- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 16-31

Красные банты - символ революции



Посадская волость Орловского уезда. По случаю праздников был уволен на 2 дня в отпуск и поехал к себе на родину в деревню Омелючи Посадской волости.
Явился я в свою деревню с красным бантом. Увидели это наши кулаки, обступили меня с шумом и бранью:
— Долой красный бант! – кричат.
Сорвали у меня его с груди и разорвали на мелкие кусочки.
И долго еще кричали, ругая коммунистов и красноармейцев.
Вот как ненавидят кулаки коммунистов и революционеров – даже красного цвета не выносят.

Сочувствующий коммунист. Красное глаза режет // Деревенский коммунист - 1919 г. № 47

 

Колчаковцы на Вятке через призму советской прессы: быль или небылицы?

Песковский завод. Те самые, которые ждали счастья от белых, всяких благ и угодий и встречали их с колокольным звоном, как ошиблись они в своих ожиданиях.
За короткий промежуток своего пребывания в Песковском заводе белые сумели натворить там чудес: розыскано 45 трупов советских работников с отрезанными ушами или носами.
Песковские рабочие, вздумав отпраздновать 1 мая, узнали, что «белая власть» не выносит рабочие праздники и им не было разрешено даже собраться вместе.
Больше всех прихода белых ждали женщины, но когда они увидели своими собственными глазами издевательства над беззащитным, хотя и врагом, когда их мужей и братьев белые заставляли плясать под их дудку, в женщине заговорило возмущение. И ее сердце и мысли перешли на сторону временно ушедших красных.
Радостными кликами, революционными песнями, с хлебом в руках вышли женщины и дети из своих освобожденных от ига белых селений и заводов и отдали всю свою радость, все свои излишки героям красных передовых линий. Мужчины массами потекли в добровольцы.

Пять волостей, освобожденные от белых, встретили нас везде одинаково.
Когда мы вступали в деревню Д. по следам улепетывающих белых с пением марсельезы, крестьянки выскакивали из изб, приветствовали наших, раздавали хлеб и смеялись над улепетыванием белых.
Мне, бывшему в этой деревне 5 раз, пришлось впервые видеть такое благожелательное отношение к красным, что случилось лишь после того, как там были белые.
Во время своего пребывания белые расстреляли тысячи советских работников, а мирное население били плетками. На жестокости население особо не жаловалось - побьют, дескать, и пройдет.
Стонало оно от «честного» грабежа.
Белые объявили, что керенки недействительны, что их нужно сдать для замены николаевскими деньгами, а николаевские тоже сдать для клеймения.
Вместо сданных денег должны выдаваться расписки, и будут выдаваться хлеб.
Последняя приманка действовала слабо, крестьяне не верили. Тогда лавочники и кулаки, которые часто лижутся с белогвардейской сволочью, сговорились и перестали принимать керенки при расплате.
Население перепугалось и потащило деньги в белогвардейскую кубышку. Офицерство принимало, складывая деньги в несгораемый ящик, а взамен выдавало расписки – клочечные ярлычки. Все время обещали выдать хлебом.
Когда паника прошла, деньги все сдали, вместо клейма поставили печать на денежный ящик и отправили его в Чердынь.
Крестьянские денежки поминай как знали!
Хлебом выдавать не стали.
Обман, явный обман – дневной грабеж выявился для всех.
Не то что бедняк, а средняк и захудалое кулачье начали ругать белых.
Так белые работали на нас.
Теперь крестьяне не ждут белых, а почесывая в затылке говорят:
«Нет, знаешь, хоть и не особенно изобижали нас белые, разве плеткой когда попотчуют, но не по душе они нам».
И поняли разницу, что значит грабить награбленное и что значит грабить добро, добытое потом и кровью.

Деревенский коммунист - 1919 г. № 109

 

Военные сводки 1919 года на страницах вятской советской печати



Оперативная сводка на 27 мая 1919 года

В районе села Порез (48 верст юго-восточнее г.Глазова и 20 верст северо-западнее с.Игринское) противник перешел в наступление, но контратаки наших частей был отброшены. В районе селений Катешур и Вха-Люк (12-20 верст северо-восточнее с.Игринское) идут бои с переменным успехом. В районе селений Восьякинский и Полом (18 верст восточнее от города Глазова) противник при содействии артиллерии перешел в наступление, но был отброшен.

На восток от среднего течения реки Килмез наши части с боем заняли селения Кваковай (93 верст западнее с.Юбери), Урозай и Сабаев ( 3-5 верст юго-восточнее Юбери). В районе селения Кесшур (6 верст с.Зятицы) наши части ввиду превосходства противника несколько отошли. Селение Андреевский (20 верст восточнее с.Зятицы) было занято противником, но наши части контратакой выбили его оттуда. Дальнейшее наступление продолжается.

Наши части после целого ряда упорных боев в районе к юго-востоку от Верхо-Камской, штыковой атакой взяли селение Гординское-Северное (15 верст юго-восточнее Верхо-Камской). При занятии д.Чуринская и Червонная (3-5 верст юго-восточнее Верхо-Камской) захватили пленных и другие трофеи, число которых выясняется. Дальнейшее наступление на с. Гординское-Южное продолжается. С.Георгиевское (55 верст севернее Верхо-Камской) с боем занято нашими войсками.

Деревенский коммунист - 1919 г. № № 111 от 28 мая

Примечание. В плане подачи информации с фронта 1919 года "Деревенский коммунист" - уникальное вятское издание. Больше нигде, ни в каких вятских газетах такой информации нет. Здесь указаны не только точные даты, но и точные места боев. Думается, это издание может быть очень ценным для исследователей Гражданской войны на Вятке. В дальнейшем мы продолжим публикацию этих сводок, а также публикации о действиях колчаковцев на Вятке

 

Хроники Гражданской войны по военным сводкам. Май 1919 года



В Сарапульском районе наши войска ведут бой западнее тракта Малмыж-Кильмезь

В районе селения Усть-Валминское при впадении реки Вала в районе Кильмези выше устья реки Вала противник потеснил несколько наши части. В районе села Зятицы, в 70 верстах южнее Глазова, на тракте Казань-Пермь, наши части перейдя в наступление заняли селение Крога, в 10 верстах Зятицы, Калмыки и Белоусовское. Нами захвачены пулеметы и пленные.
Наши части заняли переправы через реку Килмез у селений Усть-Вагинское (70 верст восточнее г.Уржума), Володым, Больма, Бобья-Русская, Сюмси-Можга, Вылынгурт (10-30 верст северо-восточнее селения Усть-Валинское). К юго-востоку от селения Селты идут бои с переменным успехом.
В районе трактовой дороги Зятицы-Игринское наши войска продолжают наступление и ведут бой за обладание селением Входящий Ултем (15 верст северо-восточнее селения Зятицы).

Наши части, перейдя в наступление, заняли с боем селение Макаровское, в 10 верстах севернее Омутнинского завода. Идет бой за обладание деревней Идорипа в 5 верстах юго-западнее Севежа.
Нашими частями с боем заняты селения Большие Лусники и Красноглинское (19-21 верст северо-восточнее Омутнинского завода). При этом захвачено два воза патронов, обоз и много пулеметных лент. Противник, преследуемый нашими войск, отступает в беспорядке на Песковский завод и село Афанасьевское. Нашими частями со стороны Кирсинского завода при содействии бронированного парохода с боем занят Песковский завод (30 верст южнее Кирсинского звода и 44 верст северо-восточнее Омутнинского завода) и селение Дубровинское (10 верст южнее Песковского завода). Дальнейшее наступление продолжается.

Деревенский коммунист - 1919 г. № 100 15 мая

 

С архивной полки. «Это помещение похоже на скотный двор…» (как возвращали храмы верующим в советское время)



Из заявления гражданина г.Уржума С.И.Силохвостова от 24 апреля 1944 года:
«В г.Уржуме Кировской области образовалась община православных верующих и вот для этой общины нужно помещение для моления, и Уржумский горсовет, к которому община обратилась с ходатайством об отведении помещения, предложен общине был старый собор. В этом соборе так запущено – что нет окна, где была бы цела рама со стеклами, и в окнах ни стекол, ни рамы нет. Все сломано и обсыпано или опилками или соломой, это помещение похоже на скотный двор… Нужно сильно ремонтировать и на ремонт нужно 10 тысяч. Где же молодая община такие суммы возьмет. Между тем ходатайство общины об отведении помещения и об открытии церкви ходит более 5 месяцев и 3 заявления посланы и никакого ответа нет… Городской совет отвечает ходатаям об открытии церкви в г.Уржуме с насмешкой и ответа нет из Кирова и всё, и ходатаи уходят со слезами…"

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.442 лл. 29-29 об.

Фото города Уржума 1960-1980-х годов (из группы "Уржумская старина"). Вдали виднеется величественный Свято-Троицкий собор, построенный в 1900 году по проекту архитектора В.М.Дружинина. Закрытый в 1929 году, он так и стоял заброшенным до конца столетия (богослужения совершались в соседней Введенской церкви), ветшая и разрушаясь. Лишь в конце 1980-х годов на купол собора были подняты кресты, еще позднее началась его реставрация после многолетнего запустения...

 

Хроники Первой Мировой: мобилизация в Сарапуле



Состоялись торжественные проводы в действующую армию воинов местного батальона. С утра город принял необычный вид. Из казарм спешили одетые в походную форму солдаты, собирались в роты, двигались к собору. По пути трогательные сцены: то офицер благословляет солдата, то сердобольные граждане наделяют булками целые отделения. В соборе состоялся молебен. После молебна сем уходящим были розданы подарки: по 50 копеек каждому от крестьян уезда, от города и благотворителей – по булке, ½ фунта табаку, коробке спичек и бумага. Под оркестр, в сопровождении манифестации и толпы народа воины двинулись в поход. Около завода Барабанщиковых поджидали подводы. Здесь здесь было расставание с сарапульцами, музыка играла не переставая. Офицеры и воины благодарили за роскошные проводы. Сарапульцы заменили воинам их далеких родственников. Многие в толпе народа плакали.

Прикамская жизнь – 1916 г. от 9 февраля

 

«…Тут нет ни помещения, где-бы выехать: или ждите попутчика, или ступайте пешком до ближайшей деревни…»: Д.К.Зеленин о станции Пинюг



Пинюг (б. буф.) - 134 в. от Котласа (27 от Альмежа).
Станция находится среди леса и болота; ближайшая деревня от нея 3-6 верст; тут нет ни помещения, где-бы выехать: или ждите попутчика, или ступайте пешком до ближайшей деревни и заплатите втридорога. Были случаи, когда незнакомые с этими условиями путешественники сидели тут по суткам и более в ожидании лошадей. Уездные власти устроили земскую станцию в 8 вер. От вокзала, и только для себя. Дорога от станции идет лесом и ближайший путь, где намечен земский тракт, в непроезжем состояниии.
Ст.Пинюг единственная вблизи населенных мест Никольского уезда (Вологодской губ.), и назначение ея – обслуживать весь уезд.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев.1904.

На фото: деревянный вокзал на станции в советское время. В настоящее время в поселке большой современный вокзал

 

Общие итоги землеустройства помещичьих крестьян Вятской губернии по реформе 1861 года



Во всех участках состояло 23 волости, 10 сельских обществ на правах волостей, 82 общества, 189 селений, 14 горных заводов и 2 фабрики. Число помещиков и заводовладельцев из помещичьих дворян было 79, из потомственных почетных граждан – 2. Число крестьян, получивших надел, считалось 25387 душ мужс. пола, дворовых, получивших надел, было 134. Количество земли, приобретенное крестьянами по наделу, простирается до 70512 дес. 537 кв. саж. Количество земли, приобретенное сверх надела, 852 дес. 2120 саж. Мирских капиталов объявлено 505 р. ½ к. За наделом крестьян осталось земли у помещиков 448267 дес. 444 саж. У почетных граждан 88028 дес. 1645 кв. сажен. Число душ, получивших высший надел – 5237, средний надел – 117775, низший надел - 6156 душ. В безвозмездное пользование получили наделы 2353 души. Среднее количество земли, полученное крестьянами в надел, составляло 2,7 десят. Среднее количество земли, причитающееся за наделом крестьян на каждого владельца, - 6620, 9 дес. Свыше 10 тыс. десятин земли, оставшейся за наделом крестьян, имеют 9 владельцев. До 5 тыс. десятин у одного владельца, от 1 до 2 тысяч имеют 5 владельцев и наконец менее 1000 десятин имеют 66 владельцев.

Из доклада Вятского губернского статистического управления 1863 г. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.69 лл.180-180 об.

 

С архивной полки. Как верующих вынуждали выходить из церковных общин в 1930-е годы



Заявление Уржумскому горсовету от Сидоровой Марии Никитичны за 1940 год:

Я гражданка Сидорова М.Н. состояла с 1936 года в общине верующих (двадцатке) Казанского прихода. При подписании договора мною были даны обязательства о том, чтобы беречь сохранно имущество и здание, на протяжении времени наша община не смогла произвести порученный ремонт здания за исключением окраски крыши, которая была окрашена в 1939 г. При обследовании технической комиссии выявлено плохое техническое состояние здания церкви по причине отсутствия ремонта.
Со стороны Горкомхоза предъявлен материальный иск, как члену двадцатки и члену церковного совета за причиненные материальные убытки зданию.
В виду моего преклонного возраста я не буду иметь возможности оплатить причитающуюся для ремонта сумму. А поэтому прошу Вас не считать меня членом церковного совета и членом двадцатки, потому что я отказываюсь быть членом и вести материальную ответственность за сохранность ценностей и здания.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.439 л.38

Примечание. В самом конце 1930-х годов в плане борьбы с религией (в виде закрытия храмов) вместо шантажа, запугиваний и репрессий верующих власти Кировской области все чаще стали прибегать к более гуманному и более действенному методу, который, впрочем, использовался уже давно. Как правило, в храм наведывалась «экспертная» комиссия, которая находила его в очень «неудовлетворительном» состоянии и предъявляла верующим смету на ремонт. Сумма ее часто была такая, что можно было запустить человека в космос. Особенно это было действенно на селе, так как у нищих колхозников, живших на трудодни, денег не было и в помине. Между тем, как непосильный иск на ремонт распространялся на рядовых членов церковной общины. Они вынуждены были выходить под подобным давлением из нее. «Двадцатки» распадались, после чего церковь закрывалась властями по причине распада церковной общины и ее «халатного» отношения к государственному имуществу.
Так в церкви села Цепочкино Уржумского района в стенах были обнаружены якобы трещины, грозившие обрушением здания. Разумеется, денег на ремонт у колхозников не нашлось. Так старинный и красивый двухэтажный храм начала 18 века был разобран. В городе Уржуме в 1929 году община обновленцев потеряла по той же причине Свято-Троицкий собор. В 1936 году верующие того же района по той же причине теряют Воскресенскую церковь. В 1940 года пришла очередь последнего храма в городе – Казанско-Богородицкой церкви, до 1937 года разделенной между тремя (!) течениями тихоновцев, викторовцев и обновленцев. В 1936 году власти «выдавили» из здания общину обновленцев из-за их несостоятельности, викторовцы переходят в общину тихоновцев. Освободившуюся половину церкви тут же передали под мастерскую МТС. Три года верующие церкви совершали богослужения под лязг тракторов. Наконец, в 1940 г. руки властей дошли и до последней церкви. Незадолго до этого один старый священник был репрессирован, другой умер по старости. Община была слаба, оставшись без своих мудрых пастырей, чем и воспользовалась безбожная власть. В том же году церковь была закрыта. Думается, если бы верующие продержались еще год, церковь была спасена и службы в ней скорее всего бы продолжались. Так, церковь села Рождествеского того же района была закрыта в июне 1941 года. Разуммется, растащить имущество и приспособить ее под очередную МТС у властей времени уже не хватило. Спустя два года церковь вновь была передана верующим. Казанская же церковь города Уржума не передана верующим и по сей день. В церковных стенах до сих пор размещается винзавод и производят «бухло» для народа…

На фото: Такой была Казанская церковь г.Уржума в 1900-х годах. этот снимок И.Е.Бусоргина запечатлел вид на Казанскую церковь, а также на несколько кварталов нижней части города Уржума. Сразу за Казанской церковью виднеется купол часовни Возесения Господня, которая находилась в нижней части города (текст В.А.Ветлужских). Фото из группы "Уржумская старина"

 

Хроники Первой Мировой: парад в Сарапуле



На Соборной площади давно, вероятно, не было такого парада, как ныне 17 октября. Шпалерами стояли солдаты, их окружала толпа, где многие, глядя на серые шинели, плакали, вспоминая проводы своих ближних, их судьбу. Молебен служится на площади. Трудно передать чувство, когда генерал, офицер, тысячи солдат, словно один человек, опускаются на колени, молятся о своих павших товарищах. Сквозь щетины штыков видны склоненные головы, видны растроганные лица.
Потом теснее сомкнулись колонны, раздаются звуки общей молитвы.
Отрывистая команда – и все эти тысячи, отделение за отделением, проходят мимо генерала, скрываются за поворотом улицы, откуда несется уже бодрая военная песня. Толпа народа не отстает от солдат. Все считают их гостями, знают, что будут провожать в бой

Прикамская жизнь – 1916 г. 18 октября 2020 г.

Источник фото: https://www.liveinternet.ru/photo/5672587/post21761441/

 

С архивной полки. Восстание крестьян в Шешургской волости Яранского уезда 8 марта 1906 г.

Из телеграммы начальника Вятского губернского жандармского управления в департамент полиции о восстании крестьян против полиции и властей:
Крестьяне дер.Васькиной Шешургской вол. 1 марта на сельском сходе отказались от принятия раскладки податных сборов на 1906 г., а вместо этого крестьянин означенной деревни Федор Викторов Коновалов предъявил сходу заранее написанный приговор противоправительственного содержания об изменении существующего порядка управления в государстве и присоединения их к Крестьянскому союзу. Признавая подобную деятельность Коновалова безусловно опасной для общественного спокойствия и порядка…. Исправник счел необходимым отобрать означенный приговор от Коновалова и самого его подвергнуть личному задержанию.
… 4 марта исправником был командирован помощник исправника Емельянов в сопровождении 34 конных стражников с приставом Макаровым и шешургским волостным старшиной Милковым в деревню Васькину для восстановления порядка и ареста противоправительственного агитатора Коновалова, куда они и прибыли 4 марта в 5 ½ часов дня. Но не успел еще помощник исправника объяснить цель своего приезда, как со стороны собравшегося народа дер.Васькиной и других селений Васькинского общества, а также из селений: Округи, Оксеновой, Поповки, села Лома было произведено нападение на всех чинов полиции. При этом бунтовщики в количестве 400 человек, вооруженных охотничьими ружьями, револьверами, топорами, железными вилами, кольями, моментально собравшись к дому Коновалова, атаковали их, причинив тяжелое поранение конному стражнику Шамшурову и другим десяти стражникам… У лежащего стражника Шамшурова бунтовщики отобрали винтовку и унесли неизвестно куда. Чины полициии… были вынуждены прибегнуть к оружию… Не имея никакой возможности восстановить порядок помощник исправника Емельянов с командой стражников возвратился в Шешургское волостное правление…

ЦГАКО ф.714 оп.1 д.53 лл.165-167

 

Хозяйственная жизнь Вятки/Хлынова XVII века



1607 г., сентябрь – начало работы первой ярмарки на Вятской земле: Семеновская в г.Хлынове

1629 г. – первое упоминание на Вятке среди ремесел: выделки ведер, оконниц, горшков, кузовов

1629 г. - первое упоминание в г.Хлынове купцов как сословия

1651 г. - первое упоминание о существовании на Вятской земле кожевенно-обувного производства (в грамоте царя Алексея Михайловича). И первое упоминание о существовании ремесел: портной, винокур, решетник, ярышка, кузнец, скоморох (в грамоте царя Алексея Михайловича).

1654 г. - начало изготовления на Вятке водки. Дано разрешение частным лицам изготовлять водку

1658 г. – первое упоминание о мануфактуре на Вятской земле. Появление в г.Хлынове винокуренного предприятия.

1659 г. – постройка на Вятской земле первого чугунолитейного завода с доменной печью

1694 г. – вятский купец Спиридон Лянгусов провел первый торговый караван из России в Китай.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.41-42

 

Торг перед Спасской башней Хлыновского кремля, 1683-1690 гг. художник Виктор Юрьевич Попов

 

Арест за "переписку контрреволюционного содержания"



У мужика спрашивают:
- Как жизнь?
- Как у картошки - если за зиму не съедят, то весной посадят

Советский анекдот

Если Вы думаете, что за подобное могли дать срок только в 1937 г., то немного заблуждаетесь. И в годы Гражданской войны и даже позднее, на Вятке за хранение подобной переписки могли наказать по всей строгости советского закона. Так, 14 апреля 1921 года в Вятском Губернском революционном трибунале слушались дела нескольких человек за "контрреволюцию". Александр Иванович Светлаков судим был за "активное участие в белогвардейском заговоре", а Максим Ефимович Чернобровкин за "агитацию против советской власти и выдачу советских работников белобандитам в 1919 г. ". Но особенно интересно звучало обвинение третьего подсудимого - Андрей Константинович Подгайнов был судим "за сокрытие фотографического аппарата, велосипеда и хранение переписки контрреволюционного содержания". Об этом судебном процессе сообщала "Вятская правда" в номере 82 за 1921 год. К сожалению, какое наказание дали всем троим, газета уже не сообщала. И не совсем понятно - неужели за сокрытие фотоаппаратов и велосипедов судили?
В мае того же года еще один гражданин - Иван Иванович Фокин - также был судим в трибунале за "контрреволюционную переписку". Об этом сообщала "Вятская правда" в номере 115.

На фото: так выглядел советский суд того времени (суд над священнослужителями Александро-Невской лавры в Петрограде в 1922 году)

 

Лажские часовни (воспоминания)



Из рассказов своих родителей я знаю три населенных пункта, где стояли часовни. В начале 20 века через село Лаж проходил тракт Уржум-Яранск. В то время волость была Кокшинская. Первая часовня стояла на конце деревни Кокши. Служба в ней проводилась один раз в год, по-моему, в Петров день. В этот день в реке Кокшинке купали коней, их освящал священник.
Вторая часовня стояла в начале села Лаж, если ехать из Уржума на Яранск. В этой часовне службы проходили чаще: в Троицу, Филиппов день и другие праздники. Церковь называлась Филипповская, так как в 19 веке село называлось Филиппово. Тогда в Лажу работала церковь, а при ней был небольшой женский монастырь. Позже в одном из зданий располагался долгие годы сельский клуб, а другое здание, стоявшее рядом, в мою бытность пустовало, на этом месте стоит контора СПК «Лажский».
А вот часовня сохранилась в первоначальном виде – на территории ремпредприятия на улице Зеленой с.Лаж. В ней располагался магазин, потом хозяйственный склад. В настоящее время помещение пустует. Это, пожалуй, единственное здание часовни в районе, которое сохранилось до настоящего времени.
Третья часовня стояла на ключе в деревне Часовня, что в полутора километрах от села Лаж. Из него брал воду на все церковные нужды. Например, для крещения, она освящалась. Служба здесь проходила в Часовный праздник.

Вячеслав Сюксин. Лажские часовни // Знамя октября (Лебяжье) – 2004 г. 25 мая.

На фото: вторая часовня в селе Лаж. Фото было сделано очень давно, более десяти лет назад. Неизвестно, сохранилась ли она. Да и СПК "Лажский" канул давно в забвение, оставив после себя воспоминания и развалины сельскохозяйственных построек...

 

О детских играх в старину



Когда не возьмут на сенокос, ко мне подружки прибегут и мы идем смотреть, бегает ли по усадьбе баран. Если барана не выгонят, то мы возьмем ушат, привяжем его к барану. Баран бегает по ограде, а ограда была большая-большая, а мы сядем в ушат и катаемся. Играли в веревочку, в огорелыши, в третий лишний, через веревочку прыгали. Куклы мы сами шили, тряпочные у нас куклы были. Голову из тряпок сделаешь, опилками набьешь, шейку как-нибудь, потом туловище тоже из тряпок делали и опилками набивали. Мячики еще делали тряпичные. Детство нелегкое было, но играли мы в игры разные, дети же были. На одной ножке надо было по деревне проскакать, чтобы взад-вперед не останавливаясь. На руках ходили.

Воспоминания А.И.Рублевой, 1921 г.р., из книги В.Берднских «История вятской деревни» - Киров 2008 г., с.15

Фото С.А.Лобовикова

 

«Наиболее глухие местности…» (о севере Вятской губернии по Д.К.Зеленину)



От Вятки до Котласа 354 версты, из которых 248 вер. в пределах Вологодской губернии. Здесь пойдут наиболее глухие местности. Пассажиров крайне мало. Главный груз – хлеб.
Ст.Медянка – 31 в. от Вятки (323 от Котласа). – В 6 вер. с.Загарье, в 10 - с.Медянка, в 15 в. – Анкушино, в 14 – писчебумажная фабрика Первушина.
Между станциями Вяткой и Медянкой железнодорожный мост через р.Вятку (в 12 вер. по реке Вятке от г. Вятки).
Юрья (м. буф.) - 56 в. т Вятки (298 от Котласа). – В 6 вер. С.Верховье; в 60 в. г. Орлов (на р.Вятке).
… Великая – 80 вер. от Вятки (24 от Юрьи). – Недалеко с.Верходворское.
Мураши (б. буф. – 105 в. от Вятки (249 от Котласа). Последняя станция в пределах Вятской губернии. Отсюда опять пойдут, вплоть до Котласа, беспрерывные леса и болота. Лес тощий и плохой; вообще растительность бедна и однообразна.
Староверческая - 218 в. от Котласа (136 от Вятки).
Опарино (м.буф.) – 187 в. от Котласа (167 от Вятки).
Альмеж – 161 в. от Котласа (26 от Опарина).
Пинюг (б. буф.) – 134 в. от Котласа (27 от Альмежа).
… Линдинка – 104 в. от Котласа (30 в. от Пин). – Между этой станциею и следующею, Лузою, хороший сосновый лес; попадаются также молодые березовые заросли.
Луза (м.буф.) – 81 в. от Котласа (23 в. от Лузы). – Недалеко писчебумажная фабрика Павлушкова.
Сусловка – 56 в. от Котласа (25 в. от Лузы).
Савватий – 30 в. до Котласа (26 от Сусловки).
Котлас (б. буф.) – 354 в. от Вятки, 811 в. от Перми.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев.1904.

На фото: Старый железнодорожный вокзал Лузы

 

Группа крестьян, Глазовский уезд Вятской губернии. 1913 год

 

Реки Вятской губернии: Воя



Наибольшее значение для уезда имеет приток Вятки, Воя, берущий начало в северо-восточном углу уезда, в Таранковской волости; Воя сначала течет в западном направлении, а затем (после впадения в нее Ошлани с притоками: Мырмыгом с левой и Желонкой с правой стороны), близ починка Бережанского, поворачивая к юго-востоку, в этом направлении она протекает большую часть территории уезда, делая множество извилин; наконец, недалеко от Нолинска, Воя опять меняет течение с юго-запада на юг, принимая направление перпендикулярное течению реки Вятки.
… Воя протекает в уезде на протяжении 130 верст. Водами своими она орошает территорию 11 волостей: Богородской, Таранковской, Екатерининской, Ворсинской, Семериковской, Ильинской, Барановской, Кырчанской, Пугинской, Луксунской и Бурмакинской. На всем своем протяжении Воя сильно разливается, давая много хороших сенокосов, в особенности, в более южном течении, начиная с Семериковской волости, так как здесь воды ее льются, большей частью, по широким долинам. Разлив реки в нижнем течении бывает от ½ до 2 недель.

Материалы по статистике Вятской губернии т. 5: Нолинский уезд – Вятка 1889 г., с.6

На фото: весеннее половодье у города Нолинска. Фото из фонда Нолинского краеведческого музея

 

Знаменитые вятчане - участники Гражданской войны



Николай Прохорович Владимиров из деревни Русского Руя воевал на Восточном фронте, затем со своим эскадроном был переброшен на запад, где бил белополяков. За это награжден орденом Красного Знамени. Впоследствии Николай Прохорович Владимиров вырос до ученого-медика и возглавлял Томский медицинский, Сочинский научно-исследовательский бальнеологический и другие институты.

К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г., с.94-95

Примечание. Деревня Русский Руй ранее относилась к Яранскому уезду, ныне в составе республики Марий Эл

 

Из старой печати. Вятские кустари в царском павильоне



Вятские кустари в царском павильоне. Произведения вятских кустарей, особенно мебельщиков, приобретают на всероссийской выставке все большую и большую известность. Многие кустарные произведения были куплены высокопоставленными лицами; так министр финансов Витте сделал несколько заказов на мебель; наконец, мебель вятских кустарей была взята даже в царский павильон на выставке с сохранением на ней ярлыка экспонентов.

Вятский край - 1896 г. № 70

На фото: многие произведения вятских кустарей до сих пор можно увидеть в различных музеях области. Например, такие стульчики можно увидеть в музее Грина в Кирове

 

Хроники Вятской губернии: железнодорожные крушения



Железнодорожное крушение. На станции Ардаши товарный поезд № 103 бис, при отправке со станции Ардаши, на несохраняемом переезде между выходными стрелками сошел с рельс. Паровоз свалился в кусты, вследствие чего сошло с рельс в разных местах поезда девять вагонов и тендер холодного паровоза, следовавший в составе поезда. Значительно повреждено семь вагонов, груженых рудой, мукой и сеном. Старшему кондуктору Зуевских бригад Суслопарову, находившемуся на тормозной площадке, отдавило обе ноги; он отправлен в Загарский приемный покой.

Крестьянская газета - 1917 г. № 62

На фото: крушение поезда в 1914 году

 

Вятские слова и выражения: песига



Песига. Сущ, общ. Непоседа: живой, суетливый, подвижный человек.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24. - Напечатано также в: Календарь и памятная кн. Вятской губ. за 1892 г.

 

Военные сводки 1919 года на страницах вятских газет: "незначительные стычки..."



Читая некоторые военные сводки 1919 года (советские), невольно приводишь к мысли, что они были либо неверные, либо информация сознательно умалчивалась. Известно, что в мае 1919 года особенно жестокие бои развернулись в районе Кирсинского завода, который буквально переходил "из рук в руки". Однако что об этом писала уездная газета "Деревенский коммунист"?
6 мая газета кратко сообщала на основе военной сводки: "Волго-Камское направление. Незначительные стычки в районе Кирсинского завода".
11 мая: "В районе Кирсинского завода стычки с мелкими партиями противника".
21 мая: "На реке Вятке и в северном районе спокойно".
Правда, в номере за 16 мая кратко сообщалось о наступлении "красных": "В Пермском районе наше наступление на завод Залазну продолжается. Нами взят завод Песковский".
И только 24 мая газета дала более полную сводку по Глазовскому уезду, радостно рапортуя о победах "красных": "Наши части направляясь на правом берегу реки Камы с боем заняли селение Афанасьевское и селение Малышево ( 9 верст севернее Афанасьевское). Противник в беспорядке отступает на Георгиевское и Верхо-Камское. В районе Кашанское наши части переправились через реку Нырань и с боем заняли селение Ломаево (30 верст юго-западнее Кайгородского) и при этом взяли много пленных, в том числе 4 офицеров".
Об упорных боях ранее, когда решалась судьба Восточного фронта, газета по каким-то соображениям умолчала, сообщив о них как о "незначительных стычках" или и вовсе сообщив, что там все "спокойно". Как Вы думаете, почему?

 

Служба в царской армии на страницах метрических книг



Первые рекруты служили в императорской армии пожизненно, пока позволяли силы и здоровье, но со времени Екатерины Второй «подлому народу» (как она и ее окружение называли крестьянское население России) «милостиво» стало разрешаться служить в армии по 25 лет. Постепенно при последующих правителях и этот срок стал сбавляться. В царствование Александра Третьего в 1888 году в очередной раз «сократили» срок воинской службы – отныне они составляли пять лет в войсках и 13 лет в запасе. При Николае II в 1906 году ввели последний срок для «срочников» при царской власти - в пехоте и пешей артиллерии три года, в других войсках – четыре, а на флоте – пять лет, с последующим пребыванием в запасе сначала первого, а затем второго разряда.
Проследить сроки службы в армии можно и по метрическим книгам. Особенно это интересно будет тем, кто составляет свою родословную. Например, в декабре 1892 г. был взят в военную службу крестьянин деревни Клюкино Уржумского уезда Павел Петрович Клюкин (приход с.Толмань). О его призыве было записано в рождении сына солдата Лаврентия, родившегося в июле 1893 г.; через полмесяца после рождения ребенок умер. Следующий ребенок у «запасного унтер-офицера» Павла Клюкина родится только в 1900 году. Если вычесть девять месяцев от рождения ребенка, то получается перерыв в рождении детей почти 6 лет. Это почти совпадает со сроком воинской службы в то время…

Источник информации - портал История.РФhttps://histrf.ru/biblioteka/b/v-soldaty-vziat-so-vsi.. и метрические книги архива ГА РМЭ

Фото из архива сообщества с подписью: "Папе в армию. 1905 год" (Уржумский уезд). Видимо, фото предназначалось отцу семейства на фронт, которое он впоследствии привез обратно и оно сохранилось в семейном архиве...

 

Леса Сунского района



Природа любого края имеет свои отличительные особенности и предметы гордости. В Сунском районе много лесов – хвойных и смешанных. Своей красотой и величием лес оказывает благотворное влияние на человека, воспитывает наблюдательность, восстанавливает творческие силы. Нельзя не вспомнить слова Ф.И.Шаляпина: «Поразительно, каких людей рождают еловые леса Вятки! Выходят из них и появляются на удивление изнеженных столиц как бы из самой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри. Таковыми были братья Васнецовы».
Сунские леса используются не только для строительства и заготовки дров, но и богаты грибами, особенно рыжиками. Сунский район считается самым грибным районом Кировской области. На границу Сунского и Нолинского районов тысячи людей со всей области съезжаются в грибной сезон на так называемое «поле чудес». Без грибов никто не уезжает. Был случай, когда сюда прилетали на вертолете из Татарстана. Многие берут отпуск специально в грибной сезон, приезжают на «поле чудес» и живут прямо на грибных плантациях. Собирают, солят, продают, чем и пополняют свой бюджет, а самые активные весьма ощутимо – даже покупают на «рыжечные» средства машины.
Наши леса богаты дикими животными. Здесь водятся волки, лисы, медведи, зайцы, лоси, кабаны. А оберегает их покой общество охраны природы.
На живописных сунских холмах нередко можно встретить заезжих художников на этюдах и фотомастеров; спортсменов на горных лыжах и сноубордах; путешественников, изучающих места, где жили предки художников Васнецовых.

Земля Сунская (краеведческий сборник) - Киров 2011 г., с.68-69

 

Балезино в топонимике Кирово-Чепецка



Ровная местность, где возник центр города, сохранила неофициальное название Балезино в память о еще одной бывшей деревне. В детстве я много раз слышала это название, но никогда не относила его к нашему городу. Казалось, что это таинственное Балезино где-то далеко. Название просто витало в воздухе, в разговорах. Его деревенский средний род очень диссонировал с нашим хорошеньким городком, состоявшим тогда из нескольких миниатюрных кварталов с ясной и четкой планировкой.

Наталья Шведова. Детство города (повесть про Кирово-Чепецк) – Киров 2017 г., с.8

На фото: старые дома города

 

Пряничное производство в старом Нолинске



Изготовлением пряников разных сортов занималось большинство купеческих фамилий, сбывая их в своих лавках, магазинах и на ярмарках. Нолинские пряники славились своими вкусовыми качествами и быстро раскупались.
Пять купеческих домов, занимающихся их выпечкой, имели годовую сумму доходов более 1000 рублей.
Например, пряничное производство Алексея Глебовича Парамонова было основано в 1870 г. За год им выпускалось 2000 пудов пряников разных сортов на сумму 5000 рублей. Всего на производстве работало 4 человека взрослых и один малолеток. Из оборудования был один каток и две печи. Дров сжигалось 35 сажень на 100 рублей.
Также пряничным производством занимались купцы – Коробков Т.О., Коробков О.И., Стрижев И.С. и братья Зыкины.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.77

Фото с экспозиции Нолинского музея пряника и лимонада

 

Реки Вятской губернии: Иж



Вот что писал о реке Иж краевед П.С.Головин: «Река Иж – вторая по величине в Пижанском районе… Имеет длину до 70 километров. Ее устье находится на высоте 96 м., отсюда среднее падение реки на одном километре пути составляет 1,3 метра. Иж проложил глубокую долину и энергично размывает свой правый берег; преимущественно крутой и высокий, тогда как левый берег почти везде низменный, луговой. Эта река не симметрична. Она не имеет сколько-нибудь значительных правых притоков; ее многочисленные левые притоки довольно развиты. Шуда (40 км.), левый приток Ижа, почти не уступает по величине самому Ижу. Иж имеет запасы силовой энергии. В недалеком прошлом на нем было до десяти вододействующих мельниц…
В послевоенные годы на Иже были построены три колхозные ГЭС: у д.Сотниково (Войский с/совет), Елькенур (Шарыгинский с/совет, ныне Обуховский), Будилово (Ижевский с/совет), которые давали не только свет в дома колхозников, но и позволяли электрофицировать ряд трудоемких работ в хозяйствах».

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.21

Фото с сайта вятка.рф

 

С архивной полки. Как закрывали храмы в послевоенное время



Из заявления членов церковного совета села Окунево Лебяжского района в Совет по делам религиозных культов, уполномоченному товарищу Карпову

В 1947 году в селе Окунево Лебяжского района Кировской области по решению правительства открыта церковь для отправления религиозных обрядов верующих, а здание этой церкви должно быть передано церковному совету, но вот прошло уже почти три года, а здание не передано, а поэтому церковная служба происходила в крестьянском свободном доме, с 16 июня 1948 г. и по 25 мая 1949 г. церковную службу отправлял священник Марамзин, 5 мая 1949 г. был арестован, и взятый с места своего служения по какой причине не знаем, на наших глазах, за ним никаких заметок не было, против власти и правительства не шел и агитаций не вел.
В 1949 г. дано вами распоряжение через кировского уполномоченного товарища Новикова, чтобы церковь освободили и передали церковному совету к 10 июля 1949 г., но местные власти отказали церковному совету, что не поступало о передаче никаких распоряжений, в то время церковь была разгружена, даже заметено метлой во всем здании, но разгребли сколько-то мешочков из подпола.
4 мая 1950 г. в село Окунево приехал из Кирова уполномоченный товарищ Новиков, передать церковное здание, председатель исполкома товарищ Тутунин приказал созвать церковную 20-ку из числа двадцатки и церковного совета. Уполномоченный и пред. райисполкома приглашали 20-ку в кабинет по одиночке, в присутствии их тут же написали заявление 6 человек о выходе 20-ки, что заставило, не знаем. После этого был вызван в кабинет пред. ревизионной комиссии, и кассир. Уполномоченный товарищ Новиков говорит им, что я приехал заключить договор о передаче церковного здания, но у вас 20-ка неполная, 5 человек померло, да 6 человек сегодня написали заявление о выходе из 20-ки, осталось 10 человек, с которыми не могу заключить договор, отошлю в Москву, ожидайте ответа о пополнении 20-ки. Уполномоченный товарищ Новиков никаких ответов не дал, обращаемся к вам в Совет по делам религиозных культов уполномоченному товарищу Карпову с просьбой о вышеизложенном, просим вас убедительно войдите в наше положение, о результатах сообщите церковному совету. Местные власти нам не сообщают.

1950 г. 16 мая

К сему подписуемся
Церковный староста Иван Сахарных
Помощник старосты Зяблицев
Второй помощник старосты Зяблицев
Пред ревизионной комиссии Софронов Иван Степанович
Член ревизионной комиссии Смышляев И.И.
Второй член ревизионной комиссии Сентемова.

ЦГАКО ф. Р-2169 оп.44 д.255 лл. 24-24 об.

Примечание. Священник Петр Иванович Марамзин, служивший в молельном доме села Окунево, был арестован не за политическую агитацию. Незадолго до этого он вернулся из мест лишения свободы, пробыв в сталинских лагерях больше 10 лет (кстати, на момент ареста в 1936 году он не был священником, а вышедшим из духовного сана). По закону 1949 года бывшие «враги народа», вышедшие на свободу, подлежали повторной ссылке, на этот раз бессрочной; видимо, это была некая «профилактическая мера» с целью очистить общество от подобного элемента. Как пишут верующие, повторный арест произошел, видимо, прямо во время богослужения – «5 мая 1949 г. был арестован, и взятый с места своего служения по какой причине не знаем, на наших глазах…» На тот момент батюшке было уже 66 лет. Вновь в родные края отец Петр вернется уже после 1953 года…
Арест священника стал и поводом для закрытия молельного дома в Окунево и отказа в возврате верующим деревянной Тихвинской церкви, закрытой еще в 1935 году. Тяжба между верующими и органами власти шла до середины 1951 года (в архивном деле она занимает около 50 страниц), но просьбы верующих оказались напрасны, несмотря на то, что в 20-ку вступило еще 14 человек, которых Новиков упорно отказывался регистрировать. Делалось это, видимо, даже в обход разрешения из Москвы об открытии церкви (аналогично была закрыта и Владимирская церковь в г.Кирове, несмотря на то, что ВЦИК ЗАПРЕТИЛ закрытие церкви, но ответ его местные власти положили "под сукно"). По каким-то причинам местные власти упорно отказывали в открытии церкви. 7 февраля 1951 г. в своем заявлении верующие писали Карпову: «В Лебяжском районе закрыто 9 церквей. Окуневскую церковь разрешено правительством открыть и проводить церковные обряды, но церковное здание власти держат в своих руках, и служба происходила год в церковном доме (ЦГАКО ф. Р-2169 оп.44 д.255 лл. 45-46 об.)». Вновь временный храм в селе откроется только через 50 с лишним лет…

На фото: такой была церковь в селе Окунево во время совершения в ней богослужений . В конце 1970-х годов здание сгорело...

 

С архивной полки. Об открытии мощей преподобного Матфея Яранского



В Яранске под носом у районных организаций церковники решили открыть мощи бывшего иеромонаха авантюриста Матвея. В Яранск приехал проходимец архиерей Шкуро, прославляющий святость этого монаха, а затем на его могиле устроили неугасимую лампаду, а мать коммуниста Волжанина в эту лампаду ночью подливала елей. Церковники организовали продажу земли с могилы – 10 копеек щепотка, и в нагрузку крестик за 10 копеек и т.д. К могиле началось целое паломничество.

ЦГАКО ф.П-1290 оп.2 д.166 л.10 (из материала для областной конференции Союза Воинствующих Безбожников).

На фото: часовня в память преподобного Матфея на кладбище города Яранска

 


С архивной полки. «Отец протодиакон трезвенник и табаком не грешит…» (из характеристик вятского духовенства 1960-х годов)



Из характеристики протодиакона Иоанна Жукова (г.Малмыж): «Муж сей протодиакон Иоанн Жуков «ревнуя поревновах о Господе Боге Вседержителе». Трудится отец Жуков для славы Божией и как диакон и как умелый способный руководитель церковного хора, да и как ему не петь: Господь Бог одарил его хорошим голосом.
Отец протодиакон трезвенник и табаком не грешит. От верующих, от причта и церковного совета пользуется уважением за скромность и выдержанный характер".

Характеристику составил благочинный протоиерей Николай Ванчуров

ЦГАКО ф. Р-2169 оп.45 д.121 лл.45-46

На фото отец Иоанн слева. Как и многие священнослужители Вятской епархии он прошел сталинские лагеря: в 1937-1947 гг. находился в исправительно-трудовом лагере в Архангельской области, с 1949 по 1954 гг. был повторно сослан в Новосибирскую область. Фото из фонда Вятского епархиального архива

 

Вятский «поэт природы» Иван Иванович Шишкин



Елабуга – родина известного художника Ивана Ивановича Шишкина. Прелестные лесные пейзажи этого «поэта природы» известны всякому любителю изящного. Прототипами многих офортов Шишкина послужили лесные ландшафты местного края: к северу от Елабуги по правому берегу Камы почти сплошь тянутся роскошные леса, которые не могли не произвести впечатления на талантливую душу дитяти.
Сын елабужского купца, Ив. Ив. Шишкин, родился 13 января 1831 года. 12 лет он был определен в 1-ю казанскую гимназию, где пробыл лишь до пятого класса. В 1852 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании курса в котором – в Санкт-Петербургскую академию художеств, по классу проф. С.М.Воробьева. Здесь талант молодого художника быстро развивается и крепнет. За свои картины он получает несколько медалей. В 1861 г. он едет пенсионером академии за границу, в Мюнхен и Швейцарию.
И.И.Шишкин с одинаковым искусством владел и кистью, и пером, и углем, и иглою. Во всех его произведениях виден знаток, тонкий наблюдатель, прекрасно изучавший природу и виртуоз с разносторонними дарованиями. «Лесная глушь», «Сосновый лес», «Лесные дали», «Бурелом», - эти и масса других картин кисти И.И.Шишкина пользуются особенной известностью.
8 марта 1898 г. знаменитый художник умер. К характеристике жителей г.Елабуги можно отметить, что известие о смерти известного согражданина было встречено с полным равнодушием: даже не было отслужено общественной панихиды.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев.1904.

На репродукции: "Осенний лес" И.И.Шишкина 1876 г.
Холст, масло. 30 x 45 см
Волгоградский областной музей изобразительных искусств.

 

Особенности заключения брака в старину и в советское (наше) время



Как известно, в имперскую эпоху брак между женихом и невестой заключался немного иначе, чем в наши дни. Органов ЗАГС, появившихся в 1918 году, тогда еще не было. Основой для заключения брака считалось таинство венчания в церкви. Затем запись о бракосочетании вносилось в церковную метрическую книгу, но последнее уже было формальностью (своего рода запись акта гражданского состояния). Здесь следует понять, в метрической книге записывалась дата именно венчания, также как записывались даты крещения и отпевания. Без венчания брак считался скорее всего не состоятельным. Интересно мог ли он считаться действительным, если имело место только запись в метрической книге? Скорее всего нет, так как в метрическую книгу вносился факт именно венчания. Если подумать, большевики, упразднив институт церковного брака, взяли за основу только запись гражданского состояния – отныне она стала считаться основой для заключения брака, если раньше для этого главным считалось венчание в церкви (или справка из метрической книги о венчании). В советское время стал распространен и «гражданский брак», без регистрации, ранее презрительно называвшийся «блудным сожительством» или просто «блудом»….
Вместе с этим был подменен и культ свадьбы – традиционная русская свадьба была заменена свадьбой советской со всеми нам знакомыми атрибутами – свидетелями (раньше вместо них были поручители на бракосочетании, т.е. большевики позаимствовали это опять уже у церкви), свадебной одеждой, обменом кольцами (здесь уже отдает каким-то язычеством, если в язычестве жених и невеста резали друг другу руки ножом до крови, теперь пришел символический обмен кольцами) и т.п. Русская свадьба не имела таких особенностей. Не так давно мы публиковали большое свадебное фото по Нолинскому уезду, где многие читатели просто не могли найти невесту. Видимо, потому что ее искали в привычном белом платье и фате, в то время, как на фото она запечатлелась в обычном черном платье. Правда, в последние годы устроители свадеб пытаются внести элементы русской свадьбы уже в традиционный обряд советской свадьбы. В результате получается забавная и памятная «чересполосица» (обычная советская свадьба вперемешку с какими-то обрядами, выплывшими из старины глубокой), как говорится, «кто во что горазд».
В заключение вопрос на засыпку. В известном советском фильме «Свадьба в Малиновке» атаман банды (в наше время его бы уважительно назвали командиром повстанческого отряда) после свадебного пиршества зовет невесту в опочивальню. Здесь мы видим сразу два нарушения традиционной русской свадьбы – во-первых, свадебное пиршество с невестой в свадебном платье (причем платье явно из советской эпохи) идет еще до заключения брака как такового, ни без венчания, ни без записи в метрической книге. Притом атаман, видимо, заключать брак и не думал, т.к. после пира потащил невесту в опочивальню. Собственно говоря, если подумать, нам показывают не «свадьбу в Малиновке», а какую-то пирушку в стиле гражданского брака (видимо, создатели кинокартины не особенно вдавались в подробности заключения брака в старину). И тут мать невесты говорит атаману: «Ты же обещал по-честному!». Атаман решил все же провести «все по-честному», с обрядом венчания, хотя эта странная свадьба прошла еще до заключения брака и к его моменту все ее участники были мертвецки пьяные, включая священника («- Рыжая, поп какой-нибудь имеется?» «- Не, неможно…»). Поэтому провести свадьбу «по-честному» не получилось, и атаман потащил невесту в опочивальню. И вот вопрос: могла ли свадьба в Малиновке быть состоявшейся, если бы, как обещал атаман , молодожены «отдохнули» в опочивальне и далее поехали в монастырь?

Свадебное фото из семейного архива священника Анатолия Емельянова


Начальная история села Шалегово



… Просматриваю информацию о селе Шалегово. Дата основания – 1602 год, прежние названия: погост Покровский, Шалеговский. Летопись села, написанная в 18 веке, сообщала, что первыми жителями были семьи «из ново-града ушкуев», которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване Четвертом Грозном, когда составлялись писцовые книги для обложения населения тяглом 1570 ( и последующие 1590, 1595) годов. Первое название селения - Покровский, так как жители принесли с собой икону из новгородчины и поставили, согласно грамоте патриарха Иова 2 от 2 августа 1602 года, Покровскую церковь, деревянную. Официально село Шалегово упоминается в «Переписной книге» В.Отяева, составленной в 1645-1646 годах. Вначале оно подчинялось Истобенской волости, в 1645 году была образована Шалеговская волость. В 1678 году в ней числилось 36 селений, проживало около 1300 человек.

Е.Вершинин. Повесть о земле Тужинской – Киров 2006 г., с.107

 

Из истории Лальского клуба



В нашем небольшом поселке центром культуры и досуга был клуб. Первое здание клуба было построено по инициативе комсомольцев Лальской бумажной фабрики еще в 20-х годах прошлого века, в нем был зал со сценой, костюмерной и гримерной, в нем же показывали кино, танцевальный зал с колоннами, читальный зал и библиотека. В будние дни, вечерами в танцевальном зале устанавливали теннисные столы и столы для игры в шашки и шахматы. Гордостью клуба был биллиардный стол. Часто допоздна горел свет, так как проходили соревнования то по биллиарду, то по теннису, то по настольным играм.
В 30-е годы организовали духовой оркестр, Лальская бумажная фабрика купила духовые инструменты, и родилась традиция все торжественные собрания, проводы в Армию сопровождать духовым оркестром, которым руководил Фролов И.С., музыканты братья Момотовы, Дорофеевы, Егоровы и др. А после войны танцы часто были под оркестр и звуки любимых вальсов: «Дунайские волны» и «На сопках Манчжурии» были слышны по всей округе. В перерывах обязательно вступали гармошки, давая простор разудалой частушке и веселому переплясу; на танцы ходила не только молодежь, но и старшее поколение, - кто новости узнать, а кто и повеселиться. Фабричных певуний знала не только лальская сцена, но и Архангельск и Киров, куда в 1950-х годах сводный хор Фабрики и Лальска ездил на областные фестивали песни. Руководил хором Трудоношин Зосима Михайлович.

Из жизни малого города (краеведческий сборник) – Лальск 2017 г., с.55

На фото: Лальский клуб (Дом культуры) находится в историческом здании поселка - бывшем храме

 

Вятские села и деревни: Алешево


Трудно сказать, когда и кем был положен камень в фундамент первого дома деревни Алешево (Подволочье), но то, что этот человек облюбовал одно из красивейших мест лузского заречья – это несомненно. Деревня расположена на горе, красота кругом неописуемая: холмы и возвышенности, лога и луга, бескрайние леса до горизонта, деревни, видимые за 20-30 километров, обилие грибов и ягод.
Подволочье – это простонародное название деревни и указывает на ее местоположение: в прежние времена выше деревни проходила центральная деревня – «волок», а деревня была расположена под «волоком». В настоящее время проложили дорогу более прямую, и деревня оказалась над «волоком»!
Алешево – официальное название деревни. Возможно, что основателем явился некий Олёша – Алеша. Алешево (Починок Олешевский) в архивных данных упоминается за 1599 год. До революции деревня входила в Папуловскую волость Великоустюжского уезда Вологодской губернии, находясь в 104 верстах от Великого Устюга. После революции была центром Алешевского сельсовета, входила в состав колхоза «Сталинец», расположена в 54 километрах от районного центра города Лузы.
По воспоминаниям дедов и прадедов, когда-то деревня Подволочье была большая, в ней насчитывалось более 90 хозяйств. Накануне Отечественной войны в деревне было 50 дворов, проживали 200 человек. Большинство жителей деревни носили фамилию Кокины – 23 семьи, Сухановых – 8 хозяйств, по 6 Александровых и Липатниковых, а также Дружинины, Баклановские, Паншины, Осенниковы.
Сейчас деревня умирает, старых домов осталось еще с десятка полтора. В деревне проживает один человек – 90-летний Зосима Иннокентьевич Липатников.
И удивительно, что при таком запустении на въезде в деревню устремляется ввысь деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, построенная в 1897 году. Единственная действующая в настоящее время деревянная церковь в Лузском районе.

М.В.Зимириева. Душа моя прописана в Алешево – Киров 2015 г.,с.161-162

На фото: Церковь Николая Чудотворца в с.Алешево. Источник фото: http://wikiredia.ru/wiki/Файл:Церковь_Николая_Чудотво..

 

Отличия некоторых фамилий в метрических книгах от современных



В большинстве случаев фамилии, которые встречаются в церковных метрических книгах и некоторых других дореволюционных документах, совпадают с современными, но встречаются и написание фамилий с некоторыми отличиями. Видимо, это было по той причине, что в царское время фамилии в метрических документах и послужных списках записывались на слух или соответствовали грамматическим правилам того времени, а в советское время были "исправлены" по всем правилам русского языка. Вот некоторые из этих фамилий, которые встречаются по Яранскому и Уржумскому уездам:

Берзеневы / Берсеневы
Безсоновы / Бессоновы
Безрукие / Безруковы
Дехтеревы / Дегтяревы
Ельсуков / Ельчиков
Лошкины / Ложины
Сергиевы /Сергеевы
Щокотовы /Щекотовы

Возможно, наши читатели еще смогут дополнить этот список...

 

Белогвардейцы в Вятской губернии в 1919 году: "Творилось что-то ужасное, трудно поддающееся передаче..."



Вятские советские газеты 1919 года буквально "пестрят" рассказами, очерками и воспоминаниями о пребывании колчаковцев на территории Вятской губернии в 1919 году. Как правило, ничего хорошего мы там о них не прочитаем; почти все публикации в описании пребывания колчаковцев схожи между собой, хотя их писали разные люди и из разных мест, и тем не менее их будет интересно опубликовать в нашем сообществе, предоставив мнение о всем написанном на суд читателей. Сегодня первая из этих заметок из далекого 1919 года ...

Среди крестьян, непосредственно побывавших в царстве Колчака, произошел резкий перелом настроения в пользу советской власти. Некоторые откровенно признаются, что ждали белых как своих защитников и освободителей, но когда столкнулись с властью Колчака, горько разочаровались не без основания.
Белые круто гнули. Нагайки применялись везде и нередко без всякого повода. Невообразимую жестокость белогвардейцы проявили к отцам красноармейцев и к тем крестьянам, которых при нашем отступлении брали с подводами. Хозяйства их, в полном смысле слова, разрушены: скот отобрали, запас семенного зерна тоже, отбирали даже то, что у жен было принесено, как приданое. Белогвардейцы за чай и молоко почти никогда не платили, отнимали свежеиспеченный хлеб. Некоторые крестьяне, сдав лошадей белогвардейцам, принуждены были впрягаться по 4 человека в соху и таким образом пахать на себе и то только в ночное время, потому что днем работали на «Верховного правителя». Творилось что-то ужасное, трудно поддающееся передаче.
Кулаки, сбежавшие в Сибирь, возвращались и создавали добровольческие дружины. Их делом была - расправа.
Офицеры приказывали варить кумышку, для изготовления которой отбирался хлеб у жен красноармейцев.
Деньги, которые имеются в Советской России, белогвардейцы объявили недействительными и обменивали кое-где на свои, причем полностью обменивалась только первая тысяча, а остальная сумма подлежала возврату в течение 20 лет. Безвыходное положение создавалось там, где они хозяйничали непродолжительное время и, отняв керенки, взамен не дали крестьянам ничего.
Деревня увидела кровь, аресты, бесправие и тяжелые условия жизни.

А.Кадников. Как вели себя белые в Глазовском уезде // Деревенский коммунист - 1919 г. № 175

 

"Массаж". Садизм как следствие войны и истоки террора



Читая описания ужасов террора Гражданской войны, как красного, так и белого, всегда находишь в нем элементы изощренного садизма. Людей не просто убивали, их при этом мучали всевозможными способами - им отрубали части тела, закапывали и сжигали живьем, будто убийцам доставляло это радость. Так поступали и бойцы красных "летучих отрядов", и продотрядники, и чекисты, и белогвардейцы, и крестьяне-бывшие фронтовики...
В докладе членов Всероссийской крестьянской секции уполномоченным комиссаром Внутренних дел на заседании Вятского губернского съезда Советов 11 апреля 1918 г. по расследованию деятельности комиссара котельничского «летучего отряда» отмечаются случаи побоев, оскорблений и издевательств, жертвами которого стали представители имущих слоев населения. Приведем некоторые из них, зафиксированные в докладе: «Бывшего воинского начальника капитана Веревкина, больного совершенно, посадили в тюрьму. Ночью к нему явились солдат и матрос, потребовали одеться, вывели, привязали веревкой к оглоблям, сами сели в сани и так возили по городу. Потом опять посадили в тюрьму. В тюрьму были посажены священник Фаворский и церковный староста. Они сидели вместе с 4 другими заключенными, туда явились солдаты и матросы, удалили остальных, а священнику Фаворскому и церковному старосте стали делать «массаж», свалили с ног и били, а потом надзиратель передавал, что видел тут лужи крови» (ЦГАКО ф. П-45 оп 1 д 153 л.30).
Бывший красноармеец И.И.Шушалыков вспоминал такой эпизод о подавлении восстания в д.Шахайки Яранского уезда, в котором он участвовал: ««Проезжая деревню Ихтинур, разведка встретила гражданина лет 20-25, выпивши, остановили его. Зазиев спрашивает: Куда ходил? Красногвардейцев бил? Мужик с перепугу сказал, что был в Шахайках, бил красногвардейцев. Зазиев взял свой карабин и пристрелил его в голову, а когда мы, т.е. отряд подошел, то из головной раны шла только кровавая пена (воспоминания из фонда Яранского краеведчского музея)».
А вот описание зверств белогвардейцев в Песковском заводе Глазовского уезда:
"…Красноармейцев Чувашева, Осколкова и Лекомцева белые, не добившись от них никаких существенных показаний, зверски убили со слов одного белого солдата, Осотова, который держал связь с нами на протяжении всего времени нахождения белых в заводе и впоследствии был убит бывшим офицером в деревне Баранниковы за попытку открыто выступить против зверств белых, а также, судя по трупам, найденным в лесу, можно заключить, что белые зверски замучали всех троих красноармейцев и раненых, при чем, по словам Осотова, особенно мучали Чувашева. – Чувашева заставили рыть могилу, но последний категорически отказался, говоря: - Я не выполню ни одного вашего требования. Отказались рыть могилу также остальные двое. Чувашева раздели и разули, держали в одном белье не менее 20 минут. Офицер курил, посвистывал, Чувашев молчал. Не добившись от Чувашева ничего, его стали бить шомполами. Чувашев, озверев от ужаса и боли, бросился на офицера, но один из белогвардейцев прикладом сбил его с ног. На все вопросы Чувашев молчал. Белые, желая сломить упорство несчастного, усилили пытку - они стали наносить Чувашеву мелкие удары штыком, выкололи глаз. Чувашев стонал и бредил – «За что, за что вы меня? .. Нет, нет, я не коммунист». Потом Чувашеву воткнули в живот железный лом, принесенный для рытья могил и крутили его в разные стороны до тех пор пока Чувашев не скончался. Расправившись с Чувашевым, белогвардейцы приступили к Осколкову: его били шомполами, выкололи один за другим оба глаза. Не добившись ответа, тот же железный лом, которым был убит Чувашев, воткнули ему в рот, а затем шашкой снесли череп. Лекомцев лежал все это время на снегу, стонал и умолял, чтобы его убили. Озверевший офицер этим же ломом проткнул Лекомцеву череп.
Солдаты стояли молча, видимо, каждому было не по себе. Некоторые из них курии, а другие стояли спиной, чтобы не видеть этих зверств».
Трупы Чувашева, Осколкова и Лекомцева впоследствии были найдены в лесу. Все сказанное Осотовым подтвердилось. Чувашев был весь в мелких ранах, на животе была большая (не менее 1 ½ вершков в диаметре) рана, один глаз был выколот. У Осколкова глаза были выколоты, во рту была рана и череп был снят. У Лекомцева на голове была большая рана. По трупам можно было судить, что белые не сделали ни одного выстрела, действовали ломом, штыками и шашками.
Также зверски белые расправлялись и с ранеными. Найденные трупы говорят за это: у раненых нередко выколоты глаза, напр у Кат, у некоторых отрублены были рука или нога, вообще трупы раненых представляли из себя груду обезображенных тел" (Воспоминания В.Фофанова в сборнике "Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии –Вятка 1927 г.", с.158 об.-159).
Особая жестокость была и у крестьян, которой до 1914 года не отмечалось, особенно это фиксировалось в стычках с продотрядами. Здесь опять же руководили "карательными операциями" бывшие фронтовики. В Уржумском уезде избиение продотряда с убийством имело место 20 июня 1918 г. в деревне Лажьял Сернурской волости. Об этом удалось узнать благодаря воспоминаниям местной жительницы А.И.Абрамовой:
«Был первый день праздника семика 1918 г . В послеобеденное время, когда уже началось гуляние односельчан и гостей, в деревню Лажъял приехали трое человек, говорили, что они из продотряда. Разъезжая по деревням, собирали хлеб для солдат и рабочих. Из деревни в деревню их сопровождали ямщики. Из Лажъяла их должны были проводить в деревню Торешкибар. Ямщик Иван Ипатович Абрамов запряг лошадь и готов был тронуться. В это время к тарантасу подходят Андрей Ионович Абрамов и Иосиф Михайлович Сидоров и с придиркой начали расспрашивать: «…Зачем здесь, что вам надо и т.д.» Подходили и другие. Продармейцы, они были в солдатской форме, уговаривали мужчин, чтобы не задерживали, но сельчане не слушались. Тогда один из продармейцев хотел выстрелить из винтовки вверх, но пуля попала в ямщика. Ямщик сумел добежать до ворот соседнего двора и, сидя на скамейке, скончался. Видя, что толпа выпившая, содаты разбежались. Одного из них, убежавшего в сторону Сернура, лажъяльцы догнали избили до смерти. Один из крестьян снял с убитого сапоги, забрал деньги». Солдат от побоев скончался. На следующий день его зарыли на ржаном поле. Через день в деревню прибыл продотряд для разбирательства о случившихся событиях. Труп убитого бойца был найден. 18 человек, причастных к этому событию, были задержаны и отправлены в Уржум" (А.А.Соловьев. Сернур: страницы истории – Йошкар-Ола 2004 г., с.76) .

Такой садизм был неведом России, по крайней мере последних ста предреволюционных лет, когда страна становилась цивилизованным и культурным государством. Откуда же русские люди сошли к такому средневекому варварству? Ответ был прост: позади у всех фронтовиков была жестокая Мировая война со всеми ее ужасами. В психиатрии есть такой термин, как "боева́я психи́ческая тра́вма" — психическая травма, вызванная воздействием факторов боевой обстановки. Это было свойственно и для бывших участников последующих войн двадцатого века (отсюда небывалый жестокий бандитизм после ВОВ и в 1990-х годах).
Война, как говорил герой одного советского фильма, доводит ценность человеческой жизни до абсолютного нуля. Отсюда такая жестокость и склонность к садизму. Для человека, привыкшего колоть штыком и рубить шашкой, убивать уже не страшно. Добавьте сюда новую идеологию, красную или белую, которая утверждала, что новых врагов убивать можно и нужно. Можно сказать, с фронта Первой Мировой пришли зачастую люди с поврежденной психикой и самое страшное, что такие люди попали с одной стороны в комиссары, в отряды ЧК и ЧОН, а с другой - в контрразведку. Может быть, организуя террор Ленин и Колчак ставили своей целью только напугать своих идеологических врагов, но они и подумать не могли, что натворят их подручные на местах, что люди с поврежденными на войне нервами просто зальют кровью русскую землю...


Назад к списку