Декабрь: 16-31
По страницам старых газет. Ярмарка в селе Коршик
Село Коршик Коршикской волости Орловского уезда. Трехдневная (с 15 по 17 марта) ярмарка оказалась, по сравнению с прошлыми годами, лучше и оборот ея достиг почти 17 тысяч рублей. В привозе было мануфактуры и галантереи почти на 6 тысяч рублей – продано на 48 тысяч рублей; весь шорный товар, которого было на 350 рублей, продан, скобяного было на 250, а продано на 195; обувного на 4500, продано на 3300 рублей; куделя продана вся - на 3840 рублей; овес шел по 68-70 копеек за пуд и все 200 пудов привоза проданы, соли 300 пудов, сушек - 350, гороху 130 пудов, рыбы 330 пудов; зайцы шли по 20-25 копеек и продано 200 штук.
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 72
История эпохи в судьбе человека
Комаров Герман Алексеевич, 30.10.1891-25.03.1975. Рабочий кожзавода Н.В.Смагина {Сарапул}. Воевал в составе 3-го финского стрелкового полка. 6 декабря 1917 г. вернулся в Сарапул. С января 1918 г. член РКП (б). В июне 1918 г. избран заместителем председателя Сарапульского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В августе 1918 г. в период белоучредиловского восстания был членом отряда по эвакуации из города ценностей уездного Совета и банка.
Добровольно вступил в РККА. С мая 1919 гг. по 21 октября 1921 г. служил в 28-й стрелковой дивизии. В 1923-1924 гг. работал в Сарапульском окружном исполкоме, в 1925-1930 гг. – на кожзаводе в г.Кунгуре Пермской области. В 1930-е гг. работал на промышленных предприятиях Сарапула. В августе 1941 г. добровольно ушел на фронт, служил в 357-й стрелковой дивизии. В декабре 1942 г. после ранения демобилизован. В 1940-е гг. работал на промышленных предприятиях Сарапула. Персональный пенсионер местного значения.
Сын, Комаров Василий Германович, 1924, погиб в бою 13.02.1943.
Первая Мировая в памяти Сарапула – Сарапул 2014 г., с.34-35
Фото: gaupatriot.ru
Пострадавшие за Веру: игуменья Елена из Вятского Преображенского монастыря
Игуменья Елена (Баранова Евгения Андреевна). На сентябрь 1929 г. – 60 лет.
Родилась в г.Котельниче Вятской губернии в семье мещанина. Окончила начальную школу и 1 класс Котельничской прогимназии. С 13 лет жила в качестве послушницы в Преображенском девичьем монастыре. Занималась рукоделием (белошвейка). После ликвидации Преображенского монастыря в 1923 г. перешла в монастырь в с.Филейка, где прожила 10 месяцев до его ликвидации. Далее проживала на квартире в дер.Курагино Вятского района. Являлась председателем Филейской трудовой артели женщин. В {1923 г.?} приняла постриг в мантию, в 1927 г. архиепископом Павлом (Борисовский) возведена в сан игумении.
Арестована 27 сентября 1929 г. Обвинялась по ст.58, п.10, 11. Осуждена 3 февраля 1930 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Северный край. Отправлена в Архангельский округ.
Постановлением Президиума Кировского областного суда 13 июля 1967 г. постановление Особого совещания при коллегии ОГПУ от 3 февраля 1930 г. отменено и дело производством прекращено за недоказанностью преступления.
Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского монастыря в первой половине 20 века – Киров 2009 г., с.120
Фото с неизвестными из фонда Вятского епархиального архива
Первые советские руководители Вятской губернии: Аркадий Николаевич Каменев
Каменев Аркадий Николаевич (1883-?), председатель Сунского райисполкома (август 1930-октябрь 1930).
Русский. Образование: духовное училище и семинария.
Работал в Нижегородской губернии-крае: до 1918 г. был школьным работником 5 лет и садовником – 9 лет; далее - зав. отделом питания в упродкоме (1919-1920), ответственный секретарь укома партии (1920-1921), член Городецкого уисполкома и уполномоченный губпрофсовета по уезду (1922-1923), член Арзамасского уисполкома (1923-1926), инструктор Нижегородского губисполкома (1926-1927), инструктор РКИ (1927), контролер-инспектор Нижегородского губфинотдела (1927-1928), инструктор лессоюза (1928-1930), председатель правления Сунаполеводсоюза (март 1930), председатель Сунского райисполкома (1930-1931). В Коммунистической партии с ноября 1918 года.
Земля Сунская (краеведческий сборник) - Киров 2011 г., с.102
Вятчане - участники Великой Отечественной войны
Мансуров Михаил Яковлевич (19.11.1924-1994). Уроженец д.Попеново. Свой боевой путь начал на железнодорожной станции Мятливо. Был санитарным инструктором. Воевал на Брянском, Витебском направлениях, на Первом Белорусском фронте, освобождал Польшу. Участвовал в боях на Висло-Одерском направлении, затем Берлинском. Форсировал Одер, штурмовал Берлин. День Победы встретил встретил в Берлине. Был дважды ранен: в декабре 1943 г. и в мае 1944 г. Войну закончил старшим сержантом. Уволен в запас по болезни 21 июля 1945 г. Награжден медалями и орденом Красной Звезды.
После войны работал механизатором в колхозе им.Кирова, потом бригадиром тракторной бригады.
В.Н.Царгородцева. Край ты мой заброшенный: Ижмаринское-Сретенское – Киров 2012 г., с.134
На фото: советские солдаты прощаются с товарищами перед отправкой поезда из Берлина.
Прислали интересное фото. Именная бронзовая печать из семейного архива. Написано Андрей Ивановичъ Пантелеевъ въвяткаъ с буквой ять. Хотелось бы узнать, кто такой Андрей Иванович Пантелеев
Предоставлено Ириной Смирновой
Деревне
Все тебя любят, жалеют,
Пишут все про тебя,
Только помочь не умеют –
Гибнет деревня моя.
Гибнет, стареет, спивается,
Охает: «Боже, спаси!»
Чудом за жизнь уцепляется
Матушка всея Руси.
Сколько вас, дальних и маленьких,
Старых, седых и глухих,
Было на вятских проталинах,
Но не найдете вы их…
Виктор Кузнецов, вятский поэт
Пословицы о вятских: «А в Котельниче пироги на мельниче…»
Вятские – люди хватские: столь семеро не заработают, сколь один пропьет
В Вятке калачи по пятке, в Орлове по корове, а в Котельниче только по мельниче.
В Орлове - калачи по корове, ярушник на копейку да два в придачу, а в Котельниче пироги на мельниче.
Бог создал землю, а черт – Вятскую губернию.
Котельнич на трех Иванах стоит, как земля на трех китах.
Матушка гоголя, спаси нашу Котельничу, отнеси на попову мельничу.
Фото С.А.Лобовикова
Административное деление Нолинского уезда
Нолинск, получив в 1780 г. статус города, стал центром Нолинского уезда. Это означает, что город принял на себя выполнение определенных административно-управленческих задач. По сведениям на 1911 г. Нолинский уезд имел общую площадь 5573 квадратных версты, волостей – 26, сельских обществ – 175, селений – 1538. В этот год было застраховано по обязательному страхованию 33093 дворов и строений на 319500 рублей.
Низшей административной единицей крестьянского самоуправления являлись волости, которые образовались из существовавших ранее церковных приходов.
В 1911-1917 гг. в состав Нолинского уезда входили следующие волости:
Нолинская; Александровская; Архангельская; Богородская; Больше-Ситьминская; Буйская; Васильевская; Верхосунская; Ворсинская; Дворищенская; Екатерининская; Зыковская; Ильинская; Кырчанская; Луксунская; Мальканская; Немская; Пугинская; Сретенская; Сунская; Семирековская; Талоключинская; Таранковская; Тумановская; Чертищенская; Чигиренская.
Во главе волости стояло волостное правление, возглавляемое волостным старостой, непосредственно подчинявшееся земскому начальнику, как административно-судебному лицу, исполняющему обязанности власти на местах, докладывающему о положении в волости земскому собранию.
Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска - М.2008 г., с.60-61
Вятские слова и выражения. Что значит «иматься»?
Иматься, несов. Давать обещание, обязываться что-либо сделать. – Печь коптит и не лешого не топится. – Да Иван имался переложить. / Вась, ты имался после Октябрьских поросенка зарезать. – Приду, хозейкя, очередь до тебя не дошла ишшо.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.100
Как одевались вятские крестьяне в старину в праздник
Конечно, и в праздники люди одевались по достатку: кто побогаче, кто победнее. Но, даже оглядываясь из нашего времени, старики вздыхают: «До войны одевались нарядно. Парни носили расшитые косоворотки, девушки красивые сарафаны, белые кофточки, пышные юбки в праздник» (А.О.Вершинина, 1915).
В одежде любили яркие цвета, розовый – самый праздничный. «Очень ценилось все цветное. Вся наша одежда была длинной, сейчас такую не носят. Праздничную одежду украшала вышивка, и после праздников ее убирали в сундук» (И.И.Федорова).
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.98
На фото: крестьяне Вятской губернии на отдыхе
Выдающиеся вятчане: Вячеслав Михайлович Молотов
Молотов (настоящая фамилия Скрябин) Вячеслав Михайлович (25 февраля (9 марта) 1890-8 ноября 1986), партийный и государственный деятель. Родился в слободе Кукарке Вятской губернии (ныне г.Советск). Родители уроженцы г.Нолинска – отец из мещан, мать из купеческой семьи. Ранее детство провел в сл.Кукарке, потом жил в г.Нолинске. Учился в Казанском реальном училище. Приезжая на каникулы в Нолинск, общался с местными политическими ссыльными. Здесь Молотов, по авторизованной биографии, в 1905 г. входил в группу боевиков, изготовлявших взрывчатые снаряды. Двоюродный брат артиста Б.П.Чиркова. В начале Великой Отечественной войны в Кировской обл. некоторое время находилась в эвакуации жена Молотова П.С.Жемчужина.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.290
Храмы Вятского края: Ильинская церковь села Ильинского (Котельнический район)
Приход открыт в 1860 году по указу Вятской консистории от 25 августа 1860 года № 6997 и образован из деревень сел Круглыжское, Ацвеж и Екатерининское.
Сначала был построен молитвенный дом. В 1861 г. возведена деревянная церковь во имя Святого Пророка Илии. Эта церковь существовала до 1887 г., а затем была продана во вновь открытое село Боровка.
Теплая каменная церковь построена в 1887 году. С 1887 по 1909 год в ней производилась пристройка холодного храма, который освящен 9 ноября 1909 года во имя святого Пророка Илии. В теплой церкви: правый престол – в честь святого Феодосия Черниговского, а левый – во имя святого Афанасия Александрийского.
Церковь была закрыта в 1930-е годы. В настоящее время находится в руинированном состоянии.
Разрушенные храмовые постройки Кировской области (справочник) – Киров 2012 г., с.92
На фото: Ильинская церковь в урочище Ильинское. Июль 2021 г. Фото Е. Чудиновских
Легенды о лесных людях на Вятке: встречи с Кужу Уп
Ведерникова Мария Михайловна, уроженка деревни Второй Ластик, 1929 г.р. рассказала такую историю.
«У Кужу Уп были свои места обитания и свои дороги. Одна из дорог в Ластике проходила примерно у дуба-старожила и пересекала улицу Молодежную…
…Потом тропа шла через улицу Советскую рядом с домом Серегиной А.А. Хозяева этого дома рассказывали, что иногда слышали удары по стенам дома. А дальше Кужу Упу уходили к Пайдугорему (лес за деревней Второй Ластик). Там на пригорке они и обитали. Иногда жители Ластика ночью наблюдали там огоньки, верно, в окнах их домов».
Ныне в упомянутом доме проживает Серегин Валентин Анатольевич. И дом уже другой – каменный, но двери по-прежнему не запираются: «белые люди» иногда захаживают. Последнее их посещение было в декабре несколько лет назад. Хозяин с братом смотрели телевизор. В это время кто-то вошел в избу и проследовал на кухню. Оба мужика это слышали, но вида не подали, подумав: кто-то из своих. Через какое-то время так же скрипнула выходная дверь в сени и кто-то вышел на улицу. Хозяин решил проверить: кого это носит ночами. Накинул фуфайку и вышел на улицу, однако там никого не было. Не было и следов у крыльца…
Еще Валентин Анатольевич поделился таким фактом: Кужу Уп не вредят людям, а иногда даже и помогают, упреждая в грядущих бедах. Как это произошло с его сестрой Светланой, бывшей совсем малым ребенком.
«…Еще старая изба была, Светка в ней родилась. Уж потом родители каменный дом-то построили. И вот как-то зимой, когда дома была с малой лишь мать, кто-то сильно ударил в угол дома. Женщины испугались, но все же подошли к окну. Посреди улицы стояли сани, а к ним подходили Кужу Уп. Не оглядываясь, пришельцы сели в сани и поехали в сторону Пайдугорема-леса.
Оказалось, Диконькие таким образом предупреждали о скорой тяжелой болезни ребенка».
С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.39-40
По страницам старых газет. Борьба со старым злом
Шинки. В селе Верходворье Орловского уезда есть два шинкаря, которые производят тайную торговлю в Верходворье одеколоном и самокуркой. Торговля идет бойко, что прямо таки навозить этих одурманивающих суррогатов не могут.
Существуют у нас два комитета: исполнительный и продовольственный и даже еще Крестьянский союз. Но по-видимому эти комитеты никаких мер не принимают.
Был будто бы неофициальный обыск или вернее всего смотр, проведенный исполнительным комитетом у одного шинкаря, где забрали еще необсохшие два стакана, в коих оказалось несколько капель одеколона. Но нужно было бы комитету обыск сделать потщательнее и тогда вероятно комитет захватил бы как привычных пьяниц, так и одурманивающие напитки.
Теперь спрашивается, кто же у нас должен всю эту подпольную тайную торговлю одеколоном и самокуркой прекратить?
Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 44
Дореволюционная иллюстрация
По страница первых советских газет. Елки в детских домах Уржума
Так называемый праздник «Рождество христово» дал возможность попраздновать и детям государства, находящихся в детдомах. В каждом детдоме для детей были устроены «елки». Эти детские праздники совсем не походили на обычное празднование рождения какого то бога Иисуса Христа. Нет. Здесь было просто чистое, неподдельное веселье детей, совместное нескольких детдомов, которые служили еще более тесному и дружескому их сближению.
Не одни были устроены «елки», были устроены и концертные отделения, исключительно силами детей.
Так, например, в детдоме № 2 было 30 выступлений детей, в программу вошли вещи революционного содержания, характеризующие задачи юношества, жизнь рабо-крестьянскую раньше и теперь.
Равным образом и в других домах можно было наблюдать такие же картины.
Уходя с таким впечатлением от детей, нельзя удержаться, чтобы не высказать благодарности руководителям детдомов, которые были инициаторами в организации детских праздников. Можно быть уверенным, что эти дети - ростки коммунистического рассадника, оправдают это название.
В детдомах (впечатления) // Красный пахарь (Уржум) - 1923 г. № 8
На фото: воспитанники одного из детских домов города Уржума 1930-1940х гг. Фото было прислано на почту администрации группы с целью "опознания" изображенных на фото детей и их наставников.
С архивной полки. По страницам метрических книг: записи о смерти
14 ноября 1898 года преставился крестьянин починка Елькино Уржумского уезда Григорий Матвеевич Петровых. Он был еще не стар - 58 лет. В записи о его смерти в церковной метрической книге прихода села Красноярского церковный служка смерть "диагностировал" так: "от продолжающегося болезненного удушения и старческого изнурения..." Примечательно, что похоронили "старика" только через 7 дней.
ЦГАКО ф.237 оп.227 д.3957 лл.825 об.-826
По страницам старых газет. Мутант
Корреспонденция. Слободской. Недавно в Слободскую земскую лечебницу для животных доставлен оригинальный теленок-урод, имеющий одно туловище, но две головы и два хвоста. Теленок этот доставлен одним крестьянином деревни Чуринской Ильинской волости Слободского уезда. По словам этого крестьянина, теленок-урод родился живой, но вскоре пал. Труп этого редкого урода отправляется в Вятский музей.
Северное слово - 1913 г. № 59
Святыни города Вятки: икона св.Архистратига Михаила
…Икона св.Архистратига Михаила – другая древняя святыня, находящаяся в том же кафедральном соборе. Икона найдена одним крестьянином на поле близ нынешнего села Курина (Котельничского уезда). Икона вырезана на небольшом камне. Резьба показывает, что это – произведение искуссного для своего времени художника. Вероятно, она занесена на Вятку откуда-н. из другого места. Прославленная чудесами, икона была перенесена в 1740 г. в кафедральный собор, из которого на место явления ежегодно совершается с нею крестный ход.
Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.
На фото: Троицкий кафедральный собор города Вятки, где хранилась вятская святыня. В советское время собор был разрушен, "произведение искуссного для своего времени художника" пропало без следа...
По страницам первых советских газет. Общежитие для детей-бедняков
В 1923-1924 году при Кикнурской школе 2 ступени было общежитие для детей бедняков-крестьян. Это их избавляло от оплаты за квартиру и давало возможность квартирные деньги держать на учебники и канцелярские принадлежности.
В 1923-1924 гг. общежитие было закрыто и беднякам ученикам пришлось вставать на частную квартиру, выплачивая в год 16-17 рублей.
Будет ли хотя нынче это общежитие. Ведь оно облегчало бы учебу бедноте.
П.Тимкин. Будет ли общежитие? // Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г. № 61
С архивной полки. Описание православных храмов в советских документах по их изъятию: Предтеченская церковь села Оршанке
Здание Предтеченской церкви при селе Оршанке из себя представляет два самостоятельных молитвенных здания церкви. Первоначально, лет 25 тому назад, было одно здание, но в связи с расширением сферы религиозного внимания и накопления богатства, здание церкви было расширено, путем пристройки обособленной церкви, рядом со старым зданием церкви размером в 1,5 раза больше, чем старая церковь, сообщение между старым зданием церкви и новым – пристройкой заключалось через посредством маленьких дверей аршина 4 вышины и 1,5 аршина ширины, каковое сообщение легко можно замуровать кирпичем, получается совершенно два обособленных здания церкви, с обособленным входом и т.д.
В связи с новой пристройкой молитвенного здания церкви, молебствие происходило исключительно в этой новой пристройке, а старое же здание пристройки в большинстве пустовало.
В 1929 г. в связи с развертыванием хлебозаготовок и в следствие отсутствия в селе Оршанке складских помещений, и в связи с уменьшением более чем на 75 % верующего контингента, было произведено изъятие старого молитв здания под складское помещение – ссыпку хлеба. Изъятие произведено на основе договоренности с верующей массой населения, была добровольная передача, как излишнего – не используемого здания. Изъяв настоящую часть молитвенного здания произвели его переоборудование…
Заключение по вопросу изъятия здания Предтеченской церкви при селе Оршанка Марийской АССР.
Подписи. За председателя КИКа Иштринов
Секретарь Шашков
29 ноября 1931 г.
ГА РМЭ ф.Р-250 оп.5 д.8 лл. 9-9об.
На фото: церковь в Оршанке в наши дни. Фото с сайта badanovag.blogspot.com
Фамилия Высоцких в истории России
Организационный комитет областного съезда в Казани для выработки плана борьбы с дифтерией, имеет честь уведомить, что открытие съезда последует 26 текущего мая. Председателем съезда, г. министром внутренних дел, назначен заслуженный ординарный профессор Императорского Казанского университета Н.Ф.Высоцкий. Все необходимые для гг членов съезда сведения, относящиеся распределения занятий его, адресов гостиниц и отелей, избранных комитетом для проживания приезжающих делегатов и прочих будут сосредоточены в «Бюро съезда», в университете, который откроте свои действия с 23 мая. За всеми справками на пароходных пристанях и вокзалах железной дороги комитет просит обращаться к дежурным чинам полиции.
Вятский край - 1896 г. № 57
На фото: Николай Фёдорович Высоцкий, русский учёный-медик, организатор борьбы с эпидемиями, профессор Казанского университета, общественный и политический деятель, коллекционер, археолог и краевед. В разное время возглавлял умеренно-монархический «Союз пастырей и церковных старост г. Казани», «группу правых профессоров» Казанского университета, правое крыло «Казанского Союза 17 Октября», а затем - «Казанский Русский Избирательный Комитет» и «Казанский Русский Национальный Клуб».
С архивной полки. Сколько получали просфирницы за свою работу?
В старину просфирницами при церквях (которые пекли просфоры) обычно становились вдовы священников или их дочери, которые не смогли в молодости выйти замуж (а таких "вековух" было немало); иногда бывало и так, что должность просфирницы переходила "по наследству" от матери к дочери. Сколько же получали эти женщины за свою работу?
В конце 19-начале 20 вв. просфирницей при церкви села Воя Яранского уезда была дочь псаломщика этой же церкви Федора Андреевича Юмина Александра. В молодости она "кончила курс в войском народном училище", как значилось в послужном списке ее отца в 1876 г. (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1609 лл.528 об.-529), но замуж выйти, видимо, не смогла. В 1900 году ей было 45 лет. В 1900 году в "послужном списке" ее отца о дочери кратко сообщалось: "Александра, состоит просфирницей в этом же селе, 45 лет. Определена на должность просфирницы 23 августа 1894 г. и получает вознаграждение при церкви 24 р. в год и пользуется от прихожан добровольным сбором; ругой осенней и петровской" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1633 лл.775 об.-776).
Выходит, жалование просфирницы составляло 24 рубля в год. Если разделить эту сумму на весь год, получается не очень много - 2 рубля в месяц. Но кроме того, просфирница имела еще и небольшую часть от сборов продуктов духовенством по приходу, которые собирались им два раза в год. Впрочем, в других местах, судя по архивным документам, жалование просфирниц было еще меньше и продукты от сборов они не получали...
В 1911 году "девица Александра Федорова Юмина" по каким-то причинам оставила свою профессию. Батюшка ее преставился в 1905 году, но на приходе служил ее брат Андрей Федорович Юмин. В свою поддержку сирота получала пособие из епархиального попечительства 8 рублей в год, что, конечно, было меньше ее былого жалования (1,5 рубля в месяц). В 1914 году о ней в документах Войской церкви сообщалось: "Сирота девица Александра Федорова Юмина 59 лет. Получает пособие из епархиального попечительства 8 р. в год. Образования не получила. Была просфирницей при Войской церкви с 1894 по 1911 г. Поведения весьма скромного" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1647 лл.730 об.-731).
На фото: Село Воя. Церковь Николая Чудотворца. Апрель 2019 г. Фото Елены Чудиновских
Истории из старых газет. Помощь "умалишенной"
Проживала в деревне Исаково умалишенная женщина Варвара. Кормилась она милостыней. Все знали ее в окрестных деревнях, нередко и опасались Варвары, особенно летом: кто мог за нее ручаться.
Так бы и промаялась Варвара до смерти, если бы не газета. Узнала о Варваре «Деревенская жизнь» и помогла ей. Через Уздрав добилась освидетельствования Варвары в Санчурской нарбольнице. Там ее признали действительно душевнобольной И через месяц очутилась Варвара в городе Вятке в психиатрической лечебнице, где ее лечат, ухаживают за ней и содержат в порядке.
Ерофеев. Газета помогла (Санчурская волость) // Деревенская жизнь (Яранск) – 1927 г.
Фото С.А.Лобовикова
К недавнему юбилею библиотеки имени Герцена: библиотека в 1930-е годы
…Только после революции в библиотеку пришли те читатели, о которых мечтал Герцен. Читатели, уважающие книгу, любознательные, черпающие знания.
Их пришли не единицы, а сотни и тысячи.
27 ноября 1936 г. библиотеку имени Герцена посетило 554 человека, 22 – 564, 24 – 1146 человек.
Всего за 1936 год здесь было 209.691 человек.
В 1862 году в библиотеке было всего 3 тысячи книг, сейчас в ней около 700 тысяч.
Герценовка // Кировская правда - 1937 г. № 28
На фото: сотрудники областной научной библиотеки имени Герцена в 1930-е годы. В центре библиограф Николай Иванович Загарский
История вятских сел на страницах советской печати: село Афанасьево до и после 1917 года
В лесной глуши, на берегу реки Камы стоит село Афанасьево – центр Зюздинского района. Отрезанное десятками километров лесного бездорожья от остального мира, Афанасьево было типовым селом глухой «расейской провинции». Здесь все было убого, кроме природы. Грязные улицы, покосившиеся, сделанные с помощью одного топора, избенки, в которых вместе с людьми жили овцы и куры. Печи были сделаны по-черному, без труб, дым выходил через отдушины в стенах и через двери. Среди этого убожеской картины красовался пяток кулацких и поповских домов.
Здесь была царская ссылка.
Совсем по-иному выглядит Афанасьево сегодня.
Старых «курных» избенок, конечно, уже нет. Выстроено много просторных, светлых зданий. Только за 1936 год в Афанасьево выстроены новая школа на 280 учащихся, дом советов, родильный дом, аптека, общественная баня и другие здания. Есть средняя школа, библиотека, клуб. Все село радиофицировано и электрофицировано. На днях закончена установка аппаратуры звукового кино.
Жители села Афанасьево выписывают 3700 газет и журналов.
10 лет назад, в 1927 г., в Афанасьево было 5 учителей, а сейчас их 22.
Н.Шеянов. Село Афанасьево // Кировская правда - 1937 г. № 31
На фото: село Афанасьево в царские времена. Не трудно сличить фото и текст приведенной публикации. На фото село явно не выглядит "убогим". Как водилось в 1930-е годы, газетный "историк" снова "чутка" приврал...
Эпоха - газетной строкой: купец - смотритель училища
Утвержден на новое трехлетие с 1 сентября текущего года почетным смотрителем Елабужского городского училища купец А.Ф Николаев.
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 168
Примечание. Наверное, не случайно в старину в попечители храмов и учебных заведений старались выбирать людей торговли. Во-первых, они соответствовали этому благодаря своим качествам (ум, предприимчивость, энергичность), а также состоятельный человек мог быть "спонсором", благодаря по-современному, для церкви или школы; мог помогать если не своими средствами, то привлечь их со стороны.
На фото: дом купца Николаева в Елабуге. Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Татарстан._Ел..
По страницам метрических книг. Эпидемии от "корчи"
На страницах метрических книг прихода церкви села Пышкет Глазовского уезда второй половины 1900-х годов (архив ЦГА УР) можно заметить очень распространенную причину смерти "от корчи". "Корчей" называли опасную болезнь, происходящей от употребления в пищу хлеба из загнившей муки или ржаной муки, содержащей спорынью, которая очень часто приводила к смерти. Анализируя статистику смертности, можно заметить, что особенно болезнь поражала несколько лет бессермянскую деревню Турчино. На протяжении нескольких лет "от корчи" здесь умерло столько людей, что это можно было бы приравнять к масштабам эпидемии или другого стихийного бедствия. Умирали в основном здоровые мужчины и женщины 30-50 лет, чаще всего в последние зимние и весенние месяцы, т.е. питавшиеся запасами хлеба, заготовленного с прошлого года. По всей видимости, поля близ деревни были поражены спорыньей, но люди не учитывали прошлый печальный опыт и продолжали питаться хлебом, пораженным спорыньей и погибать на протяжении нескольких лет...
Эпоха - газетной строкой. Эпидемии среди животных
От эпизотий в Вятской губернии в период времени с 8 по 15 число прошлого апреля заболело всего 479 голов животных и пало 50 голов. Наиболее распространенным был ящур, от которого по уездам Уржумскому, Малмыжскому и, особенно, Елабужскому и Сарапульскому заболело 418 голов; в Елабужском уезде на одном только хуторе А.Е.Гоголева (в Пьяноборской волости) заболело 208 голов. В Сарапульском уезде в деревне Талопан Полозинской волости появилась вертячка, от которых заболело 48 штук овец, и все оне пали. От мыта, дезентирии и чесотки заболевшие были, большей частью, единицы.
Вятский край - 1896 г. № 60
По страницам советских газет. Первые автомотоклубы
Ижевск. Открылся первый в республике автомотоклуб. При клубе имеются учебные комнаты, военный кабинет, библиотека и комната отдыха. Летом будут организованы учебная площадка, мотодром.
Для практических занятий члены мотоклуба имеют 2 автомобиля и 4 мотоцикла. В мотоциклетную и автомобильную секции клуба поступают сотни заявлений. 4 группы мотоциклистов и 2 группы автомобилистов приступили к регулярным занятиям.
Кировская правда - 1937 г. № 79
Фотографии первого ижевского автоклуба, конечно, найти не удалось, зато нашлась фотография из истории знаменитого Ижевского автозавода
С архивной полки. Монастыри как праобраз советских ЛТП
Из "послужного списка" пономаря села Воя Яранского уезда Федора Андреевича Юмина за 1876 год:
"Был судим по отметке благочинного в клировой ведомости за 1872 году в нетрезвой жизни и за то оштрафован монастырской двухмесячной эпитимией" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1609 лл.528 об.-529).
Эпитимия в виде отправки в монастыри была в старину самым распространенным наказанием для духовенства, осуждённого церковным судом за пьянство и другие проступки. В начале 20 века самым "популярным" место ссылки для церковных пьянчужек стал Вятский Филейский монастырь. Здесь они не только отдыхали от пьянства, но и трудились на благо обители. Чем вам не образцовый ЛТП? В архиве ЦГАКО сохранилась даже особая книга, где указывалось, кто здесь отбывал наказание и за что...
На фото: Вятский Филейский монастырь, который лет сто назад с небольшим был своего рода "лечебно-трудовым профилакторием" для лиц духовного звания. Как обычно, советская власть в вопросе ЛТП ничего нового не придумала...
Из истории Гражданской войны. Зачем колчаковцы воевали с мертвыми?
Как-то мы публиковали материал из советской газеты, где рассказывалось, что при вступлении колчаковцев то ли в Воткинск, то ли в Ижевск, они вырыли из могил трупы погибших во время Ижевско-Воткинского восстания красноармейцев и сожгли их, при этом согнав на это зрелище все население. Один из читателей нашего сообщества усомнился в правдивости данной советской заметки. Интересно, что похожая заметка о подобном событии уже в Пермской губернии публиковалась также в 1919 году в глазовском "Красном набате"". Выходит, данные явления действительно имели место быть. Вопрос - зачем белые воевали с мертвыми?
«Красный набат» пишет, что в селе Рождественском Соликамского уезда, при отступлении красными войсками были оставлены похороненные на кладбище товарищи красноармейцы в числе 40 человек. При приходе в село, белогвардейцы занялись выкидыванием этих трупов и перевозкой их на скотское кладбище. К этой работе привлекли оставшиеся там семьи коммунистов и заставили их переносить на себе.
А местные кулаки и приспешники колчаковщины с удовольствием смотрели на такие издевательства белогвардейцев над крестьянами. Они сами старались еще подзадорить врагов и сами помогали истязать их.
Впоследствии был найден труп красноармейца, на шее которого был шелковый шарф. Эти звери набросились на него, говоря, что он непременно взят у кн. Они выкололи глаза и труп искололи штыками.
Так рассчитались белые банды с товарищами, которые пали за правое дело.
Красноармеец Косых. Надругательства белых // Деревенский коммунист - 1919 г. № 168
С архивной полки. О верующем населении Оршанского кантона Марийского края в 1930-е годы
Ранее, до революции, членов культа, состояло в Предтеченской церкви 740 членов, из них русских - 312 человек и марийцев – 429 человек. В данное время члены культа значительно уменьшились, за счет марийской части населения, а также в связи с коллективизацией. За последние два года, членов культа более чем в два сократилось. Ибо коллективизация по данным районам к настоящему моменту доведена до 78-80%. В данный момент членов культа насчитывается до – 250-300 человек, имеющееся же новое в их распоряжении молитвенное здание помимо изъятого вмещает до 1000 человек, таким образом, им больше чем достаточно одной новой церкви.
Помимо этого на расстоянии 110 километров от села Оршанка, находится 3 молитвенных здания (церкви): Упшинское, Табашинское и Кучкинское, к большинству, к отдельным селениям и членам культа Предтеченской церви указанные выше три церкви находятся на расстоянии 3-4 и 5 километров, каковые вполне могут обслужить данных членов религиозного культа.
Заключение по вопросу изъятия здания Предтеченской церкви при селе Оршанка. 29 ноября 1931 г. ГА РМЭ ф.Р-250 оп.5 д.8 лл.9-9 об.
На фото: церковь в селе Оршанка бывшего Яранского уезда в 1934 году
Будни и праздники дореволюционной Вятки. Вечер в техническом училище
Вечер в техническом училище. Техническое училище деятельно готовится к вечеру 13 января. Сложные декоративные работы заканчиваются. В нижнем этаже будет воспроизведено «Лукоморье» с избушкой на куриных ножках и другие атрибуты. В верхнем этаже в строго выдержанном древнерусском стиле устроено «кружало», где будет торговля шампанским. «Базар» представляет из себя старинную торговую улицу со стильным забором и рядом палат с «гостями» - хлыновскими, веденецким, московскими и другими, в конце улицы поставлены боярские хоромы. Стиль выдержан до мелочей. Танцы будут открыты «русской».
Вечер обещает быть очень интересным.
Вятская речь - 1910 г. № 8
Город Вятка в описаниях этнографов: просвещение на 1904 год
В настоящее время в г.Вятке 6 средних учебных заведений. Самое древнее из них – Духовная Семинария, находящаяся в версте от города, за железнодорожным вокзалом. Впрочем, вопрос о перенесении семинарии в город (на место неподалеку от Александровского собора и Епархиального женского училища) в принципе решен уже несколько лет назад. Основана семинария в 1735 году, благодаря железной энергии деятельного епископа из малоруссов Лаврентия Горки.
Мужская гимназия в г.Вятке открыта в 1811 г., на частные пожертвования, собранные губернатором фон-Брадке. Женская Мариинская гимназия открыта в 1859 г. Среднее сельскохозяйственное училище открыто в самое последнее время (не названы: Реальное училище и женское Епархиальное).
В 1902 году в г.Вятке возник «кружок любителей естествознания», в 1903 г. – кружок издателей книг для народа. Местный театр – жалкое деревянное здание; принадлежит кружку частных лиц; открыт в 1877 г. Книжных магазинов в г.Вятке совсем нет. Правда, в Вятке существует прекрасно поставленный и ведущий очень широкую деятельность Книжный склад Губернского Земства, однако отсутствие частных книжных магазинов в губернском городе очень странно и наводит на печальные размышления.
Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904
У Бога все живы (о серии книг «Вспомним поименно» протоиерея Алексия Сухих)
«Вспомним поименно» - так назвал серию своих книг о священниках и мирянах, служивших Богу и людям на Вятской земле, настоятель Никольского собора г.Вятские Поляны протоиерей Алексий Сухих.
Первая книжечка, отпечатанная в 2003 г. в вятскополянской типографии «Семь вечеров» тиражом тысяча экземпляров, почти сразу же стала библиографической редкостью, разойдясь по градам и весям не только Вятского края. Об этом свидетельствуют многочисленные отклики на нее, часть которых пригодилась о.Алексию при составлении второй книги серии.
По сути дела это справочник (до февраля 1918 г. даты приводятся по старому стилю). Не растекаясь мыслью по древу, автор приводит краткие биографические данные о священно- и церковнослужителях, основанные на архивных и литературных источниках, воспоминаниях очевидцев и разысканиях авторитетных краеведов. К числу последних принадлежит и сам отец Алексий, собравший уникальный архив документов и материалов по истории епархии. В нем хранятся редкие (а порой редчайшие) фотографии и рисунки, иллюстрирующие биографии тех, кто немало претерпел за верность Богу во времена воинствующего атеизма. Расстрелянные, умершие от непосильного труда в тюрьмах и лагерях, они вновь возвращаются к нам благодаря подвижническому труду отца Алексия, в одиночестве делающему то, что в других местах выполняют целые коллективы (вспомним справочник «За Христа пострадавшие», подготовленный сотрудниками московского Православного Свято-Тихоновского богословского института).
Будем надеяться, что за вторым выпуском «Вспомним поименно» последуют и третий, и четвертый, и пятый…
Владимир Семибратов, предисловие ко второй книге «Вспомним поименно»
Подводя итоги года. Какие бы темы Вы хотели видеть чаще всего в нашем сообществе?
Анализируя читательские рейтинги группы за этот год, можно сказать, что наиболее интересными для наших читателей темами были:
Быт вятских людей в старину; вятская одежда и кухня;
вятский фольклор (устаревшие слова, поговорки, сказки, байки);
история населенных пунктов, деревень, города Вятки/Кирова;
генеалогия; источники для составления родословной;
история и традиции народов;
воспоминания;
мистические истории.
Большой интерес и оживленные споры вызывали темы по истории спорных моментов нашей истории - Гражданская война, репрессии, раскулачивание. С другой стороны посты, например, по истории Великой Отечественной войны, вызвали мало интереса...
Значит, есть смысл в новом году ставить больше постов по этим темам, делать наше сообщество еще более интересным для читателей. Напишите, какие еще темы Вы бы хотели чаще всего видеть в нашей группе? А какие бы меньше?
На фото: неизвестные, предположительно из Уржумского уезда. Фото до 1917 года
Вятские слова и выражения. Что такое «шушера»?
Шушера и шушора, ж. О чем-либо низкого качества, отходах либо несоответствующего размера, величины. – Насыпь семечёк. – На. – Пощщо одну шушору валишь? / Чего тута, не сено, а одна шушора. Вали всё на подстилку корове.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.247
Вятские поверья. Домовой
Буйная людская фантазия и жизнь среди природы (где, действительно, много странного и таинственного) способствовали всевозможным слухам и рассказам о нечистой силе. Нам трудно сегодня представить, как жизнь на грани голода расцвечивает людскую фантазию.
Более остальных были распространены рассказы про домовых, живших почти в каждом доме. К ним относились доброжелательно, уважительно, зная, что они сохраняют жилье. Считая, что домовой вспыльчив и не любит шуток над собой, избегали рассердить его. В случае переезда хозяина из старого дома в новый одновременно с нехитрым скарбом перевозили и домового в старом изношенном лапте. У домового было и определенное место обитания: между русской печкой и стеной, а также в подпечке. Старшие пугали домовым маленьких непослушных детей и считали его такой же необходимой частью домашнего обихода, как ухват или кадушку.
Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.130-131
Рисунок Ивана Билибина
Вятские села и веси: деревня Демьяново (Подосиновский район)
Демьяново, д., входит в Подосиновский сельский округ. Известна с 1858 г. Название происходит от имени Демьян (греч. – «покровитель»). Сохранилось здание деревянной часовни (закрыта в 1939 г.), приписанное к Шолгской Троицкой церкви. По воспоминаниям А.А.Федоровой, часовня была белая и с золотым куполом. Ныне в деревне 5 хозяйств. Другая часовня этой церкви стояла в д.Плесо (ныне 10 хозяйств), где имелось одноклассное земское училище (1909), преобразованное в начальную школу (закрыта в 1966). Памятник природы – родник «Плесовский» или «У часовни». В сельском округе есть еще родники – памятники природы: «Меркушевский», в 3 км. от пгт Подосиновец; «Студеный», в 25 м. от д.Нижнее Чуприяново, у д.Аксентьевская с южной стороны в ложбине, дает начало ручью (течет по желобу).
Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая - Киров 2002 г., с.395-396
Храмы Вятского края: церковь Дмитрия Солунского села Замедяны
Церковь построена в 1912 г. тщанием прихожан. Здание каменное, с такой же колокольней, в одной связи. Престол в ней один – в честь Святого Мученика и Царевича Димитрия.
Дома для священно- и церковнослужителей – на церковной усадебной земле; при церкви – один каменный дом и два деревянных дома, построенные тщанием прихожан в 1912 году; деревянный амбар и деревянная же усыпальница. Все дома в хорошем состоянии.
В приходе имеется Министерская одноклассная школа – в деревне Березники, с 1897 года. Церковной школы нет…
После Великой Отечественной войны село обезлюдело и единственным зданием, оставшимся в селе, является Дмитриевская церковь. В настоящее время находится в руинированном состоянии.
Разрушенные храмовые постройки Кировской области (справочник). Часть 1я – Киров 2012 г., с.103
На фото: руины церкви Димитрия Солунского. Октябрь 2020 г. Фото Елены Чудиновских
Вятские хроники. Примечательные события и люди позапрошлого века
1824 год, 9 октября – городской голова Иван Степанович Машковцев поднес в дар императору Александру 1 во время его пребывания в городе Вятке ананасы, выращенные в «собственной тепличке»
1829 год – на первой в России мануфактурной выставке, которая проходила в Петербурге, изделия из капа мастера В.Г.Макарова из г.Слободского были награждены серебряной медалью «За трудолюбие и искусство» и денежной премией в 500 рублей.
1835 год – время, к которому относятся сведения о том, что знаменитый поэт России М.Ю.Лермонтов ездил на вятских лошадях. Об этом упоминала в своем письме к нему бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева: «Милой любезный друг МИшенька… лошадей тройку тебе купила…думаю тебе и митку кучера взять. Можно до Москвы… его отправить дни за четыре до твоего отъезда ежели ты своих вятских продажь…»
1836 год – изобретение крестьянином Василием Вшивцевым аппарата для дыхания под водой
1849 год – на выставке произведений сельского хозяйства в г.Вятке была представлена пьяно-рояль в 6,5 октав, сделанная крестьянином А.Кушевым.
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.71
Вятские слова и выражения: леший и выражения, связанные с ним
Лешак: 1. Лешак (Леший) его знает. Никто не знает. – Куды твой мётанник-от делся? – А лешак его знаёт.
2. Лешак (леший) их (вас, тебя) ломает. Выражает неодобрение чьего-либо одобрения. Толкё прищувнула, и опеть лешак вас ломаёт. / - Сколь шуму от тебя! Какой лешой тебя ломаёт? – Пол колочу.
3. Один (леший) лешак. Все равно, все едино. Узол-то сверху вяжи, а не снизу. Один лешак, що в лоб, что по лбу. – всё однако.
4. Лешака (лешего) (тебе) вам. Пожелание чего-либо плохого. – Опохмели рюмочкёй. – Лешака тебе, а не рюмочки.
5. Ни лешака (ни лешего). Ничего. Куды ты на ночь глядя? Эть не лешака не видно.
6. Лешак (леший) тебя понеси. А) Выражение согласия, уступки. – Мам, я пойду побегаю. – Да непогодь екая на уличе. – Я маленькё. – Да лешак понеси тебя! Б) Выражение возмущения, досады. Лешой понеси такую жизнь. И за що прожили?
7. На лешака (лешего) нужен (нужон). Не нужен. – Вон Василькя байбаком живет. Возьми в приёмки. Всё жо с мужиком легче будёт. – На лешего он нужен. Он пятерых баб поменел.
8. Лешак (леший) бросил. А) О громком звуке, стуке от падающего предмета. – Кого у вас лешак бросил? – Молоток упал. / - Какой лешой тамока бросил? – Это я доску приколачиваю, да не удерживаю. Б) О самопроизвольно упавшем предмете. Другой раз веретно упало. Какой его лешой бросил? Миш, подай-кё.
9. Лешак (леший) сунул. А) Говорится, когда человек попадает в трудную, нежелательную ситуацию. Сколь парней хороших сваталося, а лешак за Серьгю сунул. Б) Говорится в случаях, когда человек вмешивается некстати. Какой тебя леший сунул? Я уже почти сторговалася с мясом, а ты все испортил.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.117-118
Вятка мистическая. Истории о призраках
Встречаются в местном фольклоре и рассказы о привидениях. Один из них записан в 1920-е гг. местными краеведами со слов жительницы г.Малмыжа В.И.Сырневой (в девичестве Кучковой):
«В старом доме Кучковых (на Башнеспасской улице между логами), на месте которого Софьей Михайловной Кучковой был построен в 1903 году новый дом, водились привидения. После смерти Ивана Михайловича Кучкова, через несколько дней по его кончине, на полу в зале того дома появились зловещие кровавые пятна. Со двора этого дома начинается подземный ход, который ведет в Засорный овраг…»
В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.74
Страшные истории. Огненный змей к Матвееихе
Все, что произошло в том далеком-далеком прошлом, я помню до мельчайших деталей. Отец наш умер в 1932 году, в мае. Брат мой учился в пятом, я – в первом классе. Мать овдовела, когда ей было лет 40. Очень сильно тосковала по отцу. И вот как-то само собой она стала ощущать его присутствие. Будто приходил он к ней по ночам. Первое время таилась она от нас. А потом скрывать стало невозможно. Каждую ночь, часов в 11, мы с братом стали слышать какой то треск. Где-то вблизи избы. Мы забирались между полатями и печкой и слушали. В 12 часов ночи раздавался грохот, словно кто-то колотился в избу, так продолжалось месяца три. По деревне пошла молва, будто видели люди, что в трубу над нашей избой залетает что-то огненное, продолговатое, напоминающее обмолоток. От этого по соломенной крыше искры разлетались. Мы стали бояться и пожара, и вообще чего-то непонятного. Все словно напряглись, жили в ожидании чего-то.
В избе стояла коптилка. Так вот каждый раз после грохота фитилек начинал угасать, а ровно в 12 ночи затухать совсем. Поселилась как-то у нас на квартире женщина – не выдержала, съехала. Деревня наша была в километре от Ардашей, а там – «Заготзерно». Мужики приезжали с вечера и оставались в нашей деревне на постой. Нашу избу все обходили стороной. Так с этой бедой мы и оставались одни. По ночам слышали, что мать с кем-то разговаривала. Стали крепко-накрепко двери и окна запирать. Ломиться стал кто-то по ночам. И вот наступила та самая ночь. Как обычно заперлись мы. Начался треск. За дверь дернул кто-то, но не сорвал – брат запор крепкий соорудил. Начался свист, он как бы передвигался от двери по всей стене, в передний угол, где иконы стояли. Между прочим, у соседей в это время корова не мычала даже, а ревела.
- К Матвеихе (матери нашей, стало быть) огненный змей прилетал, - говорили в деревне.
К.Шестакова, г.Киров // Веришь-неверишь, 1992 г. № 18
Вятский фольклор. Народное творчество удмуртов
Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен мелодично-напевных, хороводных, игровых, эпических. Однако больше среди старых удмуртских песен было грустных, от которых щемит сердце. В них слышится боль души, страдания народа. Удмурты, обреченные до социалистической революции на скудное существование, жаловались в песнях на тяжелую долю, безысходную нужду и лишения. Песни занимали исключительное место в фольклоре удмуртов и по удельному весу и по значению. Это один из самых поющих народов («В руках гусли, а в сердце – песня»», - гласит местная поговорка; «Удмурт и с мельницы едет с песней»). Песенное творчество у удмуртов очень развито. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называют «паллян кырзясь» (поющий влево) – «никудышный человек», мол, что с него возьмешь, если он и петь-то не умеет. А петь, по представлениям удмуртов, должны уметь все, кто научился говорить.
К песне у удмуртов отношение особое, серьезное. Песня – это доподлинная энциклопедия удмуртской жизни, практически нет ни одного, пусть даже мало-мальски значительного события в жизни удмуртов, которое бы не отражалось в его песнях. Можно без преувеличения сказать, что песня сопровождала удмурта всю жизнь: от рождения и до самой смерти.
В.Владыкин. Удмурты // Край родниковый (сборник) - М.1984, с.27
Легенды о лесных/водяных людях
Вспоминает Л.Русинова (д.Пайгишево):
«Раньше на Иже (река) отец мой ставил сети и морды. Однажды утром он пошел проверять мордовку. Немного не дойдя до переката, где она стояла, он вдруг увидел, как из воды выходит высокая женщина в длинном платье. Вышла и стала расчесывать свои длинные волосы. А руки у нее тоже длиннющие. Отец очень испугался, никакой мордовки ему не надо стало. Выйдя из оцепенения, развернулся и бегом домой. Через некоторое время на этом месте утонула девушка из деревни Пайгишево».
С.Е.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Киров 2015 г., с.46
Хочется рассказать о самых очаровательных представительницах нашей северной русской (точнее сказать, вятской) нечисти – о русалках.
В старину историй о них была тьма-тьмущая, тогда ведь лесные речки и озера не были загажены промышленными стоками, и текла в них чистая, как слеза, вода. И частенько происходили нечаянные встречи с белокожими зеленокудрыми красавицами, причем встречи эти заканчивались не всегда безобидно – заманит, затащит в воду русалочка и защекочет до смерти. Рассказывают старожилы, что русалками становились в основном утопленницы, и потому они напоминали обычных земных женщин – имели две ноги, например, хотя видели и типичных русалок с рыбьими хвостами. Эти, наверное, произошли от той нечистой силы, которая, по народному преданию, была сброшена с небес на землю, падая 40 дней и ночей: те, что упали в леса, стали лешими, а те, что в водоёмы – водяными русалками.
В Кировской области (бывшей Вятской губернии) есть много мест, где водились когда-то русалки. Одно из таких мест – река Немда на юге области. В старину рассказывали, что на 30-метровом утесе, возвышающимся над рекой, часто слышали такие вопли, что ночью по пролегающей внизу дороге нельзя было проехать без невольного ужаса. Русалок на Немде видели частенько. Рассказывали, в одной деревне утонули три девушки, их так и не нашли. И вот спустя какое-то время стали рыбаки видеть там трёх русалок, которые вылезали по ночам из речной воды, расчёсывали волосы гребнями и плакали на свою судьбу.
Живший в начале ХХ века рыбак Артамон Минин рассказывал: «Идёшь, бывало, а русалка сидит на склоне. Всем, как человек, как девка, только вместо ног рыбий хвост. Начнешь читать молитву, а она – бух! – в воду».
Водились русалки и на севере Вятской губернии. Рассказывали, что в Подосиновском районе на реке тихое место было. Страшное там все людям показывалось. Вот как-то один мужик ехал на мельницу ночью. Доезжает до речушки, видит, в ручье женщина голая сидит. Русалка, волосы у неё распущены, по воде бьёт и кричит: «Свети, месяц! Рубить буду!» У того мужика волосы дыбом. Кое-как перебрался он через речку, не помнит, как до мельницы доехал.
Видели русалок на Вятке при социализме. После войны в Лебяжском районе такая история случилась. Шёл один мужик ночью из деревни Шишкино в деревню Малиновка, а между этими деревнями был лог. Стал он этот лог переходить, вдруг видит, выходит из леса женщина, вся в гребенках. Он испугался, думает, откуда она такая взялась? А эта женщина подошла к нему и говорит: «Скоро ты мой будешь!»
При этом она похлопала его по плечу и снова ушла в лес. Мужик удивился, но, конечно, ничего не понял.
Прошёл месяц, и пришлось ему снова проезжать то место. Ехал он с сенокоса, лошадь поднималась на угор. А там вон какая крутая гора. Неожиданно лошадь запнулась, телега накренилась, мужик полетел с нее кубарем, упал в реку Вятку и утонул. Потом его нашли здесь.
После войны истории о русалках постепенно сошли на нет, выжили лесных красавиц из их озерных и речных обиталищ.
Газета «Завалинка» № 26, июнь 2009 года
Назад к списку