- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Декабрь: 16-31

Белый террор... красный террор... (по страницам первых советских газет)


Расстреляны как контрреволюционеры командиры пароходов «Иван» Охапкин и «Основатель» Мышкин.

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 14 от 21 января

4 февраля в селе Юме Усольского уезда вспыхнуло белогвардейское и кулацкое восстание.
В данное время восстание подавлено, причем подавление его повело за собой расстрел 38 человек белогвардейцев, стоявших во главе восстания.

Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 25

Котельнич. В Даровской волости Котельничского уезда кулаки поступили очень решительно, не желая платить революционного налога: избили коммунистов, арестовали волостной исполком и выбрали даже свое временное правительство, на заседание которого успел приехать товарищ Менсак и арестовал временных правителей.

Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 25 4 февраля

При отступлении белогвардейских банд из деревни Вутно Мултанской волости Малмыжского уезда белые мародеры ограбили эту деревню дочиста. На опыте этой деревни видно, что белогвардейцы грабежи производят по определенной системе. Оставлена часть имущества в тех семействах, которые не защищают советской власти. В тех же семействах, где есть коммунисты или просто красноармейцы, отбирается решительно все. В этой деревне расстреляли председателя деревенской бедноты и прикололо несколько человек штыками за то, что протестовали против захвата крестьянского имущества.

Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 150

В одной из деревень белогвардейцы расстреляли четырех человек за то, что они записались в общественную артель для совместной обработки полей. Их сочли коммунистами.

Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 154

 

По страницам дореволюционных газет: вятские мастера



Кустарями Глазовского уезда производятся следующие сельскохозяйственные орудия и пчеловодные принадлежности: косули котельничского типа с наверными лемехами, бороны с железными зубьями, веялки-сортировки с чугунными приборами и ульи американской системы и системы Левицкого.

Вятский край - 1896 г. № 66

На фото: борона в экспозиции Яранского краеведческого музея (с деревянными зубьями)

 

Хроники "смутного времени" XVII века



Из показаний повстанца Ч.Яковлева от 12 января 1609 года:

… А в Шанчурине и Еранском смутились, государю изменили и изменники с черемисою не дрався, вору крест целовали. А у черемисы де было русских людей только два казака терских да шанчурских и кузьмодемьянских стрельцов человек с 60. А огненного де бою у них нет, все лучной. А черемиса де пошли под Царев город.

Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань, 1919. С. 435-436

 

Жители прихода Буйского завода в метриках церкви села Косолапово



При просмотре метрических книг по приходу церкви села Косолапово Уржумского уезда (архив ГА РМЭ) можно обратить внимание на большое число прихожан соседнего Буйского прихода, которые упоминаются в записях. Особенно часто они стали упоминаться примерно с 1902 года, по сравнению с прошлым временем. Интересно, с чем могла быть связана такая усилившаяся посещаемость чужого прихода? Может быть, в Косолаповскую церковь был назначен какой-то «популярный» пастырь-проповедник или в Буйской церкви стали слишком высокие цены за требы… Еще одна интересная особенность в том, что среди буйских прихожан было много матерей-одиночек, крестивших «незаконнорожденных» в церкви села Косолапово.
Если быть точным, из Буйского прихода в метрических книгах Косолаповской церкви упоминаются жители следующих населенных пунктов:

Буйский завод (очень редко)

Большой Руял

Викулята

Козлоял

Крюковский

Мазары

Малая Муномарь

Малый Руял

Ор-Сюба

Пинженерь

Средний Руял

В будущем можно будет создать и поименный список буйских прихожан по приходу с.Косолапово, хотя бы за 18 лет XX века.
Также упоминаются прихожане и других приходов современного Уржумского района (Байса, Лопьял, Пустополье), но сравнительно реже…

На фото: церковь села Буйского перед закрытием. Что заставляло ее прихожан ехать в далекий чужой приход?!
Фото из фонда Уржумского краеведческого музея

 

Из старой печати. Заживо погребенные



Заживо погребенная. В починке Белоключевском Глазовского уезда крестьянин Владыкин нанял 15 человек копать в горе землю и возить ее на плотину арендованной им мельницы. Работы им производились, по обыкновению, без всяких предосторожностей. Неожиданно с горы обвалилась громадная глыба земли и засыпала трех девушек и молодого парня. Парня и двух девушек удалось откопать живыми, а девушка Прасковья Бабурина, 19 лет, извлечена из земли уже мертвою.

Вятский вестник - 1908 г. № 159

 

"Наплевать, наплевать - надоело воевать... ": дезертиры (подборка публикаций за разные годы)


С девяти часов утра по всему городу произведено задержание дезертиров. Техника задержания была произведена военными силами совместно с представителями комитета общественной безопасности и совета рабочих и солдатских депутатов. Число дезертиров достигло 200 человек.

Кама (Сарапул) – 1917 г. 17 апреля

Нанесение побоев милиционеру. Старшему милиционеру Бурановской волости при поимке дезертиров нанесены раны в голову лопатой.

Крестьянская газета - 1917 г.№ 63

Пермское направление. В районе железной дороги артиллерийская перестрелка. В районе к востоку от Глазова к нам перебежало несколько человек.

Деревенский коммунист - 1918 г. № 96 10 мая

В губернской Чрезвычайной Комисии по борьбе с контрреволюционерами расстреляны следующие лица:
Васильков М.В. – злостный дезертир, организатор скрывавшихся в лесах Котельничского уезда банд из своих сподвижников по дезертирству, оказывал вооруженное сопротивление председателю волостного исполкома Холодову, когда последний пытался его задержать.

Деревенский коммунист - 1918 г. № 236 10 октября

Борьба с укрывателями дезертиров. Вятский Уездкомдезертир в заседании своем от 2 июля с.г., рассмотрев дело гражданина Наговицына в укрывательстве дезертира – сына своего Ивана Наговицына, признал его виновным и постановил гражданина Наговицына и его семейство привлечь к принудительным общественным работам сроком на две недели.

Дезертиры. Глазовский уезд. В деревнях Глазовского уезда скрывается масса дезертиров; укрываются они преимущественно по лесам. Население покрывает дезертиров. Из воинских частей Глазовского гарнизона дезертирует 2-3 процента.

Вятская правда - 1920 г. № 46 и 57

Примечание. Как иллюстрацию к данной подборке поместили песню из известного фильма. Задумывались ли мы когда-нибудь о ее смысле, о чем поет солдат? А это песня дезертира, который радуется, что ему не надо больше защищать отечество ("наплевать, надоело воевать"), а ему быстрей бы "до хаты", а что надо Отечество защищать - так "наплевать"...

 


Исторические параллели. Борьба с дороговизной в годы Первой Мировой войны

 



В городской управе состоялось заседание производственной комиссии по борьбе с дороговизной. Комиссия высказалась за необходимость введения карточной системы, чтобы устранить скупку товаров в одни руки и понизить цены на товары.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. 5 июня

Примечание. В году не то 1915, не то 1916м вятский губернатор издал строжайшее постановление, помещенное в "Вятских губернских ведомостях", которым строго наказывалось всякое самовольное повышение цен, вплоть до штрафа или тюремного заключения на полгода. Другой вопрос - соблюдалось ли это постановление?

Фото Михаила Буторина

 

С архивной полки. Миф о «раздетой и разутой» Красной армии

 



Общее количество обмундирования, изготовленного в Вятской губернии для Красной армии в 1918-1920 гг.

Вятские рабочие изготовили и отправили в Красную армию более 816 тысяч пар армейской обуви, около 15 тысяч кожаных костюмов, 400 тысяч поясных ремней, свыше 150 тысяч полушубков, тулупов и другой меховой одежды, более 60 тысяч шинелей, 75 тысяч гимнастерок, свыше 61500 брюк, 4397 френчей, более 20 тысяч комплектов нательного белья, 103 тысячи оружейных ремней, свыше 133 тысяч ремней для лыжных креплений, 4502 кобуры для револьверов.

А.И.Лахман. Во имя революции – Киров 1981 г., с.111, 112.

На фото: кобура для маузера. Экспонат Вятскополянского краеведческого музея

 


Из истории вятского кинематографа



К судьбе кинематографа в Александровском саду. Вчера, 1 марта, в помещении городской управы состоялись торги на отдачу в арендное содержание летнего кинематографа в Александровском саду. Наивысшую цену 1213 рублей предложил совладелец электротеатра «Прогресс» г.Рыбаков, которому кинематограф и сдан в аренду на три года.

Северное слово - 1913 г. № 50

 


Хроники Гражданской войны: июнь 1919 года


В Сарапульском районе в Ижевском направлении наши части вышли на линию реки Лудзя в 20 верстах южнее Ижевска.
В Сарапульском районе при взятии Сарапула мы захватили много пленных, пулеметы и 200 вагонов. Попытка противника вернуть Сарапул при содействии бронированного парохода не удалась, два парохода потоплено огнем наших орудий.
На остальных участках мы продолжаем наступление.

Деревенский коммунист - 1919 г. № 120 8 июня

На фото: старинный город Сарапул

 

Из старой печати: побег арестантов



Побег арестантов с работ. В субботу 20 июля, с земляных работ по постройке железной дороги Слободской-Загарье, близ села Макарье Вятского уезда сбежало два арестанта. На место происшествия выезжал тюремный инспектор и член управы – подрядчик – А.А. Шубин. Кстати, у подрядчика Шубина работы по постройке железной дороги идут гораздо продуктивнее, чем у члена управы Шубина по настилке мостовой по Орловской улице, где оне приостановлены за неимением камня, чего, наверное, не случилось бы у подрядчика Шубина.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 157

На фото: фото с мощением улиц по городу Вятке не нашлось. А вот как мостились улицы в Слободском, осталась памятная фотография...

 

Советские историки о дореволюционном прошлом марийского народа



Дореволюционное прошлое марийского народа - это тяжелый труд, беспросветная нужда и беспощадное угнетение. На протяжении нескольких столетий грабили и физически уничтожали этот честный, трудолюбивый народ царские чиновники, помещики, капиталисты, кулаки и попы. Лишенные всяческой лечебной помощи, марийцы тысячами гибли от малярии и туберкулеза, от систематического недоедания, слепли от трахомы.
Великая октябрьская социалистическая революция уничтожила эксплуатацию трудящихся, освободила народы царской России от национально-колониального гнета. Благодаря помощи великого русского народа, русского революционного рабочего класса марийский народ навсегда сбросил с себя цепи национального и социального гнета. Великий октябрь, открыв в истории человечества новую эру, принес счастье и в дом марийцев.

П.А. Самсонов. Город на Кокшаге – 1974 г., с.9-10

 

Вятская религиозная жизнь первых веков



1181 год – возведение первой на Вятской земле церкви (по «Повести о стране Вятской»). В Никулицком городке построена церковь во имя Святых Бориса и Глеба.

1181, 14 сентября - постройка первой церкви в г.Вятке: во имя Святого и Животворящего Креста Господня (по «Повести о стране Вятской»).

1383 год, 24 мая – обретение в лесу у реки Великой чудотворной иконы св.Николая.

1383 год – первое упоминание об излечение больного чудотворной иконой на Вятской земле. В деревне Крутицы иконой св. Николая был вылечен «расслабленный» по имени Иоанн

1546 год – первое упоминание в документе о культе Св .Николая на Вятской земле.

1551 год – Великорецкий крестный ход стал совершаться ежегодно.

1580 г., 24 марта – Учреждение Успенского мужского монастыря, первого на Вятской земле

1657 год, октябрь - образование Вятской и Великопермской епархии

1676 год, 10 апреля - начало строительство первого каменного храма на Вятке: Свято-Троицкого кафедрального собора в г.Хлынове

1778 год – начало движения Великорецкого крестного хода по суше

1799 год – образование епархии Вятской и Слободской

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво - Киров 2017 г., с.48

На фото: Евангелие 1676 года, экспонат Кировского областного краеведческого музея

 

Город Слободской в описании Д.К.Зеленина

 



Слободской, уездный город Вятской губернии, лежит на правом берегу р.Вятки выше города Вятки (по тракту 32 ½ версты). Весной и осенью здесь ежедневно совершает рейсы пароход Булычева «Коммерсант»; в летнее мелководье пароходное сообщение прекращается (главным образом в виду переката ревуна). Город Слободской основан, по преданию, выходцами из гор.Шестакова (теперь село Шестаково Слободского у., в 25 в. от уездного города), построенного при Иване Грозном. Сначала был пригородною слободою, чем и объясняется его имя. По К.А.Неволину, основание города относится к 1546 году. В 1780 г. Слободской сделан уездным городом Вятской губ. Остатки вала, окружавшего кремль г.Слободского, до сих пор видны на дворе дома приходского духовенства Вознесенского собора, который находился внутри кремля. Подобный же земляной вал, с окружающим его рвом, сохранился и в с.Шестакове (внутри этого вала находится теперь каменная церковь).

Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края с 7 иллюстрациями Юрьев тип. Э. Бергмана 1904 г.

 

О страховании рабочих в царское время



О страховании рабочих. 23 января при главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей, под председательством управляющего отделом неокладных сборов и казенной продажи питей, под председательством управляющего отделом н.с. А.М. Германова, открылись работы особого совещания, образованного для обсуждения вопроса об обеспечении на случай болезни рабочих, занятых в промышленных и технических учреждениях министерства финансов. По открытии заседания совещания приступлено к рассмотрению статей закона 23 июня 1912 года – о страховании рабочих от несчастных случаев и болезней, - с точки зрения применения ознакомительного закона к рабочим …

Северное слово - 1913 г. № 24

 

Религиозная жизнь города Вятки в первые советские месяцы



Сегодня в 7 часов вечера в народном доме братства Христа Спасителя состоится беседа преподавателя семинарии отца Сергия Карнеева на тему: «Последние дни земной жизни Г. нашего Иисуса Христа». Беседа будет сопровождаться световыми картинами и пением соответствующих церковных песнопений. Поет хор Спасского собора. Вход бесплатный.

Пасхальный репертуар. Союзом драматической артели города Вятки объявлен следующий репертуар на Пасху:.
1. В понедельник – «Горькая судьбина» Писемского
2. Вторник – «Потонувший колокол», сказка-драма в трех действиях г.Гауптмана
3. Среда – «Честь» Зудермана
4. Четверг – «Горнозаводчик» Онэ
5. Пятница– «Хрущевские помещики» Федотов
6. В субботу – «Петербургские трущобы»

Наш край (Вятка) - 1918 г. № 7 и 29

 

Марийцы-строители



Строители-марийцы достигли высокого мастерства в использовании природных свойств дерева. Испокон веков от деда к внуку, от отца к сыну передавались навыки и опыт в строительстве. Марийские народные зодчие с незапамятных времен в совершенстве владели топором. Они рубили не только избы, но и строили города. Знаменитый русский исследователь П.П. Семенов-Тяньшанский в своей книге «Россия» писал, что город Уржум был «рублен марийцами». Среди марийских плотников широко применялся конструктивный прием рубки здания «в обло», значительно реже избы строились «в лапу». Применение пил, долот и других инструментов облегчало декоративную обработку дерева и способствовало дальнейшему проявлению творческих изобретений строителей в отделке здания. Стены домов обшивались досками. Карнизы, фронтоны, наличники окон, крыльца изб, ворота украшались резным народным орнаментом. Очень красивый и оригинальный марийский орнамент применялся ь не только в оформлении народного жилища, он нашел широкое распространение в вышивках, украшавших марийские костюмы, и в изготовлении домашней утвари, в прялках, швейницах, бураках и других изделиях.

П.А. Самсонов. Город на Кокшаге – 1974 г., с.21-22

На фото: фрагмент жилого дома в селе Юледур бывшего Уржумского уезда. Фото Эльвиры Монаховой

 

"Белые дошли, топтались целый месяц практически на одном рубеже, непонятно чем занимаясь, и стали отступать..."



Слова Владимира Слесарева, неоднократно им повторяемые. Мол, белые просто пришли в Вятскую губернию, особых боевых действий не вели, купались, загорали, ловили рыбку. Словом вели себя как на курорте. Но, если мы обратимся к военным сводкам мая 1919 года, то поймем, что все было иначе. Шла ожесточенная борьба: красные то наступали, то отступали, что честно признавалось ими в военных сводках...


В Елабужском районе. Под давлением противника наши войска оставили Елабугу и отходят на линию Рождественская-Богоявленская в 20 верстах восточнее реки Вятки.

Деревенский коммунист (Вятка) - № 93 7 мая

В Сарапульском районе южнее железной дороги наши войска с боем заняли Верхний Заступ и Архангельское на левом берегу реки Вятки. Севернее наши войска с боем отступили на 10 верст.

Деревенский коммунист (Вятка) - № 96 10 мая

В Сарапульском районе под давлением противника наши войска отошли на 10 верст.

Деревенский коммунист (Вятка) - № 98 13 мая

В районе севернее Аркуля (40 верст юго-восточнее Уржума) противник отброшен за реку Кильмезь. Идут упорные бои. Противник с значительными силами и при поддержке артиллерии атаковал селение Павловский ( 6 верст юго-западнее Игринское), но был отбит.

Деревенский коммунист (Вятка) - № 108 24 мая

Наши части заняли сел. Дзюпур (10 верст северо-западнее с.Зура), причем взяли 4 пулемета, пленных и другие трофеи. Противником ведется крупное наступление, идет бой.

Деревенский коммунист (Вятка) - № 111 28 мая

На фото: на этом месте в Вятскополянском, прямо на дороге и вдоль нее поисковиками было найдено множество гильз, куски колючей проволоки и другие раритеты 1919 года. Похоже, дорога здесь проходила и сто лет назад, и вдоль нее одно время находились укрепления "красных" (леса в то время еще не было)...

 

Из заметок вятских этнографов: «феноменальный урод»

… В том же Уржумском уезде, в д.Котяминерь (Ирмучашской вол.) проживает феноменальный урод. Это черемисин Макар Никитин, родившийся без рук и без ног. Бывшие на нижегородской выставке 1896 г, вероятно, помнят его фигуру: он был послан туда вместе со своими изделиями: скрипкою, столом и пр. Несмотря на свое уродство г.Никитин пишет, плетет лапти и столярит; перо, топор и другие инструменты он прижимает плечевой костью (она имеется, только короче обыкновенной, предплечий же и ручных кистей нет от рождения) к правой же стороне нижней челюсти или держит их в зубах. Без посторонней помощи принимает пищу и даже наливает горячий чай из чашки на блюдечко, держа чашку в губах за ручку. Одевается и передвигается сам, при помощи сделанных им же самим костылей, причем перешагивает высокие пороги, сползает с лестницы, скамьи и сходит с них. Без отдыха может пройти расстояние до 100 сажен, с отдыхом – до 2 верст. Психически г.Никитин вполне здоров и производит впечатление очень умного человека. Ему теперь 38 лет от роду; росту 1 арш. 5 1,8 верш., телосложение крепкое и питание вполне удовлетворительное. Родственники г.Н. (в живых 3 брата и 2 сестры) никаких уродств не имеют.

Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края с 7 иллюстрациями Юрьев тип. Э. Бергмана 1904 г.

 

Письма с фронтов Первой Мировой: добровольные пленные



Сын бухгалтера Сарапульской городской Управы М.М.Салтыкова офицер А.Салтыков пишет родным с фронта:
«Я жив и здоров. Рвусь скорее приехать в отпуск на несколько деньков, да не знаю, когда можно будет. На фронте тихо, живем сейчас в деревне, поправились, подчистились и ждем приезда Государя. На днях пришел в наши окопы германец и спросил, берем ли мы пленных и не вешаем ли их. Немцу ответили, что берем и не вешаем.
- Тогда, - говорит немец, - я схожу за товарищами. И действительно, сходил он в свои окопы и привел с собой 230 человек пленных. Накормили их, пригрели. Тот же немец опять говорит: «Я еще схожу за пленными». Пошел и опять привел 25 человек. Причину такого поведения немцев видят в усталости их, недоедании и плохой одежде. Все признаки для нас хорошие. Покрепче бы ударил только морозец, и было бы хорошо, побольше бы пленных побежало к нам добровольно.
Конца войне не видать, а как видно из печатных известий, завязывается. И болгары несчастные, будь они прокляты, еще хотят осложнит дело. Не знаю, что еще думают Греция и Румыния. Интересно, в каком настроении у нас публика в России».

Печаталось в «Прикамской жизни» (Сарапул) 3 декабря 1915 года

 

С архивной полки. Из прений о закрытии церкви в селе Лопьял Уржумского района (1940 год)



Грудцын А.И., гражданин колхоза «Ленинская»: церковь в селе Лопьял в данное время является пустовой, сюда приезжают за 60-70 км. до крестин младенцев, что безусловно вредит на здоровье ребятишек. Что из себя представляют попы, мы убедились на нашем бывшем попе Р., у которого день бывает на день 13 т.р., в т.ч. серебром около 1 тысячи рублей.
В целях удовлетворения культурного роста и ходатайства граждан сел Лопьяльского с/совета о закрытии церкви в селе Лопьял и о переоборудовании е под помещение Дом культуры, поддержать, т.к. имеющееся помещение Дома культуры в с.Лопьял, пришло в ветхость и не отвечает требованиям и запросам культурного отдыха трудящихся.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.450 лл.5-8

На фото: село Лопьял в 1963 году. Фото из собрания В.А.Ветлужских.

Как видим, никакого Дома культуры в церкви так и не появилось, либо был, но незначительное время...

 

Из воспоминаний о жизни в царское время: о вере



Старики были безграмотны, с утра до вечера работали на земле, пахали: кормились землей. Они очень были набожны, верили в Бога. Каждое воскресенье ходили в церковь, молились. Прежде чем идти в церковь, каждый ходил в баню - «смывал грехи», прийти в церковь грязным считалось грехом. Маленькие дети вместе со стариками ходили в церковь, молились; на молебен давали денег. Все религиозные праздники почитались как стариками, так и молодыми.

Воспоминания М.Я.Харина, 1905 г.р.

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.62

Фото Сергея Лобовикова

 

Была бы Сарапульская епархия...



Сарапульская самостоятельная епархия. «Прикамская жизнь» сообщает: 2 февраля Сарапульской городской управой получена из Москвы телеграмма: «Сердечно приветствую думу с утверждением давножданной самостоятельной епархии. Сергий Ижболдин». Носятся слухи, что кафедральным собором будет Покровская церковь, а не Воскресенский собор.

Северное слово - 1913 г. № 35

Примечание. В то же время обсуждался вопрос и о создании отдельной Сарапульской губернии, но, видимо, война 1914 года приказала "долго жить" этим планам

На фото: Покровская и Петропавловские церкви города Сарапула до 1903 года. Фото предоставлено Виктором Ерастовым

 

Из первой советской печати. Детский приют в женском монастыре



Детский приют в женском монастыре. «Союз помощи беспризорным детям» постановил в первую очередь открыть приют усовершенствованного типа, который был намечен в городе Вятке 2 и 6 января с.г. на губернском съезде по призрению. Навстречу «Союзу» первым откликнулся женский монастырь, предложив свое помещение на 16 человек детей (из которых 10 человек будет содержать монастырь на свой счет). Служащим персоналом будут монахини, кроме воспитательницы-учительницы, приглашенной союзом. Всем распорядком жизни приюта будет заведовать союз. 5 апреля с.г. в новом приюте поселилось 16 девочек дошкольного возраста.

Наш край (Вятка) - 1918 год № 11 7 апреля

 

Летние татарские и башкирские праздники


Джиен (сход): один из самых древних праздников казанских татар, имеющий родственную основу. Проводился после завершения весеннего сева и продолжался до сенокоса или даже до самой уборки урожая циклично в одно и тоже время в определенной последовательности; конфедерационные, т.е. главные, Джиены проводились в день летнего солнцестояния. Первоначально – система обрядов, связанных с тенгрианским культом солнца и предков, а также культом воды, огня, дерева, гор (камней) и др. Большинство обрядов Джиена в 20 веке вошли в программу праздника Сабантуй.

Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи обряды татар – Казань 2012 г., с.195

 

Вятские провидцы (воспоминания)



Газет не было. Тятя читал Библию. Сейчас вся жизнь идет по этой книге. Мужики приходили разговаривали. Нас тятя все заставлял слушать Библию. Там было написано, что во стене будет кнопочка, нажмешь, и будет свет. Нам было смешно. Там же было написано, что на земле будут стоять столбы и все будет опутано проволокой. Книга та все знала, сейчас почитать бы (воспоминания Е.С.Штина, 1910 г.р.).

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.136

 

Вятские слова и выражения: посиденка



Посиденка, ж. Собрание крестьянской молодежи, на которой девушки прядут, вяжут, вышивают, а парни играют на гармошке и поют песни. Зимой-то боллё делать было нечего, дак девки да бабы на посиденки собиралися. Сидим, вяжом, прядём, песни поём. А колда и парни к нам приходили. Кто чего рассказываёт, а кто играёт на гармони. Весело было, не то що нонча.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.182

 

Из объявлений 1913 года: бесплатные чтения для народа



Народные чтения. Сегодня в народном доме состоятся бесплатные чтения для народа со световыми картинами на тему: «Александро-Невский собор в городе Вятке». Во время антрактов играет оркестр духовой музыки. Начало чтения в 12 часов дня. Читать будет Н.Я.Шевнин.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 35

 

Из первых советских газет: первые журналы



«Вятский кооператор». В городе Вятке начал выходит двухнедельный кооперативный журнал ««Вятский кооператор», издаваемый кооперативными союзами Вятской губернии. Из печати вышли два номера означенного журнала; на днях должен выйти третий номер. Редактором журнала состоит Ил.Г.Шадрин.

Наш край (Вятка) - 1918 г. № 2

На фото: первые советские журналы были еще черно-белыми...

 

Начальная история марийского народа



Археологические раскопки и исследования стоянок и городищ на территории Марийской АСССР и прилегающих к ней соседних земель, показали, что марийские племена под названием черемисов сложились в среднем течении, в междуречье Волги и Вятки. Они были известны уже в 6 веке.
Местом поселения марийцев служили берега лесных рек и озер. Кроме земледелия и скотоводства, основным занятием народа были охота и рыболовство.
Древним жильем марийцев, укрывавших их от непогоды и зверей, служили землянки и четырехстенные срубы, сложенные из жердей, без пола и потолка, с огнищем в центре, с сильно выступавшей вперед крышей. Назвалось оно «Купкудо».
С развитием земледелия и скотоводства менялась архитектура народного жилья. При избе создавался внутренний дворик. Со стороны главного фасада устанавливались ворота с двускатной крышей, украшенные с большой любовью резными народными орнаментами. В глубине дворика располагались постройки для скота и амбар для хранения фуража и инвентаря. Из разрозненных поселений – 3 и 4-дворных родовых починков создаются крупные населенные пункты и города. Древними малмыжскими городами являлись Малмыж и Какшер (Какшаров, нынешний город Котельнич).
Территория Марийской АССР на протяжении многих веков служила ареной борьбы между новгородцами и Волжской Булгарией, московскими воеводами и казанскими ханами.
После взятия Казани войск Ивана Грозного Марийский край был присоединен к России, которая в это время уверенно шла по пути преодоления феодальной раздробленности, к созданию сильного независимого централизованного государства.
Большого расцвета достигло в 16 веке русское национальное зодчество. По всей стране усиленно строятся города, военно-укрепленные поселения. По Волге и ее притокам появились города Кокшайск (1574), Царевкокшайск (1578), Козьмодемьянск (1583), Санчурск (1574 г.), Уржум (1584 г.) и другие.

П.А. Самсонов. Город на Кокшаге – 1974 г., с.11-12

 

Вятский "Союз женщин": 1918 год



Вятское отделение "Союза женщин" образовалось сразу после Февральской революции. Вятская печать 1917 года о нем и его деятельности часто писала. Союз вел очень активную деятельность. Например, члены Союза открыли в Вятке столовую, весь доход от которой шел на нужды действующей армии. В 1918 году Союз еще продолжал существовать в Вятке. Некоторые сообщения о нем удалось найти на страницах первой советской печати.
"К сегодняшнему собранию Союза женщин. Собрание правления и ревизионной комиссии Союза женщин состоится сегодня, в помещении Союза (улица Пятницкая, дом Григорьева), не в 7 часов дня вечером, как напечатано во вчерашнем номере Нашего Края, а в 1 час дня" (Наш край - 1918 г. № 10 от 6 апреля).
"В Союзе женщин. В Вятку прибыл из Перми товарищ председатель главного железнодорожного комитета Ивонин, который и делал сегодня 24 апреля в 3 часа дня на станции Вятка 1-я доклад о необходимости сформировании районного Союза женщин" (Наш край - 1918 г. № 23 24 апреля).
Дальнейшую судьбу Союза пока проследить не удалось, но, скорее всего его постигла участь остальных сообществ старой России ...

 

Нолинск в августе 1918-го (художественная зарисовка)



Была середина августа 1918го. По пыльным улицам Нолинска ветер гнал мусор, обрывки листовок.
Свистящим торопливым шепотом пронеслась за толстыми заборами от дома к дому весть: « В Уржуме контрреволюционный отряд белых под руководством царского офицера Степанова. Должен днями объявиться в Нолинске». Купцы, потирая руки, довольно улыбаясь, начали сколачивать подмогу «спасителям».
Дошла весть и до красногвардейцев. Уездный военный комиссар Андрей Дмитриевич Вихарев плотно сжал губы, нахмурившись, сказал: «Придут – встретим по заслугам». - Поправив под ремнем вылинявшую гимнастерку, сдвинув по привычке на правый бок фуражку с маленьким лакированным козырьком, добавил: «Другого выхода у нас нет. Город надо удержать».
Проверив под вечер посты, Андрей Дмитриевич выехал за город, спешился. С нагорной части Нолинска далеко окрест виднелись поля созревших хлебов. Но не было на них обычного многолюдия.
- Как перед сильной грозой, - подумал комиссар. – Боятся люди, отсиживаются по домам.
Сердце охватило щемящее чувство тревоги. Он присел на обочину дороги, прикрыв ладонью глаза. Память услужливо высветила босоногое крестьянское детство в родном селе Бурмакино Вятского уезда, фронтовую юность.
Детей в семье было пятеро. Он старший. Семья жила трудно. От постоянного недоедания ребятишек не обходила никакая хворь. Один за другим умерли брат Павел и сестра Дуся. Долго и тяжело болела мать, а отец вынужден был искать заработок на стороне.
Едва кончилась безысходная крестьянская юность, началась Мировая война, и Андрея призвали в царскую армию. По природе трудолюбивый и честный, смышленый и смелый, воевал он отважно. За личную храбрость был награжден тремя георгиевскими крестами и тремя медалями.
Путь его в революцию был типичен для солдат, в окопах уяснивших ее идеалы. Вступив добровольцем в ряды Красной армии, Андрей получил на курсах политическое образование. В Нолинск в качестве военного комиссара прибыл он в первых числах мая 1918го.
Вихарев энергично потер ладонью лицо, встал с межи и подвел итог: «Что ж, первые три месяца в Нолинске, кажется, прожиты правильно. В уезде стало спокойнее. Упразднены земские управы, повсеместно созданы Советы, погашены без крови волнения крестьян, недовольных продразверсткой и подстрекаемых кулаками, в Зыковской и Кырчанской волостях, приутихли в Нолинске эсеры, мелкие буржуи и купцы. Но нет, нет еще твердой уверенности в том, что охвостье старого режима не попытается взять реванш. Что если белые из Уржума придут в город раньше отряда Красной гвардии из Вятки?».
К зданию духовного училища, где размещался отряд, Вихарев вернулся в суматохе. Часовые, охранявшие вход, доложили, что никаких происшествий не случилось, ничего подозрительного не замечено.
Сделав необходимые распоряжения, Андрей Дмитриевич прилег отдохнуть.
Вспоминает ветеран партии В.И.Кудрин – участник обороны, оставшийся в жив:
- Часа в 3 ночи меня сбросил с койки звук выстрела. Часовые у главного входа подняли тревогу: «Белые!» По команде Вихарева мы заняли места, открыли огонь.
После первой неудачной попытки открытым штурмом занять здание, белые решили действовать иначе. Они подкатили к училищу бочки с керосином и стали поливать им здание, а потом подожгли.
Затрещали охваченные пламенем двери, пол, косяки. Собрав нас, Вихарев сказал:
- К нам идет помощь. Спустимся в подвал и будем отстреливаться.
Но и в подвале вскоре от жары и дыма стало невыносимо, мы задыхались.
Двое красногвардейцев бросились к подвалу окну. Я метнулся вслед за ними».
В.И.Кудрину удалось добраться до реки Вои. Он переплыл ее и скрылся в лесу. Позднее он узнал, что большинство бойцов погибло в огне или под пулями. Комиссар вышел из здания и объявил бандитам: « Я Вихарев!».
Рассказывают, что степановцы предлагали Андрею Дмитриевичу перейти на их сторону, но он с негодованием отказался. Его пытали, над ним издевались и бандиты, и местные богачи. До сих пор неизвестно, где могила отважного коммуниста. Говорили, что тело его было изрублено на куски и сброшено в мешке в реку…
На улицах Нолинска торжествует 60 весна Октября. Вот-вот зацветут деревья в сквере средней школы № 2, здание которой было восстановлено через 10 лет после той страшной ночи.
В окружении зелени и цветов – памятник. На нем слова: Павшим в борьбе за советскую власть в 1918 году».
Рядом с памятником – могила 17 красногвардейцев, погибших от белогвардейских пуль и огня. В революционные праздники здесь выстраивается почетный караул, мимо проходят колонны демонстрантов. Город свято чтит память тех, кто предрешил ему счастливые нынешние дни.

Г.Дегтяренко. За власть советов // Сельская новь (Нолинск) - 1977 г. № 53

 

Им было 18 лет…



Павел Кропачев родился в 1920 году в яранской семье. Кропачевы проживали на улице Пушкина. Кроме него, подрастали в семье еще четверо братьев и сестер: Анна (бабушка Юрия Михайловича Овчинникова), Зоя (ныне проживает в г.Белгороде), Валентина, Михаил (житель Йошкар-Олы, также участник тех страшных боев на Невском пятачке) и Александр. Все было у Павла, наверное, как у всех: домашние заботы, учеба, первая любовь, и планы на будущее, которым, к сожалению, не суждено было сбыться.
Ему было всего 18 лет, когда он простился с родной вятской землей и был призван в 1939 году в ряды Красной Армии. А в 1941 году началась война. Пройдя срочную службу в Выборге Ленинградской области, он, как и сотни красноармейцев из Кировской области, был брошен на Невский пятачок. В письме, присланном маме в мае 1941 года, он прислал свой последний снимок, который сейчас есть на мемориальном кладбище.

Наш край (краеведческий сборник) – Яранск 2020 г. №13, с.18

 

Дом Прозоровых в Слободском (из мемуаров Прозоровых)



… В 1856 г. отец мой получает звание потомственного почетного гражданина, приобретает дом в Слободском, куда и переезжает всей семьей и со мной, в возрасте 11 месяцев.
Дом, в котором пришлось нам жить, находился и ныне находится на Глазовской улице г.Слободского. Дом двухэтажный, каменный. Отличительный наружный признак его каменные львы на каменных воротах, что, в былые времена, немало обращало на себя внимание деревенских зевак. Дом крайне благоустроенный, каких домов немного в Вятской губернии. Из нижнего этажа в верхний среди каменных стен в два поворота ведет чугунная лестница. Толстые каменные перила отделяют ее от прихожей. Выходя из последней, вступаешь в залу, имеющую по улице четыре и на двор три окна, вышина – пять аршин, пол – паркет, далее идет гостинная в три окна, затем – диванная в два окна и спальня в четыре окна. Вышина во всех комнатах одинаковая, пола – паркет, двери – в вершок толщины, оклеены темным орехом. Вдоль всего дома, от прихожей до выхода на черное крыльцо, ведет широкий коридор в два поворота. На другой стороне дома был расположен кабинет, две детские и столовая.
В нижнем этаже в четырех комнатах по улице помещалась контора, а в надворной стороне подвалы. Дом был куплен с обстановкой, крайне массивной, резной. В зале и гостиной с потолка спускались бронзовые люстры (одна из них ныне украшает камеру народного судьи). Невольно удивляешься, как мог прежний владелец дома, Николай Захарович Герасимов, продать такой благоустроенный дом, оставаясь на жительстве в Слободском. На подобный вопрос он отвечал: «Потому что в нем «млится» (а не мнится). Слово это прислугой передавалось из уст в уста, и она была настолько суеверна и труслива, что по вечерам по коридору горничные ходили, держась одна за другую. Находились и данные к такому поверью. В верхнем этаже находился внутренний, в каменной стене шкаф, расположенный под лестницей, ведущей на подволоку. Шкаф был со сводом, спадающим от дверей почти до пола, в чем усматривали ранее закрытый внутренний ход. В среднем этаже никаких следов лестницы не наблюдалось, а в высоком подполье подвала, выходящем на двор, находилась железная дверь, а за ней – каменная лестница, среди каменных стен, упирающаяся в свод, как в основу среднего этажа. Перед дверью был бассейн с водой в девять аршин длины и один аршин ширины и глубины. Говорили, что на месте бассейна раньше был подземный выход за наружные стены дома. Но никому не удавалось проверить, кто был строитель этого дома, и какое назначение имела эта, возбуждающая фантазию, лестница. Проверить не проверяли, а друг друга пугали и мы. Малыши, ложась спать под рассказы прислуги о разных коках и домовых, кутались с головой в стяженные одеяла.

А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели (мемуары) - Киров 2010 г., с.19-20

На фото: экспозиция интерьера купеческого дома Ончуковых в Слободском краеведческом музее дает некоторое представление о том, как жили слободские купцы

 

Села и деревни: село Ветошкино



Ветошкино, с., центр Ветошкинского сельского округа. Расстояние до центра р-на (пгт Лебяжье) 21 км., основано в конце 17 в., расположено на правом берегу р.Байса.
Первыми поселенцами были три брата Ветошкины, старообрядцы, которые после реформ патриарха Никона ушли в леса. Деревянная Троицкая церковь построена в 1860 г., каменный храм возведен в 1893 г., приход состоял из 17 селений (православные русские 4339 чел., мари 168 чел, старообрядцы 574 чел.).
Согласно переписи населения 1926 г. в начале 1920-х гг. создан Ветошкинский сельсовет, число жителей села 724 чел. (163 хоз-ва), в д.Вичур – 336 чел. (2 хоз-ва), Смышляево (Смышляевский с/с) – 440 чел. (84 хоз-ва) и др. Ныне в округ входят деревни Вичур, Мари-Байса, Русская Байса, Смышляево, число жителей 865 чел. В селе расположена центральная усадьба СПК им.Свердлова.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни - Киров 2002 г., с.223-224

 

Лальские купцы-первопроходцы



Иван Прокопьевич Саватеев (Саватиев), «торговый гость Лальский купчина». Неоднократно (до 1699, 1702, 1708 гг.) водил государевы караваны в Китай. В караване 1708 года участвовал его сын Иван, а также еще один лалетянин – Максим Иванов Месенцов со своим сыном Иваном.

Афанасий Чебаевский: лальский купец. Один из коспаньонов, снарядивших для «морского вояжу» бот «Святой Улиан» из Нижне-Камчатского устья к Америке. В тот «вояж» (1758-1762 гг.) были открыты острова Уналакша и Умнака (Алеутская гряда).

Иван Попов: лальский купец. В 1764 г. снарядил судно «Иоанн Устюжский», совершившее плаванье к к Ближним и Лисьим островам, в 1764 г. – судно «Андреян и Наталья». После неудачного плаванья судна «Иоанн Предтеча» в устье Амура И.Попов разорился и вскоре в 1774 г. умер.

Энциклопедия земли Вятской. Том второй: города - Киров 1994 г., с.195-196

На фото: в здании бывшего купеческого дома в Лальске (теперь краеведческий музей)

 

Древнее население в бассейне реки Кильмези



Бассейн Кильмези был заселен еще в ту отдаленную эпоху, когда они колонизовали елабужское Прикамье. Вичмарский могильник относится ко времени около начала нашей эры. В эпоху Сасанидской торговли (5-7 вв.) здесь уже было вотское население, и предметы персидского происхождения найдены в двух местностях в бассейне Кильмези: в д.Вихоревой при устье Валы и в д.Рябиновской близ Пореза. Однако лишь в эпоху марийского наступления сюда начинает идти усиленный приток вотской колонизации. К сожалению, вотские городища этой местности совсем еще не обследованы. В верховьях р.Лумпунь есть два городища – «Пуга» близ д,Перминовской (Уканской вол.) и «Мыс» близ д.Шмыки (Порезской вол.). В Сюмсинской волости близ д.Водзи-Шудзи есть вотское городище на урочище «Сларта», но до сих пор это городище никем не обследовано и не обследовано. На р.Вале известно только одно городище – «Эксэй сэрэг» близ д.Бол. Докьи, указанное К.П.Гердом, а между тем этот край должен изобиловать городищами. В бассейне Кильмези окончательно сформировалась южная ветвь вотского народа, поглотившая здесь прежних насельников края, носивших имя Шудзя, под которым следует разуметь коми. Предание о борьбе калмезов с шудзями записаны Г.Н.Потаниным в 1880 году в Можге. Остатки Шудзи овотячились и дали начало группе вотских родов Шудзя.

М.Г.Худяков. История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.173

На фото: городища на берегах Кильмези

 

Традиции: сватовство у удмуртов


Согласно удмуртским поговоркам жизнь начинается с женитьбы («улон кышно басьтонысен кутске») и что хорошая жена – половина хозяйства («умой кышно – жыны юрт»). Вот какое значение придавалось вступлению в брак! А значительное событие надо было и оформить соответствующим образом. Поэтому вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами, выполнение которых, с точки зрения их исполнителей, должно было обеспечить будущую благополучную и счастливую жизнь супругов.
… На сватовстве первый раз старались отправиться незаметно от соседей: как бы не сглазили и не испортили доброе начинание. В дом невесты приходили с той родственницей, которая рекомендовала им невесту - за нею до конца свадьбы закреплялась роль дэмчи. Зайдя во двор, ворота за собой не закрывали - этим давали понять, зачем пришли. Войдя в дом, садились, не переходя матицу. Заводили разговор о погоде, об урожае, затем сообщали, что им стало известно, будто у хозяев есть семенная пшеница, которую им хотелось бы купить (или: «Слышали, что у вас есть телка, а у нас – бычок, нельзя ли их спарить?»). Если хозяева говорили, что пшеница не продается, сваты уходили, но при этом «забывали» у них свои варежки – повод прийти снова. А если удавалось украсть со стола каравай, отказ считался недействительным. С первого раза обычно никто не давал согласия, приходилось ездить три-четыре раза. Отец невесты говорил: «У свата конь жирный –пусть поездит немного».
Вообще при сватовстве соблюдали много разных обычаев. Например, брали с собой нюхательный табак и пи беседе предлагали его хозяевам. Похвала табака отцом невесты означала его согласие вести переговоры, в знак чего мать невесты стелила на стол белую скатерть, ставила миску топленого масла и каравай хлеба. Сваты выставляют вино (самогон). Если девушка знала, что сватают за человека, который ей не нравится, она сдергивала скатерть со стола и отказывалась пить предложенное вино. Тогда уж все решали родители – иногда против воли родителей.

Л.Христолюбова. Старая удмуртская свадьба // Край родниковый (сборник очерков) – М. 1984 г., с.50,51

 

Храмы Вятской губернии: Николаево (Слободской уезд)



Село названо в честь устроителя церкви – священника села Нагорское Николая Мышкина. Приход открыт в 1861 году (по указу Святейшего Синода от 30 декабря 1861 года № 4007) и образовался из селений прихода села Нагорское.
Церковь построена в 1862 году – деревянная, временная, из дома бывшей сельской расправы, с одним престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы, освящена 27 декабря 1862 года. Деревянная Успенская церковь значится в клировых ведомостях по 1897 год.
Вместо этой деревянной церкви в 1898 году построен каменный храм. Престолов нем два: средний – во имя Успения Пресвятой Богородицы, освященный в 1898 г., и левый - в честь Святого Николая Чудотворца, освященный 22 сентября 1908 года.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. 1 часть – Киров 2012 г., с.74

Фото с сайта https://sobory.ru/photo/270180

 

Из старой печати. 1 января 1896 года...



В нашем 2020м уже привычным кажется встречать новый год с телевизором и интернетом, сотовой связью и скайпом. Телевидение дает возможность посмотреть любую программу, канал на "ютубе" или фильм, послушать поздравление президента, а современная связь -связаться с любым человеком на планете, и не только услышать его, но и увидеть.
Всех этих технических благ мы не могли бы себе представить еще и 20 лет назад, что уж говорить о наших предках. Перенесемся лет на 120 назад, в самый конец 19 века. Электричество еще только-только появилось, уже есть радио и телефонная связь, но они придут в глухие вятские веси в лучшем случае лет.. через 30-50 (в города, конечно, пораньше). А потому в вятских селах встречу нового года традиционно можно было отметить только под бутылку вина и гармошку с пением народных песен. О телевидении и вайфае нашим предкам можно было только мечтать. Но прогресс постепенно проникал и в вятскую глубинку. 1 января 1896 года для жителей села Старый Торьял Уржумского уезда состоялось грандиозное для них событие - народные чтения с показом туманных картин. Наверное, для наших предков просмотр "туманных картин" (что-то вроде диафильма) был как для нас первый просмотр "ютуба", и впечатления от этого остались в памяти людской надолго. Вот что об этом писала газета "Вятский край" в номере 40 за 1896 год:
"Село Старый-Торьял. Народные чтения с туманными картинами. Начало нового года ознаменовалось для нас весьма праздничным событием: 1 января состоялось открытие в нашем селе, при земской мужской школе, народных чтений, в здании школы был отслужен молебен, после которого местным священником отцом Владимиром Семиным была сказана прочувственная речь о значении в пользе чтения. Чтений в этот день было два: первое – тотчас по окончании молебна, прочитано было «Нашествие татар и святой князь Михаил Тверской», иллюстрированное 16 туманными картинами, кроме того были показаны портреты Государя и Государыни; второе – в 6 часов вечера прочитано – «Куликовская битва», с показом 6 картин. Читал и показывал картины г.Огородников. Слушателей на дневном чтении было около 100 человек и все остались весьма довольны чтением и картинами, а потому несомненно, что в будущем число слушателей будет прогрессировать".
Пройдут годы, и "туманные картины" в далеких деревнях заменят кинопередвижки. Благодаря им можно будет смотреть не только фильмы, но новостные "ролики", правда, с большим опозданием (это как сегодняшние "новости" мы бы посмотрели только через месяц или два)...

 

Из старых газет. 1912 год – год столетия войны 1912 года



Дореволюционные газеты нередко в своих новогодних выпусках вспоминали, что тот или иной год связан с каким-то большим историческим событием. В начале 1912 году обозреватель Сарапульской «Прикамской жизни» напомнил читателям, что наступивший 1912 год – год столетия Отечественной войны 1812 года, и вместе с тем обратил свое внимание и на день современный. Вот что он писал:
«Тяжелый, страшный год! Мы уверены, что ничего подобного не случится с Россией ныне, но будем надеяться, что даже мелких столкновений избежит Россия в этот юбилейный год Отечественной войны. России так нужен мир и покой внешний, т.к. работы внутренней у нас по горло. Очень уж отстали мы от цивилизованных стран в смысле культуры, законности и правопорядка. Год Отечественной войны совпал с голодом. Будем надеяться, что правительство и частная помощь голодающим поможет пережить этот год».


Назад к списку