Январь: 16-31
М.Е.Салтыков-Щедрин и Вятка в его произведениях
27 января исполнилось 195 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826–1889), русского писателя-сатирика, отбывавшего одно время ссылку в губернской Вятке. Как бывает у многих писателей, свои впечатления впоследствии сатирик запечатлел в некоторых своих воспоминаниях. Например, в сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно прочитать такие строчки:
"— Позвольте, ваше превосходительство, и вы, кажется, не слишком осторожны в выборе чтения! — прервал первый генерал и, взяв, в свою очередь, газету, прочел:
«Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же, от огорчения, печень его увеличится...»
К сожалению, в одноименный мультфильм этот эпизод не вошел.
Народ марийцы. Самоназвание марийского народа в трудах древних историков
Черемисы не называют себя Черемисами, но Мори, которое имя у Страленберга Море или Мере не право написано, и из того производит он такое рассуждение, что тем о описуемых у Иорнанда страшилищах мере или море называемых, от которых произошли гунны, обстоятельнейшее понятие иметь можно.
Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов - СПБ 1791 г., с.31
Слободской уезд в материалах вятской статистики
Положение уезда и его границы. Слободской уезд, занимающий самую северную часть Вятской губернии, имеет в общих, самых грубых чертах фигуру, несколько подходящую к трапеции. Границами описываемого уезда служат с севера Вологодская губерния (Усть-Сысольский уезд), с северо-запада Орловский уезд, с запада Орловский и Вятский, с юго-запада Вятский, с юга Вятский и Глазовский, с юго-востока и востока Глазовский и с северо-востока Пермская губерния (Соликамский уезд). С севера на юг Слободской уезд идет на протяжении около 240 верст, с запада на восток около 210 верст; наибольшая его протяженность, в юго-восточном направлении, около 265 верст.
Почти вся громадная пограничная линия Сарапульского уезда идет сухопутно; только на юго-западе, на небольшом пространстве она идет водным путем, имеющимся на границе вышеназванного уезда с Вятским, захватывая на юге Шепелевской волости самый ничтожный клочок реки Вятки и юге Ярославской волости совпадает, также на не особенно большом протяжении с рекой Чепцой, которая на расстоянии 3-4 верст отделяет часть Островновской волости по юго-восточной ея границе от Глазовского уезда.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г.
Вятские села и веси в описаниях этнографов: село Филейское
Село Филейское в 7 верстах от города Вятки, на левом высоком берегу реки Вятки, расположенное в красивой живописной местности. С недавнего времени сделалось известным по всей губернии, благодаря иеромонаху отцу Стефану, который построил здесь церковь и несколько келий и своей трудовой подвижнической жизнью привлекал массу богомольцев и посетителей. С 1899 года здесь устраивается трудами и средствами того же отца Стефана и его родственников мужской монастырь, основанный в память чудесного спасения Государя Императора и Его Августейшей семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1904. - 216 с.
С архивной полки: "А в ней живущим выть с полувытью..."
Деревня Петрушинская Колобова на речке на Хлыновке. Во дворе: Замятинко Петров; во дворе: Баженко Фишев; во дворе: Ганко Фишев; во дворе: Омелко Костин. Пашни пахотные середние земли 21 четверть, да перелогом две четверти без полуосмины в поле, а в дву потому ж, сена около пол на отхожих пожнях в Осиновеце вверху Вятки реки, да против Скопины Гари 110 копен, лесу нет, а в ней живущим выть с полувытью, а впусте полчеть выти.
Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева
С архивной полки: "Запарилась в печи..."
Как известно, в старину была такая традиция - наши предки мылись и парились не только в бане, но и в русской печи. К сожалению, это иногда приводило к несчастным случаям. Иногда в метрических книгах можно увидеть пометки о причине смерти: "запарилась в печи".
Один из таких случаев был зафиксирован в метрической книге прихода села Зонихи Орловского уезда в мае 1877 года, когда умерла крестьянская вдова из починка Суводского Второго (Малые Мингали) Васса Ивановна Храмцова 66 лет. Причину ее смерти указали так: "По отношению станового пристава 4го стана смерть последовала от запаривания в печи".
Источник: метрическая книга прихода с.Зониха 1877 года из фонда Верхошижемского краеведческого музея
Деревенские прозвища
Один крестьянин, кроме должного прозвания, слывет под названием Дворянинова: отец его нередко принимал и угощал в своем доме радушно чиновников, коим доводилось бывать в их селении, и, при случае, говорил своим туземцам: «Что, де, вы со мной калякаете? Со мной знаются и дворяне!» Другой человек оставил своим потомкам прозвание Землянова, данное ему соседями потому что он, избегая опасного нашествия Пугачева, удалился в леса и скрылся в землянке.
Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда. Труд священника г.Елабуги Михаила Ардашева (1849 г.).
А Вы какие-нибудь слышали интересные деревенские прозвища?
Вятские слова и выражения: побируха
Побируха, побирушка христорадник, нищий, попрошайка
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.]. Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.
Цены и зарплаты в дореволюционной Вятке на 1905 год
Цены на квартиры, продукты и рабочие руки в городе Вятке. Квартира 8-10 комнат - от 700 до 100 рубле в год; 5-7 комнат – 300-600 рублей; 2-4 комнат - 100-250 рублей. Стоимость 1 фунта печеного хлеба ржаного 2-3 копейки, пшеничного – 4-6 копеек; 1 фунт соли - 1 копейка; 1 фунт мяса лучшего сорта 12-16 копеек, худшего 8-10 копеек; 1 фунт сахара - 16-18 копеек; 1 пуд керосина 1 рубль 50-70 копеек; 1 фунт стеариновых свеч - 23-26 копеек; электрическое освещение - 27 копеек за килоуатт час с 4 до 11 часов вечера и 13 копеек в остальное время дня. Дрова однополенные: сосновые и еловые 3 р.40 коп – 4 рубля за сажень, березовые 3 рубля 8 коп.– 4.30 за сажень. Плата мужской прислуге, смотря по роду занятий, колеблется от 4 до 15 рублей в месяц, при готовом содержании, женской от 1.50 до 10 рублей. Поденная плата мужчине 50-80 копеек, женщине 35-45 копеек.
Памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка, 1905 г., с.58-59
Вятская жизнь сто лет назад: первое электричество в деревне
Продолжаем традиционную рубрику "Вятская жизнь сто лет назад". В прошлом году рассказывали о событиях вятской жизни 1920 года. С этого года соответственно публикации будут посвящены событиям вятской жизни 1921 года. Предлагаем Вашему вниманию первую публикацию из этой серии...
Электричество в деревне. Осенью прошлого года силами субботников в селе Тихих горах Елабужского уезда установлены столбы для проводки электрического освещения; в настоящее время освящены почта, телеграф, сельский совет; на днях будут освещены народный дом, школа; по мере приобретения арматуры проложится проводка по всему селу; надеются сделать к весне. Энергия берется с силовой станции Тихогорской пристани, сооруженной для электрической тяги на элеватор узкоколейной железной дороги.
Деревенский коммунист (Вятка) - 1921 год № 11
Когда арестанты начали отрабатывать свое содержание в местах заключения? (из объявлений 1875 года)
Источник: Вятские губернские ведомости (1875 год)
Небольшой анонс
После небольшого перерыва мы снова начинаем публикации из вятской периодической печати дореволюционного времени за различные годы - 1875, 1895, 1906, 1910, 1913, 1915 и 1917 годы. Также продолжим публикации из Сарапульской "Прикамской жизни" за 1909-1915 годы, а позднее (примерно весной) за советский и постсоветский период нашей истории. Впереди будет много интересного, а пока первая публикация из далекого 1915 года...
Женщины и газеты. Бельская волость Глазовского уезда. В наше волостное правление почта приходит два раза в неделю - по воскресеньям и четвергам. Почту ждут по 2-3 часа толпы народа, а в большинстве женщин. Почта разбирается, письма и газеты раздаются на руки. Многие тут же и прочитывают. Мужчины читают, а женщины слушают. Женщины стоят кругом и непонятное просят разъяснить или рассказать. Теперь же многие своеручно пишут мужьям, а от них своеустно прочитывают письма. Как видится, женщины стали более смелее и энергичнее.
Крестьянская сельскохозяйственно-техническая газета (Вятка) - 1915 г. № 25
Вятские села и веси: село Икское Устье
Против устья реки Ика расположено село (и пристань) Елабужского уезда Икское Устье. Рядом с селом песчаная гора, из песка которой приготовляется прекрасный кирпич. Жители села (их более 1 тыс.) занимаются рыбною ловлею, красильным мастерством и торговлею. Богатейшие елабужские купцы вышли из среды предприимчивых и энергичных иковцев.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Вятский говор
Остожить, сов. Закончить укладку стога. Молодцы, робёнки, старика угробили. Два оммёта остожили.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры - Киров 2013 г., с.154
Вятские деревни: Подсосны
Селение находилось в трех километрах южнее Дымково, на левом берегу речки Лемешки, напротив деревни Вшивцевы. По месту нахождения починок писали – по речке Лемехе. Было и второе название – Подсосяне. От него и произошло название деревни. Трудно сказать, когда было основано селение. По Списку населенных мест 1859 года починок не числится, в Реестре 1891 года его тоже нет. По переписи 1926 года записана деревня Подсосны, в которой в пяти дворах проживало 11 человек мужского пола и 12 женского.
Селение прекратило существование в 1940-х годах. По Списку сельских населенных мест 1950 года деревня Подсосны не числится.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхшижемского района – Киров 2016 г., с.180
С архивной полки. Из отчета инспектора народных училищ Слободского уезда В.А.Коробова о состоянии Кайгородского училища Слободского уезда (не позднее 1877 г.)
Кайгородское училище для обоего пола помещается в наемной квартире… Учащихся по списку 53, в том числе 14 девочек, из них в старшем отделении – 14, в среднем – 24 и младшем – 15…
Классная мебель хороша, столы с откидными досками приготовлены в существующей в селе ремесленной школе. Преподаванием в училище занимаются законоучитель священник С.Помосов с 1869 года и учитель Н.Филатов, окончивший курс в Слободском уездном училище в 1876 г… В старшем отделении знают главные события Святой истории, но передают им буквально по учебнику, в среднем и младшем отделениях знания вообще слабы, в младшем отделении знают только молитвы… По чтению и арифметике успехи удовлетворительные… В старшем отделении читают по гражданской печати, хотя не бегло, но правильно и сознательно, по-славянски читают лучше… Дисциплина требует улучшения: ученики ответы дают сидя, сидят развалившись и без всякой надобности встают с места.
ЦГАКО ф.869 оп.2 д.12 лл.38-39
На иллюстрации: картина В.Маковского "В сельской школе"
Народ и Сталин (воспоминания)
«Раньше Сталин для всего народа был просто Богом. Помню, пришли мы как-то с матерью в сельсовет. В красном углу висел портрет Сталина, мать перекрестилась и меня заставила поклониться. Все жили в страхе, все боялись, но и уважали Сталина. Мы не могли себе представить, как жить без Сталина» (А.И.Гребнева, 1917 г.р.).
«Сталин был для нас Бог и царь. Когда он умер, мы всей деревней ревели по нему. Мы даже думали благодаря Сталину. А и сейчас у меня нет на него зла. Нас он не обидел» (В.В.Рогожникова, 1920г.р.).
«Сталин был для нас вождь и учитель, всезнающий человек, в общем был Богом. Так нас учили в школе, так писала пресса, так учила партия до самой смерти, так думал народ. Считалось, что благодаря мудрости Сталина наш народ выиграл и такую войну. Как плакали люди, когда умер Сталин! Ну, думали, конец света. Прекратится советская власть, загубят нас другие! Разве кто знал все его творения? Что внушали народу, то он и думал, куда поворачивали, туда и шел» (Л.Г.Стремоусова, 1919 г.р.).
Виктор Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.169
На фото: памятник Иосифу Сталину на главной площади города. г. Кирово-Чепецк. 1950-е гг. Фото с сайта https://7x7-journal.ru/posts/2020/05/14/unichtozhenny..
Оборотни в шинелях
Особый отдел 3й армии Восточного фронта. Действия отдела на территории Бисеровской и Георгиевской волостей Слободского уезда зафиксированы в докладе представителя Глазовской организации РКП (б) Воинова, например, 11 марта 1919 г. в Вятском губисполкоме в докладе отмечалось: «Все реквизиции и безобразия бледнеют перед работой начальника карательного отряда Ларионова и агентов 7 пункта особого отдела… Наряжались белогвардейскими офицерами и в таком виде выпытывали у богатых крестьян, учителей и бывших слуг царского режима их мнение о советской власти, прося оказать содействие, и получив сведения, арестовывали». Иногда отряд действовал и под флагом Белой армии. Официально это объяснялось проведением работы волостных исполнительных Советов, но более напоминает действия прежних «летучих отрядов». Действия особого отдела были пресечены лишь благодаря ходатайству Глазовской организации РКП (б), переданной в ГУБЧК.
Уездные Чрезвычайные Комиссии прибегали к созданию мнимых контрреволюционных организаций. В апреле 1919 года в городе Яранске уездная ЧК спровоцировала, организовала и вооружила «контрреволюционную организацию», арестовав ее затем. Подобная деятельность Яранской ЧК пресечена. 14 июня 1919 года вышло постановление ГубчК, указавшей, что подобные меры лишь вызывают отторжение крестьян от советской власти.
Д.В. Гришин. Политические репрессии в Кировской области - Киров 2013 г.,с.41
На иллюстрации: картина Ивана Владимирова
Из старой печати: "Присутствовали в большинстве случаев учащиеся разных учебных заведений"
Митинг. 20 ноября в помещении электротеатра «Колизей» состоялось собрание, на котором присутствовали в большинстве случаев учащиеся разных учебных заведений, а также родители учащихся и педагогический персонал. В небольшом числе была и вольная публика. Были заслушаны доклады от представителей разных партий на тему о текущем моменте. С докладом выступили: от кадет г.Винтер, от эсдеков - С.Я.Столбов и от эсеров - г.Масченков. Всем докладчикам публика аплодировала. В конце из публики случайно «вылез» большевик, который тоже сделал «доклад». Этого «депутата» публика наградила свистом и криками: «Долой», «врете» и т.п.
Вятская речь - 1917 г. № 251 23 ноября
"Непопулярная река": река Кама в описаниях вятских этнографов
Многоводная Кама мало известна в русском народе. Совсем не то, что матушка Волга, которую «сверху до-низу, снизу до-верху» возвеличил и увековечил русский человек своими меткими эпитетами, остроумными присловьями и мудрыми пословицами. О Каме известна одна только, и то местная, пермская поговорка: провалился, как в камский мох! Так говорится о пропавшем без вести, без всяких следов. В виду имеется, очевидно, северная Кама, а быть может и прежние обитатели Прикамья, которые очень энергически расправлялись с ненадежными лицами. И среди отечественных поэтов река Кама тоже не пользуется особенной популярностью.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
На фото: река Кама у города Сарапула. Фото из архива администратора группы
Летучий отряд Журбы в Котельниче
Отряд матросов находился на территории города с декабря 1917 года и принял активное участие в передаче власти в городе в руки большевиков. Фактически «летучий отряд» взял на себя организацию продовольственного снабжения города, взятия налогов, реквизиции продовольствия. В городе он учинил массу расправ, в ходе которых без предъявления каких-либо обвинений расстрелял до 20 человек. Кроме того, в городской тюрьме также были расстреляны все пересыльные заключенные.
В докладе членов Всероссийской крестьянской секции уполномоченным комиссаром Внутренних дел на заседании Вятского губернского съезда Советов 11 апреля 1918 г. по расследованию деятельности комиссара котельничского «летучего отряда» отмечаются случаи побоев, оскорблений и издевательств, жертвами которого стали представители имущих слоев населения. Приведем некоторые из них, зафиксированные в докладе: «Бывшего воинского начальника капитана Веревкина, больного совершенно, посадили в тюрьму. Ночью к нему явились солдат и матрос, потребовали одеться, вывели, привязали веревкой к оглоблям, сами сели в сани и так возили по городу. Потом опять посадили в тюрьму. В тюрьму были посажены священник Фаворский и церковный староста. Они сидели вместе с 4 другими заключенными, туда явились солдаты и матросы, удалили остальных, а священнику Фаворскому и церковному старосте стали делать «массаж», свалили с ног и били, а потом надзиратель передавал, что видел тут лужи крови» (ЦГАКО ф. П-45 оп 1 д 153 л.30). Отряд проводил многочисленные реквизиции и конфискации, при этом денежные средства и ценности нигде не учитывались и поступали в полное распоряжение отряда.
… Отряд Журбы согласился покинуть Котельнич лишь после длительных переговоров. Он отбыл в Петроград 9 апреля 1918 года. Поводом для отъезда стало подтверждение полномоий отряда. Ранее 19 марта согласно постановления ВЧК все созданные на территории Росии летучие отряды были расформированы. Часть их членов вошла во многие губернские и уездные Чрезвычайные Комиссии.
Д.В. Гришин. Политические репрессии в Кировской области - Киров 2013 г., с.16-17, с.19
«…Чувствуют себя в России великолепно…»: военнопленные Первой Мировой в Вятской губернии (в продолжение темы)
На пароходе «Василий» братьев Каменских 23 апреля в Сарапул прибыла партия пленных австрийцев человек 200. Вид у всех упитанный. Выстроившись в ожидании отправки в город, они насвистывают, пересмеиваются, вообще ведут себя непринужденно и, видимо, чувствуют себя в России великолепно. Глядя на них, воочию видишь – как рыцарски относится наше правительство к безоружным врагам. Но больно сжимается сердце, когда вспомнишь, как гнусно наши подлые враги обращаются с нашими пленными у себя дома, в Германии и Австрии.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. 24 апреля
На фото: для этих война закончилась. Впереди сытый русский плен...
Со страниц старых газет. Открытие солдатского клуба в городе Вятке
К открытию солдатского клуба. Вчера днем в Народном доме состоялось открытие солдатского клуба, на котором присутствовали в полном составе члены полкового комитета и совета старшин солдатского клуба, а также представители Совета рабочих и солдатских депутатов. Гостям был предложен завтрак. Во время торжества играл оркестр духовой музыки.
Вятская речь – 1917 г. № 246 16 ноября
Население Прикамья глазами русских этнографов
Население (по реке Каме) терпимо. Религия не вызывает розни. Народ гораздо развитие, чем где-либо в ином месте. Вообще так по всему горнозаводскому Уралу и по Каме. Тут наткнетесь на такие типы нравственно-красивых, умных крестьян, что только руками разведешь, да, вспоминая наши порядки, невольно воскликнешь: «Откуда нам сие!» Горнозаводские женщины - какое сходство с Колымскими женщинами, промышляющими на океане! Та же сила, та же отвага и та же кажущаяся распущенность.
В.И.Немирович-Данченко
Кухня народов Вятской губернии: чувашская
Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки – хура сакар.
В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала 19 века – картофельный суп. Весной варили зеленые щи из сныги, крапивы, борщевики (пултаран яшки).
В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимёр), из овсяной, гороховой и ржаной муки. С 19 века видное место в рационе чувашей занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс.
К праздничному столу чувашки готовили хапарту - пышный пшеничный хлеб, хуплу – круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, пуре меч – большие ватрушки с различной начинкой, йава – печенье без начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли – небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).
Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое скота мясной похлебки аш (какай) шурпи, вареной колбасы, тултармаш, особого рода колбасы шарттан (др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.
В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом сара. Одновременно пиво было и повседневным напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).
Чуваши этническая история и традиционная культура – М. 1999 г., с.80-81
На фото: бочка для пива и ковш. Экспонаты Чувашского национального музея (г.Чебоксары)
Ермак Тимофеевич на реке Ик (легенда)
Река Ик в бытность Вятской губернии протекала по ее южной части, Елабужскому уезду. Вот какую интересную легенду записал, связанную с этой рекой, писатель В.И.Немирович-Данченко.
Устье реки занял царский воевода и давай вверх на него (Ермака) тучей надвигаться. В берега не уйдешь: ишь крутоярье какое! Ничего тут не поделаешь. Думал сначала Ермак бой принять, да силы у него не хватило… Выплыл он с лодкой своей посередь реки и взял с собой только одну любимую царевну татарскую Алмаз. Выплыл это он и крикнул: ах ты гой еси, река Ик могучая, кланяюсь я тебе всем добром моим: серебром, золотом, камением самоцветным, товаром дорогим… И побросал в реку всю казну свою. Замутилась река, приняла Ермаково добро… Тогда он взял свой меч булатный, напоследок царевну Алмаз поцеловал в уста сахарны, да как полоснет – так на смерть прямо… Взял он это ее, голубушку, и в воду!.. Бултых!... Опосля он давай молить реку Ик, чтоб вызволила его из лихой беды, спасла от конца неминучаго. Ну, река Ик богатыря послухала… Не успел он еще в свое становье вернуться, как поднялась непогода, взбушевал Ик и потопил царские суда с приставами и московскою дружиною! С тое самое поры и Ик помутнела… Омутами ее всю затянуло, потому что она в этих омутах казну Ермакову хранит ...
Со страниц старых газет. Вятчане и признание советской власти
Деревня и большевики. 18 ноября состоялось Вожгальское волостное земское собрание. Обсуждался вопрос о текущем моменте. Один из гласных охарактеризовал захватчиков власти:
- Это шайка грабителей и воров.
В результате прений постановлено: до Учредительного собрания призавать только власть губернского земского собрания.
Кстининское волостное земское собрание вынесло по поводу переживаемого момента такую резолюцию:
«Захват власти большевиками порицаем, категорически протестуем против расхищения и захвата народных денег из государственного банка и казначейства. Власти большевиков повиноваться не желаем. Требуем установить власть твердую из всех общественных демократических сил отечества и ускорить созыв Учредительного Собрания. Войну довести до конца вместе с нашими союзниками. Поэтому для армии все должны постоянно доставлять хлеб и другое продовольствие и ввести в ней порядок и дисциплину. На местах будем строго следить за порядком, чтобы не было погромов и бунтов. Дезертиров из армии отправлять на службу».
Вятская речь - 1917 г. № 251 23 ноября
На фото: Кстинино летним вечером
Забытые новогодние традиции: новогоднее молебствование
По заведенному обычаю Сарапул встретил Новый год ночным торжественным молебствием в соборе, которое совершал Пр.Амвросий. Собор нынче был переполнен публикой. Толпа молящихся, не поместившаяся в соборе, стояла на площади. На молебне были все офицеры местного батальона во главе с генералом Самаряновым.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. от 3 января
С архивной полки. Как учились в духовных семинариях
Где-то приходилось читать, что в старину образование в духовных семинариях приравнивалось к университетскому. И, действительно, перечень предметов там был довольно солидный, причем многие из них, кажется, к будущей профессии семинариста отношения и не имели, например, физика или геометрия...
Представляем Вашему вниманию аттестат об окончании Казанской духовной семинарии за 1898 год семинариста Михаила Константиновича Александрова, впоследствии служившего на приходах Вятской епархии. По сравнению с аттестатами Вятской духовной семинарии список учебных предметов не очень полный. В Вятской семинарии их было еще больше, например до пяти языков, и еще какие-то предметы, которых нет в данном списке. Выходит, по качеству образования Вятская семинария превосходила Казанскую...
Воспитанник Казанской духовной семинарии Александров Михаил сын умершего священника села Кривозерок Чистопольского уезда Казанской губернии Константина Александрова, родился во 2 день месяца октября 1874 года, по окончании Чистопольского духовного училища поступил в месяце сентябре 1892 года в Казанскую духовную семинарию, в коей при поведении отличном показал успехи:
По изъяснению Священного писания - хорошо (3)
Библейской истории - хорошо (3)
Общей церковной истории - очень хорошо (4)
Истории русской церкви - очень хорошо (4)
Богословию основному - хорошо (3)
Богословию догматическому - хорошо (3)
Богословию нравственному - хорошо (3)
Богословию обличительному - хорошо (3)
Практическому руководству для пастырей - очень хорошо (4)
Гомилетике - хорошо (3)
Литургике - хорошо (3)
Истории и обличению русского раскола - хорошо (3)
Русской словесности - хорошо (3)
Истории русской литературы - хорошо (3)
Всеобщей гражданской истории - хорошо (3)
Русской гражданской истории - хорошо (3)
Алгебре- хорошо (3)
Геометрии - хорошо (3)
Основаниям пасхалии - хорошо (3)
Физике - очень хорошо (4)
Логике - очень хорошо (4)
Психологии - очень хорошо (4)
Начальным основаниям и истории философии - очень хорошо (4)
Дидактике - очень хорошо (4)
Языкам
Греческому - хорошо (3)
Латинскому - хорошо (3)
{Французский, немецкий, еврейский вычеркнуты}
И церковному пению - хорошо 3
По окончанию полного курса учения в семинарии Александров Михаил причислен педагогическим собранием семинаристского правления с утверждения епархиального архиерея ко второму разряду воспитанников в оной семинарии с преимуществами присвоенными окончившим полный курс учения семинарии высочайше утвержденным 22 марта 1884 года устава православных духовных училищ.
По отправлению воинской повинности Александров Михаил 1й пользуется льготами, предоставленными воспитанникам учебных заведений первого разряда.
В удостоверение чего и дано ему Александрову Михаилу 1му сие свидетельство от правления Казанской духовной семинарии с надлежащим подписанием и с приложением печати правления. Город Казань июля 7 1898 года
В том же году Михаил Александров по своему прошению был переведен в Вятскую епархию, хотя его предки служили Богу в Казанской губернии. Служил в селе Яжбахтино Сарапульского уезда и Сюмсях Малмыжского, был законоучителем (преподавателем Закона Божьего) в Сюмсинском лесном кондукторском училище. В семье отца Михаила и матушки Александры Васильевны выросло шестеро детей.
По словам потомков священника, его семья бежала в Казахстан на волне репрессий где-то в после 1934 года. У него там, говорили, был приход.(информация со слов.) После 1946 года он переехал в г .Мукачево к своему сыну. Там и похоронен.
Источник: НАРТ ф.116 оп.1 д.852 лл.54 об.-55
Легенда о том, как в Елабужском приходе девиц начали срочно замуж выдавать
Недалеко от Пьяного Бора с.Старая Чекалда, к которому Немирович-Данченко приурочивает одно народное предание. «Чекалдинский поп, чтобы больше свадеб было, распустил слух о намерении правительства брать в солдаты девок. Темный народ струсил и давай окручивать дочерей за кого попало. Браков была бездна». В действительности дело происходило несколько иначе. В «Столетии Вятской губернии» (Вятка 1881, т.2, р.122) читаем: «Летом (1871 года) между крестьянами Сарапульской волости распространился слух о наборе на крестьянских девиц. Слух этот, несмотря на всю его нелепость, скоро распространился в народе и произвел немалый переполох в местном женском населении. По расследованию полиции оказалось, что распространители этого слуха были: местный сельский староста С-Н и его писарь. Они, по показаниям крестьян, в двух селениях собирали сход и записывали семейства, имеющие взрослых девиц. С одной женщины попросили взятку за то, чтобы не показывать ее взрослой девицы в составляемой ведомости. Набор на девиц, говорили крестьянский староста и его писарь, делается будто бы, потому что за пленных где-то далеко, за несколько тысяч верст, требуется много девиц в замужество, вот для этого-то и положено сделать в России набор. Одна из женщин при дознании заявила, что она, боясь подобного переселения, единственную дочь свою после объявления набора выдала в замужество».
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
На фото: семья крестьянина Елабужского уезда. Фото предоставлено Виктором Беловым
Назад к списку