ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Февраль: 1-15

Из вятской печати 1917 года: отношение солдат запасного полка к большевистскому перевороту



Собрание солдат 106 полка. На заседании членов полковых, ротных и командных комитетов 4 ноября под председательством председателя полкового комитета Купчихина, по обсуждении вопроса о посылке двух рот 106 полка в Пермь, вынесена была отрицательная резолюция, мотивирующая тем, что в Петрограде есть свои войска, кроме того, неведомо, зачем из Вятки требуются эти две роты солдат и требуются частной организаций, как Комитет Спасения родины и Революции.
Избрание комиссии для выборов в Учредительное Собрание в количестве 7 человек.
… На заседании этом приняли участие представители Глазовского гарнизона, и один из них прапорщик Драгунов, который по ознакомлении с настроением солдат 106 квартируемого в Вятке полка, и в соответствии с настроением 154 Глазовского, между прочим высказался, что вся власть должна принадлежать тому правительству, которое сейчас образовалось в Петрограде.
Нужно заметить, что выступавшие на заседании ораторы много говорили против «буржуев», при чем все эти выступления сопровождались долго несмолкаемыми аплодисментами.
По обмене мнениями о текущем моменте была принята (21 против 7) следующая резолюция:
« Выразить резкое осуждение насилию, с какой бы стороны это насилие не исходило, и собрание выражает полную готовность поддержать демократически-социалистическое правительство без всякой примеси представителей буржуазных партий. Предложить рабочим и крестьянам немедленно созвать съезд рабочих и крестьянских депутатов в губернии для реорганизации существующих советов в согласии с текущим моментом».
Тут же было постановлено через своего представителя в совете при губернском комиссаре требовать немедленного освобождения из-под ареста товарища председателя местной партии «большевиков» П.Г.Фалэлеева и других с ним арестованных.
В конце заседанием единогласно постановлено прибывший отряд 84 дивизии расформировать по 106 полку в качестве учителей.

Вятская речь - 1917 г. № 239 от 7 ноября

 

Русские обычаи и традиции: сватовство в Елабужском уезде

Свадьба. Родители, первоначально приискав для своего сыновей невесту и уговоривши со сватом, приезжают с женами для должного сговора, хотя бы он ранее и не видал сей девицы. При этом случае приглашался восприемник жениха и близкие родственники. Для угощения гостей от жениха привозилось ведро или два хлебных вина, несколько виноградного (вина) и вареного меду.
По приходе в избу, жених и родство его, в ожидании вывода невесты, стоят на ногах около получаса или четверть часа, так как, по принятому обыкновению, вывести вскоре невесту считается неприличным. В это время девицы ее одевают. После того как, за Божьим благословением, жених с невестой и гости займут места свои, от невесты напоминают свату о том, не угодно ли ему выйти в сени для каких-нибудь переговоров; но сей с учтивостью откланивается, говоря, что ему толковать не о чем: сказано – сделано; лучше де, сватушка, ударим по рукам. И вот наши сваты берут в руку конец полы своего кафтана или плат и, ударяя по рукам, целуются; после сего они первые пьют по стакану водки, а созванные девицы начинают свои мелодичные песни.
Здесь замечено и то, что жених не платит за невесту калыма, который в других уездах простирается от 10 до 30 рублей серебром; впрочем, из приличия он дарит невесте от 3 до 5 и более серебра.
Со дня решительной помолвки, невеста в кругу подружек своих нередко плачет, даже вопит, хотя бы жених ея был умный и богатый. Простая ж говорит: «лучше, де, горе свое оплакать в девстве, чем замужем; не поплачешь невестой, придется иногда плакать в замужестве».

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда. Труд священника г.Елабуги Михаила Ардашева (1849 г.).

 

Вятская жизнь сто лет назад. Начало атаки на религию...



Необходимо бороться с темнотой. Нам сообщают из Синеглинской волости Слободского уезда о следующем возмутительном факте.
Несколько времени тому назад члены РКСМ устроили беседу с местным попом Ефимом Долгих о значении религии, о мощах и тому подобном. Поп не мог дать обстоятельных и разумных ответов и выказал свою несостоятельность. Тогда местные крестьяне, присутствовавшие на беседе, видя беспомощное положение попа, набросились на члена РКСМ и даже нанесли одному из них, товарищу Пономареву, побои.
Этот факт поддержки попа чрезвычайно характерен и является лучшим доказательством, что в деревне необходима самая широкая агитация, чтобы бороться с темнотой.

Вятская правда - 1921 г. № 297

Советская карикатура на тему культуры и религии

 

Из старой печати. Юный доброволец (1914 год)



Один из фактов настоящей действительности.
В начале октября из Слободы при г.Сарапуле скрылся 16-летний мальчик Алексей Вшивцев. Долго искали родственники пропавшего мальчика и решили, что Алексей не иначе, как уехал на войну, тайно пробравшись на пароход вместе с партией мобилизованных запасных, а потом где-нибудь записался в отряд добровольцев.
Догадки родных оправдались.
На днях родными Алексея было получено письмо с передовых позиций действующей армии. Алексей пишет: «Находился в бою три дня. Участвовал в ожесточенной перестрелке. Снаряды падали рядом, но Бог сохранил меня. До сих пор жив, здоров и твердо верю в победу русских. В том бою, в котором я участвовал, наш отряд отличился: мы забрали у неприятеля три пулемета и 20 человек в плен.
Поклон всем и привет сарапульцам!»
- Молодец, Алеша! – обрадовались родные. – Мы думали, сгинул парень, а он немца побеждает.

Кама (Сарапул) – 1914 г.№ 280

 


Как закрывали церковь в селе Уть Унинского района



В 1936 году Утинским сельским советом была предпринята попытка разобрать кирпичную стену церковного здания, а нижний этаж церкви передать под пекарню сельпо. Но президиуи райисполкома от 1 сентября 1936 года это решение отменил. Закрыли церковь в 1939 году. В том же году со звонницы сбросили колокола. Перед тем церковный звонарь Василий Матвеевич ГРебенкин поднялся на колокольню, и в последний раз наполнил окрестности села прощальным колокольным звоном.
24 февраля 1949 года группа верующих Утинского сельского совета обратилась с заявлением к уполномоченному по церковным делам Кировской области Новикову, об открытии молитвенного дома в деревне Клушино, принадлежавшему Пермяковой Ульяне Осиповне. Священником верующие выдвигали Владимира Васильевича Зубарева. К заявлению была приложена выписка из протокола общего собрания сельскохозяйственной артели «Свободный труд» (д.Клушино). собрание постановило выделить 15 соток земли для открытия молитвенного дома, но решением исполкома Облсовета от 20 мая 1949 года в просьбе было отказано.
В настоящее время Утинская Вознесенская церковь пустует и разрушается, лишенная церковной ограды, колоколов, внутреннего убранства.

Священник Владимир Васильевых. Православные храму Унинского района – Нолинск 2006 г., с.27

На фото: церковь в селе Уть. Фото 2010 года из фонда Унинского краеведческого музея

 

Погодные хроники 1905 года



12 апреля. Первая подвижка льда на реке Вятке против города Вятки.
16 апреля. Вышел первый пароход из Казани на Вятку.
13 мая. В пределах Рохинской волости Вятского уезда выпал град величиной в крупный волотский орех.
15 июня. В деревне Козловаж Котельничского уезда во время грозы убита молнией девушка и сгорело 2 больших дома.
21 сентября. Вода в реке Вятке поднялась на 3 аршина выше ординара; все прибрежные местности затоплены; на лугах унесено и подмочено сено.
18 октября. Первый снег. Санный путь
25 ноября. Вышел из Вятки в город Орлов последний пароход. Навигация в этом году закрылась на 2 недели позже прошлого года.

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 года

На фото: весна скоро... Встреча ледохода в Уржуме на речке Уржумке. Дата съемки неизвестна

 

Хроники Первой Мировой на страницах вятских газет: бесплатный валежник



В Сарапульской городской управе с 16 сентября открыта запись заявлений проживающих в Сарапуле семейств мобилизованных запасных нижних чинов и ратников ополчения по желанию воспользоваться бесплатным сбором в закамской горнозаводской даче дров из валежника или сучьев, которых может быть отпущено: семействам из крестьянского сословия до трех, а семействам сословия мещанского по одному кубу на семью.

Прикамская жизнь – 1916 г. от 16 сентября

 


Природные хроники Вятской губернии: саранча

В последних числах мая в Вятском уезде, по Селезеневской волости и по селу Сезеневу, при солнечном ясном дне, пролетела с большим шумом саранча. По словам некоторых, саранча летела долго и в большом количестве, причем своей массой затемняла даже свет солнца. Крестьяне старались не преграждать путь летящей саранче, боясь, как бы она не села на их поля.

Памятная книжка Вятской губернии - 1907 год

 

Хроники 1917 года. Задержка агитатора



Задержка агитатора. В Котельниче задержан рядовой 2 партизанского отряда Н.С.Шатов из крестьян Игумновской волости, прибывший из Петрограда по поручения военно-революционного комитета с целью агитации в деревнях и городах.

Вятская речь - 1917 г. № 242 10 ноября

 

Религиозная жизнь Вятской губернии в 19 веке



1817 год – в г.Вятке основано отделение «Российского библейского общества». Председатель епископ Гедеон

1824 год – начало создания архитектурного ансамбля в селе Великорецком по проекту архитектора С.Е.Дудина

1861 год – учреждение в Вятской епархии при церквях библиотек

1863 год – начало выпуска «Вятских епархиальных ведомостей». Издавались в г.Вятке

- Открытие Вятского епархиального женского училища в г.Вятке

1865 год – учреждение в г.Глазове первого в епархии «Приходского попечительства о церкви». попечитель - протоиерей Иосиф (А.Стефанов)

1868 год – учреждение в Вятской епархии викариатства

1870 год – открытие Вятской епархиальной библиотеки, которая с 1898 года стала библиотекой-читальней

1870 год, май – основание Вятского комитета «Православно-миссионерского общества».

1875 год, сентябрь – открытие в г.Вятке противораскольнической миссионерской школы. Основал ее С.Кашменский

1881 год – послание старообрядцев «поморского согласия» «всеподданейшего адреса» царю Александру 3му

1882 год – создание в г.Вятке «Братства Николая Чудотворца»

1890 год – создание эмеритальной кассы духовенства Вятской епархии

1893 год – устройство купцом Я.Ф.Тырышкиным в Донской Богородицкой церкви г.Вятки механической печи

1894 год, 16 января – открытие Вятского отделения «Палестинского общества»

1895 год – открытие Вятской епархиальной богадельни (благотворительного заведения для содержания нетрудоспособных лиц)

1897 год, 10-19 июня – епархиальный съезд депутатов от духовенства Вятской епархии в г,Вятке

1898 год, 12 февраля – открытие при Владимирской церкви г.Царевосанчурска читального зала

1899 год – появление в Вятской губернии секты «яичников». Они спорили о том, можно ли класть пасхальное яйцо на Божницу к иконам

1899 год, 14 декабря – освящение в здании железнодорожного вокзала Пермь-Котласской железной дороги г.Вятки образа св. Николая, работы художника Бруни

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.49-50

На фото: Яранский училищный съезд. Фото 1907 года

 

Марийские фамилии: Зайцевы



На территории современных Параньгинского и Мари-Турекского района республики Марий Эл и южной части Уржумского района (бывший Уржумский уезд) уже в начале прошлого века марийская фамилия Зайцевых была самой распространенной. Зайцевы проживали в более чем 20 деревнях на территории 8 церковных приходов. Основываясь на двух источниках - "Книга памяти. Мари-Турекский район" (Йошкар-Ола 1994 г.) и "Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий республики Марий Эл" (Йошкар-Ола 1996 год), можно выделить примерно следующие деревни, где проживали Зайцевы:
Азянково
Андреевский
Ашлань-Билямор
Большая Вочарма
Большой Руял
Верхний Мир
Елембаево
Косовка
Косолапово
Кушко-Билямор
Мари-Китня
Мари-Шолнер
Нижняя Мосара
Орсюба
Параньга
Петровское
Пумарь
Сенда
Средний Руял
Токпаево
Юлтышка.
По церковному делению это приходы сел Косолапово, Черемисский Турек, Черемисский Билямор, Елеево, Буйский завод, Елембаево, Хлебниково и Куршаково. Также по некоторым данным, несколько семейств Зайцевых проживали на территории прихода села Илеть.

На фото: в краеведческом музее поселка Параньга. Фото 2011 года из архива администратора группы

 

Вятские слова и выражения: что такое "повой"



Слово знакомое всякому, кто в детстве читал сказку про хитрую лису, которая повадилась к простоватому медведю лакомиться медом. Что же оно значит?

Повой. По действию глагола «Повивать» повивание младенца

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с.

 

Из истории строительства церкви в селе Афанасьевском

Выражение благодарности. Строительный комитет по постройке каменного храма в селе Зюздино-Афанасьевском Глазовского уезда, через напечатание в Епархиальных Ведомостях выражает свою глубокую благодарность Стахеевскому благотворительному комитету в городе Елабуге за пожертвование на постройку храма 812 рублей.

Вятские епархиальные ведомости - 1909 г. № 3

Примечание. К 1917 году храм так и не был достроен

 


"Жена Капитана...": полицейские чины на страницах метрических книг

В метрической книге Троицкого собора города Уржума за 1880 год можно найти интересную запись о некоторых полицейских чинах данного города.
Так, 21 марта 1880 года родился сын у "удельного надзирателя коллежского секретаря Владимира Ивановича Домбровского и его законной жены Веры Александровой". Крестными мальчика (крестины прошли 6 апреля) стали: "уездный исправник надворный советник Никанор Иванович Сагадаков и жена Капитана Вера Яковлева Лолевская".
Интересно, что слово Капитан переписчик книги написал с большой буквы. Что это был за капитан, остается неизвестным...

Источник: метрическая книга Троицкого собора города Уржума за 1880 год (фонд Кировского областного краеведческого музея)

 

По страницам советских газет: новоселы



По улице Советской села Лебяжья в добротном деревянном доме до последнего времени находился райфинотдел. Сейчас это учреждение переместилось в райисполком. Такая перестройка дала возможность в освобожденном помещении расположить детские ясли. При небольших затратах и помощи родителей, а также коллектива работников детских ясель, здесь оборудованы комнаты для игр, спальня, столовая и раздевалка. 12 апреля дети лебяжан справили новоселье.

Там, где было учреждение // Вперед (Лебяжье) – 1940 г. 22 апреля

На фото: этот самый дом. Впоследствии здесь много лет размещалась детская библиотека. Фото В.Мамаева

 

Вятские байки: вячькая баба на базаре



Купила вячькая баба на базаре новые ночовки, да и велит мужику-торговцу расколоть их: «Расколи, да и сшей: у меня нету мужика-та, - опосля росколюцца, и сшить некому!»

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.39

А теперь отгадайте, что такое "ночовки"?

Фото С.Лобовикова

 

Из старой печати. Прибытие казаков



Уржум. Пред прибытием казаков воинским начальником с городским головой была устроена среди обывателей подписка для встречи их с «хлебом-солью». Подписка эта не увенчалась успехом, но тем не менее казармой была предложена казакам выпивка и закуска, причем воинский начальник держал речь. Казаки заявляют протест против возлагаемой на них полицейской службы.

Вятская жизнь - 1906 г. № 41

Откуда прибыли эти казаки объясняет "Памятная книжка Вятской губернии" за 1906 год: "Январь. Прибытие в Вятку 169 казаков и 9 офицеров 15 Оренбургского полка. Всех казаков ожидается 6 сотен".

 

Вятчане в выпуске Казанской духовной семинарии 1900 года



В 1900 году Казанскую духовную семинарию закончило 60 человек. Среди выпускников были люди из самых различных сословий - сыновья духовенства, крестьян, отставных солдат, мещан, даже бухгалтеров казначейства и дворян. Были в этом выпуске и два уроженца Вятской губернии:
Лопатин Всеволод Михайлович, сын умершего священника с.Рябиновского Вятского уезда, и Русалеев Петр Антонович, сын умершего крестьянина п.Шигорина Уржумского уезда Антония Русалеева (аттестат его на фото). Примечательно, что в предреволюционных списках духовенства Вятской губернии эти люди не упоминаются. Весьма возможно, они остались служить там, где получили образование - на приходах Казанской губернии

Источник: НАРТ ф.116 оп.1 д.1004, 1008

 


Вятские присловья: «Ваньчё! Скажи моей кобыле: тпру!»



«Ваньчё! Скажи моей кобыле: тпру!» - А сам от щё? - Да у меня в роту-ту кроха! – Так положь на шляпу! – Да не полезёт!

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.39

Фото С.Лобовикова

 


Первые частные банки Вятской губернии (из объявлений 1875 года)



Нолинский городской общественный Ивана Лихачева банк принимает вклады как от частных лиц всякого сословия, так и равно от разного рода казенных и общественных учреждений, а также капитал, принадлежащий церквам, пастырям, городским и сельским обществам.
По вкладам банк платит следующие проценты:
бессрочное время (до востребования) 5 годовых %; на среднее время от 1 года до 3 лет и от 3 и более 6 и на вечное время 6 ½ годовых %.

Вятские губернские ведомости - 1875 г. № 10

 


С архивной полки. «Воинствующий атеизм» в Кировской области



Жалоба в Областной Совет депутатов трудящихся г.Кирова от верующих Казанской церкви города Уржума:

В последних числах апреля месяца 1940 года нами в Областной Совет была подана жалоба в местные органы власти, которые незаконным образом закрыли нашу церковь, якобы потому что нами не платились налоги, фактически все налоги нами уплачены полностью и своевременно. За неимением церкви и по желанию верующих как раньше, так и теперь ряд церковных обрядов мы производили на дому, но в настоящее время Районный Исполком нам запретил производить подобные обряды, якобы это запрещено законом.
Просьба о разрешении производить церковные обряды на дому в тех случаях, когда на это бывают требования верующих.

Церковный староста Сидорова Мария Никитична. 9 мая 1940 года

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.439 лл. 13 и 13 об.

На фото: такой была Казанская церковь до своего закрытия в 1940 году

 


Описание вятских городов за 1905 год: Елабуга



В "Памятной книжке Вятской губернии" за 1905 год было помещено уникальное описание каждого вятского города: сколько улиц, как он освящается, какой в нем водопровод, сколько извозчиков и т.п. Мы начинаем публиковать эти интересные и любопытные данные...

Благоустройство Елабуги. Из общей длины улиц в 41 версту вымощено камнем около 3 верст. Город освещается электричеством (39 фонарей). Водопровод дает 70-75 тысяч ведер в сутки. Пожарная команда, содержащая на средства города, имеет 9 машин, 2 стендера и 16 бочек. На городской скотобойне ежегодно убивается до 5400 голов. Номеров для приезжих 5. Извозчиков 53.

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.61

 


Из старой печати. Первые машины в вятской деревне



Жатка в деревне. Деревня Афонина-Бобровка Сарапульского уезда. Жизнь в деревне с каждым годом, хотя и медленно, но все же выходит на главную культурную дорогу и из мрака к свету. За последнее время почти каждый зажиточный домохозяин приобретает молотилку, плуг и другие сельскохозяйственные машины, забывая дедовские порядки.
Так, например, недавно у нас один богатый крестьянин, И.М. Суханв, в Сарапульском земстве купил первую для деревни жатку системы «Массей Гаррис» за 225 рублей. Когда он привез ее домой, многие пошли посмотреть на этого страшного жнеца, как ее у нас в шутку называют. Если же убедятся в ее прочности и успехе, то можно с уверенностью сказать, что к следующей страде в деревне появится несколько жаток.
Осенью текущего года думают у нас организовать сельскохозяйственное общество и приобрести несколько разных машин, а главное сеялку, о которой наши мужички уже давно поговаривают, желая оставить ручной сев. В добрый час!..

Крестьянская сельскохозяйственная газета (Вятка) - 1915 г. № 25

 

Цены на квартиры, продукты и рабочие руки в малых городах губернии (Царевосанчурск)



Цены на квартиру в 6 комнат – 300 рублей в год.; в 4 комнаты – до 120 рублей; в 2-3 комнат – до 60 рублей. Стоимость в розничной продаже: 1 фунт печеного хлеба ржаного - 2 копейки, пшеничного – 3-5 копеек; 1 фунт соли – 1 копейка; 1 фунт мяса лучшего сорта - 10 копеек, худшего – 7 копеек; сахару – 17 копеек; 1 фунт керосина – 4 копейки; дрова до 70 копеек за воз или до 3 рублей за сажень однополенных дров. Плата прислуге: мужчине 6-10 рублей в месяц, женщине 2-6 рублей на готовом содержании; чернорабочим: мужчине 40-50 копеек, женщине 25-30 копеек в день на своем содержании.

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.79

 

По страницам дореволюционных газет. Мусорная проблема города Вятки стояла и сто лет назад...



В редакцию поступают жалобы обывателей, проживающих на окраине города Вятки у Ахтырского кладбища; оказывается, что площадь этого кладбища, в продолжение всей зимы служила местом свалки мусора и груды снега, вывозимых сюда пожарными служителями 2й части, вместо отведенной для этой цели свалки за кладбищем около дач Казенина и Лаптева.

Вятский край - 1895 г. № 21

 

Дата. Сто один год назад был расстрелян Верховный Правитель России Александр Васильевич Колчак

Колчак направляет своих агентов в различные пункты Вятской губернии для организации восстаний и разрушительной работы в тылу. Взрывы железнодорожных мостов, порча телеграфа и телефонных проводов и других, имеющих важное значение сооружений, ставится в прямую задачу агентам Колчака.

Н.Солоницын// Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии. Сборник статей и материалов – Вятка 1927 г. , с.57-58

 


Из истории Нолинского духовного училища



Глядя в наши дни на пустынные, заброшенные стены этого громадного здания на окраине Нолинска, невольно задумываешься о том, какая здесь, в этих стенах кипела бурная ученическая, деятельная жизнь сто с небольшим лет назад. Свидетельства о ней сохранились только на страницах дореволюционной печати...

Из жизни Нолинского духовного училища. В канун отпуска на святки в рекреационном зале духовного училища состоялся ученический, семейный вечер. Вечер оставил самое простое, живое впечатление среди многолюдной публики, состоящей из родителей и родственников учащихся. В программу вечера вошли русские народные песни, чтение и сценки. Камерная музыка состояла из струнного квартета и секстета в составе 5 скрипок и виолончели. Зал был декорирован картинами акварельной работы надзирателя С-аго и изукрашен пихтовой зеленью, испещренной цветами.

Вятские епархиальные ведомости - 1909 г. № 1

 

Как Вячеслав Молотов помог отремонтировать школу в Лебяжье



В ночь с 2 на 3 марта 1934 г. в школе возник пожар. Первыми его заметили директор школы и еще несколько мужчин. Они забежали в классные комнаты и стали выбрасывать из окон мебель и учебные пособия. Ушли уже тогда, когда огонь охватил пол. Школу спасти не удалось, но отстояли весь «школьный городок». Рядом со школой располагались мастерские, еще одно здание школы, квартиры учителей.
Нужны были средства, чтобы восстановить школу. Учебные классы разместили в приспособленных помещениях. Парты и стулья учителя и ученики делали сами. Райком партии денег на ремонт не давал, но директор школы не останавливался. Он поехал в Москву, чтобы встретиться с Молотовым. И встреча состоялась, деньги на ремонт школы были выделены.

Из истории средней школы п.Лебяжье, С.Росляков // Лебяжские зори (краеведческий сборник) №3 с.94-96

На фото: школа в Лебяжье в 1960-х годах. Построена она была в 1937 году

 

Цены на квартиры, продукты питания и рабочие руки в средних городах Вятской губернии



Цены на квартиры, продукты питания и рабочие руки в Уржуме. Квартира в 8 комнат 400 рублей в год; в 4 комнаты 120 рублей; в 1 комнату 24 рубля. Стоимость в розничной продаже: 1 фунт печеного хлеба ржаного 2 копейки, пшеничного – 4-5 копеек; 1 фунт соли 1 копейка; 1 пуд 30 копеек; 1 фунт мяса лучшего сорта 10-12 копеек; худшего 8-9 копеек; 1 фунт сахара 16-17 копеек; 1 фунт керосина 4-5 копеек; дрова смешанных пород – до 3 рублей за сажень. Наемная плата прислуге: мужчине от 6 до 15 рублей в месяц, женщине от 3 до 5 рублей – в готовом содержании; чернорабочим: мужчине 40-60 копеек, женщине 25-40 копеек в день.

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.76

 

Чем болели вятчане в 1875 году?



Санитарное состояние. В декабре месяце преобладающими болезнями были острый катарр дыхательных органов, нередко осложнявшийся воспалением легких и подреберной плевы; из миазмических болезней чаще стали проявляться сыпной тиф, скарлатина и корь. В Вятской земской больнице главный контингент составляют больные с расстройством умственных способностей (73 человека) и затем больные венерическими болезнями (27 человек).

Помощник губернского врача инспектор Г.Михайлов

Вятские губернские ведомости - 1875 г. № 6

 

С архивной полки: "лишена употребления левой ноги..."


В послужном списке вдовы священника села Короваево Казанской губернии Иоанна Гавриловича Фортунатова, проживающей в селе Кривозерки той же губернии, за 1873 год встретилась такая запись об ее дочери: "У нее дочь девица Александра увечная, лишена употребления левой ноги, грамотная, 22 лет" (НАРТ Ф.4 оп.105 д.12 л.56). Годом ранее, в послужном списке матери сообщалось, что девушка получала пособие 6 рублей в год. За 1873 год о пособии уже не сообщалось... Видимо, под этой формулировкой имелось ввиду, что девушка не могла ходить вследствие болезни.
В целом мать и ее дочь жили "на пропитании" своего зятя священника той же церкви Константина Александрова, у которого своих детей было шесть ртов. Через несколько лет батюшка скончается, оставив своих детей малолетними сиротами, но благодаря заботам матери они смогут получить образование. Двое сыновей станут священниками. Один из них, Михаил Александров, станет служить на приходах Вятской епархии - в селах Сюмси и Яжбахтино. О его судьбе мы рассказывали в прошлом месяце.

 

Вятские байки: вятчанин в Казани



Был вятчанин в Казани. Захотелось ему купить сахару. Зашел в лавку, а как сахар-то звать и забыл. Объяснял, объяснял, но все-таки его поняли неладно, и дали, вместо сахару, стеариновую свечу. Мужик думал, что это и есть сахар, - грыз, грыз: «мяхко, а не кусацця»?! После наш Ванчё все и вспоминал про Казань: «Да щё это у них в Казани-ту и за сахар! Ись ево не ловко, в серодках веровка».

Памятная книжка Вятской губернии - 1905 г., с.38

Фото С.Лобовикова

 

Воспоминания о деревн


Из воспоминаний Валентины Викторовны, внучки Бабинцева Ивана Николаевича, жителя деревни Симаки Верхошижемского района:
Мне было 5 лет, когда меня увезли из Симаков. Но я помню немало из этого периода: похороны дедушки, крещение в Лутошкинской Вознесенской церкви, большую липу, спуск к речке, цветущие черемухи, вкус меда, которым угощал дед. Мой дед Бабинцев Иван Николаевич был конюхом в Симаках. Я видела и читала благодарственную грамоту, подписанную Сталиным за вклад фронту, за развитие коневодства. Старший сын дедушки Филипп не вернулся с фронта. На войне были и дядя Петя и тетя Наташа.
У дедушки было две жены. От первой жены – три сына и дочь. От второй – моей бабушки, сыновья Александр и Виктор – мой отец. Я родился в 1954 г, брат Анатолий в 1956. Дедушка водился над ними, а когда он умер, наша семья переехала на целину.

Деревенька малая России: деревня Симаки Калачиговского сельского поселения (брошюра из фонда библиотеки поселка Верхошижемье)

 

Родильные обряды Елабужского уезда



После родов бабки у родильниц бывают не более 2 или 3 дней, за что получают от них в награду от 3 до 10 копеек серебром, аршина 3 холста и каравай хлеба. В день крещения младенца у родителей по обыкновению бывает небольшое празднество. Когда родители лишаются детей своих в их младенчестве, бабки употребляют следующий суеверный обычай: на том месте, где стояла купель, оне пеленают после крещения младенца для того, чтобы он был живучий. Другое суеверие касательно жизни младенца наблюдалось при опущении в купель воска, смешанного с волосами; предрассудок говорит: если воск не потонет, то младенец подает надежду к возрасту, в противном случае – смерть; между тем, эта малая частица воска не может остаться на дне.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда. Труд священника г.Елабуги Михаила Ардашева (1849 г.).

На фото: фрагмент экспозиции Верхошижемского краеведческого музея

 

Из старой печати. Открытие Народного дома



Открытие Народного дома. 13 июня открылся в Вавоже Народный дом, построенный местным сельскохозяйственным обществом. Постройка началась весной прошлого года и обошлась обществу свыше 6 тысяч рублей, из коих 4 тысячи рублей были получены в пособие от уездного земства. Дом занимает центр села, на уступленной крестьянами земле длиной около 15 сажень. В доме имеется громадная зала со сценой, с помещением для оркестра, хорами; особые комнаты для чайной, библиотеки и музея, квартира для библиотекарши и кухня.
Торжественное открытие Народного дома началось с молебном с предварительной речью священника. Затем открылось общее собрание сельскохозяйственного общества, на котором была прочитана записка об истории постройки дома, выслушаны приветственные речи и телеграммы, избран хозяйственный комитет по заведованию домом, пропет народный гимн и возглашено дружное ура за победу над врагами и светлое будущее России, каковым целям и будет служить посильно Народный дом.
В антракте читались стихотворения и пропеты патриотические песнопения.

Крестьянская сельскохозяйственная газета (Вятка) - 1915 г. № 25

На фото: село Вавож Малмыжского уезда в старину

 


Сталинские репрессии в документах архивов: судьба священника Федора Михалюка



Из анкеты арестованного
Ф.И.О.: Михалюк Федор Корнильевич
Родился: 28 июня 1879 г.р.
Место рождения: с.Хижинцы Житомирского уезда Винницкой области.
Место жительства: с.Залазна Омутнинского района Ко
Профессия: священник
Место жительства: Залазнинская церковь священник
Социальное происхождение: сын крестьянина
До революции учитель 1907 г., до 1908 г. псаломщик, до 1912 г. диакон и после священник.
Образование: низшее.
В 1923 г. арестован ОГПУ в г.Хабаровск. В 1929 г. судим в г.Хабаровске по ст.73 УК. Дано 3 месяца ИТР. В 1930 г. арестован ОГПУ в Хабаровске. В 1936 г. арестован Омутнинским РО НКВД
Состав семьи. Жена Михалюк Татьяна Иннокентьева, 48 лет, проживает в с.Залазна. Дочь Михалюк Ариадна Федорова 15 лет, г.Орджоникидзе, учится в 8 классе средней школы.
Арестован 6 августа 1937 г. Омутнинским РО НКВД

Из обвинительного заключения:
Михалюк, являясь участником группировки, прибыл в 1933 г. в пределы Кировской области и устроился на должность священника при непосредственном содействии резидента японской разведки Зернова и участника группировки Козловского. Получал от Козловского информацию контрреволюционного характера.
До 1930 г. имел переписку с родственниками в Манчжурии. В 1935 г. высказал намерение избить библиотекаря и работника сельсовета, заявив «таких властителей надо при первой встрече пристреливать». Своими проповедями в церкви возбудил недовольство населения к советской власти. Вел провокационные проповеди о голоде и о скором свержении советской власти, распространял злостные измышления о коммунизме. На случай закрытия церкви требовал от верующих «идти в рукопашный бой».
Изобличается 4 свидетелями и показаниями свидетеля К.

Выписка из протокола заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской области 9 декабря 1937 г.
Слушали :
Дело № 5573- отделения УГБ НКВД по обвинению Михалюк Федора Корнильевича, 1879 г.р., из семьи кулака, поп, судимый трижды, подвергался аресту, имел переписку с родственниками, проживающими в Манчжурии.
Обвиняется в том, что будучи участником контрреволюционной группы, руководимой Комаровским, вел злостную антисоветскую террористическую агитацию, имел непосредственную связь с резидентом Японской разведки епископом Зерновым.
Постановили : Михалюк Ф.К. расстрелять, имущество конфисковать.

ЦГАКО ф. П-6799 оп.3 д. 4023. Общее групповое дело по следствию над вятскими епископами Киприаном (Комаровским) и Евгением (Зерновым), которые якобы создали антисоветскую организацию и работали на японскую разведку с целью свержения советской власти. Оба епископа были расстреляны, а также все проходившие по этому делу, как "участники" созданной ими мнимой организации, включая священника Федора Михалюка ...

Фото предоставлено Еленой Куряшевой

 

Села и веси Вятского края: Малая Черная

Деревня находилась на правом берегу речки Малая Чернушка, в километре к югу от Большой Черной, в полутора километрах западнее Алешиц. Как и деревня Большая Черная, Малая Черная получила свое название по своему месту нахождения. Основан починок в 1770-х годах перешедшими из Большой Черной братьями Малышевыми и Яковом Кислицыным. В 1791 году починок состоял из четырех дворов:
1. Федор Павлов Малышев 71 год, семья 11 человек.
2. Василей Павлов Малышев 64 года, семья 14 человек.
3. Григорей Павлов Малышев 57 лет, семья 13 человек.
4. Герасим Яковлев Кислицын 64 года, семья 13 человек.
В 1859 году в селении было 11 хозяйств. Жителей проживало 44 человека мужского пола и 35 женского. В 1891 году в семи дворах было 85 человек. Числились и Кислицыны – четыре семьи, Поплаухины – две и Мамаевы – одна. В 1926 году записано 11 хозяйств, в которых проживало 24 человека мужского пола и 28 женского.
Последней из деревни в 1966 году уехала Матрена Афанасьевна Кислицына.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 год, с.153

Вместо иллюстрации предлагаем Вашему вниманию посмотреть видео поездки в другую деревню Верхошижемского района – Кокуево

 

Храмы Вятского края: церковь села Курчум

Церковь расположена в васнецовском селе Курчум. Большая деревянная церковь была построена в 1661 году. Каменная, одна из старейших на селе в Вятском крае, построена в 1731 году и освящена во имя святой Великомученицы Екатерины с приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1768 году пристроен еще один придел с престолом в честь Георгия Победоносца. В 1818 году на церковные деньги построены каменные лавки, которые существуют по сей день.
В Курчуме провел детство и юность отец знаменитых художников М.В.Васнецов. Под сводами Екатерининской церкви в свои юные годы почти каждое дело стояли великие русские художники Виктор и Апполинарий Васнецовы, приезжавшие «на поклон к бабушке», а также знаменитый вятский историк А.С.Верещагин. Здесь служил его младший брат, поэтому историк часто приезжал в Курчум.
В 1876 году в село приезжает служить И.В.Васнецов. Он расширяет теплую церковь и устраивает в ней два престола: правый Георгиевский и левый Рождественско-Богородицкий, а главный холодный храм остался Екатерининским.
В Екатерининской церкви хранилась необыкновенная реликвия: образ святой Екатерины, выполненный на черном камне. Это была единственная каменная икона в Вятской епархии, судьба ее нам не известна.
Екатерининская церковь закрыта постановлением облисполкома 26 сентября 1938 года. Замечательный памятник вятской архитектуры постигла печальная участь многих храмов России. В советские времена здание использовалось в качестве складского помещения, ремотных мастерских.
Спустя 68 лет после закрытия церкви произошло событие, которого курчумцы ждали долгие годы. В июне 2006 года был освящен Курчумский приход. Теперь у селян есть место, куда они еще не раз придут поставить свечку за здравие или помолиться за упокой души.

Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г., с.77-78


Назад к списку