Декабрь: 1-15
По страницам первых советских газет: а была ли "кобылка"?
Из письма белого офицера своему другу.
«Ижевская правда» печатает отрывок из такого письма: «Вчера был здесь командир полка и поздравил меня с назначением батальонным адъютантом 3 батальона. Если только это сбудется, то можно петь и плясать, Ты считай: 1. Монеты больше. 2. Верховая лошадь 3. Эксельбанты могу нацепить – фасон (1200) 4. Работы – 0 – в день 2-3 бумажки да написать какое-нибудь приказание по батальону. 5. В бою не отвечаешь ни за 1 человека, не то что в роте. 6. Не якшаться с «кобылкой».
Белые офицеры не любят якшаться с солдатами, которых они называют кобылкой. Они предполагают превратить солдат в рабов и расправляться мордобитием. Пусть намотают себе на ус это те дезертиры (а их большинство), которые советскую власть признают, но защищать ее не хотят, спасая свою шкуру.
Если они не исполнят своего долга, то легко превратятся в «кобылку» для белых офицеров.
Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 58
Забытые вятские традиции. Татьянин день в учебных заведениях
Татьянин день. Группой лиц, бывших воспитанников Московского и других университетов и высших учебных заведений предполагается устроить в Вятском общественном собрании празднование Татьянина дня, - дня основания старейшей русской «альма матер». Все желающие принять участие в этом приглашаются записываться до 6 часов вечера 11 января у г.буфетчика общественного собрания. Предположено устроить ужин, который начнется с 11 часов вечера.
Вятская речь - 1910 г. № 3
Из истории города Вятки. Дары весны
Дары весны. Тротуар на углу Николаевской и Набережной улиц (против дома Щуко) представляет из себя нечто ужасное. Несмотря на канавы, прорытые рядом в снегу, вся вода устремляется на самый тротуар и совершенно преграждает путь. В силу необходимости приходится обходить дорогой злополучное место из боязни набрать полные галоши воды.
Подобное явление наблюдается во многих местах нашего «богоспасаемого града» и ясно свидетельствует о том, что весеннее время для обывателя та же казнь египетская.
Северное слово (Вятка) - 1913 г. № 58
На фото: дом Щуко в Вятке. Фото с сайта https://vyatkawalks.ru/wiki/aptekar-anton-shchuko/ Здесь можно почитать и об истории дома и его владельце
Эпоха - газетной строкой: экспроприаторы
Экспроприаторы. Петербургскому агентству телеграфируют из Елабуги: трое замаскированных злоумышленников, войдя в мещанскую управу и угрожая револьверами, потребовали открыть денежный ящик; похищено 150 рублей, паспортные бланки и штемпель, экспроприаторы скрылись.
Вятская речь - 1910 г. № 6
В 7 номере газета сообщала, что злоумышленники арестованы. По столыпинскому законодательству за вооруженный грабеж полагалась смертная казнь. Поэтому участь арестованных была вполне предсказуема. В 1907 году за подобную экспроприацию (грабеж винной лавки) были повешены двое мелких бандюганов в городе Уржуме. После октябрьской революции они с почестью были перезахоронены как "борцы за революцию". В братской могиле павших за советскую власть эти два гопника, как не забавно, покоятся до сих пор в центре города...
Погодные хроники Вятской губернии: иней - враг посевов
В Шешнурской волости Малмыжского уезда инеем повреждено 1100 десятин яровых посевов.
Вятская газета - 1906 г. №109
Вятские хроники 1917 года: духовенство и просвещение
Недовольство священника воскресной школой. Село Марково Нолинского уезда. С 29 июня сего года в деревне Голодаевской местным крестьянским союзом открыта воскресная школа, в которую записалось желающих учиться 12 человек. Учебники доставили из Марковской земской школы, а заниматься поручили молодому крестьянину С.Н.Изместьеву, - для помещения уступил безвозмездно крестьянин Ф.Микрюков свою избу. Все дело хорошо. Но против школы восстал священник о.Алексий Анисимов, которому пробуждение и самодеятельность деревни очень не нравится. Он делает строгое внушение Ф.Микрюкову (как прихожанину), зачем де допустил заниматься в своей избе? Разве нет на это училищ? Угрожал также батюшка какой-то ответственностью. В результате и получилось, что Ф.Микрюков отказал в квартире и занятия в воскресной школе нарушились…
Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 73
Пароходные хроники Вятской губернии: катастрофы
4 мая в 2 часа ночи пароход «Александр» Шубина ниже Бирска сильным штормом столкнулся с белянами, повреждена кормовая часть палубы, утонуло две пассажирки. Пароход пошел в Нижний.
Вятский край - 1896 г. № 55
Наказание за хранение оружия в царское время
Рабочий Легодкин, просидевший в тюрьме около 4 месяцев, освобожденный 5 июня, вновь взят и заключен на 3 недели при полиции за нахождение у него при первоначальном аресте револьвера.
Вятская газета - 1906 г. № 110
Истории из старых газет. "Приспешник капитала"
При наступлении белых превосходными силами на наш батальон при заводе К. мы вынуждены были отступить на новые позиции. При отступлении нами был оставлен командир роты Вахрушев. Он, видимо, хотел остаться как приспешник капитала, но и там оказался ненужным материалом. На другой день мы опять пошли в наступление и вернули завод. Много уже перемен нашли мы в заводе. Мы видим, лежит труп и узнали в нем Вахрушева с 12 нанесенными ему ранами штыком. Вот как оказывается принимают сдавшихся перебежчиков, которые хотят идти кушать там белый хлеб. Красноармеец А. Ш-ев
Зверства белых // Красный набат (Глазов) - 1919 г. № 160
На фото: Сибирская армия А.В.Колчака на отдыхе
Народные волнения против власти в досоветское время в Вятской губернии: волнение в Сарапуле в 1917 году
Главные мятежи и восстания на территории Вятской губернии, происходившие в первые советские годы, были более-менее описаны еще в советское время. Их остается только более детально изучать и дополнять. А вот народные волнения, происходившие в царское время и в 1917 г., до сих пор изучены плохо и не сведены в единое целое. Вот одно из таких событий.
Волнения в Сарапуле. По словам «Камы» в Сарапуле в связи с закрытием хлебного базара 8 июня с самого утра в среде населения вспыхнуло брожение на почве недовольства новым мероприятием продовольственной управы.
На Троицкой площади стала накапливаться толпа, открыто выражая свое негодование и, подстрекаемая Неизвестными личностями, одетыми в солдатскую форму, направилась к помещению № роты местного запасного полка, и стала звать солдат к производству немедленно поголовного обыска. Толпе удалось занять телефонную станцию и прервать телефонное сообщение.
Во главе «движения» встал молодой человек лет 23-25, в синих брюках «полицейского образца», который упорно отказывался отвечать на вопросы: «кто он такой». Он стал уверять толпу, что в Сибири, откуда он якобы едет, никаких запретов нет и поэтому там все есть в изобилии. Сахар, крупчатка, по его словам, там продается беспрепятственно и кто сколько хочет, тот столько и может купить.
Вся беда сарапульцев по словам оратора в том, что у них такое «начальство», которое вводит на все запреты, играя явно на руку «буржуям». Надо, дескать, это начальство арестовать, разбиться на кучки человек по 10 и при помощи солдат произвести обыски и тогда все найдется в большом количестве. Ему поддакивало несколько человек «солдат» в таком же подозрительном «наряде».
Солдаты однако не поддались на уговоры толпы и послали гонцев в летний лагерь. Толпа хотела было остановить их, но было уже поздно. Разжигаемая «ораторами» толпа требовала немедленного обыска у горожан.
Одна из групп под предводительством агитатора направилась к штабу полка с намерением арестовать командира полка.
Но в это время подошла одна из рот № полка и агитатор под защитой баб поспешно скрылся на пароходе.
По городу разошлись военные патрули. В целях успокоения города, город был оцеплен солдатами, чтобы препятствовать вывозу продовольственных грузов и были произведены обыски у тех лиц, на которых указывала толпа.
Вечером в цирке был устроен митинг, на котором говорились речи, разъясняющие значение хлебной монополии и указывающие на необходимость ее введения.
Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 44 20 июня
Эпоха - газетной строкой. Смерть от вина
Яранский уезд… С 1 по 25 февраля от излишнего употребления вина умерло 16 человек. Из запившихся 6 человек – в возрасте от 22 до 42 лет, 5 от 42 до 60 лет, остальные старше 60.
Вятский край - 1897 г. № 28.
На фото: студенты Российской империи "культурно отдыхают"
Эпоха – газетной строкой: купец – Почетный гражданин
19 сентября 1910 года из газеты «Прикамская жизнь» жители города Сарапула узнали о том, что в городскую Управу поступило сообщение Вятского губернатора о присвоении купцу Николаю Васильевичу Смагину звания Почетного гражданина города Сарапула.
«Государь Император по всеподданейшему докладу Министерства Внутренних дел в 5-й день августа 1910 года Всемилостивейше соизволил на присвоение купцу Н.В.Смагину звания Почетного гражданина города Сарапула согласно ходатайству о том Сарапульской городской Думы за крупные пожертвования».
Пожертвования были очень крупными: Николай Васильевич передал «на расширение и украшение» Покровского храма 100 тысяч рублей и 28 тысяч – на содержание приюта для хронических больных.
Т.Пеганова. Диалог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.208
Подробнее о Николае Васильевиче Смагине можно почитать здесь http://www.iz-article.ru/smagin_5.html
Пострадавшие за Веру: сестра Мария из Вятского Преображенского монастыря
Сестра Мария (Пономарева Мария Кирилловна). На 1930 г. – 47 лет.
Родилась в дер.Поздяки Орловского уезда Вятской губернии в крестьянской семье, грамотная. В 1903-1923 гг. жила в качестве неуказной послушницы в Вятском Преображенском монастыре.
Арестована 1 января 1931 г.
Обвинялась по ст.58 п.11, ст.59 п.12 УК РСФСР. Ей вменялось в вину то, что она, по показаниям свидетелей, «в своих разговорах с женщинами говорила о загробной жизни всегда в сравнении с настоящим положением. В ноябре 1930 г. с пришедшими к ней деревенскими женщинами говорила , что в современной школе детей учат… с малых лет не слушаться родителей, а потому отдавать их в школу не надо, причем указывала, что отдавать девочек в школу не надо, т.к. пройдет немного времени, и крестьяне будут иметь возможность учить их в монастыре по Священному Писанию». Виновной себя не признала. Осуждена 5 июня 1931 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ Нижегородского края к высылке в Среднюю Азию на три года. Отправлена в Ташкент в августе 1931 г.
Реабилитирована Прокуратурой Кировской области 31 марта 1989 г.
Сестры. Очерки о судьбах насельниц Вятского Преображенского монастыря в первой половине 20 века - Киров 2019 г., с.133-134
На фото: неизвестные вятские монахини. Фото Вятского епархиального архива
Православные чудеса. Исцеление после Причастия
Однажды отец Николай Капустин ходил причащать игуменью Антонию, с которой они были близки. Игуменья ходила в наш храм и молилась у западных дверей, у палатки, у свечного ларька. Она заболела, лежала недвижима и почти не говорила. Отца Николая позвали причастить ее. Он причастил и матушке своей сказал, что игуменья наверно умрет, нужно сходить попрощаться. Матушка спешно пошла. Приходит, а игуменья Антония сидит за столом и пьет чай. Удивилась. Вот, причастилась и Господь исцелил ее, ничего не стало болеть. Чудны дела Твои, Господи!
Протоиерей Серафим Исупов. Жизнь вечная есть – Киров 2015 г., с.50
На фото: Причащение в современном храме
Вятка мистическая. Встреча в бане
Свидетельство В.В.Ермаковой: «Однажды с женой шли по улице и заглянули во двор к соседу. Во дворе старая баня. Дверь в предбанник была чуть отворена. Геннадий, проходя мимо, оглянулся в сторону бани и увидел, что в предбаннике стоит белая высокая девушка в белой сорочке и расчесывает гребешком волосы. «Ты видела? Видела?» - с ужасом спросил он жену, но та ответила отрицательно. Говорят, о таких привидениях нельзя рассказывать. Это к несчастью. Через некоторое время Геннадия нашли повешенным. То ли сам в петлю влез, то ли был убит, а после в петлю сунут, чтобы сымитировать самоубийство».
С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.46
Вятские села и веси: село Ветошкино (Лебяжский район)
Ветошкино, с., центр Ветошкинского сельского округа.
Расстояние до центра р-на (пгт Лебяжье) 21 км, основано в конце 17 века, расположено на правом берегу р.Байса.
Первыми поселенцами были три брата Ветошкины, старообрядцы, которые после реформ патриарха Никона ушли в леса. Деревянная Троицкая церковь построена в 1860 г., каменный храм возведен в 1893 г., приход состоял из 17 селений (православные русские 4339 чел., мари 168 чел., старообрядцы 574 чел.).
Согласно переписи населения 1926 г. в начале 1920-х гг. создан Ветошкинский сельсовет, число жителей села 724 чел. (163 хоз-ва), в д.Вичур - 336 (62 хоз-ва), Смышляево (Смышляевский с/с) – 440 чел. (84 хоз-ва) и др. Ныне в округ входят деревни Вичур, Мари-Байса, Русская Байса, Смышляево, число жителей округа 865 чел. В селе расположена центральная усадьба СПК им.Свердлова.
Энциклопедия земли Вятской: села, деревни. Том первый, книга вторая - Киров 2002 г., с.223-224
Истоки. Пункты греко-скифской торговли в Прикамье. И снова Гелон…
Для центрального пункта греко-скифской торговли в пределах Волжско-Камского края наиболее пригодным является Ананьино - место могильника, давшего большое количество греческих фабрикатов и являвшееся, судя по богатству находок, главным центром страны в отношении торговли. Уже давно было обращено внимание на сходство названий будинского города Гелона и Елабуги, в окрестностях которой расположен Ананьинский могильник. Присутствие греческих предметов в прикамских могильниках удивительным образом совпадает со старинной традицией, сохранившейся в татарской летописи 16 века, - о том, что Елабуга основана греками. Та же традиция передает греческое название Елабуги словом «окунь». Это сообщение, в свою очередь, переплетается с сообщением Аристотеля о том, что у будинов есть город Карискос, по мнению проф. Середонина, несомненно финское слово. Название это распадается на два отдельных слова: «кар» - город и «юш»» - окунь. Таким образом, целый ряд соображений позволяют предполагать, что в районе Ананьинского могильника (близ Елабуги) в 6 веке до Р.Х. действительно был финский город с факторией греко-скифских купцов.
М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г., с.143
Примечание. Интересно могли ли древние греки добираться до наших мест? Судя по археологическим находкам, торговля их с местными народами была, но она могла производиться на юге, например, в окрестностях Танаиса, а предметы торговли могли доставляться и в Прикамье...
На рисунке: Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х. Источник: http://www.myshared.ru/slide/100989/
Вятские слова и выражения. Что значит «накумаркаться»?
Накумаркаться, сов. Поспать, выспаться. Ну, хватит, накумаркался. Давай иди ко мне на смену, а я покумаркаю.
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.131
Утраченное: Воскресенский собор города Вятки
Воскресенский храм каменный, в форме четверика, с четырехскатной крышей и пятью каменными декоративными барабанами.
Постройка здания начата по храмозданной грамоте архиепископа Ионы 1695 года: «…В том же граде Хлынове построить новую каменную церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Известная на Вятке артель хлыновских мастеров И.Никонова выстроила холодный храм к концу 1700 года.
При всех перестройках задача сохранения общего стиля первоначального холодного храма и более поздних приделов успешно решена мастерами. И даже позднейшая колокольня, отличная по стилю от четверика холодного храма, не вносит диссонанса в общую композицию.
Иконостас холодного храма четырехярусный, резной, позолоченный, расчленен резными колонками и карнизами, завершен пятью медальонами с коронами.
В 1921 г. Воскресенский собор был обследован специалистами Наркомпроса. От имени Главмузея они приняли от общины верующих собор как памятник, имеющий историко-художественное значение, «в свое непосредственное заведование».
В 1935 году по инициативе президиума горсовета Воскресенский собор был исключен из списка памятников архитектуры «как сильно разрушенный», а в 1937 г. разрушен. Сохранившаяся часть кирпича пошла на постройку гостиницы «Центральная».
Валерий Федяев. Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 вв. – Киров 2013 г., с.27
Фото С.Лобовикова
По страницам метрических книг: смерть "от ушиба лошади"
Из метрической книги прихода села Марисола Уржумского уезда 1906 года:
Умерла 13 августа крестьянка деревни Егошино Васса Максимовна Мосунова 44 лет "от ушиба лошади по отношению станового пристава 4 стана от 15 августа 1906 г. за № 161".
По всей видимости, лошадь сильно лягнула крестьянку, что привело к ее смерти...
ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.170 лл.235 об.-236
Фото С.А.Лобовикова
Эпоха газетной строкой. Хлебное изобилие 1917 года
Подвоз хлеба. В Кукарке подвоз хлеба есть, хотя слабый. В Лебяжье подвоз - до 1000 пудов ежедневно. Ожидают еще больше. В Медведках подвоз есть, но слабый. В Туреке подвоз ежедневно около 1000 пудов. Пристань завалена хлебом. 9 июня поставлена на погрузку баржа Вятско-Волжского пароходства.
На всех пристанях хлеб осмотрен и оказался хорошего качества. Выгрузка соли в Туреке заканчивается. В Медведках кончена.
На пристань Воробьи в Уржумский уезд 6 июня пришли 2 баржи Вятско-Волжского пароходства. На обе баржи будет погружено 70 тысяч пудов овса для отправки в Рыбинск. В Кукарке погружено две баржи овсом.
Крестьянская газета (Вятка) - 1917 г. № 44 20 июня
На фото: на пристани в Кукарке
Вятские хроники: жизнь города Вятки в 1900-х годах
1901 г. – постройка Вятским губернским земством в г.Вятке первого в губернии дома из самана (одноэтажного) с черепичной кровлей, который простоял около 60 лет.
- Устройство электрической станции в Доме попечительства о бедных г.Вятки.
1902 г., 7 апреля – проведение в г.Вятке городским управлением опытов по освещению Московской улицы керосино-калильными фонарями, горевшими белым светом.
1902 г., 14 сентября - открытие Вятской городской центральной телефонной станции.
1903 г., январь – утверждение устава «Вятского городского общества взаимного страхования от огня».
1903 г., 29 ноября – с городской электростанции Вятки начала поступать электроэнергия для освещения частных квартир.
1903 г., 16 декабря – городская телефонная станция Вятки впервые дала справку о номере абонемента.
1903 г., 19 декабря – торжественное открытие городской электростанции в Вятке.
1903 г., декабрь – освещение губернской типографии электрическим светом.
1904 г. – создание городской думой Вятки службы по уничтожению бродячих собак и уборки улиц от трупов павших животных.
1904 г., 31 августа – создание в г.Вятке мукомольного завода.
1906 г., октябрь – открытие Петербургского вокзала станции Вятка-1.
1909 г. – опубликовано распоряжение городских властей Вятки, обязующее домовладельцев устанавливать на домах эмалированные номера и дощечки с фамилией, именем, отчеством владельца.
1909 г., 5 ноября – начало работы спичфабрики в г.Слободском.
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.38-39
На фото: панорама города Вятки, 1907 год
Религия в жизни вятских крестьян: «Бога почитали, в жизни следовали основным Божьим заповедям…»
Важнейшей частью (ядром) крестьянской религиозности были нравственные нормы поведения. Они регулировали отношения крестьян между собой. Обязанности по отношению к Богу были не обременительны. Они помогали человеку жить правильно и достойно в своей среде. Вот что вспоминает об этом Афанасия Александровна Машковцева (1917): «Бога почитали, в жизни следовали основным Божьим заповедям. Не обижать ближнего, помогать слабому, чем можешь, постоянно должен трудиться, не надобно выделять себя среди других, быть характером скромным. Соблюдали ежедневно церковные обычаи. Утром перекреститься обязательно перед едой и после нее, при отходе ко сну тоже. Чтобы очистить душу свою грешную, исповедовались. Например, такая исповедь: 1.Господи, не обсуди ты нас по делам нашим, по грехам нашим, а обсуди ты нас по милости твоей; 2. О, возлюбленное Чадо, сын Господний, помилуй меня, великого грешника, и всех нас на земле; 3. Господи, когда умру, тело мое грешное возьми в руки твои, а меня, великого грешника, от райской обители не откажи. Как исповедуешься, так и на душе полегчает».
Вера давала и ощущение защищенности крестьянина в мире, гарантированности привычного порядка вещей, естественного хода событий. Нынешние старики видят в вере стержень незыблемости основ прежней крестьянской жизни. «Благодаря Господу-Богу и жили тогда. А Бога забыли, все прахом пошло. В церкви послушанию учили, смирению. Девки замуж целыми выходили, парни молодые вино не пили, старших слушали. Праздники церковные какие были – загляденье. Забыли все. В молодости, конечно, тоже и из церкви бегали, и «ржали» там по-лошадиному. О Боге вспоминаешь со временем. Когда к концу ближе, перед смертью. А старшие тогда Бога любили и чувствовали себя спокойнее. А с ним им была никакая беда не страшна» (С.А.Пыхтеев, 1922).
Виктор Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.136-137
Фото С.А.Лобовикова 1902 года
Храмы Вятского края: Троицкая церковь села Медяны
По писцовой книге Доможирова (1629 год) значатся «церковь теплая Димитриевская и холодная Ильинская на Медяне».
По переписи Толочанова указаны «церковь холодная Ильинская, да церковь теплая Димитрия Солунского».
Село значится в переписи Караулова (1654 год) «с деревянной церковью во имя Святого Димитрия с приделом Святого Пророка Ильи».
Вместо этой церкви, «пришедшей в ветхость», была построена новая деревянная же церковь, в честь Святого Димитрия, с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
19 июня 1750 года «по прошению прихожан» указом Вятской епархии № 633 разрешено «ветхую деревянную придельную церковь разобрать». В 1753 г. прихожане обращаются с просьбой «о дозволении построить каменную церковь во имя Святого Димитрия с приделом Покрова Пресвятой Богородицы». Строительство каменного храма разрешено по указу Вятской Духовной консистории от 4 августа 1753 г. № 509. К марту 1754 года были заготовлены материалы. Указом Вятской Духовной Консистории от 11 марта 1754 г. № 398 позволено «приступить к закладке каменного храма».
Каменная придельная церковь по построении освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 26 октября 1771 года по указу Вятской епархии от 13 октября 1771 г. № 1150.
После возведения каменного храма и по указу Вятской епархии (апрель 1774 г. № 644) старую деревянную церковь разрешено разобрать.
Главная холодная церковь построена и освящена 26 октября 1774 г. – во имя Святой Троицы (а не во имя Святого Димитрия).
В 1878 г. теплая придельная Покровская церковь расширена. После этого в теплой церкви обустроены два престола: левый – Покровский, а вновь учрежденный правый – в честь Сретения Господня.
Закрыта в 1930-е годы. В настоящее время руинирована.
Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник. Часть 1 - Киров 2012 г., с.124-125
На фото: село Медяны с Троицкой церковью. Фото Елены Чудиновских
Железнодорожные мечты Кукарки
Железнодорожное строительство в Вятской губернии из-за отсутствия крупного капитала началось строительство поздно – в конце 19 века. По сравнению с центром и югом России наши капиталисты были намного беднее, да и в количественном отношении их было меньше, а именно частный капитал был двигателем этого важнейшего дела. После революции 1917 г. в связи с проведенной советской властью национализацией и отсутствием у государства средств для продолжения начатого строительство было прервано. В течение последующих десятилетий государство смогло осуществить едва ли половину тех проектов вятских государственных мужей и предпринимателей начала 20 века.
Одна из неосуществленных реформ того времени – это проведение железной дороги Рыбинск-Красноуфимск, которая должна была идти почти параллельно дороге Вятка-Пермь, и связала бы Северо-Запад России с Уралом через центральные уезды Вятской губернии. Эта идея возникла в 1915 г. и в течение двух лет бурно обсуждалась, а осенью 1915 г. сначала Пермский, а потом Вятский военно-промышленные комитеты приняли решение «означенную линию считать необходимой к постройке в первую очередь».
Начали рассматриваться возможные варианты проведения этой железной дороги. Их возникло два: через Яранск-Уржум и Кукарку-Нолинск-Воткинск. Летом 1917 г. начались железнодорожные изыскания по обеим трассам. Конечно, выбор был за правительством России, но ему нужно было подсказать и лучший вариант. И вот активизировалось купечество, которое в первую очередь было заинтересовано в хороших путях сообщения.
В слободе Кукарке 15 июня 1917 г. было организовано специальное собрание общественности по вопросу проведения железной дороги. На нем бурно обсуждали проблемы строительства и говорили о выгодах претворения проекта в жизнь. В результате решили направить в Петроград на совещание по рассмотрению проекта железной дороги Рыбинск-Красноуфимск Н.А.Ефимова, директора мужской гимназии, и А.С.Лебедева, своего знаменитого земляка, служившего в Вятском губернском земстве. Поездка оказалась удачной. И доводы кукарских делегатов, и результаты изысканий – все это решило вопрос о направлении будущей железной дороги через Кукарку-Нолинск.
В.С.Жаравин. Железные дороги на Вятке. История строительства - Киров 2018 г., с.87-88
На фото: дореволюционная Кукарка
Вятские слова и выражения: что значит «измозгнуть»?
Измозгнуть, сов. скиснуть. Пошшто в подпольё молоко-то не унесла? Всё ведь имозгнёт?
Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.99
Алексей Венецианов. Крестьянка с молоком
Первая Мировая война была Империалистическая или Отечественная? К вопросу о том, за какие идеалы погибали вятские солдаты
Все ищут и не находят причину, по которой началась война.
Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.
Война началась не по какой-то одной причине,
война началась по всем причинам сразу.
Томас Вудро Вильсон
На канале "Ютуб" есть цикл интересных программ, посвященных колониальной истории различных европейских стран. В одной из них автор выводит мысль, что к 1914 году глобальный "передел" мира был завершен, на планете практически не осталось места, где бы не было европейцев и их колоний. К глобальному дележу немножко опоздали Германия и Италия, создавшие свои централизованные государства только в конце 19 века; им удалось "отхватить" последние и не самые лучшие территории в Африке. Далее автор фильма говорит, что европейцам осталось только воевать между собой уже за передел своих колониальных империй, что и вылилось в глобальную бойню в 1914м. От нового передела мира стремилась не отстать и Россия. В России в феврале 1914 года совет министров пришёл к выводу, что наиболее благоприятная возможность для завоевания Константинополя возникнет в контексте общеевропейской войны. В апреле 1914 года Николай II утвердил рекомендации своего кабинета и поручил правительству принять все необходимые меры для того, чтобы при первой же возможности захватить Константинополь, Босфор и Дарданеллы. Правда дальнейшие события развернулись совершенно неожиданным образом, но мысль о захвате проливов не была оставлена правительством России до конца войны (взятие проливов под контроль России было такой же заветной мечтой Российского правительства, как возвращение Крыма до 2014 года). Поэтому называя данную войну Империалистической большевики и их потомки не сильно ошибаются - по сути это и была война колониальных держав.
"Окрепнув к середине 1880-х годов в экономическом и военном смысле, Германия изменила внешнеполитические приоритеты. Страна не только включилась в борьбу за гегемонию в Европе, но и взяла курс на мировую экспансию. Так как Германия «опоздала» к колониальному разделу мира, её капитал был лишён доступа на заморские рынки сбыта, монополизированные старыми колониальными державами. Чтобы обосновать необходимость нового передела мира в пользу Германии и германского капитала, были введены в оборот утверждения о нехватке жизненного пространства и грядущем дефиците продовольствия для растущего населения Германии.
Поскольку из этой риторики вытекало, что для решения этих проблем Германии необходимо разгромить Францию, Россию и Англию как державы, ранее поделившие между собой остальной мир, то они стали готовиться к отражению агрессивных планов германского руководства. В 1891 году Россия и Франция заключили военный союз под именем «Сердечное согласие» (фр. Entente Cordiale — Антанта). Англия официально присоединилась к Антанте в 1907 году.
Со своей стороны кайзер Вильгельм II обращает внимание, что трёхстороннее «Джентльменское соглашение» 1897 года между Англией, Америкой и Францией, предусматривавшее завоевание испанских колоний, контроль над Мексикой и Центральной Америкой, использование Китая, а также захват источников угля, было оформлением Антанты де-факто. Поскольку Германия обнародовала свою большую морскую программу лишь год спустя (1898), кайзер делает вывод, что союз был заключён не для борьбы с «пангерманизмом», а для реализации собственных планов Британии и Франции по уничтожению Германии и Австрии как конкурентов за 17 лет до начала мировой войны.
На Ближнем Востоке сталкивались интересы практически всех держав, стремившихся успеть к разделу ослабленной Османской империи. В частности, Россия претендовала на территории, примыкающие к черноморским проливам, а также стремилась к контролю над Анатолией, где проживало более 1 млн армян, что дало бы России сухопутный выход к Ближнему Востоку" (Википедия).
Возникает тогда вопрос, почему война колониальных держав в России вскоре стала называться "Вторая Отечественная"? Михаил Сосновский, автор исторического канала "Стальной шлем" объясняет это очень понятно: "С формальной точки зрения именно Германия и Австро-Венгрия объявили в августе 1914 года войну России, поэтому наша страна была вынуждена защищаться, что и было использовано имперской пропагандой. К тому же с панславистской точки зрения Россия являлась защитницей всех славянских народов, которые веками угнетались агрессивным германством. Не стоит забывать и то, что за два года до начала войны по всей России широко праздновалось 100-летие Отечественной войны с Наполеоном, так что исторические аналогии напрашивались сами собой. После того как в 1915 году русская императорская армия потерпела ряд тяжёлых поражений, под вражеской оккупацией оказалась часть территории страны - Польша, Литва, Курляндия, западная Белоруссия, что придало названию ещё одну грань актуальности, мол Россия борется за освобождение оккупированных неприятелем территорий".
Таким образом, если для Западных стран война была Империалистическая, для России она стала Отечественной сразу по трем причинам - Российская империя защищала свой суверенитет от объявивших ей войну Германии и Австро-Венгрии, а в 1915 году вынуждена была начать войну уже под флагом освобождения своих оккупированных территорий - Польши, Литвы, Курляндии, западной Белоруссии. Кроме того, Россия объявила себя защитницей всех славянских народов, которые угнетались Германией и Турцией. В этом смысле под словом "Отечество" можно было иметь ввиду весь славянский мир.
Перефразируя слова одного известного революционера, война империалистическая для России вскоре превратилась в войну отечественную, по защите своего Отечества.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать выводы за что погибали русские (вятские) солдаты - за то, чтобы немцы и австрийцы не ступили на русскую землю, за освобождение занятых ими территорий России, за освобождение славянских народов от германского и турецкого ига и, в более глобальном плане - за получение Россией черноморских проливов, которые могли бы принести ей большие экономические выгоды. Представьте, если бы сейчас территория России распространялась аж до территории Греции, включая в себя оба пролива и город Константинополь... если бы не революции 1917 года... В 1934 г. канцлер Венгрии граф Бетлен писал : «Если бы Россия в 1918 году осталась организованным государством, все дунайские страны были бы ныне лишь русскими губерниями. Не только Прага, но и Будапешт, Бухарест, Белград и София выполняли бы волю русских властителей. В Константинополе на Босфоре и в Катарро на Адриатике развивались бы русские военные флаги…».
Выходит, русский солдат погибал не зря на полях сражений. Он погибал за свободу, независимость и могущество своей Родины - России...
К вопросу о происхождении марийского народа
На основании целого ряда доказательств можно полагать, что мари не являются первыми или древнейшими насельниками занимаемой ими теперь территории. Сама разбросанность пунктов поселений современных мари среди разных народностей говорит о том, что процесс заселения ими своего настоящего местожительства совершился неодновременно, происходил в сложной исторической обстановке и сопровождался целым рядом событий, имевших решающее значение в истории народа. Когда же расселились мари по данной территории, где они обитали раньше и что заставило их бросать одни насиженные места и переходить на новые?
Отдаленнейшее прошлое мари уходит в мрак седой старины. Об этом прошлом народа мы можем судить лишь по очень незначительному количеству исторических памятников и летописных сведений. Несколько скудных и не вполне определенных летописных сказаний и свидетельства иноземных путешественников, часто передаваемые из вторых и третьих рук, - вот те источники, при помощи которых историческая наука пытается восстановить места древних поселений мари. Более богатый и, главное, более объективный материал представляют не эти полулегендарные сказания, а данные археологии, антропологии и сравнительного языкознания…
Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.31-31
Первые рабочие Главнохолуницкого завода и их жизнь
…Основной рабочей на заводе {Главнохолуницком} были крепостные люди. В 1769 году их насчитывалось 186 человек. Кроме труда крепостных, применялся и вольнонаемный труд.
В 1809 г. на заводе работало 869 рабочих, из них – 542 крепостных и 327 вольнонаемных. В 1853 г. количество рабочих увеличилось до 1055, из них крепостных насчитывалось 705 человек, или 67 %, вольнонаемных – 350, или 33 %. Таким образом, в период феодального строя на заводе преобладал подневольный крепостной труд, который был малопроизводительным.
Первые жители поселка, кроме местного населения, были привезены владельцем из разных мест. Для них построены рубленые бараки (они находились на том месте, где сейчас расположены районные больница и магазин «Рассвет»). Вместо стекла в окна вставляли бычий пузырь. Отапливалось помещение печками без труб (по-черному), дым выходил через отверстие в потолке. Освещались бараки березовой лучиной. Хлеб не выпекался. Рабочие питались ржаными лепешками и кашей из ржаной муки («заварихой»).
Когда развернулось строительство плотины и началось сооружение производственных зданий, количество рабочих увеличилось, и бараки уже не вмещали всех. Рабочие стали строить отдельные дома. Это были курные избы с земляным полом. Во время топки печей дети ложились на пол и лежали до тех пор, пока не выйдет дым. Спали на полу и полатях. Постелью служила подстилка из соломы, а у кого ее не было – из березовых прутьев. Зимой в избе держали мелкий скот.
Одежда шилась из самотканного льняного полотна и для зимы, и для лета. На ногах носили лыковые лапти. Кожаная обувь покупалась только к свадьбе. Носили ее по торжественным дням и большим праздникам и так долго, что в могилу клали в брачной обуви.
Годы и люди. К 225-летию Белохолуницкого машиностроительного завода - Киров 1989 г., с.10-11
На снимке: улица Ленина (бывшая Троицкая) в Белой Холунице. Слева на заднем плане видна Троицкая церковь, напротив нее — дом священнослужителей, крайний справа — Каменный магазин. (Фото 30-х годов XX в.).
Фото с сайта http://bhmuseum.ru/history/svideteli-nashey-istorii
«Агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены, будины и гелоны, фиссагеты и йирки…»: древнегреческий историк Геродот о народах Восточной Европы и городе Гелоне-Елабуге
Геродот дает перечень народов, населявших лесную полосу Восточной Европы. От Карпатских до Уральских гор здесь обитали следующие народы, в направлении с запада на восток: агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены, будины и гелоны, фиссагеты и йирки, «другие» скифы и, наконец, - аргиппеи. Различными народами неоднократно производились попытки отождествить эти народы с теми или иными народами, обитавшими позднее в Восточной Европе. Большинство историков считало агафирсов за народ фракийского племени, невров – за славян, аргиппеев – за тюрков, андрофагов же, меланхленов, будинов, фиссагетов и йирков – за народы финского племени. Еще в начале 19 столетия А.Вештомов в «Истории вятчан…» высказал мнение, что будины и гелоны обитали на территории позднейшей Вятской губернии, и что город Гелон находился на месте современной Елабуги. Татарская летопись Хисамуддина Булгари сохранила старинное предание о том, что Елабуга основана греками и носила в древности название «Сюддум» на греческом языке. Открытие Ананьинского могильника дало неожиданное подтверждение тем связям, которые в древности существовали между греками и Елабужским краем. Наиболее подробно исследовано отношение племенных названий, приведенных Геродотом, к народам финского племени, обитающим в Восточной Европе, проф. Вильгельмом Томашеком в его работе «Критика древнейших известий о скифском севере Венской Академии Наук, том 117 (1888). Томашек отождествляет с вотяками и пермяками геродотовский народ будинов.
М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края – Ижевск 2008 г.
Приметы и ритуалы русской деревни: Иванов день
К Иванову дню, 24 июня ( 7 июля) приурочено множество примет и ритуалов, связанных с растительностью. Если в Иванов день дождь, значит будут водополины – петровская, прокопьевская, ильинская; обильная роса – к урожаю огурцов. Если в Иванов день сухо, то до Петрова дня дождей не будет. В этот день нельзя работать, в особенности метать зарод. Считается, что растения в Иванов день набирают полную силу, поэтому их рекомендуется собирать с Иванова до Петрова дня (если же нарвешь раньше – выброси на ивановскую росу, и они станут целебными). Травы собирали с приговорами: «Небо-батька да земля-мати, разреши мне, рабе Божьей, травки порвати, корешков покопати. Отныне и до веку. Аминь». (Горячевская Клавдия Петровна, 1919 г.р., с.Верхнелальск, Лузский район).
По поверьям, в 12 часов ночи расцветает папоротник: «В ночь, в Иванов день надо идти в папоротник и завечать, что надо. Говорят, там страшно. Всякие бесы могут показаться, и змеи, и лягушки, на тебя полезут. Человек может с ума сойти. Очерчиваться надо угольком или кочергой. Если этот цветок в кругу расцветет, тогда возьмешь. А если за кругом, не достанешь: тебя тути разорвут, как полезешь. Это только самый счастливый высмотрит. А цветок этот цветет в 12 часов. Так вот тогда и поползут все к человеку. И, говорят, нельзя оглядываться, что они там делают. А если оглянешься, с ума сойдешь» (Пономарева Александра Степановна, 1924 г.р., с.Кривец, Даровский р-н).
Считалось, что в ивановскую ночь на горе или дубах собираются ведьмы. В эту же ночь светятся и открываются клады. В ивановскую ночь гадали: на женихов, на судьбу, на здоровье. На каждого члена семьи завечали растение, заламывали его, а через несколько дней приходили и смотрели: чье засохнет, тот умрет. Плели венки и бросали в речку: поплывет по течению – к замужеству, против течения – к смерти, останется на смерти и завертится – к болезни. Клали под подушку 12 (40) разных травинок (цветов) и завечали: «Суженый-ряженый, приди по мой букетик!» Ночью во сне должен был явиться суженый.
Энциклопедия Земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.306-307
Эпоха – газетной строкой. Первые ясли
В городе Сарапуле 1909 год завершился появлением детских яслей, которые стали рождественским подарком купчихи Королевой малоимущей сарапульской детворе. Газета «Прикамская жизнь» писала об этом событии так: «Сарапул обогатился еще одним благотворительным учреждением – яслями для маленьких детей бедняков. Ясли открылись в доме Королевой. Дом пожертвован ею Благотворительному обществу».
Источник: Т.Пеганова. Эпилог длиной в эпоху – Сарапул 2013 г., с.196
На фото: дореволюционный Сарапул, улица Больше-Покровская
Назад к списку