ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Август: 16-31

Эпоха - газетной строкой. Экскурсия в церковь



Экскурсия учеников. 19 апреля ученики технического учителя под руководством преподавателя И.Ф.Федорова совершили экскурсию в Пятницкую церковь с целью зарисовки художественных сокровищ старины.

Вятская речь - 1911 г. № 86

 

К 103-й годовщине Степановского мятежа. Мятеж в воспоминаниях (разгром степановцев в Лебяжье)



Октябрьская социалистическая революция застала нас на турецком фронте. С большой радостью встретили солдаты и население весть о революции в Петрограде и Москве. В городе Трапезунд, где находилась наша часть, организовались Советы. Вскоре после этого нас отпустили домой.
На родину (деревня Быстрово) я прибыл 18 февраля 1918 года. Тогда уже здесь были Советы. Но председателем нашего сельсовета был избран волостной старшина Агафонцев и секретарем поп Ушаков . На словах они были за Советы, а на деле проводили кулацко-поповскую политику. Мы понимали, что в Советах не должно быть таких людей. Стали рассказывать об этом населению, а потом народ выгнал старшину и попа из Совета.
Весной состоялся волостной съезд Рождественской волости, на котором я был избран членом волисполкома. Работы тогда было много. Шел передел земли. Не нравилось кулакам то, что у них отбирали землю и отдавали ее безземельным крестьянам. А беднота приветствовала законы Советской власти.
В августе 1918 года мне пришлось ехать в Лебяжье, что бы поговорить с Уржумским уездным Советом. Приезжая на почту, мы узнали, что власть в Лебяжье и Уржуме другая. Но я решил, все же вызвать Уржум. Оттуда отвечают, что говорить можно позднее.
Пошел я в волисполком узнать, что делается там. Когда подошел к волисполкому, то сторож говорит: «Не ходи, арестуют тебя».
- Пусти, - говорю я ему. Сторож согласился.
Захожу в волисполком. Там несколько человек возились с пулеметами, видать, что пьяные, другие что-то делали с винтовками. Это были солдаты и добровольцы Степановской банды. Мне пришлось удалиться. Сторож был хороший, снова пропустил меня, а солдаты, очевидно, и не заметили.
Снова пошел я на почту. Начался разговор с Уржумом. Оттуда телеграфируют: «В Уржуме власть уже другая и у вас в Лебяжье тоже, надеемся, что вы последуете нашему примеру. Сейчас же, даже ночью, мобилизуйте способных носить оружие в возрасте от 15 до 70 лет. Вооружите их винтовками, вилами, топорами и т.д. Ставьте на дороги, на берегу реки заградительные отряды. Задерживайте подозрительных людей, не пропускайте идущие вниз пароходы».
Вот так новая власть! – подумал я. положив телеграмму в карман, сел на лошадь и уехал из Лебяжья…»
Когда приехал в Елькино, обо всем рассказал. Председатель нашего волисполкома тов.Тимшин был боевой. Быстро созвали заседание. Мы решили подчиняться только Советской власти и выполнять ее директивы. Решено было созвать волостной съезд. Послали нарочных. К вечеру этого же дня собрался народ.
Открылся съезд. Председатель волисполкома тов.Тимшин рассказал о создавшемся положении и заявил: «Надо принять все меры, чтобы отстоять власть Советов».
По другому думали богачи. Подрядчик Алексей Аверьянович и старшина Дмитрий Степанович говорили, что советская власть ничего не дала и нужно новую власть.
В зале поднялся шум. Председатель съезда слово предоставил мне. Я сообщил о телеграмме и рассказал о нашем решении.
Затем выступил крестьянин Пересторонин Архип Николаевич. Мужик он был советский.
- Правильно говорят наши избранники, - заявил он, - правильно ихнее решение, что надо подчиняться только Советской власти. Это наша власть. Она охраняет наши интересы.
Дружно участники съезда поддержали мнение Пересторонина. Затихли кулачье и крикуны.
Съезд единогласно принял решение, в котором призывал население укреплять власть Советов.
- Хорошо, надо бы только арестовать крикунов, - заметил незнакомый человек, потом сказал: «Мы вам поможем».
Позднее выяснилось, что это был разведчик из отряда красных.
На второй день после съезда к Елькино двигались воинские части. Белые или красные, думаем мы. Казалось страшно. Скоро был окружен волисполком. Затем несколько вооруженных бойцов, вместе с командиром, вбегают в помещение.
- Кто здесь начальник? – спрашивает командир.
- Я, - отвечает тов.Тимшин.
- Вы арестованы! Отвечать только на вопросы! Какая здесь власть?
-Власть Советов, - отвечает тов.Тимшин.
Далее командир расспросил о власти в Лебяжье, пересмотрел бумаги, прочитал решение волостного съезда и сказал:
- Понятно. Вы свободны. Убрать часовых! Здесь наши!
Отряд был расположен в деревне. Крестьяне угощали красноармейцев. В это время была послана разведка в Лебяжье. Красноармеец-разведчик, переодетый в женскую одежду, быстро вернулся обратно. Положение было выяснено. В Лебяжье орудовала Степановская банда. В Елькино двигались бандиты, что бы захватить власть в свои руки. Но этого им сделать не удалось. Красноармейцы сделали засаду. Скоро четыре бандита были пойманы около деревни Филатово и тут же в логу расстреляны.
Отряд красноармейцев с пулеметами двинулся к Лебяжью. Скоро началась перестрелка. Затрещали пулеметы. Отряд красноармейцев был уже в Лебяжье. Послышалось «Ура».
Бой длился недолго. Банда степановцев была разгромлена. Только часть бандитов сумела бежать за реку Вятку. В Лебяжье снова была восстановлена власть Советов.

Быстров. Разгром Степановской банды // Вперед (Лебяжье) – 1940 г. № 142-143

На фото: место, где когда-то стояла деревня Филатово. ЗДесь же было расстреляно 4 участника степановского отряда, посланные из Лебяжья в деревню Елькино. В советское время их могилы еще можно было найти, сейчас уже нет...

 

Из истории населенных мест Вятского края. Мырыгино строится

Новый поселок Мурыгино. Невообразимо преобразился поселок Мурыгино за годы советской власти в культурный благоустроенный районный центр. Бумажная фабрика «Красный курсант» стала большим промышленным предприятием, оборудованным новейшими машинами. За последние пять лет в поселке Мурыгино построено 185 домов, из них в текущем году построено 26 домов фабрикой «Красный курсант» и 39 домов индивидуальными застройщиками.

Заря коммунизма (Мурыгино) - 1951 г. № 57

 

По страницам дореволюционных газет. Наследники "Золотой Ручки"



Накупила. На днях в фруктовую лавку Шигабуддинова, что на Московской улице, рядом с типографией Шкляевой, зашла весьма прилично одетая дама высокого роста, лет 35, в золотом пенсне и кенгурунговой ротонде. Отобрав конфект и фруктов рублей на 20, она распорядилась все купленное ею сложить в корзину, пообещав за своей покупкой зайти через полчаса и тогда же и расплатится. Когда хозяин лавки приступил к укладке всего отобранного дамой, то не досчитался свертков с разного рода конфектами, приблизительно рублей на 7. Дама же, которую Шигабуддинов видал и ранее, в лавку уже более не возвращалась.

Вятская речь - 1912 г. № 22

Примечания. Сообщения о подобных дамах-воровках во множестве встречаются в Вятской губернской печати того времени

 

Из истории населенных мест Вятской губернии. Вокзальный клоповник



Котельнич. В диване мужской комнаты вокзала «Котельнич» проживает неимоверное количество клопов. Стоит прилечь на ½ часа, чтобы паразиты набросились на вас. Обращаем внимание администрации вокзала на этот клоповник.

Вятская речь - 1911 г. № 86

 

К 103-й годовщине событий в городе Нолинске. Воспоминания большевиков



Февральская революция застала меня в городе Тернополе, в 182 полку. В полку была подпольная организация РСДРП (б). Я посещал партийные собрания, был сочувствующим, но в партию официально тогда не вступил вследствие отправки меня на Австрийский фронт, в 45 Сибирский стрелковый полк. Правительство Керенского готовило наступление, призывая к «войне до победного конца». В полку же большевики вели агитацию под лозунгом: «Долой войну, долой 10 министров-капиталистов!»
Наступление на Австрийском фронте началось 18 июня 1917 года. В нем участвовали сибирские полки – с 45 по 52й и другие части. Сзади солдат установили пулеметы: по нежелающим идти в наступление было приказано стрелять. При таком «наступлении» солдаты превращались в пушечное мясо. Я был тяжело контужен в голову.
С позиции я прямо пробрался на родину, в деревню Камень, Нолинского уезда, Вятской губернии. Врачебная комиссия предоставила мне месячный отпуск, а потом направила в Вятский госпиталь, который размещался в здании нынешнего краеведческого музея. В госпитале я читал солдатам, лежавшим со мной, брошюры В.И.Ленина, разъяснял, кто такие большевики и за что они борются, говорил о предательской роли меньшевиков и левых эсеров. Врач решил избавиться от меня, направил на военную комиссию, и при его участии я был признан годным. Меня послали в маршевую роту, которая направлялась в город Сызрань, в 125 полк.
В Сызрани и застала меня Октябрьская социалистическая революция. Ввиду тяжелого положения с продовольствием, Сызранский Совет рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов решил демобилизовать солдат старших возрастов. Под мобилизацию попал и мой год. Я ехал на родину через город Вятку. Здесь шла подготовка к выборам в Учредительное собрание, распространялись бюллетени, призывавшие голосовать за ту или иную партию. Я захватил несколько экземпляров с призывом голосовать за РСДРП (б).
Прибыв в деревню Камень, я стал распространять эти бюллетени среди крестьян. Настал день выборов в Учредительное собрание. На сходе были вывешены бюллетени разных партий, но среди них не было бюллетеня РСДРП (б), как будто такой партии и не существует. Я принес бюллетень и вывесил его рядом с другими.
Некоторые избиратели обратились к левому эсеру Брылякову с вопросом, за какой бюллетень голосовать. Он стал призывать голосовать за левых эсеров, доказывая, что это партия, которая защищает интересы крестьян. Я не выдержал, поднялся на бочку и стал призывать голосовать за список большевиков. «Только большевики с передовым рабочим классом смогут защитить интересы крестьянства, избавят бедноту от помещиков и кулаков, - говорил я. – Нам не Учредительное собрание нужно. В Москве, Петрограде и других крупных городах созданы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. И нам нужно создавать Советы».
В результате за большевиков голосовало большинство крестьян, присутствовавших на сходе.
В январе 1918 года я был выбран делегатом волостного съезда, а 1 февраля пленум Нолинского уисполкома утвердил членом исполкома и назначил членом коллегии уездного земельного управления.
В составе членов Нолинского уисполкома были тогда преимущественно «левые» эсеры – Марков, Коротких, Кириллов, Погудин, Зыкин, Бушмакин, Юхнев и др., а также помещик Маковеев, сын торговца Лоскутов, бывший земский начальник Овчинников и ряд других лиц, враждебно относящихся к советской власти. Нас, сочувствующих большевикам, было только 5 человек: Корюгин, Мурин, Кудрин, Кукарин и я.
в апреле к нам в Нолинск приехали назначенные Вятским губкомом РСДРП (б) тт.Вихарев и Монахов: первый – на должность уездного военного комиссара, второй – его помощником по политчасти. По их инициативе в мае 1918 года оформилась организация большевиков. Нас, сочувствующих, приняли всех в ряды большевисткой партии.
… В Нолинске в первых числах августа 1918 года укомоми уисполкомом были получены сведения, что находившийся в Малмыжском уезде продовольственный отряд под командованием Степанова перешел на сторону белогвардейцев, занял гг.Малмыж и Уржум и движется на Медведок. В связи с этим было собрано экстренное заседание уисполкома. На нем обсуждался вопрос о мерах, которые надлежит принять в случае наступления степановской банды на Нолинск. Военное командование решили поручить командиру латышского отряда Жидялису.
Разошлись по домам. Утром в 4 часа приходит ко мне под окно член коллегии уездного землеуправления тов.Мезенцев, который дежурил в уисполкоме до 12 часов ночи, и сообщает: новый дежурный ему рассказал, что все власти из города выехали неизвестно куда. Я наспех собрался, и мы направились в бывшее духовное училище, где помещался военкомат. Здание было пусто. Пошли в уисполком. Дежурный член исполкома сообщил: сейчас был военный комиссар т.Вихарев, сказал, что он поехал на почту. На почте от телеграфиста мы узнали, что Вихарев уехал в духовное училище. Мы – туда. Застаем его во дворе. Тов.Вихарев рассказал нам, что отряд Жидялиса отошел в Кырчаны. Вместе с ним отошли красногвардейцы, команда австрийцев-интернационалистов и несколько членов уисполкома.
Вскоре на улицах Нолинска появились группы народа. Ударили в набат. Нужно было выбираться из города. Мы сели на коней и по Яранской улице направились за город, к дороге на Кырчаны.
Приехав в Кырчаны, мы нашли там Жидялиса и ряд членов уисполкома. Вихарев предложил Жидялису вернуться обратно, но тот отказался, заявив, что ему приказано ехать в Вятку. Взяв из отряда Жидялиса пулемет, мы все (кроме этого отряда) направились в Нолинск.
Приезжаем в город. Там все спокойно, но, оказывается, офицерство сбежало к Степанову. На другой день в здании бывшего духовного училища мы организовали штаб. Здесь разместились военкомат, уком партии и наше общежитие. У входа установили пулемет. Охраняли здание австрийцы-интернационалисты.
Так, в тревоге, прошла неделя. 12,13 и 14 августа провели переосвидетельствование бывших офицеров, проживающих в уезде. В г.Нолинске эта работа была закончена 14 августа. Офицеры под всякими предлогами доказывали, что они больные, но мы освобождали от призыва только калек. В 9 часов вечера пришел разводящий и доложил, что два человека просят пропустить их в здание, они хотят видеть тов.Ковина. Вихарев разрешил пропустить. Заходят волостной военный комиссар тов.Зяблицев и председатель исполкома Большеситминской волости т.Козионов. Мы расспросили их о настроении крестьян. Пришедшие сообщили, что в волости есть кой-какое оружие, оно роздано членам партии и надежным беспартийным, но оружия мало. Вихарев посоветовал товарищам создать штаб при волисполкоме, вооруженных людей держать на казарменном положении и по первому сигналу спешить в Нолинск на помощь.
Прибывшие выехали в волисполком. Вихарев проверил посты в городе. Через час он возвратился и сказал, что все спокойно. Мы долго не спали, разговаривали. Только заснули, – прибегает разводящий и говорит, что часовой закрыл дверь на засов: якобы к нему приближались вооруженные люди. Была поднята тревога. Школьными партами мы забили все входы в здании и коридоры первого этажа. Все находившиеся в здании люди были вооружены винтовками и гранатами и расставлены у окон.
Оказалось, что к зданию с трех сторон подходили степановцы. Началась перестрелка. Она продолжалась несколько часов. Тов.Вихарев встал к пулемету. Вышедший на помощь нам отряд красногвардейцев степановская банда встретила огнем. Никакой помощи мы не получили. Степановцы вызвали тов.Вихарева к телефону, предлагали сдаться добровольно, иначе угрожали уничтожить здание вместе с нами. «Я не хочу с вами разговаривать, - ответил тов.Вихарев. – Вам все равно нас не взять, к нам вышел из Вятки. А если мы погибнем за завоевания Октябрьской революции, за идеи социализма, за коммунизм, то наши товарищи будут продолжать наше дело, и вас, гадов, победят».
После этого разговора снова возобновилась перестрелка. До конца перестрелки у нас не было ни одного раненого. У бандитов был тяжело ранен помощник Степанова.
Банда, видя, что нас не взять, вместе с нолинской буржуазией решила поджечь здание. Купцы Рязановы и Двинянинов привезли две бочки керосину. Были привезены также два воза ржаной соломы, пожарная солома. Враги навалили соломы к дверям, облили ее из пожарной машины керосином и подожгли. Огонь стал проникать внутрь здания. Дышать было все труднее. Мы, 21 человек, продолжали бороться с бандитами, отстреливались, бросали из окон гранаты. Но огонь брал верх. Некоторые товарищи начали в стенах, где проходили калориферные каналы, пробивать отверстия, чтобы спастись через них. Я поспешил к Вихареву, предложил спуститься по водосточным трубам. Вихарев мое предложение одобрил, сказал: «Спасайтесь», а сам остался у пулемета, заявив, что, пока мы будем уходить, он не допустит банду и покинет здание последним. Мы крепко расцеловались при прощании. Я пришел к товарищам и предложил спасаться через окна по водосточным трубам. Выбрался таким путем и сам. Воспользовавшись темнотой, я разыскал тов.Штина и с ним вместе мы выбрались из города. Здание штаба было все объято пламенем.
Куда идти? Вспомнил деревню Бабкино , находящуюся от города в 12 километрах. Туда я ездил раньше, останавливался в одном доме. Семья состояла из двух стариков и дочери. К ним мы и направились. Пробрались благополучно. Штина старик через двое суток проводил до Кырчанского тракта домой. Я упросил дочь стариков сходить в город. Побывав там, она сообщила, что все, кто остался в духовном училище, погибли. Военком Вихарев, рассказывали жители, спасался в сводчатом подвале. Когда пожар стал затухать, банда начала бросать через окна подвала связки соломы, облитые керосином. Вихареву стало невозможно дышать. Он вылез в окна и сказал: «Я – Вихарев». Его терзали и убили.
На третью ночь послышались орудийные выстрелы. Дочь хозяев опять пошла в город. Возвратившись, она рассказала, что город занят большевиками, белые бежали.
В 2 часа ночи я вышел из дома и направился оврагами в город. Прибыл туда рано утром. Все спокойно. Решил зайти к члену уисполкома, бывшему городскому голове Шангину. От него узнал, что из под развалин извлечены трупы погибших.
О себе Шангин рассказал, что он был арестован степановской бандой за совместную работу с большевиками. Мы пошли в город. По пути встретили члена уисполкома тов.Кутявина, который спасался у городского жителя Кощеева. Затем мы повстречали уездного продкомиссара тов.Корюгина и председателя уисполкома левого эсера Маркова. Обсудили вопрос о похоронах погибших. Решили похоронить их против сгоревшего училища в общей братской могиле: 3 человек передали для погребения родным. На могиле героев мы поклялись продолжить их дело до конца.
Для защиты города Нолинска от степановской банды, как мы узнали, из Вятки был выслан вооруженный отряд. Отряд ехал пароходом. Не доезжая до пристани Медведок, он выгрузился под деревней Большие Ключи. Отряду были приданы трехдюймовые орудия и пулемет. На подводах отряд двинулся ночью по направлению к Нолинску. Не доезжая до города 4 километра, он остановился в деревне Зубари. В 2 часа утра была открыта орудийная стрельба по направлению к городу. В степановской банде и среди буржуазии началась паника, и они в беспорядке покидали Нолинск. Отряд вступил в город 19 августа.
Совместно с прибывшими из Вятки товарищами мы устроили собрание. Из 46 членов уисполкома оказалось всего 10 человек. Создали ревком из 5 человек, назначили созыв внеочередного уездного съезда Советов. Распределили обязанности между 10 членами уисполкома. Я был назначен заведующим уездным земельным отделом и временно военным комиссаром.
На съезде Советов избрали новый состав уисполкома. Председателем был избран прибывший с отрядом из Вятки тов.Бунин.
На съезд приехал бывший член уисполкома, которого мы считали погибшим, тов.Кудрин. Он находился до конца с тов.Вихаревым. Кудрин рассказал:
- Когда невозможно стало дышать, мы спустились с Вихаревым в сводчатый подвал. Открыли водопровод и напустили воды, рассчитывая там спастись. Здание догорало. Вихарев сказал: «Вот догорит, уйдут все – вылезем». Вдруг в окно к нам с улицы начали кидать облитые керосином связки снопов из ржаной соломы. Мы стали задыхаться. Вихарев вылез в окно прямо к бандитам, а я в другое окно – во двор. Побежал к бане, хотел спрятаться в ней. За мной погнались два человека из банды. Кинулся в малинник. Они в темноте потеряли меня, несколько раз выстрелили. Пуля чуть задела висок. Я воспользовался темнотой, вышел из города и направился домой.

З.Д.Ковин . Подвиг комиссара Вихарева и его товарищей // Кировская правда – 1957 г. № 220.

На фото: документ со списками погибших большевиков и красноармейцев из фонда нолинского музея

 

Из истории населенных мест Вятского края. Новостройки деревни Михеевщина



Выросли на пустыре. В деревне Михевщина совхоза «Лебяжский» строится новая улица. На пустыре выросли три двухквартирных брусковых дома. Залит фундамент и для 4го. Нынче хозяйство закончит также строительство теплой стоянки для автомашин, механизированного тока КЗС-40, кормоцеха. Для них уже завезены в основном все строительные материалы.
Сейчас в совхозе работают 3 строительные бригады.

Кировская правда – 1981 г. № 129

На фото: на улицах современной деревни

 

По страницам дореволюционных газет. Трактирные страсти



Елабуга. Результаты трактирных неурядиц. «Наш громовержец» серьезно рассердился и лишил Елабугу 11 трактиров; по крайней мере, вот уже с полмесяца любители «пенного» накачиваются в заведениях, торгующих питиями на вынос. В данное время город оцеплен винными лавками, подобно неприятельским пушкам, которые находятся, как на войне, за городской чертой в пределах Лекаревской и Трехсвятской волостей. Если результатом пушечных действий бывают «тела», то вышеупомянутые винные лавки по этой части работают нисколько не хуже первых и дали уже смертный случай: пожилой староста из Подмонастырки запился. Словом, осада ведется правильная, и наш муниципалитет обязан почувствовать силу пионеров винного дела , но горевать ему все же не стоит: ведь град Котельнич стоит в подобных же условиях, а на миру, конечно и смерть красна…

Вятский край - 1897 г. № 8

На фото: музей-театр "Трактир" в современной Елабуге. Фото с сайта https://amtg.sa6.ru/cats/museum/elabuga

 

Из истории города Вятки. Неудачные концерты



Концерт цыган. В понедельник в городском театре был дан концерт хора цыган под аккомпанимент гармонии. В хоре принимало участие около 10 человек. Концерт прошел при пустом зале. Сбор от концерта оказался 30 рублей. по слухам из Вятки цыгане уезжают в город Слободской, по другой версии – их выселяют из города.

Вятская речь - 1911 г. № 87

На фото: старое здание театра города Вятки

 

Из истории населенных мест Вятского края. Медянский район в советское время

Культурные преобразования. С победой Великой октябрьской социалистической революции в короткий срок покончено с бескультурной отсталостью населения, ликвидирована неграмотность. Сейчас в районе имеется две средние школы, 9 семилетних и 21 начальная. В них обучается 4670 учащихся. Работает районный Дом культуры, 18 изб-читален и сельских клубов, 8 библиотек, 5 колхозных клубов, создано 47 красных уголков.

Заря коммунизма (Медянский район) - 1951 г. № 51

 

По страницам дореволюционной печати. Мелководье на Вятке



Мелководье. Пароходчики стращают скорым прекращением пароходства до Вятки. Если воды убудет вершков на 1 ½-2, тогда до Вятки не будут доходить даже и те маленькие пароходики, на которых пароходчики доставляют своих пассажиров из Медведки, Кукарки, Котельнича. Самый сильный перекат у города Орлова.

Вятский край - 1897 г. № 68

На фото: 1874 год, вид на Успенский Трифонов монастырь с другого берега реки. Источник: https://foto-history.livejournal.com/11758374.html

 

Из истории слободы Кукарки. Убийство торговца



Кукарка (кровавая драма). В воскресенье 18 апреля в самый разгар торговли на люднейшей улице был убит в своей лавке торговец-татарин Зайдуллин. Убийство произошло на почве ссоры из-за мешка, оставленного крестьянином деревни Зеленовщина на хранение в лавке татарина и неизвестно куда исчезнувшего. Крестьянин стал упрекать торговца – произошла ссора, перешедшая в драку, во время которой крестьянин нанес палкой удар в глаз торговцу Зайдуллину, от чего последний через час умер.
Интересно, что все это произошло в самом людном месте, около полицейского поста и, несмотря на все это, убийца совершенно свободно скрылся и долго было неизвестно, кто он такой, пока через день не добрались до него и не арестовали.

Вятская речь - 1911 г. № 89

На фото: здания бывших лавок и купеческих домов до сих пор украшают во множестве город Советск - бывшую Кукарку. Может, в одном из таких домов и была лавка Зайдуллина?

 

Из истории населенных мест Вятского края. Поселок Маромица

Улица студенческая. Минувшим летом в поселке Маромица Опаринского района появилась улица с необычным названием. Положили начало ей студенты строительного отряда (ком. С.Миллер), строившие двухквартирный деревянный дом на месте, отвоеванный у леса.
В добротном здании, построенном молодыми энтузиастами, въехали счастливые новоселы. Строители и рабочие леспромхоза остались довольны качеством жилья и благоустроенной территорией: домики обнесены оградой из штакетника, возле них проложены тротуары.
Жители поселка назвали в честь строителей новую улицу Студенческая.

Кировская правда – 1971 г. № 53

 

Вятская жизнь сто лет назад. Пожар в Котельниче



Пожар. Котельнич. 19 марта, в 4 часа дня сгорел единственный в городе театр, принадлежащий УОНО. В огне погибло почти все имущество театра. Причина пожара – оставленная без присмотра в уборной железная печь.

Вятская правда - 1921 г. 64

Примечание. Пройдет несколько лет, и город выгорит в огне большого пожарища почти полностью...

 

Эпоха - газетной строкой. Библиотекарь со странностями

Село Окатьево Котельничского уезда. Котельничским земством почти во всех больших селах уезда открыта бесплатная библиотека-читальня. Одной из таких библиотек в село Окатьево заведует вдова священника М.А.Мотрохина, отличающаяся некоторыми странностями. Она ненавидит графа Льва Толстого и прячет его произведения подальше от глаз читателей. И все читатели уже не имеют возможности получить из библиотеки произведения Льва Толстого.

Вятская речь - 1911 г. № 90

 

Из истории населенных мест Вятского края. Первое электричество в деревне

В Монастырщине. Очень памятен мне вечер 6 ноября 1960 года в нашем небольшом селе Монастырщина, когда впервые комнаты жителей и улицы села озарились приятным светом электрических лампочек. Не нужно много говорить. Сам свет сказал многое.
А в прошлом село Монастырщина было ничем неприметное. Сейчас здесь 8летняя школа, новый клуб, где в свободное время культурно отдыхает молодежь, пожилые и старички. Смеркается. Толпы нарядных людей разного возраста спешат в клуб на торжественное заседание. Я умышленно иду стороной по главной улице села, чтобы лучше пронаблюдать и запечатлеть все в этот вечер. И как-то по особенному искрятся снежинки в яркой полосе электрического света. Вот улицы села огласились дружной песней молодежи «Не бывать войне-пожару! Не пылать земному шару!».
Да, прав Маяковский: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»

Г.Зеленина. В Монастырщине // Кировская правда – 1960 г. 23 декабря

 

Из истории населенных мест Вятского края. Перемены села Макарье



Перемены в селе Макарье. На шоссейной дороге между Даровским и Котельничем стоит старинное русское село Макарье. Здесь, как и всюду, идет деятельная подготовка к выборам в местные советы. Учтено население и определены границы избирательных округов. На территории села нынче будет образовано 16 избирательных округов по выборам в сельский совет и 1 округ – в районный.
Существенные изменения в Макарье произошли с моментом прошедших выборов в местные Советы. Вступили в строй новые каменные корпуса льнозавода и маслозавода. На базе бывших колхозных мастерских образовано отделение «Сельхозтехника». Отведено место для строительства бытового комбината.
Село Макарье – это большой культурный центр в Котельничском районе. В селе расположены средняя школа, участковая больница, Дом культуры, библиотека, почта, пошивочная мастерская, парикмахерская и сельпо с несколькими магазинами. Макарье – центр колхоза «Знамя Советов». Через село ежедневно проходит не одна сотня автомашин, только одних автобусов – до 30. Они связывают Макарье с Котельничем, Даровским, Вонданкой, Коброй, Спасским.

Д.Кожевников. Перемены в селе Макарье // Кировская область – 1965 г. № 19

На фото: в современном Макарье

 

По страницам дореволюционных газет. Панихида по А.П.Батуеву



По словам Вятского края, некоторые учителя и учительницы Уржумского уезда, помня деятельность покойного председателя губернской земской управы А.П.Батуева по развитию народного образования, задумали почтить память покойного, отслуживши по нем панихиду. Для этого в означенный день, 14 ноября, все изъявившие на это согласие, прибыли в село Сернур, который назначен было местом собрания; всех учителей и учительниц собралось до 30 человек. Тотчас же были собраны деньги по подписке на панихиду, и все отправились в церковь, где и была отслужена панихида по покойному, за которой пели учителя и учительницы общим хором.

Вятская газета - 1897 г. № 35-36

 

Из истории деревни Шой-Шудумарь

Начало жизни деревне Шудумарь относится к 1780 году. Вот ее история по рассказам старожилов.
Наголову разбиты отряды Емельяна Пугачева. Многие участники восстания казнены. Но не всех удулось отправить «на тот свет» и на каторжные работы Екатерине 2й. Те, которые спаслись, старались не попадаться на глаза карателям царицы и бежали в глухие места, где хозяйничали лишь медведи да волки, - убегали в темные непроходимые леса. А в наших краях их было достаточно.
В том самом 80 году 18 века пришли на место будущей деревни 100 марийцев. Местность с прозрачными ключами им приглянулась. И они решили остаться здесь навечно. Через год-два вместо шалашей появляется маленькая деревушка. Название ей дали Шудумарь, что значит, сотня марийцев. Оказалось, что деревушки под таким названием были и в других местах. Поэт к «Шудумари» добавили слово «Шой» (по названию речки).
Наши прадеды занимались охотой, жили дружно. А потом вырубали леса, корчевали пни и начали заниматься земледелием.
Те, у кого заводились деньги, покупал скот, открывал смолокуреные заводы, начинал торговлю с Казанью. С течением времени частники расширяют свои ведения, наживают капитал. Так появился первый богач среди жителей деревни Шой-Шудумарь, начинается эксплуатация человека человеком.
Помнят у нас, как Ловылян Егор вместо своего сына отправил на Русско-Турецкую войну сына бедного Япыка – Миклая, откуда он не вернулся.
Начинается брожение среди бедняцкой части деревни, возникают стихийные восстания. Для наведения порядка в наши края присылали русских солдат, которые с течением времени поселились тут же.

И Савельев. Моя Шудумарь // Заря (Кужунер) - № 91

 

Из истории города Вятки. Кому мешала вятская "свистопляска"?

Историческая ярмарка «Свистопляска» как известно, устраивается ежегодно на площади у Александровского сада. Ныне распространился слух, что будто бы настоятельница женского монастыря возбудила ходатайство о перенесении ярмарки с Александровской площади на Ивановскую. Однако, до вчерашнего числа в городскую управу никаких ходатайств по этому поводу не поступало. Поэтому о переводе ярмарки на другую площадь пока ничего не известно.

Вятская речь - 1911 г. № 96

 

Удивительный экспонент

Удивительный экспонент. Крестьянин починка Котяминера Ирмучашской волости Уржумского уезда, Макар Никитин, черемисин, не имеющий от рождения ни рук, и ног, занимается столярным ремеслом, работу производит с помощью зубов и плеч, делает столы, сундуки, скрипки, веялки и другие предметы, которые и представляет ныне в Нижний Новгород, на всероссйскую выставку. Никитин, говорят, играет на скрипке намерен посетить выставку.

Вятский край - 1896 г. № 50.

Примечание. Об этом удивительном человеке писал и этнограф Д.К.Зеленин в своем обширном описании "Вятка и Кама" в 1904 году

 

Эпоха - газетной строкой. Когда открывались кинотеатры в поселках...

Добро пожаловать! Широкоэкранный кинотеатр «Юность» на 400 мест, построенный в поселке железнодорожников Лесной. Перед октябрьскими праздниками гостеприимно распахнутся его двери для зрителей. Здесь пройдут праздничные вечера, будут демонстрироваться новые фильмы.

Г.Иванова //Кировская правда – 1966 г. № 259

 

По страницам дореволюционных газет. Кредит на спорынью

Спорынья. Вследствие дождливой погоды в течение нынешнего лета, в Елабужском уезде замечается на ржи спорынья. Уржумская управа просит у губернатора кредит на операции по скупке у населения спорыньи.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 159

 

Как великий историк Миллер пытался узнать у малых народов Прикамья что-то относительно их истории и других познаний



Сперва надеялся я получить у сих народах о древних их временах, их происхождении, о прошлых жилищах, о бывших войнах и о прочем, некоторые хотя не ясное и с баснословием обстоят соединенное известие, но тщетно. На таковые вопросы они ни малого ответа дать не умеют, а извиняются своею простотою, которая им о таких делах размышлять не позволяет. Все то, что я к приращению Истории и Географии по сказанию их собрать мог, состоит токмо в малом числе названий народов, городов и рек, на разных языках сих народов. Потребного произведения и причине оным званиям, довольно рассуждений о изобретении новых, или к подтверждению истории истины древних времен, не всегда выведать мне можно было.

Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков : с показанием их жительства, политического учреждения ... . - СПб., 1791

 

Из истории населенных мест Вятской губернии. Концерт в Елабуге



Корреспонденция. Город Елабуга. Тихую жизнь нашего городка оживил 24 ноября литературно-музыкальный вечер, устроенный в этот день в местном реальном училище. По приглашению директора училища Е.В.Воздвиженского на вечере, кроме учащихся реального учителя и жителей города, были почти все елабужские родители учеников реального училища и много граждан и чиновников. Программа вечера была весьма содержательная, интересная и выполненная довольно оживленно. Исполнители - ученики реального училища, очень удачно справились со своими ролями, а некоторые провели их удивительно артистически, вызвав вполне заслуженный восторг и аплодисменты публики. По окончании литературного отдела были танцы. Директор училища Е.В.Воздвиженский и и инспектор А.М. Григорьев были очень любезными и предупредительными хозяевами. В антрактах и по окончании литературного отделения учащимся и публикам был предложен чай, скромно, но умело сервированный. Видно было, что на подготовку вечера как с литературной, так и с чисто хозяйской стороны руководители праздника, при ближайшей помощи преподавателей, положили немало труда, результат которого вызвал восторг учащейся молодежи.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 259

 

Из истории населенных мест Вятского края. Послевоенное Мурыгино



В поселке Мурыгино. По плану послевоенной пятилетки поселок Мурыгино должен превратиться в большой районный центр. В поселке сейчас идет подготовка к строительству жилых домов, типографии, аптеки и амбулатории, зданий для торговых организаций.
Около 70 рабочих и служащих поселка изъявили желание построить собственные дома. В ближайшее время поселковый совет выделит им строительные площадки.
Кировский областной проектный трест приступил к разработке плана реконструкции поселка на ближайшие 10-15 лет. Съем-геодезические работы уже произведены. Будет предусмотрено улучшение электроосвещения домов и улиц, снабжение водой населения, строительство парка на берегу реки Вятки, озеленение поселка.

В поселке Мурыгино // Кировская правда – 1947 г. № 83

На фото: в современном Мурыгино

 

Из старых учебников. По берегам реки Вятки...



Берега реки Вятки от истоков и до первого большого поворота (около села Екатеринского Слободского уезда) низменны и почти сплошь покрыты густым хвойным лесом. От поворота берега становятся круче, гористее; самое течение реки делается быстрее. На всем дальнейшем течении берега чередуются: то левый возвышается, а правый низменный, то наоборот. Высокие берега в большинстве случаев покрыты мелким лесом и кустарником, а местами и крупным лесом. Низменные берега покрыты иногда кустарником, но большими лугами; поемные луга по берегам реки Вятки считаются лучшими в губернии.
По реке Вятке есть немало красивых живописных местностей, особенно в среднем течении ее. Крутые, гористые берега, густо заросшие хвойным лесом и кустарником; извилины реки, дающие возможность сразу видеть берег и дальние горы и поля, наконец отсутствие населенных пунктов и тишина, царствующая кругом – все это придает немного дикую, но своеобразную и величавую красоту местности. Особенно красивы виды реки и окружающей местности около станций: Гоньбы, Дмитриевки, Медведок, а также и около городов: Орлова, Вятки и Слободского.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890., с.40-41

На фото: река Вятка в Слободском районе

 

По страницам старых учебников. Население и промышленность города Вятки



Население города Вятки достигает 52,373 человек обоего пола и состоит, главным образом, из русских. Кроме русского населения в городе живут татары, поляки, немцы, евреи и др.
Промышленность города Вятки благодаря железнодорожному сообщению с Пермью, Котласом и Петроградом весьма увеличилась: в городе до 50 фабрик и заводов, вырабатывающих товара на 1 ½ млн. рублей. Замечательные заводы кожевенные (Лаптева, Поскребышева, Зонова), мыловаренные заводы (братьев Сунцовых), воскосвечный (Д. Ведерников), валено-сапожные, пряничные, дрожжевой, пчеловодческих принадлежностей, кирпичные и др. В городе имеются лесопильные заводы местных лесоторговцев (Клабукова, Усатова) и прочих. Кроме того, в городе развиты ремесла: портняжное, сапожное, малярное, штукатурное и прочее. Всех ремесленников в городе свыше 4 тысяч человек.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.99

 

С архивной полки. Как закрывали церковь села Шихалеево (бывшего Уржумского уезда)

Выписка из протокола за № 41 заседания президиума Марийского областного Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Марийской автономной области от 16 ноября 1931 года

Слушали: 2. О закрытии Шихалеевской церкви Мари-Турекского кантона.

Постановили: Принимая во внимание ходатайство более 80% бывших пользователей Шихалеевской церкви о закрытии таковой и передачи под школу и что церковью не пользуются более 2 лет, ввиду чего за зданием церкви отсутствует надзор, имущество расходуется, здание не охраняет, приходит в негодность и никем не принимаются меры к сохранению, поэтому ходатайство бывших пользователей и ходатайство Мари-Турекского КИКа о закрытии и передаче Шихалеевской церкви под школу удовлетворить.

Председатель президиума Аникин
Секретарь Васильев

ГА РМЭ ф.р-250 оп.5 д.8 л.83

 

Эпоха - газетной строкой. Кустарные промыслы в Елабужском уезде



Село Можгинское Елабужского уезда. Несмотря на благоприятные местные условия, кустарное производство у нас развито плохо. Встречаются изредка кустари одиночки, но о массовом производстве, о том, чтобы целые деревни занимались каким-нибудь кустарным промыслом, - не слыхать. Между тем эти промыслы могли бы служить порядочным подспорьем для народного хозяйства.
На этот предмет обратил теперь внимание наш земский начальник г.Поярков. Это тот самый Поярков, благодаря просветительской деятельности которого мы теперь имеем уже и народную библиотеку, и читальню, и чайные, пьянство у нас уменшилось и наши крестьяне идут теперь не в кабаки, а в чайные и в читальни. Теперь он заботится у нас о развитии кустарных промыслов. Он вошел уже в соглашение с одним из крестьян-кустарей Федоровым, занимающимся плетением из лык различных изделий, необходимых для постоянного домашнего обихода, и который имеет даже какое-то одобрительное удостоверение от княгини Екатерины Хованской в том, что он обучал успешному своему ремеслу детей-сирот в г.Самаре. По этому соглашению Федоров обязуется за местную плату и при готовых материалах обучить своему ремеслу других крестьян. Желающих обучиться нашлось уже человек до 10. Затруднения заключаются только в том, откуда доставать средств на наем мастера и заготовку материалов, необходимых для работ, - на что потребуется довольно порядочная сумма.
Мы думаем, что ввиду важного для местного населения развития среди него кустарных промыслов, а также ввиду в высшей степени полезной для народной просветительской деятельности г.Пояркова, губернское земство нашей губернии должно придти на помощь ему в этом деле.

Вятский край - 1896 г.№ 39

Фото с сайта https://pchelkka.livejournal.com/64025.html?thread=98

 

Отхожие промыслы в Орловском уезде



Отхожие промыслы достигли в Орловском уезде громадных пределов: ежегодно уходит на сторону для заработка 19 ½ тысячи человек, причем из этого количества 3200 душ берут годовые паспорта и, следовательно, совсем не участвуют в обработке земли. В силу этого во многих хозяйствах остаются дома только «старые и малые», т.е. лица неспособные к земледельческому труду. Такие безрабочие семьи или отдают свои наделы для обработки на отряд «оглом» оставшимся дома домохозяевам-соседям, или же совсем запускают свои наделы, оставляя их ввиду пустырей. Этим последним обстоятельством объясняется, почему в уезде насчитывается до 1067 дворов, вовсе необрабатывающих своих земель. Если принять во внимание, что на каждый такой двор приходится только по одному наделу пашни, то придется заключить, что до 3 ½ тысячи десятин лежит впусте.

Статистика Вятской губернии. Орловский уезд - Вятка 1887 г., с.46

 

С архивной полки. Список председателей сельских советов Косолаповского района Марийской автономной области 1 августа 1935 г.



Косолаповский сельский совет Трапезников
Пумаринский Музуров П.Ф
Руяльский Михеев П.
Ляж-Маринский Золотцев Василий
Шляпинский Лежнин А.И.
Зашижемский Пиянко П.В
Кугунурский Глазырин И.
Елеевский Ефремов И.С.
Мари-Биляморский Чернышов
Маныловский Филимонова А.И.
Куршаковский Ислентьев П.А.
Александровский Смоленцев М.

ГА РМЭ ф.р-250 оп.2 д.95 л.2

 

Эпоха газетной строкой. Решение проблемы безлошадности крестьян в Яранском уезде



Безлошадность. В Яранскую уездную земскую управу поступают постоянные просьбы безлошадных крестьян о выдаче им ссуд на покупку лошадей. Таких просьб поступило уже в настоящее время на сумму около 9 тысяч рублей; одни только крестьяне Тожсолинской волости просят ссуд на 7320 рублей. Между тем у управы находится в распоряжении кредит только в размере 700 рублей, ассигнованный на удовлетворение подобных просьб. Теперь управа обратилась в губернское земство с запросом, что ей с этим кредитом делать.

Вятский край - 1897 г. № 32

Фото С.А.Лобовикова

 

С архивной полки. "Кулацкий элемент" в сводках ОГПУ



Кулацкий элемент. В Ернурском районе Оршанского кантона нахальство кулаков до ходит до того, что они в стремлении приглушить комсомольское движение – ловит на улице комсомольцев и предлагают им выйти из организации, под угрозой смерти. Умершего коммуниста Иванова не хотят допустить хоронить на общем кладбище.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 л.54. Из информационной сводки Маротдела ОГПУ на 15 декабря 1925 г.

 

Эпоха газетной строкой. Из студентов - священники... без обучения в семинарии



Редкий случай. Нам сообщают, что один из воспитанников Вятской гимназии 8 класса выразил местному епархиальному преосвященному свое намерение идти на духовное служение. Епископ очень сочувственно отнесся к такому намерению и предложил гимназисту, выдержав экзамен на диакона, послужить в диаконском сане, а затем пообещал посвятить и в сан священника.

Вятская речь - 1912 г. № 5

 

Города Кировской области в советское время: Зуевка

Зуевка – молодой город, возникший в годы Великой Отечественной войны, районный центр. Населенный пункт возник после 1895 года в связи со строительством железной дороги Пермь-Котлас. В январе 1929 года Зуевка стала районным поселком и районным центром, а 14 апреля 1944 года преобразуется в город.
Площадь города – 714 га. Население на 1 января 1968 г. – 18,1 тысяч человек.

Города Кировской области - Киров 1968 г. , с.246

 

С архивной полки. Учительство и "религиозные предрассудки" (по сводкам ОГПУ)



Часть учительства до сих пор еще придерживается религиозных предрассудков, как, например, учитель Емешевской школы Краснококшайского кантона Сидушкин – участвует в церковном хоре. Состояние избы-читальни в указанном кантоне не удовлетворяет в смысле снабжения литературой, отоплением и качеством самих избачей.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 л.65. Из информационной сводки Маротдела ОГПУ на 15 декабря 1925 г.

 

Эпоха - газетной строкой. "Шашковая" ловля рыбы

Ловля стерлядей запрещенным способом. За последнее время на базаре города Уржума совершенно открыто продаются масса «шашковой» стерляди, отличительный признак которой ранки. Подобный способ ловли ранее преследовался законом, ныне же на это нарушение закона не обращается никакого внимания. Шашковая снасть представляет из себя длинную бичевку, на которой через коротенькие промежутки на коротенькой бичевке (около ½ аршин) с поплавком привязаны острооточеные удочки; такими бичевками рядов в 6 и более перегораживают на ночь перекат на реке Вятке и вся рыба, выходящая на ночь из омута, проходит через эти заграждения и попадает на крючки, а часть, сорвавшаяся с крючков, гибнет. Достаточно сказать, что при улове около 10 штук более 50 погибает от поранений.

Крестьянская газета - 1917 г. № 66 5 сентября

 

Со страниц старых учебников. Деревня и город



Деревня различается от города. В деревне нет церквей, магазинов, а лавки имеются в очень редких деревнях. Нет по вечерам и ночью в деревне освещения, т.к. оно никому не нужно, когда стемнеет на улице. В деревне нет тротуар для прохода от одного дома до другого, а дома в ней деревянные и очень маленькие, почему оные называются «избами». Покрыты дома деревом или соломой. В деревне нет никаких учреждений, кроме управления волостью – волостного правления, а населяют их, главным образом, крестьяне.
В селе есть одна, а иногда и две церкви, имеются в них лавки и магазины, устраиваются школы, фабрики, заводы и мастерские, живут чиновные люди, которые по образу службы своей должны близко стоять к народной жизни. Иногда устраиваются в селах почтовые отделения и торговые конторы.
Совершенно другой вид имеет город в сравнении селом с или деревней. Еще далеко от города виднеется церковь и много улиц. Около домов в городе проложены деревянные и каменные тротуары, средина улицы мостится камнем. На столбах по краям мостовой ставятся фонари для освещения пути проходящим или идут столбы с проволокой для телеграфа. Дома в городе бывают больше и часто каменные, покрытые железом. В городе есть много магазинов и лавок. Живут в нем купцы и мещане, занимающиеся торговлей. В городе находятся разные учреждения, живут чиновники, ведающие дела управления губерний или уездов, почему учреждения называются правительственными.
Города разделяются на губернские и уездные. Губернским называется главный город, где находятся учреждения, управляющие губернией.
Уездными городами называются такие, которые имеются в каждом уезде и где живут чиновники, управляющие уездами. В каждой губернии имеется несколько уездных городов. В уездных городах живут купцы, мещане и отчасти крестьяне.

В.Д.Емельянов. География Вятской губернии (учебник) - 1917 г., с.26-27

На фото: Глазов, улица Преображенская. 1910 год.

 

Эпоха - газетной строкой. Холодный июнь 1897го



Погода у нас решительно повернула на осень. Непрерывные дожди и холод сделали из средины июня настоящий сентябрь. В ночь на 18 июня температура упала очень низко и даже утром Реомюр показал всего 5 градусов. Наш яхт-клуб, задумавший было перейти к летним развлечениям и выписавший уже две лодки, решил, говорят, на последнем собрании остаться, ввиду холодов, в зимнем положении и снова устроить катание. Катание будет по скользским, от грязи, тротуарам.

Вятский край - 1897 г. № 70.

 

Река Вятка и ее притоки (из старых учебников)



Притоки Вятки. Протекая такое большое пространство, река Вятка имеет весьма много притоков, стекающихся почти со всей губернии. Из притоков наиболее замечательны: а) с правой стороны 1) Белая с Залазной 2) Кирса 3) Кобра, вытекающая из соседней Вологодской губернии, довольно большая (135 верст длины) река, по которой сплавляется лес и железо из Кажимского завода 4) Летка 5) Великая до 150 версты длины, весной разливается от 2 до 7 верст и затопляет лесистые берега 6) Молома, до 350 верст длины и 30-60 сажень ширины, течет из Вологодской губернии, по большой части, среди густых лесов, весной разливается до 5 верст, сплавная, но для судоходства неудобная 7) Пижма с Яранкой и Немдой, берет начало в Костромской губернии и имеет до 180 верст длины 8) Буй (80 верст) и 9) Уржумка
Б) С левой стороны: 1. Омутна 2) Черная Холуница (100 верст) 3) Белая Холуница (120 верст) 4) Чепца – самый большой приток, вытекающий из соседней Пермской губернии, имеющий всего до 400 верст длины, из которых больше половины протекает в Вятской губернии; река сплавная, а от села Поломского может считаться даже судоходной 5)Быстрица 6 ) Воя )Немда 8 ) Кильмезь (170 верст), также может считаться судоходной на 100 верст.

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии: курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890 г., с.40-41

На фото: река Вятка у города Кирова. Фото этого лета

 

С архивной полки. Лишение избирательного права бывших чинов полиции



Центральный исполнительный комитет от Старикова И.С. Маробласти Б.Чегановского РИКа д.Жуковка д.№ 30

Заявление

Прошу ЦИК разобрать мое дело лишения прав голоса только за то, что служил в 1906 г. стражником, нижний чин. Служил там всего 5 месяцев. В данный момент занимаюсь исключительно крестьянством и хозяйство мое считается средним. Лошадь, корова и одна овца, а семья состоит из 6 человек. Из них только один трудоспособный, а остальные не трудоспособные. И по всем данным РИКа у меня хозяйство является средняцкое уже с 1927 года, а до 1927 года я был батраком. И не знаю по какой причине меня лишили права голоса, только что я служил нижнего чина стражника 5 месяцев. Ввиду того я лишен голоса на меня наложили 510 рублей налогу, которые я также не в состоянии выплатить…

26.09.30. Стариков Иван Степанович

ГА РМЭ ф. р-250 оп. 6 д.9 л.12-12 об

 

Эпоха - газетной строкой. Освящение придела в церкви села Красного Яранского уезда



Устройство храма, замечено, продлилось бы еще не один год при скромных средствах церкви и церковно-приходского попечительства, если бы не ускорившее его случайное обстоятельство. В марте месяце 1893 года один из прихожан очень богатый, но не щедрый на жертвы в пользу христианства, крестьянин-старик, имевший в семействе своем только жену свою, злоумышленником был зарезан вместе с нею и ограблен. Виновник скоро нашелся; найденные и похищенные им деньги, около 10 тысяч рублей. Брат убитого, унаследовавший эти деньги, пожертвовал из них на устройство храма 2 тысячи рублей. Так дивно призван Господом Богом на значительную после смерти жертву в пользу христианства тот, кто при жизни жалел на это даже копеек.

Вятские епархиальные ведомости - 1895 г. № 1, с.35-36

На фото: церковь в современном селе Красная Речка (бывшее Красное) Оршанского района республики Марий Эл. Фото с сайта sobory.ru

 

С архивной полки. О переходе духовенства из обновленчества в "тихоновщину"(на примере Марийской Автономной области)


В движении духовенства намечается переход в тихоновщину под давлением попов Яхонтова и Котчеткова, так в сентябре месяце в Краснококшайске поп Черкасов А.П. возвратился из поездки в Нижний Новгород к митрополиту Сергею-тихоновцу, к которому он вынужден был ехать для переосвящения, по настоятельному требованию своих прихожан, которые на сельском сходе предъявили ему ультиматум если поп Черкасов не присоединится к тихоновцам, то уходи из нашего прихода, поп ездил с выбранным делегатом гражданином Григорьевым М., коему поручено было следить за правильным присоединением к тихоновщине. По возвращении с переходом в тихоновщину после первой вечерни поп Черкасов вывел своего диакона Турентинова на средину амвона и заставил его раскаяться публично в обновленческом заблуждении.
Под так же давлением прихода поп с.Нурмы Альпидовский и его псаломщик Рождественский и церковный староста-обновленец вынуждены были поехать к тихоновскому епископу Сергию в Нижний Новгород с покаянием и вернулись тихоновцами с повышением чинов.

Из информационной сводки Маротдела ОГПУ на 13 октября 1925 г. ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 л.18

 

Библиотеки в вятских городах на 1905 год



Вятка. Вятская публичная имени императора Николая 1го (218 абонентов)
Пушкинская (2132 абонентов)
Епархиальная (486 абонентов)
Попечительства о народной трезвости (144 абонентов). При всех библиотеках имеются читальни, общее число посетителей которых в течение года доходит до 25 тысяч человек. Земский книжный склад.

Глазов. Земская публичная библиотека (197 абонентов); городская бесплатная библиотека-читальня, содержимая на средства города при пособии земства, купеческого и мещанского обществ и пожарного (число посещений в год до 4 тысяч читателей); библиотека-читальня духовного ведомства.

Елабуга. Городская публичная библиотека имени Пушкина (235 подписчиков); при чайной общества трезвости (50, посетителей в год 12243).

Котельнич. Публичная земская библиотека (200 абонентов); уездная библиотека для духовенства (90 абонентов), библиотека-читальня комитета народной трезвости (872 абонентов).

Малмыж. Одна библиотека (26 абонентов).

Нолинск. Одна библиотека (270 абонентов).

Орлов. Публичная, содержимая на средства земства (337 абонентов); библитека-читальня Орловского благотворительного общества (644 абонента); уездная библиотека духовного ведомства (384 абонентов, посетителей 1791).

Сарапул. Земская (293 абонента); Вознесенского братства (422 абонента), читальня того же братства (посетителей 1628); две уездного училищного комитета (посетителей 4532).

Слободской. Городская общественная (130 абонентов); мещанская (300 абонентов), духовного ведомства (267 абонентов). Читальня одна при чайной комитета народной трезвости, число посетителей до 9 тысяч человек, абонентов 185.

Уржум. Городская публичная библиотека (48 абонентов), читальный зал ее посетило в 1906 году до 1300 человек. Земская библиотека для служащих в земстве (300 абонентов); земская библиотека-читальня имени батуева (600 посетителей); библитека-читальня при чайной общества трезвости (посетителей до 1000 человек в год) и при чайной уездного комитета народной трезвости (посетителей до 10 тысяч человек); две земских пятирублевых библиотеки при земской больнице и арестном помещении.

Царевосанчурск. Бесплатная библиотека-читальня при городской управе (посетителей около 7 тысяч человек) и при Владимирской церкви (до 10 тысяч человек).

Яранск. Городская (абонентов 96 платных и 125 бесплатных).


Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 г. (данные за 1904 г.) - Вятка 1905 г.

Рисунок Татьяны Дедовой


Назад к списку