- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Январь: 1-15

Как быстро мы забываем свое прошлое...



Запроса на тирана сейчас нет. Он есть в головах нескольких очень тяжело больных, очень малоприятных людей, которые думают, что если сейчас всех расстрелять, то немедленно будет хорошо. Но кончат они тем, что расстреляют друг друга. Или народ ими выстрелит из пушки, как Дмитрием Самозванцем.

Дмитрий Быков, писатель

В этих томах - тысячи и тысячи имен невинных людей, репрессированных в Кировской области в период с 1918 по 1953 годы, большей частью по доносам, за случайно рассказанный анекдот, за опоздание на работу... Каждое имя вписано на основании судебно-следственного дела, хранящегося в архиве ЦГАКО, а по многим и дел уже нет. Многие персоналии даже не попали в эти списки, т.к. по ним нет просто дел (особенно раскулаченных). Поэтому точное число жертв ленинских и сталинских репрессий мы, по всей видимости, не узнаем никогда.
Похоже, в Демьяново этих книг нет, а жаль... И вместо памятников невинно осужденным ставятся памятники их палачам...

Фото из судебно-следственных дел вятчан (священнослужителей), репрессированных в сталинские годы (архив ЦГАКО)

 

Из истории драматического театра города Кирова

Зал областного драматического театра в эти дни необычаен. Здесь можно встретить людей из различных районов и городов области, самых различных профессий и специальностей. Здесь лучшие стахановцы предприятий и транспорта – машинисты, токари, фрезеровщики и сталевары, мастера земледелия и животноводства, заслуженные педагоги и врачи, инженеры и артисты.
И всех этих людей крепко сплачивает единая мысль – о мире, единое стремление – к миру, готовность до конца бороться за дело мира во всем мире.
Это посланцы трудящихся Кировской области на областную конференцию сторонников мира. Это люди доброй воли.

Люди доброй воли // Кировская правда - 1951 г. 28 сентября

 


По страницам старых газет. Военнопленные в городах Вятской губернии



Сарапульцы весьма удовлетворены распоряжением начальства об отводе для прогулок военнопленных австрийских и германских офицеров лесного двора около городского леса по Козловской дороге. До сего времени офицеры гуляли в городском лесу, или еще того хуже - в Пушкинском саду (правда, недолго). Чрезвычайны довольны сарапульцы также и тем, что отныне пленным офицерам запрещено ходить по тротуарам. Нам неоднократно жаловались, что идя парами, пленные офицеры не желали сворачивать прохожим, будь то дама или русский чиновник в форме. Не дальше как29 июля мы выслушали о том, как австрийский офицер намеренно толкнул письмоводителя уездного члена плечом, и тот чуть не полетел в канаву с тротуара. Нужно надеяться, что никаких поблажек забывающим свое положение гг австрийцам и германцам не будет, и это будет только справедливо, особенно памятуя о положении наших пленных в Австрии и Германии.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. от 30 июля

 

Реки Вятской губернии: Белая


Между Пьяным Бором и Каракулиным (ближе к последнему), на границе Бирского и Мензелинского уездов Уфимской губернии, в Каму впадает слева судоходная река Белая, по которой ходят пассажирские пароходы (Якимова) до губернского города Уфы. Белая (у башкир Ак-Исыль) отличается, действительно, более белым, по сравнению с Камою, цветом воды, чем и нужно объяснять ее название. Истоки Белой находятся в Верхнеуральском уезде (Оренбургской губ., недалеко от границы Уфимской), в болотах, между отрогами Уральского хребта. В 70 верстах от истока, у Белорецких заводов, эта в высшей степени извилистая река становится уже сплавною, а от Табынска (Стерлитамакского уезда) судоходною. Правильное пароходное сообщение совершается, впрочем, только до впадения в Белую р.Уфы, от губернского города Уфы. Выше устья р.Уфы Белая имеет в ширину всего 80 саж.; ниже устья от 175 до 250 саж.; обычная глубина реки 3 сажени и более. Длина Белой доходит до 1287 верст. Вскрытие реки происходит средним числом 11 апреля, замерзание – 4 ноября; река свободна от льда в продолжение 207 дней.
…. По р.Белой до г.Уфы ходят пароходы Д.Д.Якимова и А.Б.Якимова, отправляясь из Казани ежедневно. Проезд от Казани до Уфы в 1 кл. – 7 р.50к., во 2м – 5, 3м – 2 р.50 к..; багаж 40 к. с пуда. От Пьяного Бора до Уфы - в 1 кл. 5 р.; во втором – 3 р.60 к., в 3м – 1 р. 75 к.; багаж 20 к. Пристани до Пьяного Бора те же самые, что и на камских пароходах.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: река Беля на закате дня (на территории Башкирии). Фото с сайта https://photosight.ru/photos/6918924/

 

Из истории Кировского ТЮЗа

Вчера общественность области отметила сорокалетие Кировского театра юного зрителя имени Н.Островского. В театре состоялся торжественный вечер. Для его коллектива это был двойной праздник – на вечере театру за спектакль «Письма к другу» была вручена премия Ленинского комсомола. Премию вручил секретарь ЦК ВЛКСМ С.Г.Арутунян. На празднике присутствовала жена Николая Островского Раиса Порфирьевна Островская.

Комсомольское племя – 6 апреля 1976 года

 

С архивной полки. В 1930 году в Вятке открылся сельскохозяйственный институт

Выписка из протокола заседания Президиума Нижкрайисполкома об организации в г.Вятке сельскохозяйственного института

Слушали: 4. Об организации в г.Вятке сельскохозяйственного института.
Постановили: организовать с начала 1930/1931 учебного года в гор.Вятке сельскохозяйственный институт, используя для этой цели оборудование Вятского сельскохозяйственного техникума, его профессорско-преподавательские силы, сохраняя одновременно и сельскохозяйственный техникум… как самостоятельную учебную единицу для подготовки специалистов средней квалификации…
Просить СН РСФСР санкционировать организацию в г.Вятке сельскохозяйственного института с начала 1930/1931 учебного года. Секретарь крайисполкома Мухин

ЦГАКО ф.877 оп.1 д.177 лл.112 и 112 об.

В приложении: фильм 1980 года о Кировском сельскохозяйственном институте (сейчас – Вятский ГАТУ).

 

Из старой печати. Открытие первой сельской гимназии



К открытию первой сельской гимназии в Вятском уезде. 19 ноября в селе Вожгалы в помещении высшего начального училища состоялось открытие смешанной гимназии. Был отслужен молебен и произнесены приветственные речи. Между прочим, на открытии присутствовали все гласные Вожгальского волостного земского собрания.
С 22 ноября в гимназии начались занятия. Пока принято 15 человек мальчиков и девочек. Прием учащихся продолжается.

Вятская речь - 1917 г. № 251 23 ноября

На фото: красивое старинное здание в селе Вожгалы. Кто знает, может в одном из таких зданий и могла размещаться первая сельская гимназия Вятского уезда (и, скорее всего, губернии)?

 

Вятские башкиры в описании Д.К.Зеленина



По религии башкиры также магометане; но у них сохранилось еще кое-что из язычества, напр. жертвы в лесу для умилостивления злых духов в случае болезни. Обязанности магометанской религии они выполняют далеко не так точно, как татары; вместо положенных пяти раз молитвы в день большинство молится только по дважды; омовения совершаются неисправно, а кочующие башкиры и совсем пренебрегают ими. Несмотря на запрещение Магомета, почти все башкиры пьют вино.
… Некогда башкиры были очень богаты, особенно громадными табунами прекрасных лошадей. Теперь этот народ обеднел. В настоящее время они переживают оригинальную стадию экономического развития – переход от кочевого скотоводческого быта к земледельческому (см. об этом в «Живой Старине» 1899, 3, ст. А.Калачева). Большинство уже осело на земле, но есть даже башкиры земледельцы, которые продолжают вести пастушеский кочевой образ жизни. Любимое также занятие башкир – охота, особенно соколиная.
«Башкиры вовсе не вымирающее племя, - заканчивает свою статью А.Калачев: у них нет ни сифилиса, ни рахитизма, ни прочих язв вырождения. Они не алькоголики. Напротив, они способны к самому упорному труду, к образованию, к высшей культуре. Их бедствия тяжелым камнем лежат на тех, кто, отняв у них землю, не облегчил им неизбежного перехода к высшей ступени – земледелию, кто считал их дикарями, когда они уже нуждались в законе, кто видел в них опытных земледельцев, когда они еще были номадами скотоводами…»

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: башкирская семья в конце 19-начале 20 вв. В Вятской губернии башкиры немногочисленно жили в Сарапульском уезде, на границе с Пермской губернией

 

Хроники Гражданской войны на территории Вятской губернии: июнь 1919 года

Фронтовая сводка на 1 июня. В Сарапульском районе по обеим сторонам Красноуфимской железной дороги мы продвинулись широким фронтом на линию Тараталова в 50 верстах юго-восточнее Сарапула.

В Осинском направлении наши части оставили Ермаки на реке Каме в 25 верстах восточнее Воткинска.
В Пермском районе нами взят Глазов. Южнее железной дороги мы вышли на станцию Балезино.

Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 130

В Сарапульском районе мы достигли линии Мостовое и Старый Агрыз. Нашей конницей захвачены Юкси, 20 верст южнее Ижевского завода.

Деревенский коммунист - 1919 г. от 5 июня № 117

11 июня нашими частями взят Воткинский завод

13 июня № 123

Взят Глазов. Нашими войсками взят обратно Глазов. Наше продвижение южнее и севернее железнодорожной линии идет успешно. В северном направлении нами занято село Северо-Гординское.

Деревенский коммунист - 1919 г. от 15 июня № 125

В Сарапульском районе мы вышли на линию реки Ория 55 верстах юго-восточнее Сарапула.

В Воткинском и Осинском районах нами взяты пленные, оружие и другие трофеи.

В Пермском районе заняты Дебессы и Полом. Взято более ста пленных.

Деревенский коммунист - 1919 г. от 20 июня № 129

Газета от 22 июня сообщала уже о Пермском крае, но на территории Сарапульского района.


Храмы Вятского края: Знаменская церковь села Пужмезь (Глазовский уезд)



Приход с.Пужмезь открыт в 1860 г., в его состав вошли деревни, ранее входившие в приход с.Полом. В 1861 г. построена деревянная церковь и освящена в 1862 г. во имя Знамения Пресвятой Богородицы. 26 марта 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Знаменская церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 февраля 1941 г.

Из истории православных церквей Глазовского уезда – Глазов 2013 г., с.40

На фото: такой была церковь в селе Пужмезь (фотофонд ЦГАКО)

 

Знаменитые путешественники на Вятской земле



1392 год – проезд через Вятскую землю великого князя Василия Первого из Орды в Москву

1549 год – описание Вятской земли в книге австрийского дипломата З.Герберштейна «Записки о московских делах», изданной в Вене

1714 год - проезд через Вятскую землю китайского посольства к калмыцкому хану Аюке. Посольство побывало в Кайгородке и Хлынове. Послы сделали описание Вятской земли.

1770-е годы – путешествие по Вятской земле от реки Камы до реки Вятки академика Петербургской Академии Наук Ивана Ивановича Лепехина, которое он описал в книге «Дневные записки».

1781 год – прибытие на Вятскую землю от Академии Наук экспедиции «для точного математического обозначения пунктов Европейской России». Руководитель экспедиции П.Иноходцев. были определены широта и долгота г.Вятки и Кая.

1790 год, 12-17 ноября – проезд через Вятскую землю по дороге в Илимск ссыльного А.Н.Радищева.

1797 год, май – пребывание на Вятской земле А.Н.Радищева во время возвращения из ссылки.

1800 год – поход по тракту через Вятскую губернию в Сибирь гвардейского полка из столицы, наказанного императором Павлом.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво - Киров 2017 г., с.64-65

На иллюстрации: картина Владимира Николаевича Гаврилова "Радищев"

 

«Синегорский край, глухой и малоизвестный…»


В северо-западной части Слободского уезда, по р.Кобре (пр. р.Вятки) лежит так называемый Синегорский край, глухой и малоизвестный, но богатый: здесь, между прочим, богатые залежи фосфорита. Центр края с.Синеглинье (Петропавловское тож), где проживает в настоящее время скромный и неизвестный герой, каких можно найти только в подобных глухих уголках святой Руси. Говорим о г. П.Ф.Книзе. Бывший прежде инспектором народных училищ Самарской губернии, г.Книзе 65-летним стариком покинул свой пост для скромных занятий деревенского учителя. Всецело посвятив себя этим занятиям, г.Книзе жертвует и свою пенсию на школу и на помощь беднякам, а сам ведет истинно спартанский образ жизни («Неделя» 1895 г. № 1). Г.Книзе принадлежит ряд статей о Синегорском крае в «Приложении к Вятским губернским ведомостям»» 1902 года.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: современный поселок Нагорск на реке Кобре. Фото Людмилы Сырчиной

 

С архивной полки. Как верующие села Пустополье себе церковь хотели вернуть



Из акта осмотра церкви села Пустополье Уржумского района в апреле 1944 года:
«Помещение церкви до невозможности загрязнено и стены прокопчены. Рамы целы, но стекол на половину нет, выбиты, особенно наружные и в холодном храме. Пол, окраска стерта и местами плиты сломаны. Иконостас разломан почти до основания, икон нет, а которые остались, то обезображены или расколочены, престолы целы, но одежд на них нет, риз никаких нет. Церковной утвари (принадлежности при богослужениях) чаши, кадила, подсвечников и прочего нет. Книг богослужебных никаких нет. Для восстановления этого и начала богослужения требуется 50 тысяч рублей» (ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.453 лл.36-36 об.).
Церковь в селе Пустополье была закрыта в сентябре 1937 года под предлогом передачи здания «под межколхозный клуб». В 1938 году ВЦИК, рассмотрев жалобу верующих, постановил оставить церковь «в беспрепятственном пользовании верующих», на что местные безбожники только ухмыльнулись и положили решение ВЦИК, что говорится, в стол. Как и во множестве других мест, пустопольских верующих обманули – вместо клуба в здании церкви разместили глубинный пункт для хранения зерна. В 1944 году исполком Уржумского райсовета сообщал в Киров: «В настоящее время здание церкви также засыпано зерном и в дальнейшем исполком райсовета предполагает его использовать под глубинный пункт". В том 1944 году пустопольские верующие начали упорную борьбу за возвращение своей церкви. Именно они составили вышеприведенный акт осмотра своего приходского храма, обезображенного за каких-то шесть лет до неузнаваемости. Борьба шла до 1949 года и закончилась не в пользу верующих. 30 декабря 1944 года Исполнительный комитет Кировской области вынес следующее решение: «Принимая во внимание, что церковь в селе Пустополье закрыта, решением Президиума Исполкома областного Совета от 22 февраля 1938 г., здание церкви переоборудовано и занимается государственным зерном, Исполком областного Совета решил: ходатайство группы верующих об открытии церкви в с.Пустополье отклонить».
20 мая 1949 года верующие написали последнее прошение об открытии церкви, сохранившееся в архивном деле: «Вопрос в части открытия Пустопольской церкви, разрешение на открытие которой было уже давно. Церковь была занята зерном, зерно сейчас убрано. Техником была проверена и признана пригодной к службе церковь, но район ссылается сейчас на то, что якобы им никаких данных из области не было в части открытия церкви. просим ваших указаний. Приход убедительно просит ускорить дело».
На это прошение уже ответа не последовало или оно не сохранилось…

Использованы материалы архивного дела: ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.453

На фото: такой была церковь в советские годы. Фото из собрания В.А.Ветлужских, издателя альманаха "Уржумская старина"

 

С архивной полки. Как Екатерина Вторая «наказала» город Шестаков



… Церкви села Шестаково таят в себе части той старины, которая напоминает о временах, когда село было городом и центром жизни целого края. Как известно, при Екатерине Второй город Шестаков за неплатеж повинностей был переименован в село. Только сохранившийся еще земляной вал указывает на то место, где когда-то было движение и жизнь…

Из доклада заведующего вятским губернским комитетом по делам музеев И.А.Чарушина на заседании губмузея о регистрации и учете памятников искусства и старины – церкви с.Шестаково от 28 марта 1923 года

ЦГАКО ф.Р-1163 оп.1 д.45 лл. 25 об.-26

На фото: вид на современное село Шестаково со стороны кладбища

 

Вятская кухня: квас, окрошка и толокно


Окрошка. Накрошат холодца, яиц, картошек, сметаны положат топленой деревенской. Квас варили в бочках. Он был черный, приятный, не то что в банках. Поесть бы сейчас такой окрошки. Квас раньше пьешь, так даже горло перехватывает, нацедишь в посудину – так пена, вот какой ядреный. Толокно с квасом делали. И носили на сенокос. Напьешься и есть не хочется. Толокно хорошее было. Квас носили в бураках. Бураки эти из бересты делали.

Воспоминания А.А.Дудиной, 1921 г.р. В.Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.88

 

Вятские просветители и этнографы: отец Николай Блинов



Николай Иванович Блинов родился 7 октября 1839 года в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии. В 1861 г. становится священником в селе Карсовай Глазовского уезда. Он берется за просвещение удмуртов, добивается открытия школы для удмуртских детей, работает над азбукой. В 1867 г. вышла в печати первая удмуртская азбука «Лыдзон».
Наряду с педагогической деятельностью Н.Н.Блинов занимается этнографическим и статистическим исследованием края. В «Вятских губернских ведомостях» публикуются его этнографические труды, за которые исследователь был принят в члены Русского Географического общества и награжден бронзовой медалью.
После Карсовая Н.Н.Блинов был учителем в селе Бахта, в городе Нолинске, где пытался создавать новые методы обучения детей – ввел наглядное обучение, ручной труд, создавал школьные библиотеки, писал методические пособия для учителей. В 1872 г. он участвовал в первом всероссийском съезде учителей в Москве, после чего стал сотрудником ряда газет и журналов. Участие священника в прессе становится роковым. В 1875 году Николай Николаевич был привлечен по делу о пропаганде в империи и вынужден был покинуть Вятскую губернию. В 1875 г. он поселился в Петербурге и жил на случайные литературные заработки.
В 1879 г. Н.Н.Блинов получил место священника в Сарапульском Вознесенском соборе. Живя и работая в Сарапуле, он занимался литературной деятельностью, изучал историю края, участвовал в культурной жизни города, являлся попечителем Сарапульской библиотеки и одним из учредителей музея Сарапульского земства, помогал в организации народных школ и пункта для выработки противоспенной вакцины. В эти годы им были написаны работы по истории Сарапула и сарапульского земства. Н.Н.Блинов продолжал посылать свои статьи в российские газеты и журналы: «Земство», «Новости», «Исторический вестник» и др.
В 1896 г. Николая Николаевича перевели из Сарапула в село Белышево, где он снова занялся изучением быта нерусских народностей.
Через 12 лет Блинов вернулся в Сарапул. Здесь он вновь принимается за краеведческие исследования, занимается вопросами экономики Сарапульского края, популяризует имя Н.А.Дуровой.
В 1911 г. Николай Николаевич передал свою библиотеку Сарапульскому музею. В списке этой библиотеки перечислены книги и журналы по истории, политэкономии, географии, статистике, медицине и краеведению. Среди них – сочинения английских экономистов Давидо Рикардо и Адама Смита, издания К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина, труды первого пропагандиста марксизма в России Г.В.Плеханова, «История французской революции» Л.Эритье и многие другие.
Умер Н.Н.Блинов в канун 1918 года.

В уездном городе «С» (сборник очерков) – Сарапул 2008 г., с.84-85

 

Из фронтовых писем Первой Мировой: жизнь наших солдат в Польше



Здравствуйте, дорогие мои родители и все знакомые. В первом долге спешу вас обрадовать в том, что по милости Бога жив и здоров. В это время находимся все время в дороге. 23-го июля мы были от боя за полверсты и видели, как падают снаряды. Там копали окопы, было все видно. Кругом пожары, деревни остаются пустыми, жители выезжают. Теперь мы остановились в деревне Загайки, у нас тут находится наш полк Павловский, а ничего не знаю, какая рота. Пока моего адреса нет. Да, слава Богу, находимся в дороге уже 15 дней и вперед Боге. Ходим более по вечерам и по ночам, а днем стоит очень сильный жар. Спать приходится на лугах, на полях, раскинем свои палатки и спим. А если близко у деревни приходится ночевать либо на отдыхе, то пойдешь в деревню и купишь яиц и молока, приготовишь яишницу. Я еще покупал кур, цыплят, тоже приготовишь, так хорошо поешь, лутше и требовать не надо. Картофелей сколь угодно можно накопать, казенного хлеба хватает с остатком. Так что жизнь пока хороша, потому что лето, в огородах есть всякая зелень. Где мы находимся, то очень много яблоней, все крупные какие, продают сливы, груши, только не поспели, немного кислы. Все более находимся на Холмской губернии у австрийского фронта, и теперь не знаю, куда пойдем. Винтовок пока нам еще не выдали, а без них не спойдем на позицию. В деревнях народ более поляки, я к одной зашол спросить яиц, она меня накормила чем-то, не мог понять, очень вкусно. Все более дома в деревнях маленькие и крыши соломенные, и стенки тоже обложены соломой, очень некрасивые против наших деревень. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю, дорогие Мама и братья Миша и Саня. Всем поклоны от меня знакомым. Писал любящий вас Вася Палкин.

Письмо Василия Палкина от 25 июля 1915 года в город Вятку

Примечание. Через два месяца, Василий Палкин будет ранен в бою и скончается «от тяжести ранения…»

Первая Мировая война и Вятка (сборник публикаций) – Киров 2016 г., с.142-143

Фото из книги "Первая Мировая в забытых текстах" - Сарапул 2015 г.

 

Из первой советской печати. "Рабоче-крестьянский воздухоотряд"



Типография А.А.Сильвинского пока не занята анархистами. И работы в ней производятся прежним порядком.

Пупыревский рынок. Вчера с утра молоко продавалось до 8 рублей четверть, позднее – от 2 рублей, черный хлеб и ярушник 1 рубль фунт.

В городе Вятке происходит запись во 2й рабоче-крестьянский воздухоотряд Красной армии (Преображенская улица, д.№ 5).

Наш край (Вятка) - 1918 год № 2 28 марта

Фот из книги Н.Панкратьевой и Т.Пегановой "Дивизион воздушных кораблей "Илья Муромец" в Сарапуле - Сарапул 2015 г.

 

Из старой печати. Курсы по молочному скотоводству

Разрешение курсов по молочному хозяйству. Губернатором разрешено губернской земской управе устроить в деревне Мелети Малмыжского уезда курсы по молочному хозяйству с отделами скотоводства, ветеринарии и кормодобывания для взрослых крестьян с 4 по 24 марта сего года.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 48

 

Рождество на фронте (из писем Первой Мировой)


Рождественский праздник встретил на позиции под треск выстрелов и музыку снарядов, которыми засыпал нас противник. Под дикое пение шрапнели, отдыхая у разведенного в окопах костра, с кисетом в руках – подарком с родины, все поминал, что и дома Рождество; свет от костра напоминал печку в родном углу, около которой, бывало, просиживал вечера. И здесь немногие часы досуга в окопе проводим, греясь у костра. Впереди в саженях 800-1000 сидит тоже окопавшийся противник, с которым сегодня лишь перестреливаемся.
В Рождественскую ночь неприятельские прожекторы лили красивые фейерверки, освещая пространство между окопами, видимо, противник боялся нашего наступления. Однако ночь прошла спокойно, чувствовалась некоторая торжественность наступающего праздника. Природа своими красивыми видами, разбросанными кругом позиций, много скрашивает нашу жизнь. Земля и деревья чуть покрыты пушистым снегом. Жизнь идет своим чередом.
Чувствуем себя хорошо, только вот нервы поистрепались, да оно и не диво. Тоскуем по русской бане, которую здесь заменяет простое обтирание. Беспокойный элемент в белье благотворно разводится. С ним часто у костра разводишь смертельный бой, так что весь почти в крови, но зато после такой операции чувствуешь, что кожу не так уж садит. Бывает и так: прислонишься к суку и сладко почешешься, как поросенок. Но щелкать ногтями – это лишь удовольствие в сравнении с тем, что приходится испытывать в бою, пока не привыкнешь к огненной туче, проносящейся над головами. Денег много нет, да и те стараемся скорее истратить, т.к. если убьют, могут достаться немцу-мародеру. Поможет Бог – вернусь в свою семью, а пока живите веселей и вспоминайте нас военных.

Письмо бывшего служащего банка города Сарапула Евгения Русинова.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. № 10 от 14 января

 

Рождество 1914 года: «Не отнимайте у нас елку…» (обращение от детей бедноты)



Вчера мы прочитали в газете, что в церковно-приходских школах Петроградской епархии елки на Рождество не будет. Потому что елка – немецкая, потому что обычай устраивать елку перенят у немцев.
Вчера обо всем этом узнали и теперь не замечаем, что есть ли на небе солнце, или его нет…
Мы – дети бедноты, которые могут учиться только в церковно-приходских школах, - мы плачем. Наши родители никогда не устраивают нам елку, потому что елка, игрушки, свечи дороги, очень дороги.
Для нас устраивали елку в школе. и мы всегда ждали ее. Мы и теперь давно ждем ее. Давно уже нас бранят за то, что мы измяли весь календарь, потому что мы считаем и считаем, сколько недель осталось до елки.
И теперь у нас отнимают ее.
Что же мы будем делать на Рождество без елки?
Без елки не будет Рождества.
Вы, взрослые, отнимающие у нас елку, подумайте о нас. Вам будет весело, весело и без елки, но нам?.. Мы будем плакать, вы не знаете нас, мы будем много плакать и думать: «Добрые немцы, как они любят своих детей. Счастливые немецкие дети – у них будет елка».
Вы, взрослые, отнимающие у нас елку! Вы… не добрые. У вас много немецкого, мы знаем. Почему же вы не отошлете все немецкое обратно в Германию? А? Почему? Жалко? А елку не жалко? .. Какие вы… Нет, нет, вы хорошие, вы добрые, - и мы просим вас:
- Не отнимайте у нас елку. Елка наша. Она у нас была и в прошлом году. И в позапрошлом году мы кружились хороводом вокруг милого зеленого деревца, запорошенного снегом. И помним много, много праздников Рождества, в которых приходил к нам добрый Дед Мороз с корзиной за плечами, полной всевозможных игрушек… Мы помним много, много праздников Рождества, в которые на самой вершине так ярко, так ослепительно ярко горела звезда. Та звезда, которая, батюшка говорил, волхвов и всех нас привела к яслям Христа…
Неужели и Дедка Мороз и Звезда – немецкие? Нет… неправда. Они наши… Не отнимайте у нас елку!

Павел Сычев. От имени детей. У нас хотят отнять елку… // Кама (Сарапул) – 1914 г. № 279 от 14 декабря

 

По страницам старых газет. Предновогодний спектакль


24 декабря 1914 года жителям города Сарапула в «Прикамской жизни» сообщалось: «В воскресенье, 28 декабря, в зале Сарапульской женской гимназии грандиозный спектакль –концерт с беспроигрышной лотереей-аллегро.
Весь чистый сбор пойдет: 50 процентов Сарапульскому комитету Красного Креста и 50 процентов на лечебницу при Сарапульской общине Красного Креста».
В опубликованном списке жертвователей упоминался, например, подполковник местной жандармерии Анатолий Иванович Будогоский и его жена.

 

Рождество Христово у наших предков



Рождество – праздник светлый. Это Святки и гадания, сочельник и вечерки… Дети его очень ждут! Урожай еще не съеден. Но и в праздник зимой крестьянин думает о будущем урожае. И.П.Шмелев (1911) передает свои детские впечатления: «Самый запомнившийся праздник – Рождество. Накануне ложился на полати спать. Отец приносил пудовку пшеницы. А ребята-подростки приходили и пели: «Рождество твое, крести, Боже нас!» А я за час проснусь и жду славильщиков – это самое большое наслаждение. А отец наделял пшеницей, чтобы росла хорошая пшеница. А некоторые проводили их в передний угол и садили на подушки, чтобы у хозяев водились гуси, а другие садили их на овчины, чтобы овцы водились. После этого праздновали».
Игры, забавы, шум, смех молодежи не смолкали все дни праздника. Т.С.Ситчихина (1917) вспоминает рождественские игрища: «Откупали дом. На длинных лавках девчата и парни рассаживались. Приходили на игрища ряженые, какие-нибудь страшные животные: медведь (выворачивали шубу, надевали большую шапку), изображали лошадь. Как она в избу входит – так все старались подальше спрятаться. Были тут хороводы с песнями. Для каждого праздника свои песни. Тут пелись только те, что предназначены для Рождества. Иногда во время песни просто ходит пара (парень и девушка) вдоль избы. Поют и приплясывют, все им подтягивают:
Подушенцы,, подушенцы алы пуховы,
Где Ванюша, где Ванюша, яблонь молодая.
Я подкину я ширинку, паду на колени.
Ой вы, девушки, Рождество пришло,
Рождество пришло, девкам игрище.
И так далее. Все строчки повторяются».
Впрочем, новые песни, пляски проникали в крестьянскую среду в 20 веке довольно быстро. Кроме этого в рассказе Анны Гавриловны Посохиной (1907) обратите внимание на высокую культуру ухаживания за девушкой: «Ходили парами по кругу, пели песни; пройдут по кругу, споют песню и поцелуются. Танцы танцевали: «Прохожая», «Краковяк», «Коробочка», «Кадриль», «Топотуха». Еще играли в третьего лишнего: садились парами, парень с девушкой, а другая, лишняя, девушка ходила по кругу и спрашивала: «Милы – целуйтесь. Не милы – выходи!» Если девушке не нравился парень, она выходила, на ее место садилась та, что водила. И так все шло по кругу». Веселье было бурным и шумным, но не опасным. Игры захватывали и опьяняли молодежь без вина, раскрепощали в праздник его душу.
Катание на ледяных горках не только детей, молодежи – это примета Рождества. Хотя в некоторых местах ледяные горки, снежные городки – это примета уже нового праздника. После Рождества справят свадьбы и начинают готовиться провожать зиму…

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.63-64

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Вятские села: Плелое



Деревня Плелое получила статус села по Указу Святейшего Синода Русской православной церкви от 3 декабря 1886 года за № 4348 и по определению Вятской епархии от 11 июня 1901 года. Указом Синода было разрешено построить церковь и открыть приход из деревень с.Суна и с.Нестино. Управлением Вятской епархии были определены границы прихода новоявленного с.Плелое.
Теплую каменную церковь начали строить в 1888 году. Прошло 10 лет, и красивый, радующий глаза и душу храм устремил христианский крест в небесную высь. Первый и главный престол освящали 12 января 1899 года во славу Воскресения Христова. Второй престол был освящен 31 января 1906 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По центральному престолу церковь называлась Воскресенской.
К началу 20 века в приходе насчитывалось 1777 мужчин и 1251 женщина, 9 раскольников. Село входило в состав 3-го благочинного округа, где управляющим был священник Нолинского собора Н.И.Полянский.
В 1929 году здесь был организован колхоз «Ильич», а всего на территории сельсовета было 24 колхоза. В 1930 году образована школа колхозной молодежи (до этого была церковно-приходская). Через два года она преобразована в семилетнюю, размещалась в здании бывшего волостного правления. В 1962 году школа стала восьмилетней. А еще в 6 км. от с.Плелое, в д.Кушкалово, была трехклассная земсская школа.
В 1932-1933 годы начал работать построенный магазин, в 1937 году построены медпункт, мельница. В 1936 году церковь закрыли. Долгое время там находились Дом культуры и зернохранилище..
В 1940 году колхоз «Ильич» укрупнен. В него вошли колхозы «Третий лишний» (д.Кокуй) и «Совет» (д.Камешница). На территории сельсовета было две электростанции: в д.Воронье (1947 г.) и в д.Середовинская (1949 г.). Они были построены под руководством И.Новикова. В д.Кокуй с 1947 г. начал работать радиоузел.
В 1950 г. началось укрупнение, и в колхоз «Ильич» влились восемь сельхозартелей. В 1957 году образован один колхоз «Ильич» во главе с председателем Н.М.Лучниковым. В 1960 г. образован совхоз «Сунский». А в 1989 г. на базе отделения совхоза «Сунский» - совхоз «Плельский».
Село знаменито своими песенницами – хранительницами местного фольклора, встретиться с которыми приезжал заслуженный артист России В.С.Золотухин. Побывали здесь студенты старших курсов Академии искусств им.Гнесиных во главе с доктором искусствоведения С.Л.Браз. Их фонотеку пополнил голос жительницы Плелого А.Д.Костылевой.

Земля Сунская (краеведческий сборник)- Киров 2011 г., с.50

Фото сделаны админом группы в Плелом в 2014 году

 

Вятские деревни: Шеболово


Деревня Шеболово (Шабалово, Шабальская) находится в 500 метрах от с.Сретенское, на берегу реки Иж. Она была одной из самых крупных деревень Сретенского сельсовета.
В д.Шеболово было организовано ТОЗ «Коммунист», которое в 1931 г. перешло на устав сельхозартели «Коммунист», объединявшей 65 человек из 25 хозяйств. Обобществленный скот составляли 15 лошадей и 20 голов КРС. В личных хозяйствах колхозников содержалось 25 голов свиней, 39 овец, 30 ягнят, 2 быка-производителя. Земли было 273.23 га, в т.ч. пашни – 216, 71. В колхозе сеяли рожь (94 га), овес (13, 3 га), ячмень (29, 4 га), лен (5 га). В хозяйстве была своя мельница.
Когда стали объединять колхозы, д.Белоглазово, Попеново, Шеболово и с.Сретенское вошли в один колхоз им.Калинина. Какое-то время центром колхоза была д.Шеболово. В объединенном колхозе в 1939 году был один грузовой автомобиль, две молотилки, три сеялки, три жатки, 23 конных плуга, одна борона, одни конные грабли, девять веялок, две соломорезки, один триер зерновой, один сепаратор, 20 конных повозок, в т.ч. 17 на железном ходу, три конюшни, один коровник, один свинарник. По государственному акту в 1940 г. за колхозом было закреплено 1400 га земли.
Позднее у Шеболово стоял свинарник на 66 голов, где содержалось маточное поголовье. Свинарками работали П.С.Мансурова, А.П.Царегородцева, Е.А.Подоплелова.
В 1970 г. в деревне проживал 91 человек. С 1980 по 1989 гг. на краю деревни, в сторону села, строили новые дома, которые тут же заселялись. С 1985 по 1995 год была построена в деревне новая улица: в 1985-1987 гг. – сторона деревянных двухквартирных домов, а в 1990-1995 гг. другая сторона – 7 одноквартирных домов из блоков, один из которых летом 2010 г. сгорел. За 10 лет выросла новая деревня, которую так и называют Новое Шеболово, а старое зовут «Старым». К 2010 году во всем Шеболово оставалось 21 хозяйство с населением 32 человека, в 2012 г. в деревне 18 хозяйств.

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.227-229
Фото из книги

 

Вятские села и деревни: Русаново



Русаново, с., центр Русановского сельского округа и сельскохозяйственного производственного кооператива «Русановский».
Расстояние до центра района (г.Орлов) 20 км., расположено на равнине, при речке Мостовице, вокруг небольшие перелески. Первая деревянная церковь сгорела вскоре после постройки, вторая в 1765 г., придя в ветхость, разрушилась, новая деревянная церковь, построенная в 1751 г., в 1798 г. разобрана и перевезена на Орловское городское кладбище. Вознесенская церковь, каменная, построена в 1776-1786 гг., приход состоял из 108 поселений. Основные занятия населения были земледелие и отхожий промысел. Стоит на бывшем Велико-Устюжском тракте.
В селе существовали церковно-приходская и земская школы, ближайшие земские школы были в д.Верхнезалесская , Мокеровская, Чарушниковская.
По переписи 1926 г., числилось 9 хоз-в, 22 жителя. В селе центральная усадьба СХК «Русановский».

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.366

Фото с сайта https://sobory.ru/photo/178784

 


Из записок вятских этнографов. Курорты Вятской губернии: "Южанам, а также лицам, привыкшим к комфорту, ехать сюда не советуем..."



Недалеко от г.Елабуги, около села Танайки, на высоком берегу Камы, в сосновом лесу находится кумысо-лечебное заведение казанского врача М.В.Кротова. Лечебный сезон продолжается с 20 мая по 8 августа. Бутылка кумыса стоит 20 коп. При заведении имеются номера и дачи-особняки.
Вот несколько подробностей об этом курорте (из специального «Путеводителя по курортам Урала» В.Весновского). За дачу-особняк в три комнаты, кухню (терраса, особый дворик) за сезон 175 р., за 6 недель 140 р., за месяц 105 р.; за дачу-особняк в три комнаты с террасой за сезон 125 р., за 6 недель 100 р. и за 1 мес. 75 р. Квартиранты дач-особняков, пользующиеся столом от заведения, дрова для отопления дач получают бесплатно. Не имеющие своей прислуги получают ее от заведения по особому договору. За отдельные номера в корпусах от 40 до 125 р. за сезон; номер в 40 р. – одна комната; в 90 р. – две комнаты без террасы; в 70 р. – одна комната, разделенная драпировкой на зал и спальную; в 125 р. – две большие комнаты и терраса. За 6 недель за номер - от 35 до 100 р.; за месяц от 25 до 75 р. Есть номера от 8 р. за месяц и от 15 р. за сезон, но лишены необходимых удобств. Суточные номера от 40 коп. до 3 р. При занятии квартиры, вместе с платою квартирных денег, больные уплачивают за месяц вперед; за стол, прислугу (2 р.), самовары (2 р.); квартиранты дач-особняков могут иметь собственный стол и пользоваться ледником. Постельное белье нужно иметь свое, хотя, по особому соглашению, можно иметь его и от заведения. Освещение квартир производится за счет самих квартирантов (свеча 10 коп.). За баню 25 коп. с человека; по особому заказу 1 р., для семейства 1 ½ р.; ванная 40 к. в час.
Бутылка кумыса 20 коп.; студентам, учителям и учительницам 15 коп. Обед из трех блюд (два мясн. и пирожное) 15 р. в месяц, из двух мясных 12 рублей в месяц, из одного мясного блюда 6 р. Проезд в омнибусе до Елабуги и обратно – 20 коп. (один конец); в одиночном экипаже 60 коп. В заведении имеются: рояль, газеты и журналы (в курзале), кегель-бан, купальня (за сезон 2 р., за месяц 1 р.), лодки, крокет, гимнастика. Заведение существует с 1888 года.
Можно занимать квартиры и в соседнем (1 в. от заведения) селе, где цена квартир значительно ниже.

От Пьяного Бора ближе всего (32 вер.) проехать в село Елабужского у. Варзиятчи (от г.Елабуги 66 вер.), где существует грязелечебница Елабужского уездного земства.
Место это принадлежало заводовладельцу П.К.Ушкову. Последний построил здесь больницу на 30 кроватей и в 1889 году пожертвовал ее, вместе с местом, Елабужскому уездному земству, в память события 17 октября 1888 года. С 1890 года началась правильная эксплуатация. Но курорт нельзя назвать и в настоящее время вполне благоустроенным; земское собрание 1902 г. постановило признать в принципе необходимым капитальное переустройство варзиятчинской грязелечебницы; вместе с тем постановлено было возбудить ходатайство перед правительством о признании варзиятчинского болота местом, имеющим общее государственное значение, и повторить ходатайство о его принудительном отчуждении. Дело в том, что значительная часть болота и теперь принадлежит крестьянскому обществу.
В местном болоте скопляется серная вода (содержащая серно-кислую магнезию, известь и серно-кислый калий и натрий). В болоте устроены для этой цели особые чаны, и недостатка в сернистой воде не бывает. Последний анализ вод произведен в 1899 г. в С.-Петербургском технологическом институте. В том же болоте имеется минеральная грязь (туфо-торфяная масса), также очень богатая сернистыми соединениями. Для ванн употребляют грязь, разведенную серною водою. В ванном здании имеется 5 отдельных кабинетов, с двумя ванными каждый. Это специально для платной публики. Есть еще два кабинета, с тремя ванными в каждом, для бесплатных земских больных.
Лечение здешними грязями быстро повышает питание организма и усиливает деятельность выделительных органов. По словам доктора Розова, варзиятчинские воды не уступают по своему действию кавказским Пятигорским водам. Больные с успехом лечатся от ревматизма, золотухи, паралича, сифилиса, некоторых нервных, накожных и женских болезней, спинной чахотки и др. В 1899 г. из 4-х больных хроническим воспалением почек вылечилось трое.
Лечебный сезон открывается обычно в первых числах июня. Для платных больных имеется особое здание с 6 номерами (на 28 человек). Обстановка очень простая. Номер в гостинице стоит 50 коп. в сутки. Можно найти квартиру и в селе (у вотяков), но без удобств. Ванна из серной воды стоит 40 коп., грязевая-разводная 50 к., полуванна или детская 30 к., ванна из морской соли 65 к. Гонорар врачу особо. Стол из трех блюд 15-18 р. в месяц, из двух – 12 р., из одного – 6 р. Больных съезжается до 180 человек, б.ч. из Вятской губ.; например, летом 1902 г. из 178 больных - 122 из Елабужского уезда, 30 – Сарапульского и 13 из других уездов той же губернии; трое из Пермской губ., шесть из Уфимской и четверо из Казанской. В том числе бесплатных 122 и платных 55. Ванн всего отпущено 10.459.
Отсутствие удобных помещений, а также отсутствие всяких развлечений, даже сада или хорошего леса, однообразная и скучная природа кругом, - вот главные неудобства Варзиятчинского курорта, известность которого с каждым годом, и заслуженно, возрастает. Климат здесь не из мягких. Южанам, а также лицам, привыкшим к комфорту, ехать сюда не советуем. Сюда едут действительно больные.

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

На фото: санаторий-курорт в селе Варзи-Ятчи существует и по сей день. Теперь это республика Удмуртия

 

Из истории города Зуевка: накануне преобразования в город



Из решения Зуевского райисполкома о преобразовании рабочего поселка Зуевка в город (6 декабря 1943 г.):
«… В поселке проживает 22300 чел. населения, из них рабочих и служащих предприятий, учреждений и железнодорожных организаций – 6950 чел.
На территории поселка расположены: ст.Зуевка Пермской железной дороги, первое отделение дороги со всеми службами, депо, паровозное отделение, вагонные мастерские, МТС, МТМ, электростанция, 4 промартели, одна начальная и 3 средних школы, 9 лечебных учреждений, 3 клуба, 5 библиотек, 7 детских учреждений и до 110 других государственных, заготовительных и хозяйственных организаций.
В поселке имеется 35 улиц, 211 коммунальных, кооперативных и госпредприятий домовладений, из них 11 каменных и 1765 частных домовладений. Поселок занимает земельную территорию площадью 1308 га (ЦГАКО ф. Р-1337 оп.5 д.156 л.10)».

На фото: старые дома города Зуевки. Фото с сайта adsl.kirov.ru

 

Из истории города Орлова: история краеведческого музея



Местным краеведам и уездному земству принадлежит идея создания краеведческого музея в городе. Потребовалось немногим более двух лет на его организацию. 10 марта 1919 года Орловский народный музей начал работу. Расположен он был напротив базарной площади, «лицом к деревне», поэтому в народе его называли «крестьянским». С первых дней была большая посещаемость. Так, в 1926 году музей посетило 46012 человек.
В 1952 году музей был закрыт, наиболее ценные экспонаты и исторические документы бли переданы в Кировский областной краеведческий музей. 32 года Халтуринский район был без своей музейной экспозиции, и минимум последние 10 десять, а то и больше лет почитатели родного края и общественные организации настойчиво требовали ее создания. Когда власти пришли к положительному выводу и дали разрешение, неугомонному энтузиасту М.Ф.Дранишниковой потребовалось всего 1,5 года, чтобы разыскать необходимые материалы, документы и вещи, оформить экспозиции музея. Открытие состоялось 25 сентября 1984 года.
В музее четыре зала. Здесь предметы старины, фотографии г.Орлова, изделия ткацкого ремесла, предметы домашнего ремесла и утвари. Имеется обширная коллекция исторических документов, фронтовые письма, ордена, медали, орденские книжки, воинские знаки, предметы фронтовой одежды, фронтовые листовки, наградные листы, фотокарточки участников Великой Отечественной войны.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый: города – Киров 1994 г., с.154

 

Из истории города Слободского: Архангельская церковь



Из доклада заведующего вятским губернским комитетом по делам музеев Г.М.Боголюбова в отдел по дела музеев главнауки Наркомпроса о состоянии Архангельской церкви г.Слободского (31 марта 1926 г.):
«В г.Слободском Вятской губернии в числе состоящих под охраной памятников искусства и старины имеется деревянная Архангельская церковь, построенная в 1610 г. (в ограде б. мужского монастыря). По сообщению Слободского музея этот памятник, помимо внешних особенностей и своеобразной архитектуры, вмещающий большое количество разнообразных предметов художественного и научно-исторического характера, также целую серию работ художника Андриолли, в настоящее время находится в крайней опасности и под постоянной угрозой не только расхищения, но и уничтожения со стороны воспитанников трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей, позволяющих себе недопустимые выходки: за короткое время разбиты и изрублены деревянные двери Архангельской церкви, разбито хрустальное паникадило, выбито несколько стекол (до 70), похищено, поломано и попорчено много разных предметов. Недавно подброшена была зажженая береста на паперть находящейся поблизости и также состоящей на учете Введенской церкви.
Слободской музей обращался за содействием к администрации коммуны и в местный УИК, но ощутительных результатов эти обращения не дали.
Губкомитет докладывал об этом президиуму губисполкома, и последний обещал принять соответствующие меры…»

ЦГАКО ф. Р-1163 оп.1 д.66 лл.12-13

На фото: в таком виде Архангельская церковь находится в наши дни

 

Из истории города Сарапула. Визит губернатора (1913 год)



17 августа Сарапул посетил высокий гость.
«Около 12 часов дня на почтовом пароходе акционерного общества «Любимов и К» «Санкт-Петербург» прибыл в Сарапул Вятский губернатор И.М.Страховский. На галерее парохода г.начальнику губернии представились: помощник начальника Вятского губернского жандармского управления Будогоский, председатель уездного съезда Стельмахович, городской голова Н.В.Смагин, председатель земской управы Попов.
Представлялся также и начальник 3-го строительного участка железнодорожной линии Рожанский, с которым губернатор имел продолжительную беседу».
19 августа И.М.Страховский посетил реальное училище, а затем на автомобиле ездил в городские луга на место постройки железнодорожного моста через Каму и гавани. Губернатору также показали место будущего вокзала и Романовский мост.

Т.Пеганова. Эпилог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.244-245

 

Из старой печати. Увольнение за забастовку


Увольнение за забостовку. 10 мая с.г. по требованию исполнительного комитета Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов, служащие городского самоуправления – Копысов, И.Катаев и П.Попов уволены коллегией со службы. Уволенным объявлено, что они удаляются со службы якобы за участие в стачечном комитете в январе сего года. По дополнительно полученным сведениям П.Попов остается на службе. Что касается Катаева и Копысова, то рабочие электростанции послали делегацию в исполнительный комитет с ходатайством об оставлении их на службе.

Наш край (Вятка) - 1918 г. № 8

Примечание. Слово "за забОстовку" было пропечатано в газете 1918 года

 

Из старой печати. Медовая неделя 1913 года



Медовая неделя, устраиваемая Вятским обществом пчеловодства, продолжает пользоваться у публики успехом. Мед покупается в большом количестве. Так в первый день было продано меду на 174 рублей с копейками, во второй на 180 рублей.

Северное слово - 1913 г. № 49

Иллюстрация: художник Николай Богатов. Пасечник

 

Вятские поверья: знахарство и колдовство



…Кроме гадалок с темными силами были связаны и многочисленные знахари и колдуны. Перед их ворожбой человек был беззащитен. Но они же могли и вылечить человека от болезни, снять насланную кем-то порчу.
Считалось, что «испортить» человека сглазом, наговором, колдовством нетрудно. В первую очередь от такого рода порчи и лечили имеющиеся в каждом селе знахари. «Раньше много было знахарок и колдуньи были. Больниц было мало. Поэтому, если кто заболеет, приводили знахарку. Уроки (уроченные) признавали – вот их знахари и лечили. Женщины всегда обращались к знахаркам. Рожали, в основном, дома в бане или на печи. Роды принимали бабки, их еще звали повитухами» (А.Н.Скочилов, 1911).
«Верили в сглаз на детей и красивых девок. Черный глаз – злой. Кого сглазят – потом их ломало. Вроде бы ничего не болит, и в то же время все болит. Ходили к бабкам, те их «меряли». Лежит человек на животе, у него сводят левую руку и правую руку, потом наоборот. Потом умывают заговоренной водой» (Г.Т.Гонина, 1923).

В.Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.129

 

Эпидемии в истории Вятской губернии: холера в Сарапуле (1910 год)



6 июня на первой полосе газета [Прикамская жизнь] опубликовала обращение Сарапульской городской Управы о необходимости принятия мер для предотвращения эпидемии холеры в Сарапуле. Азиатская холера, которой «в культурных странах» не было вообще, являлась в Россию с определенной периодичностью, и холерные эпидемии зачастую принимали огромные масштабы, унося жизни тысяч людей.
На протяжении всего летнего сезона 1910 года «Прикамская жизнь» информировала горожан о статистике жертв начавшейся эпидемии. В 20 точках города были выставлены бочки с «отварной» водой, чтобы население удовлетворяло жажду из надежного источника. До 20 августа была запрещена продажа арбузов. Но холера неумолимо делала свое черное дело: только в период с 21 по 25 июля в холерные бараки поступило 44 человека. При пожарной каланче всегда были наготове телеги и санитары для транспортировки заболевших, вызовы принимались по телефону.
В связи с эпидемией весь город был разбит на 4 участка и за каждым закреплен врач, добровольно изъявивший желание принять участие в борьбе со страшной болезнью. К доктору можно было обратиться прямо домой: в газете указывался адрес. Так, за участком под номером один, охватывавшем северо-восточную часть Сарапула, был закреплен Петр Захарович Жаков, «жительствующий Иерусалимская, в доме Вольфа, № 60»….
Несмотря на эпидемию холеры, город жил и радовался жизни. Летом в Сарапуле прошли гастроли знаменитого Владимира Владимировича Дурова. «Цирк ломился», - писала газета, размещая в каждом номере фотографию артиста с собакой. Надо сказать, что фотографии в газете в то время были большой редкостью. Дуровская дрессированная собака Леда, навсегда запечатленная в «Прикамской жизни», складывала и вычитывала в пределах десяти, а также умела говорить слово «мама».

Т.Пеганова. Эпилог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.204-205

 

Из старой печати. В бактериологическом институте города Вятки

В среду 1 мая в 8 часов вечера в бактериологическом институте назначается заседание союза врачей Вятской губернии. Программа заседания: 1. Сообщение врача Меньшикова о совместительстве врачебных должностей 2. Мероприятия по устранению врачебной безработицы. И 3. Текущие дела

Наш край - 1918 г. № 28

 

Из старой печати. Экскурсия рыболовов



Экскурсия рыболовов отправляется сегодня в 12 часов ночи от перевозной пристани на оз.Бричково на моторе кружка рыболовов-любителей. Желающие принять участие должны записаться от 2 до 3 часов дня в редакции «Рыболова-охотника» у председателя кружка. Плата с членов кружка 25 копеек, с постоянных – 50 копеек. В кружке имеются готовые удочки, которые выдаются на прокат по 10 копеек в сутки. Приманка – готовая. Незаписавшиеся своевременно могут остаться без места в моторе.
На месте ловли будет организован чемпионат, причем за наиболее успешную ловлю будет выдан приз – складное проволочное удилище, пожертвованное известным писателем-рыболовом Игнатием Комаровым.

Северное слово - 1913 г. № 106 18 мая.

 

История в лицах



На фото: Александр Константинович Гюнтер, до 1917 года служивший земским начальником в Вятской губернии, дворянин и офицер. Одно из мест, где служил Александр Константинович, был Лебяжский участок Уржумского уезда. В 1940 году на страницах Лебяжской районной газеты "Вперед" местный краевед М.Сазанов оставил такие интересные воспоминания о земском начальнике:
"... Этого сатрапа сменил Гюнкер-барин с большим животом. Внешне он вежливо беседовал с мужиками, хитро выпытывал о долгах за подати, а потом по его распоряжению у должника распродавали все имущество, и даже суслоны с поля".
Фото, предоставленное Никитой Гюнтером, правнуком Александра Константиновича, датировано 1940 годом. Как ни удивительно, Александр Константинович чудом смог пережить годы репрессий и дожить до 1940 года. На данном фото ему было примерно 65 лет...

 

Хроники Гражданской войны в Вятской губернии: война отчаянных (май-июнь 1919 гг.)


Елабужский район. Под давлением противника наши войска отходят на линию Рождественская-Богоявленская, в 20 верстах восточнее реки Вятки.

Пермское направление. При поддержке огня бронепоезда наша разведочная партия ворвалась в д.Вариж (18 верст восточнее города Глазова) и захватила в плен 84 человек, пулемет, много винтовок и боевого снаряжения.

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 98 11 мая

Оперативная сводка на 21 мая. Оханское направление. Нашими частями с боем заняты селение Узгинское (45 верст северо-западнее Ижевского завода) и селение Кокоринское (45 верст севернее Ижевского завода).
Пермское направление. Противник повел наступление на селение Полом (15 верст северо-восточнее города Глазова), но был отбит. Одновременно с этим противник атаковал наше расположение в районе д.Кляповская (16 верст северо-восточнее города Глазова) и было занял ее, но нашей контратакой был выбит оттуда.

Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 110 22 мая

На реке Вятке наступление противника севернее Крестовоздвиженского нами отбито. На остальных участках спокойно.

В Сарапульском районе наши части подошли к правому берегу Кильмези, ниже устья реки Камы.

Деревенский коммунист - 1919 г. № 108 24 мая

Нашими частями занято селение Бисеровское (25 верст севернее Афанасьевского), наступление на север Георгиевского продолжается.

Деревенский коммунист - 1919 г. № 111 28 мая

Белебеевский район. На реке Вятке нами оставлено Крестовоздвиженское в 5 верстах восточнее устья Вятки.
Сарапульский район. Под давлением противника наши части отошли на несколько верст вверх по реке Сал, притоку Чепцы.

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 115 1 июня

Сарапульский район. Противник переправился на правый берег реки Кильнев у Сюмси Мошга. Северо-восточнее Зятицы бой продолжается.
Песковский район. Южнее железной дороги наши части под давлением противника отошли на 10 верст севернее железной дороги. Идет бой у Полинской, в 30 верст северо-восточнее города Глазова.

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 120 7 июня

В Песковском районе наши части, под давлением противника оставили Глазов и отошли на левый берег реки Убыт, в 8 верстах западнее Глазова.

В Сарапульском районе наши войска с боем заняли Сарапул.

Советская газета (Орлов) - 1919 г. № 123 11 июня

 

Одежда чувашского народа в старину



В основе традиционного костюма у женщин – туникообразная кепе – рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и алат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри – из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины 19 века анатри тоже носили белые рубахи).
В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном употребляли рубахи и штаны из посконного и льяного холста. Холщовые рубахи и штаны как у верховых, так и у низовых чувашей обычно были белыми, причем ворот, рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть, рукава, подол и боковые полосы (по швам) женских рубах украшались вышивкой и тесьмой. Поверх рубахи женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балаханы типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые – из кармазинного зеленого и синего сукна.
Летом в прохладные дни мужчины и женщины носили кафтанообразные шубёр из холста и пустав из тонкого сукна. Осенью – поддевку из шерстяной ткани (сахман). Носили также епанчи (одежду типа широкого и длинного плаща) из белого или серого, реже – синего сукна. Зимой носили приталенную шубу из овчины (кёрёк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали чапан из толстого сермяжного сукна или овчинный тулуп.
Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой – шапки (сёлёк) с широким околышем и продолговатым куполобразным верхом.
Разнообраием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льяные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья –шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин – хушпу – шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками – тухланками. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хуре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п.
В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пус хыса), подвески к поясам – сара, яркач, нагрудные украшения (шулкеме) и сурбанные подвесы (сурпан сакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.
Обычной обувью были кожаные сапоги, зимой – валенки, но наиболее общеупотребительной обувью являлись лапти (сапата). Вирьялы носили лапти с черными суконными онучами, анатри – с белыми шерстяными чулками – вязаными или сшитыми из сукна (тала чалха).
С середины 19 века чувашские мужчины начали носить пиджаки русского типа, полушубки, рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В женской одежде, особенно у анатри, на смену белому холщовому одеянию, украшенному вышивкой, пришла пестрядь и фабричная ткань; сурбаны и головные повязки дополнились покупными платками и полушалками. К старинной вышивке прибавились апликации и нашивки из цветной фабричной ткани.

Чуваши: этническая история и традиционная культура – М. 1999, с.79-80

На фото: экспозиция в Чувашском национальным музее, посвященная быту чувашского народа (г.Чебоксары).

 

Вятская печать о высадке японских интервентов

Японцы во Владивостоке. По слухам, идущим от проезжающих из Сибири, во Владивостоке высадились большие японские силы и на рейде стоит японская эскадра. Японские войска будут охранять японские и американские товары, находящиеся в Владивостоке в большом количестве.

Вятская речь - 1917 г. № 249 19 ноября

 

Хроники Первой Мировой. Пожива за счет беженцев


В Сарапуле появились первые ласточки беженской волны, которая скоро докатится до Прикамского края и зальет и наш Сарапул, и его окрестности. Прибывшие беженцы сейчас же принялись разыскивать себе квартиры.
И вы думаете, что сарапульские домохозяева встретили их с распростертыми объятиями? Как бы ни так. Один из беженцев вчера пожаловался мне на свою горькую участь.
Придет смотреть комнату:
- Сколько стоит в месяц?
- 8 рублей. А вы кто такие будете?
- Беженцы, - отвечает он простодушно.
- Беженцы! Дешевле 10 рублей не пущу.
И почти такой ответ получал в каждом доме, где сдаются квартиры или комнаты. А в одном доме ему просто с откровенностью ответили:
- Нам не выгодно пускать беженцев на квартиру, неимущие они.
Вообще некоторая часть населения Сарапула, видимо, решила поживиться за счет беженцев, и страшно подумать, до чего же будут взвинчены квартирные цены, когда до Сарапула докатится 10-тысячная армия беженцев. Как горько и обидно в такие тяжелые минуты напоминать нашим домовладельцам о губернаторском обязательном постановлении о квартирной плате и прибегать к этой угрозе тогда, когда мы должны сказать беженцам:
- Добро пожаловать!

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. от 21 августа

 

Вятские деревни: хутор Диуленок



Селение находилось на левом берегу Ошети, в двух километрах на юго-восток от деревни Гладкий Мыс. По типу селений оно даже не было деревней. По Списку населенных мест 1859 года оно записано как займище. По переписи 1926 года числится хутором, расположенном в километре севернее деревни Лифаги. Официальное название починка было «Малышевский», которое дано по фамилии основателя, поселившегося в этих местах около 1800 года.
В 1820 году селение состояло из трех дворов:
1.Пантелей Аврамов Малышев 54 года, семья 8 человек.
2. Феоктист Федоров Сморкалов 51 год, семья 10 человек.
3. Вдова Василия Васильевича Соломония 59 лет, семья 11 человек.
В 1859 г. в селении числилось пять хозяйств, в которых проживало 15 человек мужского пола и 18 женского. В 1891 году записана одна семья Васильевых из 12 человек. В 1926 году на хуторе числилась одна семья, в которой было по два человека обоего пола.
Хутор прекратил свое существование в 1930-1940-х годах. По списку сельских населенных мест 1950 года хутор Диуленок не числится.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района - Киров 2016 г., с.270

Фото С.Лобовикова, сделанное около 1900 года. Когда-то в многочисленных вятских деревнях кипела жизнь...

 

Вятские слова и выражения: что значит «подшовырить»?



Подшовырить, сов. Зацепить что-либо. – Научи меня лапти плести. – Да ничего хитрого здесека нету. Вот так подшовырить лыко калачигом да протаскиваёшь.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.174

На фото: "босяки" - экспонат Яранского краеведческого музея. Как Вы думаете, почему эта плетеная обувь так называлась?

 

Редкие имена и их написание

Имена Аполлон, Аполлоний, Аполлинария часто писались не с удвоенной буквой «Л», а с удвоенной «П».

Даже имя одно и того же человека написано в клировых ведомостях порой по-разному: сегодня дочь священника зовут Соломония, а через год – Соломонида.

В церковных бумагах можно встретить и самое разное написание имени Каллиник: священник Никандр Каллиников Поляков служил в селе Кумёнском, а его родной брат Михаил Калинников Поляков – в селе Дебесском.

Много путаницы с отчествами от имени Евсигний, вариантов несколько: Евсигниевна, Евсигнеевна, Евсегниевна. Пономарь села Мудровского Александр Евсигнеевич Леонтьев. (Я вначале вообще посчитала, что отчество жены нолинского пономаря Двинянинова – Александра Евсигнеевна. И лишь потом, когда все чаще стала встречаться данное имя в официальных документах (аттестаты, свидетельства, статьи в журналах) поняла, как его правильно писать: «Священник Петр Евсигниевич Мышкин (1835)».

Жену священника села Сезеневского Георгия Кибардина звали Вера Гервасиевна (1835 г.), но впервые на глаза попалось другое написание - Геврасиевна, решила, что ее имя образовано от имени Герасим, просто описка. Но описка оказалась совсем другая. Истину установила, увидев чёткое написание имени ее отца – Гервасий Шкляев.

Девятилетняя дочь пономаря Фёдора Тимофеевича Кибардина (1780) записана в клировой ведомости Залазнинского завода за 1829 год так: Илисафета.

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.205-206

На фото: церковь в селе Кумёнах, где служил священник Никандр Каллиников Поляков

 

По страницам старых газет. По старому стилю



Как известно, до 1918 года (большевистского декрета о смене стиля), старый стиль отличался от современного на 14 дней, и праздники отмечались в другие числа – Рождество отмечалось 25 декабря, а Крещение 6 января. Проще говоря, праздники следовали в такой последовательности: Рождество (25 декабря) – новый год – Крещение (6 января).
В 1913 году Сарапульская «Прикамская жизнь» так описывала крестный ход из собора города Сарапула на Иордань, который имел место 6 января:
«Развевались хоругви, и блестели образа. Местные войска колоннами следовали за многочисленным духовенством. Оркестр музыкантов впереди Крестного хода исполнял гимн «Коль славен». Тысячная толпа народа с обнаженными головами следовала за шествием при спуске на Каму, пропустив духовенство и войска. Конная и пешая полиция загородила дорогу публике, которая бросилась в стороны, но и там все спуски к Каме оказались заняты полицией. Толпа была вынуждена остаться на берегу, где длинной лентой оставалась вдоль перил Набережной.
Духовенство и святые иконы были у палатки, возле которой была Иордань с искрящимся в ней вырубленным крестом. Началось богослужение. Около Воронцовского дома народ в какую-то лазейку пробился по снегу-таки к Каме и вереницей потянулся к Иордани, но выставленные приставом конные стражники заворотили толпу».

Примечание. Подобные меры безопасности можно наблюдать и в наши дни, например, в Великорецком во время богослужений крестного хода. У полиции тоже есть свои традиции…

На фото: Вознесенский собор в Сарапуле в старину

 

Вятские деревни: Малые Мингали



Деревня находилась в четырех километрах на запад от Зонихи, рядом с Большими Мингалями. Основатели родов общие по деревням Большие и Малые Мингали. До конца 19 века жителей обоих деревень в статистических данных записывали одним списком, хотя фактически это были два самостоятельных населенных пункта. В церковных книгах около 1800 года жителей Больших и Малых Мингалей стали писать отдельно. Вероятно, в это время, между 1790 и 1800 годами, произошло разделение Мингалей на два самостоятельных населенных селения. В исповедной росписи просто писали два починка Суводских, без указания на большие и малые. В 1812 году в селении записано семь дворов, все были по фамилии Хромцов.
В 1891 году в 13 хозяйствах проживало 76 человек. Числилось 12 семей Хромцовых и одна Вяткиных. В 1926 году в деревне записано 16 дворов. Жителей числилось 45 человек мужского пола и 46 женского.
Хотя деревня по размеру была меньше, чем Большие Мингали, но именно в ней был центр колхоза имени Горького, образованного в 1939 году. Находилась начальная школа. В 1947 году была построена и запущена электростанция, обслуживающая деревни Косаты, Большие и Малые Мингали, Чащинку.
Последний житель деревни – Евгений Петрович Торопов покинул ее в 1975 году. Постановлением Кировской областной Думы от 21 декабря 1994 года №8/67 Малые Мингали исключены из учета данных.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.229

Фото деревни из книги

 

Женский монастырь города Вятки в советское время (в продолжение темы)



В 1624 году был основан Новодевичий Спасо-Преображенский монастырь. Он располагался в северной части Вятского кремля и должен был защищать город с севера. Сохранилась древнейшая Спасо-Преображенская церковь монастыря, построенная и освященная еще в 1696 году. Ее заказчиками была группа именитых посадских людей, материально поддержавших «этот захудалый монастырек».
После революции весь комплекс монастыря остался цел, но церковные главки с крестами были повален наземь, а с фасадов была срублена вся «атрибутика» христианства. Уникальнейшие росписи были закрашены масляной краской, а зал церкви были превращены в спортивные залы, и монастырь стал назваться Домом физкультурников. Монашек разогнали, и сестры разбрелись кто куда. В Спасо-Преображенскую церковь и освободившиеся монастырские кельи были заселены комсомольцы и рабочая молодежь. Так безгрешный дом превратился в грешную «малосемейку». Многие уже достигли пенсионного возраста, но до сих пор продолжают жить в монастырских коммуналках, окончательно утратив надежду получить от государства благоустроенное жилье.

Анатолий Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г., с.79-80

 

 

 


Назад к списку