- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Май: 16-31

Со страниц старых газет. Речная стража



На последних днях около города, у пристаней стоял казенный пароход «Уфа». С тех пор как за последние годы началось по летам дежурство казенных пароходов, положение вятского пароходства нисколько не улучшилось, жалобы на закрытие русла плотами, на непрекращающуюся расстановку баканов, которые насажены без всякого соображения с перекатами, не только продолжается, но за эти последние годы даже увеличивается. С другой стороны на учрежденную по пристаням речную стражу раздаются жалобы за грубость.

Вятский край - 1897 г. № 71

 

Реки Вятской губернии: Коса



Коса орошает Мухинскую, Косинскую и Сезеневскую волости – всего на протяжении 70 верст.
Течет из Глазовского уезда с юга на север.
Берега южной части реки часто меняют свой характер: то высоки и обрывисты, то опускаются почти до самой воды, в северной части - берега более однообразны, - довольно высоки.
Находящиеся в соседстве с Косой сенокосы затопляются весенним разливом на 1 1/2 -2 версты, песком заносятся весьма редко.
Коса сплошь протекает низменными местами. Приток Косы Суна на всем своем 35 верст протяжении имеет средневозвышенные, иногда крутые, иногда низкие и болотистые берега.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.10

Фото с сайта https://fishing-kirov.ru/488-2/

 

Из истории вятских деревень: Леваны и Плесо

Деревня Леваны осталась на том же месте, и колхоз имени Ленина, центром которого она является, тоже в Фаленском районе. И все же за последние годы к городу колхозники немножечко стали ближе. В деревню пришел водопровод. Теперь не надо тянуть тяжелые ведра из глубоких колодцев. Нажми рычаг, и льется чистая ключевая вода из колонок, которые установлены вдоль улицы деревни.
С каждым годом увеличивается число телевизионных мачт над домами колхозников. Новый типовой кирпичный трехквартирный дом вырос в Леванах. Две семьи скоро отпразднуют в нем новоселье. Закладываются два двухквартирных дома в центре колхоза. А в деревне Плесо в квартиры городского типа вселились животноводы. Здесь живут доярки мать и дочь Дряхловы. Их соседи Ивановы тоже животноводы.
Двухквартирный кирпичный дом появился деревне Одинцы. Строительство жилья ведет колхозная бригада.
В центре артели скоро начнется возведение Дома культуры из 200 мест с библиотекой, комнатами для отдыха и кружковой работы. Строительство его проводит фаленская бригада «Межколхозстроя».
Отремонтирован и переобуродован клуб в деревнях Плесо и Одинцы. Правление колхоза, партийная организация позаботились и о кадрах для очага культуры. В Кировскую й культпросвет школу нынче направляются на учебу Надя и Фаина Тебеньковы, Надя Смольникова, Юра Возжаев. Для них колхоз установил доплату к стипендии. Будут свои библиотекари, клубные работники, баянист, а значит жизнь станет веселее, колхоз еще приблизится к городу.

Н.Бурков. К городу ближе // Кировская правда - 1966 № 155


 

Церкви Вятской губернии: Богоявленская церковь села Ягошур


Приход с.Ягошур открыт по указу св.Синода от 20 сентября 1861 г. № 3003. В его состав входили селения, ранее входившие в приход с.Балезино: с.Ягошур, д.Юндинская, поч. Ягошурский, поч.Верх-Кестымский, поч.Котеговский, поч.Пирюковский, поч.Кимашурский, поч.Бахтиевский, поч.Исаковский, поч.Верх-Чужекшурский, поч.Диншурский, поч.Кильешурский, поч.Омутницкий, поч. Над речкой Юндой, поч.Верх-Кер, д.Чужекшурская .
Вначале церковные службы совершались в молитвенном доме. Деревянная церковь построена на средства прихожан в 1863 г. с одним престолом и освящена 20 февраля 1864 г. в честь Богоявления Господня.
В 1861 г. при церкви заведена церковная библиотека, а также две школы: 18 сентября - для мальчиков; 30 сентября – для девочек. В 1869 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.
В 1881 г. церковь расширена. 3 октября 1905 г. заложен каменный трехпрестольный храм во имя св.Троицы.
Сведений о завершении строительства каменного храма по документам ЦГА УР не обаружено.
Богоявленская церковь закрыта на основании постановления ЦИК УАССР от 10 сентября 1937 г. Здание передано под школу.

Православные храмы Удмуртии - Ижевск 2000 г., с.3

 

Стихи о городе Яранске



Мой городок, ты снишься мне опять,
Под жарким солнцем тая куполами,
Церквей, соборов и домов рядами,
Дай Боже, тебе вечность простоять.

Провинциальный облик сердцу мил.
Где голуби целуются на крыше,
Мне кажется, я песню чью-то слышу
Иль взмах ликующий блистательных ветрил.

Задумчивый, неторопливый вздох
Прокрался по мечтательным кварталам,
Внезапный шум дождя слезой усталой
Свершил свой небольшой переполох.

И обновленный город засиял,
И на Успенской колокол ударил
И люди закрестились на базаре,
И зашумел встревоженный вокзал.

Не надо больше память ворошить,
Легко простую истину постигнуть –
Моя городок, я без тебя погибну,
Давай-ка, брат, и дальше вместе жить!

Александр Голубев

 

Вятка ссыльная. Раскулачивание в воспоминаниях



Рассказ сестер (Креул) Нестеренко Зои Андреевны и Турман Любови Андреевны:
- Родители нашего отца (Андрей Лазаревич Креул) были раскулачены и высланы решением Президиума Дубоссарского РИК Молдавии в 1933 году в Кировскую область, Белохолуницкий район. Лазарь Васильевич и Мария Павловна Креул до места высылки не доехали, а отец был реабилитирован в 1946 году и переехал в Киров. Родителей нашей мамы (Окишевы Сергей Кузмич и Дарья Тихоновна) выслали из Удмуртии. И тех, и других в товарных вагонах привезли в п.Кирс Кировской области.
В 1929 году решением Президиума Можгинского РИК Окишев Сергей Кузмич, 1872 г.р., был раскулачен и в 1930 году выселен вместе с семьей (жена, дочери Екатерина (в замужестве Креул) и Ирина, сыновья Федор, Егор и Михаил с женой и его тремя детьми) на спецпоселение в Кировскую область.
Партия высланных была очень большая: всех отправили дальше – кого пешком, кого на подводах - в трудпоселок № 1 в 40 километрах от Кирса. Высадили в лесу на поляне, дали несколько ручных пил и топоров – так спецпоселенцы выстроили первый длинный барак с нарами. Работали в леспромхозе: пилили и сплавляли лес, на колхозных полях, в лисятнике разводили лис. Позднее начали строить отдельные дома. Там, в трудпоселке, и встретились наши родители, в 1936 году они поженились, родились две дочери. Папина мама от переживаний на нервной почве попала в психиатрическую больницу, там она и умерла. Мамины родители скончались в местах поселения, где были похоронены (Окишева Дарья Тихоновна – в 1946 году). Сергей Кузьмич был освобожден со спецпоселения в 1947 году.
На основании пункта «в» ст.3 Закона России от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Окишев Сергей Кузьмич, Окишева Дарья Тихоновна, Креул (Окишева) Екатерина Сергеевна (в 1946 г. переехала в Киров) реабилитированы 16 мая 1996 г.

С.Ф.Манылова Н.Р.Пенкина. Их памяти нельзя не поклониться … - Киров 2014 г., с.131-132

Примечание. Противники возвращения старого названия городу Вятке часто любят козырять тем, что старая Вятка была "ссыльным городом", как и губерния. Но самое забавное в том, что местом массовой ссылки Кировская область как раз стала в советское время. Сколько ссыльных было в Вятской губернии до 1917 года? В лучшем случае несколько сотен за всю историю. В Вятлаге перебывали десятки тысяч политических заключенных. Поэтому называть дореволюционную Вятку "местом ссылки" по меньшей мере нелепо...

 

Со страниц старых газет. Жадный староста



Возмутительное поведение. Нас просят заявить, что церковный староста городской кладбищенской церкви г.Флеоренов во второй раз уже сделал ныне распоряжение, чтобы кладбищенские сторожа не впускали за церковную ограду привозимых из больницы губернского земства покойников, если администрация больницы не уплатит прежде за могильные для них места деньги. Мы не решались было сделать подобное заявление, из боязни принять сообщенное нам за факт и навели поэтому надлежащие справки, чтобы не попасть впросак. Сообщение подтвердили в больнице, и губернская земская управа, оказалось, обратившиеся уже куда следует за вразумлением г. Флеоренова, поступок которого с умершими является в высшей степени странным и непонятным … Ужели не мог бы он предъявить к губернскому земству гражданский иск, если не желал поступиться с церковными доходами!? Чем же покойные то виноваты? Мы узнали также, что по ходатайству причта кладбищенской церкви губернское земство в 1886 и 1892 гг. отпустило для этой церкви на иконостас и ограду около 600 рублей. Что же вы, г. Флеоренов, еще требуете от губернского земства?!..

Вятский край - 1895 г. № 24

Примечание. На страницах советских газет и в советской атеистической литературы немало можно найти историй о "жадных" церковных старостах и священниках, но в советской прессе до 1985 года исторической правды было с "гулькин нос". Интересно, если обратиться к дореволюционным источникам, то можно убедиться, что реальные истории и люди все же имели место быть...

 

Почвы Вятской губернии



Почва в губернии преимущественно глинистая или песчаная; на севере губернии огромные пространства заняты торфяными или болотистыми почвами; кроме того, на юге встречается местами черноземная почва, а в средине губернии – иловатая с песком и глиною.
Глинистая почва распространена почти повсеместно. В чистом виде глина встречается по берегам рек, а местами и в полях. По всей губернии обыкновенно глина добывается в любом количестве; она идет в приготовление горшечной посуды, на выделку кирпичей и на кладку печей.
По большей части, к глинистой почве примешивается песок, известняк, местами торф. Глинистая почва вообще малоплодородна и требует навозного удобрения.
Песчаная почва распространена также почти повсеместно, особенно в долинах и углублениях, по берегам рек и озер. Чистый песок можно везде добывать в каком угодно количестве; различают песок речной (крупный и зернистый) и полевой (мелкий, с примесью глины). Песчаная еще более бесплоднее и требует большого удобрения.
Торфяная болотистая почва встречается исключительно на севере губернии в уезде Слободском и северной половине уездов Орловского, Котельничского и Глазовского. Торф образуется от перегноя в болотах растительности. Для земледелия она почти непригодна, так как хлеба растущие на ней вымерзают или вымокают. Местности с торфяной почвой по большей части покрыты лесами и болотами.
Иловатая почва с примесью песка и глины попадается в средине губернии, т.е. в уездах Вятском, Нолинском, в северной половине Уржумского и Яранского и южной половине Орловского и Котельничского. Иловатая почва занимает преимущественно низкие места, в долинах рек, т.к. образовалась она от речных наносов. Иловатая почва плодороднее песчаной и глинистой, но все таки требует удобрения.
Черноземная почва находится в Елабужском уезде и встречается в южных половинах Малмыжского, Уржумского и Яранского. Хотя она и плодороднее других почв, но все такими местами требует удобрения, потому что чистого чернозема имеет мало.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г, с.36-37.

На фото: обрыв в одном из южных районов области. Прекрасно виден состав почвы...

 

Истории из старых газет. Дети и пьянство



Село Бемышево Елабужского уезда. Наше село имеет два кабака, которые находятся вблизи местной школы (один не более 12 сажень). Благодаря дешевке вина кабак и его окрестности полны чающими выпивки. Выпившая водка, конечно, не замедляет заявить о своем присутствии в посетителях. И вот около кабака раздается пьяный крик, богатый безобразными словами, а нередко затевается и драка. Все это безобразие творится ввиду сотни мальчиков, обучающихся в школу. В перемену и во время занятий дети не перестают видеть и слышать разговоры и дела гостей кабака. И это почти каждый день!

Вятский край - 1896 г. № 53

 

Города Вятской губернии по «Истории вятчан» Александра Вештомова на 1780 год: Орлов



Орлов, расстояием от Вятки 51 ½ верст. В нем:
Церкви назначаются.
Обывательских домов - 191. Казенной, сверх того Комиссарской деревяннной.
Купцов 2-й гильдии – 3, торгуют к Архангельску через Ношуль;
3-й гильдии – 22.
Мещан – 290.
В уезд его назначено от Хлыновского (разумея и его прежние) и Котельнич. Черносошных, Экономических и Ланцов до 25459 душ.

А.Вештомов. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год, через 600 лет… - Казань, 1907 г.

 

Сказки Прикамья. Кот и соболек



Купил мужик кота и соболька. Посылает он мать у царя дочь сватать.
Старуха приходит: «Я с добрым словом, со сватаньем!» - «Пусть он мне в одну ночь устроит церковь – и штобы пять часов ударили к заутрене!».
Приходит старуха к своему сыну, заявляет: «Милый сын, штобы в пять часов была церковь устроена – штобы к заутрене вдарить!» - «Это, - говорит, - служба!»
Вышел ночью, в 12 часов, начал кольцо с руки на руку метать, - живо кладется церковь. Церковь устроилась. В пять часов к заутрене заблаговестили.
Старушка во второй раз идет свататься к царю. «Пусть твой сынок вокруг моего дворца проведет канавы - в одной канаве пусть будет кисель, а в другой молоко!»
Приходит бабушка. Объяснила. «Это не служба, а службишка! Исправим ети штуки!»
Царь приходит: точно – молоко и кисель.
Приходит старушка еще сватать. «Пусть твой сынок приезжает венчаться и сделает мост - на мосту сорок сороков столбов и сорок сороков огней!»
Царь свою дочь к венцу отправил по етому мосту. Поехали венчаться.
Обвенчались. Потом легли оне спать. «Какие ты штуки творил? Как ты ето?» - «У меня кольцо есть етакое». Она ето кольцо украла у его, да от его и убежала.
Царь спрашивает: «Дочери нету! Куды девал?» Взял его да в столб заклал каменный.
Прибегают кот да соболек. Царапают этот столб. «Это кто такие?» - «Кот да собололек!» - «Ступайте мне разыщите мою жену и кольцо – кольцо она украла, моя жена».
Кот да соболек побежали в иные земли, разыскали ее. А в тех землях не было ни котов, ни собольков – этого зверя не было. Жена увидала: «Ах! Кот да соболек! Из нашей земли прибежали!» Поманила их к себе. Они тому делу и рады.
Соболька привязали во дворе, а кота впустили в избу. Кот всю ноченьку не спит, все нюхает. Искал, искал и нашел это кольцо в сундуке, на самом дне.
Поймал кот мышку большую: «Я ваш весь род переведу, если вы мне не прогрызете это дно!» Мышка говорит: «Чечас». Живо прогрызли дно, кольцо добыли ему.
Взяли они кольцо и с собольком побежали, понесли ето кольцо.
Поплыли; соболек задохнулся и выронил перстень в реку. Рыбаки рыбу ловят, увидели эту собачку с котом и пригаркивают к себе. И солют ету рыбу – кишки выпарывают. И нашли в етих кишках свое кольцо. С кольцом побежали радехоньки.
Прибежали. Начали царапаться в столб. Передают кольцо в окошечко. Получил он кольцо, начал с руки на руку метать, - столб стал разваливаться. Развалился, и жена прибежала. Царь призывает свою дочь к наказанию за глупости. Наказал.

Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д.К.Зеленина. С-Петербург, 1997 г.

Примечание. Данная сказка имеет аналог среди вятских сказок, собранных Д.К.Зелениным, - «Три дворца и подземное царство».
Разумеется, обе сказки очень похожи на известную архангельскую сказку и мультфильм, созданный на ее основе ...

 

Народы Вятской губернии. Традиционное хозяйство у чуваш



Основой традиционного чувашского хозяйства являлось земледелие в сочетании с домашним разведением скота. К середине 16 века чуваши от подсечно-огневой и переложной обработки почвы перешли в основном к паровой системе земледелия.
Чувашские крестьяне возделывали различные зерновые, зернобобовые и крупяные культуры: рожь (основная продовольственная культура), овес, ячмень, полбу, просо, гречиху, чечевицу, пшеницу, горох. В 19 веке рожь и овес занимали половину посевной площади. До появления картофеля чуваши сажали в большом количестве репу на лесных полянах, нередко и на полях.
Чувашские крестьяне применяли древний болгарский деревянный плуг - акапус, в который впрягали не менее четырех лошадей. С переходом к паровой системе он был вытеснен сохой и косулей. Косули – орудия плужного типа, переворачивающие пласт, - юыли одноконными и пароконными, имели железные резец, лемех, отвал. С конца 19 века у состоятельных крестьян появляются железные одно- и двухлемешные плуги.
В 16-17 вв. переработку зерна в муку и крупу производили ручными мельницами, которые имелись во многих хозяйствах. В 17 веке зажиточные крестьяне начинают строить водяные мельницы с наливным и подосевым колесом.
Из технических культур широкое распространение получила конопля, в отдельных местностях – лен. Чуваши испокон веков большое внимание уделяли разведению хмеля – основного компонента для изготовления национального напитка – сара (пиво). Еще в 18 веке у многих крестьян были капитально построеные, с дубовыми столбами, полевые хмельники. В начале 20 века у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хммелебрикетов.
Хмель чуваши всегда выращивали также на продажу. В конце 19-начале 20 вв. вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов, внедряются более урожайные - баварский, богемский, швейцарский.
Основными огородными культурами у чувашей являлись капуста, огурцы, редька, лук, чеснок, свекла, тыква, мак. В конце 18 века начали сажать картофель.

Чувши: этническая история и традиционная культура – М.2000 г., с.76

На фото: плуг - экспонат Чувашского национального музея

 

По страницам старых газет. Будни крестьянского товарищества



Несостоявшееся собрание. Село Косолапово Уржумского уезда. В воскресенье 21 июня в Косолапово крестьянским товариществом было назначено общее собрание, по соглашению с уездной земской управой, от которой были командированы представители: П.С.Басов и уездный агроном г.Юдинцев. На совещании следовало быть около 200 человек, а явилось всего лишь 120 человек. Собрание было отклонено. Но гг. представители от земства пожелали познакомить крестьян с более важными вопросами, которые должны были решиться на собрании. Господин П.С. Басов выяснил, какое значение имеют так называемые «Народные дома», и познакомил, как живут крестьяне за границей и какую громадную пользу приносит образование. Речь г.Басова всех тронула. Потом г. уездный агроном Юдинцев познакомил собрание с правилами ведения сельского хозяйства, сколько приобретено сельскохозяйственных машин и орудий. Все слушали с интересом.

Крестьянин села Кокин // Крестьянская сельскохозяйственная газета (Вятка) - 1915 г. № 25

Фото С.А.Лобовикова. Крестьянское поле, 1910-е годы

 

Сословия Вятской губернии



По сословиям население губернии разделяется: на военных, дворян, граждан, купцов, мещан и крестьян.
Военное сословие защищает государство от нынешнего врага.
Дворяне составляют высшее сословие в государстве. Дворянство разделяется на потомственное и личное. Звание потомственного дворянина переходит из рода в род, от отца к детям и потомкам, и дается за особо выдающиеся заслуги Отечеству, или за продолжительную и полезную для государства службу.
Гражданами называются дети чиновников и духовных лиц не из дворянства. Гражданство предоставляется потомственное и личное. Потому гражданство получают потомственное, по ходатайству о возведении в него, или получении по особым представлениям.
Купцы и мещане составляют сословия г обывателей. Мещанское сословие передается наследственно детям и жене, сообщается воспитанникам, принятием в семинарию, увольнительным приговором и приемным приговором.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.18

 

Бывшие территории Вятской губернии: Граховский район Удмуртской республики



Граховский район расположен на юго-западе Удмуртской республики. Граничит на западе, севере и востоке – с Кизнерским, Можгинским и Алнашским районами Удмуртской республики соответственно, на юге-юго-западе - с республикой Татарстан – Менделеевским и Елабужским районами. По территории района протекают реки: Умяк, Большой Сырян, Яга, Адамка, Кузебайка, Юрашка (приток Тоймы), Юрашка (приток Адамки), Юраш, Сайка, Возжайка, Кокшанка, Тыловайка и Ерыкса. Административный центр – село Грахово. Граховский район занимает территорию 970 км., том числе: сельхозугодий – 578 км., лесов – 352 км. Район расположен в зоне лесостепи. На территории Граховского района проживает 10,8 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте 6,1 тыс. человек. В районном центре с.Грахово проживает 3500 человек.
Граховский район принято называть уникальной окраиной Удмуртской республики по национальному составу населения. На его территории проживают компактно и в смешении проживают русские, удмурты, марийцы, кряшены и чуваши. Национальный состав: русские – 42,3 %, удмурты – 36,6 %, марийцы – 10,9 %, кряшены – 6,1 %, чуваши – 3 %. В состав района входит 41 населенный пункт.
В районе из полезных ископаемых имеется нефть, известь, строительный песок и глина.

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников – Ижевск 2011 г., с.89

Фото с сайта http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=82490

 

Что пили в вятских монастырях в старину (на примере Вятского Успенского монастыря)?



Основным напитком в монастыре был квас, который варился в особо квасной поварне. В 1702 году в трех квасных погребах обители хранилось 10 бочек кваса. На рынке покупался «квас густой». Из хмельных напитков на рубеже 17-18 веков в монастыре варили «хмельный мед» и пиво. Так, в 1698 году на монастырские праздники «… ради заздравных чаш, которые бывают за трапезами» было куплено 17 батман меду. Об употреблении пива в Успенском монастыре в 18 веке впервые упоминается в 1734 году, причем указывалось, что в год было не менее 5 варок. Однако в описи 1739-1741 гг. пивоварня не встречается, а 24 мая 1744 года сообщалось, что каменная квасная и пивная поварня развалились. Вновь пивоварня упоминается в монастырской описи 1764 года. Для кваса и пива в монастыре выращивали рожь. Также в 1755 г. существовала винокурня Трифонова монастыря в с.Нолинском.
Из ягод покупалась земляника, малина, смородина, брусника, черника, клюква для приготовления киселей, морсов и варенья.
В праздничные дни покупалось вино, причем как для братии, так и для гостей. Ежегодно монастырь покупал по нескольку ведер вина: красного - для церковных нужд и одинарного (столового) белого – «для праздников и честных гостей». Бутылками и штофами покупались дорогие спиртные напитки: немейцкий рейнвейн (виноградное вино), французская водка, «португальский напиток» (мадера или портвейн), ратафия (сладкая водка).

Елена Кустова. История Вятского Успенского Трифонова монастыря – Киров 2012 г., с.233-234

На фото: Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Дом игумена. Монахи за трапезой.

 

По страницам старых газет. Казармы для полицейских



Вятский домовладелец Соколов по Гласисной улице недавно вел переговоры с уездным исправником Михайловым, относительно найма у него казармы для постоя 50 стражников. Интерес этих переговоров заключался в том, что казармы нанимались на 6 лет. Такого срока испугался даже сам домовладелец и поспешно отказался.

Вятская жизнь – 1906 г. № 82

Фото с сайта "Пешком по Вятке"

 

Пароходные пристани между Вяткой и Нижним Новгородом в начале 20 века



Вятка
Медяны
Гольцы
Орлов
Истобенское
Котельнич
Сорвиж
Кукарка
Лебяжье
Медведок
Цепочкино
Турек
Шурма
Дмитриевка
Горки
Вятские Поляны
Лубяны
Мамадыш

Памятная книжка Вятской губернии за 1907 год - Вятка 1908 год

 

Памяти отца Серафима Исупова. Воспоминания о жизни в городе Кирове в Великую Отечественную войну



В начале Великой Отечественной войны нашу школу, первую семилетку, взяли под госпиталь, а нас перевели на улицу Маклина в деревянный домик. Зимой и чернила замерзали, писали карандашом, сидели в пальто, учились с шести часов вечера до десяти, как старшие – я был тогда в шестом классе и учился с первого класса в городе. Осенью, когда через реку не попасть, приходилось ходить по деревянному мосту и через парк, а в парке, говорили, грабили женщин с Субботихи, - тогда автобусов не было, и все ходили через парк по широкому логу.
Вот и я в одиннадцатом часу иду через парк. Дрожжу и читаю молитвы. Однажды иду, а впереди что-то звякнуло, как о ломик, остановился, слышу шаги впереди, я с дороги за ближайшую сосну спрятался. Около меня остановились двое мужчин, тьма, ничего не видно, и говорят: «Кто-то вроде шел», - постояли и ушли к воротам парка. Ушли. Я тихонько побежал по дороге, оглядываясь, да вперед смотрю, а встретился бы я с ними, все могло произойти.
В другой раз иду по тропинке возле дороги около кустов. Вдруг как бы человек упал в кусты, и они затрещали. Я отскочил, да бегом. Вот как струсил! Все с молитвой ходил, и Господь хранил меня. Слава Богу!

Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.81

На фото: дарственное фото Владыки Вениамина с памятным подписом из архива отца Серафима.

 

Эпоха газетной строкой. Церковь – под клуб…



Избиратели города Сарапула из 10 тысяч 9 тысяч голосовали за пункт 16 наказа, т.е. за изъятие единоверческой Никольской церкви.
13 марта 1929 г. по этому поводу состоялся 2-й пленум городского совета, где присутствовало около 1000 человек.
С самого начала был сделан доклад на тему: «Религия – враг трудящихся». Докладчик т.Крылов обрисовал лицо руководителей религиозных организаций, как бывших руководителей контрреволюционных банд, ярых врагов советской власти.
После доклада было принято единогласное постановление о том, чтобы изъять вышеупомянутую церковь под культурное учреждение.
Кроме того, члены горсовета твердо настаивали на изъятии сарапульского собора.
На пленум пришли и лишенные права голоса, например, Злыгостев (церковный староста). Несмотря на предупреждения, с пленума он все же не уходил до тех пор, пока его не вывела милиция. При голосовании против изъятия пытались поднять руки и те, кто не состоит членом горсовета, т.е. специальные агенты от церкви. это старушки и монашки. Но их затея не удалась.
На месте рассадников религиозного дурмана трудящиеся города Сарапула строят очаги культурного просвещения.

А.Варламов. Никольскую церковь – под клубное учреждение // Красное Прикамье (Сарапул) № 62 от 16.03.1929 г.

На фото: разрушение Никольской церкви в Сарапуле. Как обычно, верующих просто обманули. Никакого клуба в бывшем храме не открыли. Цель была одна - закрыть "очаг дурмана". Фото с сайта http://necsarapul.pravorg.ru/2016/11/05/fotoalbom/raz..

 

Как Степановский мятеж аукнулся в сорок первом…



1941 год. Кировский областной суд работает на полную катушку. Во втором полугодии было рассмотрено 661 дело по печально известной 58 статье, по которой проходило 716 человек. К высшей мере наказания приговорили 346 человек. Среди обвиненных много было «бывших» людей, занимавших до революции определенное положение, а также воевавших в белой армии…
Например, судили Кодесникова, Небогатикова, Изместьева и Половникова, «в прошлом бывшие торговцы и царские офицеры.
В августе 1918 года в г.Молотовске они подняли белогвардейское восстание против Советской власти, захватили склад с оружием, арестовали милицию. Учинили над ответственными работниками расправу, но восстановить им белогвардейскую власть не удалось, так как были разбиты Красной Армией. При отступлении обвиняемые присоединились к белогвардейскому отряду. В ночь на 14 августа 1918 года вторично напали на город, окружили духовное училище, где находился красноармейский отряд до 20 человек. Подожгли училище, красноармейцев всех убили» (В.С.Жаравин. Позабыть нельзя. Киров 2010. ГАСПИ КО. Ф.П 1290. Оп.8 Д.52. Л.178 об.).

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.305

 

По страницам старых газет. Ученический вечер в Нолинском духовном училище



Классный вечер в Нолинском духовном училище. В канун отпуска на Рождественские каникулы воспитанниками 4 классов Нолинского духовного училища был устроен литературно-музыкально-вокальный вечер.
Вступительным номером была Рождественская песня: «О, детки, пойдемте вес толпой мы в город Давыдов к пещере святой!» исполненной ученическим оркестром и хором.
Несколько номеров чтения и две сценки. 7 номеров музыки, из которых три сольных: на скрипке, виолончели и фисгармонии. 5 номеров хорового пения и 1 дуэт. Закончился вечер пением национального гимна. Эстрада была убрана декорацией, представлявшей из себя зимний лесной пейзаж с проезжей дорогой.

Вятские епархиальные ведомости - 1910 г. № 1

Примечание. Никто тогда и подумать не мог, как изменится привычная жизнь в этом здании через каких-то 8 лет...

На фото: таким было здание в бытность его духовным училищем

 

Вятские слова и выражения. Что такое сбитень?



Сбитень, - тня. Сущ. 1. Взвар меду с осолодским корнем; продается в Вятке в обжорном ряду; продается и на ярмарках в селах; пьют всегда горячим стаканом; платят с стакана. Отнести можно к первому роду напитков с горячим суслом, который тоже продают для любителей на базаре. Сбитень и сусло пьют с ярушником и с ситником.
2. Одеть много на себя одежды. «Как ты оделся? Как есть сбитень. – Вишь парня одела сбитнем». Вероятно - от «сбить на себя много одежи».

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Из описаний дореволюционных этнографов. На берегах Камы



Берега Камы, по крайней мере в нижней ея части, низменны. Выше устья р.Вятки по правому, вятскому, берегу Камы идут почти сплошные леса. Невозмутимое спокойствие - отличительная черта Камского пейзажа, особливо по сравнению с вечно оживленным побережьем Волги. Берега Камы представляются туристу пустынными, как бы вымершими. Объясняется это, между прочим, характером местных поселений. «На Волге, пишет Немирович-Данченко (Кама и Урал, с.100) любят селиться на стрехе, камские жители прячутся в лога. Камское село иной раз и незаметно издали. Совсем безлюдье кажется, только по струйкам дыма из оврагов или лощин и заключаешь, что затаился от всего мира починок, точно он стыдится выбежать вверх и подставить золотому солнцу свои соломенные, тоже под его лучами червонным золотом горящие кровли. Иной раз чудится, что церковь одиноко торчи на горе, и только подъехав ближе, видишь, что тут есть кому молиться, потому что по логам, да низинам насыпана не одна сотня кровель. Все это нечто пустынное Камскому пейзажу. Пустынное и вместе с тем удивительно поэтическое выражение. Чудится, что ты двигаешься вперед, в девственный край, куда редко забиралась нога человека, где его топор не валил на земь лесных великанов и только пение птицы слышала их задумчивая зеленая дрема».
Течение воды в Каме вдвое быстрее по сравнению с Волгой (средняя скорость течения 3 фута в секунду).
… Вскрытие Камы у г.Сарапула происходит в апреле, между 1 и 22 числом. Навигация начинается между 1 апреля и 1 мая, кончается между 6 октября и 20 ноября; т.е. продолжается от 162 до 199 дней.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Вятская речь. О заготовке дров в войну



- В войну-то, колда лошади все пропали, дак на себе дровёшки возили. Нагрузишь гонотин сколь на большиё салазки, насилишься да ташшишь. И так сколь разов. А уж колда лошади появилися, дак сухарник готовили. Сухару спилишь, на коротьё росчиклечишь, а потом хрип ломаёшь, носишь да костёр ставишь.
- Как это в костер? Зачем заготавливать тогда? Чтобы сжечь?
- Да що ты, бестолшной, стоймяком ставили кряжи к друдружке – вот и костёр. Тамока в костре и сохли бревёшки. Сучняк да чепыжник стаскиваёшь в кучу да сжигаёшь. А осенью позастылу дрова на лошадке возишь. Это уж потом стали долготинам на тракторе возить. Свалишь лесину, чекарём зачиклечишь и вытегиваёшь на чистоё. А из чепыжника-то, пока ташшишь, дак намаёшься, прежде чем выжаравишь лесину. Слеги подкладываёшь да рычагом по ним вышовыриваёшь.
Навозим с божьёй помощью, и пусть сохнут.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.18

А теперь перечислим малознакомые вятские слова, которые встретились в этом тексте:

выжаравить
вышовыривать
гонотины
долготины
росчиклечить
сухарник
чекарь
чепыжник.

Интересно, кто-то сможет объяснить их значение?

 

С архивной полки. Село Сернур в конце XIX века



Поселок городского типа Сернур - один из самых больших населенных пунктов северной части Марийской республики. По крайней мере, он больше по размеру (и, возможно, числу населения) соседних районных центров Мари-Турек и Куженер. Если мы обратимся к архивным документам, увидим, что еще в конце XIX века это по сути была крохотная деревушка, ютившаяся вокруг огромной каменной церкви на юге Уржумского уезда. Большинство населения проживало во множестве деревень и починков, окружавших село; по числу населения Сернурский приход был одним из самых больших на юге уезда. В селе же проживало всего несколько семейств.
Если мы возьмем за источник перепись 1891 года владельцев лошадей, в ней перечислены поименно все владельцы хозяйств села (имевшие лошадей и не имевшие):
Капитон Васильевич Милютин, 1 лошадь;
Филипп Ивановчич Милютин, лошадей не имел;
Дмитрий Иванович Милютин, 6 лошадей;
Священник Василий Иванович Домрачев, 2 лошади;
Священник Михаил Семенович Матрохин, 1 лошадь;
Диакон Григорий Виссарионович Сушков, 1 лошадь;
Священник Мелитон Петрович Глушков, лошадей не имел;
Казанский мещанин Михаил Григорьевич Кошкин, 1 жеребец;
Полицейский урядник Николай Павлович Коновалов, 1 жеребец (ЦГАКО ф.574 оп. 1 д.1532).
Вот и все собственно население. Все село состояло не более чем из десятка домиков. Однако в ближайшие годы село начнет быстро расти по числу населения. В селе появятся торговые лавки, школа, больница, огромное каменное здание земской управы (на втором фото), каменотесная мастерская. Все же большинство построек были, очевидно деревянными, по причине чего к дням сегодняшним в поселке сохранилось очень немного исторических зданий, преимущественно каменных.
После создания Сернурского кантона в 1921 году Сернур как центр кантона получил даже статус города, но в 1926 году город Сернур был переведен снова в разряд сёл.

На фото: дореволюционный Сернур; бывшее здание земской управы; немногочисленные старые дома

 

Города Кировской области в советское время: Белая Холуница

Город Белая Холуница - один из самых молодых и небольших в Кировской области, административный центр Белохолуницкого района. Ядром нового города служит мостостроительный завод. С ним связана вся история Белой Холуницы. 31 июля 1966 года рабочий поселок Белая Холуница был преобразован в город.
Площадь города – 800 га, в том числе застроено - 330 га. Население на 15 января 1859 г. 10,4 тысяч человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.202

 

Вятские слова и выражения: тупица



Тупица. Старый, зазубренный топор; употребляется уже только для земляных работ.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Благоустройство города Яранска к 1905 году



Яранск. Общая протяженность улиц 15 верст 448 сажень. Освещение керосиновое (190 фонарей). Пожарная команда имеет 11 машин и 17 бочек. На городской скотобойне убивается ежегодно: крупного скота около 1580 голов и мелкого 3708 голов. Гостиниц для приезжих 4. Извозчиков 34.

Памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1905 г., с.77

На фото: жители города Яранска у кустарного музея земства

 

Из истории города Слободского. Где находилась Заоградная слободка?



В метрических книгах Вознесенского собора города Слободского середины 19 века встречается интересное определение - Заоградная слободка. Очевидно, что слободка эта находилась где-то в черте города и за какой-то оградой. А вот какой именно оградой - оградой кладбища или какого-то храма (может быть, самого собора) - загадка. Может быть, местные краеведы подскажут?

 

Малоизвестные святые Вятской земли: Иоанн Молчальник



В Кировской области г.Советске (по старому в слободе Кукарке Вятской патриархии) около Покровского храма (на Монастырской горе) есть могилка Иоанна Молчальника. Он пострадал как мученик за веру Христову. От него требовали отречься от Христа, но он так ничего и не сказал своим палачам. За это они отрезали у него язык. Памятник ему сделали в виде отрезанного языка.
Верующим жителям г.Советска Кировской области очень интересно узнать как жил этот малоизвестный всем подвижник...

Прислано по почте. К сожалению, дальше этой информации о святом подвижнике ничего найти не удалось. Даже не известно время, когда он пострадал за Веру и кто его умучил таким страшным образом...

"Нам интересно все, что касается жизни этого подвижника. Напишите нам пожалуйста все, что Вы знаете о нем на эл.адрес: 23092017@list.ru".

 

На что шли денежные налоги в царской России



Все население губернии несет денежные налоги. Деньги, собираемые с населения, идут на государственные нужды и на улучшение условий жизни в губернии, например: на школы, больницы, содержание врачей, улучшение скота, улучшение ремонта и прочее, о чем заботится в губерниях земство.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.18

 

Из материалов вятской статистики: водяная сеть Слободского уезда



Для Слободского уезда, изрезанного во всевозможных направлениях множеством рек, речек и ручейков, главное значение в деле орошения имеют без сомнения следующие реки: Кама, Чепца, Вятка и приток последней Кобра. Эти 4 главные водоснабдители принимают уже в себя различные крупные и мелкие притоки, которые в свою очередь расчленяются на более мелкие ветви, покрывающие водяной сетью обширную территорию описываемого уезда.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.5

На фото: река Вятка в Слободском районе

 

Из истории вятского пароходства. Транспортирование кладей



Транспортирование кладей производится: в Слободской, Вятку, Орлов, Котельнич, слободу Кукарку (Яранск), пристань Медведок (Нолинск), Казань, Нижний, Москву, по всем станциям железных дорог, а во время навигации до всех пристаней рек Волги, Камы, Вятки и Белой – ценной и комиссионной. Клади и грузы пароходство, по желанию отправителей, принимает на всех пристанях с застрахованием и без оного.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1908 год - Вятка 1908 г., с.1

 

"Черные силы". Из истории монархического движения в городе Вятке

Монархисты готовятся к новым выборам. Кандидатом в городские головы выдвигают Сухова, согласием которого уже заручились. Для поддержки черных сил и руководительства ими прибыл в Вятку известный Синцов, бывший вятский городской голова и лидер вятских союзников.

Вятская речь - 1913 г. № 8

Примечание. Не совсем понятно, о каких именно "черных силах" здесь идет речь - о монархистах (в 1913 году? Или так называли "черносотенцев") или еще о каких-то сторонних партиях?

 

Погодные хроники Вятской губернии. 1910 год



16 января. Около 6 часов вечера появилась на горизонте, на западной стороне его комета, которая рельефно обрисовалась и была видна невооруженным взглядом. Голова кометы была неярка и представляла из себя светлый, довольно крупных размеров, пучок, откуда кверху тянулся огромный хвост.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1911 год _ Вятка 1911 год

Примечание. На этом, к сожалению, летопись примечательных погодных явлений, которые велись в "Памятных книжках" последние 10 лет наряду с другими памятными событиями Вятской губернии, закончилась. По каким-то причинам с 1911 года хроника событий перестала вестись. А жаль...

 

Удмуртские басни. Волк и свинья



Волк и свинья. Волк шатался, искал добычу и наконец поймал свинью.
- Я тебя съем, свинья – говорит он свинье.
- Не ешь меня, волк. Я тебе песенку спою и ты меня заслушаешься – отвечает свинья.
Волк поверил свинье и стал слушать.
Свинья завизжала во все свиное горло и вдруг сбежались к ней свиньи. Волка обступили свиньи и разорвали.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1911 год _ Вятка 1911 год

Эта и другие басни, которые позднее тоже опубликуем, были записаны священником Григорием Верещагиным в селе Бураново Сарапульского уезда

 

Река Кама в описании В.И.Немировича-Данченко



После гористых берегов Волги низменные, спокойные окраины Камы производят впечатления чего-то доброго, давно знакомого, милого сердцу. Пахнет цветами. Далеко-далеко смутно мерещится кайма казенных лесов, точно там края облаков прорезались и синеют на небосклоне. То и дело встречаются беляны с ободьем и мочалами - видимо последние дебри лесные изводятся. Все гуще и гуще обносит аромат.
- Откуда это?
- А на противоположном берегу табаевцы пчельники держут. И хорошие пчельники. Первые мастера на этот татары. Мед в Лаишев да Богородское шлют, деньги огребают. Только липовых медов нет здесь.
…Чем дальше по Каме, тем прохладнее; легче дышится. Солнечный блеск не так ослепителен, дали – прозрачнее. Глаз замечает и линию каких то гор за каймой синих облаков и чуть мерцающее в серебряной дымке озеро направо.
А нагорный берег Волги еще не пропал. Только он весь черным кажется, точно там назади залегла грозовая туча.
И все спокойнее, все привольнее - берега этой когда-то лесной реки.

В.Немирович-Данченко. Кама и Урал (очерки и впечатления) - Санкт-Петербург 1890 г.

 

Из времен, когда лечились только травками... Рецепты из лечебника 17 века



Трава папороть безсердешной. Ростет на востоке лицом. (Кто) выкопает ее о купальнице (23 июня) с коренем, и хто ее носит с собой на него и который чел сердит бывает, отнюдь хотя и недруг ино зло не мыслит. А как ее копать, положи с 4 сторон серебра сколько изволишь, и вынимай сквозь серебро той, и говорить: Господи, благослови меня сию доброю травою, иже не имеет сердца своего в себе; и так бы не имели недруги мои, и всяк человек на меня раба Божия имярек в сердцах своих, и как люди радошно были ко мне вси человецы. Сердце чисто созижди во мне Боже и дух правый ко мне.

Трава татарин именуется. Ростет велика и суховата, вельми иглы по ней. Кого бес мучит черным недугом падучим; и тою травою того человека бить нещадно в ту пору, очертя его ножем. И та б трава была искоренем выкопана канун Рождества Иоанна Предтечи и в … день июня. И ту же траву прорезать посередь как бы человеку мочно того пронять сквозь ее. Оттого Бог помилует. А будет поиметь шатун лошадь, и ту же траву искоренем ее ввязати на гриву и ездить на ней опако вкруг тридевятью. Или животина иная – и ее водить такожде кругом опако ж, и той же травы вложить в ноздри и в уши, и ту животину дух нечистый покинет.

Трава белена. Цвет белый, с пестрины собою пяди в полторы. У кого зубы болят и червь точит и семя беленовое истолки мелко, да с воском стопить, делать в том воску тростку свечку, и поставь над больной, да зажги. Червь выйдет и умрет, и зубы болить не будут.

На отметке сей рукописи имеется отметка: «Сей лечебник доставщися от тестя Григория Протопопова по смерти его зятю его Лажскому священнику Александру Никифорову сыну Горяинову 1807 года августа 19 день».
Священник Н.Блинов, действительный член губернского статистического комитета.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1911 год _ Вятка 1911 год, с.63-64

 

Пароходные хроники Вятской губернии. Билеты для избранных



29 мая из Гоньбы в Казань шел пароход «Булычев» по удешевленной таксе, как было объявлено в печатных афишах. Но этой таксой, оказывается, пользовались только пассажиры, взявшие билеты на пароходной пристани в Вятке, другие же, взявшие билет на промежуточных станциях, не воспользовались этим правом, а заплатили более чем вдвое дороже первых.
Справедливо ли это? Раз было объявлено даже печатно, что пароходы идут по удешевленной таксе, то этой таксой и должны воспользоваться все едущие на этом пароходе до Казани и севшие не в Вятке, тем более что последних всегда бывает большинство. Правда, насколько нам известно, так не было.

Вятский край - 1896 г. № 67

 

Из истории города Вятки. Запрет хоров и бильярдов в ресторанах



Благие начинания. По распоряжению администрации всем ресторанам запрещено иметь не только женские, но и мужские хоры; допускают только оркестры. Кроме того, из всех пивных убраны биллиарды, на которых нередко происходила азартная игра на деньги.

Вятская речь - 1913 г. № 3

Примечание. Причина устранения азартных игр из ресторанов понятна, а вот чем могло помешать пение хоров - не совсем ясно. А как Вы думаете, зачем убрали хоровое пение из ресторанов Вятки?

 

Из описаний вятских этнографов. Обычаи Слободского уезда



… В той же северной части уезда существует оригинальный обычай: пашут землю и сеют зерно здесь не мужчины, а женщины и девушки (с 15 лет); мужчины в это время занимаются мелкими домашними работами. Из других занятий деревенского населения нужно отметить собирание по летам ягод: черники, голубики, поленики и особенно брусницы: последней набирают во всем уезде до 150 тыс. пудов и продают по 80 коп. за пуд. Кайская брусница очень славится. В Стуловской волости, особенно в с.Успенском, ткут из шерсти разноцветные половики (по местному полазы). В с.Волкове есть школа, в которой девушки обучаются вязать чулки и шить. Здешние переборные пояски очень красивы.
Юго-восточная часть уезда больше тяготеет к Вятке. И говор здесь почти ничем не отличается от вятского. Женщины все еще носят моршени (головные уборы) и шушуны (род юбки). За невесту платится калым.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

По страницам старых газет. Подписка для погорельцев



Пассажиры парохода г.Булычева «Николай», 23 прошедшего июля, когда пароход проходил мимо погоревшего села Крымской Слудки Елабужского уезда, открыли между собой подписку для оказания помощи погорельцам. Подписка дала сумму в 60 рублей. Вот список жертвователей: Иванов – 10 р., Стрижев – 5 р., Бушков – 10 р., Олюнин – 20 копеек, Прозоров – 5 р., Вахрушев – 10 р., Платунов – 5 р., Махнев – 1 р., Илья Новиков - 1 р., Дернова – 1 р., № - 50 к, Перескоков – 20 копеек, Козулин – 1 р., Перминов - 20 к., Сайфуллин – 50 к., Лукоянов – 20 копеек, Митрофанов – 20 копеек, Кулигин – 1 р., Евдокимов - 50 копеек, Макаров – 50 копеек, Тукмачев – 50 копеек, неизвестный – 1 рубль, Подгорных – 15 копеек, Калинин – 1 рубль и А.В.Чарушников – 35 копеек. Итого 60 рублей.

Вятский край - 1897 г. № 96

 

Забытые издания Вятской губернии



Еще местное издание. Вчера вышел в Вятке первый номер ежемесячного журнала «Страховые вопросы». Журнал составлен разнообразно и интересно. Внешность красивая.

Вятская речь - 1913 г. № 18

Как и большинство подобных изданий, номера этого журнала в Областной научной библиотеке имени Герцена не сохранились или представлены единичными экземплярами...

 

Города Кировской области в советское время: Слободской

Город Слободской. Слободской - город областного подчинения, крупный центр легкой промышленности союзного значения. В подчинении Слободского исполкома находится поселок городского типа Первомайский (3,9 тысяч человек). Он является спутником Слободского и образует вместе с ним промышленный узел.

Слободской расположен в 35 километрах от областного центра и имеет с ним тесные производственно-административные и культурно-бытовые связи. Территориально положение Слободского весьма выгодно. Он связан с областным центром железной дорогой, асфальтированным шоссе и судоходной (в период полноводья) рекой Вяткой.
Площадь города – 12 кв. км. Население (с поселком Первомайским) на 1 января 1968 г. – 34, 1 тысячи человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.161

 

Вятские хроники Первой Мировой: недостаток рабочих рук



Недостаток рабочих рук чувствуется сильнее с каждым днем. Военнопленных на работы не отпускают. Вследствие этого городская управа обратилась к командующему войсками Казанского военного округа с такой телеграммой: «Мобилизация отняла массу рабочих; рабочие руки, коих стало мало, страшно вздорожали; владельцы мелких промышленно-ремесленных заведений и домовладельцы, в том числе жены мобилизованных, поставлены в безвыходное положение. Посему городская управа по их ходатайству испросила у округа отпуск из местных казарм рабочих пленных немцев и венгров…. Было бы весьма желательно, если бы Ваше Высокопревосходительство позволили возможность шире поставить отпуск пленных на частные работы под гарантией управы. Это дало бы экономию казне и пользу местному населению, несущему лишения от недостатка рабочих».

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. от 30 марта

 

Город Орлов в описании Д.К.Зеленина



Орлов (85 в, от Вятки по реке; 53 ½ по тракту) – уездный город, на правом берегу Вятки. Основан партиею устюжан и новгородцев, прибывших сюда в 15 веке по реке Моломе. Жителей до 3 тысяч; 7 церквей; фабрик и заводов 8. Торговля незначительна; главный предмет – льняное семя. Город вообще сонной и неоживленный (однако есть недурные номера для приезжающих). Главная достопримечательность - Татьянинская женская гимназия, в которой учатся почти исключительно дочери крестьян; благодаря завещанию покойного московского миллионера Солодовникова, оставившего капитал на устройство гимназий такого именно типа, орловская гимназия получила громкую известность.
… Под Орловым, против самого города на Вятке главные перекаты. Берега здесь большею частию низменные и песчаные.

Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Кто первым начал делать эпиляцию?



В описании Прикамья Д.К.Зеленина встретились такие слова о татарском народе: "....Обычай заставляет женщин вытеребливать (мучительная операция) волосы на тайных частях тела, а мущин – брить эти волосы". Причину этого он далее поясняет так: "Все это, как и любовь к украшениям, - остаток древней татауровки (раскрашивание тела, вырезки на коже), которая и теперь в ходу у древних народов..."
Судя по этим словам, татары первые начали делать то, что сейчас называют "эпиляцию", в том числе в "особенных" местах. У русских такого еще не было принято, и русскому этнографу это показалось в диковинку и, наверное, смешным (мол, такое практикуется только у татар и "диких народов")...

Источник: Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Вятские слова и выражения: крысаться, одинова, оттудова…



Копоть – пыль
Кроптаться – беспокоиться
Крыльца – плечи
Крысаться – царапаться
Ладом – по-хорошему
Летось – в прошлом году
Лонись – в прошлом году
Лопоть, лопотина – одежда
Лужок – приусадебный участок
Лукать- бросать
Лыч, лычей – картофельная ботва
Мизгирь – паук
Мичуриться – щуриться, морщиться
Морговать – брезговать
Морок – туча, дождевое облако
Мост – сени
Нарозно – врозь
Некорысно – плохо
Нива – овощи
Оболокаться -одеваться
Оболочка – верхняя одежда
Одинова – однажды
Оттудова - оттуда
Паут – овод
Пахать – резать

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.266

 

Исчезнувшие деревни Вятского края: Варламята (Нагорский район)

Деревня находилась на северо-востоке района, от дороги Крутой Лог-Синегорье – 7 км., до поселка Крутой Лог – 6 км. Расположена была на возвышенном месте, на склонах поля, сенокосы. Вокруг леса, сосновые боры, болота.
Согласно переписи населения 1926 г. число жителей 68 чел. (9 хозяйств). Колхоз «Красный бор» организован в 1933 г. (председатель М.Г.Исупов). В семье Вдовкиных было восемь детей, на территории усадьбы, кроме дома, был свой ток, молотилка, кузница, веялка, при создании колхоза все перешло в общее пользование. На полях выращивали зерновые культуры, лен, картофель, были животноводческие фермы, конюшня. Перед войной деревня состояла из 18 хозяйств. В годы войны вручную заготовляли лес, осмол (сосновые коренья), в котлах эти коренья пережигали, получали смолу, скипидар (отправляли в Мулино). Школы в деревне не было, дети учились в Липово, Шкарах, Синегорье (жили в интернатах). Отдаленность от населенных пунктов, отсутствие электричества, низкие заработки в колхозе – все это послужило причиной того, что люди стали покидать д.Варламята. В середине 1970-х годов деревня опустела. Поздние дома и постройки были сожжены, земля распахана колхозом «Нива».

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.285

 

Вятские хроники Первой Мировой: «Гоним противника за границу…»



Отрывок из письма, присланного с поля брани жителем города Сарапула: «Гоним противника за границу. Отобрали у противника большой обоз, подвод 500. Живем с Богом. Мама, папа, не тужите. Бог даст здоровья – победим немца и австрийца, вернемся домой и станем жить спокойно…
Мы лезем в самый страшный огонь, не могут нас удержать. Лезли к позиции противника, как львы разъяренные. Немец трус… Как услышит крик «Ура!», так и бежит, покидая все».

Кама (Сарапул) – 1914 г. № 216 от 26 сентября

Вечная память нашим предкам Героям, павшим за свое Отечество!

 

Первое электричество в городе Вятке


В губернской земской больнице 8 января, в 8 часов вечера электрическое освещение (от земской станции) внезапно погасло. Среди больных, в особенности в психиатрическом отделении, поднялся переполох. Панику удалось прекратить освещение помещения свечами. Гаснуло электричество в этот вечер два раза.

Вятская речь - 1913 г. № 9

Примечание. К тому времени электричество вошло и в жизнь уездных городов. Например, в Уржуме электричество было в уездной больнице и первом кинотеатре "Фурор"

 

Города Кировской области в советское время: Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецк - город областного подчинения, центр Кирово-Чепецкого района. Расположен в 40 километрах от областного центра, с которым связан регулярным автобусным сообщением. Город вырос после Великой Отечественной войны и по темпам роста обгоняет все остальные города области.
Территория города – 1770 га. Население на 1 января 1968 г. – 44,5 тысячи человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.143

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку