ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Март: 1-15

С архивной полки. Печать под контролем



Министра внутренних дел Вятского губернского правления 2 июня 1871 г. № 5365 Вятка

В канцелярию вятского губернатора

Редактор Вятских губернских ведомостей коллежский регистратор Сырнев, вследствие его ходатайства и согласно словесному предложению г.губернатора, 3 июля уволен в отпуск в города Яранск, Царевосанчурск и Глазов сроком на 14 дней; исправлять же должность редактора губернских ведомостей на время отлучки Сырнева поручено младшему чиновнику особых поручений при губернаторе коллежскому ассесору Фаворскому.

ЦГАКО ф.582 оп.26 д.227 л.7

Примечание. Из этого документа четко видно, что главный печатный орган губернии (и единственное светское издание до 1894 года) находился под бдительным оком царской администрации. Даже кандидатура главного редактора согласовывалась с губернатором. Поэтому о печатании какой-нибудь крамольной отсебятины на страницах газеты того времени и речи не было. Это, кстати, напоминает цензуру советского периода. Как обычно, "все лучшее" большевики позаимствовали из прошлого...

 

Вятские села и веси в описаниях этнографов: деревня с четырьмя заводами и четырьмя домами (Вахруши)



Деревня Вахрушевская или Малозавалихинская, в 11 верстах от Слободского по дороге из Вятки, состоит из 4 каменных домов, принадлежащих 4 братьям Вахрушевым, имеет 4 кожевенных завода, вырабатывающих товаров на 500 тысяч рублей в год. Недавно обращена в село Вознесенско-Вахрушевское и на средства братьев Вахрушевых строится тут церковь.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., с.113

На фото: особняк Н. А. Вахрушева в п.Вахруши. Фото с сайта photokirov.ru

 

Вятская жизнь сто лет назад: влюбленный комиссар



Военный комиссар Круглыжской волости Котельничского уезда Добровин каждый день ездит к знакомой учительнице на дежурных лошадях по 10 верст в Нолинск, в то время как должностные лица ждут лошадь по 2-3 дня.
Как бы Дубровину от таких поездок не пришла записка: «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить» и тому подобное.

Деревенский коммунист (Вятка) - 1921 г. № 11

Кадр из фильма "Комиссар"

 

Со страниц дореволюционной печати. Вятские купцы и их порядки



«В Благовещенье птица гнезда не вьет» - говорит народ. Но вятские купцы – хозяева другого мнения: большинство их отпирает в этот день свои лавочки и заставляет своих служащих работать, лишив их и этого праздника ради удовлетворения ненасытной своей жадности. Как известно, по постановлению городской думы, в двунадесятые праздники не производится совсем торговля, если они не совпадают с торговыми днями; ныне же Благовещенье совпало с субботой и вот господа вятские купцы-хозяева обрадовались и открыли свои лавочки. Только фирм 10 дали своим служащим отдых. И то слава Богу: нашлось все-таки в городе 10 праведников и авось Бог может помилует весь град ради них! Как бы, такие фирмы, как гг. Клабуков, Сунцовы, Ухов, Коробовы, Луппов не разорились бы уже от одного дня неторговли, но видимо для них существует только один Бог: «телец златой».

Вятская жизнь – 1906 г. № 77

На фото: вятский купец Петр Клабуков, о котором идет речь в публикации. Фото с сайта bank-hlynov.ru

 

Новая рубрика. Из древних летописей. По страницам писцовых книг 17 века...



Чет деревни Галиковские. Во дворе: Якимко Оверин. Пашни паханые худые земли 4 чети с осминою в поле, а в дву потому ж; сена на отхожих пожнях 30 копен; лесу нет, а в нем живущем чет и пол-полчет выти, и перешло у них за мерою сена 17 копен, а давати им с того сена оброку два алтына 5 денег.

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева

 

С архивной полки. Из списка лошадевладельцев села Верхошижемье в 1891 году (цифрами указано количество лошадей)



Священники:
Иван Иванович Неволин 1
Александр Иванович Дьяконов 1
Дмитрий Иванович Ермин 1
Диакон Николай Павлович Феофилактов
Псаломщики:
Алексей Иванович Ермин 2
Павел Иванович Головин
Василий Федорович Сарычев
Врач Верхошижемской земской больницы Семен Афанасьевич Ишутинов 1
Учитель Верхошижемского народного училища Николай Андреевич Попов 2
Мещанин города Вятки, проживающий в селе Верхошижемье, Андрей Степанович Гагаринов 1
Мещанин г.Котельнича Алексей Яковлевич Глушков 2
Полицейский урядник 23 участка Петр Александрович Решетов 1

ЦГАКО ф.574 оп.1 д. 1443 л.1 об.

Фото С.А.Лобовикова. Первый урок (1920е годы)

 

Ленинская «Искра» о неурожае 1902 года в ряде уездов Вятской губернии (по материалам корреспонденции)



Голод в этом году грозит посетить некоторые из наших уездов, напр., Вятский и Глазовский: рожь почти совсем не уродилась. Особенно плох урожай в последнем уезде: даже по расчету земских начальников нужно выдавать населению более миллиона пудов. Рожь для посева запоздала и частью пришла уже по истечении времени сева.

Газета «Искра» - 1 ноября 1902 г.

 

Народы Вятской губернии в материалах учебника 1917 года



Кто живет на нашей родине? Население нашей губернии различается по племенам, языку, религии, сословиям и занятиям.
Население губернии – русский народ, который принадлежит к великорусскому племени и говорит русским языком.
Кроме русских в городах губернии живут и другие люди, например, татары, поляки, евреи, немцы и проч., в селах и деревнях – вотяки, черемисы, татары, бесермяне и другие.
Каждый народ говорит на своем родном языке, например, татары, - на татарском, поляки – на польском, вотяки – на вотском и черемисы – на черемисском. Все люди, не принадлежащие к великорусскому племени, называются инородцами.
По религии все население губернии различается: на христиан, магометан, язычников.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.17-18

Фото С.А.Лобовикова. Кормит кур

 

Вятская жизнь сто лет назад: упоминания о духовенстве на страницах первых советских газет



В Сунской волости Слободского уезда крестьяне все рождество катали местного батю из дома в дом Христа славить, а вот если спросить лошадь для поездки по служебным делам, от крестьян слышатся жалобы: - Лошадь кормить нечем и т.п.
Видно батя лучше агитирует чем местные работники.

Деревенский коммунист (Вятка) - 1921 г. № 11

На фото: священник на повозке. Фото из фонда Вятского епархиального архива

 

Со страниц вятских газет 1917 года: когда появилось "мешочничество"...


 

Борьба с мешочничеством. Уфимский губернский продовольственный комитет телеграфирует: наплыв мешочников угрожает полной остановкой железнодорожного движения, крупным нарушением общественного порядка и прекращения, в порядке монополии, заготовки хлеба для населения и армии. Ввиду этого совещанием при губернской продовольственной управе с участием делегатов Совета Рабочих и и Солдатских депутатов, представителей губернского комиссара, бюро эмиссаров и представителей полков признано необходимым: решительнее, вплоть до применения вооруженной силы, проведение следующих мер…

Вятская речь - 1917 г. № 253 от 25 ноября

 

С архивной полки. О вятских дорогах в старину



Его Преосвященству г.вятскому губернатору

Слободского уездного исправника рапорт

Старший чиновник особых поручений при Вятском губернаторе г.Фаворский, возвратясь сего числа из Кайгородской и Кирсинской волостей Слободского уезда прибыл в город Слободской в болезненном состоянии и тотчас же по прибытии в город я был извещен им о болезни его и распорядился вскоре приглашением врачей для определения рода болезни его, по медицинскому осмотру оказалось: в плече левой руки раздавление хрящей и небольшое повреждение кисти с оухлостью тела, происшедшее от выпадения его из повозки в Кайгородской местности по случаю дурной дороги, образовавшейся от зажор и накопления воды под снегом от сильной потайки. После сего оказано было г.Фаворскому врачом Бортновским пособие чрез приставление пиявок к больной части руки и чрез натирание мазями, причем врачем воспрещены ему всякие отпуски из квартиры и дано наставление как держать себя и какую употреблять диету дано ему врачем наставление. В настоящее время г.Фаворский не владеет левой рукой, не может без посторонней помощи, надевать на себя ни нижнее, ни верхнее платье.
О чем долгом считаю донести Вашему Превосходительству и присовокупить, что врач Бортновский поставил себе в обязанность ежедневно навещать больного и оказывать ему нужное медицинское пособие.

13 марта 1876 г.

ЦГАКО ф.582 оп.26 д.227 лл. 11-12

Фото С.А.Лобовикова

 

Традиции: как кушали вятские старообрядцы



… Перед едой все истово молились, читая про себя положенные молитвы. Севши за стол, троекратно молились, благословлялись у Осипа Логиновича и тогда только приступали к пище. Накладывалась она в одну большую глиняную чашку. Ели деревянными ложками. Было принято за правило: схлебнув с ложки, лизнуть ее языком с обратной стороны. Это делалось для того, чтобы не капало на стол. Когда несли к себе, например, ложку с супом через весь стол, то снизу придерживали куском хлеба. С такими мерами предосторожности скатерть после обеда оставалась чистой, незакапанной.

Мы, Минины… Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина, написанных в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти 2007 г., с.42

На фото: крестьянская посуда из экспозиции Яранского краеведческого музея

 

Одежда чувашских женщин в описаниях этнографов 18 века



Чувашские женщины носят головной убор, что надлежит до волосов, повязок и спинные украшения, такой же, какой Черемиски носят другого роду платье. Повязки с лопастями висячие по спине называются у них Гастар и Кошла. В праздничные дни, или когда сряживаются в гости идти, надевают они с правого плеча на левое особливый ремень, или широкую перевязку из снурков сплетеную, которая спереди и сзади так же как и повязка, выстрочена бывает, и сей ремень называют они Девет. Рубашки и прочее платье носят такое как Черемиски.

Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков : с показанием их жительства, политического учреждения ... . - СПб., 1791.

На иллюстрации: картина художника Е.М.Корнеева. Чувашенки (начало 19 века)

 


12 марта 1917 года: свершилась Февральская революция в России, создан Временный Комитет Думы и Петросовет



Наказ крестьян Ракаловской волости Слободского уезда Совету рабочих и солдатских депутатов

Мы, нижеподписавшиеся граждане, крестьяне Вятской губ., Слободского уезда, Ракаловской волости, собравшись 26 апреля 1917 г. на волостной сход, порешили выразить наши нужды и желания в особом наказе и послать его в Совет солдатских и рабочих депутатов, а копию Временному правительству.
1-я наша дума и решение таково: чтобы не было у нас царя, потому, как мы узнали, что они были всегда враги народа,… продавали и терзали русский народ, а он все терпел, так пусть будет у нас демократическая республика…
2-я наша дума – земля: земля должна отдаться трудящимся на ней; земли кабинетские, удельные, церковные, монастырские и крупных помещиков должны отдаться без выкупа народу, потому как они не трудом нажиты, а разными любовными интригами да пронырливостью около царей, а буди у мелких помещиков признается нашим Учредительным собранием, избранным на основе всеобщего, прямого, равного, тайного избирательного права, что надо за выкуп, так выкупить ее из государственных доходов, собранных посредством подоходно-прогрессивного налога. Законы должны издавать выборные от народа, потому как они для народа издаются.
3-я наша дума – о воле: надоело нам жить в кабале да неволе, хочется нам простора, света, знаний нам надо, ребятишек своих поучить как денег не имеем, очень уж много с нас цари собирали, а на эти деньги стражников нанимали, а они нас за всякое правдивое слово нагайками хвостали, за учение книг, в которых правда написана, в тюрьму садили, а потому требуем мы, чтоб была у нас свобода слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности, при такой свободе мы сами напишем, как горько живется мужику пахарю.
4-я наша дума – лютая война: надоела нам она, а жалко нам наших братьев, отцов, сыновей, крови пролитой жалко, а немца победить надо, так как он на нашу свободу посягнуть хочет, умрем, а не отдадим ему свободы, очень уж она нам дорога, а если немец откажется от завоеваний да контрибуций, да если согласятся союзники, то начать с ним и мирные переговоры, да мир делать уж так, чтобы войн на свете больше не было, прибыль от них только богачам, кулакам и буржуям: они во время войны капиталы наживают, а трудовому народу от нее вред неописуемый. Социалисты добиваются равенства и братства, а потому они – товарищи наши; стоим за замену постоянной армии народным ополчением.
Затем прочитали мы в газетах, что Николая Второго хотят выслать в Англию… Просим Совет солдатских и рабочих депутатов ни под каким видом не допускать высылки бывшего царя в Англию, ибо велики его капиталы, а темен наш народ, и может он пустить большие деньги на подкуп, посеет смуту и начнет она шатать нашу молодую свободу, и может она вызвать даже контрреволюцию…
Решили еще и дали честное слово себе, кто будет отстаивать вышеописанное, за того и будем подавать голос в Учредительное собрание, да напечатать это в газетах, чтоб другие братья-крестьяне прочитали, подумали да отстаивали эти же интересы, потому они у нас у всех одни общие. Хотя мы теперь равноправные граждане, но мы звание крестьян считаем почетным: крестьянин – значит хлебороб, кормилец, хлебом кормит всю матушку Русь. И в свободном государстве мы останемся под названием – свободный гражданин крестьянин…
На подлинном собственноручных 130 подписей, выборных десятидворных.

Установление и упрочнение Советской власти в Вятской губернии (сборник документов) – Киров, 1957 г., с.117-118

 

Вятская жизнь сто лет назад: продразверстка как одна из главных причин голода 1921 года



Ссыпка семян. В северном районе Ижевска ссыпка семян в общественные амбары идет удовлетворительно. С начала севкомпании по 6 февраля ссыпано семян по Якшур-Бодьинской волости 40 тысяч пудов, Сосновской 40 тысяч пудов, Чутырской 34 тысяч пудов, что равняется 46 % задания, некоторые селения Чутырской волости ссыпали семян свыше 100 процентов.

Деревенский коммунист (Вятка) – 1921 г. № 13

 

Со страниц вятских дореволюционных газет. Безлошадность среди вятских крестьян



Безлошадность среди крестьян Уржумского уезда, вопреки оптимистическим сообщениям корреспондента «Вятских губернских ведомостей» (№12) доходит местами поистине до печальных размеров. Так: из 289 домохозяев д.Алшайки совсем не имеет лошадей 80 домохозяев; в Параньге живет без лошадей 150 домохозяев из 400; в Портянуре – из 183 домохозяев безлошадных 70 (свыше 38%), в деревне же Поштояле процент безлошадных дворов дошел уже до 61 слишком, так как из 132 числящихся здесь домохозяев имеет лошадей всего 52.

Вятский край - 1896 г. № 29

Фото С.А.Лобовикова. Крестьянин, идущий за плугом

 

С архивной полки. Опись изъятого из женского Яранского Знаменского монастыря в 1922 году



Риза с иконы «утоли мои печали» 1 ф.02 зол.
Риза с иконы Божие матери «Отрада и утешение» 7ф.11 з.
Тоже с иконы Афонской Божией матери «Утоли мои печали» с драгоценными камнями 4 ф.48 з.
Риза Божией матери Знаменской, украшенная уральскими камнями 4 ф.75 з.
Тоже с иконы мучеников Алексея и Татьяны
- Николая и Елизаветы
- Тихона и Прокофия
- Николая чудотворца с уральскими камнями
- с Знаменской Божией матери
- с Иверской Божией матери с уральскими камнями
- Божией матери с изысканиями погибших с камнями
- с Божией матери скорбящей с венцом
- святой Троицы
- с Касперовской Божией матери
- Казанской Божией матери

- С «Утоли моя печали»
Кадило
Лампадок из них 3 с эмалевыми украшениями
Крест с эмалевыми украшениями
Тоже позолотой
Тоже серебряные
Разных частей от риз с обломками
Потир, дискос, звездица, 2 тарелочки и лжица 6
Еще 3 и 1 без лжицы по 6
Тоже полная с сибирскими камнями 6
Без камней 3
Ковшиков с камнями 2
Дарохранительницы 2
Оклад от евангелия 1
Банковского серебра 20 р.75 к.
Размененного серебра 13 р.25 к.
Серебряные изделия

Итого 5 п. 10 ф. 25 з. 315390000 р. вместе с изъятым из церкви села Салобеляк

ЦГАКО ф.П-15 оп.5 д.27

На фото: главный храм и братские корпуса Анно-Пророчицкого монастыря. Храм до наших дней не сохранился... Фото с сайта sobory.ru

 

С архивной полки. Жалоба священника на судью в советское время



Из отчета уполномоченного по делам религии по Кировской области за 1957 год:
«… Ко мне обратился с жалобой священник села Байсы Уржумского района Марамзин на судью 1го участка Уржумского района, что он, судья, не обеспечивает взыскание с гражданина Смышляева денег 2754 рубля в пользу церкви, присужденных народным судом того же участка.
Изучив этот вопрос, я считаю, что нарсуд 1го участка Уржумского района присудил с гражданина Смышляева в пользу церкви 2754 рубля неправильно. Суду не нужно было это дело разбирать, т.к. церковная община не имеет юридического лица – церковь отделена от государства. Между прочим суть дела состоит в том, что гражданин Смышляев взял подряд у церкви сделать пристройку к дому, где живет священник за 6 тысяч рублей, в счет которых он получил 2754 рубля, а затем и пристройку не сделал и деньги не возвратил. Мною доведено об этом до сведения зам. пред. Облсуда тов.Виноградова, который сказал, что в ближайшее время это незаконное решение суда будет отменено".
Приписка: решение суда оставлено в силе.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.57 лл.129-130

На фото: священник отец Петр Марамзин с диаконом Матфеем Лихачевым и членами церковного совета села Байсы Уржумского района

 

Строительство станции Свеча на страницах «Вятского вестника»



В 1903 году была основана станция Свеча. Вот некоторые сведения из истории станции и поселка. Летом 1903 года началось строительство вокзала и депо. 11 января 1905 года газета «Вятский вестник» писала:
«Третий год строится у нас железная дорога с железнодорожным мостом через р.Вятка и высокою дамбою на луговой стороне… Дорога пересекает весь уезд и на всем протяжении построены разные станции и полустанки, а на станции Свеча вблизи села Юма даже имеется депо…»
Эта же газета 9 апреля того же года поместила заметку «В ожидании чугунки». В ней говорилось:
«Глушь Котельничского уезда, грань двух губерний – Вятской и Костромской. Здесь строится грандиозный северный рельсовый путь. Почти девственные дебри вскоре огласятся могучим свистком паровоза…
Настроение в крае несколько приподнятое, одни на чугунку возлагают большие надежды, другие ждут ее с огромным опасением. Население здесь преимущественно оседлое, земледельческое, летом «страдует», а зимой путешествует «с печи на полати»…
Самоувереннее и светлее смотрят вперед молодежь и бабы. Первые мечтают уйти на чугунку и серый домотканый зипун сменить на городской «спиджак», бабы собираются бежать «от домашней окаянной жизни, от семейного ада». Такова действительность деревни, и что ей несет грядущее и чугунка – покажет недалекое будущее…»
В другой корреспонденции этой же газеты рассказывается:
«Крепко держится деревня, между прочим, молодежь из тех, что «себе на уме». Она на чугунку возлагает большие «хлебные» надежды, не отдавая себя в кабалу ей. Предположительно, что вздорожает хлеб, пойдет в Питер, куделя, семя (льяное), ягода (клюква и брусника), грибы, рябчики, заяц и другие лесные продукты, возникнут новые промыслы, не отрывающие от дома…»

Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1992 г., с.23

На фото: старинный вокзал на станции Свеча

 

Вятские реки в материалах Вятской статистики: река Чепца



Река Чепца. Длина течения Чепцы доходит до 150 верст. Река орошает крайний юг уезда, держась на всем своем течении в пределах последнего направления с востока на запад; выходя из Глазовского уезда, уходит в Вятский.
Река принадлежит попеременно то нас местным, то казенным и крестьянским надельным лесам. Берега в верхней части течения, в волостях Островновской и Косовской (преимущественно правый берег) высоки, обрывисты; в нижнем течении, в волостях Сезеневской и Ярославской, берега, наоборот, низки. Весенний разлив Чепцы достигает вверху 1-2 вершков, внизу 3-4 и 5 вершков.
Прилежащие к Чепце поемные сенокосы часто страдают от двух со противоположных причин: с одной стороны от обрывания и осыпки части угодий, с другого от заноса их песком.
Чаще всего «рвани» и «присыпи» встречаются при впадении в Чепцу мелких рек; так около села Игумнова, при впадении в Чепцу Светлицы (Ярославская волость) песчаные наносы достигают 30-50 сажень длиной от берега.
Из притоков Чепцы преобладают значительно именно левые: Сада, Светлица, Коса (с правым притоком Суной и с левыми: Питимом, Кирой и Талицей), Большая Кордяга и Малая Кордягой (с Березовкой).
Из правых весьма мелких притоков реки Липовица, Копица, Светлица (с Гнилухой), Роговка, Дубовица, Озерница и Яровая еще кое-какое значение имеют более крупный из них последний – река Яровая.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.9-10

На фото: на реке Чепце стоят два больших города - Кирово-Чепецк и Глазов. На фото первых советских лет неизвестный фотограф запечатлел ледоход на реке у города Глазова. На фото еще виден великолепный собор, который скоро будет уничтожен...

 

Вятская жизнь сто лет назад: "богова дудка"



Богова дудка. Кикнур. Ученик школы 2 ступени комсомолец Красилов подал в ячейку комсомола заявление, в котором просит исключить его из членов союза – «иду в попы», мотивирует он свое заявление!
Сейчас Красилов получил уже и первый чин на новой стезе: шестопсалмически-причетническим языком «чешет» и часы на клиросе «барабанит», словно в подряснике и из чрева материна вышел.

Крестьянин-коммунист (Яранск) – 1921 г. №69

Фото с неизвестными из архива нашего сообщества

 

По страницам старых газет. Состояние Вятской губернской больницы в 1875 году



По губернской больнице. Недостатки по губернской больнице, замеченные комиссией собрания прошлой очередной сессии, при осмотре ея в настоящее время, оказались устраненными, а именно: устроены вентиляторы, палаты выбелены и содержатся чисто, белье все заклеймено, клейма возобновляются и белье больных с заразительными болезнями отделяется от белья больных и все починено. Вообще больные содержатся чисто и опрятно; имущественные книги, о приходе и расходе припасов и вообще все хозяйство больных ведется исправно. Пища больных хороша.

Вятские губернские ведомости - 1875 г. № 12

На фото: губернская земская больница в городе Вятке

 

Гражданские чины Российской Империи среди преподавателей



Здесь только что спрашивают, какой у тебя чин. Скажешь: губернский секретарь — никто на тебя и смотреть не хочет.

А.П.Чехов. Либерал

В дореволюционном обществе положение человека, как известно, определялось по чину. Нет чина - значит, человек низшего сорта, мужик-лапотник. Да и если был чин, обращали внимание, какого он статуса. Вспомним, как в "Бесприданнице" Островского Карандышева постоянно попрекают, что чин у него "небольшой" (скорее всего, коллежский ассесор, в фильме ставший почтовым чиновником).
Что интересно, гражданские чины имели не только военные и чиновники, но и преподаватели высших и духовных училищ, а также врачи. Если мы обратимся к архивным документам любого дореволюционного училища (кроме начального), то убедимся, что все преподаватели имели определенный чин. Интересно, было ли это обязательно? Скорее всего да, поскольку не имеющему чина получить должность выше надзирателя за учениками не светило; часто надзирателями назначались студенты старших классов. Либо ехать преподавать в земскую школу в деревню...
Вот, к примеру, список преподавателей Чебоксарского духовного училища Казанской губернии за 1909 год:
Вишневский Павел Всеволодович, учитель, статский советник
Иоанн (Иван Иванович Киструский), иеромонах, помощник смотрителя
Калиновский Алексей Герасимович, надворный советник, смотритель училища
Остроумов Николай Александрович, учитель, надворный советник
Петров Николай Сергеевич, врач училища, коллежский советник
Приматов Иван Иванович, учитель, статский советник
Соколов Алексей Алексеевич, учитель, надворный советник
Соловьев Пантелеймон Михайлович, надзиратель за воспитанниками, без чина
Троицкий Владимир Петрович, надзиратель за воспитанниками, без чина
Ямбиков Андрей Константинович, учитель, титулярный советник (Чувашский исторический архив ф.227 оп.1 д.2864).
Здесь следует заметить, что в 1901 году помощником смотрителя был также гражданский чин - коллежский советник Астрономов Андрей Евгеньевич. Духовные лица при духовных училищах в начале прошлого века занимали также скромные должности, например, экономов (такой же эконом-священник был в Нолинском духовном училище), а все преподавательские должности замещали гражданские чины...

 

Вятская топонимика. Улицы города Нолинска



Улицы Нолинска, как это требовал утвержденный план города, были широкими. Они носили следующие названия, полученные сразу же после застройки города после пожара города в 1865 году:
1. Нолинская, Главная (Ленина)
2. Вятский прошпект, позднее Вятский тракт (К.Маркса)
3. Нагорная (Спартака), располагалась у самого подножия горы
4. Яранская (Курнакова)
5. Бульварная (Бехтерева)
6. Садовая (Садовая)
7. Вознесенская (Ильинская).
Смена названий улиц началась в 1922 г., когда, готовясь торжественно отметить праздник Первого мая, Нолинский уездный исполком своим решением от 25 апреля 1922 г. переименовал улицы: Нолинская улица стала улицей Ленина, Вятский тракт – ул.К.Маркса, ул.Хлебная – ул.Коммуны, ул.Уржумская – ул.Троцкого.
В 1923 году были заменены названия: ул. Проломная на ул.Адлера, в честь командующего, ул.Лудянская – на ул.Красных латышских стрелков, ул.Войская – на ул.Советская, ул.Никольская – на ул.К.Либкнехта.
В 1925 году ул.Ремесленная получила название ул.Дзержинского, а ул.Адлера – ул.Фрунзе.
В ноябре 1929 г. были переименованы улицы: Бульварная – Бехтерева, Троцкого – Первомайская.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Кирова – М.2008 г., с.21

На фото: вид города Нолинска в 1930 году

 

Вятские села и веси в описаниях этнографов: село Кайгородское



Село Кайгородское, в глухой лесной местности, на реке Каме, прежде было городом, имело монастырь и четыре церкви, теперь имеется одна церковь, около 100 домов и 500 жителей; население очень бедное, занимается земледелием и выделкой глиняной посуды.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., с.113

На фото: село Кай в наши дни. Фото с сайта ikirov.ru

 

Вятская жизнь сто лет назад: клубная работа

Показательная работа. 5 января Оршанской организацией был устроен клубный вечер, имевший целью показать работу кружков. От оршанских кружков выступило четыре члена и одна беспартийная девушка, которая обратилась с призывом к девушкам, чтобы последние шли в РКСМ. На призыв вступило четыре девушки. Хоровым кружком было проделано до 10 выступлений, гимнастическим кружком два выступления, театральным кружком была подготовлены небольшая пиеса и декламация. П.Саматов

Крестьянин-коммунист (Яранск) – 1921 г. № 7

 

Со страниц старых газет. Трагедия в Аркульском затоне



Утонули. Аркульский затон, деревня Чакино. 20 мая сего года из Аркульского затона от Вятско-Камского пароходства был послан паром за камнем на другой берег реки Вятки. На пароме были за управителя приказчик Забаев и 31 поденщица. Паром, нагруженный камнем, вошел в устье Аркульского затона и обернулся. При пароме не было ни одной лодки, ни спасательных кругов. Спасать бросились лавочник Устинов да мальчик Сазонов. Они спасли 12 человек. Все же утонуло 5 девушек. Вина в несчастье падает на приказчика. Он выплыл, ушел на свою квартиру, заперся и даже не показал никому места, где обернулся паром. Н.Г. Сорокин.

Крестьянская сельскохозяйственная газета (Вятка) - 1915 г. № 25

Примечание. В том 1915 году никто бы не обратил внимания на подпись автора статьи, но пройдет всего несколько лет, и сдвоенную фамилию этого человека - Сорокин-Махалов- узнает весь Уржумский уезд, когда скромный матрос из Аркуля станет грозой степановцев, колчаковцев, анархистов и бандитов...

Одна из редких старых фотографий затона...

 

С архивной полки. Прошение крестьянина И.М.Ситчихина управляющему Омутнинским и Кирсинским заводами о назначении пенсии за долголетнюю работу на Кирсинском заводе (6 февраля 1888 г.)



Пробыв чернорабочим в Кирсинском заводе в течение 45 лет, из которых 27 лет работал в действии, а 18 поденно, ныне по слабости зрения уволен с работы, в немощи исполнять обязанности сторожа, и имея жену и пятерых малолетних детей, которые находятся на моем воспитании, при крайне бедном положении имею честь почтительнейше просить Ваше высокоблагородие, о вознаграждении меня за долголетнюю работу пенсией, из суммы, находящейся в распоряжении конторы помянутых заводов, приняв во внимание бедное мое положение и многочисленное семейство, причем присовокупляю, что покойные мои: прадед, дед и отец трудились тоже для пользы названного завода. Удостоверение о бедности при сем прилагаю.
Иван Ситчихин, а по безграмотности и личной его просьбе расписался писарь Константин Прокофьев Шкуркин.
Резолюция: предписать с 23 февраля выдавать по два рубля в месяц, долг принять на счет общих расходов.

ЦГАКО ф.496 оп.3 д.55 л.5

На фото: вид Омутнинского завода в царское время. Фото предоставлено Евгением Усцовым

 

Вятские обители: монастырь в деревни Болячки Сунского района



Одна из самых старых жительниц п.Суна Анна Лаврентьевна Болячкина вспоминает: «Жили мы в Болячках. Тятя мой был попечителем Сунской церкви, мы были Сунского прихода. Каждое воскресенье ходили всей семьей в церковь, а в самих Болячках был деревянный рубленный монастырь. Поступали и служили в нем всё молодые парнёчки. У монахов были свои избы маленькие в лесу. А кое-кто из приходивших сюда жил летом в палатках. Лет 6-7 мне было - развалили монастырь. На лошадях с плётками приехала милиция из Нолинска, и сколько было колоколов и икон - всё увезли, а само строение раскатали по брёвнышку. Один бог ведает, куда те бревна делись.
При монастыре была школа – ребят учили. Когда монастыря не стало, она осталась. Бумаги в школе не было, писали на грифельных досках. Я сама и одного класса не доучилась – мать сказала «Прясть надо». Дома было много скотины: три лошади, две коровы, овечки. Бедно, конечно, жили. Посуды не было, пельмени ели деревянными лучинками».

Земля Сунская (краеведческий сборник) - Киров 2011 г., с.71

На фото: неизвестные вятские монахини. Фото из фонда Вятского епархиального архива

 

Вятские деревни и их жители в переписях 17 века



Деревня Денги Мартынова. Во дворе: Фетка Баранов. Пашни пахотные середние земли трех четвертей с осминою в поле, а в дву потому ж; сена вверх Великие Реки 30 копен, а в нем в живущем четверть выти.

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева

 

Со страниц перестроечной печати: Александр Ведерников на родной земле



9 января 2018 года не стало знаменитого вятского уроженца Александра Филипповича Ведерникова - советского и российского оперного и камерного певца. Родиной его было маленькое село Мокино Советского района, в котором он родился на свет в 1927 году. На страницах газеты "Вятский край" за 1990 год посчастливилось найти такую публикацию о нашем знаменитом уроженце.

Александр Ведерников среди земляков. От моей родной деревни до села Мокино, где родился Александр Ведерников, какой-то десяток километров. Каждое лето, приезжая в отпуск, узнаю: опять Ведерников приехал, выступал в Мокино или Советске. И отпуск проводит на берегу Вятки.
Бывает, что и не один раз в год приезжает народный артист СССР, солист большого театра СССР Александр Филиппович Ведерников в нашу область. И вот нынче Ведерников снова наведался. А незадолго до этого был во Франции. Интересно, что и во Франции, и на Вятской земле его просили исполнить одни и те же произведения. В.Глазырин

Вятский край - 30.11.1990

 

Вятская жизнь сто лет назад: борьба с безграмотностью



Ижевск. Ижевский уездный отдел народного образования постановил обучить грамоте за первое полугодие 1921 года по уезду 12640 человек; эта цифра превышает задание Губнаробраза на 300 процентов.

Вятская правда - 1921 г. № 11

 

Со страниц старых газет. Проблемы дореволюционной Вятки: перевоз через Вятку



За железнодорожными хлопотами наша городская управа уже совсем забыла свои прямые обязанности наблюдения за перевозом у города. Переезжающие чрез Вятку, особенно с луговой стороны, почти постоянно терпят задержки из-за недостатка перевозчиков: стоять и ждать перевоза приходится даже не в базарные дни иногда больше часа, а ночью так даже и более часа. Содержатель перевоза Савинцов нанимает крайне недостаточное с размером движения число работников, каждому из которых поэтому приходится работать бессменно за двоих и троих, отчего они страшно утомляются. Из-за этого работники иногда без всякого стеснения требуют, чтобы переправляющиеся крестьяне помогали им работать вместе с ними, и эти исполняют такие требования. Но беда не в этом, что иногда приходится помочь утомившимся, а в том, что из-за недостаточного числа перевозчиков задерживается переправа, и от этого разумеется больше всего терпят крестьяне.

Вятский край - 1895 г. № 60

Фото с сайта vyatkawalks.ru

 

С архивной полки. Из отзывов мировых посредников Вятской губернии о сельском общественном управлении в 1863-1864 гг.



Крестьянин…враждебно смотрел на помещика, продолжающего требовать от него его обязательных отношений к нему. Отсюда столкновения, та затаенная борьба, та открытая тяжба крестьян с помещиками, между которыми встали посредники. Подозрительно вначале народ взглянул и на посредника. При таких условиях начал образовываться состав крестьянского управления… Общество… выбрало в свои старшины и старосты или слабых людей, предчувствуя в них своих будущих чиновников и, отправляясь от этой мысли, оно естественно желало выбрать человека наименее способного ко злу или выбирало людей не глупых, но которые по известным народу обстоятельствам были против их врага барина. Из записки мирового посредника Уржумского участка от 25 февраля 1864 года.

ЦГАКО ф.576 оп.1 б д.65 лл.6-9

На фото: фрагмент экспозиции в Яранском краеведческом музее. Видимо, изображает крепостного крестьянина, отбывающего наказание

 

Вятские слова и выражения: что такое «лохмотье»?



Лохмотье, ср. Любая одежда. Прибирай своё лохмотьё. Везде тебе подскребальники нужны. // Немного я бохатства нажила. Всё моё лохмотьё в один узол уйдёт.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.119.

Фото С.А.Лобовикова

 

Из истории вятской погоды: мартовские бури

Исстари в народе говорили: «Теплый мартовский день обманчив», «Март-марток – надевай семь порток». И март, бывает, выдавал и выдает иногда неприятные погодные сюрпризы. В 1907 году "Памятная книжка Вятской губернии" сообщала об одном таком событии, имевшем место в 1906 году:
"В Смертинской волости Котельничского уезда на 30 и 31 марта пронеслась буря с сильным ветром, поломало немало деревянных построек; раскрыла крыши на некоторых домах и поломала несколько ветряных мельниц".

 

Вятская жизнь сто лет назад: добровольная пожарская дружина



Пожарная дружина. В селе Юрьеве Халтуринской волости Котельничского уезда организована и оборудована из местных крестьян добровольная пожарная дружина, которая обслуживает район на протяжении 6 верст.

Вятская правда - 1921 г. № 11

 

С архивной полки. Генеалогические источники: ревизские сказки



Ревизские сказки – это единовременный срез трех-четырех поколений семьи. При использовании данных Ревизских сказок следует учитывать, что в составе семьи не указывались имена женатых сыновей, членов семьи, отданных в рекруты, дети записывались часто только по имени, без указания отчества, кроме того, возраст обычно указывался простым прибавлением числа лет по отношению к предыдущей ревизии и мог не совпадать с действительным.
Имеется в архивах и такой источник информации по крестьянским родословиям, как посемейные списки, похожие на ревизские сказки тем, что указывали состав семьи с указанием возраста и отношения к главе семейства. Они велись с 1858 года казенными палатами и волостными правлениями. Искать их следует в соответствующих фондах. Составлялись эти списки каждый год для лиц податных сословий. По ним составлялись после 1874 года призывные списки в связи с новым уставом о воинской повинности. С этого же времени приходские священники ежегодно сверяли посемейные списки с метрическими книгами.

Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.45

 

Храмы Кировской области: церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в селе Коршик



Первая церковь деревянная, построена по грамоте Преосвященного Алексия архиепископа Вятского и Великопермского, данной в июле 1720 года.
30 января 1723 года выдана благословенная грамота на «освящение новопостроенной церкви во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев – по челобитной попа Тимофея с причетниками да старосты церковного Емельяна Мальцева».
5 марта 1777 года «поп Максим Семенов, Симеон Петров и выборный Василий Мамаев» просят «вместо ветхой деревянной церкви Зосимы-Савватиевской построить вновь каменную».
Храмозданной грамотой № 1044, выданной 1 апреля этого же года, разрешено «построить вновь каменную церковь во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев с приделом в честь Алексия Человека Божия». Престолов в храме при возведении его устроено два: в холодной церкви – Зосимо-Савватиевский, освященный 26 сентября 1790 года, а в теплой церкви – Алексеевский, освященный 26 декабря 1785 года.
В 1900 году при расширении теплой церкви устроен третий престол в честь Пресвятой Богородицы «Достойно есть», освященный 2 июня 1907 года.
Закрыта в 1961 году.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая (справочник) – Киров 2012 г., с.78

Фото с сайта https://photo.foto-planeta.com/view/1/0/1/9/7/korshik..

 

Вятские слова и выражения: розорва

Розорва. Бранливое слово; не имеет какого-либо определенного значения. «Какая тебя там разорва взяла? Что не идешь? Т.е. вероятно правильный смысл: «розорвало тебя, так ты поэтому не в силах, не в состоянии».

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Вятские слова и выражения: девчёшка, девчёшкин, девьё



Девчёшка, ж. Девочка-подросток. Я ишшо девчёшкой была, дак меня пахать на себе не заставлели. Боронить толькё гонели. / Девчёшка вот у меня еконькёй была, колда война началася.

Девчёшкин. Принадлежащий девочке, девушке. – Я принесла тебе девчёшкины платья. Могот подойдут твоим. – А твои чего не донашивают? – Выросли они из них.

Девьё. Относящееся к девушке, принадлежащее девушке. – Я не буду девьё носить. – Да эта кофта парнечья. / - Зачем ты мне лаковые сапоги купила? Я девьи не одену. – Какие они девьи? Вон Санкины парни в таких же бегают.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.62

Фото Сергея Лобовикова

 

Со страниц старой печати. Нравы тюремных надзирателей



На днях к арестантским ротам подошла одна женщина, приехавшая из Слободского уезда, чтобы повидаться с мужем и сообщить ему о смерти своего отца. За позднее время ее не допустили на свидание. Когда женщина стояла около здания рот к ней подошел переодетый надзиратель Глотов и ударил ее прямо в лицо. Последняя упала. Такие дикие расправы со стороны надзирателей, по словам сидящих в ротах, бывают часто. Особенно же часто выделяется надзиратель Глотов. На днях, например, он побил одну старушку, ударив ее прикладом. В противоположность городской тюрьме, из арестантских рот до сих пор не поступало жалоб от заключенных. Поэтому будем надеяться, что г.начальник рот по поводу вышеприведенных фактов произведет расследование.

Вятская жизнь – 1906 г. № 6

На фото: Вятский тюремный замок

 

Вятская жизнь сто лет назад: ничейное пианино



Для чего пианино? В народном доме станции Зуевка стоит пианино, которое года три тому назад отобрано было у священника Дьяконова. У священника оно стояло без пользы и теперь стоит тоже и пылитца и никому на нем не дают играть, так как оно все время заперто. Приходят ребята ученики - тоже не дают.
Я думаю, не лучше ли было бы, если бы пианино это поставили в школу, где ученики школы учились бы на нем играть, что было бы гораздо лучше. Осипов

Деревенский коммунист (Вятка) – 1921 г. № 13

На фото: на семейных фотографиях духовенства часто можно запечатлевалась фисгармонь и подобные ей музыкальные инструменты. На них в семьях духовенства учили детей музыкальной грамоте, что было необходимо для поступления в духовные училища.

 

Вятские хроники. Первые "народные чтения" в Нагорске (1897 год)

Село Нагорское Слободского уезда. 2 февраля здесь состоялось торжественное открытие народных чтений, закончившееся чтением брошюры «О Волге», причем были показаны соответственные картины, которые надо сказать, выходили весьма удачно. Лектором в это первое чтение был местный земский начальник Ф.И.Бубнов. В день открытия, за обедней, местным благочинным отцом Николаем Емельяновым (он же заведующий этих чтений) сказано теплое слово на ту тему, что вместо того, чтобы праздно и неразумно проводить время в праздничные дни, народ шел бы на эти чтения, где он может узнать много интересного и поучительного для себя.
Народу на этих чтениях было настолько много (до 300 человек), что при всем нежелании организаторов, пришлось очень многим посетителям отказать. Среди слушателей были преимущественно взрослые крестьяне, затем женщины и школьники. Участвовала также здесь вся местная интеллигенция, причем немало было даже приезжих лиц. Это доброе дело исключительно обязано только местной интеллигенции, которой у нас достаточно, и которая несомненно постарается поставить чтения на твердую почву, так как они имеют для нас огромное воспитательное значение в нравственном и умственном отношении.
Большое спасибо говорит население и губернскому земству, снабжающих устроителей подобных чтений и волшебными фонарями и картинами.
Только, при этой материальной поддержке и возможна организация чтений, открывающих новый и верный источник просвещения.

Вятский край - 1897 г. № 19.

На фото: старинный храм в Нагорске - единственный свидетель тех далеких дней....

 

С архивной полки. Малмыжская церковь в 1957 году



Из отчета уполномоченного по делам религии по Кировской области: «Духовенство служит на окладе в месяц. 1й священник получает 3 тысячи рублей, 2й 2 тысячи рублей и диакон 1500 рублей… Службу в церкви проводят ежедневно. Народу в церкви в простые дни бывает, как и раньше, от 20 до 50 человек, в воскресенье до 200 человек, а в большие религиозные праздники до 1000 человек.
… В целях удовлетворения верующих и привлечения их вновь постоянно совершенствуют хор, независимо от погоды и количества прихода верующих ежедневно службу в церкви начинают в одно и то же время. Создается различное благолепие церкви".

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.6 лл.382-383

На фото: Богоявленский собор в Малмыже, один из редких храмов, который не закрывался в советское время...

 

Вятские села и веси в этнографических описаниях: Медяны



Медянская писчебумажная фабрика купца Первушина на правом берегу реки Вятки; служит целью летних прогулок на пароходе из города Вятки, имеет пристань, на которой сходят богомольцы, отправляющиеся на реку Великую; выделывается разной бумаги до 90 тысяч стоп на 110 тысяч рублей в год.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., 104-105

Во время отправки богомольцев 21 мая, на пароходе Булычева «Основатель» один из гулявших до того разбушевался, что в буфете прибил всю посуду, за что был связан по рукам и ногам и в таком виде был привезен с Медянской пристани обратно в Вятку.

Вятский край - 1897 г. № 59

На фото: таким был храм в селе до его закрытия

 

Из истории церкви поселка Пижанка



14 февраля 1693 года митрополитом Маркелом была дарована грамота на постройку церкви «на поле, на яру, подле Копыловы деревни». С постройкой Христорождественской церкви, в деревянном исполнении, здесь возникло одноименное село, впоследствии переименованное в село Пижанку. Каменная церковь построена в 1777 году. В 1935 году в Христорождественской церкви прекращена служба. Церковь была закрыта.
Летом 1993 года было освящено место под действующую ныне Христорождественская церковь.
В 1998 году вновь построенная церковь начала действовать.

Пижанскому району - 85 (буклет из фонда Пижанской ЦБС)

На фото: современный храм в поселке

 

Вятская жизнь сто лет назад: грозный милиционер



14 января, в селе Мутнице Орловского уезда, у одного гражданина собралась вся молодежь села и устроила игры и танцы.
В разгар веселья в избу входит старший милиционер Мутницкой волости Плюснин и вынимая из кобуры револьвер командует: - Марш все отсюда, чтобы и духу не было.
Уж больно грозно, надо бы малость потише, а то пожалуй с испуга кто-нибудь дух и испустит на месте.

Деревенский коммунист (Вятка) - 1921 год № 10

На фото: так выглядели сотрудники милиции в то время

 

Вятские этнографы о татарах



Я всегда дивился приверженности татарина к своей национальности – религии, обычаям и костюму. Во время своего путешествия вы не раз увидите, как татарский мулла раскидывает на восточной стороне пароходной палубы (трапа) коврик и становится на колена – совершает вечерний намаз. Сделает ли что-нибудь подобное (в области, конечно, своей религии) кто-либо из русских? Только разве фанатик-старообрядец. Татарина или татарку в русском (т.е. в общем европейском) костюме я никогда не видел.
В торговом деле татарин «собаку съел». Массы их разъезжают по деревням и селам, торгуя «красным» или мелочным товаром. Продают часто в долг. Во двор к своему клиенту-должнику татарин-кредитор въезжает, как в свой собственный. Случаются и связи татар с русскими крестьянками (большею частию с такого именно рода клиентками), несмотря на то, что связь с «некрещеным», по убеждению русского крестьянина, страшный грех (о фактах такого рода мне сообщали сельские священники, которым исповедывались согрешившие).

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: торговля татарской обувью в Казани.

 

«В Вятке велик свечной сбор…» (из записок епископа Никодима Казанского)



В Вятке велик свечной сбор, а именно до 20 тысяч рублей серебром и более. Поэтому в Синоде заключили о благоговействе вятских жителей, а это вовсе не так. Объяснюсь. Вятские духовные отсыпают начисто всю прибыль от продажи свеч, не удерживая у себя ничего. От того у них и собирается большой капитал. А, например, в Москве – похитрее. Там отсылают ли и третью часть, сомневаюсь….

На фото: Кафедральный Троицкий собор города Вятки (разрушен)

 

Стихийные бедствия в истории Вятского края: 1906 и 2015 годы



9 июля. В поле крестьяне деревни Пановой Елабужского уезда были застигнуты сильным дождем-ливнем и градом, величиной с лесной орех, крестьяне деревни Михайловка Николай Британов, 23, Параскева Храмова 18 и Анна Алисова 20 лет, которых нахлынувшей волной сшибло с ног и утащило в разные стороны поля и заметало землей и ржаными снопами, после чего они найдены были мертвыми.

Памятная книжка за 1906 год - Вятка 1907 год

На фото: последствия урагана в Кирове в 2015 году

 

Октябрьский переворот 1917 года в жизни Вятского края в первые дни


Результаты событий. Губернская продовольственная управа уведомила все уездные и волостные продовольственные управы, что в связи с последними событиями в Москве и Петрограде и с захватом власти большевиками - возможна временная приостановка снабжения населения тканями и некоторыми другими предметами первой необходимости.

Вятская речь - 1917 г. № 251 от 23 ноября

 

Вятские храмы: Троицкая церковь села Шкары

Церковь Троицы. Приход открыт в 1896 году по указу Святейшего Синода от 7 февраля 1896 года № 739 и выделился из селений прихода села Мулинское.
Церковь построена в 1898-1901 гг., деревянная. Престол в церкви один – во славу Святой Троицы.
До построения церкви был молитвенный дом.
Церковь сгорела после 1930 года.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник, часть 1я – Киров 2012 г., с.75

 

Вятские деревни: Юденки



Деревня находилась в километре на юго-запад от Зонихи, на старой дороги из Зонихи в Мякиши. Вновь основанный починок назвали Минеевский. Основано селение в первой половине 19 века перешедшим из деревни Филаты Минеем Хорошавиным, отчего починок и получил такое название. В 1820 году селение еще не числится.
В 1859 году в починке был только один двор, в котором проживало пять человек мужского пола и шесть женского. В 1891 году в трех хозяйствах было 19 человек и все по фамилии Хорошавин. В 1926 году записано шесть дворов и по 16 человек обоего пола.
Решением Кировского облисполкома от 19 апреля 1976 г. № 8/241 деревня Юденки снята с регистрации и учета.

Н.Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.245

Фото С.А.Лобовикова

 

Описания вятских сел в XVII веке: стан Волковский

Стан Волковской. А в нем погост, а на погосте церковь теплая Пресвятой Богородицы Казанския да церковь Ильи пророка древяны, клетцки, а в церквах Божие Милосердие, образы и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское.

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева


 

Со страниц старых газет. Как Вятка чтила столетие Николая Васильевича Гоголя


100-летие со дня рождения Н.В. Гоголя. 19 марта вечером, по случаю столетия со дня рождения Н.В.Гоголя, во всех духовных училищах заведениях города Вятки были устроены посвящены памяти великого писателя чтения, а 20 марта после литургии Преждеосвященных даров, отслужены панихиды. В семинарском храме литургию Преждеосвященных даров и панихиду в этот день совершал Преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской. Преосвященным Павлом, епископом Глазовским, 20 марта была совершена панихида по Гоголю в Александро-Невском соборе для учащихся в начальных школах города Вятки.

Вятские епархиальные ведомости - 1909 г. № 12

 

Вятские слова и выражения: что значит пластаться?



Пластаться, несов. Драться, бить друг друга. – Раньше мы как на вечёрках парни пластались крепко. – А почему дрались то? – У кого руки чешутся, кто из-за девки.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.169

 

Села Вятской губернии: Балезино



Село Балезино, при реке Чепце, на большой дороге из Вятки в Пермь, известно своей конской и краснорядской ярмарками, на которые привозятся лошади и привозится товаров в 50 тысяч рублей.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., с.118

На фото: дом семьи Дементьевых постройки 1898 года. Фото с сайта http://vpered-balezino.ru/kak-my-zhili-v-chjom-my-zhi.. здесь можно посмотреть и другие старые фотографии села

 

Со страниц старых газет. Самоубийство Василия Горбачева

В.А.Горбачев. Вчера в 1 часу ночи дня выстрелом из револьвера покончил с жизнью Василий Александрович Горбачев. Покойный был известен широкой вятской публике, как выдающийся оратор, выступавший на многих митингах в качестве представителя от социал-демократической рабочей партии. Подробный некролог Вам мы дадим на днях.
Сегодня в 11 ½ в усыпальне городской больницы по покойному будет совершена панихида.

Вятская жизнь – 1906 г. № 78

Примечание. Именем революционера названа одна из улиц города Кирова

 

Губернатор Клингенберг в Елабуге



Елабуга. Мирное течение обывательской жизни города, в течение всего января месяца, нарушалось сообщениями о волнениях среди мусульман Елабужского и соседних уездов, волнений, вызванных на почве производства всеобщей переписи. Правдоподобность этих слухов была, наконец, подтверждена и выражением официальной благодарности городскому мулле Хузяханову «за разумное содействие к прекращению возникших в среде мусульманского населения ложных слухов о целях и значении предстоящей переписи». Это ли брожение мусульман или что то другое вызвало к нам прибытие г.начальника губернии д.с. с.Клингенберга. Его превосходительство впервые посещая наш город, не оставил без внимания и наши городские народные училища, где он присутствовал на занятиях детей и нашел прекрасной постановку школьно-учебного дела. Результаты посещений училищ оказались присылкою туда лакомств от имени его превосходительства, что уже само по себе было для детей событием. Вообще за двухдневное пребывание в нашем городе г.начальник губернии успел посетить значительную часть учебных и общественных учреждений и был очень доволен прекрасной обстановкой дела, как тех, так и других. Все оказалось в прекрасном положении, и даже башкирское и татарское население уезда своим поведением не вызывает по отношению к себе репрессивных мер....

Вятский край - 1897 год № 14

На фото: кабинет губернатора Н.М. Клингенберга в городе Вятке

В различных других публикациях 1896-1897 годов упоминается, что губернатор находился в постоянных поездках по губернии, посещал различные учреждения, а находясь в Вятке - отчитывал нерадивых чиновников, а то и снимал с должностей. Не эта ли кипучая деятельность вятского губернатора вызвала ненависть у большевиков, напечатавших про него лживый памфлет в своей газете "Искра"? Наверное, если бы губернатор просто сидел на своем месте, ничего не делая, вряд ли бы он удосужился упомянуться на страницах самой оппозиционной газеты того времени...

 

С архивной полки. Из «послужных списков» вятского духовенства



Село Вавож, 1825 год. Священник Василий Евфимович Овчинников получил такую характеристику: «Добропорядочен и по должности своей неупустителен».
Село Курчум. 1828 год. Заштатный священник Матфей Андреевич Васнецов (69 лет) – «старик добрый».
Село Верхопижемское Котельничского уезда. 1910 год. Священник Александр Анемподистович Беневитский (1851 г.) «отличается степенностью своего характера».
Село Кормино Котельничского уезда. 1910 год. Священник Гавриил Павлович Трапицын (1860) «отличается благонравностью, кроток, миролюбив, участлив и любвеобилен в отношении к своим прихожанам, от которого пользуется всеобщим уважением».

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников - Киров 2019 г., с.119

 

Реки Вятской губернии: Большая Холуница



Большая Холуница орошает крестьянские земли волостей Ильинской, Федосеевской и Климковской, а также и частные владения последней; река описывает дугу в 130 верст длины.Выпуклая часть дуги обращена к северу; в начале течение направлено с юго-востока к северо-западу до средины помянутой ранее дуги, а далее идет в обратном направлении, причем в половине среднего течения Большая Холуница достояние лесов, другая половина среднего течения и низовые реки принадлежность населенных местностей.
Высота берегов достигает в среднем 1 ½ сажень над уровнем воды. Ширина реки в меженное время в нижнем своем течении 15 сажень, в полную воду – 40; глубина в первом случае 2 аршина, во втором 4-5 аршин.
Весенний разлив, благодаря крутоберегости реки, довольно узок, по крайней мере в среднем течении нередко прилежащие к реке местности затопляются не более как на 1 ½-3 сажени (Федосеевская волость).
В Большую Холуницк, также как и в Черную, впадает с обеих сторон чрезвычайно много средних покосных и мелких лесных речек; с правой стороны: Шурчиха, Копья, Рыбная, Чернушка, Боровка, Климковка, Земляная, Красноярка и Межовка; с левой: Пынтылка, Сома (с Вохмой), Рыбная (с Полуденкой и Восточной), Климковка, Болотная Луговица, Поломка, Шамышевка, Шамышевка (2я), Городилиха, Березовка и Болотная Хмелевка.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.8-9

 

Криминальная хроника на страницах вятских газет XIX века



Местные происшествия. Нолинский уезд. Кража. 27 ноября, в починке Сухановском Тумановской волости, произведена одна кража со взломом на сумму 202 рубля.

Самоубийство. 16 декабря крестьянка Торонковской волости, деревни Салтыковской Агафья Бугреева найдена в сенях своего дома повесившейся.

Скоро умерло три человека, из них два от излишнего употребления вина.

Вятские губернские ведомости - 1875 г. № 4

 

Этнографические зарисовки: быт пермяков

Избы пермяков высоки и просторны; кроются не соломой, а дранью или тесом. Вообще пермяк любит строиться; на дворе у него разные клетушки и сарайчики. Снаружи постройки его довольно красивы, но внутри их далеко неприглядно. Окон мало; печи нередко без трубы. Из трех частей дома одна играет роль жилой избы, другая, находящаяся исключительно в ведении женщин, что-то в роде кладовой и третья – клеть, где хранится одежда и различная утварь. Вюду грязь и нечистота, мириады тараканов. Моют в избе только один раз в год, - на Илью Пророка. И в одежде пермяки также крайне неопрятны. Счастие, что они очень любят баню и ходят в нее раза по два в неделю (конечно, не меняя белья), а то трудно себе и представить, что с ними было бы…

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Об одежде удмуртских женщин во времена историка В.Г.Миллера


У вотяцких баб в платье разность наипаче есть в том, что некоторые к повязкам берестяным, которые какой-нибудь истканью обложены и часто упоминаемой мелочью убраны, привешивают над главою еще корольки, в прочем же все носят на голове от одного уха к другому бересто, какой-нибудь истканью покрытое, вышитой в четверть аршина. Сверх сего покрываются платком четырехугольным, которого один конец висит спереди, другой сзади, а прочие два по плечам. Сей плат не только по краям разноцветными нитками выстрочен бывает, но еще и с бахромою, и издали много походит на прежние фонтанжи Европейских наших женщин. Такой головной убор называется у них Айшон. Удивления достойно, когда случится ночью поздно проезжая к Вотякам заехать; ибо, как их жены пробудивши от сна с печи долой полезут, то они в своем уборе весьма странны покажутся; что мне неоднократно случалось видеть. Они весьма скоро умеют убирать свои головы. Волосы заплетают в косу, которая с косником, убранном копейками и корольками, к поясу привязывается. На руках многие носят зарукавья корольковые, как татарки. Рубашки бывают у них такие же как у черемисок и у чувашек. Сверх оных носят они еще особливое платье, которое с низу до верху прорезано, а рукава по польскому обыкновению с плеч висячие, в которые рук не вздевают. Вообще говоря, платье вотяцких баб не таково хорошо, чисто и дорого, как у прочих тамошних народов.

Г. Ф. Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. СПБ, 1791 г., с.20-21

Примечание. Здесь Миллер проговаривается, "что мне неоднократно приходилось видеть", т.е. в этих деревнях он бывал лично сам, а не записывал чужие рассказы, сидя в Петербурге, как недавно об этом написал один читатель нашей группы ...


 

По страницам дореволюционных газет. Начало сенокоса



Начало сенокоса. Вятский уезд. Вот настало время сенокоса. Надо косить, а работников мало. Семьям воинов особенно трудно. Немало осталось одних солдаток с ребятишками. Ребят оставить не на кого. Все работы у них выполнялись своевременно и аккуратно, даже ранее прочих. Но сенокос управить трудно. Поденщины очень подорожали. Против прошлых годов сенокосный инвентарь – вилы, грабли и косы повысились в цене втрое, съестные припасы вдвое. Но Бог с милостью, а народ с помощью не оставит сенокосцев…

Крестьянская сельскохозяйственная газета (Вятка) - 1915 г. № 25

 

Из писем Первой Мировой: новобранцы (1915 год)



Неизвестный автор писал некой Пафнутьевой в Ижевский завод: «К нам в полк прибыло 100 молодых солдат. Командир полка просил их повеселить. В большом сарае (у немцев хорошие каменные сараи) устроили сцену, на которой и выступали все желающие. Были клоуны, певцы, плясуны, рассказчики и т.п. Много смеялись, забыв, что каждую минуту может «чемодан бухнуть в стену»…

ЦГА УР ф.255 оп.1 д.1 лл.197-197 об.

 

Ботиночки… Об обуви вятских крестьян в начале прошлого века



Ох уж эти женские ботиночки! – предел мечтаний крестьянских девушек в начале нашего века. Трудности, которые они преодолевали на пути к обладанию ими, невероятны для нас сегодня. Так, одна рассказчица вспоминает, как всю зиму сшивала беличьи шкурки в бунты (полосы) и на заработанные деньги смогла купить себе ботинки с высокой шнуровкой. Другая рассказывает: «На сплав ходила, дрова заготовляли для производства. А мне 18 лет было. 40 км. обратно пешком шли – и хлеб кончился. Ходила я со взрослыми, потому что думала, не сплаваю, тогда тятя мне ботинки с галошами не купит. Тогда модно было. Купил он мне их. Помню, жара стояла, а я в ботинках с галошами разгуливаю. Что ты, мода!» У парней и мужиков представления о богатстве были свои: «Роскошно было иметь хромовые сапоги и суконный пиджак, - вспоминает о двадцатых годах один вятчанин и добавляет: - У моего отца хромовых сапог хватало на 15 лет».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.99-100

Фото вятских крестьян из архива сообщества

 

Вятчане, котеляне, орловцы и ноля: русскоязычное население внутри Вятской губернии



Среди самих вятчан различаются:
1) Вятчане собственно, в узком смысле этого слова. Это жители Вятского уезда, прилегающей к нему половины Орловского и юго-западной части Слободского уезда. Общая особенность этой группы – отличие в говоре мужчин и женщин: первые произносят ч вместо ц, вторые ц вместо ч. Нужно думать, что мужская и женская половины здешнего населения различного, этнографически, происхождения. По нашему мнению, здесь преобладала колонизация из-под Устюга и из Двинского края.
2) Котеляне - жители Котельнического уезда и прилегающей части Орловского. Этнографическая граница, отделяющая вятчан собственно от котелян, идет как кажется (не ручаюсь), по рекам: Быстрице, Вятке и Моломе. Здесь нет отличий в говоре мужчин и женщин. Здесь совсем не знают звука ц, заменяя его через ч. К здесь мягко (мамонькя), чего нет у собственно вятчан. - Если судить по промыслам, то здесь живут потомки древних новгородцев из области где-то около Уломы. Это мое личное предположение.
3) Ноля - жители Нолинского уезда. Ничем почти не отличаются от собственно вятчан, от которых, однако, отделены географически, почему этот термин устойчив в народе.
4) Термин Орловцы не имеет этнографического содержания. В народе он употребляется только в смысле: "жители города Орлова, горожане". Жители части Орловского уезда, прилегающей к Вятскому уезду, именуются в народе вятчанами, каковы они и есть на деле; в части же, прилегающей к Котельническому уезду, - котелянами, - от которых этнографически не отличаются. Если жители с. Юрьева, Котелынич. у. и называют орловками (заволоченками тоже) "образованных" женщин и девушек, то они имеют в виду горожанок (из гор. Орлова), да еще - и прежде всего - бойких и тертых истобенянок (за волоком от с. Юрьева - откуда и термин заволоченка - и лежит прежде всего с. Истобенское).

Д.К.Зеленин. Памятная книжка Вятской губернии за 1904 год - Вятка 1905 год, с.15-16

На фото С.А.Лобовикова: вятчанки, вятички...

 

Из истории вятского пароходства: когда начиналась навигация в старину?



Первые пароходы из Вятки выйдут, как полагают, не ранее понедельника, т.е. 25 сего апреля.

Первые пароходы из Вятки в Казань вышли 25 апреля.

Вятский край - 1895 г. № 21 и 23

 


Назад к списку