Июнь: 16-30
Эпоха - газетной строкой. Собачья напасть
Еще о собаках. В районе Острожной и Спенчинской улиц постоянно утром и вечером можно наблюдать целые своры собак без намордников.
Боязнь быть искусанным заставляет прохожих обходить это опасное место.
Вятская речь - 1913 г. № 4
Видеофрагмент из известного фильма, конечно, относится к более позднему времени, но параллель с текстом 1913 года внимательный читатель увидит...
Благоустройство города Уржума к 1905 году
Уржум. Общая длина улиц и переулков – 16 ½ верст. Освещение керосиновое (176 фонарей). Городская пожарная команда и Вольное пожарное общество имеют 11 больших машин, 2 ручных, 3 гидропункта и 11 бочек. На городской скотобойне ежегодно убивается до 1297 голов крупного и мелкого скота. Гостиниц три. Извозчиков 14.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии - Вятка 1905 г., с.75
На фото: дореволюционный Уржум
Вятские сказки. Волк и лиса
Жил да был волк с лисой. У волка была избушка ледяная, а у лисы лубяная.
Пошла лиса по водичку. И вот, едет извоз – значит, с рыбой были воза. Лиса и забилась в воз и выбрасала из воза рыбы. Пришла домой и говорит: «Куманек, я ходила по воду и прорубила прорубь и наловила рыбы: свой хвост опустила, хвостом-то и наловила».
Волк и говорит: «Пойдем-ка, кумушка! И я бы половил!» - И пошли они с волком к реке рыбу ловить. Пришли. Лиса волку и говорит: «Отпускай, значит, хвост-то в прорубь!» Отпустил волк хвост. Лиса и говорит: «Мерзни, мерзни у волка хвост!» - Волк спрашивает: «Чего ты, кумушка, говоришь?» - «Я вот говорю, что на небе больно ясно!» Лиса ему в ответ: «Глубже, глубже отпускай хвост-то, больше наловишь рыбы-то». И еще говорит: «Мерзни, мерзни у волка хвост!»
У волка весь хвост и вмерз. Ехали мужики. Лиса убежала, а волка оставила. Мужики приехали, значит, волка и убили.
Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор - Киров 1998 г., с.436
Из недавнего прошлого. На церемонии открытия нового здания кинотеатра "Колизей" в городе Кирове. Фото из газеты "Вятский край", 1994 год
Кинотеатр «Колизей», сегодня известный каждому кировчанину, открылся в 1988 году. В то время местные власти хотели назвать его «Русью», «Вяткой» или «Центральным», так как он располагался напротив центрального универмага города.
Похоронные традиции татарского народа
При погребении придерживались традиции захоронения по родам, родственным группам
Вот как описывал похоронные обряды татар К.Фукс: «Когда занемогший татарин сделается опасно болен, тогда приглашают муллу и он читает над умирающим 36 суру из Алкорана. Ежели муллы нет, то это делает какой-либо старик и даже старуха. Как скоро умрет, то два человека кладут тело на стол к той стороне, где Мекка. Один наливает воду, а другой моет тело: потом покрывают оное тремя покрывалами из белого холста или из миткаля. Если больной умер утром, то к вечеру, изготовив все, выносят его на кладбище; когда же умер он вечером, то это делается в следующее утро. Здесь надлежит сказать, что русский закон, повелевающий хоронить покойников по просшествии двух суток, у татар не так строго наблюдается.
Пока на кладбище хоронят покойника, женщины, оставшиеся дома, читают суру мульк, подают милостыню бедным и моют горницы. В могиле делается боковая ниша, в которую тело, сняв с лубка, кладут на правый бок, лицом к Мекке. Нишу закладывают нежжеными кирпичами в виде свода или печи. Тут опять, сидя, читают суру. Наконец, по совершении сего погребального обряда мулла с прочими возвращается в дом покойника. Здесь мулле дают лошадь, корову или барана, даже денег. Платье покойника и его Алкоран отдается азанче, т.е. пономарю, который должен молиться Богу об успокоении его души. В день погребения не употребляют ни пищи, ни питья.
Первые три дня после похорон почитаются трауром, а потом, по просшествии сего времени, мулла и все родственники и знакомые покойного приглашаются к обеду; то же бывает в 7, напоследок в 40 день и через год.
Поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель. К богатым покойникам мулла даже несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана».
К.Фукс. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях – Казань 1991 г., с.85-88
На фото: татарский надгробный памятник. Фото из группы Эпиграфика | Генеалогия | Татарстан
Эпоха - газетной стройкой. Елка в библиотеке
Елка. Сегодня, 1 января 1913 года в помещении Вятской публичной библиотеки по Копанской улице будет устроена елка для детей «Детского сада» К.А.Луппова. Могут присутствовать и посторонние дети – для них вход 25 копеек.
Тут же будет выставка детских работ. Посещать выставку можно с 11 часов утра. Елка будет зажжена в 6 часов вечера.
Желающие привести своих детей на елку благоволят известить К.А.Луппова заранее на Всесвятской улице, дом Якубовского.
Вятская речь - 1913 г. № 1
На фото: Вятка, Копанская улица, публичная библиотека
Реки Вятской губернии: Слободской уезд
Относительно рек Слободского уезда прибавим еще следующее, именно, что все они, в большинстве случаев поростают по берегам близ воды различными видами кустарников.
Около больших крупных чаще держится ива, около более мелких ива и ольха. Близ некоторых из них, преимущественно в северной части уезда, встречается, также в достаточном количестве черемуха, рябина и некоторые другие породы кустарники и деревья.
Как сплавные, для уезда важны только следующие реки: Кама, Вятка, Чепца, Кобра и Белая Холуница; остальные как какие либо пути передвижения значения не имеют.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.11
На фото: на берегах реки Вятки в Слободском районе.
С архивной полки. Мобилизация в Вятской губернии в 1919 году
… По данным инспекции пехоты 3-й армии с начала мобилизации по 29 мая прибыло в Вятку мобилизованных коммунистов – 1257, членов профсоюзов -3381, членов комбедов – 121, членов Союзов коммунистической молодежи – 39, в том числе по Вятской губернии – 715 коммунистов и сочувствующих (на фронт отправлено из них 615), членов коммунистического союза молодежи – 30 (из них на фронт отправлено 20), членов профсоюзов -2478 (из них на фронт отправлено 2393)…
Надлежит заметить, что 6 тысяч членов партии, числившихся по губернии к марту, примерно половина приходилась на занятые врагом Сарапульский и Елабужский уезды, откуда коммунисты ушли во 2-ю армию, причем из некоторых пунктов ушли почти поголовно…
Рабочие заводов Белохолуницкого, Песковского, Климковского, Кирсинского, частью Омутнинского ушли целиком в армию от 18 до 45 лет…
31 мая 1919 г. Из сообщения уполномоченного ЦК РКП (б) о результатах мобилизации в Вятской губернии // Из истории Гражданской войны в СССР (сборник документов), т.2 – М. 1961, с.132-133
Вятские легенды. Лапоть
Легендарное повествование о том, русское коренное население ухитрялось выдворять вновь поселившихся пришельцев-инородцев. Эту легенду передал Котельничский священник Иван Сидорович Ворона, живущий в с.Ухтым Глазовского уезда (ныне Удмуртия), который услышал ее от стариков.
«Близ села Ухтыма, среди дремучего леса, где кругом было немало природных сельскохозяйственных угодий – пахотной и луговой земли, испокон веку жили русские люди. Вдруг неизвестно откуда появились черемиса. И начали не спросив никого, обзаводиться домашними постройками.
Местное население, не желая видеть чуждое соседство по языку и религии и опасаясь возможного перенаселения их земель в будущем, стало думать, как выдворить непрошенных гостей. На ухищрения и застращивания черемиса не обращали внимания, они начали жечь и вырубать леса для полей. Дело было плохо. И вот один старик придумал довольно забавную шутку, которая вполне оправдывает старинную русскую пословицу: «Хотя мужик и стар, да ум у него черт не съел», - сплел из лыка внушительного размера лапти, вывалял их в грязи. Одним словом, постарался из них сделать вид, что они были, дескать, кем-то ношены и брошены по нечаянности. Сделав все это, бросил их неподалеку один от другого в лесу в болото на тропу, где более всего можно было ожидать, что кто-нибудь пойдет из новопришельцев, а сам спрятался поблизости в траве и стал наблюдать, что из этого выйдет. Спустя некоторое время шел один из новопришельцев и вдруг, издав отчаянный крик, в ужасе бросился бежать. Спустя некоторое время все пришельцы собрались смотреть на брошенные огромные лапти. Покачав головами, забрав скот и скарб, ушли не солоно хлебавши неизвестно куда. Таким образом, благодаря остроумной и довольно оригинальной выдумке старика население избавилось от неприятного соседства».
Истории, мифы и легенды края - Советск 2006 г.,с.25-26
На фото: экспонаты Верхошижемского краеведческого музея
Эпоха - газетной строкой. Страшный пожар в Бемышском заводе
Бемышский завод. В ночь на 25 число сентября в Бемышском заводе случился страшный пожар. Сгорело более 100 домов у 60 домохозяев. Сгорело много скота и пожитков. Тушить пожар было нечем: лошади находились почти все в поле. Воды не было. Убытка более чем на 50 тысяч рублей.
По случаю сухой погоды здания загорались и горели быстро. Многие остались в одних рубашках.
Картина пожарища производит ужасное впечатление: раздаются везде плач и стоны.
Вятский край - 1896 г. № 116
На фото: Троицкая церковь Бемышевского завода
Реки Вятской губернии: Кама
Река Кама. Кама дает по своим берегам очень широкую луговую пойму, редко достигающую ширины 100 сажень. Обыкновенно саженях в 50-60 от реки берег понижается, приобретает болотистый характер и не расчищается от покрывающего его леса, образуя так называемую «шохру». Пожни расположены по невысоким берегам, мало-кочковаты и часто покрыты мочажинами. Кустарник и кочки почти отсутствуют, встречаются только вдали от реки – у шохры.
Весенний разлив продолжается от 3 недель до 1 ½ месяца, а в среднем недели 4. Прибрежный лес заливается местами верст на 7, так что береговая сенокосная полоса безусловно вся покрыта водой. Иногда из-под воды выдвигаются только наиболее высокие веретья, которых очень немного. После разлива на лугах остается мелкий плодородный ил, способствующий очень хорошему качеству растительности. По крайней мере на 1/3 камское сено состоит из пырея, почти в таком же количестве метлица и другие сладкие злаки, далее, очень много клевера и белоцветника, между тем, как осока не составляет и 10 %. Высокое качество сена почти всецело обусловлено свойством речного ила, о чем можно заключить из сравнения камских лугов с лугами по рекам Кыму, Порышу и другим.
Берега этих крупнейших притоков Камы ничем не отличаются от камских и даже заливаются на тот же срок, но сено на них гораздо лучше.
Большая часть камских покосов расположена вдали от селений (отхожие), так что среднее расстояние по волостям Трушниковской и Кайгородской достигает почти 10 верст. В отдельных случаях в Трушниковской волости, оно возрастает даже до 30 (деревня Завьяловская) и 40 верст (Коколевская, Орехова, Зязевская).
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.87-88
Из истории вятских деревень: Адово
Деревня Адово - одна из самых дальних в Уржумском районе. Это центральная усадьба колхоза «Восход». В самом названии, согласитесь, есть что-то символическое: видно трудно жилось в прошлое время в такой глубинке. Но с тех пор, как жители Адово объединились в сельхозартель «Восход», здесь многое изменилось. И добрые перемены у всех на виду.
Вот Дом культуры, да такой, что иной районный центр позавидует. Рядом – торговый центр. В этот комплекс сооружений с большими витражами входит промтоварный и продовольственный магазины, столовая.
А вот целая улица новых брусковых домов. Дальше - новое двухэтажное красивое здание – это административный центр. В нем только что справили новоселье правление колхоза, исполком сельского совета, почта, приемный пункт райбытуправления. Это очень удобно для жителей села: массу вопросов можно решить, не выходя из одного здания.
И вообще в колхозе в юбилейном году было немало новостроек. Введены в эксплуатацию зерноочистительный комплекс, склад минеральных удобрений, свинарник на 80 голов, детский сад в деревне Меркуши. Сданы 12 квартир для колхозников. Строилось все это в основном хозспособом.
И, пожалуй, самая большая радость для жителей деревни Адово – то, что в 1982 году сюда проложена добротная дорога.
В.Помещиков. Перемены, перемены. // Кировская правда 1983 № 10
На фото: Адово сегодня; советское наследие - Дом культуры, школа, памятник воину-освободителю; мостик через речку Водовойку. Фото были сделаны весной.
По страницам советских газет. «Святой отец» в родильном отделении
Бывший поп Троицкой церкви работает истопником в родильном отделении сарапульской райбольницы. «Святой отец» издевается над роженицами. Надо выгнать церковника. Подпись: работница
Рабочие пишут // Красное Прикамье – 1931 г. № 6
На фото: Сарапульская земская больница до революции 1917 года, еще с домовой церковью. Возможно, два десятка лет спустя она находилась в том же здании (как правило, в первые годы большевики мало заботились о постройке новых школ и больниц, как правило, отбирая под них уже имеющиеся здания).
Население Глазовского уезда накануне 1917 года
Плотность населения Глазовского уезда в 1913 г. составляла 22,4 души на 1 квадратную версту. По национальному составу:
Русские 123035 мужчин, 12625 женщин
Вотяки 92611 мужчин, 9257 женщин
Татары 4967 мужчин, 466 женщин
Пермяки 2290 мужчин, 234 женщин
Бесермяне 4652 мужчины, 452 женщины
Поляки 2 мужчины, 2 женщины
Евреи 2 мужчины, 1 женщина
Эстонцы 22 мужчины, 24 женщины
Немцы 4 мужчины, 1 женщина
Итого: 227585 мужчин, 230387 женщин.
Всего: 457972 (ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.4507, лл.1-4).
В 1916 году (сельское приписное население) составило 402110 человек. Из них 174576 мужчин и 227534 женщины, проживающих в 3384 селениях и составляющих 64328 хозяйств (Статистический справочник по Вятской губернии. Вятка, 1917 г.).
Владимир Васильевых. Очерки истории Унинского района – Нолинск 2007 г.,с.25-26
На фото: группа крестьян, Глазовский уезд Вятской губернии. 1913 год.
Эпоха - газетной строкой. Библиотеки для народа
Библиотеки-читальни. Уржумское земство открывает в настоящем году 14 библиотек-читален в селах: Кукнуре, Кукнурской волости, Атарах, Рождественской волости, Вотском, Сердежской волости, Томьюмучаш, Конганурской волости, Цепочкино, Теребиловской волости, в Юледуре Ирмучашской волости, Шоре (Ульяновском заводе), и Хлебниково, Хлебниковской волости, Илети Черемисской-Турекской волости, Пустополье Пилинской волости, Окуневе Лебяжской волости, Буйско-Архангельском Буйской волости, Большом Рое, Шурминской волости.
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 147
Удмуртские басни. Ворона и синица
Ворона и синица. Ворона зимой поймала синицу и медлила ее скушать, думая себе, не лучше ли ее выпустить, чтобы была побольше, а то нечего-де есть.
- Как теперь холодно с тобой возиться, - говорит ворона.
А синица, чтобы показать себя неустрашимой, сказала на это:
- Какой это холод? Вот при царе Вечее был холод, так холод.
- А ты уже стара! Помнишь такую старину. Росту твоего уж нечего ждать. Больше не будешь, - промолвила ворона и скушала синицу.
Записана была в Сарапульском уезде Григорием Верещагиным и опубликованы в "Памятной книжке Вятской губернии" за 1910 г.
Истории из старых газет. Покушение на извозчика
Корреспонденция. Елабуга. Много идет разговоров в городе по поводу бессмысленного покушения на извозчика со стороны какого-то неизвестного. Дело было это так:
25 августа, около 12 часов ночи, из кинематографа «Аполло» вышел какой-то неизвестный и садясь на извозчика, оборонил золотую с брелком цепь от часов, которые уронил на землю. О своей потере неизвестный заявил городовому, но цепь не нашли. Неизвестный отправился на том же извозчике в №№ Гайсина и дорогой, обращаясь к извозчику, сказал: «Ловко же ты вытащил у меня цепь». Извозчик ответил, что никакой цепи он не брал. Не заходя в №№, пассажир приказал везти его на пароходную пристань. Здесь он побывал на конторке Савина и в ресторане Стахеева, а затем приказал извозчика везти его обратно в город. Не доезжая сажень 50 до сторожевой будки, неизвестный без всякой причины выстрелил в сидевшего на козлах извозчика, а затем убежал в лог и скрылся. Поднявшись с земли, извозчик кое-как добрался до будки, откуда был сельским старостой деревни Подмонастырской отправлен в город Елабугу в полицию, а отсюда в больницу, где рана (в висок) признана опасной для жизни. Неизвестный пока не разыскан, а утерянная им цепь с медалью на другой же день была найдена городовым.
Северное слово - 1913 г. № 189
Фото С.А.Лобовикова: здание Вятского художественно-исторического музея (1910 г.). На фото можно заметить и вятского извозчика
Вятские хроники. Визит губернатора Камышанского в Сарапул
17 мая 1910 года на пароходе бр. Каменских «Василий» в Сарапул прибыл вятский губернатор Н.К.Камышанский. В течение дня он встретился с епископом Сарапульским Мефодием, исправником Н.С.Зубаревым, председателем Окружного суда Урюпиным, воинским начальником генерал-майором Бетковским, жандармским ротмистром А.И.Будогоским, городским судьей князем Шаховским, городским головою С.И.Бодалевым, председателем уездного съезда Макаровым. Губернатор посетил тюрьму и осмотрел строящиеся воинские казармы.
Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.203-204
На фото: пароход "Василий" (открытка)
Вспомним поименно. Вятские священнослужители: отец Николай Пшеничников
Пшеничников Николай Павлович, священник.
1899 г. – родился в д.Рубежово Ординского района Пермского губернии
1925-1926 гг. – председатель Ординского сельсовета.
1926 г. – арестован, судим, приговорен к году лишения свободы.
1927 г. – псаломщик в храме с.Петропавловское Щучье-Озерского района
1928 г. – епископом Аркадием рукоположен в сан диакона к церкви с.Петропавловское.
1929 г. - диакон церкви в г.Красноуфимске Пермской области.
29 июля 1930 г. епископом Иоанникием рукоположен в сан священника, служил в одном из сел Красноуфимского района.
1933 г. – священник с.Подрелье Халтуринского (ныне Орловского) района тогдашнего Горьковского края.
25 февраля 1935 г. «в связи с начинавшимися арестами в Кировской области» возвратился в с.Орда Красноуфимского района.
1935 г. – арестован, заключен на два года в тюрьму.
15 июля 1938 г. переехал в Пермь, где назначен священником Успенской церкви и благочинным округа.
17 июля 1939 г. арестован
14 мая 1940 г. постановлением особого совещания НКВД СССР приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
12 июня 1940 г. этапирован в г.Владивосток.
12 ноября 1941 г. отошел ко Господу.
Место погребения неизвестно.
Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга третья – Киров 2004 г., с.61-62
Фото семьи священника из книги
По страницам старых газет. Бык-производитель для города Вятки
Вятской уездной земской управой на городской общественный двор с 24 января для обслуживания нужд на городе передан в отделение городской управы бык-производитель чистой голландской породы завода графа Кейзерлинга Казанской губернии.
Вятская речь - 1913 г. № 22
Вятские слова. Что такое "тенеты"?
Тенеты 1 ) паутина 2) сеть, которой ловят зайцев, делают на них облаву.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).
Фото с сайта lifeisphoto.ru
Эпоха - газетной строкой: эпидемии
Эпидемии. В Рудковском участке Яранского уезда к 22 июня оставалось 46 больных корью и 22 больных скарлатиной. За время с 16 по 22 июня случаев смерти от названных болезней в этом участке не показано. В Нартасском участке Уржумского уезда к тому же числу прибыло 9 больных скарлатиной.
Северное слово - 1913 г. № 141
Утраченное. Всесвятская церковь города Нолинска
В 1842 году на средства купечества и прихожан из деревень, собранные «кружечным побором», на кладбище была построена Всесвятская, в которой совершались богослужения, в том числе отпевания, служились панихиды и литии в дни особого поминовения усопших. Церковь была заложена в день празднования Всех Святых, поэтому она получила название Всесвятской. Кладбище обнесли оградой на каменном фундаменте с двумя арочными воротами: с северной и восточной стороны.
Архитектура храма была уникальна. Считается, что на Вятской земле храмов с подобным архитектурным замыслом было выстроено всего пять. Многие годы здесь служила династия Орловых. В начале 20 века настоятелем Всесвятской церкви был священник Василий Иванович Орлов (ум. 1930).
В 1961 г., спустя 120 лет, здание самой красивой церкви города – кладбищенской Всесвятской – было полностью разрушено. На руинах церкви произведены новые захоронения. С разрушением церкви разрушалось и кладбище.
Роза Соловьева. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.51
На фото: вид города Нолинска 1937 года
Вятка мистическая. Диконькие
Ведерникова Мария Ефимовна, уроженка деревни Второй Ластик, 1923 г.р., поведала такую историю.
«За нашей деревней есть небольшой лесочек. Мы его называем Пайдугорем. Раньше жители Ластика бывали в этом лесу часто. Мужчины рыбачили в протекавшей поблизости речушке, заготавливали хворост. Женщины и ребятишки собирали грибы и ягоды.
Пришли они как-то раз за земляникой. Набрали уже довольно много, пора бы домой. Но тут из-за деревьев вышла женщина в марийском платье и головном уборе. Была она очень высокая, раза в два выше обычного человека. И спрашивает у них: не видели ли они ее белую кобылу. Дети, побросав корзинки, бросились врассыпную. Она же их долго звала, чтоб не боялись ее и взяли собранные ягоды. Но всем уже было не до ягод, лишь бы добежать до дома. Это была женщина Тупынькопа».
Передвигались Диконькие по одним, лишь им известным, дорогам. Одна из них проходила через деревню Второй Ластик.
Особую значимость для Диконьких имел старый дуб на улице Молодежной, потому что они всегда проходили мимо него. И даже постройки либо оставленная на тропе техника не были для них помехой.
Рядом с дубом стояла овцеферма (по рассказу Полушиной Риммы Валентиновны из В.Ластика). На месте вот этого колодезного сруба.
Двери фермы никогда не закрывались даже на ночь. Потомучто тропа Диконьких проходила через нее и, как ни укрепляли люди запоры, все равно к рассвету они оказывались сбитыми. При этом даже зимой никаких следов замечено не было.
Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.36-38
По страницам старых газет. Экскурсия на фабрику
Ученическое катание. Вчера, в 12 часов дня, на пароходе «Филипп» Т.Ф.Булычева ученики вятской мужской гимназии выехали на Медянскую фабрику с целью ея осмотра. На пароходе во время поездки играл гимнастический оркестр. Ученики вернулись с катания вчера же вечером.
Вятский край - 1897 г. № 48
Реки Слободского уезда: Кама
Река Кама. Течение Камы со всеми своими изгибами в пределах Слободского уезда, в который она входит из соседнего с ним Глазовского, доходит до 240 верст. По крайней мере 2/3 ее течения принадлежит сплошным казенным лесам.
От границы река первоначально идет на северо-запад до средины владений Трушниковской волости, где направление течения изменяется на северо-восточное, остающееся таковым с самого выхода реки из уезда. Берега Камы не высоки, глубина самой реки колеблется в пределах от 1 до 3 сажень. Благодаря имеющимся довольно низким берегам и сравнительно достаточному количеству воды, лежащие на Каме луговые пространства постоянно и довольно обильно затопляются: весенняя вода покрывает собой пространство от 7 до 10 верст по обе стороны реки, причем довольно часто размываются и обваливаются берега и кроме того заносятся ближайшие сенокосные участки. По течению реки нередко встречаются перекаты.
Из притоков можно назвать следующие; левые: Порыш (с Клюей, Нюбой, Гуевью, Камцею, Кузеною и Муртой), Нырмыч (с Сейбой), Волосница (с Малым Сюзюмом, Большим Сюзюмом и Малой Волосницей), Лунья (с Рытой) и Шолом.
Правые притоки Камы: Тунрунка, Кужна, Има (с Набвой), Бузима, Чусь (с Березовкой и Глубокой), Кым (с Красной), Большая Чула (с Малой Чулой) и Черная.
Из перечисленных притоков Камы важнейшие: Порым, Кым и Большая Волосница, дающие кое-где различного вида покосы; остальные реки довольно мелки и по большей части протекают в низких болотистых берегах. Течение всех без исключения (как правых, так и левых притоков) Камы принадлежит казенным и частновладельческим лесам.
Направление правых притоков с востока на запад, левых обратное.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.5-6
Эпоха - газетной строкой. Издания к трехсотлетию Дома Романовых
К празднованию 300летию Царствования Дома Романовых Яранской уездной управой для земских и министерских училищ уезда было выписано разных изданий на 768 рублей 70 копеек, в том числе 187 экземпляров альбомов, изданных редакцией «Северного Слова» на 9 рублей 35 копеек.
Северное слово - 1913 г. № 146
На фото: Кикнурское земское двухклассное мужское училище Яранского уезда
Хочется забыть такое навсегда….. (из истории репрессий в Кировской области)
Рассказывает Дуняшев Магсум Гарифуллович:
- Мой дедушка Шайхутдин Хусаинович Дуняшев родился в 1880 году в с.Карино Каринского с/с Слободского района. Проживал в д.Орловы (Орлы) Губинского с/с Кировского района. Работал возчиком на своей лошади на своей лошади в артели «Восток», и этого было достаточно, чтобы его признали кулаком и торговцем.
7 декабря 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области был подвергнут по ст.58 пп.10, 11 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Вместе с ним были арестованы и осуждены по той же статье и на такой же срок сын (мой отец) - Гарифулла Шайхутдинович Дуняшев, 1907 г.р., проживавший в д.Пушкари Красногорского с/с Кировского района, возчик артели «Восток», и дочь – Бибиасма Шайхутдинова Ковязина (реабилитирована в 1955 г.).
…На руках моей мамы осталось четверо детей (я третий ребенок в семье, 1931 г.р., и было мне тогда 6 лет). Детство наше, как и у всех детей «врагов народа», было безрадостное: голодное и холодное, полусиротское. С частной квартиры в Кирове пришлось переехать в Коминтерн. Мама, не выдержав испытаний, умерла в 1942 году. Жизнь нас раскидала. Одну из моих сестер забрали к себе в деревню родственники. Еще две сестры поступили в ФЗО. А я остался жить с тетей. Окончил только 5 классов школы.
Их памяти нельзя не поклониться…. (сборник воспоминаний) – Киров 2014 г., с.89
Плакат того времени
Как в 19 веке «косили» от армии
Оказывается, в 19 веке, как и сегодня, некоторые молодые люди пытались «откосить» от армии, прикрываясь болезнями. Уже упомянутый пономарь села Волковского Николай Хорошавин был освидетельствован в Вятской учебной управе, где была выявлена у него «пупочная грыжа» (ГАКО.237.1.121.л.1109). Ученик Вятского духовного училища Михаил Попов предъявил справку, что «имеется в правом паху грыжа». ГАКО.237.1.121.л.1193).
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников. Киров 2019 г., с.155
По страницам старых газет. Беспредел на вятской пристани
Нам передают о следующем произошедшем на днях случае. Одна барыня отправлялась в Казань и решила ехать на пароходе Тырышкина. Отправив свою кухарку с вещами на извощике, барыня с мужем пешком начали спускаться по Раздерихинскому спуску. Когда кухарка подъехала к пристани Булычева, стоявшие тут матросы остановили извощика и, узнав, что она направляется на пристань Тырышкина, не говоря худого слова, взяли вещи и снесли их к себе на конторку, оставив кухарку с разинутым ртом. Увидев ее, барыня, конечно, поинтересовалась узнать, в чем дело. Матросы начали убеждать ее, что у них сегодня тоже дешевые цены, что до Соколок возьмут всего 1 рубль 70 копеек. Вещи были водворены на подобающее им место, и барыне осталось только взять билет…
Вятский край - 1897 г. № 59
Истории из старых газет. Неугодный портрет
Яранск (циркуляр инспектора начальных училищ Колосова). «Во время ревизии одной из училищ Яранского уезда», пишет г.инспектор, «я усмотрел в классной комнате литографический портрет А.П.Батуева, разосланный при «Вятской газете», который тотчас же, по моему приказанию, был снят, так как помещен был в классной комнате без надлежащего разрешения. Вместе с тем учительнице, допустившей указанный поступок, мною был сделан строгий выговор.
О вышеизложенном сообщено преподавателям и преподавательницам училищ для надлежащего сведения».
Вятский край - 1897 г. № 41
Вятские хроники Первой Мировой. Встреча иконы святого Николая Чудотворца
Война и тяжелые испытания, выпавшие на долю русского народа, сделали его куда более богомольнее. За это говорил большой съезд на встречу иконы св. Николая Чудотворца. Толпами ехали на пароходах, тянулись огромные лодки, переполненные народом. В шестом часу торжественный звон во все колокола сарапульских церквей известил о том, что Угодника внесли в город. После торжественного молебна у Покрова процессия двинулась к Собору. Здесь, на помосте, на открытом воздухе епископ Амвросий отслужил всенощную. На следующий день Святые Образа Угодника и Божией Матери обнесли вокруг города.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1915 г. № 150
На фото: Вознесенский собор Сарапула. Разрушен...
Воспоминания о мельницах
Я родом из Малого Шудумучакша. У нас своей мельницы не было, ездили или ходили к Федоровским, Сенюшкиным на водяную, в Мосуны, к Зверевым, Вельским, Ерлашкам, в Мари Ушем. У Поповых мельницу когда забрали в колхоз, то ее перевезли на другое место. Один раз пришли мы с батьком молоть, а сват Николай (он тогда мельником работал) пьяненький был и пустил мотор на все пары. Мельница вся дрожит, а ему смешно. Я давай муку выгребать, а сама боюсь. Камни вертятся как бешеные. Батько мне кричит: «Уходи от дверей!» Я еще стою. Тогда он побежал и вытолкнул меня в дверь, а сам остался. Немного погодя верхний камень возьми да и слети, и прямо к дверям. Тут в углу ларь стоял, а на нем пустые мешки висели, дак ведь их все разорвало, а ларь вдребезги разбился. Хорошо, что батько меня вытолкнул, а то зашибло бы камнем, ведь он около тонны весил. Не зря ведь еще до мотора в ураган или сильный ветер крылья не прямо на ветер наворачивали, а супротив, потому что их могло сорвать. Палтаёнскую мельницу Геннадий сожег, за что три года отсидел. А как приходилось очереди дожидаться. До трех суток ведь сиживали. Сидели в теплушке при фонарях, играли в карты, сказки рассказывали, а Марья даже плетушки плела. Еду брали с собой, а коли не хватит, то мельник кричит: «Девки, затопляйте плиту, стряпайте калачи». Муки принесет, мы настряпаем калачей, картошки кружками нарежем да напечем на плите и едим. Картошку и в вольну печь бросали. Сидим и слушаем про Огненных. Раньше их много было. Дедко у меня ведь кочегарил на ферме, дак видал. Из трубы, говорит, вылетает большой огненный шар и летит прямо над лесом, только искры в разные стороны сыплются. Молоть носили рожь, ячмень, овес на толокно, горох на калачи и кисель. Хоть трудно было, но жили дружно, старались работать, молоденькими носили на мельницу зерно, а зимой дак на салазках везем. Воспоминания Полушиной Лидии Васильевны, 1931 г.р.
Здравствуй, Яранск! Историко-публицистический альманах – Яранск 2012 г. № 1, с.60
Фото с сайта vsesvoi43.ru
Судьбы церковных старост в советские годы
Сарычев Иван Иванович, староста церкви
25 мая 1874 г. – родился в Воронежской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу.
До 1918 г. работал машинистом на железной дороге (станция Барнаул).
1918 г. – переезд в г.Орлов Вятской губернии, где избран старостой Рождественской церкви.
24 июня 1938 г. арестован за то, что якобы являлся участником «Контрреволюционной повстанческой шпионско-диверсионной организации, так называемой Польской организации войсковой», которая, по мысли следователей, готовила вооруженное восстание в Халтуринском и Оричевском районах в случае войны с Польшей. Дополнительно предъявлено обвинение в антисоветской агитации. Виновным себя не признал.
26 сентября 1938 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области приговорен к высшей мере наказания.
29 сентября 1938 г. расстрелян в г.Кирове.
15 марта 1938 г. постановлением Кировского областного суда реабилитирован.
Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 3 - Киров 2004 г., с.63-64
Примечание. 15 марта 1938 г. постановлением Кировского областного суда реабилитирован - в книге опечатка.
С архивной полки. Деятельность купеческого сословного общества в г.Вятке в 1878 г.
15.02.1878. Выборы на должности купеческого старосты и члена городового сиротского суда
Участники заседания: В.Н.Рязанцев, Я.Н.Жирухин, Н.А.Савинцев, Н.Н.Клабуков, К.К.Ярунин, Г.А.Иванов, Н.А.Коробов, М.А.Башмаков
Результат: собрание не состоялось по причине «незначительного числа явившихся».
16.05.1878. Выборы на должность купеческого старосты.
Участники заседания: Я.Н.Жирухин, Я.А.Прозоров, Ф.М.Клячин, Н.А.Коробов, М.Н.Рязанцев, И.Н.Желудков, М.А.Башмаков, В.Н.Рязанцев, Г.А.Иванов, С.К.Ухов.
Результат: избран А.М.Чарушин.
19.06. 1878. Выборы на должность члена городового сиротского суда.
Участники заседания: А.М.Чарушин, Я.Н.Жирухин, М.Н.Рязанцев, С.К.Петухов, А.Г.Арбузов, М.А.Башмаков, И.Д.Лаптев.
Участники заседания: избран М.А.Башмаков.
ЦГАКО ф.628 оп.17 д.12 лл.8-9 об., 19-23 об., 76, 118-121
Азы родословия. Работа в архивах
Архивом называется учреждение или структурная часть учреждения, функциями которого является прием, учет и хранение документальных материалов (фондов), составление к ним научно-справочного аппарата и организация использования документальных материалов в научных, государственных, политических, культурно-просветительских целях.
Объем архивных фондов исчисляется количеством единиц хранения и может колебаться от одной до сотен тысяч единиц хранения. Состав фондов фиксируется в списке фондов, где указываются присвоенные им в архиве номера и официальные наименования.
Единица хранения (дело) всегда имеет заголовок, излагающий в сжатой форме суть ее содержания. В большинстве случаев единицей хранения является дело. Документы, входящие в каждую единицу хранения (дело), нумеруются по листам или по страницам. Каждый лист имеет оборот, поэтому при ссылке указывается л.12 и л.12 об. Дело – физически обособленная (сшитая, переплетенная) совокупность документов, относящихся к одному вопросу, событию, объекту. Дело открывается начальным, «инициативным» документом и заканчивается документом, завершающим делопроизводство по данному вопросу. Начальная и конечная даты дела называются его крайними датами, которые обычно выносятся на обложку. Крайние даты могут исчисляться и одним днем, и рядом лет.
Опись является основным документом учета единиц хранения. Это перечень единиц хранения одного фонда, составленный в той же последовательности, в какой они расположены в хранилище. Если фонд имеет ряд описей, то они получают порядковые номера. Очень важной частью описи является предисловие, оно содержит конкретные указания по поискам и выписке документальных материалов, включенных в данную опись. Описи часто снабжаются вспомогательными указателями, такими, как именной, географический, предметный. Выбор указателя зависит от характера документов.
Опись является основным справочным пособием к материалам фонда и помогает ориентироваться в потоке дел.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода - Екатеринбург 2017 г., с.42-43
На фото: бывший архив ГАСПИ КО (Государственный архив социально-политической истории Кировской области), ныне отделение ЦГАКО. Здесь хранятся дела советского периода из истории Кировской области (в основном из партийных фондов), а также некоторая часть судебно-следственных дел осужденных по политическим мотивам в годы ленинских и сталинских репрессий.
Эпоха - газетной строкой. Физические предметы в церковные школы
Из жизни церковных школ. Вятский епархиальный Училищный Совет при Святейшем синоде прислал в Сосновскую 2классную школу Глазовского уезда коллекцию физических предметов стоимостью в 80 рублей.
Вятские епархиальные ведомости - 1910 г. № 5
На фото: одна из школ Глазовского уезда - в селе Красноглинье. Фото предоставлено историком Глебом Кочиным
Реки Слободского уезда: правые притоки Вятки
Правые притоки реки Вятки: Вобловица (с Лачегом), Орловица и Летка (с правыми притоками – Нерестихой и Лекмой; последняя принимает в себя небольшую речку Талицу). Все три реки до впадения в Вятку текут с северо-запада на юго-восток.
Вобловица и Орловица протекают преимущественно по казенным лесным дачам, каждая на пространстве около 35 верст. Берега отчасти средней высоты, отчасти низкие и болотистые. Ширина рек в среднем достигают одну сажень.
Левые притоки Вятки: Белая Холуница и Черная Холуница; последняя направляется с юго-востока на северо-запад и на всем своем 80верстном пространстве проходит по сплошным казенным и частновладельческим лесам. Берега рек довольно низки и нередко болотистые.
Все эти речки бегут по глухой лесной местности и отличаются низкими, болотистыми берегами.
Все более мелкие притоки реки Вятки, как правые, так и левые, проходят преимущественно лесами, но имеют низкие берега, вследствие чего весной, несмотря на обычную бедность водой, разливаются на довольно значительную для мелких рек пространства.
Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11, Слободской уезд - Вятка 1897 г., с.6-9
На фото: речка в Слободском районе около деревни Пушкари.
Вятская жизнь сто лет назад. Переход библиотек на "десятичную систему"
Вторая городская библиотека. Вторая городская библиотека имени Салтыкова-Щедрина (улица Ленина 98) закрывается на неопределенное время для проверки и перевода библиотеки на десятичную систему.
Просьба к подписчикам немедленно сдать взятые для чтения книги.
Вятская правда - 1921 г. № 85
По страницам советских газет. Тормоз в строительстве социализма
Я, Неплохов Федор Ефимович, служивший церкви в качестве диакона, ныне с 1-го апреля с.г., не желая быть тормозом в строительстве социализма, оставил церковную службу. Ф.Неплохов, г.Сарапул
Красное Прикамье (Сарапул) – 1930 г. № 29
По страницам старых газет. Дрова вздорожали
Дрова на местном рынке вздорожали. Вчера на базаре давали цену за воз, какая только запрашивалась.
Вятская речь - 1913 г. № 5
Благоустройство города Глазова к 1905 году
Благоустройство Глазова. Из общей протяженности улиц в 19 верст камнем вымощено только 150 сажень земского подъездного пути от города к станции железной дороги. Город освящается керосином (200 фонарей). Городской телефон с 36 абонентами; общая протяженность сети около 18 верст. Городская пожарная команда имеет 12 машин разных размеров, 3 гидропульта и 32 бочки. На городских скотобойнях ежегодно убивается: крупного рогатого скота до 1310 голов. Мелкого до 1160 голов.
Гостиниц для приезжих три, извозчиков 32.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии за 1905 г. - Вятка , с.59
на фото: Вид на Вознесенско-Преображенский собор с улицы Преображенской. 1910-е годы. Фото предоставлено Глебом Кочиным.
Из истории гимназии города Сарапула (1911 год)
В настоящее время гимназия имеет 8 основных, 7 параллельных классов и образцовую школу. К 1 января 1911 года в гимназии обучалось 660 учениц, из которых детей дворян и чиновников – 100, духовных – 36, почетных граждан и купцов – 64, мещан – 235, крестьян – 195 и прочих сословий – 30. Окончили курс 8 класса 37 учениц, переведены в следующий класс 594, оставлены на повторительный курс 68 учениц.
Прикамская жизнь (Сарапул) – 1911 г. от 2 февраля
Из истории библиотеки села Курчум Сунского района
Первая бесплатная народная библиотека для взрослых была открыта при начальном земском училище. Заведовала ею местная учительница. Для населения этой библиотеки было недостаточно, и 2 марта 1897 года в с.Курчум открылась народная библиотека при обществе трезвости. В 1908 г. Нолинское земство открыло библиотеку имени Ф.Ф.Павленкова при начальном земском училище.
В 1912 году фонд библиотеки составлял 655 тысяч экземпляров, читателей – 331 человек. В 1915 году Курчумская библиотека как самостоятельная имеет из оборудования три книжных шкафа, большой читальный стол, стол для библиотекаря, три дивана, 6 венских стульев, 6 табуреток. В 1915 году библиотека находилась в отдельном здании. Заведовал библиотекой наемный библиотекарь, живший на квартире при библиотеке. Получал жалование 360 рублей в год, кроме того, 200 рублей в год выделялось на наем квартиры с отоплением, освещением и прислугой.
В 20 веке библиотека несколько раз переезжает из здания в здание. На пополнение библиотеки книгами и периодическими изданиями земство выделяло 190 рублей в год. К сожалению, не удалось отыскать фамилии библиотекарей, работавших там, но старожилы помнят, что перед войной им была Анна Коршунова из села Нестино.
Земля Сунская (краеведческий сборник) – Киров 2011 г.,с.262
На фото: памятник у здания школы в селе Курчум
По страницам старых газет. Командир парохода "в опале"
Товарищество Вятско-Волжского пароходства вот уже два месяца «томит» командира парохода «Сын» А.И.Ложкина, не заключая с ним контракта на будущую навигацию. Управляющий пароходством, г.Ермолин ставит Ложкину в упрек, что он замедлился в пути на полрейса во время мелководья.
Ложкин служит в пароходстве более 20 лет и считается хорошим командиром.
Вятская речь - 1913 г. № 3
Примечание. Пять лет спустя пароход "Сын" принял участие в Гражданской войне, например, в подавлении Степановского мятежа. Интересно, был у него тот же капитан или уже другой?
Пароходные пристани Вятской губернии на 1890 год
Пристани на реке Вятке. На всем протяжении по реке Вятке находятся 12 пристаней: Слободской, Вятка, Орлов, Котельнич, Кукарка, Медведская (Нолинск), Турекская (Уржум), Дмитриевская, Гоньбинская (Малмыж), Вятско-Полянская, Лубянская (Казанская губерния) и Малмыжская. Недалеко от устья Вятки, уже на реке Каме находится пристань Соколки. Самые важные из этих пристаней: Вятская, Кукарская и Медведская.
Кроме пароходных пристаней, по реке Вятке есть несколько пристаней исключительно хлебных и лесных. На первых грузится хлеб, на вторых – лес. Из хлебных пристаней замечательны: Лебяжская, Сорвижская, а из лесных – Кильмезская.
Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., .86-87
Вятская губерния в 1917 году. Малмыжское земство обратилось ко всей России
Малмыжская городская управа телеграфно обратилась с призывом ко всем губернским и уездным земствам России, в том числе вятским, с просьбой «рассказать населению об ужасном положении армии и умолять его, не теряя ни минуты, грузить и грузить хлеб для армии».
Вятская речь - 1917 г. № 247 17 ноября
На фото: таким был городок Малмыж в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"
Вятские села и веси: поселок Рудничный
Рудничный, пгт, при ж.д. ст.Верхнекамская, расстояние до центра района (г.Кирс) 39 км., прежнее название: Рудник, число жителей 7,2 тыс. человек.
Административно подчинены Рудничному поселки: п.Совхоз № 3 в 2 км.; п.Старцево (1938) в 11 км.
Расположен на берегу р.Орльховки, вокруг смешанный лес (ели, пихты, березы). Вдали у кромки леса отвалы, остающиеся после добычи фосфоритов. В 1930-х гг. поселок небольшой, домики у плотины восточного берега пруда, где велось обогащение фосфоритной руды. Обилие света и шума (гудели паровозы, экскаваторы), кони-тяжеловозы таскали вагонетки с рудой от состава до обогатительной фабрики («бутары»), в штольнях фосфориты добывали вручную. Фосфоритный концентрат на лошадях возили на берег Волосницы, потом по Каме, по большой воде, на баржах отправляли потребителю. Постепенно на смену ручному труду пришла техника. Первая обогатительная фабрика в деревянном исполнении была за чертой поселка, потом появился первый лагерный пункт, следом ст.Верхнекамская с вокзалом, клуб «Горняк», разъезд Южный, потом вырос Вятлаг. В годы войны в Рудничном были госпитали.
В 1950-1970 гг. поселок рос и развивался, на производстве стали использовать отечественные электрические экскаваторы, энергопоезда, началось строительство нового промышленного комплекса, который сдан в эксплуатацию в 1970 г. Суммарная мощность предприятия составила 700 тысяч тонн выработки в год. Быстро росли жилые дома, общежития, детские садики, магазины, строились теплотрасссы, водопровод, бурились новые скважины для получения питьевой воды.
Для перевозки руды из карьеров ж.д. транспорт перевели с узкой на широкую колею, построили линии электропередач, дороги, асфальтированные тротуары, больницу, мехпекарню.
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.86
Вятка мистическая. Привидения
В старом доме Кучковых (на Башнеспасской улице, между логами), на месте которого Софьей Михайловной Кучковой бы построен в 1903 году новый дом, водились привидения. После смерти Ивана Михайловича Кучкова, через несколько дней по его кончине, на полу в зале того дома появились зловещие кровавые пятна. Со двора этого дома начинается подземный ход, который ведет в Засорный овраг…
Записано в 1920-е гг. со слов жительницы г.Малмыжа В.И.Сырневой( в девичестве Кучковой) // В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.74
Школа в память Их Императорских Высочеств
Крестьяне слободы Дымковской и деревень, с нею смежных, прихода села Каринки Вятского уезда, чувствуя нужду в школе грамоты и особом для нее здании, приговором постановили: в память святого Коронования Их Императорских Величеств пожертвовать по 1 пуду ржи с души и вырученную от продажи ея сумму употребить на постройку школьных зданий.
Вятские епархиальные ведомости - 1897 г. № 3
Эпоха - газетной строкой. Мелеющая Вятка
Река Вятка мелеет быстро; большие пароходы перестали доходить до Вятки уже с 1-3 июня, а теперь и маленькие пароходики идут с трудом и притом с пересадкой. Самый мелкий перекат оказался у города Орлова. Про аварии на реке Вятке в нынешнее лето ничего не слышно, после потопления еще в большую воду баржи с рельсами, который вел новый и самый сильный на реке Вятке пароход – «Иловатский Затон».
Вятский край - 1897 г. № 66
Среди лесопромышленников. Как известно, многие из вятских лесопромышленников занимаются сплавом леса в южные поволжские города. В нынешнем году с этим сплавом некоторых лесопромышленников постигла неудача, так как вследствие раннего наступления мелководья масса сплавляемых плотов «засела» на Отарском перекате на реке Вятке, который находится вблизи ее устья. Поэтому лесопромышленникам приходится терпеть крупные убытки, отдавая плоты на сплав с переката пароходами. Цены на это стоят довольно высокие, например, до Цепочкино, пароходовладельцы берут не менее 25 копеек с дерева, считая, что бурлаки на плотах должны быть наняты за счет лесопромышленников.
Северное слово - 1913 г. № 164
Европейские историки о малых народах Прикамья: "...Книги у них корова поела..."
В прочем все помянутые народы пребывают в крайней слепоте своего невежества. У них нет ни писем, ни книг; и ежели кто о том их спросит, то в шутку говорят, что книги у них корова поела. Стралемберг принимая сию последнюю якобы за правду, пишет, что есть у них о том повесть; но как я спрашивал их о том в разные времена неоднократно, почитают ли то они за правду? то получил от них в ответ, что хотя у них такая последняя и есть, токмо оная употребляется в шутках.
Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков : с показанием их жительства, политического учреждения ... . - СПб., 1791.
Города Вятской губернии по численности населения: где было больше?
Вятка 26533
Глазов 3997
Елабуга 11260
Котельнич 4825
Малмыж 3671
Нолинск 5387
Орлов 2785
Сарапул 18130
Слободской 8487
Уржум 6601
Яранск 4650
Царевосанчурск 1703
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. (данные за 1904 г.) - Вятка 1905 г.
Продолжаем публикацию фотографий из семейного альбома семьи Аранович
Священник Николай Захарович Аранович. Аранович Николай Захарович: священник. Род. в ноябре 1876 г. в г. Тотьма Вологодской губ. в семье
служащих. Окончил духовную семинарию. В 1920-е гг. – священник Воскресенской церкви г. Уржума. Ездил по поручениям благочинного и благочиннического совета в Вятку и Москву, имел общение с епископом Уржумским Авраамием, жившим в г. Москва. 15 окт. 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ осужденна 6 месяцев лишения свободы по месту жительства по делу «нелегального съезда духовенства». После освобождения уехал к сыну в Москву, жил там до 1941 г. Затем переехал к своим детям в
г.Киров, где вскоре отошел ко Господу.
Семья: к моменту ареста был вдов; дети: Феодосий, Петр, Серафима,
Нина.
Фото предоставлены Галиной Аранович
Город Нолинск в описании Д.К.Зеленина
В 20 ½ вер. от Медведка уездный город Нолинск; на протяжении 10 вер. здесь дорога шоссирована (в 1892 г., во время общественных работ; единственное в пределах Вятской губ. шоссе). Город походит более на село. Торговля его незначительна. Фабрик и заводов во всем уезде 67. Никаких достопримечательностей в городе и уезде нет. Впрочем, т.н. Сунской перегон (около с.Суны, в 41 в. от у. города) считали прежде самою высшей точкой в пределах губернии, но неправильно. Да еще сунские нищие известны по всей губернии своею назойливостью, в чем соперничают с казанскими сиротами.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
Фото 1898 г. с сайта sobory.ru
Вятские хроники Первой Мировой. Иконы для Сарапульского полка
Уполномочнный городской Думы П.А.Башенин выехал в Москву получить заказанную там серебряную искону-складень и заготовить те подарки для Сарапульского полка, которые не удалось добыть в Сарапуле. Из Москвы Петр Андреевич с В.П.Кривцевым отправятся с иконой и подарками на Галицийскиф фронт в полк, куда они должны прибыть ко дню полкового праздника Казанской Божьей Матери 22 октября. Уполномоченные поднесут икону и подарки.
Прикамская жизнь – 1916 г. от 9 октября
Раскулачивание в архивных документах: описи изъятого имущества
Начинаем небольшую публикацию архивных документов по этой печальной странице истории (на документах Государственного архива республики Марий Эл).
Начать можно с того, что под раскулачивание нередко попадали как "кулаки" как таковые, но и средняки и даже бедняки, поскольку раскулачивали не богатеев как таковых, а на основании нескольких пунктов - например, использование наемного труда и наличие машин в хозяйстве. Иногда такие ошибки пытались "исправить", восстанавливали в правах и отдавали отобранное имущество, особенно если "кулак" сам был "голь перекатная".
Вот, например, опись имущества крестьянина деревни Востриков Уржумского уезда Кадочникова Ильи Ивановича:
Корова 1
Овца 2
Жеребцов 2
Шуба 1
Амбар 1
Хлев 1
Поднавес 1
Тулуб 1
Хлеба на трех едоков
ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.19 л.49
Центральная удмуртская школа в деревне Кырлыган в описании Д.К.Зеленина
В Кырлыгане (на границе с Малмыжским уездом) центральная вотская школа. Заведующий, о.Николай Иванов – природный вотяк, кончивший учительскую семинарию в Казани. Прекрасный пчеловод. Школа открыта 10 лет назад; поставлена прекрасно.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
На фото: редкий снимок центральной вотской школы в деревне Кырлыган Уржумского уезда. Фото с сайта http://edu.mari.ru/mouo-mariturek/sh3/DocLib9/Forms/A..
Назад к списку