- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сентябрь: 16-30

К посту об электричестве в губернской Вятке...



Освещение улиц города Вятки. В настоящее время ночи становятся уже темными. Главная улица города Вятки особенно вся электрофицирована, а там, где электрических фонарей не имеется, не зажигают даже керосиновые фонари. Хотя керосиновые фонари и плохо светят, но все же лучше и при них, чем полнейший мрак.

Вятский вестник - 1908 г. № 160 27 июля

 

Храмы Вятской губернии. Церковь села Балдейка Елабужского уезда 


Николаевская церковь (1909-1939). Приход с.Балдейка открыт по указу Св.Синода от 28 января 1908 г. № 1147 и назван Николаевский. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход Бемышевского завода, сел Кизнер и Кулыгское, д.Балдейка, д.Янгур-Чмо-Чабья, д.Ярмушан-Ключи, д.Кочетло, д.Тузьмо-Чабья, д.Айдуган-Чабья, д.Елоха, поч.Петропавловский. 
До окончания строительства церкви при д.Балдейка богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан в мае 1899 г. и приписанном к церкви Бемышевского завода. По указу Вятской духовной консистории от 20 марта 1907 г. разрешено обратить молитвенный дом в церковь. 
Молитвенный дом преобразован в церковь с одним престолом, которая была освящена 22 сентября 1909 г. во имя св. Николая Чудотворца (село стало называться Николаевское). 
Николаевская церковь была закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 28 декабря 1939 г. Здание передано под школу. 

Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики) – Ижевск 2000 г., с.45-46

 

Из истории вятского пароходства. На мели...



Вышедший вчера из Вятки, в 4 часа дня пассажирский пароход Тырышкина «Любимец» сел на мель около села Филейского, почти на глазах от города Вятки, и просидел здесь более 3 часов, пока не пришел к нему на выручку из Вятки другой буксирный пароход Тырышкина же «Вестовой». 

Вятский край - 1896 г. № 65

 

Эхо криминальной революции 1905-го...



Разбойничье нападение. На днях в Воткинском заводе, вечером, в проходившего по Витильской улице, крестьянина Бузылева неизвестным мужчиной было произведено два выстрела из револьвера, которым он был ранен оба раза в спину. 
Неизвестный успел скрыться. Через два дня, 25 февраля в 8 часов вечера, шедшие по Ереминой улице урядник и городовой, собиравшие сведения по поводу нападения, встретили мужчину, по приметам похожего на лицо, стрелявшего в Бузылева. 
Урядник распорядился его задержать. Когда городовой приблизился к неизвестному, последний выхватил из кармана пальто револьвер «Смитта и Вессона» и в упор наставил на Мосунова. В это время подбежал урядник и схватил неизвестного. 
При обыске в кармане у него оказались два заряженных револьвера 7 и 9 мм., причем 4 патрона в 9-мм. револьвере оказались давшими осечку, что дает основание заключить, что неизвестный хотя и стрелял в городового из револьвера, но последний дал осечку. 
При неизвестном, оказавшимся крестьянином Пермской губернии, Алексеем Малевым, 25 лет, временно работающем на заводе, найдено 12 штук патронов. 

Вятский вестник - 1908 г. № 54

"Вятский вестник" в основном размещал чаще всего такие статейки. Именно из этой газеты вернее всего можно было узнать об убийствах, грабежах и поджогах. В наше время такое издание назвали бы "желтой прессой"...

 

Новый (старый) способ кражи меду из ульев



Кража меду с ульев. Местные пчеловоды встретили появление специализирующихся на кражах меда из ульев воров, которые не только крадут мед, но и губят пчел, вливая для того, чтобы пчелы не жалили, в улей воду, в которой пчелы или тонут или, подмочив крылья, не могут летать. Так в ночь с 17 на 18 июля было 2 случая кражи меда из ульев - первый на пасеке В.К. Малышева, где воры, погубив пчел, унесли 5 рам с медом, и второй - на пасеке эконома губернской больницы, у которого таким же образом похищено около десятка рам.

Северное слово - 1913 г. № 157

 

Вятская жизнь сто лет назад. Ликвидация Залазнинского имения


Ликвидация Залазнинского имения. Губсовнархозом предложено Глазовскому уездотделу образовать ликвидационную комиссию для распределения построек и имущества ликвидируемого бывшего Залазнинского имения. Предполагается три дома с надворными постройками передать больнице, здание конторы, кладовые и кузницу – слесарной артели, лесопилку – улескому. 

Вятская правда - 1920 г. № 57

 

"Проклятая самогонка". Из печати 1917 года 



Сумасшествие от самогонки. Верхошижемская волость Орловского уезда. Самогонку научились курить и в Верхошижемской волости Орловского уезда. Один солдатик, вернувшись с театра войны в отпуск на родину, при встрече с родными так нализался самогонки, что попал на излечение в психиатрическое отделение, где пролежал несколько месяцев. Теперь, сказывают, вылечился от психического расстройства и спешит на военную службу, на защиту Родины. Он говорит, что больше никогда не будет пить «проклятой самогонки», которая довела его до сумасшествия. 

Крестьянская газета - 1917 г. № 62

 

Из описания Вятской губернии: река Суна в Нолинском уезде



К правым же притокам Вои принадлежит река Суна, верховье которой в северо-западном углу уезда, в полях починка Нечунавского, Верхосунской волости, - это самый большой приток Вои. Суна имеет в своем течении в общем направление с северо-востока на юго-запад, хотя это направление не на всем ее протяжении строго выдержано. Так, начиная с истока до впадения в нее двух наиболее значительных притоков, - Ошети и Ванчаза с Суходонкой и Красной (притоки Ванчаза), - Суна течет на юго-восток; отсюда направление течения изменяется в более южное, а это в свою очередь, близ с.Нестинского, уступает место восточному. Система Суны орошает почти весь северо-восток уезда. 
… Суна имеет русло довольно глубокое; правый берег ее до села Нестинского – нагорный, левый – плоский; начиная от села Нестинского, течение реки принимает долинный характер, почему по Суне много хороших сенокосов. 

Материалы по статистике Вятской губернии т. 5: Нолинский уезд – Вятка 1889 г., с.6-7

На фото: речка Суна под мостом у одноименного поселка

 

"Насколько длинна вятская зима, настолько же бывает коротко вятское лето..."



Насколько длинна вятская зима, настолько же бывает коротко вятское лето: вполне летними месяцами можно назвать только два – июнь и июль. За это время погода бывает по большей части ясная и теплая. С половины августа, а иногда и ранее, начинаются дожди, погода делается холоднее. В конце августа или в начале сентября начинаются уже легкие утренние морозы. Осень бывает по большей части пасмурная, холодная и дождливая с резкими переменами тепла и холода; снег выпадает и растаивает по несколько раз и только к концу октября замерзают реки и устанавливается зимняя дорога.

К.В. Лавринов. География Вятской губернии – Вятка 1909 г. , с.27

 

Об одежде чувашских женщин в старину



Чувашские женщины носят головной убор, что надлежит до волосов, повязок и спинного украшения, такой же, какой черемисские носят древнего роду платье. Повязки с лопостями висячими на спине называются у них Гастар и Кошла. В праздничные дни или когда сряжаются в гости идти, надевают они с правого плеча на левый особливый ремень, или широкую перевязку из снурков сплетенную, которая спереди и сзади также, как повязка, выстрочена бывает, а сей ремень называют они девет. Рубашки и прочее платье носят такое же, как черемиски.

Г.Ф.Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов (1756, 1759, 1791). 
Фото с сайта https://twitter.com/ulcult/status/1001097031757238272

Примечание. В бытность Вятской губернии чуваши проживали на самом ее юге, в Елабужском уезде, на границе с Казанской губернией

 

Буйство природы в истории Вятского края



17 мая 1900 г. В деревне Нижние Шуни Малмыжского уезда, около вечера разразилась страшная гроза с ливнем и градом. Образовалась в селении сплошная масса воды во всю ширину улицы, глубиной от 1 ½ до 3 аршин; вода с невероятною силою кинулась из деревни по наклонному направлению - на луга, снося этим течением строения и все, что находилось на улице и во дворах жителей. В одной снесенной наводнением татарской избе унесло целую семью из 10 человек.

Памятная книжка Вятской губернии за 1901 г. - Вятка 1901 г., с.184

 

О благоустройстве дореволюционной Вятки: водопровод и телефонная сеть



Длина водопроводной сети в отчетном году достигла до 12 ½ верст. Для противопожарных надобностей на линии водопровода установлено 75 пожарных кранов и устроено 8 водоразборных будок. Воды с городской водокачки было подано 19 млн. ведер, получено валового дохода 31508 р. 67 к., а израсходовано 14790 р.37 к. 
Число абонентов, пользующихся телефонной станцией, достигло до 400, из них платных 375. Протяженность телефонной сети к 1910 г. достигло до 30 верст. Получено платы 13769 р. 23 к., а на содержание телефонной станции израсходовано 8199 р77 к. 

Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г. , с.143

 

Вятская речь. Что такое пехало?



Пехало. Сущ., ср. пихало. Доска до 1 аршина длиной и до 3 вершков ширины. По средине дира, через которую доска насаживается на черень – палку до 3 аршин. Употребляется для сгребания вороха, для сгруживаня семян (зерна) при сушке в печках. Пехало употребляется при очистке дворов от сора, снега.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.

Фото с сайта https://ok.ru/mamakniga/topic/67158568323979

 

Природные достопримечательности Кировской области: ручей с карстовым гротом у деревни Глекмашор 


Глекмашорка – маленькая речка, один из притоков реки Байсы. Протекает она по щебенчатому ложу глубокого оврага с крутыми склонами. Именно здесь, у бывшей деревни Глекмашор, находится один из государственных памятников природы – ручей с карстовым гротом. Свое начало он берет из источника, расположенного в верхней части короткого оврага, и стекает в речку Глекмашорку по левому склону оврага, как раз напротив центра деревни. 
В русле ручья несколько ступеней. Самая высокая из них достигает трех метров. С нее струи воды падают вниз, образуя небольшой водопад. Уступы ручья, разнообразные натеки и корки созданы выходами пластов известняка и известкового туфа – пенистых крупнопористых известковых отложений пресноводного источника, вода которого богата солями кальция. 
Однако самое удивительное находится рядом с водопадом: природа образовала здесь небольшой грот, глубиной не более полутора метров. Свет фонаря делает его сказочно-таинственным, взору открывается картина, которую спелеологи встречают только глубоко под землей, в обширных карстовых пещерах. Среди кальцитовых и туфовых натеков, всевозможных корочек с потолка грота свисают различных размеров сталактиты, а со дна навстречу им поднимаются сталагмиты всевозможных форм. 
Солнце почти не проникает в овраг: склоны его покрыты густыми еловыми зарослями. Здесь всегда влажно: вода шумит, бурлит, разбивается на множество пылевидных капель, моросью оседающих на стволах деревьев и замшелых валунах. В летний зной здесь хорошо отдохнуть от палящей сухости и яркого солнца. 

Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.12-13 

 

«Открываю словарь Васнецова…» 



Мы снова начинаем помещать значения вятских слов из «Материалов для объяснительного областного словаря вятского говора» Н.М.Васнецова, а вот есть и стихотворение, посвященное этой замечательной работе нашего великого земляка… 

Если тучи на сердце свинцовы, 
Если я, как заблудший, брожу – 
Открываю словарь Васнецова 
И отраду душе нахожу. 
Открываю словарь Васнецова – 
И, в родные раздолья маня, 
Первородное вятское слово, 
Словно солнышко греет меня. 
Будто снова на родине милой 
Пью внападку струю родника, 
Будто я на чужбине постылой 
Повстречал и обнял земляка! 
Или в детстве, не помнящей ссадин, 
Веря в счастье, что ждет впереди, 
Припадаю, набегавшись ссадин, 
К материнской надежной груди. 
Вековечное жизни начало! 
Как его не любить, не беречь, 
Чтоб сияла, струилась, звучала 
Самородная русская речь! 

А.Гребнев

 

Александро-Невская церковь поселка Уни и ее история 



В связи с увеличивающимся населением прихода, Унинская Спасская церковь со временем стала мала для проведения богослужений. Возник вопрос о возможности расширения храма. В 18881 году составили о том приговор и в результате споров решили построить новую каменную церковь. 
Архитектор Дружинин В.М. сделал проект храма с тремя приделами вверху и двумя внизу. На постройку такого громадного храма не хватило бы денег, тогда архитекторы Савицкий и Чарушин И.А. внесли изменения в первоначальный проект. Строился храм долго, 22 года. На устройство его было израсходовано до 70 тысяч рублей. В дело устройство храма много забот и средств внес лично Нолинский мещанин, унинский торговец Иван Александрович Ложкин. Он являлся председателем церковно-приходского попечительства. За активное участие в строительстве, в церкви был устроен Ложкинский склеп. 
Иконы для нового храма писали Н.А.Тронин – Петербургский художник (верхний этаж) и иконописец из города Вятки Черногоров (нижний этаж). 
1 декабря 1904 года освятили главный престол в честь Благоверного князя Александра Невского, и храм назвали Александро-Невским. На освящение новой церкви приезжал вятский епископ Филарет с членами духовной Консистории. Второй престол в честь св. Иоанна Златоуста освятили в том же году. 

Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Уни 2006 г., с.8 

На фото: Александро-Невская церковь во время строительства (фотофонд ЦГАКО)

 

Фамилии в честь городов: Сергей Кузьмич Саратов 

Мы привыкли к советской практике, когда в честь известных людей называли не только улицы, но и целые города и области. Кстати, до 1917 года не было такой практики, в лучшем случае имена людей (как правило, из царствующего дома) присваивались учреждениям и дорогам. Например, современные Горьковская железная дорога и Областная библиотека имени Герцена до 1917 года носили имя царя Николая, и это справедливо, т.к. железная дорога была построена при одном царе Николае, а библиотека была учреждена в царствование другого. Может когда-нибудь историческая справедливость восторжествует, и и Николаевская железная дорога снова станет Николаевской, т.к. великий пролетарский писатель не имел к ней ни малейшего отношения....
В царское время редко, но бывало и так, что фамилии людям присваивались в честь городов, причем давалось именно прямое название города. Например, в метрических книгах села Салтакьял Уржумского уезда встречается житель деревни Шурга прихода этой церкви мариец Сергей Кузьмич Саратов (ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.245 л.46). Еще один мариец с такой же фамилией встретился в метриках соседнего прихода села Русские Шои (возможно, они были даже родственники). Не секрет, что давая марийцам фамилии в начале прошлого века, духовные отцы будто соревновались в изобретательности. Нередко фамилии давались оригинальные - например, Пушкин или Донской. Видимо, фамилия Саратов была из-той же оперы. А может фамилия происходила вовсе не из-за известного волжского города, а от какого-нибудь марийского слова? 
Известно, что вятские лесопромышленники сплавляли лес в низовые вятские города, в том числе в Саратов. На сплаве работало много вятских (уржумских) крестьян. Кто знает, может данная фамилия появилась по желанию самого человека, как воспоминание о своей жизни?
Может кому-то тоже встречались подобные фамилии с прямыми названиями городов?

 

Вятские села и деревни: Порубово (Афанасьевский район) 



Порубово, д., входит в Илюшовский сельский округ. 
Расстояние до центра округа 0,5 км. Первые поселенцы – зыряне с р.Поруб Коми-Пермяцкого округа, прежнее название: Мушкарята (Мушколовы). Согласно легенде поселилась многодетная семья, муж учил жену стрелять – «целиться в мушку». 
По берегам реки рос раменный лес, люди выбрали мыс 20-метровой высоты над уровнем Камы и назвали его СУВДАЧЕЙ («сувда» - высокая, большая; «чой» - гора, рука). На склоне мыса «Большое поле», где хоронили умерших, есть легенда «о чертовой тропинке». В Иванов день (7 июля) около часовни развертывалась торговля, а в реке и ныне купают иконы. Существует обряд: грешные заходят в воду по пояс, а самые грешные – по горло. 

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревня – Киров 2002 г., с.50 

На фото: такие дома стоят в этой деревеньке. Фото из объявления о продаже, размещенного года назад (https://multilisting.su/r-n-afanasievskiy/d-porubovo/..). Дом 2000 года постройки...

 

Железнодорожное строительство в Кировской области в советское время и несбывшиеся проекты 

Строительство железных дорог в крае, хотя и медленными темпами, но шло весь 20 век, а в 1970-1990 годах началась и реконструкция построенного. На наших глазах исчезли старые деревянные железнодорожные вокзалы, взамен их выросли современные. Конечно, жаль красавца вокзала в Котельниче, где все дышало стариной: и деревянные ступени, и пол, и изразцовая печь, но время неумолимо: и вырос новый вокзал, по архитектуре не менее интересный. Пришла очередь и мостам: и вот заменяется на новый мост через Вятку у Вятских Полян. Интересное решение придумали в Лузе: построив новый мост, там не убрали и старый, приспособив его для проезда машин и перехода пешеходов. 
Анализируя прошедший 20 век, мы видим, что все строительство железных дорог проводилось по проектам, разработанным еще до 1917 года. Принципиально нового ничего не было придумано, а из старых планов не все удалось воплотить в жизнь: нет прямой дороги на Казань и Поволжье, нет железных дорог в центре области к Нолинску, Уржуму, Малмыжу, о чем мечтали наши предки. Приходят в упадок тупиковые железные дороги на Слободской и к фосфоритным рудникам. 
Если посмотреть на карту железных дорог нашего региона, то можно увидеть, что не достроены в 20 веке три важнейшие железные дороги на территории Кировской области: 
1. Яранск-Котельнич (вариант Яранск-Шахунья), дорога, напрямую соединявшая бы Киров с Поволжьем; 
2. Киров-Кильмезь (железнодорожная станция в Удмуртии), связавшая бы юго-восток и центр области; 
3. Продолжение железнодорожной ветки Яр-Фосфоритная. 
Разработанный проект Белкомура очень бы способствовал развитию северо-востока области. 
Железнодорожным строителям есть где поработать в Кировской области. Остается только надеяться, что придет время и найдутся средства (может, даже и привлечение частного капитала) для развития нашей территории. Не хотелось бы только, чтобы была очередная война, потому что, как показывает история, именно в военное время шло активное железнодорожное строительство на северо-востоке России. Будем верить, что и по нашей области пойдут скоростные поезда и сеть железных дорог будет увеличиваться. 

В.С.Жаравин. Железные дороги. История строительства - Киров 2018 г., с.125-126

 

Хроники царского времени: тихие забастовки столыпинского времени 

29 ноября 1909 г. Сарапульская «Прикамская жизнь» писала: «… В субботу на заводе И.Н.Михеева объявили об увеличении рабочего времени на один час и об уменьшении зарплаты. То же и на заводе М.В.Пешехоновой. 1 декабря на Вятской улице у конторы Пешехоновой можнобыло наблюдать толпу рабочих. Они волновались, но ни шума, ни гама не было». 

Примечание. «Они волновались, но ни шума, ни гама не было» - разумеется, при премьер-министре Столыпине иначе и нельзя было, иначе просто можно было попасть прямо на виселицу. Поэтому Петру Аркадьевичу удалось пресечь путем жесткого законодательства в короткие сроки разгул преступности и революционных настроений после 1905 года. До 1917 года в стране будет спокойно (не считая обычного криминала)…

 

Из вятских писем Первой Мировой: «Когда здоровый человек – нужен правительству, а заболел так «это пройдет потихоньку…» 



18 мая немец пустил машинами какой-то зеленый ядовитый отравительный газ – у нас некоторые люди только через 15-20 минут падали безжизненно на землю, помирали кровяной рвотой в нос, нос и уши; отравлено было по фронту версты на 4 длины, т.е. 217-й, 218-й, 53-й и 54-й полки, из которых померло наполовину, а вторая осталась, хотя живые, но неизвестно, когда мы вылечимся, язык говорит, а на сердце давление и все члены как окормленного таракана от буры. Не знаем поможет ли медицина. Вот по госпитализациям нас возят с 18-го, сегодня 27-е, лечению еще не предавали и говорят: «Все это пройдет отравление постепенно». Нам кажется как страшно, когда здоровый человек – нужен правительству, а заболел так «это пройдет потихоньку», все вздумается и помнится, хотя бы Господь помог нашему здоровью». 
Письмо Г.Северюхина С.Северюхину в Ижевский завод. Ранее 12 июня 1915 года

ЦГА УР ф.255 оп.1 д.5 л.44 

На фото: кадр из фильма "Батальон" 2015 года

 

Храмы Вятской губернии. Церковь села Алнаши Елабужского уезда 



Свято-Троицкая церковь (1763-1940 гг.). Приход с.Алнаши открыт по определению Св. Синода от 31 июня1751 г. по представлению Казанской новокрещенской конторы. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Можга: Алнаши, Средняя Шудзя, Средняя Вомга, Верхняя Варзи-Омга, Варди-Пелга, Уча-Пелга, Цакма-Шудзя, Малая Сота, Вишур-Шудзя, Тумбаш, Казакова, Старая Дзюмья, Илкибаева, Асанова, Байгидина. 
В 1761 г. Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским и Свияжским, дана храмозданная грамота на строительство деревянной церкви в д.Алнаши. Церковь построена и освящена 20 мая 1763 г. во имя Св.Троицы. В 1791 г. приход перечислен из Казанской епархии в Вятскую. 
По указу Вятской духовной консистории от 14 мая 1815 г. № 1486 решено построить новую каменную церковь вместо ветхой деревянной. 4 июля 1819 г. Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма во имя Св. Троицы с двумя приделами. Первый престол нового каменного храма построен и освящен 1 октября 1822 г. в честь Апостолов Петра и Павла. Главный престол в холодном храме освящен 29 июля 1836 г. в честь св.Троицы. Третий престол не построен. 
В 1888 г. с разрешения епархиального начальства теплый и холодный храмы соединены вместе. В 1903 г.началось расширение храма. Вместо Петропавловского престола устроены два: правый – в честь Преподобного Евфимия Нового, освящен 21 августа 1905 г.,левый – в честь Св.Мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен 22 августа 1905 г. Главный престол остался прежний – во имя Св.Троицы. 
Свято-Троицкая церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 5 сентября 1940 г. Здание передано под кинотеатр. 

Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской республики) – Ижевск 2000 г., с.40 

Фото с сайта "Родная Вятка"

 


Вятское золото 

В 40-50-х годах на север нашей области бежало много уклоняющихся от отправки на фронт, скрывавшихся от отправки на фронт, скрывавшихся от сталинских репрессий и дезертиров с фронта. Начались массовые убийства местных золотоискателей, живущих в поймах рек Кобры, верховий Вятки и Камы. На руках у бежавших с фронта было немало оружия. Чтобы завладеть накопленным золотом или хотя бы узнать о лучших золотоносных местах, а у каждой семьи были свои, известные только им, участки, передававшиеся как по наследству от поколения к поколению, то дело доходило до безжалостных расправ – вырезались целые семьи и даже деревни. Для предотвращения погромов и массовых убийств в Кирове начали формироваться отряды и группы из милиционеров, которые отправлялись на север для подавления насилия. В то время было заведено много уголовных дел поэтому поводу. 

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.21-22 

 

Вятская фамилия Прозоровы. Происхождение купеческого рода Прозоровых 

Фамилия Прозоровых – самая распространенная среди крестьян Якимоваганской волости Вятского уезда (Вятской губернии), а, быть может, и среди других волостей и губерний. За последнее время она все чаще и чаще стала выплывать на свет и даже знаменитый Чехов в своей пьесе «Три сестры» придал им фамилию Прозоровых. Корень этой фамилии, вероятно, затерян во времени, но одну из ответвлений его представляется возможным проследить по записной книжке Семена Антоновича Прозорова, собственноручно им ведомой и помеченной 1771 годом. 
Семен Антонович Прозоров происходил из крестьян Якимоваганской волости Вятского уезда. Жил он в деревне Крутецкой и владел Средневагинской мельницей, доставшейся ему в 1764 г. по разделу от первоначальной владелицы Александры Фирсовны Прозоровой, приобретшей мельницу с публичных торгов в 1724 году. В 1769 г. Семен Антонов женился на девице 19 лет, Фёкле Андреевне. В течение брачной жизни у них родилось 17 детей, из которых каждый умирал через несколько месяцев, а пережили из них только трое: две дочери, Александра и Фаина, вышедшие позднее в замужество, и сын Алексей, родившийся 12 марта 1780 г. 
Какую деятельность вел Семен Антонович, по записной книжке уследить трудно, в заголовке ее он пишет: книжка купца города Хлынова, но чтоб он вел какую-либо торговлю из записей не усматривается, хотя он беспрестанно ездит в Соликамск, Архангельск, Котельнич, Казань, добавляя при этом, что с хозяином; побывал и в Соловецком монастыре. Службу он нес заседателем в магистрате и совестном суде, получая жалованье 250 руб. в год. Между прочим, отметил, что на поездку в город Казань они уплатили возчику за трех лошадей вперед и обратно 24 рубля и 3 осьмины овса по 30 коп. за осьмину. Переезд продолжался по пять дней в каждый путь. 
Из проявлений общественной жизни его времени в книжке отмечены: за 1772 год – освящение холодной церкви Собора и 1773 год - поднятие колокола. За 1774 год 2 июня в 5-м часу утра была превеликая погода, снесшая много крыш с домов и мельниц, погнувшая купола. Того месяца 5 числа преставился вятский епископ Варфоломей, а на его место прибыл епископ Лаврентий, скончавшийся 13 марта 1796 г. 23-го апреля 1775 г. последовало опубликование о замирении войны, начавшейся в 1767 г. Тогда же было объявлено о налогах с купцов, имеющих капитал свыше 500 рублей, а лиц, имеющих менее, переименовать в мещан, а в 1796 г. уже был объявлен налог по гильдиям. 22 декабря 1780 г. открыто Вятское наместничество, и он выбран заседателем в Вятский губернский магистрат. В ноябре 1796 г. отмечена кончина императрицы Екатерины Алексеевны и воцарение Павла Петровича, а за 12 число марта 1801 г. отмечена смерть последнего и воцарение Александра Павловича. 
Запись дальнейших событий, за перечислением умерших родственников, в книжке прекращается 1811 годом. Страница оборвана и другой рукой написано: «Семен Антонович скончался 72 лет». Оставшийся в живых из его 17 детей единственный сын Алексей, как выше сказано, родился 12 марта 1780 г. В записной книжке его родителя, помимо его рождения, имеется единственная отметка: «В 1795 г. Алексей был в Соловецком монастыре». 

А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели (мемуары) – Киров 2010 г.,с.7-8 

 

Вятлаг: краткая историческая справка 

Вятлаг (Вятский ИТЛ). 05.02.38 г. – действовал и в 60-е гг. Дислоцирован в раб. пос. Рудничный Кайского р-на Кировской обл. Численность: 01.04.38 г. – 11.855; 01.07.41 г. – 16732; 01.01.42 г. – 28643; 01.01.43 г. – 16492; 01.01.44 г. – 11979; 01.01.45 г. – 13200; 01.01.60 г. – 18221. Лесозаготовки, деревообработка, выпуск шпал, мебели, изготовление музыкальных инструментов, строительство целлюлозного завода, лесовозных ж/д веток, обслуживание лесозавода, кирпичного завода, ремонтно-механических, паровозо-вагоноремонтных мастерских, автодорог и т.д. 

В.Н.Тряхов. ГУЛАГ и война: жестокая правда документов – Пермь 2005 г.,с.572-573 

 

Уржум советский: другая жизнь, другие люди… 

Мы идем по городу. Почти семь десятилетий прошло с той поры, как отсюда уехал Сергей Миронович. Что осталось в сегодняшнем Уржуме от того уездного городка, кроме старинных зданий да вековых деревьев? 
Другая сейчас здесь жизнь, другие люди. Осталась только живая память, которая передается от человека к человеку, от поколения к поколению. 
Уржумцы идут нам навстречу, обгоняют нас или переходят улицу. Это работники асфальтного, маслодельно-сыроваренного, ликеро-водочного, пивоваренного или хлебного заводов, промышленного, бытового комбинатов или мебельной фабрики. А может быть, плодопитомнического совхоза, птицефабрики или объединения «Сельхозтехника». 
Если они молоды, то, возможно, ученики. Здесь каждый третий житель сидит за партой (35 процентов населения – учащиеся). На 12 тысяч жителей – четыре общеобразовательные школы, медицинское и сельское профессионально-техническое училища, зооветеринарный техникум, музыкальная и спортивная детские школы. 
Уржум строится. За последние годы возведены новые цехи предприятий, школа, пожарное депо, кинотеатр «Спутник», детский комбинат, универмаг, бытовой комбинат, баня и прачечная, гостиница, много жилых зданий. 
Уржум благоустраивается. Его улицы покрывают асфальтом, озеленяют, улучшают их освящение. 
Разнообразна культурная жизнь города. Здесь работают Дом культуры с народным театром юного зрителя и народным университетом культуры, два кинотеатра, Дом пионеров, три государственные библиотеки – районная, городская и детская. 
Трижды в неделю выходит районная газета «Кировская искра». 
Не так давно стараниями краеведа Н.Н.Арбузовой и общественности города создан народный краеведческий музей. Обязательно побывайте в этом музее, там вы много узнаете о прошлом и настоящем города. 

К.Верхотин. По кировским местам Уржума (экскурсия) – Киров 1971 г., с.10-11

 

Утраченное: Спасская церковь слободы Кукарки 



Спасская церковь – пятиглавый храм. Построена в 1862-1869 гг. под руководством вятского архитектора Г.Мартынова. 
Церковь заложена 1 июня 1862 г. Преосвященным Агафангелом Епископом Вятским и Слободским. Строилась на средства прихожан и посторонних благотворителей. Каменная ограда с железной решеткой построена в 1872 г. на средства приходского попечительства. 
В церкви было три престола, освященные 9 декабря 1869 г., 10 июня 1870 г., 28 февраля 1871 г. На этой же площади в 1903 г. построена каменная часовня на средства кукарского сельского общества в память посещения сл.Кукарки 30 мая 1901 г. Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери на Семиозёрной пустыни Казанской губернии. Приписана к Спасской церкви указом Вятской духовной 30 января 1901 г. Священник Спасской церкви Николай Александрович Кедров в 1869 г. открыл в Кукарке библиотеку, которая пострадала от пожара в 1875 г. и вновь открылась в 1896 г. В 1888 г. церковь расширена. Церковным старостой был Сергей Васильевич Лебедев (отец Александра Сергеевича Лебедева, который в 1910 г. организовал музей). 
Центральный придел во имя иконы Спаса Нерукотворного образа – Обруса, назван по наименованию часовни, находящейся на этой площади (время постройки неизвестно). Возможно, она была кладбищенской, т.к. располагалась вблизи Кукарского кладбища, было закрыто около 1817 г. 
В 1935-1937 гг. церковь была взорвана и разорена. Кирпич использован на строительство кинотеатра в г.Советске (ныне магазин «Динамика»). Разобрали и часовню. Остался от церковных зданий только кирпичный склад (на стадионе). 
На месте церкви в 1971 г. построено кафе «Кукарка», а Спасскую площадь занимает рынок, стадион и школа искусств. 

Сохранение исторических объектов и памятных мест Советского района Кировской области – Советск, Киров 2012 г., с.89-91

 

Крестьяне Свечинского края в царское время 



Общее количество населения в нынешних границах Свечинского района составляло в конце 19 века более 45 тысяч человек. В Котельничском уезде, куда входили эти земли с селами, деревнями и хуторами-починками, не было крепостных и дворовых крестьян. Реформа до государственных крестьян Вятской губернии дошла лишь в 1866 году. Они сохранили за собой всю землю, которой владели до этого, но не более 8-10 десятин на душу мужского пола. Основная масса крестьян получила по 5-8 десятин на мужскую душу, а часть – от 3 до 5 десятин. 
Положение крестьян осложнилось тем, что при сохранении за собой пахотной земли они лишились значительного количества леса, который, как известно, всегда в цене. Увеличился налог на землю, и повинности росли, как снежный ком, а крестьянские земельные наделы между тем систематически сокращались и дробились. В самой деревне после крестьянской реформы 1861 г., столыпинских земельных преобразований в начале 20 века активно шел процесс расслоения крестьян на бедноту, середняков и зажиточных. 
По статистическим данным Вятского губернского земства, за 1885-1892 годы в губернии было 17,9 процента безлошадных крестьянских дворов, а четыре процента крестьянских хозяйств совершенно не имели земельных наделов. 24 процента крестьян были малоземельными. 
Государственные крестьяне были обязаны платить подушную подать в размере от 7 до 10 рублей в год. Это было равноценно одной голове крупного рогатого скота. Средний годовой заработок крестьянина по найму исчислялся примерно в 18 рублей. Значительная часть своего дохода крестьянин должен был отдать государству. 

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.20-21 

Фото С.Лобовикова

 

Из Вятской хроники: первые богослужения при электричестве 



5 декабря 1909 года Сарапульская «Прикамская жизнь» писала «Его Преосвященство Мефодий, епископ Сарапульский, впервые при электрическом освещении совершил всенощное бдение в Покровском храме». 

Примечание. Если посмотреть на советские фотографии середины 20 века, церкви Вятской епархии освещались явно не свечками и многие имели электрическое освещение, если не все... Так прогресс шагнул и в православные храмы...

 

Старинные имена, сохранившиеся в вятских фамилиях (священнических) 



Агафонниковы. Священник села Верхосунья Нолинского уезда Агафоник Стефанов (1770) 

Андрониковы. Пономарь села Русановского Андроник Стефанович Мальщуков (1804) 

Логиновы. Логгин (такое написание было принято, так как латинское слово «долгий» писалось с удвоением) Маркович Кибардин (1718) жил в селе Лемском Глазовского уезда 

Лупповы. Пономарь села Арбажского в 1799 году Луппа Братчиков (латинское слово «луппа» означает «волк»). 

Минины. Вспомним Минина и Пожарского. В Вятке были свои мальчики с таким именем. Мина (Миней) Князев умер рано, оставив двух сыновей: Моисея (1798) и Косму (1799). В 1815 году в селе Косино служил пономарем Мина Огородников, бравый защитник Родины во время военной кампании 1812 г. 

Памфиловы. Диакон Николай Памфилович Князев (1820) служил в Нолинске в 1864 году 

Поздеевы. Поздейка Михайлов в 1692 г. был дьячком погоста Никулицкого 

Севастьяновы. В 1748 году в городе Слободском родился Севастьян Сергеевич Васнецов. 

Титовы. Священник села Пектубаево в 1914 г. – Николай Титов сын Игнатьев (1861 г.) 

Фалалеевы. Похоже, именно Фалалейко Сергиев (1675) из деревни Пантелеймоновской Слободского уезда стал основателем одной из священнических линий Сергиевых. 

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.199 

Фото из архива группы (неизвестные из семейного альбома священников Шевелевых)

 

Из описаний Вятского края: река Лаж



Река Лаж – правый приток Немды, имеет длину 65 верст, средний уклон 0.00038. Лаж берет начало у деревни Лаж-Мучаш (Юледурский район), т.е. почти на одной широте с главной рекой; течет почти все в меридиональном направлении; впадает в Немду южнее д.Ананура (Купсолинский район). По своей широте Лаж может соперничать с восточным течением Немды; течет по низким местам, по широкой долине, обильной лугами. Лаж принимает в себя слева: Уш, Нолька, Муш (Мушку) с Кугэнеркой, Большой Сердеж с Малым Сердежем и Крамасской, Шолнер, Ону с Большим Ключем, Тулбень, Пузю, Чукшу, Руж и Ялнер; справа: Кунурку, Олму, Пижай. 

М.Н.Янтемир. Описание Маробласти. Сернурский кантон. Выпуск 7 – Йошкар-Ола 1928 г., с.9

На фото: река Лаж у одноименного села (Лебяжский район). Фото с сайта https://www.drive2.ru/l/8543627

 

Из описаний Вятской губернии: Нолинский уезд



Рельеф Нолинского уезда. Нолинский уезд занимает самое высокое положение среди других уездов Вятской губернии, - вся площадь его почти сплошь представляет гористую местность, изрезанную по всевозможным направлениям речными долинами и оврагами. Самая возвышенная часть территории приходится на волости наиболее центральные – Сунскую и Кырчанскую, и южная часть Дворищенскую, на так называемый Сунской перегон, по которому проходит большая дорога из Вятки в Казань. Высшая точка перегона находится в деревне Осиповской и имеет до 1400 футов над уровнем моря. Наиболее же низкие места лежат по периферии (исключение представляет только запад - Чертищенская вол, одна из самых угористых и овражистых в уезде). Средина между центром и окружностью не представляет постепенного перехода от возвышенного к низменному пространству, идет волнообразно, повышаясь и понижаясь безо всякого порядка в самых разнообразных направлениях. В одних местах довольно большие пространства представляют собой сплошную возвышенную равнину, без определенного повышения или понижения в одну какую-нибудь сторону, хотя и изрезанную оврагами и речными долинами в разных направлениях. Примером такого рельефа местности может служить территория Тумановской волости. В других – можно усмотреть довольно правильные понижения или повышения более или менее значительные по размеру поверхности – так Мальканская волость представляет собой покатость, постепенно понижающуюся с северо-запада на юго-восток; тоже и Ильинская волость. 
Есть и более резкие переходы от возвышенного характера местности к низменному. Таково устройство поверхностей трех южных волостей: Луксунской, Талоключинской и Немской. Северные части их носят возвышенный характер; южные же наоборот представляют низменные и западистые пространства, - хотя и здесь о какой-нибудь резкой грани между возвышенными и низменными поверхностями говорить все-таки не приходится. 

Материалы по статистике Вятской губернии т. 5: Нолинский уезд – Вятка 1889 г., л.2

 

Вятские слова и выражения: "плечико"



Плечико. Сущ., место на печке по ту и другую сторону трубы, т.е место под шестком. «Жаркое пока поставь на плечико».

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.

 

Кулацкий террор времен коллективизации



Надолго останется в памяти оршанцев имя Павла Алексеевича Родыгина, заведующего районным земельным отделом. Его сразила кулацкая пуля на дороге из Хорошавино в Упшу. Когда подняли тело Павла Алексеевича, люди увидели в сжатой его руке – землю – П.А.Родыгин любил родную землю, хозяином которой после октябрьской революции стал трудящийся народ. 
На могиле П.А.Родыгина в центре села Оршанки, где раньше стоял небольшой обелиск, 23 августа 1960 г. состоялось открытие памятника колхозному вожаку. О его жизни гласит надпись: 
Родыгин П.А. 1905-1933 коммунист, погиб от рук кулаков в период коллективизации. 
Когда смотришь на этот памятник (работа скульптора П.Д.Калинина), видишь образ коммуниста, чья жизнь отдана строительству нового общества. 

К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г., с.93--94

К сожалению, фото памятника в сети не удалось установить. Скорее всего, он не сохранился

 

"Чижовки": первые отрезвители Вятки



Примерное отрезвление пьяных. Помещение для пьяных в 1й части города Вятки так удобно во всех отношениях, что более сказать ничего нельзя. Пол в чижовке, с тех пор как она построена, не был вымыт ни одного раза; от хорошего ухаживания полицейских служителей с пьяными все стены запачканы кровью; протрезвившемуся бывает невозможно дышать от запаха рвоты и испражнений. Пьяных главным образом отрезвляют паразиты, которых бесчисленное число находится в стенах чижовки; также отрезвляет хорошо деревянный запор, который, при сажании в чижовку, ходит почти каждому по затылку или шее. Таково помещение для арестуемых за пьянство.

Вятский край - 1896 г. № 67

 

Хроники 1917 года: волки



Волки. В Поломской волости у селений Лопатино, Митине, Пантюхинской и других появилась масса волков, которые ход стаями и уничтожают крестьянский скот в названных селах; были случаи нападения волков на людей. Жители этих селений просят принять какие-либо меры к уничтожению волков, безбоязненно появляющихся около деревень.

Крестьянская газета – 1917 г. № 62

 

Реки Вятской губернии: Луксун

Небольшой приток Вои, Луксун, интересен в том отношении, что разливы его представляют настоящее бедствие для населения. Дело в том, что Луксун течет по песчаному дну (надо заметить, что эта речка очень мелкая), обширные же долины, около него расположенные, отличаются «западливостью» и кроме того имеют много котловин; в результате такой комбинации неблагоприятных условий получается засорение песком луговых и выгонных пространств, так что иногда эти угодья перестают удовлетворять естественному своему назначению, ибо на них буквально трава не растет.

Материалы по статистике Вятской губернии т. 5: Нолинский уезд – Вятка 1889 г., с.7

 

Суровые вятские зимы



Самое длинное время года в губернии – зима, которая продолжается 5 месяцев. Началом зимы можно считать с ноября месяца. В это время бывает уже довольно сильные морозы, замерзают реки, выпадает снег и устанавливается санный путь. Снега в течение зимы выпадает много, так что снег покрывает землю слоем от 1 до 2 аршин толщиной, а местами, особенно в деревнях, наносит сугробы снега до 2 сажень вышиной. Морозы зимой доходят до 30 градусов и более, но стоят недолго - дня 3-4. Март, считающийся по календарю весенним месяцем, в Вятской губернии можно причислить еще к зимним месяцам, потому что почти весь месяц бывают зимние холода и очень сильные утренники, и только в половине, а иногда и в конце месяца начинается весна. Весна нередко прерывается холодами, и в апреле, а иногда и в мае выпадает снова снег. 

К.В. Лавринов. География Вятской губернии – Вятка 1909 г., с.26-27

 

Об одежде марийцев, удмуртов и чувашей в старину



Во всех помянутых трех народах мужеской пол носит платье почти одинаковое, на подобие того, какое у русских мужиков бывает; одни токомо черемисы в том разнствуют, что празднишные их кафтаны вверху около шеи бывают с воротником, который назади на четверть аршина в низ висит, и что кафтаны с низу по обеим сторонам до поясницы прорезные. В женском платье есть большая разность; чего ради за потребно рассуждено, дабы их праздничную одежду сличишь с платьем Кунгурских и Уфимских татар, а с оного платья снять рисунки. 
Во первых платье можно различить по летам мужеского и женского полу. Старухи и вдовы весьма редко в уборном платье ходят, а девки нос убору больше; более же всех замужние жены; при том же примечаешь надлежит разность меду повседневным и праздничным платьем. 

Г. Ф. Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов (1756, 1759, 1791).

 

Из старой печати. Безобразия на окраинах города Вятки



Уличные безобразия. На окраинах города, где полиции бывает очень мало, творятся ужасные безобразия. Особенно способствуют этому дома терпимости. На днях, например, в ночь на 10 число у одного из подобных домов, находящихся на Острожной улице, произошла драка между целой толпой человек в 15; один господин едва вырвался весь избитый, в крови, с разорванной в клочки одеждой. Полиция подоспела не скоро, но все таки успела захватить буянов, и последним придется ознакомиться с городской судьей. И это вовсе не единичный случай; так вещи творятся постепенно. Обыватели окраин, живущие близ таких домов, жалуются, что ночью совсем нельзя ходить по улице. Более порядочные и состоятельные люди, конечно, избегают квартировать в подобных местах; там поселяются только бедные, которым и приходится в продолжение целой ночи выслушивать крик, шум, ругательства, звон стекол и другие подобные прелести, а иногда даже приходится иметь удовольствие слышать звон разбитых стекол собственной квартиры. 

Вятский край - 1896 г. № 67

 

Из старой печати. Нравы старой Вятки



Хулиганство. 25 июля на Спасской улице около 7 часов вечера можно было наблюдать следующую картинку. У дома Рязанцева на лужайке лежало 7 здоровенных парней, а на тротуарах рядом как-то оборванец отплясывал своеобразный танец. Спустя некоторое время по тротуарам проходила прилично одетая дама. При виде последней оборванец о чем-то пошептался с товарищами и, неожиданно обратившись к даме, заорал во все горло, крича: «Ох, испугался, ох испугался!» Вслед за этим криком со стороны парней по адресу дамы раздался взрыв хохота и самой отборной площадной ругани. Испуганная дама поторопилась удти от невообразимых дикарей, а последние стали продолжать безобразничать по прежнему. 

Вятский вестник - 1908 г. № 160 27 июля

 

Марийские деревни и строения в старину



Избы строятся и селения располагаются по русскому образцу, но следы старых селений и жилых строений еще остаются: кое-где можно встречаются беспорядочно расположенные селения и, как исключение, курные избы. Широкие нары в избе, составлявшие раньше особенную внутренность устройства их жилищ, теперь выходят из употребления. В составе надворных строений можно встретить «кудо» или летнее помещение, впрочем, малораспространенное здесь. Двор сернурских мари, как и у русского населения, открытый, но делается большой навес. Усадебное место называют сурт олм, огород подразделяется на собственно огород (пакча), гумно или гуменный загородок (идым пэчэ) и «тошкэм» или особо отгороженное место, засаженное чаще всего деревьями (здесь происходят игры во время «ага пайрэма»). 

М.Н.Янтемир. Описание Маробласти. Сернурский кантон. Выпуск 7 – Йошкар-Ола 1928 г. 

На фото: марийская свадьба. На этом памятном фото можно увидеть и как был устроен деревенский двор у мари

 

Из «Дневника путешествия из Сибири» А.Н.Радищева 



19 мая 1797 г. …Поутру рано ездили на лодке в Сарапул. Нашел дальнюю родню. До Сарапула в разных местах заводские пристани. В Сарапуле пристань хлебная, оттуда попадалися суда, идущие в Пермь, ибо заводы со времени неурожая хлеба за Уралом довольствуются отсюда. Много хлеба с Камы идет в Россию… Чем далее плыли, тем более видели зелени. Озими большие, и лес одевался… 
На устье Белой Кама разлилась очень широко, также на устье Ижа, сии реки выпали с левой стороны. Против устья Ижа стоит на правом высоком берегу село Усть-Иж. Далее на той же стороне село Тихие Горы, где Кама узка и течет глубоко и тихо. Потом на правой стороне село Челны… 

А.Н.Радищев. Избранные сочинения. М-Л, с.741-744.

 

Вятка мистическая: колдовство и колдуны 


… И все же больше всего в деневне страшились и пугались колдовства. Это был ужас, смешанный с восхищением. Вот как безыскусно выразился об этом один старик: «В колдовство вроде бы и не верили. Просто доверяли чуду». 
Правда, очень многие старожилы говорят о том, что в их деревнях колдунов вообще не было. Но страх перед мощью неведомых человеку сил был у всех. Поддерживали этот страх и различные необъяснимые происшествия, о которых долго толковали в округе. «Как отношусь к колдовству? Колдовство – не колдовство, а со мной случай был такой. Это было в 1929 году. Шли мы с вечерки и за деревней Малые Коряки в Волчьем логу, метров за 150 до его конца, перед нами метров за 30 женщина выбежала нагая и через дорогу по воздуху перебежала. Красивая, волосы волной. Все видели» (А.Н.Мальшаков, 1914). 

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.131-132

 

Святыни: «Спас Колотый» 



В с.Верховье или Верховине (Орловского у.) чтимая местная святыня, древняя икона Преображения, известная под именем «Спаса Колотого». По народному преданию, икону эту некогда захватили черемиса, в числе награбленных вещей. Расположившись затем станом на берегу р.Великой, черемиса раскололи икону на три части и употребили ее вместо мебели, - но тотчас же были поражены слепотой. Побросав, в страхе волшебные доски в реку, черемиса пустились бежать. Русские бросились за ними и перебили их. Сохранились названия местных урочищ: «Хватовщина» и «Гиблое болото». – Части иконы, плывя по реке, соединились сами собой в таком же точно виде, в каком оне были прежде. 
На местные праздники (Преображенье, Рождество Христово и первое воскресенье после покрова) собирается много богомольцев. Издалека привозят, между прочим, Спасу Колотому т.н. молебную скотину, т.е. зарезанную по обещанию. Мяса привозят столь много, что среди вятского духовенства (мясо идет в пользу духовных) сложилась даже поговорка: «кабы великорецкие деньги, верховское мясо, подрельские покосы, да чудинвский хлеб, и умирать бы не надо». 

Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края - 1904 г.

Фото с сайта sobory.ru

 

С архивной полки. Какими методами закрывались храмы в тридцатые годы (на примере церкви с.Боровково Лебяжского района) 



… 5 августа поп был выгнан с квартиры, которую снимал в селе Боровково у гражданки Завьяловой Анастасии Егоровны и так начинается работа по передаче церкви, сейчас начинают по ночам ходить в селения собирать собрания, но колхозники само собой разумеется время самой горячей уборки наработались, не до собраний просиживать да и какая в одну ночь антирелигиозная работа, а просто так составляют списки, подходят и расписываются, а дело уборки поставлено на последнее место, у них получается сразу недовольство, и получается с такими выходками и уборку закончить 8 августа навряд ли они закончат к 18 августа. 
Дело антирелигиозной пропаганды и отбора церкви является важнейшей (акцией), требующей упорной работы, а не такой, как это делают пред. Боровковского с/совета Смышляев, секретарь Овечкин и уполномоченный Мошкин, вызывающие в настоящее время отдельных лиц, выгоняющие попа с квартиры, т.е. путем угроз и администирования. Это является только на руку классовому врагу, но сельский совет нарушает права и обязанности граждан СССР, т.е. Конституцию как основной закон. 

Из обращения прокурору Кировской области от 14 октября 1937 г. по поводу незаконных методов членов Боровсковского сельсовета в отношения «отбирания церкви». 

ЦГАКО ф.р-2169 оп.45 д.245 лл.41-42 

Антирелигиозный плакат того времени

 

Храмы Вятской губернии: церковь села Кулига 



Приход с.Кулига открыт по определению Св.Синода от 5 апреля 1837 г., в его состав вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Верхокамское, Понинское и Балезинское. Первая деревянная церковь была перевезена из с.Балезино в 1837 г., построена в 1838 г. с одним престолом в честь Рождества Христова, освящена 11 марта 1839 г. В 1890 г. построена новая деревянная церковь с одним престолом вместо старой, упраздненной в 1890 г. Престол освящен 22 июля 1890 г. в честь св. Пророка Илии. Пророко-Ильинская церковь закрыта в 1920 г. 
Здание передано под клуб, сгорело летом 1975 (1976) года. 
Сохранилось несколько икон. На месте, где была церковь, установлен поклонный крест. Богослужения проводятся в молитвенном доме и каждый год 2 августа, в день памяти пророка Божия Ильи, крестный ход на исток Камы. На истоке проводятся водосвятный молебен и таинство крещения. 

История православных церквей Глазовского уезда (краеведческий сборник) – Глазов 2013 г., с.39 

На фото: такой была церковь в селе Кулига (фотофонд ЦГАКО)

 

Хроники времен Первой Мировой. Пожертвование купца 



Бирский купец Василий Лукич Смагин подал в Сарапульскую городскую Управу заявление и при нем 40 тысяч рублей на устройство в Сарапуле дома призрения для увечных воинов с тем 1) чтобы на содержание этого дома и призреваемых в нем были привлечены местные общественные средства 2) чтобы в будущем, по мере выбытия воинов, дом служил для благотворительных целей: для призрения калек, убогих, бесприютных людей и пр. 

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. от 19 ноября 

Как известно, "Дом инвалидов" Первой Мировой войны открылся в Сарапуле в том же году, но прослужил в этом предназначении совсем недолго...

На фото: кружечный сбор денег для инвалидов Первой мировой войны в Сарапуле, 1915 год

 

Русский и марийский языки - связь культур....



Язык сернурских мари, как и моркинских, считается наиболее свободным от посторонних примесей и влияний. Слов, непонятных для моркинских мари, употребляется очень мало … Русских слов усвоено также очень мало (например, бумага – кумага и пр.). С другой стороны и русское население усвоило отдельные марийские слова (например, варакш – ястреб, киса – синичка, шояк - хвастун, отсюда шаячить – поболтать от нечего делать., пашкар – затычка, шыпаком – втихомолку и пр.).

М.Н.Янтемир. Описание Маробласти. Сернурский кантон. Выпуск 7 – Йошкар-Ола 1928 г.

 

Рыболовство в Вятской губернии в старину и в наши дни

Рыболовство в Вятской губернии. Вятская губерния многоводна. Всюду имеются реки, озера, пруды и ключи. По губернии протекает две большие реки Вятка и Кама; много средних – Кобра, Молома, Чепца, Пижма, Воя, Кильмезь, Вала, Иж, Сива и др., еще больше мелких рек и бесчисленное множество речек, ручьев и ключей, сверх того по лугам кроме рек раскидано много озер и «стариц», а мелкие реки и речки унизаны мельничными прудами. Имеется также несколько огромных заводских прудов. Во всех водах водятся или могут водиться рыбы. В ручьях и мелких речках водятся: мальки, усачи и пескари; в малых и средних реках - налимы, окуни, щуки, сороги (полотва или чебаки), шаклейки (уклейки), ельцы и головли; в крупных – сомы, судаки, осетры, стерлядь, лещи, караси и др. И еще в недавнее время рыбы было очень много. Почти в каждом селении жители ели свою рыбу, пойманную или в своей речке, или в своем пруде. Избыток рыбы вывозился в города и продавался дешево.

Памятная книжка Вятской губернии за 1900 г. - Вятка 1901 г., с.12

 

Из старой печати. Нравы дореволюционной Вятки: неделикатные крестьяне



Крестьяне подгорных деревень иногда оказываются не совсем деликатными по отношению к городской публике. Так, 10 июня по Филейской дороге ехали на дачу четыре дамы и повстречали мужика, который поставил свою лошадь поперек дороги и не пустил дам ехать дальше. К счастью, прохожие выручили дам из затруднения.

Вятский край - 1896 г. № 69

Фото С.А.Лобовикова


Назад к списку