ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Октябрь: 16-31

МЫ ТОЖЕ БЫЛИ МОЛОДЫМИ! ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. С другом. Деревенские ребята. Второй снимок: на студенческой практике в колхозе «Заветы Ленина» Юрьянского района (Передовое хозяйство в то время. Конечно, сегодня оно тоже уничтожено «варварами» из своего Отечества) Год 1971

Фото Л.Сорокожердьева

 

Как в губернской Вятке после революции "буржуев" "чистили"



15 декабря 1917 года Исполком Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов после обсуждения о создании новых продовольственных органов (взамен старых) принял решение об оказании продовольственной помощи Петрограду и Москве путем «отобрания хлеба в деревне у кулаков ». 23 декабря 1917 года на заседании горисполкома было выдвинуто решение послать в деревню «военную силу для извлечения хлеба», как это сделал командующий Московским военным округом А.И.Муралов в Воронежской и Курской губерниях, но в Вятке на тот момент возможностей для этого не оказалось и ограничились только запретом неразрешенного вывоза продовольствия из губернии, что по сути было введено еще старой властью. Также летучий отряд получил право производства конфискаций и реквизиций, а с апреля 1918 года он стал считаться продовольственным отрядом при Вятском горсовете. В губернском центре и его окрестностях, продовольственная политика сводилась в основном к конфискации и реквизиции товаров у «буржуев». Нередко обыски в городе с целью поиска продовольствия заканчивались большой удачей, т.к. в городе еще жило много зажиточных граждан. Кроме того, за сокрытие продовольствия налагался большой штраф. О таких случаях нередко сообщала газета «Вятская правда»:
«У местного домовладельца Стяжкина (угол Всесвятской и Стефановской улиц) 26 (13) февраля при обыске продовольственных запасов обнаружено большое количество скрытого табака, сахара, конфект, мыла и пр. Кроме того в потайниках нашлось много медной монеты, вин и даже «Александровской водки». Конфискованное оценивается в несколько десятков тысяч .
…Губернским исполнительным комитетом за скрытие со спекулятивной целью за запечатанные бочонки муки на торговца Якова Ердякова наложен штраф в сумме 2 тысяч рублей .
…Губернским комиссаром по продовольствию за спекулятивную торговлю чаем оштрафован гражданин Иван Федорович Скрябин на 10 тысяч рублей ».
Разумеется, нередко под видом красногвардейцев «буржуев» чистили и обыкновенные грабители или те же красногвардейцы без соответствующих на то документов. В марте «Вятская правда» сообщала об одном из таких случаев: «Самочинный обыск. В Вятское уголовное отделение штаба Красной гвардии гражданин Ф.Ф. Долгушин заявил, что 13 марта в его квартиру явилось трое неизвестных лиц, одетых в солдатскую форму, произвели обыск, отобрали деньгами 500 р., выигранный билет второго займа, 5 рент по 200 р., мужские золотые часы и карты ».

Источник: газета "Вятская правда" начала 1918 года

 

История села Вожгалы в первые советские годы



18 ноября 1917 года состоялось Вожгальское волостное земское собрание, на котором один из докладчиков охарактеризовал новую советскую власть, как «шайку грабителей и воров». После недолгих прений постановили «до Учредительного собрания признавать только власть губернского земского собрания ». На следующий день в Вожгалах состоялось знаменательное событие в его истории – открытие первого высшего начального училища в уезде, гимназии. На торжестве открытия присутствовали все гласные Вожгальского волостного земского собрания (Вятская речь – 1917 г. № 251 от 23 ноября).

В феврале 1919 года в Вожгальской волости Вятского уезда, по сообщению вятской газеты, были арестованы четверо подозрительных лиц, назвавших себя крестьянами Ждаловым и Юкаловым, третий начальником хозяйственной части Яранской Красной армии Ивановым и четвертый торговцем Удачниковым. Эти люди проживали в деревне Пузырево, где регулярно устраивали «попойки» и благодаря этому сумели споить всю деревню. При аресте у них были обнаружены штемпель, печать 53 пехотного стрелкового полка и разные подложные мандаты, а также отобрано 20 тысяч рублей и разные продовольственные припасы, лошадь с упряжью, купленная ими в этой же волости за 8 тысяч рублей. Как писала газета, «один из них пытался бежать, но был задержан в трех верстах от деревни в лесу, в одной рубашке (Арест подозрительных лиц // Известия Вятского губернского исполнительного комитета – 1919 г. № 39 19 февраля )».

Из воспоминаний большевика М.К.Любовикова: «… Возвращаясь в Вожгалы, я увидел, что вся площадь перед зданием волисполкома полна народу. Пришлось выступать на этом стихийно возникшем митинге. Объяснил народу цель нашего приезда и обратился с призывом сдавать хлеб государству по твердым ценам, подчеркнув, что этим будет оказана большая помощь голодающему рабочему люду в городах, на фабриках и заводах. На митинге, притом многолюдном (народу собралось не менее 1000 человек), не было злобных выкриков, прошел он спокойно и без всяких инцидентов.
Позднее в одной деревне красногвардейцы мне сообщили, что крестьяне собираются группами, что-то секретно обсуждают, словом, ведут себя подозрительно. Тогда я выбрал дом самого главного богатея и поставил к нему на квартиру несколько красногвардейцев. Наказал им строго-настрого смотреть за хозяином дома, и если заметят что подозрительное, немедленно мне сообщить. По деревне установили посты и запретили какие-либо собрания без разрешения. Эти меры предосторожности предупредили назревающий конфликт. Как потом мне сообщили, хозяин дома подбивал крестьян разоружить отряд. Правда, мы вида не показали, что узнали намерения этого кулака, но он, видимо, сам понимал, что его затея нами разгадана (За власть Советов – Киров 1957 г., с.221-222 )".

На фото: старые дома в селе Вожгалы Кумёнского района как немые свидетели тех далеких времен

 

Первые вятские большевики: Александр Григорьевич Шлихтер



Александр Григорьевич Шлихтер, собственно говоря, не был вятчанином. Он родился в городе Лубны Полтавской губернии. До революции 1917 года учился в Харьковском и Бернском университетах (оба не закончил), с 1891 года в революционном движении. За свою деятельность был приговорен к ссылке на пять лет в северо-восточные уезды Вологодской губернии. После отбытия ссылки "кровавый" царизм позволил бывшему ссыльному работать в земстве и даже работать помощником начальника пассажирского отделения службы сборов в управлении юго-западных дорог (что, конечно, было немыслимо для бывших ссыльных сталинского времени). После революционных событий 1905 года, в которых Шлихтер принимал непосредственное участие (возглавлял многотысячные митинги в Киеве), был бессрочно сослан в Сибирь, где находился вплоть до Февральской революции.
После октябрьской революции партийная карьера Шлихтера круто идет вверх. "Википедия" об этом периоде его жизни кратко сообщает: "
"В ноябре 1917 народный комиссар земледелия РСФСР, с декабря 1917 по февраль 1918 года — нарком продовольствия РСФСР. С марта 1918 чрезвычайный комиссар продовольствия Сибири, а затем Пермской, Вятской, Уфимской и Тульской губерний. В 1919 — наркомпрод Украины. Один из организаторов продотрядов и практики насильственных конфискаций хлеба у крестьянства".
Несмотря на то, что Шлихтер был одним из организаторов продотрядов весной 1918 года, в Вятской губернии он впервые появляется 26 июля 1918 г., переведенный сюда из Ефремовского уезда Тульской губернии в качестве чрезвычайного комиссара продовольствия. Шлихтер занял место бывшего начальника продармии Карпова, который был снят со своей должности за злоупотребления и разложение Московского продполка (есть версия, что Московский продовольственный полк входил в особую заготовительную экспедицию под руководством А.Г.Шлихтера), а штаб продармии был перенесен из села Русский Турек в Вятские Поляны. Поскольку главная вооруженная сила продармии в губернии - Московский продполк к тому времени потерял всякое доверие со стороны советской власти и был переброшен на переформирование в Малмыж, Шлихтеру был отдан 1й продовольственный полк продармии в качестве 2,5 тысячи штыков.В ведение нового чрезвычайного комиссара входили все южные уезды губернии - Сарапульский, Елабужский, Малмыжский, Уржумский и Яранский. О полномочиях нового продкомиссара сообщали «Известия Вятского губернского исполнительного комитета» 6 августа 1918 г.: «Отныне ему принадлежит исключительное право распределять все плановые наряды хлеба между потребляющими местностями. От комиссара Шлихтера будет получать соответствующие хлебные наряды и Вятская губерния, каковой хлеб будет распределяться между потребляющими местностями Вятской губернии Губернским продовольственным комитетом».
Новый комиссар энергично взялся за дело сбора хлеба в Вятской губернии. Экспедиция Шлихтера работала в Вятской губернии две недели, до 12 августа, заготовив в общей сложности 308700 пудов зерна . 28 июля Шлихтер телеграфировал В.И.Ленину из Вятских Полян об отправке первого поезда с хлебом, заготовленного в Малмыжском уезде, и завершении погрузки второго – всего 28 вагонов. 13 августа на заседании губернского исполнительного комитета отмечалось, что «В Сарапульском уезде до приезда уполномоченного Шлихтера Поволоцкого, все продотряды сидели без дела». Новый же чрезвычайный комиссар по продовольствию Александр Григорьевич Шлихтер, позднее докладывал Ленину: «В Сарапульском уезде хлебная повинность выполняется, хлеб подвозится к станциям, непокорные волости приведены к подчинению без кровопролития, одно появление вооруженных отрядов заставляло крестьян отыскивать хлеб, который добровольно не находился». 2 августа в телеграмме, отправленной из Вятских Полян, сообщалось: «31 июля прошел второй маршрутный поезд хлебом из 28 вагонов, в сопровождении коменданта и 54 человек охраны. Третий поезд грузится пойдет на днях ». Не забывали наделять хлебом и местное беднейшее население. Так, в Малмыжском уезде из 100 тысяч пудов хлеба, собранного продотрядами , 15 тысяч пудов было выделено деревенской бедноте.
Продразверстка успешно прошла бы и в августе, но бурные события Гражданской войны, захлестнувшие Вятскую губернию, временно сорвали планы по заготовке вятского хлеба. В Вятской губернии вспыхнули Степановское и Ижевско-Воткинское восстание, в Елабужском уезде шли бои Красной армии с белочехами. Так получилось, что антисоветские восстания охватили самые "хлебные" уезды губернии - Уржумский, Малмыжский, Сарапульский, Елабужский, а заготовленный там продотрядами хлеб не мог быть никуда отправлен; впрочем, малмыжские крестьяне нашли ему рынок сбыта - меняли ижевцам на оружие. Новый продкомиссар Вятской губернии оказался не у дел и был отправлен на ту же должность в другие губернии - Уфимскую и Тульскую.
В 1920-1921 гг. А.Г.Шлихтер был председателем Тамбовского губисполкома. Неудачно боролся с тамбовскими повстанцами, за что был снят с должности (видимо, был недостаточно жесток). В дальнейшем он работал на дипломатической работе, стал академиком АН УССР, доктором экономических наук, вице-президент АН УССР, директором Украинского института марксизма-ленинизма ( и президентом Всеукраинской ассоциации марксистско-ленинских институтов (ВУАМЛИН) - несмотря на два незаконченных университета. Умер он 2 декабря 1940 года в возрасте 72 лет...

Фото 1907 года

 

Как подавлялся крестьянский мятеж в Афанасьевской волости в 1918 году



Несмотря на то, что некоторые исследователи называют по Глазовскому уезду внушительную цифру 80 крестьянских выступлений только за лето 1918 года , до второй половины года там было относительно тихо. Вооруженные столкновения имели здесь место только в северных волостях уезда – Афанасьевской, Бисеровской и Унинской. Здесь самое известное столкновение крестьян с продотрядом произошло в Афанасьевской и Бисеровской волостях, когда был убит председатель Глазовского уездного исполкома Алексей Иванович Соболев . Как сообщали все советские источники, взбунтовавшиеся крестьяне закопали живьем комиссара и красноармейца, но на самом деле, по словам местных краеведов, это миф – закопаны были уже только убитые. Подавлять крестьянский мятеж отправили рабочих соседних заводов. Партийный документ кратко сообщал об этом событии: «Убийство в начале августа товарища комиссара по управлению уездом тов.Соболева и шести красноармейцев гражданами Афанасьевской волости при реквизиции ими излишков хлеба и чрезвычайного налога, для выяснения обстоятельств и для ареста виновных послан отряд с широкими полномочиями». Предисполкома укомпрод Докшин был более точен в сообщении об этом событии: «При реквизиции хлеба Афанасьевской волости убит член уездного исполкома и два красноармейца точка Для подавления эксцессов просим выслать немедленно вооруженный отряд пулеметами не менее сорока человек Положение серьезно точка ответ срочно телеграфируйте».
К сожалению, свидетельств об этом событии сохранилось очень немного. Некоторый свет помогают пролить воспоминания большевиков, подавлявших бунт, сохраняя их советскую стилистику (где, например, бандитами названы ограбленные продотрядами люди). Большевик В.А.Фофанов вспоминал: «Летом 1918 года в соседним с нашим заводом волостях – Афанасьевской и Бисеровской торговцы Братчиковы и Родион Порубов по кличке «Родька», при участии царских офицеров и местных кулаков, организовали саботаж хлеба государству. В помощь волисполкомам был сформирован красногвардейский отряд под командованием члена уездного исполкома тов.Соболева. Отряд прибыл на место и приступил к действию. Бандиты в местный праздник – Ильин день сделали подложный вызов отряда, сами же по дороге близ дер.Рагозы устроили засаду и напали на него. Отряд, не ожидавший нападения, был разбит. Раненого Соболева бандиты еще живым зарыли в землю, четырех красногвардейцев убили во время боя, а одного красногвардейца Николая Козымова взяли живым, раздели догола, водили по селу Афанасьеву, били и издевались над ним. Наконец, неходя до кладбища, в деревне Лозанево зарыли героя также живым в землю, а в могилу забили осиновый кол.
Узнав о зверствах восставших врагов, рабочие Песковского завода потребовали расправы над бандитами. Военный комиссар тов.Казаринов, по поручению парторганизации, в течение 12 часов сформировал красногвардейский отряд из тридцати человек. В него из членов Союза и несоюзной молодежи вошли Плотников П.А., Костылев А.А., Корчемкин В.В., Ляпунов М.М., Потапов Н.Г., Потапов И.Х. и другие. Нашему отряду были приданы пятеро красногвардейцев, прибывших из Кирсинского завода. Отряд в количестве 35 человек прибыл в дер. Большие Лусники и влился в объединенный омутнинский и глазовский отряд.
Наш сводный отряд под командованием тов.Жижина И.И. прибыл к месту назначения в полной боевой готовности. К моменту прихода отряда часть крестьян, обманутых кулаками и торговцами, отказалась от участия в спровоцированном ими восстании.
Кулацкие банды были ликвидированы, зачинщики контрреволюционного восстания получили по заслугам. После подавления восстания многие комсомольцы из отряда были зачислены в ряды Красной Армии».
П.Харин, бывший комиссар партизанского отряда, позднее подробно описывал эти события в своих воспоминаниях, в особенности, как был убит Алексей Иванович Соболев:
«В июле снова вспыхнуло кулацкое восстание, охватившее Афанасьевскую и Бисеровскую волости. Организатором восстаний в Афанасьево был подпоручик Зверев, а в Бисерово – поп Пяткин и торговец Братчиков.
Дружина совместно с красногвардейцами выехала в село Бисерово. После подавления восстания на торговца Братчикова была наложена контрибуция в сумме 25 тысяч рублей. На второй день основные силы дружины остались в Бисерово для конфискации хлеба у кулаков, а товарищ Соболев с группой в пять человек поехал в село Афанасьево.
По возвращении из села Бисерова в Афанасьево отряд Соболева попал в кулацкую засаду, которая была устроена между деревней Рагозой и Зуятами (Илюши). Бандиты, вооруженные ружьями, топорами и гранатами, на дороге устроили завал, а сами спрятались за канавой в лесу.
Маленький отряд товарища Соболева спокойно двигался по дороге, не подозревая опасности. Когда их передняя лошадь достигла завала и остановилась, из-за канавы полетели гранаты. Комиссар Соболев, ямщик и две лошади были убиты наповал, красногвардеец Кузовлев тяжело ранен. Три человека, оставшиеся в живых от взрыва гранат, были немедленно окружен бандитами, у которых насчитывалось около пятисот человек. Г.В.Ичетовкин и Варанкин были схвачены и тут же обезглавлены. С большим трудом удалось спастись только Н.П.Ичетовкину. Он ночью пробрался в Афанасьево и сообщил о случившемся волисполкому.
Наутро банда кулаков ворвалась в село Афанасьево и учинила расправу над больным красногвардейцем Козыревым. Товарищ Козырев был подвергнут страшным пыткам и представлял собой окровавленный кусок мяса. С признаками жизни он был закопан в могилу, вырытую своими руками.
Советы в селе Афанасьево были ликвидированы, установлена кулацкая волостная, так называемая «местная управа». Во главе управы был посажен И.Е.Ичетовкин.
Члены волисполкома П.П.Варанкин, Д.А.Чугаев, В.П.Кытманов, Е.С.Габов и я по узким тропинкам и вязким болотам пошли к трудящемуся крестьянству, чтобы объединить их в партизанские отряды для открытой борьбы с бандитами. За одни сутки были организованы два партизанских отряда по тридцать человек каждый. В то же время на помощь местным отрядам прибыл из города Орлова отряд красногвардейцев под командой Бабурина. Соединившись с местными партизанами, отряд Бабурина подошел к селу и открыл пулеметный огонь. Враги были отброшены и разбиты. Село Афанасьево перешло в руки красногвардейцев.
После разгрома бунта в Афанасьево отряд двинулся в деревню Рагоза, где главари кулацкого восстания были схвачены и согласно революционной законности расстреляны. Кулацкие восстания в Афанасьевской и Бисеровской волостях были ликвидированы, местные советы восстановлены. К первой годовщине октябрьской революции красные партизаны уже везли отвоеванный хлеб и продукты для Красной армии ».
Командир отряда, подавившего крестьянский мятеж, И.К.Жижин также оставил свои воспоминания о том, как это происходило: «В Бисеровской и Афанасьевской волостях произошло кулацкое восстание. Кулаки разогнали здесь местные Советы. Находившийся в Афанасьеве отряд Глазовского уисполкома был полностью уничтожен. Вместе с отрядом погиб и заместитель председателя уисполкома Соболев. Весть об этом принес в Омутную председатель Афанасьевского волисполкома П.Варанкин. Его тоже пыталось схватить восставшее кулачье, устроившее за ним погоню на жеребце местного попа. Но сделать этого им не удалось, так как в Омутную Варанкин пробирался не дорогой, а лесом.
О событиях в Бисеровской и Афанасьевской волостях тов.Засухин сообщил по телефону Глазовскому укому партии и уисполкому.
Но вооруженной помощи из Глазова сразу оказать не смогли – там имелся всего один батальон военизированной охраны, да и тот был отправлен по направлению к Воткинску навстречу какой-то банде.
Омутнинскому было предложено срочно создать из заводских рабочих особый добровольческий отряд, вооружив его имеющимся у исполкома оружием. Такие же отряды обязаны были создать Песковский и Кирсинский исполкомы. Уисполком распорядился объединить эти отряды в один и обещал придать ему еще своего представителя с пятью кавалеристами и пулеметом. Командиром головного отряда назначили меня. Местом встречи отрядов уисполком назвал деревню Большие Лусники Пермской волости.
Когда добровольческий отряд омутнинцев в количестве примерно пятьдесят человек прибыл на подводах в деревню Большие Лусники. Пятеро глазовских кавалеристов с пулеметом, а также фельдшер и представитель уисполкома эсер Бабурин находились уже там. Вскоре в деревню прибыл песковский отряд, в состав которого входило также несколько кирсинцев.
Командиром объединенного отряда был назначен я. Фофанов В.А., возглавлявший отряд песковцев, стал моим помощником.
Из Больших Лусников отряд отправился в село Афанасьево. При подходе к селу выслали вперед разведку. Вернувшись обратно, она сообщила, что у самого села на правом берегу реки Камы вырыты окопы. Однако в окопах разведка никого не обнаружила. Тогда весь отряд отправился в село. По дороге на Афанасьево к нам примкнул еще местный отряд во главе с волостным военным комиссаром Кузнецовым.
Начали следствие по делу о кулацком восстании. Для этого из состава отряда была выделена следственная комиссия. Она установила, что организаторами восстания явились крупный бисеровский торговец Константин Братчиков и его сын Петр – бывший офицер царской армии. Оба они скрылись в неизвестном направлении еще до прихода отряда.
Следственная комиссия выяснила подробности убийства заместителя председателя Глазовского уисполкома Соболева и находившихся с ним семеро красногвардейцев. Случилось это так. Когда Соболев и красногвардейцы ехали из села Афанасьево в Бисерово, повстанцы, устроив на дороге засаду, неожиданно открыли по ним ружейный огонь. Большинство было сразу же убито. Над Соболевым бандиты долго издевались.
Наш отряд пробыл в Афанасьевской и Бисеровской волостях около месяца. За этот период были выловлены и арестованы 50-60 активных участников восстания.
Непосредственные участники расправы над Соболевым и его отрядом были сразу же расстреляны. Таких оказалось одиннадцать человек. Остальных арестованных мы отправили под конвоем в Глазов.
Часть конфискованного у расстрелянных хлеба отправил для омутнинских рабочих прибывший к нам позднее тов.Засухин. Омутнинскому волисполкому из конфискованного имущества были выделены две лошади и часть коров для детдома.
Кроме организаторов восстания Константина и Петра Братчиковых, сумели скрыться и некоторые его активные участники. Скрылся, в частности, торговец Родион Порубов, который в последующие годы натворил много бед в Афанасьевской и соседней с ней волостях ».
Возможно, об этих же событиях кратко сообщала и газета «Известия Малмыжского совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов» в те дни: «В 15 верстах от села Афанасьево в волости обнаружена вооруженная партия около сорока человек. Местный волостной военком принял меры для поимки образовавшейся банды ».
В других своих воспоминаниях И.К.Жижин вспоминал, как Родион Порубов был им пойман. Вот что писала об этом с его слов газета «Кировская правда» в 1967 году:
«Глазовский уездный комитет партии выдвинул И.К.Жижина на должность начальника милиции в село Афанасьево… Нелегко было ловить бандитов, рассказывает Иван Кондратьевич. Зимой они коротали время в глухих починках на границе с Пермской губернией, а в летние ночи грабили и убивали. Долго ловили главаря одной банды – Родиона Порубова. Однажды находившиеся в засаде милиционеры выследили троих бандитов, двоих убили, а третьего привели живым.
В задержанном Жижин узнал подручного главаря банды. Иван Кондратьевич развязал ему руки, усадил рядом.
- Поможешь поймать Родьку – будешь жить, а не поможешь…
Бандит живо сориентировался. Наутро отряд из 18 милиционеров выехал в ту местность, где скрывался Родион Порубов. Сорок верст надо было проехать так, чтобы к хутору, где засел главарь банды, прибыть затемно. Задержанный ехал с отрядом на лошади, под брюхом которой были связаны его ноги.
Спешились недалеко от хутора. Поползли лощиной к дому кулака Корнея, где, надеялись, спал Родька. Так и продвигались, пока не залаяла собака. Тогда милиционеры быстро поднялись и окружили дом.
Заспанный хозяин и хозяйка были на ногах, когда через порог переступили милиционеры. Рядом с печью лежала смятая постель.
- Где Родька? – спросили старика.
- Никакого Родьки я не знаю.
- А постель чья?
Сомнений не было: бандит здесь. Вспугнутый лаем собаки он, вероятно, успел выскочить во двор.
Корней начал медленно щепать лучину, видно, надеясь затянуть время, чтобы главарь банды успел скрыться.
С зажженой лучиной вышли во двор. Когда подошли к хлеву, послышался едва уловимый скрип и шорох. В хлеву были ясли. Кто-то, вероятно, поднялся по ним на сенник.
Двое милиционеров остались в хлеву, другие стали забираться наверх. Раздался выстрел: пуля просвистела у самого уха одного из милиционеров. Родион выбежал со двора – он хорошо знал расположение построек – и бросился к лесу. После двух выстрелов он свалился.
Раненого Родиона Порубова перевязали, стали допрашивать. Едва успев рассказать, где находятся еще несколько бандитов, он умер. В бандитском гнезде нашли много награбленного имущества, которое роздали населению. Вскоре были пойманы и остальные бандиты ».
Это пока все, что можно узнать об этом крестьянском выступлении на севере Вятской губернии. Если бы сохранились судебно-следственные дела участников восстания, можно было бы узнать намного больше (как в случае с выступлением в селе Байса в 1919 году), но в «Книге памяти жертв политических репрессий Кировской области» не значатся по Афанасьевскому району даже осужденные за 1918 год, хотя, судя по воспоминаниям, было арестовано много участников восстания. По всей видимости, их просто пустили в «расход», не заморачиваясь с излишним судопроизводством. Так же поступали с мятежными степановцами, попавшими в плен после боев в Лебяжье и Шурме, и с мятежниками в Малмыжском уезде. По законам военного времени… В 1920-1930-х годах останки комиссара Соболева были увезены в город Глазов и там торжественно похоронены. Сейчас его могила находится во дворе пединститута. Остальные красноармейцы были похоронены в селе Афанасьево, где в память о них установили деревянный, а позднее каменный обелиск, который и сейчас стоит в центре поселка. Позднее, в 1919 году, туда же подхоронили Апогга Фриус, руководителя Юрлинского укрепленного района, и двух девушек, погибших во время Юрловского восстания, а в 1920 г. – чекиста Г.М.Черанева, скончавшегося в селе после возвращения с фронта …

Источники:
За власть Советов – Киров 1957 г., с.134-136
Удмуртия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. Сборник документов. Ч.1. Ижевск 1960, с. 94-95;
Известия Малмыжского совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов – 1918 г. № 211;
П.Харин. Из истории борьбы за советскую власть в нашем районе // Зюздинский колхозник 1952 г. - № 76;
Е.Черанев. Они боролись за советскую власть // Зюздинский колхозник – 1958 г. № 134;
Н.Лимонов. Конец кулацкой банды (рассказ Жижина) // Кировская правда 1967 г. № 7

На фото: 
командир карательного отряда И.К.Жижин (фото из книги "За власть Советов").

 

Было время, когда Вятской губернией управляли пацаны...



В конце июля 1918 года, ввиду белочешской угрозы, в городе Вятке был создан Военно-Революционный Чрезвычайный Штаб, в который вошли видные молодые большевики: И.В.Попов, М.М.Попов, С.Малыгин, П.П.Капустин, Я.Урановский, П.Симанов. Если не считать М.М.Попова и С.Малыгина, весь состав Штаба был очень молодой (это можно заметить и на приведенном плакате из фонда архива ЦГАКО). Например, Иван Васильевич Попов (в честь которого названа улица в г.Кирове) и Петр Павлович Капустин были вчерашние гимназисты. 3 декабря 1917 года в своем бюллетене члены Вятского Верховного Совета писали: "Кроме приезжего комиссара Лопарева в Совете солдатских и рабочих депутатов видную роль играют ныне вышедший из реального училища - юноша Капустин, землемер Попов и какие-то плохо говорящие по-русски иностранцы..." Немногим старше были и другие большевики. Например, комиссару Дмитрию Ивановичу Крупину, подавлявшему антисоветские мятежи в Яранском уезде, в 1918 году было около 23 лет.
Для позднего советского и нашего постсоветского времени, конечно, непривычно, чтобы в руководителях были не старики, а такие "вьюноши" лет 19-25. Почему состав вятского большевистского Совета был таким молодым, не совсем понятно. Но определенную пользу от этой молодости советская власть получила. "Пацаны":
1. сформировали 19-й Уральский полк, который под руководством В. М. Азина (ему тоже было не больше 23 лет) был отправлен под Казань против белочехов;
2. Объявили всю губернию на военном положении;
3. После начала Степановского мятежа собрали в Вятке 2-й батальон Уральского полка, с которым почти весь штаб ЛИЧНО отправился на разгром мятежа
4. Содействовали разгрому других антисоветских восстаний в губернии, в частности Ижевско-Воткинского
5. Некоторая часть вятчан во главе со членом ВРШ и начальником Чрезвычайной Комиссии Петром Капустиным была отправлена на Северную Двину для боев с наступавшими северными белогвардейцами. Белые были разбиты.
Если прочитать сохранившиеся в архиве партийные протоколы того времени, решения "пацаны" выносили довольно толковые и умные, несмотря на свою молодость.
Молодость, энергия и безрассудство - так можно охарактеризовать тогдашнюю власть Вятского края. "Безрассудство" - не стоило, конечно, всему Штабу отправляться в бой всем составом. Если бы степановцы были поумнее и организованнее, весь Штаб мог бы в лучшем случае попасть в плен, и губерния осталась бы без руководства на какой-то период времени. Конечно, это мальчишество можно понять - захотелось повоевать. Но здесь опять же "пацаны" переиграли и перехитрили бывших царских офицеров, более опытных и зрелых людей, и разгромили их.
Кто знает, как бы повернулась история Вятской губернии в 1918 году, если бы ее руководством были не "пацаны", а более зрелые люди лет 50-70. И это пример того, что "омоложение" руководящих кадров это только плюс. В противном случае страна или область получают очередной "застой"...

 

Первые вятские большевики и их судьба. Петр Павлович Капустин



Один из организаторов большевистской организации в городе Вятке и губернии. Это про него в декабре 1917 года в своем бюллетене члены Вятского Верхсовета писали: "Верховный Совет осведомлен, что кроме приезжего комиссара Лопарева в Совете солдатских и рабочих депутатов видную роль играют ныне вышедший из реального училища - юноша Капустин.."
Деятельное участие в укреплении советской власти Петр Павлович принимал и в годы Гражданской войны как член Губисполкома, секретарь вятского комитета РСДРП (б) и Военно-Революционного Штаба. Принимал участие в боях с северными белогвардейцами на Северной Двине, благодаря чему было предотвращено их вторжение на станцию Котлас с ее многочисленными военными складами и далее на территорию Вятской губернии. В 1927 году И.В.Попов в "Вятской правде" писал в своих воспоминаниях": "Тов.Капустин с отрядом моряков посылается на Северную Двину навстречу англичанам, вслед ему через район Шенкурска отправляется с двумя ротами упоминающийся уже мною тов.Шишкин во главе мобилизованных нами рабочих. Вятским силам удается выдержать первый бой с англичанами на территории советской страны и не без успеха…" В августе 1918 г. П.П.Капустин в составе Чрезвычайной Комиссии приезжал в Уржум, где должен был состояться суд над Московским продовольственным полком за его злоупотребления. Суд не состоялся, т.к. руководитель полка А.Степанов увел его в Малмыж. Результаты следствия Капустин обещал привезти в Вятку лично, о чем сообщал телеграммой , но пока этих материалов найти не удалось в архивах. Из Уржума Капустин уехал в Вятские поляны, к Азину и, возможно, где-то в дороге эти бесценные материалы затерялись. Судя по документам, за дальнейшими событиями на юге Вятской губернии П.П.Капустин также тщательно следил. Например, знал, что из Малмыжа бывший полк, поднявший Степановский мятеж, двинулся на Уржум, но в разгроме мятежа не принимал участия, т.к. отправился воевать на Северную Двину.
В фонде Истпарта в 1933 году о нем написали так: "Капустин П.П. Первый и очень горячий участник организатор партийного и советского строительства. С школьной скамьи с самых первых дней еще Февральской революции вел самую активную пропаганду и агитацию за советскую власть и большевистскую организацию. Самое деятельное и горячее участие Капустин принял среди рабочих железнодорожников Вятка 1я и среди солдат 106 полка. По его инициативе и вся солдатская масса тогда была настроена большевистски. Капустин вел самую решительную и смелую агитацию среди рабочих и солдат в Вятке. Капустин являлся и самым первым организатором и пропагандистом за власть советов и большевисткой партии. И также он являлся самым передовиком и в первом отряде Красной гвардии. Капустин много раз выезжал с отрядами Красной гвардии на подавление восстания белогвардейцев в особенно опасные районы, как на архангельский фронт, так и в южные уезды Вятской губернии. Капустин занимал целый ряд постов и несмотря на его юные годы Капустин везде справлялся с возложенными на него обязанностями. В настоящее время работает в Москве в центроткстале и Вятка знает работу Капустина и нельзя забыть просто историю .
Организатор Красной гвардии Фалалеев (ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.256)".
Через несколько лет после написания этих строк, в 1938 году П.П.Капустин будет расстрелян. В вину ему, в частности, вменялась дружба с П.Ф.Костериным, секретарем Губкома ВКП (б), а в далеком 1918 г. оказавшемуся в тюремных застенках во время Яранского мятежа. Сталинский «молох» не считался ни с героями революции, ни с их заслугами…

 

С архивной полки. Оцифрованные метрические книги в архиве ЦГАКО по приходу села Кумёны Вятского уезда



Ф.237 оп.226
Годы / номер дела / количество страниц

1883: 3 - 788
1884: 38 - 745
1885: 78 - 869
1886: 116 - 603
1888: 189 - 698
1889: 227 - 477 только браки и смерти
1890: 267 - 722
1891: 308 - 682
1892: 346 - 912
1893: 387 - 944
1895: 472 - 2063
1898: 609 - 815
1899: 617 - 903

1902: 640 - 838
1903: 648 - 974
1904: 656 - 871
1905: 664 - 924
1906: 674 - 883
1907: 682 - 742
1908: 693 - 568
1909: 1313 - 984
1910: 1322 - 656
1911: 1332 - 787
1912: 1341 - 903
1914: 1356 - 898
1916: 1372 - 626

На фото: Храм Спаса Нерукотворного в поселке Кумёны, в котором когда-то составлялись эти метрические книги

 

Посикунчики, чебупели, окрошка и другие сьестные блюда в названиях общепита



В каждом регионе есть национальное блюдо, в честь которого не стыдно назвать и кафе в центре города. В Перми, например, есть такое кафе, одно из блюд которого - так называемые "посикунчики". В городе Кирове главный "съестной" бренд это, конечно, кафе "Данар", где подается фастфуд из американской и турецкой кухни, но он дешевле и больше в порциях, чем в "Макдональдсе" . В поселке Пижанка есть кафе "Чебупель". Чебупели - среднее между жареными пельменями и чебуреками. В торговом центре есть кафе "Окрошка", названное в честь известного крестьянского блюда. Конечно, в Вятском крае есть и свои местные блюда, но местные предприниматели то ли из-за малограмотности, то ли из-за скромности стесняются называть ими свои заведения общепита, коих в городе Кирове великое множество.
А какие Вы еще знаете названия заведений общепита (в нашем вятско-марийско-удмуртском регионе) с упоминанием местных блюд?

 

С архивной полки. Церковные метрические книги советского времени



Как-то мы писали о том, что после 1917 года в некоторых приходах метрические книги не сдавались и продолжались вестись, несмотря на строжайшее постановление сдать все метрические книги в советские органы власти. Наверное, дольше всех они велись в церкви села Русского Кадама Яранского уезда - до 1937 года! Правда, они уже отличались от дореволюционных книг...

На фото: страница метрической книги за 1934 год. ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.519

 

Артиллерия на Вятке во время Гражданской войны



В интернете встретилось данное фото: артиллеристы и трехдюймовая пушка образца 1902 года. Появилась мысль, были ли артиллерийские орудия на территории Вятской губернии, например, во время Гражданской войны? Судя по скудным фотографиям, артиллерийские орудия здесь были роскошью, по крайней мере в 1918 году и в основном имелись на вооружении Красной армии. Неизвестно и то, какая именно артиллерия использовалась в то время, только в трех воспоминаниях удалось найти упоминания, что это были как раз те пушки-трехдюймовки. На фото можно убедиться, что данное орудие было очень удобно для боя на территории Вятской губернии. Например, оно не было громоздким и легко перевозилось с места на место.
Одно орудие имел с собой карательный отряд Ефима Колчина, прибывший в феврале 1918 года подавлять антисоветский мятеж в Елабуге. Красноармеец А.А.Лапшинов позднее вспоминал: «…До Елабуги шли в лютые морозы, многие поморозились. На четвертые сутки подошли к Елабуге, нарвались на заставу, открыли артиллерийский огонь, бросились на ура, и мятежники стали отступать к площади, и с колокольни собора застрочил пулемет мятежников. Выстрелом из пушки пулеметчик был с колокольни ликвидирован".
По некоторым данным, одну пушку-трехдюймовку или даже две гаубицы имел Московский продовольственный полк, с которыми он прибыл из Москвы.В любом случае, эти орудия так и не были использованы ни продполком, ни степановцами . Причиной этого было то, что орудия не имели ни упряжи, ни зарядных ящиков и минимум снарядов . По-видимому, изначально орудия были предназначены для устрашения населения, а не для боевого использования. Позднее полк увез их в Малмыж, где они и остались и позднее использовались уже Красной армией.
При подавлении восстания в Нолинске в 1918 году прибывшие из Вятки красные части также использовали артиллерию. Чекист П.И.Малых вспоминал, как это было: «19 августа наш отряд подошел к Нолинску. Разведкой во ржи были обнаружены белогвардейцы. Отряд развернулся в цепь. Орудия были установлены на горе, пулеметчики заняли склон горы. По городу открыли артиллерийский и пулеметный огонь. Наши цепи двинулись вперед, в город. К этому времени на помощь прибыла из Вятки конница под командованием К.С.Жидялиса. Конники с криком «ура» бросились в атаку на город. Белогвардейцы бросились наутек, конники преследовали их». В другом воспоминании встречалось упоминание, что это была также трехдюймовая пушка. Где-то встречалось упоминание, что опытный образец какого-то орудия был использован и при разгроме Степановского мятежа в Лебяжье. Им в щепки были разбиты лодки, на которых степановцы удирали за Вятку. При вступлении Красной армии в Уржум был сделан, видимо, предупредительный выстрел из пушки в направлении города. Об этом может свидетельствовать находка артиллерийского снаряда калибра 152 мм., найденного в 2011 году в окрестностях города.
Артиллерийские орудия использовали в 1918 году части Красной армии и в Малмыжском уезде, подавлявшие многочисленные крестьянские восстания против советской власти. Об этом можно найти упоминания в воспоминаниях красноармейца С.В.Коркина, участника тех событий: "В найденном дневнике местного священника было записано: «Белые напали на Вавож, красные отступили, но артиллеристы и пулеметчики отчаянно защищались и разогнали белых, но и сами к полудню тоже отступили»...
...К началу боя нас оказалось семь человек, в том числе два артиллериста: Тильк Михаил и Шалковский – это на два трехдюймовые орудия и три пулемета. Снарядов для орудий у нас было вполне достаточно, но они находились в 70-80 метрах от орудий, и таскать снаряды было не без риска, так как они были во дворе на той стороне дороги. Мне пришлось взять на себя командование батареей и прикрытием батареи".
...Командир взвода артиллерии тов.Тильк просил меня показать ему направление отступающего противника. Для этого мне пришлось залезть на крышу одного дома. Когда мне стало видно скопление удирающих белогвардейцев, я крикнул Тильку, указывая рукой направление: «Крой на три вятских квартала!» - и он дал несколько выстрелов точно по группе отступающих белогвардейцев. Тильк с орудиями и нашим 1м Вятским боевым отрядов коммунистов выехал одновременно и, зная вятские кварталы, быстро сориентировался". Также Коркин упоминает, что во время боя часть орудий попала к мятежникам, но позднее красные их себе вернули (скорее всего, крестьяне просто не знали, как этим "добром" пользоваться).
Чаще всего артиллерия использовалась во время Ижевско-Воткинского восстания 1918 года и войны Российского Правительства А.В.Колчака с большевиками в 1919 году, но на этот счет у нас уже нет подробных сведений...

 

Эпоха - газетной строкой. Плата за лекарства в аптеке в царской России

Рецептурная плата. Елабужскому уездному земству вследствие его ходатайства разрешено г. министром внутренних дел взыскивать с приходящих больных как в городе Елабуге, так и в уезде по 5 копеек за каждый рецепт с тем, чтобы а) от оплаты были освобождены несостоятельные лица и сифилисные б) Что бы образовавшийся от взимания платы доход земства был показываем в ежегодных составляемых сметах и в) Чтобы для руководства о порядке отчетности в рецептурных суммах была составлена земством и представлена в министерство внутренних дел инструкция.

Вятский край - 1896 г. № 25

 

Вятские хроники 1917 года: "хлебная монополия"



Для воздействия в Уржум прибыла сотня солдат для содействия проведения учета хлеба и сельскохозяйственной переписи в Косолаповской и других волостях Уржумского уезда, не желающих подчиняться общему закону о хлебной монополии.

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 59

Примечание. Таким образом, любимейшая ленинская фраза "хлебная монополия", как и многое другое было позаимствовано "вождем у предыдущего правительства. Правда, оно ввело "монополию" (принудительное изъятие хлеба у мужиков) уже под конец своего правления и толком реализовать не успело. Да и исполнялось, по сообщениям газет вяло, т.к. солдаты, посланные для "учета хлеба", в столкновения с крестьянами не стремились вступать, в лучшем случая производя только выстрелы в воздух, а в случае опасности разбегались или присоединялись к ним. В полной мере реализовало проект "хлебной монополии" как раз новое, советское правительство...

 

Эпоха - газетной строкой. Крестьянин-помещик



Село Кумёны. Уездным земством решено открыть народное училище в пределах Юговского общества. Постройка здания, как передают сдана богатому крестьянину-помещику г.Крутихину за 15 с лишком рублей, между тем как многие взялись бы построить это здание чуть-чуть не за половину.

Вятская речь - 1912 г. № 38

На фото: семья зажиточного крестьянина в Уржумском уезде

 

Истории из старых газет. Вятские бой-бабы...



В селе Зашижемье Орловского уезда, на днях становой пристав пришел к одному крестьянину, - старику, чтобы арестовать его. На вопрос хозяина, за какое преступление его хотят забрать, становой толкнул его в грудь. Со стариком от удара и оскорбления случился обморок. Тогда старуха – жена хозяина схватила непрошенного гостя за бороду и дала ему порядочную «встряску»… Пораженное таким дерзским и неожиданным сопротивлением «начальство» поспешило ретироваться … и таким образом победа оказалась на стороне бабы, которая одержала ее даже не прибегая к обычному бабьему оружию – вроде ухвата и кочерги!

Вятская газета - 1906 г. № 80

Фото С.А.Лобовикова

 

Некрологи из старых газет



4 ноября в городе Елабуге от болезни сердца скоропостижно скончался гласный городской Думы А.А.Баранов. Покойный был очень деятельным гласным и состоял в нескольких думских комиссиях, занимался лесным делом и пользовался уважением горожан.

Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 253

На фото: дореволюционная Елабуга

 

Торговля в марийской деревне в царское время (на примере деревни Кельмаксола Яранского уезда)



Торговец Паитов Егор Андреевич, 1893 г.р., в 1920-30 годах продолжил торговлю, начатую его отцом Андреем Никифоровичем Паитовым. Товары для торговли – сахар, сладости, соль, керосин, разноцветные нитки, ситец – привозил из Казани. Винно-водочные изделия доставлял из Яранска.
Торговую лавку имел Иван Петрович Андреев. На отпускаемые товары с покупателей собирал яйца, масло, мед, шерсть и их увозил на обмен промышленных товаров - топоров, кос, серпов, ведер, сладости, соли.
Торговлей продуктами питания, ситцами, разноцветными нитками, товарами первой необходимости – солью, керосином – занимались торговцы Янцев Петр Александрович, Курсанов Даниил Силантьевич.
За солью, керосином, товарами первой необходимости, сахаром, сладостями, ситцами, разноцветными нитками и за другими товарами торговцы ездили в Казань, Лопатино, Шупашкар, Яранск.

Л.Н.Киртаев. Кельмаксола – Йошкар-Ола 2017 г., с.61

 

Эпоха - газетной строкой. Лошади - крестьянам



Яранская земская управа просит у губернской не менее 200 степных лошадей из вновь приобретенной партии последних. Из одной только Тожсолинской волости в уездную управу уже поступило требований на 183 лошади, на сумму 7320 рублей. При этом яранская управа ходатайствует о прекращении продажи означенных лошадей с торгов, благодаря чему нуждающемуся населению уезда достаются всегда только худшие лошади.

Вятский край - 1897 г. № 70

Фото С.А.Лобовикова

 

Со страниц старых газет. Артисты-аферисты

Село Богородское Нолинского уезда. Маленькое развлечение сельскому населению доставила недавно бывшая здесь труппа: «русско-китайских» артистов. Помещение для этой бродячей труппы не нашлось, и «театр» был устроен в рыбной лавке местного купца Н. Обстановка конечно самая мизерная, но публика пошла охотно, прочитав расклеенные по селу афиши, в которых обещаны были: «огнеглотатель, шпагоглотатель, акробат, жонглер» и прочее, а также русско-цыганский хор и пантомимы. Оказалось, что вся труппа состоит всего из 8 человек. Из них фокусника, акробата и так далее изображал единственный в компании китаец Ван-Фу-Шу, рекламирующий себя: «факиром, удостоившимся работать во дворце его величества китайского богдыхана», а хор оказался какими-то подозрительного вида молодцами и девицами, певших самые избитые песни, в роде «Варяга» и прочее. Китаец понравился публике, и она много смеялась его ломанному русскому говору.

Вятская речь - 1912 г. № 3

 

Вятские хроники 1917 года. Новая жизнь, новые надежды после Февраля...

Новая жизнь в деревне. Село Марково Нолинского уезда. С получением свободы – жизнь в деревне изменилась. Прежде всего в ней можно заметить устранение матерной брани, которая прежде прибавлялась чуть ли не к каждому слову. Теперь же, если кто и ввернет в разговоре свое любимое прежде словцо, то его непременно упрекнут за это: «Ты что, друг, никак еще по старому режиму живешь, нет ныне, брат, так нельзя!» На сходках и собраниях более понимающие граждане объясняют народу, что бы каждый, богат ли он или беден, свободно высказывал свое мнение. Все верят в скорую победу и в то, что более войн никогда не будет. Это весьма радует крестьян, а потому они не жалеют трудовых копеек при сборах на нужды войны и на больных и раненых воинов. Степан Изместьев

Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 38 (август)

 

Эпоха - газетной строкой. Беспредел полиции



Пальба в публику. Вчера в Александровском саду около 10 часов вечера стражники и казаки произвели несколько залпов в публику, которая в панике разбежалась. Выстрелы были и в бегущих; некоторых из бегущих били шашками и нагайками. Чем это нападение вызвано, трудно решить. Публика вела мирный разговор с приставом Гребенкиным, а часть пела разные песни и марсельезу. Присутствовавший полицмейстер был не в силах предупредить стражников, которые рассеявшись по саду, начали охоту за публикой. После этого были привезены в больницу трое избитых.

Вятская газета - 1906 г. № 92 20 апреля

 

«…Расстрелять и хорошенько закопать»



Шел смутный 1918 год. В России только что произошла революция. Далеко не все служители Русской Православной Церкви доброжелательно восприняли новую власть.
21 апреля протоиерей Преображенского собора в городе Слободском Алексий Лопатин произнес проповедь, в которой сравнил советскую власть с блудницей. Этого высказывания большевикам оказалось достаточно, чтобы уже 23 апреля арестовать священника и препроводить в тюрьму. При обыске на его квартире были обнаружены протоколы собраний духовенства, церковных старост и простых верующих, в которых ретивые следователи из ЧК усмотрели «призывы и возбуждение мирян встать на защиту попираемых прав церкви властью Советов». Были изъяты также как контррреволюционные «вещдоки» послания Патриарха Тихона.
Сам о.Алексий свою вину отрицал, заявляя, что какой бы власть в стране ни была, он ее признает и подчиняется ей. А 24 апреля священник обратился с просьбой перевести его как лицо духовного звания в Вятский Успенский Трифонов монастырь. Никакого ответа на обращение не последовало.
Узнав об аресте своего пастыря, 189 прихожан Преображенского собора (в том числе и из слободы Демьянки) устроили собрание, на котором приняли решение ходатайствовать об освобождении протоиерея. К ходатайству присоединилась Вятская духовная консистория, направившая письмо с аналогичной просьбой на имя вятского комиссара юстиции. В результате 2 мая священника из-под стражи освободили, запретив ему, правда, покидать место жительства.
Но недолго он находился на свободе. Уже 26 июля по тому же, что и раньше, обвинению, о.Алексия арестовали вновь. Заведенное на него тоненькое дело № 237 следственная комиссия Вятского революционного трибунала постановила передать в распоряжение Уральской областной Чрезвычайной Комиссии. Там и добавили в дело бумажку в четверть листа со страшными по содержанию словами: «т.Лотошников. Арестованного попа Лопатина, которого конвой передаст Вам вместе с этим письмом, нужно расстрелять и хорошенько закопать у вас же в тюрьме. В.Горин. 25.08.1918 г.»
Летом 1996 г. областная прокуратура, пересмотрев дело протоиерея Алексея Петровича Лопатина (1867-1918), вынесла решение о его реабилитации.

П.Ожегин, В.Семибратов. Вятские новомученики – Киров 2017 г., с.10-11

Примечание. Приговор был подписан 25 августа 1918 г., совсем незадолго до начала старта "красного террора". Думается, судьбу батюшки усугубили бурные события августа 1918 года, происходящие в Вятской губернии - Степановский мятеж, Ижевско-Воткинское восстание, многочисленные крестьянские восстания во многих уездах, участниками которых нередко были священники (а по версии большевиков - вообще их организаторами). В сентябре 1918 года в селе Святогорье при подавлении восстания двух священников красноармейцы закололи штыками прямо во дворе церкви. Без всякого приговора...

Фото с сайта Вятской епархии

 

Память о репрессиях. Воспоминания детей "врагов народа"



Рассказывает Колеватых Александр Иванович:
- С большим трудом вспоминаю свои детские годы, когда отца, только что пришедшего с работы, забрали. Было это в 1937 году. Мне тогда исполнилось 5 лет. Пришли трое, одетых в гражданское; нас, детей, попросили выйти из дома, начали что-то искать. Отец мне сказал: «Не плачь, сынок, проверят, поговорят и отпустят». Но его забрали, повели в сторону железнодорожного вокзала к пустому вагоны. Мужчины наблюдали за охранниками, а ребятишки постарше умудрялись передать хлеб, махорку, белье, рискуя попасть охранявшим на глаза. Охрана вела себя бесцеремонно. Сколько простоял тот вагон, ни я, ни мои родные (мама, братья, сестра) не знали. Повезли, мы слышали, в сторону г.Кирова… Так отца мы больше не увидели. По слухам, предал его сосед, с которым отец вместе работал на дистанции пути станции Шахунья (И.П.Колеватых работал электросварщиком мехмастерских Горьковской железной дороги, был уважаемым человеком и квалифицированным работником).
Мой старший брат Леонид пришел с Великой Отечественной войны раненым в 1943 году. В 1945 году на войне погиб второй брат – Павел, был с почестями похоронен в Польше. Маму до войны на работу не брали, как жену «врага народа». Позднее ей удалось устроиться грузчиком в заготконтору (грузила вагоны для фронта). Однажды ей пришлось сопровождать вагон до станции Тихвин, где она, попав под бомбежку, в результате обморока потеряла все зубы. Командировки ее были длинными – до двух месяцев. Я оставался дома один. Вот так и прошло мое ранее детство…

Их памяти нельзя не поклониться… (сборник воспоминаний) – Киров 2014 г., с.87

 

Пострадавшие за Веру: монахини



Сестра Анастасия (Пестова Анастасия Прокопьевна, 1877-?). Родилась в дер. Пестово Чепецкой волости Вятского уезда, малограмотная. С 13-летнего возраста и до 1922 г. проживала в качестве неуказной послушницы в Вятском Преображенском девичьем монастыре. На 1933 г. проживала в г.Вятке. Следствием называется одной из активных членов «контрреволюционной организации ИПЦ на территории г.Вятки и окружающих районов».
Арестована 15 февраля 1933 г. Обвинялась в том, что «состояла членом филиала контрреволюционной организации ИПЦ, вела организованную систематическую активную агитацию и распространяла провокационные слухи, вела «антисоветскую агитацию»: «Сергиевцы продались большевикам, а мы – последователи Истинно-Православной Церкви, не должны подчиняться законам существующей власти», т.е. по ст.58 п.10, 11 УК РСФСР. Виновной себя не признала. Осуждена 25 мая 1933 г. Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края к одному году исправительно-трудовых работ.
Реабилитирована 6 мая 1989 г.

Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского девичьего монастыря в первой половине 20 века – Киров 2008 г., с.130-131

Дореволюционное фото неизвестных монахинь из фонда Вятского епархиального архива

 

Места ссылок сталинских времен: Котлас

«Котлас – важный речной порт. Река Вычегда – «вход» в землю Коми, река Сухона – в Вологодскую область, Северная Двина – дорога к Архангельску. В конце 19 века была построена железная дорога Вятка-Котлас. Разрабатывались проекты освоения грандиозных богатств Севера. Но ощущалась острая нехватка людских ресурсов. Советская власть решила эту проблему силовым перемещением в Северный край самой работоспособной части крестьянства из густонаселенных районов страны.
Макариха – микрорайон Котласа. Роковую роль в судьбе Макарихи сыграло ее выгодное географическое положение. С одной стороны – близость рек Вычегды и Двины, с другой – железной дороги. В 1930 г. здесь был организован пересыльный лагерь для раскулаченных крестьян. Их по железной дороге через Вятку привозили на Макариху, а затем по рекам доставляли в лесную глухомань добывать «зеленое золото» (древесину). Не выдержавших условий пересыльного лагеря здесь же и хоронили…»

«Всегда помним…» И.Дубровина, М.Клапиюк, А.Дембовска // Их памяти нельзя не поклониться… (сборник воспоминаний) – Киров 2014 г., с.49

 

Знаменитые узники Вятлага: иеромонах Рафаил (Шейченко Родион Иванович)



1917 г. – насельник Оптиной пустыни.
1923 г. – иеродиакон, духовный сын старца Нектария (Тихонова). Арестован, но вскоре освобожден.
Конец 1920-х гг. – арест, ссылка в район г.Котласа в лагерь общего режима.
Вторая половина 1932 г. – приговорен к 15 годам заключения в лагере строгого режима, направлен на Соловки.
1944 г. – в начале года «сактивирован инвалидом», после чего вышел на свободу. Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) рукоположен в священнический сан, определен священником в Благовещенскую церковь г.Козельска Калужской области. Настоятель храма.
1947(?) – арест по ложному доносу. Приговорен к 5 годам лагерей. Заключение (5 лет 8 месяцев) отбывал в Вятлаге.
После освобождения вернулся в г.Козельск. Назначен вторым священником Благовещенской церкви.
19 июня 1957 г. отошел ко Господу.
Погребен на кладбище г.Козельска.

Из письма о.Рафаила от 20 мая 1955 г.: «Давно не писал тебе, потому что переезжал на новое место. Такова моя жизнь: не имати зде пребывающего града да взыщу грядущего, по слову святого апостола. Из Кирова выехал (по случаю ликвидации колонии) в Великую Среду. Праздник Светлого Христова Воскресения встречал под замком и решеткой центральной пересылки – в жуткой обстановке, а еще более в жуткой человеческой среде: одних – не познавших благодатной радости светоносных пасхальных дней, других – утративших это святое животворное чувство, а порой, - как тех, так и других, - теряющих образ не только Божий, но и человеческий».

Протоиерей Алексий Сухих. Вспомним поименно. Книга 5 – Киров 2005 г., с.60-61

 

Приговор: высшая мера социальной защиты…



Ронг Николай Юлианович, 1896, мест.Норевка Белостокского уезда Гродненской губ. Украинец. Образование начальное. Проживал в г.Сарапуле. Лесобаза, зав. Шпалорезным заводом. Арестован 21.12.1936. Осужден 14.11.1938. Высшая мера наказания. Расстрелян 26.11.1938. Реабилитирован 31.05.1989.

Из обвинительного заключения: Следствием установлено, что Ронг Н.Ю., проживая в Польше в 1923 г., вступил в белоофицерскую организацию, ставившую целью свержение Советской власти.
В 1924 г. арестовывался польской дефинзивой, по освобождению от последней получал денежные вознаграждения. В 1925 г. при содействии польского шпиона Остапчука нелегально перешел госграницу из Польши в СССР. Проживая на территории СССР, вел активную террористическую, повстанческую и пораженческую антисоветскую агитацию…
В 1927 г. осужден за участие в антисоветской организации на 5 лет ИТР, досрочно освобожден в 1928 г.
Признал, что в Польше был связан с работниками 2-го отдела польгенштаба, предоставлял свою квартиру как место явок, состоял в белоофицерской организации, нелегально перешел госграницу из Польши в СССР при содействии польского шпиона Остапчука.
Показаниями 12 человек свидетелей изобличен в пропагандировании террористических и пораженческих взглядов (Кузнецов Н.С. Из мрака – Ижевск 1994 г., с.338).

Жернова (сборник материалов) – Сарапул 2017 г., с.167

 

Когда в Вятской губернии была сделана первая прививка и появилась первая вакцина?

Ветеринарный врач Елабужского уезда г.Бехтерев в конце мая и начале июня в имении И.Р.Халитова произвел предохранительные прививки сибирской язвы 24 рабочим лошадям. Вакцина получена была Елабужской уездной управой из Нижегородской лаборатории Пастера. Это первый опыт произведения прививок в нашей губернии.

Вятская газета - 1897 г. № 13

 

Праздники и традиции марийской деревни



В начале 20 столетия во многих семьях начали отмечать христианские праздники – Михайлов день (21 ноября), Ильин день (2 августа), Петров день (12 июля), Троицу (май-июнь), Святой Спас (апрель-май), Рождество Христово и другие.
К каждому праздники жители деревни готовились заранее. Накануне проводилась генеральная уборка в помещении. Вытряхивали пыль с постели, драили и мыли некрашеные полы, стирали белье, варили домашний квас. В канун праздника вся семья мылась в бане «по-черному».
Ранним утром хозяйка дома в печи пекла слоеные блины «коман мелна», ватрушки с картошкой. В закрытой печи готовили суп мясной, картофельную похлебку, кашу пшеничную или ячневую с мясом и салом. Атрибутом любого праздничного стола всегда в марийских семьях бывал большой пирог с мясом, картофелем, луком и крупой.
2 августа в деревне отмечают «Ильин день». В этот день все жители деревни потчевали, поминали, вспоминали усопших родных и близких людей. 1 августа мылись в бане, одевались в чистое белье, варили квас.

Л.Н.Киртаев. Шудасола – Йошкар-Ола 2019 г., с.17-18

На фото: национальная женская марийская одежда. Музей истории и археологии республики Марий Эл. К сожалению, современные марийские девушки и женщины стыдятся одевать национальную одежду. В ней можно увидеть только бабушек в деревнях

 

Крестьянское население в Вятской губернии в середине XIX века



В середине XIX века государственные крестьяне составляли 45 % всех землепашцев, а в Вятской губернии – 89 %. Удельных крестьян там было 9,05 %, а частновладетельных – лишь 1,95 %.

В.С.Кропотов. Черемуховая река. Очерки истории деревни Лонганерь (19-20 века) – Москва 2009 г., с.11

Фото С.А.Лобовикова.

 

Исчезнувшие вятские деревни: Гнидичи (Верхошижемский район)



Селение находилось в двух километрах севернее деревни Устюги. Официальным названием починка было «Вновь росчистной Вшивцевский», то есть основан он был выходцами из починка Вшивцевского (д.Хохлы). Во второй половине 18 века Вшивцевы в нем уже не проживали и на освободившиеся земли поселились Шабалины. Название деревни в одних источниках записано Гнидичи, в других Гиндичи. В переписи 1926 года указано Гнидичи.
До 1790-х годов починок не числился. Селение основано около 1800 года. В 1812 году записан починок Вновь росчистной Вшивцевский, состоящий из трех дворов:
1. Вдова Симеона Шабалина Федосья 57 лет, семья 13 человек.
2. Логин Иванов Шабалин 41 год, семья 6 человек.
3. Солдатка, жена Андрея Шабалина Матрона 46 лет, семья 8 человек.
4. Солдатка, жена Конона Шабалина Евфимия 59 лет, семья 6 человек.
В 1859 г. селение состояло из шести дворов, в которых проживало девять человек мужского пола и 11 женского. В 1891 году в трех хозяйствах было 14 человек и все по фамилии Шабалин. В 1926 году в деревне записано три двора крестьянского типа и один прочего. Числилось 8 человек мужского пола и 12 женского.
Деревня прекратила свое существование в 1940-х годах. В списке населенных мест 1950 года Гнидичи не числятся.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.335-336

На фото: экспозиция Верхошижемского краеведческого музея

 

История населенных мест Вятского края. Когда Нолинск был селом…



Село Ноли (Николаевское) - на правом берегу реки Вои устроено в 1668 г. Входило в состав Кырчанской вотчины Трифонова монастыря. Здесь производилась продажа соли, для чего были устроены два казенных соляных магазина и 5 магазинов, принадлежащих Строгановым. Жители этого села, так и ближайшей к нему деревни Копянской занимались скупкой хлеба для разных городов, а кроме того, торговали в лавках мелочным крестьянским товаром. По 3-й ревизии (1763 г.) в Нолях было зарегистрировано 237 душ м.п., и в Копянской деревне 127, в том числе в селе Нолях 160 черносошных и 77 экономических, а в деревне Копянской 53 черносошных и 74 экономических. В 1780 г. при образовании Вятского наместничества село было обращено в город Нолинск. Тогда в нем насчитывалось обывательских домов 103 да в дер.Копянской 46.

Из труда историка П.Н.Луппова «История вятских сел»

На фото: здание земской управы в городе Нолинске. Судя на вывеске на здании, фото было сделано уже в советское время

 

Вятские блаженные



В с.Истобенском (современного Оричевского района) жила блаженная Натальюшка, к которой ехали за советом издалека.
В людской памяти осталась блаженная Александра. Ее очень почитает Прокопий Иванович Клепиков, человек-легенда, водивший в годы гонений крестный ход на Великую. Александра подолгу жила у него.
Блаженный Владыка Иоанн (Максимович) во время учебы в университете, помимо светских мер большое внимание уделял житиям святых. Он их изучал не менее серьезно, чем положенные предметы, находя в них и утешение, и пример для подражания, и обширный исторический материал. Если мы станем относиться к житиям вятских подвижников с таким же вниманием, сколько приобретут наши души!

Священник Сергий Гомаюнов, Артемий Маркелов. Живые иконы – Киров 1999 г., с.151-152

На фото: Никольская церковь села Истобенска, которую, возможно, посещала в свое время и блаженная Натальюшка


Назад к списку