- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июль: 16-31

Эпоха - газетной строкой. Пристань Вятско-Волжского пароходства



Вятская пристань товарищества Вятско-Волжского пароходства за навигацию 1912 года сделала грузооборот почти на 500 тысяч пудов меньше, чем в 1911 году.

Вятская речь 1913 г. № 85

 

Вятская жизнь сто лет назад. В революционном трибунале



В революционном трибунале. В Вятском губернском революционном трибунале назначены к слушанию в городе Вятке на 18 марта следующие дела:
О гр. Иване Николаевиче Порхачеве и Нине Федоровне Слободчиковой, обвиняемых в бандитизме и других преступлениях.
О гр. Викторе Илларионовиче Вольхине, обвиняемого в выдаче коммунистов и их семейств белогвардейцам.

Вятская правда - 1921 г.№ 60

Примечание. Советские законы в 1920-е гг. были очень либеральные. Так сказать, "передышка" между 1918 и 1929 гг. Расстрелы давались только за самые большие преступления (расстрел членов банды Леньки Пантелеева в Петрограде). Так что, скорее всего, перечисленные граждане могли получить только несколько лет тюрьмы...

 

Кировская область в 1990-е годы. Сельское хозяйство-банкрот...



Такой вот «рекорд». Тужа. Новый 1994 год районный агрокомплекс встретил своеобразным рекордом. На 1 января его долги превысили 1 млрд. рублей. Такого, конечно, не было никогда. Только проценты за выданные банком кредиты набегают со скоростью 100 млн. рублей в месяц. Причину назревающего банкротства тужинцы видят в низкой цене реализуемых сельхозпродуктов, а других причин замечать не хотят. Может, в этом и беда?

Вятский край - 1994 г. № 13

На фото: моменты ушедшего трудового прошлого района. Первый секретарь Тужинского РК КПСС Лидия Васильевна Хорошавина (1932-1997) на полях района. Фото с сайта https://яранская-епархия.рф/jizn_prihodov/detail.php?..

 

По страницам очень старых газет. Эпидемии



Елабуга. По словам «Волжского вестника», в последнее время в Елабуге стали все чаще наблюдаться случаи заболевания дизентерией и многие из них кончаются смертью. Заболевшие главным образом дети и для них эпидемия представляется более опасной, чем для взрослых, и процент смерти среди них значительно выше; так, например, в семье одного почтенного чиновника в один день умерло трое детей, заболевших вышеназванной болезнью.

Вятский край - 1896 г. № 95

На фото: вот так выглядели большие больницы даже в уездных центрах. Корпус земской больницы построен в 1881 году на средства купца А. Баранова. В 2007 году открыт Музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева, входящий в состав Елабужского государственного музея–заповедника. Источник: https://wikimapia.org/15171567/ru/Музей-уездной-медиц..

 

Вятские слова и выражения. Что значит "тырыкать"?



Тырыкать. Переговаривать пустое – пустословить.

Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора [Текст] / [соч.] Н. М. Васнецова. - Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1907 (Губернская Типография).

 

Разоблачение мифов. Цареубийцы никогда не отрицали того, что убили последнего царя....

Вятский губернский военный комиссариат Уральского военного округа
Отдел агитации
23 июля 1918 г. № 6843
Г.Вятка

В агитационный отдел Уржумского уездного военкома

15 июля 1918 года в Екатеринбурге расстрелян коронованный палач Николай Романов, семья перевезена в более безопасное место, сделано это потому, что за последнее враги трудового народа, враги революции и свободы - контрреволюционеры, пытались освободить Романова, для того чтобы восстановить монархию, со всеми ужасами и пытками для трудового народа, но замысел их был открыт, вся банда старо-режимников арестована и понесла революционную кару. Пусть знают все приспешники старого режима, что с ними будет поступлено без пощады, пусть знают все кулаки, что за попытку угнетать бедноту, подстрекать идти против Советов – такие будут расстреливаться на месте.
Распространяйте это сообщение как можно больше среди управляющих волостей, за искажение смысла такового, а также за сокрытие в почте, как это делается в иных волостях, привлекать к строгой ответственности революционного суда. Заведующий агитационным отделом тов.Краснов, делопроизводитель Максимов.

ГА РМЭ ф.Р-368 оп. 1 д.29 лл.11-11 об.

Примечание. Как видим из документа, большевики с самого начала не скрывали, что убили последнего царя (сейчас у необольшевиков появились версии, что они и вовсе не при чем были). Единственное, что сначала было скрыто, что убита была вся семья в полном составе, включая слуг...
Более того предписывалось и строго карать тех, кто усомнится в том, что это дело рук партии большевиков или постарается это скрыть: "...За искажение смысла такового, а также за сокрытие в почте, как это делается в иных волостях, привлекать к строгой ответственности революционного суда".

 

О наших бабушках и прабабушках, работавших в колхозах



Беспокойная. Дарье Сергеевне Лебедевой 65 лет, но несмотря на свой возраст, она попросилась работать и ей поручили охрану конного двора. Не сидится ей без дела и на конеферме: чинит мешки, помогает конюху готовить корма, соблюдает порядки на ферме. С 1 февраля она выработала 115 трудодней.
А в прошлом году она выработала 452 трудодней.

С.Толчин, колхоз «Красное Сормово». Беспокойная // Заря (Куженер) №10

На фото: труженики колхоза "Знамя" (Куженерский район, республика Марий Эл). Фото из фонда Куженерского краеведческого музея.

 

Эпоха - газетной строкой. Строительство водопровода в Лебяжье



О строительстве водопровода в селе Лебяжье. В наказах избирателей депутатам местных советов центральное место занимает предложение о строительстве водопровода.
Население села испытывает большие затруднения в снабжении водой. Ее приходится носить и возить за километр с реки Вятки.
По заключению специалистов областного отдела коммунального хозяйства, сооружение водопровода в селе Лебяжье признано целесообразным и крайне необходимым. И вот третий год по этому вопросу продолжается переписка райисполкома с областным отделом коммунального хозяйства и конторой «Облпроект».
Практически же ничего не сделано. Областная проектная контора дважды составляла проект строительства водопровода и дважды он был забракован министерством коммунального хозяйства РСФСР. Сейчас начато составление 3 проекта, но получит ли он путевку в жизнь – неизвестно.
Надеемся, что исполком Областного Совета поможет нам разрешить в ближайшее время вопрос о строительстве водопровода.

Сухих. О строительстве водопровода в селе Лебяжье // Кировская правда - 4.04.1953

На фото: водонапорные башни в Лебяжье (та, что из кирпича , была построена в 1950-е годы). Фото В.Л.Мамаева.

 

Жители Марий Эл о Вятском крае и вятских



Уже за Кукнуром Сернурского района начинаются деревеньки с названиями, понятными любому россиянину. Кочни, Васичи, Хмелевка Голомидово, Подгорная… Деревянные дома (лесов то здесь в достатке!) – сплошь обшитые лесом. Реже кирпичные, но уже с соответствующими духу времени наворотами. Правда, стиль выдержан. Есть – и опять таки дух перемен! – заброшенные жилища. Но так же ласкают глаз светлые березнячки, речки и речушки, раздольные поля. Здесь и затерялась моя историческая родина – не существующая ныне деревня Помыткино. И именно об этом крае до сих пор пишут очевидцы: «Здесь нравственность не испорчена: сохранилось приятное добронравие предков и такая гостеприимность... А в работа на большой славе».
О том, что это так, мы имеем счастье убедиться. Визитная карточка – дымковская игрушка, украшающая сувенирные витрины. Изделия из капа. Гжель. Кружева, мало в чем уступающие вологодским и елецким. В своем стиле матрешки.
Деятельность промышленных предприятий так в глаза не бросается. А что касается населения… Люди на улицах, в транспорте, в магазинах спокойные и расположенные. Не видно нищих. Как и соображающих мужчин. Не слышно и привычного нам мата. И вообще грубости.

Л.Бессонова. К старинному азяму и обратно // Заря (Куженер) – 2004 г.№ 26

На фото: деревня Шарово Советского района и один из ее жителей. Фото Светланы Овчинниковой

 

С архивной полки. Когда началась продажа наркотических веществ?

Из сводки ОГПУ за 1926 год. Бывший лесничий Алексеевского лесничества гражданин Контский, проживающий в городе Краснококшайске, занимался систематической продажей наркотических веществ. Ведется следствие Уполномоченным ЭКО. Гражданин города Краснококшайска Былычев И.Н. занимался подделкой рецептов на получение наркозов. Ведется следствие Уполномоченным ЭКО.

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.11 л.66

 

Эпоха - газетной строкой. Самая оживленная дорога Вятской губернии



Неисправность дороги. Трактовая дорога из Вятки в Слободской – одна из наиболее оживленных по движению, а между тем многие жалуются на запущенность той ея части, которая идет от Вятки до границы Слободского уезда. последние метели и заносы сделали дорогу совсем почти непроезжей. Не мешало бы, кому следовало, обратить внимание на жалобы обывателей и приступить к расчистке пути.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 24. Фото с сайта a-kuryatkov.livejournal.com

 

Хроники Вятской губернии. Пожары

Нам пишут, что в селе Мушаке в ночь на 27 июля был большой пожар, причем до основания сгорело 25 крестьянских домов со всеми надворными постройками и домашним имуществом, 4 амбара, несколько торговых лавок, молотильный сарай, овин и шерстобитная машина. Убыток около 47 тысяч рублей. Причина пожара не выяснена.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 173

Примечание. Село Мушак находилось в Елабужском уезде

 

Раньше и теперь... (как писались воспоминания о царском прошлом в советское время)



Любимый Иштымбал (письмо селькора). Дома у крестьян раньше были маленькие, низкие со старомодными навесами и соломенными крышами. Жители деревни Иштымбал не имели представления о машинах, работали вручную с раннего утра до позднего вечера. Одевались в простую самотканную одежду собственного производства. В низеньких домах был темно и дымно, освещались в ночное время лучиной, представления о керосиновой лампе не имели.
Земли были малоплодородные, давались небольшими разбросанными участками. Хлеб рос плохо. С трудом собирали семена. В свободное от работы время мужчины собирались в одно место, рассказывали сказки, легенды, былины, организовывали карточные игры, которые сопровождались пьянкой, скандалом и дракой.
В селении было немало мужчин, но грамотных почти не было. Среди грамотных выделялись С.С.Андреев, Г.Ф.Паймеров, которые подписывались в документах от имени неграмотных.
Деревня Иштымбал расположена на правом берегу реки Юшуть. По названию реки старожилы присвоили ей это название.

С.Иванов, бухгалтер колхоза «Родина». Любимый Иштымбал // Заря (Куженер) - 1965 г. № 90

Примечание. Типичный пример советской газетной "чернухи" о дореволюционном прошлом. Как правило, ее автор окрашивал все прошлое в негативный цвет, а затем расписывал распрекрасную советскую жизнь. Кое-где автор что-то пытался упомянуть положительное - "В свободное от работы время мужчины собирались в одно место, рассказывали сказки, легенды, былины, организовывали карточные игры.." - но потом будто спохватился и закончил фразу пьянками и драками.
Правда, свидетели, жившие еще в то время, могли задать автору ряд неприятных вопросов. Например, уже в конце 19 века, по данным вятской статистики, большинство деревень уже имели тесовые крыши, а не соломенные. Да и маленьких, низких домов в деревне трудно было найти. Незадолго перед 1917 годом в деревнях начинают появляться сельскохозяйственные машины (впрочем, их реклама была в вятских газетах уже в 1897 году). Были и школы; в больших церковных приходах было до пяти школ. "Одевались в простую самотканную одежду собственного производства". В "Энциклопедии земли Вятской" можно прочитать, что в начале 20 века вятские крестьяне начали повсеместно использовать покупную одежду и обувь, материи. Покупная одежда начала вытеснять самотканную. "Хлеб рос плохо. С трудом собирали семена..." - со статистикой автор был тоже явно незнаком. Без продотрядов крестьяне имели возможность откладывать запасы хлеба впрок. В 1918 году во многих деревнях продотряды находили хлеб в суслонах десятилетней давности и более. . У удмуртов были распространены т.н. «девичьи скирды» - приданое будущим невестам. Общее количество хлебных запасов в Вятской губернии в 1918 году определялось в 5,5-6 млн. пудов!
Так на кого товарищ бухгалтер рассчитывал свою "чернуху"? Видимо, на тех, кто родился уже после 1917 года... Хотя, возможно, в царское время Иштымбал мог быть действительно бедняцкой деревушкой с избушками, покрытыми соломенными крышами, а учитывая любовь ее жителей к бутылке, в этом не могло быть ничего удивительного.

На фото: найти "маленькие, низкие со старомодными навесами" старинные дома в любой деревне очень сложно. Как правило, крестьянские дома строились очень капитально, как в этой деревне. Маленькие и низкие дома могли быть у совсем пропащих бедняков и пьяниц...

 

С архивной полки. Документы раскулачивания: когда отбирали даже лапти...



Список изъятого имущества № 3 крестьянина д.Лом Уржумского уезда Чернышова Павла Ивановича

Ларей 7
Сундуков 4
Коробок 1
Лаптей 10 пар
Чашек деревянных 17
Блюдов деревянных 10
Ремен ширины 4 вершков
Половиков 5
Новин 20 сажин
Скатертей 5
Полотенцев 11
Кольцов 2
Рубашок мужских ситцевых 2
Женских рубашек 1
Утиральников 4
Портянок 2 ½ аршин
Валенки женские 1
Шал шерстяная 1
Суконки для обуви 4 аршина
Ниток портяных 4
Зипун полусуконный 1
Малины и черники в 3 мешках 25 пудов

ГА РМЭ ф.250 оп.3 а д.3 л.20

Примечание. Это только часть имущества. До этого еще были составлены списки № 1 и № 3

 

Бахтинский приход по переписной книге 1654 года



В Бахтинском приходе церковных причетников 6 дворов, а дворов в них тож. деревнях и в починках приходцких крестьянских и половничьих и бобылских 14 дворов, а людей в них 16 человек. В церковном же починке крестьянских и половничьих и бобылских 18 дворов, а людей в них 24 человека, а приход их к ыным церквам на Быстрицу. На погосте на церковной земле бобылских приходцких 72 двора, а людей в них 85 человек. // Приходцких же в деревнях и в починках крестьянских и половничьих и бобылских 128 дворов, а людей в них 171 человек. И обоево опричь церковных причетников и церковных крестьян, которые в ыном приходе, в приходцких же 214 дворов, а людей в них 272 человека.

В.Федяев, А.Мусихин. Писцовая книга 5 Вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г., с.40

 

Вятские деревни: Люметьево (Пижанский район)

Односторонняя деревня Люметьево (Люметь Поле, Сенные покосы) находилась в 4 км. от села. Недалеко от деревни протекала речка Буровка, приток р.Немдеж. Там были большие омуты, водилось много рыбы, купались дети и взрослые. Сейчас река измельчала и заросла кустарником.
По данным архива, в 1899 году в деревне насчитывалось 7 хозяйств, в которых проживали 55 человек, а в 1902 году – 8 хозяйств и 57 человек.
В 1931 г. в д.Люметьево организовали сельхозартель «Беднота», которая объединяла 12 хозяйств с населением 54 человека. 30 ноября 1933 года она была переименована в с/х артель «Строитель». В конце 1934 года деревни Люметьево и Шубино объединили в один колхоз имени Кирова, который просуществовал в таком составе до 1950 г.
До войны в деревне был конный двор, в котором находилось 15 лошадей.
В 1968 году в деревню провели электричество. Первый телевизор появился в доме Сергея Дмитриевича Лежнина в 1970 г., второй – у Анатолия Ивановича Аганина.
В самом конце 20 века на реке был сделан пруд, который существует по настоящее время.
Последними из деревни уехали осенью 2005 г. Фаина Андрияновна Аганина, а в 2006 г. – Валентина Александровна Аганина.

В.Н.Царегородцева. Край ты мой заброшенный. Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.251-253

Примечание. Упоминая о селе, автор имела ввиду село Ижмаринское-Сретенское Пижанского района

 

Памяти краеведа А.С.Репина. Села и храмы Вятского края: Введенская церковь села Кичма Советского района



Время возникновения села неизвестно. В 1776 г. в храмозданной грамоте священник Алексей Иванов и церковный выборный Василий Таныгин обращаются с прошением к епископу Вятскому Лаврентию, в котором просят дозволения на построение вместо обветшавшей деревянной церкви каменной с тем же «проименованием». Сколько времени служила деревянная церковь и была ли она единственной – сведений нет.
Каменная Введенская церковь строилась 10 лет. Центральный придел во имя Пресвятой Богородицы и приделы Алексея-человека божия и великомученицы Параскевы освящены в 1729 г. Иконостас установлен в 1799 г. (иконы в нем были написаны в 1798-17999 гг. вятским мещанином Т.Г.Пяткиным и были обновлены в 1859-1869 гг. казанцем А.Петровым). Почитался медный образ Архангела Михаила, найденный на реке Немде.
Церковь стояла в центре села и блистала золотыми главками, привлекая внимание прихожан. Звон колоколов призывно разносился по окольным селениям, проникая в души верующих. Храм был гордостью всей округи.
Приход был крупным: в 1912 г. прихожан насчитывалось муж. пола 5508 и жен. пола 5844 человека. Было несколько часовен.
В наше время от этого архитектурного благолепия не осталось и следа.

А.С.Репин. Кукарка-Советск: церкви края – Советск 2009 г., с.44-45

 

Историческое наследие старой Вятки: дом Аверкия Перминова



Двухэтажный каменный дом секретаря Вятской провинциальной канцелярии Аверкия Ивановича Перминова построен после большого пожара 1752 года (когда выгорел почти весь город). Поставленный неподалеку от торговой площади в самом начале древней Никитской улицы, он сегодня остается едва ли не единственной приметой древней планировки городского посада.
При всей своей древности по планировке помещений дом А.Перминова не повторяет традиционную трех-частную планировку крестьянской избы; комнаты его этажей можно обойти последовательно по кругу.
В 1808 году пустовавший дом Перминова купил приказ общественного призрения для размещения в нем увечных, престарелых и малолетних сирот, а заодно и для задуманной суконной фабрики. Ее открыли, но вскоре нерентабельное производство пришлось закрыть.
В 1903-1904 гг. древний дом был перестроен и расширен за счет двух боковых трехэтажных пристроек, и в нем разместились ломбард и телефонная станция.

Валерий Федяев. Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 веков – Киров 2013 г., с.50

Фото с сайта https://ru.wikivoyage.org/wiki/Wikivoyage:Вики_любит_..

 

Мой город



Смотрю я на Уржум со стороны Отряс,
И хоть его видала много раз,
Я удивляться не перестаю.
Мой город, я за все тебя люблю!
За тот изгиб реки, пески, луга.
Ивняк, укрывший берега,
Мыс у моста, седы тополя.
И церкви серебрятся купола.
Посмотришь с Теребиловской горы,
Увалы нам далекие видны.
Лог Кабановский, лес Солдатский
Расцвечены зеленой краской.
На гору я Берсенскую взойду,
На город оглянусь и вдруг замру…
Здесь к небу тянется высокий лес.
Нигде нет лучше наших мест.
С любой горы, с любого бугорка
Свой город узнаю издалека
Весной и летом, снежною зимой
Всегда прекрасен старый город мой.

Анна Михайловна Пермякова, г.Уржум

 

Утраченное. Старые названия улиц города Нолинска



Улицы Нолинска, идущие вниз к реке Вое, имели названия:
1. Никольская, идущая от гончарного ряда и Конной площади. Она называлась еще Почтовая, Базарная (К.Либкнехта);
2. Войская (Советская), здесь была пристань на реке Вое;
3. Кузнецкая (Кузнецкая), на ней жили кузнечных дел мастера, сами кузницы находились на лугах вдоль Медведского тракта у деревни Чащино;
4. Луговая, она же Огородная (Луговая)
Улицы города, идущие поперек назывались:
1. Лудянская, Красная (Федосеева), выходила на Лудянский и Татауровский тракт – самый ближний путь к городу Хлынову (Вятке);
2. Проломная (Фрунзе);
3. Хлебная (Коммуны), на ней располагались пекарня и хлебные лавки купца Рохлина;
4. Уржумская, Чащинская (Первомайская) вела на г.Уржум;
5. Александровская, Ремесленная (Дзержинского), на ней располагались ремесленные мастерские;
6. Поперечно-Бульварная, сохранила старое название до настоящего времени. В городе было две улицы Бульварные, одна из них стала Поперечно-Бульварной.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.21-24

 

Вятские деревни: Питер



Деревня находилась при ключе Питер, в двух с половиной километрах к юго-западу от Опарино, в километре в том же направлении от деревни Прохорята. Название починка – Решетовский, дано по фамилии основателя. В 1758 году в нем проживало две семьи:
1. Вдова Анисима Опарина Анна 50 лет, семья 8 человек.
2. Вдова Леонтия Решетова Стефанида 53 года, семья 8 человек.
Леонтий Решетов и Анисим Опарин, пришедшие на эти земли в 1730-1740-х гг., вероятнее всего, и являлись основателями селения. В 1781 году починок состоял из пяти дворов:
1. Игнат Анисимов Опарин 51 год, семья 9 человек.
2. Иван Анисимов Опарин 56 лет, семья 10 человек.
3. Афанасий Анисимов Опарин 46 лет, семья 13 человек.
4. Архипп Ефимов Решетов 61 год, семья 13 человек.
В списке сельских населенных мест 1859 года починок Решетовский (д.Питер) не указан. Или он записан под другим названием, или пропущен по ошибке. В 1891 году в трех дворах проживало 192 человека. Числилось по девять семей Опариных и Решетовых, восемь – Усковых и по одной семье Свиньины, Смотрины, Чертищевы и Слиницыны. Фамилия Слиницын являлась единственной на всю Вятскую губернию. Вероятнее всего, это фамилия Сливницын, в которой писарь пропустил букву. Она была распространена в расположенных неподалеку деревнях Маслено, Мулы и на Вятке больше нигде не встречалась. В 1926 году записано десять дворов. Жителей числилось 29 мужского пола и 39 женского.
Деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Татаурово.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.287

 

Из истории города Сарапул: полгорода – на болоте



В начале апреля {1910 г.} «Прикамская жизнь опубликовала интервью с вновь избранным городским головой – Сергеем Ивановичем Бодалевым. Он назвал два главных девиза, которыми намерен был руководствоваться. Первый – «неуклонное распространение школьного и ремесленного образования». Второй – «оздоровление города».
Половина Сарапула в то время была заболоченной территорией. Весной и осенью несколько улиц заливало водой, многие дома подтапливались, тысячи горожан по три месяца жили в невыносимых условиях. Несмотря на ужасающую антисанитарию, эпидемий в городе не было. По словам С.И.Бодалева, сарапульцев спасали кожзаводы с их дубильными обеззараживающими веществами.
«Я решил на свои средства уничтожить болото, превратив его в цветники, сады и огороды. Стоит просто от каждой улицы прокопать канавы в Сарапулку, имеющую уровень течения на пять аршин ниже улиц».
Заметим, что свои девизы городской голова воплотил в жизнь: при нем было открыто несколько учебных заведений и проведен большой комплекс работ по благоустройству.

Т.Пеганова. Диалог диной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.201

Фото с сайта pro-sarapul.ru

 

Памяти краеведа А.С.Репина. Вятские деревни и легенды: золотой крест у деревни Пальник Советского района



В 30-е гг. 20 века, когда рушили церкви, верующие церковные вещи старались спасти и спрятать.
Так, золотой крест из Петропавловской церкви был зарыт около бывшей деревни Пальник.
Однажды муж с женой пошли за ягодами. Их внимание привлекло то, что на ровной поверхности ягодника ярко вырисовывалась поросль мха в виде креста. Решили копнуть. Лопата ударилась о что-то твердое. Они выкопали золотой крест (приблизительно длина – 40 см.). Вскоре эта семья с этих мест уехала.

А.С.Репин. Истории, мифы и легенды края – Советск 2006 г., с.29

Примечание. Скорее всего, автор имел ввиду Петропавловскую церковь села Ишлык.

На фото: такой была церковь в селе Ишлык Советского района

 

Стихи о вятских весях: " Стоит Лебяжье на бугре..."



- Стоит Лебяжье на бугре, -
Сказал приезжий Ваня.
- Не на бугре, а на горе, -
Поправил лебяжанин.

- Пусть на горе, уж шут с тобой,
Стоит над речкой Вяткой.
- Нет, не над речкой, над рекой, -
Сосед сказал с ухваткой.

- Ему, наверно, двести лет,
Домов старинных много.
- Какие двести? – счету нет! –
Добавил парень строго.

- Пожалуй, надобно сказать:
Недурное селение,
- Таких Вам больше не видать.
Здесь все на удивление!

Е.А.Новгородцев. Родное наше

На фото: Лебяжское городище встречает еще один рассвет в своей истории...

 

«Меденник» и самовар (воспоминания о детстве С.М.Кирова)



… Трудно, очень трудно было Меланье Авдеевне сводить концы с концами. Квартирная плата от двух постояльцев и 36 рублей годовой бабушкиной пенсии – вот все доходы нашей семьи. А расходов на нас не перечесть. Да надо еще налоги платить. Ведь теперь Меланья Авдеевна Кострикова – домовладелица.
Недоимки – постоянные.
На кухне у нас стоит медный бак для воды, он так и называется «меденник». Какой это красивый бак! Каждую неделю, обычно по субботам, бабушка чистит его отстоявшейся на дне бутыли квасной гущей и мелом. Промытый, вычищенный, он сияет красной медью на всю кухню, кажется, от него даже в доме светлее. В его бока можно смотреться, это смешно: лицо вытягивается, а нос становится огромным и толстым, как картофелина.
Нам этот бак кажется бесценным сокровищем.
Но вот в наш дом является усатый полицейский и объявляет, что на основании того-то и того-то он конфискует наше имущество. А самое ценное в этом имуществе – медный бак и самовар.
Полицейский забирает их, опоражнивает во дворе от воды и, обхватив обеими руками, уходит на улицу.
Бабушка поднимает кулаки вверх и кричит: «Ироды!» Мы плачем в три голоса.
Кухня наша сразу становится какой-то пустой и темной…
Только с помощью соседей удается выкупить бак и самовар, чтобы через несколько месяцев они снова оказались в лапах усатого полицейского.

А.М.Кострикова, Е.М.Кострикова. Это было в Уржуме – Горький 1983 г., с.16-17

На фото: экспозиция в доме-музее С.М.Кирова в городе Уржуме. Интересно, это тот самый самовар или уже нет?


Назад к списку