Декабрь: 1-15
"Предательская рука из-за угла сразила друга трудового народа..." (по страницам первых советских газет)
Коврижская волость. 17 июня т.г. в 8 часов утра по дороге к месту службы в свой волисполком убит неизвестным пока злоумышленником из огнестрельного оружия председатель Коврижского волисполкома товарищ М.В.Фокин. Еще одна новая жертва в борьбе трудящихся за свое освобождение.
Предательская рука из-за угла сразила друга трудового народа.
Товарищ Фокин был коммунист. В ряды партии он вступил в 1918 г. и все свои силы и все свое разумение отдал делу расширения и завоеваний октябрьской революции.
Не нужно слез! Вперед, помня заветы товарища Фокина! Близок час, когда суровая железная рука революционного трудового народа обрушится на головы Иуд-предателей и тайных убийц из-за угла.
И.Ф.Краев // Крестьянская правда (Орлов) -1920 г. № 34
Перехиреть – перехилеть, перечахнуть, перехворать. «С голодухи что ли вся скотина перехирела»
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24. - Напечатано также в: Календарь и памятная кн. Вятской губ. за 1892 г.
"Деревья толщиной 8-9 вершков, вырванные с корня, летели вверх как щепки..." Природные бедствия 1902 года
Апрель. Город Сарапул постигло такое сильное наводнение, какого не помнят 70-летние старожилы. Все низовые улицы города затопило окончательно, сообщение в низовые дома сделалось затруднительным. Покровская церковь оказалась расположена точно на острове. У многих бедняков течением унесло небольшие запасы дров, птицу и снесло мелкие постройки.
Июнь. В селе Тихонове, деревнях Голодаевой, Марковаш, Гусевке и Ключевке выпал град величиной с куриное яйцо. Побило много хлеба.
В полях 21 селений Трехсвятской, Качкинской, Лекаревской, Черкасовской, Козыльской волостей, Пьяноборской волости Елабужского уезда градом величиной от лесного ореха до куриного яйца повредило 5723 десятин озимых хлебов на сумму до 313228 рублей.
Июля. На днях в городе Вятке на площади по дороге, ведущей из Александровского сада к Преображенской улице, образовался провал, глубиной до 7 аршин.
20 июля в г.Елабуге сильным дождем разрушило и унесло часть городского водопровода, труб монастырского водопровода, порушены городские мосты по Средней и Никольской улицам и несколько мостов, расположенных над Безымянным и Пушкаревским оврагами, три моста пешеходных и один шлюз и кроме того разрушен и частью унесен амбар владельца дрожжевого завода Петрова. Убытка до 1200 р.
Август. Во многих местах губернии летом были сильные градобития, принесшие немало вреда. В селе Поломе Орловского уезда 11 июля надвинулась туча и поднялся такой ветер, что привязанные телеги перевернуло раза по два; много поваленных стогов сена, сорвано с домов крыш. Полил такой дождь, что через сажень не видно было человека.
В деревне Галемы Орловского уезда 3,4 5 июля были такие сильные дожди, каких не помнят старики; вода в реке поднялась на сажень и сделалась красной, на половину с грязью.
В Воскресенской волости Орловского уезда 1 августа была необычайная поводь, так что валом мчало камни пудов по 5.
25 июня над починками: Короваевым, Широковским, Узковским, Богдановским и деревней Чемашур Сарапульского уезда разразилась сильная буря с градом. Вырвано с ветром много деревьев, снесены тесовые крыши, поломаны заборы и черемуховые сады.
В селе Узи Малмыжского уезда 24 августа после сильного дождя поднялся ураган, который унес за 20-25 сажень жердевую изгородь, на протяжении 200 сажень. Очевидцы рассказывают, что груды снопов, жерди, деревья толщиной 8-9 вершков, вырванные с корня, летели вверх как щепки, на 3-5 сажень. Кроме того, вихрем снесено с места и разбросано льна на 1200 снопов.
Декабрь. По вечерам 8 и 9 декабря жители города Вятки могли наблюдать очень интересное и редкое явление – падение метеоров значительных размеров. Один из метеоров, пролетая над городом 8 декабря (воскресенье) в 10 ½ часов вечера был по величине от четверти до фута в диаметре.
Памятная книжка Вятской губернии за 1902 г. - Вятка 1903 г., с.115-130
Как наши предки с воробьями боролись
Борьба с воробьями. Не допустить воробьев к свежезасеянным грядам можно очень легко: стоит только натянуть с небольшими промежутками вдоль и поперек гряд белые нитки, которые привязать на высоте ладони к палочкам, втыкаемым в землю. Эти нитки пугают воробьев и они боятся подлетать к защищаемым ими грядам.
Вятский вестник - 1908 г. № 130
Ордынское нашествие в летописях: падение Булгарского царства
В лето 6744 (1236) осению приидоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожние Татари, и взяша славный Великий город Болгарьскый, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а город их пожгоша огнем, и всю землю их плениша (Лаврентьевская летопись).
Труды Вятской губернской Ученой Архивной Комиссии. Отдел первый – Вятка 1905 г., с.10
Соловьев Георгий Николаевич. Род. 22-го ноября 1892 г. в Сарапульском уезде Вятской губернии. Окончил Тверское кавалерийское училище, академия Генштаба. Участник Великой войны, офицер 2-го гусарского полка. В Гражданскую войну состоял помощником командира Ижевского конного полка. Участник Великого Сибирского похода. 5-го января 1920г., командуя двумя эскадронами, с налета взял ст. Иннокентьевская на подступах Белых армий Восточного фронта к Иркутску. Начальник штаба 2-й кавалерийской дивизии Дальневосточной армии генерала Семенова. Полковник. В эмиграции в Китае, к 1936г. в Шанхае. После 1949г. в США. Член Объединения ижевцев и воткинцев в Сан-Франциско. Скончался 1-го декабря 1961 г.
На представленной фотографии слева - мой прадед Самойлов Фёдор Михайлович, 29.01.1897 года рождения, уроженец деревни Большие Туры Верхосунской волости Нолинского уезда.
Рядовой 9 роты лейб-гвардии Московского полка.
Фотография сделана летом 1916 года в Петрограде.
А вот кто справа - мне неизвестно, могу предположить, что родственник либо земляк.
Может быть кто-то узнает моряка? Или поможет идентифицировать его место службы (надпись на бескозырке - "БАЛТ УЧЕБ")? Фото Игоря Степанова
Хроники Гражданской войны: май 1919 года
В районе реки Вятки нами взяты Нижний и Верхний Заструг на левом берегу реки Вятки 10 верст восточнее Вятских Полян.
В Сарапульском районе нами снова взяты переправы через реку Кальву, севернее устья Валы в 10 верстах восточнее Зятицы наши части с боем взяли несколько деревень.
В Пермском районе наше наступление на завод Залазну продолжается. С нами взят завод Песковский.
Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 101 16 мая
Фронтовая сводка на 19 мая. В Сарапульском районе противником заняты переправы через Кильмезь, с устья реки Валы
В бою в 29 верстах восточнее Зятицы нами захвачено более 500 пленных, обоз и много телефонного имущества.
Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 108 20 мая
Оперативная сводка на 20 мая. Оханское направление. Нами занято селение Солья (25 верст северо-западнее устья реки Кильмез). Наши части продолжают продвигаться по направлению к реке. Речной флот обстрелял расположение противника в районе сел. Донауров (5 верст южнее устья р.Килмез). В районе южнее селения Сельта противник потеснил нас из сел. Мугла и Вутно (20 верст южнее Сельта), но наши части перешли в контррнаступление и ведут бой за обладание этими селениями. В районе восточнее сел. Сельта нами с боем занят ряд селений Кургопольский, Богородский и Причальный (45 верст северо-западнее Ижевского завода).
Пермское направление. Аэроплан противника сбросил в Глазове две бомбы, которые не разорвались.
Верхнекамское направление. Наши части, заняв сел. Кирья (25 верст восточнее Песковского завода) продолжают продвигаться в восточном направлении.
На реке Вятке и в Сарапульском районе спокойно.
Красный набат (Глазов) - 1919 г. № № 109 21 мая
Обряды наших предков: поминание усопших
Обряды при погребении и поминовении усопших исполняются ими согласно установлению святой Церкви. Одно лишь несколько отличий их от всеобщего обыкновения христиан, именно: в день погребения или поминовения присных своих они приносят в церковь только один мед, без символического пшена, который при поминовении бывает заменяемо у них кусочком пшеничного хлеба, обмакнутого в мед. Женщина, поминая мужа своего, при вкушении указанного хлеба, сказала: «Дай Бог, чтобы ему там было сладко, приятно».
Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина).
На фото: старинные надгробия на кладбище г.Яранска, собранные неравнодушными обывателями в одном месте
Эхо 1905 года: " Преступность развилась во всех слоях населения..." (из отчета Вятского губернатора)
Народная нравственность. Минувшая революционная смута оставила по себе заметные следы в виде сильного падения нравственности населения губернии. В отчетном году это нравственное разложение проявилось в большом количестве уголовных дел в судах и зарегистрированных полицией преступлений и проступков.
По сведениям полиции в 1909 г. по губернии обнаружено было преступлений и проступков 18012 (в 1908 г. – 7660) и привлечено к ответственности столько же, сколько и в 1908 г., именно до 23200. Жертв детоубийства и смертоубийства было 340 более предыдущего года на 94, самоубийц 185 более на 57. Случаев воровства и святотатств в церкви было 8. Задержано за пьянство было 18050 более на 1105. Число арестантов в местах заключения, считая и пересыльных, увеличилось против 1908 г. на 9425 человек. Из сведений о деятельности окружных судов видно, что ими в 1909 г по губернии решено и прекращено дел 4968 (более против предыдущего года на 484). В прочих судебных местах возбуждено был уголовных дел более 70 тысяч. Перед судом прошла огромная масса обвиняемых лиц, причем общее число осужденных из них простиралось до 60 тысяч. В отчетном году, кроме того, по губернии разрешено было 91 дело выездной сессией Казанской судебной палатой, которая из 206 обвиняемых осудила 119 мужчин и 12 женщин. Военно-окружному суду в 1909 г. предано было 8, из них было присуждено к смертной казни 1 и к каторге 1.
Огромное количество людей привлекавшихся к суду осуждено, само собой говорит о падении и одичании нравственности. Но дела, разрешенные судом, свидетельствуют еще и о том, что что преступность развилась во всех слоях населения и проникает сильно в деревенскую среду. Некоторые преступления, дошедшие до суда, носят самый зверский и жестокий характер. В Вятском окружном суде в 1909 г. разбиралось, например, дело, по которому 2 крестьян обвинялись в убийстве проститутки, которую потом, после убийства, сожгли на костре. Затем были дела, которые указывали на нравственную распущенность деревенской молодежи, на самые возмутительные и жестокие средства, к каким прибегает она к приобретения денег и для удовлетворения личности. Уголовные процессы выясняли, что следствием пьяного разгула являются преступления, сопряженные с гнусным насилием над женщинами и растлением малолетних девочек, что семейные ссоры, начавшись с пустяка, нередко оканчиваются жестокими и кровавыми расправами то с отцом, то с женою или братом, или с другими близкими людьми..
Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора - Вятка 1910 г., с.59-60
На фото: кандалы ручные и ножные. Котельничский краеведческий музей
Вятчане и коронация последнего Императора (из вятской печати 1896 года)
Не так давно публиковали заметку из вятской газеты 1896 г., в которой рассказывалось, что на коронацию последнего императора от Вятки была преподнесена икона, написанная местными мастерами, а полотенце для нее было вышито монахинями Вятского Преображенского монастыря. Но, оказывается, подарки от Вятской земли не исчерпывались только этим. Были и другие. Вот что сообщала другая заметка из газеты "Вятский край" за 1896 год:
"Председатель губернской управы Батуев командирован в Санкт-Петербург для заказа столичным художественным мастерам серебряных с позолотою как образа святых Кирилла и Мефодия, так блюда и солонки для поднесения их от вятского губернского земства с хлебом и солью Их императорским величествам в предстоящую коронацию. На святом образе, по постановлению минувшего очередного губернского земского собрания должны быть вырезаны слова: «Высоким покровителям просвещения», а по краям блюда вырежутся 10 гербов уездных городов и в средине – герб города Вятки" (Вятский край - 1896 г. № 1).
Вечная проблема Вятки/Кирова
Вокзальные лужи. На станции Вятка-1 при малейшем дожде образуются на платформе огромные лужи, вследствие того, что асфальт местами выпал и образовались углубления. Верим, управление дороги найдет несколько десятков рублей, чтобы исправить платформу.
Северное слово - 1913 г.№ 153.
На фото: прошло сто лет, но описанное в заметке 1913 года можно видеть на улицах города Кирова и в наши дни
Вятская жизнь век назад: публичная библиотека имени Герцена
Публичная библиотека имени Герцена. Приобретено значительное количество книг на русском и иностранных языках. Между ними много редких и ценных изданий, например, Вернеке «История театра», Байе «Византийское искусство», «История искусства» Грабаря, иллюстрированное издание Онкена по всеобщей истории (на немецком языке), журнал «Искусство и печатное дело» и пр. Поступили между прочим книги: Маркс и Энгельс «Критика учения Штирнера», философский сборник «Очерки по философии марксизма», «Родоначальники позитивизма», ботанический атлас Гофмана и пр.
Чтобы дать возможность всем познакомиться с новыми поступлениями, в читальном зале будет устроен ряд книжных выставок. С 18 июня выставка книг по искусству.
Вятская правда - 1920 г. № 41 19 июня
Откуда пошло Верхошижемье?
Первое упоминание о Верхошижемье встречается в труде по истории возникновения населенных пунктов на Вятской земле кировского краеведа, доктора исторических наук Павла Николаевича Луппова. Там значится дата 1678 год, когда было расчищено место от леса и были построены первые дома Верхошижемской вотчины. Название произошло от речки Шижма. Поскольку постройка велась в верхней части реки, назвали поселение Верхошижемским. В переписной книге 1717 года значится погост Верхошижемский с церковью святого пророка Ильи (построена в 1683 г.), разобрана в 1726 г.
В.Меркушев. Поселок над Шижмой - Киров 2009 г., с.8
Вятчане в средневековых усобицах (по страницам летописей)
В лето 6925 (1417) с Вяткы, из князя великого отчины, княжь боярин Юрьев Глеб Семенович, с Новгородскыми беглеци с Семеном Жадовскым и с Михаилом с Розсохиным, и с Устюжаны, и с Вятчаны, изъехаша в насадех, без вести, Заволоцскую землю, и повоеваша волость «Борок» Ивановых детей Васильевича, и Емцу, и Колмогоры взем и пожьгли, и бояр Новгородских изымаша Юрья Ивановича и брата его Самосона. Иван Федорович, брат его Офонас, Гаврила Кирилович, Исак Ондреевич, согнав их под Моржом на острове, братию свою Самсона и Юрьа отьяша и полон весь с животы, а их отпустиша. А Василий Юрьевич сын посаднич, Самсон Иванович, Гаврила Кирилович, брат его Григорей, с Заволочаны, идоша за разбойникы в погоню, и пограбиша Устюг (Летописи Новгородские 1-4).
Труды Вятской губернской Ученой Архивной Комиссии. Отдел первый – Вятка 1905 г., с.19
На фото: фрагмент экспозиции музея города Хлынова (г.Киров)
Одежда чувашских женщин в старину
Чувашские женщины носят головной убор, что надлежит до волосов, повязок и спинного украшения, такой же, какой черемисские носят древнего роду платье. Повязки с лопостями висячими на спине называются у них Гастар и Кошла. В праздничные дни или когда сряжаются в гости идти, надевают они с правого плеча на левый особливый ремень, или широкую перевязку из снурков сплетенную, которая спереди и сзади также, как повязка, выстрочена бывает, а сей ремень называют они девет. Рубашки и прочее платье носят такое же, как черемиски.
… У всех трех вышепоказанных народов девки от баб в платье разнятся тем, что оне на головах носят особливый убор, такоже не смеют надевать черемисские Шурке и Ошлу, чувашские Гастар и Кошла, а вотяцкие Айшак; но вместо того носят на головах чепцы, с серебряными копейками, или таковыми ж оловянными бляшками укладенные, как то обыкновенно у Черемис и у Вотяков бывает, или покрываются токмо выстроченными платками, как у Чуваш носят. Женский убор надевают на девок при свадьбах в церемонии. Все вышеупомянутые народы больше синий и красный цвет в платье любят.
Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.).
На фото: женская чувашская одежда на экспозициях в Чувашском национальном музее. Фото сделаны администратором группы
Примечание. В Вятской губернии чуваши проживали на самой ее южной границе - на границе Елабужского уезда и Казанской губернии. Об этом упоминает К.В. Лавринов в своей "Географии Вятской губернии"...
С архивной полки. Ратники в метрических книгах
Из записи о рождении крестьянской девочки Ольги за июнь 1876 года из деревни Большой Ключ прихода с.Марисола Уржумского уезда. Указано, что отец ее "отданный в ноябре месяце 1875 года в военную службу Андрей Яковлев Лоскутов" (архив ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.160 л.27). Поскольку отец был в армии, девочка родилась без него...
Об одежде в доколхозной деревне (воспоминания)
Купи, тятенька, калоши,
Я хоть раз потопаю!
Неужели на калоши
Я не заработаю?!
«А меня хорошо одевали: шуба была с воротником из кошки, валенки, ботиночки со скрипом были. Одежда всяких цветов была: красная, сиреневая, малиновая, голубая, зеленая, синяя, коричневая, бордовая, белая, кремовая. И в цветочек, и в полоску, и в горошки. Мне особенно розовое нарядным казалось» (воспоминания М.И.Носковой, 1902 г.р.).
«Очень красивой была у нас праздничная одежда. Носили атласники, кошемирники (делались из тонкой шерсти разных цветов), сарафаны, казачки (это кофта с оборками). На базаре покупали платки с наугольниками. На головы надевали кокошники, которые вышивались бисером. Носили красные бусы и ленты» (М.Н.Шадрина, 1905 г.р.).
« У меня косы-то длиннющие были, так я их вокруг головы укладывала. Никуда простоволосой-от не ходила. По праздникам одевала шолкову шаль с кистями. Ходили тогда ешо в лаптях. В косу вплетала ленты: то синю, то красну. Петя мне на свадьбу бусики подарил, так я уж их берегла. Надевала их только по праздникам. А мужики все ходили в кортузах. По праздникам одевали вышитые косоворотки. Я сама вышивала мужу-то. Многие ходили в лаптях, но у моего-т о сапоги были. Он их по праздникам надевал, берег. Вместо румян пользовались мы соком свеклы, сурьмой. А летом после полей на головы одевали венки из цветов, веток берез» (А.Т.Чекмарева, 1912 г.р.).
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.98-101
На фото: экспозиция Уржумского краеведческого музея
Как вятское пароходство прогресс двигало
Электрическое освещение вятичи впервые увидели на пароходах – когда, несколько лет тому назад, пароход «Булычев» пришел в г.Вятку, освещенный эдиссоновскими лампочками - вся Вятка побежала смотреть их… На пароходах же серые вятичи впервые познакомились и со вкусной, более или менее изысканной едой.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского: село Александрово Глазовского уезда
Александрово. Церковь Александра Невского. Деревянная церковь в с.Александровское построена в 1901 г. и освящена 12 февраля 1902 г. в честь святого благоверного князя Александра Невского. До открытия прихода церковь считалась приписною к церкви с.Пужмезь. Приход в с.Александровское открыт по Указу Св. Синода от 23 февраля 1906 г. за № 2344 из деревень, ранее входивших в приход церкви с.Пужмезь. церковь закрыта на основании Постановления ЦИК УАССР от 10 сентября 1937 г.
Местом строительства был выбран склон холма недалеко от деревни Кузямувыр. По рассказам старожилов, на месте будущего храма, на высокой старой березе, местным благочестивым жителем была обнаружена икона благоверного князя Александра Невского.
После закрытия церковь разобрали и построили из нее в п.Кез районный Дом культуры. Это здание помнят многие старожилы поселка, он стоял от памятника Ленину. В конце 70-х, после постройки нового кирпичного РДК, здание пустили на дрова.
Очевидцы рассказывают, что церковь в с.Александрово разбирали зимой. Оказывается, один из куполов для проживания выбрали пчелы. Во время разбора здания купол скинули вниз, и он развалился – внутри все было заполнено сотовым медом. Так как за происходящим наблюдала вся деревня, то все они досыта наелись неожиданным угощением (от автора – хорошо, что зимой). Многие прихожане плакали, некоторые тайно прятали иконы у себя дома. Церковная утварь долгое время лежала в каком-то сарае, рассказывали о золоченом гробе, частях иконостаса и больших иконах. В конце 60-х произошел пожар, сарай и все, что там было, сгорело.
Из истории православных церквей Глазовского уезда (краеведческий сборник) – Глазов 2013 г., с.38
Храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского: село Шурма Уржумского района
Из учетной карточки вновь открытых храмов на 21 сентября 1947 г.:
Верхняя Шурма Александро-Невская
1900 года постройки
Площадь помещения (без алтаря) 240
На учете памятников архитектуры не состоит.
Ремонт – 1946 и 1947 г.
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.59 л.31
На фото: такой была Александро-Невская церковь в советское время. Закрытая в конце 1930-х годов, она вновь открылась уже в 1942/1943 гг., одной из первых в области, и действовала до 1961 года, когда ее вновь закрыли. На этот раз до 1990-х годов...
Из старой печати: война и налоги
С 1 февраля вводится военный налог на билеты и увеселительные места: кинематографы, театры и пр. Налог будет в размере: от 10 до 50 копеек – в 10 коп., от 50 к. до 1 р. – 20 к. и т.д. Согласно новым правилам все места строго контролируются полицией. За пропуск на платные места без билетов с владельцев зрелищ устанавливается тридцатикратный штраф налога.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. 29 января
О земельных владениях первых русских поселенцев в XVII веке
Разбойничий Бор, Суходол и другие поселения русских на карте края появились в конце 15-начале 16 вв. 29 октября 1553 г. Иван 4й (Грозный) выдал котельничанину Петру Яковлеву Сухову грамоту на пользование лугом «Средь Разбойнича бору вниз по Вятке до речки Кишкиль» за участие с воеводой Данилом Федоровичем Ардашевым в покорении Казани и подавлении взбунтовавшихся и не плативших ясак черемис. Земельное владение прежде принадлежало котельничанину Павлику Борисову и его сыну Митьке. Первый умер, а второго убила в сражении «сего лета черемиса». Павловский луг – так стали называть эти угодья в дальнейшем во всех документах. По соседству с землями, переданными царем Сухову, находился Целищевский луг, принадлежавший братьям Целищевым из села Истобенского, а в 1637 г. третья его часть стала собственностью наследников Петра Яковлевича. Владение родоначальника рода помещика Сухова стали распространяться не только на луг Павловский «средь Разбойнича бору, вниз по Вятке реке до Кишкиля с рыбными ловлями и озерами с истока до устья, с бобровскими гонами, бортными угодьями и сенными покосами по всем трем берегам», но и на земли Целищинской вотчины «с рыбными ловлями по реке Шижма с вершины до устья и с красного Шижмана (речка Красная) и наволоки, и с бортными угодьями и лешебным (охотничьим) лесом и бобровыми гонами и рыбным истоком и сенным покосом. От рыбного истоку до, вверх по реке Вятке с лугом и озерками, с берегом до Короповского бора, и с деревней, что славить Шижмитская (с.Зашижемье) и с дворовыми и гуменными хоромами, и с озимью, что сеяна к нынешнему году» - говорилось в купчей крепости, данной котельничанкой вдовой Селиверста Петровича (внуку Петра Сухова) Карпу Дмитриевичу Русинову, купившему угодья за 700 рублей (купчая 25 ноября 1669 г.). Не имея своих денег, он взял под закладную сумму в домовой казне и приказных людей епископа Вятского и Великопермского Александра – Максима Суворова и Ивана Бачурихина. Вернуть 700 рублей в указанный в закладной срок Русинов не смог и помещичьи владения рода Сухова отошли Архиерейскому дому.
В.Меркушев. Поселок над Шижмой - Киров 2009 г., с.6
Лже-Троцкий. Вятская губерния накануне прихода колчаковцев (подборка по материалам советских газет)
Расстрел контрреволюционеров. Нолинской ЧК 2 февраля расстреляно 4 активных участника августовского белогвардейского восстания: Петр и Игнатий Симоновы, Роман Шмяков и Константин Матушкин - все граждане Нолинского уезда.
Известия Вятского губернского исполнительного комитета – 1919 г. № 28 от 6 февраля .
Убийство красноармейцев. 2 февраля комиссаром продотряда Вороновым в части Яранского уезда, принадлежащей к Костромской губернии обнаружено 12 убитых красноармейцев – продовольственников Варнавинского батальона.
Банда убийц скрылась, главарей ея удалось задержать.
Деревенский коммунист - 1919 г. № 23
Кулацкое восстание. Ввиду того что в смежной с Яранским уездом части Костромской губернии вспыхнуло кулацкое восстание, для возможной переброски его в западные волости уезда, в Парешскую волость спешно выслан отряд коммунистов.
Деревенский коммунист - 1919 г. № 26 11 февраля
Нолинский уезд. Настроение 10 волостей тревожное в связи с Пермским фронтом…. Политическое настроение неблагонадежное, к командованию относятся с недовольствием… В городе спокойно.
Слободской уезд. В Архангельской волости арестовано 6 коммунистов. В Кайгородской и Трушниковской волостях настроение тревожное, выслан отряд с пулеметом; из Кайгородской волости препровождено 24 человека, арестованные за противодействие советской власти… Неизвестный, выдававший себя за Троцкого, задержан на станции Зуевка.
Красная мысль (Воткинск) - 1919 г. № 32 от 29 января
На иллюстрации: белогвардейский плакат того времени
По материалам дореволюционной печати: грабеж винной лавки
Покушение на грабеж. В ночь на 3 число сего месяца около 3 часов в дом Исупова, находящегося на Пупыревской площади, на подволоку забрался вор. Услыхавши шум, хозяева подняли тревогу и вор скрылся. Предполагают, покушение на ограбление рядом стоящей винной лавки, так как дом, в котором она находится, подходит вплотную к дому Исупова и отделяется от него только каменной стеной. Это уже второе неудавшееся покушение на ограбление винной лавки.
Вятский вестник - 1908 г. № 52
"Торгуют тихо, вздувая понемногу цены..." Торговая жизнь Вятской губернии до и после 1917 года
По городам и уездам Вятской губернии. В селе Лудяне-Экономической Буйской волости Нолинского уезда 30 января однодневная ярмарка не отличалась оживлением. Торговый оборот - до 10 тысяч рублей. Пудовые цены: свиное мясо 5 рублей, баранина и говядина – 4 рубля 80 копеек, куделя – 5 рублей, льяное семя – 1 р.50 к., опоек – 12 рублей, кожи – 6 рублей, овчины продавались по 90 копеек за штуку, беличьи шкурки – 35 копеек, черная шерсть – 35 копеек за фунт, белая – 26 копеек, скоромное мясо – 35 копеек за фунт.
Северное слово - 1913 г. № 35
Война отразилась и на наших базарах. Выезжают торговать больше женщины. Среди базарных разговоров о цене, дороговизне обязательно услышишь рассказы о войне, получении письма от солдата и т.д. Торгуют тихо, вздувая понемногу цены на все продукты. Во вторник было много в привозе битой птицы. На хлебном базаре полное затишье. Везут только то, что нужно продать расходы. Овес немного подешевел, можно было купить от 85 до 90 копеек за пуд. Черный хлеб опять стал 3 копейки фунт.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. от 16 января
Пупыревский рынок. Вчера с утра молоко продавалось до 8 рублей четверть, позднее – от 2 рублей, черный хлеб и ярушник 1 рубль фунт.
Наш край - 1918 г. № 2
О разнице жизни пленных Первой Мировой в России и Германии
Партии пленных австрийцев на пути зимой в Сарапул в деревнях всюду встречали сочувствие, обильную пищу. Почти все крестьяне, где квартировали пленные, нарочно для них топили баню. Иначе живется нашим пленным в Германии. О недоедании русских в плену в Германии говорят агентские телеграммы, говорят даже письма пленных, прошедшие строгую германскую цензуру…
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. от 27 мая
В.И.Ленин о вятском земстве
Почти полвека существует земство дворянское, обеспечивающее безусловное преобладание помещика феодального (по русски: крепостнического) типа. И лишь в некоторых губерниях, например, Вятской, где почти нет дворянского землевладения, земство носит более мужицкий характер, но зато здесь оно еще больше оплетено сетью всевозможных чиновничьих запретов, препон, ограничений и разъяснений.
Из статьи В.И.Ленина «Откровенно» от 17 января 1913 г. В.И.Ленин. Полное собрание соч., т.22, с.295
На фото: памятник В.И.Ленину в Яранске
Крестьянское детство в воспоминаниях
Я детства-то и не видела почти что. В 7 лет меня уж жать брали. Помню, день был холодный, а мы жали. Руки замерзли, остановилась да оглянулась назад – тятенька так погрозил, дак реву да жну. А раз опять было, тоже жали. Снопы-то забираешь в горсть, вот у меня палец большой и гнуться не стал, до чего доработала. Бабушка увидела и говорит: «Иди, Таиська, домой, вся уж умаялась. Да только накопай картошки, на ужин свари, скотину накорми, корову подои, избу прибери, за ребенками догляди». Вот тебе и отдохнула. Много ли подросла – косить стали брать. А косили горбушами. За день-то так натюкаешься, что спину и не разогнуть. А в школе я одну зиму только и проучилась, больше не отпустили. Тут прясти, тут жать, тут за ребенками смотреть надо, вот мои ученья и кончилися.
Воспоминания Т.С. Вагиной, 1914 г.р. // Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г. Фото С.Лобовикова
Вятские пароходные пристани в начале прошлого века (с указанием верст от г.Вятки)
Г.Вятка
Филейка 7 верст
Медяна 25
Г.Орлов 25
Истобенское 100
Г.Котельнич 145
Сорвижи 220
Слоб.Кукарка 280
Лебяжье 360
Медведок 400
Цепочкино 425
Турек 445
Шурма 470
Дмитриевка 520
Горки (Малмыж) 530
Вятские Поляны 605
Лубяны 645
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Развлечения дореволюционной Вятки. В железнодорожном клубе...
Железнодорожный клуб. Сегодня в железнодорожном клубе маскарад с танцами под оркестр музыки. Маски должны быть в костюмах из мира животных. Советом старшин объявлена целая серия маскарадов. Следующий маскарад в субботу, 2 февраля, костюмы должны быть из мира птиц и рыб (пляска рыб на гигантском скате).
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 22.
Вятские марийцы в описаниях дореволюционных этнографов
В Уржумском и Яранском уездах живет очень много черемис: в первом свыше 78 тыс., во втором свыше 56 тыс.; кроме того их немало (10 ½ тс.) в Малмыжском уеде и 7 ½ тс. в Елабужском. Во всей Вятской губернии черемис насчитывается 155 тс. человек; в Казанской – еще более. Это финский народ, но он в глубокой древности заимствовал от своих соседей тюркский язык, которым говорит и теперь. В Вятской губ. живут т.наз. луговые черемисы (в противоположность горным, на правой стороне Волги), которые очень мало подверглись обрусению.
Черемисы б.ч. среднего роста, слабого телосложения и сутуловаты. Небольшие подслеповатые глаза, широкий приплюснутый нос, желтоватый цвет кожи, скудная растительность на лице, - вот обычный тип черемисина, почти всегда вялого, флегматичного и неповоротливого. Я встречал среди черемис 14-летних мальчиков, которые по своему физическому развитию походили на 6-летних. Женщины не отличаются красотой, а в старости даже безобразны. В характере черемис можно отметить скрытность, хитрость, лукавство, настойчивость и терпение.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Вятская жизнь сто лет назад: народ и продотряды
Вечером 26 мая сего года командир роты особо-продовольственного отряда 6 армии 18 стрелковой дивизии товарищ Попов и начальник отряда той же команды товарищ Пронин с товарищами –продармейцами Заботлиным и Болтышевым прибыли в деревню Лажьял Сернурской волости для перемены подвод, чтобы следовать дальше.
В этот день был Марийский праздник «Семик» или «праздник красных цветов» и лажьяльцы праздновали во всю: были поголовно пьяны и толпы их бродили по улице.
Прибывшие товарищи заказали подводы и в ожидании их остановились среди улицы, где подошедшей пьяной толпой были окружены. Посыпались вопросы: «Кто вы и куда едите». На что продармейцы отвечали, что вам нет надобности знать, куда мы едем, а вам граждане стыдно варить и пить кумышку в тяжелое для Республики время и, кроме того, это строго воспрещается, т.к. уезд на военном положении.
На слова товарищей продармейцы из толпы закричали: «Кумышку пить мы будем как пили раньше и до нас вам нет дела». Продармейцы настаивали, чтобы толпа разошлась, но она напротив пуще их стесняла, и один из граждан ударил продармейцы Заботлина.
Видя это, т.Попов еще раз предупредил, чтобы они разошлись, а в противном случае будет стрелять. Но толпа не повиновалась и товарищ выстрелил вверх (все продармейцы были без оружия, за исключением товарища Попова, у которого был револьвер). После выстрела толпа не разошлась, а еще с большим озлоблением накинулась на них; т. Попов выстрелил вторично, пуля попала в 17летнего мальчика. Разъяренная пуще того толпа, вооруженная кольями и вилами, ринулась на продармейцев, которые бросились бежать. Товарищ Заботлин был настигнут и смят толпой, которая бросив его, всего избитого, кинулась за Болтышевым, которому удалось отбежать от селения с версту, но его настигли и расправились… Товарищи Пронин и Попов успели скрыться.
О случившемся дали знать в Сернур. Оттуда выехала милилиция и продармейцы и отыскали товарищей Пронина, Попова и Заботлина. Последний весь избитый смог убежать с места происшествия до соседней деревни. Не было одного товарища Болтышева. 28 мая нашли товарища Болтышева во ржи всего обезображенного и убитого; сапоги и деньги стащены. Виновные обнаружены и 17 человек уже арестованы. Следствие продолжается
Г.Шабалин. Зверское убийство // Красный пахарь (Уржум ) – 1920 г. № 5 от 9 июня
Как началось заселение Верхошижемской стороны (почти литературная зарисовка)
В те времена заселение шло с бассейна реки Вятки по речкам Шижма, Кишкиль, Ивкинка и Сингиревка, Ошеть и Суводь с устья к истоку. В теперешних границах Верхошижемья поселений русских не было. Кругом шум елово-пихтово-сосновый лес. В нем водились звери и птицы, в изобилии было грибов. В речке Шижме и ее притоках плескалась рыба. В прибрежных зарослях пчелы собирали душистый мед.
Первыми облюбовал эти места, как гласит легенда, епископ архиерейского дома, возвращавшийся из Яранска в Хлынов (Вятка-Киров). Когда повозка спустилась к речке Шижма, ямщик решил напоить и покормить лошадей. Владыка Вятской и Великопермской епархии сошел с повозки и осмотрелся вокруг: в безмолвном величии стоял дремучий лес. Поднявшись по дороге на верх правого берега речки, увидел на левом берегу небольшую поляну. Природа здешних мест его очаровала, и он решает на поляне, в ста метрах от речки Шижмы, построить дачу на приезд…
В.Меркушев. Поселок над Шижмой - Киров 2009 г., с.7
На фото: современное Верхошижемье
Из старой печати. Был в Вятке Трифоновский музей
В Трифоновском музее. Трифоновский музей продолжает пополняться коллекциями, жертвуемыми различными лицами. Так от причта села Чепецко-Ильинского поступили в музей нотный обиход 1757 года, брачные венцы, медные с чеканеными изображениями, деревянный с позолотою ящик и несколько старинных икон.
Северное слово - 1913 г. № 153
Сколько стоило проехать на вятском пароходе в царское время?
После образования товарищества, вятчане (а отчасти и местные газеты) стали жаловаться на мнимую дороговизну проезда на пароходах. Но жалобы эти - лишь простой плод того, что вятчане были избалованы обычною прежде «дешевкою»: конкурировавшие прежде пароходовладельцы готовы были везти пассажиров чуть ли не даром… Теперь таких «дешевок» нет; но провозная плата совсем не дорога: от Вятки до Нижнего Новгорода (за 3165 верст пути) билет 3-го класса стоит всего 3 р. 40 коп.; дешевле, кажется, нельзя! Билет 2-го класса 9 р., 1-го – 21 р.; учащиеся и народные учителя и учительницы пользуются скидкою в размере 50 %...
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
С архивной полки. 1907 год в Белой Холунице
В Белой Холунице после распространения социал-демократической листовки «К новобранцам» воинский начальник роздал книжки «Речь воинского начальника к новобранцам», но солдаты их порвали, заявив: «Мы пойдем не царя защищать, а народ, скажем ему, собирайте Думу, но не такую, какая она есть, а народное Учредительное собрание».
Сочувствует социал-демократической организации 189 человек.
Рабочий листок № 1, 17 декабря 1907 г. Издание Вятского комитета РСДРП
Фото с сайта sobory.ru
Хроники Первой Мировой: гармони – фронту
Письмо из действующей армии жителям города {Сарапула}: «Жители Сарапула! Не откажите исполнить великую просьбу воинов – сложиться и купить для нас венскую гармонию двухрядку, чтобы в свободное время повеселее провести время. Мы думаем, что Вы, посочувствовав нашему положению, сложитесь и купите гармонию и отправите ее нам в действующую армию. А мы будем со дня на день ждать ваш подарок. За всех – старший Писклов».
Деньги были собраны, но гармонику купил и послал на фронт один из жертвователей. Поэтому редакция газеты «Прикамская жизнь» предложила купить подарки на собранные деньги и послать их этому же взводу.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. от 6 февраля
Ратники в метрических книгах: "Временно отпускной солдат"
Запись о рождении в 1881 году близняшек у "временно отпускного солдата" из деревни Тимофеево Уржумского уезда Иосифа Егоровича Колесова
Источник: ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.7 л. 673
Вятские слова и выражения: кто такой «ночевальщик»?
Ночевальщик, м. О мужчине, живущем не в браке. – Вон ночевальщик опеть к Вальке покатил. – А чего ей тереть-то – два разы уже была за мужыком. Третёй раз и не боллё торопится.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.145
Пишем родословную. Что такое исповедная роспись?
Ежегодно с 20-х годов 18 века священники составляли Исповедные росписи. Это посемейные списки, которые составлялись ежегодно с целью предоставления в духовное правление сведений о прихожанах, бывших на исповеди и у причастия. Списки составлялись по дворам, первым указывался глава семьи и отношение к нему других членов семьи, их имена, отчества, фамилии, число лет от роду, даты прохождения исповеди и причастия.
Данных метрических книг в комплексе с исповедными росписями достаточно для восстановления родословного древа с начала 20 в. до времени Петра Первого и составления родословной росписи при условии проживания семьи стабильно в одном месте. Дополнений и уточнений по другим документам эти данные, безусловно, требуют. Найти нужную метрическую книгу и исповедную роспись возможно лишь зная место жительства семьи и церковный приход.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.29
Из истории храма села Подрелье
В писцовой книге Доможирова за 1629 г. значится «церковь холодная Николаевская на Подрелье», а в писцовой книге Толочанова за этот же год на Подрелье записана «церковь теплая Введенская, да церковь холодная Никольская».
Село Подрелье значится и по переписи Караулова в 1654 году.
В 1764 г. причт просит Вятскую епархию о построении «вместо деревяной Введенской церкви каменной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святых Апостолов Петра и Павла и в честь Святого Николая Чудотворца». Каменная теплая церковь с двумя приделами возведена в 1756 г., холодная освящена позднее.
В каменной церкви три престола: в холодной – Введенский, освящен 30 июня 1788 г., правый теплый – Петропавловский, освящен 21 ноября 1774 года, левый теплый - Никольский, освящен 25 июня 1776 года.
Разрушенные храмовые постройки Кировской области (справочник). Ч. 1я – Киров 2012 г., с.86-87
Татарские зимние праздники: нардуган
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни.
Д.Р.Шаруфутдинов и Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.197
Вятские легенды: чудь и чудские ямы
В Слудской волости, недалеко от Булачевского починка, по высокому нагорному берегу речки Летки, находится 8-10 так называемых «чудских ям». Предание говорит, что в здешних краях в давнишние времена жил народ – Чудя. Чудя язычниками были, пеньям Богу молились: жили как звери, в лесах и землянках. Только и пришел к ним Степа-Угодник, хотел их окрестить, к «закону» приспособить. А Чудя упрямствовать стала: не ходим-де креститься, веру свою в воде смывать. Стефан Угодник царю на них пожаловался. Царь послал против чуди целое войско. Чудя забоялась, в леса ушла. Послуги и там нашли ее и стали всячески теснить и насильно в воду гнали. Тогда Чудя выкопала себе ямы, залезла в них, накрылась жердями и подрубила подставы кровельные. Крыша упала и всех задавила. Так и пропала Чудя вся, и богатство свое с собой взяла. «Чудских ям» очень много рассеяно по Вологотско-Вятскому полесью. При раскопках крестьянами было найдено в «Чудских ямах» много старинного оружия и разных вещей; некоторые из них принадлежали даже бронзовому периоду. «Чудские ямы» всегда расположены группами от 7 до 15 штук – другие «Чудские ямы» никто никогда не раскапывал. Многие верят, что тут большие клады лежат, но раскапывать их не раскапывают, потому что ямы эти внушают им какой-то суеверный ужас.
Вятские губернские ведомости – 1883 г. № 12
Вятские деревни: Тюм-Тюм
Далеко-далеко в глубинке России находится моя родная деревня под названием Тюм-Тюм. С первого взгляда она ничем не отличается от остальных деревень Кировской области. Но именно в этой деревне родились и выросли мы. Бегали купаться на речку, ходили по грибы и ягоды. Я жила на улице Садовой. На нашей улице стояло три дома. Улица самая тихая. Дети на ней росли дружными и веселыми. Все холмы и луга были нашими. Рядом с домами располагался бывший колхозный сад, в нем росли вишни, яблони, малина. После школы, а она находилась на этой же улице, мы не шли домой, пока не излазим парочку вишневых деревьев. А зимой, пока не скатимся несколько раз со школьной горки. Класс у нас, не сказать, что был очень дружный, но старались держаться вместе. Весной на переменах бегали рвать дикий луг, который растет недалеко от школы, там же на березовых полянках росли грибы. И мы наперегонки бежали их искать. Зимой с этих же горок катались на лыжах и санках. Школа наша небольшая, с соседними селами не сравнить, но очень уютная. И очень жаль, что в ней больше некому учиться. Вспоминаются наши уроки физкультуры на школьной площадке или уроки труда в школьном саду, утренники к каждому празднику, в которых мой класс часто участвовал. А наш родной Дом культуры, на сцену которого мы все выходили не по одному разу, и с коллективом которого лично я объездила половину Уржумского района!
Сейчас мы все, конечно, стали взрослыми, и у каждого своя семья. Все почти разъехались, но мы очень любим приезжать в свою родную деревню на берегу реки Вятки, где по улице важно расхаживают гуси и пощипывают зеленую траву, где в большие праздники еще можно услышать песни гармони. И только вдали от родного дома, в паутине городских улиц, начинаешь понимать, что лучшего места на земле нет.
Воспоминания О.Тимофеевой, г.Сургут // А.Ф.Петрушин. Тюм-Тюм - певучий родник - Йошкар-Ола 2010 г., с.4
Примечание. Деревня находится в Уржумском районе
Вятские деревни: Кочеряги
Как сообщает историк-исследователь Н.Л.Стародубов в своей книге «Наследие прадедов», основатели деревни Кочеряги (бывшее название – Жаравская) поселились на этой территории в начале 18 века. Долгое время здесь жили только Тюлькины и Симахины. В конце 18 века люди жили в 12 дворах. В 19-м веке количество дворов добавилось до 22-х. Деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Рябиново. В 1926 году в реестре записано 36 дворов. В них жили 187 человек. А в конце 1960-х годов в деревне жили менее 10 одиночек и малочисленных семей. В 1994 году деревня Кочеряги снята с регистрации и исключена из перечня населенных пунктов Кировской области.
Н.Д.Сметанина. Деревенские воспоминания – Киров 2018 г., с.18
Примечание. Деревня находилась в Верхошижемском районе
Древний Котельнич
Древний Котельнич, как и прочие города того времени, состоял из кремля и посада. Кремль представлял собой центральную часть города, обнесенную крепостной стеной, вокруг которой располагался посад. Кремль выполнял функцию оборонительного комплекса. За пределами кремля, в посаде, проживало основное население города. Во многом посад мог напоминать большую деревню, а посадские люди занимались земледелием. При угрозе нападения на город врагов, все жители посада собирались внутри кремля-крепости. После того, как опасность миновала, они снова возвращались к повседневной жизни в посаде. Хотя, как правило, жилища после вражеских нашествий приходилось восстанавливать заново.
Евгений Горев. История Никольского храма города Котельнича – Котельнич 2016 г.,с.2
Вятская губерния во второй половине XIX века
В рассматриваемый период Вятская губерния представляла собой протяженную и слабо заселенную территорию. По свидетельству официальных статистических данных, ее пространство составляло 134537 кв. верст, и число жителей достигало 3030831 чел. В состав губернии входили 11 уездов с 12 городами, между которыми существовали тесные хозяйственно-экономические и культурные связи. Специфика развития региона во многом определялась многонациональностью - помимо русских, на его территории проживали удмурты, марийцы и татары. В южных уездах – Елабужском, Малмыжском, Сарапульском, Уржумском и Яранском - нерусского населения было больше, чем в центральных, что обусловило их отличие в социально-экономическом, этнографическом и культурном отношении. Вместе с тем в регионе преобладало русское население, составляя 77 % от всего населения. Нерусское население Вятской губернии почти не проживало в городах, так, в 1897 г. на 25008 жителей Вятки приходилось 141 чел. татар, в Елабуге татар было 498 из 9693, в Малмыже - 409 из 2783 и в Сарапуле – 396 из 21398 жителей.
И.В.Яковлева. Города Вятской губернии – Киров 2019 г., с.18
На северной окраине Хлынова
Названия мест, урочищ, улиц специально не придумывали. Каждый мог назвать по-своему. Со временем оставались наиболее меткие, они и становились общеупотребительными.
Северной границей посада города Хлынова в 15 веке был глубокий Раздерихинский овраг: здесь деревянный острог замыкал кольцо городовых укреплений. Не один раз жители города держали на берегах оврага оборону. В 17 веке, когда на Руси назревало и ширилось восстание Степана Разина, укрепления города были полностью перестроены. Тогда у вершины оврага, откуда можно было спуститься к перевозу через Вятку, построили Пятницкую (или Троеворотную) башню. Земляной вал от нее по кромке оврага шел к реке и на слуде, где стоит сейчас береговая ротонда, резко менял направление и шел дальше, к кремлю-городу. На самом повороте был устроен выступ, из которого можно было вести огонь (стрелять) вдоль вала. В восьми саженях от него лицом к оврагу была поставлена «четверостенная» Сретенская башня, от которой по извилистой дорожке можно было спуститься прямо к перевозу; пробитая в склоне тропинка существует и сейчас. В отличие от башен, «выводы» - так на официальном языке называли тогда выступы вала – названий не имели, но этот с самого начала получил собственное название – Веселуха. Упоминается оно в «Росписном списке…» 1676 года. Странное, очень странное имя получил боевой вывод. Какое веселье связано с участком оборонительного вала?
А.Г.Тинский. Вятская мозаика – Киров 1994 г., с.41-42
Рисунок Татьяны Дедовой
«Война увер» - первая газета на марийском языке
Первая газета на марийском языке. Печаталась в Вятке с 1915 г. по сентябрь 1917 г. Редактор-издатель П.П.Глезденев. В 1915, 1917 гг. газета издавалась на средства Вятского губернского земства, в 1916 г. – на личные средства П.П.Глезденева. Основное содержание составляли сообщения с фронтов Первой Мировой войны. Печатались также полезные сведения о рациональном ведении сельского хозяйства крестьянами, публикации, посвященные вопросам народного здравоохранения. Публиковались художественные произведения на марийском языке. После Февральской Революции 1917 г. газета демократизировалась, появились публикации, поддеривающие Временное Правительство, выступающие за созыв Учредительного собрания, освещалась деятельность Общества мелких народностей Поволжья, созданного в марте 1917 г.
История Марийского края в лицах ( 14-начало 20 веков, историко-биографические очерки) – Йошкар-Ола 2012 г., с.320
Примечание. В Кировской областной научной библиотеке имени Герцена есть на хранении несколько номеров «Войны увер».
Хроники Первой Мировой. Праздник Георгиевских кавалеров в Сарапуле
Сарапул с утра украсился национальными флагами, и во всех церквах города начался праздничный звон к литургии. К молебну выстроились в церкви в два ряда Георгиевские кавалеры. Собралось более 30 человек. После молебна состоялся парад Георгиевских кавалеров, а затем 166-го запасного полка. А вечером состоялся спектакль в Музыкальном училище.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. № 257, 26 ноября 1916 г.
Назад к списку