Октябрь: 1-15
Ведомость об умерших за 1872 год по приходу села Сырьяно-Никольского, Слободской уезд (метрическая книга за 1872 год из фонда Белохолуницкого краеведческого музея)
Забытые имена: Вифан и Вифания
Имена такие редкие, что редко встречаются даже в метрических книгах. В Ветхом Завете город Вифания был родным городом Марты, Марии и Лазаря. С возникновением христианства в святцах появляется имя - Вифания, Вифаний. В переводе с еврейского - "фиговый (инжирный) дом; из бедного дома".В основном была распространена женская форма имени, а также была и мужская - Вифоний, Вифа, Вифон, Вифончик, Вифан. В 1873 году имя Вифан получил новорожденный сын солдатки Евдокии Петровны Татариновой из деревни Вичмарь Уржумского уезда, муж которой был "отозван" на военную службу (метрическая книга из фонда Кировского областного краеведческого музея, приход с.Лопьял).
Интересно, что город Вифания существует на Дальнем Востоке и по сей день...
Слова из метрических книг: "солдатка" и "солдатская девка"
Слова эти очень часто встречаются в старинных метрических книгах. Солдатка - жена призванного на военную службу или его вдова. Как правило, после мобилизации мужа, слово "солдатка" исчезало как эпитет его жены, а он продолжал именоваться бывшим или билетным солдатом. Солдатское обозначение давалось и детям солдата - солдатский сын, солдатская девка. Например, в 1896 г. родился незаконнорожденный сын Василий у "солдатской девки" из села Русские Шои Уржумского уезда Иулиании Дометиевны Емельяновой (ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.229 лл.160 об.-161).
Может кто-то встречал и другие "солдатские" определения в метрических книгах. Было бы интересно узнать...
Русско-марийские топононимы: Визимбирь
В истории Вятской губернии бывало так, что один населенный пункт имел два названия - и русское, и марийское. Например, в Уржумском уезде, в приходе села Салтакъял, такое двойное название имела деревня Визимбирь. Деревня при речке Визимбирке упоминается в "Списке населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.", починок Визимбирь упоминается в "Реестре селений и жителей на 1891 год", "Списках населенных мест Уржумского уезда за 1905 год". (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/10). Неожиданно в начале прошлого века в церковных метриках деревня начинает упоминаться еще под одним названием - починок Раменское. Но, похоже, это русское название не прижилось, т.к. в дальнейшем, уже в советское время, деревня продолжает упоминаться под марийским названием. Существует она и по сей день и, наверное, там мало кто помнит, что когда-то она имела еще и русское название - Раменское...
Разумеется, речка Визимбирка дала свое имя не одной деревне. На ее берегах находился еще и починок Визим...
Фото с сайта hamster-travel.ru: современная Визимбирь
Из первой советской печати: "кулаки" и "попы"
В Кругловском районе Слободского уезда была попытка со стороны кулаков разогнать сельский и волостной совет. Под угрозой отобраны и уничтожены списки избирателей. Собранием кулаков руководил поп. Представителем от чрезкома и ячейки коммунистов при содействии бедноты все ликвидировано. Арестовано и препровождено в Слободской 14 человек руководителей, в том числе и поп.
Кулацкое восстание в Шишинерской волости Малмыжском уезде подавлено без жертв, вооруженного сопротивления не было, арестован 21 человек. Производится следствие.
Выехал в Уржумский уезд инструктор губчрезкомиссии с отрядом для ликвидации восстаний и выяснения их причин.
Кулаки не могут успокоиться // Известия Вятского губернского исполнительного Комитета - 1919 г. № 40 от 20 февраля
Вятчане в армии атамана Дутова
В Вятском Губернском революционном трибунале будут слушаться дела на 30 января:
15 человек, обвиняемых в соучастии в расстрелах красноармейцев и расправах над красноармейцами во время пребывания в дутовских бандах:
Ларионов Петр Игнатьевич,
Швечиков Егор Иванович,
Белов Павел Николаевич,
Балабановы Филипп Иванович и Михаил Дмитриевич, Иван Егорович, Козьма Парамонович, Тимофей Парамонович, Михаил Иванович, Дмитрий Кондратьевич,
Маслютины Иван Павлович, Дмитрий Алексеевич, Василий Кириллович,
Корчнев Василий Павлович.
Деревенский коммунист - 1919 г. № 20
Азы генеалогии. Метрические книги и что в них есть
Начиная с 20-х гг. 18 века в каждом приходе велись по годам Метрические книги записей родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Метрические книги составлялись в нескольких экземплярах. Один обязательно отсылался в консисторию и хранился в ее архиве, другой оставался на месте.
Какую информацию несут Метрические книги? В 1724 году Синодом была разработана форма метрических книг. Три главных события в жизни человека определили деление ее на три части.
1 часть – О родившихся – в хронологическом порядке ведутся записи о дате и месте рождения и крещения, имя родившегося, имена, отчества, фамилия родителей, их социальное положение и местожительство, имена, отчества, фамилии восприемников, а если это члены семьи, то их родственное отношение, например, «девица Анна, дочь родителю», имена священников и причта, совершивших таинство.
2 часть – О бракосочетавшихся – содержит сведения о времени и месте бракосочетания, именах, отчествах, фамилиях, социальном положении, вероисповедании и летах жениха и невесты, которым браком венчаются, именах, отчествах, фамилиях и социальном положении поручителей по жениху и невесте, имена священника и причта, совершивших таинство.
3 часть – Об умерших – записана точная дата смерти и погребения, место жительства, для младенцев указывался отец, для женщин – статус мужа, возраст, причина смерти, имена священника и причта, совершивших обряд погребения и указание места погребения.
По запросам часто выдавалась выпись из Метрической книги о родившемся. Такие выписи могут сохраниться в семейных архивах.
Э.А.Каллистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.28-29
На фото: страница метрической книги о бракосочетавшихся
Вятская речь: кумпол
Кумпол, м. Купол (церкви). – Далёко ишшо идти до Зашижемья? – Вон уж кумпол виднеётся.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.115
Есть на Вятке и алмазы…
На севере нашей области можно найти не только золото, но и драгоценные камни. «В пределах Медянского, района, по документам, отмечены случаи нахождения алмазов». У нас есть алмазы, но алмаз обнаружить значительно трудно, чем золото. Кристалл алмаза легко можно спутать с крупной кварцевой песчинкой или с прозрачной галькой. Если даже мелкую золотую частичку можно заметить в старательном лотке, то алмазик выскользнет из него с песком и галькой. Проверить же каждый подозреваемый камешек в полевых условиях просто невозможно, а нести домой горы прозрачных камней и проверять их на твердость, спайность, прозрачность, испытывать минерал другими тестами с одной лишь целью – найти из груды «гальки» несколько ценных карат, невыполнимо. Вот и приходится, вернувшись домой с рыбалки, выковыривать из подошв сапог прозрачные камушки – то ли гальку, то ли алмазы.
«Алмазы могут у нас оказаться в россыпях среди валунов, галечников, песков, принесенных ледником с Тиманского кряжа в эпоху Великого оледенения. Валуны и ледниковые наносы тиманского происхождения у нас очень обычны и многочисленны в северо-западных районах области, особенно в Лальском. На юг они продвигаются до Даровского и Верховинского. Геологи-алмазники считают, что даже алмазные россыпи западного склона Урала, известные с давних пор, образовались за счет приноса алмазов с коренных месторождений их на Русской платформе» («Кировская правда» - 1958 г., 2 февраля).
Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.23-24
На фото: коллекция минералов в музее г.Белой Холуницы
Поздравляем всех учителей и преподавателей, участников нашей группы, с их профессиональным праздником!
Много уржумской молодежи училось в Вятке, в Казани, в Москве, в Петербурге, даже в сибирских городах. Летом все это молодое племя слеталось в Уржум на каникулы. Студенты, гимназисты, реалисты привозили домой не только поистертые за зиму предметы собственного гардероба. В их саквояжах иной раз лежали «крамольные» книги, газеты, листовки. Студенты привозили свежие новости о демонстрациях, митингах, стачках, «беспорядках». Собираясь где-нибудь, молодые спорили, горячо обсуждали события, хотели понять их…
К.Верхотин. По кировским местам Уржума (экскурсия) – Киров, 1971 г., с.8
На иллюстрации: картина Максимова Василия Максимовича «Единственный учитель»
Торговля в Вятской губернии в середине 19 века (из мемуаров)
… В те годы Вятская губерния изобиловала хлебными продуктами: рожью, овсом, семенем и льном. Большинство купцов вятских, как то: Машковцев, Аршауловы, Репин, Прозоров, - и слободских: Анфилатов, Косаревы, Платуновы, Шмелевы, Прозоров и др.; орловские: Синцов, Изергин, Булычев и др. скупали в губернии означенные товары, сортировали их и, набивая в большие кули, отправляли с возчиками в Ношульскую и Быковскую пристани, находящиеся на берегу р.Лузы, где грузили товар в барки, а отсюда со вскрытием реки сплавляли до г.Архангельска. С этой же целью в городах Вятке, Орлове и Слободском находилось по нескольку иностранных торговых контор, преследующих ту же цель.
Половодье р.Лузы, протекающей в крутых берегах, продолжалось лишь несколько дней, а барок набиралось слишком много, отчего они теснили одна другую и нередко, сталкиваясь, разбивались. Счастливы были те, коим посчастливилось выплыть первыми. Позднейшие часто обсыхали на месте, или их постигала та же участь, если они попадали на мель, что оказывалось всегда большим убытком, а для малоимущих и разорением. 1847 год был исключительным по богатству торговли и ее результатам, зато в 1848 г., по случаю малоснежной зимы, вода в Лузе была малая, и барки многих торговцев остались в Ношули, не выплыли, пришлось весь груз сплавлять на плотах.
А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели (мемуары)
На фото: окрестности села Ношуль в старину
Люди земли Вятской. Борис Константинович Шишкин – выдающийся ученый-ботаник
Одним из самых известных советских ученых, родившихся на Вятской земле, был Борис Константинович Шишкин, внесший большой вклад в такую науку, как ботаника.
Борис Константинович родился 7/19 апреля 1886 году в слободе Кукарке Яранского уезда в семье учителя министерского мужского училища, Константина Николаевича Шишкина, происходившего из старинного священнического рода. В том же году его отец получил священный сан и был переведен к церкви села Лебяжья соседнего Уржумского уезда. Здесь прошла вся его дальнейшая жизнь, здесь родились и выросли все дети Шишкиных, которых в семье их насчитывалось десять. Отец Константин сделал много пользы для своего прихода и имел множество церковных наград, избирался благочинным по церковному округу и не единожды – на духовно-учительские съезды и на общеепархиальный съезд. В 1909 г. в «послужном списке» священника сообщалось: «За 2 поучения он говорит шесть проповедей своего составления, ведет беседы в приходе». В 1915 году батюшка умер от неизлечимой болезни в возрасте 53 лет.
Борис Шишкин не пожелал стать священником, как его братья, и в 1906 году, после окончания Вятской духовной семинарии, поступил на медицинский факультет Томского императорского университета, что и решило его судьбу. Медицинский факультет Томского университета давал широкое образование в области естественных наук, и особенно большой популярностью у студентов пользовалась кафедра ботаники, и для некоторых из них, в том числе и для Бориса Шишкина, она становилась профессией. Уже летом 1907 года он проводит первую серьезную студенческую работу, исследуя вместе с группой студентов-медиков ряд озер в Енисейской губернии. Отчет Бориса Шишкина об этих исследованиях был опубликован в 1911 году в «Известиях Томского университета» и удостоен золотой медали. В последующие студенческие годы Борис Константинович продолжил свои исследования, составив, в частности, список из 900 видов местных растений. Это стало его первой научной публикацией.
В 1911 году Борис Константинович окончил медицинский факультет, получив диплом врача, но оставшись при том же университете в качестве старшего ассистента ботаники, и продолжает свои исследования, путешествуя по Алтаю, Средней Азии и Тянь-Шаню. Им были собраны богатейшие гербарные коллекции, которые и поныне хранятся в гербарии ботанического института Академии наук, а работа «Очерки Урянхайского края» (1911 г.) была отмечена премией профессора Салищева.
С началом первой мировой войны Борис Константинович призывается в действующую армию в качестве военного врача, и попадает на Кавказский фронт. И здесь, перемещаясь с войсками, он по мере возможностей, изучает местную флору, а затем после окончания войны, остается на Кавказе и работает в музее Тифлиса, тогда широко известном научном центре, и здесь в качестве ботаника вместе с известнейшими учеными он исследует флору Кавказа, и пишет свои первые крупные работы, а также ведет педагогическую работу. Здесь, на Кавказе, определились основные интересы и устремления Бориса Шишкина как ботаника – это флористика и таксонония гвоздичных и зонтичных, которыми он занимался впоследствии до конца жизни. Борис поддерживал отношения и со своей семьей, жившей в Лебяжье и, возможно, приезжал на похороны отца в 1915 году. Это видно по тому факту, что в 1923 году он писал письмо матери, в котором просил прислать ему в Тифлис одну из младших сестер, только что окончившую школу.
В 1925 году Борис Константинович получает приглашение в качестве профессора в Томский университет, на кафедру ботаники. Он возвращается в Томск, снова включаясь во флористические исследования Сибири, и выпускает ряд фундаментальных работ. При нем кафедра ботаники в Томском университете становится уже крупным центром флористических исследований. В 1928 году университет впервые командирует нашего земляка за рубеж, в крупнейшие гербарии Германии, Швейцарии, Франции. Он совершает экскурсию в Алжир. К этому времени имя Б.К.Шишкина, как систематика и флориста, становится широко известным и авторитетным среди ботаников. В 1930 году он приглашается на должность старшего ботаника Ботанического музея АН СССР в Ленинграде, позднее – института, и вся дальнейшая жизнь и деятельность Б.К.Шишкина неразрывно связана с этим институтом и его трудами, в первую очередь «Флорой СССР», активнейшим участником создания которой и заместителем ее главного редактора он был.
В страшные 30-е годы Борис Константинович становится доктором биологических наук (без защиты диссертации), профессором кафедры ботаники в Ленинградском государственном университете, директором Ботанического института АН СССР, а в 1943 году избирается членом-корреспондентом АН СССР. Одиннадцать директорских лет Бориса Шишкина были самыми трудными в истории института: это и необоснованные репрессии, и война с блокадой и эвакуация в Казань, и мучительное восстановление института после войны. И, тем не менее, институт работал, выходили том за томом «Флора СССР» под руководством нашего замечательного земляка. С 1945 года он стал его главным редактором и оставался им до конца своих дней. Из 30 томов «Флоры СССР» 23 тома вышли под его редакцией, тома 28 и 29 вышли уже после его смерти. Кроме того, он был в разные годы ответственным редактором журнала «Советская ботаника». В этот послевоенный, наиболее плодотворный период его деятельности, Б.К.Шишкин вел и большую исследовательскую работу, описал новые роды и свыше 300 новых видов растений, а список его публикаций насчитывает около 200 работ, посвященным флористике и систематике растений. Б.К.Шишкин участвовал более чем в 2-х экспедициях, в ходе которых было собрано 30000 гербарных листов, хранящихся в Томске, Тбилиси, Ленинграде. Деятельность Бориса Константиновича не замыкалась на Ботаническом институте. Он участвовал в организации Казахстанского и Западно-Сибирского филиала АН СССР, Молдавской базы АН.
В течение многих лет Б.К.Шишкин вел и большую преподавательскую работу, до конца жизни заведовал кафедрой систематики растений Ленинградского университета, подготовил к научной и педагогической работе многих аспирантов и докторов. Под его руководством проходили аспирантуру молодые специалисты из Китайской народной республики и других социалистических стран.
Б.К.Шишкин всегда вел большую общественную работу. В 1947-1950 годы он был депутатом Ленинградского областного Совета трудящихся. В течение почти 20 лет (с 1946 года) он был вице-президентом Всесоюзного ботанического общества. Он неоднократно представлял нашу науку на различных международных конгрессах и совещаниях, и его имя широко известно за рубежом. Он состоял членом Французского ботанического общества, национально-географического общества США, Эдинбургского ботанического общества. Даже в самые последние годы Б.К. Шишкин, несмотря на преклонный возраст, совершил две большие заграничные поездки.
За свою многолетнюю плодотворную научную и общественную деятельность Борис Шишкин был удостоен правительственных наград, ему были вручены Орден Ленина. Два Ордена Трудового Красного Знамени, «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «К 250-летию Ленинграда».
Ушел из жизни Б.К.Шишкин 21 марта 1963 года. Его имя было присвоено более чем 20 видам растений.
По воспоминаниям современников Борис Шишкин был очень скромным и добрым человеком, мягким, деликатным в обращении, доброжелательным и отзывчивым, так же как и его отец. Он никогда не раздражался и не повышал голос, не говорил назидательным тоном, всегда был готов помочь людям и советом и делом. Он прекрасно знал ботаническую литературу, и его советы всегда были очень ценны.
Из старой печати. Происшествия
27 июня на реке Вятке потонуло 6 коров. На берегу оне были вытащены уже мертвыми.
Вятский край - 1896 г. № 74
Убиты молнией. На днях в деревне Ильиной убиты в поле молнией во время сильной грозы крестьяне Леонтий Семенихин и его сын Михаил 15 лет.
Вятский вестник - 1908 г. № 139
Озорство. 13 июля, в 12 часов ночи, по тротуарам Московской улицы, давая тревожные звонки и сгоняя с тротуаров публику, ехал на велосипеде в нетрезвом виде мужчина, на встречу которому, чтобы заставить его съехать с панели, шел постовой городовой. На полном ходу встречный наезжает на городового, а затем, так как он был в нетрезвом виде и случилось это около полицейской части, его для отрезвления отправили в часть. На утро он назвался Н.С., 19 лет, служащим писцом в одном из губернских управлений. На С. составлен протокол и привлекают его к ответственности.
Северное слово - 1913 г. № 152
Из описаний Вятской губернии: река Вятка в Нолинском уезде
Орошение Нолинского уезда. Главная водоносная артерия губернии, река Вятка, имеет очень малое отношение к Нолинскому уезду; только в юго-восточном углу она омывает границу его с Яранским уездом, да на самом юге отделяет описанный уезд от Уржумского. Протяжение Вятки в пределах Нолинского уезда равно 60 верст; в западной части уезда она течет в холмистых берегах, чем вызывается, между прочим ее сравнительная значительная глубина в этих местах, доходящая до 10 сажень; в юго-восточной части берега реки понижаются, и в Александровской волости она образует довольно обширные заливные сенокосы. Разумеется, для местности, расположенной вблизи ее течения, река Вятка имеет значение, как один из очень удобных и дешевых путей сообщения.
Материалы по статистике Вятской губернии т. 5: Нолинский уезд – Вятка 1889 г., с.6
Из описаний Вятской губернии: география Сернурского кантона
Характер поверхности Сернурского кантона всецело определяется от расположения его по так называемому Вятскому увалу, служащим водоразделом двух речных систем – Волжской и Вятской, и, конечно, географическим устройством его. Геологический состав кантона состоит из пермского известняка и пестрых мергелей, - пород пермского возраста, что определенно отражается и на поверхности кантона.
Поверхность Сернурского кантона по своему основному характеру представляет из себя возвышенную равнину, с высотой над уровнем моря до 130-133 саж. (284 м.). Вятский увал достигает здесь наибольшей своей высоты. Он входит в пределы кантона и соседствует с Торьяльским кантоном у деревни Басалаева, где берет начало река Немда, затем направляется на северо-восток, где начинается река Лаж, и, не меняя направления, уходит в Мари-Торьяльский кантон. Наиболее высоким подъемом отмечаются точки, расположенные по увалу, они имеют здесь до 100 и 133 сажень высоты над уровнем моря. На юг и север от этого водораздела поверхность заметно падает. При этом, падение высоты на южной стороне мало заметно, так как расстояние от водораздела до границ здесь незначительно, но более заметно в северную сторону. В первом направлении (у границы Моркинского кантона) высота доходит до 70-65 саж., в других направлениях спускается до 60-50 саж., особенно по долинам рек. В наиболее возвышенной части подъем даже в долинах рек не спускается ниже 85 саж. Возвышенная равнина кантона отмечается большим разнообразием своего рельефа: мягко очерченные холмы и увалы чередуются с глубокими оврагами и долинами множества рек и речек. Высота гор в пределах кантона не изменяется. При чередовании холмов и увалов с долинами рек, особенно, если на этих возвышенностях красуются священные рощи чи-мари, рельеф кантона далеко нельзя назвать однообразным.
М.Н.Янтемир. Описание Маробласти. Сернурский кантон. Выпуск 7 – Йошкар-Ола 1928 г.
На фото: на границе современных Кировской области и Марийской республики (дорога из села Казанское на Лаж)
Вятские поэты Гражданской войны
В окопах
Жутко ночью. Кругом тишина….
За окопами шепчутся ели….
Приготовив винтовку, лежу
На холодной и жесткой постели.
Зорко надо смотреть за врагами,
Чтоб врасплох они нас не застали,
Напрягая все силы, терпеть,
Никогда не роптать, что устали.
Тяжело… Устает только тело,
Дух же бодр у защитников правды,
Наполняя сознанием грудь,
Что ценится труд наш отважный.
Наши дети с великой любовью
Будут вечную память нам петь,
Во всем мире погибнет насилье,
Будет красное знамя алеть.
Фронтовик Исаков
Известия Вятского губернского исполкома – 1919 г. № 43
Из истории природных катаклизмов на Вятке: лето 1902 года в Орловском уезде
Август. Во многих местах губернии летом были сильные градобития, принесшие немало вреда. В селе Поломе Орловского уезда 11 июля надвинулась туча и поднялся такой ветер, что привязанные телеги перевернуло раза по два; много поваленных стогов сена, сорвано с домов крыш. Полил такой дождь, что через сажень не видно было человека.
В деревне Галемы Орловского уезда 3,4 5 июля были такие сильные дожди, каких не помнят старики; вода в реке поднялась на сажень и сделалась красной, на половину с грязью.
В Воскресенской волости Орловского уезда 1 августа была необычайная поводь, так что валом мчало камни пудов по 5.
Памятная книжка Вятской губернии за 1902 год - Вятка 1903 г., с.130
На фото: река Вятка у города Орлова
Карательные отряды 1917 года
11 августа бывшие в Тойкине прапорщик Борисов с командой солдат в 22 человека избили нагайками по наущению священника Ваганова. Всего избито до 20 человек, причем некоторые биты до потери сознания. 6 женщин, наказывая, позорно оголели, секли до испражнения. Жить страшно. До приезда прапорщика Борисова никаких волнений в Тойкино не было. Просим распоряжения не принимать таких жестоких мер (телеграмма от жителей села Тойкино Сарапульского уезда).
Вятская правда - 1917 г. № 184
Карательная экспедиция. В Сарапульском уезде недоумевают по поводу карательной экспедиции прапорщика Борисова с отрядом солдат в Тойкинской волости для «наказания кумышковаров и воров». Прапорщик, при обысках, применил рукоприкладство. Гласный губернского земства и судья Назарук телеграфировал уездному комиссару: «Команда солдат во главе с прапорщиком Борисовым подвергают население наказанию плетьми. Ужасы публичного избиения населения, особенно женщин, ничем не вызваны. Неповинующихся нет. Ходатайствуем срочно оставить полномочия Борисова наказывать плетьми».
Прапорщик Борисов дал уездному комиссару письменное объяснение, в котором пишет, что сопротивление кумышковаров, воров и хулиганов доходит до топоров, ножей, серпов и прочего и что один солдат был даже ранен и что население (будто бы) ему очень благодарно за восстановление порядка.
В заключение следует сказать, что прапорщик Борисов был отозван из волости и в настоящее время против него возбуждено уголовное преследование.
Крестьянская газета - 1917 г. № 70.
Плоды революции: конец старой традиции...
Судьба Ильинской баранины (Орловский уезд, с. Пищальное и Березовка). Издавна существующий обычай приносить святить в Ильин день мясо – баранину, которая потом поступала в пользу духовенства, вызвала в этом году некоторые недоразумения. Прихожане предъявили причту требование, чтобы «ильинская баранина» продавалась небольшими партиями, не больше 10 фунтов одному человеку и не дороже 30 копеек за 1 фунт. Нужно заметить, что в селе Пищальном всегда бывали большие приношения. Один из батюшек пошел было навстречу желанию прихожан, но остальные члены причта запротестовали, хотя после некоторых пререканий баранина была распродана по 40 копеек фунт.
А в селе Березове прихожане совсем отказались отдать освященное мясо духовенству, а взяли его обратно себе.
Крестьянская газета - 1917 г. № 60-61
Вятская жизнь сто лет назад: помощь бастующим рабочим Франции
Помощь бастующим рабочим Франции. Мурашинской организацией проведенный день помощи рабочим Франции, дало хорошие результаты. Члены Мурашинской организации исполняют свой долг, помогая освободиться из-под гнета капиталистов братским рабочим Франции.
Вятская правда - 1920 г. № 77
На фото: забастовки во Франции 1920 год.
Из истории Александровского сада города Вятки
Рассудку вопреки. Как то мы писали о том, что Александровский сад не освещается. Это было чуть не месяц тому назад, когда еще функционировало летнее помещение Общего собрания, куда ходила публика. Теперь летнее собрание закрыто, на берег публика ходить перестала, и Александровский сад засиял электричеством… Спрашивается – для кого?
Северное слово - 1913 г. № 196
Из истории Загородного сада города Вятки (по материалам печати)
Сегодня в Загородном саду предполагается народное гулянье, сбор с которого поступит в устройство убежища для престарелых женщин. Будут устроены народные игры: бег в мешках на призы, езда под ведро с водою. На гулянии будет оркестр музыки и хор песенников, и в заключение будет спущен воздушный шар. Цена за вход в сад назначается с благотворительным сбором 10 копеек.
На состоявшемся третьего дня в четверг народном гулянии народа было много. На нем присутствовал г. начальник губернии с супругою, вице-губернатор и многие другие лица администрации. Сад был прекрасно освещен, играл оркестр музыки. Обещанный в заключение спуск воздушного шара удался. Сбор с гуляния достиг суммы свыше 200 рублей.
Служащие в буфете Загородного сада чуть не каждую ночь после запора буфета безобразничают у дороги, пролегающей около Загородного сада. Так, в ночь на 13 июня, 6 человек служащих напали с кольями на едущих по дороге крестьян и избили их; все это видела содержательница буфета и ничего не предприняла для прекращения побоища.
Вятский край - 1896 г. № 69-71
Фото с сайта https://www.liveinternet.ru/community/lj_humus/blog/p..
О быте вятских крестьян XIX века
Домашний быт. Жилища их просты, крытые тесом или дранницами с 2 сторон, почти все об одном этаже, низменны и необширны. У каждого порядочного домохозяина есть так называемая связь, т.е изба с сенями и с другой горницей – теплою или холодною, из которых первая бывает освещена двумя или тремя окнами в улицу, среднего размера, с одним, двумя или тремя (окнами) во двор; во второй зажиточные хорошие мужики устрояют также как и в первой с той разницей, что в другой избе не делают так называемых палатей, где в зимнее время усталые крестьяне находят для себя желанный приют. В избах вместо стульев издавна введены в употребление лавки, шириною в поларшина, а в праздничное время, при многолюдстве употребляются вдобавок скамьи. Для этикета в каждой избе имеются стул или два. Жилища их в простое время чистоты особой не имеют, тем более что хозяева занимаются в них произведением изделий из леса.
Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина).
На фото: старый дом в поселке Кикнур
Вятские старинные слова и предметы: пестерь
Пестерь. Сущ. Плетеный из лыка кулек, который носят на спине наподобие ранца. Преимущественно назначен для ношения съестного во время работ. В средних частях пестери плетутся преимущественно из лык.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24
На фото: на экспозиции в музее истории города Хлынова
Из истории церкви села Порез Унинского района
Впервые вопрос об открытии Порезского прихода и строительства церкви, согласно имеющихся документов Вятской консистории встал в 1842 году, но этому препятствовали в какой-то мере священнослужители соседних приходов, заинтересованные в их укрупнении. Да и сами жители Пореза вначале оказали нежелание строить церковь на свои пожертвования.
26 августа 1844 г. епископ Неофит возбудил ходатайство перед Синодом об открытии Порезского прихода. Согласно определения Святейшего Синода от 19 и 28 декабря 1845 г. из Пихтовомыжского, Святопольского и Унинского приходов выделили новый Порезский приход, простирающийся на 12 верст в округе с 46 селениями….
Первая временная деревянная церковь с одним престолом построена на средства прихожан в феврале 1847 г. и освящена 8 марта 1847 г. в честь Св. 40-Севастийских мучеников. Церкви отвели 66 десятин земли, но эта земля за церковью не была утверждена, а только отмежована и оставалась во владении крестьян. Каменная двухэтажная церковь строилась в 1859-1877 гг. на средства прихожан с пятью престолами; первым в теплой церкви освящен правый престол 7 ноября 1861 г. во имя Св. Михаила Архистратига (и по этому престолу церковь называлась Михайло-Архангельская); левый престол освящен 7 марта 1870 г. в честь св. 40-севастийских мучеников.
В 1871 году в селе Порезском открыли приходское попечительство. По данным 1872 г. числилось прихожан обоего пола 7341 человек. Кроме того проживало раскольников поповской веры 1128 мужчин и 1264 женщины и безпоповцев 25 человек.
В холодной церкви главный престол освящен 22 июля 1878 г. в честь Афонской иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». С этого времени церковь стала называться Богородицкая. Правый престол холодного храма освящен во имя св. Симона Верхотурского 12 июня 1887 г.
Благодаря построенной церкви, село стало быстро разрастаться, открыли земское и ремесленное училища, а 1885 г. – церковно-приходскую школу. 30 декабря 1898 г. при школе открыли народные чтения религиозно-нравственного и историко-патриотического характера с «туманными» картинами, сопровождающиеся пением ученического хора.
В селе Порезе во второй половине 19 века жил орловский мещанин, который занимался золочением иконостаса церкви.
Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2006 г., с.37-38
Фото с сайта sobory.ru
Как ограбили почетного гражданина Слободского Платунова
На старом кладбище Слободского, справа от Троицкой церкви, особо выделяется внушительный памятник из черного мрамора на могиле купца Николая Николаевича Платунова. Он родился в Слободском 6 декабря 1845 года, прожил 67 лет и скончался от неизлечимой болезни 5 сентября 1912 года. Его отец, Николай Александрович Платунов, занимал пост гласного городской Думы, владел писчебумажной фабрикой, пильной на две рамы, а при ней мукомольной мельницей. Поэтому когда Николай Николаевич впоследствии стал наследником капитала отца, а также титула потомственного Почетного гражданина Слободского, в деньгах он не нуждался.
Более того, тратил их на благие цели, к примеру, Н.Н.Платунов состоял в Благотворительном обществе, в ведении которого находился детский приют, помещавшийся в купленном на деньги купца доме. В 1904 году в приюте воспитывались 4 мальчика и 17 девочек, которые проживали на разных этажах. На содержание приюта в этом году Н.Н.Платуновым было пожертвовано 443 рубля.
Свой след в истории почтенный слобожанин оставил также казусным происшествием, случившимся с ним в его собственном доме по улице Глазовской (ныне ул.Советская, 80). В 1910 г., накануне празднования 100-летия Анфилатова банка, в адрес которого Н.Н.Платунов отправил поздравительную телеграмму, в доме произошло ограбление. 20 ноября в 7 часов вечера в здание с заднего хода со двора через контору ворвались четверо вооруженных револьверами злоумышленников. Двое из них прошли в кабинет хозяина и, наставив на него оружие, потребовали денег. Н.Н. Платунов испугавшись, открыл комод, в котором находилась наличность. Один из злоумышленников взял из ящика около 3000 рублей кредитными билетами и золотыми монетами, а также старинный револьвер, и все скрылись. Для сравнения, годовая зарплата директора Анфилатовского банка в то время составляла 1000 руб.
О дерзком ограблении уездный исправник доложил Вятскому губернатору, прокурору Вятского окружного суда, начальнику Вятского отделения. Для розыска злоумышленников приняли самые энергичные меры. Вскоре были задержаны два брата, крестьяне Николай и Афанасий Штины, постоянно проживающие в городе Слободском. Основанием к задержанию послужило то обстоятельство, что они ежедневно тратили большие деньги на пьянство. Также был задержан Н.П.Лобовиков, 17 лет проживающий в Слободском без определенного занятия, и Николай Счастливцев – было установлено, что его мать обменивала кредитные билеты на деньги. Трое из задержанных были опознаны горничной и кухаркой отца. Лобовиков при ограблении имел фальшивые усы. Об этом рассказали документы о расследовании ограбления Н.Н.Платунова, находящиеся в государственном архиве Кировской области.
Слободской в историях и легендах – Слободской 2018 г., с. 28-29
Природные достопримечательности Кировской области: источник у деревни Соль-Грязь
Этот источник расположен на правом берегу реки Байсы на территории Кокоревского сельского округа.
Деревню Соль-Грязь люди знали давно. Около 200 лет назад местные жители стали замечать целебную силу грязи, которой было полно на болоте возле речки Байсы. Кроме целебных грязей здесь нашли запасы соли, которую стали использовать в пищу и продавать на сторону.
Со временем болото высохло, солевые выработки были заброшены, а название деревни сохранилось – Соль-Грязь. Сохранился и источник, который не замерзает даже в самые лютые морозы.
Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.13
История храмов поселков Медведок и Аркуль Нолинского района. Кратко
Николаевская церковь с.Медведок (1890-1935 гг.): деревянная церковь на Медведковской пристани построена в 1890 году в 21 версте от Нолинска и освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм закрыли в 1935 году, а церковное здание передали под клуб.
Поселок Аркуль (1914-192…): небольшая однопрестольная церковь в Аркуле была перевезена из Иловатского затона и освящена в честь Святителя Николая Чудотворца. Церковь не имела постоянного священника, так как была приписной к церкви села Рождественского. Закрыли храм в начале двадцатых годов прошлого столетия. Здание использовали для размещения клуба.
Священник Владимир Васильевых. Нолинск православный – Нолинск 2007 г.,с.27-28
На фото: современный храм в поселке Медведок. Фото с сайта sobory.ru
Традиции марийского народа: гулянье
Одной из сохранившихся традиций марийского народа являются гулянья. Гулянья организуются как по религиозным, так и по светским праздникам. Если раньше гулянья собирались в деревенских избах, выкупленных молодежью у одиноких вдов, женщин, старушек, но теперь местом для гуляний зимой являются Дома культуры, клубы, а летом – просто улица.
К гулянью, как и к любому сельскому празднику, готовятся. Проводят репетиции самодеятельных коллективов.
В марийских национальных костюмах выходят люди на улицу, чтобы отметить начало или окончание сельхозработ, а то и религиозный праздник.
Деревенские самодеятельные ансамбли выступают перед односельчанами. К ним присоединяются и зрители.
Вечером и пожилые люди, и молодежь выходят на улицу, ходят по ней, знакомясь с прибывшими из других деревень. В разных местах деревни слышны звуки гармошек и веселых и грустных песен. Как часть праздника – танцы и хороводы.
Люди заходят в гости друг к другу. Зачастую гулянье продолжается всю ночь. На гулянье молодые люди знакомятся, и результатом зачастую бывают сыгранные свадьбы.
Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г.,с.84-85
Улицы старого Сарапула: Вятская
Одна из центральных улиц старого города названа по губернскому городу Вятка. Начиналась на Старцевой горе с пересечения с улицей Слободинской, которая отделяла город от Крестьянской слободы. Улица Вятская была застроена деревянными двухэтажными домами сарапульских мещан, выделяется известная до революции усадьба колбасника Добрынина.
После моста через Юрманку постройки 1870 года, который сохранился до нашего времени, начинается центральная часть улицы и самого города с доходными домами купцов Бодалева, Шитова, Дедюхиных, Макарова, Ижболдина, Пешехонова.
В низинной части улицы дома более скромные по своей архитектуре, принадлежали торговцам и ремесленникам, здесь выделяются дом торговца Ершова, Александровская богадельня, у Романовского моста в конце улицы – кожевенно-обувное заведение Мельникова.
Н.Л.Решетников. Топография старого Сарапула – Сарапул 2008 г., с.58
"Мы заявляем решительный протест..." С архивной полки: борьба церковных течений в 1930-е годы
В Кировский краевой исполком религиозного общества верующих при кладбищенской церкви города Яранска
Заявление
По имеющимся у нас сведениям священник Петр Овчинников – обновленческой ориентации вторгается в нашу общину и намерен взять у нас храм. Наша община верующих не дает никаких оснований к расторжению договора и тем изъятия у нас храма.
Мы заявляем решительный протест против действий Петра Овчинникова и просим оставить храм в нашем исповедании, тем более что верующих нашей патриаршей ориентации насчитывается десяток тысяч в приходах Соборной и Троицкой церквей, которые [ нрзб] в кладбищенском храме, а обновленцев – 20-30 человек, к тому же, как слышно, и Яранский РИК отказал Петру Овчинникову в его ходатайстве передать храм группе обновленцев.
20 января 1935 года
ЦГАКО ф. Р-2158 оп.1 д.218 лл.193-193 об.
Примечание. Это было время заката обновленчества на Вятской земле. В следующем, 1936 году, ввиду своей малочисленности обновленческие епархии в Яранске и Уржуме окончательно потеряют свои "соборные" храмы (в Яранске это произошло немного раньше, что видно из упомянутого документа), будут лишены регистрации и прекратят свое существование. Примечательно, что уржумский обновленческий архиепископ будет сразу же арестован и сослан по этапу. Ненадолго продержится обновленческая кафедра и в городе Кирове. Свою историческую миссию - внесение раскола и раздоров в ряды православных верующих - обновленцы выполнили и были более неугодны советской власти, т.к. уничтожить Православную Церковь с помощью ее раскола не удалось, и власть приступала к более решительным мерам в уничтожении Церкви в целом...
На фото: такой была кладбищенская церковь в г.Яранске. Уничтожена богоборцами
«Ждем - пождем – нет Касьяна» (в тему сегодняшнего праздника, по страницам старых газет)
В Лебяжской волости в 1927 г. пчеловодство постигло стихийное бедствие. Крестьянин-пчеловод деревни Крутое Сивков А. от 45 семей пчел не получил ни одного фунта меду. Кроме того, у него на зимовке и весной погибло 15 семейств пчел. Такая же участь постигла и многих других пчеловодов районов.
Ульи пчеловодов были включены в число общего обложения сельскохозяйственным налогом. Ячейка волости для того, чтобы получить скидку по сельскохозяйственному налогу, несколько раз просили своего участкового агронома:
- Товарищ Касьянов, определите, пожалуйста, доходность от пчеловодства и дайте нам свое заключение. По нему мы получим скидку по сельскохозяйственному налогу.
- Хорошо, когда-нибудь выеду! – ответил Касьянов. Но так и не выехал. Скидку по сельскохозяйственному налогу пчеловоды так и не получили.
Это дело прошло через бюро жалоб при ГУБРКИ. Уржумский УЗУ за халатность работы Касьянова привлек к административной ответственности и предупредил о снятии его с работы участкового агронома в случае повторения подобных поступков.
Вятская правда – 1928 г. от 10 февраля
О выборах в Государственную Думу в царское время (по материалам советских газет)
… Чрезвычайно интересен документ, в котором рассказывается об отношении крестьян Уржумского уезда к Государственной Думе. В нем пишется следующее: «К выборам Думы крестьяне Уржумского уезда, благодаря полной невозможности предвыборной агитации, стесняемые всеми способами, относятся равнодушно. К самой Думе относятся весьма недоверчиво – «Слыхали и мы, что будет Дума – говорят повсюду, - да ведь что толку-то?».
Дальше в этом документе рассказывается, что за попытку прочитать крестьянам газету – тянут к суду. Учительница Казанцевской школы Иовлева привлечена за то, что собрала крестьян и беседовала с ними. Шесть учителей из Нартаса и лопьяльская учительница были привлечены за участие в собрании, на котором, между прочим, были разговоры, направленные против Думы. В Уржуме были запрещены всякие собрания членов общества взаимопомощи учителей за то, что 10 февраля члены этого общества собирались рассматривать вопрос об избирательных правах учителей.
Как проходили выборы в Государственную Думу // Кировская правда – 1938 г. № 130
На фото: Заседание депутатов Второй Государственной Думы в Таврическом дворце
Архиепископы – вятские уроженцы
В декабре 1952 г. и в начале текущего года архиепископ Иркутский и Читинский Палладий посетил отдаленные приходы восточной окраины своей обширной епархии: города Владивосток, Ворошилов, Хабаровск, Благовещенск, Куйбышевку и Свободный. Поездка по приходам Дальнего Востока заняла месяц времени. В посещенных храмах Владыкой были совершены торжественные богослужения, за которыми преосвященный Палладий говорил поучения, призывая верующих к христианской жизни и борьбе за мир во всем мире.
При этой поездке были произведены также ревизии церковного хозяйства и давались соответствующие указания для лучшего ведения учета в храмах.
Журнал Московской Патриархии – 1953 г. № 3
Примечание. Митрополит Палладий (в миру Па́вел Алекса́ндрович Шерсте́нников; 5 [17] апреля 1896, Большой Рой[d], Вятская губерния — 23 апреля 1976, Орёл) — епископ Русской православной церкви, митрополит Орловский и Брянский. Родился в селе Большой Рой Уржумского уезда в семье священника. Брат священника Анатолия Шерстенникова (1887—1946) и профессора Николая Шерстенникова.
"Кулаки" и советская власть (по материалам первых советских газет)
Деревня Монастырская Куменской волости. В нашей деревне все еще идет борьба с кулаками. Кулаки ненавидят советскую власть и стараются очернить большевиков перед беднотой, всячески запугивая их. Они ведь понимают, что когда вся беднота окончательно поймет, то большевики стоят горой за нее – кулакам совсем конец придет.
Вот они и стараются: съездят в город и привезут целый короб разных небылиц, стращают, что большевики – это антихрист, что они хотят закрыть и ограбить все церкви, да «хорошо бабы не дают».
А когда увидят, что у бедноты с большевиками дружба все больше, а дела все лучше идут, что кулакам приходится упускать из рук свои богатства, - сейчас же стараются как-нибудь напортить да нагадить.
Крупное у нас дело вышло на деревне, когда комитет бедноты отобрал у наших богатеев Печенкиных маслобойку, да передал ее трудовой артели из бедноты. Когда артель пришла принимать заведение со всеми принадлежностями – Печенкины отказались выдать. Бились с ними, бились и сами крестьяне и члены волостного продовольственного отдела, - ничего не выходит. Пришлось звать милицию. Уже тогда сдались, но припрятали и испортили много необходимого для работы принадлежностей. Пришлось заново ремонтировать маслобойку. Дорого это встало артели. Несмотря на то, что сразу работа наладилась, что в первый же месяц сдали продовольственному отделу продовольствия и жмыхов выше нормы, все-таки все заработки артели ушли на ремонт испорченной маслобойки.
Но скоро уже придет конец нашим кулакам. Наш комитет бедноты отобрал у Печенкиных не только маслобойку, а и их большой каменный дом, устроив в нем библиотеку.
Троицкая волость, это одна из волостей, где очень мало сделано в смысле организации комитетов деревенской бедноты. До сих пор в комитетах деревенской бедноты преобладает кулацкий элемент.
Последние всячески изощряются каким-нибудь образом вызвать и возбудить крестьян против советской власти. Средствами кулаки не пренебрегают, пускается в ход вся кулацкая хитрость. В особенности это заметно сейчас, в связи с чрезвычайным налогом.
Засев в деревенских организациях и занимая главные ответственные посты, они самым безответственным образом издеваются над крестьянской беднотой. Пользуясь своим положением, освободив себя от чрезвычайного налога, облагают крестьянскую бедноту баснословной цифрой, как-то 3-5 тысяч, между тем как себя облагают только в 200-300 рублей.
Против этих паразитов-пауков необходимо принять самые решительные и экстренные меры.
Почва недовольствия и возбуждения крестьян на лицо.
Известия Вятского губернского исполнительного комитета – 1919 г. № 7 и 35
Хроники 1919 года. Арест подозрительных лиц
В любую войну бывало так, что в прифронтовой полосе и даже за сотни верст от нее происходили встречи местного населения с разными мутными личностями, которые распространяли воззвания, производили диверсии, производили разведку (что забавно в СССР своих шпионов называли благородно - "разведчик", а чужих - как есть "шпионами", не патриотично же как-то своих "шпионами" называть...). В 20 веке так было и в обе Мировые, и в Гражданскую войну. При аресте, как правило, у "подозрительных личностей" находили деньги, карты и оружие. В архиве ЦГАКО хранится судебно-следственное дело белогвардейского шпиона Эсмондта, который в 1918 году был задержан в Вятской губернии с картами местности и после недолгого разбирательства расстрелян. За 1919 год в вятской советской газете удалось найти такую заметку о поимке неких подозрительных личностей в Вятском уезде. Время действия - февраль 1919 года...
Арест подозрительных лиц. Вожгальский военный комиссариат арестовал 4 неизвестных лица, назвавших себя деревенскими жителями Ждаловым и Юкаловым, третий начальником хозяйственной части Яранской Красной армии Ивановым и четвертый спекулянтом Удачниковым. При аресте отобрано 20 тысяч рублей и разные продовольственные припасы, лошадь с упряжью, купленная ими в этой же волости за 8 тысяч рублей. Названные лица проживали в деревне Пузырево, устраивали попойки, только например за четверть самогонки платили 400 рублей. Была споена вся деревня. При аресте было много пьяных крестьян и отобрана четверть самогона. Один из них пытался бежать, но был задержан в 3 верстах от деревни в лесу, в одной рубашке. Выяснено, что они имели штемпель и печать 53 пехотного стрелкового полка и сами фабриковали себе подложные мандаты.
Известия Вятского губернского исполнительного комитета – 1919 г. № 39 от 19 февраля
Как батюшек из своих домов выселяли в первые советские годы
После 1917 года, после отделения Церкви от государства, новая власть нанесла первые удары по духовенству путем отобрания у них земли, церковных построек, запрета преподавания Закона Божьего в школах. Отъем церковных домов, в которых жило духовенство (если они не были их собственностью), стал излюбленной тактикой власти в борьбе с религией в годы Гражданской войны и в 1920-е годы. Сообщения об этом очень часто можно найти на страницах советской печати. Как правило, дома духовенства отбирались под предлогом передачи под клубы, школы, библиотеки, детские сады. Казалось бы чего проще было построить новое здание для клуба или библиотеки, но, видимо, новая власть преследовала сразу две задачи - и открыть культурное учреждение, и батю из его дома выселить. Нередко, с жителями домов не церемонились. В 1923 году в селе Красном Уржумского уезда семью священника выселили прямо посреди ночи, а дом сразу начали разбирать на бревна, якобы под школу... В те же годы в селе Мушак Яранского уезда при выселении семьи священника из дома отобрали все имущество, даже куклу у маленькой девочки. В лучшем случае обездоленной семье прихожане находили другой дом (за аренду которого приходилось платить общине), в худшем жить где-нибудь в сарае, иногда на своей же ободворице (как пришлось жить семье умершего священника села Окунево Уржумского уезда).
Справедливости ради, следует сказать, что иногда волостной исполком спрашивал мнение на "выселение" духовенства жителей волости, а они, как правило, на это не соглашались. Так случилось в 1919 году в Троицкой волости Вятского уезда. Газета "Деревенский коммунист" описывала это так:
"Троицкая волость Вятского уезда. Троицкой коммуной было постановлено занять поповский дом под библиотеку-читальню. Состоявшийся недавно волостной съезд советов, который почти целиком состоял из кулаков, опротестовал это постановление".
В противном случае недовольные мужики могли применить и силу. Так, в том же 1919 году выселение семьи священника из дома привело к побоищу. "Деревенский коммунист" так описывал это событие:
"Батаевская волость Котельничского уезда. Исполнительный комитет постановил организовать Народный Дом в селе Высокогорье. Были приняты энергичные меры к оборудованию дома.
Наняты были работники, которые и приступили к работе. В доме жил священник, который в настоящее время мобилизован в ряды Красной армии, и оставшиеся его жена и 2 детей, занимают 2 комнаты, а остальные 5 были совершенно свободны.
Кулацкий элемент, когда узнал, что в доме идет работа, то явился в числе не менее в числе 300 человек, зашли в зал, в котором шла работа, стали бить работников, испортив у них топоры и все находящиеся при них инструменты.
Один рабочий вырвался и экстренно приехал в Исполком и объяснил в чем дело. Товарищи Кодолов, Васильков и Козлов, не медля ни минуты, приехали в Высокогорье.
Когда приехали, то действительно нашли очень большое скопление деревенских кулаков, которые предъявили свой протест против постройки Народного дома.
Исполкомом была выбрана комиссия, которая и ведет точное расследование".
Настоящий большевик
Верходворская волость Орловского уезда. Недавно в нашу волость приехал отряд человек 14 военных во главе с товарищем Новиковым и потребовал в 1 ½ часа собрать всех граждан волости.
Когда ему было указано, что волость, раскиданную на 60 верст, в такой срок собрать невозможно, товарищ Новиков стал грозить арестом. И только после долгих споров, наконец, удалось убедить в невозможности собрать собрание.
Тогда он потребовал 300 человек для погрузки дров на станцию Мураши и чтоб рабочие были доставлены на станцию к 2 часам дня того же числа.
После этого товарищ Новиков заказал обед. Пообедавши в коммунистическом клубе, не хотел платить за съеденное. После долгих убеждений уплатил лишь половину.
Неизвестно, что заставило приехать такой «карательный отряд» и откуда он приехал.
Если это были от Мурашинского железнодорожного комитета, так они хорошо знают, что наша волость вся мобилизована на заготовку лесных материалов.
Надо нашим партийным организациям заглянуть на Котласскую линию, чтобы пресечь подобные выходки.
Деревенский коммунист - 1919 г. № 40 27 февраля
Примечание. Сразу вспоминается знаменитый булгаковский диалог:
— Но позвольте, как же он служил в очистке? — Я его туда не назначал. Ему господин Швондер дал рекомендацию, если не ошибаюсь...
К сожалению, в сталинские годы такой тип начальников получит большое распространение. Если бы Шариков дожил до этого времени, он бы несомненно стал бы еще большим начальником, сделал бы крутую карьеру.
Красные банты - символ революции
Посадская волость Орловского уезда. По случаю праздников был уволен на 2 дня в отпуск и поехал к себе на родину в деревню Омелючи Посадской волости.
Явился я в свою деревню с красным бантом. Увидели это наши кулаки, обступили меня с шумом и бранью:
— Долой красный бант! – кричат.
Сорвали у меня его с груди и разорвали на мелкие кусочки.
И долго еще кричали, ругая коммунистов и красноармейцев.
Вот как ненавидят кулаки коммунистов и революционеров – даже красного цвета не выносят.
Сочувствующий коммунист. Красное глаза режет // Деревенский коммунист - 1919 г. № 47
Колчаковцы на Вятке через призму советской прессы: быль или небылицы?
Песковский завод. Те самые, которые ждали счастья от белых, всяких благ и угодий и встречали их с колокольным звоном, как ошиблись они в своих ожиданиях.
За короткий промежуток своего пребывания в Песковском заводе белые сумели натворить там чудес: розыскано 45 трупов советских работников с отрезанными ушами или носами.
Песковские рабочие, вздумав отпраздновать 1 мая, узнали, что «белая власть» не выносит рабочие праздники и им не было разрешено даже собраться вместе.
Больше всех прихода белых ждали женщины, но когда они увидели своими собственными глазами издевательства над беззащитным, хотя и врагом, когда их мужей и братьев белые заставляли плясать под их дудку, в женщине заговорило возмущение. И ее сердце и мысли перешли на сторону временно ушедших красных.
Радостными кликами, революционными песнями, с хлебом в руках вышли женщины и дети из своих освобожденных от ига белых селений и заводов и отдали всю свою радость, все свои излишки героям красных передовых линий. Мужчины массами потекли в добровольцы.
Пять волостей, освобожденные от белых, встретили нас везде одинаково.
Когда мы вступали в деревню Д. по следам улепетывающих белых с пением марсельезы, крестьянки выскакивали из изб, приветствовали наших, раздавали хлеб и смеялись над улепетыванием белых.
Мне, бывшему в этой деревне 5 раз, пришлось впервые видеть такое благожелательное отношение к красным, что случилось лишь после того, как там были белые.
Во время своего пребывания белые расстреляли тысячи советских работников, а мирное население били плетками. На жестокости население особо не жаловалось - побьют, дескать, и пройдет.
Стонало оно от «честного» грабежа.
Белые объявили, что керенки недействительны, что их нужно сдать для замены николаевскими деньгами, а николаевские тоже сдать для клеймения.
Вместо сданных денег должны выдаваться расписки, и будут выдаваться хлеб.
Последняя приманка действовала слабо, крестьяне не верили. Тогда лавочники и кулаки, которые часто лижутся с белогвардейской сволочью, сговорились и перестали принимать керенки при расплате.
Население перепугалось и потащило деньги в белогвардейскую кубышку. Офицерство принимало, складывая деньги в несгораемый ящик, а взамен выдавало расписки – клочечные ярлычки. Все время обещали выдать хлебом.
Когда паника прошла, деньги все сдали, вместо клейма поставили печать на денежный ящик и отправили его в Чердынь.
Крестьянские денежки поминай как знали!
Хлебом выдавать не стали.
Обман, явный обман – дневной грабеж выявился для всех.
Не то что бедняк, а средняк и захудалое кулачье начали ругать белых.
Так белые работали на нас.
Теперь крестьяне не ждут белых, а почесывая в затылке говорят:
«Нет, знаешь, хоть и не особенно изобижали нас белые, разве плеткой когда попотчуют, но не по душе они нам».
И поняли разницу, что значит грабить награбленное и что значит грабить добро, добытое потом и кровью.
Деревенский коммунист - 1919 г. № 109
Военные сводки 1919 года на страницах вятской советской печати
Оперативная сводка на 27 мая 1919 года
В районе села Порез (48 верст юго-восточнее г.Глазова и 20 верст северо-западнее с.Игринское) противник перешел в наступление, но контратаки наших частей был отброшены. В районе селений Катешур и Вха-Люк (12-20 верст северо-восточнее с.Игринское) идут бои с переменным успехом. В районе селений Восьякинский и Полом (18 верст восточнее от города Глазова) противник при содействии артиллерии перешел в наступление, но был отброшен.
На восток от среднего течения реки Килмез наши части с боем заняли селения Кваковай (93 верст западнее с.Юбери), Урозай и Сабаев ( 3-5 верст юго-восточнее Юбери). В районе селения Кесшур (6 верст с.Зятицы) наши части ввиду превосходства противника несколько отошли. Селение Андреевский (20 верст восточнее с.Зятицы) было занято противником, но наши части контратакой выбили его оттуда. Дальнейшее наступление продолжается.
Наши части после целого ряда упорных боев в районе к юго-востоку от Верхо-Камской, штыковой атакой взяли селение Гординское-Северное (15 верст юго-восточнее Верхо-Камской). При занятии д.Чуринская и Червонная (3-5 верст юго-восточнее Верхо-Камской) захватили пленных и другие трофеи, число которых выясняется. Дальнейшее наступление на с. Гординское-Южное продолжается. С.Георгиевское (55 верст севернее Верхо-Камской) с боем занято нашими войсками.
Деревенский коммунист - 1919 г. № № 111 от 28 мая
Примечание. В плане подачи информации с фронта 1919 года "Деревенский коммунист" - уникальное вятское издание. Больше нигде, ни в каких вятских газетах такой информации нет. Здесь указаны не только точные даты, но и точные места боев. Думается, это издание может быть очень ценным для исследователей Гражданской войны на Вятке. В дальнейшем мы продолжим публикацию этих сводок, а также публикации о действиях колчаковцев на Вятке
Назад к списку