Сентябрь: 1-15
Сердце матери ...
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Николай Некрасов
Из одного села Котельничского уезда нам пишут о таком почти невероятном происшествии, что мы, сообщая самый факт, оставляем до поры до времени опубликование фамилии лица, допустившего такое безчеловечие. За несколько дней пред Рождествои Христовым одна нищая, почувствовав приближение родов, направилась из деревни № в одной версте от села в больницу, чтобы там родить, но не дошла до больницы и родила по дороге. Дело было вечером, мороз в 27 градусов. Закрыв кое-как новорожденного своими лохмотьями, нищая доплелась до больницы, счастливая тем, что не заморозила ребенка и не замерзла сама. Но каково же было ея горе и несчастье, когда врач наотрез отказался принять ее в больницу; как она не просила, ни молила его дозволить ей переночевать хоть в больничной кухне, врач оставался непреклонен. И вот, несчастная, закрыв опять ребенка своими лохмотьями с глухими рыданиями, ночью в 27 градусный мороз вышла из больницы искать себе где-нибудь на ночь приюта, каковой и нашла в селе, у просфорницы Н. Дальнейшая судьба матери и ребенка неизвестна. Сам грубый, невежественный мужик, увидев ощенившую собаку, не выгонит ее ночью на улицу в такой мороз, а тут выгнали человека!!..
Вятский край - 1896 г. № 4
Фото С.Лобовикова
Культурная жизнь старой Вятки накануне смуты 1917 года: 1912-1913 годы
1912 год. – В г.Вятку прибыл художник Николай Егорович Лунд с картинами для организации выставки. Это были пейзажи.
21-22 января. – «Убежище слепых» г.Вятки организовало выставку работ слепых. Посещение было бесплатным.
Февраль. – Начало организации городской управой г.Вятки школьного музея рядом с библиотекой имени Пушкина, а позже в ремесленной управе. Официальным заведующим был А.М.Васнецов, но конкретно руководила М.Н.Полякова.
31 марта. – Первое выступление в г.Вятке «Театра миниатюр». Артисты показали миниатюру «Находчивость мужа».
Май. – При городском училище Вятки учреждена новая стипендия имени Ивана Петровича Долгушина, пожертвовавшего в память столетия училища капитал, проценты с которого пошли на обучение одного ученика.
Июль. – Коммерческое училище г.Вятки приобрело эпидиоскоп на 1200 рублей.
1913 год. «Общество взаимного вспомоществования лиц частного служебного труда» г.Вятки получила от душеприказчика писателя В.Г.Короленко в дар книги с автобиографами писателя для библиотеки.
Апрель. Создание в г.Слободском «Слободского кружка любителей научных знаний».
Апрель. Создание в г.Вятке «Общества содействия начальному образованию г.Вятки».
21 января. – В г.Вятке вышел первый номер журнала «Страховые взносы».
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.63
Фото с сайта https://www.liveinternet.ru/tags/?4??5??4??4??4??4??5..
В.И.Ленин о Вятском крае до 1917 года
… Приведем кстати сведения о наемном труде по Елабужскому уезду Вятской губ. (зажиточное крестьянство здесь слито с средним).
Если допустить, что каждый поденщик работает по одному месяцу (28 дней), то окажется, что число поденщиков втрое выше числа сроковых губерний. Отмечаем мимоходом, что и в Вятской губернии мы видим знакомые уже нам отношения между группами и по найму рабочих и по аренде и сдаче земли.
Из книги В.И.Ленина «Развитие капитализма в России». Полное собрание соч., т.3, с.100, 101.
Воспоминания о жизни в царское время. Няньки
Пожила лет до восьми и отдали меня в няньки в соседнюю деревню за 8 верст. Ну и натерпелась я там! Хозяева злы попались, все ругали, заставили ночью водиться. Сидишь в темноте да и уснешь. Дитя заплачет, хозяйка проснется – ударить может и обидеть. Тяжело было, ведь сама еще ребенок! И поиграть, и поспать хочется. А за стол сядешь и боишься лишнюю крошку взять. Вот так и жила. А если отпустит хозяин домой, бежишь, как праздник какой. Поживешь денек дома и не хочется обратно возвращаться. Ревешь, а мама в спину подталкивает, а сама вся в слезах.
Воспоминания К.А.Рублевой, 1918 г.р. // Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.115-116
Фото С.Лобовикова
Картофельные бунты в воспоминаниях Герцена
Как-то осенью я сидел на берегу реки Чепцы и удил рыбу. Ко мне подошел вотяк, порядочно говоривший по-русски, и предложил мне вопрос, как знающему и бывалому человеку: «На сколько лет выбирается наш царь?» Я услышал этот вопрос с величайшим удивлением и ответил, что царь у нас не выборный, как их сельские старосты, а наследственный, «служит» до конца жизни, а когда умирает, то престол опять без выбора переходит к сыну. Эти толки, очевидно, были связаны с отголосками юбилея и, пожалуй, указывали на зачатки недовольства царствованием «Освободителя». Теперь в глухих Починках я услышал те же толки: останется ли царь «на вторительную службу» или нет? Вопрос был предложен Санниковым и горячо подхвачен Кузьминым. Общее желание было — чтобы Александр ушел, передав дела более молодому наследнику. Когда я опять указал на то, что у нас наследственная монархия и никаких сроков для царской службы нет, то со мной не согласился даже умный и довольно развитой Несецкий. С авторитетностью бывшего солдата он решительно заявил, что я ошибаюсь. Царь тоже «утверждается» на срок, причем Александр II поступил на службу по николаевским правам, то есть на двадцать пять лет. А его наследник поступит уже по новым правам, то есть на восемь лет… А потом?.. Могут его утвердить или не утвердить. Это мнение решительно восторжествовало. Когда же я спросил, кто же у нас утверждает царя, то Несецкий не так уж уверенно ответил, что это делают «господа сенаторы».
Короленко В.Г. Полное собрание сочинений. Госизд. Украины, 1922. Т.третий. История моего современника. Ч.3, с.75-76
Улицы старого Сарапула: Вятская
Одна из центральных улиц старого города названа по губернскому городу Вятка. Начиналась на Старцевой горе с пересечения с улицей Слободинской, которая отделяла город от Крестьянской слободы. Улица Вятская была застроена деревянными двухэтажными домами сарапульских мещан, выделяется известная до революции усадьба колбасника Добрынина.
После моста через Юрманку постройки 1870 года, который сохранился до нашего времени, начинается центральная часть улицы и самого города с доходными домами купцов Бодалева, Шитова, Дедюхиных, Макарова, Ижболдина, Пешехонова.
В низинной части улицы дома более скромные по своей архитектуре, принадлежали торговцам и ремесленникам, здесь выделяются дом торговца Ершова, Александровская богадельня, у Романовского моста в конце улицы – кожевенно-обувное заведение Мельникова.
Н.Л.Решетников. Топография старого Сарапула – Сарапул 2008 г., с.59
Достопримечательности Кировской области: Котельничское местонахождение парейазавров
Котельничское местнахождение парейазавров простирается по правому высокому берегу реки Вятки от г.Котельнича до села Вишкиль почти на 25 км. Это одно из крупнейших в мире местонахождений пермской фауны наземных позвоночных животных, обитавших на Земле 200-240 миллионов лет назад во второй половине пермского периода палеозойской эры.
Впервые в 1933 году у д.Ванюшонки в пластах глины у самой подошвы берегового склона были найдены два крупных скелета ископаемых животных. По заключению палеонтологии АН СССР найденные здесь скелеты принадлежали двум новым видам – примитивным ящерам-парейазаврам.
Начиная с 1990 г. на Котельничском местонахождении ведутся стационарные раскопки, принося новые, порой сенсационные результаты. Раскопки ведет группа палеонтологов научного кооператива «Каменный цветок» из г.Москвы.
Кроме найденных здесь скелетов парейазавров, обнаружены также останки других пермских пресмыкающихся – дицинодонтов, тероцефалов, дромеозавров, цитодонтов – групп, плохо изученных и редко встречающихся в ископаемом состоянии. Привлечение к исследовательской деятельности специалистов-энтонологов из палеонтологического института и геологов позволит осуществить комплексное углубленное исследование нашей фауны, более точно воссоздать ландшафты и биоценозы столь далекого от нас пермского периода.
Огромный интерес к исследовательской деятельности, начавшейся на Котельничском местонахождении, проявляют зарубежные специалисты. Планируется совместная экспедиция с ведущими учеными-геологами и палеозоологами из США и Южной Америки.
Котельнич: годы и люди (краеведческий сборник) – Котельнич 1993 г., с.8
Из старой печати. Как принимали Февральскую революцию в Вятской губернии
Комитет рабочих города Сарапула приглашает граждан-ремесленников и работающих по домам и в разных мастерских – на собрание в городскую управу в воскресенье в 11 часов дня для пополнения членов комитета.
В 12 часов дня 5 марта в помещении сарапульской городской управы состоялось собрание купеческого общества, которое поддержало и признало государственный переворот единственным спасением для родины.
5 марта в Сарапуле было организовано польское общество помощи жертвам войны.
Кама (Сарапул) – 1917 г. 5 марта
Фото с сайта https://kirov-portal.ru/blog/shla-nastoyashchaya-bitv.. По ссылке можно прочитать и интересную публикацию о событиях в Вятской губернии того времени
Храмы Вятской губернии: Петропавловская церковь с.Верх-Лып
Приход с.Верхлыпское открыт по Указу св.Синода от 20 сентября 1861 г. за № 3003, в состав его вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Юскинского и Кулигинского. Первоначально церковные службы в молитвенном доме, построенном в 1861 г. В 1864 г. построена деревянная церковь с одним престолом в честь св. Апостолов Петра и Павла и освящена 1 февраля 1865 г. 10 сентября 1901 г. по определению Преосвященного Алексия Епископа Вятского заложен каменный храм. Ввиду бедности и малочисленности прихода храм строился на пожертвования благотворителей. К 1913 г. еще не был построен. Деревянная церковь продолжала действовать. В 1896 г. в селе открыта церковно-приходская школа. Петропавловская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 19 июня 1941 г.
Церковь разобрали на кирпичи для строительства в п.Кез административных и производственных зданий. Село прекратило свое существование, на месте храма глубокий котлован. Планируем в ближайшее время поставить поклонный крест.
Сохранились иконы – Преображение Господня, Вознесение Господне, Рождество Христово, апостолов Петра и Павла, напрестольный крест, которые переданы верующим в храм Рождества Христова п.Кез и используются по своему назначению (комментарии настоятеля).
Из истории православных церквей Глазовского уезда (краеведческий сборник) – Глазов 2013 г., с.39
Фото с сайта sobory.ru
Устаревшие мужские имена (продолжение)
Измалил: в 1801 г. в селе Ясашная Лудяна зачислен на дьяческое место сирота-семинарист Каллистрат Дрягин, на попечении которого находился брат Измаил (1793 г.). И хотя еврейское имя Измаил означает «выпрошенный у Бога», мне почему-то кажется, что родители дали ему имя сыну после взятия в 1799 г. крепости Измаила А.В.Суворовым.
Кронид: сын псаломщика из села Кичминского Уржумского уезда Василия Молчанова – родился в 1868 г.
Мелитон: сын псаломщика Симеона Николаевича Танаевского – родился в с.Новый Бурец Малмыжского уезда в 1890 г.
Мемнон Андреевич Рязанов (1797) – дьячок в селе Низево Слободского уезда.
Паисей Георгиевич Евдокимов (1864) – сын диакона в городе Слободском.
Садок: сын священника села Усад Иоанна Матвеевича Верещагина – родился в 1857 г. Вероятно, имя дали по отчеству попадеюшки этого же села Екатерины Садоковны Пинегиной. Может быть, она была крестной матерью ребенка?
Сосипатр: Татьяна Сосипатровна Никольская (1843) – просфорница в селе Великополье
Транквиллин: сын диакона Предтеченской церкви города Вятки Николая Николаевича Топольского, родившийся в 1914 г.
Тривиллий Федорович Свечников (1857) – поручик в Ревельском полку, сын слободского священника
Флегонт Федорович Васнецов (1856) – сын диакона из села Сезеневского
Флор (а не Фрол!) – «цветущий». Симеон Флорович Макаров (1815) и его сестра Анисия Флоровна Мышкина (1803)
Хрисанф Григорьевич Ушаков (1902) – сын священника из села Красноярского Уржумского уезда Григория Гавриловича Ушакова
Философ Григорьевич Решетников (1818) – священник в селе Вожгалы в 1866 г. Его дочь соответственно была Аполлинарией Философной (1841), вышедшей замуж за священника села Толманского Иоанна Поршнева, который умер в 1892 г.
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.198-199
На фото: Хрисанф Григорьевич Ушаков (1902) – сын священника из села Красноярского Уржумского уезда Григория Гавриловича Ушакова. Фото 1940-х годов
«В один день получил два креста – один деревянный…»: из писем Первой Мировой войны
Вот уже 17 дней, как я приехал из Вильны и 17 дней сижу на позиции. Оказывается, за два дня до моего призыва был убит мой товарищ – командир 4й роты подпоручик Грачев. Я командую 3-й ротой. Какая насмешка судьбы – он утром узнал, что получил Георгиевский крест, т.е. высшую награду, которую может получить офицер, а часа в 3 дня он был убит двумя пулями и через полчаса скончался. В один день получил два креста – один деревянный. У нас он в полку уже 16-й убитый офицер. Всего я, когда подсчитал, у нас было убито и ранено офицеров больше 60 чел. В эту войну масса потерь.
Письмо командира 3-й роты Г.И.Попцову с Ижевской оружейной фабрики И.Н.Березина о гибели товарища и общих потерях в полку. Ранее 29 мая 1915 г.
ЦГА УР ф.255 оп.1 д.5 л.31
С архивной полки. Как верующие добивались открытия православных храмов
Из заявления в областной исполнительный комитет от гражданина деревни Ватропино Уржумского района Платона Агафоновича Архиереева об открытии церкви в селе Ашлань (1944 г.):
Прошу облисполком разобрать мое заявление об открытии Никольской церкви в с.Ашлань как народ желает этого и просит открытия. Подписи заявления на первый раз оказывается 500 человек. Поэтому народ обязуется восстановить на свои личные средства. Принадлежность, т.е. церковная утварь, растащена по колхозам и колхозникам, мы просим вашего разрешения всю принадлежность вернуть обратно. Еще прошу областной исполком в феврале 1944 года было мною подано заявление к вам, ответа, т.е. результата на сегодняшний день не оказалось. Народ требует, поэтому пишем вторичное заявление. Прошу областной исполком разобрать наше заявление и не отказать нашей просьбы, а также вернуть всю церковную принадлежность, которая растащена колхозами и колхозниками.
8 февраля 1944 г. верующие в своем новом заявлении в облисполком заявляли, что весь ремонт храма они принимают на себя, за свой счет. «Никольская церковь в настоящее время занята клубом, но фактически он не существует».
16 марта 1944 г. Уполномоченный совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Кировской области Мошков от облисполкома дал следующий ответ, ссылаясь на ответ Уржумского районного совета:
Церковь села Ашлань переоборудована под клуб несколько лет тому назад. В связи с недостаточной обеспеченностью дровами в зиму 1943-1944 гг. клуб временно не работал. Внутренность этой церкви переоборудована под клуб. Устроена сцена, гримировочная. Из церковного имущества ничего нет, за исключением одной ризы и нескольких салфеток, икон нет совершенно, утварь не сохранена.
28 апреля облисполком дал решительный отказ в возвращении церковного здания верующим в своем решении за номером 592:
В просьбе группы верующих отказать, по причине того, что здание переоборудовано под клуб.
В архивном деле также сохранилось заявление верующих села Ашлань в священный Синод Православной Церкви за 1949 год, но, видимо, и оно оказалось безрезультатным. Ответа на это заявление не сохранилось или его не было.
ЦГАКО ф. Р-2169 оп.44 д.445 лл.226-26 об., 27, 29-30, 32, 34.
Примечание. Церковь в селе Ашлань была закрыта в 1937 году, но до сих пор не передана верующим и медленно разрушается.
На фото: таким был храм до закрытия (фото из фонда Уржумского краеведческого музея)
Из старой печати. Зимние развлечения старой Вятки
Вчера 7 января в «Детском саду» г.Прозорова, с 4 ½ часов и до 8 вечера состоялось катание на коньках. Сад был иллюминован, играла музыка, а в 5 ½ часов зажжен был из бенгальских огней недавно приготовленный фейерверк. Публики обоего пола, детей и взрослых, было много и масса нар стояла у решетки сада. Время проводилось прекрасно. Очень жаль только, что начала с половины 5 часа ветер помешал устроителю дать полную предполагаемую иллюминацию сада – с разноцветными фонариками и плошками. На следующий раз дадим более обстоятельную заметку об этом симпатичном учреждении, не пользующемся еще, по видимому, желательной популярностью среди вятского общества.
Вятский край - 1896 г. № 40
На фото: одна из старинных фотографий города Вятки, где также запечатлелось, как вятчане катались на коньках еще в царское время
Д.В.Крупин и Оршанская республика
В селе Кучка в декабре 1917 года создан один из первых в Марийском крае сельских советов. Его председателем односельчане избрали своего земляка Дмитрия Васильевича Крупина. Под его влиянием вскоре возник волостной совет. Крестьяне его назвали «Оршанская республика». Д.В.Крупин избирается первым председателем. От «Оршанской республики» дважды ездил в Вятку на губернский съезд советов. В 1918-1919 гг. Д.В.Крупин - командир и комиссар интернационального отряда ЧК, участвовал в подавлении кулацкого восстания, много сил приложил к упрочению советской власти; работал в Яранском уездном совете. Летом 1919 г. Д.В.Крупин назначается комиссаром Московского полка Особой бригады 3 армии Восточного фронта, позднее служил в 51 стрелковой дивизии В.К.Блюхера, стал комиссаром бригады. Несколько раз ранен в боях против Колчака … Потом находился на партийно-советской работе. В 1959 г. вышел на пенсию. Д.В.Крупин много лет работал управляющим делами ЦК КПСС.
К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г. , с.94-95
"Климат в Вятской губернии вообще довольно холодный и суровый..."
Климат в Вятской губернии вообще довольно холодный и суровый, особенно в северной половине; в южных уездах климат несколько умереннее. Холодный он от того, что Вятская губерния слишком удалена к северу, зимы в ней бывают долгие и дни зимой короткие, и солнце слабо нагревает землю. Кроме того, климат губернии отличается значительной сыростью, происходящей оттого, что в губернии много болот, озер и рек, много выпадает дождя и снега и много лесов, задерживающих сырость. Эта сырость воздуха немного умеряет суровость климата, сглаживает резкую границу между зимой и летом.
К.В. Лавринов. География Вятской губернии – Вятка 1909 г., с.26
Нравы старой Вятки: капканы в городе...
Капканы. В лесах охотники ставят капканы на волков, зайцев и прочих зверей. В городе Вятке, конечно, нельзя и подумать, чтобы водились такие звери, но капканы все же расставляются. Так, например, на Спасской улице, между Спенчинской и Всесвятской, у дома Сенилова на тротуарах имеется капкан-дыра, в которую свободно могут поместиться не только одна нога человека, но даже обе. С наступлением темных ночей капкан этот является замечательно удобным для ломки человеческих ног. Много и других подобных капканов расставлено по городу, но если о всех писать, то не хватит места в газете.
Вятский вестник - 1908 г. № 160
Вятская жизнь сто лет назад: новые журналы нового времени
Новый журнал. Вышел из печати первым номером орган Вятского Губернского отдела народного образования «Рабоче-крестьянское просвещение». Номер разбит на отделы: официальный, единая трудовая школа, внешкольное образование, профессиональная жизнь.
Журнал выходит по мере накопления материала, но не реже раза в месяц. Учреждениям отделов народного образования журнал будет высылаться бесплатно.
Вятская правда - 1920 г. № 41
На фото: с первых лет советской власти стало выходить много журналов для женщин, из которых самыми известными стали "Работница" и "Крестьянка". Царское время, наверное, не могло эти похвастаться...
Вятская речь: пашшолок
Пашшолок, пащелок. Сущ. Бранное слово. Как бы: щенок, молокосос. Ребенок уже выросток, как бы неудачник, хотя и здоровый. Вообще иногда значит: сын, дочь, в период юношеского возраста, выхоленные, но плоховатые для крестьянской жизни.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.
О нищете в царское время
Голод вынудил. В четверг, 3 октября, в магазине Кардакова задержали неизвестную женщину, похитившую швейные перчатки, и препроводили ее в часть. В части женщина назвалась яранской мещанкой Е.Кирьяковой, 20 лет, в краже созналась и заявила, что на кражу толкнула нужда, так как она перед этим не ела два дня.
Северное слово - 1913 г. № 213
Примечание. Интересно, как Кирьякова могла быть наказана по тогдашнему уголовному кодексу?
Иллюстрация: Клавдий Лебедев. Нищая. 1904 год.
Вятская Дума приветствовала Александра Федоровича Керенского
Вятская городская Дума в своем заседании от 8 сентября вынесла следующий приговор: «Дума горячо приветствует Александра Федоровича Керенского в его энергичной и полной самоотвержения деятельности по организации действительной и авторитетной коалиционной власти и обещает ему на этом пути самую решительную и деятельную поддержку».
Приговор этот принят значительным большинством.
Крестьянская газета - 1917 г. № 69 от 15 сентября
Примечание. Вятская Дума послала телеграмму со словами поддержки Керенскому и после большевистского переворота 1917 года. Также сделали и некоторые уездные Думы, например, Уржумская. Более того, надежды на то, что Керенский вернется и восстановит порядок в стране, существовали в кругах вятчан до конца 1917 года...
М.Шкетан - забытые классики Вятки
Марийская деревня Старое Крещено расположена в северной части республики, недалеко от города Йошкар-Олы. Здесь родился один из основоположников марийской литературы М.Шкетан (Яков Павлович Майоров). В честь его перед сельским клубом воздвигнут памятник, на постаменте которого написано:
Марийский писатель-классик Я.П. М-Шкетан 1898-1937.
Творчество писателя широко известно его читателям. Роман «Эренгер», пьесы, рассказы изданы и на русском языке. М.Шкетан в годы революции принимал деятельное участие в работе Советов, а потом сотрудничал в редакции газеты «Йошкар кече» (ныне «Марий коммуна»). Одновременно он участвовал в работе марийского театра, который сейчас носит имя М.Шкетана. Замечательный мастер слова выступал как страстный поборник всего нового, революционного. Он своими произведениями помогал укреплять колхозы, боролся за социалистическое переустройство деревни.
В годы коллективизации М.Шкетан активно сотрудничал в политотдельской газете «Колхозный ударник», издаваемой в 1933-1935 гг. в селе Оршанка.
К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г., с.92-93
Как в старину отличали девицу от замужней женщины
… У всех трех вышепоказанных народов девки от баб в платье разнятся тем, что оне на головах носят особливый убор, такоже не смеют надевать черемисские Шурке и Ошлу, чувашские Гастар и Кошла, а вотяцкие Айшак; но вместо того носят на головах чепцы, с серебряными копейками, или таковыми ж оловянными бляшками укладенные, как то обыкновенно у Черемис и у Вотяков бывает, или покрываются токмо выстроченными платками, как у Чуваш носят. Женский убор надевают на девок при свадьбах в церемонии. Все вышеупомянутые народы больше синий и красный цвет в платье любят.
Г.Ф.Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов - Казань 1756 г.
Примечание. Великий этнограф имел ввиду здесь три народа - марийцев, удмуртов и чувашей. Также по головному убору можно было отличить девицу от замужней женщины и у русских и у татар.
Электричество в губернской Вятке в столыпинские времена
Электричеством в городе Вятке освещались главные улицы при посредстве 348 лампочек, в общественных и частных зданиях находится до 1228 лампочек разной силы и для подачи электроэнергии, как рабочей силы, установлено 8 моторов. Отпущено было электроэнергии на 90734 р.11 коп., а на содержание станции израсходовано 75759 р. 6 коп.
Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г., с.43
Река Немда в описании 1928 года
Представляем вашему вниманию публикации из уникальной научной работы 1928 года - "Описание Маробласти" М.Н.Янтемира, посвященной описанию кантонов Марийской республики (в том числе территорий вышедших из состава Вятской губернии). В своей работе М.Н.Янтемир постарался осветить не только географию марийских кантонов, но и историю, и быт живущих на них народов. В целом получилось очень интересно и познавательно даже для наших дней...
Река Немда (Немдэ-вязкий) берет начало в южной части кантона на возвышенности у деревни Басалаева, где начинается Юшутка, делая здесь 8 верст и скрывясьа в Торьяльском кантоне, выходя в Сернурском кантоне в его северной части, известной под общим названием Кукнурской, и делается естественной границей области и кантона по смежеству с Уржумским уездом. С восточной стороны Немда течет в северо-западном направлении, в каковом же прорезает Торьяльский кантон в южной части, поворачивает на север и, прорезав так называемый Кичминский (Кичминская волость) клин Яранского уезда, перерезает в северо-восточном направлении Кукнурский район Сернурского кантона, дальше течет в северном направлении, при чем по всей границе кантона она течет против течения реки Вятки.
М.Н.Янтемир. Описание Маробласти. Сернурский кантон. Выпуск 7 – Йошкар-Ола 1928 г., с.8-9
Вятская земля - страна Беловодья...
Мы, жители Вятской земли, самое счастливое племя. Мы живём в потаённом сердце России, в последней вечевой (вековой и народной) республике Руси. В самом обжитом регионе мира, в стране нетронутого городской суетой крестьянского родовитого дворянства. Вятка – всему богатству матка! Вятская земля это и есть истинное Беловодье, без водопадов и чудес, без гор Алтая и Памира, а на берегах малых и больших, но не великих рек, поселились вятские люди. Вятшие – лучшие. Вятская губерния с 1851 по 1891 год была самой населённой губернией Российской империи, а по числу крестьян вплоть до революции. 25 тысяч заимочек, выставков, починков, деревень и сел основали наши родители на этой благодатной земле, такого количества населенных мест нет больше ни в одном регионе России и любой страны. Вятская губерния в 1891 году охватывала 11 уездов, 308 волостей, 23 тысячи населенных мест. Именно в 1891 году проведена Перепись домовладельцев, землевладельцев и владельцев лошадей Вятской губернии.
Василий Старостин. "Книга Вятских родов".
Необычные природные явления в истории Вятского края
1902 год. Декабрь. По вечерам 8 и 9 декабря жители города Вятки могли наблюдать очень интересное и редкое явление – падение метеоров значительных размеров. Один из метеоров, пролетая над городом 8 декабря (воскресенье) в 10 ½ часов вечера, был по величине от четверти до фута в диаметре.
Памятная книжка Вятской губернии - 1903 г., с.139
Вятские умельцы
Яранск. «Вятский край» сообщал, что на Нижегородской выставке экспонируется крестьянином из Слободского уезда деревянная швейная машина; раньше когда-то вятичем экспонировались деревянные часы. Уезд Яранский имеет не менее исключительного кустаря в лице пригородного черемисина, который занимается выделкой «деревянных» велосипедов, состоящих в сущности наполовину из дерева и железа. Велосипеды эти кустарь-черемисин продает за 7 рублей за штуку, и в Яранске на подобном велосипеде катается часовщик Ермин, и его «самокат» немного уступает дорогим машинам его партнерам по велосипедному спорту. Очень будет жаль, если яранский деревянный велосипед ввиду его оригинальности, не будет фигурировать на Нижегородской выставке в числе прочих земских экспонатов.
Вятский край - 1896 г. № 65
Вятская жизнь сто лет назад: прибытие беспризорных детей из Петрограда
Прибытие детей из Петрограда. На днях в город Вятку прибывает 1200 человек детей от 5 до 15 лет. Из них 600 человек будут размещены в городе Вятке, а остальные – в уезде. Члены «Союза Помощи беспризорным детям» избрали комиссию по организации встречи прибывающих детей: из своих членов, из союза солдаток и других лиц, желающих приголубить на чужбине детей, оторванных, благодаря невзгодам, от своих родных.
Вятская правда - 1920 г. № 2 28 марта.
Деревни Оршанского района или бывшего Оршанского прихода Яранского уезда
Видякино
Каракша
Клюкино
Овечкино
Орша
Филимоново и другие
Эти и другие названия встречаются в дореволюционных метрических книгах Оршанской церкви. Интересно, если проезжать по автодороге Йошкар-Ола-Яранск, вдоль дороги можно увидеть указатели с названиями тех же деревень. Можно сказать, увидеть названия большинства деревень, существовавших здесь до 1917 года, хотя некоторые из них и изменили немного свои названия, как будто не было здесь процесса ликвидации "неперспективных" деревень в прошлом веке ...
На фото: деревня Клюкино Оршанского района Республики Марий Эл. Фото с сайта https://www.komandirovka.ru/cities/klyukino/
Исчезнувшие деревни Вятского края: Иловатка (Орловский район)
Иловатка. Расстояние от г.Орлова около 7 км. Деревня находилась на берегу Вятки, в Иловатском затоне, где были расположены мастерские пароходства Булычева, позднее Товарищества Вятско-Волжского пароходства. Мастерские были «оборудованы разными приспособлениями для производства работ и обставлены многочисленными помещениями для жилья рабочих и служащих».Залив довольно большой, в затоне «зимовало» до 25 судов. Действовали механическая, медеплавильная, кузнечная и слесарная мастерские, паровая лесопилка и сушилка для теса. Зимой в затоне были заняты до 800-1000 человек. Это первое по времени возникновения и крупнейшее судоремонтно-судостроительное предприятие в бассейне р.Вятки. Организовано оно не ранее 1863 г. – даты основания пароходства орловских купцов Булычевых.
С повышением арендной платы в 1912 г. мастерские с уникальным оборудованием, жилые постройки и церковь перевезли на 268 верст ниже по течению в Аркульский затон.
Энциклопедия земли Вятской. том первый, книга вторая: села деревни – Киров 2002 г., с.365-366
На фото: фотографий затона не удалось найти, но память о нем была увековечена в названии парохода "Иловатский затон"... Фото с сайта https://fleetphoto.ru/photo/238036/?vid=79866
Крестьянские фамилии: отич и дедич
Крестьянам, как низшему податному сословию, фамилий ни в 17, ни в 18, и даже в 19 веках официально не полагалось. Если в ревизских сказках или исповедальных ведомостях мы встречаем трехчленные имена, например, Петр Нестеров Минеев, то это, возможно, пока еще не фамилия, а имя. Отчество (от Нестера) и дедичество (от Минея). Мы узнаем при этом имена трех поколений наших предков. Впоследствии имена фамилия могла закрепиться и Петровы, и Нестеровы, и Минеевы. С подобными случаями родоведы нередко сталкиваются. Очень часты в этой социальной среде так называемые «уличные фамилии», при этом родные братья могли быть записаны по-разному. И удивляться здесь не стоит.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.22
Примечание. На первый взгляд все написанное больше походит на фантазии автора. А как считаете Вы?
Фото С.М.Проскудина-Горского
Вятские слова и выражения: середа
Середа, ж. Кухня. – Куды-то рукотерник задевала. – На середе у залавка валеется.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.214
Фото, сделанное в старинном доме в Уржумском районе
История Вятского края в поэзии. Первое мая 1936 года в селе Русский Турек
Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки.
И пели девушки-подростки
На берегу своей реки.
И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.
Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход,
Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.
Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная
Большая Родина моя.
А.Твардовский
На фото: главная улица села...
Легенды Вятского края: золотой пенек
Рядом с селом Петропавловское расположен глубокий овраг, склоны которого покрыты густым лесом. По дну этого оврага протекает небольшая речка Ишлык.
Старожилы рассказывают, что если пойти в лунную ночь на берег этой речушки, то можно найти золотой пенек. Многие пытались взять его, да не смогли, потому что не знали заветного слова. А если прикоснуться к нему без этого слова, то руки прилипнут к тому золотому пеньку и никакими силами их не оторвать.
Много удальцов отправлялись на поиски золотого пенька, но многие из них так и не нашли его, а кто нашел – сгинул.
Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.14
Вятские села и деревни: деревня Мурино (Сунский район)
Во времена волостного правления деревня была центром Муринского общества. В 1885 году здесь жил 221 человек в 33 хозяйствах, держали 39 лошадей, 50 коров, 33 человека были грамотными.
Расположена деревенька вблизи небольшой речки Курчумки. До конца 1920-х годов д.Мурино относилась к Екатеринской волости Нолинского уезда, жили в ней в основном крестьяне-середняки.
С началом коллективизации организовали колхоз «Муринский». Лошадей держали в больших частных дворах по 5-6 голов, так как не было общественных построек. На второй год построили конный двор, купили новые молотилки, сеялки, жатки, а из частных амбаров – склад для зерна. Кроме зерновых, сеяли лен, который обрабатывали вручную в частных банях, позже приобрели мялки. Потом еще появились свиноферма и молочно-товарная ферма.
В 1949 году колхоз «Муринский» объединился с колхозами деревень Малая Яланка, Козули, Сычи, Плишки и стал называться «Им. Мичурина». Через год он вошел в состав колхоза «Им. Ленина», а год спустя – «Им.Калинина». В 1965 году при реорганизации был разделен на два совхоза. К «Муринскому» отошли деревни Матушкино и Крысы. Всего в составе колхоза было 26 деревень и 556 рабочих.
В 1987 году в Мурино построен типовой Дом культуры, а в 1998 г. – современное здание школы. Долгое время здесь работал директором И.М.Зорин, при котором в Мурино появилось удобное жилье, типовые фермы, склады и зерноочистительные комплексы.
Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г., с.40-41
Храмы Вятской губернии. Церковь села Большая Кибья (Новотроицкое) Елабужского уезда
Приход с.Новотроицкое открыт по указу Св.Синода от 31 января 1861 г. № 141. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Алнаши, Можга, Пуже-Уча: с.Троицкое, д.Туташево, д.Большая Кибья, д.Зобнино, д. по речке Колошур, поч.Бобшур, д.Псеева, д.Кибья 2-го усаду, д.Кибья 3-го Усаду, д.Лудзи-Шудзи, д.Сарсак-Омга, д.Нижний Сырьез, д.Средние Юри, д.Акаршур, поч.Александровский, д.Тлой-Уча, поч.Боголюбовский.
Вначале богослужения совершались в молитвенном доме. В 1863 г. началось строительство каменной церкви и закончилось в 1865 г. Церковь строилась на средства, пожертвованные елабужским купцом Ф.Г.Черновым. В церкви имелись три престола: в холодной - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой – правый – в честь св. Троицы, левый – в честь Рождества Христова.
В 1908 г. построена и освящена приписная церковь в д.Сарсак-Омга.
Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 июля 1941 г. Здание передано под культурное учреждение.
Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики) – Ижевск 2000 г., с.56
Фото с сайта Родная Вятка
Храмы Вятской губернии: церковь села Ситьмы Нолинского уезда
Первоначально в селе была построена деревянная церковь с одним престолом во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. 18 марта 1765 года Преосвященный Варфоломей выдал грамоту на постройку в селе Ситьма вместо ветхой деревянной Афанасьевской церкви новой деревянной с тем же названием.
Протоиерей Терентий Степанов с выборными от прихожан подал прошение 24 февраля 1798 г. о строительстве в селе новой каменной церкви. Преосвященный Амвросий выдал на это прошение грамоту 13 марта 1798 года на постройку в селе вновь каменной церкви вместо ветхой деревянной во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских в теплом храме.
В архитектурном плане церковь представляет собой каменное здание высотой 14,1 метра. Вдоль продольной оси последовательно поставлены двускатный четверик храма с полукруглой апсидой алтаря и прямоугольная трапезная. В церкви в свое время хранился серебряный напрестольный крест 1794 года. В настоящее время сохранен один ярус, колокольни и главы утеряны. Закрыта церковь в 1938 году.
Священник Владимир Васильевых. Нолинск православный – Нолинск 2007 г., с.18
Фото с сайта sobory.ru
Со страниц старой печати: «Гимназия, главным образом, обслуживает мещан и крестьян уезда…»
14 октября 1911 года в женской гимназии города Сарапула состоялся традиционный годичный акт. Местная газета «Прикамская жизнь» писала: «Как видно из отчета, среди учениц преобладает демократический элемент, и гимназия, главным образом, обслуживает мещан и крестьян уезда, сословий беднейших и, следовательно, нуждающихся в образовании на месте».
Назад к списку