- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Август: 1-15

 

С архивной полки. Опись имущества гражданина д.Лом Мари-Турекского района Марийской Автономной области Шведова Прокопия Иванова, предназначенного к изъятию

Дом с сенями
Кладовая кирпичная
Дворовые склады
Хлев
Амбар
Погреб из одноряднику
Баня
Столов 1
Часы ходики
Картошки 35 пудов
Швейная машина
Самовар
Муки яровой 2 пуда
Пшеницы 7 пудов
Посыпки 14 пудов
Муки ржаной 1 пуд
Овса семенного 36 пудов

ГА РМЭ ф. Р-250 оп.3 а д.3 л.12

 

Эпоха - газетной строкой. Учителя-рационализаторы



Учитель Сернурского двухклассного министерского училища в Уржумском уезде г.Васильев по происхождению – черемис, намерен заняться рациональным пчеловодством при своей школе и просит земство об оказании ему денежного пособия на устройство пасеки. Инородческое население Сернурской волости имеет местами довольно большие пасеки, но ведет это примитивным способом, почему предполагаемая г.Васильевым пасека является здесь желательною.

Учитель Люперсольского инородческого министерского училища представил в Яранскую уездную земскую управу для отылки на выставку конторку и сеялку с восемью сортировочными сетками по системе Ленниха, сработанную в мастерских указанного училища. Эти изделия г. инспектор народных училищ Яранского уезда признает заслуживающими внимания.

Учитель Кырлыганского центрального вотского училища Уржумского уезда г.Прокопьев просит губернское земство выдать ему ссуды в размере 25 рублей на приобретение различных пчеловодных принадлежностей для школьной пасеки при этом участке, а также выслать ему 5 фунтов семян фацелии и по 1 лоту других, имеющихся при управе медоносных растений для демонстрирования рационального пчеловодства ученикам подведомственного ему училища и местным крестьянам. Кроме того, г.Прокопьев ходатайствует еще пред земством о выдаче ссуды в размере 25 рублей крестьянину п.Шихалеева Хлебниковской волости Уржумского уезда на обзаведение пасеки.

Вятский край - 1896 г. №№ 23, 32, 54

На фото: Кырлыганское центральное вотское училище

 

Из истории населенных пунктов Вятского края. Поселок Барановка

Барановка. Так называется поселок, один из лесопунктов Кирсинского леспромхоза. Расположен он недалеко от реки Вятки, на большой вырубке. Когда его закладывали, было два мнения. Место, мол, болотистое да скучное, говорили одни, не уживутся тут люди; другие считали, что поселок временный. Сойдет.
Жизнь рассудила иначе. Приехав из разных мест осваивать богатый лесом край, люди с любовью взялись за благоустройство поселка. Строились аккуратные дома, осушали участки для новых улиц, как могли, украшали центральную площадь. Нынче Барановке исполняется 20 лет.
Поселок с каждым г молодеет. Барановцы участвовали в смотре-месячнике по благоустройству, проведенным объединением «Кировлеспром» и обкомом отраслевого профсоюза. Капитально отремонтировали детский сад, школу, многие жилые дома. Сделан ремонт дорог и тротуаров, обновлены штакетником изгороди, некоторые здания покрашены снаружи. Для отвода грунтовых вод прокопаны канавы.
Запевалы добрых дел - комендант, член рабочкома леспромхоза Д.В.Шульц, депутат сельского совета А.П.Козлов.
Президиум обкома профсоюза и объединения «Кировлеспром», подведя итоги соревнования лесных поселков по благоустройству, присудили Барановке второе место и денежную премию. Одновременно поселок награжден почетной грамотой.

А.Киприанов. Грамота поселку // Кировская правда - 1973 г. № 15

 

С архивной полки. Из "послужных списков" духовенства



Из послужного списка диакона на пономарской должности села Ржаной Полом Неофита Исаева Сердежского (1854 г.). В 1851 году по неодобрительной рекомендации благочинного для научения трезвости и обучения беспокойного характера был послан на месяц для исправления богослужений в Уржумский собор под особый надзор протоиерея; в 1852 году за буйные поступки отрешен от диаконского места и низведен на причетническую вакансию с запрещением священнослужения; а в 1853 году мая 30 дня по прошению разрешен в священнослужении.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.525 лл. 24-25

На фото: церковь села Ржаного Полома в наши дни. Фото Елены Чудиновских

 

К очередной годовщине начала Первой Мировой войны. Вятская печать о первых днях войны



22 июля. Классные и нижние чины сарапульской городской и уездной полиции, ввиду открытия военных действий между Россией и Германией и предстоящих огромных расходов как на нужды армии и флота, так и на оказание помощи больным и раненым воинам, заявили желание на отчисление из своего содержания 1 %.

23 июля. 22 июля в Сарапульском Вознесенском соборе преосвященным Амвросием епископом Сарапульским, в сослужении городского духовенства, совершено молебствие по случаю Высочайшего манифеста об объявлении войны.

30 июля. В управление уездного воинского начальника продолжают поступать заявления о желании идти добровольцами на театр военных действий. Число записавшихся свыше 50, преимущественно молодежь. Есть заявления и от не достигших 18-летнего возраста.

По публикациям газеты «Прикамская жизнь» (Сарапул) 1914 г.

 

Из истории населенных мест Вятского края. Нравы Нолинской тюрьмы

Нолинск. Для всех тюрем Вятской губернии вода доставляется или на лошадях или через посредство водопровода. Исключение составляет, кажется, только один нолинский тюремный замок, где круглый год, несмотря на грязь и холодную погоду, по колено в грязи, выбиваясь иногда из сил, тянут несчастные люди бочку с водой.
Исполнение этой повинности обязательно для каждого заключенного, исключение составляют только тяжкие преступники и слабые арестанты
Иногда приходится ездить за водой на этих несчастных под холодным проливным дождем, так что человек буквально промокает до нитки.
В ненастную погоду площадь, через которую приходится двигаться от городского водопровода до тюремного замка, представляет «лагуны», при замерзании тонкий слой льда не выдерживает человека и он попадает невольно в холодную ледяную ванну. Пока наливается вода в бочку и доставляется в замок, проходит достаточно времени заполучить хороший ревматизм, не говоря о других болезнях. Этим же, может быть, и объясняется частое появление тифа среди заключенных.
У нас много лет существует патронат для улучшения участи заключенных, но, очевидно, он ничего не замечает или замечать не желает.

Вятская речь - 1911 г. № 83

 

Пострадавшие за Веру: священник Иоанн Иоаннович Мышкин



16 марта 1874 года – родился в с.Кузнецово Уржумского уезда Вятской губернии
Выпускник Вятской духовной семинарии
Надзиратель Яранского духовного училища
21 июня 1899 г. в церкви с.Верхотулье обвенчан с дочерью священника Евгенией Падариной.
Август 1899 г. – рукоположен в сан иерея, определен в церковь с.Рождественское (Чахловка) Котельничского уезда, где и служил до своей кончины.
После 1917 года за неуплату налога арестован, в тюрьме заболел тифом.
Октябрь 1921 г. – освобожден. Через несколько дней отошел ко Господу.

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 2я – Киров 2002 г., с.36

На фото: отец Иоанн со своей супругой Евгенией Ивановной

 

С архивной полки. Доносы среди духовенства были в порядке вещей уже в советское время

Из послужного списка заштатного священника села Ржаной Полом Иоанна Григорьева Ашихмина (1854 г.): «В 1841 году за беспокойное поведение по доносу бывшего в селе Волминском священника Иоанна Рязанцева, по каковому доносу и отрешен от должности благочинного и священника".

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.525 л.31 об.

 

«…Когда мы ехали, так нам навстречу раненых попадало поездов 20»: из фронтовых писем Первой Мировой



Из письма Василия Ивановича Палкина в город Вятку. 15 июля 1915 года

Здравствуйте, дорогие мои родители и все знакомые. В первом долге спешу вас обрадовать, пока еще жив и здоров. Мы ехали на поезде 6 суток, так надоело, не дай Бог. Теперь мы остановились на отдых в городе Дубинке. Городишко очень грязный и бедный, совсем нечего купить, даже у нас просят, кто бы им дал кусок хлеба. Этот город находится от границы, где воюют, только в 15-ти верстах, так что мы сегодня ночью дойдем до окопов. В течение 6 дней, когда ехали на поезде, то нас кормили два раза обедом, а за остальные обеды выдавали деньгам по 35 копеек. В этом городе Дубинке я ходил чай пить, то пришлось купить какую-то тетерьку за 15 копеек, так маленько поел, а остатки так и отдал. Мама, я оставил с собой одни кальсоны, две рубашки, одно полотенце, перчатки, носки, а может, придется и остальное, все побросаешь. Но, говорят, на этой границе теперь наступление давно не было, а когда мы ехали, так нам навстречу раненых попадало поездов 20, все более ранены в руки, а в голову мало. Нас на австрийскую границу привезли, говорят, очень хорошо. Дорогой я продал чайник за 50 коп, только что было лишнее, все распродал. До свидания, теперь адреса нет. Писал любящий сын Вася.

Письмо было опубликовано в сборнике «Первая Мировая война и Вятка» - Киров 2016 г., с.141-142

 

Эпоха - газетной строкой. Открытие новых школ



В Уржумском уезде земство приступило к открытию новых школ. Всего к концу ноября в уезде вновь открыто 8 школ. Как у нас уже сообщалось, Уржумским земским собранием постановлено открыть на свои средства в уезде 40 школ и ходатайствовать пред минисерством народного образования об открытии еще 23 школ. В настоящее время в Уржумском уезде, с населением в 300 тысяч человек, имеется 45 земских школ, 6 министерских, 32 церковно-приходские школы, 13 миссионерских и 5 школ братства святителя Николая.

Вятская газета - 1895 г. № 37

На фото: одна из школ, построенных в то время - в селе Лаж Уржумского уезда (ныне Лебяжский район). Фото начала 2000-х

 

Из истории населенных мест Вятского края. Ленинское - из села в рабочий поселок



Поселок Ленинское. Поселок Ленинское Шабалинского района. 30 лет назад, в 1919 году, село Богородское было переименовано в село Ленинское.
Неузнаваемо изменилось за эти годы облик села, ставшего районным центром. В 1945 году по постановлению правительства Российской Федерации село отнесено к разряду рабочих поселков. Теперь это культурный, с каждым днем растущий населенный пункт. Здесь есть Дом Культуры со стационарной звуковой киноустановкой, пятью библиотеками, средней и двумя начальными школами, педагогическим училищем, областной сельскохозяйственной школой.

Кировская правда – 1949 г. № 14

На фото: советское наследие в поселке Ленинское

 

Репетиция великой русской смуты. 1905 год в Вятской губернии: в Нолинске полиция бездействовала



… В другом уездном городе, Нолинске, прошло собрание «политиков». Они сначала пропели «гимн свободе», затем начались речи с обвинениями царя, с объяснениями, что манифеста 17 октября добились «благодаря многих жертв».
Устроителей собрания попросили запеть «Дубинушку». В знак протеста кто-то затянул «Боже, царя храни…» Социалисты якобы запретили петь царский гимн. Недовольный «певун» разразился «скверноматерной бранью». Началось выбивание стекол в домах «политиков».
На другой день «хулиганы» осадили квартиру секретаря уездной земской управы. Тогда же был избит прямо на глазах полиции учитель. Председатель земской уездной управы написал письмо губернатору с просьбой принять «незамедлительные и энергичные меры против хулиганского движения». Он сообщал, что местная полиция отказалась составить протокол о погроме в одной из квартир «политиков».
Мотивация «стражей порядка» была бесподобна – «теперь свобода, и полиция ничего не может». В консервативной среде нолинцев раздавались такие суждения: «Следовало бы этих политиканов хорошенько поучить, как их поучили в Вятке».

Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.79

 

С архивной полки. По сводкам ОГПУ...

В деревне Коряковцах Каменно-Ключевского района Торьяльского кантона имеется группа староверов- сектантов, один из них Егошин агитирует население против комсомола и против всех начинаний в области культурно-просветительской работы.
Интересно отметить факт, бывший в деревне Большой Шоркинер Мустаевского района: туда пришли на рождество «славить» из Сернура поп и дьячок. Не захватив с собой мешков для сбора, они выпросили таковые у гражданина Мельникова и по окончании сбора уехали, оставив собранное на хранение Мельникову. На другой день на сходке граждане постановили всю поповскую добычу сдать в Комитет взаимопомощи, что было сделано.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 лл.65-66. Из информационной сводки Маротдела ОГПУ на 1 октября 1925 г.

 

Из путевых заметок вятских этнографов: пристани между Нижним и Пермью



Вот перечень пристаней от Нижнего-Н. до Перми, с указанием расстоянием их одна от другой:

Нижний Новгород -
Работки 54
Исады 83
Г.Василь-Сурск 150
Г.Козмодемьянск 192
Г.Чебоксары 246
Сундырь 274
Вязовые 340
Г.Казань 374
Богородское (устье Камы) 442
Г.Лаишев 442
Мурзиха 479
Рыбная Слобода 507
Г.Чистополь 525
Соколки (устье Вятки) 625
Г.Елабуга 676
Челны 695
Тихие Горы 715
Пьяный Бор (устье Белой) 768
Каракулино 813
Николо-Березовское 848
Г.Сарапул 895
Гольяны (Ижевский завод) 926
Усть-Речка (Воткинский завод) 982
Частые 1070
Г.Оса 1104
Г.Оханск 1169
Таборы 1186
Усть-Нытва 1197
Г.Пермь 1285

На Вятку пароходы Вятско-Волжского Товарищества (Булычев) отправляются из Нижнего ежедневно (без пересадки до г.Вятки). Из Казани доходят до г.Вятки еще товаро-пассажирские пароходы той же фирмы, тоже ежедневно.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

Эпоха - газетной строкой. Крестьяне против отделяющихся из общин

Арестованы на месяц каждый крестьяне Елабужского уезда, Черкасовской волости, деревни Мишковрага, Степан Кузнецов и Николай Козырев, за причиненные разного рода убытки своим односеленцам, выделившимся из общины.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 213

 

Периодические издания Вятской губернии: начало



Периодические издания Вятского края в начале прошлого века только еще начинали свой путь. К 1905 году они выходили только в двух центрах губернии - Вятке и Сарапуле. Подлинный взлет вятской печати начнется с 1917 года, когда в каждом уезде, в каждом уездном городе начнет издаваться своя собственная газета, а в некоторых (как в Уржуме) и не одна, но все это будет далеко впереди...

Вятка: Вятские Губернские Ведомости, Епархиальные Ведомости, Вятская газета, Пчеловодство, Памятная книжка и календарь Вятской губернии.

Сарапул: Сарапульский листок объявлений.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. (данные за 1904 г.) - Вятка 1905 г.

 

Как закрывали церковь в селе Синцово Лебяжского района (со слов председателя сельсовета)



Райисполком разрешил нам открыть в 1935 г. неполную среднюю школу. Хорошее это мероприятие, да и требования на школу у населения были большие, но не было помещения. У нас еще существовала церковь и исполнялись в ней церковные обряды.
Мы совместно с партийной организацией и работниками начальной колы поставили перед собой задачу: закрыть эту церковь и оборудовать под школу. Но закрыть сразу было нелегко. Мы мобилизовали все наши силы для этого, втянули в работу всех членов культурной секции, которые работали неплохо.
Собирали мы актив, членов культурно-бытовой секции, делали ряд совещаний, но дело сначало не клеилось. Вокруг этого вопроса развернулась классовая борьба. Поповские прихвостни всеми мерами старались затормозить нашу работу. Они вели агитацию среди отсталых слоев колхозников. Особенно играли на отсталости женщин, подговаривали их, чтобы не голосовали за закрытие церкви, стращали и тем, что им негде будет исполнять церковные обряды.
В ответ на это мы еще крепче взялись за работу, стали разоблачать все вылазки классовых врагов, давая им отпор. Наряду с этим мы широко развернули антирелигиозную массово-разъяснительную работу среди колхозников. Мы пустили в ход все методы агитации, беседовали с группами колхозников, ходили в дома колхозников и созывали собрания.
Результат кропотливой работы быстро сказался в нашу пользу. Колхозные массы стали на нашу сторону и потребовали закрытия церкви. Все это мы оформили документами и победа оказалась за нами. Быстро мы взялись за оборудование школы и к учебному году подготовили ее хорошо. Учительский состав школы приличный, работают хорошо, и Синцовская школа в настоящий период является одной из передовых в районе.

Успех решает массовая работа (выступление председателя Камене-Матушканского сельсовета тов. Казакова) // Вперед (Лебяжье) – 1936 г. № 13

На фото: место, где стояла церковь (у здания современной школы). Фото 2001 года из архива администратора.

 

С архивной полки. Православная жизнь Марийской области в 1920-е годы по данным прокуратуры



По всей области насчитывается около 250 православных церковников, из них: тихоновского толка около 190 и обновленческих 60 человек. Тихоновское течение преобладает главным образом в Козмодемьянском, Юринском, Оршанском и частью Сернурском, Ново-Торьяльском и Мари-Турекском кантонах. Обновленческое течение преобладает в Моркинском и Краснококшайском кантонах. Между этой поповщиной все время идет борьба. Население на эту борьбу обращает мало внимания, за исключением кулачества, бывших торговцев и других подобных им, которые поддерживают Тихоновское движение.
Помимо этого по Маробласти имеется также и сектантство, имеющее небольшие секты евангелистов христиан, баптистов, старообрядцы раскольники разных толков, австрийцы-белокрининцы, петовцы безпопоповцы и часовенные и марийская секта Кугу Сорта.
В Краснококшайске насчитывается евангелистов до 5 человек, все они разбросаны по разным деревням. Имеют связь с евангелистами Оршанского кантона, где имеется молитвенный дом, куда ходят для общей службы.
В Оршанском кантоне их насчитывается 19 человек. По социальному происхождению все они крестьяне. Кроме этой секты в Оршанском кантоне имеется секта марийская Кугу Секта (перевод по-русски Большая свеча), насчитывается в этой секте до 9 человек старших семейств. Руководителя секты слишком консервативны в отношении народного просвещения.
… В Новоторьяльском кантоне также имеется группа старообрядцев. Численность ее не выяснена.
…. Все эти секты среди населения Маробласти приверженцев к себе пока не находят.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д. 10 лл.5-6. Из деятельности Марийской областной прокуратуры с 1 января по 1 июля 1925 г.

На фото: церковь села Казанского Уржумского уезда в дореволюционное время (ныне на территории республики Марий Эл).

 

Пижанская земля в 19 веке (хроника событий)



1839 г. – открыта церковно-приходская школа для обучения крестьянских мальчиков. Через несколько лет эта школа была закрыта.

1840 г. – территория села входила в состав Малоижмаринской и Шудомаринской волостей Яранского уезда.

1842 г. – не стало Малоижмаринской и Шудомаринской волостей, село Пижанка стало в Колянурской волости.

1846 г. – построено каменное здание торговца Шарина. С 1960 г. в этом здании находится почта.

1859 г. – в наших местах из Колянурской выделена Яснурская волость (д. Б. Яснур), село Пижанка стало Яснурской волости.

1864 г. – вновь открыта церковно-приходская школа для обучения крестьянских детей.

1868 г. – организована земская начальная школа для мальчиков с 3-х летним сроком обучения, а церковно-приходская школа с 2-х летним обучением осталась для обучения девочек.

- Впервые открыт медицинский пункт, заведовал фельдшер Медведев Андрей Филиппович.

1873 г. – создана Пижанская волость с центром в с.Пижанка вместо Яснурской волости.

1877 г. – в медпункте Пижанки введена должность повитухи (акушерки разъездной).

1890 г. – открыт временный приемный покой на 10 коек ввиду развития «тифозной горячки»

1892 г. – вспыхнула эпидемия холеры в Яранском уезде, заболело по уезду 841 человек, из них 115 лечилось в Пижанском холерном отделении, умерло 64 чел. из 115.

- Яранское уездное земское собрание приняло постановление об открытии в с.Пижанка медицинского участка с приглашением врача.

1893 г. – открыта больница на 15 коек, помещалась сначала в наемном помещении. Первым врачом был лекарь Ложкин Сергей Васильевич.

- Вновь вспыхнула эпидемия холеры, в больнице учтено 303 чел. холерных больных. По случаю эпидемии земство отпустило денег 1000 руб. на заготовку леса для строительства больницы в Пижанке.

Памятные даты по Пижанскому району на 2021 год – п.Пижанка 2020 г.

На фото: такой была церковь в селе Пижанка (разрушена).

 

По страницам старых учебников. Русское население Вятской губернии



Русские составляют главное население губернии. Они, можно сказать, живут по всему пространству ея, за исключением тех частей уездов, которые заняты инородцами. В уездах Вятском и Нолинском других народностей нет. Тоже можно сказать относительно Орловского и Котельничского уездов, если не принимать во внимание пермяков в Орловском уезде и черемисов – в Котельничском. Во всех прочих уездах русские составляют значительное большинство население, принимая во внимание и большое количество инородцев губернии.
Русских в губернии считается до 2 ½ млн. человек или более ¾ всего населения (2802.000 человек) ея. Они живут в городах, заводах, селах и деревнях. Городское население губернии не отличается от населения городов других губерний. Сельское же население, т.е. крестьяне, отличается от крестьян, населяющих другие губернии, по внешнему виду, говору и характеру.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.37

Фото С.А.Лобовикова

 

Города Кировской области в советское время: Уржум

Уржум – районный центр, один из старинных городов Вятской губернии. Он возник в 1584 году как укрепленный пункт на месте небольшого поселения вятских мари.
Площадь города – 624 га, застроенная территория - 164 га. Население на 15 января 1959 г. – 10,9 тысячи человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.278

 

Из записок вятских этнографов. Вятские ли жители Прикамья?



Читатель, надеемся, заметил, что большая часть камских пристаней от устья р.Вятки лежат в пределах Вятской губернии. Это объясняется не только тем, что эта губерния тянется по правому, нагорному, берегу реки. Вятский берег Камы оживленнее и культурнее по сравнению с противоположным, Уфимским берегом. Но турист жестоко ошибется, если предположит, что он имеет дело с собственно «вятскими» жителями. Крестьяне Сарапульского и Елабужского уездов только юридически относятся к Вятской губернии; во всем прочем они тяготеют к Пермской. Говор здешних крестьян и занятия, самый характер совершенно те же, что в соседних местностях Пермской губернии. Колонизация направлялась сюда из Перми, а ничуть не с р.Вятки. Сами здешние крестьяне отнюдь не считают себя вятчанами, и зло смеются над последними, особенно же их говором, почему-то величая вятских именем «рожков» (или роговья). Не новая уже мысль об учреждении особой Сарапульской губернии имеет полное основание к осуществлению.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

Примечание. В те же годы ставился вопрос и о создании новой, Сарапульской епархии. Сарапул мог стать центром и новой губернии, и епархии, но этим планам не суждено было сбыться...

 

Из истории населенных мест Вятского края. Когда Жданов вышел "из моды"

Исполком поселкового Совета обращался к жителям Афанасьева с просьбой предложить варианты нового названия улицы Жданова. На 12 сессии поселкового Совета большинство депутатов отдали свои голоса за название Спортивная.

Кировская область – 1989 г. № 117 от 20 мая

 

Вятчане в войне 1812 года: первая попытка сбора сведений

Первая попытка сбора сведений об участии Вятской губернии в Отечественной войне 1812 года производилась в 1836 году, когда по Высочайшему поручению А.И.Михайловский-Данилевский составлял описание Отечественной войны 1812 года. В отношении к Вятскому губернатору о предоставлении необходимой для этого информации Михайловский-Данилевский подчеркивал, что «…драгоценным для истории материалом будет всякое сведение, которое ему сообщится о том, что в Вятской губернии тогда происходило и как жители ея ознаменовали ревность свою к отечеству». Собранные в губернии материалы были отправлены по назначению в том же году; в числе прочего они содержали и сведения о подвижничестве вятского духовенства. О непосредственном участии в составлении «новых сил» здесь сообщалось лишь, что «поступило во внутреннее ополчение людей духовного звания 38 человек». Следующий период оживления к теме войны 1812 года наблюдался перед ее столетним юбилеем…

Из публикации А.А.Туранова «1812 год: «Особое ополчение» уржумского духовенства – реальность или миф?»

 

Из истории населенных мест Вятского края. Село Бахта

Четыре 18квартирных крупнопанельных жилых дома сданы под ключ в селе Бахта – центре усадьбы совхоза «Кировский» Кирово-Чепецкого района. Построил их для тружеников хозяйства коллектив СМУ-1 Кировского домостроительного комбината. А в соседнем поселке Костино он возвел четыре одноквартирных коттеджа в панельном исполнении, которые сейчас оборудуются мебелью и будут в числе других экспериментальных домов образцов-показательными для сельских застройщиков нашей области.

В Бахте и Костине // Кировская правда – 1982 г. № 232

 

Из истории населенных мест Вятского края. Растет поселок Семушино...

Растет поселок Семушино, центр колхоза имени Ленина Зуевского района. Три улицы, 100 новых домов выросло в нем только за этот год. Работы вело колхозное строительное управление. Колхозники из маленьких деревень, не испытывая никаких хлопот, переселяются в поселок, где есть электрический свет, радио, вступила в эксплуатацию первая очередь водопровода.
В новом колхозном поселке строится много культурно-бытовых объектов. Возведен первый этаж каменного здания школы, сданы в эксплуатацию большая столовая, пекарня, закладывается комбинат бытового обслуживания. Не только зимой, но и летом работает детский сад.
Из поселка регулярно ходит в город Зуевку автобус.
Появилась здесь и колхозная парикмахерская. Раньше, чтобы постричься или побриться, колхозникам приходилось ездить в Зуевку за 30 километров.

Кировская правда - 1960 г. № 286

 

С архивной полки. Из клировых ведомостей вятских церквей



О Преображенской церкви села Селезеневского Вятского уезда (1854 год)

Настоящая холодная во имя Преображения Господня с разрешения Епархиального начальства в 1850 году перестроена по новому плану и фасаду тщанием прихожан. Теплая же во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены также имеет быть за ветхостью и теснотой перестроена.
Зданием каменная с таковой же колокольнею.
Престолов в ней два. В настоящей холодной во имя Преображения Господня, а в теплой во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.525 л.119

Фото церкви с сайта "Родная Вятка"

 

Военные хроники Вятской губернии в начальный период ее истории



1391 г. – впервые на Вятскую землю вторглось войско монголо-татар во главе с царевичем Бектутом. Ими был разрушен город Вятка.

1433 год – в сражении на реке Куси вятчане в союзе с галичанами разгромили московское войско.

1436 год – похищение отрядом из 40 вятских воинов из укрепленного лагеря 7-тысячного ярославского войска ярославского князя Александра Федоровича с женой и получение за них большого выкупа.

1471 год – набег отряда вятских воинов во главе с ватаманом Костей Юрьевым на город Сарай, столицу Золотой Орды. Захват города и его разграбление.

1451 год – военный поход вятского войска по московским владениям. Взяты такие крупные города, как Вологда и Устюг Великий.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво - Киров 2017 г., с.51-52

Рисунок Татьяны Дедовой

 

Вятская жизнь сто лет назад. Новые почтовые отделения

По губернии. Почтовыми отделениями открыты почтовые операции по приему и выдаче простой и заказной корреспонденции при нижеследующим волисполкомам Вятской губернии: Кучуковском, Больше-Пудгинском – Елабужского уезда, Верхосунском – Нолинского уезда, Кожинском, Васильковском - Советского уезда, Брызгаловском – Малмыжского уезда и Лесниковском - Орловского уезда.

Вятская правда - 1921 г. № 61

 

Вятские слова и выражения. Что значит «наёкаться»?



Наёкаться, сов. Натрястись на ухабах. Живём в каком ушшелье, дак добраться можно в хорошую погоду на тракторе, и то наёкаешься досыта.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.129

На фото: обычное состояние дорог в Верхнекамском районе два года назад (фото сделано в п.Рудничном).

 

Из писем 1920-х: предложение по борьбе с кулачеством как источника пьянства



Михаилу Ивановичу Калинину от Ведерникова Федора Федотовича деревни Малого Шокшема Мустаевского района Сернурского кантона Маробласти

Национальность: русский

Имущественное положение: ниже среднего (средняк)

Товарищеское письмо

Сообщаю товаричам, что от вина и кумышки по моим наблюдениям очен много всяких зол, самое сильное зло это помощь кулакам, они умышленно спаивают некоторых бедняков для того чтобы совершит всякого рода гнусные дела. Несовершеннолетних беднятских детей приучают к пьянству не жалея свой капитал. Мораль начинает понемногу стираться некоторых неимущего класса. Кулаки начинают быт довольными. Я думаю, что пора прекрачат винную торговлю такой что есть. Говорю за прекращение винной торговли. Хорошо бы естли само население выносило такие приговоры, но я полагаю этого не будет, потому что кулачество все же имеет некоторое влияние и некоторые нейтральны. С моей точки зрения можно приступать к ликвидации винной торговли {из следуючих соображений видно что многим надоело} естли заправилы винной торговли будут помогать бороться с пьянством например с кумышкопьянством. 1928 года октября 22 дня.
Подписуюс Федор Федотович Ведерников

ГА РМЭ ф.250 оп. 3а д.2 л.3

Орфография письма сохранена.

 

Вятские легенды о разбойниках Малмыжского уезда



Разбойничья шайка обреталась и близ д.Воробьи. В памяти местных жителей осталась история о том, как «разбойники подъезжали на лошадях к деревне и написали одному человеку письмо, чтобы он принес денег и дожидал их ночью на берегу. Тот решил убить атамана. Пришел на берег, развел костер, а сам спрятался в кусты. Когда разбойники вышли на берег, он убил атамана. Разбойник сначала не был атаманом, а простым разбойником. И только потом стал атаманом».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.86

 

По страницам дореволюционных газет. В 1912 году решался вопрос об обустройстве судоходных дистанций в верховьях Камы

Камское судоходство в верховьях Камы. Верховья Камы считаются судоходными, как известно, до устья Вишеры, хотя судоходные возможности гораздо выше - именно до села Кая Слободского уезда, куда заходят небольшие пароходы пермских и вятских лесопромышленников, а сплав от села Афанасьево Глазовского уезда, что в 50 верстах от истока. Ныне чердынское уездное земское собрание, признавая громадное судоходное значение Камы выше впадения Вишеры, особенно для лесных промышленников, постановило просить министерство путей сообщения признать верховья Камы от села Кая до устья Вишеры судоходными, произвести необходимую расчистку и сделать обстановку.

Вятская речь - 1912 г. № 2

 

Пожарное дело в уездных центрах Вятской губернии к 1905 году



Вятка: 2 пожарные команды с 5 ручными машинами и 10 бочками и вольная пожарная команда с 2 машинами;
Глазов: городская пожарная команда имеет 12 машин разного размера, три гидропульта и 32 бочки;
Елабуга: пожарная команда имеет 9 машин, 2 стендера и 16 бочек;
Котельнич: городская пожарная команда и обоз вольного пожарного общества имеют 10 машин и 25 бочек;
Малмыж: городская пожарная команда и вольная пожарная дружина имеют 10 машин и 20 бочек;
Нолинск: городская пожарная команда имеет 14 машин и 23 бочки;
Орлов: городская пожарная команда имеет 9 машин, 2 паровика для нагрева воды зимой и 15 бочек;
Сарапул: городская пожарная команда и вольное пожарное общество имеют 1 паровую машину, 21 ручную и 8 бочек;
Слободской: городская пожарная команда имеет 9 машин и 10 бочек;
Уржум: городская пожарная команда и и вольное пожарное общество имеют 11 больших машин, 2 ручных, 2 гидропульта и 11 бочек;
Яранск; городская пожарная команда имеет 11 машин и 17 бочек;
Санчурск: городская пожарная команда имеет 7 машин и 10 бочек.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. (данные за 1904 г.) - Вятка 1905 г.

На фото: первая пожарная часть города Вятки

 

О марийских верованиях в Вятском крае



Христианство в наши края пришло вместе с русскими поселенцами. До этого религией коренного населения марийцев было язычество с его многобожием. Язычники, как христиане, верили в загробную жизнь. Они были весьма суеверны, старались задобрить богов и духов жертвоприношениями. Богу Вселенной приносили в жертву лошадь. Великий пророк Шамбарь «получал» быка, милостивый ангел Шукс-Серлаши – утку, Пиамбарова мать – корову и тому подобное. Свое получали боги: неба, земли, грома, света и молнии, бог хлеба… Жертвоприношения обычно делались при большом скоплении людей. Собиралось до двух-трех тысяч человек в лесах, где не рубили деревьев. Такие рощи называли «кюсоты». Считалось, что в один день шло в жертву до 80 лошадей, 70 коров, 100 быков и телят, 150 баранов, 300 уток и гусей…

Е.Новгородцев. Центры культурной и духовной жизни // Знамя октября (Лебяжье) – 1996 г. 26 марта

На фото: одно из марийских мольбищ в Лебяжском районе, у деревни Мари-Байса

 

С архивной полки. Содержание священноцерковнослужителей в селе Ржаной Полом в 19 веке

На содержание священноцерковнослужителей жалования ниоткуда не получается, кроме добровольных от прихожан подаяний: руги, петровского и осеннего, на кои постоянного условия между ними нет, а потому и содержание их посредственно.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.525 лл.15-16

 

Вятские села и веси: Мокино (Советский район)



Мокино, с., центр Мокинского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Мокинский».
Расстояние до центра района (г.Советск) 25 км., прежнее название: Троицкое, входило в состав Яранского уезда.
Расположено около р.Гремячка, по всему левому берегу речки рос хвойный лес, а в селе была березовая роща.
Троицкая церковь, каменная, построена в 1862-1869 гг. из кирпича местного производства, приход состоял из 60 селений, в селе земская школа, вторая в Фокино, третья на Пачмажской горе. К началу строительства церкви в селе насчитывалось 15 дворов. Неподалеку от села в д.Ваничи в 1875 г. была поставлена деревянная часовня. Жители кроме землепашества занимались торговлей, экипажным ремеслом и использовали лесные угодья.
В 1937 году началось строительство нового здания школы, для фундамента использовали нижнюю часть (из камня) церковной ограды, металлическую часть ограды увезли в г.Советск и огородили стадион. Колокольню использовали для кладки печей в школе. в церкви были библиотека, клуб, зернохранилище, МТС, мастерские совхоза до строительства нового здания в 1985 г. В селе есть здание администрации округа, школа, медпункт, Дом культуры, библиотека, музыкальная школа, Дом животноводов, маслозавод, сепараторная, льномялка, хлебопекарня, магазин, столовая, кузница, лесничество, почта.
Село – родина народного артиста СССР А.Ф.Ведерникова (см. ЭЗВ т.6 с.79). неоднократно бывал в селе Н.И.Вылегжанин, видный патолог, ученый, педагог, автор 50 научных трудов, с честью представлял советскую науку за рубежом.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.474-475

На фото: село Мокино в старину

 

Эпоха - газетной строкой: киргизские лошади в Вятке



Отзыв Елабужской земской управы о степных лошадях. Елабужская уездная управа продает и выдает в ссуду 9 и 10 августа 103 киргизские лошади на сумму 3288 рубля. По отзыву управы, степные лошади нынешнего пригона лучше, - ровнее прошлогодних, но пришли более тощие. Пригодность их для крестьянского хозяйства, по мнению ветеринарных врачей, несомненна тем более, что лошади были все молодые и незаезженные. Крестьянин судит о степной лошади конечно только по внешности и благодаря изнуренному виду ценит ее невысоко, но, продержав несколько время, убеждается в ея преимуществе пред местной лошадью. Киргизская лошадь скоро привыкает к упряжи и работе. Некоторых крестьян, получивших в ссуду лошадь, уже на другой день видят едущими на них. По мнению Елабужской управы, было бы гораздо целесообразно ежегодно производить выдачу лошадиных ссуд безлошадным не деньгами, а натурой – лошадьми, хотя бы из местных пород. В настоящее же время крестьянин, получив ссуду в 25 рублей, часто покупает на базарах в эту цену лошадь старую, с пороками, следовательно, полученная крестьянином ссуда не может принести ему той пользы, как если бы ему выдали лошадь, приобретенную земством.

Вятский край - 1896 г. № 102

 

К очередной годовщине Степановского мятежа. Мятеж в документах



Бойцы из продовольственных отрядов, находящихся под командованием Степанова и других пределах Уржумского и Малмыжского уездов подняли восстание против советской власти. Частью разбегаются по разным направлениям. Приказывается этих лиц из этих отрядов немедленно арестовать, отбирать оружие, деньги, документы. В случае сопротивления расстреливать. Усильте охрану и наблюдение по дорогам, пристаням, вокзалам. О случаях задержания немедленно доносите.

Вятка Чрезштаб
Облачерезком 564

Чрезштаб Малыгин
Нач штаба Попов
Секретарь Лебедев

Документ из фондов Нолинского краеведческого музея

На фото: члены Вятского губернского чрезвычайного штаба, сформированного в июле 1918 года и взявшего на себя всю полноту власти в губернии. Как видим, почти все совсем ещё молодые люди, которые со своей задачей справились - сохранили советскую власть в губернии, подавив все антисоветские мятежи и восстания.

 

Город Нолинск в советское время

Город Нолинск - районный центр Нолинского района. С. поселение, на месте которого вырос город, основан в 1668 году. Городом Нолинск провозглашен в 1780 году.
Общая площадь – 600 га. Население на 15 января 1959 г. – 10,3 тысячи человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.253

 

С  архивной полки. Ветеринарная конкуренция



В Оршанской ветеринарной амбулатории враждуют между собой два ветеринарных врача: Царегородцев – бывший крестьянин, человек лояльный и хорошо относящийся к крестьянам и Неклюдов, человек со старым складом, высокомерный, бывший земский служащий. Бывают случаи, что они спорят - что выписывать и сколько давать и после того, как один дал совет крестьянину, отпускает – другой нагоняет его где-нибудь и убеждает не слушать того.

Из информационной сводки Маротдела ОГПУ на 13 октября 1925 г. ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 л.7

 

Почему крестьяне не хотели учить своих детей?



Многие отцы смотрели на учебу своих детей как на баловство. Дети будут крестьянствовать, считали они, грамота им не пригодится, мы век прожили неграмотные… Правда, мальчиков учили охотнее. «Нас было у папы, мамы 8 гавриков: 5 дочерей и 3 сыны. У тяти четыре брата, и все жили в одном дому. Потом разъехалися, братья рядом выстроилися. Еще не давали на усадьбу-то, земли-то у нас мало было. Работали мы, и пока малы были. Работа была по нам: ложки красили краской, шкуркой шкурили. В семь лет отдали в школу в Цыганах. Училася без ноля десять классов. Мать сказала, что фамилию может расписать, ну и ладно. Че, говорит, их дома-то учить, письма писать парням што ли?» Воспоминания А.С.Никулиной, 1909 г.р.

В.Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.117

На фото: ученики церковно-приходской школы села Верхокамского Глазовского уезда со своими учителями (фотофонд ЦГАКО)

 

Эпоха - газетной строкой. Наплыв учениц

Наплыв учениц-мастериц. За последние дни в учебных мастерских губернского земства в Вятке прибыло много учениц из Пермской, Казанской и некоторых уездов Вятской губернии для изучения тех ремесел, какие вводятся нашим губернским земством в этих мастерских. Большинство из них приехало на свои средства, но есть несколько учениц с пособием от губернского земства. Главное внимание учениц обращено на ткачество.

Вятский край - 1897 г. № 70

Предлагаем вашему вниманию публикацию, посвященную истории учебных мастерских губернского земства в Вятке

https://rodnaya-vyatka.ru/comment/42705

 

Из истории населенных мест Вятской губернии. Когда Мурыгино было деревней



Подневольный труд на фабриканта. До революции поселок Мурыгино представлял деревушку из 23 домов, жители занимались земледелием. Рядом с деревней была бумажная фабрика богача Первушина. На фабрике работало 120 человек наемных рабочих по 12-14 часов в сутки. Труд их был невыносимо тяжелый, а заработок очень низкий. Заработанные деньги рабочим на руки не выдавались, а засчитывались за товары, получаемые по заборным книжкам из лавки фабриканта.

Заря коммунизма (Мурыгино) - 1951 г. № 57

На фото: таким было Мурыгино в царские времена

 

Как разрушали церковь в селе Никульчино (воспоминания)



Под церковью сделали подкоп, предварительно расперев ее бревенчатыми стойками. Затем все облили бензином и подожгли, но церковь не упала, а только осела. После этого ее вновь расперли бревнами, снова подкопали и взорвали. Она рухнула на бок. Земля вся так содрогнулась, что в домах повылетали стекла. Кладка церкви, замешанная на яичном желтке, практически не поддавалась разборке. Куски стен по желобам спускали под берег, где под загрузкой стояли баржи. Одна большая глыба – осколок стены храма - как памятник вандализму тех лет так и осталась лежать у самой воды под высоким берегом. Баржи, которые были, как позже выяснилось, перегружены остатками кирпичной кладки, так и не дошли до места – все затонули. Но главное то, что крест, упав с колокольни, ушел внутрь земли. Тракторами его пытались вытащить, но все тщетно - земля крест отдавать не пожелала, забрав его в свое чрево.

Воспоминания старожила села А.А.Головиной были опубликованы в книге А.Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды».

На фото: такой была каменная Покрово-Богородицкая церковь села Никульчино

 

Из истории города Вятки. Костры на улицах



Костры на улицах. Полиция разрешила в ночное время городовым разжигать на своих постах костры, которые 1 января и горели на улицах, что против магазинов Кардакова и Клабукова, на Спасской улице. Первые огни на наших улицах обывателями были признаны за пожар тротуар, но очевидность показала другое: у огней грелись городовые и извозчики. К греющимся от поры до времени подходили и прохожие. На днях будут зажигаться костры и на других постах. Дров для разжигания костров городовым пока не отпущено, но они надеются их получить от городовой управы в самом непродолжительном времени.Вятская речь - 1912 г. № 2

 

Вятские легенды. Чудесные иконы

Это легенда может быть, а может быть, и нет. Вот церковь хотели поставить в кулинарии. Тут была поставлена небольшая часовня деревянная. Вот. И икона была. От кого? От какого святого? Вот ночью эта икона выходила вот сюда, где сейчас стоит церковь. Кто переносил, никто не знает. И решили строить церковь здесь. И много раз. Принесут ее, а утром ее нет: она опять на этом месте. Я слышал это от старых людей. Стары люди рассказывали, юрьевцы.

Записано в 1991 г. в с.Юрьеве Котельничского района От Н.А.Немчанинова, 1914 г.р.

 

Вятская жизнь сто лет назад. Локомобиль



На станции Свеча заготовлено тройнику около 600 кубов, которые надо распилить. Для этой цели прислан локомобиль, но на полдороге от пакгауза к дровам он брошен и уже валяется в таком положении около месяца без всякого присмотра.
В любое время у локомобиля могут быть похищены части, без которых он не сможет выполнять своего назначения. Когда локомобиль будет поставлен на место и пущен в ход, сказать никто не может.
Крестьяне, работающие на распиловке, посматривают на машину и поговаривают, что когда все дрова распилим ручным способом, тогда и машину поставят. Преступно тормозить распиловку дров в момент острого топливного кризиса, когда локомобиль стоит без дела. При работе локомобиля вся распиловка была бы кончена в несколько дней.
В старое время, когда на станцию Свеча прибыл локомобиль, он на третий день уже работал. Почему же когда мы теперь работаем для себя, то допускаем подобную халатность.
Обращаю на это внимание всех организаций.

Член партии А.М. Удалов. Письма наших читателей. Преступное разгильдяйство // Вятская правда - 1921 г. № 55

На фото: вот что представлял из себя локомобиль... Массивная была машина...

 

Эпоха - газетной строкой: водопровод в селе



Небольшое село Елабужского уезда Вятской губернии Пьяный Бор открыло свой собственный общественный водопровод. Построен он на частные пожертвования (до 900 рублей), причем все земляные работы по постройке были приняты местными крестьянами на себя. Вода проведена из ключей на расстоянии слишком 700 сажень в количестве до 4 тысяч ведер в сутки. Устройство этого водопровода тем замечательнее, что село, находясь на берегу реки Камы, особо и не нуждалось в воде, потому что жители его вполне довольствовались грязной водицей из этой реки; впрочем, теперь, без сомнения, они предпочтут ключевую воду. Случай этот уже обратил на себя внимание газет.

Вятская газета (газета Вятского земства) - 1895 год № 23

На фото: село Пьяный Бор Елабужского уезда в старину. Фото с сайта "Родная Вятка"

 

Свадебные обряды татар: выкуп невесты

Период от сговора до свадьбы обычно длился около месяца. Среди большинства казанских татар в этот период особых обрядов, визитов не было, в то время, как у татар-мишарей, пермских, чепецких татар этот период изобиловал множеством обрядов. В отдельных районах проживания татар-мишарей, пермских татар уплата части выкупа служила основанием для совместной досвадебной жизни молодых. Подобное было характерно и для свадебной обрядности казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков.
Обряд, связанный с установлением размера выкупа, у татар-мишарей происходил в доме невесты. Со стороны жениха обычно являлся его отец и два старших родственника. Они приносили с собой каравай хлеба и соль, завернутые в платок. Калым, как правило, состоял из денег, одежды и обуви для невесты, постельных принадлежностей и продуктов питания для свадьбы. Калым нередко вносили в рассрочку. Первую долю калыма отец жениха или тот, кто его представлял, клал на хлеб, принесенный родственниками жениха. Подобный обряд был также присущ чувашам и удмуртам.

Д.Р.Шарафутдинов и Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.12

 

Эпоха - газетной строкой. Когда вятские врачи лечились в Казани



22 мая ординатор Вятской губернской больницы А.М.Праздников выехал на пароходе в Казань для совета с профессорами по поводу своего расстройства здоровья. Больного сопровождают жена и сестра; одновременно вместе на одном пароходе в отпуск отправился и другой земский врач И.Ф.Иорданский.

Вятский край - 1897 г. № 53

 

По страницам советских газет. Проблемы электроосвещения



Наша сельхозартель освещается колхозной электростанцией. Но часто бывает так, что в одной и той же деревне на одном конце горят электролампочки, а на другом стоит ночной мрак. Станция находится на центральной усадьбе в Русских Шоях, поэтому близлежащие деревни освещаются, а жители деревень Аганур, Саламатнур и животноводам 4 ферм, находящихся в этих деревням, часто приходится думать о лампах и фонарях. На фермах появляется лишнее беспокойство: из-за плохого освещения нарушается режим кормления животных, что отрицательно сказывается и на продуктивности.
Не пора ли навести порядок на электростанции?

А.Саламатнурский. Колхоз имени 22 партсъезда съезда. То потухнет, то... // Заря (Куженер) - 1965 г. № 112

 

По страницам старых газет. Хулиганы-конокрады

Арестованы крестьяне Уржумского уезда Ирмучашской волости деревни Русские Шои Михаил и Петр Киселевы – первый на три месяца, а второй на три недели за то, что будучи вообще крайне порочного поведения (Михаил Киселев был, между прочим, судим Пермским окружным судом за богохульство), они 23 июня, встретив в лесу ехавшую с малолетним ребенком на лошади черемиску, столкнули ее с повозки, овладели лошадью и погнали во весь дух по дороге вплоть до полевых ворот, а затем бросили лошадь на произвол судьбы.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 194

 

Вятский край в поэзии. Разговор терского казака с вятским другом



Бывал я в ваших тех местах,
Служа в конвойных казаках.
Просторны хлебные поля.
Шумят листвою тополя,

Увалы, вятские леса…
Ей-богу, дивная краса!
Но вятский север поскудней:
В лесах, болотах жить трудней.

Там не проехать, не пройти…
Лишь только конь донской породы
Нас выручал средь той природы.
Да верный друг, стальной кинжал,
Бывало, также выручал

От волка вашего седого
И от разбойника лихого.
Но сам народ у вас простой,
По-русски пустит на постой.

Названья помню ваши я –
Котельнич, Вятка и Шурма.

И помню, как похмелье бражье
Лечил у вас в селе Лебяжье.

Какое дивное село:
Самой легендой создано…
Как украшение реки,
Видали наши казаки:

Сияет белым над горой
Святая церковь! Боже мой!
И величаво купола
Венчают пашни и поля,

А там, за Вяткою-рекой, -
Какой простор, какой покой…

Валерий Конаков, вятский поэт

 

Из истории города Слободского. Навоз - в речку...



Слободской. С наступлением весны полиция стала заставлять обывателей чистить от навоза дворы и улицы и чистить помойные ямы.
Но так как у многих обывателей своих лошадей нет, то они собственно нанимают соседних крестьян с лошадьми и очищают навоз, а сии последние, видя что возить навоз за город далеко, ухитряются сваливать его среди города, в протекающую по Слободскому речку Козульку…
Разыграется Козулька, поднимет свои воды и бесплатно увезет весь навоз в пруд, в который она впадает и из которого окрестные обыватели носят воду…
Это и будет – оздоровление города…
Слободские же санитары, очевидно, ничего не видят. Черный.

Вятская речь - 1911 г. № 73

 

Опустели мои деревушки…



Небольшие деревеньки Зеленка 1-я (Новожилово) и Зеленка 2-я (Шиляково) находились немного в стороне от других деревень Алешева. Их разделяла небольшая речка Зеленка. До объединения колхозов деревни входили в состав колхоза «Ленинец». В начале 40-х в Новожилове проживали десять семей – основные фамилии Сухановы и Бечковы, в Шилякове было шесть хозяйств: Жерноковы, Игумновы, Быковы, Шиляковы.
Как косой прошлась по этим деревням война: больше 20 самых молодых и самых крепких мужчин ушли на войну, 18 не вернулись, многие пропали без вести. Эти деревни опустели самыми первыми, уже к середине 60-х здесь не осталось никого, и сейчас даже невозможно определить место, где когда-то стояли дома.

М.В.Зимирева. Душа моя прописана в Алешево - Киров 2015 г., с.408

Примечание. Деревни эти находились в Лузском районе

 

Из истории поселка Ленинское. Послевоенные проблемы поселка

Больше внимания нуждам трудящихся. В прошлом году «Кировская правда» отмечала плохую заботу Шабалинского райисполкома о благоустройстве районного центра поселка Ленинское. Указали на это и избиратели накануне выборов в местные советы.
Прошли выборы. Обновился состав райисполкома, а положение в поселке не изменяется. По прежнему не работает баня. Для того, чтобы помыться, жители районного центра ездят в деревни. Бездействует электростанция: нет топлива. Очень мало внимания уделяется культурному обслуживанию населения. С перебоями работают радиоузел и кино. Плохо отапливаются школы, детские учреждения, Дом Культуры.
Пора исполкому районного совета позаботиться об удовлетворении неотложных нужд трудящихся поселка.

А. Несветаева. Больше внимания нуждам трудящихся // Кировская правда – 1948 г. № 20

 

С архивной полки. Из журнала учета посетителей кировского уполномоченного по делам религии



29 декабря 1959 г. Гражданин Попов Афанасий из села Решетники по образованию агроном. Он служит в церкви чтецом. Хочет быть священником. Я ему думаю отказать в регистрации.

ЦГАКО ф.Р-2169 оп.44 д.118 л.46

На фото: такой была церковь в селе Решетники Уржумского района до своего закрытия. Фото 1950-1960-х гг.

 

Из истории города Вятки. Непроходимые места города



Небрежность. Около дома Смольянинова, что на Царевской улице, невозможно ни пройти, ни проехать. Тротуары все завалены снегом, дорога покрыта толстым слоем навоза и кругом лужи воды.

Вятская речь - 1911 г. № 74

 

С архивной полки. Как закрывали церковь в селе Актыгашево Уржумского района



Выписка из протокола № 25 заседания президиума Шурминского райисполкома 31 июля 1939 г.: «Постановили: в соответствии с постановлением ВЦИК И СНК РСФСР от 23.01. 1918 г. с.у. 1918 г. № 18 ст.263 о религиозных объединениях в связи с тем, что религиозное объединение Актыгашевской церкви на протяжении ряда лет условий договора в части содержания в чистоте и обеспечения здания ремонтом не выполняет и от ремонта отказалось (см. докладную церковного совета), в силу чего создана угроза обвалу потолков и приведения здания в негодное состояние, а поэтому президиум Райисполкома считает необходимым расторгнуть договор с религиозным объединением села Актыгашево, молитвенное здание закрыть и передать в ведение Актыгашевского сельского совета для использования для культурных мероприятий…»
Верующие действительно не могли осуществить ремонт церковного здания, о чем они сообщали Актыгашевскому сельсовету в «Докладной записке» за полмесяца до этого: «…В связи с тем, верующие помогать производить ремонт вышеуказанной церкви отказались и церковный совет для ремонта средств не имеет и поэтому ставит сельский совет в известность, что приход и церковный совет Актыгашевской церкви от ремонта отказываются».
И это было не мудрено. Вот какой ремонт предлагался верующим в июле того же года:
« В потолке разломана штукатурка – грозит обвалу, водосточные трубы проржавели, требуют капитального ремонта, а также и печной трубы, имеющийся на колокольне зонт проржавел. Стены, потолок, пол и окна закоптели и покрылись слоем грязи и пыли, а также иконостас, хоругви и т.д. покрылись слоем пыли и грязи.
… Ограда гнилая пришла в ветхость. В северных и южных дверях крыльца требуют капитального ремонта. В подвалах в правом навоз от кроликов и коз, а в левом мусор…
Ремонт: отремонтировать железную крышу, в дымоходе трубу и на колокольне под полом зонт.
Покрасить всю крышу красками на масле два раза, перед окраской очистить крышу от ржавчины и старой краски. Заготовить материал к 20 июля, покраску производить не позднее 10 августа, произвести уборку внутри помещения не позднее 10 июля 1939 г.
Произвести побелку внутри помещения к 20 июля 1939 г.
Произвести покраску изнутри косяков, рам, пола и дверей к 1 августа 1939 г.
Произвести ремонт южного и северного крыльца к 15 июля 1939 г.
Отремонтировать капитально ограду и покрасить к 25 июля.
Переложить печь голландскую к 25 июля.
Произвести очистку повалов ограды и т.д. к 10 июля».
11 августа 1939 г. Президиум Кировского облисполкома принял постановление о расторжении договора с Актыгашевской общиной верующей. Правда, окончательно решение о закрытии церкви под передачу под школу было вынесено только 10 марта 1940 г.
Не известно, была ли в этом здании школа, но в 1948 году в нем размещались сельский совет, контора сельпо и клуб, причем сообщалось, что здание бывшей церкви во вполне хорошем состоянии:
«С 1940 года по решению Исполкома райсовета церковное здание передано под Актыгашевский с/совет, контору сельпо и сельский клуб.
Церковь выстроена в 1904 году. Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, снаружи обшито тесом, внутри оштукатурено, крыто железом с пристроем колокольни. Колокольня и сторожка сохранены, крестов нет, иконостас и церковная ограда ликвидированы. Рамы оконные сохранены, но тепловые в большинстве без стекол. Внутри здание переоборудовано. Устроено 2 этажа, также произведен настил полов и потолка. Нижний этаж используется под избу- читальню и сельский клуб, где устроена сцена. Второй этаж занят с/советом и конторой сельпо. По техническому состоянию, здание к использованию пригодно. Отношение к зданию со стороны с/совета хорошее».
Скорее всего, ремонт здания церкви, предложенный верующим, как обычно было, являлся фикцией. По словам местных жителей, здание церкви простояло в селе почти до конца века…

Источник: ЦГАКО ф.Р-2169 оп.45 д.510

На фото: церковь села до закрытия и после

 

Из истории населенных мест Вятского края. Поселок Лесное

Лесное - лесной поселок. Лесное. Этот поселок на севере области вырос в глухом лесу около 25 лет.
За последние годы поселок сильно изменил свой облик, он хорошеет и благоустраивается.
За семилетие Лесное вырос почти в два раза. Сейчас здесь живет несколько тысяч рабочих и служащих лесозаготовительного предприятия, железнодорожного транспорта.
Недавно десятки семей справили новоселье в благоустроенных каменных домах, что на улицах Ленина и Новой. Они получили квартиры с водопроводом, канализацией и водяным отоплением. Скоро строители сдадут в эксплуатацию еще 16-квартирные и 24-квартирные дома со всеми удобствами.
В поселке сейчас средняя школа, гостиница, две столовые, университет, несколько других магазинов, стадион. Хороший Дом Культуры, в котором работает народный театр. Нынче жителям преподнесен еще один хороший подарок – широкоэкранный кинотеатр «Восход».
В 1966 году в поселке планируется воздвигнуть вторую среднюю школу на 640 мест, двухэтажный каменный железнодорожный вокзал, бакалейно-гастрономический магазин, здание Госбанка.
В будущем же году поселок получит электроэнергию от государственной энергосистемы.

Н. Бакулин. Лесное - лесной поселок // Кировская правда - 1965 № 269

 

По страницам советских газет. Нет парикмахерской

Нет парикмахерской. В селе Юледур построен хороший павильон бытового обслуживания. Есть в нем швейная и сапожная мастерские, но нет парикмахера, хотя для него есть отдельная комната.
Очень затруднительное положение, что негде постричься. Неужели Куженерский промкомбинат не может найти парикмахера? Ведь каждый раз не поедешь стричься в Куженер или Сернур?

В.Лобанов. Нет парикмахерской // Заря (Куженер) - 1965 г. № 15

 

Эпоха - газетной строкой. Как фабриканты нарушали экологию


Из Котельнича сообщают, что вместе с таянием снега, вода в реке Вятке у города Котельнича стала совершенно негодна для питья: она имеет непристойный запах и пропитана чем-то едким. Вернее сказать, в этом виноват спиртовой завод Зубарева, на который давно уже следует обратить внимание кому следует.

Вятская речь - 1911 г. № 75

 

Из путевых заметок Д.К.Зеленина: отношение русских к татарам



…Русский крестьянин относится к татарину, в противоположность всем другим инородцам: черемисам, вотякам и пр. с уважением и почтительно зовет его: «князь» или «знаком». Сходится татарин и с русским интеллигентом: он обладает очень замечательной способностью фамильярничать с вами во всю, ничуть не оскорбляя этим даже самого обидчивого субъекта.

Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

Фото с сайта https://m.123ru.net/kazan/198372320/

 

Из истории населенных мест Вятского края. Село Лойно

Растет село Лойно. Село Лойно – центр Кайского района – растет и благоустраивается. Несколько месяцев назад в нем выстроено двухэтажное здание для продовольственного магазина и конторы райпотребсоюза. Рядом недавно начал работу новый магазин культтоваров. Вступила в эксплуатацию вновь выстроенная коммунальная баня. В новый дом переместился Лойнский сельский совет.
В центре села строится типовое здание детского сада на 50 мест. На строительство его отпущено 172 тысячи рублей. Оно должно быть сдано в эксплуатацию к 38 годовщине Великой октябрьской социалистической революции. Бригада плотников стремится завершить постройку детсада досрочно.
Сейчас полным ходом идет строительство двух жилых домов. В каждом из них будет две квартиры со всеми удобствами. В ближайшее время намечено приступить к постройке еще двух жилых домов.
Для администрации исполкома районного совета выстроен новый гараж.

М.Белых. Растет село Лойно //Кировская область -1955 г. № 78

 

Благоустройство уездных центров губернии на 1905 год



Замощено камнем

Вятка 12 верст
Елабуга, Сарапул и Малмыж 3 версты
Орлов 2 версты 105 саженей жердовиком
Слободской 2 версты 18 саженей
Котельнич 1 верста 150 саженей
Нолинск 1 верста 159 саженей
Глазов 150 саженей
Уржум, Яранск, Царевосанчурск -

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. (данные за 1904 г.) - Вятка 1905 г.

 

Утраченное. Богоявленская церковь города Вятки



Богоявленская церковь построена на месте древнего храма Воздвижения Креста Господня (на чертеже показан парный храм из двух деревянных построек). Разобрана в 1937 году.
Созидание града Хлынова началось, согласно Вятскому церковному преданию, со строительства храма в честь Честного Животворящего Креста Господня. В течение многих веков в Вятском кремле, рядом с Кафедральным собором, стоял вначале деревянный, а затем каменный Крестовоздвиженский (Богоявленский) собор – символический закладной камень нашего града.
Бесстолпный двухсветный четверик перекрыт крестовым сводом, завершен декоративным барабаном и небольшой главкой. Дополняющие храм трапезная и трехярусная колокольня (восьмерик на четверике) построены, как сообщают скупые источники, одновременно с холодным храмом.
Можно предположить, что строила его артель И.Никонова. об этом говорит общая композиция, декор, элементы которого встречаются в постройках хлыновских мастеров.

Валерий Федяев. Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 веков – Киров 2013 г., с.26

Фото с сайта sobory.ru


Назад к списку