- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 1-15

Любовь к украшениям и косметике у татарских женщин



Татарки – большие любительницы колец, серег, браслет и т.п.; через плечо носят перевязь с карманом для хранения алкорана или амулета, украшенную каменьями и монетами.
Румяна и белила для лица, сюрма ля бровей и ресниц, чернение зубов и ногтей – почти обязательны. Кроме того, обычай заставляет женщин вытеребливать (мучительная операция) волосы на тайных частях тела, а мущин – брить эти волосы. Все это, как и любовь к украшениям, - остаток древней татауровки (раскрашивание тела, вырезки на коже), которая и теперь в ходу у древних народов и которая сохранилась, в виде колец, серег, браслет и т.п., и у наших европейских красавиц.
Употребление косметических средств, ранние браки, а прежде всего, конечно, южное происхождение народа (срв. евреев) с спутниками его: горячей кровью и страстным темпераментом, старят прежде времени – красивых в общем – татарок; к 35 годам они выглядят уже совсем старухами. Это, впрочем, нисколько не печалит их мужей, так как они всегда могут жениться на второй и более жене.

Источник: Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Вятские слова и выражения: что такое «долгорукавка»?



Долгорукавка, ж. Рубашка с длинными рукавами. – Чего-то знобит. Где-кось у меня долгорукавка была? – Вчерась помыла. / Сгоришь на солнце-то. Одень долгорукавку.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.65

 

Вятские села и веси: село Опарино Верхошижемского района



Село находилось в десяти километрах к югу от Зонихи и в 35 километрах от Верхошижемья. Основано в 1892 году.
Самостоятельный приход был открыт 22 апреля 1892 года указом Вятской духовной консистории с разрешения синода, и село отнесено к Чертищевской волости Нолинского уезда. Первая церковь была деревянная, с одним престолом во имя Александра Невского. Освящение состоялось 23 ноября 1893 года, после чего новый населенный пункт иногда называли Александровским. В год образования приход Александро-Невской церкви села Опарино состоял из 29 селений, в которых проживало 1693 прихожанина, в том числе 815 человек мужского пола и 878 женского. 21 ноября 1894 года было открыто смешанное училище.
В начале 1910 года вместо деревянной церкви начали возводить кирпичный храм. Строительство затянулось, и церковь так и не была достроена до конца.
По переписи 1926 года крестьянских хозяйств в селе не было. Числилось 19 дворов прочего типа, в которых проживало 19 человек мужского пола и 11 женского.
Последним в 2000 году уехал из села Павел Иванович Свинин. Законом Кировской областной Думы от 29 декабря 2000 года № 239-ЗО Опарино исключено из реестра населенных пунктов.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.276-277

На фото: Опаринский сельсовет. Фото из книги

 

По страницам старых газет. Предприимчивый крестьянин



На днях губернской земской управой получено заявление крестьянина села Качки Елабужского уезда М.Ф.Монсюткина, занимающегося галантерейной торговлей в городе и на ближайших ярмарках, о его желании продавать книги и картины из земского книжного склада. При этом он сообщает, что если торговля пойдет хорошо, то он занявшись одним еще этим делом, разъезжая по деревням и селам и просит управу открыть ему кредит. Управа ответила просителю, что за разрешением на торговлю книгами он должен обратиться к г.губернатору; в случае же получения им этого разрешения он будет пользоваться кредитом из Елабужского отдельного книжного склада, а из губернского склада книги может получать только за за деньги. Земской управе давно следует организовать разносную продажу книг посредством Офеней, как наиболее приличную для народа.

Вятский край - 1897 г. № 81

Картина Виктора Васнецова "Книжная лавочка"

 

Из воспоминаний отца Серафима Исупова. Шахматы

Господь и в шахматы помогает играет. В шахматы я от ребят научился переставлять фигуры и все проигрывал везде и всем, да играл-то раз в год, и то случайно. Учился уж в семинарии и однажды каким-то образом, не помню, оказался на две недели в санатории на берегу Цемесской бухты напротив Новоросийска. Жили в одной комнате с пожилым прокурором, и он по вечерам от безделья просил играть с ним в шахматы. Я всегда проигрывал. И вот объявили соревнования по шахматам всего санатория.
В беседке играть собралось много народа. А там был один профессор, он имел какой-то разряд по шахматам. Он и организовал эти соревнования и всех обыгрывал. Увидел меня, смотрящего, а все знали, что я семинарист. Так вот, он взглянет на меня и какую-нибудь реплику антирелигиозную скажет. Он обыграл и прокурора, и всех. А потом, обращаясь ко мне, и говорит: «Давай сыграем, или боишься, - в семинарии не учат шахматам, да и играть – это атеистом надо быть, а Бог в шахматы не помогает, да Его и нет. Ну что, садись, или боишься даже сыграть?» - и что-то наговорил такого, что мне нельзя было не сесть.
Все смотрели на меня. Ну, я уселся, переставлял фигуры, а сам молюсь внутри: «Господи, помоги». А он с каждым ходом все реплики антирелигиозные вставляет, что Бог не поможет, а вот шахматы сильны и разумны во всем. Ходили, ходили фигурами, вдруг он говорит: «Это я отвлекся и так находил, давай переиграем?» Переиграем, так переиграем, - переставали фигуры, начали новую партию играть, и опять он со злобными репликами. Я не видел, выигрываю или проигрываю, а он увидел, видимо, что его партия проигрышна. И начал опять переигрывать.
Все, затаив дыхание, смотрели не только на шахматную, но и на духовную борьбу. Вдруг он встает и говорит: «Это какая-то случайность», - и уходит. Я только и успел сказать: «Видимо, Бог и в шахматы играть помогает». И все стоящие захлопали в ладоши, я ушел к себе.
На следующий день иду по дорожке, а этот шахматист идет по другой, увидев меня, снял кепку и поклонился. А потом, встречаясь, пожимал даже руку и уж антирелигиозных реплик никогда не бывало. Вот так! Бог во всем помогает! Ему и слава всегда!

Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.77-78

 

Малоизвестные страницы вятской истории. Мятеж в Яранске в 1918 году



11 августа (по другим источникам, в ночь на 12-е) под влиянием выступления Степанова началось восстание «толпы темных мещан» в Яранском уезде, граничащем с Уржумским. Поводом к восстанию, объясняет юбилейный сборник, послужило намерение местного уисполкома, который узнал о выступлении Степанова в Уржуме и, опасаясь налета на Яранск, решил вывезти заблаговременно ценности, хранящиеся в местном казначействе, в Вятку.
Намерение это стало скоро известно всему городу. Тут же появились слухи, что чехословаки подступают к Яранску и уже взяли Краснококшайск. Местные контрреволюционеры воспользовались этим моментом, и при участии комиссара управления уездом Токарева и военкома Бардашевского кучка офицеров захватила в городе власть в свои руки.
Арестовав советских работников, восставшие организовали штаб охраны и военную дружину численностью до 70 стрелков, командировали для связи со степановцами в Уржум своего представителя. Такой же переворот произошел в Санчурске.
Во второй половине августа, продолжает яранскую историю Юрий Тимкин, в город прибыл отряд интернационалистов и «повел беспощадную борьбу с участниками контрреволюционного восстания для окончательного укрепления советской власти в Яранском уезде».
Различна оценка Яранского восстания. В историографии не без влияния Е.С.Садыриной укрепилось мнение, что это был «контрреволюционный мятеж, организованный эсерами и меньшевиками».
Да, правые эсеры участвовали в восстании, хотя их роль вряд ли стоит преувеличивать, соглашается Тимкин. А вот об участии в нем меньшевиков нет никаких сообщений. В этом восстании ведущую роль играли офицеры старой армии и их сторонники, которые пытались направить в русло антибольшевистской борьбы стихийное народное возмущение.

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина - Киров 2016 г., с.295

Прилагаем также публикацию о событиях в Яранске на основе архивных документов

Фото из фонда Яранского краеведческого музея

 

Эпоха - газетной строкой. Неудачная навигация 1896-го



Неудачи наступившей навигации. Навигацию наступившего года на реке Вятке нужно признать из годов тяжелой как для пароходовладельцев, так и для грузоотправителей. Такого продолжающегося и значительного мелководья, как нынешнее, по отзывам сведущих лиц, давно не бывало, так как в большинстве случаев мелководье на реке Вятке ограничивается только летними месяцами, а ныне оно тянется и всю осень, что пароходство на реке Вятке, несмотря на всю его приспособленность к мелководью, ставит в невозможные условия. Особенно тяжело отзываются неудачи наступившей навигации на грузоотправителях, из которых многие еще до сих пор не получили своих товаров, купленных ими на Нижегородской ярмарке, причем есть опасения, что эти товары могут зазимовать на попутных пристанях по реке Вятке. Наиболее добросовестным доставщиком в настоящем году явился г.Булычев, употребляющий, по видимости, все усилия для вывоза взятой ими клади для доставки, продолжая работать на всех своих пароходах до сих пор и отказываясь от принятия новой клади даже от своих постоянных кладчиков, не говоря уж о посторонних. Наибольшие нарекания относительно несвоевременной доставки клади слышатся ныне на г.Тырышкина, отличавшегося прежде большой аккуратностью в этом отношении. Теперь у кладчиков остается вся надежда на продление навигации и возможную прибыль воды, благодаря которой кладь была бы в короткий срок привезена большими и пароходами снизу до города Вятки. Но прибыль воды в реке Вятке, несмотря на перепадающие дожди, пока не замечается, и пароходы продолжают ходить только с пересадкой, совершая рейсы от Казани до Вятки не менее недели, идя все время с баркасами.

Вятский край - 1896 г. № 121

 

Вятские слова и выражения: подловка, шары, уросить….

Подловка, подволока – чердак
Поначе – получше
Потка – птица
Семейно – много
Середь- кухня
Скляно – полно
Согра – болото, поросшее лесом
Соседко – домовой
Стрела – молния
Стювать – стыдить
Сутки – передний угол в избе
Тамока – там
Тенета – паутина
Толы – глаза
Трус – кролик
Тутотка – тут
Узг – угол
Уросить – капризничать
Фып, фыпик – снегирь
Ходко – быстро
Чутко – слышно
Шары – глаза
Ядреный – хороший, крепкий
Язгаться – обещаться
Ятно – четко

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.266

 

Храмы Вятского края: Спасская церковь села Зуевка



Приход при станции железной дороги открыт по указу Святейшего Синода 7 ноября 1905 года № 11092.
Церковь построена в 1902 году, деревянная. Престол – один, освящен 2 июля 1905 года в честь Нерукотворного Образа Спасителя и во имя Святого Пророка Осии и Святого Преподобного Андрея Критского.
3 мая 1916 г. ст. Зуевка посетил епископ Вятский и Слободской Никандр и отслужил в церкви литургию.
Церковь просуществовала до 1938 года. 14 мая 1939 года здание церкви передали под пионерский клуб. Сразу после войны церковь была сломана. Кирпич пошел на строительство школы, а на том месте, где стояла церковь, сейчас построен детский сад.

Разрушенные храмовые постройки Кировской области (справочник). Часть 1я – Киров 2012 г., с.48

На фото: храм Архангела Михаила в городе Зуевка. Фото с сайта http://urzhum-eparhiya.ru/about-eparchy/blagochiniya/..

 

Хроники Вятской губернии. Память о Доме Романовых в камне



1 июня в «Прикамской жизни» напечатано извещение о том, что в 6 часов вечера того же дня «Его Преосвященством Амвросием Епископом Сарапульским будет совершена торжественно закладка каменного здания для Николаевского в память 300-летия Царствующего Дома Романовых двухклассного училища (угол Сарапульской и Петровской улиц - против женского монастыря). Крестный ход к месту закладки последует с Его Преосвященством из Вознесенского собора после вечерни».
С 1921 года в этом здании, построенном в стиле позднего модерна, располагался Сарапульский краеведческий музей (теперь Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

На фото: так выглядит здание бывшего Николаевского училища в наши дни. Фото с сайта https://autotravel.ru/excite.php/213/1

 

Что ели в вятских монастырях в старину (на примере Вятского Трифонова монастыря)



Несмотря на то, что в монастырь шли за пищей духовной, «хлеб насущный» был необходим для поддержания физических тел монахов. В 18 веке Успенский монастырь был причислен к штатным, т.е. его иноки получали денежное жалование, но трапеза в нем оставалась общей. Продукты в некоторые годы закупал монастырь, а порой – и сами монахи.
Часть продуктов поставляли монастырские вотчины. В 1739-1741 гг. помимо зерна (овса, ржи, яровых) и толокна монастырь ежегодно получал «столовые припасы»: 1 четь 4 четверика сухих грибов, 60 ведер малины, 20 ведер смородины, 3 чети хрена, 6000 яиц, 35 пудов меда. В 1764 г. в монастырь присылали рожь, ячмень, овес, пшеницу, горох, гречу, а из столовых припасов – малины свежей 264 ведра, сухой 5 пудов 30 фунтов, смородины 42 ведра, сухой черемухи 3 пуда 20 фунтов, грибов сухих 10 четвертей, рыжиков соленых 9 ведер, хрена 1 четверть 4 четверика, меда 269 пудов 36 фунтов. Масло, яйца, мясо, орехи и сыры с вотчин в это время не собирались.
Приходо-расходные книги достаточно красноречиво описывают монастырскую трапезу. Основой питания являлись зерновые культуры – в монастырских вотчинах выращивали рожь, ячмень, овес, а также в небольших объемах полбу, пшеницу, гречу, часть которых также закупали вместе с просом и «пшеном сорочинским» (рисом). В течение года, за исключением праздников, ели черный ржаной хлеб. В монастыре варили щи с крупой, кашу. Гречу и горох обычно готовили в праздничные постные дни. Из пшеницы пекли просфоры, пироги, делали кутью. Популярностью пользовалось толокно (овсяная мука), которое ели с водой, квасом, маслом, солью или варили из нее каши и кисели. За любовь к этому продукту соседи вятчан с иронией называли их «толоконниками». Блюда заправлялись льняным маслом, реже конопляным и маковым.

Елена Кустова. История Вятского Успенского Трифонова монастыря - Киров 2012 г., с.232

На фото: трапеза в православном Кресто-Воздвиженском монастыре. Западная Вирджиния (США).
https://www.chayka.org/node/5549

 

Эпоха - газетной строкой. Вятский Мариинский приют для мальчиков



В субботу 25 марта в помещении Мариинского приюта для девочек (против губернской управы) буде открыта выставка работ Мариинского приюта для мальчиков. В числе экспонатов будут выставлены выпиленые работы и выжигания по дереву. Попечительницей приюта со времени его открытия в 1899 г. числится местная губернаторша, но г-жа Левченко со времени своего приезда в Вятке еще не бывала в приюте. Весь сбор с выставки поступает в пользу приюта, средства которого, к слову сказать, очень незначительны. Приют этот существует на средства г.Тырышкина и хотя и числится «Мариинским», но никакой помощью от учреждений имени императрицы Марии не пользуется, напротив – даже приплачивает этим учреждениям от себя.

Вятская жизнь – 1906 г. № 74

 

Вятские села и веси: село Швариха



Швариха, с., центр Шварихинского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Шварихинский».
Расстояние до центра района (г.Нолинск) 25 км., дата основания – 1610 год, по сведениям В.Папырина основано в 1715 г.
Прежние названия: около 1670 г. – Сваров починок, до 1780 г. – д.Швариха, с 1780 г. – с.Шварихинское, около 1869 г. – с.Перелаз, в 1893 г. – с.Новоспасское.
Название происходит от ярославского прозвища «свар» - скандалист, спорщик, неуживчивый человек, его жену по традиции за глаза называли «свариха», если такими качествами обладала женщина, то получала прозвище «шваруха, швареха, швариха». Название села – Перелаз – в старину «перелазом» называли «перевоз» - брод через реку.
Расположено на высокой горе, около которой протекает р.Лудяна, много ключей, пруд (раньше стояла мощная мельница Шварихина, в округе на 30-40 км не было такой, для приезжих издалека существовал постоялый двор), по левому берегу Вятки тянутся леса.
Согласно указу Синода от 7 июня 1852 г. образовано село, первая деревянная церковь устроена в 1853 г. из часовни с пристройкой алтаря, в 1902 перестроена и расширена. Спасская церковь, каменная, построена в 1869-1900 гг., в 1894 году теплый храм перестроен, приход состоял из 29 селений. В селе Новоспасском смешанная земская школа (1869), в с.Шуран тоже земская (1900). Жители – земледельцы, был развит отхожий промысел – плотничество в Сибири. Село входило в Зыковскую волость.
В совхозе «Шварихинский» был создан музей истории села, истории хозяйства (колхоза-совхоза), который возглавляет Н.М.Жукова.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.318-319

Фото села с сайта nolinsk.com

 

Герои Великой Отечественной войны: Иван Никандрович Путинцев



Иван Никандрович Путинцев (15.04.1907-20.07.1944) родился в деревне Абабки Лебяжского района в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. Работал бригадиром плотников на кировском заводе «Искож», затем десятником на строительстве мостов. В армию призван в июне 1941 года, в июле 1942 года был отправлен на фронт и назначен командиром отделения 15-го моторизованного понтонно-мостового батальона 6-й понтонно-мостовой бригады (Воронежский фронт).
25 сентября 1943 года при форсировании Днепра в районе сел Гусеницы и Кальне Бориспольского района Киевской области сержант И.Н.Путинцев возглавил первый рейс понтона с десантом. Под непрерывным огнем вражеской артиллерии и пехоты он сумел высадить десант на правый берег Днепра. Переправа шла несколько суток. Совершая по 16-17 рейсов за ночь, Иван Никандрович доставлял на плацдарм личный состав, боеприпасы, технику, продовольствие.
Звание Героя Советского Союза было присвоено Ивану Никандровичу 10 января 1944 года. Это не единственный знак признания его заслуг перед Родиной: среди наград Героя - ордена Ленина, Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги».
И.Н.Путинцев погиб 20 июля 1944 года в бою под городом Луцком Волынской области Украины. Именем Героя названа одна из улиц поселка Лебяжье.

Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.59-60

 

Храмы Вятской губернии: Успенская церковь села Яромаска Сарапульского уезда



Приход с.Яромаска открыт в 1764 г. после упразднения бывшего Успенского Лихотина мужского монастыря, основанного в 1682-1689 гг. Монастырская церковь была деревянная: теплая и холодная. Теплый храм устроен в честь Св. Николая Чудотворца, холодный – во имя Успения Божьей Матери. При открытии села храм был уже ветхий, поэтому вместо этого храма построена другая деревянная церковь, которая при окончании строительства сгорела вместе с монастырской 4 декабря 1780 г.
В 1781 г. построена новая деревянная церковь с двумя престолами и освящена: теплая – в честь св. Николая Чудотворца в 1781 г., холодная - в честь Успения Божье Матери в 1783 г. В 1843 г. церковь за ветхостью разобрана.
В 1819 г. заложен каменный 2-этажный храм с двумя престолами. Строительство его закончилось в 1834 г. на средства «доброхотных дателей» и прихожан. В нижней церкви престол освящен 29 сентября 1843 г. во имя св. Николая Чудотворца, в верхней церкви – 2 ноября 1841 г. в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1846 г. в составе прихода числились: с.Яромаска, д.Сполохово, д.Дулесово, д.Большие Пещеры, д.Малые Пещеры, д.Котово, д.Смолина, д.Кузнецово, поч.Полуденный, д.Макшаки, д.Гари, д.Девятово, д.Сурики.
Успенская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г. Здание передано под школу.

Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель) – Ижевск 2000 г., с.305-306

На фото: церковь в Яромаске в советский период, в настоящее время - действующий храм. Фото с сайта https://iz-article.ru/sar_r_7.html

 

Земледелие у марийского народа в средние века



В 12-13 веках, после переселения в Вятскую и Болгарскую землю, мари усиленно занимаются земледелием. По словам арабов, болгары в большей степени занимались земледелием, высевая пшеницу, просо и ячмень – от них более усовершенствуется и марийское земледелие. Из преданий самих мари мы видим, что на территории Болгарского царства, еще до прихода сюда татар, когда были старейшинами (князьями) Йашманай, Антыбай и Орослан (Урс), мари, раскорчевывая землю, засевали на ней хлебные злаки. Впоследствии, на территории же Татарского царства в полях мари имелись уже и запасные скирды хлеба. Андрей Курбский, посетивший этот край в 1552-1556 годах, говорит, что «в марийских полях хлеба, как звезды на небе».
После того, как мари попали под владычество московского царя, их возделанную землю заняли монастыри, воеводы и другие колонизаторы. После этого мари остаются с небольшим количеством земли и хлеба засевали очень мало. Они не раз жаловались правительству на малоземелье, но, несмотря на это, земельные угодья их не увеличивались. Кроме того, правительство, боясь восстания мари против Москвы, оно в 1697 году отбирает у мари огнестрельное и холодное оружие, и все железо, после чего мари принуждены были перейти на деревянные земледельческие орудия.
В силу этих условий часть марийского народа, бросив свои небольшие возделанные земли, в 17-18 веках переселяются в Пермскую, Уфимскую и Оренбургскую земли к башкирам.
После 1810 года, согласно закона московского царя, мари наделяются землей, с малых земель переселяются на большие и т.д. Вместе с тем начинаются поощрения тем, кто занимается садоводством, засевает картофель и улучшает земледелие – в этом случае выдавались поощрительные награды. С этого времени марийцы снова усиленно начинают заниматься земледелием.

Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.78-79

 

Эпоха - газетной строкой. Пожертвования вятчан итальянцам



Пожертвования в пользу Италии, пострадавшей от землетрясения, редакция получила от священника с.Сивы Сарапульского уезда, о. Владимира Черепанова 2 рубля, собранных прихожанами села с 11 января в храме на пострадавших от землетрясения в Италии, с просьбой направить их по назначению. Деньги эти редакцией посланы в Петербург в Комитет «Петербург-Мессина», заведующей сбором и отсылкой пожертвований в Италию.

Вятские епархиальные ведомости - 1909 г. № 3

На фото: Мессинское землетрясение (Сицилия, Италия) 1908 года

 

Воспоминания о мельницах



У нас на Крутовражье была мельница-ветрянка. Когда очередь или ветра нет, ездили на М.Юхтунур на водяную. В Мари Ушеме была ветренка у Попова Ефима. Эта мельница была на два станка: на одном одёргивали, на другом мололи. Одёргивали - значит от шелухи очищали. Можно было покрупнее али помельче смолоть. Это какой зазор между камнями сделаешь. Обычный зазор где-то около сантиметра или чуть поменьше. Ефимовская мельница была шестикрылая, молола хорошо. Внутри на десятиметровый вал надевалось деревянное колесо, там стояк, который крутит станки. Если ветер хороший, крылья вертятся хорошо, мелется быстро. Крылья наварачивают на ветер за хвост, а на крыше петушок или флажок, чтобы ветер определять. Мельницы старались ставить на открытом месте, чтобы ветер лучче был. Ефим просил место для строительства, но ему не дали, вот и пришлось на своем участке ставить. Кто держали мельницы, те хорошо жили, потому что зерно было, мели себе сколько надо.

Виталий Данилович Полушин, 1930 г.р.

Здравствуй, Яранск! Историко-публицистический альманах – 2012 г. № 1, с.59

 

О наказаниях детей в школе в старину

Священник села Понино Стефан Крекнин «обнаружен виновным в том, что мальчика Прокопия Васильевых, ученика Сардыкского земского училища, ставил на колени и теребил за волосы. За то, согласнопостановлению Епархиального начальства от 20 октября 1882 года, оштрафован на основании ст. 197 Устава Духовной Консистории пятью рублями».

Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.65

Примечание. Телесные наказания в школе были отменены только в советское время, хотя в некоторых местах, по сообщениям печати, они встречались и в первые советские годы...

 

Хроники Первой Мировой. Парады



На Соборной площади 6 марта состоялся воинский парад. Ратники 2-го разряда, еще недавно с котомками за плечами, входившие в город, влитые в роты, переродились и щеголяли солдатской выправкой, в стройных рядах шли к собору, в первый раз принимая участие в параде. «На молитву шапки долой!» - командует генерал Самарянов. Звякнули ружья. Священник о.Н.Цветков служит молебен. Потом перекатываются ответные клики на приветствие генерала и начинаются сложные перестроения. Роты, то растягиваясь по отделениям, то стройным развернутым фронтом, проходили в стройном лабиринте других частей, причудливо переплетаясь с ними. Публика, всегда теснившаяся к солдатам, теперь уже без полиции разбежалась по тротуарам, оставив площадь совершенно чистой. Там под звуки музыки войска, обходя кругом площадь, бесконечной лентой пошли по церемониальному маршу. Снова крики в ответ на благодарность командира, и генерал, идя впереди учебной команды, за которой шел весь батальон, провел войска по городу.
Дальше роты расходятся по улицам и раздаются песни.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1916 г. № 53 от 8 марта

 

Эпоха - газетной строкой. Национальная рознь до 1917 года


В мастерской. Мастер резной учебной мастерской губернского земства Пестов, придя 15 января в мастерскую, начал смеяться над одним учеником Желонкиным, что он черемисин и вотяк, а потому глупый человек. Это издевательство мастера над учеником произвело на всех тяжелое впечатление.

Вятская речь - 1913 г. № 15

 

Села Вятской губернии: Свиные Горы и Котловка



Первое на р.Каме село Вятской губернии – Свиные Горы, немного повыше устья р.Вятки; за ним следует с.Котловка (Успенское тож), - оба на правом берегу. Пристани здесь нет, но с.Котловка замечательно по своему рыбному богатству. Правда, это «рыбное богатство» всего камского края начинает отходить в область преданий, но еще лет 50 здесь встречались удивительные вещи…

Источник: Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: село Котловка в наши дни. Фото с сайта http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=291868

 

С архивной полки. Активные верующие под контролем



Неизвестно, как было в сталинские годы, но в хрущевскую «оттепель» активные верующие находились под особым наблюдением у соответствующих органов. Например, в 1959 году уполномоченный по делам религии по Кировской области в своей докладной записке перечислил не только самых активных верующих города Уржума, но и сообщил все их биографические данные:
«1. Шмелев Дмитрий Гаврилович,82 года, пенсионер, сын убит на войне, дочь член партии, работает медицинской сестрой. В кино и на собраниях не был больше года. В церковь ходит каждое воскресенье.
2. Шустова Анна Яковлевна (вдова), живет у зятя, члена КПСС, председателя РПС. На все собрания, в т.ч. и антирелигиозные ходит член партии зять со своей женой (дочки Анны Яковлевны). Они же ходят и в кино, а в это время Анна Яковлевна водится с ихними детьми. В воскресенье же и религиозные праздники с детьми водятся сами их родители, а Анна Яковлевна беспрепятственно идет в церковь. П.Смирнов".

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.118 лл.18-19

На фото: панорама города Уржума в 1967 году. Фото из архива В.А.Ветлужских

 

Воспоминания о крестьянах-бедняках и их домах



Нас у родителей было пятеро. Старший брат Семен, второй Роман, на пять лет младше Семена; затем сестра Настя, на четыре года старше меня, а потом я и самый младший брат Киря, на два года младше меня.
Отец отделился от дедушки, ушел в отдел, надо полагать, в 1884 году. Родителю общество «нарезало» одворицу. На ней он построил маленькую «хижину» в два окошка на улицу и одно в ограду. А ограда, как тогда говорили, была до Петрограда.
Внизу под избой вырыли углубление, оставив широкие завалины. Настлали пол, а бока завалины и верх обшили кровельным тесом. На уровне поверхности земли сделали два маленьких оконца. В задней стене этого «здания» была проделана дверь. В правом углу помещалась маленькая русская печка, а за ней возле стены лестница кверху. Там, за печкой, была западня, через нее ходили вниз и обратно.

Александр Минин. Мы, Минины… Рассказы из воспоминаний Кузьмы Саввовича Минина (1887-1964) // Знамя октября (Лебяжье) – 2007 г. № 85

На фото: зачастую каменные дома в деревне были такие же узкие "хижины", как и деревянные. Если посмотреть внутри такой каменный дом, мы увидим только одну небольшую комнатушку...

 

Эпоха - газетной строкой. Крах торгового дома



Еще крах. Прекратил платежи торговый дом Братья Усмановы и А.М.Усманов. Магазины в новом гостином дворе и склады опечатаны, пока по протесту спичечного фабриканта Сапожникова.

Вятская речь - 1913 г. № 12

 

Вятские села и деревни: Кочеряги



Деревня находилась в четырех километрах к северо-востоку от Калачигов, на правом берегу Верхней Талицы. Официальное название – займище Жаровское. Вероятнее всего, что название починка и деревни основатели принесли с собой с прежнего места жительства.
В исповедной росписи за 1780 год при Богоявленской церкви села Рябиново записана деревня Жаровская, состоящая из пяти дворов:
1. Савва Михайлов Тюлькин 60 лет, семья из 12 человек.
2. Василий Михайлов Тюлькин 40 лет, семья 4 человека.
3. Сила Иванов Тюлькин 48 лет, семья 8 человек.
4. Тимофей Иванов Тюлькин 40 лет, семья 7 человек.
5. Герасим Тимофеев Симахин 79 лет, семья 30 человек.
В 1798 году в селении проживали только Тюлькины и Симахины. Тюлькиных в шести дворах было 58 человек. Симахиных в шести хозяйствах – 55 человек.
В 1859 году селение состояло из 22 дворов, в которых проживало 65 человек мужского пола и 81 женского. В 1891 году в 14 хозяйствах числилось 183 человека и почти все были по фамилии Тюлькины. Их насчитывалось 13 семей. Только в одном дворе проживали Блиновы. По церковному делению деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Рябиново. В 1926 году записано 36 дворов, 79 человек мужского пола и 108 женского.
Постановлением Кировской областной Думы от 21 декабря 1994 года № 8/67 Кочеряги исключены из учета данных.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.308.

На фото: здесь когда-то была деревня...

 

Вятские села и деревни: Шадричи (Орловский район)

Шадричи, д., центр Шадричевского сельского округа и колхоза «Шадричевский».
Расстояние до центра р-на (г.Орлов) 31 км.
Деревня образовалась во второй половине 18 в., первыми поселенцами была семья ссыльного Шадрина и его родственники Шешины. Согласно переписи населения 1926 г. деревня входила в Коврижскую волость (числилось 33 хоз-ва, 140 чел.), на территории современного округа было: в Шадричевском сельсовете 27 деревень, с численностью работающего населения 1631 чел.; в Краевском – 20 деревень (1086 чел.). Ныне 38 населенных пунктов из них ликвидировано. В округе 9 деревень с населением 435 чел.
Начальная школа в деревне открыта в 1905 г., средняя школа – в 1960 г. В 1990 г. пущена в строй новая двухэтажная школа в кирпичном исполнении. В 1974 г. построено типовое здание детского сада. Дом культуры начал работать в 1975 г., в нем размещены отделение связи и библиотека (основана в 1934 г.). В медпункте работает физиокабинет.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая – Киров 2002 г., с.373

 

Храмы Вятского края: Петропавловская церковь села Ягул Сарапульского уезда



На основании указа Вятской духовной консистории от 27 октября 1900 г. решено открыть самостоятельный приход и построить церковь при д.Ягул.
На сходе прихожан от 12 июня 1901 г. принято решение о строительстве каменной церкви на средства жителей 7 селений предполагаемого прихода: д.Ягул, д.Русский Вожой, д.Старые Марасаны, д.Новые Марасаны, поч.Крестовоздвиженский, поч.Старомихайловский, поч.Новомихайловский, ранее входивших в приход Александро-Невского собора Ижевского завода. Закладка храма произведена 22 октября 1904 г. Однако строительство его велось медленно из-за отсутствия средств.
Летом 1907 г. строительный комитет обратился за помощью к Елабужскому комитету, заведовавшему капиталами купца Ф.Г.Чернова. В ноябре 1907 г. комитет выделил 10 тысяч на окончание строительства и ее внутреннее устройство.
Освящен храм в сентябре 1915 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Но самостоятельный приход не был открыт из-за нерешенного вопроса о церковной земле. В 1916 г. церковь числилась приписной к Александро-Невскому собору Ижевского завода.
Только на основании резолюции Преосвященного Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского, от 28 марта 1917 г. открыт самостоятельный приход в с.Ягул в составе: с.Ягул, д.Русский Вожой, д.Старые Марасаны, д.Новые Марасаны, поч.Старомихайловский, поч. Новомихайловский, поч.Крестовоздвиженский.
Петропавловская церковь закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта 1930 г. Здание передано под культурное учреждение.

Православные храмы Удмуртии (справочник-указатель) – Ижевск 2000 г., с.302

На фото: Петропавловская церковь села Ягул в наши дни как действующий храм. Фото с сайта yagul.ru

 

По страницам дореволюционных газет. Экзамен в гимназии



19 мая 1913 г. в Сарапульской женской гимназии ученицы четвертого класса сдавали письменный экзамен по русскому языку. Ни под каким предлогом им не разрешалось выходить, даже завтрак приносили в класс - «совсем как в суде с присяжными заседателями!» (по материалам газеты «Прикамская жизнь», Сарапул).

На фото: ученицы и преподаватели Сарапульской гимназии. Вот сколько в гимназии училось девочек, будущих учительниц и преподавательниц...

 

Традиции народов Вятского края: татарские кладбища



Кладбища располагались недалеко от села. Они были обнесены оградой. Ходить по кладбищу считалось предосудительным. Особого ухода за могилами не было. Знатные и богатые ставили надмогильные камни и плиты. Лишь посадка деревьев была обязательной. Среди чепецких татар бытовала установка могильного памятника – башбата, изготовленного из ствола можжевелового дерева. На нем выдалбливали тамгу семьи покойного. По форме тамги можно было определить пол умершего.
… Татарские могилы имеют в своем устройстве некоторые особенности от могил, устраиваемых христианами. Могилы роют глубокие, непременно до глинистого слоя. На дне могилы сбоку устраивается ниша или особое углубление, достаточное для помещения человека. Погребают умершего вблизи родственников.
… Ходить на могилы по предписанию магометанского закона богоугодно, по словам некоторых, посещение могил умерших равносильно посещению Мекки. Поэтому в каждый праздничный день на татарском кладбище можно видеть много народу. На могилах предписывается вести себя прилично, могил не топтать, здесь приличествует размышлять о Боге, о загробной жизни и читать Коран. Можно ли женщинам посещать могилы умерших? По этому вопросу мнения расходятся, одни говорят, что это … неприлично, другие же утверждают, что и женщины могут посещать могилы. У казанских татар не принято, чтобы женщины посещали кладбище.

Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар - Казань 2012 г., с.62

На фото: старинные надгробия на татарских кладбищах. Фото из группы Эпиграфика | Генеалогия | Татарстан

 

С архивной полки. За что наказывали священнослужителей в старину



Из "послужного списка" дьячка село Мудрово Слободского уезда Михаила Федоровича Сарычева за 1858 год:
"В 1855 г. за неверное и неправильное ведение братской кружечной тетради оштрафован вместе с прочим причтом взысканием в пользу попечительства 5 рублей серебром.
В том же году за исправление молебствия в чужой приходской деревне оштрафован вместе с прочим причтом взысканием в пользу попечительства 1 рублем 50 копеек серебром с подпиской впредь в чужих приходах не совершать никаких молебствий" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.402 лл. об.-398 об.).

Примечание. Хотя священнослужителям строго возбранялось совершать требы и службы в "чужих" деревнях, была и обратная сторона вопроса - ничего не мешало прихожанам этих деревень посещать другие приходы, что было в 19-начале 20 веков распространенным явлением (особенно в городах). Например, в 1870-е годы слободской мещанин Лупп Гаврилович Лысков окрестил двух своих детей в церкви села Подчуршинского, хотя сам проживал в Слободском. В 18 веке прихожан за это тоже подвергали штрафам, а позднее, видимо, стали смотреть "сквозь пальцы"...

На фото: все, что осталось от церкви села Мудрово... Фото Елены Чудиновских.

 

Вятские архипастыри советского времени. Владыка Поликарп



После смерти владыки Вениамина на Вятскую кафедру назначили епископа Поликарпа (Приймак). Он был в русской миссии в Корее, там его в тюрьме держали и пытали, считая русским агентом, даже зуб сломали наполовину. Вышел, вернулся в СССР, был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1957 году был хиротонисан во епископа Кировского и Слободского и назначен к нам. Он служил хорошо, часто, но в хрущевские гонения на Церковь не мог противостать, и при нем много храмов закрыли, из 70 осталось 34.
Однажды уполномоченный спрашивает: «Что же ваш Владыка не защищает Церковь, я ведь не знаю, как вас защитить, а с меня требуют, да и до пенсии мне осталось немного?». Я Владыке пересказал этот разговор, он сказал: «А я боюсь, меня в Корее пытали, с того времени страх перед властями». И, действительно, как-то раз он, идя по вызову к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви, взял и меня с собой: «Может, чем поможешь». Пришли, уполномоченный говорит:
- Я вас вызвал поговорить о храмах таких-то и таких.
- А мы ведь с вами говорили, - ответил Владыка.
- Так мы с вами говорили вот о таких-то храмах, - и назвал три храма (недавно закрытых), - а сейчас надо поговорить вот о таких-то, - и назвал еще три храма.
Потом мне говорит:
- Выйдите из кабинета.
Владыка возразил:
- Я хочу с ним быть.
А уполномоченный говорит строго:
- Я приказываю выйти.
Я вышел в коридор, дожидал Владыку. Вскоре те три храма закрыли, - видимо, Владыка дал согласие на последние.
Владыка Поликарп был художник, хорошо писал красками и часто выезжал на природу и там рисовал, писал пейзажи и любовался ими. Он любил природу.
Митрополит Нестор (Анисимов), он родом из Вятки, узнавши о закрытии церквей в нашей епархии, пошел к Патриарху, и Владыку Поликарпа перевели от нас в Архангельскую епархию.

Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.29-30.

На фото: единственный в истории Вятской епархии Владыка-художник. Фото из семейного альбома автора книги (Вятский епархиальный архив)

 

Начало Степановского мятежа. Ограбление Малмыжского казначейства



…Часов в пять вечера Степанов, Отрешко и кассир выехали со двора штаба в открытом экипаже. Их сопровождал конвойный отряд…
Остановившись у двухэтажного кирпичного дома, в котором размещалось уездное казначейство, Степанов вышел из экипажа и, увидев здешнего казначея, стоявшего на крыльце, спросил, много ли имеется в кладовой денег. Усатый пожилой человек смутился было, но, видя вооруженный отряд, сказал:
- Точно не помню, кажется, тысяч пятьсот есть, не больше…
Степанов поблагодарил его за ответ и тут же предложил ему выдать деньги.
- Без разрешения Вятки выдать не могу, не имею права.
- Взять! – не желая терять времени, властно сказал Степанов.
Двое вооруженных солдат схватили казначея за руки и потащили в здание….
… Взглянув на плачущего казначея, Степанов постарался успокоить его: - У нас надежнее сохранятся. Придут чехи, все возьмут…

А.Филев. Живое-живым (роман)

Примечание. История с ограблением Степановым Малмыжского казначейства довольно мутная и непонятная. В советское время к этому событию прочно приклеили ярлык "грабежа". Однако в архиве ЦГАКО сохранились кое-какие документы на этот счет, например, расписки "экспроприаторов" (интересно, что подписи самого Степанова не было). По всей видимости, эти 500 тысяч задолжались властями продполку, и Степанов взял, что ему причиталось. Интересен и другой документ, что в тот же день "под шумок" члены Малмыжского Уисполкома изъяли еще 200 тысяч. Сведений о дальнейшей судьбе этих денег нет, в отличие от казны Уржумского казначейства, которая под строгой отчетностью сохранялась в Уржуме во время мятежа и затем была вывезена в Казань (примечательно, что "грабители" не взяли себе ни копейки). Скорее всего, деньги были распределены между бойцами (если была задолженность) или также находились в Уржуме. В сентябре 1918 года Малмыжский уисполком сообщал об эвакуации из города большой суммы денег. Может быть, деньги вовсе и не были вывезены Степановым из Малмыжа...

 

Вятская речь. Как на вечёрки бегали



Конечно, не всё робили, но и отдыхали тожо. Как нонче, прежде не танцевали, а плясали. Вечёрки проводили в избах по очереде. Щоб пустили на вечёрку, дак в этом доме надо было всю усадьбу измолотить али поробить чего ошшо другоё. Кто хотел на вечёрку прийти - сначала отробатывали.
Если у кого и были туфли, дак одевали по большим престольным праздникам али на вечёрки. Лапотьё оденём и ада на вечёрку. Колды до места добежим, дак подспрятим лапти в кусты и туфли одеваём. У меня всё было, как у путной девки, на выход: и платьё, и туфли на полувысоком каблуке, до чего баски. Отпляшом в туфлях, а обратно снова лапотьё одеваём. Берегли раньше обувку-то. Плясали при лучине али пузырёк с маленьким фитилькём зажгут. На вечёрки-ти, почитай, одны девки ходили. С одной Покшты толкё приходило по сорок девок, а на их один пастух. С кем плясать-то? Парней-то всех на войне прихлопало, дак одни недоростки приходили. Плясали кадриль, звёздочку, полькю-бабочку, а колды метёлку али шестерку. Как выйдут кичёнские парнёшки-недоростыши в круг да как начнуть дробить. Сколь баско! Девки на вечёрке вычеканивают, поют, ивкают! Попробуй перепой их! Чего толькё не навлят друдружке….
Отпляшошь, присопаёшьдомой, приткнёшься сколь, да мати опеть робить будит. Глаза уж россорапываёшь на поле.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.14

Иллюстрация: автор Воробьева Надежда Егоровна, художница из г. Ухта, Республика Коми

 


Вятские хроники Первой Мировой. Парады



На Соборной площади давно, вероятно, не было такого парада, как ныне 17 октября. Шпалерами стояли солдаты, их окружала толпа, где многие, глядя на серые шинели, плакали, вспоминая проводы своих близких, их судьбу. Молебен служится на площади. Трудно передать чувство, когда генерал, офицеры, тысячи солдат, словно один человек, опускаются на колени, молятся о своих павших товарищах. Сквозь щетины штыков видны склоненные головы, видны растроганные лица.
Потом теснее сомкнулись колонны, раздаются звуки общей молитвы.
Отрывистая команда – и все эти тысячи, отделение за отделением, проходят мимо генерала, скрываются за поворотом улицы, откуда несется уже бодрая военная песня. Толпа народа не отстает от солдат. Все считают их гостями, знают, что будут провожать в бой.

Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. № 233 от 18 октября

 

Вятка мистическая. Встречи с русалками

Есть… такое поверие, что якобы крестьяне Вятских Полян на мельнице мололи зерно, которая стояла на речке Ошторма, что втекает в реку Вятку. И вот в 12 часов ночи жернова перестали вращаться. Все засуетились. Оказалось, что колесо, на которое падает вода и приводит в движение мельничные жернова, остановилось. Мельник, пожилой человек, не тушуясь, спустился к водяному колесу и якобы помольцы слышали, как мельник кому-то говорил: «Ну, хватит, милая, хватит. Посидела и будет». И что якобы слышали, как булькнула вода. Вышедший снизу мельник, которого окружили помольцы, сказал, что на лопаты колеса села русалка расчесывать волосы. «Ну, вот и все. Я ее попросил, чтобы она не мешала работать, а волосы можно расчесать в другом месте». После этого мельница никогда не останавливалась из-за русалок.

В.К.Семибратов. духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.72-73

 


По страницам старых газет. Расширение психиатрического отделения

Психиатрическое отделение. Губернскую земскую больницу предполагается расширить устройством нового каменного здания, так как имеющиеся помещения по кубическому содержанию воздуха рассчитаны только на 246 больных, на лицо же последних состоит 273, т.е. на 29 человек более.

Вятский край - 1895 г. № 63

 

Благоустройство города Яранска к 1905 году



Яранск. Общая протяженность улиц 15 верст 448 саж. Освещение керосиновое (190 фонарей). Пожарная команда имеет 11 машин и 17 бочек. На городской скотобойне убивается ежегодно: крупного скота около 1580 голов и мелкого 3708 голов. Гостиниц для приезжих 4. Извозчиков 34.

Памятная книжка и адрес календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1905 г., с.77

 

Удмуртские басни. Козел и волк



Козел и волк. Вышел козел из лога, потряс бородой и стал говорить сам с собой громко:
- Рога у меня есть, борода есть… Чего еще надо? Я никого не боюсь.
Услышал его зубастый волк; прибежал к нему и спрашивает.
- Что ты говоришь, бородатый-рогатый?
Коз повторил свои слова
- Разве и меня не боишься? Я ведь съем тебя, - говорит волк.
- Ступай-ко, волк, разинь пасть пошире и гляди на меня, - приказывает козел.
Волк сошел в лог, разинул пасть широко и смотрит на козла.
Козел пятился, пятился назад, да как спрыгнет с берега, так волку все зубы переломал.
Волк, поджавши хвост, убежал.

Записана Григорием Верещагиным в селе Бураново Сарапульского уезда. Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1910 год

 

Вятская жизнь сто лет назад. Первые тюремные театры

Театр исправительного дома. 18 и 19 марта в театре исправительного дома труппой любителей-заключенных был поставлен митинг-спектакль.
Шла пьеса Чехова «Предложение». В антракте выступал хор также из заключенных.
Необходимо чаще ставить спектакли революционного содержания, помня какое воспитательное значение они будут иметь для заключенных. Также следовало бы помочь театру исправительного лома гримом и декорациями.

Заключенный Г.Кропотов // Вятская правда - 1921 г. № 85

 


Истории из старых газет. Открытие общества трезвости в селе Сернур Уржумского уезда



Село Сернур Уржумского уезда. В пятницу 6 декабря в селе нашем было открыто общество трезвости, основанию которого много способствовал бывший сернурский врач А.К.Новицкий и местный земский начальник И.А.Груцин. Всех собравшихся (членов общества) было 42 человека. Пред открытием (общества трезвости) был отслужен молебен; затем были произведены выборы председателя и секретаря общества и членов совета. На первый раз было постановлено устраивать на ярмарках и больших базарах чайные, кроме того, устраивать с надлежащего на то разрешения народные чтения с туманными картинами, для коей цели решено тут же, на общем собрании, приобрести волшебный фонарь; в числе других наиболее интересных явлений – постановлено ходатайствовать пред министром внутренних дел о возможном скорейшем введении в Вятской губернии казенной продажи вина, при которой существующие теперь заведения такого рода частных лиц должны быть закрыты - и следовательно, эта столь обычная и вопиющая «винная кабала», если и не исчезнет сразу, то во всяком случае будет доведена до минимума. Среди членов вновь открытого общества много крестьян, едва ли даже не более половины.

Вятский край - 1896 г. № 146

На фото: базарный день в Сернуре в 1920-е годы. Вдали виднеется еще действующая церковь, которая вскоре будет разрушена

 

События в истории Вятской губернии. Открытие "аудитории" в Елабуге



Корреспонденция. Елабуга. 17 ноября в Елабуге состоялось торжественное открытии юбилейной аудитории, сооруженной нынешним летом по инициативе Елабужского городского духовенства в ознаменование 300-летия славного царствования в земле русской Дома Романовых. Аудитория предназначается для устроения религиозно-нравственных чтений, духовных концертов, для помощи библиотеке-читальне и других просветительских целей. Присутствующим послана преосвященному Филарету телеграмма с выражением Государю Императору верноподданических чувств.
Протоиерей Сергий Танаевский.

Северное слово - 1913 г. № 246

На фото: в современной Елабуге

 

Вятские хроники Первой Мировой: женщины и война



Сарапульская община сестер милосердия Российского общества Красного Креста, ввиду начавшейся войны, обращается ко всем жителям Сарапула и уезда с просьбой жертвовать деньгами, вещами, бельем, чаем, сахаром и т.д. для посылки их воинам и для оказания помощи оставшимся в бедственном положении их семействам. Пожертвования принимаются с благодарностью в помещении Общины сестер милосердия. Председатель общины Л.Бодалева.

В Сарапуле организовался дамский комитет по оказанию помощи призванным на военную службу. Ядро комитета составляют: А.А.Островская, Л.С.Максимова, В.Н.Тюнина, Л.Н.Бодалева и М.В.Воронцова. Городская управа идет навстречу образовавшемуся кружку. Для совещаний комитета предоставляется кабинет городского головы в управе.

Прикамская жизнь (Сарапул) - 1914 г. 9 августа

 

Архивные документы для составления родословной: документы о рекрутах



Рекрут, рекрутский набор - термины, известные в России, пожалуй, каждому. Рекрутами в русской армии называли зачисленных на военную службу по рекрутской повинности. До 1855 года государева солдатская служба длилась 20-25 лет, до военной реформы 1874 года – 10 лет, после нее срок службы был ограничен 4 годами. С 1874 года служить должны были все молодые люди, достигшие 21 года, годные по состоянию здоровья. Тогда же термин «рекрут» был заменен словом «новобранец».
Практически в каждой крестьянской семье были мужчины, которые служили в армии. Поэтому в документах уездного присутствия можно найти информацию о рекрутах.

Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.45

 

Вятские села в описаниях этнографов: Сорвижи



Сорвижи (220 верст от г.Вятки) - пристань в 4 вер. от села того же имени (Котельничского уезда). Плес р.Вятки от г.Котельнича до Кукарки нужно назвать самым красивым…

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

На фото: современные Сорвижи. Фото с сайта https://infoflotforum.ru/topic/44507-vjatskii-grand-k..

 

Вятчане, призванные на фронт Первой Мировой в городе Сарапуле: Е-Ж



Еремин Иван Яковлевич, июнь 1896, призван в 1915 г.

Ехлаков Петр Евлампеевич, 22.11.1896, призван в 1917 г.

Ехлаков Павел Петрович, 22.05.1896, призван в 1915 г.

Ехлаков Федор Евлампиевич, 03.02.1885, призван в 1915 г. (Ехлаков Василий Федорович, 1913, гвардии старший сержант, орден Славы 3 степени в 1944 г, орден Красной Звезды в 1944 г.).

Жданов Федор Васильевич, 25.03.1894, призван в 1916 г.

Жебалов Аркадий Карпович, 18.01.1890, призван в 1912 г.

Жебалов Владимир Карпович, 11.07.1892, призван в 1914 г.

Жернаков Леонид Иванович, мобилизован в 1914 г. Сапожник, мастер высокого класса. Попал в плен, находился в лагере военнопленных в Германии, в г.Таубербиншофсгейм. После заключения Брестского мира был интернирован на родину в г.Сарапул. В 1960-е годы сшил по заказу музея сапоги для экспозиции. (Жернаков Евгений Леонидович, 1923, проживал по адресу: ул.Горького, 80. Младший лейтенант, погиб 21.01.1945).

Жужгин Александр Михайлович, 19.10.1895, мобилизован в 1916 г. Погиб на фронте (Отец, Жужгин Михаил, занимался торговлей, доставлял в Сарапул из Астрахани арбузы).

Жужгин Василий Николаевич, 31.12.1893, призван в 1915 г. Отец, Жужгин Николай Михайлович, проживал по ул. Вознесенской, 46).

Журавлев Николай Петрович, заведующий электростанцией. Мобилизован 3 августа 1914 г.

Первая Мировая в памяти Сарапула (сборник) – Сарапул 2014 г., с.30

 

Эпоха - газетной строкой. Сквозняк в театре



Сквозняк. Нас просили напечатать, что в театре, во время игры в антрактах, в партере сильные сквозняки. Были случаи простудных заболеваний.

Вятская речь - 1913 г. № 11

 

Благоустройство города Сарапула на 1905 год



Сарапул. Из общей протяженности улиц в 53 версты 14 сажень вымощены камнем 3 версты 145 саженей. Освещение керосиновое (306 фонарей). Водопровод. Телефон имеют 66 абонентов; общее протяжение проводов 126 верст 237 сажени. Городская пожарная команда и Вольное пожарное общество имеют одну паровую машину, 21 ручную и 86 бочек. На городской скотобойне ежегодно убивается до 7661 голов крупного и мелкого скота. Гостиниц для приезжих 5. Извозчиков 54.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии - Вятка 1905 г., с.71

 

История вятских деревень (новая рубрика): Симахино



…. Я знал деревню Симахино бывшего Нолинского уезда до революции. В ней было десятка три деревянных домиков. Вокруг деревни три больших поля: ржаное, яровое, паровое. Грамотных в деревне было мало, и им часто приходилось расписываться за неграмотных.
Но народ здесь жил смелый, работящий, интересный. Стремился он к новой жизни.
Жива и теперь эта деревня. Теперь симахинцы – рабочие Татауровского совхоза, имеют школу с интернатом, клуб, где демонстрируются кинофильмы и читаются лекции, библиотеку, медицинский пункт, почту, сберегательную кассу, магазины и столовую. А сколько выросло новых домов!
Грамоте научились все. В домах – электричество, радио, книги, газеты, есть мотоциклы, велосипеды.
Симахинцы ездили в Киров большой группой на автомобилях. Ездили затем, чтобы побывать в театрах, музеях, цирке, планетарии.
Подумывают теперь симахинцы заложить парк и открыть детский сад. И можно не сомневаться: парк заложат, сад откроют. Народ здесь трудолюбивый, энергичный.

В.Смирнов. Симахинцы // Кировская правда - 1964 г. 13 ноября

 

Истории со страниц старых газет. Жестокое убийство в Елабуге

Корреспонденция. Елабуга. Убийство с целью грабежа. Утром 28 июня служащие ресторана наследников Стахеева «Зельва» пришли будить своего буфетчика Ивана Плавского, который имел обыкновение спать в кабинете ресторана на диване. Так как на стук в дверь ответа не было, то служащие вошли в самый кабинет и здесь увидели такую картину: на диване, со связанными подтяжками руками, лежит мертвый буфетчик, рот его заткнут носками, на лбу и на лице – раны, по видимому от какого-то тупого орудия, зубы все выбиты, на животе кровоподтеки. При дальнейшем осмотре выяснилось, что у убитого похищены из кармана пиджака серебряные карманные часы и бумажник, в котором должно было быть около 500 рублей денег, и из отпертой взятыми у покойного ключами кассы около 20 рублей мелкого серебра.
Убийцы, по видимому, проникли в ресторан через незапертое окно, выходящее в сад, причем, судя по обстоятельствам и отсутствию следов борьбы, можно предполагать, что Плавский был убит во время сна.
Обыкновенная жизнь в ресторане оканчивалась около 3 часов ночи, когда по закрытию ресторана, служащие отпускались Плавским в нижний этаж, где они помещались; в верхнем же этаже оставался один буфетчик.
Злоумышленники пока не розысканы.

Северное слово - 1913 г. № 156

 

Погодные хроники на страницах вятской периодики

Нам пишут из Яранского уезда. После воскресенья 6 июля начнут жать рожь. Сверх ожидания урожай ржи – зерном будет хорош, нажин же – можно предположить, - средним. Яровые по всему уезду соломой хороши и зерном, вероятно, не будут плохи. Погода для роста хлебов стояла ныне весьма благоприятная – дожди выпадали часто и своевременно. Но травы обманули ожидания: на лугах плохи (весной луга не затоплялись), в полях же несколько лучше. Ранний укос оказался неудачным – сено черное, а в некоторых местах совсем сгнило. Позднего кошенья сено хорошо. Погода в последние дни установилась хорошая – ведреная и теплая.

Вятский край - 1897 г. № 79

Фото С.А.Лобовикова

 


"Мертвеца назад домой не возят..." (удмуртские пословицы)

Сам я хоть низок, да на ногах сапоги
Сухое дерьмо не льнет
Сорока везде пестра
В лутошке родился клен
У подаренного коня зубы не смотрят
Который палец не укушу, одинаково чувствую боль
И деревья в лесу не равны
Медведь не умывается, да его всяк боится
Мертвеца назад домой не возят
Не хватай крапиву голой рукой
Даром собака на елку не будет лаять
Собака лает и на царя
Если плачут – просят, ты реви да не давай
Не во время гость хуже татарина
Среди грамотеев много дураков.

Записаны были в Сарапульском уезде Григорием Верещагиным и опубликованы в "Памятной книжке Вятской губернии" за 1910 г.

 

Удмуртские басни. Белка и орех

Белка и орех. Белка нашла красивый, гладкий орех и любуется им.
- Хорошо должно быть ядрышко в этом орехе, - думает она.
Взяла она орех в свои лапы и нечаянно его раздавила. В орехе оказались черви.
- Тьфу! Хорош ты только с виду, а внутри у тебя дрянь, - проговорила она и бросила орех. - Нет, уж лучше буду грызть некрасивых: они на вид невзрачны, да полны – сказала она.

Записана была в Сарапульском уезде Григорием Верещагиным и опубликованы в "Памятной книжке Вятской губернии" за 1910 г.

 

Эпоха - газетной строкой: рыночные цены в Вятке 1913 года



Рынок. Вчера 5 января подвоз продуктов сельского хозяйства по количеству был средний. Мука ржаная продавалась по 80-82 копеек, мука овсяная по 1 рубль 20 копеек – 1 рубль 40 копеек за пуд. Овес по 66-69 копеек, сено, смотря по качеству, от 22 копеек до 34 копеек за пуд.
Дрова от 1 рубля до 2 рублей за воз.
Молоко 14-17 копеек за четверть. Масло скоромное 36-39 копеек за фунт. Яйца 23 копеек - 25 копеек за десяток.

Вятская речь - 1913 г. № 5

 

Вятская кухня: салма



Салма, сущ.; ж. Кушанье, приготовляемое на огне, когда топят печь (перед печью): скатывают пресное ржаное тесто, режут кусочки и варят их в воде с примесью кислой капусты, луку и крупы. Более всего употребляют на завтраке.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.]. Н.М. Васнецова. - Вятка : Губ. стат. ком., 1907. - II, 357 с. ; 24.

 

Вятская жизнь сто лет назад. Вятские рационализаторы

Изобретение. Ижевск. Сын рабочего Калагин изобрел кустарный способ выработки переводной бумаги и лент для пишущих машин. С помощью семейства из 5 лиц изобретатель-самоучка в течение месяца может выработать 600 листов бумаги и 75 лент. Изобретенными предметами пользуются учреждения и организации города, таковые по качеству заменяют заграничную выработку.

Вятская правда - 1921 г. № 64

 

Деревни и села Вятского края: Александровское



На крайнем западе Даровского района среди бескрайних лесов и перелесков, уходящих в Костромскую область, затерялось село Александровское. Но здесь, как и всюду, его жители не чувствуют себя оторванными от общества и культурной жизни. В селе расположена центральная усадьба одноименного совхоза, сельский совет, есть большая школа с интернатом, почтовое отделение, участковая больница, сельский клуб и отличная библиотека. В ее фондах около 12 тысяч книг, которыми пользуется почти 800 читателей.
Вот уже 17 год заведует библиотекой коммунист Елена Ивановна Чернятьева. Страстно влюбленная в свое дело, со своими общественниками помощниками-активистами она сумела донести книгу в семью почти каждого механизатора и шофера, животновода и счетного работника. Библиотека в Александровском стала организатором многих интересных мероприятий, посвященных славным датам жизни истории страны, стала подлинным центром культурно-просветительской работы на селе.
Елене Ивановне Чернятьевой присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР. Это признание ее заслуг, высокая оценка проделанной ею работы.

Кировская правда 1969 г. № 38

Примечание. Интересно, есть ли это село сейчас?

На фото: церковь - достопримечательность села. Фото с сайта sobory.ru

 

Село Мухино Слободского уезда в дореволюционное время



Очень хорошее представление о том, что представляло собой село Мухино в царское время, может дать газетная заметка из Зуевской районной газеты «Печатное слово в селе Мухино» И.А. Болдырева, написанная прекрасным слогом в середине ХХ века, и в смысле своего содержания являющаяся для нас поистине бесценной. Вот как описывал Болдырев Мухинскую жизнь начала ХХ века:
«До Великой Октябрьской революции село Мухино было торговым селом. Раз в неделю по субботам с окрестных деревень сюда съезжались люди на базар, кто продать что, кто купить, а кто просто приезжал покутить. Шум на базарной площади стоял невообразимый. Здесь меняли, продавали, покупали коней, коров и другую домашнюю живность, торговали мясом, овощами, зерном, мукой, лепёшками, коврижками, семенами, орешками и всякой другой снедью, баварским квасом, пивом и другими напитками. Здесь же на базаре были палатки приезжих и местных купцов с красным товаром – мануфактурой и прочими промышленными изделиями. Разложили свой товар и местные кустари, столяры, бондари, кузнецы, сапожники. И каждый продавец из кожи лез, нахваливая свой товар и зазывая к себе покупателей. Они клялись землёй и небом, своими родными и близкими, наотмашь крестясь и указывая на церковь, что лучше его товара и на свете нет.
Но ещё потешнее была картина на конюшенном и коровьем базаре, особенно было шумно около коней. Здесь слышались площадная нецензурная брань, проклятия, свист бичей, муштра коней, которые продавались или менялись. Но страшнее всего было около пивнушки и кабака, которые находились рядом с базаром и недалеко от церкви, волостного правления. Там раздавались хриплые бесшабашные голоса разгулявшихся мужиков, которые приехали сюда на базар специально покутить. А для этого они привезли с собой на базар обоз овса или сена и кутили, а около них с визгом визжали жёны, уже довольно растрёпанные и раскосмаченные. «Пей, гуляй растуды твою Матрёну! – кричал мужик – Я любому богачу рыло на бок сворочу. Я царь, я Бог, я деньги делаю!».
А по рядам базара, как бы для порядка, неторопливо проезжал на коне в белом кителе краснощёкий усатый полицейский и, лихо подкручивая усы, самодовольно поглядывал по сторонам, как бы любуясь всей этой привычной уже для него картиной базарного дня. А вот если он услышит крик кого-либо «держите вора!» - тогда он в ту сторону пришпорит коня…»

На фото: таким было село в старину, а может и в первой половине прошлого века...

 

Эпоха - газетной строкой. Экономное Яранское земство



Из Яранского уезда нам жалуются на странную экономию тамошнего земского управления, благодаря которой деятельность как управы, так и всего земского собрания сделалась тайной не только для обыкновенного смертного, но и даже для волостных правлений. Председатель управы вот уже в который год изощряется во всевозможных экономиях; за последние 6 лет эта экономия коснулась даже высылки журналов земских собраний. В прошлое время журналы обыкновенно рассылались во все волостные правления – и притом вскоре после собрания, в настоящее же время журналы посылаются только земским начальникам и то пред самым собранием. Волостные же правления ныне совершенно игнорируются, как будто бы им нет никакого дела до деятельности земства. Нужно ли доказывать, что здесь то особенно и необходимы эти журналы и отчеты. Ибо здесь может каждый крестьянин брать для чтения эти журналы и знать о тех или иных мероприятиях земства. Странно соблюдать экономию в несколько рублей (ведь всех правлений в Яранском уезде 28) на этих пустяках, когда управа ежегодно ходатайствует о награждении в 500 рублей своей канцелярии. Высылка в волостные правления журналов земских собраний полезна и необходима ввиду того, что в Яранском уезде главным плательщиком земства является крестьянское население.

Вятский край - 1896 г. № 124

На фото: в этом здании когда-то размещалась Яранская земская управа

 

С архивной полки. Аттестаты выпускников Вятской духовной семинарии



Свидетельство

Воспитанник Вятской духовной семинарии, сын умершего священника с. Мухино Слободского уезда В.Г. Гавриила Ушакова, Григорий Ушаков. Родился в 3-й день месяца января 1860 года. По окончании курса учения в Вятском духовном училище поступил в месяце августе 1875 года в вятскую духовную семинарию, в которой обучался по июнь месяц 1881 года и при поведении отличном (5) оказал успехи:
по изъяснению Священного писания хорошо (3)
- общей церковной истории очень хорошо (4)
- истории русской Церкви очень хорошо (4)
Богословия: основного очень хорошо (4)
- догматического очень хорошо (4)
- нравственно-видового хорошо (3)
практическому руководству для пастырей:
- гомилетике хорошо (3)
- литургике хорошо (3)
- русской словесности хорошо (3)
- истории русской литературы хорошо (3)
- всеобщей гражданской истории хорошо (3)
- русской гражданской истории хорошо (3)
- алгебре хорошо (3)
- геометрии хорошо (3)
- тригонометрии и пасхалии хорошо (3)
- физике с космографией хорошо (3)
- логике хорошо (3)
- психологии хорошо (3)
- обзору философских учений очень хорошо (4)
- педагогике очень хорошо (4)
языкам:
- греческому хорошо (3)
- латинскому хорошо (3)
- французскому хорошо (3)
- немецкому хорошо (3)
- еврейскому хорошо (3)
- черемисскому хорошо (3)
церковному пению отлично (5)
учению о русском расколе отлично (5)
По окончании полного курса учения в семинарии Григорий Ушаков причислен педагогическим собранием Семинаристского Правления, с утверждения епархиального Архиерея, ко второму разряду воспитанников оной со всеми преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в семинарии № 191 Высочайшего утверждённого 14 мая 1867 года Устава Православных духовных семинарий. По отправлению воинской повинности он пользуется льготами, представленными воспитанникам учебных заведений 2 разряда (устав о воинской повинности № 56 п.2). В удостоверение чего и дано ему, Григорию Ушакову, сие свидетельство от Правления Вятской духовной семинарии за надлежащим подписом и с приложением печати Правления. Город Вятка 1881 года месяца июля 27 числа.

Подлинное подписали: и.д. ректора протоиерей Павел Кибардин, и.д. Инспектора преподаватель Сергий Покровский, преподаватель Алексей Израилев, члены Правления духовенства протоиерей Михаил Любимов, секретарь Николай Максимов.
С подлинным верно.
Секретарь Николай Максимов.

Предъявитель сего свидетельства окончивший курс семинарии Григорий Ушаков согласно требованиям № 13 семинарии в случае непоступления его на священно-церковно-служительское место за казённое содержание в семинарии в течение двух лет обязан прослужить на учебной службе в начальных народных школах 1 год; в случае же выхода Ушакова на другую службу ранее назначенного срока, он обязан возвратить сумму, употреблённую на его содержание по расчету недослуженного времени или же согласно № 181 устава семинарии уплатить всю сумму сполна в количестве 180 рублей серебром в случае непоступления его на учительскую должность и выхода из духовного ведомства в гражданское.

ЦГАКО ф. 215 оп. 1 д. 1518

Обычно после окончания духовной семинарии её выпускникам, учившимся на казённом содержании, полагался отпуск, примерно в три месяца, по окончании которого они обязаны были приступать к прохождению учительского труда в народных школах, и хотя по уставу семинарии предписывалось «в течение двух лет прослужить по учебной службе один год» (в противном случае, как уже упоминалось, семинарист обязан был «возвратить всю сумму, употреблённую на его содержание»), большинство из них предпочитало не тянуть с этим долго, чтобы затем поскорее начать духовное служение и получить священный сан, и уже по осени разъезжались по народным школам губернии, куда их определяли...

На фото: будущий священник Григорий Ушаков в молодые годы. Фото из семейного архива Ушаковых

 

Вятские хроники Первой Мировой. Проводы


Состоялись торжественные проводы в действующую армию воинов местного батальона. С утра город принял необычный вид. Из казарм спешили одетые в походную форму солдаты, собирались в роты, двигались к собору. По пути трогательные сцены: то офицер благословляет солдата, то сердобольные граждане наделяют булками целые отделения. В соборе состоялся молебен. После ухода всем уходящим были розданы подарки: по 50 копеек каждому от крестьян уезда, от города и благотворителей – по булке, ½ фунта табаку, коробке спичек и бумага. Под оркестр в сопровождении манифестации и толпы народа воины двинулись в поход. Около завода Барабанщиковых поджидали подводы. Здесь было расставание с сарапульцами, музыка играла не переставая. Офицеры и воины благодарили за радушные проводы. Сарапульцы заменили воинам их далеких родственников. Многие в толпе народа плакали.

Прикамская жизнь – 1916 г. № 30 от 9 февраля

 

Вятские деревни: Воробьи (Верхошижемский район)

Деревня находилась в двух километрах к северо-востоку от Кармановых. Официальным названием починка было – Минеевский, которое дали, вероятнее всего, по имени основателя. Название деревне присвоили, скорее всего, по прозвищу части ее жителей.
Основано селение в начале 19 века. В 1820 г. починок состоял из трех дворов:
1. Вдова Максима Ускова Татьяна 47 лет, семья 5 человек
2. Максим Трофимов Усков 56 лет, семья 8 человек
3. Демид Трофимович Усков 48 лет, семья 9 человек.
В 1859 году в починке было семь дворов, в которых проживало 21 человек мужского пола и 24 женского. В 1891 году в восьми хозяйствах записано 47 человек и все по фамилии Усков.
В 1926 году находилось 10 дворов. Жителей числилось 24 человека мужского пола и 27 женского.

Николай Стародубов. Наследи прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.250

 

Сколько было прихожан в городе Вятке 1913 года



Прихожане местных храмов. Число прихожан по городу Вятке: в Александро-Невском соборе - 3962, Воскресенском 3597, Спасском 1333 человек, приходских церквях: Донской – 732, Владимирской – 1036, Знаменской – 573, Всесвятской 1786, Покровской 1135, Предтеченской 1162.

Вятская речь - 1913 г. № 5

Фото С.А.Лобовикова

 

Вятские слова и выражения: кто такой "тюша"



Тюша. Туша: толстый, толстотелый человек.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова.

 

Вятская жизнь сто лет назад. Первые колхозы



Съезд колхозов. Елабуга. Состоялся съезд колхозов, посвященных рассмотрению вопросов по ведению коллективного хозяйства, законодательству регулированию сельскохозяйственного производства и т.д. На съезде присутствовало 30 представителей колхозов.

Вятская правда - 1921 г. № 65

Фото С.А.Лобовикова. Пахарь. 1900 год.

 

Вятские крестьяне во времена НЭПа (на примере Лебяжского района)



Денежная реформа 1924 года, повышение цен на зерно и снижение на промышленные товары оживили торговлю. Сократилась безработица. Новая экономическая политика с установившимися твердыми налогами, позволявшая арендовать землю и нанимать рабочую силу, разрешившая торговлю и давшая другие предпринимательские вольности, принесла свои плоды: крестьяне укрепили свои хозяйства, больше стало середняков. Сельские жители стали чаще покупать сельхозмашины, приобретая их вскладчину. В Лебяжье и Елькино были организованы машинные товарищества и товарищества по обработке земли (ТОЗы).
В 1925 году лебяжские крестьяне более половины пашни обрабатывали плугом, остальную – сохой и косулей. Они имели 109 конных сеялок, 150 жаток, 20 косилок, 350 молотилок, 25 «триумфов» и триеров, немалое количество самодельных «самовеялок» и соломотрясов. В 1929 году в Окуневский совхоз пришел первый американский трактор «Фордзон».
Наши крестьяне строили водяные, ветряные, конные мельницы, маслобойки, домашние мастерские разной специализации, кузницы, овины для сушки снопов и зерна. Развивались различные ремесла и промыслы, много выделывали льняного и конопляного волокна, изготовляли домотканые ткани и одежду.
… Ожило и полевое земледелие. Крестьяне сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, горох, вику, чечевицу, гречиху, просо, лен, коноплю. Пахотной земли хватало всем. С 1918 года ее стали делить по едокам, а не по мужикам, как было раньше. К концу 1927 года вятские крестьяне, в основном единоличники, превзошли 1916 год по посевным площадям на 3,9 %, по валовому сбору зерна – на 17,9 %, по численности скота - на 6,5 %.
Ожили ярмарки. С 1922 по 1930 год возобновилась Макарьевская ярмарка. В Лебяжье базары проходили каждое воскресенье. В Окунево съезжались торговать в Воздвиженье, в Мокино – в Петров день, в Синцово – на Покровской неделе. Зимой по санному пути лебяжские крестьяне ездили в Яранск, Кукарку, Нолинск, Уржум, Йошкар-Олу, Вятку и Казань продавать свои изделия, покупать соль, сахар, гвозди, промтовары.

Лебяжье на пути времен (краеведческий сборник) – Киров 2005 г., с.37-38

Фото С.А.Лобовикова 1930 года


Назад к списку