- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь: 1-15

"Что посеешь, то и пожнешь...: похороны жертв колчаковского террора в Песковском заводе (воспоминания)

Героев Красной армии и партии большевиков, а также расстрелянных белыми и схороненных в лесу красноармейцев, в количестве 42 человек, немедленно вырыли из земли и привезли в завод, обмыли и одели в чистое белье. Затем разложенные рядами по площади трупы, представлявшие из себя в большинстве случаев разрозненные куски мяса (так как они были обезображены до неузнаваемости), осторожно сложили один за другим в могилу на площади и под звуки духового оркестра, пение похоронного марша, выстрелы винтовок и грохот орудий с честью погребли.
К свежей могиле с кепкой в руках подошел бритый красный командир и от имени Красной армии дал клятву отомстить врагам трудящимся за зверства белых и довести то дело, за которое пали эти герои, до конца. «Пали герои, закрыли свои орлиные очи, но их жертва не будет бесплодна. Красная армия – железная рука рабочих и крестьян - скоро положит конец этим зверствам и красное знамя пролетарской свободы взовьется на всей земле!» - Так закончил свою речь оратор. Еще хотел что-то сказать красноармеец, но, видимо, слезы душили его и он замолк.
Еще раз прозвучала музыка, еще последовал салют и толпа начала молча расходиться. И только отчаянные вопли уходивших женщин, потерявших своих отцов, мужей, братьев и сыновей, нарушали наступившую тишину.

В. Фофанов. 35 дней под властью белых // // Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии. Сборник статей и материалов – Вятка 1927 г., с.164

 

Малоизвестные страницы вятской истории. Белый отряд капитана Орлова


 

С момента отступления колчаковских войск, для Вятской губернии непосредственная военная опасность совершенно исчезла. Правда, в различных уездах губернии часто возникали мелкие восстания кулачества или укрывавшимися в лесных местах шайками «зеленые» производились налеты, чаще всего с целью грабежа населения, но ликвидация их, хотя и вызывала необходимость применения вооруженной силы, затруднительной не являлась. Лишь в конце ноября месяца 1919 года к границам губернии снова стал приближаться небольшой фронт и военные действия.
С севера из Архангельска прорвался белогвардейский отряд под командованием капитана Орлова, которому удалось продвинуться на Мезень и занять города Яренск и Усть-Сысольск, Северо-Двинской губернии. Одновременно в чердынском направлении оперировали белогвардейские банды, силою в один полк.
Большой опасности эти остатки белогвардейщины не представляли, но все же могли внести дезорганизацию в работу и жизнь губернии. Особенно это касалось северной части губернии, где в этот момент проводились крупные лесозаготовительные работы, имевшие колоссальное государственное значение в связи с топливным кризисом в стране. Приближение белогвардейской банды к с границам губернии угрожало срывом лесных работ.
С целью предохранить границы губернии от вторжения противника, 22 ноября й919 г. Вятский губисполком объявляет на военном положении часть уездов (тяготеющих в северном направлении) Орловский, Котельничский, Вятский, Слободской и Глазовский.
В г.Вятке создается чрезвычайный орган власти - военный совет, в состав которого вошли т.Осинский (Оболенский), работавший тогда в Вятской губернии в качестве уполномоченного наркомпрода, т.Шиханов председатель губисполкоа и т.Пыжов губвоенком. В задачу военного совета ставится организация сил для отражения наступления белогвардейцев.
Опасность продвижения противника со стороны Усть-Сысольска в пределы Слободского и Глазовского уездов, военный совет откамандировал небольшие отряды в Кирсинском заводе и селе Спасском Слободского уезда, а вдоль северной границы губернии организовать контрольно-наблюдательные пункты (села – Трушники, Борисово и Слудское). Эти пункты обслуживались привлеченными из Слободской и Орловской уездных партийных организаций коммунистов. В задачу этих пунктов входило - предупреждать о появлении противника в пределах Вятской губернии по дорогам, расположенных в их районе; собирались все сведения о противнике путем опроса местных жителей, прибывших со стороны противника; следили за местным кулачеством и за другими ненадежными в политическом отношении жителями, дабы предупредить возможность возникновения контрреволюционных заговоров и восстаний против советской власти или оказания ими какой-либо помощи противнику.
Для ликвидации банды привлекаются местные военные силы из Северо-Двинской и Вятской губерний. В г.Вятке формируется лыжный отряд в количестве 600 штук и кавалерийский эскадрон. По распоряжению командующего и реввоенсовета 6 армии, действующие против капитана Орлова местные отряды Красной армии объединяются под общим командованием члена РВС т.Биткера, который в оперативном отношении подчинялся вятскому военному совету.
Работа отрядов сильно затруднялась условиями холодного севера и бездорожием в лесистых местностях где проходили военные операции, а поэтому и ликвидация банд составила довольно трудную задачу. Однако, преодолев все препятствия северной местности, красноармейские отряды успешно продвигались вперед. В декабре месяце города Усть-Сысольск и Яренск были взяты обратно, и к концу этого же месяца противник был окончательно уничтожен.
С ликвидацией выступления Орлова, в сущности, и закончился период гражданской борьбы на территории Вятской губернии.

Н.Солоницын// Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии. Сборник статей и материалов – Вятка 1927 г., с.65-66

Примечание. После прочтения столь интересной информации появилось вполне объяснимое желание узнать об этом событии и из других источников, но увы... Из вятских газет конца 1919 года в Областной научной библиотеке имени Герцена сохранился только "Деревенский коммунист", а в нем об этом событии ни слова, как и о каких-либо других антисоветских силах на территории губернии. Зато газета очень подробно рассказывала о событиях Гражданской войны на юге, в Сибири, на Украине. Видимо, о том, что творится рядом, прессе была дана установка "помалкивать"...
К счастью, о рейде капитана Орлова можно много найти в интернете, например, здесь https://zdorovokazaki.ucoz.ru/news/rejd_otrjada_n_p_o..

 

Красные против красных и "лапинская авантюра"



Один из излюбленных тезисов поклонников большевизма заключается в том, что террор против мирного населения начали первыми белые, а не красные, приводя в пример покушения 1918 года на Ленина и Урицкого. Правда, редко кто из них задумывается о том, кто осуществлял эти покушения. А организаторами их были вовсе не белогвардейцы, а свои же - социалисты эсеры, которые до второй половины 1918 года составляли часть советского правительства, вместе с большевиками (поскольку партия большевиков на тот момент была менее популярна у населения, чем партия эсеров). Большевики и эсеры вместе делали революцию. Поэтому, как говорит читатель Владимир Слесарев, не совсем корректно называть первых представителей советской партии только большевиками, т.к. на первых порах это было коалиционное правительство. Получается, что террор против большевистких вождей учинили их же союзники. Белые далеко не при чем...
В истории Вятской губернии не редки были моменты, когда "красные" выступали против "красных", в том числе и с участием эсеров. Хорошим примером тому была "лапинская авантюра" весны 1918 года. Вот что вспоминал о ней большевик П.Фалалеев:
"В члены Губисполкома прошло много левых эсеров, которые всячески тормозили работу совета и затевали разные пререкания с горсоветом, особенно о границах власти. В феврале месяце возник инцидент с начальником гарнизона товарищем Лапиным, который встал на защиту губисполкома и не желал подчиняться постановлениям общегородского комитета. К гарнизону примкнул и летучий отряд, в рядах коего началось разложение и командный состав которого был настроен против горсовета, так как последний всеми мерами противодействовал развивавшейся анархии в отряде. Следствием лапинской авантюры явилось разоружение партийного комитета. Я только что приехал из Москвы с всероссийского съезда советов и застал партийный аппарат наш разоруженным. Инцидент едва не окончился вооруженным столкновением и был ликвидирован только при помощи Областного комитета" (П.Фалалеев. Из воспоминаний о событиях 1917-1918 гг. // Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии. Сборник статей и материалов – Вятка 1927 г., с.149).
Позднее матросы из летучих отрядов войдут в продовольственные дружины и полки, что резко скажется на их диисциплине. В августе 1918 года снова возникнет мятеж "красных против красных" - Первого Московского продовольственного полка, поднявшего Степановский мятеж. И снова видную роль в нем будут играть - эсеры...
"
На фото: кадр из фильма "Ленин в 1918 году" с эпизодом покушения Фанни Каплан на Ленина. Интересно, что казнил ее и уничтожил ее тело уроженец Вятской губернии - Павел Дмитриевич Мальков, на тот момент комендант Смольного (причем, первый).

 

Вятские хроники. Наступление колчаковцев весной 1919 года через Вятскую губернию


Главным событием в истории Вятской губернии в 1919 году стало, конечно, наступление войск адмирала А.В.Колчака через ее территорию. По всей восточной границе губернии прошел Восточный фронт – от Омутнинска на севере до Малмыжа на юге. Колчаковцы двигались по территории губернии тремя клиньями, ставя своей конечной целью захват города Вятки и соединение с северными войсками генерала Миллера: одна часть войск направлялась к верхнему течению рек Камы и Вятки, на юге – к низовьям рек Камы и Вятки, в центре – вдоль линии Пермской железной дороги. В январе 1919 года генерал Юденич писал Колчаку: «Удобство сообщения с Антантой, краткость расстояния до Петербурга и Москвы – двух очагов большевизма, при хорошо развитой сети путей сообщения составляют выгоды этого направления».
В первой половине марта колчаковцы разгромили 3-ю армию Восточного фронта и вошли на территорию Вятской губернии. 10 апреля был захвачен Воткинский завод, 11 – Сарапул, 13 – Ижевский завод («На красных в Ижевске смотрели настороженно. Белых же обнимали, целовали, угощали яйцами, молоком. Они считались «своими», ведь значительная часть мужского населения города сражалась в Белой гвардии…» (Девятнадцатый год // Комсомолец Удмуртии 1990 г. № 30), в Глазовском уезде – Афанасьевская и Бисеровская волости с Песковским и Залазнинским заводами, а также Кайгородская волость Слободского уезда. 15 километров отделяло колчаковцев от Глазова. По воспоминаниям, кое-где, как в Песковском заводе, колчаковские войска встречали колокольным звоном (Как встречали красных // Деревенский коммунист – 1919 г. № 108 от 24 мая) . Три недели шли ожесточенные бои за Кирсинский завод, но колчаковцам не удалось его взять. На юге губернии колчаковцы 3 мая взяли Елабугу и заняли часть Малмыжского уезда, выйдя к Вятке у села Гоньба и начав наступление на Казань, Симбирск и Самару. Н.Солоницын в своем исследовании упоминает, что «к 10 мая фронт приблизился к станции Вятские Поляны. Береговые батареи неприятеля находились всего в 10 верстах от Вятских Полян. 10 мая они имели перестрелку с боевыми судами Красной армии. В направлении к городу Малмыжу колчаковцы находились на расстоянии 10 верст 7 мая" (Солоницын Н. Из истории Гражданской войны в губернии // Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии : сб. ст. и материалов. Вятка, 1927. С.61.). Здесь некоторые населенные пункты в ходе ожесточенных боев переходили из рук в руки, например, Бондюга. С юга шли войска Деникина, рвавшиеся к Волге, на соединение с Колчаком, чтобы затем объединенными силами начать наступление на Москву…

На фото: переправа через реку Вятку у села Гоньба Малмыжского района в старину. Весной 1919 года здесь развернулись ожесточенные сражения между "белыми" и "красными", но дальше "белым" так и не удалось продвинуться. Именно с этих берегов началось их бесславное отступление, вплоть до Иркутска... А берега реки до сих пор густо усеяны различными боевыми артефактами того времени
Фото с сайта "Уржумский уезд"

 

Страница из метрической книги прихода церкви села Петровского Уржумского уезда за 1887 год. Упоминается рождение мертвой дочери у крестьянина деревни Мысы Романа Николаевича Лукина. Через несколько лет семья Лукиных переберется в Сибирь, в поисках лучшей доли, как и многие другие вятчане...

 

С архивной полки. Житие содержателя земской станции

В архиве ЦГАКО есть карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года. Ознакомившись с ними, можно сделать определенные выводы об экономическом положении вятских крестьян. Например, о том, что многие из них использовали наемный труд, а без этого в деревне сложно даже в наши дни. Чем больше была площадь посевов и сенокосов, тем больше работников. В некоторых карточках упоминается до 20-30 наемных работников! Это как раз та категория, которая позднее стала определением "кулака", но тогда получается, что всех крестьян, которые в деревне использовали наемный труд, нужно записывать в "кулаки"...
Но сегодня речь пойдет о состоятельном человеке. Усатов Степан Николаевич содержал земскую станцию в селе Мулино Слободского уезда (что за станция, не уточняется, а они были разные: почтовые, метеорологические, телефонные). О нем в карточке переписи 1917 года кратко сообщается: крестьянин, русский, род занятий: земледелец, 57 лет, грамотный. Содержатель земской станции, дома в селе.
Семейное положение:
Жена 41 год, неграмотная
Сын 25 лет, грамотный
Сын 12 лет, грамотный
Работник 26 лет, неграмотный
Сноха 26 лет, грамотная
Дочь 14 лет, грамотный
Дочь 9 лет, учится.
Далее кратко сообщается об экономическом положении этой семьи.
Наем поденных работников:
Весенняя пашня: 2 мужчин
Паровая пашня: 2 мужчин
Сенокос: 15 мужчин и 15 женщин.
Род работ: жнитва и уборка, общее число: 1800 снопов
Молотьба: 6 овинов.
Содержатель земской станции был, конечно, человек состоятельный, но в тех же карточках встречаются сведения о кузнецах, которые были еще более состоятельными людьми и нанимали до 30 работников. О них мы расскажем позднее. Все то были люди труда, который наживали свои капиталы своим ремеслом.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.17 д.1100 л.11

 

С архивной полки. Жизнь крестьян по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года (продолжение): жизнь деревенского кузнеца


Возьмем карточки деревни Вошма Буйской волости Уржумского уезда. Большинство жителей были, очевидно, староверы, т.к. они не упоминаются в метрических книгах. Несколько человек в деревне имели свои кузнецы, благодаря чему их семьи имели достаток и возможность иметь больше угодий, больше найма батраков. Например, Морозов Карп Никифорович. О нем кратко указывалось:
Крестьянин
Русский
47 лет
Неграмотный
Кузнец дома.
О его экономическом состоянии указывалось:
Наем на сдельные работы: жнитва и молотьба. 4 овина и 5 овинов. Число работников, к сожалению, не указывалось.
Морозов Василий Никифорович:
Крестьянин
Русский
Земледелец
59 лет
Неграмотный
Кузнец в своей деревне
Предприятия: кузница.
О его экономическом благополучии сообщалось немного подробнее, чем о Карпе Никифоровиче:
Наем на сдельные работы: жнитво, нанимает 10 человек
Молотьба, 20 жещин.
Морозов Иван Никифорович:
Крестьянин
Русский
Земледелец
62 лет, грамотный
Имеет кузницу.
Наем на сдельные работы: на сенокосе 8 женщин
Жнитво и уборка: 25 женщин
Предприятия: кузница в своей деревне.
Благодаря сведениям о составе семейств можно сделать представление и об их грамотности. Неграмотными были в основном старшие члены семьи, их жены и дочери, но в начале 20 века грамота среди крестьян стала котироваться больше чем раньше, в чем несомненно заслуга последнего царя, стремившегося открыть как можно больше народных училищ (и их было открыто в три раза больше, чем раньше). Незадолго до революции в Думу был внесен и законопроект о всеобщем начальном образовании, но из-за войны был отложен на 1917 год, затем рассматривался Временным Правительством и отнесен к исполнению на роковой октябрь 1917 года.
Морозов Василий Никифорович и его жена были неграмотные, а вот их сыновья уже получили образование:
Сын 23 лет грамотный, мобилизован в январе 1915 г.
Сын 20 лет, грамотный мобилизован в 1912 г.
Старшая дочь 17 лет была неграмотная, а дочь 11 лет указывалось, что "учится".
Морозов Иван Никифорович был грамотным, а его жена нет. Неграмотными были его старший сын 41 года и его жена.
Зато начальное образование имели уже внуки Ивана Никифоровича:
Внук 15 лет, грамотный
Внук 12 лет, грамотный
Внук 12 лет, грамотный.
Кузнец Морозов Карп Никифорович и его жена указывались как неграмотные. В их семье были только дочери, шесть человек. Примечательно, что почти всем их родители постарались дать образование:
Дочь 17 лет грамотная
Дочь 14 лет неграмотная
Дочь 11 лет грамотная
Дочь 8 лет учится.

Источник: ЦГАКО ф.573 оп. 17 д.189

Снова фото-вопрос от читателя: что за форма на людях? На фото: Александр Васильевич Морозов (справа из деревни Вошма Уржумского уезда. Это про него в карточке родителя указывалось: "Сын 23 лет грамотный, мобилизован в январе 1915 года".
Фото прислано Сергеем Морозовым

 

Современный город Киров: царство столового общепита


 

Жители города Кирова могут по праву немного гордиться таким небольшим достижением - здесь столько заведений общепита (главным образом, столовых), что такое их количество можно найти далеко не в каждом областном и республиканском центре. Вдумайтесь, только на линии улиц Комсомольская-Карла Маркса, от железнодорожного вокзала до Театральной площади десять столовых ! Из них одна в тц "Лето", две в учебных заведениях (Медакадемия и бывший Лесопромышленный колледж), три (!) в районе перекрестков улицы Карла Маркса с Комсомольской и Милицейской, две около бывшего кинотеатра "Октябрь" и одна на Театральной площади (за Драмтеатром). Конечно, кое-какие столовые закрываются (например, "Ешка" на Комсомольской уже закрыта два года), но взамен их открываются новые. Это не считая различных "кофеен", "данарок", пиццерий и других заведений быстрого перекуса.
Учитывая, сколько столовых сосредоточено только от вокзала до Театральной площади, не трудно представить, какое их количество вообще имеется в городе Кирове. Для сравнения, на всю Йошкар-Олу приходится не более десятка столовых, а в Ижевске и того меньше (здесь вообще трудно найти мало-мальскую столовую). Даже в самой Москве общепит вроде столовых стремительно исчезает, уступая все больше места заведениям фастфуда, только еще сеть столовых "Му-му" держится на плаву. В Кирове же в этом плане все в порядке. Гость города здесь не останется голодным и ему не придется платить втридорога за какой-нибудь американский чизбургер из-за банального отсутствия нормального общепита. К услугам жителей и гостей города Кирова большое количество столовых со вкусным и зачастую недорогим меню. Одна из гостей города Кирова честно призналась, что ей еще не доводилось бывать в городе, где "столовые на каждом шагу". И ведь это хорошо, что старые советские столовые не может пока вытеснить всякий фаст-фуд...

На фото: столовая сети "Сели-Поели" на улице Карла Маркса города Кирова

 

По страницам старых газет. Опальная сказка

Участь сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде» (к 75-летнему юбилею А.С.Пушкина). Нам передают, что некоторые отцы законоучителя начальных школ запрещают учительскому персоналу давать учащимся читать сказку Пушкина «О попе и работнике его Балде». В особенности такое запрещение в ходу в Котельничском уезде. Как известно, в этой сказке повествуется о том, как один поп, погнавшись за дешевизной, согласился держать у себя работника за три щелчка в свой лоб, при этом
«С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика».

Вятская речь - 1912 г. № 30

 

С архивной полки. Сведения о номенклатурных работниках



Сведения о состоянии сотрудников Маробстатотдела с момента чистки по настоящее время (1929 г.)

Куклин П.Е., член ВКП (б)
Гурьев С.Г.
Степанов И.С.
Туркина К.С.
Макматов М.И.
Михайлов К.Г.
Павлов В.В.
Левашев И. П (беспартийная)
Булаев К.Н. (беспартийная)
Модин С.Н. (беспартийная)
Казаринова М.И. (беспартийная)
Тихонравов В.М.
Васильева В.Ф.
Русинова Н.А.
Сидоров М.А.
Гребнев Г.М.
Чегаев И.И.
Житинкина М.К.
Дружинина А.П..
Павлова Е.Н.
Чулкова А.Ф.
Русанова Е.Н.
Игнатьева-Стекольщикова
Шеина Е.И.
Васильева К.Н.
Рогожников Н.Ф. (все русские)

ГА РМЭ ф.Р-250 оп.2 д.53 л.1 об.

 

Вопросы истории. В 1919 году Глазов дважды был в руках белых?



В ходе весеннего наступления 1919 года Белая армия смогла взять многие важнейшие пункты Глазовского уезда, включая Песковский и Омутнинский заводы, но не могла взять центр уезда - город Глазов. Видимо, он был достаточно хорошо укреплен. Бои шли только в пределах города. Военные сводки красных сообщали:
10 мая. "Пермское направление. В районе железной дороги артиллерийская перестрелка. В районе к востоку от Глазова к нам перебежало несколько человек" («Деревенский коммунист» (Вятка) - 1919 г. № 96 10 мая).
20 мая. "Пермское направление. Аэроплан противника сбросил в Глазове две бомбы, которые не разорвались" («Красный набат» (Воткинск) – 1919 г. № 109 21 мая).
21 мая. "Пермское направление. Противник повел наступление на селение Полом (15 верст северо-восточнее города Глазова), но был отбит. Одновременно с этим противник атаковал наше расположение в районе д.Кляповская (16 верст северо-восточнее города Глазова) и было занял ее, но нашей контратакой был выбит оттуда" («Красный набат» (Воткинск) – 1919 г. № 110 22 мая).
27 мая. "В районе селений Восьякинский и Полом (18 верст восточнее от города Глазова) противник при содействии артиллерии перешел в наступление, но был отброшен" («Деревенский коммунист» (Вятка) - 1919 г. № 111 28 мая).
В недавнем посте благодаря нашим краеведам удалось установить, что войска "белых" в ходе весеннего наступления 1919 года все же взяли Глазов. Вызывает вопрос, только точная дата его взятия и оставления белыми войсками. И, судя, по военным сводкам, город переходил к белым два раза!
Из публикации историка Глеба Кочина: "2 июня в 4 часа утра по приказу штаба 3-й армии 29-я дивизия оставила Глазов и заняла позиции у деревни Чура.
В тот же день, 2 июня, в 4 часа дня, в Глазов без боя входят войска белых. С юга по улице Сибирской шли части генерала Анатолия Пепеляева, а с севера с правого берега Чепцы через мост – отряды генерала Рудольфа Гайды...
Перед белыми частями в районе Глазова отчетливо встает реальная угроза полного окружения. К этому времени все резервы Сибирской армии были брошены в бой, и отвечать на наступление красных оказалось нечем...
13 июня в 4 часа утра части генерала Пепеляева без боя поспешно оставляют город Глазов".
В связи с первой датой интересна информация из красной военной сводки на 1 июня: "В Пермском районе нами взят Глазов. Южнее железной дороги мы вышли на станцию Балезино". Правда, сводка была опубликована в воткинском "Красном набате" 17 июня и, возможно, у нас опечатка в дате и это событие могло быть позднее (позднее перепроверим по первоисточнику). А если она верна, то в ходе стремительного наступления Красная армия могла взять город в тот же день и в этом не могло быть ничего удивительного. Примечательно, что в советской печати о взятии Глазова белыми 1 или 2 июня не сообщалось ни строчки...
В любом случае, белым вскоре пришлось оставить город, т.к. 11 июня они занимают его повторно: ""На 11 июня. В Песковском районе наши части, под давлением противника оставили Глазов и отошли на левый берег реки Убыт, в 8 верстах западнее Глазова" («Советская газета» (Орлов) – 1919 г. № 123 11 июня). Правда, на этот раз Глазов снова пребывал в руках белых недолго. Уже 15 июня военная сводка красных сообщала, что Глазов снова взят: "Взят Глазов. Нашими войсками взят обратно Глазов. Наше продвижение южнее и севернее железнодорожной линии идет успешно. В северном направлении нами занято село Северо-Гординское («Деревенский коммунист» (Вятка) - 1919 г. № 125 15 июня). Поскольку военные сводки в газетах публиковались с небольшим опозданием, а Восточный фронт красных в начале июня наступал стремительно, взять обратно Глазов Красная армия могла уже через два дня, 13 июня, как и пишет Глеб Кочин.
Судя по военным сводкам красных, Глазов переходил к белым два раза - 1/2 и 11 июня, но в обоих случаях удержать город они уже не могли.

Тема с занятием Глазова белыми довольно загадочная и спорная, т.к. в советских источниках об этом писать не любили, по понятным причинам. Были бы интересны комментарии от историков и краеведов

На фото: вид города Глазова со стороны Винного завода. 1910-1914 годы. Фото из архива Глеба Кочина

 

Развитие пчеловодства в Вятском крае (из дореволюционной печати)

Уездный агроном по Елабужскому уезду И.И.Силин, убедившись, что пчеловодство в означенном уезде еще не вышло из первобытного состояния, и только кое-где крестьяне вводят незначительные улучшения, считает необходимым принять меры к распространению среди крестьянского населения улучшенных приемов ведения пчеловодческого дела и самым лучшим средством для этого признает устройство пчеловодных выставок. В виду этого он ходатайствовал пред губернским земствои об устройстве такой выставки, на ярмарке, бывающей в городе Елабуге 15-18 августа, и очень многолюдной, и о командировке на эту выставке пчеловода. Кроме того, ввиду возможности изготовления местными крестьянами-кустарями пчеловодных принадлежностей по более дешевым ценам, чем в городе Вятке, он просит губернское земство открыть на этот предмет кредит в размере 150 рублей. Это ходатайство поддержано Елабужским уездным земством.

Вятский край - 1896 г. № 77

 

Из истории передачи метрических книг в советские органы юстиции



"... Когда после отделения церкви от государства Вятский совет рабочих депутатов и Губисполком предложили духовенству передать органам советской власти на местах метрические книги, то духовенство на это ответило категорическим отказом. Несмотря на ряд распоряжений советской власти, метрические книги не сдавались.
После того, как Вятским ГИКом было категорически предложено метрические книги сдать и что в случае несдачи они будут изъяты распоряжением советской власти, вятское епархиальное начальство отдает приказ «метрические книги добровольно не отдавать» и ставит об этом в известность «приходские советы и союзы, а также все православное население Вятской епархии»…. Так поп села Горохова (Халтуринского уезда) А. Жуков призвал озаботиться об охране церквей и церковного имущества от «неблагонамеренных лиц» и предлагал избрать церковного караульщика, который в сложные наши времена будет звонить в набат и предупреждать прихожан об угрожающей опасности» (А.Зайдберг. Контрреволюционная роль в духовенства в годы революции // Спутник большевика (Вятка) – 1929 г. № 9).
Возможной, причиной последнего мог стать случай, имевший место в июне 1918 года в селе Бахта Вятского уезда. Здесь местный батюшка, завидев в селе красноармейцев, ударил в набат. Собравшемуся народу священник объявил, что «большевики пришли грабить храм божий». Как сообщала уездная газета, «Недоуменные красноармейцы долго не могли понять в чем дело, но к счастью обошлось без более крупного инцидента (По губернии // Нолинский край – 1918 г. 27 июня № 23)».
Не случайно, в последующем в тексте договора о передаче церковного имущества государству, которое в свою очередь теперь сдавало его «в аренду» верующим, появляется немаловажный пункт о запрете набатного звона.
Косвенным свидетельством того, что в некоторых приходах церковные метрические книги так и не были переданы в советские органы юстиции является их наличие там, где по идее они не должны быть - в Областном краеведческом музее, в музеях города Белая Холуница и поселка Верхошижемье; не так давно одна метрическая книга была найдена в одном из районов республики Марий Эл. По всей видимости, в первые советские годы из-за возможности народного недовольства они так и не были переданы в советские учреждения (возможно, по этой же причине большинство метрик велось до конца 1918 года, а в отдельных местах и еще дольше), а после закрытия храмов были просто переданы в музеи.
Правда, этому может быть и другое объяснение - всего в приходе велось два или три экземпляра метрических книг, из которых приходские хранились в храме, а консисторская копия ежегодно отправлялась в епархиальный архив. То, что было передано после революции в государственные архивы и в органы ЗАГС, смогло сохраниться, а то, что было при храмах, видимо, было просто уничтожено вместе с остальным имуществом, и лишь немногие экземпляры были переданы в музеи...
О судьбе метрических и прочих книг, хранившихся при храмах, может быть интересным свидетельство лебяжской писательницы Л.Ф.Якимовой: «Предложили однажды моему деду отремонтировать квартиру для приезжающего предрика. Квартира находилась в доме бывшего дьякона Лебяжской церкви на улице Советской.
Деду сказали: заново оклеишь, а потом побелишь и покрасишь полы и окна. Я думаю, не надо подчеркивать значение такого крупного заказа в голодные военные годы. Мы взяли с дедом – он мешок, я корзину – и пошли за макулатурой для оклейки стен. Нас сопровождал представитель из НКВД. Сторож открыл двери склада, наш сопровождающий скомандовал: «Выбирайте!»
Приглядевшись в полутемном помещении, я увидела в одном углу груду толстых в кожаных переплетах с медными застежками книг. Я к тому времени уже могла довольно сносно, благодаря бабушке, учившей меня, читать по-старославянски. Потянув одну из книг, я прочла название – «Псалтырь». Я попыталась ее достать из общей кучи, и к ногам моим скатилось маленькое в сафьяновом красном переплете с позолоченным распятием «Евангелие». Я невольно схватила его и прижала к груди, испуганно оглянувшись на деда. Его вид поразил меня. Он стоял сам не свой. Повернувшись к представителю власти, он гневно сказал: - Вы думаете, я буду этими священными книгами клеить стены? Да ни за какие деньги!
Бедный мой дед! Он и сам испугался своей дерзости, прекрасно зная, что может быть за нее. Лицо его сделалось белым, как полотно, губы дрожали.
- Почему? – сдвинув брови, спросил наш сопроводитель. Я застыла в ужасе – что ему ответит дед. Но он уже опомнился. Бумага, говорит, не подходит. Слишком толста. Не пристанет к стенам, пузыриться будет.
- А эти сгодятся? – энкеведешник указал на противоположный угол. Там такой же грудой были свалены школьные учебники почему-то на марийском языке. На этом и порешили. Уходя из склада, дед робко попросил несколько церковных книг для себя.
- Да хоть все забирай, - рассмеялся наш спутник, - все равно все сожгут.
Таким образом, мы с дедом спасли целый десяток церковных книг, но им, видимо, суждено было погибнуть в огне: в пожар в нашем доме все они сгорели».

На фото: разворот метрической книги 1897 года прихода церкви села Красноярского Уржумского уезда с записью о рождении священнической дочери. ЦГАКО ф.237 оп.226 д.593 лл.562~563

 

Истории из старых газет. Богатый нищий



Деревня Костоват Сарапульского уезда. На днях по деревне Костоваты ходил бродячий нищий лет 50, явившийся неизвестно откуда. Часу в 10м вечера его заметили за деревней: ходит вокруг столба, к которому приставлена нищенская дубинка и на нее повешен нищенский кошелек. Собрался народ и старика насильно втащили в дом, раздели и начали разувать. Но его портянки пристали к подошвам. Тогда его посадили на печку и стали искать паспорт, которого не оказалось. Зато крестьяне нашли в котомке, которая висела на дубинке, чайную коробку и в ней 375 рублей золотом и 3 рубля 5 копеек серебром. Нищий – доставлен в участок.

Вятская речь - 1912 г. № 25

 

Пострадавшие за Веру: протоиерей Александр Федорович Мокеров



24 марта 1887 г. – родился в г.Яранске в семье мещанина

14 июня 1910 г. окончил полный курс Вятской духовной семинарии по первому разряду

18 июня 1910 г. определен псаломщиком в с.Успенское Котельничского уезда

9 января 1911 г. посвящен в стихарь

20 июля 1913 г. определен на священническое место в церковь с.Ишлык Яранского уезда

1 августа 1913 г. рукоположен в сан диакона, 4 августа – священника

15 марта 1915 г. по прошению переведен в церковь в честь преподобного Серафима Саровского в с.Богородское (Соболи) Яранского уезда.

1916 г. – получил первую церковную награду – набедренник.

10 марта 1919 г. переведен в храм с.Пачи Яранского уезда.

1921 г. – награжден скуфьей

8 марта 1921 г. по прошению переведен в церковь с.Верхотулье Котельничского уезда

1928 г. – награжден камилавкой и золотым наперсным крестом.

1925-1929 гг. – благочинный округа

1929 г. – возведен в сан протоиерея

1 августа 1933 г.-ноябрь 1937 г. – благочинный округа

1934 г. – награжден палицей

9 декабря 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст.58 п.10 приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества.

3 января 1938 г. расстрелян в г.Кирове.

Место погребения не известно.

24 января 1990 г. реабилитирован.

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга вторая – Киров 2004 г., с.34-35

Фото из книги

 

По страницам советских газет. "Белые" в Слободском уезде



Воспоминания крестьянки Кайгородцевой из села Кайгородского Слободского уезда: «Как и ко многим, врываются и ко мне несколько солдат. Угрожая револьвером, начинают производить обыск и забирают, что им нравится. Но мало этого, издевательствам нет границ: придираются, где я взяла те или другие вещи и бьют по голове и по лицу причем, когда дети мои стали плакать, то белые звери произносили угрозы: «Поймаем, - говорят, - вашего отца, убьем, а мать сейчас поведем и утопим…»
При виде перепугавшихся детей у меня сердце готово было разорваться, однако, меня угрозами заставили молчать.
Вместе с вещами отняли у меня деньги 950 рублей. Когда я стала просить, чтобы оставили что-нибудь на детей, то меня заставили с себя снять сапоги и потащили на станцию, где меня многих других пороли плетьми. Выпоровши, отправили в больницу.
Положение избитых было ужасное. Ни сидеть, ни лежать невозможно.
И, к довершению всего ужаса, возвратившись из больницы, несчастные жертвы белого террора дома принуждены были голодать, ходить раздетыми и босыми. Все, что представляло ценность, расхищено».

.Газета "Деревенский коммунист" (Вятка) - 1919 г. № 186

 

Голод 1911 года в Вятской губернии. Елабужский уезд

… По всему уезду только те пережили этот год без посторонней помощи, у кого был запас от прошлых лет. У кого запаса не было, тот и сейчас испытывает острую нужду, уже продает последнюю скотину. На Рождество приехало несколько учительниц, которые подтверждают одно и то же. Особо нуждающимися признано по уезду две волости – Черкасовская и Староятчинская; из них берут на общественные работы. О положении этих волостей можно судить по селению Сосновый Юраш. В нем не было своего хлеба уже на обсеменение полей. Распродали всех овец, половину лошадей, коров, осталось 1/3. Раньше безлошадных было 2-3 хозяйства, а теперь уже у 50 домохозяев нет лошадей (всего дворов – 140). Человек 70-80 ушли на каменноугольные копи, но там заработок очень плохой, пишут, что денег не дали. Некоторые продали последнюю скотину и ушли на заработок, денег нет и семьи голодают. Начались общественные работы; проработали 12 дней – общественные работы прекратились. Есть свой хлеб в общественном магазине, на один месяц земский начальник выдал по пуду на едока, затем выдачу прекратил.
Около 10 семей голодуют. Уже по распоряжению муллы собирают им куски и кормят, а то бы умерли с голоду. Один было умер с голоду – мулла отходил. Человек был за несколько часов от смети, мулла начал отпаивать его молоком, взял к себе кормить. Мулла усердно следит за голодающими: у кого нет хлеба, велит другим давать. Начинают болеть. Сельский староста указал мне на двух своих лежащих детей, сказал: вот уже несколько дней лежат, хворают от голода, так как едим очень, очень впроголодь. Одного подняли на дороге, пошел побираться, но от слабости упал и не мог идти далее… (Из письма).

Вести из голодных уездов. Елабужский уезд // Вятская речь - 1912 г. № 13

 

Истории из старых газет. Псаломщик-хам



Котельнич. При храме святого Николая Чудотворца содержится на церковные средства хор певчих, управляемый псаломщиком Г.П. Поздеевым. Во время одного из венчаний в церкви произошел следующий случай: один из взрослых певчих в то время, когда хор еще не пел, пошел с клироса в алтарь надеть шубу. Г.Поздеев громко крикнул ему: «Что это черт возьми, за хождение!» После этого он схватил лежащие перед ним на аналое ноты и, бросив их на пол, побежал в алтарь. Выйдя обратно, он снова громко произнес по адресу певчих:: «С-чи. Это черт знает что такое! Убирайтесь все к чорту! « И выбежал из храма.
В этот же день была спевка в городском училище для концерта 2 февраля. На спевку были приглашены и певчие Николаевского хора с регентом г.Поздеевым. Один из певчих указал Поздееву на его некорректное поведение в церкви, за что тотчас же был уволен.

Вятская речь - 1912 г. № 30

 

Из старых газет. О проведении железной дороги через Кукарку или Шурму



В Казани комитет выборных от духовенства, земства, думы и купечества постановил уполномочить депутацию ходатайствовать о проведении железной дороги от Казани на Пермско-Казанскую дорогу. Большинство решило просить провести линию на Кукарку, другие граждане – на Шурминский перевал через реке Вятке к станции Ухтым Пермско-Вятской дороги.

Вятская газета - 1895 г. № 34

На фото: завод Шурма в царские времена. Фото около 1905 года

 

По страницам старых газет. Банкротство Воткинского завода



Ликвидация. Воткинский завод мало помалу ликвидирует свои имущества. В управлении Камско-Воткинского горного округа (Воткинский завод) 3марта назначены торги на продажу колесных пароходов «Ретвизан», «Камский судостроительный завод», «Троян», «Коммерсант», «Шаркан» и барказ «Воткинский завод». Кроме того, будут проданы колонны доменного здания, 6 старых паровых котлов «Паукша» и пр.

Вятская речь - 1912 г. № 31

На фото: таким был будущий город Воткинск в старину, тогда еще просто заводской поселок Воткинский завод

 

Эпоха - газетной строкой. Первые библиотеки



Дешевые сельские библиотечки отсылаются сегодня на пароходах в уезды: В Малмыжский – для 102 сельских обществ, Уржумский – для 355, Сарапульский – 270, Слободской – 99 и Елабужский – 230, итого 1056 библиотечек.

Вятский край - 1896 г. № 46

Картина В.Маковского

 

Забытые страницы истории. Шахайское побоище 1918 года



Лето 1918 года навсегда запомнилось вятским коммунистам, т.к. этом году земля буквально у них "горела под ногами". Не один уезд не обошли крестьянские волнения из-за продразверстки, особенно в хлебородных южных уездах. За вятский хлебушек сложило свою голову 4 комиссара. Форменный бой между крестьянами и продотрядом произошел в Уржумском уезде, в Токтайбелякской волости, где военком на свою беду вооружил крестьян винтовками и пулеметами. Об этом рассказывалось в нашей статье "Петро война". Не менее жестокое побоище в июне 1918 года произошло у деревни Шахайки Яранского уезда. Здесь крестьянами был убит комиссар Г.Е.Кропинов и 6 красноармейцев. Как это происходило, расскажем, используя только советские источники...
В целом в уезде, где советские статисты насчитали до 180 тысяч пудов хлеба, его реквизиция проходила «благоприятно и довольно гладко ». Отряд комиссара Григория Емельяновича Кропинова исправно собирал хлеб в волостях Яранского уезда. В постановлении Яранского уездного совета снабжения за 19\6 мая 1918 г. № 33 о посылке отряда Кропинова в Зыковскую волость Яранского уезда для реквизиции «излишков хлеба ему предписывалось: «…При учете в марте месяце сего года членом совета Г.К.Кропиновым хлеб у нас оказался в Зыковской волости. Такового оказалось в излишке до 1700 пудов, каковой хлеб должен быть поставлен населению в ссыпные пункты, постановил: командировать члена совета Кропинова совместно с эсксед А.И.Мясниковым для изъятия у населения Зыковской волости излишков хлеба по ценам, установленным 2м общегубернским съездом».
Реквизиция хлеба мотивировалась тем, что своего хлеба у Яранского уездного совета снабжения к тому времени было немного – не более тысячи пудов, между тем как он требовался и для снабжения местной Красной армии, и больниц, и беднейшего населения уезда. С этим и послали отряд в богатую Зыковскую волость. Отряд, по всей видимости, справился со своей задачей и затем был 15 июня послан с 10 красноармейцами в Пижемскую волость, где, как сообщалось в постановлении, «в селе Пижемском по воскресным дням на рынке в продаже бывает значительное количество хлеба, каковой продается по вольным ценам, и население Пижемского района несмотря на широкое оповещение декрета совета народных комиссаров от 13 минувшего года, с твердыми ценами не считается». Отряд Кропинова должен был реквизировать весь привезенный на рынок хлеб . Кроме этого, он реквизировал в селе Русских Краях на рынке у местных торговцев 891 пуд ржи и муки «по твердой цене ».
После этих успешных рейдов отряд Кропинова был отправлен в Сердежскую волость, где события развернулись совсем другим образом. С Кропиновым была послана значительная для этих мест вооруженная сила – отряд красноармейцев из 20 человек, вооруженных винтовками, и дружина из «малоземельной бедноты» Сметанинской волости численностью в 60 человек , и это было не случайно – не задолго до этого «командированному члену отдела Ф.С.Арефьеву в деревню Шахаиху Сердежской волости к молотьбе хлеба приступить не пришлось ввиду явно враждебного настроения граждан этой деревни ». Не случайно Кропинов в первую очередь направился именно в деревню Шахайки…
В постановлении от 18 июня о посылке отряда Кропинова говорилось: «Яранский уездный продовольственный комитет, рассмотрев вопрос о необходимости изъятия у населения излишков хлеба и принимая во внимание, что все предписания уездного комитета гражданами волостей не исполняются, между тем в некоторых волостях уезда имеется много необмолоченных кладей, постановил: командировать в волости Токсолинскую и Сердежскую члена уездного продовольственного комитета Григория Емельянова Кропинова, специалиста по хлебному делу И.С.Сошникова и канцеляристов В.А.Кырчанова и Л.В.Булатова совместно с продовольственной дружиной Сметанинской волости и отрядом красноармейцев в числе 20 человек для насильного обмолота хлеба у граждан поименованной волости и немедленной ссыпки его в адрес уездного продовольственного комитета ».
Как далее разворачивались драматические события, подробно сообщал 2 июля 1918 года Яранский уисполком Вятскому Губисполкому: «19 сего июня Яранским уездным советом была командирована во главе члена этого совета тов.Кропинова рабочая дружина в числе ста человек, в том числе 20 вооруженных красноармейцев в пределы Сердежской волости, для обмолотки у местного нас запасов хлеба, находящегося в копнах у зажиточного населения. Означенный отряд прибыл к вечеру того же дня в Сердежский волостной исполнительный комитет, последним был направлен в ближайшее селение – Шахайки, в котором имелось до 50 копен необмолоченного хлеба. В этом селении отряд был размещен на ночлег, по 3-4 человека в доме, а с утра 20 числа июня было предположено приступить к работе. В течение этой ночи местные жители оповестили население 21 соседнего селения о прибывшей в их селение рабочей дружины для обмолота хлеба.
К утру 20 июня в селение Шахайки прибыла из тех 21 селения громадная толпа народа, вооруженная кольями, железными тростями и огнестрельным оружием, напала на те дома, где ночевали расквартированные дружинники, и принялись за форменное избиение сонных рабочих. Кто успевал выбегать из дома, тех ловили на улице, в полях, и били до полной потери сознания и в то же время у избитых отбирали все вещи: одежду, деньги и прочее. В результате оказалось 6 человек убитыми на месте и 60 человек тяжело и легко раненых, из последних 2 тяжело раненых умерло. В числе убитых оказался член совета снабжения тов.Кропинов, у которого оказались похищенными 20 тысяч рублей казенных денег. Кроме того, отряд недосчитался еще несколько человек – видимо, оказались убитыми, трупы которых отыскать пока не представляется возможным, потому что убивая людей банда зарывала трупы в землю ….»
Очень интересно обратиться и к живым свидетельствам этого события, как все происходило. В советское время один из очевидцев шахайского побоища поделился своими воспоминаниями в Санчурской районной газете:
«В июне 1918 года в Сердежскую волость приехал уездный продкомиссар, который рассказал крестьянам о том, что рабочие в промышленных центрах голодают. Было заключено соглашение о сдаче излишков хлеба, а крестьяне попросили прислать рабочих на помощь для обмолота ржи. Но это соглашение было формальным – зажиточные крестьяне обманули продкомиссара, и когда он уехал в Яранск организовывать рабочих для обмолота ржи, начали спешно готовиться к сопротивлению. Кулаки решили хлеба не давать. Готовилось восстание, подготовку к которому возглавил бывший царский офицер Полушин В.И., живший в то время в соседней деревне Шахайках.
По деревням были разосланы конные нарочные, чтобы крестьяне готовились к выступлению, и когда рабочие-дружинники пришли в деревню Шахайки молотить хлеб, их встретили вилами, кольями и обрезами. Шестеро дружинников было убито и много тяжело ранено.
Это произошло рано утром в трех километрах от нашей деревни. Некоторые дружинники бежали из Шахаек по турминскому полю. Наши деревенские кулаки встретили их кольями и обрезами, и опять было много избитых и тяжело раненых.
В Турминцах было созвано собрание, чтобы решить вопрос – куда девать избитых, а их лежало в поле больше 15 человек. Озверевший кулак Ураков Т.Д. на собрании предлагал избитых дружинников, лежавших на турминском поле, закопать живыми в землю.
Атмосфера была накалена до предела. Сказать что-либо в защиту дружинников было нельзя. Против нечеловеческого предложения выступил на собрании Полушин Иван Афанасьевич. Кулаки его назвали предателем и хотели избить.
Раненым и избитым дружинникам посчастливилось к утру, пока ночью кулаки обсуждали, что с ними сделать, уйти с поля и скрыться.
В Шахайках во время восстания кулачье избило матроса-активиста Полушина Василия Георгиевича, работавшего в Сердежском волостном комитете бедноты (сейчас тов.Полушин персональный пенсионер, проживает в Лениграде).
Вскоре после Шахайского мятежа из Яранска приехал к нам вооруженный отряд, который выявил организаторов восстания. Они были посажены в Яранскую тюрьму, а шахайский офицер, главарь восстания, скрылся.
Отряд организовал в деревне обмолот хлеба. Все трудоспособное население турминцев было привлечено к молотьбе. Хлеб весь обмолотили и отправили по назначению.
За шахайское восстание на Сердеждскую волость наложили контрибуцию ».
К этому можно добавить, что по воспоминаниям бывшего красноармейца И.И.Шушалыкова, «Кропинов хотел проскользнуть на велосипеде, но его поймали в одном овраге и его шашкой всего изрубили ». Воспоминания Шушалыкова отличаются от воспоминаний Е.С.Пластининой, которая лично видела все происходящее своими глазами:
«На восходе солнца я услышала шум на улице. Открыла окно и вижу: вдоль улицы бегут незнакомые мужчины с кольями. Обрезами. Навстречу им вышел продкомиссар Григорий Емельянович Кропинов. В руках он держал наган, но не стрелял, а взволнованно говорил:
- Стойте, ребята! Что вы делаете? Нельзя так! Опомнитесь!
Из толпы вышел молодой мужчина. Он подбежал к Кропинову и со всего размаха ударил по голове прикладом винтовки. Комиссар, застонав, упал на землю. Когда бандиты убежали, Григорий Емельянович уполз в огород. Я услышала его голос. Он просил пить. Я подала воды, он с жадностью выпил. С болью в сердце смотрела я на этого молодого красивого парня. Вскоре он потерял сознание. Его вместе с другими ранеными перевезли в пожарный сарай ».
В сообщении Совнаркому и наркомпроду Цурюпе замещавший должность предгубискома сообщал, что в «разгроме дружины участвовало большинство населения Сердежской волости и часть Уржумского уезда», было найдено шесть трупов убитых красноармейцев, раненых оказалось до 57 (из них 40 тяжелораненых). Сообщалось и о предпринятых мерах: «Приняты решительные меры точка Просим оказания поддержкой высылкою карательного отряда с пулеметом точка Положение серьезно дело продовольствия может рушиться и победа останется контрреволюционерами кулаками точка Город Яранск и уезд 21 июня объявлены военном положении ».
В Москву из Вятки сообщалось: «Побоище было страшное, нападение произведено на спящих, пока отыскано 6 трупов, в том числе зверски растерзан начальник продотряда Крапинов, находившиеся при нем 20 тыс. исчезли. Много убитых не найдено. Трупы их банды зарывали в землю. Тяжелораненых – 17, легко – 40… Положение серьезное. Дело продовольствия может рухнуть, и победа останется за контрреволюционерами и кулаками».
Восстание было подавлено прибывшим из Яранска красногвардейским отрядом под командованием руководителя местной ЧК Колчина в числе 75 человек при помощи местной бедноты. Впоследствии многие из нее присоединились к отряду . С восставшими не церемонились. И.И.Шушалыков вспоминал такой эпизод: «Проезжая деревню Ихтинур, разведка встретила гражданина лет 20-25, выпивши, остановили его. Зазиев спрашивает: Куда ходил? Красногвардейцев бил? Мужик с перепугу сказал, что был в Шахайках, бил красногвардейцев. Зазиев взял свой карабин и пристрелил его в голову, а когда мы, т.е. отряд, подошел, то из головной раны шла только кровавая пена». Всего за участие в восстании было арестовано 400 человек. На крестьян волости была наложена контрибуция в сумме 500 тысяч рублей. А хлеб на пункт уездного Совета все же был доставлен – около 15000 пудов ржи.
Побоище в Шахайках стало единственным крупным столкновением в Яранском уезде за 1918 год. В дальнейшем хлеб собирался здесь без осложнений. 3 июля 1918 г. Ернурский волостной продовольственный комитет обращался в уездный продовольственный комитет о помощи в проведении продразверстки в волости, где «имеется значительное количество необмолоченного хлеба». Помощь должна была заключаться в присылке дружины красноармейцев числом в 25 человек.

Источники:
ЦГАКО ф.737 оп.1 д.44 лл.14-16
ЦГАКО ф.Р-875 оп.1 д.141 л. 377
Воспоминания И.И.Шушалыкова из фонда Яранского краеведческого музея.
Смерть комиссара // Ленинское знамя 1959 № 58

На фото: комиссар Григорий Емельянович Кропинов. Фото из газеты.

Есть сведения, что у деревни Шахайки есть памятник на братской могиле погибших красноармейцев. Может кто-то сможет поделиться?

 

Эпоха - газетной строкой. Борьба с экстремизмом в царские времена



Слободская уездная полиция по Ракаловскому обществу и по некоторым селениям делает облавы, ища присужденного более 3 лет назад за противоправительственную агитацию к одному году тюрьмы Алексея Глазырина, бежавшего во время препровождения в тюрьму.

В татарских селениях Ижбоби и Агрызи, Сарапульского уезда, арестовано 23 человека. В том числе до 15 учителей, находящихся в этих селениях широко известных медресе и мектебе, 5 учеников старших классов, почтенный чиновник и другие. Книг на татарском языке увезено в Сарапул три воза.

В городе Котельниче исправник Думаревский задержал бывшего члена Государственной Думы Шабалина, за красную гвоздику в петлице пиджака.
Шабалина обыскали и в кармане нашли письмо известного трудовика - члена Государственной Думы – Кропотова о предстоящих выборах в 4 Думу и фотокарточки его же, члена Думы Мерзлякова и покойной певицы Комисаржевской. Вещи эти отобрали. Из фотографий полиции взял один экземпляр карточки и представитель г.губернатора, а он оштрафовал Шабалина на 25 рублей, усмотрев в его поступке первомайскую демонстрацию.

В д.Кокорской Вятского уезда пристав 4 стана Шмелев со стражниками и урядником обыскали крестьянина Лялина; найдена брошюра издания «Донская Речь», сочинения Л.Н.Толстого. Все арестованы.

В с.Пьяном Боре Елабужского уезда уездном училище г.Ш. был произведен обыск. Искали нелегальную литературу и крамолу, а по слухам - и еще кое-что, к политике вовсе не относящееся.

Вятская речь - 1912 г. № 2

 

Вятские хроники 1917 года. Поголовное пьянство


Поголовное пьянство. Г.Быков, объехавший Сарапульский уезд, сообщает, что в уезде идет поголовное пьянство. Пьют главным образом кумышку.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 59 11 августа

 

Воспоминания о пребывании колчаковцев в Глазовском уезде



При занятии с.Юски белые в первую очередь приступили к розыску коммунистов, сочувствующих, их семей и семей красноармейцев и советских служащих, по «выяснении» коих начались всевозможные бесчинства, насилия, безобразие и грабеж. Не щадились ни женщины, ни дети, ни старики. Так была выпорота старуха, получившая до 60 ударов по голому телу, у нее же была отобрана корова и передана кулаку.
В сельскохозяйственной трудовой артели разграбили все имущество, увели весь скот, оставив только одни голые стены. В этой же артели изнасиловали несколько девушек и выпороли гражданина, дав 80 ударов.
За все время белого владычества кулаки ликовали и ходили с гордо поднятыми головами, в церквах попы служили благодарственные молебны об избавлении от «врагов», о здравии и благоденствии «Великого правителя России, адмирала Колчака и его временного правительства». Со всех имеющихся в волости церковных амвонов «пастыри духовные» выступали с призывом защищать «правителя» до последней капли крови и науськивали не допускать возвращения красных войск. .
Вся эта свора из кулаков, торгашей и «пастырей» с приближением красных войск бежала вместе с белыми бандами за Урал, к своему «правителю», захватив с собой, что успели из своего и разграбленного имущества.
А один из «духовных пастырей» прихватил с собой и 4200 рублей денег, собранных между крестьянами на открытие общественной лавки.
Так в течение 2 ½ мес. «княжели и владели» нашей волостью «войска, Божьей милостью верховного правителя всея России Колчака».

Как белые «восстанавливали власть верховного правителя» (Лыпская волость Глазовского уезда) // Деревенский коммунист (Вятка) - 1919 г. № 187

 

Эпоха - газетной строкой. Вековая проблема реки Вятки



Совещание при округе путей сообщения. В понедельник, 8 июля, в городе Казани закончилось совещания пароходовладельцев, представителей биржевого комитета и города.
Из множества резолюций совещания, вызванных обзором проекта сметы округа путей сообщения на 1914 год, имеют для местного края значение следующия.
Собрание признало желательным послать к городу Вятке шаландную землечерпальную машину, для выемки песка в весеннее время.
Подход к вятским пристаням даже во время разлива чрезвычайно затруднителен от растущей сверху косы, а при начале спада вод оборот пароходов делается совершенно невозможным.
До сих пор округ путей сообщения оставлял и реку и город Вятку без внимания. Кажется, высказанное совещанием пожелание является первым прямым напоминанием о нуждах Вятки.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 151

Фото 2011 года из архива администрации группы

 

Эпоха - газетной строкой. "Знаменательный" день в жизни Елабуги


 

Елабуга. Такого знаменательного дня, как 9 ноября, елабужане не помнят. С утра по городу бродили пьяные банды, с наступлением сумерек огласившие город необычными серенадами и мордобойством. Одни говорили, что это гуляют рекруты, другие обвиняли в этом коммерсантов. Последнее отчасти подтверждается тем, что питомцы общежития при реальном училище, шедшие в театр, были побиты лицом, прикосновенным к купеческому элементу.

Вятский край - 1897 г. № 136

 

Эпоха - газетной строкой. Как погода влияла на повышение цен



Снежная буря, продолжавшаяся около двух суток, доставила немало неприятностей и бед. Многие проселочные дороги еще и по сие время занесены большими сугробами, почему путь по ним чрезвычайно затруднителен.
Передают, что буря и холод повлекли за собой немало несчастных случаев.
Отразилась снежная буря и на временном повышении цен на молочные продукты.

Вятская речь - 1912 г. № 22

 

Страдные хроники Вятской губернии. Урожай ржи в 1917 году



Урожай ржи. (деревня Малая Ярань Нолинского уезда). По выходе озимовых из-под снега нынче долго стояла холодная, сухая погода, что временно повлияло на прорастание озимовой ржи. Затем во время налива ржи стояла жаркая погода, отчего рожь не выполнилась как следует зерном. Всеобщем рожь получилась: низка соломой, редка по нажину, и тоща зерном. Умолот будет около 16-18 пудов с овина. В среднем же по урожайным годам подало по 24 пуда с овина. К жнитве ржи приступили 10 июля. Уборку закончили 26 июля. Убирали при ведряной погоде.

Крестьянская газета - 1918 г. № 60-61 18 августа

 

По страницам старых газет. Жалоба на священника



12 января я сего года приехал в Троицкую церковь в городе Слободском, в 7 часов утра. Священник отец Владимир Свечников, отслужив обедню, ушел домой. Я с одним крестьянином пошел на квартиру к священнику и просил справить два молебна в день ангела и панихиду. Но священник отказался и не пошел в церковь, сказав: где были раньше? В июле месяце 1911 года привозили в эту же церковь покойников. Священник Свечников назначил похороны 22 июля в царский день, когда не хоронят. Узнав, что сегодня царский день, хоронить конечно не стал. А священнику следовало бы знать церковные правила. А.П.Распопов.

Вятская речь - 1912 г. № 31

Примечание. Троицкая церковь в Слободском - это кладбищенский храм. Поэтому основные требы у духовенства здесь были (и есть) это панихиды и отпевания.
На фото: такой была церковь в старину

 

Как вятские крестьяне времен Гражданской войны в советской терминологии превратились в "белогвардейцев"



В Гражданской войне, как известно, было две главные противоборствующие стороны - это "красные" и "белые". Были и отдельные повстанческие группировки, но они, как правило, предпочитали переходить под белые флаги (в нашем случае к белочехам или колчаковцам), пусть даже номинально. Например, Степанов, подняв свой знаменитый мятеж, сразу объявил свое воинство "передовым отрядом" КОМУЧевской Народной армии, правда, помощь самих белочехов свелась к нулю. Не известно даже, действительно ли Степанов имел связи с КОМУЧем или это были, выражаясь по-современному, просто «понты». Не дождавшись прихода белых, степановцы были разгромлены. В Малмыжском уезде в 1918 году повстанческое движение против большевиков было особенно массовым, здесь крестьян поддержали мятежные ижевцы, которые усиленно снабжали их оружием, но сами к крестьянским восстаниям в Малмыжском уезде отношения не имели. Сами малмыжцы именовали себя также сторонниками Ижевско-Воткинского восстания. Большевики же именовали и ижевцев и восставших крестьян Малмыжского и Глазовского уездов громким словом «белогвардейцы», но, конечно, к кадровой Белой армии вятские крестьяне и ижевские рабочие не имели никакого отношения. Может быть, термином «белогвардейцы» красные пытались поднять значение противника в своих глазах: что они воюют действительно с Белой армией, а не толпой мужиков в азямах? С другой стороны, Ижевская Народная армия уже считалась как бы «белой», а отсюда эпитет белогвардейщины переходил уже и на подконтрольные ей территории, т.е. в Малмыжском уезде любой мужик в лаптях с ружьем, воевавший против советской власти, мог считаться уже «белогвардейцем»… Вобщем, когда в советских исторических источниках по истории Малмыжского и Глазовского уездов в 1918 г. речь идет о неких "белогвардейцах", это не значит, что там речь идет действительно о белых. Под словом "белые" подразумевались почти все противники советской власти. "Почти все", потому что кроме "красных" и "белых" в Гражданской войне была еще одна цветная сила - "зеленые"...

 

Причины исчезновения русской деревни в XX веке



Проезжая мимо большинства мест Кировской области и северной части республики Марий Эл (бывшей Вятской губернии), где когда-то стояло множество русских деревень, невольно задумываешься о том, что же стало причиной их исчезновения в прошлом веке? Почему вместо множества деревень и починков первой половины века к концу ее Вятская земля получила огромные заброшенные пространства, которые ныне зарастают лесом? Если подумать, это была не одна, а целый ряд причин (в основном называют главными причинами раскулачивание и войну). Рассмотрим их по порядку.

1. Урбанизация. Одна из главных причин заключалась в том, что в первой половине века множество крестьян отправлялось в города, с целью получения образования, заработка на советских предприятиях и заводах. Процесс оттока крестьян в города был более мощным, чем в советское время. Этому способствовал рост образовательных учреждений и промышленных предприятий в городах. Как правило, назад в деревню возвращались уже немногие. В этой связи вспоминается герой романа/сериала "Тени исчезают в полдень" Митька Курганов, который подался на заработки в город и в деревню уже решил не возвращаться. Закрепление крестьян за колхозами на время остановило этот процесс, вплоть до того времени, когда они снова смогли получать паспорта и право выезда из деревни, хотя некоторые категории крестьян имели право на выезд и в сталинские времена. Остальных "беглецов" ловили и возвращали назад, как в лучшие времена крепостного права. Несмотря на миграцию крестьян (колхозников) в города, работа в деревне продолжала оставаться востребованной благодаря хорошим условиям, созданным советской властью, вплоть до развала Союза.

2. Раскулачивание и Великая Отечественная война. Несмотря на то, первая причина называется иногда одной из главных в истории исчезновения деревень, скорее всего, это могло быть только косвенной причиной. Далеко не все деревни были зажиточными и раскулачивание не нанесло по ним большого удара. Исчезнуть могло множество небольших населенных пунктов - выселков, починков, отрубов, поселений при мельницах (по современному говоря, хуторов), заселенных зажиточными крестьянами. Гораздо больший урон нанесла война, выкосившая множество трудоспособного мужского населения сел и деревень. Собственно говоря, аналогичный урон могла и нанести Гражданская война, точное число жертв которой до сих пор не подсчитано.

3. Неперспективные деревни. Явление хрущёвских времен, когда началось укрупнение крупных коллективных хозяйств. Большинство колхозников сселялось в центры больших колхозов. В то же время часть мелких деревень было объявлено неперспективными и подлежали ликвидации. Там закрывались школы, медпункты, отрезалось электричество. Доходило до того, что у самых упорных раскатывали избы по бревнам. Это делалось не только для сосредоточения колхозников в больших населенных пунктах, но и для распахивания больших пространств на месте бывших деревень.

4. Закрытие школ. Причина эта не совсем понятна, т.к. в советское время образование очень ценилось. Может, читатели группы объяснят эту причину. Но закрытие школы в селе становилось причиной расселения населения в другие населенные пункты, где были школы. Так, закрытие школы стало причиной исчезновения села Атары Лебяжского района. Через несколько лет после закрытия школы село опустело. Сейчас здесь лес...

5. Постсоветское время. Последний удар по деревне был нанесен в последние годы. Мы часто публикуем фото бывших деревень, которые исчезли не так уж и давно, некоторые совсем недавно. Причины здесь просты - исчезновение колхозов лишило работы тысячи колхозников. Большинство населения переселялось в крупные села и районные центры, где еще есть возможности заработка и более-менее блага цивилизации. В то же время молодежи уже нет смысла возвращаться туда, где для них нет перспектив. Она остается в городах. В деревнях остаются старики, с уходом которых исчезают и деревни.

Процесс исчезновения деревень, неизбежно связанный с развитием России (образование, индустриализация, урбанизация) продолжается. Правда, в основном он затронул русские деревни. Множество марийских, удмуртских, татарских деревень сохранилось. Это можно легко заметить в соседних республиках. Например, на севере Марийской республики примерно на 10 марийских деревень приходится одна русская. И вообще складывается впечатление, что русских деревень там и вовсе нет...
Возможно, были и другие причины. Интересно мнение читателей

 

 

 

 




Назад к списку