- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ноябрь: 16-30

Вятские деревни: Чекмарь



Деревня находилась в одном километре на юго-запад от Верхолипово по дороге на Горбуны. Починок писали Малышевский, но крестьянин по фамилии Малышев его только основал в 1780-х годах и вскоре покинул селение. В 1791 г. починок состоял из одного двора, в котором проживала семья 58-летней вдовы Аники Целищева Мавры из семи человек.
В 1859 г. в селении было два хозяйства, в которых проживало семь жителей мужского пола и 11 женского. В 1891 г. также было два двора, в которых числилось девять человек. Обе семьи были по фамилии Целищевы. В 1926 г. в деревне записано два двора крестьянского типа и один прочий. Проживало 5 человек мужского пола и 7 женского.
В 1940-х годах жители покинули селение, и по списку сельских населенных мест 1950 года деревня Чекмарь не числится.

Н.Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района - Киров 2016 г., с.140

На фото: экспозиция с крестьянской утварью в Верхошижемском краеведческом музее

 

Вятские деревни: деревня Бык



Деревня Бык (Бык-Турнарань) находилась напротив Железнева, за рекой Немдеж.
Летом 1925 г. в д.Бык было организовано ТОЗ «Свет», которое в 1931 г. перевели на устав с/а «Броневик», объединившей 9 крестьянских хозяйств (27 трудоспособных). Председателем был С.Зайцев. Затем ее переименовали в артель «Советская деревня». 1 мая 1934 г. сельхозартели «Зеленый куст» (Железнево, Хмелевка) и «Советская деревня» соединили.
В 1956 г. в деревне было 19 крестьянских хозяйств. После того, как ликвидировали школу в д.Кишкино, ее построили в д.Бык. Здесь она существовала около 10 лет. Несколько лет в деревне работал продовольственный магазин, единственный на всю округу.
Решением Кировского облисполкома от 19 апреля 1976 г. № 8/241 деревни БыкТурнарань и Железнево были объединены в один населенный пункт Железнево.
Последние жители д.Бык (по-старому) – семья Сергея Аркадьевича Наумова – покинули деревню в 2008 г., они переехали в Советский район.

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.239-240

На фото: экспозиция "Крестьянская изба" в Советском краеведческом музее

 

Есть такая деревня Адово...



Адово, д., центр Рублевского сельского округа. Расстояние до центра района (г.Уржум) 40 км., дата основания - 1586 г., прежнее название: Большой Водовой, число жителей 347 чел.
Согласно переписи населения 1926 г. деревня – центр Адовского сельсовета, число жителей 100 чел. (21 хоз-во). В сельсовете 25 населенных пунктов, жителей 1763 (346 хозяйств). Ныне в Рублевском округе 6 селений, расположены СХПК «Восход», средняя школа, библиотека, два медпункта. Число жителей на начало 2001 г. 724 чел.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.531

На фото: деревня Адово Уржумского района. Фото сделано весной

 

Черная Холуница в советское время



В 20-е годы 20 века сильно сократилось количество населения (с 3309 чел. в 1917 г. до 1300 в 1925), с 1930-х гг. Черная Холуница становится главным поставщиком чугуна на Омутнинский завод (руда добывалась в основном на Гниловском руднике). Несмотря на использование дешевого труда спецпоселенцев и на пуск у/ж.д. Омутнинск-Черная (1935-1937), после окончания войны завод был признан бесперспективным, и закрыт в 1957 г. Черная Холуница стала лесоучастком Омутнинского леспромхоза. Ныне лесопромышленное производство тоже свертывается, только краеведческий музей хранит память о славном прошлом поселка.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.325

Старые здания Черной Холуницы. Интересно, что здесь было раньше?

 

Как закрывали церковь в селе Сосновка Унинского района



27 января 1930 г. «двадцатка» верующих села Сосновки и ближайших селений обратилась в отдел по делам Русской Православной Церкви при Кировском облисполкоме об учреждении и регистрации Сосновской религиозной общины. Община была зарегистрирована.
По решению президиума Унинского РИКа от 21 декабря 1936 года Сосновскую церковь закрыли. Разрушили алтарь, уничтожили иконостас, церковную утварь изъяли и вывезли в распоряжение Унинского райисполкома. Религиозной общине передали, взамен церкви, кладбищенскую часовню и разрешили перевезти ее из д.Хомяки в Сосновку. Проведение религиозных служб временно на период ремонта часовни разрешили по заявлению верующих в д.Быки в избе крестьянина Кудрина. В 1937 г. начались службы в часовне. В мае 1940 г. здание каменной церкви передали организованному в Унях автоотряду для оборудования в ней постоянной автомастерской. С 31 августа 1942 г. приступили к разборке колокольни для обеспечения школ кирпичом.

Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2008 г., с.15

На фото: наследие предков: вход в церковь в селе Сосновка Унинского района. Фото из фонда районного музея

 

Из истории Яранска



Из описания города Яранска за 1877 год: «… Собственно город расположен на скате, обращенном к реке, и потому для спуска дождевых и снеговых вод представляется большое удобство, и город постоянно сух, несмотря на весьма дурно устроенные водосточные канавы под деревянными тротуарами. Мощеных улиц и площадей в городе вовсе нет. Садов при частных домах весьма мало, общественный сад пока еще только проектирован» (из топографического описания г.Яранска за 1877 г. ЦГАКО ф.632 оп.1 д.1 л.108).

 

Наша малая Родина – Русский Турек



Русский Турек – нет чудеснее края!
Это России частичка родная.
И для меня ты дороже навек,
Родина малая – Русский Турек.
Наше село поколений историю
Свято хранит и к счастью идет,
Все потому что дружно живет
Наш деревенский веселый народ.
Русский Турек - наша малая родина.
Здесь мы родились, и здесь мы росли.
Здесь повстречали любовь свою первую,
В жизни достойное место нашли.
Любим село за природы цветение,
Гомон грачей и за зелень весеннюю.
Дарит весна ароматов букет,
Яблонь, сирени, черемухи цвет.
Песней село мы свое прославляем!
Жизни достойной, счастливой желаем.
Пусть процветает любимый навек –
Родина малая – Русский Турек.

Людмила Батина

 

Поселок Новый Сунского района



Поселок Новый входил в Лопатинский сельский округ и являлся центральной усадьбой совхозов «Авангард» и «Новый путь». Совхоз «Авангард» существовал на местных землях, а колхоз «Новый путь» образовался на окраинных по инициативе дирекции завода ОЦМ как подсобное хозяйство завода.
Начавшееся реформирование экономики в стране привело к тому, что заводчанами стало не до села. Подсобное хозяйство преобразовалось в колхоз «Новый путь», который возглавил опытный хозяйственник и ученый агроном И.В.Тюлькин.
Поселок обладает почти всей социальной инфрастуктурой, имеется ФАП, Дом культуры, детский сад. Застроен индивидуальными одно- и двухквартирными жилыми домами. Есть и благоустроенные панельные дома. Можно сказать, что это один из самых красивых поселков района. Здесь чистые улицы, почти у всех домов цветники.
Люди здесь живут добропорядочные, незлобные и трудолюбивые. Много в поселке рукодельниц и самодеятельных артистов.

Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г., с.45-46

На фото: на полях района

 

Вятские деревни: Епишата



Деревня находилась к юго-западу от Верхолипово, южнее деревни Горбуны, на правом берегу речки Липовки. Починок писали «вновь над Красным Ключем». Основан в 1780-х годах. В 1792 году состоял из двух дворов:
1. Онуфрий Давидов Кислицын 42 года, семья 8 человек.
2. Епимах Андреев Видякин 40 лет, семья 7 человек.
Сыновей Епимаха в народе прозывали Епишатами. От этого прозвища и пошло название деревни.
В 1859 году селение состояло из шести дворов, в которых проживало 17 жителей мужского пола и 20 женского. В 1891 г. в деревне в четырех дворах было 39 дворов. Записано по две семьи Зубаревых и Видякиных. В 1926 г. числилось восемь дворов, в которых проживало 19 человек мужского пола и 26 женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.124

Фото с.Лобовикова. В старину такая изгородь окружала каждую деревню...

 

Вятские деревни: Булатовцы



Булатовцы, д., центр Булатовского сельского округа, образованного в 1929 г., и колхоза «Новый путь».
Расстояние до центра р-на (пгт Уни) 22 км.
Прежние названия: Высокий Мыс над Талым Ключом, починок Булатовский, д.Большие Булатовцы. Деревня старообрядческая, образована более двух веков назад, расположена среди лесов.
Школа открылась только в 1928 г., здание школы построено после введения обязательного начального образования. Созданный колхоз назвали «Новый путь». После Великой Отечественной войны в 1951 г. при укрупнении колхозов Большие Булатовцы стали центром пяти объединенных хозяйств. Ныне в деревне 53 двора (228 жителей).

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.513

На фото: деревня с высоты птичьего полета. Фото с сайта https://www.uniposelok.ru/main/v_rayone/1693-uninskie.. фото:

 

«Пришлые» священнослужители в истории Вятской губернии



В начале 20 века клировые ведомости запестрели непривычными фамилиями. Они не принадлежали ни вятским священникам, ни крестьянам. Не знаю почему, но в Вятскую епархию начался приток священников из Владимирской, Вологодской и особенно из Костромской губерний. Вот несколько примеров таких «пришельцев».

- Голубков Иоанн Иоаннович (1869 г.), в 1915 г. священник села Прокопьевского Котельничского уезда, родился от священника села Хмелевицкого Костромской епархии.
- Приоров Димитрий Иоаннович (1863 г.), в 1905 г. псаломщик села Верхосеверного Котельничского уезда, родилсяв селе Пеньки Костромской губернии.
- Соболев Димитрий Николаевич (1882 г.), в 1909 г. священник села Илейского Нолинского уезда, родился в городе Вологде.
- Товаров Александр Федорович (1863 г.), в 1900 г. церковнослужитель в селе Каменно-Ключинском Малмыжского уезда, родился в Переяславле Владимирской губернии.

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.144

На фото: семья священника Николая Николаевича Шергина, уроженца Вологодской губернии. В Вятской губернии служил в селах Ветошкино и Цепочкино Уржумского уезда. Репрессирован. Фото предоставлено потомками

 

Жители Хлынова по «Дозорной книге» 1615 года (извлечение)



Улица Бритовская. Во дворе нищей Гришка Руской Серин. Нищая вдова Шеболовская жена Тюстина. Бобыль Ивашко Воробей. Ивашко Токарев. Бобыль Макарко Воробьев. Федка Фомин. Омелка Зверев. Нищей Тимошка Шея. Бобыль Семейка Кольцов. Двор пуст Семейки Соловьева. Семейка умерл во 119 г. Во дворе Данилко Воронов. Ондрюшка Ворожцов. Васка Сутырыхин. Баженко Шапошник. Овдокимко Резного. Матюшка Кожевник. Федька Коконин. Степанко Суятин да сын его Назарко. Степанко Заплета. Ондрюшка Воронин. Нищей Михалко Родионовский. Ларка Сапожник. Васка Ворожцов. Бобыль Демка Ляда. Васка Бабинцов. Якимко Яишница. Бобыль Ивашко Чернейко. Двор пуст Марко Короваева. Марко сбежал безвестно во 123 г. Во дворе нищей Дружинка Микитин Кропал. Спирка Мокин. Созонка Офремов. Бобыль Оверка Бабинцов. Бобыль Ивашко Закусихин. Степанко Ложеницын. Бобыль Поздейка Кувалдин. Бобыль Бориско Бритвин. Богдашко Серебряник. Бориско Войлошник. Петрушка Люта. Вдова Малыга Лебедка. Нищей Семейко Коморников.

На фото: старинные предметы, найденные на территории древнего Хлынова. Экспозиция музея города Хлынова (Киров)

 

С архивной полки: подлинные марийские имена



В метрической книге прихода села Цыпья Малмыжского уезда за 1866 год упоминается рождение дочери Евдокии у "язычницы" деревни Ошлани Кики Зябий (?) Григорьевой.
Судя по всему, Григорьева это отчество (марийцы в то время еще не имели фамилий), тогда получается Кика Зябий двойное имя?

НАРТ ф.4 оп.4 д.50

 

Основные даты из истории Царевосанчурска/Санчурска



1584 г. – на месте марийского поселения русскими воинами построен город-крепость Царевосанчурск

1761 г. – построена Тихвинская церковь

1861 г. – при Владимирской церкви открыта первая в городе церковно-приходская школа, а в 1863 г. начались занятия в мужском училище

1868 г. – предпринимателем В.Ф.Булычевым построены первые промышленные предприятия: маслобойня и спиртопивоваренный завод

Июнь 1906 г. – в Царевосанчурске произошел крестьянский бунт. Были разрушены полицейский участок и квартиры земских начальников

18 января 1918 г. – в Царевосанчурске провозглашена власть Советов

1924 г. – Царевосанчурск переименован в Санчурск. С 1929 г. – он центр одноименного района

1933-1934 гг. – методом народной стройки возведено здание районной больницы

1914-1945 гг. – из Санчурска и района ушло на фронт свыше 14 тысяч человек. Семи землякам присвоено звание Героя Советского Союза.

1967 г. – в районом центре открыт народный краеведческий музей

1989 г. – Санчурск соединился асфальтированной дорогой с областным центром. Через реку Большая Кокшага построен железобетонный мост

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: история – Киров 1994 г.,с.283-284

На фото: старинный город/поселок Санчурск

 

Памятник писателю, поэту и драматургу Александру Федоровичу Конакову (1887-1922) в поселке Сернур Марийской республики



Писатель родился в в деревне Купсола Кузнецовской волости Уржумского уезда.
А.Ф.Конаков учился в Кукарской учительской семинарии и Вятском учительском институте, участвовал в Первой Мировой и Гражданской войнах. Именно А.Ф.Конаков стал инициатором проведения 27 мая 1920 года в Сернуре первого праздника Йошкар пеледыш пайрем («Красный праздник цветов»), который и поныне является одним из любимых праздников марийского народа.

 

С архивной полки. Исторические названия улиц города Малмыжа в XVIII и начале XX вв.



В истории Вятской земли считается, что главное переименование улиц его населенных пунктов произошло в советское время. Однако, что интересно, большевики не были в этом вопросе первыми. В течение последних веков многие улицы вятских городов не раз меняли свои названия. В предреволюционное время малмыжский краевед М.Г.Худяков в своем очерке по истории Малмыжа скурпулезно перечислил названия его улиц, существовавшие в 17-18 веках и позднее утраченные:
«В Малмыже было 12 улиц и 82 дома. Вдоль оврагов: Никольская (13 домов), Мошкинская (8 домов), Уржумская (11 домов), Тупая (8 домов), Магазейная (3 дома), Засорная (7 домов), Казанская (2 дома). Поперек оврагов: Набережная (10 домов), Елабужская (13 домов), Гуменная (12 домов), Зашеинская (13 домов), Валовая (4 дома)».
Далее М.Г.Худяков перечисляет названия улиц, которые существовали уже в его время:
«Названия улиц не всегда совпадают с теперешними. Не было исторических названий Башнеспасской, Острожной, Пушкаревской улиц. По-видимому, Уржумская улица соответствует Алексеевской, Магазейная – Михайловской, Набережная – Острожной, Елабужская – Башнеспасской, Зашеинская – Валовой, Валовая – Зеленой и Больничной. Всего в городе было 82 дома (кроме казенных), а мест отведено 92; у купца Журавлева было 3 дома, у И.Д.Буракова и С.П.Павлова по 2 дома, у остальных жителей - по одному. Население сосредоточивалось главным образом к востоку от реки Засоры; здесь самые населенные улицы – Никольская, Уржумская, Набережная и Тупая. Западный берег Засоры был населен слабо; на Казанской улице было всего два дома… (ЦГАКО ф.170 оп.1 д.88 лл.1-2)»
Итак, основываясь на данные М.Г.Худякова, можно сказать, что в дореволюционном Малмыже были следующие улицы:
Алексеевская
Башнеспасская
Больничная
Валовая
Зеленая
Михайловская
Острожная
Пушкаревская.
По каким-то причинам Малмыж утратил такие красивые названия улиц, как Елабужская и Уржумская, как и другие. Что заставило малмыжан переименовать практически все улицы города – загадка. Также пока неизвестно, какие названия носили прежде некоторые современные улицы Малмыжа. Это работа для местных краеведов…

 

Жители Хлынова по «Дозорной книге» 1615 года (извлечение)



Улица Спенцынская. Во дворе Мартинко Бириболдин. Нищая вдова Анютка Бесова. Нищей Евсевейко Кусков. Нищей Первушка Иванов. Бобыль Ивашка токарь. Пятунка Захарьев. Нищая Тренкинская жена Зиновьева. Пиминко Смолков. Нищей Михалко Лапуга. В келье нищая Марьина Порошницына. Во дворе нищей Обрамко пугвишник. Нищей Серешка Кликунов. Павлик Симонов. Онтипка Чернышев да сын его Степанко. Вдова Огрофенка Лаженицына. Русинко да Мосейко Ермолины. Двор пуст Степанка Григорьева, Степанко сбежал во 123 г. Во дворе бобыль Захарко Жерновников. Матюшка Лихачев. Кулига Горяинов. Пронка Лихачев. Бобыль Ондрюшка Сивков. Вдова Малышка Павловская жена Идолова. Ивашко Скорняк. Вдова Малышка Шаршавина. Тренка Лошкин. Федка Лошкин. Богданко Балезин. Тихонко портной Швец. Олешка Мудихин. Обакумко Лянгасов. Елка Суятин. Малец Колпашник. Бобыль Первушка Проскурин. Розсыльщик Флорко Трофимов. Васка да Оничка Слобожаниновы. Микитка Ростовцев. Бобылка вдова Домница Тороканова. Бобыль Окишко Немчинов. Ивашка Голик. Куземка Нестеров. Степанко Репин. Городовой сторож Худячко Гаврилов. Томилко Бутин. Сергейко Горошник.

Примечание. На первый взгляд может удивить большое количество нищих в городе и дать основание к выводу, что Хлынов после "смутного времени" был этаким городом нищих. Однако если мы обратимся к переписи других улиц, там нищие практически не упоминаются (видимо, улица Спенцынская была таким местом, где обретались все самые бедные жители города). Зато упоминается много бобылей, сбежавших и пропавших крестьян и "вдовиц" - эхо "смутного времени"...

На фото: макет древнего Хлынова в одноименном музее (г.Киров)

 

Из истории поселка Оричи



История поселка Оричи началась с середины 17 века, с починка Ивашки Таланкина, где было 9 дворов, проживало 18 семей. Судя по переписной книге, семьи были молодые, недавно обосновавшиеся на новом месте (около 100 жителей). Фамилии жителей починка: Жаворонковы, Ворожцовы, Плетневы и др. Но место для жилья было выбрано не лучшее, в течение последующих двух веков починок не развивался, а количество жителей уменьшилось, что подтверждают материалы подворной описи населения 1885 г. (5 дворов, душ обоего пола 41). В описи приведено другое название места – Оричи, так оно стало называться в связи с переводом в разряд деревень. Рядом проходила трактовая дорога из Орлова на Коршик, за околицей деревни стояла этапная изба, в ней отдыхали и ночевали арестанты, следовавшие под конвоем на поселение в Сибирь. Жители занимались земледелием и подсобными промыслами (один крендельщик и четверо ходили на Тобол бурлачить).

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.341

На фото: старые дома поселка Оричи

 

Нолинск как ссыльный город

… Город много лет был местом ссылки. В середине 19 века здесь отбывали наказание участники Польского воостания, затем социал-демократы, пленные австрийцы и так далее.
В честь одного из нолинских ссыльных – Феликса Эдмундовича Дзержинского, отбывавшего ссылку в г.Нолинске в 1898-1899 гг., была переименована улица Ремесленная. Теперь это улица Дзержинского…
В 1900-1903 гг. также в качестве политически неблагонадежного жил в нашем городе выпускник С.-Петербургского горного института Анатолий Николаевич Рябинин…
С 1935 г. в Нолинске жили и дети «врагов народа», особенно много было ленинградцев. Культурнейшие люди, они много дали городу. Перед началом войны в 1941 г. в городе появились жены и дети репрессированных жителей Прибалтики, в основном – эстонцев.

Роза Соловьева. Долинская сторона: страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.33-34

 

С архивной полки. Исконные имена удмуртов

Несколько лет назад в группе публиковались сканы из церковных метрических книг с исконными именами марийцев, которые они имели до принятия христианства и позднее встречались только у язычников (как их называли христианские миссионеры).
Во второй половине 19 века также изредка встречались свои исконные имена и у удмуртов, также в основном у приверженцев национальной удмуртской религии. Например, в метрической книге прихода села Цыпья Малмыжского уезда за 1866 год упоминается рождение сына Константина у удмурта "из язычников" Куши (Куты?) Токтагулова из деревни Кушкета. Крестьянин крестил свое чадо в православной вере, хотя сам еще оставался в вере своих предков. Скорее всего, позднее он и сам принял православие под новым именем.
Вообще за 1860-е годы в приходе села Цыпьи, в котором проживали и русские, и удмурты, и марийцы, и татары, "язычники" упоминаются крайне редко...

Источник: НАРТ ф.4 оп.4 д.50

 

Вятская жизнь сто лет назад: после митинга - спектакль...



В водном транспорте. В воскресенье, 20 июня, в помещении клуба работников водного транспорта был устроен митинг, посвященный дню красного командира. Выступали товарищи Кузнецов и Родыгин.
После митинга был устроен спектакль. Была розыграна пьеса «Не так живи, как хочется» сочинения Островского. Пьеса прошла в общем недурно.
Публики было до 350 человек.

Вятская правда - 1920 г. № 44

На фото: Вятка. Пароходная пристань. 1920-е гг. Фото с сайта https://tornado-84.livejournal.com/295945.html?thread..

 

 

В 1918 году в Вятке началось постоянное автомобильное движение



Автомобильное движение. С воскресенья 28 апреля в городе Вятке устанавливается постоянное автомобильное движение между железнодорожными станциями и пристанью.

Вятский край - 1918 г. № 23

На фото: Красноармейцы города Вятки кавалеры ордена Красного Знамени у здания бывшего банка Федора Веретенникова в 1920 году.
Источник фото: https://www.photokirov.ru/photo/staraya-vyatka/vyatka..

 

Вятские слова и выражения: пелева и охвосьё



Пелева. Сущ. ж. Обоины, остатки, полученные по провеянии овса, ячменя, пшеницы, т.е. ярового. От пелевы отделяется «охвосьё», охвосьё идет на корм птице или на подсыпку.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24. - Напечатано также в: Календарь и памятная кн. Вятской губ. за 1892 г.

На фото: обмолот зерна цепами широко применялся и во время Великой Отечественной войны

 

Вятские слова и выражения: огородец



Огородец, м. 1. Огород. Пошла в огородец луку грездка три сорвать на окрошку.
2.Забор. Огородец-от весь перекособочился.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.151

На фото: крестьянская сельскохозяйственная утварь в Кумёнском краеведческом музее

 

Природные происшествия в истории Вятской губернии: 1903 год



24 апреля. В деревне Клепцовской Котельничского уезда сильным ветром сорвало крышу с нового нежилого дома и ею убило находящегося на улице, в 11 саженях от этого дома, крестьянина В.И. Новикова, 62 лет.

В Вятке выпал снег, который довольно толстым слоем покрыл землю; днем 24 снег растаял, а вечером над городом прошла гроза и лил дождь.

26 мая. В Больше-Норьинской волости Сарапульского уезда выпал обильный дождь, во многих местах снесло мосты, изгороди, унесло водою немало скота и т.п.

27 июня. В Тыловайской волости Сарапульского уезда прошел проливной дождь с грозой и градом, доходящий величиною немного меньше голубиного яйца.

3 июля. В селе Большой-Норье Сарапульского уезда выпал град величиной с яичный желток.

26 июля. На полях крестьян Рыбаковской волости Глазовского уезда выпал град, уничтоживший яровые хлеба на пространстве 1004 десятин. Убытка до 18672 рублей.

19 августа. В трех верстах от села Сорвижи Котельничского уезда крестьяне Дмитрий и Николай Пестовы застрелили огромного медведя.

18 октября в 7 часов вечера наблюдалось над Вяткой городом и в северной части России северное сияние, которое замедляло работу телеграфа.

Памятная книжка Вятской губернии за 1903 год - Вятка 1904 г., с.117- 128

 

Из старой печати. Русские и башкиры



В Сарапульском уезде, на границе с Уфимской губернией, вновь возникло недоразумение между местными крестьянами и башкирским населением. Так, крестьяне Верхнего Люка производили скопом порубки в лесах, принадлежавших башкирам. Выехавшей на место порубки полиции сопротивления оказано не было и дело уладилось мирно.

Вятский вестник - 1908 г. № 140.

 

Первые коммуны Вятской губернии



В 1919 году в деревне Красный Ключ Тожсолинской волости Яранского уезда возникла крестьянская коммуна. Объединилось несколько семей под руководством общественника- крестьянина Спиридона Куликова. Не продержавшись и года, коммуна распалась. Несколько позднее этого в соседней марийской деревне - Втором Ластике организовалась сельскохозяйственная артель и тоже распалась по прошествии нескольких месяцев.
В те времена различные объединения в деревне возникали довольно часто, а затем вскоре разваливались. По всей губернии смогли удержаться только такие единицы, как Обуховская коммуна и «Выльмоз».

Спутник большевика (Вятка) - 1928 г. № спутник большевика

На фото: привод к конной молотилке (Советский краеведческий музей)

 


Крестьяне и учителя в первые советские годы (по материалам советских газет)



Югринская волость Вятского уезда. Население нашей волости находится всецело во власти попов.
Крестьяне даже в школу детей не пускают.
- Там говорят закону божию не учат… Только песни учат петь да баловаться ...
На днях одна учительница понесла в церковь иконы, которые таскались в шкафу после того, как были из классов убраны.
Принесла их в церковь перед самым начальником вечерни. Разговорилась она по поводу икон с собравшимися молельщиками и чуть не целую лекцию прочла на тему «церковь, школа и государство».
Народ, собравшийся в церкви, слушал ее внимательно.
Потом пришел священник и стал гнать учительницу из церкви.
Учительница вышла, но уходя взяла из принесенных ею же икон маленький образок для школьной сторожихи, которая никак не соглашалась жить без икон в комнате.
Кто-то из толпы спросил ее:
- Эта икона для тебя все равно что доска?
И когда ответила утвердительно – под сводами храма послышались крики:
- Бей ее, бей!..
Учительницу плотно окружили со всех сторон и она едва едва выбралась из церкви.
Учительница другой школы принесла в церковь икону во время вечерни.
Когда ее заметили – то несмотря на то, что служба была в самом разгаре – молящиеся повернулись к ней и завопили:
- Гнать ее! Гоните, гоните ее!
Учительница поспешила выбралась из храма.
Следом за ней выскочило несколько наиболее ярых ревнителей благочестия и негодующими возгласами проводили ее, пока она шла к школе.
Вот как сильны еще в народе предрассудки, забитые ему в голову попами.
Много, очень много еще предстоит борьбы с ними.

Учительница. Предрассудки еще слишком сильны // Советская газета (Орлов) – 1919 г. № 64

 


Вятские города, основанные во времена Иоанна Грозного



Основание самого Лальского посада устюжские летописи относят к году, когда «грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде»; а это был 1570-й год.

Страздынь Ю.Ф. Заселение Лузского района // Из жизни малого города (сборник материалов краеведческих чтений) – Лальск 2017 г., с.10

Как известно, во второй половине 16 века были основаны также Уржум, Яранск, Малмыж, Санчурск, как города-крепости...

На фото: поселок Лальск. Наследие старины

 


С архивной полки. Старейшие фамилии Малмыжа



В 1786 году в Малмыже было 97 семейств домовладельцев, в том числе 68 старожилов и 27 вновь поселившихся. Старожилы принадлежали всего лишь к 11 коренным малмыжским фамилиям (Батуевы, Брюхачевы, Судовиковы, Ермаковы, Камашевы, Навалихины, Плишкины, Бураковы, Трошихины, Ушаковы, Худяковы). Из них Судовиковы, Ермаковы, Плишкины, а может быть и Батуевы были в Малмыже уже 16 веке; фамилии Брюхачевы и Бураковы появились всередине 17 века, Худяковы поселились в конце 17 века. В 1786 г. самыми многочисленными фамилиями в Малмыже были Батуевы (28 сем.), Худяковы (14 сем.), Бураковы (9 сем.), Судовиковы (6 сем.).

Из исторической записки краеведа М.Г.Худякова о городе Малмыже (не позднее 1916 г.). ЦГАКО ф. 170 оп.1 д.88 лл.1-2. Подлинник

На фото: на въезде в Малмыж...

 

Загадки священнических родословных



С одной стороны по духовным родословным работать проще - кроме метрических книг здесь в помощь также такие источники, как "клировые ведомости" с послужными списками духовенства и журнал "Вятские епархиальные ведомости" (здесь указывались даты и места назначений на приходы, даты смерти, а иногда публиковались и некрологи с жизнеописанием). Но все же и здесь есть свои "подводные камни". В первую очередь, это место рождения духовного лица, т.к. в отличие от других жителей прихода, духовные лица не были постоянными жителями и перемещались из прихода в приход. Здесь в помощь "клировые ведомости" конца 19 века-начала 20 вв., где одно время "послужные списки" начали писаться с указанием места рождения, что очень ценно для родоведов. Ведь благодаря ему можно установить место рождения конкретного человека и продвинуться в составлении родословной дальше. К сожалению в поздние, предреволюционные годы этот нужный пунктик исчез в "послужных списках" духовенства. Также в помощь такой архивный документ, как свидетельство об окончании духовной семинарии или академии; в нем всегда указывался родитель - служитель такого-то прихода. К сожалению, в архиве ЦГАКО эти документы сохранились не в полном объеме (в основном за начало 20 века).
Еще один нюанс в священнических родословных - это браки. Браком выпускник духовной семинарии обзаводился обычно перед рукоположением или после окончания семинария (во время учебы семинарии брак заключался редко или вообще был исключением из правил). И так получается, что выпускник семинарии был не привязан к конкретному приходу и мог жениться где угодно, поэтому найти его брак довольно сложно (и сложно узнать происхождение супруги). Можно "угадать" по следующим пунктам:
1. Место обучения в семинарии
2. Приход отца-священника
3. Приход супруги
4. Приход, куда он был назначен на место служения (псаломщиком).
Не редко случалось и так, что выпускники семинарии и духовных училищ сочетались браком и вовсе в случайных приходах, может быть, где проживали родственники или друзья. Упоминания о браках духовных часто встречаются на страницах церковных метрических книг.
Было бы интересно, если бы и Вы поделились своим опытом в составлении священнических родословных. Например, встречались ли Вам браки семинаристов во время их учебы в семинарии?

На фото: скан из метрической книги по г.Казани за 1898 год (архив НАРТ). В Казани учились и вятские уроженцы и, наоборот, те, кто в будущем служил на вятских приходах. За один 1898 год встретилось около десяти браков выпускников Казанских духовных семинарии и академии, заключенные все в различных храмах города.

 

Как лечились на Вятке в старину



Домашние лекарства. При удушье (удушьем называют и чахотку) пьют некоторые в воде и вине нашатырь, один даже полагал по капле в отварную воду купоросного масла; при боле в животе, особенно после надсады, пьют в пиве и пресном квасу крепкую водку; в горячке для утоления жара делают примочки из уксусу и соленых огурцов; при лихорадочном парксизме пьют полынь, троелистку и хину.

Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина).

 

Как ждали белых в Орловском уезде в 1919 году

Разнесся в Илгановской волости слух, что белые Глазов взяли, что Вятка окружена и вот, вот отдана будет, а что там, где белые придут, Колчак всех попов и кулаков в правах восстанавливает и награды дает, а всех советских работников и коммунистов вешает. Опустили головы бедняки, а попы и кулаки наоборот головы подняли и насмешливо стали посматривать на бедняков и на советских работников «скоро дескать наша возьмет, так мы вам покажем кузькину мать». Говорить то оно конечно пока много то не смели, но по глазам видать, что рады, только бородки разглаживают да ехидно так улыбаются. Выяснилось через день два преждевременна была радость этих живоглотов. Оказалось, что белые не только Глазов не взяли, наоборот отступают. Упало духом илганское кулачество и попы, а одна из таковых жена диакона, учительница местной трудовой школы Г.Д.Луппова со слезами на глазах спрашивала «да неужели белые отступают» и видели, что не поддельно было ее горе.

Бедняк Сидор. Сколько волка не корми, он все в лес глядит (Илгановская волость) // Советская газета (Орлов) – 1919 г. № 75 9 апреля

 

Нагайка и шомпол: телесные наказания у белогвардейцев



Во многих советских публикациях 1919 года и поздних воспоминаниях упоминается такая несвойственная вещь для белогвардейцев как плетка. Плетки применялись для порки людей и очень часто.
" Белые круто гнули. Нагайки применялись везде и нередко без всякого повода..." (Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 год №175).
"Семьи советских работников пороли плетьми и расстреливали, членов сельского совета наградили ударами плетей от 300 до 360 раз. В одной из деревень после невероятных терзаний расстреляли семью советского работника, состоявшего из жены и 12летней дочери, а в другой деревне мальчика 15 лет, сына советского работника, и высекли его престарелую мать" (Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 год № 167).
Плетка или нагайка была больше свойственна для казачьих частей, которые были и в составе белых войск. Выходит, в составе белогвардейских сил, прибывших на Вятку, были казачьи части? Или все же плетка была свойственна для колчаковских войск в целом?

Интересно и то, что нередко в качестве орудия телесного наказания применялся шомпол для винтовки. Нередко шомполами наказывали и своих провинившихся солдат. В 1926 году большая публикация на эту тему была опубликована в вятском "Юном пахаре":
"Весной 1919 г наша деревня Шатнур Малмыжской волости была занята армией Колчака. Взрывы снарядов и издевательства белых заставили крестьян покинуть родную деревню, уйти в леса, в землянки. Деревня почти опустела. Только белогвардейская свора поддерживала ее жизнь…
Был майский прекрасный день. Вот в этот день, когда все в природе хочет жить, около пожарного сарая выстроилась вкруг белогвардейская рота, посередине золотопогонный офицер, помахивая бумажкой, отдает приказ : «Рядовые Амдел и Анисимов за неподчинение по приказу полковника получают 50 ударов шомполом».
- Помилуйте ! Простите, никогда больше не будем, - со слезами на глазах, бросившись на колени, стали умолять офицера провинившиеся солдаты.
Это были 2 молодых парня сибиряка-землероба. Один высокий здоровый с корявым лицом, а другой немного пониже с острыми глазами.
- Сукины дети, бунтовать вздумали, а теперь умоляете. Я вас проучу. Ложись, - вскричал в ответ на их просьбы прапорщик. – Ну-ка, Федоров, Стрельцов возьмите шомпола.
- Господин офицер, они наши товарищи, мы из одной деревни, рука не поднимается, увольте. – стали просить назначенные Федоров и Стрельцов.
- Что вы бунтовать ? Замолчать… Сейчас же прикажу рядом положить.
Безмолвно повинуясь, Федоров и Стрельцов взяли шомпола.
- А ну по моему подсчету начинай. Рраз, два, три..
Засвистели шомпола, рассекая воздух, послышались первые удары. Страшно больно было смотреть на эту варварскую порку. Гробовая тишина еще больше удручала картину.
- Пыль из штанов выколачиваете, что ли ? – закричал вновь прапорщик. – Я вам покажу как конец шомпола в землю втыкать. Захотели сами по 25 штук получить.
- 5, 6, 7…
- Выше поднимай руку, делай размах больше, - продолжал освирепевший офицер.
На 10 ударе Амдел не выдержал, он судорожно задрыгался и жалобно застонал. На его широком лице появились слезы.
- Чего ревешь. Возьми фуражку в зубы, - закричал офицер. Амдел бессознательно схватил фуражку и крепко стиснул ее в зубах. Но удары давали себя знать и несчастные стали изгибаться, дрыгать ногами, пронзительно охать.
- Четверо с правого фланга, держите ноги и головы подлецов, - отдал приказ окончательно озверевший золотопогонник.
После 30 удара Амдел и Анисимов смолкли. Они были в бессознательном положении.
- 30, 35. Наконец, 50.
- Встать, - раздается команда.
Избитые до бесчувствия, солдаты не только не смогли встать, но даже были не в состоянии сдвинуться с места.
Рота точно окаменела под впечатлением этой зверской расправы, и только лишь после второго окрика офицера несколько солдат бросились поднимать несчастных.
Поворачивая зрачками помутневших глаз, Амдел сквозь зубы шепотом процедил : «Изверги, будет и вам когда-нибудь конец».
Их под руки повели в избу. Рота расходилась.
Через несколько дней под мощным напором Красной Армии белогвардейцы отступили. Потом рассказывали – в первом же бою чья-то пуля наповал убила палача-золотопогонника" (Н. Логинов. У белых (рассказ очевидца) // Юный пахарь - 1926 г. № 7.

 

Первые вятские автомобилисты и первые ДТП



В Вятке одним из первых автомобилистов стал купец Кузьма Лаптев. В 1913 году газета "Вятская жизнь" сообщала о первом ДТП с участием автомобиля Лаптева:
"...А что на вятских узких улицах, да еще занесенных снегом, является большая опасность от катания на автомобилях, так как здешние лошади совсем непривычны встречаться с такими колымагами, об этом говорит печальный случай, происшедший с тем же Лаптевым. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит (очевидно, какое-нибудь старье), отчего встречные лошади бесятся и, кидаясь в сторону, опрокидывают сани и увечат седоков. На Московской улице, против части, г. Лаптев встретился с лошадью, на которой ехали две дамы. Лошадь, испугавшись, кинулась в сторону. В ту же сторону почему-то повернулась и колымага; это еще больше испугало лошадь, и она, опрокинув сани, понеслась, при этом, конечно, вылетели обе дамы, и кучер долго волокся на вожжах".

В июне 1913 г. купец Петр Симаков выписал первый в Ижевске автомобиль и письменно просил у вятского губернатора разрешения об открытии маршрута «извозчика на авто», т.е. такси по Ижевску и до камской пристани Ижевского завода – Гольяны. Заводские мальчишки не боялись механического экипажа. Они мужественно бегали за черным блестящим авто, с наслаждением вдыхая таинственный запах, который исходил от машины, караулили автомобиль, чтобы поймать взор ера кожаной хрустящей куртке и пыльных очках, посмотреть на тугие резиновые колеса и блестящий руль. А машина, оставляя за собой сиреневые барашки облачков, торжественно мчалась прочь…
Но долго еще авто не могло стать конкурентом извозчикам. И к тому же, чтобы не пугать население и не приводить в ужас коров и лошадей, любимому детищу 20 века разрешалось ездить сначала только по ночам (И.Кобзев. Ижевские картинки - Ижевск 2000 г.).

Из города по Иерусалимской улице ехал с базара крестьянин в телеге, а в город мчался автомобиль одного из живущих в Сарапуле железнодорожников инженера Митрофанова. Против завода Барабанщикова автомобиль налетел на лошадь, сшиб ее с ног и изувечил: переломил лошади ногу. Тут же г. Митрофанов предлагал крестьянину за лошадь 200 р., но крестьянин эту сумму не взял. Составлен протокол и г.Митрофанов привлекается к ответственности за неосторожную езду по городу (Автомобиль и телега // Прикамская жизнь (Сарапул) - 1916 г. № 109).

На фото: памятник первому автомобилю в г.Кирове, на улице Спасской

 


Храмы Вятского края: Христорождественская церковь села Медьма (Глазовский уезд)



Церковь в с.Медма (Медминское) Глазовского уезда построена в 1878 г. деревянная с одним престолом. Освящена 24 января 1879 г. во имя Рождества Христова. В сентябре 1898 г. в с.Медма открыта церковно-приходская школа. Христорождественская церковь в селе Медма закрыта в 1929 г.
Здание из-за ветхости снесено. В планах установка поклонного креста на месте церкви. На территории прихода в д.Гыя проводятся требы (комментарии настоятеля).

Из истории православных церквей Глазовского уезда – Глазов 2013 г., с.39

 

Из истории пароходства на Вятке

Пароходство на р.Вятке установилось в 1874 году, а первые пароходы (Куклина) явились на Вятке еще в 1861 г. Но меженная обстановка реки вплоть до 1896 г., производилась не на всем протяжении, а только от устья до Васильковского переката (с.Васильково – между пристанями Сорвижи и Кукарка, почти на границе уездов Котельничского и Яранского). В 1896 г. МИнистерствр Путей Сообщения ассигновало в целях развития вятского судоходства 13 тыс. 366 рублей, с этого времени бакены ставятся на мелях и перекатах р.Вятки на всем протяжении реки. Землечерпальных машин на реке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность. Перекатов на Вятке очень много, но они почти ежегодно меняют свое местоположение, и перечислять их мы не будем. Кроме того, в дне реки Вятки немало карчей, выемка которых производится ежегодно.
Во время летнего мелководья пароходы доходят лишь до пристани Медведок (недалеко от г.Нолинска; 400 верст по реке от г.Вятки). выше же если и ходят, то с большими препятствиями и задержками… В прочее время, особенно до спада вод, пароходное сообщение между н.Новгородом, Казанью и Вяткой производится правильно. В навигацию 1899 года здесь было 39 пароходов; число их с каждым голом увеличивается. В 1900 году три местных пароходовладельца – Булычев, Тырышкин и Александров – соединились под общею фирмою «Булычев» (теперь Вятско-Волжское пароходство). Это дало им возможность еще лучше улучшить пароходное дело. Половина пароходов – двухэтажные, нового американского типа; освещение почти на всех электрическое.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904 г.

 

Хроники Вятского края: власть и общество



1540 год: появление на Вятской земле первой губной избы (в г.Слободском)

1557 год: появление на Вятской земле земских старост и земских целовальников

1601 год, июль: начало ссылки на Вятскую землю. В г.Яранск был сослан боярин В.Н.Романов.

1628 год: постройка в г.Хлынове рядом с Воскресенской церковью тюрьмы.

1635 год: первое известное восстание против воеводы в г.Хлынове. Оно было вызвано непомерными поборами властей. Восстание перекинулось на города Орлов и Котельнич. Было подавлено правительственными войсками.

1654 год: первая известная на Вятской земле перепись населения. Проводил ее писей Караулов. По ней насчитали 12700 посадских и крестьянских дворов, а также 323 церковных дворов.

1697 год: первое упоминание на Вятской земле об уклонении от воинской службы. На Вятскую землю прибыла правительственная комиссия из стольников и половников для розыска уклонистов и отправки их в г.Таганрог.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.22-23

На фото: макет древнего Хлынова в одноименном музее (г.Киров)

 

Хроники Первой Мировой. Евреи-беженцы

В Сарапул из Двинска приехало 232 беженца, исключительно евреи. Встречены они были на пристани местным еврейским обществом, которое приняло в своих единоверцах живейшее участие.

Прикамская жизнь – 1916 г. от 17 августа

 

Грабежи как часть Гражданской войны (воспоминания и документы)



Грабежи белых составляли обычное явление во время Гражданской войны, но захватывалось преимущественно наиболее ценное и негромоздкое имущество побежденных. Здесь же бандиты не брезговали ничем, даже чугунками и сковородками, так как банда, занявшая Песковку, состояла исключительно из граждан соседнего Чердынского уезда и Зюздинского края, и все что они забирали, они тотчас же увозили домой. Грабежи производились очень просто: белые заходили в дом, забирали все, что им нравилось и рекомендовали приходить к коменданту за документами на отобранные вещи. Когда же обиженное население обращалось к коменданту, то последний, обвиняя жалобщиков в ложном доносе на своих солдат, подвергал их избиению плетками и шомполами …
… Геройски умер командир Байдаров: он отступал последним, был ранен и лишен возможности поспеть за своими. Байдаров, видя, что он попадает в руки к белым, достал из кармана казенные деньги, рвал их зубами и белые у него уже мертвого вытащили пачку денег из зубов, которые он не успел изорвать.

Воспоминания В.Фофанова в сборнике "Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии" –Вятка 1927 г., с.158 об.-159

Акт 10 апреля 1919 г.

Правление Песковского общества Потребителей «Троицкий союз» в составе Председателя правления Исупова П.В. и Членов Правления Фофанова А.А., Коллегова А.К., ревизионной комиссии Дряхлова Евфимия Павловича и Катаргина А.М. в присутствии ответственного приказчика лавки Гордеева Д.И. составили настоящий акт в нижеследующем:
в ночь на 5 апреля с.г. в момент наступления белогвардейских банд с Зюздинского края произошедшим при вступлении в завод боем продолжавшимся между красными войсками и бандами колчаковцев в течение 6 часов, к утру 5 апреля красные вследствие малочисленности своей вынуждены были отступить. Белогвардейцы заняв Песковский завод, в первую очередь при вступлении бросились громить учреждения и предприятия. Не спаслось от нападения и грабежа и потребобщество.
Сломав затворы, сбив замки у заднего входа в магазин со двора, шайки белых ворвались в магазин, предав ограблению таковой. Правление Е.П.О. , находившееся в своих квартирах вдали от лавки предотвратить грабеж было бессильно, никаких мер к розыску бандитами взятого товара, их начальство не приняло, несмотря на просьбу правления помочь в розыске и возвратить взятые товары. Опечатав временно лавку Правление и ревизионная комиссия в вышепоименованном составе приступила 7 апреля к фактическому выявлению разграбленного товара. Поверка продолжалась с 7 по 10 апреля включительно. При чем согласно приходо-расходно товарным документам по оставшимся ценностям в лавке на 5 апреля при сличении фактического остатка товара после разгрома лавки выразился недостаток в сумме 31 тысяча 417 рублей 5 копеек, каковую сумму Правление и ревизионная комиссия списала со счета ответственного приказчика Гордеева по товарной ведомости.
В числе разграбленного товара в большинстве случаев была взята мануфактура и обувные товары, также махорка курительная, которой в то время было весьма немного, товары были предназначены для распределения среди рабочих населения завода Песковского.

ЦГАКО ф.Р-1330 оп.1 д.8 л.174

 

Стихийные бедствия в истории Вятской губернии: пожары



Пожары в старину были, наверное, наиболее разрушительными бедствиями из всех существующих. Поскольку большинство поселений состояло из деревянных построек, пожары приносили значительный ущерб. Нередко целые села и города выгорали дотла. Так, в 1926 году выгорела большая часть города Котельнича.
В 1917 году вятская "Крестьянская газета" подсчитала, что только за 7 месяцев в губернии произошло больше 800 пожаров: "Пожары в Вятской губернии. С 1 января по 1 августа в губернии было 886 пожаров, во время которых сгорело 1652 двора, за сгоревшие постройки выдано земством вознаграждение в сумме 264154 рублей. Больше всего пожаров было в Нолинском уезде (283 пожара) и затем в Сарапульском уезде (217 пожара)" ("Крестьянская газета" - 1917 г. № 62).
Сообщения о наиболее разрушительных и масштабных пожарах нередко можно встретить на страницах вятской дореволюционной печати. В 1895 г. "Вятский край" писал об одном таком пожаре в Елабужском уезде:
"20 октября в деревне Старых Ятчах Елабужского уезда был значительный пожар. Из 106 домохозяев, имеющих постройки, пострадало от пожара 26; всех жилых и надворных строений сгорело и поломано до 204. Величина убытков от сгоревших строений простирается до 5922 р. Страховая премия за сгоревшие строения причитается к выдаче 3974 р. Со стороны погорельцев заявлено подозрение в умышленном поджоге на крестьянку той же деревни Татьяну Павлову" (Вятский край – 1895 г. № 105).

 

Вятская мужская одежда в старину



Платье мужское зимнее состоит из овчинных полушубков крытых и некрытых, на которые в холодное и другое время надеваются темнобурые и синие суконные кафтаны собственного и фабричного (от 1 до 1 ½ рубля серебром за аршин) производства. В летнее время носят те же суконные кафтаны и нанковые халаты. Зимою головы покрывают суконными шапками, подбитыми мехом или ватою, и частью картузами, которые, при поярковых шляпах употребляют и в летнее время. При повседневной работе мужчины носят рубашки из мелкой пестряди, с примесью цветной бумаги, домашнего производства. В праздники для многих служат щегольским нарядом рубашки ситцевые, холстинковые, краснобумажные; нанковые и плисовые широкие шаровары. Сапоги большей частью употребляются в праздничное время, а в будни и для зажиточных крестьян – лапти служат неотъёмлимой принадлежностью исключая торгашей.

Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина).

Фото С.А.Лобовикова

 

Татарские названия: Сардыбаш и Ардыбаш



Сардыбаш - починок в приходе села Мамсинер Уржумского уезда Арбатской волости. Так поселение обозначалось в церковных метрических книгах. Населением его были татары-старокрещены. Правда, фамилий в ту пору они не имели и записывались только по имени и отчеству.
Любому знатоку советского кино название вызовет в памяти знакомую ассоциацию с еще одним татарским названием. Ардыбаш - село на Алтае, ставшее знаменитым благодаря кино-дилогии "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка". Правда, современное название звучит как АрТыбаш...

На фото: поселок Ардыбаш в фильме "Золотая речка"

 

Левобережные удмурты (к предыдущему посту)



Согласно древним преданиям после многолетних войн между марийцами и удмуртами марийцы прогнали удмуртов за Вятку. Это было еще до прихода русских. Если подумать, на левобережье Вятки удмуртов действительно практически нет. Если посмотреть на карту Марийской республики, то приход села Мамсинер находился недалеко от ее восточной границы (примерно между Мари-Туреком и Марийцем), это по левую сторону реки Вятки, до которой из этих мест километров 30-50. Как же тогда здесь оказались удмурты? Выходит, они либо остались здесь со стародавних времен, либо много лет спустя изгнанники вернулись с правобережья на прежние места обитания своих предков...

 

Удмурты на севере Марийской республики



Южная часть бывшего Уржумского уезда (ныне северная часть Марийской республики) была местом, где жили и соседствовали (и живут), не мешая друг другу, несколько народностей - русские, марийцы и татары. Интересно, что здесь была и еще одна народность, правда, самая малочисленная - удмурты. В приходе церкви села Мамсинер удмурты проживали в трех починках - Кырлыган (где была известная инородческая школа для удмуртов), Киселев и Нижний Шолдинер. Интересно, что в данном приходе компактно умещались все четыре народности - русские, марийцы, татары и удмурты. Например, в деревне Сардабаш проживали татары-старокрещены, а в Высоком Шолдинере - марийцы. Наверное, Высокий и Нижний Шолдинер находились недалеко друг от друга. Интересно и то, что Шолдинер - марийское название, т.е. удмурты проживали в деревне с марийским названием...
Интересен и другой факт: и марийцы, и удмурты, и татары-старокрещены до советского времени не имели фамилий и записывались в церковных книгах только по имени и отчеству.

По материалам церковных метрических книг (архив ГА РМЭ)

 

Утраченное. Прежние названия улиц города Яранска



Сейчас в городе Яранске 73 улицы и 13 переулков. Неудивительно, что даже яраничи не всегда знают, где находится та или иная улица.
В 1869 году в Яранске было 5 продольных и 7 поперечных улиц.
От старого города остались церкви, купеческие дома, магазины, склады. А вот старых названий улиц почти не сохранилось:
Революции Владимирская [главная улица заречной Монастырской слободы]
["Продольные" улицы (вдоль Ярани)
Набережная Набережная
Карла Маркса Успенская
Свободы Казанская
Ленина Никольская
Труда Смоленская
Тургенева Ильинская
Некрасова Александровская
В 1914 году Яранской Городской Думой было принято решение нарезать улицы: Пушкина и Лермонтова.
["Поперечные" улицы
Мицкевича Гласисная, Красная Площадь
Гоголя Басурманская (до 1909 г., затем Гоголя)
Кирова Проломная, Троицкая, Троцкого, Мопра
Радина Яранская
Рудницкого Поперечная, Красная
Халтурина Вознесенская
Первомайская Гласисная [ещё одна Гласисная, когда-то там был гласисы
- крепостные насыпи с обеих сторон города]
[Далее на склоне горы - слобода Ланцы]"

Об исторических названиях улиц города Яранска // Наш край (краеведческий сборник - Яранск № 1 за 1997 г., стр. 27. Правки сделаны Владимиром Косолаповым

 

 

Стихийные бедствия в истории Вятской губернии: наводнения



Апрель 1902 года. Город Сарапул постигло такое сильное наводнение, какого не помнят 70-летние старожилы. Все низовые улицы города затопило окончательно, сообщение в низовые дома сделалось затруднительным. Покровская церковь оказалась расположена точно на острове. У многих бедняков течением унесло небольшие запасы дров, птицу и снесло мелкие постройки.

Памятная книжка Вятской губернии за 1902 год - Вятка 1903 г.

Следующее и не менее масштабное наводнение постигнет Сарапул в 1914 году (на фото). Газета "Прикамская жизнь" тогда писала:
«Вода на Каме прибывает ежедневно на 2—3 вершка в сутки. Наводнение в нижней части города превратилось в настоящее бедствие. Уже 11 мая вода залила всю Покровскую площадь, улицу Большую Покровскую и весь двор церкви. К домам священников и в церковь сделаны мостки, но попасть на них можно только с лодки. За Покровской церковью улица суха, а южнее — сплошное водное пространство, вплоть до деревни Юшковой. Двор тюрьмы под водой..."

Фото с сайта https://pro-sarapul.ru/photo?album=starye

 

Вятские крестьяне и Колчак: почему вятчане не поддержали белых? (по материалам советской печати)



16 (4 по старому стилю) ноября - день Рождения русского адмирала и Верховного Правителя России Александра Васильевича Колчака. Несколько слов в тему...
В 1919 году многие крестьяне в Вятской губернии, недовольные политикой советской власти, с надеждой ждали прихода белых, которые, по их словам, несли им «мир и спокойствие». Это отмечала даже советская печать. "Мне пришлось проходить из Песковского завода через Пермскую волость. Крестьяне этой волости красноармейцам-фронтовикам не продавали ни хлеба, ни молока ни за какие деньи. Один крестьянин даже выразился так: для вас нет ничего как для «антихристова войска», а есть только для»Иисусова войска». По всей вероятности здесь ведется темная агитация" ("Красный набат" - Глазов 1919 г. № 154).
При этом не все крестьяне толком знали, а кто этот Колчак. Например, один из жителей Вятского уезда на вопрос о нем, сказал «А черт его знает».
Когда же пришли белые, отношение к ним быстро переменилось. Богатый материал об этой перемене можно также найти на страницах вятских газет. "Больше всех прихода белых ждали женщины, но когда они увидели своими собственными глазами издевательства над беззащитным, хотя и врагом, когда их мужей и братьев белые заставляли плясать под их дудку, в женщине заговорило возмущение. И ее сердце и мысли перешли на сторону временно ушедших красных.
Радостными кликами, революционными песнями, с хлебом в руках вышли женщины и дети из своих освобожденных от ига белых селений и заводов и отдали всю свою радость, все свои излишки героям красных передовых линий. Мужчины массами потекли в добровольцы... ("Деревенский коммунист" - 1919 г. № 108).
"Пять волостей, освобожденные от белых, встретили нас везде одинаково.
Когда мы вступали в деревню Д. по следам улепетывающих белых с пением марсельезы, крестьянки выскакивали из изб, приветствовали наших, раздавали хлеб и смеялись над улепетыванием белых.
Мне, бывшему в этой деревне пять раз, пришлось впервые видеть такое благожелательное отношение к красным, что случилось лишь после того, как там были белые "("Деревенский коммунист" - 1919 г. № 108).
"Всюду, где похозяйничали белые, население встречает красные войска, как избавителей. На Песковском заводе, например, население даром кормило красноармейцев. На собраниях добровольцы в Красную армию записывались массами, причем женщины сами настояли, чтобы их мужья шли в ряды, говоря, что «сами управятся».
В Пермской волости, где когда-то темное одураченное население ждало прихода белых, теперь, по достоверным источникам, с крайним нетерпением ждут прихода «красных» и, конечно, встретят как избавителей ("Деревенский коммунист" - 1919 г. № 130).
Почему же произошла такая быстрая и разительная перемена? Фактов на страницах вятских газет - пруд пруди...
"На днях наш Уржумский полк стоял в деревне Кизели Петропавлрвской волости Сарапульской волости, оттуда только что ушли белые.
Население деревни передает о возмутительных фактах расправы белобандитов с советскими работниками и их семьями.
Семьи советских работников пороли плетьми и расстреливали, членов сельского совета наградили ударами плетей от 300 до 360 раз. В одной из деревень после невероятных терзаний расстреляли семью советского работника, состоявшего из жены и 12летней дочери, а в другой деревне мальчика 15 лет, сына советского работника, и высекли его престарелую мать" (("Деревенский коммунист" - 1919 г. № 167).
"По приезде на станцию Балезино кондукторы бригады поместились в дежурной кондукторской, где помещались и раньше. При этом дежурных находилась сторожиха, которая осталась на станции Балезино во время пребывания белых. В этом доме был лазарет белых и в этом лазарете сторожихе пришлось видеть такую картину: пленных красноармейцев приводили страшно избитых, исколотых. Фельдшеру даже не приказывали делать перевязку, допросы снимал офицер, поп и кулак. После допроса сажали в чулан и по трое суток не давали есть и пить.
Привели как-то одного коммуниста и так сильно избитого, что он уже больше и не вставал. Подходит офицер и начал кричать, что тот вор и изменник, не признающий Бога и начальства, но коммунист сказал, что он не вор и не разбойник, а защитник революции. Так он ответил золотопогоннику, не боясь его угрозы.
Честь и слава таким коммунистам, которые с радостью принимают смерть за революцию.
Вторым допрашивал поп, который пытал пленного и передавал показания офицеру, а затем и кулак, после этого пленного увели неизвестно куда" ("Красный набат" - Глазов 1919 г. № 150.).
" В селе Старая Монья проживала престарелая женщина, у которой есть три сына и все три коммунисты. Когда пришли в деревню золотопогонники и узнали об этом, то сейчас же стали допрашивать старуху, прокляла ли она своих сыновей за то, что они записались в коммунисты.
На это мать коммунистов ответила: «Нет, я благословила их вот этой иконой». Рассвирепевшие белогвардейцы тогда же расстреляли несчастную женщину, а все иконы сбросили на землю и растоптали их.
Вот так поступают «защитники веры»! ("Красный набат" - Глазов 1919 г. № 14.).
"При занятии белых села Юза Сарапульского района кто-то донес золотопогонникам, что из этого села ушел добровольцем в Красную армию один крестьянин-бедняк, у которого в деревне остался брат 17 лет. И вот этот ни в чем неповинный юноша был тотчас же схвачен и застрелен офицером из револьвера" ("Красный набат" - Глазов 1919 г. № 150.).
Нередко подобные факты можно найти и в воспоминаниях старых большевиков, непосредственных участников этих событий. Вот что вспоминал В.Фофанов о взятии Песковского завода: "По улицам завода бегали с винтовками уже не красноармейцы, а бандиты, в лаптях, синих шабурах, в больших грубых холщовых рукавицах и ушастых шапках. Начались зверства белых. На моих глазах одного красноармейца, гражданина бывшей Пермской волости, Омутнинского уезда, деревни Лупейской, Катаева Лаврентия, который был ранен в ногу и лишен возможности двигаться, белые раздели догола и затоптали в снег. Кто-то из местных жителей сжалился над Катаевым, принес его в избу и перевязал рану. Узнав об этом, белые едва не убили хозяина дома.
Вскоре в нашем доме был произведен обыск. Во время обыска белые тащили все, что попадется под руку, начиная с одежды и кончая сковородками..." (Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии –Вятка 1927 г., 158 об.-159).

На фото: па́мятник адмиралу Колчаку́ был установлен в Иркутске в 2004 году. Скульптор — народный художник России Вячеслав Клыков. Памятник, созданный по инициативе Сергея Андреева, был открыт 4 ноября 2004 года к 130-летию А. В. Колчака в Правобережном округе около Знаменского монастыря на месте предполагаемого расстрела. Памятник выполнен из кованной меди, высота фигуры — 4,5 метра. На бетонном постаменте расположены изображения двух воинов, скрестивших оружие — красногвардейца и белогвардейца.
Как Вы думаете, появится ли такой памятник когда-нибудь и в Вятке/Кирове (поскольку войска Колчака были и на территории Кировской области)?

 

Из старой печати. Как кинотеатр "Прогресс" стал показывать "неприличные картины"

В театре «Прогресс» с 24 июля стали показывать картины по новой программе. Но избранные администрацией на этот раз картины едва ли заслуживают какого-либо одобрения. Часть картин, как например «Женщина реклама», « Пастор среди женщин», характера неприличного.

Вятский вестник - 1908 г. № 159

 

О женской одежде в старину



Женщины по будням надевают синие льяные сарафаны; рубашки - иногда синие, белые, мелкопестрядиные. В воскресные дни употребляют эту же одежду, только с некоторою опрятностию и чистотою. В годовые праздники их видишь в более китаечныхых темных, голубых и зеленых сарафанах; а девушки для приличия шьют сарафаны ситцевые, китаечные – цветные, полушелковые, не имея при том обыкновения стягивать себя каким-нибудь поясом, как это водится в других местах губернии. В простое время головными уборами служат так называемые морщены (тоже чехлики) ситцевые, китайские; гарнитуровые же и парчевые почепешники берегут для праздника; обувью – коты и башмаки. Девицы богатых отцов, при выходе из домов в праздники, покрываются шелковыми платками или носят их на голове конусообразно, просто сказать – тюриком; башмаки кожаные черные и цветные сафьянные бывают нарядной для них обувью.

Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина).

Фото С.А.Лобовикова


Назад к списку