в 1823 году на средства священника Стефана Ефимовича Селивановского и прихожан.
В приход церкви входили с.Упша, деревни Упша, Люльпаны, Средняя Турша, Малая Турша, Курманаево, починки Головино, Покровский, Хорошавинский. При церкви действовала церковно-приходская школа.
Покровская церковь была закрыта в 1941 году.
В фонде: переписка со священнослужителями других церквей, клировые ведомости, метрические книги, приходо-расходные книги.
Путеводитель по фондам ГКУ «Государственный архив республики Марий Эл» - Йошкар-Ола 2012 г.
Фото с сайта sobory.ru
Как закрывали Васильевскую церковь в селе Байса Уржумского района
…Не обошла стороной Васильевскую церковь и участь гонений на православие. Храмы закрывались, сжигались, превращались в склады, мастерские, просто руины. Первый раз церковь была закрыта летом 1940 года по инициативе председателя Байсинского сельсовета Дудорова Ивана Григорьевича, уроженца д.Фомины Кокоревского сельсовета. Все богатые украшения из серебра и золота были растащены. Иконами топили печи клуба, а художественную раку (гроб И.Христа) Дудоров И.Г. увез на квартиру и сделал себе кровать, на которой была постлана плащаница.
Во время войны в церкви хранили зерно. В 1946 году церковь вновь была восстановлена. Второй раз ее закрыли в 1964 году председатель Байсинского сельсовета Зыков А.П., председатель колхоза им.Калинина Домчин В.И. и участковый милиционер Репин. Были спилены высокий шпиль и кресты, церковный обиход и иконы варварски растащены и уничтожены. Рассказывает очевидец закрытия церкви Скулкин Анатолий Григорьевич:
- Учился я в 7 классе Посенурской восьмилетней школы. 19 мая нас собрали в Байсе на торжественную линейку, посвященную дню пионерской организации. Когда вошли в центр села, то увидели большое скопление народа у церкви. Сначала мы ничего не поняли, что происходит, а когда подошли поближе, то все предстало нашему взору. Старушки стояли и плакали, другие крестились, а наверху колокольни сидел небольшой мужичок и шпиливал крест с крестом. За шпиль была привязана веревка, которую тянули вниз несколько мужиков. Сначала крест было наклонился в сторону тянущих веревку, но внезапно пошел в правую сторону и упал на крышу правого пристроя у колокольни, если стоять лицом к храму. Так вот и стал я невольным очевидцем закрытия церкви Василия Великого.
В теплом храме разместился склад сельпо, а в холодном – склад колхоза им.Калинина.
В.Сорокин. И вновь засиял крест // Кировская искра (Уржум) – 18 апреля 1995 г.
Фото 1960-х годов, сделано незадолго до закрытия храма
Примечание. В 2000-х годах было получено письмо от потомков мужичка, сбрасывавшего крест. Рассказывалось, человек он был хороший, добродушный, но прельстился на солидный гонорар за сбрасывание крестов. Впоследствии ему взрывом оторвало обе руки...
Почему слобожане отличаются от других вятчан?
Жители Слободского уезда, особенно его северо-восточной части, сильно разнятся от собственно вятчан. Этот край издавна тяготел к р.Каме, и русская колонизация сюда направлялась по Каме, через Пермь. Говор северо-восточной части уезда совсем не «вятский», а пермский. Чтобы отличить их, достаточно услышать вопросительную частицу: пермяк скажет «чё», а вятчанин: «штё, щё?» (Штё да поштё! Смеются над «вячькими» сарапульцы, также тяготеющие к Перми). Местные жители находят также отличия и в наружности жителей. Куроптев пишет о жителях Кайского края: мужской пол отличается мускулистым сложением и широкими плечами, отсутствием краски в лице, но пышными мягкими волосами на голове и клинообразной редкой бородой; тоже отсутствие краски замечается и в лице женщин; но как у пожилых мужчин, так и у пожилых женщин от постоянного употребления бражки конец носа красный. Тоже должно быть от бражки, у взрослых женщин нет совсем талии, - возвышенныя груди, при самом незначительной понижении, соединяются с вспученным животом.
Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.
С архивной полки. Рапорт о крестных ходах
Рапорт от настоятеля церкви села Буйско-Архангельского Уржумского уезда от 17 мая 1857 года
Во исполнение указа от Нолинского духовного правления за № 398 и предписания Вашего Высокоблагословения за № 398 и предписания Вашего Высокоблагословения от 16 мая за № 85 имею честь донести, что в селе нашем Буйско-Архангельском крестных ходов не бывает, кроме как за полверсты однажды в год, а именно 20 июня на источник ключа кладбищенского, где устроено в виде гордана четырехугольный ларь, покрытый на 4 столбах крышею деревянной, но когда учрежден – на это место ходить со святыми иконами, никто из нас не помнит, а как рассказывают прихожане нашего села, что оный крестный ход учрежден с дальних времен по случаю крещения черемис прихожане и из других ближайших приходов обмывают своих прихожан.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.42 л.34
На фото: таким был храм в селе Буйско-Архангельском до 1917 года. Фото из архива В.А.Ветлужских
С архивной полки. Вятские деревни в архивных документах
Кокши – деревня, при реке Кокше, в 38 верстах от становой квартиры. 64 двора, имеется питейный дом. 63 двора крыты деревом, один соломой. Базары бывают и продажи по одному дню 23 сентября и 26 ноября.
Сведения о поселениях Кокшинской волости Уржумского уезда (1874 г.). ЦГАКО ф.574 оп.1 д.773 лл. 32-32 об.
Фото Сергея Лобовикова
Из советской печати. Как вятчане Ленинграду помогали
Профсоюзы Лебяжской волости, узнав о наводнении в Ленинграде, учли важным и спешным в помощи ленинградским пролетариям и организовали специальную комиссию по сбору пожертвований. Произведенный сбор 28 сентября собрал 15 рублей…
Красный пахарь (Уржум) – 1924 г. от 9 октября
Примечание. Петроград был переименован в Ленинград 26 января 1924 года. О наводнении в Ленинграде можно почитать по ссылке: https://tass.ru/spb-news/1458467
Вятские слова и выражения: ледяница
Ледяница, ж. 1.Холодная (ключевая) вода. Ой, вода-то какая ледянича – зубы стынут. 2. Очень холодная погода, мороз. Несколь неохота в эту ледяничу в лес ехать. Кака ледянича на уличе, нос высовывать не хоться.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.116
Из старой печати. Подворная перепись по городу Сарапулу
По всему Сарапулу преимущественно учащейся молодежью производилась подворная перепись жителей. Записывали число членов семьи, количество печей и скота. Как у нас уже писалось, перепись задумана Сарапульской городской Думой для будущей карточной системы, которую придется ввести на дрова и сахар.
Прикамская жизнь – 1916 г. от 25 июня
Интересно бы узнать, сохранилась эта перепись или нет?
Вятские клады и легенды
На перекрестке улиц Луговая и Городищинска в Первомайском стояла часовня. В 12 часов ночи якобы выходил петух, и ходил вокруг этой часовни, и никого не подпускал во внеурочный час. Петух этот охранял захороненный в этой часовне клад. Кто подойдет – этот петух налетал и клевал в голову. Все боялись этой часовни, никогда не ходили мимо этого места; даже ребята не бегали туда играть. Это рассказывала нам наша мама, говорила: «Не ходите туда играть», - никуда мы туда не ходили. Воспоминания А.В.Зубковой, 1912 г.р.
Про клад один случай помню. У нас на лугу стояла сосна толстая. Возле нее будто белая баба. Поверье было: если баба будет в положении и ей худо станет, надо к сосне идти – клад будет. Как-то одной бабе худо стало, мужик ее и повел к сосне. Она там родила, и, правда, клад вышел - горшочек. Потом милиция приезжала: мужик тот на сплаву утонул. Баба им горшочек и выставила. А там все золото, как нынешние две копейки. А куда потом этот золото дели, не знаю. А сосну потом сожгли зачем-то. Воспоминания В.П.Сюткина, 1903 г.р.
С лешим надо дружить. Он, если повезет, клад найти поможет. Укажет или еще как. Но бывали сельчане, которым он помогал найти. А кладов у нас немало находили. И банды, бывало, схороняли награбленное, и с давних времен оставались или еще откуда. Рассказывали, мужик с Погорного домой по лесу пьяный шел. И заснул ненароком. Просыпается, а перед мальчик маленький стоит, белый такой и светится, голенький. Пошел мужик за ним. Долго шел, по корягам, по болотам. А мальчик идет и не оглядывается. Шел, шел и как бы в землю начал увязать. И совсем пропал. Испугался мужик. Утром, когда рассвело, пришел он домой и рассказал все. Собрались мужики, взяли лопаты и пошли туда. Далековато то место было. Копать начали. Золота они тогда не нашли, но откопали немалую горсть скелетов. Старые, гнилые, ломаные. Великое множество их там было. Неведомо, откуда они там взялись в глуши. Воспоминания С.А.Пыхтеева, 1922 г.р.
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.122-125
С архивной полки. Грамота на учреждение в городе Слободском общественного Анфилатова банка (1809 г.)
Слободскому Первостатейному купцу Ксенофонту Анфилатову.
Государственный Канцлер граф Румянцев представил Нам о вашем намерении учредить в отечественном вашем городе Слободском Вятской губернии, в пособие нуждающимся согражданам, общественный Банк на правилах Государственного Заемного Банка и Учетных Контор, и о пожертвовании на сие заведение безвозвратно от вас 25 тысяч, и от некоторых из Слободского Общества трех тысяч рублей. Он поднес Нам вместе и составленный вами Устав сего Банка. – Приемля с благоволением таковой ваш подвиг, Мы дозволяем вам учредить в городе Слободском тот Банк под собственным вашим начальством и попечением, и повелеваем быть Директором онаго. И дабы вящще засвидетельствовать и в грядущих племенах ваше усердие к общей пользе и Нашу Монаршью за сие признательность. Мы указали как ныне, так и впредь навсегда Банку сему имяноваться Банком Анфилатова. Во утверждение чего Мы сию Нашу Грамоту Нашею собственною рукою подписали и государственною Нашею печатью укрепить повелели. Дана в Санкт-Петербурге месяца декабря в девятойнадесять день, тысяща осемь сот девятого года, Государствования Нашего девятого.
Александр
Государственный канцлер граф Николай Румянцев
Труды Вятской ученой архивной комиссии – 1907 г., вып.1, отдел 2, с.68-70.
С архивной полки. Сообщение начальника вятского губернского жандрмского управления в департамент полиции о демонстрациях у вятской тюрьмы (1906 г.)
С 14 по 18 апреля 1906 года происходят массовые противоправительственные, в возмутительной форме, беспорядки каждый раз по одной и той же программе. Около 5 часов дня на реке против здания тюрьмы собираются несколько лодок, на которых выставляются красные флаги, поют хором противоправительственные песни. Затем толпа в 100-200 человек, преимущественно учащиеся и рабочие, собираются на площадке у самой тюрьмы, где проделывают те же демонстративные выходки, на которые арестованные откликаются таким же пением, с выставлением из окон на древках красных флагов. В полицейскую стражу кидают камнями. Затем после 8 часов с уходом парохода толпа удаляется в городской сад, где демонстрации продолжаются.
ЦГАОР ССР, ДП, ОО, 1906 г., д.1350, ч.5, лл.60-62
Фото из хф "Мать" (1989 г.)
С архивной полки. Вятские села в документах статистики
Уржумский уезд. Село Филипповское (Ляж), село при реке Ляжу 36 верст от становой квартиры, 3 от волостного правления.
34 двора, крытые деревом.
Земское училище в деревянном доме.
Три спичечные, фруктовые лавки, три питейных дома.
Торжки бывают по воскресным дням. Базары по одному дню в храмовые праздники 3 января, 3 июня, 4 октября и в приход вятских икон.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.773 лл.100-100 об. (1873 г.).
На фото: такой была Троицкая церковь в селе Лаж сто лет назад
С архивной полки. Как отказывали в открытии храмов в 1940-е годы
Ответ на заявление группы верующих об открытии церкви в селе Сретенском Кичминского района:
№ 1694. 30 декабря 1944 г. Принимая во внимание, что церковь в селе Сретенском закрыта решением исполкома областного совета от 1 августа 1940 г. по ходатайству трудящихся как недействующая с 1934 г., здание церкви переоборудовано и занимается мастерскими МТС, исполком областного Совета решил:
Ходатайство группы верующих об открытии церкви в с.Сретенском - отклонить.
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.11 л.84
Примечание. Теперь село находится на территории Пижанского района
Фото с сайта sobory.ru
Вятские скороговорки
Свинья рыла, рыла, рыла,
Вырыла с полрыла.
Как на горке, на пригорке
Стоит двадцать два Егорка:
Раз Егорка, два Егорка…
Быстро считать до 22 раз.
В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.184
Вятские села и веси: деревня Поляки
Поляки, д, входит в Подгородний сельский округ.
Расстояние до центра округа 12 км, прежние названия: Моисеевская, Поляковы.
В конце 18 века беглые поляки добрались до глубин земли русской и основали деревню на землях Моисеева, на которого батрачили, скрываясь от царских властей. По переписи 1886 г., деревня названа Поляковы, в ней было 22 двора. В 1926 г. в ней числилось 48 хоз-в, 238 чел.
В начале 30-х гг. 20 веке в деревне возникло два колхоза - «Роза» и «Поляковский», которые объединились в 1941 г. Электричество в деревне появилось в 1947 г., а в 1949 г. радиоузел. Поляковский колхоз участвовал на ВСХВ по животноводству, был награжден дипломом выставки, председатель Н.Е.Скурихин награжден большой серебряной медалью, награды получили и др. колхозники. В 1947 г. в Поляковский сельсовет из Русановского был передан колхоз « 16 лет Октября». Оба колхоза вошли в состав хоз-ва им. Ст.Халтурина в 1958 г.
В 70-80-е гг. в деревне были построены животноводческий комплекс, клуб, детский сад, велось жилищное строительство.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.365
Вятские песни (продолжение)
Помнится мне также с детства еще одна песня – солдатская, походная. В ней грусть молодого парня по родным местам. И вот вижу, как мы, ребята 12-14 лет, на верхнем конце деревни приготовились играть в мяч, который сшивали из туго набитых тряпок. И вдруг услышали переливы гармошки, далекие голоса. Звуки все ближе. Показалась толпа молодежи. Впереди шел парень по имени Роман из деревни Хохлы. Был он длинный, узкоплечий, лет двадцати. На некрасивом лице тонкие губы. Но как лихо наяривал на гармошке этот нескладный Романко. Шагавшие рядом с ним парни старались перекричать один другого:
Повезли в солдатушки
От родимой матушки.
От родимой матушки,
От жены, от лапушки…
К сожалению, песня тогда прервалась. Вскоре все закончилось неожиданно и неприятно – дракой…
Пели песни, кроме матери, и другие мои близкие. Слова не запомнились. Сохранилось на память такое. Старший брат Семен, мой крестный, был однажды приглашен к блинному столу. Домой он пришел к вечеру и протяжно тянул речитативом:
Преподобная широкая Масленица,
Чтём твои блинцы-пряженцы.
Ими же питаемся,
Пьем и обжираемся.
И всю широкую Масленицу катаемся.
Моли Бога о нас!
Александр Минин. Мы, Минины… (на основе мемуаров своего деда) – Тольятти 2007 г., с.38-39
Вятские легенды и были: Медвежье озеро
На Бобыльских лугах, что около города Советска, напротив устья речки Кукарки находится Медвежье озеро.
В 1919 г. белогвардейцы во главе со Степановым решили захватить и город Советск. Они плыли по реке Вятка. Небольшой катер тащил за собой баржу со степановцами. Дело было весной. Около города Советска реки Вятка и Пижма вышли из берегов, слились, образовав большое озеро. Лоцман, хорошо знающий фарватер, показывал курс. Он был против захвата города Советска и завел катер с баржей на затопленные Бобыльские луга. Баржа села на мель на берегу Медвежьего озера. Решив облегчить баржу, степановцы бросили часть оружия в воду. В это время из города Советска прибыли красногвардейцы. Они уговорили степановцев сложить оружие.
Много лет спустя рыбаки на этом озере ловили рыбу и вытащили пулемет. Об этом поведал старожил А.С.Бердников.
Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.26
Примечание. Местный краевед рассказывал, что уже в советское время в одной из пещерок на берегу Пижмы был найден десяток винтовок (если не больше) времен Гражданской войны. Так что эта легенда вполне имеет право на достоверность. Ведь логичнее оружие было где-то спрятать, а не бросать его в воду...
На фото: современный Советск с реки Пижмы
Вятские села и веси: деревня Езжа (Афанасьевский район)
Езжа, д., центр Езжинского сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Афанасьево) 27 км., дата основания – середина 19 в., прежнее название: Викуловская.
Первыми поселенцами были члены семьи Викулы Сюзева (из д.Рагоза), дом поставили на берегу р.Езжа в восточной части района. Вскоре к ним стали переселяться жители соседних хуторов, построили часовню и деревню назвали Езжа. Слово «еж» означает запруда, перегородка для ловли рыбы.
Согласно переписи населения 1939 г. в округе насчитывалось 33 населенных пункта, ныне осталось 4. Деревни Марковская, Яковлевская, Петровская носят названия от первых поселенцев, а потомки Викулы продолжают жить на Езже.
На территории округа в 1933-1992 гг. существовал колхоз, ныне расформированный на крестьянские хозяйства. Имеются школа, клуб, библиотека. Строится федеральная дорога на Пермь, пройдет в 2 км. от Езжи. Население округа 171 человек.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.48
Культурная жизнь старой Вятки накануне революции. 1911 год
Губернская управа в г.Вятке послала на выставку в г.Турин в Италии каповые и корешковые изделия, а также художественное выжигание на сумму в 300 рублей.
- Май. Написание драматургом г.Вятки А.П.Вершининым пьесы в 4 действиях «У своих» (о Г.Распутине).
- 21 июня. Показ в саду имени Жуковского («Аполло») г.Вятки сатирического представления «Обозрение города Вятки» с пением, куплетами и танцами сочинения Трефилова.
- 30 июня. Концерт сербских крестьян, проведенный в Загородном саду г.Вятки.
- 8-19 августа. Проведение в Треповской школе г.Вятки выставки репродукций картин Рембранта. Вход был бесплатный. Выставка работала с 12 до 15 часов дня.
- 16 августа. Начало гастролей в г.Вятке художника-моменталиста Аполлона Владимировича Гримма. Он создавал моментальный рисунок в течение нескольких минут.
- 17 сентября. Первый концерт в общественном собрании г.Вятки только что созданного струнного оркестра (дирижер Коханович).
- 24 сентября. Первый киносеанс в новом помещении кинотеатра «Прогресс» г.Вятки.
- Декабрь. Полиция г.Вятки запретила показывать в кинотеатре «Прогресс» фильм «Голод в России».
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.62-63
Фот с сайта photokirov.ru
Когда цветмет не был в цене: находки кладов в советское время
«30 августа 1982 года в селе Всехсвятское Белохолуницкого района было главное событие – комиссия принимала новую школу. Готовясь к сдаче школы, другое событие затмило первое - нашли клад студенты Кировского политехнического института, бойцы ССО машиностроительного факультета В.А.Кропачев, М.Г.Сабреков, В.А.Елькин и В.А.Вершинин. «Копали мы траншею для кабеля, вдруг лопата уперлась во что-то твердое. Смотрим: корчага, а в ней до краев старинные медные монеты. Вот две сумки набрали. Килограммов 80 будет. А сколько их, пока не считали. Больше 2 тысяч будет. Завтра в музей сдадим» (Кировская правда – 1982 г. № 205, 5 сентября).
Согласно существующей легенде, четверть века назад в Головкины (старое название села) приехал священнослужитель для строительства храма. Он определил место для церкви, поставил на угоре крест и икону. А мужики ночью перетащили крест с иконой в другое место, которое им больше по нраву. Учитель местной школы, пенсионер В.И.Попов сказал: «Вероятно, этот клад имеет отношение к местной церкви, построенной в 1765 году. Возможно, не все средства были израсходованы на ее строительство, и кто-то решил их припрятать (Кировская правда – 1982 г. № 205, 5 сентября»). Истинную стоимость каждой монетки знали только коллекционеры-нумизматы. В это время цветмет не был в цене, поэтому государство поступало мудро, оценив найденный клад по цене медного лома. «В настоящее время клад оприходован, в нем оказалось 1483 медные монеты. 21 достоинством 2 копейки, остальные – пятаки. Среди монет есть бывшие в обращении в 1773-1775 годах, то есть во времена восстания Пугачева. По тем временам в середине 18 века это был немалый капитал: тогда за 5-6 копеек можно было купить пуд муки» ((Кировская правда – 1982 г. № 227, 23 сентября).
Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г.
На фото: "пятаки" времен Екатерины Второй
Вятская речь. Соседки
Живу я через дверь с Матвеихой, и все у нас какой-нинабудь перекрест. Вчерась я пошла по утрею в огородеч, а тамока Матвеиха полёт гряды. А я ей, как на грех, вовремё образовалася! Она весь вьюн и повиличу на мои гряды бросаёт. Говорю ей:
- Как тебе не совестно сор к мене бросать?
А она:
- Ручки к своим грядам не прикладываёшь, все сором затянуло, дак они все на мои гряды и перешли. Твой сор, дак к тебе и ложу.
Отвечею:
- Где-кося ты у меня сор-то увидела? Это у тебя незнатко, где марковь, а где повилича!
Довела меня до белого каленья! До вечера толькё дожили, приходит и говорит, що хватила, а утюга нету и ишшоются с утюгом:
- Кажи свои утюги!
Приступила ко мне до самого нельзя. Ору:
- Да що ты, боговая! Не марай-кё невинность-то! У меня своих два утюга. У меня не три руки. Никакой мене твой сдался!
Она:
- Дак и кажи!
- А свои утюги некому не кажу!
Неделя прошла, приехала сноха к нёй. Оказалося, она утюг держела и домой увезла. Чечас я переперю Матвеиху! Одно наказаньё с ёй!
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г,, с.18
А.И.Герцен о «картофельном бунте» вятских крестьян
Русские крестьяне неохотно сажали картофель, как некогда крестьяне всей Европы, как будто инстинкт говорил народу, что это дрянная пища, не дающая ни сил, ни здоровья. Впрочем у порядочных помещиков и во многих казенных деревнях «земляные яблоки» саживались гораздо прежде картофельного террора. Но русскому правительству то-то и противно, что делается само собою. Все надобно, чтоб делалось из-под палки, по флигельману, по темпам.
Крестьяне Казанской и долею Вятской губерний засеяли картофелем поля. Когда картофель был убран, министерству пришло в голову завести по волостям центральные ямы. Ямы утверждены, ямы предписаны, ямы копаются, и в начале зимы мужики скрепя сердце повезли картофель в центральные ямы. Но когда следующей весной их хотели заставить сажать мерзлый картофель, они отказались. Действительно, не могло быть оскорбления более дерзкого труду, как приказ делать явным образом нелепость. Это возражение было представлено как бунт. Министр Киселев прислал прислал из Петербурга чиновника; он человек умный и практический, взял в первой волости по рублю с души и позволил не сеять картофельные выморозки.
Чиновник повторил это во второй и третьей. Но в четвертой голова сказал ему наотрез, что он картофель сажать не будет, ни денег ему не даст. «Ты, - говорил он ему, - освободил таких-то и таких-то; ясное дело, что и нас должен освободить». Чиновник хотел дело кончить угрозами и розгами, но мужики схватились за колья, полицейскую команду прогнали; военный губернатор послал казаков. Соседние волости вступились за своих.
Довольно сказать, что дело дошло до пушечной картечи и ружейных выстрелов. Мужики оставили домы, рассыпались по лесам; казаки их выгоняли из чащи, как диких зверей, тут их хватали, ковали в цепи и отправляли в военно-судную комиссию в Козьмодемьянск…
Ну, и следствие пошло обычным русским чередом: мужиков секли при допросах, секли в наказание, секли для примера, секли из денег, целую толпу сослали в Сибирь.
А.И.Герцен. Соч., т.4, М.1956, с.271-272
Уральские фамилии. Они же вятские…
Отдельно стоит поговорить о специфике образования фамилий на Урале от неканонических имен, в том числе и нерусского происхождения. А.Г.Мосин в своем докладе на Вторых Татищевских чтениях (1999) приводит яркий пример разного толкования такой распространенной на Урале фамилии, как Пьянков. Ее принято считать «говорящей». Между тем, широкая распространенность не только фамилии, но и имени Пьянко (Пиянко) может быть объяснена связью с финно-угорским личным именем Пиян (в коми-пермяцком языке пиян – «сын»).
Часто для понимания значения слова, легшего в основу уральской фамилии, приходится обращаться к этнографии, культуре и истории пермских народов.
Именно там можно отыскать значение «странных» фамилий, например, Дозморов. Носители ее проживают на территории Курганской области. На коми и удмуртском языке «дозмор» - это тетерев.
Вот некоторые фамилии, происхождение которых, возможно, из пермских языков: Шешуков – из коми-пермяцкого или удмуртского, равнозначно – Гусев, Сюзюмов и Сизиков – «сюзь» и «сизь» на русский переводится «филин». Гундарев с удмуртского – Медведев и т.д. Заметно, что все эти фамилии связаны с животным миром, что нередко встречается и в чисто русских фамилиях.
Россия всегда была и есть страна многонациональная, поэтому часто фамилии могут оказаться нерусского происхождения. Особенно много в России фамилий тюркско-татарских корней: Алябьев, Булгаков, Годунов, Ушаков, Аракчеев.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.22-23
Примечание. Самое забавное в том, что автор приводит фамилии, которые распространены в Вятском крае – Шешуков, Пьянков, Ушаков, Аракчеев, Алябьев (Алабин). Вернее всего, эти фамилии пришли на Урал вместе с вятскими переселенцами…
Вятские деревни в архивных документах. Кокшинская волость Уржумского уезда в 1870-е годы
Деревня Гаврюшата: при речке Песемерке, в 7 верстах от волостного правления. 27 дворов, крыты деревом.
Деревня Шои (Пизинерское): при реке Ляжу, 7 верст, 47 дворов, крыты деревом. Две кузницы, одно кожевенное.
Деревня Шошина Поляна: 6 дворов, одно красильное заведение.
Деревня Мошкино (Шапшанерь): починок при реке Ляжу. 37 дворов, крытых деревом, один запасной хлебный магазин. Две кузницы, две красильни.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.773 лл.65 об, 73 об., 111-111 об.
На фото: деревня Мошкино (современный Лебяжский район). Фото 2000-х годов
Назад к списку