Апрель: 16-30
По страницам старых газет. Лошади – на фронт
Закончена отправка принятых в войска лошадей. Ежедневно каждую партию провожала большая толпа народа. Обывательницы, успевшие привыкнуть к животным за время, пока лошади стояли на их дворах, украсили гривы многих цветами и лентами.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1914 г. от 25 ноября
Священно-церковнослужители Александро-Невской церкви села Сардык Глазовского уезда
Анисимов Дмитрий Алексеевич. До 1878 года исполнял обязанности псаломщика сверх штата. С 27 января 1878 года по 1901 год – штатный псаломщик. С 1901 года – дьякон.
Воскресенский Илья Алексеевич. Родился в 1874 году в селе Пижанском Тужинского уезда. Значится как священник Сардыкской церкви с апреля 1908 года. 5 декабря 1933 года особой тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края по ст.58 п.10 УК РСФСР осужд иен условно к трем годам концлагерей. В 1937 году после закрытия церкви был сослан на жительство в деревню Сухоты, где проживал в доме Девятьярова Данила. Осужден по ст. 169 УК РСФСР 16 мая 1929 года за пользование 10 кг сахара к штрафу 250 рублей. 25 ноября 1929 года осужден по ст. 90 УК РСФСР за совершение крестного хода на речку к штрафу в триста рублей. 9 декабря 1937 года осужден по ст.58 п.10 УК РСФСР особой тройкой при НКВД Кировской области, приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 января 1937 года.
Голубев Федор Александрович. Окончил курс Вологодской духовной семинарии. В 1903 году служил учителем Соловьевского земского училища. С 1903 года – священник Верхолемской церкви. с 12 февраля 1908 года – священник в селе Сардыке.
Дудырев Игнатий Степанович. Родился в 1877 году. До 1920 года служил псаломщиком Сардыкской церкви, а с 1920 года – священником. Службу в Сардыкской церкви оставил 7 марта 1933 года.
Зубарев Василий Александрович. Определен на должность псаломщика с 4 июня 1883 года после окончания курса в духовном училище. В 1888 году перемещен в село Сернур Уржумского уезда.
Израилев Иосиф Гаврилович. Перемещен из села Сернур Уржумского уезда на место псаломщика Зубарева в 1888 году. 21 августа 1890 года перемещен в село Синеглинское Слободского уезда.
Кибардин Михаил. Переведен в село Сардык в 1868 г. из села Куракинского Уржумского уезда на место дьякона Михаила Ложкина. Служил дьяконом в 1869-1870 гг. В 1870 году переведен священником в село Сосновку.
Крекнин Петр Константинович. Служил священником с конца 1860-х годов до марта 1881 года. Умер 11 марта 1881 года.
Крекнин Николай. Служил дьяконом. Умер 3 мая 1833 года от чахотки.
Крекнин Николай. Почетный дворянин, священник. Перемещен 11 сентября 1878 года из села Сметанино Яранского уезда. На службе значится до 1881 года.
Священник Владимир Васильевых. Православные храмы Унинского района – Нолинск 2006 г., с.33-34
На фото: священник Федор Голубев с семьей. Фото из наследия унинского краеведа Николая Бельтюкова
Вятские фамилии и их происхождение
Аверкин (Аверкин, Аверин, Аверьянов) - от церковного имени Аверкий (лат. «непобедимый, обращающий в бегство»).
Азянов (Асанов, Асанин) – от имени Асан (тюрк. «красивый»)
Арбузин (Арбузов) - от прозвища Арбуз, данного человеку за округлые формы
Аристов - от церковного имени Аристарх (греч. «предводитель лучших»)
Астафьев – от церковного имени Евстафий (греч. «устойчивый»).
А.А.Потапов. истоки Сарапульского родословия. Поколенная книга Сарапульских родов – Сарапул 2013 г., с.140-141
Наша северная природа в описаниях русских писателей: камские закаты
Запад гаснет. В золотистом блеске зари еще резче выделяются готические остроконечные пихты. Оне кажутся темнее при этом освещении. Кое-где на вершинах глиняных холмов, точно костры вспыхнули, зыблется прощальное сияние отгорающего дня. Краски сгущаются, розовое становится пурпурным, желтое начинает рдеть багрянцем. Но скоро прохладный вечер сливает в одно мглистое марево и силуэты далеких гор, и очерки лесов, заслонивших от нас луговой простор Закамья, т.е. Вятской губернии. Скоро и ближайшие холмы слились с лощинами, только берега Камы еще видны. Сумерки густятся и густятся, пока гаснет запад, пока густые краски его в свою очередь не расплылись в однообразных тонах безоблачного вечера. А там и сумрак посветлел. И опять стали выступать отовсюду вершины холмов, очерки сосновых боров, синия тени лощин, только без дневного освещения, когда каждая травка светится, когда на каждой вершине точно вспыхивает неведомый алтарь.
Здравствуй, северная красавица, белая ночь! Ты, задумчивая и молчаливая подруга яркого и веселого дня; ты, грустно опустившая свои серые очи, порою повитая туманом, порою чистая и девственная, сердобольная сиделка глубоко, целые века спящего полярного края. Со всех сторон слышен запах смолистого леса. Сосна по воде дышит нам на встречу. Везде простор, воздуха вволю, совсем не то, что на далеком юге, где душно, где в каждом атоме, кажется, дрожит и курится цветочная пылинка, где кровь бьет в голову, и нервы ходуном ходят от раздражающего аромата роз и жасминов. Вон, по воде, легкий туман. Точно занавесило берег. Точно ревнивая вода не хочет показать нам, не хочет обнаружить, что творит она с этим берегом за мглистым покровом тихой ночи. Деревья ушли во мглу, будто закутались до рассвета. Деревушки в лощинах тоже ушли в серое марево. Редкие огоньки оттуда, точно заспанные глаза, хотят разглядеть нас в сумерках и не осиливают дремы, гаснут, смежают веки…
В.И.Немирович-Данченко о северной ночи на Каме около Перми
На фото: красивы зимние закаты в вятском Прикамье - у города Елабуги...
Со страниц дореволюционной печати. Вопрос о городском навозе
Елабуга. 9 апреля в состоявшемся на днях заседании уездной санитарной комиссии было рассмотрено между прочим отношение городского головы на имя исправника, в котором он просит последнего не препятствовать сваливанию навоза в многочисленные городские овраги, с целью закрепления берегов. Просьбу свою голова мотивирует тем, что одна из статей Устава путей сообщения воспрещает сваливать навоз и солому только на плотины и низкие болотистые места, на сухих же местах это допускается. Мы с этой статьей не знакомы и можем поверить городскому голове, что закон действительно в некоторых случаях допускает употребление этого материала, особенно вдали от селений, где это не может угрожать здоровью людей и, конечно, в местах, которые имеют какое-либо отношение к путям сообщения. Но недоумеваем, причем же тут наши городские овраги, находящиеся в центре города, - неужели они тоже составляют пути сообщения?
Санитарная комиссия, конечно признала, что удобрять навозом почву в городе крайне вредно и опасно. Под постановлением этим городской голова написал: «С мнением комиссии не согласен, так как оно противоречит закону».
Вятский край - 1897 г. № 44
На фото: на старинных тихих улочках города Елабуги в наши дни...
На фото: современная Елабуга сохраняет свой исторический вид и по сей день...
Село Богородское/Ленинское до 1917 года (воспоминания из советской печати)
Поселок Ленинское. До революции наш поселок назывался селом Богородским. Маленькое, утопающее в болоте, окруженное лесом, село, где в начале было всего 4 домика, ютившихся вокруг церкви и заносимые в зимние метели до труб, а летом утопающие в грязи. Местные купцы, разбогатев на грабеже односельчан, построили только кабак и магазины. Товары для перепродажи они доставляли на лошадях из городов Котельнича и Нижнего Новгорода. Неприглядна и темна была жизнь села.
С.Колеватых, Ф.Каргопольцев // Кировская правда 1955 г. № 33
На фото: один из самых старых домов поселка
Вятская жизнь сто лет назад. Пожар в Яранске
Пожар. В городе Яранске утром 4 июня уничтожено пожаром три дома по улице Свободы, из них два дома (дома Попцова и Соколова) занимал уездный военный комиссариат. Пожар начался в три часа после полночи во дворе комиссариата от неизвестной пока причины и стал распространяться на другой квартал: несколько раз загорался дом бывшего Сазанова, занятый Упродкомом, но благодаря совершенно тихой погоде и усиленной защите, удалось его отстоять, хотя он и потребует значительного ремонта. Дела и бумаги как Комиссариата, так и Упродкома были все вынесены. Уничтожено до 6 тысяч пудов льна и тряпки, хранящиеся в складах. Кроме того при разгрузке мануфактурных складов Райотделения, расхищено гражданами невыясненное количество мануфактуры.
Крестьянин-коммунист (Яранск) – 1921 г. № 37
Со страниц старых газет. Заводские караваны
Заводские караваны. 4 мая мимо города Вятки прошел караван из 8 барж, а вчера, 5 мая, в 4 баржи. Вода убывает быстро и караваны торопятся. В сутки между 4 и 5 мая убыло воды 9 вершков. Караваны идут с железом на Лаишевскую и Нижегородскую ярмарки. Первый караван из Кирса, а второй Омутнинский.
Вятский край - 1897 г. № 51
Статистика единоверческих приходов
Несколько недель назад было две публикации по истории единоверческого прихода Троицкой церкви села Сосновогорского Уржумского уезда. Теперь это территория республики Марий Эл. В Государственном архиве Кировской области сохранились метрические книги прихода за все годы, тогда как в Государственном архиве республики Марий Эл только за 1914-1917 гг. Справедливости ради метрики из кировского архива, конечно, должны быть переданы в марийский архив (в Сосновогорский приход не входило ни грамма земли современной Кировской области, правда номинально единоверцы ходили сюда из шести соседних волостей), что когда-нибудь, может и будет сделано...
При внимательном изучении последних метрических книг Сосновогорского прихода обнаружились интересные факты. К примеру, в 1914 году актовых записей о рождениях по порядковым номерам было записано 36, итоговая же цифра составила... 65 (кроме того указывалось, что 4 человека были присоединены из раскола), в 1915 году соответственно - 19 по записям и 39 в итоге, в 1916 г. - 17/27, в 1917 г. - 10/17. Также обстояло дело и с записью смертей. Например, в 1915 году по записям умерло 17 человек, а в итоге стояла цифра 33. Интересно, кто же были те лишние люди, которые не значились в записях о требах, но числились в общей численности по рождениям и смертности. Возможная отгадка может быть в том, что часть жителей прихода ходила в приходы соседних сел Казанского и Марисолы, но тогда бы их не было в итоговых цифрах по приходу. Также некоторые записи почему-то объединялись под одним актом, но такое было очень редко. Интересно ваше мнение...
Более-менее ясно все было с числом браком. Здесь приход пережил в годы войны обычную динамику, о которой писали недавно. Если в 1914 году в приходе было 23 свадьбы, то в 1915 г. - 5, а в 1916 г. и вовсе одна. И только в 1917 году, после наплыва дезертиров, в приходе настоящий свадебный "бум" (по сравнению с прошлым годом) - 6 свадеб.
Использованы документы архива ГА РМЭ
С архивной полки. Купеческие предприятия Нолинского уезда в XIX веке
Владельцы: Шувалов Андрей Петрович, граф; арендатор – Беляева Екатерина Васильевна, жена фридрихсгамского первостатейного купца
Предприятие: Чураковский винокуренный завод
Сумма производства: 39449 рублей
Число вольнонаемных рабочих: 81
Число крепостных: 1.
ЦГАКО ф.582 оп.50 д.324 лл.1-264
На фото: дом купца Е.Я.Нелюбина в Нолинске. Построен был в 1870 году. Объект культурного наследия
Истории из дореволюционной печати. О доставке почты в старину
Село Чекалда Елабужского уезда. За время земских учреждений, с которыми в нашу глухой провинции явились в первый раз медицина, появилась настоящая, а не на бумаге сельская школа, правильная сельская почта, улучшенные пути сообщения и прочее – наша провинция оказалась просто неузнаваемой. Еще лет 20-15 тому назад в нашем селе, кроме священнослужителей, никто, может быть, даже не слыхал о существовании газет и журналов, ныне наше глухое село выписывает уже до 15 перидических изданий. Дешевые газеты и журналы выписываются даже крестьянами, в среде которых интерес к чтению растет не по дням, а по часам. И вот при таком возбуждении умственного интереса среди глухой провинции бывает крайне досадно встретить хотя бы даже незначительные препятствия к правильному развитию этого интереса. А препятствовать в этом нам могут многие; прежде всего, разумеется, земская почта, затем волость, сельские старосты и прочее. В настоящее время наше терпение испытывает земский почтальон Бабушкин. Корреспонденцию, адресованную в наше село, он оставляет в волостном правлении, несмотря на то, что путь из правления лежит и через наше село, где он, меняя лошадей, остается на целый час. В правлении и корреспонденция ждет или старост или каких-либо случайных попутчих и попадает к нам уже через несколько дней; нередко Бабушкин оставляет нашу корреспонденцию даже и не в нашей волости, а в соседней Мушаковской, т.е. провозит лишние 40 верст, откуда доставать ее, разумеется, еще труднее. И зачем это издевательство? Ведь другие почтальоны возят же почту правильно по назначению. Результатом такой небрежности г.Бабушки является то, что кроме несвоевременного получения корреспонденции, многое из нее теряется, иллюстрированные издания, таскаясь по волостным правлениям, приходят иногда в неузнаваемом виде, затасканном. Разумеется, где искаться за каждую потерю, да и захолустный подписчик не знает, куда жаловаться. Вот так идет дело и эти порядки становятся обычными. Земская управа, разумеется, не знает этого.
Юкшумская волость Яранского уезда. Администрацией этого правления заведен оригинальный способ разноса почтовой корреспонденции по своему району. Почтовую корреспонденцию здесь отправляют не с рассыльными, а с попутными к адресату мужичками. Если такого попутного мужичка нет, а почтовая корреспонденция получена, то она лежит в правлении (а иногда и в другом месте) до удобного случая – до попутного мужичка. Заявляется какой-нибудь мужичок из соседней к адресату деревни и ему поручается «завезти почту». Но мужичок нарочно «отвести почту» тоже не едет, а ждет удобного случая. Случай является. И вот наконец недели через полторы, через две и более по получении корреспонденции в правлении получает ее адресат и, притом, в довольно потертом виде, что доказывает, что до получения ея адресатом она перебывала во многих руках.
Подобный случай разноса почты, во всяком случае, неудобный и неприятный для адресатов, следовало заменить более правильным и удобным.
Вятский край - 1896 г. № 22 и 26
Пароходы Вятско-Волжского пароходства на 1908 год
Александр
Братья
Булычев
Вестовой
Владелец
Вятка
Гражданин
Двигатель
Дед
Иван
Иловатский затон
Коммерсант
Котельнич
Ламех
Любимец
Мелководный
Москва
Надежда
Наследник
Николай
Орлов
Основатель
Отец
Павел
Передовой
Победоносец
Помощник
Посланник
Потомственный
Почетный
Работник
Сестры
Сотрудник
Сын
Товарищ
Учредитель
Филипп
Яков Тырышкин
Памятная книжка Вятской губернии за 1907 год - Вятка 1908 г., с.130
Большие села Уржумского уезда на 1917 год
Лебяжье – торговое село на реке Вятке с пристанью. В Лебяжье есть старинное городище.
Сернур – богатое торговое село с лучшей ярмаркой в уезде
Русский Турек на реке Вятке, в 16 верстах от города Уржума, большое и богатое село с пароходной и хлебной пристанью. В Туреке происходит большая закупка и отправка хлеба и других сельскохозяйственных произведений. В селе живут местные лесоторговцы.
Село Цепочкино – пристань на реке Вятке.
Село Кичма – большое торговое село.
Село Новый Торьял – торговое село.
Село Старый Торьял - черемисское село, в нем есть второклассная школа.
Нартасская сельскохозяйственная школа уездного земства находится недалеко от села Билямор – черемисского села.
В деревне Кырлыгане (на границе с Малмыжским уездом) имеется центральная вотская школа.
В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.136-137
На фото: старинные дома в селе Русский Турек
Вятские реки в материалах статистики. Река Вятка в Слободском уезде
Река Вятка орошает уезд на просторах около 330 верст. Смело можно сказать, что она имеет преобладающее значение в деле орошения во-первых потому, что протекает почти посредине уезд, деля последний на две части – большую северо-западную и меньшую юго-восточную, имеющие, как увидим далее довольно различный почвенный покров; во-вторых потому что уезд пользуется ея течением несравненно больше, чем у остальных рек и, наконец, в третьих, потому что что Вятка протекает главным образом по местам населенным и только меньшая ея доля по лесам Ракаловской и Кирсинской волостей.
Вятка, также как и Кама, входит в пределы Слободского уезда из Глазовского и при своем течении по владениям описанного уезда то и дело меняет направление, в общем, впрочем, описывая дугу, один конец которой находится на южной границе Кирсинской волости, другой на той же границе Шепелевской волости.
В частности же течение реки Вятки таково: в Кирсинской волости с юга на север, в ней же круто поворачивает прямо на запад; затем, в пределах Ракаловской волости, несколько поднимаясь на северо-запад, вновь опускается на юго-запад; в северо-восточной части Редкинской волости направление реки снова становится северо-восточным до места слияния рек Вятки и Кобры; от этого пункта река Вятка протекает на значительном пространстве, до села Никольского, Вагинской волости с севера на юг.
От села Никольского, сделавши крутой поворот на запад, река идет в таком положении до границы Вагинской волости с Георгиевской, откуда уже снова, круто повернувши на юг, идет в южном направлении до границы уезд, образуя в последний раз, на юге Шепелевской волости, изгиб к западу, после чего покидает пределы Слободского уезда и вступает в соседний Вятский.
Берега реки Вятки на большей части ея течения невысоки; кое где имеют среднюю высоту (как например, в волостях: Ракаловской, Маракулинской и Сочневской, т. е. в среднем течении) и только в юго-западной части уезда, в волостях Георгиевской, Ильинской и Стуловской берега реки становятся значительно выше и круче, достигая высоты от 1 до 3 сажень над уровнем воды.
Левый берег реки Вятки более высок, правый более низменный.
Ширина реки в среднем и нижнем своем течении в меженное время достигает от 30 до 50 сажень; в половодье, разумеется, она бывает несравненно больше, так например, в Стуловской волости величина эта измеряется с 30 до 200 сажень. Глубина реки в обыкновенную воду колеблется в пределах от 1 до 3 сажень, но есть даже в нижнем течении реки (Стуловская волость) и такие места, которые можно переходить вброд – не более 10 вершков; зато в полную воду, во время разлива, средняя глубина реки Вятки колеблется от 7 до 9 аршин.
Поемные луга так же как на Каме, часто заносятся песком, образуя «присады»; во многих местах ежегодно подмывает и обрывает берега на 2 аршина и до 2 сажень. Весенняя вода покрывает луговые пространства на 1-2 верст. Перекаты, хотя и встречаются, но довольно редки.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.6-7
На фото: на Вятке в Слободском районе летним вечером
Вятские слова и выражения. Что значит "расхохониться"?
Расхохониться. Выказывать, выставлять себя в наряде; разрядиться, вынарядиться; выпялиться в наряде. «Э, фря, как расхохонилась. – Вишь расхохонилась, будто барыня».
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).
Благоустройство города Царевосанчурска в 1904 году
Царевосанчурск. Мощеных улиц в городе нет. Освещение керосиновое (68 фонарей). Пожарная команда имеет 7 машин и 10 бочек. На скотобойне, содержимой городом, ежегодно убивается до 1600 голов скота.
Памятная книжка Вятской губернии за 1904 год - Вятка 1905 г., с.78
На фото: одно из старых зданий бывшего города
"Колхоз уверенно идет в будущее..." Из истории деревни Кучелапы
Кучелапы. Такое название носит центральная усадьба колхоза «Искра». В прошлом - это небольшая деревушка в одну улицу, отдаленная множеством километров от райцентра и больших дорог. За последние годы Кучелапы заметно изменились. Появились новые улицы жилых зданий, водопровод, детский сад. Деревня теперь связана асфальтовой дорогой с центром колхоза –Нижне-Ивкино.
За околицей производственная зона. Здесь построены ремонтные мастерские, теплая стоянка для автомашин, мехток со складами, животноводческие помещения.
Кучелапы продолжают обновляться. Ведется строительство объектов производственной и социально-культурного назначения. Коллектив оричевского МПМК сдал в эксплуатацию двухквартирный дом, в стадии строительства второй. Примечательно то, что с нынешнего года деревня начала застраиваться современными благоустроенными зданиями. МПМК возводит восьмиквартирный кирпичный дом со всеми удобствами.
Колхоз много строит и хозяйственным способом: торговый центр, состоящий из магазина и столовой, склад минеральных удобрений, другие объекты. Планируется построить Дом культуры на 200 мест, общественную баню, новое здание правления колхоза.
Улучшение условий труда и быта колхозников сказывается на закреплении кадров. Нынче все ребята, вернувшиеся из рядов Советской армии, остаются работать в родном хозяйстве. Большая группа колхозной молодежи учится в сельских профтехучилищах. Едут в колхоз жить и работать люди из города. Например, бывшая горожанка Светлана Сергеева стала животноводкой.
Доходы колхоза по сравнению с 1968 годом возросли почти вдвое. Первую годовщину новой конституции СССР искровцы встретили, добившись неплохих производственных показателей. Колхоз уверенно идет в будущее.
В.Лобаков // Кировская правда - 1978 г. № 236
По страницам старых газет. Литературный вечер для детей
Притыкинская волость Яранского уезда. 21 февраля в Притыкинском начальном училище состоялся литературный вечер, который прошел очень оживленно. Хором учеников (числом в 35 человек) в начале вечера было пропето: «Боже царя храни», « Славься славься»; затем поочередно шло чтение, пение и рассказы стихов и басен. В пении и в рассказах принимали участие ученики всех отделений. По окончании вечера всем ученикам были розданы разнообразные подарки и гостинец. Родители, каковых было до 100 человек, остались весьма довольны вечером. Лица детей в продолжении всего вечера сияли необыкновенной радостью.
Наша деревенская жизнь так сера, деревенские будни так монотонны, а в наших праздниках так много пьяного безобразия, что скромные школьные вечера по одному тому уже заслуживают внимания, что вносят хоть каплю света и чистого удовольствия в однообразные, веками закрепившиеся, впечатления деревни. Чем чаще эти школьные праздники, чем разнообразнее их программа, тем ближе школа к своей просветительской задаче, тем полнее ее влияние.
Вятский край - 1897 г. № 24
На фото: редкое фото из нашего архива. Класс начального училища не то в Лебяжье, не то в г.Уржуме, с учительницей Юлией Михайловной Спасской. Саму учительницу трудно различить среди учеников ))
По страницам старых газет. На фабрике Булычева
На фабрике Булычева. В чесальном отделении работы производятся со среды пасхальной недели, в остальных отделениях предположено начать с 23 апреля. Работать будут в одну смену. Работники набираются.
Вятка - 1913 г. № 87
С архивной полки. Как уничтожались храмы в советское время
Решение Исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся № 687 29 мая 1953 г. о передаче Большеройской церкви Шурминского района Большеройской семилетней школе
Исполком Областного совета депутатов трудящихся решает:
В виду того, что здание недействующей церкви в селе Большой Рой пришло в состояние, грозящее обвалом, разрешить Шурминскому райисполкому снести здание церкви и материал использовать для ремонта здания Большеройской школы.
Просить Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР утвердить настоящее решение.
Заключение
Александро-Невская церковь в селе Большой Рой Шурминского района построена в 1883 г., деревянная. С июня 1939 года не действует. В настоящее время пришло в ветхое состояние и грозит обвалом.
Церковный совет и двадцатка распались.
За период с 1939 по 1953 гг. ходатайства об открытии церкви со стороны верующих было в 1949, 1950 и 1951 гг. В настоящее время со стороны верующих никакой активности не проявляется.
Поэтому решение Кировского облисполкома поддержать и считать целесообразным произвести снос здания Большеройской церкви, как грозящего обвалом.
11 мая 1953 года. Г.Киров. Исполкому областного совета Уполномоченному т.Гусарову
… Вновь просит дать разрешение на снос здания церкви и использования некоторых строительных материалов на капитальный ремонт Большеройской семилетней школы, ибо здание церкви признано вполне непригодным, разрушается фундамент, углы сгнили, отдельные стены выпали наружу, штукатурка обвалилась, крыша разрушена и протекает, восточная часть здания накренилась и при сильных ветрах качается, угрожая обвалом.
За несколько последних лет никаких ходатайств группы верующих об открытии церкви не было.
Председатель исполкома Уржумского райсовета Лайшевцев
Председателю Шурминского райисполкома тов.Лайшевскому. 23.11.1953
На Ваш запрос от 17 ноября 1953 г.
Сообщаю Вам, что решением областного исполкома от 29 мая 1953 г. Ваша просьба о сносе аварийного здания Большеройской церкви удовлетворена.
Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров также дал на это согласие.
Гусаров.
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.511 лл.41-42 об., 46
Примечание. Во всей переписке по вопросу сноса церкви нет ни одного заключения специалиста, который бы признал, что здание действительно аварийно. В Областном совете шурминским «борцам с религией», как часто бывало, поверили на слово. Не посылать же проверять специалистов из Кирова в такую даль удостовериться, действительно ли здание церкви аварийно. Зная это, местные власти лгали не стесняясь. Ложь была и о бездействии местных верующих. В архивном деле сохранилось их заявление за 1951 год о передаче им освободившегося здания церкви – «попросить оборудовать церковь и отправлять в ней религиозный культ» (ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.511 л.38). Видимо, здание церкви находилось еще во вполне удовлетворительном состоянии. Чтобы воспрепятствовать этому, местные власти пошли ва-банк. Кстати, товарищ Лайшевцев был тот еще борец с «мракобесием». Фамилия его упоминается в делах и других церквей Шурминского района, которые закрывались и сносились не редко не без его участия…
Из древних актов. Погост - деревня с кладбищем...
Деревня что был погост Минин. Во дворе: Ивашко Мошня; во дворе: Офонка Мошенкин; во дворе: Гришка Лубянин; во дворе: Пронка Кырдымов; во дворе: Петрушка Злобин; во дворе: вдова Марьица Петрова. Пашни паханые земли 22 чети да перелогом 9 чети в поле, а в дву потому ж; сена сто копен; леса пашенного 2 десятины, а в нем в живущем 2 выти без полу-трети выти, а впусте выть без чети выти.
Погост, что был починок Сезеневской на Чепце на реке стал вновые после дозору княз Федора Звенигородского с товарыщи, а на погосте церковь Страстотерпца Христова Геооргия, древян, клетски, а в церкве Божие Милосердие, образы и книги, и ризы, и кол - строение мирское.
Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева.
Художник Ткаченко Михаил Степанович. Сельское кладбище
Горький сахар. Из воспоминаний о Первой Мировой войне
В 2000 году на страницах Лебяжской районной газеты А. Г. Минин вспоминал о военной службе своего деда Петра Щинова, уроженца д. Ширкино Уржумского уезда, выпавшей на период Первой Мировой войны.
«Встать, скотина!» - рявкнул поручик. Солдат Петр Щинов вскочил, как ошпаренный, виновато хлопая заспанными глазами. Поручик не унимался: «Что у тебя было во рту, мерзавец?! Ну, раскрой свой вонючий ящик, сучий сын!»
Молодой солдат сжал зубы, да так, что на скулах рьяно заходили желваки. Полные слез и ненависти глаза уставились на поручика. А тот, размахивая руками, все более распалялся, орал во всю глотку: «Я тебе покажу, как воровать, песье отродье. Ты у меня надолго запомнишь этот день!»
Поручик был злой до лютости. Он только что получил очередную взбучку от полкового командира за непробудное пьянство. Горе тому, кто сразу после выволочки попадется первым из подчиненных ему на глаза. В тот раз не повезло Петру Щинову. На нем сполна выместил свою злобу поручик, имевший в своем арсенале тысячу самых разнообразных ругательств.
Шел 1915 год. Продолжалась Первая мировая война. Как-то однажды рядового Петра Щинова в составе обоза послали на железнодорожную станцию за провиантом. Изморенные клячи еле-еле тянули груженые телеги по взбухшей от дождя дороге, раскисшей до непролазности.
Крестьянский сын Петр жалел лошадь. Когда в очередной раз колесо застревало в колдобине, он, шедший рядом, наваливался сзади на телегу своим весом – косая сажень – плечом. Так они, хоть и с трудом великим, но пробирались к пункту назначения. Обоз из двух десятков подводов вытянулся на версту по чавкающей и хлюпающей дороге.
По прибытии Щинов сдал провизию на склад начпроду. А потом на кухне его благодарил старый усатый повар: «Спасибо тебе, Петя, что провиант в целости привез. Аккурат на завтра б харч кончился. На вот, держи», - и бывалый кашевар украдкой сунул Петру в ладонь, в знак благодарности, кусок сахара.
Затем Щинов пошел на конюшню, разбил сладость и, чуть ли не половину, дал Алмазу, своей лошади. Оставшийся ковалок сунул в рот и лег тут же на душистую солому. Уснул с устатка моментально, как в яму провалился. Снилось ему что-то хорошее, родное, видать, - деревенское. Улыбался во сне солдат. Подтаявший кусочек сахара вывалился из-за щеки и лежал рядом. И зашел на беду в конюшню по нужде малой поручик, злющий после выволочки. Узрел у спящего солдата, кусочек сахара махонький около небритой щеки. И понес, и понес…
Другим днем раздетого до пояса Петра Щинова приготовились пороть «за мелкое воровство». Хоть и повар пояснил происхождение злополучного сахара, хоть и товарищи стояли за Петра горой, но поручик продолжал злобствовать: «Вы мне, канальи, воришку не покрывайте!»
На позорной лавке спиной кверху лежал безвинный солдат. Рядом в строю стояли его товарищи. Каждый из них готов был с удовольствием поменять местами поручика со своим другом и дать волю давно копившемуся гневу. Меж тем, услужливый фельдфебель протянул Петра первой розгой, умело размоченной в горячей воде. Поручик стоял рядом и довольно щерился. А после экзекуции как-то встретил Щинова и, зло усмехаясь, спросил: «Ну, как сахар, сучий хвост?» «Сладкий, - выдавил из себя Петр. А когда поручик отошел, тихо процедил сквозь зубы: - Пусть он тебе полынью отрыгнется, гад».
Скольким подчиненным попил кровушки ненавистный офицер, скорый до лютости на расправу. Особо страдали солдатушки, не чаявшие, как распроститься с ним. Многие в тайне молили всех святых: убрать сущего изверга в другую часть или на совсем – куда подалее.
Выпросили служивые себе облегчение у Всевышнего: недели не прошло после порки Петра, как в одной из схваток с немцами поручик «геройски погиб за веру, царя и отечество», Правда, входное пулевое отверстие было со спины. Пуля-дура сквозняком его прошла, не задержалась. Пойди разбери: чья она, с какой стороны прилетела? Может из вражеских окопов, а поручик сам ей подставил спину? А это уже трусость. Время влачилось смутное, военное. Докапываться до причины никто не стал, чтобы самому не схлопотать пулю в затылок…
Источник: Минин А.Г. Горький сахар // Знамя октября ( Лебяжье) 29 июня 2000 г.
На фото: памятник участникам Первой Мировой войны в городе Вятке/Кирове
Из истории налогов в советское время
В 1934 г. священнику села Васильевского бывшего Глазовского уезда Александру Абашеву был предъявлен наряд на сдачу мехналога: «Нужно мехсырья кротов 2 шт., крыс амбарных 2 шт., хомяков 20 шт., кошек 5 шт… Все вышеперечисленное мероприятие обязан сдать в сельпо. Срок сдачи к 1 апреля 1934 г. В случае несдачи вышеуказанного срока будут приняты меры». Такой налог облконторой «Союзпушнина» давался каждому тверозаданцу и кулаку. К счастью для батюшки, после его жалобы, он был отменен. 5 ноября 1937 г. осужден на 10 лет лишения свободы. Возможно, припомнили и несданное мехсырье...
26 апр.1947 г. батюшка был направлен на служение во вновь открывшуюся церковь с.Тыловал-Пельга Удмуртии, но сообщалось, что церковь еще не освобождена от зерна. 11 июня 1949 года был арестован повторно и осужден на 25 лет лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна.
По материалам архива ЦГА УР
Вопросы родословия. Отразилась ли Первая Мировая война на количестве свадеб?
Вопрос, безусловно, интересный и сложный, т.к. в разных местностях было по-разному. Поскольку в Первую Мировую войну не было массовой мобилизации, как, например, в Великую Отечественную, в тылу оставалось много мужчин, которые не были мобилизованы. С течением войны возвращались мужчины по ранению и, наверное, дезертиры, т.к. таких органов, как в советской России, которые бы занимались отловом и наказанием дезертиров, тогда, наверное еще не было; не случайно в 1917 году дезертирство стало массовым. Значит, такой ситуации, как в Великую Отечественную, когда в деревнях оставались одни женщины, в 1914-1917 гг. не было и свадьбы игрались. Например, в крупных церковных приходах, если судить по метрическим книгам, число браков не изменилось по сравнению с довоенным временем, или чуть-чуть снизилось. Проследим это по южным приходам Уржумского уезда.
В приходе села Токтайбеляк в 1913 году было заключено 43 брака, в 1915 году - 32, в 1916 году - 50 (даже больше, чем в 1913 году).
В приходе села Старый Торьял в 1913 году было заключено 44 брака, в 1915 г. - 27, в 1916 г. - 24.
В приходе села Верх-Ушнур в 1913 году было заключено 42 брака, в 1915 г. -16, в 1916 г. - 20.
Особенно заметно снижение бракосочетаний было в мелких приходах, где населения было меньше. Например, в приходе с.Зашижемья в 1913 г. было заключено 30 бракосочетаний, в 1915 г. - 6, в 1916 г. - 13.
В приходе села Юмочка в 1913 г. было заключено 18 браков, в 1915 г. - 4, в 1916 г. - 3.
В приходе села Куракино в 1913 г. было заключено 23 брака, в 1915 г. - 7, в 1916 г. - 6.
Интересный вопрос и как обстояло в рабочих поселках, где большую часть населения составляли рабочие. Интересно, что на тех предприятиях, где промышленность не имела отношения к войне, также снизилось число рабочих и, соответственно, число свадеб. Например, в поселке Шора Уржумского уезда находился огромный стекольный завод, продукция которого славилась даже за рубежом. На заводе работало много приезжих из других губерний и иностранцев. В 1913 году в церкви поселка было зафиксировано 8 браков, в 1914 г. - 14. В следующие годы число свадеб здесь резко пошло вниз: в 1915 г. - 4, в 1916 г. - 6. Если в прежние годы здесь часто женились рабочие из других губерний, за два военных года был заключен только один такой брак.
В некоторых приходах рост числа бракосочетаний можно заметить в 1916 году, что, очевидно, было связано с возвращением солдат по ранению и резкий взлет - в 1917 году, что было связано, безусловно, с массовым дезертирством. Например, в приходе села Зашимья в 1917 году впервые за всю войну было зафиксировано рекордное число свадеб - 11, в поселке Шора - 7....
Использованы документы архива ГА РМЭ (метрические книги).
С архивной полки. Перепись 1891 года архиве ГА РМЭ
Перепись 1891 года по владельцам лошадей, напомним, есть в архиве ЦГАКО по всем уездам и почти по всем волостям бывшей Вятской губернии. Благодаря этой переписи можно узнать не только наличие конкретных домохозяев в конкретном населенном пункте, но и о них благосостоянии. Как известно, богатый крестьянин мог иметь от трех и более лошадей, средняк - 1-2, ну а бедняк... ни одной. В целом благодаря переписи можно судить и о зажиточности всей деревни. Аналогичную перепись можно найти не в каждом архиве. Например, по бывшей Казанской губернии в архиве НАРТ ее не сохранилось.
В свое время кировские архивисты передали переписные листы, относящиеся к южной части Уржумского уезда, в Государственный архив республики Марий Эл (ГА РМЭ ф.306 оп.1 д.229 и 230). Таким образом, здесь можно найти сведения о домохозяевах волостей южной части Вятской губернии, но, к сожалению, не по всем волостям перепись сохранилась; например, нет Токтайбелякской волости. Интересно и то, что среди переписи прочих волостей были переданы материалы и по двум волостям, относящимся теперь больше к Кировской области - например, Кокшинской и Кузнецовской. Теперь это вся южная часть современного Лебяжского района, с селами Лаж (в переписи Филипповское, на фото) и Кузнецово. Таким образом, для уроженцев из тех мест (южной части Лебяжского района), проживающих в Марийской республике, это может стать хорошим подспорьем в составлении родословной, т.к. не нужно ехать далеко в Кировский архив, а найти сведения о своих предках прямо здесь. Хотя, конечно, метрические книги по приходам сел Лаж и Кузнецово находятся все равно в архиве ЦГАКО.
На фото: фрагмент переписи по селу Филипповскому (Лаж). Интересно, что население села было разделено на две части - на собственно селян и неких "посторонних". Само население села, как видим, было очень небольшим (хотя бы по числу домохозяев), в то время как некоторые деревни были в два-три раза больше...
Ксерокопии, переданные из кировского архива, не самого лучшего качества. На них даже в реале иногда трудно что-то разобрать. Поэтому и за качество фото не обессудьте ))
С архивной полки. Из ведомости о количестве кожевенных и мыловаренных заводов в г.Сарапуле, составленной городничим А.Дуровым правителю Вятского наместничества 10 ноября 1794 года
Степан Курбатов имеет кожевенный завод и выделывает красной юфти кожи с 1791 г. Выделывает в год по 500 кож красной юфти. Каждой коже цена хозяину становится хорошей доброты - по 3 руб. 50 коп., средней – по 3 руб., плохой - 2 руб. Оного юфтевого товару им, Курбатовым, продаваемо бывает: хорошей доброты - на 700 руб., средней – на 600, плохой - на 200 руб. Итого – на 1500 руб.
ЦГАКО ф.583 оп.600 д.343 л.310
По страницам старых газет. "Хорошо живется мельнику..."
Хорошо живется мельнику Батаевской волости Котельничского уезда Демину.
Живет как сыр в масле катается. Имеет свиней, кур и муки про запасец, а полученную из продовольственной лавки муку меняет на мед и т.п.
Недавно мельник променял 2 пуда ржи на рыболовную сеть.
Наверное для того, чтобы удобнее было ловить рыбку в мутной воде.
Деревенский коммунист (Вятка) – 1921 г. № 11
Из дореволюционной жизни. Посещение детьми пасеки Вятского губернского земства
Посещение инородцами земской пасеки. 19 мая, в 3 часа по полудни, опытную пасеку Вятского губернского земства посетили, с целью осмотра, свыше 60 человек воспитанников инородческих школ с их заведующими. Дети были в своих национальных костюмах; среди них были черемисы, вотяки и старокрещеные татары. Гостям был показан способ выделки искуственной вощины на вальцах; для этого был оттиснут один лист воску. Им показано как отделяется мед центробежкой и в особо устроенной палатке был разобран рамочный улей с пчелиной соты, покрытый пчелами, обошли всех зрителей и здесь впервые многие из них узнали матку, трутня и устройство гнезда. Также подробно был осмотрен пасечный инвентарь: ульи, дымари, роевни и пр. Многим из присутствующим был предложен мед, добытый центробежкой и обыкновенным способом. Первый мед все нашли очень чистым и вкусным, причем долго рассматривалась посетителями самая машинка. Объяснения, даваемые губернским пчеловодом, тотчас же переводились гг. заведующими на татарский, черемисский и вотский язык. Перед посещением пасеки была предпослана детям преподавателем духовной семинарии г.Панфиловым на инородческом языке обстоятельная беседа по поводу как самого пчеловодства, так и приборов, употребляющихся при нем. Один из заведующих, Михаилом Люперсольским, по окончании осмотра было предложено спеть общим хором первоначально на русском языке пасхальные ирмосы, а потом каждая группа пела на своем наречии. Собравшейся здесь вятской публике никогда еще не приходилось слышать церковные песнопения на чуждом языке. Гости пробыли на пасеке около двух часов. Некоторые из учителей инородческих школ выразили желание поступить на земскую пасеку в качестве практикантов. Более взрослые из воспитанников отдельно от прочих обращались к губернскому пчеловоду показать им медоносный магазин, его применение и объяснить выгоды употребления. «Дети природы», вполне довольные от виденного, целой гурьбой отправились осматривать другие учреждения: музей, ферму, духовную семинарию и прочее.
Вятский край - 1897 г. № 58
На фото: съезд пчеловодов Токтайбелякской волости Уржумского уезда. Среди них и священник церкви села Токтайбеляк отец Виталий Шевелев, тоже был страстный пчеловод
Из древних актов. По страницам Городовых Обывательских книг 18 века
Сарапул. 1796 год. Леженкин Василий Иванов сын, старожил, крестьянин, 54 лет. Женат на крестьянской дочере Агафье Антроповой. У них 5 сынов: Михайло 23, Фрол 16, холост, Дмитрей 13, Иов 9, Петр 5 лет. Михайло женат Сарапульской округи деревни Пещер Никиты Сухоплюева на дочере Палагее, у них детей мужеска 1, женска пола 1: Филипп 2, Татьяна 4 лет. Дом имеют построенной самим, в малой улице, по правую сторону за ручьем Вонявкой, в 3 квартале, под № 20. Живет в городе. Дети промысел имеют чеботарной. В службе был пятидесятником.
Источник: А.А.Потапов. Истоки сарапульского родословия. Поколенная книга сарапульских родов – Сарапул 2013 г., с.65
На фото: образец городовой обывательской книги 18 века
Благоустройство города Орлова на 1904 год
Орлов. Из общей протяженности улиц 16 верст 130 сажень вымощено жердовиком 2 версты 105 сажень. Освещение керосиновое (110 фонарей). Водопровод протяженностью 2 версты 28 сажень с 4 водоразборными будками. Городская пожарная команда имеет 9 машин, 2 паровика для нагревания воды зимой и 15 бочек. На городской скотобойне в 1903 г. убито 1219 голов крупного скота и 1729 голов мелкого. Гостиниц для приезжающих две. Извозчиков 30.
Памятная книжка Вятской губернии за 1904 год - Вятка 1905 г., с.69
"Свиной" вопрос или о пище нерусских народов Вятской и Казанской губерний
Все вышепоказанные народы питаются дома вскормленным скотом и дикими зверьми, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса, а напротив того по Татарскому обыкновению свиней у себя не держат; однако большая часть из них у русских в городе свиное мясо есть не отрекаются; напротив того, Вотяки охоту на свиней имеют, ибо их сотники и другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят; токмо из чуваш есть некоторые, которые свиным мясом вовсе брезгуют, и когда им случится у русских есть, то они наперед спрашивают, нет ли в естве свинины; а для чего не едят, тому никогда причины сказать не могут.
Г. Ф. Миллер. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов (1756, 1759, 1791).
Фото с марийского праздника "Пеледыш Пайрем" в Сернуре (2011 год, фото редакции группы)
Погодные хроники весны 1913-го
На реке Вятке воды за последние сутки убыло 2 ½ вершка.
Вчера проглянуло солнце. Северный ветер. Тепла было всего 5 Реомюра. Деревья распускаются крайне медленно.
Вятская речь - 1913 г. № 94 2 мая
На реке Вятки за сутки воды прибыло полвершка.
Вчера был гром. С половины 1 часа шел дождь. Температура днем 6 градусов Реомюра тепла
Вятская речь - 1913 г. № 97 5 мая
Фото из архива редакции
С архивной полки. Разделение крестьян до 1917 года
По императорскому указу 1719 года подворное налогообложение заменялось подушной податью. С этого времени составлялись Ревизские сказки, учитывавшие все мужское податное население. Поэтому помимо метрических книг сведения о семьях податных сословий сохранились в Ревизских сказках.
При Петре Первом все население Российского государства было разделено на податное и неподатное. Свободными от обложения налогами были потомственные и личные дворяне, духовенство, занимающее штатные должности и их дети, все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, купцы, почетные граждане. К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели, мещане, цеховые и рабочие в городах. Крестьянство в Российской империи было низшим податным сословием. В категорию казенных (государственных) попали черносошные и ясачные. Дворцовые крестьяне находились в в непосредственной зависимости от монарха и членов монаршьей семьи. Монастырские крестьяне, или экономические, подчинялись Коллегии Экономии и не отличались ничем от государственных (управлялись теми же чиновниками). В число помещичьих попали как собственно крестьяне, так и холопы. Различались среди них пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, а также дворовые. Переход из одной группы в другую зависел от воли владельца. Государственные крестьяне имели право перехода в мещане или записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства).
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.30-31
Фото С.А.Лобовикова
По страницам старых газет. Открытие цирка в городе Вятке
История вятского цирка до сих пор была покрыта мраком. Например, на одном из сайтов можно прочитать: "Про историю цирка нашла информацию на pfo.spr.ru. Там сообщают, что приезжал в Вятку и цирк-зверинец, которые показывали выступления дрессированных животных и небольшие цирковые номера. Сюда прибывали цирки Савиных, Боровской, Коромыслова, Соболевского. В 1910 году в городе гастролировал цирк Дуровых со своим уникальным номером «Мышиная железная дорога».
В 1937 году (на главном фото) в Кирове работал передвижной Госцирк шапито. Здесь выступали буффонадные клоуны Жак и Мориц, а также дрессировщик Филатов" (http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2014/04/11..). Автор статьи, видимо, не не знала, что уже в 1913 году в Вятке открылся постоянный цирк. По всей видимости, его вскоре закрыли и о нем благополучно забыли. Не мешало бы многим краеведам иногда посещать краеведческий отдел библиотеки имени Герцена, чтобы не писать неправды...
Открытие цирка. 18 апреля, при очень холодной погоде, состоялось открытие цирка. Вятский цирк для такой погоды совершенно неприспособлен. Даже буфет «холодный». Дрогла публика, ежились и дули на руки артисты. Все же открытие привлекло довольно многочисленную публику, сожалевшей, что «римский» цирк не захватил с собой римской погоды. Во втором отделении зрителей утешили, что пока прибыла только половина труппы, что на днях прибудет отставшая в пути половина и тогда все пойдет как по маслу. Прибывшие лошади и артисты старались развлечь публику и делали это не без успешно. Лошади оказались весьма приличными, воспитанными вплоть до реверансов, хотя на новом месте немного капризничали, наряду с капризничавшим оркестром. В общем, цирк оставляет благоприятное впечатление, несколько однообразна программа да бывает жутковато за наездника-мальчика, которому на скаку лишь с большим трудом удается вскарабкаться на лошадь.
В цирке. В цирк на гастроли приехала группа из пяти китайцев. Из всей группы особенно выделяется китаец-жонглер и акробат, проделывавший очень интересный номер.
Вятская речь - 1913 г. № 87 и 97
На фото: современное здание цирка в городе Кирове, построенное в 1977 году
Вятская жизнь сто лет назад: курсанты политшколы\
Выпуск курсантов политшколы. 23 февраля состоялся первый выпуск курсантов политшколы в количестве 12 человек. Из окончивших часть красноармейцы, большая же часть – молодежь деревни. Заведующим школой т.Нагорновым в прощальном слове к курсантам были конкретно указаны те задачи, которые встают в настоящее время перед организацией молодежи вообще, в частности перед курсантами, как свежей культурной силой деревни.
Затем им была роздана литература о движении молодежи.
Крестьянин-коммунист (Яранск) – 1921 г. № 16
Фото данных курсантов не нашлось. Зато есть фото учеников второй школы второй ступени города Яранска 1926 года из фонда Яранского краеведческого музея
Из древних актов. Писцовые книги 17 века
Починок Семенки Булина. Во дворе: Афонка Гулин (в другом списке «Булин»); во дворе: Ивашко Борисов; во дворе: Микитка Бздюлев. Пашни пахотные добрые земли 16 четверть в поле, а в дву потому ж; сена около пол пять копен; лесу нет, а в нем в живущем выть с третью выти.
Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда письма и меры Ф.Толочанова да подьячего О.Иевлева
Храмы Вятского края: Богоявленская церковь села Верхораменье (Мурашинский район)
Приход открыт по указу Святейшего Синода о 28 февраля 1847 года № 1270 и выделился из деревень Боровицкого и Белозерского приходов.
Первая деревянная церковь перевезена из села Боровицкого, отстроена в 1849 г., с двумя престолами: в холодном храме – во славу Богоявления Господня, освящен в 1854 году, в теплом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1849 году.
Деревянная церковь существовала до 1899 года.
В 1886 году заложено основание каменного храма, который окончен строительством в 1899 г. и освящен 29 августа этого же года. Престол в церкви один – во имя Богоявления Господня.
В 1960-е годы на месте церкви была выстроена школа и поставлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Часть первая – Киров 2012 г., с.71
Вятские села и деревни: село Старая Тушка (Малмыжский район)
Старая Тушка, с., центр Старотушкинского сельского округа.
Расстояние до центра р-на (г.Малмыж) 42 км., дата основания – 1560 г.
Село было крупным центром местного старообрядчества. В 1909 г. старообрядческий просветитель, книгопечатник, библиофил, иконописец Л.А.Гребнев (1868-после 1932) открыл крестьянскую старообрядческую типографию, первым изданием которой стала азбука. До 1915 г. печатал книги и брошюры на богословские и нравственные темы. В 1919 г. в д.Новая Тушка стал работать учителем А.И.Янкин (1893-1938), который в 1921 г. в доме одного из крестьян открыл музей местного края, организовал в деревне пожарную команду, положил начало любительским спектаклям. Содействовал учителю в создании музея Л.А.Гребнев, передал которому некоторые книги, клише заставок, образцы шрифта. В 1922 г. Янкин перевез музей в с.Рожки, а затем в Старую Тушку, Шурму.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Старотушкинского сельсовета, число жителей 451 чел (81 хозяйство), в сельсовете 8 населенных пунктов, число жителей 2201 чел., из них 100 мари (433 хозяйства).
Энциклопедия Земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.256-257
Ранняя история Вятки/Хлынова
Историк Костомаров говорит, что нет ничего темнее в русской истории, как о возникновении Вятской истории. Город Вятка, получивший свое название в 1770 г., был основан по исследованиям одних, в 1174 г., а по другим – в 1374 году. Во времена Ярослава, сына Владимира, самовластцами, отделившимися от Великого Новгорода и поднявшимися по реке Вятке и основавшими на высоком ее брегу город Хлынов, получивший название от птичьего крика «хлы, хлы». В начале город был расположен на высоком берегу, где находится Кикиморка, но вскоре был перенесен на место ныне существующего Кафедрального собора и занимал пространство от края оврага до ныне присутственных мест. Постройки были деревянные, имели одну улицу, все дома лицевой стороной строились вовнутрь, так что наружная их сторона носила характер забора, служившего достаточным по тому времени оплотом от набегов чуди, черемис, татар и других инородцев. Постройки были тесные, а потому город не раз выгорал, но благодаря обилию лесного материала быстро восстанавливался. Постепенно город расширялся.
Окружающий его лес, росший за стенами города, вырубался, а на площади, где ныне стоит памятник Халтурину, было болото и три пруда, через которые были перекинуты мосты. Снимок местности мне в былое время удалось увидеть у старика Клепикова, но сохранился ли он по сие время, не знаю. Деревянные церкви Воскресенского собора и Покрова за теснотою города были вынесены позднее на более возвышенное место, где они ныне и находятся.
Постепенно расширяясь, город ограничивался Спенчинской и Преображенской улицами и оврагом, и был обнесен земляным валом, следы коего встречаются и ныне. Так, на ул. Преображенской (Энгельса) в доме бывшем Шмелева – ныне приюта, в саду кинематографа «Одеон», в саду «Аполло», может и еще в других местах, коих я не знаю. В стенах вала были проделаны в разных частях города въезжие ворота с заставами. Дома и улицы имели направление не параллельное, как ныне, а шли по радиусу по направлению к оврагу…
А.А.Прозоров. Город Вятка и его обитатели (мемуары) – Киров 2010 г., с.107-108
На фото: макет города Хлынова в одноименном музее в г.Кирове
Жизнь крестьян после 1917 года: старое и новое…
В первые годы после революции в квартирах передовых рабочих и крестьян часто висели портреты Маркса и других вождей рядом с иконами Иисуса Христа и Матери Божией… «Отцы и деды установили такой порядок, который, пожалуй, грешно нарушать», - прорывался голос простого народа на страницы «Известий Вятского губисполкома». Видимо, отставание от большевистских темпов стало нормальным для Вятки: не зря журнал наркомата юстиций «Революция и церковь» критиковал ее за низкий процент гражданской регистрации браков. Люди по-прежнему венчались. Изъятие из рук церкви и передача в ведение отделов ЗАГС метрических книг казались столь же простым и верным делом, как проведение конфискации и передача церковной собственности. Осталось разработать новые обряды и выстроить дворцы бракосочетания.
Начальные шаги по коммунистическому преобразованию быта людей и вытеснению из него религии смешны и показательны, как «выпекание» когда-то французского «хлеба равенства», одинаково скверного качества и для богатых, и для бедных. Так, весной 1920 года в сельхозкоммуне «Цивилия» Поломской волости Глазовского уезда был устроен обряд наречения сына одной коммунарки. Вечером, после работы, в присутствии крестьян и крестьянок пожилая, уважаемая всеми женщина взяла новорожденного в руки и три раза погрузила его в воду. В сей торжественный момент и взрослые и взрослые, и школьники пели, естественно, «Интернационал»….
В.А.Дубовцев. Прошлое меняется к лучшему быстрее, чем настоящее – Кирово-Чепецк 2008 г., с.9-10
По страницам старых газет. Открытие библиотеки-читальни в селе Ернур Яранского уезда
Село Ернур Яранского уезда. При Ернурском правлении 26 сего ноября в присутствии волостного схода и местного г. земского начальника г.Нечаева после молебствия открыта волостная бесплатная народная библиотека-читальня. Открытие ея по приговору волостного схода от 12 декабря 1894 года произошло в ознаменование великорадостного события - бракосочетания Их императорских Величеств и в память дарованных Его Величеством, по случаю сего события, великих милостей. Волостным сходом было сделано денежное пожертвование в пользу Санкт-Петербургского комитета грамотности в размере 151 р. 47 к., из которого комитета прислано для библиотеки книг на 250 р., а на поддержку библиотеки в будущем сходом назначено пособие по 30 рублей в год.
Ернурская волость, состоящая к тому же наполовину из черемис, идет, по видимому, впереди других, в своем самообразовании. Так, в этой волости, сравнительно не особенно большой по населению, имеется 4 земских народных училища (из коих 2 открыты с нынешнего года по ходатайству самих крестьян), 4 церковно—приходских школы и 4 школы грамоты. Для всех 4 земских начальных училищ крестьянами постановлено построить в 1897 году на свои общественные дома, а для церковно—приходских школ таковые дома уже имеются; приобретен на частные пожертвования и волшебный фонарь.
Вятский край - 1896 г. № 145
С архивной полки. Сомнения сторожа Уланова (продолжение о стороже церкви села Решетники Шурминского района)
Из журнала учета посетителей Уполномоченного по делам религии По Кировской области за 1958 год:
«…4 апреля был Уланов 26-летний лебедчик Шурминского ЛПХ, он рассказал, что под действием священника Покровского из Верхнешурминской церкви Шурминского района он решил стать диаконом. Но позднее Уланову стало известно, что священник Покровский женщину Марусю, с которой живет фактическим браком (первая жена умерла), решил отстранить от себя и подружить ее с Улановым, а жену Уланова сделать своей любовницей. После рассказа об этом Уланов заявил, что он стоит на распутье, не знает идти ему в диаконы или идти обратно в ЛПХ.
Я посоветовал ему идти по старой специальности – лебедчиком в ЛПХ".
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.118 л.174
На фото: такой была церковь в селе Решетники, где работал сторож Уланов
Вятский губернатор Чарыков в воспоминаниях современников
… Одним из первых визитеров, виденных мною, был местный губернатор Валерий Иванович Чарыков с супругой. Оба они представляли собой значительно тучные фигуры. Шли через залу степенно важным шагом, он в форменном сюртуке с раскрытыми фалдами, в моем воображении представлялся индюком с распущенными крыльями. Чарыков был очень богатый человек, помещик из одной центральной губернии. Образ жизни вел, кажется, скромный, стариковский, так как разговоров о нем не было. Любил он поиграть в карты – в бостон, для чего у него собирались партнеры: мой дядя, генерал Павел Андреевич Шестаков, основатель и директор банка взаимного кредита, и председатель казенной палаты А.П.Воскресенский. Освещение в Вятке в то время было керосиновое, а потому на карточный стол подавались стеариновые свечи. Ровно в 11 часов он, как хозяин дома, быстро задувая, гасил свечи, что, догадывались партнеры, означало конец вечера, а поэтому спешили проститься и отправиться по домам.
В 1870 году Чарыков подал заявление в Вятскую городскую думу о желании его своими средствами выкрасить все пять куполов Александровского собора в голубой цвет с наложением на средний купол металлических позолоченных звезд, на что испрашивал разрешения думы. В заседании 11 июня городская дума приняла предложение с благодарностью и признала его потомственным почетным гражданином города Вятки. В течение нескольких десятков лет ярко блестели звезды купола, видимого за несколько верст от Вятки. Но время делает свое и, за неудобством и дороговизной ремонта, звезды исчезали с купола, и нынче купол стал тускло одноцветным.
А.А.Прозоров. Город Вятка и его обитатели (мемуары) - Киров 2010 г., с.13-14
Примечание. Валерий Иванович Чарыков был вятским губернатором в 1869—1875 гг.
Истоки. Заселение русскоязычным населением территории южной Вятки
…Уже в 1542 году вятчане «наголову разбили на Моломе» возвращавшуюся из разграбленного ею Великого Устюга «рать Казанскую татарскую», а в 1552 году они по царскому указу «крепко стояли» в местах перевозов через Вятку, «чтобы воинские люди из Казани и в Казань не ездили». Так в год взятия Казани русские люди впервые (если не считать единичных случаев в предшествующие времена) появились на южной Вятке.
Большую роль в укреплении здесь российских позиций сыграл младший брат царского любимца, позднее оказавшегося в опале, Даниил Федорович Адашев (?-1561), которого, как свидетельствуют летописи, в 1553 году «на Вятку государь послал… а с ним детей боярских, да велел ему с Вятки с вятчины и с теми детьми боярскими приити на Каму и стояти по Каме и по Вятке.
«Стояти было необходимо по той причине, что, несмотря на уничтожение Казанского ханства, верные ему прежде племена, в частности, марийцы, не желали подчиняться власти Ивана Грозного (1530-1584). Воинственно вели себя они и на территории, прилегающей к небольшому селению Малмыжу, где, согласно преданию, имел резиденцию один из влиятельных марийских князей.
В окрестностях Малмыжа наряду с марийскими были разбросаны поселения татар и удмуртов. Вся же местность входила в состав Арской земли, названной так по центральному населенному пункту Арску (ныне райцентр Республики Татарстан).
В «Скифской истории» Андрея Ивановича Лызлова (ок. 1655- не ранее 1697) эта территория характеризуется как имеющая «поля великие и зело преизобильные и гобзующие на всякие плоды… дворы мурз… зело прекрасные и удивления достойные, и села частые, хлебов же всяких такое… множество, яко неудобно веры яти и исповедати трудно: ибо наподобие звезд небесных клади всяких семен стояху, такожде и скотов различных множество стад бесчисленное…»
Один из отрядов Д.Ф.Адашева после непродолжительной битвы изгнал марийцев из Малмыжа. На всякий случай «покоренные были наделены в изобилии лесом, лугами и пожнями, а для предупреждения возмущения были поселены в городе 40 человек стрельцов». Эти стрельцы, потомки которых (Аникины, Брюхачевы, Бураковы, Коркины, Кузнецовы, Метелины, Перескоковы, Пьянковы, Ушаковы)жили впоследствии в Пахотно-Ильинской слободе, и явились первыми русскими в беспокойном крае, куда, к томуже, хлынула после падения Казани «стремительная волна татарского переселения».
Около 30 лет боролся с местным «инородческим» населением небольшой стрелецкий гарнизон, собравший вокруг себя «беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников… и всяких тунеядцев». Вели они себя соответственно. Неудивительно поэтому, что у более поздних русских поселенцев Малмыжской округи слово «адашевец» считалось бранным и употреблялось в значении «разбойник».
Частые стычки с татарами и марийцами, во время которых «много погибло русских, и погибали даже служилые люди на охранительных своих постах», явились причиной построения в 1580 году в Малмыже крепостных стен и усиления его гарнизона еще 20 стрельцами, присланными из Нижнего Новгорода.
В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.3-5
Вятская жизнь сто лет назад. Все беды от самогонки
В начале декабря прошлого года мне случайно проездом пришлось быть в селе Каринке Сезеневской волости Вятского уезда, где в тот момент были две свадьбы.
Обряд венчания совершал поп А.Несмелов. Покончив с одной свадьбой, поп принялся за вторую, но тут с ним приключилась какая-то болезнь и поп был вынужден уйти в алтарь, где прилег отдохнуть.
Долго ждали богомольцы своего «духовного пастыря», но так и не дождались.
Спустя некоторое время из алтаря вышел диакон и позвал районного начальника милиции т.Тарневского и вместе с ним жену священника, которая прибежав, бросилась в алтарь и давай приводить в чувство попа, обрызгивая его холодной водой.
В конце концов оказалось, что «отец духовный» хватил лишней самогонки и продолжать венчание не мог, а потому венчание пришлось закончить другому попу.
Интересно, какие меры принял начальник милиции по отношению к попу Несмелову?
Деревенский коммунист (Вятка) – 1921 г. № 11
Из вятской печати 1906 года. Полицейские увольняются
Бегство стражников. Не особенно давно в Вятке оставили службу 19 конных стражников, а в скором времени, и не позднее 1 мая предполагают покинуть свою службу и остальные. Причины – недовольство получаемым теперь жалованием (38 рублей в месяц), тяжесть и опасность службы. Примеру стражников собираются последовать и вятские городовые, получающие за свою тяжелую и опасную ныне службу только 16 рублей.
Вятская жизнь – 1906 г. № 76
На фото: городовой Российской империи
Вятское духовенство и лечение гомеопатией
Оказывается, среди священников была популярна и гомеопатия. Об этом я прочитала в письме Веры Васильевны Костровой, дочери верхосунского священника, адресовано письмо ее двоюродному брату Николаю Кострову, известному художнику:
«В детстве от болезней – кори, скарлатины, свинки – лечил нас папа гомеопатией. И помогало. И вреда от нее не было даже тогда, когда, воспользовавшись отсутствием старших, мы открывали гомеопатическую аптечку и власть ( далеко не по норме, указанной в лечебнике)лакомились гомеопатическими, похожими на просо, белыми шариками. Они ведь сладкие! Наверное, этой» лошадиной» дозой вылечили все болезни далеко вперед! А сейчас все поликлиники заполнены молодыми».
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.219
На фото: три брата священники Костровы, со своими сыновьями-первенцами. Фото из книги
Вятские села и веси: деревня Заложане
Деревня находилась на правом берегу речки Илгань, между селом Илгань и Пунгино. Название населенному пункту дали по его расположению относительно села, а официально в 18-19 веках писали починок Зевахинский. Название дано по фамилии првопоселенца, который в конце 17 века недолго прожил в основанном им селении и вскоре покинул его. По переписи 1710 года записан:
«…Починок Зевахинский.
Во дворе половник Федора Злыгостева Тимофей Емельянов сын Солоницын 70 лет у него жена…».
В Ревизской сказке 1727 года по починку Зевахинскому записаны умершие: «хлыновца Максима Злыгостева половник Петр Алексеев сын Евдокимов, умер в 1763 году в возрасте 62 года. Матвей Семенов сын Мансуров, умер в 1723 году в возрасте 62 года. Еремей Иванов сын Коточигов, умер в 1721 году в возрасте 12 лет. Андрей Тимофеев Солоницын, умер в 1720 году в возрасте 30 лет. Семен Андреев Солоницын, умер в 1727 году в возрасте 15 лет».
В последующие годы жители разошлись по округе, основывая новые селения. В 1779 году в починке Зевахинском значится одна семья:
1. Осип Яковлев Лаженицын 26 лет, семья 14 человек.
В 1859 году починок состоял из пяти дворов, в которых проживало 18 человек мужского пола и 22 женского. В 1891 году в шести дворах числилось 36 жителей. Проживало четыре семьи Лаженицыных и две Меркушевых. По переписи 1926 года записано пять дворов, в которых было 18 человек мужского пола и 17 женского.
В 1960-е годы деревня Пунгино стала центром совхоза «Пунгинский», началось сселение «неперспективных» деревень. Свободные земли между Заложанами и Пунгино стали застраиваться, и фактически эти селения слились в один населенный пункт. Поэтому законом Кировской области от 2 апреля 2002 года № 48-ЗО Заложане и Пунгино объединены в деревню Пунгино.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.452-453
На фото: житель деревни Геннадий Иванович Ложеницын на мотоцикле. 1960 год. Фото из книги
Города Вятской губернии. «Один из лучших городов на Каме…»
Есть в России уголок
В севере – в тумане:
Наш Сарапул-городок
На реке на Каме…
Из перлов местной поэзии
Путешественники Рычков и Паллас в 1773 году так отзывались о Сарапуле: «дворцовое село, Сарапул именуемое, строением обывательских домов и богатством жителей превосходит многие уездные города. В нем хороший рынок и всевозможные лавки, находящие прекрасный сбыт».
Теперь Сарапул (другие пишут: Сарапуль; слово чувашское и значит: «стерлядь») – уездный город Вятской губернии, один из лучших городов на Каме. Расположен на правом, высоком берегу Камы. С реки вид очень красив: правильные ряды каменных зданий, белые церкви, рассыпающиеся по всему городу, масса садов… Рядом с городом возвышается громадная «Старцева гора», на которой в самое последнее время (1900 г.) возник мужской Иоанно-Предтеченский монастырь. Эта Старцева гора – центр раскольников и других сектантов, которых вообще очень много в Сарапульском уезде.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Народы Вятской губернии: о марийском языке и его географии
В соответствии с топографическими названиями, язык мари делится на горное и луговое наречие, но при этом надо сказать, что границы распределения горного и лугового наречий определяются Волгой лишь приблизительно. Горное наречие распространено далеко на луговой стороне Волги. Точно так же, как и на горной стороне (Козьмодемьянский и Юринский кантоны Маробласти), говорят мари и на луговой стороне – тех же кантонов, а так же в Макарьевском уезде Нижегородской губернии и в селениях Яранского уезда Вятской губернии, лежащих на границах Козьмодемьянского и Югринского кантонов.
К востоку от горного наречия до восточной части бывшего Яранского уезда, а ныне Марийской области, распространено наречие с сильным влиянием на него русского языка, но без тюркских слов и гортанного звука -х-, которыми изобилует горное наречие. Начиная отсюда к востоку за Каму идет луговое наречие.
Язык мари Краснококшайского, Звениговского и Сернурского кантонов Маробласти (луговое наречие) весьма значительно разнится от горного наречия. Он считается сохранившимся от влияния других языков. Этот же язык, начиная от г.Уржума, к востоку вплоть до Уфы и Перми более или менее испорчен, нося на себе ясные признаки влияния языка татар и башкир, и это влияние, чем дальше к востоку, тем заметнее.
Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.30
Вятские слова и выражения: ко такие «кусочник» и «кусочница»
Кусочник, м. и кусочница,ж. О человеке, питающемся урывками, наскоро, второпях (чаще о детях). Що ты, кусошник, разве канфетам насопёшься? Погоди, скоро суп упреёт. // Куды пирог поташшила, кусошнича? Седь да посопи толком.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.115
Примечание. К этим словам также можно прибавить глагол и «кусочничать». Не так давно его довелось услышать даже в соседней Марийской республике.
Русская женская одежда в старину: рубашки
Русская народная одежда в конце 19-начале 20 века была разнообразной. Выделяется два вида женских костюмов. В первый входила рубаха с длинными рукавами, сарафан, фартук, пояс, головные уборы, обувь. Рубахи были как с прямыми «поликами» (наплечными вставками), таки с кокеткой. Кое-где отмечался и весьма старинный туникообразный вид рубах. Типичным для рубежа 19 и 20 столетия был вариант с прямыми «поликами». Такие рубахи кроились составными: верх (нагрудная, наспинная части и рукава) были из ткани более тонкой, нарядной, а низ (от талии) – из более темной, плотной. Спереди находился разрез, фиксировавшийся на манжет, в других – оформлялся оборкой и зауживался. Такие рубахи декорировались при помощи затканных полосок, узоров, вышитых композицией, кружевами. Украшаемыми деталями были полики, горловина, низки рубахи.
Другой вид рубах, носимых с сарафанами, - рубахи с кокеткой. Покрой их был в целом аналогичен покрою поликовых рубах, различия заключались лишь в оформлениии верха: появились ворот-стойка и кокетка. Рубахи с кокеткой были распространены в северных и средневятских территориях. В Лальско-Лузской округе у таких рубах орнаментируются практически все детали красно-черной вышивкой с крестом, цветочными «брокаровскими» рисунками.
Энциклопедия земли Вятской. Этнография, фольклор. Том восьмой – Киров 1998 г., с.199
С архивной полки. Из рапортов 1950-х….
Его Преосвященству преосвященнейшему Поликарпу епископу Кировскому и Слободскому настоятеля Александро-Невской церкви села Верхней Шурмы Шурминского района Кировской области Покровского Александра Николаевича рапорт
Ввиду того, что бывший мой сторож, с 15 мая по 15 ноября 1957 г. Уланов Геннадий Иванович усиленно добивается получения Благодати священства, считая своим долгом поставить Вас в известность о распространении им среди своих единомышленников антисоветских и антирелигиозных учений, благодаря тому, что он принимал и принимает разных странников распространяющих антисоветские слухи, рассказывая мне и среди своих единомышленников, что скоро настанет конец советской власти, что император Николай Второй жив и скоро вступит на престол и будет Всемирным Владыкой, что патриарх Алексий и митрополит Николай отпали от веры…
Я на себе испытал и знаю хорошо как в 1936-1937 году благодаря тому, что в нашу среду если проникнут люди с подобными антисоветскими взглядами, сколько вреда могут привести нашей святой церкви, положить черное пятно на всю церковь. Сейчас благодаря мудрой политике покойного патриарха Сергия и ныне здравствующего патриарха, а Алексия и борца за мир митрополита Николая церковь стоит на высоте своего призвания, а если случайно проникнут в нашу среду люди подобно Уланову, который сейчас работает сторожем в селе Решетники Шурминского района, то могут опять положить на всю церковь черное пятно. Поэтому я обязан поставить Ваше преосвященство, чтобы потом не было пятно на Вас, святейшем патриархе Алексии, митрополите Николае и всей Православной Церкви. Что вот есть среди вас какие служители церкви, которые пропагандируют борьбу против власти, превращая учение святой Церкви и апостолов прося Вашего архипастырского благословения и молитв.
Ваш покорнейший послушник и молитвенник протоиерей Николай Покровский
1958 год 20 января
ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.12 лл.163-164
На фото: такой была церковь в селе Решетники тогда еще Шурминского района, в которой работал сторож Уланов. Через несколько лет после описанных событий церковь будет закрыта, колокольню и купол храма безжалостно снесут, устроив в бывшем храме клуб...
Реки Вятской губернии в материалах статистики: Кобра
Река Кобра. Верховье реки расположено в равнинной местности, благодаря чему берега здесь низкие и отлогие. К низовьям Кобры рельеф делается более волнистым и русло реки приходится среди возвышающих берегов. Ширина лугов в общем незначительна, при самом устье реки, при впадении ея в Вятку, на лугах попадаются озера.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.88
На фото: летом на реке Кобра в окрестностях поселка Нагорск
Из дореволюционной печати. Панихида под открытым небом
Архиерейские служения. 2 июля, в день храмового праздника в честь Ахтырской Божией Матери, божественную литургию и накануне всенощное бдение Преосвященный Филарет совершил в Ахтырской кладбищенской церкви города Вятки. После литургии Владыкой была отслужена посреди кладбища панихида. Торжественное архиерейское служение панихиды под открытым небом, с высоты которого ярко светило летнее солнышко, среди тысяч могил и крестов, привлекло на кладбище множество молящихся и производило на всех присутствующих чрезвычайно глубокое впечатление. Слушатели пожелали, чтобы такие торжественные служения под открытым небом чаще совершались как в городах, так в селах.
Вятские епархиальные ведомости - 1909 года № № 27
На фото: Ахтырская церковь города Вятки. На фото видна и часть кладбища. В советское время все сравняли с землей...
Из древних актов. Разрядная книга о количестве ясачных дворов в уездах и службе ратных людей понизовых городов (извлечение). 1631 год
В Еранску Дмитрей Ондреев сын Франзбеков, а с ним головы стрелетцкой 1 человек, городовой прикащик, 1 человек, детей боярских 13 человек, литвы и черкас 11 человек, с 2 сотники 200 человек, стрельцов, толмачей 2 человек, кузнец 1 человек, всего 231 человек, и из того числа на годовой на Черном Яру детей боярских 4 человека, да на Саратове 5 человек, стрелцов, да для острожного дела детей боярских 2 человека, да стрелцов 30 человек в Еранском же служилых сотников и тарханов 6 человек, а ходят на службу с головами своими. Да с земли черемисы 1226 дворов, а на службу хаживало с 3 дворов человек.
Книги разрядные по официальным оных спискам. Спб. 1855. Т.2. стлб 351-369
На фото: колокольня Троицкого собора в городе Яранске - одно из самых старых сооружений города
Назад к списку